Самые необычные дуэли. Десять знаменитых дуэлей

История помнит о дуэлях, которые стали известны большому количеству жителей планеты. Известностью они обязаны участием в них таких знаменитостей, как Александр Пушкин, Александр Гамильтон, Михаил Лермонтов и др.

Топ самых известных дуэлей

Самые известные дуэли – это дуэли, в которых хотя бы один из участников – знаменитая личность в области политики, литературы, науки.

Известной дуэль могла стать и оттого, что за ней последовали какие-то другие события, получившие широкую огласку или повлиявшие на ход истории. Далее более подробно расскажем о поединках, в которых дуэлянтами были Пушкин, Марк Твен, Лермонтов, Гамильтон.

Дуэль Пушкина и Дантеса

О дуэли Пушкина с Геккерном (Дантесом) знает каждый культурный человек. Нелепый поединок унёс жизнь талантливейшего русского писателя. Это событие произошло в конце января 1837-го года в Петербурге. Получив смертельную рану на дуэли, Александр Сергеевич скончался спустя двое суток.


Пушкин вызвал Дантеса на дуэль из-за такого чувства, как ревность. В обществе ходили слухи о том, что Дантес влюблён в жену поэта, а так же о том, что он добился её расположения. Последней каплей стал анонимный пасквиль, доставленный Пушкину и его друзьям. В нём поэт был назван рогоносцем. Это произошло в ноябре 1836-го года. Из-за того, что Дантес сделал предложение родной сестре жены Пушкина, Александр Сергеевич отозвал свой вызов на поединок. Свадьба Дантеса состоялась в начале 1837-го. К сожалению, это бракосочетание не исчерпало конфликт между Геккерном и Пушкином, кроме того, шутки на счёт семьи Пушкина продолжали распространяться в обществе.

Спустя несколько дней поэт отправил приёмному отцу Дантеса оскорбительное письмо, после которого и получил вызов. Условия этой дуэли были очень жёсткими, однако поэт их принял. После выстрела Дантеса, поэт получил смертельное ранение в живот. Лёжа на снегу, он сумел сделать ответный выстрел, несерьёзно ранив своего соперника в правую руку.

Дуэль Лермонтова и Мартынова

В июле 1841-го года произошла ещё одна известная дуэль. Речь о состязании Лермонтова и Мартынова. К сожалению, многие обстоятельства того события остались до конца невыясненными, так как Мартынов и оба секунданта на суде, давая показания, старались приуменьшить свою вину. На дуэли Лермонтов был убит выстрелом в грудь.


Роковое для Лермонтова событие произошло недалеко от Пятигорска у горы Машук. На месте поединка не присутствовал врач, не стоял там и экипаж на случай ранения или смерти одного из участников поединка. Эти обстоятельства позволяют предположить, что все участники дуэли до последнего момента надеялись, что Лермонтов и Мартынов согласятся на примирение, и никто стрелять не станет. Однако мирного исхода не вышло. Поэт умер, не приходя в сознание, уже через несколько минут после рокового выстрела.

Дуэль Гамильтона и Бёрра

В июле 1804-го года состоялась дуэль между двумя видными политическими деятелями США – это Аарон Бёрр и Александр Гамильтон. Последний выпустил несколько достаточно оскорбительных памфлетов в адрес Бёрра, что и стало причиной того, что Аарон Бёрр вызвал Гамильтона на поединок.


Дуэли в Нью-Йорке к тому времени были запрещены. Бёрр, Гамильтон и их секунданты отправились тайно на этот поединок. Он прошёл в штате Нью-Джерси в уединённом скалистом месте.

После прозвучавшей команды Гамильтон заметно медлил с выстрелом, Бёрр же выстрелил и попал в своего соперника, у которого в результате оказались поражёнными печень и позвоночник. У Гамильтона возможности сделать ответный выстрел не было, да он и не хотел его производить. Погибший до поединка в своей предсмертной записке писал, что его моральные и религиозные принципы против дуэлей.

Самая известная дуэль в истории

Самой известной дуэлью в истории считается так называемая «дуэль миньонов». Поединок состоялся в апреле 1578-го года в одном из парижских парков. Её участниками были приближённые короля Генриха III, которых называли миньонами, и приближённые герцога де Гиза.


Эта дуэль не имела под собой политической подоплёки. Причиной стало нелестное замечание о поведении некоей дамы. Главные соперники этого поединка – Келюс и Д’Антраг. Каждый из них пришёл на дуэль с двумя секундантами.

Надо отметить, что королём выяснение отношений посредством дуэлей было категорически запрещено. Тем ни менее, противников это не остановило. «Дуэль миньонов» стала известна тем, что в ней участвовали не только Д’Антраг и Келюс, но и четверо секундантов, которые по дуэльному кодексу были обязаны сделать всё возможное для примирения сторон.


Над могилой погибших участников этой дуэли по приказу неутешного короля был воздвигнут мраморный памятник. В конце шестнадцатого века восставшие легисты уничтожили этот великолепный монумент. «Дуэль миньонов» стала причиной появления моды на участие в дуэлях не только самих дуэлянтов, но и их секундантов. Подобная сцена описана Александром Дюма в романе «Графиня де Монсоро».

Кроме противостояний один на один в мире были и другие интересные схватки. .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Что такое дуэль? Это поединок между двумя людьми, регламентированный особым кодексом. Его цель - удовлетворить желание одного из дуэлянтов. Подобные поединки проходили, как правило, внутри определенных общественных слоев. Что такое дуэль? Это способ разрешения конфликта, который использовался преимущественно представителями аристократии. Дуэли давно уже запрещены. О том, как они проводились, мы знаем преимущественно из художественной литературы.

Правила

Дворянин оскорблений не терпел. В случае, если была задета его честь или честь его близких, он требовал сатисфакции. Человек, который нанес оскорбление, конечно же, теоретически имел право отказаться. Но такой поступок стал бы позором для него.

Поединок проходил по строго установленным правилам, с которыми был ознакомлен каждый аристократ. Даже тот, кому еще не доводилось стреляться на дуэли. Что такое кодекс? Это свод правил, которым следовали аристократы. Но на протяжении истории дуэлей он менялся. Так, изначально использовали исключительно холодное оружие. Дворяне пребывали в постоянной готовности драться на дуэли. В любой момент они имели при себе саблю, меч, рапиру или шпагу. В XVIII столетии все чаще стали использовать пистолеты.

Вызывать на дуэль принято было в уважительном, спокойном тоне. Как известно из произведений классической литературы, ни один поединок не обходился без секундантов. Довольно часто присутствовал неподалеку врач. Следить за дуэлью могли, конечно, и родственники, но превращать поединок в спектакль считалось дурным тоном.

Оскорбивший и оскорблённый до поединка не встречались друг с другом. Договориться об условиях дуэли им помогали секунданты. Поединок должен был состояться в уединенном месте в раннее время. Вспомним дуэль Онегина. В шестой главе произведения Пушкина герой опаздывает на поединок, кроме того, нарушает несколько правил. Но Онегина делает это намеренно. Он понимает, что на именинах Татьяны вел себя неправильно, и надеется, что ему не доведется стрелять в безобидного Ленского.

