Разбираться в изобразительном искусстве. Примерный план обсуждения произведения

The Village запускает новую рубрику о самообразовании. Еженедельно мы будем выбирать одну интересную тему, в которой можно разобраться своими силами - с помощью книг, курсов и лекций, в выборе которых редакции помогают приглашённые эксперты. Новый выпуск посвящён нестареющему вопросу: рассказываем, как углубить или наконец сформировать знания о том, что случилось в мировом искусстве в XX веке и что происходит сейчас.

Андрей Ковалёв,

художественный критик,
доцент факультета искусств МГУ

Во-первых, надо понимать, что русский язык оказался недостаточным для того, чтобы обозначить современное искусство как понятие. В английском языке есть слова modern и contemporary. Modern - это классический модернизм в разных вариациях, который начинается с Поля Сезанна и кончается Джексоном Поллоком. Затем начинается contemporary. Русский язык оказался к этому глух; всё принято называть «современным искусством». По-русски современным лучше считать искусство последней трети XX века.

Основная проблема заключается в том, что люди не хотят разбираться в современном искусстве и уверены, что они уже всё знают. Когда задаётся вопрос, что хотел сказать Казимир Малевич «Чёрным квадратом», предполагается, что человек уже знает ответ на этот вопрос и он сугубо отрицательный. Надо снять своё недоверие к тому, что писсуар Дюшана или ещё что-либо - это искусство.

Неясности обычно возникают со второй половины XX века. Чтобы разобраться, лучше купить путеводитель по МoМА, Гуггенхайму и Помпиду и просто прочитать: там всё объяснено. Есть неплохая книга Сэма Филлипса , самая простая. Книжек о современном искусстве много, но одной книги, которая простым языком ответила бы на ваш вопрос, нет. Чтобы понимать тенденции, нужно следить за молодёжными номинациями премии Кандинского и «Инновации», смотреть Венецианскую биеннале, «Документу», «Манифесту», конечно же. Кроме того, у нас считается модным ездить на ярмарки современного искусства, но даже мне, профессионалу, тяжело разобраться на большой ярмарке.

Судя по видеозаписям, хорошие лекции по искусству в Москве читает Ира Кулик в «Гараже» и сотрудники Третьяковки на Крымском Валу . Понять, на какие выставки ходить в городе, сложно: здесь у нас всё обвалилось. Раньше этим занималась художественная критика. То, о чём написал Валентин Дьяконов в «Коммерсанте», - на это нужно было идти 100 %. Но теперь почти все издания, которые публиковали художественную критику, закрылись. Кое-что можно узнать в The Art Newspaper, в «Артгиде». И понимаете, я могу сказать, что в галерею XL нужно обязательно идти, но ведь и там бывают плохие выставки. Много интересных выставок бывает в ММОМА, но бывает и очень много плохих. В «Гараже» примерно 80 % хороших выставок - к сожалению, это фактически единственное такое место.

Современное искусство гораздо проще, чем то, что висит в Лувре. Меня шесть лет учили, и то я до конца не всё понимаю, что там нарисовано. Вот вы уверены, что понимаете «Ночной дозор» Рембрандта? Три четверти искусствоведов не видят в «Ночном дозоре» главный сюжет - этот свет, который льётся неизвестно откуда. Его видят только суперпрофессионалы. А кто видит снег в «Боярыне Морозовой»? Искрящийся, чуть запачканный снизу снег. Секрет в том, чтобы больше смотреть. Для того чтобы понять этот снег, нужно посмотреть сто тысяч картин, а для того чтобы понять, что значит старый башмак - всего лишь прочесть сопроводительный текст.

Что читать

Сэм Филлипс. «...Измы. Как понимать современное искусство»

Универсальный путеводитель по группам, школам и стилям XX века для тех, кто застрял в своих знаниях на уровне школьных уроков МХК: английский искусствовед и автор журнала Frieze Сэм Филлипс раскладывает по полочкам течения, их суть и основных представителей - всё без лишней воды и аналитики.

Екатерина Андреева. «Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века»

Книга одного из ведущих российских художественных критиков и научного сотрудника Государственного Русского музея об эволюции изобразительного искусства от 40-х годов до наших дней. Большое внимание уделено и творчеству российских художников.

Роузли Голдберг. «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней»

Роузли Голдберг - основательница биеннале Performa и исследователь перформанса, не раз приезжавшая со своими выставками и в Москву. «Искусство перформанса» - это дополненное издание книги Голдберг 1979 года, как ясно из названия, глубоко погружающая в вопрос: три сотни страниц как о «Победе над Солнцем» и представлениях «Кабаре Вольтер», так и об акциях Мэтью Барни.

