Советская подземная лодка боевой крот. Дрожь земли: «Змей Мидгарда» и «Боевой крот

Рассказывая о разработке этого уникальнейшего сверхоружия, невозможно не вспомнить американский фантастический триллер «Дрожь земли». В отличие от киношного монстра-червя, убивавшего все живое на своем пути, советским конструкторам удалось создать его реальный механический прототип.
Однако советский механический «крот» самоликвидировался вместе с находившимися внутри людьми.

Без «Крота» и жизнь не та

Как это чаще всего и бывает в научном мире, разработкой машины, которая могла бы свободно проходить глубоко под землей и внезапно совершать диверсии в тылу врага, занимались конструкторы разных стран. Это была одна из идей фикс ХХ века. Тем не менее, лидерство в данном направлении принадлежит москвичу Петру Рассказову, который первым в 1904 году схематично изобразил подземный самодвижущийся аппарат.

Здесь следует сразу отметить, что все связанное с изобретением «кротовьего» механизма с самого начала сопровождается многочисленными и разнообразными отступлениями, сильно попахивающими мистикой.

Рассказова якобы случайно убила шальная пуля во время революции 1905 года. Потом его чертежи пропали, и со временем чудесным образом материализовались в Германии.

Две мировые сверхдержавы начали работать над аналогичным проектом одновременно. В СССР в начале 30-х годов этим проектом руководил инженер Александр Требелев. На пятки ему наступал немецкий коллега Хорнер фон Вернер.

Треблеву, одержимому идеей соорудить машину, которая копировала бы подлинные кротовьи умения, якобы удалось дойти до создания опытного образца. Но на этом дело и стало. Гитлеровцы тоже своего «Midgard Schlange» («Змей Мидгарда», так звали чудовище из скандинавской саги) не запустили: проект стоил баснословных средств, по этой причине щепетильные немцы его и свернули.

Взяли украденное, но свое

Дальнейшая история создания советской подземной субмарины чем дальше, тем глубже обрастает конспирологическими деталями, поскольку постепенно теряются документальные обоснования тех или иных событий. Наверное, в данном случае эти нюансы можно списать на закон жанра. Или, если угодно, на засекреченность темы как таковой.

Тем не менее, именно заимствованный опыт зарубежных разработок «боевых кротов» в сталинском СССР был взят за основу. О том, что его основу заложил русский ученый, никто больше не вспоминал. Курировал тему лично министр госбезопасности Советского Союза В. С. Абакумов. О подробностях задания, которое Виктор Семенович дал лично президенту Академии наук СССР Сергею Ивановичу Вавилову, по-видимому, еще не пришло время узнать – эти детали до сих пор скрыты под грифом «совершенно секретно».

Зловещая тайна советского боевого «Наутилуса»: погиб, вгрызаясь в недра

Утверждается, что советский «Боевой Крот» все же был создан. И подземную боевую машину наделяли невиданными доселе способностями: якобы она оснащалась ядерной силовой установкой наподобие классической атомной субмарины. Описываются и технические характеристики советской механической «Дрожи земли»: 35 метров в длину, 3 метра в диаметре. Управляли всем этим пятеро человек экипажа, скорость «Боевого крота» 7 километров в час.

Советский «Крот» мог вгрызаться в землю с 15 десантниками на борту, к 1962 году все было готово к «практическому применению». В 1964 году пилотный экземпляр подземной субмарины создали до степени «схода со стапелей».

Конспирология создания «Боевого крота» изобилует деталями, которые на сегодняшний день не имеют научного подтверждения. В частности, к отцам-основателям подземной боевой машины причисляют академика Андрея Сахарова.

Описания практического применения «Крота» есть (они датируются 1964 годом), но этот опыт больше похож на финал фантастической повести, нежели на результат научного эксперимента: якобы на десятиметровой глубине подземная лодка рванула, и это был ядерный взрыв. Находившиеся в испарившемся аппарате люди погибли.

… Тайна советского «Большого Крота» напоминает сюжет с перевалом Дятлова. Но если в случае с историей гибели группы советских альпинистов для исследователей сегодня открыты если не все, то очень многие детали происшедшего, то с судьбой подземной советской субмарины до сих пор больше неясностей, чем какой-либо фактурной определенности, на которой можно было бы строить обоснованную версию создания и испытания советской научно-технической разработки.

Возможно, кто-то из вас, уважаемые читатели, смотрел фильм режиссера Джона Эмиела «Земное ядро» (The Core). По сюжету картины земное ядро перестает вращаться, что может привести к гибели всего человечества. Чтобы спасти всех от Армагеддона, группа американских ученых и инженеров создает подземную лодку, при помощи которой отправляется прямо к ядру Земли, чтобы восстановить его вращение посредством взрыва нескольких атомных бомб.

Все это, конечно, фантастика. Однако в XX веке сразу несколько стран, включая СССР и Германию, разрабатывали подземные лодки. Прототипом для них служил так называемый проходческий щит. Впервые проходческий щит был применен в Великобритании при строительстве туннеля под Темзой еще в 1825 году. С его же помощью были сооружены большинство тоннелей метро в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

В России о создании подземной лодки задумались еще в начале XX века. Так, в 1904 году инженер Петр Рассказов отправил в британский технический журнал статью, в которой рассказал о возможности создания специальной капсулы, способной преодолевать большие расстояния под землей. Но в том же году во время волнений в Москве ученый был убит шальной пулей. Так же создание подземной лодки приписывают другому российскому ученому Евгению Толкалинскому. Будучи инженером-полковников Царской армии, он зимой 1918 года смог через финский залив сбежать из страны. Он сделал карьеру на одной из шведских фирм, усовершенствовав знакомый нам проходческий щит.

Александр Требелевский

Но по-настоящему серьезно за этот проект взялись лишь в 1930-х годах. Инженер Александр Требелевский (в некоторых источниках Требелев, - прим. ред 24smi.org) буквально жил идеей создания «подземохода», которому он дал название «субтеррина». Изобретатель был настолько одержим этой идеей, что даже своей единственной дочери дал имя Субтеррина. При этом Требелевский даже и не думал об использовании подземной лодки в военных целях. Он считал, что его «субтеррину» будут применять для геологоразведки, рытья туннелей под коммунальные нужды и для добычи полезных ископаемых. Например, подземная лодка могла бы пробиться к подземным запасам нефти, протянув к ним трубопровод, который мог выкачивать «черное золото» на поверхность. При этом Требелевский хотел, чтобы его устройство могло свободно перемещаться как под землей, так и под водой. Даже в наши дни подобное изобретение кажется фантастическим.

Подземная лодка Требелевского
Фото:zhurnalko.net
Изначально Требелевский намеревался создать так называемый термальный суперконтур – устройство, которое при необходимости могло нагревать внешнюю оболочку подземной лодки и прожигать твердый грунт. То есть «субтеррина» могла бы входить в землю как нож в масло.

Позднее он обратил внимание на то, что с увеличением скорости резки грунта уменьшается давление резания, что позволяло значительно снизить мощность, необходимую для работы подземной лодки. В сотрудничестве с конструкторами А. Баскиным и А. Кирилловым Требелевский изобрел конструкцию, принцип работы которой был заимствован у обычного подземного крота. Ученые долго изучали работу кротов в специальном ящике, просвечиваемым рентгеновским аппаратом. Исследования, проведенные Кирилловым, Баскиным и Требелевским, показали, что животные роют землю, вращая лапами и головой, а затем проталкивают свое тело задними лапами. При этом вся выбуренная таким образом земля вталкивалась ими в стенки получившейся норы.