Сегодня человек, которому нанесли оскорбление, отправляется в суд. Или пытается простить обидчика. Поединки давно запрещены. Как уже было сказано, о них современный человек знает из исторических источников и художественной литературы, например, романов «Отцы и дети», «Евгений Онегин». Немецкая кинолента «Дуэль братьев» повествует о событиях двадцатых годов минувшего столетия. В названии фильма это слово использовано в переносном значении. Ниже представлена краткая история дуэлей и рассказано о самых знаменитых поединках.

Бои без правил

В старину никаких дуэлей не былο. Между людьми устраивались так называемые судебные пοединки. Такие сражения, конечно, мало общего имели с классическими дуэлями. Допускалось, например, выставлять вместо себя другого человека. Считалось, что всё зависит от божьей воли, а потому и не имеет значения, кто именно дерется. Пο пοнятиям людей, οдерживал пοбеду всегда тοт, на чьей стοрοне правда.

Однако в выигрыше нередко οставался явный злοдей, а честный челοвек терпел пοражение. Всевышний был далеко не всегда объективен. Пοэтοму пοстепеннο такие пοединки сοшли на нет, так как οказались нежизнеспοсοбными.

Средневековье

Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.

Зарождение дуэльной культуры

Родина поединков между аристократами - Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.

Пик популярности

Массοвая дуэльная лихοрадка пришлась на XVI-XVIII века. Двοряне стали гибнуть в οгрοмнοм кοличестве. Этο вынудилο кοрοлей издавать закοны, направленные прοтив крοвавых пοединкοв. Нο пοмοгали οни слабο. Люди прοдοлжали с пοразительным упοрствοм убивать друг друга. Причём пοвοдοм для схватки мοг служить прοстο кοсοй взгляд или неучтивый тοн.

Втοрοе дыхание смертельные пοединки пοлучили в XIX веке, кοгда в οбихοд вοшлο οгнестрельнοе οружие. Здесь уже физические данные прοтивникοв не играли никакοй рοли. Οчень мнοгοе зависелο οт удачи. Ведь стреляли пο οчереди, сοгласнο жребию. Стοяли же прοтивники в двадцати шагах друг οт друга, так чтο прοмахнуться былο слοжнο.

Дуэльный кοдекс

Именнο в XIX веке οкοнчательнο сфοрмирοвался свод правил проведения честного поединка. Их неукοснительнοе выпοлнение считалοсь хοрοшим тοнοм. Οтклοнения же οт нοрм и правил пοрицались. Вызοв на дуэль οсуществлялся либο в устнοй фοрме, либο в письменнοй. Причём οскοрбленный дοлжен был сοοбщить ο желании вступить в пοединοк в течение сутοк.

Самым οпасным считался пοединοк, кοгда прοтивники стреляли οднοвременнο пο кοманде распοрядителя. В этοм случае мοгли пοгибнуть οба. Максимальнοе расстοяние между дуэлянтами οбычнο не превышалο тридцати шагοв. Этο примернο 15-20 метрοв, пοэтοму прοмахнуться былο практически невοзмοжнο. Если же первый стрелявший всё же прοмахивался, тο втοрοй мοг οставить за сοбοй правο выстрела на неοпределённый срοк или, выстрелив в вοздух, разрешить кοнфликт самым благοприятным для всех οбразοм.

В России

Здесь дуэльная лихοрадка началась в кοнце XVIII века, в периοд οкοнчания царствοвания Екатерины II. Императрица умерла в 1796 гοду, а пοединки при ней случались крайне редкο. Этοму в немалοй степени спοсοбствοвал "Указ ο пοединках", изданный в 1787 гοду. Участникам стοль непригляднοгο действия грοзила ссылка в Сибирь. Если же дуэль заканчивалась убийствοм, тο οставшемуся в живых участнику светила катοрга.

Огромное число поединков пришлοсь на годы правления Николая I. Именно в этот период прοшли дуэли с участием таких известных личнοстей, как Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Грибоедοв. Стоит сказать, что сам царь подобные мероприятия терпеть не мог. Дуэлянтов незамедлительно οтправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летальнοгο исхοда мοгли даже разжалοвать в рядοвые. Но для аристократов был другой закон - закон чести. Они не боялись ни смерти, ни наказания, и продолжали стреляться с удивительным упοрствοм. Кроме того, участие в пοединках считалοсь хοрοшим тοнοм.

Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль - Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных. Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта.

Поединки между соперниками были обычным делом во все времена – у различных сословий и разных народов. Где-то дрались только до первой крови (как, например, викинги), а где-то – до гибели одного из дуэлянтов. В некоторых странах бои проходили в присутствии множества зрителей, в других же – совершенно секретно. Оружие при этом могло быть также самым разнообразным.

Интересная вещь: если двое сходятся и лупят кулаками друг друга, это считается недостойным поведением. А если два поединщика устраивают дуэль, это говорит об их чести и достоинстве. Разумеется, кое-кто считал дуэлянтов просто задирами, подающими дурной пример, однако очень многие полагали, что настоящие мужчины должны вести себя именно так.

Со временем дуэли сделались основным способом решения частных конфликтов, из-за чего погибло множество людей. В ряде стран дуэли были запрещены законом, однако все равно проводились. Появились даже правила их проведения. К примеру, в 1836г. во Франции вышел специальный кодекс для дуэлянтов, хотя сами дуэли здесь были уже официально запрещены. И этот кодекс благополучно был принят к действию не только во Франции, но и во многих других странах мира, например, в России.

Правила жестко регламентировали поведение участников боя, которые до этого могли ставить противнику подножки, бить его в спину и даже добивать раненого. Также согласно правилам, при вызове на дуэль обидчика следовало ударить по лицу или бросить белую перчатку ему под ноги. После этого выбиралось «место действия», приглашались доктора и двое секундантов, из которых один назначался распорядителем. Дуэлянтам разрешалось опаздывать на поединок не более чем на пятнадцать минут. Когда же все были на месте, распорядитель традиционно обращался к противникам с предложением помириться. Если те отказывались, то далее выбиралось оружие для поединка и вымерялось расстояние. Поединщики расходились к барьерам и после команды распорядителя стреляли друг в друга.

Перед дуэлью они договаривались также о том, будут ли стрелять одновременно либо поочередно. Обычно стрельба производилась с тридцати шагов. Иногда оба противника получали ранения или даже погибали.

Если стреляли по очереди, то первый выстрел делал тот, кто вызвал на поединок. Тот, кого вызвали, мог разрядить свое оружие в воздух. Раненому дуэлянту разрешалось стрелять лежа. В том случае, если оба соперника оставались живы и невредимы, они жали руки друг другу и расходились.

Помимо огнестрельного, дуэлянты использовали также холодное оружие – шпаги, сабли, ножи. Некоторые оригиналы использовали для выяснения отношений топоры, трости, бритвы, канделябры и так далее. Впрочем, в таких боях секундантам было нелегко следить за действиями дерущихся, а кроме того, силы дуэлянтов часто оказывались неравными. Поэтому большинство соперников старалось не прибегать к такого рода оружию.

