Здоровье и перегрузка - понятия несовместимые. Максимальное количество уроков в школе Учебная нагрузка ученика

Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Школьные факторы риска - условия обучения, интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, низкая двигательная активность, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и так далее - негативно влияют на здоровье школьников. Специалисты связывают с этими факторами от 20 до 40% влияний.

Институт возрастной физиологии РАО принимал участие в разработке методики и осуществлении психофизиологического сопровождения эксперимента по внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе, и с октября 2001 г. по май 2004 г. провел мониторинговое исследование. Результаты, полученные из почти 2500 школ (из них городских школ около 70%) 56 субъектов РФ, были обработаны и проанализированы. Анализ касался режима дня и общей учебной нагрузки учащихся 1-2-х и 10-11-х классов (более 100 тысяч учащихся).

Режим дня считается рациональным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня сохраняет здоровье, создает условия для повышения учебной мотивации, способствует нормальному развитию ребенка.

Одни из важнейших показателей, характеризующих организацию учебного процесса, его адекватность и эффективность, - показатели режима дня, общей и учебной нагрузки учащихся. Анализ этих показателей мы проводили на основании специально разработанных анкет для учащихся и их родителей.

При анализе режима дня школьника учитывались следующие основные компоненты:

учебные занятия в периоды оптимальной работоспособности в школе;

приготовление уроков дома;

отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе;

регулярное и достаточное питание;

гигиенически полноценный сон.

Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт, самообслуживание, помощь семье).

Параметры режима дня школьника, которые более других показателей могут быть подвержены коррекции, оказались сопряжены с широким перечнем показателей состояния здоровья. Среди детей, выполняющих возрастные нормативы продолжительности пребывания на открытом воздухе, ночного сна, было выявлено меньшее число часто болеющих детей, а также детей, имеющих сниженную массу тела, низкие показатели динамометрии, морфофункциональные отклонения и хронические заболевания дыхательной, пищеварительной систем, нервно-психические расстройства, жалобы респираторного генеза. Среди данного контингента доля детей с нормальным физическим развитием оказалась больше. (См. таблицу.)

Полученные в результате мониторинга данные о внешкольной деятельности учащихся 1-х классов дают довольно интересную картину. Такой анализ позволяет четко выделить факторы риска, способные оказать отрицательное влияние на рост, развитие и состояние здоровья школьников, к которым следует отнести большой объем домашних заданий, значительную долю занятий, связанных со статической нагрузкой (ТВ, компьютер, чтение и так далее), недостаточный объем двигательной активности и пребывания на воздухе. Значительное число школьников (почти 70%) имеют суммарную статическую нагрузку от 4 до 6 часов и больше. Фактически это свидетельствует о выраженной гипокинезии большинства первоклассников.

Анализируя внешкольный режим старшеклассников, мы также выявили нарушения всех режимных моментов. Суммарная внешкольная статическая нагрузка старшеклассников составляет более 5 часов, а у 17% - более 7 часов. Если приплюсовать школьную нагрузку (6-7 уроков), то у всех старшеклассников можно отметить выраженную гипокинезию.

Проведенный анализ показателей сна, самоподготовки и прогулки выявил прямую зависимость между этими показателями: увеличение времени, отводимого на подготовку домашних заданий, приводит к уменьшению времени ночного сна и дневного отдыха.

Вместе с тем значительные нарушения режимных моментов часто обусловлены не только большим объемом программных заданий, но и неумением правильно организовать свою деятельность.

Один из наиболее негативных моментов в режиме дня современных школьников - сокращение времени ночного сна. Средняя продолжительность ночного сна у второклассников в рабочие дни недели составляет 9,44 часа, что недостаточно с физиолого-гигиенической точки зрения. Физиолого-гигиенические нормативы выдерживаются лишь в 6,97% случаев. Дефицит сна до 2 часов отмечен у 93,03% учащихся начальных классов, почти у 10% выявлен глубокий (более 2 часов) дефицит сна. Это весьма опасная тенденция, ведущая к переутомлению, невротизации и повышению риска развития множества серьезных заболеваний. Основные причины такого положения в 11% случаев - длительное приготовление уроков, в 64% - просмотр вечерних телепередач, игра на компьютере и так далее.

Продолжительность приготовления домашних заданий у 81,4-77,2% детей в рабочие и выходные дни не превышает допустимых нормативов. При этом выполнение домашних заданий в учебные дни в течение более 4,0 часа отмечено у старшеклассников в 16,0-19,0% случаев, в выходные - в 19,5-23,0% случаев. Дополнительное время на приготовление домашних заданий необходимо в первую очередь учащимся гимназий, лицеев и школ, работающих по экспериментальным программам.

Занятия по интересам включают в себя внешкольные занятия в музыкальной школе, в изостудиях, иностранными языками, эти занятия отнимают у десятиклассников от 2 часов 12 мин до 3 часов 39 мин в 36,5-39,7% случаев.

В свободное от учебных и внешкольных занятий время школьники 10-х классов играют в компьютерные игры, читают художественную литературу, смотрят телевизионные передачи. Художественную литературу в учебные и воскресные дни читают одинаково часто, но продолжительность чтения в выходные дни в 39,0-58,6% случаев возрастает на 1,0-2,5 часа соответственно. Следует отметить, что среди занятий по интересам наибольшее количество времени уделяется работе или играм на компьютере - до 4,0-6,5 часов за компьютером проводит каждый четвертый школьник.

Частота и длительность просмотра телепередач в выходные дни увеличивается, средняя продолжительность составляет 1 час 48 мин. Но от 15,6% до 24,2% юношей и девушек проводят у телевизора от 3 и более часов.