Борис Гройс. «Казимир Малевич»

В серии «Имена» издательство Ad Marginem публикует портреты-эссе выдающихся специалистов о представителях русского искусства. Например, здесь философ Борис Гройс разбирается в феномене Казимира Малевича и в его попытках создать вневременное искусство.

Дональд Томпсон. «Как продать акулу за 12 миллионов долларов. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах»

Полезная книга об экономике современного искусства, завязанная на истории с пятиметровой тигровой акулой, проданной Дэмиеном Хёрстом в частную коллекцию сначала за 50 тысяч фунтов, а спустя несколько лет - за 12 миллионов долларов. На примере этой и других историй Томпсон показывает, как арт-рынок формирует судьбу порой самых необычных произведений.

Что смотреть

Наталья Смолянская - о временных рамках современного искусства

Искусствовед и доцент «Русской антропологической школы» РГГУ рассказывает на «Постнауке» о том, каких художников вообще принято называть современными и как объекты становятся произведениями искусства. Там же - ещё одна небольшая лекция Смолянской, посвящённая происхождению и концепциям авангарда.

Академия Хана: «Век глобального конфликта »
и «1970 - настоящее время »

В запасе у некоммерческой образовательной организации «Академия Хана» - пожалуй, один из самых подробных путеводителей по истории искусства вообще и по процессам XX века в частности. Здесь можно обнаружить лекции не только о знаковых художниках, но и об архитекторах или фотографах, а также тесты и текстовые гиды по тому или иному периоду.

Эдинбургский университет: «Уорхол »

Временно ушедший на перерыв, но хитовый курс профессора Глина Дэвиса об одном из самых популярных художников XX века, поделённый на пять повлиявших на философию Энди Уорхола тем: знаменитости, секс, деньги, смерть и время.

Люк Сайсон - о том, как полюбить «бесполезное» искусство

Куратор нью-йоркского Метрополитен-музея и эксперт по искусству Возрождения рассказывает на TED о том, как ему пришлось сменить место работы и принять то искусство, которое раньше вызывало недоумение.

Университет Цинхуа: «Западное и китайское искусство: маcтера и классики »

В хорошем смысле консервативный курс пекинского университета, противопоставляющий историю искусства Запада и Востока. Стартует 6 апреля с Гомера и прочей античности, а к финалу доберётся до Марселя Дюшана и того же Энди Уорхола.

Паола Антонелли - о том, как в коллекции МоМА появились видеоигры

Крайне важная своим посылом лекция куратора Нью-Йоркского музея современного искусства о том, почему MoMa сделал выставку о Пакмане и почему художественные критики приняли в штыки тетрис рядом с картинами Пикассо.

«Универсариум»: Современное русское искусство

Стартующий летом и полезный более всего старшеклассникам на каникулах цикл лекций искусствоведа и научного сотрудника ММСИ Полины Зотовой и психолога Алеси Миюзовой, в котором на примерах самых известных работ XX века обещают выявить связь искусства с историей нашей страны.

Где учиться

«Несимметричные подобия »

Курс художественного критика и культуролога Ирины Кулик, в рамках которого она каждый год сводит в пары известных художников XX века. В этом сезоне цикла слушателей ждут столкновения Эгона Шиле с Хансом Беллмером, Энди Голдсуорси с Бэнкси, а также Вито Аккончи с Деннисом Оппенгеймом.

Где: музей «Гараж»

Стоимость: бесплатно

«Искусство XIX–XX веков »

В лектории Пушкинского музея, что в Колымажном переулке, к апрелю как раз закончили разбираться с Мане и Сезанном и перешли к XX веку: в течение пяти ближайших недель научные сотрудники музея расскажут последовательно о Хансе Арпе, Джексоне Поллоке, Рое Лихтештейне и искусстве последних десятилетий.

ГДЕ: лекторий ГМИИ имени Пушкина

КОГДА : среды февраля-апреля

СТОИМОСТЬ: абонемент на курс продан, разовая лекция - 100 рублей

«Современное искусство
и музыка »

Один из множества интересных циклов в Московском музее современного искусства: художник, основатель «Термен-центра» и преподаватель Школы имени Родченко Андрей Смирнов рассказывает о музыкальных тенденциях XX века. Курс стартует на этой неделе лекцией о музыке футуристов, экспериментальной музыке 50–70-х годов и концепции случайности Джона Кейджа.

ГДЕ: ММСИ на Тверском бульваре

СТОИМОСТЬ: 200–400 рублей

The Village выражает благодарность за помощь в подготовке материала Александру Журавлёву и Алине Глазун.

Какие лекции стоит посмотреть, чтобы начать разбираться в современном искусстве, но советуем не останавливаться на достигнутом. Наша новая подборка поможет сориентироваться в более объёмном предмете - классическом искусстве. Поскольку охватить такую широкую тему всесторонне всего в нескольких лекциях невозможно, мы подобрали материалы, которые подскажут, откуда стоит начать и в каких направлениях можно двигаться, изучая историю искусства до XX века, а также научат воспринимать классическое искусство в широком контексте и замечать в нём интересные параллели с современностью.