Запрет дуэлей

Дуэли во Франции были запрещены в XVI веке. Причиной этого послужила гибель тысяч и тысяч аристократов. Подобные законы действовали также в других государствах, однако все было тщетно…

Если властям становилось известно о проведенном поединке, они примерно наказывали дуэлянтов, чтобы неповадно было другим. Кардинал Ришелье, к примеру, ввел для них смертную казнь, которую в редких случаях заменяли ссылкой при полной конфискации имущества. Это относилось не только к дуэлянтам, но также к секундантам и зрителям.

При Петре Первом в России также была введена (впервые) смертная казнь за участие в дуэли, а согласно указу Екатерины Великой, провинившихся либо ссылали в Сибирь, либо сажали в тюрьму. Николай Второй отправлял дуэлянтов на войну в качестве рядовых.

Однако все было напрасно. Мало того, в России стали стреляться без врачей, без секундантов, с расстояния в десять шагов! Единожды выстрелив, противники не расходились, а дрались «до попадания». Понятно, что большинство дуэлей заканчивалось чьей-либо смертью.

Женские дуэли

Удивительно, но среди дуэлянтов были и женщины, которые сражались еще суровее и изощреннее мужчин: женские поединки гораздо чаще заканчивались смертью. Зачастую они перерастали в настоящую бойню с участием секунданток и подруг-зрителей. Если дрались на шпагах, то кончик оружия частенько смачивали ядом, если же стрелялись, то до тяжелого ранения или чьей-нибудь кончины.

Известная оперная певица Жюли д’Обиньи много раз сражалась на дуэлях с дамами и даже мужчинами. Однажды на балу она выступала против троих соперников и сумела их ранить. Чтобы избежать казни, Жюли пришлось провести несколько лет за пределами Франции.

Истории известны и довольно забавные женские дуэли. К примеру, та, что произошла из-за композитора Ференца Листа между его возлюбленной Мари д’Агу и любвеобильной французской писательницей Жорж Санд. В качестве оружия эти решительно настроенные дамы выбрали… свои длинные ногти. Поединок происходил в доме Листа, причем сам композитор в это время отсиживался у себя в кабинете. «Дуэль на ногтях» закончилась вничью; поорав и изрядно исцарапав друг друга, дамы разошлись. После этого Жорж Санд уже не добивалась расположения Листа.

А как вам такой факт: упомянутая нами императрица Екатерина Вторая, запрещавшая дуэли в России, в молодости (до восшествия на престол) участвовала в вооруженном поединке и не раз исполняла обязанности секунданта у прочих дам.

Самые известные мужские дуэли

А.С. Пушкин участвовал более чем в сотне дуэлей. Его противниками были многие известные люди того времени (к примеру, Кюхельбекер), однако последней для поэта стала дуэль с Дантесом, распространявшим злые шутки о Пушкине и его семье. Получив смертельное ранение, российский гений скончался через два дня.

Живший в эпоху Возрождения датский астроном Тихо Браге сражался однажды на мечах с родственником, который ухитрился отрубить ему часть носа. Всю последующую жизнь Браге провел с серебряным протезом в носу…

Лермонтов и Мартынов считались приятелями, что, однако, не спасло их от рокового поединка. Причиной противостояния послужили шутки, которые поэт отпускал в адрес Мартынова. Итог всего этого оказался далеко не шуточным: пуля пробила Лермонтову сердце и легкие…

Два английских джентльмена – член парламента Хамфри Ховарт и вельможа граф Берримор — поссорились в пабе и назначили дуэль. Ховарт, бывший армейский хирург, явился на нее абсолютно голым, хотя он не был шутником, тем более извращенцем. Просто как медику ему было известно, что раненые умирают, как правило, не от самих ран, но от инфекции, занесенной с одежды. Увидев своего противника в таком виде, граф Берримор расхохотался и объявил, что не станет стрелять в голого мужика, а также не желает быть убитым им. Дуэль, таким образом, не состоялась.

В довольно своеобразном поединке участвовал Александр Дюма: проигравший по жребию должен был себя убить. Знаменитому писателю не повезло. Дюма вышел в другую комнату и выстрелил в воздух, после чего вернулся и объявил, что целился в висок, однако промахнулся.

Седьмой американский президент Эндрю Джексон в молодости сражался на дуэли с человеком, который оскорбил его жену. Эндрю получил ранение в грудь, и хирурги не сумели извлечь пулю. Она осталась у Джексона на всю жизнь…

Довольно известна дуэль миньонов (приближенных французского короля Генриха III) с гизарами (сторонниками герцога де Гиза), в которой четверо участников было убито, а двое – серьезно ранено. По приказу короля на могиле погибших установили мраморный памятник.

Французский аристократ, к тому же красавец и ловелас, граф де Бутвиль дрался на дуэлях двадцать раз, и это при том, что кардинал Ришелье запретил их в стране под страхом смертной казни. Конечно, Ришелье знал обо всех этих поединках своего любимца и постоянно прощал его. Однако в двадцатый раз Бутвиль перешел все границы, устроив разборку средь бела дня, причем при большом скоплении парижан. Этого кардинал простить просто не мог, не уронив свою репутацию. И графу публично отрубили голову.

Дрался на дуэлях и первый канцлер Германии Бисмарк, в двадцати семи поединках он проиграл только два сражения, получив легкие ранения. Кстати, в Германии в то время запрещались дуэли только со смертельным исходом, а вот такие, завершающиеся легкими ранениями, нет.

Но самая примечательная дуэль в мире состоялась в 1808 году, она проходила на воздушных шарах. Молодые люди не поделили даму и решили вот таким оригинальным образом выяснить отношения. Выиграл в этом поединке не самый меткий, а самый хитрый стрелок, который выстрелил в шар – и его соперник просто разбился.

И под конец стоит сказать, что во многих странах Латинской Америки поединки были запрещены лишь на рубеже тысячелетий, то есть совсем недавно, а в Парагвае разрешены и по сей день…

Самые известные дуэли мира:

1. Александр Пушкин - Жорж де Геккерн (Дантес), 1837 год, Петербург.

Причиной дуэли стали чувства. Конфликт между Пушкиным и офицером-кавалергардом, приемным сыном посла Нидерландов, зрел долго. Первая запланированная дуэль - после получения поэтом анонимного «диплома рогоносца», в котором был намек на связь Дантеса с Натальей Пушкиной - не состоялась из-за сватовства де Геккерна к сестре его жены. Второй вызов исходил уже от его новоявленного родича. После женитьбы Дантеса на Екатерине Гончаровой в обществе продолжали курсировать неприятные слухи о семье поэта. Пушкин, не отличавшийся легкостью характера и посчитав, что их распространителем является де Геккерн, отреагировал очень остро, отлучив его и его родственников от дома в довольно грубой форме. Тут же, что было предсказуемо, последовал вызов. Роковой выстрел прозвучал 8 февраля 1837 года неподалеку от Черной речки под Петербургом. Условия дуэли (на которых настоял сам Пушкин) были жесткие и оставляли мало возможностей для выживания. Расстояние между противниками составляло всего двадцать шагов. Барьер был установлен в десять шагов, и стрелять противники могли в любой момент на пути к нему. Первым выстрелил Дантес, ранив Пушкина в живот. После смены забившегося снегом оружия, истекающий кровью поэт тоже произвел выстрел, легко ранив де Геккерна в руку. Спустя два дня от полученного ранения Александр Пушкин умер. А Дантесу, приговоренному за дуэль к смерти, пришлось спешно покинуть Россию. Он дожил до старости и сделал хорошую политическую карьеру.

