Создание автономной некоммерческой организации пошаговая инструкция. Какая организация является некоммерческой и зачем нужна регистрация? Почему можно получить отказ

Сегодня существует множество организаций, объединяющих группы лиц для осуществления общественно-политической, научной, благотворительной и прочей деятельности, носящей некоммерческий характер. Такие объединения, если они не имеют стремления извлечь из своей деятельности прибыль, называются некоммерческими. По действующему российскому законодательству любая организация, независимо от того, ведется ли ей предпринимательская деятельность, обязана закреплять свой правовой статус, официально зарегистрировавшись в специальных органах, следуя законодательно установленным процедурам. Из-за большого разнообразия форм, которые могут принимать эти сообщества, регистрация некоммерческих организаций связана с некоторыми трудностями.

За исключением особых видов общественных организаций, остальные НКО оформляются в качестве юридических лиц. Однако они имеют иные цели своего существования, нежели коммерческие фирмы. НКО не занимается предпринимательством, если это не способствует напрямую выполнению задач, ставших причиной создания сообщества.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и ГК РФ регламентируют деятельность и юридический статус НКО. Функционирование некоторых видов некоммерческих организаций регулируется специальными законами: «Об общественных объединениях», «О потребительской кооперации в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Жилищным кодексом и другими актами.

Виды некоммерческих организаций

Законодательные акты для создания и существования НКО предусматривают несколько форм.

  • Общественное или религиозное объединение – добровольное собрание группы граждан, основанное на общих интересах его участников, располагающихся в сфере духовной жизни или социальной активности. Общество организуется участниками для достижения связанных с данными интересами потребностей. Такое сообщество может вести деятельность, имеющую коммерческий характер, для реализации своих уставных задач. Для этих объединений предусматривается множество организационных форм. Они могут существовать в виде движения, фонда, политической партии, религиозной группы и других правовых формах.
  • Фонд — сообщество, учрежденное отдельными лицами или официальными организациями, служащее целям реализации общественно-полезных задач (в области благотворительности, образования, спорта, в социальной сфере). Фонд работает за счет взносов, пожертвованных в добровольном порядке частными лицами, фирмами и имеет право осуществлять необходимую хозяйственную деятельность.
  • Государственная корпорация или компания – компания, имеющая в учредителях государство, не предполагающая членства и работающая с эксплуатацией государственного имущества, переданного в собственность или в доверительное управление обществу в качестве взноса. Такое общество организуется для реализации общественно-полезных функций или оказания государственных услуг.
  • Некоммерческое партнерство — объединение группы лиц, компаний, существующее на основе членства. Партнерство создается для решения его участниками любых задач в социально-культурной сфере, в области защиты прав, оказания помощи и иных значимых целей.
  • Частное учреждение — организация, созданная отдельным собственником для осуществления своих некоммерческих целей.
  • Государственное, муниципальное или бюджетное учреждение – общество, созданное правительством РФ, субъектом федерации или муниципалитетом для осуществления некоммерческих целей или производства работ, оказания услуг, обеспечивающих выполнение обязательств органов власти перед населением в социально-культурных вопросах.
  • Автономная некоммерческая организация – объединение граждан на основе внесения ими взносов, организованное для оказания услуг населению в социально значимых сферах.
  • Ассоциация или союз – некоммерческое объединение группы частных или юридических лиц для представления своих интересов, выполнения сообществом социально полезных задач. Эта форма предусматривает членство участников и обозначается в наименовании общества.

Кроме того, специальными законами предусматриваются дополнительные виды НКО:

  • объединения потребителей — кооперативы;
  • жилищные товарищества — ТСЖ;
  • территориальные объединения в виде органов общественного самоуправления;
  • благотворительные организации и фонды;
  • профессиональные союзы и ассоциации.

Какие документы необходимы для регистрации НКО?

Документы для регистрации некоммерческих организаций должны своевременно подаваться в соответствующие органы, не позже трех месяцев после установления учредителями намерения создать сообщество. Заявителем считается учредитель НКО, которым может являться отдельный гражданин, группа лиц или организация. Количество участников НКО законодательно не ограничивается, ими могут становиться как российские юридические и гражданские лица, так и нерезиденты.

Для оформления сообщества требуется собрать пакет документов:

Учредительные документы объединения должны включать следующую информацию:

  • наименование общества, с указанием его формы и вида деятельности;
  • адрес регистрации организации;
  • установленные цели создания организации;
  • порядок ведения деятельности общества;
  • перечень прав и обязанностей участников сообщества;
  • список представительств организации;
  • условия вступления и выхода из состава участников НКО;
  • порядок внесения изменений в документы общества;
  • условия формирования и использования имущества организации.

К написаниюУстава НКО следует подойти со всей ответственностью. Если при рассмотрении документов сотрудниками регистрирующих органов в уставе будут обнаружены несоответствия между заявленными целями создания НКО, направлением ее деятельности и выбранной организационно-правовой формой, в государственной регистрации может быть отказано.

С учетом вида объединения и характера его деятельности оформляются разные комплекты документов.