Большая часть старшеклассников не соблюдает режим дня, и по мере взросления эта группа увеличивается. Мы установили, что среди старшеклассников режим дня соблюдается только в 30,0-40,0% случаев. По нашим данным, и досуг современных школьников не способствует сохранению здоровья. Он крайне однообразен и нерационален. Анализ результатов анкетирования, проведенного нами среди школьников, показывает, что, независимо от места проживания и материального положения семьи, преимущественным видом досуга становится просмотр телевизионных передач и работа на компьютере.

На занятия по интересам (занятия в музыкальной школе, иностранными языками и так далее) лишь 28,0% старшеклассников тратят от 1,5 до 2,0 часа. Средняя продолжительность таких занятий составляет 3,17 часа. Следует отметить, что среди занятий по интересам наибольшее количество времени уделяется работе или играм на компьютере - от 4,0 до 6,0 часа за компьютером проводит каждый третий старшеклассник.

Ежедневный просмотр телепередач у половины старшеклассников составляет по времени в среднем 2,35 часа, но от 15,3% до 35,1% юношей и девушек проводят у телевизора 3 и более часов.

Таким образом, в свободном от учебных и внеклассных занятий времяпрепровождении у учащихся старших классов преобладает статический компонент. В состоянии относительной неподвижности старшеклассники проводят значительную часть своего времени бодрствования (78,0-97,0%).

Учебная нагрузка определяется учебными планами, учебными программами, содержанием учебников, а также зависит от организации учебно-воспитательного процесса, в том числе расписания уроков, факультативных занятий, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся и др.

Оценивая расписание уроков в школах, в первую очередь мы обращали внимание на соответствие продолжительности учебного дня и недели возрастным функциональным возможностям детей и подростков. Величина учебной нагрузки должна быть такой, чтобы были обеспечены нормальная деятельность центральной нервной системы, высокая работоспособность, профилактика переутомления и охрана здоровья учащихся. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как статическое напряжение: дети проводят без движения и в школе, и дома не менее трети суток бодрствования.

Негативное влияние на здоровье детей школьного возраста оказывает перегрузка учебными занятиями в школе и дома. Высокие информационные нагрузки и постоянный дефицит времени - ведущие факторы невротизации, особенно в начальной школе.

Начальная школа

(1-2-е классы)

По нормативным документам у первоклассников не должно быть более 3-4 уроков в день, что в совокупности с суммарным временем перемен составляет около 3-3,5 астрономического часа пребывания в школе.

По нашим данным, учебная нагрузка в школе у первоклассников (уроки и факультативы) составляет в среднем 4 ч 02 мин, то есть уже превышает нормативы. В зависимости от вида образовательного учреждения первоклассники находятся в школе от 3,0 до 5,2 астрономического часа в день. Как правило, наибольшие нарушения выявляются в тех школах, где применяются усложненные варианты учебных программ и педагогических технологий.

Общая учебная нагрузка, учитывающая суммарную учебную нагрузку в школе и время на приготовление уроков, у первоклассников составляет в среднем 5 часов 38 мин (с вариантами от 5 часов 08 мин до 7 часов 12 мин) (по нормативам - не более 4,5 часа). Общая статическая нагрузка, включающая занятия в школе, самоподготовку, внешкольные занятия музыкой, иностранными языками, чтение художественной литературы, просмотр телепередач, составляет в среднем 6 часов 40 мин. Все последние годы мы отмечаем значительное увеличение времени, которое дети проводят за компьютером и перед телевизором. Это еще больше увеличивает статическое, позное напряжение первоклашек. Время относительной неподвижности первоклассников в среднем равно 7 ч 48 мин в будние дни (от 6 ч 12 мин до 8 ч 24 мин), то есть в режиме дня учащихся 1-х классов треть суток занимает статический компонент.

От начала к концу учебного года у учащихся первых классов значительно увеличивается время, отводимое на самоподготовку, в два раза возрастает время, используемое на внешкольные занятия. Одновременно наблюдается тенденция снижения времени, предназначенного для сна и прогулки на свежем воздухе как в будни, так и в выходные дни.

Большая продолжительность и частота самоподготовки как в будние, так и в выходные дни может свидетельствовать о том, что на уроках отводится недостаточно времени на закрепление нового материала вследствие перегруженности учебных программ или завышенных требований педагогов, стремящихся работать на опережение, и о необходимости дополнительных упражнений детей вследствие их сниженных морфофункциональных возможностей.

Таким образом, все увеличивающаяся учебная нагрузка приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил ученика. А это способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление, тормозит умственную активность, и в результате еще более возрастает время, в течение которого учащиеся выполняют домашние задания.

Например, у второклассников на протяжении учебной недели превышение нормативов базисного объема учебной нагрузки составляет в гимназиях и лицеях в среднем 28,0%, в городских общеобразовательных школах - 17,5%, в сельских школах - 9,0%.

У 6,0%-7,0% учащихся вторых классов городских образовательных учреждений продолжительность учебных занятий составляет 6-8 уроков, что вызывает особую тревогу.

Общая учебная нагрузка, учитывающая суммарную учебную нагрузку в школе и время, которое тратят ученики младших классов на самоподготовку, составляет в среднем:

5 часов 38 мин (от 3 часов до 6 часов 48 мин) - в первых классах;

6 часов 48 мин (от 4 часов до 9 часов 30 мин) - во вторых классах.

Неравномерное распределение учебной нагрузки при пятидневной учебной неделе приводит к увеличению общей нагрузки и еще большим нарушениям внешкольного режима, чем при шестидневной учебной неделе. В частности, при пятидневной учебной неделе второклассники на 10% чаще превышают время, допустимое для приготовления домашних заданий.