2. Михаил Лермонтов - Николай Мартынов, 1841 год, Пятигорск.

Официальной причиной дуэли, в которой от руки майора Мартынова погиб поручик Лермонтов, стали колкости и остроты, которые поэт регулярно позволял себе допускать в отношении офицера. Говорят, что последней каплей стало когда за два дня до дуэли известный острослов назвал своего оппонента «горцем с большим кинжалом». Однако есть мнению, что настоящим поводом для смертельной схватки могло послужить соперничество из-за сердца дамы. Встретились Мартынов и Лермонтов на склоне горы Машук вечером 15 июля 1841 года. Точно неизвестны условия дуэли - майор и его секунданты говорили о разных «барьерах». Однако факт остается фактом - Михаил Лермонтов получил смертельное ранение в грудь и умер на месте, так и не успев сделать выстрела. Чтобы подтвердить, что его оружие было заряжено, позже из него выстрелили в воздух. После дуэли Мартынов был осужден военно-полевым судом на три месяца ареста, а наложенную на него духовную епитимью отбывал в Киеве.

3. Владимир Новосильцев - Константин Чернов, 1825 год, Петербург

Причиной нашумевшей дуэли стал отказ одного из богатейших женихов того времени, флигель-адъютанта Владимира Новосильцева, жениться на сестре поручика Семеновского полка Константина Чернова. На отмене помолвки настаивала мать молодого человека. В итоге он поддался на ее уговоры, но Чернов посчитал, что честь его семьи оказалась задета, послал вызов. Не смотря на все усилия влиятельной Екатерины Новосильцевой, дуэль состоялась 14 сентября 1825 года на окраине Петербурга, на окраине Лесного парка. Новосильцев и Чернов стрелялись с расстояния восьми шагов, что практически не оставляло им шансов. Они спусти курки одновременно. Поручик Чернов погиб на месте, а флигель-адъютант Новосильцев прожил еще день. Неподалеку от места дуэли безутешная мать возвела церковь и богадельню.

4. «Дуэль миньонов», 1578 год, Париж.

Этот сюжет позже вошел в роман Александра-Дюма-отца «Графиня де Монсоро». В кровавой схватке приняли участие с одной стороны трое «миньонов» (то есть сторонников) короля Генриха II, а с другой - сторонниками его политического противника, герцога де Гиза. Причиной конфликта двух зачинщиков дуэли, как водится, стала дама. Граф де Келюс застал барона де Антрага у своей любовницы, и на следующий день позволил себе пошутить, что эта дама «более прекрасна, чем добродетельна». Вызов последовал незамедлительно. Противники встретились 27 апреля 1578 года в парке Турнель. Сначала в схватку вступила одна пара бойцов, позже к ней присоединились четверо секундантов. Собственно, в живых остались только пара зачинщиков дуэли - Келюс, получивший в общей сложности 19 ранений, и раненый в руку Антраг. Их секунданты схватки не пережили. Но и граф прожил после дуэли недолго. Спустя месяц он сел на лошадь, у него открылись раны и он спустя несколько дней умер.

5. Эндрю Джексон - Чарльз Дикинсон, 1806 год, Кентукки.

За двадцать лет до того, как стать президентом США, Джексон принял участие в известной дуэли, поразив насмерть известного стрелка, адвоката Дикинсона. Причиной для вызова стало нелестное высказывание о прошлом жены бывшего тогда сенатором Джексона. Вызов не заставил себя долго ждать. Встретились дуэлянты на границе штатов Кентукки и Тенесси, на заводах Харрисона на Ред-ривер. Однако формально это была территория Кентукки, так как в Тенесси дуэли уже были объявлены вне закона. Первым, как сторона, принявшая вызов, стрелял Дикинсон, ранивший будущего президента США. Пуля прошла совсем недалеко от сердца. Однако политик не дрогнул и ответным выстрелом наповал убил Дикинсона.

6. Александр Гамильтон - Аарон Берр, 1804 год, Нью-Джерси.

Эта дуэль считается известнейшей а американской истории. Поводом для нее стал долгий политический конфликт между бывшим министром финансов США и главным федералистом Гамильтоном и вице-президентом страны (президентом тогда был Томас Джефферсон) Аароном Берром. Последний баллатировался в губернаторы Нью-Йорка, но его старый противник всячески мешал ему. Вопрос Берр захотел решить дуэлью. Политические оппоненты встретились около поселка Вихавкен (штат Нью-Джерси). Гамильтон не попал в противника (а по некоторым свидетельствам просто выстрелил в воздух), после чего получил от Берра пулю в живот. На следующий день он умер. Дуэль послужила одной из причин преследования политика, обвиненного также в измене и ряде других преступлений. Ему пришлось бежать в Европу и лишь спустя несколько лет он смог вернуться на территорию США.

7. Миямото Мусаси и Кодзиро Сасаки, 1612, остров Гонруй.

В японской культуре дуэли занимали огромное значение, но шли иначе чем в Европе. Там противники надолго замирали друг перед другом, кружили, и дело чаще всего решалось одним ударом. Моменты поединков японских самураев очень любят режиссеры, часто включая их в свои фильмы. Одна из известнейший дуэлей в стране восходящего солнца произошла в 1612 году между двумя известными фехтовальщиками Миямотой Мусаси и Кодзиро Сасаки. Причиной поединка, согласно легенде, послужили их разные взглдяды на искусство фехтования. ГОворят, Мусаси появился на несколько часов позже, чтобы сломить волю противника. Кодзиро напал на самурая, применив свой коронный прием "выпад ласточки", но прежде, чем его клинок опустился, Мусаси смог нанести смертельный удар. Позже победитель этой дуэли, которому пришлось спасаться от учеников поверженного противника, стал известным японским художником.

В октябре 2002 года Джорджу Бушу и Саддаму Хусейну предложили разрешить свои разногласия на дуэли. Разумеется, всерьез это воспринято не было. А жаль. Глядишь, сотни тысяч жизней были бы спасены. Увы! Времена честных поединков надежно списаны в архив.

Впрочем, далеко не у всех древняя традиция дуэлей вызывала восторг. Замечательный русский журналист А.С. Суворин писал: «Как я кипел негодованием против этого позорного и подлого убийства, которое называется дуэлью. Разве исход дуэли суд Божий, а не случайность или искусство стрелка?

Попробуем ответить на этот вопрос.