Именно по этому принципу и была спроектирована подземная лодка. В передней ее части находился мощный бур, посередине были установлены специальные шнеки, вдавливающие породу в стенки скважин, а сзади находились четыре мощных домкрата, проталкивающие устройство вперед. При вращении бура со скоростью 300 об/мин подземная лодка за час преодолевала расстояние в 10 метров.

Хорнер фон Верн

Но оставим ненадолго Требелевского и перенесемся в Германию. Здесь в 1933 году, незадолго до прихода к власти нацистов, Хорнер фон Верн подал в Патентный комитет заявку, в которой описал устройство, способное передвигаться под землей и нести экипаж из нескольких человек. Но в то время новый режим, и без того озабоченный насущными проблемами страны, не стал возиться с инженером, однако фон Верн все же получил патент на свое изобретение, о котором, впрочем, до поры до времени благополучно забыли.


Подземная лодка фон Верна
Фото:х/ф "Подземный крейсер"
О немецком инженере и его изобретении вспомнили лишь во время Второй мировой войны. Германия вовсю готовилась к операции «Морской лев», целью которой являлось вторжение в Великобританию. Именно тогда проект подземной лодки фон Верна и попался на глаза Клаусу фон Штауфенбергу. Немцы планировали применять против Великобритании массированные бомбардировки и изматывать врага постоянными вылазками в тыл. Именно для последнего как нельзя лучше подходили подземные лодки, способные незаметно проникнуть в тыл англичан с запасом взрывчатых веществ.

Перед фон Верном поставили задачу изобрести готовое устройство, способное передвигаться под землей со скоростью 7 км/ч и нести на борту экипаж в 5 человек, а также 300 килограммов взрывчатки. Однако проект был свернут на стадии экспериментов. Гитлера убедили, что создание подземной лодки – дело бесперспективное, поэтому фюрер решил сделать ставку на авиаудары. Такое решение Гитлера оскорбило Клауса фон Штауфенберга, который, напомним, в 1944 году организовал неудачное покушение на фюрера, за что и был расстрелян.

Снова Требелевский


Иллюстрация подземной лодки
Фото:4bb.ru
На этом немецкая история подземной лодки заканчивается. Осенью 1944 года советские разведчики смогли захватить чертежи по подземной лодке, а в 1945 году всю информацию об этом проекте решили систематизировать. Тут то и всплыло имя Александра Требелевского, который в 1933 году был арестован НКВД за то, что за два года до своего ареста побывал в Германии, где встречался с неким инженером и привез оттуда чертежи. Как оказалось, Требелевский позаимствовал идею подземной лодки у Хорнера фон Верна и пытался довести ее до ума, что ему, как было написано выше, блестяще удалось. Но это выяснилось лишь в 1945 году в Москве, когда в результате экспертизы определили, что чертежи Требелевского практически полностью совпадают с чертежами фон Верна.

В СССР закипела работа над созданием подземной лодки. 18 мая 1949 года министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов потребовал от президента Академии наук СССР Сергея Вавилова предоставить в его распоряжение группу ученых, которые бы занялись разработкой подземной лодки. Создать опытную модель по найденным в архивах чертежам, было делом времени. Однако, как десять лет назад в Германии, этот проект был свернут, но теперь уже в пользу разработки ядерного оружия.

«Боевой крот»


Подземная лодка "Боевой крот"
Фото:topwar.ru
Об инженере Требелевском и его чертежах вспомнят лишь в 1960-х годах. Возглавивший страну после смерти Сталина Никита Хрущев достаточно быстро заинтересовался возможностью создания подземной лодки. В 1962 году жителей местечка Громовка, что на западном побережье Крыма, в 24 часа выселили из своих домов, предоставив неплохую компенсацию и квартиры в соседнем Черноморске. На месте крымской деревне должны были построить завод по производству подземных лодок. В период «холодной войны» создание подобного оружия казалось более чем перспективным, а обещание Никиты Сергеевича «достать империалистов из под земли» выглядело в этом свете куда более реалистичным.

Завод в Крыму возвели за рекордные два года. Первый экспериментальный образец подземной лодки был собран уже к весне 1964 года, который представлял собой титановый цилиндр диаметром в 3 метра и длиной в 25 метров, имеющий заостренный нос и корму. «Субтеррина» управлялась экипажем из пяти человек и могла нести в себе тонну вооружений и 15 бойцов. Скорость ее передвижения под землей составляла 15 км/ч. Не так много, как хотелось бы, но атомные субмарины вполне могли доставить подземные лодки к берегам США.

Испытания подземной лодки и закрытие проекта

Первые испытания «субтеррины» состоялись осенью 1964 года в Уральских горах. Подземная лодка получила название «Боевой крот». В ходе учений аппарат, работавший на атомном двигателе, проник в грунт со скоростью пешехода, прошла около 15 километров и разрушила условный подземный бункер врага. Результатами испытания были поражены даже бывалые военные и ученые. Эксперимент решили повторить, но боевой крот неожиданно для всех взорвался под землей, погубив всех находящихся на его борту людей. Что стало причиной взрыва - доподлинно неизвестно, потому что все материалы по данному инциденту до сих пор находятся под грифом «Совершенно секретно». Вероятнее всего взорвался атомный двигатель установки.

Вскоре после ЧП в Уральских горах решение о дальнейшем использовании подземной лодки отложили. У руля СССР встал Леонид Брежнев, который назначил куратором этого проекта Дмитрия Устинова, решившего поставить на «субтеррине» крест в пользу разработки космического ядерного щита и постройки командного пункта РВСН на Луне. Проект подземной лодки засекретили окончательно, а взрыв в Уральских горах объяснили проведением горнопроходческих работ.


Иллюстрация "Боевого крота"
Фото:topwar.ru
Таким образом, подземная лодка стала очередным неудачным научным экспериментом продолжительностью в несколько десятилетий. Однако подобное оружие с условием достижений современной науки имеет огромные перспективы. И кто знает, возможно, создание подземной лодки будет вновь возобновлено.

Алексей Ковальский

Один из многочисленных мифов о секретной сверхтехнике Третьего рейха гласит, что существовали разработки боевых подземных средств под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого) и «Midgardschlange» («Змей Мидгарда»), (проект Риттера).


Огромный подземоход по второму проекту состоял из нескольких отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 и в высоту - 3.5, общей длиной от 400 до 524 метров. Вес - 60 тысяч тонн. Имелось 14 электродвигателей мощностью в 20 тысяч лошадиных сил. Скорость - под водой 30 км/ч, в грунте - от 2 до 10 км/ч. Управлял средством экипаж в 30 человек. Вооружение - мины и пулемёты, подземные торпеды «Fafnir» (боевая) и «Alberich» (разведывательная). Вспомогательные отделяемые средства - снаряды для облегчения проходки в скальных грунтах «Mjolnir» и малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin».