  • Для фондов, некоммерческих партнерств, автономных НКО и частных учреждений – устав, завизированный учредителями общества и его участниками.
  • Для ассоциаций и союзов к уставу прилагается учредительный договор между участниками.
  • Для регистрации местных религиозных организаций дополнительно предоставляется подтверждение, выданное территориальными органами власти, о функционировании религиозной группы на подведомственной территории в течение длительного срока (не менее пятнадцати лет). Или свидетельство, подписанное руководством централизованной организации, о вхождении новой группы в ее состав.
  • Для создания объединенной религиозной организации предоставляются уставы как минимум трех местных религиозных сообществ, вступающих в общую структуру. Также необходима подача сведений, включающих в себя информацию об основах и практиках исповедуемого вероучения, истории возникновения религиозного учения и групп его последователей. При рассмотрении заявления религиозной организации учитываются формы и методы ее существования, особенности мировоззрения участников: их отношение к социальным институтам, семье и браку, здоровью и образованию, наличие ограничений прав и обязанностей служителей и последователей данного течения.

Инструкция по регистрации некоммерческой организации

Некоммерческая организация оформляется сотрудниками территориального органа Министерства юстиции. Некоторые формы организаций, например, муниципальные учреждения, потребительские кооперативы имеют особый порядок регистрации, установленный отдельными законами.

Регистрация НКО включает следующие шаги:

  • подготовка необходимых документов;
  • оплата государственного сбора в размере, который определяется законодательными нормами на момент подачи документов;
  • предоставление пакета документов в регистрирующий орган;
  • получение свидетельства после завершения процедуры оформления;
  • постановка организации на налоговый учет;
  • получение статистических кодов;
  • создание печати юридического лица;
  • открытие расчетного счета и получение банковских реквизитов;
  • уведомление внебюджетных фондов о создании НКО.

На рассмотрение предоставленных документов органам Росрегистрации отводится 14 дней. При положительном решении сотрудники Минюста самостоятельно уведомляют налоговую инспекцию и направляют в нее необходимые документы для внесения информации в государственный реестр о вновь созданной организации. Внесение записи в ЕГРЮЛ занимает 5 дней, после чего свидетельство о государственной регистрации НКО выдается в течение трех дней на руки заявителю.

Выбор той или иной формы оформления организации, а также характер ее деятельности может накладывать некоторые особенности на общий порядок проведения процедуры регистрации. Например, заявления религиозных организаций могут рассматриваться в срок от месяца до полугода в связи с необходимостью проведения специальной религиоведческой экспертизы.

После получения документов НКО считается официально действующей и может приступать к работе в соответствии с заявленными целями общества. В связи с этим организация будет приобретать права и обязанности, иметь в собственности или оперативном управлении имущество, отвечать им по своим обязательствам. Деятельность некоммерческой организации по умолчанию устанавливается как бессрочная, если ее срок не ограничен учредителями в документах общества.

Порядок действий при регистрации НКО в Москве: куда необходимо обратиться за получением разрешения на создание некоммерческой организации, какие для этого необходимы документы, адрес отделения Управления Минюста России, размеры госпошлины в 2018 году, бланк заявления для скачивания, ссылки для подачи документов онлайн, сроки регистрации и получения регистрационных документов.

Порядок действий

Регистрация некоммерческой организации (НКО) проходит в несколько этапов:

  1. Заявитель подает документы на регистрацию в территориальный орган Минюста России или Центральный аппарат Минюста России – в зависимости от специфики и масштаба будущей организации.
  2. Уполномоченный орган принимает решение о регистрации НКО и перенаправляет документы в регистрирующий орган (ФНС).
  3. ФНС проводит регистрацию и вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
  4. Документы о регистрации НКО поступают в территориальный орган Минюста России или Центральный аппарат Минюста России. Уполномоченный орган вносит сведения в ведомственный реестр.
  5. Заявитель получает на руки свидетельство о регистрации НКО, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, выписку из ЕГРЮЛ и устав с отметкой регистрирующего органа.

В Центральный аппарат Минюста России документы подаются при регистрации:

  • общероссийских и международных общественных объединений;
  • политических партий;
  • отделений международных организаций и иностранных неправительственных НКО;
  • централизованных религиозных организаций, если их местные отделения находятся в 2 и более субъектах РФ.

В территориальное отделение Минюста России документы подаются при регистрации:

  • местных и региональных общественных объединений;
  • отделений и подразделений политических партий;
  • религиозных организаций местного уровня;
  • централизованных религиозных организаций, если их местные отделения находятся в пределах одного субъекта РФ;
  • иных НКО.

Список документов

Для регистрации НКО необходимо подготовить следующие документы:

  • заявление;
  • учредительные документы в 3 экземплярах (копии должны быть заверены нотариусом);
  • решение общего собрания учредителей о создании НКО и об утверждении учредительных документов;
  • сведения об учредителях;
  • чек оплаты госпошлины;
  • сведения о месте нахождения постоянно действующего органа НКО, по которому организацию можно найти;
  • документы, подтверждающие право на использование в наименовании НКО имени или символа, попадающих под защиту интеллектуальной собственности (при необходимости);
  • выписка из реестра иностранных юрлиц или другой подтверждающий статус документ (если учредитель – иностранное лицо);
  • программа политической партии и ее текст в машиночитаемом виде (при создании политической партии);
  • экземпляр печатного СМИ, где указана дата и время проведения съезда политической партии (при создании политической партии);
  • заверенные уполномоченными лицами копии протоколов конференций или собраний партии, проведенных не менее чем в половине субъектов РФ (при создании политической партии);
  • уставы не менее 3 местных религиозных организаций, входящих в состав централизованной религиозной организации (при создании централизованной религиозной организации);
  • заявление о включении НКО в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов (при необходимости).