XV столетие. Италия. Зарождение дуэлей

Классическая дуэль в Западной Европе зародилась в эпоху позднего средневековья, примерно в XIV веке. Родиной дуэли стала Италия, где на улицах городов часто бушевали уличные бои вроде тех, что описаны в Ромео и Джульетте. Молодые знатные итальянцы все чаще средством отмщения мнимых и настоящих обид выбирали бой наедине с оружием в руках. В Италии такие поединки называли схватками хищников или боем в кустах, потому что дрались обычно до смерти и в уединенном месте, как правило, в каком-нибудь перелеске. Участники дуэли встречались наедине, вооружались только шпагой и дагой (кинжалом для левой руки) и вступали в поединок, пока один из них не падал замертво. Число дуэлей стремительно росло, и вскоре последовали запреты Церкви, окончательно оформленные решениями Тридентского собора. Собор в 1563 году с целью изгнать совершенно из христианского мира отвратительный обычай, введенный хитростью дьявола, чтобы привести к погибели душу кровавою смертью тела, определил наказание дуэлянтам, как за убийство, и сверх того отлучение от церкви и лишение христианского погребения. Впрочем, никакого эффекта это не возымело. Более того, дуэли легко перешагнули Альпы и начали свое торжественное шествие по Европе

XVI-XVII столетие. Классический период. Франция. Первая дуэльная лихорадка

Французские дворяне и военные, познакомившиеся с дуэлью во время Итальянских войн (1484-1559), стали благодарными учениками итальянцев.

Во Франции дуэль быстро вошла в моду как в столице, так и в провинции. Участие в поединке стали считать хорошим тоном, для молодежи она стала своеобразным экстремальным спортом, способом обратить на себя внимание, популярным развлечением! Как следствие, дуэль быстро перекочевала из укромных мест, как это было принято в Италии, на улицы и площади городов и в залы дворцов, включая королевский. Четких дуэльных правил в первое время не существовало. Положения рыцарских трактатов действовали только в теории, так как в те времена военный или дворянин, читающий книги, был скорее исключением, нежели правилом. Для них, по выражению одного из современников, пером служила шпага, чернилами - кровь их противников, а бумагой - их тела. Поэтому постепенно складывался неписаный кодекс для урегулирования поединков. Любой дворянин, которому нанесли оскорбление, мог вызвать обидчика на поединок. Допускался также вызов в защиту чести родных и близких. Вызов (картель) мог быть брошен в письменной или устной форме, лично или через посредника. С 70-х годов XVI века предпочитали обходиться без особых формальностей, а от вызова до поединка могло пройти несколько минут. Причем такую дуэль, следующую сразу за оскорблением и вызовом, общественное мнение расценивало как более престижную и благородную.

Повод для вызова мог быть самым незначительным. Достаточно быстро появился специфический типаж любителей дуэли - бретеров, всюду ищущих повода для поединка, обожающих рисковать собственной жизнью и отправлять на тот свет противников. Воспетый Александром Дюма в романе «Графиня де Монсоро» Луи де Клермон де Бюсси д`Амбуаз (вполне историческая личность) был как раз из таких. Однажды он дрался, поспорив о форме узора на шторах, причем намеренно отстаивал далекую от истины позицию, специально провоцируя собеседника. Часто дуэли были вызваны соперничеством на любовном фронте. Обычно такой поединок был заурядной местью, хоть и обставленной с должным изяществом. Картели получали те, кому удавалось добиться выгодного назначения, престижной награды, получить наследство. Проходили поединки из-за лучшего места в церкви, на монаршем приеме или балу, из-за спора о достоинствах лошадей, охотничьих собак. Главное правило дуэлей было простым: получив оскорбление, вы можете сразу послать вызов, но тогда право выбора оружия принадлежит противнику. Однако оставалась лазейка: чтобы сохранить это право за собой, обиженный провоцировал обидчика бросить вызов. Для этого в ответ на оскорбление он сам обвинял собеседника во лжи и клевете. По свидетельству выдающегося юриста того времени Этьена Паскье, даже адвокаты не изобретали столько уловок в судебных процессах, сколько их придумывали дуэлянты, чтобы выбор оружия принадлежал именно им. Отказ от дуэли был невозможен. Без урона для чести отказаться от дуэли могли лишь люди старше 60 лет. Минимальный возраст для участия в поединках определялся 25 лет, но на деле бились уже с 15-16. Если дворянин носит шпагу, то обязан уметь защитить свою честь с ее помощью. Болезнь и увечье тоже могли считаться уважительной причиной для отказа от поединка. Правда, отдельные теоретики утверждали: если у одного из противников нет глаза - второй обязан завязать глаз себе, если нет конечности - прибинтовать к телу соответствующую у себя и т.д. Особ королевской крови вызывать на поединок запрещалась - их жизнь принадлежала стране. Порицались поединки между родственниками, между сеньором и вассалом. Если конфликт рассматривался судом, то решать его дуэлью уже было нельзя. Унижением в глазах света было требовать дуэли с простолюдином. По традиции, между лицами, которые бились на дуэли, после поединка должны возникать только дружеские отношения. Вызывать человека, который на предыдущем поединке победил тебя и оставил жизнь, было все равно что затевать дуэль с родным отцом. Это позволялось лишь в том случае, если победитель кичился победой, унижал побежденного. В качестве оружия на французских дуэлях использовали шпаги, иногда дополненные дагой в левой руке, реже случались поединки только на кинжалах или с двумя шпагами. Обычно дрались без кольчуг и кирас, часто снимали и верхнюю одежду - камзолы и колеты, оставаясь в одних рубашках или с обнаженным торсом. Так избавлялись от сковывающих движения одеяний и одновременно демонстрировали противнику отсутствие спрятанного доспеха. Чаще всего дуэли того периода завершались смертью или тяжелым увечьем одного их участников. Щадить противника было дурным тоном, а сдаться - унижением. Редко кто проявлял благородство, разрешая подобрать выбитое из рук оружие или подняться с земли после ранения - чаще убивали упавшего на землю и обезоруженного. Впрочем, такое поведение во многом объяснялось самой горячкой боя, а не жестокостью. Ссора Ашона Мурона, племянника одного из маршалов Франции, с пожилым капитаном Матасом произошла в 1559 года на охоте в Фонтенбло. Мурон был молод, горяч и нетерпелив. Он выхватил шпагу и потребовал драться немедленно. Опытный военный, капитан Матас не только выбил у юноши шпагу, но и прочел ему нотацию о пользе фехтовальных навыков, заметив при этом, что нападать на опытного бойца, не умея драться, не стоит. Этим он решил ограничиться. Когда же капитан отвернулся, чтобы залезть в седло, взбешенный Мурон ударил его в спину. Родственные связи Мурона позволили это дело замять. Что характерно, обсуждая поединок в светских салонах, дворяне недоумевали, как опытный капитан мог допустить такую неосмотрительность, а не порицали бесчестный удар. Французские короли первое время присутствовали при самых знаменитых поединках. Однако довольно быстро их позиция сменилась. В 1547 году сошлись в поединке шевалье де Жарнак и де ля Шатеньери. Шпага Жарнака поразила де ля Шатеньери - известнейшего бойца своего времени и фаворита короля в колено и поединок был прекращен. Шатеньери был очень разгневан, не позволил себя перевязать, а спустя трое суток скончался. Генрих II отменил обязательность присутствия короля на дуэлях и даже стал их осуждать. Впрочем, первые королевские запреты привели не к исчезновению поединков, а наоборот, к увеличению их числа, причем теперь в ход пошли спрятанные под рубашкой кольчуги и групповые нападения. Именно тогда появились секунданты, которые следили за соблюдением правил и в случае необходимости могли вмешаться. Но в 1578 году произошла дуэль, после которой секунданты также стали драться между собой. При дворе короля Генриха III было несколько молодых дворян, обласканных королем. Все они отличились на военном поприще, вызывающе одевались, ценили развлечения и галантные (и не только) приключения. За свой вид и поведение они получили прозвище «миньоны» (красавчики). В «Графине де Монсоро» Дюма по-своему изложил историю миньонов. Мы же расскажем о том, что было на самом деле.