По окончании Второй мировой войны в районе г. Кенигсберга были найдены штольни неизвестного назначения, а рядом взорванная конструкция непонятного назначения. Существует вероятность, что это были остатки «Змея Мидгарда» разрабатываемого как одно из воплощений « возмездия».

Смотреть фильм: Подземная лодка

Потерянная субтерина

На протяжении тысячелетий люди мечтали покорять стихии. Наши давние предки сделали первые шаги в освоении морей и океанов; наблюдая за полетом птиц - люди мечтали освободиться от земного притяжения и научится летать. И вот, казалось бы, сегодня человек осуществил свои мечты - быстроходные океанские лайнеры гордо рассекают волны всех морей и океанов, атомные подводные лодки бесшумно крадутся в толще вод, а небо исчерчено инверсионными следами реактивных самолетов. За прошедший 20 век мы даже сумели преодолеть земное притяжение, сделав первый шаг в бесконечное космическое пространство. Все это так, но у человечества была еще одна сокровенная мечта - совершить путешествие к центру Земли.

Подземный мир всегда был для людей чем-то очень таинственным, манящим и в то же время пугающим. Мифология и религия практически всех народов, так или иначе, связана с подземным царством и существами, которые его населяют. И если в древности подземный мир был для человека запретным местом, то с развитием наук и появлением первых гипотез строения Земли, идея путешествия к ее центру становилась все более заманчивой. Но как это сделать?

Конечно, этот вопрос не мог не волновать писателей-фантастов и, пока ученые гадали об устройстве подземного мира, в 1864 году Жюль Верн заканчивает роман «Путешествие к центру Земли», в котором главные герои его произведения, профессор Линденброн и его племянник Аксель совершают путешествие к центру Земли через жерло вулкана. Путешествуют они на плоту по подземному морю и возвращаются на поверхность через пещеру. Надо сказать, что в те годы была популярна теория о существовании обширных полостей внутри Земли, которую, судя по всему, Жюль Верн положил в основу своего романа. Однако позже ученые доказали несостоятельность гипотезы «полой Земли», а в 1883 году была опубликована повесть графа Шузи «Подземный огонь». Герои его произведения, при помощи обычных кирок, пробивают сверхглубокую шахту в зону «подземного огня». И хотя в повести «Подземный огонь» не описаны какие-либо механизмы, ее автор уже тогда осознавал, что дорога к центру Земли должна быть проделана человеком, и что никаких полостей, по которым можно путешествовать глубоко под землей, нет. Оно и понятно, ведь Земное ядро подвержено воздействию колоссального давления и температуры, а из этого следует, что ни о каких «подземных полостях», и тем более существовании в них жизни, говорить не приходится.

В последующих научно-фантастических произведениях появляются описания инструментов для проникновения в земную твердь, куда более совершенные, нежели кирка из повести графа Шузи «Подземный огонь. Так, например, в 1927 году выходит научно-фантастический роман графа Алексея Николаевича Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», в котором инженер Гарин с помощью своего изобретения - гиперболоида (теплового лазера) - пробивает многокилометровую толщу земной породы и достигает загадочного оливинового пояса.

По мере совершенствования науки о Земле и развитий технологий прокладки шахт глубокого бурения, возникла идея подземохода, некой фантастической машины, способной передвигаться в толще твердых земных пород. Так, в романе Григория Адамова «Победители недр», вышедшем 1937 году, автор отправил своих героев в подземный мир на подземоходе, который представлял собой массивный ракетоподобный снаряд. Этот фантастический аппарат имел в передней части буровые коронки и острые ножи, изготовленные из сверхпрочного металла и способные раздробить любую породу на своем пути. Его подземная лодка могла передвигаться со скоростью до 10 км в час.
Надо сказать, создано и создаются по сей день множество научно-фантастических произведений, посвященных теме путешествий к центру Земли, и если раньше в них человек пешком добирался в глубины нашей планеты, то с развитием техники и науки подземные путешественники прокладывают свой путь с помощью аппаратов во многом напоминающими современные подводные лодки. Существование таких аппаратов в реальной жизни до сих пор находится под сомнением, однако есть некоторые факты позволяющие предположить, что человек не один раз пытался спроектировать и построить подземную лодку.

По одной из версий первенство в создании подземных снарядов принадлежит Советскому Союзу. Еще в 30-е годы инженер А. Треблев, конструкторы А. Кирилов и А. Баскин создали проект подземной лодки. По их замыслу она должна была быть использована в качестве подземного нефтедобытчика - заглубляться в грунт, находить залежи нефти, и прокладывать туда нефтепровод. Изобретатели взяли за основу конструкции подземохода строение живого крота. Испытания подземной лодки проходили на Урале в рудниках под горой Благодать. Своими фрезами, примерно такими, как на угледобывающих комбайнах, подземоход разрушал крепкие горные породы, медленно продвигаясь вперед. Но аппарат оказался ненадежным, часто выходил из строя и проект был признан несвоевременным. Однако на этом история первых довоенных разработок в нашей стране не заканчивается. Так известно, что доктора технических наук П. И. Страхова, который являлся конструктором подземных проходческих комбайнов, в начале 1940 года, в то время когда он был занят строительством московского метро, вызвал Д. Ф. Устинов, будущий нарком вооружения СССР. Состоявшийся между ними разговор более чем интересен. Устинов интересовался у Страхова, слышал ли он о работах его коллеги, инженера Треблева, который в 30-е годы предложил идею подземного автономного самоходного аппарата? Страхову было известно об этих работах, и он ответил утвердительно.

Тогда Устинов сообщил, что для него имеется гораздо более важное и срочное задание, чем метро, - работа над созданием подземного самоходного аппарата для Красной Армии. По словам самого Страхова, он согласился участвовать в этом проекте. Ему были выделены неограниченные средства и людские ресурсы, а уже спустя полтора года опытный экземпляр подземохода прошел приемочные испытания. Автономность подземной лодки была рассчитана на неделю, именно настолько должно было хватить водителю запасов кислорода, пищи и воды. Однако с началом войны, Страхову пришлось переключиться на строительство бункеров и дальнейшая судьба подземной лодки ему неизвестна.

Не следует забывать и о многочисленных легендах окутавших сверхоружие Третьего Рейха. Согласно одной из них, в нацисткой Германии, существовали проекты боевых подземных аппаратов под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого) и «Midgardschlange» ("Змей Мидгарда", проект Риттера).

Подземоход «Midgardschlange» проектировался как сверхамфибия, способная двигаться по земле, под землей и под водой на глубине до 100 метров. Аппарат создавался как боевое универсальное транспортное средство и состоял из большого числа соединенных воедино отсеков, имеющих размеры в длину 6 метров, в ширину 6.8 м и в высоту - 3.5 м. Общая длинна аппарата варьировалась от 400 до 524 метров, в зависимости от поставленных задач. Вес этого «подземного крейсера» составлял 60 тысяч тонн. По некоторым предположениям разрабатывать его начали в 1939 году. Это боевое средство имело на борту большое число мин и малых зарядов, 12 спаренных пулеметов, боевые подземные торпеды «Fafnir» и разведывательные «Alberich», малый транспортный челнок для сообщения с поверхностью «Laurin» и отделяемые снаряды для помощи в проходке трудных участков грунта «Mjolnir». Экипаж состоял из 30 человек, внутреннее устройство корпуса, напоминало схему расположения отсеков подводной лодки (жилые отсеки, камбуз, радиорубка, и т.д.). 14 электродвигателей мощностью 20 тысяч лошадиных сил и 12 дополнительных двигателей мощностью 3 тысячи лошадиных сил, должны были обеспечить «Змея Мидгарда» максимальной скоростью под водой в 30 км/ч, а под землей - до 10 км/ч.

