Функция организации в менеджменте. Функция - организация

Функция организации. Определение порядка и условий функционирования организации, установление взаимосвязей между всеми ее подразделениями, системная организация деятельности людей, создание схемы реализации перспективного и текущего планирования, формирование рабочей структуры организации, определение функции, ответственности и подотчетности каждого работника, объединение работы всех специалистов организации, фирмы, структурирование деятельности каждого подразделения. Реализация функции организации работы предприятия подчиняется следующим принципам:

1) определение системы производственной деятельности для достижения планируемых целей;

2) четкое персональное разделение труда, объединение людей в рабочие группы и подразделения;

3) назначение руководителя каждой группы с четким определением его функций и порядка подотчетности;

4) координация работы всех подразделений соответствующим администратором;

5) определение управленческой иерархии данной организации;

6) определение нормы управляемости - количества сотрудников, которым может эффективно управлять один менеджер

Функции управления многообразны. Существуют различные подходы к их классификации. Одним из таких подходов может быть разделение функций на общие и специализированные. К общим принято относить: планирование, организацию, или правильнее организованные, мотивацию и контроль. Иногда к этим функциям относят и координацию, но чаще ее считают подфункцией, обеспечивающей согласование и взаимодействие остальных функций.

1. Планирование - это функция «номер один», она касается целей организации и их достижения. Отвечает на вопросы: где мы находимся? Куда хотим идти? Как это сделать?

2. Организация - это структура подразделений, делегирование полномочий и обязанностей, регламентация взаимоотношений, использование ресурсов.

3. Мотивация - это приведение планов в действие, мобилизуя людей, побуждая их к работе.

4. Контроль - это проверка людей и их работы для обеспечения выполнения плана. В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему мы научились? Что в следующий раз следует делать иначе? В чем причина отклонений от намеченного? Какое воздействие оказал контроль на принятие решений.

Планирование (стратегическое) - это одна из важнейших функций управления, обеспечивающая основу всех управленческих функций. Другие функции: организация, мотивация и контроль ориентированы на выполнение стратегических планов.

Началом выполнения функции планирования является постановка целей . Она включает следующие этапы:

1. Выбор цели;

2. Определение исходных предпосылок для предстоящего принятия решений;

3. Поиск и определение альтернатив для принятия решений;

4. Выбор наилучшей альтернативы среди имеющихся;

5. Исполнение плана.

ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

А. Файоль говорил об организации как об одной из функций управления: «Организовать предприятие - значит снабдить его всем тем, что необходимо для его функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом».

Исходными предпосылками выполнения функции организации являются следующие факторы:

а) Учет руководителем своих возможностей (потенциальных и реальных), а также имеющихся резервов (материальных, людских);

б) Учет возможностей своих исполнителей;

в) Правильная расстановка персонала.

ФУНКЦИЯ МОТИВАЦИИ

В жизни поведение человека всегда мотивировано. Под мотивом понимают активные движущие силы, определяющие поведение людей, мотивация - система факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи.

Функция мотивирования в процессе управления деятельностью организации является одной из сложнейших, поскольку основным действующим лицом является личность работника. Менеджеры, осуществляющие эту функцию, придерживаются следующей схемы действий:

1. Знание самых существенных потребностей исполнителей;

2. Учет личностных особенностей исполнителей;

3. Понимание своих работников, их целей, желаний, стремлений;

4. Применение индивидуального подхода к работникам, когда это требуется;

5. Учет межличностных отношений внутри группы;

6. Умение поощрять работников;

7. Оказание поддержки и помощи исполнителям решений;

8. Знание об отношении к труду у работников;

9. Доброжелательность в обращении с подчиненными;

10. Проявление терпимости и доброжелательности в разговоре с исполнителями;

11. Уважение к подчиненным;

12. Знание себя и особенностей своего поведения.

ФУКЦИЯ КОНТРОЛЯ

Контроль - одна из основных функций обеспечения процесса управления. Она занимает большую часть времени менеджера. Функция планирования циклична: в начале периода, года, квартала и т.д. Функции контроля в том или ином виде менеджеру приходится выполнять ежедневно. Поэтому контроль - главный инструмент выработки политики и принятия решения. Есть только одна задача выше рангом - это постановка цели.

В процессе выполнения функции контроля руководитель сталкивается с проблемой акцента контроля с прошлого на будущее. Конечно, нельзя говорить о глобальном характере предотвращения будущих ошибок, однако, изучив особенности работников, с определенной долей вероятности возможно предвидеть степень и особенности ошибок, предпринять меры для их недопущения.

Функциональная структура управления обеспечивает управление через подразделения, которые ориентированы на выполнение отдельных функций. Функциональным звеньям организации предоставляют полномочия и ответственность за результаты своей функциональной деятельности (отдел маркетинга, планирования, работы с клиентами и т.д.).

Организовать - значит создать некую структуру. Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Функцию организации можно представить в виде рисунка 5.5.

Рисунок 5.5 Общее понятие функции организации

На рисунке 5.6 представлены пути реализации функции организации.

Чтобы планы были реализованы руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, т.е. с оптимальным результатом.

Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач: существует два основных аспекта организационного процесса:

деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;

делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Чтобы понять, как эффективно осуществлять делегирование необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Рисунок 5.6 Пути реализации функции организации

Важно осознать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязательно выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы.

Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи - организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней Среды, например, законами и культурными ценностями. Пределы Формальных полномочий часто нарушаются благодаря власти и неформальным организациям.

В некоторых случаях пределы полномочий изменяют характер полномочий в такой значительной степени, что необходимо рассмотреть отношения между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах.

Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаются людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью или цепью команд. Итак, результатом делегирования линейных полномочий является цепь команд.

Прежде чем определить штабные полномочия, кратко рассмотрим происхождение административного аппарата.

Административный аппарат выполняет так много функций в современных организациях, что все их невозможно перечислить. Однако можно классифицировать штабной аппарат по двум или трем основным типам, учитывая функции, которые он выполняет. К трем типам аппарата относятся консультативный, обслуживающий и личный аппарат, который иногда рассматривается как вариант обслуживающего аппарата. Однако следует помнить, что на практике редко можно провести резкую границу между этими типами.

Классификации консультативного, обслуживающего и личного аппаратов описывают штабной аппарат в соответствии с направлениями его использования.

Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия. Линейные руководители часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.

ограничение нормы управляемости. Число работников, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости. Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнут путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная возможность путаницы в полномочиях может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия - работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.

Делегирование редко бывает эффективным, если руководство не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.

Построение организаций.

Следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам и обеспечивает ей эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей.

Структура организации не может оставаться неизменной, потому что меняется как внешнее, так и внутреннее ее окружение.