Конфликт начался с частной ссоры одного из миньонов - Жака де Леви, графа де Келюса с Шарлем де Бальзаком д`Антрагом, бароном де Дюна. Причиной ссоры стала некая дама, интересовавшая их обоих. Во время беседы с соперником, Келюс, как бы шутя, сказал д`Антрагу, что тот дурак. д`Антраг, так же смеясь, ответил, что Келюс лжет. Противники явились в Турнельский парк к пяти часам утра, каждый в сопровождении двоих друзей. Один из секундантов Антрага, Рибейрак, как и было положено, пытался примирить соперников, но секундант Келюса Можирон грубо прервал его и потребовал немедленно боя с ним. После этого и двое оставшихся секундантов, Ливаро и Шомберг стали драться за компанию. Можирон и Шомберг погибли на месте, Рибейрак умер через несколько часов после поединка. Ливаро был покалечен - шпага начисто срезала ему щеку - и погиб через два года на другой дуэли. Антраг отделался легкой раной в руку. Келюс несколько дней боролся за жизнь, но скончался от множества ранений. Эта дуэль имела два очень важных последствия. Во-первых, она стала первым групповым поединком, после которого бои секундантов вместе с дуэлянтами стали входить в моду. Во-вторых, король, хотя и издал несколько актов против дуэлей, велел захоронить тела погибших миньонов в прекрасных мавзолеях и возвел над ними чудесные мраморные статуи. И французское дворянство поняло такую позицию короля соответствующим образом: драться, конечно, запрещено, но, на самом деле, сверхпочетно. Так началась настоящая «дуэльная лихорадка». Ордонанс 1579 года, изданный королем по настоянию Генеральных штатов, грозил наказанием за дуэль, как за оскорбление величества и нарушение мира, но кровь лилась рекой вопреки всем запретам. Только за 20 лет правления Генриха IV (1589-1610) на дуэлях, по подсчетам современников, погибло от 8 до 12 тыс. дворян (а некоторые современные историки приводят цифру в 20 тыс.). Однако королевская казна была вечно пуста, и потому вместо наказания, положенного по ордонансам, выжившим дуэлистам даровали «королевское прощение». За те годы таких бумаг было выдано более 7 тыс., причем они принесли казне около 3 млн. ливров золотом только на нотариальном оформлении. В таких условиях, когда драться стало модно и престижно, быстро мельчали и поводы для дуэли. «Я дерусь просто потому, что я дерусь» - говаривал легендарный Портос. В жизни было то же самое! Скажем, четверо достойных шевалье отправляются на встречу с другой четверкой (повод для конфликта имеется только у двоих из восьми). Вдруг один из первой четверки не может появиться - скажем, у него разболелся живот. Оставшиеся трое идут к условленному месту, и им навстречу попадается совершенно незнакомый дворянин, спешащий по своим делам. Они приветствуют его и говорят: «Достойный господин! Мы попали в затруднительное положение: их четверо, а нас - трое. Расклад не в нашу пользу. Не могли бы вы помочь нам?» И правила вежливости того времени требовали от незнакомца, ответить, что ему оказали честь, и что и он, и его шпага, полностью к услугам просящих о помощи. И он отправлялся вместе с троицей и вступал в бой с человеком, о котором даже ничего и не слышал до этого момента. Борьба королей с дуэлями вступила в новую фазу при кардинале Ришелье. Эдикт 1602 года угрожал самым тяжким наказанием (смертной казнью и полной конфискацией имущества) безразлично как участникам, так и секундантам и присутствовавшим. Несмотря на такую строгость закона, число дуэлей почти не уменьшалось. В правление Людовика XIV было издано одиннадцать эдиктов против дуэлей, но и в его правление королевские прощения выдавались практически всем. Последние французские дуэли проходили уже с использованием нового огнестрельного оружия, хотя поначалу здесь не обходилось без курьезов. Виконт Тюренн и граф Гиш затеяли стреляться из аркебуз. Точность выстрелов была малой: не повезло двум лошадям и одному зрителю - они были убиты. А дуэлянты, как ни в чем не бывало, помирившись, двинулись восвояси.

XIX столетие: закат дуэлей в Европе

В XIX веке дуэли в Европе становятся скорее исключением, нежели правилом поведения. Пережившая революцию, Франция воспринимала поединки чести как старый сословный предрассудок, рухнувший в небытие вместе с монархией Бурбонов. В Империи Наполеона Бонапарта дуэли тоже не прижились: корсиканец лично их презирал, и когда шведский король Густав IV послал ему вызов, ответил: «Если королю непременно угодно драться, я пошлю к нему в качестве уполномоченного министра любого из полковых учителей фехтования». Причины дуэлей порой по-прежнему были смехотворно ничтожными. Например, в 1814 году в Париже известный и дуэлянт шевалье Дорсан на одной неделе имел три дуэли. Первая состоялась, так как противник «косо посмотрел на него», другая потому, что офицер-улан «слишком дерзко взглянул» на него, а третья из-за того, что знакомый офицер «вообще не взглянул на него»! К середине XIX века единственной западноевропейской страной, где законы еще допускали дуэли, осталась Германия. Кстати, Германия стала родиной знаменитых студенческих дуэлей на отточенных шлегерах (рапирах). Дуэльные братства, которые образовывались при каждом университете, регулярно проводили поединки, впрочем, больше похожие на спортивные состязания. За 10 лет с 1867 по 1877 год только в маленьких университетах - Гиссенском и Фрейбургском прошло по несколько сотен дуэлей. Они почти никогда не имели смертельного исхода, так как принимались всевозможные предосторожности: дуэлянты надевали особые повязки и бандажи на глаза, шею, грудь, живот, ноги, руки, а оружие дезинфицировалось. По свидетельству одного врача в Иене, который с 1846 по 1885 год присутствовал на 12 000 поединках, не было ни одного случая со смертельным исходом.

Другой тенденцией XIX века стало положение на бумагу дуэльных традиций и правил, т.е. составление дуэльных кодексов. Впервые дуэльный кодекс опубликовал граф де Шатовильярт в 1836 году. Позднее общепризнанным в Европе стал дуэльный кодекс графа Верже, изданный в 1879 году и обобщивший накопленный столетиями опыт.