Все документы, кроме учредительных и тех, что подаются в электронном виде, предоставляются в 2 экземплярах. Один из них – подлинник.

Для регистрации отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций требуется тот же перечень документов, однако он предоставляется на национальном языке с переводом на русский язык.

Со дня вынесения учредителями решения о создании НКО документы на регистрацию должны быть поданы в течение 3 месяцев (6 месяцев – при создании политической партии)

Госпошлина

Создание НКО предусматривает оплату государственной пошлины:

  • за регистрацию общественных объединений инвалидов и их отделений – 1400 рублей;
  • за регистрацию политической партии и каждого отделения политической партии – 3500 рублей;
  • за регистрацию иных НКО – 4000 рублей.

Оплата производится в любом банке.

Адреса

Подать документы для регистрации НКО москвичи могут лично в территориальное отделение Управления Министерства юстиций РФ (отделение Управления Минюста России), Центральный аппарат Министерства юстиций РФ (Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России), почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения или через портал Госуслуг.

Подача заявления через портал Госуслуг

Отправить заявление на регистрацию НКО можно через портал Госуслуг. В личный кабинет на сайте придет соответствующее подтверждение.

Заявителем может быть только юридическое лицо.

Сроки

Решение о регистрации НКО с момента подачи документов в отделение Управления Минюста России принимается в течение 14 рабочих дней (для общественных объединений и политических партий – 30 дней, религиозных организаций – от 30 до 60 дней). На его основании ФНС в течение 5 рабочих дней осуществляет регистрацию организации и внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ.


Все юридические лица, создаваемые на территории России, делятся на 2 (две) большие группы:

1) Коммерческие компании;

2) Некоммерческие компании;

Основные различия между данными видами организаций:

  • цель деятельности. Для коммерческих организаций (КО) основной целью признается извлечение прибыли в отличие от некоммерческих (НКО).
  • распределение прибыли. Некоммерческие организации не вправе распределять прибыль (если таковая имеет место в ходе осуществления их деятельности) между своими участниками (членами) в отличие от коммерческих компаний.

В настоящее время в Российской Федерации создано огромное количество разнообразных некоммерческих организаций. При этом регистрация НКО может производиться в различных формах, основными из которых все-таки являются следующие:

  • некоммерческие партнерства;
  • общественные организации (объединения);
  • религиозные организации;
  • учреждения;
  • фонды;
  • потребительские кооперативы;
  • казачьи общества;
  • ассоциации и союзы;
  • иные.

Регистрация некоммерческих компаний - очень сложный по своему содержанию процесс, связанный с оформление, заполнением и представлением в регистрирующий орган соответствующих документов.

Создание некоммерческой организации регулируется положениями действующего законодательства, в частности ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Названный закон устанавливает общий порядок регистрации НКО. Однако для отдельных видов некоммерческих компаний законодательством определены некоторые особенности (к примеру, для ТСЖ, профсоюзов, религиозных организаций, партий и т.д.).

Вместе с тем можно обозначить общую процедуру регистрации некоммерческих организаций, используемую при создании НКО любой формы.

Процесс создания некоммерческой организации

Регистрация НКО как и открытие других видов юридических лиц (например, АО, ООО) включает в себя следующие ключевые этапы.

Принятие решения о создании некоммерческой организации

Решение о регистрации НКО принимается всеми ее учредителями единогласно, если соответствующая НКО создается несколькими лицами. Если некоммерческая организация создается только одним лицом (учредителем), то указанное решение принимается самостоятельно данным учредителем.

Помимо этого соответствующим решением утверждается учредительный документ (как правило, устав) НКО, а также утверждают избрание/назначение тех или иных органов некоммерческой организации.

Регистрация некоммерческой организации

Регистрация НКО в отличие от коммерческих организаций имеет определенные особенности в плане органов, которые производят данную процедуру.

Коммерческие организации - регистрация производится исключительно налоговой инспекцией.

Некоммерческие организации - регистрация производится Министерством Юстиции (Минюстом РФ). Вместе с тем указанный орган после принятия положительного решения по вопросу создания некоммерческой организации передает соответствующие сведения в ИФНС для внесения информации об НКО в реестр юр. лиц.

Документы, представляемые в МинЮст РФ для регистрации НКО:

1) Заявление о создании некоммерческой организации (форма РН001).

Данное заявление как и в случаях с регистрацией КО подписывается руководителем/директором НКО, а его подпись удостоверяется нотариусом. Учредитель НКО представляет нотариусу для свидетельствования его подписи следующий комплект документов:

  • решение регистрации некоммерческой организации (либо протокол, либо единоличное решение 1-го учредителя);
  • паспорт (копия) лица, которое подписывает указанное заявление;
  • другие документы, перечень которых более целесообразно уточнять непосредственно у того нотариусу, к которому обращается соответствующий заявитель.

Законодательство РФ устанавливает очень важное правило - за достоверность сведений, которые указаны в заявлении, а также за соблюдение порядка создания некоммерческой организации и требований к учредит. документам ответственность несет непосредственно сам заявитель, а не тот орган, который производит регистрацию НКО.

2) Учредительные документы.

Учредит. документы должны быть представлены на регистрацию в 3-х экземплярах, при этом 1-ый экземпляр направляется в налоговую инспекцию, 2-ой - остается в МинЮсте РФ, а 3-ий экземпляр выдается заявителю на руки.

Обязательно необходимо указать, что вид учредительных документов напрямую зависит от той формы, в которой производится регистрация НКО. Исходя из этого, учредит. документами НКО могут выступать:

1. Устав НКО;

2. Устав или положение НКО;

3. Учредительный договор и устав НКО (для ассоциаций и союзов).

3) Решение о создании некоммерческой организации.

В качестве данного решения, как уже указывалось выше, выступает протокол собрания учредителей НКО или решение ее единственного учредителя. При этом указанное решение представляется в регистрирующий орган в двух экземплярах.

4) Данные об учредителях (членах) НКО.

Информация о членах (учредителях) НКО представляются в свободной (произвольной) форме с обязательным представлением в МинЮст двух экземпляров данной информации.

5) Документ об оплате государ. пошлины за регистрацию некоммерческой организации.

ВАЖНО! Реквизиты, необходимые для оплаты пошлины за регистрацию НКО отличаются от тех реквизитов, которые применяются при оплате пошлины за регистрацию коммерч. организаций. Ввиду этого заявителям необходимо четко проверить указываемые ими данные при заполнении квитанции на оплату гос. пошлины.

Размер государств. пошлины за создание некоммерческой организации равняется четыре тысячи рублей.

6) Сведения о месте нахождения главного органа управления некоммерческого предприятия.

Соответствующая информация представляется в МинЮст при регистрации некоммерческой организации исключительно в целях осуществления возможной связи (взаимодействия) с ней государств. и муниципал. органами. В обязательном порядке вышеуказанный орган некоммерческого предприятия должен быть постоянно действующим.

7) Документы (доказательства), предоставляющие возможность использования некоммерческой компанией имени гражданина, наименования другой компании, символики в тех случаях, если в названии НКО применяются соответствующие данные.

8) Выписка из реестра иностр. юридических лиц в случае, если в качестве учредителя некоммерческой организации (НКО) выступает иностранное лицо (гражданин).

В соответствие с положениями закона представление в МинЮст РФ каких-либо иных документов не предусмотрено. Таким образом, требования сотрудников МинЮста РФ о представлении иных документов являются незаконными (неправомерными).

Решение о государ.регистрации некоммерческой организации подлежит принятию МинЮстом РФ не позднее четырнадцати дней, начиная с даты получения данным органом от заявителя всего комплекта необходимых документов. На основании такого решения и информации, поступившей из МинЮста, налоговый орган вносит в реестр юридич. лиц сведения о вновь создаваемой НКО.

По факту внесения сведений в ЕГРЮЛ (реестр юрид. лиц) заявителю выдается свидетельство о государств.регистрации некоммерческой организации. Считается, что именно с этого момента НКО является полноправным юридически созданным субъектом гражданского оборота. Более того, в процессе регистрации НКО данная организация должна быть поставлена на налоговый учет и ей должно быть выдано соответствующее свидетельство (ИНН).

Получение кодов из службы статистики (Росстата)

Присвоение кодов статистики (ОКАТО, ОКОПФ, ОКСФ, ОКОГУ, ОКПО) производится Росстатом на основании следующих документов:

  • свидетельство о регистрации НКО;
  • свежая выписка из ЕГРЮЛ (реестра юрид. лиц);
  • доверенность на лицо (если с заявлением в службу статистики обращается неуполномоченный законом или учредит. документами гражданин).

Учет в государст. внебюджетных фондах

Создание некоммерческой организации (НКО) является основанием для ее постановки на учет в следующих фондах - ПФ, ФСС, ФОМС РФ, т.к. деятельность НКО в подавляющем большинстве напрямую связана с наймом рабочей силы не только по гражданско-правовым, но и трудовым договорам.

Данные о некоммерческой организации в указанные внебюджетные фонды передаются непосредственно государств. органами в рамках осуществляемого между ними сотрудничества (МинЮстом, налоговой инспекцией).

Объединения граждан в нашей стране носят название организаций. Они могут создаваться разными гражданами для достижения разных целей. Главное при этом – не выходить за рамки Закона.

В большей степени всегда речь идет о создании бизнеса, то есть деятельности, которая ориентирована на исполнения определенных работ для достижения экономических результатов, что приносят выгоду. Такие организации имеют большую популярность, поскольку для многих граждан они являются способом основного заработка. Существует много форм ведения такой деятельности, среди которых организации с ограниченной ответственность и акционерные общества.

Но, кроме коммерческих организаций, что ориентированы на прибыль, существует и другая форма ведения деятельности, которая называется некоммерческой, или же общественной. В отличии от первого варианта, такие организации создаются для абсолютно противоположных целей. То есть, коммерческие компании никаким образом не преследует цель заработка для распределения такового между учредителями. Они существуют для достижения общественных целей.

Именно об общественных организациях, а именно о процессе юридического закрепления их деятельности пойдет речь в этой статье.

Вне зависимости от того, ориентирована деятельность компании на прибыль или нет, процесс регистрации является обязательным. Разница состоит непосредственно в самих действиях, необходимых для оформления такого рода объединений.

Регистрация общественной организации довольно простой процесс, если знать порядок ее осуществления и документы, которые необходимы для предоставления государственным органам. Но, прежде всего, самому юридическому закреплению деятельности, что имеет некоммерческую цель, следует решение учредителей о создании соответствующей организации. Основными моментами, которые должны быть решены на данном этапе являются вопросы, связанные с названием организации и ее формой.

На сегодняшний день законодательством предусмотрено довольно-таки широкий перечень правовых форм общественных обледенений. Наиболее популярные из них:

  • фонд;
  • религиозная организация;
  • общественное объединение;
  • некоммерческое партнерство;
  • частное учреждение;
  • ассоциация (или союз).

Такие решения принимаются непосредственно собранием учредителей. Кроме того, в учредительных документах должно быть обязательно обозначено, действует такая организация в интересах определенной группы людей, или круг субъектов не имеет границ. Кроме того, еще одним важным пунктом станет определение организации, как формы деятельности на основе членства или без нее. В таком случае нужно учитывать, что наличие дополнительных членов организации имеет два последствия:

  • Возможны привлечения дополнительных средств, в качестве членских взносов, что упрощает деятельность во многих аспектам.
  • Управление организацией станет более сложным, поскольку решать важные вопросы необходимо с участием всех членов. В организациях, где нет таких лиц, регулирование происходит исключительно по волеизъявлению учредителей, что делает такие процессы более простыми и быстрыми.

При этом, необходимо учитывать, что определенные формы ведение общественной деятельности имеют особенности по количеству учредителей. Так, по общему правилу, коммерческая организация создается тремя лицами. Но, для некоторых форм существуют исключения. Например, чтобы образовать партнерство – необходимо иметь два учредителя, для ассоциации порог участников составляет пять человек.

То есть, подготовительный этап перед регистрацией организации должен включать в себя такие моменты:

  1. Учредители обязаны принять решение о создании общественной организации и утвердить ее наименование;
  2. Необходимо создать учредительные документы с описанием целей компании, видов деятельности и другими моментами, о которых говорилось выше;
  3. Определить состав управления некоммерческой организации.

Порядок регистрации общественной организации

Согласно действующего законодательства, все организации, которые имеют некоммерческий характер подлежат государственной регистрации. В отличии от юридических лиц, которые ориентированы на получение прибыли и закрепляют свою деятельность в органах налоговой службы, общественные компании проходят регистрационный процесс в Министерстве юстиции Российской Федерации и ее территориальных подразделениях.

Кроме того, для упрощения регистрационного процесса было создано специальную программу, которая регламентирует подготовительную стадию собрания документов. Ознакомится и скачать ее можно на электронном ресурсе налоговой службы .

Сам процесс регистрации включает в себя три этапа:

  1. Подготовка необходимой документации.
  2. Посещение государственного органа и подача документов.
  3. Получение свидетельствующих о регистрации документов.

Документы для регистрации общественной организации

Для того, чтобы оформить деятельность некоммерческого образования на государственном уровне необходимо подготовить определенный пакет документов, предусмотренный законодательством.

На сегодняшний день, для осуществления таких действий вам понадобятся:

  • регистрационное заявление;
  • устав организации;
  • протокол собрания учредителей;
  • документ, подтверждающий право использования помещения, указанного в заявлении, как место нахождения организации;
  • копии документов, подтверждающих личности учредителей;
  • документ, подтверждающий уплату налогообложения на осуществление регистрационных действий.

Необходимо иметь по две копии каждого, из выше перечисленных документов.

Заявление. Прежде всего, стоит отметить, что заявление на регистрацию имеет не довольный вариант, а закрепленный государством образец заполнения. Только такой вариант принимается регистрирующими органами. Найти этот специальный бланк для заполнения проще всего на официальных сайтах государственных органов, или же скачать его:

Наиболее распространенные ошибки: при заполнении от руки информация вписывается не печатным шрифтом и маленькими буквами; выход за поля; использование разноцветных чернил. Избегайте таких ошибок, и государственный работник не будет иметь оснований для отказа в принятии регистрационных документов.

Устав организации. Законом предусмотрена информация, которую обязательно должен содержать устав некоммерческой организации. К ней относят, прежде всего, форму и наименования компании, цели, для которых было создано такое юридическое лицо. Кроме того, необходимо обозначить всю руководящую структуру и другие органы, указывая при этом их права и обязанности; права членов организации, порядок выхода из нее; имущество, которое принадлежит организации и способ его формирования. Также, кроме всего прочего прописываются случаи, в которых возможно изменить Устав и причины ликвидации организации. Ко всему этому можно добавлять и другую информацию на усмотрение учредителей, но самое главное, чтобы Устав содержал в себе все обязательные данные.

Протокол собрания учредителей. Данный документ предназначен для того, чтобы подтвердить решение учредителей создать организацию общественного характера. В нем обозначаются все учредители, которые проголосовали за такое решение, их подписи, дата.

Документ, подтверждающий право использования помещения, указанного в заявлении, как место нахождения организации. Для того, чтобы процесс регистрации прошел успешно, от вас потребуется наличие помещения для ведения деятельности и документы, подтверждающие такой факт. Ими могут быть, как свидетельство о праве собственности на имущество, так и договор аренды. При этом, ко второму еще необходимо прикрепить лист-рекомендацию от собственника имущества.

Копии документов, подтверждающих личности учредителей. Общий пакет документов обязательно должен содержать копии паспорта каждого из учредителей. Копировать необходимо первую страницу и ту, где указано место проживания физического лица.

Документ, подтверждающий уплату налогообложения на осуществление регистрационных действий. Регистрация общественной некоммерческой организации осуществляется за определенную плату – налог. Сегодня процедура закрепления юридического статуса компании обойдется в 4 000 рублей. Оплатить ее можно в любом банковском отделении, а полученную квитанцию прикрепить к заявлению. Без оплаты такого налога регистрация невозможна.

Подача регистрационного пакета документов

Государственная регистрация общественных организаций осуществляется исключительно в Министерстве Юстиции РФ и его местных структурных подразделениях.

Предоставить документы можно тремя способами:

  • самостоятельно;
  • отправить по почте;
  • через доверенное лицо.

Первый способ наиболее простой. Лицо самостоятельно приносит все необходимые документы в орган юстиции, подписывает заявление (до этого делать это не нужно) и отдает все документы работнику.

Второй вариант предполагает использование почтовых услуг. Но, тут существует один нюанс, который состоит в том, что перед тем, как отправить документы по почте необходимо каждый из них заверить нотариально. Такие мери принимаются для того, чтобы подтвердить волеизъявление именно учредителей организации, а не других лиц, которые решили зарегистрировать организацию без их ведома.

Третий вариант заключается в том, что пакет документации отправляется в государственные органы через третье лицо. Для этого кроме нотариального заверения всех документов необходимо еще и выдача специального документа, который подтвердит право лица на представительство организации в государственных органах – доверенность. Такой вариант на сегодняшний день довольно популярен, поскольку многие организации предпочитают услуги фирм, которые занимаются регистрационными процессами через представительство.

Отказ в регистрации некоммерческой организации

Случаются ситуации, когда организации отказывают в регистрационном процессе. Основная причина – не полный перечень необходимых документов, неправильно заполненное заявление или неоплаченный налог за проведение регистрации организации.

Очень важно, чтобы квитанция об оплате налога на регистрацию была на имя того человека, который непосредственно и подает документы. При этом, отказом в регистрации не может послужить отсутствие квитанции при проведении оплаты. Так, некоторые лица предпочитают осуществлять налогообложение в электронном варианте. В таком случае, просто необходимо предупредить государственного регистратора, что оплата осуществлялась именно в такой способ. Он в свою очередь проверит такой факт по каналам коммуникации.

Причиной отказа может стать неправильное составление Устава организации. Для того, чтобы избежать такой ситуации необходимо указать все обязательные пункты, о которых говорилось выше. Кроме того, если при регистрации будет замечено, что деятельность организации, предусмотренная в учредительных документах, противоречит Закону или не соответствует принципам работы некоммерческих образований – последует отказ в закреплении юридического статуса.

В случае, когда регистратором будет замечена неправильное заверение документов, он имеет право на приостановление регистрационного процесса до того момента, пока организация не устранит такие моменты. Но, стоит учесть, что такой срок не может быть больше трех месяцев.

Получение свидетельствующих о регистрации документов

После того, как все необходимые документы будут предоставлены органам Министерства юстиции, проводится государственная регистрация некоммерческой организации. Она предполагает внесение ведомостей о ново созданной компании в реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.

После этого, лицо, которое подавало регистрационный пакет отправляется в соответствующий орган для получения Свидетельства о регистрации. Важно, что исключительно то отделение, которое принимало документы осуществляет выдачу Свидетельства.

В условиях постоянного изменения законодательства, в том числе порядка государственной регистрации и положений НК РФ, не всем под силу справиться даже с созданием НКО. Чтобы не пришлось еще раз оплачивать госпошлину и тратить дополнительное время на повторное обращение, лучше сразу заручиться поддержкой квалифицированных специалистов. Подробнее о том, что может ожидать при самостоятельном проведении процедуры, смотрите в нашей статье о .

Компания «ПРИОРИТЕТ» готова помочь с регистрацией НКО и ускорить начало ее деятельности. Для тех, кто все же желает сделать все без сторонней помощи, прилагаем подробную инструкцию.

Этап 1. Изучение основных условий регистрации НКО

  1. Наименование . Должно указывать на организационно-правовую форму и направление деятельности. Пример: «Фонд содействия реализации молодежных инициатив».
  2. Юридический адрес. В число обязательных реквизитов любой некоммерческой организации входит ее официальное местонахождение, то есть адрес, по которому НКО зарегистрирована и где находится ее исполнительный орган.

    Так сложилось, что в ходе применения соответствующих положений закона под местонахождением стали понимать два разных понятия: фактический адрес и юридический. Оба они не прописаны в законе, но активно используются в деловой практике.

    Под фактическим понимают офис, где реально размещен исполнительный орган. Юридический адрес отражается в ЕГРЮЛ в качестве места исполнения прав и обязанностей, указывается в качестве официальных контактов при оформлении договоров .

    Одним из условий регистрации некоммерческой организации на конкретный юридический адрес является подтверждение права собственности на него со стороны самой НКО или законности владения соответствующим помещением другим лицом плюс свидетельство передачи его в пользование (гарантийное письмо либо договор аренды).

    Возможный вариант юридического адреса: место жительства и прописки исполнительного органа (президент, генеральный директор и т. п.).

  3. Учредители . Ими могут быть как полностью дееспособные граждане, так и юридические лица.

    Регистрировать благотворительное учреждение вправе только благотворительная организация аналогичного характера. Профессиональное духовное образовательное учреждение создается исключительно религиозными организациями. Юридические и физические лица, которые являются общественными объединениями, имеют возможность начать и деятельность другого соответствующего учреждения.

    Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного самоуправления, зарубежными и российскими структурами, а также частными лицами. В отношении вузов, ведущих обучение по военным профессиональным программам, учредителем может быть только Правительство РФ.

  4. Уставный капитал. При регистрации некоммерческой организации формирование такого фонда не предусмотрено. Ее создание и деятельность финансируются из других источников:
    • добровольных пожертвований;
    • членских и вступительных взносов, которые предусматриваются Уставом;
    • поступлений от мероприятий, проводимых в рамках основной деятельности;
    • для осуществления приносящей доход деятельности НКО должна иметь имущество, достаточное для осуществления указанной деятельности, рыночной стоимостью не меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью;
    • доходов от предпринимательства, не противоречащего целям создания.
  5. Имущественные права учредителей . Лица, создавшие НКО (кроме учреждений) и передавшие средства в ее собственность, после регистрации некоммерческой организации теряют возможность возврата активов и распоряжения ими (касается и членских взносов). Также они не участвуют и в распределении прибыли.
  6. Органы управления .

    В политической партии, общественной организации или движении высшее руководство передается съезду (конференции) либо общему собранию. В свою очередь, функции постоянно действующего управленческого органа указанных некоммерческих организаций выполняет выборная коллегия, подотчетная собранию или съезду.

    В политических партиях путем голосования формируются не только руководящие органы, но и контрольно-ревизионные комиссии. Органы общественной самодеятельности работают на принципах самоуправления, утвержденных собранием учредителей и отраженных в их Уставе. Обязательным органом для фондов являются попечительские советы.

    Чтобы зарегистрировать иные виды НКО, необходимо избрать высший коллегиальный руководящий орган или общее собрание ее участников.

    Исполнительный орган подобных структур управляет текущей деятельностью единолично или коллегиально, при этом результаты его работы контролируются руководящим органом.

    Высшие органы управления устанавливаются учредительными документами и могут быть представлены для автономной некоммерческой организации - в виде высшей коллегии управления; общим собранием членов при регистрации ассоциации (союза) и партнерства; в фондах и прочих НКО - в соответствии с Уставом и федеральным законодательством. Основная функция управления едина - достижение целей, поставленных при создании.

    К надзирающим и контролирующим органам относят ревизионную комиссию или попечительский совет. Контрольно-ревизионные органы обязательны для всех общественных объединений, а попечительский совет - для фондов. Формирование таких органов при регистрации остальных типов некоммерческих организаций не требуется.

  7. Цели и направления деятельности . Подобные виды юридических лиц вправе заниматься только теми вопросами, которые оговорены законом и их учредительной документацией. Так, они могут преследовать благотворительные, образовательные, культурные, научные, социальные и управленческие цели, содействовать развитию спорта и физической культуры, защите законных прав и интересов организаций и граждан, урегулированию конфликтов и споров, заботиться об охране здоровья, удовлетворении духовных и прочих аналогичных нужд людей, оказывать юридическую помощь и предпринимать иные усилия для создания общественных благ.

    Указанным условиям не соответствуют только потребительские кооперативы, так как их регистрируют для ведения заготовительной, производственной и иной деятельности, способствующей материальному и иному обеспечению своих членов.

    Некоторые направления деятельности являются лицензируемыми, то есть требуют от некоммерческих организаций получения специальных разрешений.

  8. Налогообложение .

    1. Льготы по НДС предоставляются:
      • общественным организациям инвалидов (чтобы зарегистрировать такую НКО, 80 % и более всех ее членов должны составлять лица с ограниченными возможностями либо их законные представители) или учреждениям, в которых они являются единственным собственником;
      • религиозным структурам, реализующим литературу соответствующего содержания и предметы культа.
    2. От налога на прибыль освобождаются:
      • целевые, членские и вступительные взносы (предусмотрены в ассоциациях, партнерствах и общественных некоммерческих организациях);
      • паевые вклады (обязательны для участников потребительских кооперативов);
      • федеральные субсидии, выделяемые на благотворительную деятельность;
      • пожертвования;
      • имущество, полученное некоммерческой организацией в порядке наследования на основании завещания;
      • иные материальные активы и денежные средства, поступившие в целях финансирования благотворительной деятельности.
    3. Налог на имущество вправе не оплачивать:
      • российские общественные организации, членами которых преимущественно являются инвалиды или законные представители лиц с этим статусом (больше 80 % от общего числа членов). Освобождение распространяется только на ту часть имущества, которая используется при ведении деятельности, определенной уставом;
      • религиозные НКО (также как и в предыдущем случае, льгота по налогу на имущество касается лишь активов, позволяющих выполнять мероприятия религиозного толка);
      • структуры, которые учреждены общероссийскими общественными организациями инвалидов (инвалиды либо лица, представляющие их интересы в соответствии с законом, составляют минимум 80 % всех членов) при условии, что они - единственный собственник.

    Исходя из законодательства, к НКО может быть применена упрощенная система налогообложения, если они зарегистрированы при небольшом участии в них других организаций (их доля не должна превышать 25 %). Но в то же время Президиум ВАС России и Конституционный суд РФ постановили, что применимо к подобным структурам говорить о доле непосредственного участия нельзя.

    В этой связи наибольшие проблемы в толковании вызывают следующие требования:

    1. Как было сказано выше, когда непосредственное участие в некоммерческой организации сторонних структур превышает установленный лимит (25 %), то она не вправе использовать УСН. Однако если прочитать главу 26.2 Налогового Кодекса России, то можно увидеть, что под понятием «доля участия» имеется в виду процент, который занимает вклад учредителя в общей величине уставного капитала. Но для некоммерческих организаций формирование такого фонда вообще не предусмотрено, а, значит, для них показатель «доля непосредственного участия» теряет свой изначальный смысл. Это верно и в том случае, если одним из учредителей НКО (либо единственным) выступает другое юридическое лицо.

      Данное условие применения УСН не действует и в отношении коммерческих структур. Для этого их уставный фонд должен быть в полном объеме составлен из взносов общественных организаций инвалидов, отвечающих двум критериям: не меньше половины среднесписочной численности их персонала - инвалиды, при этом их заработок составляет хотя бы четверть от всего фонда оплаты труда.

    2. Среди тех, кто лишен права выбирать УСН, упоминаются инвестиционные фонды. Относится ли это к некоммерческим фондам, занимающимся инвестициями социального характера, к примеру, фондам местного сообщества? Ответ отрицательный и вытекает он из статьи 2 Федерального закона 156 «Об инвестиционных фондах», принятого 29.11.2001 г. Там, в частности, указано: словосочетание «инвестиционный фонд» является частью фирменного названия акционерного инвестиционного фонда, то есть открытого акционерного общества, деятельность которого связана исключительно с инвестированием в ценные бумаги либо прочие активы, определенные данным нормативно-правовым актом. Юридические лица иного типа не могут использовать слова «инвестиционный фонд» и их любые вариации в своих названиях. В указанном Федеральном законе предусмотрены исключения из этого правила, но некоммерческие фонды в них не включены.

Этап 2. Формирование пакета документов для регистрации НКО

В обязательный перечень входят:

Этап 3. Обращение за регистрацией некоммерческой организации в Минюст

Предварительным рассмотрением вопроса о создании НКО занимаются территориальные органы Министерства юстиции России (если структура открывается в Москве, нужно прийти на улицу Кржижановского, д. 13). Чтобы сдать документы уполномоченному лицу, следует предъявить доверенность от заявителя.

Если все заполнено правильно, то на расписке ставится отметка о принятии с датой приема и присваивается входящий номер.

Впоследствии эта расписка будет основанием для выдачи готовых свидетельств.

Этап 4. Получение подтверждений успешной регистрации некоммерческой организации

Спустя примерно 1–1,5 месяца можно прийти в Минюст за готовыми документами. После предъявления ранее выданной расписки и доверенности, здесь забираются:

  • свидетельство о постановке на учет налогоплательщика (ИНН);
  • свидетельство о государственной регистрации НКО с указанием учетного номера в Минюсте;
  • Устав с отметкой;
  • лист записи ЕГРЮЛ о регистрации с присвоением ОГРН.

Этап 5. Запрос сведений о регистрации НКО в Росстате

Основные данные о новой некоммерческой организации подлежат обязательному статистическому учету. После их внесения в базы Росстата ведомство формирует информационное письмо о присвоенных кодах ОКВЭД.

Соответствующее уведомление используется во внешнеэкономической деятельности и при расчетно-кассовом обслуживании.

Этап 6. Открытие банковского счета для некоммерческой организации

При обращении в кредитное учреждение понадобится целый ряд документов, но требования в каждом из них отличаются. В примерный перечень входят:

  • Устав;
  • подтверждения регистрации и постановки некоммерческой организации на учет в налоговой инспекции (свидетельства о государственной регистрации НКО и ИНН);
  • статистические коды (письмо из Росстата);
  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • решение руководящего органа о создании некоммерческой организации;
  • документы о праве на юридический адрес;
  • приказы о назначении высших должностных лиц НКО (директора и главного бухгалтера), удостоверенные руководителем (в виде оригинала и копии);
  • анкета;
  • карточка образцов подписей (заверяется в банке или у нотариуса).

Этап 7. Регистрация некоммерческой организации в социальных фондах

Постановка НКО на учет в ПФР и ФСС РФ производится автоматически сразу после ее официального создания. Подтверждением этого факта становятся извещения от Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Если эти документы своевременно не поступили в некоммерческую организацию, то ей следует получить их самостоятельно.

Такие уведомления требуются при составлении отчетности , так как в них указываются индивидуальные номера, присвоенные фондами каждой НКО и необходимые для внесения в отчет или бухгалтерскую программу.