Когда закончилась Вторая мировая война, в районе города Кенигсберга, были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции, возможно это остатки «Змея Мидгарда» - возможного варианта «Оружия возмездия» Третьего Рейха.

Был в Германии и другой, менее амбициозный чем «Змей Мидгарда», но от того не менее интересный проект, - к тому же начат он был гораздо раньше. Назывался проект «Морской лев» (другое название «Subterrine») и патент на него был зарегистрирован еще в 1933 году немецким изобретателем Хорнером фон Вернером. По замыслу фон Вернера его подземный аппарат должен был обладать скоростью до 7 км/ч, экипажем в 5 человек, нести боезаряд в 300 кг и передвигаться как под землей, так и под водой. Само изобретение было засекречено и передано в архив. Возможно, о нем бы так никогда и не вспомнили, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф фон Штауфенберг, к тому же Германия разработала операцию «Морской лев» по вторжению на Британские острова и подземная лодка с одноименным названием могла бы очень пригодиться. Идея заключалась в том, что подземная лодка с диверсантами на борту, могла беспрепятственно пересечь Ла-Манш и, добравшись до острова незаметно пройти под английской землей в нужное место. Однако этим планам не суждено было сбыться. Шеф люфтваффе Герман Геринг сумел убедить Гитлера, в том, что его авиация в одиночку сумеет поставить Англию на колени. В результате операция «Морской лев» была отменена, о проекте забыли, а Геринг так и не сумел выполнить своего обещания.

В 1945 году, после победы над фашисткой Германией, на ее территории действовали многочисленные «трофейные команды» бывших союзников, и проект немецкой подземной лодки «Морской лев» попал в руки генерала СМЕРШа Абакумова. Проект был отправлен на доработку. Изучением возможностей развития идеи боевой подземной лодки занимались профессора Г. И. Бабат и Г. И. Покровский и пришли к выводу, что эти разработки имеют большое будущее. Тем временем, генеральный секретарь Никита Сергеевич Хрущев, сменивший умершего Сталина, лично проявил к проекту интерес. Ученые, занимавшиеся этой проблемой, уже имели собственные наработки подземной лодки, а прорыв науки в области ядерной энергетики, выводил проект на новую ступень технологического развития - создания атомной подземной лодки. Для их серийного производства стране срочно требовался завод, и в 1962 году по приказу Хрущева на Украине, в местечке Громовка начинают строительство стратегического завода по производству подземных лодок, а Хрущев дает публичное обещание «достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли». В 1964 году завод был построен и произведена первая советская атомная подземная лодка, получившая название «Боевой Крот». Подземная лодка имела титановый корпус с заостренным носом и кормой, диаметром 3,8 м и длиной 35 м. Экипаж состоял из 5 человек. Кроме того, она способна была взять на борт еще 15 человек десанта и тонну взрывчатки. Главная энергетическая установка - ядерный реактор - позволяла ей развивать скорость под землей до 7 км/ч. Ее боевая задача состояла в уничтожении подземных командных пунктов и ракетных шахт противника. Высказывались идеи о возможности доставки таких «субтерин», специально сконструированными атомными субмаринами к берегам США, в район Калифорнии, где, как известно часто случаются землетрясения. Затем «субтерина» могла бы установить подземный ядерный заряд и, подорвав его вызвать искусственное землетрясение, последствия которого были бы списаны на стихийное бедствие.

Первые испытания «Боевого Крота» происходили осенью 1964 года. Подземная лодка показала поразительные результаты, пройдя сложный грунт «как нож через масло» и уничтожив подземный бункер условного противника.

В дальнейшем испытания продолжались на Урале, в Ростовской области и в подмосковном Нахабино… Однако, во время очередных испытаний, произошла авария, повлекшая за собой взрыв и подземная лодка с экипажем, включая десантников и командира - полковника Семена Будникова, навсегда осталась замурованной в толще каменных пород Уральских гор. В связи с этим инцидентом испытания были прекращены, а после прихода к власти Брежнева проект был закрыт, а все материалы строго засекречены.

В 1976 году по инициативе начальника Главного управления гостайн Антонова в прессе стали проскальзывать сообщения об этом проекте, ну а остатки самого подземного атомохода, тем временем, ржавели под открытым небом до 90-х годов. Ведутся ли исследования и испытания подземных лодок в наше время и если да, то где? Все это останется загадкой, на которую мы вряд ли получим удовлетворительный ответ в обозримом будущем. Ясно одно, что человек лишь отчасти осуществил мечту о путешествии к центру Земли, и пусть проекты «субтерин», созданных учеными, не могут сравниться с аппаратами из научно-фантастических произведений и способных достичь Земного ядра, все же человечество сделало свой первый робкий шаг в освоении подземного мира.

Накануне Второй мировой войны Советский союз и Германия активно разрабатывали новое оружие - боевые субтеррины (подземные лодки), предназначенные для нанесения ударов по стратегически важным объектам противника буквально из-под земли.

Идеи подземной войны не были забыты и после победы над Германией, но до сих пор разработки в этой сфере находятся под завесой тайны. По некоторым данным, 50 лет назад в СССР был создан успешный прототип боевой машины нового типа.

Еще в 1904 году русский изобретатель Петр Рассказов опубликовал в английском журнале материал о самоходной капсуле, которая может двигаться под землей. Причем, впоследствии его чертежи всплыли в Германии. А первый подземный самоходный аппарат в 1930-х годах прошлого века создал советский инженер и конструктор А. Требелев, которому помогали А. Кирилов и А. Баскин.

Принцип работы этой подземной лодки во многом был скопирован с действий роющего норы крота. Прежде чем приступить к проектированию субтеррины, конструкторы при помощи рентгена тщательно изучили биомеханику движений животного, помещенного в ящик с землей.

Особое внимание уделялось работе головы и лап крота, и уже на основе полученных результатов был сконструирован его механический «двойник». Капсулообразная субтеррина Требелева двигалась под землей за счет бура, шнека и четырех кормовых домкратов, которые толкали ее, подобно задним лапам крота.

Машиной можно было управлять как изнутри, так и снаружи - с поверхности земли при помощи кабеля. По тому же кабелю подземная лодка получала и электропитание. Средняя скорость движения субтеррины составляла 10 метров в час.

Но из-за ряда недоработок и частых отказов аппарата проект был закрыт. По одной из версий ненадежность субтеррины была выявлена уже во время первых испытаний. По другой - перед самой войной ее все же пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова.

Согласно второй версии, в начале 1940-го года конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова усовершенствовал субтеррину Требелева. Причем этот проект изначально создавался исключительно для военных целей, и новая подземная лодка должна была действовать без связи с поверхностью.