Основные течения классического искусства

Начинать изучать историю искусства лучше всего с основных течений и общей периодизации. Быстро разобраться в хронологии поможет таймлайн, подготовленный калифорнийским колледжем искусства и дизайна Отис. Двадцать семь коротких видео охватывают историю искусства от наскальной живописи до конца XVIII века. Отдельный плейлист на YouTube-канале колледжа посвящён художественным направлениям XIX века: реализму, импрессионизму и постимпрессионизму. Важно иметь в виду, что такая классическая периодизация описывает развитие именно западного искусства и практически не касается процессов, которые происходили в это время в культуре других регионов мира, из-за чего сегодня часто подвергается критике.

Дополнить общую картину поможет сайт «Академии Хана». Здесь в наборе коротких текстов, объединённых в разделе Art History, предлагается курс базовых знаний по всем основным вехам мировой истории искусства.

Собрание Метрополитен-музея

Если вы решили более детально углубиться в изучение конкретного периода или специфической темы, советуем обратить внимание на сайт нью-йоркского Метрополитен-музея. Здесь в открытом доступе представлена информация об огромной коллекции изобразительного и прикладного искусства музея, которая охватывает пять тысячелетий художественной культуры. Захотелось послушать полуторачасовой рассказ об искусстве гравюры во Франции XVIII века? Тогда вам точно сюда.

Лекции знаменитых музеев

Получив общее представление об основных направлениях в искусстве, стоит подробнее изучить его главных представителей и шедевры. Прежде всего имеет смысл исследовать собрания крупных музеев изобразительного искусства: обычно у них есть свои YouTube-каналы, где можно найти видеозаписи с информацией об основных произведениях из их коллекций. Например, подборка Третьяковской галереи предлагает лекции о «Явлении Христа народу» Александра Иванова, «Портрете М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского, «Неизвестной» Ивана Крамского и ещё двенадцати важных произведениях собрания.

ГМИИ им А. С. Пушкина запустил совместно с «Арзамасом» специальный проект , посвящённый его коллекции. Здесь можно проголосовать за то, какое произведение из музейного запасника включить в основную экспозицию, разобрать по частям десять произведений искусства XIX–XX вв. и детально изучить четыре шедевра коллекции, собрав их в виде пазла.

В особенно дружественном формате рассказывает о своём собрании британская Национальная галерея. Ежемесячно её сотрудники организуют так называемые Lunchtime Talks, в рамках которых кураторы вместе со зрителями выбирают наиболее интересную работу в музее и подробно обсуждают её. Видеозаписи лекций можно найти на канале Национальной галереи на YouTube.

Работы Вивьен Вествуд и искусство

Ещё один приятный способ изучать музейные коллекции - делать это вместе с харизматичными знаменитостями. Например, в этом небольшом видеоролике дизайнер Вивьен Вествуд рассказывает о коллекции лондонского музея Собрание Уоллеса и его влиянии на её собственные коллекции. В этом музее хранятся полотна Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара - главных художников рококо, кокетливого и насыщенного декоративными элементами художественного течения начала XVIII века, а также большая коллекция севрского фарфора.

Любимые произведения Джерри Солца

Короткий, но запоминающийся тур по музеям Нью-Йорка можно совершить вместе с художественным критиком Джерри Солцем. Бунтарь и звезда New York Magazine, чья страница в Facebook была заблокирована почти на год за публикации откровенных средневековых иллюстраций и гравюр, делится со зрителями своими любимыми произведениями разных периодов: от итальянского кватроченто до импрессионистов.

Свежий взгляд на классическое искусство

Беседа классика американского поп-арта Эда Рушея с директором нью-йоркского музея Коллекция Фрика в рамках проекта «Frieze Masters Talks» - незабываемый пример того, как субъективный взгляд на классическое искусство может сломать его традиционное восприятие. Художник выбрал несколько неочевидных работ из коллекции музея (в собрании которого шедевры таких мастеров, как Рембрандт, Вермеер, Гойя и Уистлер) и рассказал зрителям и своему собеседнику, что он в них видит. Узнав, что в картине Джованни Беллини Рушей в первую очередь усмотрел геометрические диагонали, уже упомянутый выше Джерри Солц заявил , что его жизнь никогда не будет прежней.