Неравномерность распределения нагрузки по дням недели при пятидневной учебной неделе приводит к увеличению продолжительности каждого учебного дня на один час, а то и на два часа, и при сохранении общей недельной нагрузки в школе (количества учебных часов) - к более частому несоблюдению внешкольного режима. Количество детей, у которых домашние задания занимают 3 часа и более, в лицеях и гимназиях выше, чем в других образовательных учреждениях. В классах с дополнительными уроками информатики или иностранного языка школьники 2-х классов на 13% чаще не выдерживают гигиенические нормативы по приготовлению домашних заданий.

Любое увеличение учебной нагрузки (введение информатики, иностранного языка) изменяет параметры внешкольного режима в худшую сторону, тем самым ежедневно увеличивая утомление школьников и снижая их адаптивные возможности.

При соблюдении учебной нагрузки в пределах возрастных нормативов частота нарушений всех параметров внешкольного режима снижается.

Старшая школа

(10-11-е классы)

Так же, как и у младших школьников, при пятидневной учебной неделе время, затрачиваемое на домашние задания, у старшеклассников увеличивается, а число старшеклассников, занимающихся от 5 до 8 часов, возрастает по сравнению с шестидневной учебной неделей.

В классах, где максимально допустимая учебная нагрузка находится в пределах нормы, параметры внешкольного режима также в большей степени соответствуют возрасту школьников. При возрастании школьной учебной нагрузки среди старшеклассников возрастает число нарушений в режиме всего дня.

Общая учебная нагрузка от 10-го к 11-му классу в среднем возрастает на 1,0-1,5 часа в день при средней учебной нагрузке 9,8 часа и 10,2 часа соответственно у 10-классников и 11-классников.

В 27% школ базисная учебная нагрузка в 11-х классах во все дни недели соответствует гигиеническим требованиям, не превышая 5-6 уроков. Однако 73% учащихся выпускных классов имеют продолжительность школьных занятий до 7 уроков: превышение гигиенических нормативов учебной нагрузки в школе составляет от 15,6% в гимназиях и лицеях до 7% в общеобразовательных школах. При этом большая часть (73%) старшеклассников посещает факультативные занятия (с индивидуальными колебаниями от 2 часов до 20 часов в неделю). Средненедельное время факультативных занятий составляет 6,17 часа. Таким образом, даже по средним величинам времени факультативных занятий превышение гигиенических норм составляет 2,17 часа. Количество школьников, у которых домашние задания занимают 4 часа и более, в лицеях и гимназиях выше, чем в других образовательных учреждениях. Наибольшее время для выполнения домашних заданий у старшеклассников требуют задания по химии, иностранному языку, литературе (от 48 мин до 63 мин). Вообще выполнение заданий только по одному предмету часто требует от 2 до 3 часов (особенно это касается учеников профилированных классов, гимназий, то есть тех образовательных учреждений, где предъявляются повышенные требования). Это свидетельствует о слишком большом объеме учебной программы и о недостатке времени на закрепление нового материала на уроках, а значит, о скрытой интенсификации учебного процесса (то, что не выполнено на уроке, переносится на домашние задания).

Средняя суммарная учебная нагрузка в школе варьируется от 8 часов 45 мин до 11 часов 35 мин. Только на учебную работу школьники вынуждены расходовать значительную часть суточного времени бодрствования (12,5-13 часов), предназначенного для других видов деятельности и дневного отдыха учащихся.

Общая статическая нагрузка, учитывающая уроки, факультативные занятия, самоподготовку, внешкольные занятия, составляет в среднем 9 часов 45 мин. Если к этому времени добавить среднее время просмотра телепередач - 1 час 36 мин, то без движения десятиклассники проводят в среднем 11 часов 21 мин.

Исследования Института возрастной физиологии РАО в очередной раз подтверждают значительное превышение учебной нагрузки во многих школах, особенно в тех, где применяются усложненные варианты программ и педагогических технологий.

Формирование школьного компонента и составление расписания уроков должны осуществляться не только исходя из возможностей педагогического обеспечения конкретного учебного заведения, но и суммарной учебной нагрузки, дневной и недельной биологической кривой работоспособности учеников с учетом физиологической цены каждого урока, соотношения уроков со статическими и динамическими видами деятельности.

Любое увеличение учебной нагрузки (например, дополнительное введение информатики и иностранного языка во вторых классах) изменяет параметры внешкольного режима в худшую сторону, тем самым увеличивая ежедневное утомление школьников и снижая их адаптивные возможности.

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Какое максимальное количество уроков в день может быть установлено для учащихся средней школы? Какими руководящими документами эти нормы установлены? Имеет ли право директор школы установить "пятидневку" за счет увеличения количества уроков в день?

Санитарные нормы и правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 распространяют свое действие на все общеобразовательные учреждения России и обязательны к применению.

Требованиями к режиму образовательного процесса предусмотрено следующее.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения, в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

При 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется следующим образом:

1-е классы учатся при 5-дневной неделе не более 20 часов в неделю;

2-4-е классы - при 6-дневной неделе - 25 часов, при 5-дневной неделе 22 часа;

5-е классы - при 6-дневной - 31 час, при 5-дневной - 28 часов;

6-е классы - при 6-дневной - 32 часа, при 5-дневной - 29 часов;

7-е классы - при 6-дневной - 34 часа, при 5-дневной - 31 час;

8-9-е классы - при 6-дневной - 35 часов, при 5-дневной - 32 часа;

10-11-е классы - при 6-дневной - 36 часов, при 5-дневной- 33 часа в неделю.