Дуэль в России

Три века в Западной Европе лилась кровь, сверкали шпаги и гремели выстрелы на поединках чести. А вот в России было тихо. Первая дуэль здесь произошла только в 1666 году. Да и то между иностранцами, состоящими на русской службе. Это были офицер Патрик Гордон, шотландец, впоследствии учитель и соратник царя Петра, и майор Монтгомери, англичанин. В 1787 году Екатериной Великой был издан «Манифест о поединках». Дуэль в нем осуждалась как насаждение чужестранное. За раны и убийство на дуэли наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления. Если же поединок оканчивался бескровно, то участникам дуэли и секундантам устанавливался штраф, а обидчика пожизненно ссылали в Сибирь. Любой, прознавший о дуэли, был обязан донести о ней властям. А врачам строго запрещалось лечить раны, полученные на «французских глупостях».

И вот на заре XIX века, в правление Александра I, когда в Европе дуэльный обычай вступал в закатную пору, в России началась своя дуэльная лихорадка. «Я вас вызываю!» - звучало повсеместно. Штабс-капитан Кушелев ждал шесть лет возможности сойтись на дуэли с генерал-майором Бахметьевым. Когда-то тот избил палкой молодого Кушелева, только поступившего на службу в гвардию. Хоть ему и было всего 14 лет, но обиду Кушелев не забыл и не простил. Сговорились стреляться «до повалу», но оба промахнулись. Бахметьев извинился, инцидент был исчерпан, но история на этом не закончилась. Один из секундантов, Венансон, как и положено по закону, донес о состоявшемся поединке военному губернатору Санкт-Петербурга. Состоялся суд. Постановили Кушелева повесить, Бахметьева и трех секундантов лишить чинов и дворянского достоинства. Но приговор должен был утвердить император. А Александр I взял и отменил решение суда. Кушелеву император назначил наказанием лишение звания камер-юнкера, Венансона велел посадить на неделю в крепость, а затем выслать на Кавказ, остальных вовсе отпустил. В итоге, Венансон, единственный, кто действовал по закону, пострадал больше всех. Император встал на сторону общественного мнения, а не закона.

Оскорбления, приводившие к дуэлям, условно делили на три категории:

1) Легкие; оскорбление касается несущественных сторон личности. Обидчик нелестно отозвался о внешности, привычках или манерах. Оскорбленный мог выбрать только род оружия

2) Средней тяжести; оскорбление было бранным. Тогда оскорбленный мог выбрать род оружия и род дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти)

3) Тяжелые; оскорбление действием. Пощечина или тумаки и прочее рукоприкладство, а также очень тяжелые обвинения от обидчика. Потерпевший мог выбрать род оружия, род дуэли и назначал расстояние.

В России дуэли, как правило, проходили на пистолетах. Изначально пользовались европейскими правилами. Так, распространенной была дуэль с неподвижными стрелками. Это был поочередный обмен выстрелами не более чем через минуту. Очередность определяли жребием. Иногда на таком поединке вначале противников ставили спиной друг к другу. По команде оба они разворачивались и стреляли либо по очереди, либо кто быстрее. Расстояние на таких поединках было от 15 до 35 шагов, но секунданты могли договориться и на меньшее. Дуэль с «барьерами» - самая распространенная. Противников ставили на расстоянии в 35-40 шагов. Перед каждым из них проводили черту, ее могли обозначить флажком, тростью, брошенной шинелью. Эту метку называли «барьер». Между барьерами дистанция была в 15-20 шагов. По команде «вперед!» дуэлисты шли навстречу, взведя курки. Оружие следовало держать дулом вверх. Скорость - любая, нельзя стоять и отступать, можно ненадолго останавливаться. Первый выстрел мог сделать любой участник. А вот уже после первого выстрела тот дуэлянт, который еще не стрелял, мог потребовать, чтобы его противник дошел до своей метки. Отсюда и происходит знаменитое выражение «к барьеру!». Второй выстрел, таким образом, проходил на минимальной дистанции. Дуэль на параллельных линиях - самая редкая. Проводилось две черты на расстоянии 15 шагов друг от друга. Противники шли каждый по своей линии, расстояние постепенно уменьшалось, но минимум его был задан расстоянием между линиями. Порядок стрельбы произвольный, скорость движения и остановки тоже. Впрочем, были и чисто русские изобретения, такие как дуэль «через платок», когда противники стояли друг перед другом на расстоянии растянутого по диагонали платка, а из двух пистолетов заряжался только один по жребию, дуэль «дуло в дуло» точно такая же, только заряжены оба пистолета; и «американская дуэль», когда обмен выстрелами заменялся самоубийством по жребию.

Самым знаменитым российским дуэлянтом был граф Федор Толстой по прозвищу Американец. В поединках от его руки пало 11 человек, а по некоторым сведениям даже 17. Кстати, наказали его за дуэль только один раз. Убийство гвардейского офицера А.И. Нарышкина стоило ему недолгого заточения в крепости и разжалования в солдаты. Но тут началась война с Наполеоном, и Толстой смог проявить себя как отважный боец. За один год от солдата он дослужился до полковника! А вот судьба Федора Толстого наказала суровее, чем власти. Имя каждого убитого на дуэли Американец записывал в свой синодик. У него было 12 детей, почти все умерли еще во младенчестве, выжили только две дочери. С каждой детской смертью в синодике напротив имени убитого на дуэли человека появлялось короткое слово: «квит». По легенде, после смерти 11-го ребенка, когда кончились имена, Толстой сказал: «Слава Богу, хоть мой курчавый цыганеночек будет жив». Дочь Прасковья, «цыганеночек», действительно выжила. Дуэльные байки тех времен не менее увлекательны, чем современные рассказы охотников или рыбаков. Много баек ходило и о Толстом. Так рассказывали, что однажды у него возник спор на корабле с морским офицером. Толстой послал моряку картель, но тот заявил, что Американец гораздо лучше стреляет, и требовал уравнять шансы. Толстой предложил дуэль «дуло в дуло», а моряк считал, что честнее бороться в воде, пока один не утонет. Толстой не умел плавать, и моряк объявил его трусом. Тогда Американец схватил обидчика и вместе с ним бросился за борт. Выплыли оба. Но у моряка случился сердечный приступ, и он скончался.

Рассказывают также, что однажды к Американцу в отчаянии обратился его хороший знакомый с просьбой быть его секундантом. Назавтра ему предстояло стреляться, и он опасался за свою жизнь. Толстой посоветовал другу как следует выспаться и обещал его разбудить. Когда на утро друг проснулся, он понял, что время дуэли уже настало и, испугавшись, что проспал, кинулся в комнату Толстого. Тот спал без задних ног. Когда же друг растолкал Американца, тот пояснил ему, что накануне съездил к противнику друга, оскорбил его, добился вызова и стрелялся с ним час тому назад. «Все в порядке, он убит» - пояснил товарищу Американец, перевернулся на другой бок и продолжил спать. Кстати, в 1826-м чуть не случилась дуэль Толстого с Пушкиным, ее расстроила целая череда совпадений. А так, кто знает, может быть, жизнь поэта, частого участника дуэлей, прервалась бы раньше.

Короли, президенты и политики на дуэлях

В 1526 году дело чуть не дошло до дуэли между двумя самыми могущественными монархами Европы. Император Священной Римской империи Карл V назвал бесчестным человеком короля Франции Франциска I. Тот ответил вызовом. До поединка не дошло, но этот инцидент сильно поднял авторитет дуэли в массах.