За полтора года был создан опытный экземпляр. Предполагалось, что он сможет проработать в автономном режиме под землей несколько дней. На этот срок субтеррина снабжалась топливом, а экипаж, состоявший из одного человека - кислородом, водой и пищей. Однако закончить работу над проектом помешала война. Судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова неизвестна.

Интерес к подземным лодкам проявлял не только Советский Союз. Перед войной субтеррины разрабатывали и германские конструкторы. В 1930-е годы инженер фон Верн (по другим источникам - фон Вернер) оформил патент на подводно-подземную «амфибию» которая так и называлась - Subterrine.

Аппарат имел возможность двигаться как в водной стихии, так и под поверхностью земли, причем, согласно расчетам фон Верна, в последнем случае субтеррина могла развивать скорость до 7 километров в час. При этом Subterrine была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе пяти человек и 300 килограммов взрывчатки.

В 1940 году Германия всерьез рассматривала проект фон Верна для использования в военных действиях против Великобритании. В планах разработанной Гитлером операции «Морской лев», предусматривавшей высадку на Британские острова немецкого десанта, нашлось место и подводно-подземным лодкам фон Верна.

Его амфибии должны были незаметно подплыть к британским берегам и продолжить движение по английской территории под землей, чтобы затем нанести внезапный удар по обороне британцев в самом неожиданном для противника районе.

Проект Subterrine погубила самонадеянность Г. Геринга, руководившего люфтваффе и рассчитывавшего победить англичан в воздушной войне без помощи из-под земли. В итоге подземная лодка фон Верна так и осталась нереализованной идеей, как и фантазии его знаменитого однофамильца Жюля Верна, задолго до появления подземных лодок написавшего фантастический роман «Путешествие к центру Земли».

Другой еще более грандиозный проект германского конструктора по фамилии Риттер был назван с изрядной долей пафоса «Змей Мидгарда» (Midgard Schlange) в честь мифической рептилии - мирового змея, опоясывающего всю обитаемую землю.

Эта машина должна была передвигаться над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до ста метров. При этом предполагалось, что «Змей» будет двигаться под землей со скоростью от 2 км/ч (в твердом грунте) до 10 км/ч (в мягком грунте), 3 км/ч - под водой и 30 км/ч - по поверхности земли.

Но больше всего поражают колоссальные размеры этой гигантской машины. Midgard Schlange задумывался, как подземный поезд, состоящий из множества вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый - по шесть метров в длину. Общая длина соединенных воедино «змеиных» фаланг-вагонов составляла от 400 метров, в самой длинной комплектации - более 500 метров.

Путь «Змею» в грунте пробивали четыре полутораметровых бура. Кроме того, в машине имелись три дополнительных буровых комплекта, а ее вес составлял 60 000 тонн. Чтобы управлять такой махиной требовалось 12 пар рулей и 30 человек экипажа.

Впечатляло и вооружение гигантской субтеррины: две тысячи 250-килограмовых и 10-килограмовых мин, 12 спаренных пулеметов и шестиметровые подземные торпеды. Изначально планировалось использовать «Змея Мидгарда» для уничтожения фортификаций и стратегических объектов на территории Франции и Бельгии, а также для подрывав британских портов.

Но в итоге, подземный колосс Рейха так и не принял участие ни в одной из боевых операций. Точных данных о том, был ли изготовлен хотя бы опытный экземпляр «Змея» или эта идея, как и Subterrine, осталась лишь в бумажном воплощении, нет.

Известно, что наступающие советские войска обнаружили под Кенигсбергом таинственные штольни, а рядом - уничтоженную машину непонятного предназначения. Кроме того, в руки разведчикам попала техническая документация, описывающая немецкие подземные лодки.

После войны проект субтеррины попытался реализовать руководитель СМЕРШа В. Абакумов, привлекший к работе с трофейными чертежами и материалами профессоров Г. Бабата и Г. Покровского. Но по-настоящему продвинуться в этой сфере удалось лишь в 1960-х годах с приходом к власти Н. Хрущева.

Новому лидеру СССР понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Более того, он даже заявил об этих планах публично. И, судя по всему, для подобных заявлений к тому времени уже имелись веские основания. В частности, известно, что на Украине близ поселка Громовка был построен секретный завод по производству подземных лодок.

В 1964 году была выпущена первая советская субтеррина с ядерным реактором, получившая название «Боевой крот». Об этой разработке, правда, известно немного. Подземная лодка имела вытянутый титановый цилиндрический корпус с заостренным концом и мощным буром.

По разным данным, размеры атомной субтеррины составляли от 3 до почти 4 метров в диаметре и от 25 до 35 метров в длину. Скорость движения под землей - от 7 км/ч до 15 км/ч. В экипаж «Боевого крота» входили пять человек. Кроме того, машина могла перевозить до 15 десантников и около тонны груза - взрывчатки или вооружений.

Такие боевые машины должны были уничтожать фортификационные сооружения, подземные бункеры, командные пункты и ракетные пусковые установки в шахтах. Кроме того, «Боевые кроты» готовились к выполнению особой миссии. По замыслу военного командования СССР, в случае обострения отношений с США субтеррины можно было использовать для подземного удара по Америке.

С помощью подводных лодок планировалось доставить «Боевых кротов» в прибрежные воды сейсмически нестабильной Калифорнии, затем пробуриться на территорию США и установить подземные ядерные заряды в тех районах, где находились американские стратегические объекты.

В случае приведения атомных мин в действие, в регионе возникли бы мощнейшие землетрясения и цунами, которые можно было бы списать на обычный природный катаклизм. По некоторым данным, испытания советской атомной субтеррины проводились в разных грунтах - в Подмосковье, Ростовской области и на Урале.

Испытание новейшего «чудо-оружия» происходило на территории Свердловской области, близ города Кушва, в районе горы Благодать. Первое уральское испытание завершилось успешно. Все участники испытаний были поражены итогом первого запуска в условиях твердых уральских грунтов - подземная лодка прошла небольшой скоростью насквозь с одного склона горы на другой.

Однако во время второго испытания, в толще скальной породы горы Благодать экспериментальная машина с ядерным реактором по неизвестным причинам взорвалась, весь экипаж лодки погиб из-за взрыва, а лодка осталась замурованной в толще породы. Судьба ядерного реактора лодки осталась неизвестной.


Гора Благодать с часовней на вершине, 1910

После случившейся аварии проект был закрыт, а все данные по испытания новейшего вооружения были либо уничтожены, либо засекречены. Официального подтверждения испытаний не было и нет до сих пор.

После закрытия проекта, по некоторым данным, оборудование и опытные экземпляры установок пытались перепрофилировать под гражданские нужды и адаптировать боевые машины под горнопроходческие нужды, к примеру, для строительства метрополитена. Но военные технологии требовали значительных доработок, прежде чем их можно было бы использовать в гражданской среде.

В итоге, было принято решение не тратить средства на переоборудование машин и их переработку, а попросту все ликвидировать. Так была поставлена точка в истории подземной боевой машины. К сожалению, сделать сказку былью советским конструкторам не удалось.