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

Учебные занятия проводятся только в первую смену;

5-дневная учебная неделя;

Организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

Проведение не более 4-х уроков в день;

Продолжительность уроков - не более 35 минут;

Организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;

Организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

Обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

С изменениями и дополнениями от:

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1 , , настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3 , в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов

Общеобразовательные предметы

Математика

Русский (национальный, иностранный язык)

Природоведение, информатика

Русская (национальная) литература

История (4 классов)

Рисование и музыка

Физическая культура

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 - 9 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Геометрия

Экономика

Черчение

Мировая художественная культура (МХК)

Биология

Математика

Иностранный язык

Русский язык

Краеведение

Природоведение

География

Граждановедение

Литература

Физическая культура

Экология

Информатика

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 - 11 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов

(ранг трудности)

Геометрия,

Русский язык

Литература,

Иностранный язык

Биология

Информатика,

Экономика

Обществознание,


Приложение 4. >>
Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток
Содержание
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10...

Кривцова Зоя и Попова Ира

Мы решили выяснить, влияет ли учебная нагрузка на здоровье учащихся нашей школы.

Гипотеза проекта: существует прямая связь между учебной нагрузкой и здоровьем школьников.

Цель проекта: выяснить влияние учебной нагрузки на здоровье школьников

Работая по актуальной и интересной для нас теме, мы определили ряд задач:
1. Изучить состояние здоровья школьников МОУ «СОШ г. Среднеколымска».
2. Изучить отклонения состояния здоровья школьников.
3. Исследовать причины нарушения здоровья школьников посредством определения тревожности и учебной нагрузки.
4. Выработать рекомендации для администрации школы для сохранения здоровья учащихся.

В работе были использованы следующие методы:
 Теоретические: работа с литературным источниками (книгами, журналами, газетными статьями, Интернет - ресурсами).
 Исследовательские: работа с медицинскими картами, расписанием школы, анкетирование учащихся.
 Творческие: выработка рекомендаций

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска»

Проект на тему:

ВЫПОЛНИЛИ: Кривцова Зоя 8 «Б» класс

Попова Ира 8 «Б» класс

РУКОВОДИТЕЛЬ: Винокурова Мария Ильинична

Учитель биологии

Среднеколымск

2009 год.

Введение. 3 стр.

1. Проблема здоровья человека 5 стр.

2. Здоровье школьника

2.1. Теоретический анализ проблемы

Здоровья учащихся школы. 8 стр.

2.2. Здоровье и анализ общей заболеваемости

Школьников в нашей школе. 9 стр.

3.1. Исследование тревожности учащихся 14 стр.

3.2. Анализ расписания по шкале сложности 17 стр.

Заключение 20 стр.

Литература. 22 стр.

Введение

В современных условиях резко обозначились проблемы сохранения здоровья населения России. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Именно в этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и военный потенциал стран. Данные многочисленных исследований свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения

Влияние школы на формирование здоровья учащихся длительное и непрерывное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого-гигиенических условиях. Особую остроту проблема здоровья имеет на территориях Крайнего Севера с экстремальными условиями существования, в состав которого входит и город Среднеколымск.

Мы решили выяснить, влияет ли учебная нагрузка на здоровье учащихся нашей школы.

Гипотеза проекта: существует прямая связь между учебной нагрузкой и здоровьем школьников.

Цель проекта: выяснить влияние учебной нагрузки на здоровье школьников

Работая по актуальной и интересной для нас теме, мы определили ряд задач:

  1. Изучить состояние здоровья школьников МОУ «СОШ г. Среднеколымска».
  2. Изучить отклонения состояния здоровья школьников.
  3. Исследовать причины нарушения здоровья школьников посредством определения тревожности и учебной нагрузки.
  4. Выработать рекомендации для администрации школы для сохранения здоровья учащихся.

В работе были использованы следующие методы:

  1. Теоретические: работа с литературным источниками (книгами, журналами, газетными статьями, Интернет - ресурсами).
  2. Исследовательские: работа с медицинскими картами, расписанием школы, анкетирование учащихся.
  3. Творческие: выработка рекомендаций
  1. Проблема здоровья человека

«Здоровье – не все, Но все без здоровья – ничто». /Сократ/

Когда-то Шопенгауэр сказал, что «Здоровый нищий богаче короля». Здоровье есть ценность, золотой запас, драгоценный резерв жизни, детерминирующие все другие свойства жизни.

В жизни Человека есть одно удивительное состояние: когда «оно» есть – его не чувствуют; как только «его» потеряли – появляется «боль»: злая, коварная, нестерпимая. Боль – это сигнал о неблагополучии в нашем организме. Это удивительное свойство – здоровье человека, о котором давно Сократ сказал так: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто». Если есть здоровье – Человек радуется, спокойно живет и работает, учится, играет в футбол или волейбол, идет на свидание. Здоровый человек – надежный и трудоспособный, он всегда «может», он всегда «хочет», он с радостью живет сам и помогает хорошо жить другим. Без здоровья нельзя жить, нельзя любить, нельзя быть красивым и обаятельным.

Человек – дитя Земли и Космоса. Люди – дети Неба, дети Солнца. Но земляне, прежде всего – дети планеты Земля. Мы дети своей Родины, Отечества, мы дети своей Матери и своего Отца, своей семьи. Счастье каждого из нас – в семье здоровье, а счастливые люди – те, кто с радостью идут в школу и на работу.

Чтобы быть Здоровым, человек должен жить в Здоровье сохраняющей Стране. С 1992 года Россия стала депопуляционной страной, смертность населения более чем в 2 раза превышает рождаемость, идет резкое постарение населения, нарастает психофизическая патологизация, духовное выгорание, отмечается хроническая психическая усталость и депрессия всех групп населения. Ситуация во многих семьях, школах, учреждениях сравнима с уровнем высокой стрессогенности.