Искусство в контексте истории

Для того чтобы разбираться в искусстве, важно не только владеть фактами об истории его создания и технике исполнения, но и обладать умением критически его интерпретировать. Многие труды посвящены тому, каким образом мы смотрим на изображение и какие социальные и исторические факторы влияют на наше понимание и восприятие образов, даже классических. Курс «Sexing the Canvas: Art and Gender » на сайте Coursera обучает слушателей этому навыку, причём призывает сделать это за рамками канонических трактовок. Целью создателей курса было обратить внимание зрителя на то, как в классическом европейском искусстве традиционно преподносились феминность, сексуальность и вопрос взаимоотношения полов и как это повлияло на развитие культуры и общества. Сейчас запись на курс, к сожалению, недоступна - но когда она откроется, настоятельно советуем вам не терять ни минуты.

Обратить внимание на другой важный аспект понимания искусства - его нахождение в историческом контексте - предлагает декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Доронченков. Его курс на «Арзамасе» рассказывает о восьми шедеврах художников XIX века и том, каким образом в них отразились происходящие в то время в обществе социальные и культурные изменения.

Искусство вне времени

Понять, что классическое искусство не заканчивает свою жизнь с перемещением в музей, но продолжает отзываться эхом в последующих поколениях, помогает его изучение во временной перспективе. Предлагаем посмотреть выпуск образовательной передачи телеканала «Культура» «Academia», в котором ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина Виктория Маркова подробно рассказывает о «Джоконде» Леонардо да Винчи. Эта двухсерийная лекция (вторую серию можно найти ) интересна не только тем, что в ней подробно разбирается история создания «Моны Лизы», но и тем, что в ней затрагиваются другие актуальные вопросы: почему именно эта картина стала настолько известной, как она проникла в популярную культуру и каким образом именно она оказалась в столь многих работах современных художников - от дадаистов до Энди Уорхола.

Менее очевидную временную параллель провёл сокуратор выставки прерафаэлитов в лондонской галерее Тейт Джейсон Розенфельд. Он сравнил это художественно-поэтическое течение Викторианcкой эпохи с искусством современных британских художников группы YBA. О том, что общего можно найти у художественных направлений, которые на первый взгляд кажутся столь разными, Розенфельд рассказал на лекции в музее «Гараж».

) знает, как заинтересовать детей искусством. И сегодня она делится полезными советами. Слово Наташе.

Итак, вы решили приобщить ребенка к прекрасному, но не знаете, как к этой задаче подступиться. Для начала избавьтесь от сомнений, мешающих сделать шаг вперед.
За время работы в области искусства я часто сталкивалась с тремя типичными предубеждениями: искусство появляется из ниоткуда по прихоти художника, искусство скучное и искусство недоступное. Подчеркиваю, это предубеждения.

Предвосхищая сомнение начинающих изучение искусства, я написала три небольших пояснения:

1. Искусство - это язык. Это художественный язык, на котором можно говорить и который можно понимать. Искусство решает определенные задачи, а не снисходит на художника в виде вдохновения или творческого порыва. Сначала у художника появляется идея, затем он переводит ее на язык художественных образов с помощью техники, композиции, выбора определенного вида искусства, цвета и т.д. Чтобы оценить произведение во всей полноте, нужно разобраться, как внутреннее (идея) связано с внешним (произведением, выполненном в некотором материале).

Разворот из книги «Играем в искусство».

Для наглядности приведу пример из истории искусства.

Он связан с появлением стиля барокко. Контекст: XVI век, у католической Церкви проблемы из-за Реформации, власть пошатнулась. Задача: показать могущество и силу католической Церкви, ее богатство. Задача понятна. Какое решение? Художественное решение: огромные масштабы, динамичность и стремительность в композиции и рисунке, буйство красок, накал эмоций и любовь к кульминационным моментам в историях, обилие рельефов, резьбы и золота. Роскошь во плоти. Впечатляет? Конечно!

2. Искусство доступно всем , вопрос только в глубине восприятия.

Первый уровень, базовый, - узнавание объектов (например, вы видите, что на картине изображены люди в комнате, у одного из них есть крылья, а в вазе стоит букет белых лилий).

Второй уровень - вы можете определить сюжет, жанр или направление, то есть поставить это произведение в ряд других (например, вы опознали в картине именно сюжет «Благовещение»).

Третий уровень профессиональный - вы можете поместить произведение в контекст (например, это не просто «Благовещение», а это работа художника Симоне Мартини, который работал в традициях поздней готики, хоть и был современником Джотто, потому что тогда в Сиене… и так далее). Вы находитесь как минимум на первом уровне восприятия искусства - то есть оно доступно и вам тоже.

3. Искусство - это весело! Главное - превратить изучение в игру.

Как изучать искусство с ребенком дома?

Для начала определитесь, какими ресурсами для изучения вы обладаете. Самый минимум - интернет, время и большое желание. В ресурсы также входят: художественные альбомы дома или в библиотеке, детские занятия по истории искусства, музей. Идеально, если вы сможете сходить в музей и посмотреть произведения вживую.