Использованы материалы статьи Андрея Любушкина с сайта

February 19th, 2013

Практически с самого начала своего существования человек хотел то подняться в небеса, то опуститься под землю, и даже достичь центра планеты. Однако все эти мечты воплощались лишь в фантастических романах и сказках: «Путешествие к центру Земли» Жюля Верна, «Подземный огонь» Шузи, «Гиперболоид инженера Гарина» А.Толстого. и только в 1937 году Г.Адамов в своем произведении «Победители недр» описал в качестве достижений советской власти конструкцию подземной лодки. Создавалось даже впечатление, что описание это было основано на реальных чертежах. Несмотря на то, что в настоящее время невозможно определить, что лежало в основе столь смелых догадок и описаний Адамова, все же очевидно, что основания к тому имелись.

Давайте посмотрим, какими мифами (или не мифами?) живет интернет по этой тематике?

Существует немало легенд относительно того, кто первым в мире приступил к разработкам подземных лодок и были ли они вообще разработаны, потому как документальных материалов по данной теме практически нет.

Тем не менее желающие пофантазировать все-таки находились. Одним из таких фантазеров был наш соотечественник Петр Рассказов. В 1918 году он сделал чертежи такого аппарата Но в том же году он погиб от руки немецкого агента, который, кроме того, еще и похитил все разработки. Но в дело так и не пошли, поскольку войну Германия вскоре проиграла. Ей пришлось заплатить победителям огромные контрибуции, и стране было не до каких-то там подземных лодок.

По мнению американцев, первым в мире разработками в данной отрасли начал заниматься Томас Алва Эдисон. Однако, согласно более достоверной информации, на рубеже 20-30 годов прошлого столетия в Советском Союзе была разработана конструкция первой подземной лодки. Авторами ее стали инженеры А. Треблев, А.Баскин и А.Кирилов. Вместе с тем, предполагалось, что основное предназначение аппарата будет сводиться к отрасли нефтедобычи.

Между тем мозги изобретателей продолжали работать. Аналогичную конструкцию в США попытался запатентовать Питер Чалми - сотрудник «фабрики изобретений», которую возглавлял не кто-нибудь, а сам знаменитый Томас Алва Эдисон. Впрочем, он был не одинок. В списке изобретателей подземной лодки значится, например, некий Евгений Толкалинский, в 1918 году эмигрировавший из революционной России на Запад вместе со многими другими учеными, инженерами и изобретателями.


Но и среди тех, кто остался в советской России, нашлись светлые умы, взявшиеся за это дело. В 1930-е годы изобретатель А. Требелев, конструкторы А. Баскин и А. Кириллов сделали сенсационное изобретение. Они создали проект некоего «подземохода», область применения которого обещала быть просто фантастической. Например, подземная лодка доходит до нефтяного пласта и плывет от одного «озера» к другому, разрушая на своем пути горные перемычки. За собой она тянет нефтепровод и, достигнув наконец нефтяного «моря», начинает оттуда качать «черное золото».

В качестве прототипа для своей конструкции инженеры взяли… обычного земляного крота. Несколько месяцев они изучали, как он проделывает подземные ходы, и создали свой аппарат «по образу и подобию» этого животного. Кое-что, конечно, пришлось переделать: лапы с когтями заменить более привычными фрезами - примерно такими же, как у угледобывающих комбайнов. Первые испытания лодки-крота прошли на Урале, в рудниках под горой Благодать. Аппарат вгрызался в гору, крошил своими фрезами крепчайшие породы. Но конструкция лодки оказалась все же недостаточно надежной, ее механизмы часто отказывали, и дальнейшие разработки были признаны несвоевременными. Тем более, что на носу была Вторая мировая война.

Что было взято за основу при разработке лодки — на данный момент сказать сложно: то ли это был настоящий крот, то ли прежние наработки ученых. В результате была создана небольшая модель, оснащенная электромотором, приводившим в действие специальные приспособления для ее движения и режущие приспособления. Тем не менее, первые опытные образцы проходили испытания в уральских рудниках. Конечно, это был всего лишь опытный образец, уменьшенная копия аппарата, а не полноценная подземная лодка. Испытания не были успешными, и в силу многочисленных недоработок, очень низкой скорости аппарата и ненадежности двигателя все работы по подземоходу были свернуты. А потом началась эпоха репрессий, и большинство тех, кто принимал участие в разработках, были расстреляны.

Тем не менее, несколькими годами позже, накануне Второй Мировой войны об этом фантастическом проекте советское руководство все же вспомнило. В начале 1940 года Д.Устинов, который в скором времени стал наркомом вооружения Советского Союза, вызвал к себе П.Страхова, доктора технических наук, который занимался конструированием проходческих подземных комбайнов. Разговор, который между ними состоялся, представляет интерес. Устинов интересовался, слышал ли конструктор о разработках автономного подземного самоходного аппарата 30-х годов, проводимых Треблевым. Страхов ответил утвердительно. Тогда нарком сообщил, что для конструктора имеется куда более важная и срочная работа, связанная с созданием самоходного подземного аппарата для нужд Советской армии. Страхов согласился принять участие в проекте. Ему были выделены неограниченные человеческие ресурсы и материальные средства, и якобы уже спустя полтора года опытный образец проходил испытания. Созданная конструктором подземная лодка могла работать в автономном режиме около недели, именно на такой период были рассчитаны запасы кислорода, воды и пищи.

Тем не менее, когда началась война, Страхов вынужден был переключиться на возведение бункеров, поэтому дальнейшая судьба созданного им подземного аппарата конструктору неизвестна. Но вполне можно предположить, что опытный образец так и не был принят государственной комиссией, а сам аппарат распилили на металл, поскольку на тот период времени армии были гораздо нужней самолеты, танки и подлодки.


Один из многочисленных мифов о секретной сверхтехнике Третьего рейха гласит, что существовали разработки боевых подземных средств под кодовыми названиями «Subterrine» (проект Х. фон Верна и Р. Требелецкого) и «Midgardschlange» («Змей Мидгарда»), (проект Риттера).


В Германии та же самая война как раз послужила катализатором возрождения интереса к данной идее. В 1933 году изобретатель В. фон Верн запатентовал свой вариант подземохода. Изобретение на всякий случай засекретили и отправили в архив. Неизвестно, сколько бы оно могло там пролежать, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф Клаус фон Штауфенберг. Несмотря на свой пышный титул, он с восторгом принял идеи, изложенные Адольфом Гитлером в книге «Майн кампф». И когда новоявленный фюрер пришел к власти, среди его соратников был и фон Штауфенберг. Он быстро сделал карьеру при новом режиме и, когда ему на глаза попалось изобретение Верна, понял, что напал на свою золотую жилу.


Руководство Третьего Рейха нуждалось в любом сверхоружии, которое помогло бы достичь мирового господства. Согласно сведениям, которые были обнародованы уже после окончания войны, в Германии велись разработки подземных военных аппаратов, которым были присвоены названия «Subterrine» и «Midgardschlange». Последний из названых проектов предполагался как сверхамфибия, которая могла осуществлять движение не только на земле и под землей, но и под водой на глубине порядка ста метров. Таким образом, аппарат создавался в качестве универсального боевого транспортного средства, состоявшего из большого количества соединенных между собой отделений-модулей. Модуль имел длину, равную шести метрам, ширину - около семи метров, и высоту - порядка трех с половиной метров. Общая длина аппарата составляла примерно 400-525 метров, в зависимости от того, какие задачи ставились перед данным транспортным средством. Подземный крейсер имел водоизмещение 60 тысяч тонн. Согласно некоторым данным, испытания подземного крейсера проводились еще в 1939 году. На борту его помещалось большое количество малых снарядов и мин, подземные боевые торпеды «Fafnir», спаренные пулеметы, разведывательные снаряды «Alberich», транспортный челнок «Laurin» для сообщения с поверхностью. Экипаж аппарата оставлял 30 человек, а внутри он очень напоминал устройство подводной лодки. Аппарат мог развивать скорость по земле до 30 километров в час, под водой - три километра, а в каменистом грунте - до двух километров в час.