Русский император Павел I вызвал на дуэль всех монархов Европы, опубликовав вызов в гамбургской газете - секундантами же у него должны были быть генералы Кутузов и Пален. Последний, кстати, несколько позже собственноручно убил императора. Но не на дуэли, а как заговорщик.

Шведский король Густав Адольф, прославленный полководец первой половины XVII века, энергично преследовал дуэли своими указами. Но когда оскорбленный его пощечиной полковник армии, не имея возможности вызвать самого короля, оставил службу и выехал из страны, король нагнал его на границе и сам вручил ему пистолет со словами: «Здесь, где кончается мое королевство, Густав Адольф уже более не король, и здесь, как честный человек, я готов дать удовлетворение другому честному человеку».

А вот прусский король Фридрих Вильгельм I посчитал унижением для себя принять вызов от некого майора. Он выставил вместо себя офицера гвардии, который и защитил честь монарха. Формально король был абсолютно прав, но в свете его не одобрили.

В России одного офицера оскорбил Александр III, еще будучи цесаревичем. Офицер не мог вызвать наследника престола на дуэль, поэтому послал ему записку, требуя письменного извинения, в противном случае угрожая покончить с собой. Цесаревич не отреагировал. По истечении 24 часов офицер в точности исполнил свое обещание и застрелился. Император Александр II резко отчитал сына и приказал ему сопровождать гроб офицера на похоронах.

Что же касается знаменитых некоронованных политиков, то многие из них также были причастны к дуэлям. Так, в 1804 году вице-президент США Аарон Бурр решил баллотироваться на пост губернатора штата Нью-Йорк. Александр Гамильтон, первый секретарь казначейства, публично обвинил его в ненадежности. Последовал вызов. Бурр смертельно ранил Гамильтона и предстал перед судом. В тюрьму он не попал, но репутация его была загублена. Теперь его помнят единицы, а потрет Гамильтона известен многим - он на 10-долларовой банкноте. В 1842 году Авраам Линкольн анонимно позволил себе оскорбить демократа Джеймса Шилдса. Он написал, что тот «такой же лжец, как и дурак». Шилдсу удалось выяснить, кто был автором. В Иллинойсе дуэли были запрещены, и соперники были вынуждены поехать для дуэли в соседний штат Миссури. Однако секундантам удалось уговорить Линкольна извиниться, а Шилдса принять извинение.

Революционер-анархист Бакунин вызывал на поединок Карла Маркса, когда тот пренебрежительно высказался в адрес русской армии. Интересно, что, хотя Бакунин, как анархист, и был противником всякой регулярной армии, он вступился за честь русского мундира, который носил в молодости, будучи артиллерийским прапорщиком. Однако Маркс, в юности не раз дравшийся на шпагах со студентами Боннского университета и гордившийся шрамами на своем лице, вызова Бакунина не принял, так как его жизнь теперь принадлежала пролетариату!

Некоторые курьезные случаи на дуэлях

200 лет назад молодую вдову Сан-Бельмонт оскорбил некий повеса. Он не желал биться с женщиной, и ей пришлось переодеться мужчиной и найти самостоятельный повод для вызова. На поединке она выбила у него шпагу и только тогда раскрыла тайну - его победила женщина. Противник был пристыжен вдвойне.

Популярным французским анекдотом была история о дуэли двух офицеров. Один из них опаздывал на поединок, и его секундант заявил противнику: «Лейтенант Макмахори просил передать, что, если вы торопитесь, можно начинать без него».

Однажды в Англии собрались биться двое лордов. Перед началом дуэли один из участников заявил о несправедливости: соперник был значительно толще. Тот тут же предложил отметить на себе контуры соперника и не засчитывать попадания за пределы отмеченной зоны. Растроганный противник от дуэли отказался.

Во многих вариациях рассказывают анекдот о самой известной театральной дуэли, меняя имена участников и название пьесы. Суть сводится к тому, что после нескольких неудачных попыток во время представления убить на дуэли персонажа, его партнер подбежал к нему и со злости пнул его ногой. Спасая положение, актер закричал: «Боже мой, его сапог отравлен!». После чего упал «замертво».

И, наконец, легендарная «американская дуэль» с участием Александра Дюма. Поссорившись с неким офицером, он был вынужден принять его условия дуэли. Один заряженный револьвер, шляпа, а в шляпе две бумажки с надписями «смерть» и «жизнь». Кто вытянет «смерть», должен застрелиться сам. «Смерть» вытянул Дюма. Простившись с друзьями, он удалился в соседнюю комнату. Грянул выстрел. Распахнув дверь, секунданты увидели в комнате невредимого Дюма, который произнес: «Промахнулся!»

Экзотические дуэли

В 1645 году в Лондоне состоялся поединок в темном подвале на колунах. В конце концов противники попросту устали - колуны были тяжелыми - и помирились.

Молодые французы Пик и Гранпер боролись за сердце примадонны королевской оперы. Когда дело дошло до дуэли, эти бравые ребята решили провести поединок не на земле, а на небесах. Оба поднялись в небо на воздушных шарах. На высоте 200 м шары сблизились на расстояние прицельного огня. Гранпер выстрелил из шомпольного ружья первым, и попал в оболочку шара противника. Летательный аппарат загорелся и камнем пошел вниз. На грешной земле выяснилось - красотка сбежала за границу с третьим воздыхателем.

Не менее экзотической была дуэль между двумя английскими офицерами в Индии. Англичане просидели несколько часов в темной комнате, куда запустили очковую змею. В конце концов, кобра все-таки укусила одного из дуэлянтов.

Совсем уж странная дуэль чуть было не состоялась в России с участием легендарного авантюриста и мистификатора графа Калиостро. Калиостро обозвал шарлатаном врача наследника престола будущего Павла I. Лейб-медик вызвал его на дуэль. Граф выбрал оружием две пилюли, одну из которых начинят ядом. Однако медик от такой «дуэли» отказался.

Во Франции происходили дуэли на бильярдных шарах, тростях, бритвах и даже распятиях. А в России пристав Цитович и штабс-капитан Жегалов бились на тяжелых медных канделябрах. Цитович выбрал это «оружие», так как не умел ни фехтовать, ни стрелять из пистолета.

Говорят, что Хемингуэй, будучи корреспондентом на Итальянском фронте во время Первой Мировой, был вызван на дуэль и предложил условия и оружие: на двадцати шагах и ручные гранаты.

Известны случаи, когда в дуэлях участвовали и женщины. Причем иногда защищая честь мужчин. В 1827 году во Франции мадам Шатеру узнала, что ее муж получил пощечину, но не потребовал сатисфакции. Тогда она сама вызвала обидчика на дуэль и серьезно ранила его шпагой. А оперная певица Мопэн вообще имела репутацию настоящей бретерши. Она имела нрав весьма необузданный и брала уроки у лучшего в то время учителя фехтования. На одном из приемов Мопэн оскорбила одну из дам. Ей предложили покинуть зал, но она поставила условие, чтобы с нею ушли и все недовольные ее поведением мужчины. Нашлось трое смельчаков, и всех их одного за другим оперная фурия по очереди заколола. Людовик XIV, весьма непримиримо настроенный к дуэлям, восхищенный смелостью Мопэн, помиловал ее.