Как рассказывать детям об искусстве. Шпаргалка-подсказка Наташи Кайя. Кликните по картинке — и она откроется в полном размере.

Должен ли взрослый разбираться в искусстве, чтобы изучать его с ребенком?

Желательно, но не обязательно.

С какого периода или с каких художников начать знакомство с миром искусства?

- Выберите, изучаете ли вы русское или зарубежное искусство.
- Выберите одно направление или одного художника. В первое время придерживайтесь своего выбора, чтобы не запутаться.

Лучше начинать с классического искусства (до ХХ века). Отлично подойдут передвижники или мирискусники. В зарубежном искусстве удобно начинать тоже с классиков - например, с постимпрессионистов. И начните с фигуративного искусства (изображен окружающий мир в узнаваемом виде).

Как подготовиться к изучению искусства с ребенком?

1. Почитайте хотя бы немного об эпохе и художнике. Попробуйте найти пару интересных фактов, которые наверняка останутся в памяти вашего ребенка.

Например, мирискусник Александр Бенуа всю жизнь собирал коллекцию детских игрушек и хранил ее в разбросанном по комнате виде, чтобы игрушки были в естественном для них состоянии.

2. Постарайтесь найти фотографию художника, его мастерской или его в компании друзей - детям проще говорить о конкретном человеке. И так художники запоминаются лучше!

3. Соберите несколько репродукций картин, которые вы посмотрите с ребенком (подойдет художественный альбом или распечатки из интернета).

Приступаем к изучению

1. Немного расскажите ребенку об эпохе (Тогда были телефоны, самолеты, телевизоры? А огромные магазины? А на чем передвигались? Где жили?). Можете опираться на собственные знания. Свои рассказы о художниках начала ХХ века я обычно начинаю словами: «Во времена, когда не было телевизоров, смартфонов, планшетов и жвачек, когда появились первые автомобили и лампочки были редкостью, жил-был художник..». Все, в глазах ребенка этот художник превратился в почти былинного персонажа, а сказки - это всегда интересно!

2. Покажите ребенку фотографию художника, его мастерской или его друзей. Обсудите внешний вид художника (А сейчас люди так одеваются? Как думаешь, какой у него был характер?). Задайте ребенку такой вопрос, чтобы он мог на минутку перевоплотиться в художника (Покажите походку этого художника. Как он красовался перед зеркалом в этой шляпе? Какой у художника был голос?)

3. После этого самое время познакомиться с произведениями.

Основной принцип

Начинаем обсуждение с того, что сделано, затем как сделано, а в завершении пытаемся понять, почему сделано именно так. То есть через простой анализ пробуем отгадать, как идея художника связана с конкретными техническими приемами.

Примерный план обсуждения произведения:

ЧТО :
- Что ты видишь? (например, люди, вещи, природа и пр.)
- Что происходит? (например, люди бегут, едят и пр.)
- Видел ли ты еще похожие произведения? (например, видел другие натюрморты). Задайте дополнительные вопросы, чтобы ребенок пофантазировал на тему произведения. Например, такие: Что было до или после события, изображенного на картине? Чей это завтрак? Чья эта комната? Где такая природа?

КАК (о технике художника):
- Красиво/некрасиво
- Похоже/непохоже
- Спокойно или динамично
- Какие линии (прямые, острые, упругие и пр.)
- Много ли различных цветов?
- Видны ли мазки?
- Картина с глубоким пространством или кажется плоской?
- Какое настроение в картине? (мрачно, возвышенно, радостно и пр.)

В завершении переходим к десерту - пришло время поиграть в искусство и заодно запомнить увиденное.

Примеры игр в искусство

1. Мозаика
Распечатайте картинку на формате А4 и разрежьте ее на квадратики. Перемешайте их. Нужно собрать картину по принципу обычной мозаики. Можно наперегонки.

2. Угадайка
Распечатайте 8-10 картинок произведений и напишите искусствоведческий диктант. Показывайте ребенку картинку 3-5 секунды. Он должен написать название произведения. Можно устроить соревнование среди детей: кто дал больше правильных ответов, тот победил.

Из книги «Играем в искусство».

3. Рисование по памяти
Это задание можно превратить в конкурс для детей. Покажите картинку примерно на 10 секунд. Спрячьте. Обсудите, кто что запомнил. Каждый пробует по памяти нарисовать композицию картины. Кто больше вспомнил, у кого больше сходства - тот и выиграл.

4. Перевоплощения
- Попросите ребенка повторить позы персонажей.
- Как и о чем говорят герои?
- Какая походка у персонажей?

Эксперимент. Ради интереса запишите свои впечатления от художника (или направления) и через некоторое время после начала изучения истории искусства вернитесь к этим записям. Изменится ли ваше восприятие этого художника (или направления) по мере накопления знаний по истории искусства?

Обложка поста: шпаргалка Наташи Кайя.

В основе ремесла хорошего рисовальщика 2 базовые вещи: умение контролировать свою руку и правильное видение. Если хотите создавать или дизайны сайтов, то без специальной подготовки тут не обойтись.

Следующие 6 разделов статьи, по сути, являются первым шагом в данном направлении — вы узнаете как научиться рисовать и с чего начать. Сразу после этого приступайте ко второй части темы и пройдите еще .

Это перевод заметки с Medium от Ralph Ammer (вся графика его же).

Совет. Для следующих 6 задач используйте один вид ручки и один тип бумаги (например, А5).

Ловкость рук – два тренинга

Первые два приема касаются контроля вашей руки. Следует набить руку, а также научиться координировать зоркость глаза и движение кисти. Механические практики отлично подходят новичкам. Позже вы сможете использовать их для пробы новых инструментов. Они также позволяют расслабиться и отдохнуть от умственной или физической работы. Итак, как правильно начать рисовать.

1. Много-много кругов

Заполните лист бумаги кругами разного размера. Старайтесь, чтобы круги не пересекались.

Научиться рисовать круги – это не так просто, как вы могли подумать. Заметьте, чем больше кругов на бумаге, тем сложнее добавить следующий. Нарисуйте их в двух направлениях и как можно больше.

Совет. Потрясите кистью руки, когда ее начнет сводить судорога, делайте так после каждого подхода.

2. Штриховка – создаем структуру

Заполните лист бумаги параллельными линиями.

Диагональные линии для нас самые простые, так как они соответствуют движению нашего запястья. Заметьте, что левша предпочитает противоположное направление штрихов, нежели правша. Взгляните на вашего любимого художника (в моем случае — это Леонардо да Винчи) и попробуйте угадать, какой рукой он писал?

Попробуйте другие направления штрихов. Получайте удовольствие от процесса штрихования. Объедините разные штрихи и наслаждайтесь тем, как бумага покрывается различными теневыми пятнами.

Совет. Не поворачивайте бумагу. Очень важно натренировать руку в разных направлениях.

Итак, после того как мы потренировали руку, нужно сделать упражнения на глаза!

Восприятие – научиться видеть

Рисование в первую очередь связано со зрением и с пониманием того, что ты видишь. Люди часто предполагают, что все видят одно и тоже, но на самом деле это не так. Вы всегда сможете улучшить и наработать качество зрения. Чем больше рисуете, тем больше видите. Следующие четыре приема заставят расширить ваш взгляд на привычные предметы. Это именно то, с чего начинают учиться рисовать на разных курсах.

3. Контур – покажи мне свои руки!

Вы видите эти разные увлекательные контуры вашей руки? Нарисуйте их на листе бумаги. Не пытайтесь воссоздать все, выберите лишь несколько самых интересных.

Неважно рисуете ли человека, растение или ваше любимое животное – вы создаете контур того, что видите. Контуры определяют тело или объект и дают возможность распознать рисунок. Задача состоит не в том, чтобы сразу отобразить все существующие отличительные черты, а чтобы научиться их видеть!

Даже если вы знаете форму объекта, все равно стоит присмотреться и изучить его заново.

4. Кьяроскуро — накладываем свет и тень

Нарисуйте кусочек ткани. Начните с контуров, а затем используйте навыки штрихования – найдите переходы светотени.

Это упражнение поможет вам научиться передавать свет и тень на бумаге. Я должен признать, что это не самый простой способ для начинающих. Имейте в виду, что необязательно делать идеальные переходы светотени. Ткань представляет собой игровое поле, чтобы попрактиковать навыки, полученные в предыдущих уроках. Плюс вы также поймете, как научиться рисовать светотень, используя только свою кисть руки.

Совет. Можете делать изогнутую штриховку для создания формы и перекрестную для достижения более глубоких теней, которые напоминают структуру ткани.

Совет. Прикройте глаза ненамного, когда смотрите на ткань. Вы увидите размытое изображение ткани и усиленный контраст между светотенью.

5. Перспектива — кубы в трехмерном пространстве

Давайте нарисуем кубики! Следуйте простым действиям.

Рисунок в перспективе – это проекция 3D объекта в 2D пространство (ваш лист бумаги).

Построение перспективы – это отдельная наука, которую нереально полностью рассмотреть в рамках одной статьи. Однако мы можем немного позабавиться в пределах простой техники, которая дает нам интуитивное чувство магии создания рисунка в перспективе.

Шаг 1. Нарисуйте горизонтальную линию. Это будет горизонт.

Шаг 2. Поставьте две точки по краям линии — две невидимые точки схода.

Шаг 3. Нарисуйте вертикальную линию в любом месте.

Шаг 4. Соедините концы вертикальной линии с точками схода.

Шаг 5. Добавьте еще две вертикальные линии, как указано ниже.

Шаг 6. Соедините их с точками схода.

Шаг 7. Теперь используйте черный карандаш или ручку, чтобы обвести кубик.

Повторите шаги с 3 по 7 столько, сколько пожелаете. Насладитесь построением! Получайте удовольствие от рисования, тогда у вас все получится. Можете заштриховать стороны куба.

Совет. Когда вы рисуете перекрестные линии, лучше слегка наложить одну линию на другую, так лучше видна форма.

Освоение перспективных чертежей поможет вам создавать иллюзию глубины. А самое главное, вы научите свой мозг видеть и распознавать трехмерное пространство. Это отличная практика как начать рисовать с нуля без каких-либо навыков.

Даже если решите пренебречь правилами перспективы и сделать «плоские рисунки», эти знания никогда не будут лишним, а наоборот поспособствует расширению вашего кругозора и обострению зрительного рецептора.

6. Построение композиции — почему именно здесь?

Сделайте 5 разных рисунков одного объекта. Располагайте предмет по-разному каждый раз.

По мере того, как будете создавать различные варианты расположения своего предмета на бумаге, старайтесь проследить то, как это меняет его коннотацию – значение.

У автора Ralph Ammer имеется еще несколько интересных статей, но именно эту нужно смотреть первой дабы понять с чего начать рисовать карандашом и не только. В комментариях хочется увидеть ваше мнение по поводу плюсов и минусов представленной методики. Какие упражнения действительно доставили вам удовольствие, какие нет? Что еще хотите знать по теме или, возможно, у вас есть свои наработки как научиться рисовать с нуля — пишите все это ниже.

P.S. Бесплатный и полный SEO анализ страницы сайта — sitechecker.pro . В раскрутке важны не только внешние факторы, но и сам веб-проект должен быть хорош.

Последние несколько лет изобразительное искусство стоит в одном ряду с экзистенциализмом, постмодернизмом, фотографией, поэзий и прочими вещами, которые из среднестатистического человека делают интеллектуала. Не разбираться в искусстве стало просто-таки неприличным. Если в сфера арта вам ориентироваться пока тяжеловато, мы не дадим вам сесть в лужу или унизиться перед какой-нибудь начитанной студенткой НГАХА или искусствоведом. TNR учиняет свой экспресс-ликбез, который позволит вам разбираться в искусстве не хуже Розалинды Краусс.

Допустим, вы согласились пойти на свидание в краеведческий музей или в Новосибирский художественный музей. Опрометчивый поступок, но с кем не бывает. Множество тяжелых картин, белки глаз бегают в приглушенном свете, умеющие говорить обсуждают жирные мазки, а вы невольно подслушиваете и чувствуете себя непросвещенной биомассой.

Во-первых, не стоит обращать ни на кого внимания и чувствовать себя изгоем или плебеем, ведь вы в правильном направлении! Чтобы разбираться в искусстве, недостаточно прочесть тонну книг, необходимо сначала научиться смотреть, а затем — видеть. Конечно, умение смотреть без определенных знаний не поможет вам поддержать беседу друга о кубизме Пикассо, но это станет хорошим началом и фундаментом для дальнейших знаний.

Искусство - самая привередливая женщина. Она никогда не посмотрит на вас, не будь у вас хотя бы примерных знаний философии, анатомии, физики и геометрии. Но на уровне Новосибирска не обязательно знать абсолютно все, чтобы обнаружить себя в постели с искусством в первый же вечер. Наш город редко может порадовать любителей минимализма, ориентализма, полиреализма и других не типичных для России видов изобразительного искусства с глубоким смыслом.

В Новосибирске обычно проводят выставки сюрреализма, натурализма, классицизма, иконописи, реализма и эстетики совриска. А это значительно облегчает вам задачу и экономит время.

Прежде всего, вам необходимо понять, что интернет - первый враг искусству, оценивать произведения через монитор, все равно, что смотреть порнографию, вместо того, чтобы заниматься сексом. Ваш желательный максимум в данном случае - скачивание книг людей, которые потратили на изучение арта чуть больше пяти минут, которые прочие диванные искусствоведы потратили за чтением «Ответов Mail.ru».

Например, вы можете скачать книгу Сэма Филлипса, Екатерины Андреевой, Дворжака Макса и других искусствоведов, разбирающихся в феномене интересующих вас художников. Но, вероятно, вы ничего не будете скачивать и не захотите тратить личное и интимное время на изучение книг, поэтому мы постараемся легко и доступно объяснить вам самые популярные виды изобразительного искусства, которые вы можете встретить в музеях, лофтах и галереях Новосибирска.

Сюрреализм — деформированная реальность

Картины сюрреалистов похожи на имитацию фантазий, паранойю, фантастические сны, попытку соединить несоединимое и изобразить невозможное — застывшую реальность. Рецепта удачной картины не существует, идеальный сюрреализм - это наша жизнь между мечтой и действительностью, скачущий на метле голый Дали и Джигурда во время поста. Сюрреализм легко распознать среди современного искусства: к нему относится все, что иррационально и не соответствует общепринятым стандартам, например, летящие слоны, коллажи, фантастические существа, места и явления. В общем, все, что имеет фантасмагоричный сюжет с экспрессивным выражением - сюрреализм.

Наверное, нам стоит повторить, что в Новосибирске крайне редко проходят выставки футуристов, неоавангардистов и магических реалистов, поэтому вам тяжело будет перепутать сюрреализм с прочими последствиями фрейдизма и наркотиков. Новосибирск искренне любит Дали и Магритта: если вы пойдете на сюрреалистическую выставку, то скорее всего на ней будут представлены картины именно этих художников.

Сюрреалисты: Джорджо де Кирико, Сальвадор Дали, Хуан Миро, Макс Эрнст, Иероним Босх, Рене Магритт, Фрида Кало, Тито Саломони, Роберт Веноза, Андрей Дугин.

Натурализм — запах навоза и скошенной травы

Если сюрреалистов считают создателями мифической природы, то натуралистов причисляют к выдающейся когорте художников, калькулирующих природу в ее настоящем, монументальном облике. Задача натурализма нарисовать фотографию, зафиксировать объективную реальность, чтобы от рыбака веяло застарелым потом, а солнце нагревало воздух внутри музея.

Натуралисты: Жюль Бастьен-Лепаж, Найт («Окликая паромщика»), Лермит («Выдача жалованья жнецам»).

Импрессионизм — секундный коуб

Картины импрессионистов выглядят как секундный коуб: как художник выдергивает на холст свои впечатления, чувства, подвижную картинку без каких-либо контуров и временных ограничений. Вот здесь вам пригодится умение видеть. Сейчас в Новосибирске проходит выставка постимпрессиониста Ван Гога на Вокзальной магистрали, 16.

Знания об импрессионизме рождаются на глазах и только в галерее: Ван Гог должен вас окружить, тогда у вас даже может случиться так называемый синдром Стендаля - это особое официально утвержденное медициной психической расстройство, которое вызывает чересчур проникновенный контакт с искусством. Это как оргазм, только хуже: смотришь на картину или слушаешь какую-нибудь мощную оперу, и у тебя учащается сердцебиение, кружится голова, может начаться натуральная истерика со слезами и обмороками.

Импрессионисты: Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо

Классицизм — пояс верности

Любимый вид искусства Новосибирского государственного художественного музея. Классицизм вы ни с чем не перепутаете, для него характерны строгость, логичность и выдержанность.

Классицисты : Никола Пуссен, Агостино Карраччи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Экспрессионизм — эмоциональная отдача

Экспрессионисты изображают свое эмоциональное состояние. Чтобы понять этот вид искусства, лучше всего самому стать экспрессионистом, плеснуть виски в стакан и нарисовать свою реакцию на санкции или государственный долг Новосибирска. Если вы нарисуете кричащего человека на Бугринском мосте, то вы испытали те же ощущения, что и во время заката.

Экспрессионизм - это прежде всего эмоциональная реакция, запечатленная маслом. В этих словах заключается счастье, потому что вы тоже так можете, только никогда не продадите свою мазню за баснословные деньги. И даже за 100 рублей.

Экспрессионисты: Эдвард Мунк, Джеймс Энсор, Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель.

Кубизм — геометрия маслом

Картины кубизма похожи на прозрачный алмаз, который находится в четырехмерном измерении и обнажает все свои грани. Кубисты дробят объекты на геометрические формы, а для оптического насыщения наслаивают стороны друг на друга, нарушают законы Евклида, придавая картинам собственное пространство.

Кубисты: Пабло Пикассо, Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан

Теперь, когда вы имеете максимально краткое представление о самых популярных видах изобразительного искусства в Новосибирске, мы вам расскажем самое главное, что вы должны знать об искусстве. Все эти виды — лишь жалкие ярлыки, которые помогают сориентироваться дилетантам, на самом деле, искусство отвергает любые привязки и нумерацию. Оно стирает временные и творческие рамки, становясь внутренним диалогом между зрителем и художником. Поэтому задавайте как можно больше вопросов картинам, а не «гуглу», и не бойтесь, что они покажутся неуместными или банальными. Когда картины начнут вам отвечать, вы искренне полюбите искусство, научитесь его читать и не пропустите не одной выставки в Новосибирске.