Подземная лодка представляла собой аппарат, в передней части которого размещалась буровая головка с четырьмя бурами (диаметр каждого составлял полтора метра). Головка приводилась в движение девятью электродвигателями, общая мощность которых составляла порядка 9 тысяч лошадиных сил. Ходовая часть его была выполненная на гусеницах, и обслуживалась 14 электродвигателями, имевшими общую мощность около 20 тысяч лошадиных сил.

Под водой лодка двигалась при помощи 12 пар рулей, а также 12 дополнительных двигателей, обща мощность которых составляла 3 тысячи лошадиных сил. В пояснительной записке к проекту было предусмотрено строительство 20 таких подземных крейсеров (каждый стоил порядка 30 миллионов рейхсмарок), которые планировалось использовать для нападений на стратегически важные французские и бельгийские объекты, и для минирования портов Англии.

После того, как вторая Мировая война была закончена, советская контрразведка недалеко от Кенигсберга обнаружила штольни неизвестного происхождения и назначения, а недалеко от них - остатки конструкции, предположительно — «Midgardschlange».

Помимо этого, в некоторых источниках упоминается и еще один немецкий проект, менее амбициозный, но не менее интересный, который был начат намного раньше — «Subterrine» или «Морской лев». Патент на создание его был получен еще в 1933 году и выдан он был на имя немецкого изобретателя Хорнера фон Вернера. Согласно замыслу изобретателя, его аппарат должен был иметь скорость порядка семи километров в час, экипаж - 5 человек, нести боезаряд, равный 300 килограммам. Предполагалось, что он сможет двигаться не только под землей, но и под водой. Изобретение сразу же было засекречено и передано в архив. И если бы не началась война, об этом проекте вряд ли кто-нибудь вспомнил. Однако граф фон Штауфенберг, который курировал некоторые военные проекты, совершенно случайно наткнулся на него. К тому же, в те годы Германия как раз разработала военную операцию под названием «Морской лев», целью которой было вторжение на Британские острова. Поэтому существование подземной лодки с аналогичным названием могло оказаться весьма полезным. Идея заключалась в следующем: подземный аппарат, на борту которого должен находиться диверсанты, должен был пересечь Ла-Манш, а затем добраться в нужное место под землей. Тем не менее, как свидетельствует история, этим планам не суждено было осуществиться, потому как Герману Герингу удалось убедить фюрера в том, что для капитуляции Англии вполне хватит бомбежек, тем более, что для достижения данной цели требовались «Фау», а, соответственно, и огромные материальные средства. В итоге операцию «Морской лев» отменили, а сам проект был закрыт, несмотря на то, что Геринг так и не сумел выполнить свои обещания.



Между тем, аналогичные по своим функциям машины разрабатывались и в Англии. Их, как правило, обозначали аббревиатурой NLE (то есть военно-морское и сухопутное оборудование). Основное предназначение их сводилось к рытью проходов через вражеские позиции. По этим проходам техника и пехотинцы должны были проникать на территорию противника и организовывать неожиданные атаки. Английские разработки имели четыре названия: «Нелли», «Экскаватор без участия человека», «Культиватор 6» и «Белый кролик». Окончательный вариант английского проекта представлял собой аппарат длиной около 23,5 метров, шириной около 2 метров, высотой около 2,5 метров и состоял из двух отделений. Основное отделение было размещено на гусеничном ходу, и очень напоминало танк. Вес его составлял сто тонн. Второе отделение, которое имело вес около 30 тонн, было предназначено для рытья траншей глубиной до 1,5 метров и шириной до 2,3 метров. В английской разработке имелось два мотора: один приводил в движение конвейеры и резаки в переднем отделении, а второй - приводил в движение саму машину. Аппарат мог развивать скорость до 8 километров в час. После достижения крайней точки движения «Нелли» должна была останавливаться, превратившись в платформу для выхода техники.

Однако проект был закрыт после падения Франции. До того периода было выпущено всего пять машин. К концу Второй мировой четыре из них были разобраны. Пятую машину постигла та же участь в начале 50-х годов.


Однако идея создания подземной лодки не канула в Лету. В 1945 году, после разгрома фашистской Германии, по ее территории вовсю рыскали трофейные команды бывших союзников. Спецагенты ведомства Берии обнаружили чертежи и остатки странного механизма. Изучив находки, эксперты пришли к выводу, что перед ними аппарат для проделывания ходов под землей. Генерал Абакумов отправил его на доработку.


Проект отправили на доработку. Ленинградский профессор Г.И. Бабат предлагал использовать для снабжения «подземохода» энергией сверхвысокочастотное излучение. А московский профессор Г.И. Покровский произвел расчеты, показывающие принципиальную возможность использования процессов кавитации не только в жидкой, но и в твердой среде. Пузырьки газа или пара, по мнению профессора Покровского, были способны весьма эффективно разрушать горные породы. Говорил о возможности создания «подземных торпед» и академик А.Д. Сахаров. По его мнению, можно было создать условия, при которых подземный снаряд будет двигаться не в толще пород, а в облаке распыленных частиц, что обеспечит фантастическую скорость продвижения - десятки, а то и сотни километров в час!


После проведенных исследований они пришли к выводу, что аппарат можно использовать в военных целях. Примерно в то же время советский инженер М.Циферов получил патент на создание подземной торпеды - аппарата, который мог передвигаться под землей со скоростью один метр в секунду. Идеи Циферова продолжил его сын, но решить проблему поддержания курса ракеты так и не удалось. В 1950 году патент на создание термобура, который очень напоминал ракету, получили А.Качан и А.Бричкин.


Снова вспомнили и о разработке А. Требелева. С учетом трофейных наработок дело выглядело многообещающим. Тем более что проектом заинтересовался лично товарищ Хрущев, сменивший у руля государства умершего Сталина. Для серийного производства подземных лодок, испытания которых, по существу, еще и не начинались, в крымских степях срочно стали возводить огромный завод. А сам Никита Сергеевич публично пообещал достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли!


Несколько вариантов созданных подземоходов отправили для испытаний в Уральские горы. Первый цикл прошел удачно - подземная лодка со скоростью пешехода уверенно проделала ход с одного склона горы на другой. О чем, естественно, тут же было доложено правительству. Возможно, именно эта весть и дала Никите Сергеевичу основания для его публичного заявления. Но он поторопился. Во время второй серии испытаний произошел загадочный взрыв, и подземная лодка со всем своим экипажем погибла, оказавшись замурованной глубоко в земной толще.