Чтобы превратить Россию в Здоровье сохраняющую Страну, необходимо решить следующие проблемы:

  1. Чтобы быть Здоровым, человек должен жить в Здоровье сохраняющей экологической среде. Россия сегодня страна с загрязненной ядохимикатами почвой, отравленной атмосферой городов, питьевой водой низкого качества; загрязнение среды привело к иммунному напряжению и иммунному дефициту, что привело к росту инфекционной заболеваемости.
  2. Чтобы быть Здоровым, человек должен жить в здоровье сохраняющем городе. Городской житель 80% суточного времени проводит в закрытых помещениях. Город – это особая среда, определенная концентрацией людей, бетона, энергии, химических веществ, ядохимикатов. Город – это концентрация шумов, информационных потоков, культуры и антикультуры, телевизионного /перегрузочного для нервной системы/ патогенного фактора.

На сегодняшний день Правительство Российской Федерации закрепило свою позицию о здоровье в законе национального проекта «Здоровье», который позволит остановить ухудшение здоровья населения Россия к 2008 году и к 2015 году достичь уровня соответствующих показателей в странах Восточной Европы.

Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин подчеркнул, что к этому времени будет повышена эффективность управления государственным здравоохранением, завершено формирование системы подготовки медицинских кадров и обеспечено развитие и укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. Пока же, по его словам, недостаточно высокий уровень отечественного здравоохранения.

Факторами, влияющими на здоровье человека являются: генетические, экологические, социальные, психологические, медицинские и культурные. Их соотношение отражено в диаграмме 1.

Человек не рождается здоровым: мы рождаемся лишь потенциально способными быть здоровыми. Семья и школа должны дать знания о здоровье и сбережению его каждому ребенку.

2. Здоровье школьника

2.1. Теоретический анализ проблемы здоровья учащихся школы

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. И тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпидемнадзора России лишь 14 % детей практически здоровы; 50 % имеют функциональные отклонения; 35-40% - хронические заболевания.

У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др., что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.

Около 7.5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно – психической сферы. Основная масса таких детей обучается в обычных классах.

Состояние здоровья напрямую влияет на становление личности. Нет, видимо, большой необходимости доказывать, насколько велика цена состояния здоровья нации для ее благополучия и расцвета.

Такое состояние здоровья формируется в значительной степени в детском возрасте, в том числе и в школе.

Как информирует нас медицинская статистика и анализ проведенных диагностических исследований за последнее время, здоровье учащихся ухудшается, несмотря на усилия администрации школы, и всего педагогического коллектива, заставляет с тревогой говорить о проблеме здоровья и его влиянии на успешность обучения и состояния развития детей.

2.2. Здоровье и анализ общей заболеваемости школьников в нашей школе

Как же обстоит, дело на самом главном направлении школьной жизни детей нашей школы рассмотрим в данных таблицы №1.

ТАБЛИЦА 1.

Показатели заболеваний учащихся по МОУ «СОШ г. Среднеколымска» (по данным медосмотра 2008 года)

№ п/п

ЗАБОЛЕВАНИЕ

Количество человек

% отношение от общего количества

Зрение

27,8

Нарушение осанки

ЛОР - заболевания

Нервная система

Дыхательная система

Сердечно - сосудистая система

Аллергические заболевания

Эндокринная система

Желудочно-кишечный тракт (в т. ч. кариес)

60,8

Врожденные пороки

Болезни крови

Нарушение речи

Плоскостопие

Наблюдение у ортопеда

Ожирение

Инвалиды

Болезни почек

Обследование учащихся школы проведенное в 2008 году, выявило виды заболеваний:

  1. На первом месте – заболевания желудочно-кишечного тракта (у 60,8% школьников)
  2. На втором месте – нарушения зрения (почти 28% школьников)
  3. На третьем месте – заболевания нервной системы (у 8,5% школьников)
  4. Довольно высоки показатели ЛОР – заболеваний (4,1%), болезней сердечно-сосудистой (4,1%), дыхательной системы (3,9%) и эндокринной (3,2%) систем, а также ожирения (у 3% школьников)
  5. Всего инвалидов в школе 21 человек, что составило 3,5% от общего количества учащихся.

Очень высокий процент желудочно-кишечных заболеваний можно объяснить неправильной организацией питания, нарушением режима и несоблюдением норм питания. По словам школьного медика эта группа заболеваний распространена среди учащихся 1 смены, что может быть следствием того, что школьники не успевают утром позавтракать. В нашей школе налажено обеспечение учащихся горячим питанием, вероятно, проблемы с пищеварением детей берут своё начало в семье.

Высокий процент глазных заболеваний в школе можно объяснить спецификой школьного труда – необходимостью много писать, работать с книгой или компьютером. При этом школьники часто не соблюдают положение тетради при письме, правильную осанку, направление падающего на тетрадь или книгу света, а иногда и сам уровень освещенности недостаточен.

Заболевания нервной системы также могут быть обусловлены влиянием школьной нагрузки на учащихся. Это может быть связано и с учебной перегрузкой, и с отношениями между школьниками и с учителями и т. п.

Болезни эндокринной системы могут возникнуть в связи с малой подвижностью учащихся (монотонный труд за партой в школе, за компьютером), нерегулярным и неполноценным питанием, могут быть предопределены на генетическом уровне.

Цифры устрашающие, многие учащиеся поставлены на диспансерный учет. Из показателей таблицы 2 видно, что многие учащиеся страдают несколькими хроническими заболеваниями.

ТАБЛИЦА 2.

Показатели медицинского осмотра учащихся 8 «Б» класса.

Фамилия

Педиатр

Эндокринолог

Ортопед

ЛОР

Стоматолог

Невролог

Офтальмолог

Берёзкин М

Бубякин П

Винокуров А

Винокурова Т

Гапиров В

Доменти И

Жирков В

Кокорина Л

Кривцова З

Мышакин Д

Попова И

Потапова Л

Ставенская Р

Татаринов А

Шаборшин Д

Шадрин М

Яковлев П

Индийская пословица гласит: «Нет друга, равного здоровью, нет врага равного болезни».

Классифицируя школьные хвори, медики заявляют: более 50 % - это так называемые информационные болезни. Они связаны с неоптимальным взаимодействием ребенка с информационным окружением. Это психосоматические болезни – и язвы желудка, и гастриты, и неврозы, и сердечнососудистые заболевания. Их называют «болезнями информационного стресса». Из факторов причиняющих вред здоровью отмечают: социальные, домашние и школьные.

Результаты анализа медицинских карт развития группы учащихся 8 «Б» класса в сравнении 2005-2006 учебного года /5 класс/ с 2008-2009 учебным годом /8 класс/ отражены в таблице 3.

ТАБЛИЦА 3.

Динамика развития групп здоровья учащихся 8 «Б» класса.

Группы здоровья

2005-2006 год

Количество

учащихся

В %

2007-2008 год

Количество

учащихся

В %

1- группа здоровья

65,22

2- группа здоровья

30,44

88,23

3- группа здоровья

4,34

11,77

Физические группы

Основная физическая группа

86,98

70,59

Подготовительная физическая группа

8,68

11,77

Специальная физическая группа

4,34

17,64

Из анализа особое беспокойство вызывает рост заболеваемости из года в год и его влияние на успешность обучения. Напрашивается вывод: за хорошую успеваемость при подготовке к домашним заданиям дома и обучаясь в школе эти дети заплатили здоровьем. Среди этих учащихся есть дети обучающихся параллельно в дополнительных учебных заведениях.

Формирование здоровья ребенка на этапе 7 -18 лет в значительной мере зависит от условий обитания, характера учебного процесса, образа жизни ребенка.

Сегодня к основным классам болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относятся заболевания органов зрения, кожно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические нарушения.

Среди социальных факторов, влияющих на формирование здоровья детей, 20 % составляют факторы внутришкольной среды.

3.1. Исследование тревожности учащихся

Первоначально мы обследовали группу подростков 8 «Б» класса по методике разработанной по принципу «Шкалы социально – ситуационной тревоги» Кондаша. Особенность подобных шкал связана с тем, что испытуемый оценивает не наличие у себя уровня тревожности, а определяет ситуацию, которая у него может вызвать тревогу.

Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

1.Ситуации, связанные со школой, общение с

Учителем (школьная)

2.Ситуации, активизирующие представления о себе

(самооценочная).

3.Ситуации общения (межличностные).

ИНСТРУКЦИЯ

Здесь перечислены ситуации, с которыми учащиеся часто встречаются в жизни. Некоторые из них могут быть для них неприятными, вызывать волнение, беспокойство, страх и т.п. В состав анкеты включены вопросы ситуации, связаны со школой, межличностными отношениями в обществе и личного характера поведения. Учащиеся внимательно читают вопросы анкеты ситуаций и оценивают ее в баллах:

0 – если ситуация совершенно не кажется вам

Неприятной;

1 – если ситуация немного волнует, беспокоит;

2 – если ситуация достаточно неприятна и вызывает

Такое беспокойство, что ученик предпочел бы

Избежать ее;

3 – если ситуация очень неприятна и вызывает

Сильное беспокойство, страх и т.п.,

4 – если ситуация для него крайне неприятна, если

Он не может переносить ее и она вызывает у

Ученика сильное беспокойство, очень сильный

Страх.

АНКЕТА СИТУАЦИЙ.

  1. Отвечать у доски.
  2. Пойти в дом к незнакомым людям.
  3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.
  4. Разговаривать с директором школы.
  5. Думать о своем будущем.
  6. Учитель смотрит в журнал, решая кого бы спросить.
  7. Тебя критикуют, в чем–то упрекают.
  8. За тобой наблюдают, когда ты что–либо делаешь.
  9. Пишешь контрольную работу.
  10. После контрольной учитель называет отметки.
  11. На тебя не обращают внимания.
  12. У тебя что–то не получается.
  13. Ждешь родителей с родительского собрания.
  14. Тебе грозит неуспех, провал.
  15. Слышишь за своей спиной смех.
  16. Сдаешь экзамен в школе.
  17. Непонятно, почему на тебя сердятся.
  18. Выступать перед большой аудиторией.
  19. Предстоит важное, решающее дело.
  20. Не понимаешь объяснений учителя.
  21. С тобой не согласны, противоречат тебе.
  22. Сравниваешь себя с другими.
  23. Проверяются твои способности.
  24. На тебя смотрят как на маленького.
  25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.
  26. Замолкают, когда ты подходишь.
  27. Оценивается твоя работа.
  28. Думаешь о своих делах.
  29. Тебе надо принять для себя решение.
  30. Не можешь справиться с домашним заданием.

ОБРАБОТКА МЕТОДИКИ.

В соответствии с тремя типами ситуаций, выявляемых с помощью данной шкалы, диагностируются следующие виды тревожности:

Школьная – 1,4,6,9,10,13,16,20,25,30;

Самооценочная – 3,5,12,14,19,22,23,27,28,29;

Межличностная – 2,7,8,11,15,17,18,21,24,26.

Данные результатов анкеты ситуаций тревожности представлены в таблице 4.

Таблица 4. « ТРЕВОЖНОСТЬ» 8 «Б» КЛАССА.

№ П/П

Фамилия, имя учащегося

ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Школьная

Само – оценочная

Меж – личностная

Общий

уровень

Берёзкин Миша

15 Н

14 Н

19 Н

48 Н

Бубякин Паша

15 Н

19 Н-П

20 Н-П

54 Н-П

Винокуров Алик

29 В

18 Н-П

20 Н-П

67 Н-П

Винокурова Тома

20 Н-П

19 Н-П

17 Н

56 Н-П

Гапиров Вова

21 Н-П

15 Н

23 Н -П

59 Н-П

Доменти Ира

13 Н

11 Н

15 Н

39 Н

Жирков Вова

18 Н-П

19 Н

18 Н

55 Н

Кокорина Лана

5 Н

11 Н

6 Н

22 Н

Кривцова Зоя

4 Н

12 Н

36 О-В

52 Н

Мышакин Дима

23 Н-П

17 Н

28 В

68 Н-П

Попова Ира

14 Н

13 Н

15 Н

42 Н

Потапова Луиза

21 Н-П

17 Н

20 Н

58 Н-П

Ставенская Рада

9 Н

11 Н

9 Н

29 Н

Татаринов Антон

30 В

21 Н-П

22 Н-П

73 Н-П

Шаборшин Денис

31 В

20 Н-П

28 В

79 Н-П

Шадрин Максим

21 Н-П

15 Н

8 Н

44 Н

Яковлев Паша

14 Н

12 Н

10 Н

36 Н

Общий балл

Общий %

34,3 %

30,0%

35,7 %

Нормальный

47 %

Несколько повышенный

53 %

Высокий

Очень высокий

Сокращения: Н – нормальный;

Н-П – несколько повышенный;

В – высокий;

О-В – очень высокий.

Результаты анкет учащихся занесены в таблицу, из которой видно что, в исследуемой группе учащихся из общего количества более половины (53%) находятся в повышенной тревожности.

3.2. Анализ расписания по шкале сложности

Учебная нагрузка определяется учебными планами, учебными программами, содержанием учебников, а также зависит от организации учебно – воспитательного процесса, в том числе расписания уроков, факультативных занятий и внеклассной и внешкольной деятельностью учащихся.

Растет число учебных предметов, предлагаемых для изучения; в итоге увеличивается число одночасовых (в неделю) предметов. Однако известно, что это малоэффективное занятие. Если принять любую из существующих гипотез механизма запоминания, то один час в неделю на учебный предмет не способен привести в действие ни один из механизмов памяти. В таком случае все опять ложиться на ученика:

Увеличивается время на приготовление домашних

Заданий;

Снижается время двигательной активности, сна и

Как один из результатов – ухудшения здоровья.

Функциональное состояние физиологических систем организма четко проявляется в уровне умственной работоспособности школьников и ее динамике в течение учебного дня, недели и года.

Известно, что сразу после сна работоспособность школьников находится на относительно низком уровне. С включением в процесс учебной деятельности показатели функционирования физиологических систем возрастают и работоспособность повышается.Достигнув максимума, она держится на относительно высоком уровне с 9-10 часов утра до 12-13 часов дня. Затем начинается падение работоспособности и новый относительно небольшой ее подъем с 15 до 17-18 часов.

Установлено, что со второго урока показатели интенсивности работы (умственной работоспособности) улучшаются, к концу занятий ухудшаются. Поэтому основные предметы должны проводиться на 2, 3, 4, уроках.

Когда в расписании чередуются «трудные» и «легкие» предметы, а также предметы одного цикла, у детей дольше сохраняется работоспособность. Изучение динамики умственной работоспособности от начала к концу недели показало, что дни наиболее высокой работоспособности приходятся на вторник, и среду, а наиболее низкой – на пятницу.

Мы решили проанализировать учебное расписание третьей четверти на примере 8 «Б» класса. Результаты приводим в таблице 5.

ТАБЛИЦА 5.

Недельное расписание и оценка каждого урока по шкале трудности /Сивков, 1998/.

№ п/п

Название предмета

Шкала

сложности

№ п/п

Название предмета

Шкала

сложности

Понедельник

Четверг

Химия

Алгебра

Физика

География

Русский язык

Русский язык

Черчение

Английский язык

Биология

История

ЯРЯ

ВСЕГО

ВСЕГО

Вторник

Пятница

Информатика

Физика

Физика

Алгебра

Русский язык

Технология

Литература

Литература

География

Английский

Физкультура

Физкультура

ВСЕГО

ВСЕГО

Среда

Суббота

Химия

1.

Алгебра

11

2.

Геометрия

11

2.

Обществознание

8

3.

Геометрия

11

3.

Английский язык

10

4.

История

8

4.

ОБЖ

5

5.

Биология

6

6.

География

6

ВСЕГО

51

ВСЕГО

34

Из анализа расписания можно сказать, что в 8 «Б» классе расписание не всегда является физиологически обоснованным.

Анализ расписания учебных занятий позволил выявить, что оно составлено с учетом бальной трудности распределения учебных предметов в течении учебной недели. Есть нарушения в чередовании «трудных» и «лёгких» уроков (среда, четверг), неправильно осуществлён порядок следования уроков (сначала «трудные», затем «лёгкие», а потом опять «трудные»), в среду слишком высокий балл, хотя именно в этот день следует снизить сложность расписания.

При составлении расписания не всегда учитываются дни повышенной и сниженной работоспособности, время, наиболее благоприятное для занятий сложными и трудными предметами.

На наш взгляд всё это может служить причиной усталости и влиять на качество успеваемости и здоровья учащихся.

В данном расписании наблюдаются и положительные моменты. Например, низкий общий балл в понедельник и субботу, удачное чередование предметов в пятницу и субботу. В середине недели много основных и сложных предметов, последние уроки часто «лёгкие».

Гигиенические требования к организации урока выполняются. Длительность уроков по школе во всех классах по 40 минут, есть также большая перемена по 15 минут (после третьего урока). Такие перемены позволяют спокойно принять пищу, провести активные игры и т.д.

Заключение

С педагогической точки зрения можно сказать: «Только в здоровом теле может быть здоровый дух».

Ребенок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Бесстрастная статистика заявляет, что 90% выпускников школ покидает ее стены хронически больными. Исследования медиков утверждают, что только за год пребывания в школе школьник теряет 20% своего здоровья. Почему же в школе школьник теряет здоровье?

По данным Министерства образования России среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21 % составляют факторы внутришкольной среды, причинами которых являются следующие моменты:

  1. Большинство школьных зданий – это огромные коробки, спроектированы так, что ребенок в них чувствует себя некомфортно.
  2. Безусловной причиной является гиподинамия, т.е. недостаток двигательной активности. Малая подвижность в течении учебного дня противопоказана всем детям, но особенно мальчикам.
  3. Душные, слабо проветриваемые кабинеты (классы).
  4. Неудобная мебель, несоответствующая росту учеников.
  5. Влияние учебной нагрузки и перегрузка домашних заданий.
  6. Последовательность в расписании уроков подряд с высокой трудностью.
  7. Большая наполняемость классов. (к нашей школе не относится)

На основе всего вышеизложенного хотелось бы дать администрации и учителям нашей школы некоторые рекомендации по сохранению здоровья учеников. Итак, чтобы сохранить наше здоровье, надо:

  1. Комплектовать классы мебелью соответствующей по нормам САНПИНА, т.е. росту ученика.
  2. Продолжать витаминизирование питание в школьной столовой.
  3. Использовать физкультминутки на определенных уроках (хотя бы по параллелям).
  4. Проводить подвижно – игровые перемены с использованием радио – музыкального сопровождения.
  5. Составлять расписание предметов, чередуя их по своей трудности.
  6. Следить за нормами домашнего задания.
  7. Использовать личностно – ориентированные технологии обучения и контроля, а также воспитания учащихся.
  8. Вести просветительную работу с учащимися и довести до сведения родителей результаты исследований.

Список использованной литературы

  1. Абаскалова Н. Здоровю надо учить! – М., Просвещение, 1987
  2. Анастасова Л. П., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическое пособие. 6 – 9 классы. – М.: Вентана – Граф, 2006, 208 стр.
  3. Гигиена детей и подростков/Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Медицина, 1980, 440 стр.
  4. Забавина С. В. Влияние режима дня на здоровье учащихся. Сайт «Биология. Первое сентября»
  5. Зайцев Г.К. Школьная валеология, 1998.
  6. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся 9 классов средней школы. 1989.
  7. Корякова Н.И., Желвакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегий, подходов, технологий /методическое пособие для учителя/.
  8. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии часть 1.
  9. Цехмистренко Т.А., Артеменко О.И. и др. Сохранение здоровья и повышение качества образования в общеобразовательных учреждениях северных регионов России, 2002.
  10. Чумаков Б.Н. Валеология, 1997.
  11. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым/ Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 464 стр.

Depositphotos/racorn

Информацию о распределении учебной нагрузки в общеобразовательных школах областное управление ведомства разместило на своем сайте.

С начала учебного года в адрес управления поступает много вопросов от родителей по поводу организации образовательного процесса и распределению учебной нагрузки обучающихся в школах, — говорится в сообщении. Гигиенические требования к образовательному процессу в школах регламентируются документом «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Количество часов, отведенных на урочную и внеурочную деятельность, не должно в совокупности превышать максимальную величину недельной нагрузки .

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение первых, пятых, выпускных девятых и 11 классов и классов компенсирующего обучения также должно быть организовано в первую смену.

Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

— для учеников первых классов — не более четырех уроков и один день в неделю — не более пяти уроков, за счет урока физкультуры;

— для учеников вторых-четвертых классов — не более пяти уроков и один раз в неделю шесть уроков за счет урока физкультуры при шестидневной учебной неделе;

— для учеников пятых-шестых классов — не более шести уроков;

— для учеников седьмых-одиннадцатых классов — не более семи уроков.

Научными исследованиями установлено, что оптимальный уровень умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10:00 — 12:00. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому для учащихся первых классов наиболее трудные предметы необходимо проводить на втором уроке; вторых-четвертых классов — на вторых-третьих уроках; для учащихся пятых-одиннадцатых классов — на вторых-четвертых уроках.

Неодинакова умственная работоспособность школьников и в разные дни недели. Уровень работоспособности нарастает к середине недели и остается низким в начале учебной недели, в понедельник, и в конце, то есть в пятницу. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду.

Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением первого класса. Обучение «первоклашек» должно проводиться с соблюдением дополнительных требований:

— учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;

— используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре — по три урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по четыре урока по 35 минут каждый; в январе-мае — по четыре урока по 45 минут каждый;

— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

— вводятся дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее десяти минут, для организации питания детей после вторых и третьих уроков устанавливают две перемены по 20 минут каждая.

Для удовлетворения биологической потребности в движении, независимо от возраста школьников, рекомендуется проводить не менее трех уроков физкультуры в неделю. Занятия физкультурой рекомендуется ставить в числе последних уроков. После них не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

Ведомство уточняет, что в случае нарушения этих требований в школах можно обратиться с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора по Томской области: будет проведена проверка учреждения на соответствие его деятельности санитарно-эпидемиологическими правилам и нормам.