Большинство организаций сегодня используют бюрократические структуры управления. Традиционной структурой бюрократии является функциональная организация, при которой последняя разбивается на подразделения, выполняющие специализированные функции.

Поскольку чисто функциональные структуры оказались не слишком эффективными, крупные организации перешли к использованию дивизиональных структур. Основными типами такой структуры являются дивизиональные структуры, ориентированные или на различные виды продукции, или на различные группы потребителей, или на различные регионы. Выбор в пользу той или иной структуры определяется важностью этого элемента в стратегических планах организации.

Структуры, предусматривающие международные отделения, чаще всего используются в ситуациях, когда объем зарубежных продаж фирмы относительно невелик по сравнению с продажами внутри страны. Когда объем зарубежных продаж существенно возрастает, наиболее подходящей становится глобальная организационная структура.

Преимущества бюрократических структур управления состоят в четком разделении труда, иерархической соподчиненности сотрудников и органов управления, профессиональном росте, базирующемся на компетентности, и в упорядоченной системе правил и стандартов, определяющих функционирование организации. Потенциальные негативные воздействия, оказываемые бюрократическими структурами на функционирование организации, состоят в жесткой заданности поведения, трудностях связи внутри организации и неспособности к быстрым нововведениям. Масштабы этих проблем быстро возрастают, если организация сталкивается с быстрыми изменениями окружающей среды или высокотехнологичной продукцией.

Некоторые проблемы бюрократических структур могут быть решены при введении органических или адаптивных структур. Основные типы адаптивных структур - это проектная организация, матричная организация и конгломераты.

В проектной и матричной организации происходит наложение специально созданных, временных целевых структур на постоянную структуру организации. Происходящее при этом наложение полномочий иной раз приводит к борьбе за власть, конформизму при выработке групповых решений и чрезмерным затратам.

Конгломераты состоят из основной фирмы и дочерних компаний, рассматриваемых в качестве отдельных экономических центров. Основная, матричная фирма покупает и продает дочерние фирмы в соответствии со своей стратегией роста.

Многие крупные организации используют сложную составную структуру, состоящую из структур различных типов.

В рамках любой структуры можно сделать упор на децентрализацию полномочий с тем, чтобы дать нижестоящим руководителям право самим принимать важные решения. Потенциальные преимущества такой схемы заключаются в улучшении взаимодействия и обмена информацией между руководством разных уровней (т. е. по вертикали), повышении эффективности процесса принятия решений, усилении мотивации деятельности руководителей, улучшении подготовки руководителей разных уровней. Децентрализованные структуры обычно целесообразно применять тогда, когда окружение организации характеризуется динамичными рынками, конкуренцией при наличии диверсифицированной продукции, а также быстро меняющейся технологией. Целесообразность введения таких структур также растет по мере увеличения размеров организации и ее сложности.

Если изменения в окружающей среде происходят сравнительно медленно, а организация относительно невелика, то для нее может оказаться предпочтительной централизованная структура управления. Преимущества централизованной структуры состоят в экономически эффективном использовании персонала, высокой степени координации и контроля за специализированными видами деятельности и в уменьшении вероятности того, что подразделения начнут расти в ущерб организации в целом.

Для того, чтобы использовать преимущества специализации нужна эффективная интеграция организации. Для интеграции организаций, действующих в устойчивой окружающей среде и использующих технологии массового производства, подходят методы, связанные с разработкой и установлением правил и процедур, иерархическими структурами управления. Организации, действующие в более изменчивой окружающей среде и использующие разнообразные технологические процессы и технологии выпуска отдельных изделий, зачастую считают более правильным проводить интеграцию путем установления индивидуальных взаимосвязей, организации работы различных комитетов и проведения межотдельских совещаний.

Понятие и сущность Для удовлетворения потребностей общества, разных групп населения в материальных и духовных благах, бытовых услугах, охране здоровья, воспитании детей, образовании общество создает специальные учреждения – организации, являющиеся органическими ячейками общества и самой массовой формой объединенного труда. В них реализуются производственные, социальные и экономические отношения, концентрируются основные трудовые ресурсы страны, ее технико-технологическая база и финансовые средства.

Организация – это целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена. Организация создается обществом для решения определенного круга социальных задач и осуществления определенных целей. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри нее, с учетом этих целей выбираются форма и устройство организации. В организацию входят ее участники, члены, работники, поскольку организация – это не один человек, а общность людей, причем людей, не просто связанных между собой, а взаимосвязанных, где действия одного обусловлены действиями другого и вызывают их. Люди объединяются в организации потому, что цели, которые они ставят перед собой и которые важны для каждого из них, не могут быть достигнуты никем из них порознь. Только интеграция целей отдельных членов организации позволит достичь целей самой организации.

Свойства

1. Целенаправленность – определяет поведение системы

2. Сложность – зависит от множества входящих в нее компонентов

3. Делимость – система состоит из ряда подсистем, выделенных по определенному признаку

4. Целостность – функционирование множества элементов системы подчинено единой цели

5. Многообразие элементов и различие их природы

6. Структурированность – определяется наличием установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределении элементов системы по уровням иерархии

Функции

Социально-производственная. Организация представляет собой группу людей, занятых трудом как основным видом деятельности. Главная задача организации состоит в удовлетворении потребностей общества в определенной продукции.

Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпуске продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного качества, соответствующего требованиям современного индустриально развитого общества. Экономическая функция организации направлена на получение прибыли в результате реализации своей продукции.

Социально-техническая. Деятельность организации заключается не только в обслуживании техники и соблюдении норм и правил технологического процесса, но и в создании новых техник и технологий, их конструировании, модернизации и реконструкции с целью достижения уровня мировых стандартов и конкурентоспособности на мировом рынке.

Управленческая. Задача организации состоит в создании условий для роста производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого персонала, обеспечения налаженной системы организации производственного процесса.

Психолого-педагогическая. Эта функция заключается в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи со стороны кадровых работников в социальном и профессиональном становлении молодых, создании системы повышения профессиональной квалификации всех работников.

Социально-культурная. Организация нацелена на создание не только предметов массового потребления, но и предметов, представляющих материальную и духовную ценность для общества. Такие произведения культуры, как технические новшества, уникальные технологии, создаются ныне не одиночками, а целыми группами людей в процессе совместной творческой работы.

Социально-бытовая. Для нормальной, бесперебойной, экономически выгодной работы необходимо создать работникам фирмы определенные социально-бытовые условия. К сожалению, в настоящее время при экономической нестабильности далеко не все предприятия в состоянии обеспечить даже необходимое в этой области. Однако о важности выполнения этой функции руководителям и предпринимателям забывать не следует.

Таким образом, деятельность организации представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, производственных, психологических и прочих функций. Четкое выполнение группой своих функций является залогом эффективности ее работы.

3.ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В течение многих десятилетий организации как объект исследования постоянно привлекают к себе внимание ученых и практиков.

Интерес к организациям не ослабевает еще и потому, что для исследователя это чрезвычайно сложный и практически неисчерпаемый объект познания. Такое разнообразие объясняется тем, что для организации характерны все основные черты человеческого общества. Так, организация обладает четкими границами, социальным расслоением и иерархией статусов, центральной властью, целенаправленной деятельностью и всей совокупностью отношений между членами организации. Очевидно, что организация представляет собой сложный социальный организм, функционально включенный в деятельность человеческого общества. Многогранность организаций привлекает к их исследованию представителей многих наук, в том числе и социологов.

Практически с самого начала становления социологии как науки ведущие социологи - М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Блау, Д. Скотт, М. Крозье, Р. Лайкерт и многие другие - обращали самое пристальное внимание на изучение организаций. Из российских ученых, внесших наиболее существенный вклад в разработку проблем теории организаций, следует назвать Г.В. Осипова, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина. Работы этих ученых показали, что сущность организации - это прежде всего социальные отношения между членами социальной группы. Именно рассмотрение организации как целевой социальной группы с централизованным управлением в настоящее время является наиболее продуктивным подходом.

Все компоненты современной организации (цели, структура, технологии) рассматриваются только с учетом поведения членов организации и социальных отношений между ними. Этим объясняется включение социального компонента в теорию организаций, что обусловливает глубокий акцент на знании социологии и социальной психологии применительно к организациям.

4.ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Организации ввиду своего чрезвычайного разнообразия могут быть типологизированы, то есть, выделены и объединены по многим характерным чертам. Наиболее часто встречаются следующие виды типологизации:

По характеру деятельности – общественные, хозяйственные, государственные, муниципальные и т.п.

По сфере деятельности – экономические, политические, военные, социальные, детские и т.п.

По отраслевой принадлежности – строительные, горнодобывающие, лечебные, спортивные и т.п.

По отношению к власти – правительственные, муниципальные, независимые;

По государственной принадлежности – национальные, иностранные, совместные;

По степени самостоятельности – головные (материнские) и дочерние;

По форме собственности – частные, государственные, муниципальные, общественные, смешанные и т.п.;

По организационно-правовой форме – государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, товарищества, кооперативы, общественные объединения, учреждения, ассоциации и т.п.;

По степени формализации – юридические и неюридические лица;

По численности работающих – крупные, средние и малые;

По продолжительности функционирования – постоянные, временные, сезонные и т.п.;

По отношению к прибыли – коммерческие (прибыльные) и прочие;

По отношению к бюджету – бюджетные, финансируемые из бюджета и небюджетные;

По организационной структуре – линейные, функциональные, матричные

Организационно-формальные критерии

Американский исследователь Чарльз Уорринер (Charles Warriner) называл такие классификации традиционными, народными или «типологиями здравого смысла». Действительно, классификации организации по организационно-формальным критериям - самые явные и очевидные. Собственно, они гораздо более важны с точки зрения практики управления и права, чем теории организации, но все же уделим им внимание.

Типы организации по форме собственности (кому они принадлежат):

· частные;

· государственные;

· муниципальные;

· смешанные.

По отношению к прибыли:

коммерческие организации - у них получение и распределение прибыли между учредителями (акционерами) является уставной целью деятельности;

некоммерческие организации - основная цель состоит в удовлетворении неких общественных потребностей, а прибыль (если вдруг она появляется) может быть направлена только на развитие самой организации.

По организационно-правовым формам выделяют:

· товарищества (с разновидностями);

· кооперативы;

· акционерные общества (с различными степенями ответственности);

· дочерние и зависимые общества;

· ассоциации;

· учреждения, некоммерческие партнерства и т.д.

Все они отличаются особенностями создания, регистрации, осуществления полномочий руководством, формами отчетности и ведения документации и т.д.

По отрасли производства выделяют большое количество организаций, например: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, образовательные и т.д.

· добывающие;

· обрабатывающие;

· сборочные (например, в промышленности и сельском хозяйстве);

· исследовательские;

· проектные;

· обучающие;

· просветительские (музеи) и т.п.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

С позиций государственного управления общество рассматривается как сложная система с множеством уровней иерархии. Каждый уровень является открытой системой, имеет вход и выход, зависит от внешней среды.

Достижение целей государственного управления лежит в основе всей практической деятельности по реализации политики государства, обеспечению его интересов. При этом выполняются задачи организации, координации, анализа, контроля и др. с применением как методов убеждения, стимулирования, административных методов, так и рыночных рычагов.

Виды государственных организаций.

Различаются два вида государственных организаций – государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственное учреждение – это вид организации, созданной для осуществления управленческих, административно-политических или социально-культурных задач. К их числу относятся аппараты законодательных, судебных органов, государственные учреждения образования, культуры. Управление ими осуществляется назначенными государством органом или должностным лицом. При нем в учреждениях обычно действуют совещательные органы, коллегии, советы, художественные советы. Их решения оформляются приказом управляющего учреждением. Учреждение обязано представлять вышестоящим государственным органам (учредителям) информацию, выполнять их указания по административным вопросам, но вышестоящие органы не должны вмешиваться в текущую, оперативную, творческую деятельность учреждений.

Государственное предприятие – это хозяйствующий субъект, создаваемый в целях производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Государственные предприятия имеют ряд особенностей. Только они могут осуществлять производство оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и других предметов, в отношении которых действует разрешительный порядок производства.

Государственные предприятия различны по формам деятельности и отраслям: промышленные (заводы, шахты и др.), сельскохозяйственные (фермы, госхозы и т.п.), транспортные (железные дороги, аэропорты, пароходства и т.д.), строительные, торговые и др. Государственные предприятия могут быть коммерческими, преследующими извлечение прибыли в качестве главной цели своей деятельности, и некоммерческими, ставящими иные цели, а вся прибыль поступает в доход государству.

Вопрос 5. Эволюция взглядов на сущность и структуру организации

Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний – менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции и др. Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования – формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разделение функций и ответственности, принятие управленческих решений, математический аппарат процессов управления.

Для решения вопроса о том, какая схема организации является оптимальной для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные подходы, предлагаемые теориями формирования организаций. Теории, которые утверждают, что существует единственный рациональный способ построения организации, называются универсальными . Теории, согласно которым оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких факторов, как изменение технологии и внешней среды, называются ситуационными .

Существующие теории различаются также по способу их разработки. Например, некоторые из них являются результатом логической дедукции, тогда как другие сформулированы на основе исследовательских разработок. Одни теории ведут главным образом поиск базовых характеристик для описания организаций, другие же пытаются описывать «лучшую» организацию. В экономической литературе различают также теории, в которых сделан акцент на задачах подразделений фирмы, рассматриваемых в качестве важнейшей основы анализа, и теории, которые пытаются анализировать организацию в целом. Эти различия в подходах и предмете анализа затрудняют разработку общей теории формирования организаций. Основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие научных школ управления XX века, сгруппированы в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Последние десятилетия, ознаменовавшиеся стремительными переменами в технологии, возрастающей сложностью и наукоемкостью производства, его глобализацией и распространением современных информационных технологий, дали новый мощный толчок теоретическим обобщениям и прикладным научным исследованиям в управлении.

7. Организационная структура как важнейшая характеристика внутренней среды организации: понятие, основные параметры.

Существуют различные определения понятия «организационная структура». Джоан Вудворд рассматривала структуру как принятый в организации способ разделения видов деятельности, их соединения, координации и контроля.

Структура отражает строение системы, т. е. состав и взаимосвязь ее элементов. Элементы системы образуют целое благодаря связям между ними. Структура организации объединяет составляющие элементы ее внутренней среды с помощью коммуникаций, потоков информации и документооборота.

В организационной структуре выделяются следующие элементы: звенья (подразделения, бюро и т. д.), уровни (ступени управления) и связи - горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования, и, как правило, одноуровневые. Вертикальные связи - это связи подчинения, их необходимость возникает при наличии нескольких уровней или ступеней управления (иерархичность).


Похожая информация.


Функция организации.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функция организации.
Рубрика (тематическая категория) Менеджмент

Функция планирования.

Функция контроля.

Функция мотивации.

Функция организации.

Функция планирования

1 . Функция планирования означает выработку и принятие определœенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача. Это постановление - управленческое решение. Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всœех членов организации к достижению ее общих целœей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.

По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:

Где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в базовых ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;

Куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целœей;

Как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целœей.

Основным компонентом на этом этапе является управленческое решение.

Классификация управленческих решений.

1.Длительность действия:

Долгосрочные;

Краткосрочные;

Разовые.

Экономические решения;

Социальные;

Организационные;

Научные.

4. Степень структурированности:

Запрограммированные решения;

Незапрограммированные решения;

5. Лицо, принимающее решение:

Групповые решения;

Индивидуальные.

6. Уровень принятия решения:

Организация в целом;

Структурные подразделœения;

Функциональные службы;

Отдельные работники.

7. Глубина воздействия:

Одноуровневые;

Многоуровневые.

Сущность функции организации состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, ᴛ.ᴇ. создать такие управленческие условия и отношения, которые обеспечили бы эффективные связи между всœеми элементами управленческого процесса.

Организовать - значит разделить на части и делœегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределœения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.

Приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности;

Подбор людей для конкретной работы и делœегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации.

Для успешной реализации функции крайне важно учитывать требования следующих локальных принципов организации:

Принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;

Эластичность организации – разумное соотношение между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;

Принцип устойчивости. Систему управления крайне важно строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;

Непрерывное совершенствование. Предполагает крайне важно сть систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;

Соразмерность ответственности данным полномочиям;

Приоритет функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот.

Функция организации. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функция организации." 2017, 2018.

  • - Функция организации

    Ò Исполком Международного комитета по Пирамиде. 2005. Все права сохранены. Лекция 5 ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА: ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ Планирование Функция организации 5 В организациях имеют место одновременно формальная и неформальная... .


  • - ГЛАВА 7. ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

    ния полномочий из-за того, что он не сможет эффективно проконтролировать их выполнение. Опасения руководителя, что «его могут запилить». Опасения в делегировании полномочий, особенно административных, возникает и в связи с тем, что они могут быть реализованы другим... .


  • - ГЛАВА 7. ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

    В этом плане необходимо напомнить введенное в гл. 3 важнейшее понятие теории управления - понятие скалярного процесса (scalar process), или «цепи команд». Напомним также, что основой существования уровней управления являются объективные и прежде всего психологические... .


  • - Вопросы: 1. Общая функция планирования 2. Общая функция организации 3. Общая функция мотивации 4. Общая функция контроля

    Тема №4: Функции управления Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый специальными приемами и методами, необходимыми для достижения поставленных целей. Классификация ФМ: 1. общие функции менеджмента - (планирование,... .


  • - Функция организации в управлении школой.

    Для реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное взаимодействие ее компонентов, т.е. этап организации. Понятие "организация" выступает в нескольких значениях. Во-первых, как оценка... .


  • Функция организация

    1. Сущность функции организация
    2. Построение организации
    3. Делегирование полномочий

    I . Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы и решения в жизнь.

    Ранее мы рассматривали «организацию» с позиции системного образования и понимали под ней – предприятия, фирмы, компании и т.д. Но термин «организация» употребляется, кроме того, в смысле действия или процесса – организационной деятельности руководства организации, ведущих к образованию и совершенствованию взаимодействий между частями целого: подразделениями на предприятии, работниками в подразделениях и т.д.

    Функция организации деятельности (организовывание) состоит в создании структуры управления организации, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления. Организация как функция управления непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

    При реализации функции организации условно выделяют три важных аспекта:

    Построение организационной структуры управления: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций;

    Определение взаимоотношений в организации (как горизонтальных, так и вертикальных). При решении данного вопроса должны быть четко определены права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц;

    Обеспечение этих взаимоотношений – распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительских актов.

    Сущностью организации как функции управления является создание системы, включающей управляющую и управляемую подсистему, которая наиболее полно отвечает требованию эффективного достижения целей деятельности.

    При определении содержания организационной деятельности необходимо определиться с входом и выходом данной функции.

    Входом являются результаты по выполнению предшествующей функции управления – планирования, т.е. приступая к осуществлению процесса организационной деятельности, мы уже имеем определенные в результате планирования систему целей, состав финансовых, материальных и других ресурсов.

    Выходом реализации этой функции управления является результат деятельности – создание реальных организаций, способных эффективно осуществлять процесс деятельности.

    В процессе организационной деятельности решающее значение имеют следующие принципы:

    единство целей (ориентация на сотрудничество подразделений);

    соблюдение полномочий (решения, входящие в компетенцию руководителей, должны ими же и приниматься, а не направляться по иерархии). Это принцип сохранения и использования предоставленных полномочий;

    определение нормы управляемости (количество подчиненных, находящихся в непосредственном подчинении у руководителя);

    • делегирование полномочий (как только норма управляемости оказывается превзойденной, ряд полномочий должны быть делегированы).

    Причина иерархичности (многоступенчатости) организации заключается в естественной ограниченности нормы управляемости . Существует предел количества сотрудников, работу которых непосредственно может успешно контролировать, регулировать, планировать, мотивировать, организовывать (т.е. ими управлять) один человек. Этот предел непостоянен и зависит от конкретных условий. Его называют по-разному: норма управляемости, диапазон управления, масштаб управляемости, субординационная квота, диапазон контроля. В каждом случае речь идет о количестве подчиненных, непосредственно подчиненных руководителю.

    Норма управляемости (Н у ) устанавливается посредством делегирования линейных полномочий.

    Норма управляемости колеблется от 4 до 7 на высших уровнях управления, от 5 до 9 – 15 на среднем уровне (отдел, бюро и т.д.) и до 25 на низшем уровне управления (цех, участок).

    Для каждого руководителя было бы желательным иметь максимальное число сотрудников, работой которых можно эффективно руководить. Дело в том, что стоимость управленческих уровней значительна, они усложняют связи, являются информационными «фильтрами», поэтому следует стремиться к их уменьшению.

    Формальное взаимодействие и взаимоотношения внутри организации осуществляется посредством:

    Полномочий (закрепленных в должностных инструкциях или других документах);

    Делегирование власти (можно иметь власть, но не иметь полномочий, и наоборот);

    Делегирование ответственности (закрепленной также в должностных инструкциях или других документах);

    Согласований и консультаций, советов ;

    Аппарата ;

    Специальных комитетов или подразделений .

    1. Построение организаций во многом связано с рациональным построением организационных структур управления . Организационная структура управления является неотъемлемой частью организации и относится к одной из важнейших категорий управления.

    Первые организационные структуры появились еще до нашей эры в армии. С момента образования организационную модель управления имела церковь. И сам управленческий термин «иерархия» пришел к нам из церкви (Например, в православной церковной иерархии существует три уровня: епископство, священство, диаконство.).

    Организационная структура управления наравне с другими внутренними переменными играет существенную роль в адаптации организации к внешней среде, а следовательно, в ее способности выживать.

    Поэтому структура управления должна быть оптимальной по отношению к организации и к ее внешней среде и изменяться вместе с ними.

    Структура управления организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии, достижение ее целей и эффективное решение стоящих перед организацией задач. Существует множество определений структуры управления.

    К важным положениям, вытекающим из определений структуры, относятся следующие:

    Структура - это совокупность взаимосвязанных подразделений, или уровней управления и функциональных областей;

    Структура должна соответствовать целям организации и обеспечивать их эффективное достижение;

    Структура - это составляющая организационной системы;

    Структура основывается на целях организации;

    Структура должна соответствовать ценностям организации;

    Структура должна соответствовать стратегии организации;

    Первичность функций по отношению к структуре;

    В рамках структуры реализуется процесс управления;

    В рамках структуры выделяются следующие элементы: уровни (звенья) управления; горизонтальные и вертикальные, линейные и функциональные связи;

    для структуры характерны: специализация, разделение труда и его кооперация (для управленческого персонала — департаментализация); централизация, децентрализация и процесс, посредством которого она осуществляется - делегирование полномочий; координация деятельности и соблюдение нормы управляемости.

    Из приведенного выше видно, что структура управления достаточно емкое и неоднозначное понятие. Она с одной стороны, безусловно, отражает субъект управления в организации. С другой стороны, осуществляет взаимодействие субъекта и объекта управления.

    В широком смысле под организационной структурой управления можно понимать упорядоченную совокупность звеньев управления организацией (должностей, подразделений и служб), обладающих необходимой материально-технической базой, выполняющих специфические административные функции и находящихся в определенной взаимной связи и соподчиненности.

    Организационная структура управления состоит из структуры аппарата управления предприятия и его производственной структуры (структуры субъекта и объекта управления).

    Производственная структура организации - это совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений, обеспечивающих переработку «входа» системы в ее «выход» - готовый продукт с параметрами, заданными в результате планирования (цели, задачи, планы).

    К элементам организационной структуры управления относят:

    • самостоятельные структурные подразделения – административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько общих функций управления (подразделение производств, цех и т.д.);
    • звено управления – одно или несколько подразделений, которые необязательно обособлены административно, но выполняющие определенную управленческую функцию (отдел, бюро планирования и т.д.);
    • управленческая ячейка – отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, выполняющее одну или несколько специальных функций управления.

    Главный руководитель

    (директор, совет директоров)

    Руководители служб,

    Отделов, департаментов

    Рис. 4.1. Уровни управления

    Все звенья структуры управления объединяются коммуникационными каналами . Таким образом, в основе структуры управления организацией лежат функции и информационные потоки.

    Звенья управления различаются размером и структурой, объемом полномочий, масштабами и трудоемкостью решаемых задач, потребностью в информации. Совокупность звеньев, занимающих определенную ступень в управленческой иерархии, определяется как уровень управления (см. рис. 4.1.).

    Выделяют звенья общего управления (дирекция); линейного управления (органы руководства подразделениями основной деятельности); функционального управления (например, планово-экономический отдел).

    Структура управления характеризуется наличием связей между элементами:

    • горизонтальные связи (межфункциональные или кооперационные) носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми;
    • вертикальные связи – это связи подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, вертикальные связи бывают линейными и функциональными.

    Управленческие структуры обладают тремя основными функциями :

    эффективного достижения целей (направлены на то, что производят организации);

    сведения к минимуму или по крайней мере регулированию влияния индивидуального поведения и организации (структуры вынуждены обеспечивать согласование людей, входящих в организацию, с ее требованиями, а не наоборот);

    осуществления властных функций, принятие решений и действий организации ;

    На организационную структуру управления оказывают существенное влияние ряд факторов. К ним следует отнести следующие факторы: размер организации и разнообразие осуществляемых ею видов деятельности, масштаб управляемости, технологию, организационную культуру, окружающую среду и факторы национальной культуры, человеческий и экономические факторы, организационная культура (см. рис.4.2.).

    Размер организации и разнообразие осуществляемых ею видов деятельности. Чем значительнее размеры организации, тем, при прочих равных условиях в ней больше количество подразделений, многочисленнее и разнообразнее связи между ними, которые необходимо контролировать, а поэтому сложнее организационная структура управления.

    Размер организации фактически состоит из нескольких компонентов:

    • емкость организации (Производственные организации имеют относительно постоянную мощность, а именно число технологических линий и их скорость для переработки сырья; Университеты имеют емкость в виде аудиторий, учебных площадей);
    • наличие персонала в организации (Для одних организаций, чем больше численность персонала, тем больше бюджет – религиозные организации и университеты; Цель других организаций – снизить численность до минимума, чтобы уменьшить расходы);
    • выпуск продукции или затраты на производство (Объем продаж является важным параметром выпуска продукции для многих коммерческих организаций);
    • наличие дискреционных ресурсов для организации в виде материальных ценностей или чистых активов .

    Рис. 4.2. Факторы, влияющие на организационную

    Структуру управления

    Технология. Характер технологии непосредственно воздействует на структуру управления организации. От применяемой технологии зависит число уровней в управленческой иерархии, объем полномочий руководителей первого уровня и соответственно других руководителей. Технология не только влияет на структуру, но и эффективность организации зависит от «соответствия» технологии структуре.

    Организационная культура. Внутренняя культура организации может оказывать существенное влияние, как формирование структуры управления, так и на ее изменения. Этот фактор может повлиять на предпочтения, например централизации или децентрализации.

    Окружающая среда. Характеристики окружающей среды оказывают давление на организацию, влияя на масштаб их работы и на способ технологического производства. К таким основным характеристикам можно отнести стабильность, сложность, разнообразие рынка, враждебность. Чем динамичнее (высокая степень изменений) окружения, тем органичнее структура. Высокая степень внешней среды приводит структуру к более децентрализованной форме. Разнообразие рынков организации приводит структуру управления к рыночной ориентации организационных единиц, если имеется возможность используется эффект масштаба. Крайняя враждебность окружения вынуждает любую организацию к временной централизации структуры управления.

    Экономические факторы . Данный фактор является достаточно значимым в системе факторов, влияющих на управленческую структуру организации. Например, сгруппировав сходные виды деятельности в единое подразделение, руководимое одним органом вместо нескольких прежних, можно значительно снизить соответствующие затраты.

    Человеческий фактор. Структура управления не может не находиться под влиянием человеческого фактора – социальной структуры и взаимоотношений между людьми. Так, если в организации не достает лиц с необходимым уровнем образования квалификации, попытка создать то или иное подразделение или должность вряд ли может увенчаться успехом, даже если потребность в них несомненна. И наоборот, они могут быть и не нужными, но, тем не менее, создаются, поскольку кого-то нужно пристроить на хорошее место.

    Факторы национальной культуры. Национальная культура влияет на менталитет людей, на их систему ценностей и стиль руководства. Организации подвержены влиянию культуры и среды, в которой они находятся, точно также, как они подвержены влиянию размера и технологии. Многие специалисты в области управления полагают, что влияние национальных культур является добавочным в том смысле, что к различиям в структуре, обусловленным операционной технологией и рыночными ограничениями, добавляется национальный колорит. Хотя могут быть ситуации, когда культурные факторы оказываются сильнее технологии.

    Естественные факторы. Такие факторы могут оказывать воздействие на структуру управления. К ним относят географические или природно-климатические. Например, их воздействие проявляется в территориальном рассредоточении подразделений и оторванности от центрального руководства, а также в экстремальном характере условий их деятельности.

    Характер деятельности. Структура управления во многом определяется характером деятельности входящих в организацию подразделений. Для производственных организаций она будет совсем иной, чем для научных.

    На практике может иметь место отставание структуры управления от реальных потребностей, которое имеет свойство накапливаться, порождать дисбаланс, напряженность и, в конечном итоге, упадок организации. Поэтому ее необходимо постоянно совершенствовать, поддерживать на должном уровне эффективности.

    Эффективным структурам управления свойственны:

    экономичность;

    единство составляющих звеньев при четком разграничении выполняемых функций;

    динамичность и гибкость, т.е. способность быстро изменяться и приспосабливаться к новым внешним и внутренним условиям, для чего управленческая структура должна быть в минимальной степени инерционна;

    стабильность – способность сохранять равновесие при возмущающих действиях внутренних и внешних факторов;

    минимальное число уровней управления;

    оптимальный уровень нормы управляемости;

    рациональное сочетание централизации и децентрализации.

    В реальных условиях хозяйствования организации имеют достаточно разнообразные виды организационных структур управления. Создание единой классификации такого спектра разнообразных структур не представляется возможным. Поэтому часто прибегают к классификации структур управления по различным классификационным признакам, к которым относят:

    принципы управления и подчиненности:

    уровни иерархии;

    степень гибкости;

    принципы разбиения элементов системы на подсистемы;

    ориентация на процесс функционирования;

    фактор времени;

    выполнение функций и целевому назначению.

    К наиболее типичным структурам управления относят:

    линейную;

    функциональную;

    линейно-функциональную;

    линейно-штабную;

    дивизиональная;

    Данные структуры управления объединяет то, что они основаны на функциональной специализации и относятся жестким, механистическим или как еще их называют бюрократическими структурами, основанными на определенных регламентирующих правилах и процедурах. В зависимости от рассматриваемых классификационных признаков эти структуры можно также относить к тем или иным видам структур управления. Линейная структура управления (см. рис. 4.3.). Ее суть состоит в том, что все функции управления сосредотачиваются у руководителя и каждый работник подчиняется одному руководителю.

    Преимущества: точное определение и разграничение функций и ответственности, сокращение дублирования функций аппарата, единство единоначалия и распорядительства, простота управления (один канал связи).

    Недостатки: вышестоящие руководители и отделы перегружены, так как в них стекается информация, передача информации между подразделениями затрудняется, оценка способностей работника по умению выполнять функции внутри, а не сточки зрения обеспечения конечного результата организации.

    Область распространения: несложное производство, если необходима иерархия подчинения. Отношения старшего мастера, мастера, бригадира, вписываются в линейную систему. Руководитель такой структуры называется линейным.

    В чистом виде линейная структура на практике не используется, а чаще входит составной частью смешанных форм и комбинаций структуры управления.

    Рис. 4.3. Линейная структура управления

    Функциональная структура управления (см. рис. 4.4.) . Суть: каждый работник подчиняется нескольким руководителям, получает от них указания и отчитывается о своей деятельности. Этих руководителей называют функциональными.

    Достоинства: более компетентное решение специальных вопросов, наличие специалистов, компетентных в строго определенной области, освобождение линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов.

    Недостатки: снижение уровня исполнительской дисциплины, нарушение принципа единоначалия, расплывчатость в распределении функций и подчиненности, чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений.

    Область применения: в чистом виде как самостоятельная структура встречается крайне редко, чаще в виде функциональных отделов других организационных структур: производственных, финансовых, бухгалтерии, технического, снабжения, юридического, управления персоналом и т.д.

    Рис. 4.4. Функциональная структура управления

    Линейно-функциональная структура управления (см. рис. 4.5.). Суть: органическое соединение линейной и функциональной структур. Работник находится в непосредственном подчинении у одного начальника, он получает задания и информирует о своей деятельности не одного, а определенное число руководителей.

    Достоинства: руководитель высшего звена, опираясь на предложения функциональных подразделений, вырабатывает решения для линейных руководителей низшего звена; кроме того, линейные уровни получают советы и рекомендации от функционального руководителя (ФР) высшего руководства. Эта структура сочетает достоинства линейной и функциональной структур.

    Недостатки: быстрое трудно управляемое дробление и увеличение количества функциональных служб, увеличение количества плохо контролируемых горизонтальных связей, присвоение командных обязанностей функциональными службами в силу личного авторитета соответствующего руководителя, задачи службы могут развиваться в ущерб развитию производственной системы.

    Область применения: этот вид структуры наиболее распространен и применяется как в небольших и средних организациях, так и в крупных – со стабильным характером производства и относительно незначительными изменениями внешней среды.

    Линейно-штабная структура управления (рис. 4.6.). Суть: при линейных руководителях создаются специальные подразделения – штабные службы, состоящие из представитель проектных организаций, вузовских ученых, специалистов, представителей местной администрации, ученых, проектировщиков, которые по существу являются консультативным органом, но не решают конкретных вопросов производственной деятельности.

    Рис.4.5. Линейно-функциональная структура управления

    Достоинства: линейный руководитель имеет возможность принять компетентное решение в сложных ситуациях.

    Область распространения: при решении определенных задач перспективного значения, а также при решении новых, уникальных проектов.

    Рис. 4.6. Линейно-штабная структура управления.

    Совершенствование и развитие линейно-функциональной структуры управления привело к появлению дивизиональной организационной структуры управления (см. рис 4.7.;4.8.;4.9.) .

    Суть: отдельные подразделения наделяются определенной самостоятельностью, вступают в договорные отношения друг с другом на основе самофинансирования. Принятие стратегических решений остается за высшим руководством. В то же время в самих производственных подразделениях обязательно имеются свои функциональные службы бухгалтерии, сбыта, технического и технологического профиля и т.д., которые работают только на свой продукт или регион.

    Достоинства: четкое разграничение ответственности, высокая гибкость и адаптивность к внешним условиям, высокая автономность самостоятельных структурных подразделений, разгрузка высшего уровня менеджмента, простата коммуникаций и высокая мотивация.

    Недостатки: некоторое увеличение персонала, высокая потребность в руководящих кадрах, сложная координация, повышенные затраты за счет дублирования функций, сложность осуществления единой политики, разобщенность персонала.

    Область применения: многопрофильные организации, имеющие разнородные направления деятельности; организации с расположение в различных регионах; организации, осуществляющие сложные инновационные проекты.

    Различают продуктовую и региональную дивизиональную структуру управления.

    Продуктовая дивизиональная структура управления предусматривает выделение относительно автономных и самостоятельных подразделений ориентирующихся на производство того или иного продукта или услуг.

    Региональная дивизиональная структура управления предоставляет самостоятельность в принятии решений подразделениям по месту расположения. Такой подход упрощает связь организации с клиентами, а также связь между членами организации.

    В отдельных организациях встречаются смешанные дивизиональные структуры, представляющие собой комбинацию продуктовой и региональной структуры управления.

    Противоположностью жестких (бюрократических) структур управления являются гибкие или адаптивные структуры , которые могут легко видоизменяться и приспосабливаться к новым условиям деятельности, целям, задачам, а также они способствуют выдвижению новых идей и развитию коллективного творчества.

    Выделяют несколько разновидностей адаптивных структур: проектные, матричные, программно-целевые, фрагментарные, адхократические и процессные.

    Под проектной структурой управления понимается временная организация, создаваемая для решения комплексной задачи (разработка проекта и его реализация). Особенность : временное образование, осуществляющее проведение экспериментов, освоение нового вида продукции, технологии, методов

    Рис. 4.7. Продуктовая дивизиональная структура управления.

    Рис. 4.8. Региональная дивизиональная структура управления.

    управления, что связано с риском неудачи финансовых потерь. После завершения работ проектная организация ликвидируется. Достоинства : высокая специализированность, целевая ориентация, четкость, мобильность, позволяющие достичь высокого качества выполнения работы. Недостатки : ресурсы в течении всего срока реализации проекта связаны в нем, и даже в случае крайней необходимости ими нельзя воспользоваться, а по завершению работ и высвобождении они не всегда могут найти дальнейшее применение.

    Рис. 4.9. Смешанная дивизиональная структура управления.

    Матричные структуры управления (см. рис. 4.10.).

    Суть: в рамках существующей линейно-функциональной структуры решается важная для организации конкретная целевая программа.

    Особенность: двойное подчинение, а именно - непосредственно начальнику отдела и руководителю проекта; создаются в рамках существующих подразделений временных рабочих групп, предназначенных для решения задач.

    Достоинства: гибкость и адаптивность, высокая оперативность реализации новых проектов, освобождение высшего руководства от решения оперативных вопросов, реализация творческого потенциала участников проекта.

    Недостатки: двойное подчинение приводит к конфликтам и неразберихе, обостряется борьба за власть.

    Область распространения: целесообразны при освоении новых видов проектов, продуктов.

    Рис. 4.10. Матричная структура управления

    III . Важнейшей составляющей функции организации выступает делегирование и связанные с ним полномочия и ответственность .

    Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

    Классическая роль делегирования заключается в том, что руководство распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения цели организации.

    К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся:

    Единоначалие – сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником;

    Соответствие – состав задач должен соответствовать характеру полномочий сотрудника;

    Координация – состав полномочий должен динамично корректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника;

    Достаточность – масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника;

    Мотивированность – расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты труда, влияния и лидерства.

    К ключевым понятиям делегирования относятся:

    Полномочия – ограниченные права и возможности использования власти;

    Ответственность представляет собой обязательства выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

    Делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и соответственно ответственность не может быть делегирована . Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Объем ответственности в развитых странах, является одним из важнейших оснований высоких окладов менеджеров. Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи – организация должна предоставить требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирование организационных полномочий вместе с задачами.

    Организационные полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду (см. рис. 4.11.).

    Полномочия всегда ограниченны. Они ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды, например, законами и культурными ценностями. Пределы формальных полномочий часто нарушаются благодаря власти и неформальным организациям.

    В некоторых случаях эти пределы изменяют характер полномочий в такой значительной степени, что необходимо рассмотреть отношения между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. К ним относятся линейные и аппаратные (штабные) полномочия , причем оба типа могут применяться в различных формах.

    Линейные полномочия - это полномочия, переданные лицам, имеющим право распоряжаться. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку полномочия распоряжаться людьми обычно передаются посредством скалярного процесса - результирующая данного процесса называется скалярной цепью или цепью команд .

    Рис. 4.11. Классическая концепция передачи организационных

    Полномочий

    Результатом делегирования линейных полномочий есть цепь команд (см. рис. 4.12.). Цепь команд, созданная делегированием полномочий, является характерной чертой формальных организаций, кроме самых мелких.

    Аппаратные (штабные) полномочия являются результатом развития функциональной специализации и направлены на удовлетворение нужд организации в разнообразных и квалифицированных кадрах (управленцев, экономистов, конструкторов, технологов и т.д.). В результате сегодня существуют множество типов административного аппарата (штаба) и вариантов штабных полномочий. К широко распространенным типам аппарата относятся консультативный, обслуживающий и личный .

    Рис. 4.12. Цепь команд (скалярная цепь)

    Консультативный аппарат формируется тогда, когда линейное руководство сталкивается с проблемой, требующей специальной подготовки, оно может пригласить соответствующих специалистов. В обязанности этих специалистов входит консультирование линейного руководства в их области знаний. Наиболее часто консультативный аппарат используется в области права, новейшей или специальной технологии, обучения и повышения квалификации, а также консультирования по работе с кадрами.

    Обслуживающий аппарат создается для обеспечения выполнения определенных функций, направленных предоставление и обеспечение услуг, определенного рода (кадры, связь с общественностью и т.д.).

    Личный аппарат – разновидность обслуживающего аппарата, формирующегося, когда руководитель нанимает секретаря или помощника. В обязанности личного аппарата входит исполнение того, что требует руководитель. В организации член аппарата не имеет никаких полномочий. Хотя личный аппарат не имеет формальных полномочий его члены могут обладать большой неформальной властью.

    Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Они включают в себя следующие разновидности полномочий таких как:

    Обязательные согласования направлены обязательное согласование руководителем своих решений со штабным аппаратом (пример, отдел маркетинга или производственный отдел должны получить оценку предполагаемой реализации нового продукта от аппарата по исследованию рынка прежде, чем приступить к делу);

    Параллельные связаны с расширением полномочий аппарата, давая ему право отклонять решения линейного руководства;

    Функциональные определяются в рамках тех или иных функциях, которыми наделяется аппарат (он может как предложить, так и запретить действия в рамках своей компетенции).

    Линейные руководители в крупных организациях могут обладать аппаратными полномочиями в нескольких областях, а глава аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата. Административный аппарат может состоять из множества людей. В такой ситуации сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Естественно менеджеры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным.

    Делегирование линейных полномочий и возникающая в результате этого цепь команд играют ключевую роль в процессе координации деятельности организации. Прежде всего, линейные полномочия «персонализируют» и упрощают взаимоотношения подчиненных и руководителей. Получатель полномочий принимает на себя ответственность за задачи и отвечает перед делегирующим за их удовлетворительное выполнение. Хотя координация не является обязательным результатом определения линейных отношений.

    Координация – управленческая деятельность, обеспечивающая согласованность работы различных производственных и функциональных подразделений организации в процессе выполнения плановых заданий и достижения установленных целей.

    Таблица 4.1.

    Препятствия к эффективному делегированию полномочий

    Препятствия со стороны руководителя

    Препятствия со стороны подчиненного

    Отсутствие доверия к подчиненному

    Боязнь потери власти

    Отсутствие способности руководить, видеть перспективу, обучать

    Боязнь риска

    Отсутствие системы контроля за работой подчиненного

    Уверенность, что руководитель сам выполняет работу лучше

    Боязнь ответственности, неуверенность в себе

    Боязнь риска

    Боязнь критики, нареканий

    Перегрузка подчиненного

    Отсутствие стимулов

    Отсутствие необходимых ресурсов для выполнения работы (в том числе и незнание работы – отсутствие необходимых информационных ресурсов)

    На практике часто эффективное делегирование затруднено. Причиной могут быть как руководитель, так и подчиненные (см. табл. 4.1.).

    Для преодоления препятствий их необходимо выявить и принять меры по существу причины: создать систему стимулирования, контроля, обучения, информирования, обеспечение необходимыми ресурсами и т. д.

    Делегирование редко бывает эффективным, если руководитель не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. В чем заключается функция организации?
      1. Раскройте сущность понятия «организационная структура управления».
        1. Какими функциями обладают управленческие структуры?
        2. Какие факторы влияют на организационные структуры управления?
        3. Какие виды организационных структур Вы знаете?
        4. Дайте характеристику типичным организационным структурам управления, раскройте их достоинства и недостатки.
        5. Что такое делегирование полномочий? Для чего оно необходимо?
        6. Какие виды полномочий Вы знаете?
        7. Какие причины могут препятствовать эффективному делегированию полномочий?


    Руководители групп,

    бригад, участков

    Непосредственные исполнители

    Высший уровень

    Средний уровень

    Низший уровень

    Организационная

    Структура

    Управления

    Размер организации и

    разнообразие осуществляемых ее видов деятельности

    Организационная

    Культура

    Технология

    Окружающая среда

    Факторы

    Национальной

    Культуры

    Масштаб управляемости

    Экономические

    Факторы

    Человеческий

    Фактор

    Естественные

    Факторы

    Характер

    Деятельности

    Руководитель

    организации

    Линейный руководитель 1

    Функции А, В, С.

    Линейный руководитель 2

    Функции А, В, С.

    Линейный руководитель 3

    Линейный руководитель 4

    Исполнитель А

    Исполнитель Б

    Исполнитель С

    Исполнитель Д

    Исполнитель Г

    Исполнитель Е

    Руководитель

    Функциональный руководитель 1

    Функции: А, В, С.

    Функциональный руководитель 2

    Функции: А, В, С.

    Руководитель организации

    ФР 1

    ЛР 1

    ФР 2

    ФР 3

    ЛР 2

    ИСП 1

    ИСП 2

    ИСП 3

    Руководитель

    организации

    ФР 1

    ФР 2

    ФР 3

    ФР 4

    Штаб

    Руководитель

    организации

    Центральная

    бухгалтерия

    Центральный отдел кадров

    Центральный отдел

    снабжения

    Центральный отдел маркетинга

    Продукт А

    Продукт Б

    Продукт В

    Бухгалтерия

    Кадры

    Снабжение

    Маркетинг

    Тех. отдел

    Бухгалтерия

    Кадры

    Снабжение

    Маркетинг

    Тех. отдел

    Бухгалтерия

    Кадры

    Снабжение

    Маркетинг

    Тех. отдел

    Руководитель

    организации

    Центральная

    бухгалтерия

    Центральный отдел кадров

    Центральный отдел снабжения

    Центральный отдел маркетинга

    Регион 1

    Регион 2

    Регион 3

    Руководитель

    Организации

    Центральная

    Бухгалтерия

    Центральный отдел кадров

    Центральный отдел снабжения

    снабжения

    Центральный

    Отдел маркетинга

    Продукт А

    Продукт Б

    Регион 1

    Регион 2

    Регион 3

    Руководитель

    Организации

    Отдел «А»

    Отдел «Б»

    Отдел «В»

    Руководитель

    Проекта 1

    Руководитель

    Проекта 2

    Конституция

    Законы

    Институт

    Частной

    Собственности

    Акционеры

    Направления

    Передачи

    Полномочий

    Совет директоров

    Президент

    Руководитель

    Высшего звена

    Руководитель

    Среднего звена

    Руководитель

    Низшего звена

    Рабочие