Вновь начались разработки подземных аппаратов. Инженеры и ученые, которые были привлечены к решению данной проблемы, предложили проект создания атомной подземной лодки. Специально для первого опытного производства в кратчайшие сроки был построен секретный завод (он был готов к 1962 году и находился на Украине, недалеко от поселка Громовка). В 1964 году на заводе якобы была выпущена первая советская подземная атомная лодка, которая получила название «Боевой крот». Она имела диаметр около 4 метров, длину 35 метров, титановый корпус. Экипаж аппарата состоял из 5 человек, помимо него на борту могли помещаться еще 15 человек десанта и тонна взрывчатых веществ. Основная задача, которая ставилась перед лодкой, заключалась в уничтожении подземных ракетных шахт и бункеров противника. Существовали даже планы доставить эти лодки к берегам американской Калифорнии, где часто случаются землетрясения. Лодка могла бы оставить ядерный заряд и подорвать его, вызвав тем самым искусственное землетрясение, а все последствия списать на стихию.


Испытания атомной подземной лодки, по некоторым данным, начались в 1964 году, в ходе их были получены поразительные результаты. В дальнейшем испытания продолжались на Урале, в Ростовской области, так как там более твердые грунты, и в подмосковном Нахабино

На фото следы испытаний. Здесь прошла субтеррина.

Дальнейшие испытания проводились уже на Урале, однако во время одного из них произошла трагедия, в результате которой лодка взорвалась и весь экипаж погиб. После инцидента испытания были прекращены. Более того, когда к власти пришел Л.Брежнев, проект вообще закрыли и засекретили. А в 1976 году с целью дезинформации, в прессе, по инициативе начальника Главного управления по охране государственных тайн Антонова, начали появляться сообщения не только об этом проекте, но и о существовании в Советском Союзе подземного атомного флота, в то время как остатки «Боевого крота» ржавели под открытым небом.


Глухой отзвук об этих работах остался лишь в романе Эдуарда Тополя «Чужое лицо», где мастер детективного жанра описывает, как субтеррину намеревались испытать у берегов Северной Америки. Ядерная подлодка должна была выгрузить там «субтеррину», и последняя своим ходом собиралась добраться до самой Калифорнии, где, как известно, довольно часто случаются землетрясения. В заранее рассчитанном месте экипаж оставлял ядерный боезаряд, который мог быть взорван в нужный момент. А все его последствия затем списали бы на стихийное бедствие… Но все это - лишь фантазии: испытания подземной лодки не были доведены до конца.

Говорят еще, что есть запатентованные технологии проходческих машин, которые не оставляют за собой породы, т.к. по сути тоннель не прорубают, а проплавляют. Есть даже косвенные «улики», что такие машины существуют, например программа DUMB (Deep Underground Military Bases), где есть тоннели, но нету выброса пород. Конечно, существует масса сумасшедших патентов, а прямых улик нету и по сути это все домыслы, но саму возможность существования таких машин отрицать нельзя.


Или вот еще: подобными разработками в 40 годах занимались и американцы. Их проект выглядел примерно так: лодка представляла собой полый 2-х или 3-х этажный цилиндр без днищ, заполненный 800 неграми. Часть негров, сосредоточенная в передней части цилиндра, при помощи кирки, лома и лопаты пробивали скальные породы. Падающие вниз камни другая группа негров измельчала кувалдами и молотками и затаривала в мешки и тачки. Третья группа вывозила отходы на поверхность. Четвертая группа токала цилиндр вперед. При хорошей кормежке и смены групп местами достигалась приличная скорость проходки — примерно 2-3 метра в сутки. В дальнейшем планировалось устанавливать на этих аппаратах вооружение или забивать все свободное пространство динамитом, для нанесения неожиданного удара по противнику.


Многих энтузиастов создания «подземоходов» не устраивает идея дробления пород механическим способом. Как показывают современные проходческие щиты, при таком процессе тратится огромное количество энергии. И тем не менее щит движется со скоростью несколько метров в сутки. Это не «плавание», а скорее «ползание».

Ускорить процессы проходки пытались не раз. В 1948 году инженер М. Циферов получил авторское свидетельство СССР на изобретение подземной торпеды - аппарата, способного самостоятельно двигаться в толще земли со скоростью 1 м/с (для сравнения: скорость агрегата Требелева - 12 м/ч). Циферов предложил способ бурения с помощью скрытого взрыва. Им была сконструирована специальная головка бура, напоминающая гигантское сверло с режущими кромками. В пороховом отсеке располагался заряд, взрывавшийся от электрического запала. В момент взрыва пороховые газы создавали в камере сгорания давление в 2-3 тыс. атмосфер! С огромной силой они вырывались из узких щелей головки, их реактивные потоки вращали бур. Как только отгорала одна шашка, из специального отсека подавалась новая.


Однако штанга или трос, на которых висит бур, при погружении более чем на 10-12 км могут оборваться, не выдержав собственного веса. Чтобы преодолеть это ограничение, Циферов предложил еще и подземную… ракету. Она была перевернута, чтобы выжигать и активно выталкивать грунт из проделываемой скважины. Со времен первой заявки прошло уж полвека. Подземные ракеты ныне совершенствует сын изобретателя. Но в широкую практику они не внедрились. Почему? Дело в том, что таким процессом трудно управлять. Запущенная ракета действительно в считанные секунды уходит вглубь на десятки метров. Но будет ли ее путь прямым? Ведь недра неоднородны, и очень велик шанс, что снаряд «поведет» в сторону. А кавказская пословица гласит, что даже хромой, бредущий верной дорогой, обгонит всадника, скачущего не туда…


Ведутся ли на сегодняшний день разработки подобных подземных лодок - неизвестно. Данная тема является и секретной, и в тоже время мифической, а страна, которая будет иметь в своем арсенале подобные аппараты, конечно, получит большое преимущество. Если говорить о научной ценности таких аппаратов, то очевидно, что только с их помощью можно будет ответить на принципиальные вопросы строения планеты.


А вот что говорят скептики:


Почему невозможен автономный подземоход:

1. При классической схеме бурения горных пород (фрезой или долотом) образуется огромное количество тепла, которое отводится буровым раствором. Откуда подземоход возьмет достаточное количество бурового раствора? А ниоткуда. По той же причине он не сможет вымывать буровой шлам из-под долота (фрезы), и через пару минут шлам забьет долото намертво.

2. Куда подземоход будет отводить выбуренную породу? При бурении скважин шлам выносится наверх буровым раствором. О запасах бурового раствора мы уже говорили. Вариант «отбрасывать в тоннель» — не вариант, так как объем выбуренной породы за счет ее рыхлости будет больше, чем объем тоннеля. Проще говоря, если Вы заморозите в стакане воду, а потом измельчите лёд — весь он в стакан не войдет.

3. Вариант с «расплавлением» породы. ОК, представим себе подземоход, оснащенный столь мощным ядерным реактором, что он плавит вокруг себя породу. Куда девать расплав? Отбрасывать назад? В таком случае он образует пробку, намертво закупоривающую тоннель сзади. Ну ладно, в конце концов, возвращаться тем же путем никто не думает, и у нас есть реактор. НО! Куда отводить тепло, которое рано или поздно расплавит сам подземоход или, по крайней мере, доведет температуру его внутренностей до температуры реактора? Холодильник любой конструкции тут непименим — так как тепло нужно куда-то отводить в любом случае, а куда его отведешь в расплавленном тоннеле?





Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -