Образование и наука в годы вов. Образование в годы великой отечественной войны

Запуск первого спутника Земли в 1957 году, полёт человека в космос в 1961-м, колоссальный подъём технического развития и великое гуманитарное наследие, оставленное нам Советским Союзом - всё это явилось результатом высокого уровня образования, которым так славился СССР. Но мало кто знает, что все лучшие черты, которым отличалось советское образование, были сформированы именно во время Великой Отечественной войны.

Война разрушила мечты выпускников, большинство из которых вместо продолжения учёбы сразу после выпускного отправились на фронт или на работу в тылу. Но с другой стороны, война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Руководство страны понимало, что нельзя закрывать школы и прекращать обучение. Наоборот, количество школ увеличилось. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени.

Школа в военное время

Школьники и педагоги помогали стране как могли - строили оборонительные сооружения, работали в госпиталях и в поле, но сам образовательный процесс не останавливался в это трудное время. Перед школой стояла задача продолжить вовлечение в него всех детей. Там, где школы были разрушены, под них приспосабливали другие здания. Большое значение уделялось воспитанию патриотизма. Преподаванию естественнонаучных дисциплин придавалась практическая направленность. Были созданы учебно-производственные мастерские, чтобы школьники имели возможность практической деятельности. Труд положительно влиял на дисциплину и качество получаемых знаний.

В это время велась и экспериментальная деятельность, направленная на повышение уровня знаний. Но не всё приносило положительные плоды. Например, соревнование в учебной работе и введение раздельного обучения ухудшило результаты учебно-воспитательной работы.

В эти годы были сделаны важные нововведения, некоторыми из них мы пользуемся и сегодня:

  • Пятибалльная система оценивания;
  • Обяза-тельное семилетнее обучение;
  • Всеобщее об-учение детей с семи лет;
  • Обязательные выпускные испытания в начальной и 7-летней школе;
  • Экзамены на аттестат зрелости в средней 10-летней школе;
  • Вручение золотой и серебряной медали отличникам.

Огромное внимание уделялось здоровью детей, их питанию. Дети, оставшиеся без родителей, устраивались в интернаты или принимались в семьи.

Педагогическая наука в ВОВ

В 1943 году была основана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потёмкиным. В её задачи входило изучение проблем, теоретических вопросов педагогики и повышение качества педагогического образования. Многие учителя ушли на фронт, поэтому остро встал вопрос о новых педагогических кадров. Повышение квалификации учительского состава было необходимым условием образовательного процесса в новых военных условиях. Академия помогала педагогам, сотрудникам педагогических кафедр в вузах в создании учебников и пособий. Большое внимание уделялось изучению опыта лучших учителей и школ страны.

Деятели просвещения ВОВ

Война подарила нам много имён, которые служат примером нашему поколению и поколениям будущим, имён, которые нельзя забывать!

В большинстве своём учёные-педагоги, которые внесли большой вклад в развитие педагогики, входили в состав Академии педагогических наук РСФСР. Они представляли самые важные направления этой науки и принимали непосредственное участие в процессе просвещения в военные годы.

  • Владимир Петрович Потёмкин (1878-1946) - президент АПН РСФСР. Этот замечательный лидер-организатор успешно управлял академией. Он считал, что необходимо проводить глубокие теоретические исследования, широко использовать имеющийся опыт и достижения выдающихся педагогов, осуществлять обязательную связь теории с практикой.
  • Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) - известный советский писатель. Его творческая деятельность и любовь к Родине положительно влияла на молодёжь. Он уделял особое внимание художественному образованию детей. Книги Толстого для детей и подростков очень интересны и актуальны до сих пор, поскольку рассказывают о внутреннем мире ребёнка, особенностях становления характера.
  • Николай Михайлович Головин (1889-1954) - заслуженный учитель школы РСФСР. Н. М. Головин был директором школы, преподавателем педучилища. Он занимался вопросами методики преподавания русского языка.
  • Анна Михайловна Панкратова (1897-1957) занималась историческим образованием - руководила составлением программ по истории СССР и написанием учебников.
  • Вадим Никандрович Верховский (1873-1947) ещё в дореволюционные годы боролся за то, чтобы сделать химию отдельным предметом. Он был составителем первой в СССР программы по этому предмету и автором многократно переиздававшегося учебника.

Суровые условия войны позволили проявиться множеству талантливых педагогов. Учителя трудились в тылу, героически сражались с фашистами и получали заслуженные награды.

И сегодня, в мирное время, современные учителя продолжают трудиться столь же самоотверженно, поэтому у российского образования есть все возможности вновь завоевать позиции лучшего в мире. Стоит помнить, что будущее отечественного образования в руках каждого из нас!

Не смотря на войну, Казахстанская наука активно развивалась, в годы великой Отечественной Войны в республике была образована Казахская Академия Наук(1945 г.).

В годы войны в республике были созданы следующие научные учреждения: в 1942 г. Институт языка литературы и истории, позднее из него были образованы Институт языка и литературы и Институт истории. В этом же 1942 г. был образован Химико-металлургический институт, позднее он был разделён на институт химии и институт металлургии и обогащения, а в 1943-1945 гг Институты почвоведенья и ботаники, зоологии и краевой патологии. Так же в эти годы в республики действовало 75 научных учреждений лабораторий и станций. В период эвакуации на территории Казахстана разместилось 20 крупных научно исследовательских центров (Институт физиологии АН СССР).

Не смотря на столь значительные успехи в развитии науки, надо отметить тот факт, что большинство научных изысканий было направленно, на повышение эффективности добычи угля, свинца, меди. А так же на повышение производственных мощностей уже имеющихся заводов. Так в эти годы группой академиков была проведена работа по мобилизации ресурсов Урала и Рудного Алтая.

Экспедициями Института геологии КАЗФАН выявлялись новые месторождения цветных металлов, группой академика Сатпаева были обнаружены и разведаны запасы металлических руд, обосновано строительство нового крупного металлургического комбината в центральном Казахстане.

Химиками были разработаны новые способы получения удобрений из каратауских фосфоритов, переработки местных типов нефти. Их усилиями, было налажено производство, ряда реактивов необходимых для производства стали. Учёными генетиками проводились исследования по выведению новых сортов озимой пшеницы, новых сортов огородно-бахчевых культур. Исенжулов, Бутарин работали над выведением новых пород скота.

Активно в этот период развивалась и история, советские учёные собирали материал по Великой Отечественной войне, а в 1943г в Казахстане выходит книга «история Казахстана с древнейших времён до наших дней». Переводятся на казахский язык некоторые произведения Ленина: «Военная программа пролетарской революции» итд. В целом наука Казахстана, несмотря, на трудности военного периода, значительно шагнула вперёд, а так же окрепла в кадровом вопросе. Столь стремительное развитие Казахстанской науки, прежде всего, связано с тем, что в период войны на территории нашей республики находились многие видные учёные того времени.

В годы войны крайне тяжёлое положение сложилось у школ и учреждений высшего образования. У этого были свои причины, а именно: нехватка помещений, часть школьных помещений была отдана под госпиталя и частично под оборонные предприятия. В результате чего школы, да и многие высшие учебные заведения были вынуждены перейти на 2-х-З-х сменное обучение. И это в условиях, когда наблюдается резкое сокращение контингента учащихся и студентов. Что привело к тому, что были закрыты многие учительские училища и институты. В период войны наблюдается острая нехватка педагогических кадров, большинство учителей призывного возраста были отправлены на фронт. Но, не смотря на столь тяжёлое положение, школьные коллективы прилагали все свои силы для большего охвата детей обучением. Особое внимание уделялось детям сиротам, фронтовиков и инвалидов войны.

Особое внимание уделялось общеобразовательным предметам, таким как русский язык, математика история. Большое внимание уделялось контролю над качеством знаний, были введен экзамены в начальных классах, школах с семилетним образованием, а в средних школах аттестат на зрелость. Начиная с сорок третьего года, принимаются меры по укреплению образовательной базы. Шириться сеть вечерних школ, принимаются меры по возвращению школьных зданий. Отменяется плата за обучения учащихся-казахов в школах, техникумах, вузах. В начале войны в стране насчитывалось 20 вузов, 110 средних учебных заведений. Которые в годы войны продолжали активно готовить кадры. Вдобавок к ним в республику было эвакуировано свыше 20 вузов и16 техникумов. Среди эвакуированных вузов были следующие: Московский авиационный институт, Ленинградский электротехнический институт сигнализации и связи, Крымский медицинский институт, Украинский государственный университет. За годы войны этими вузами было выпущено более 900 специалистов.

Таким образом, мы ведем, что за годы войны наука Казахстана, не только многое сделало для фронта, обеспечив победу своими научными изысканиями, а так же значительно продвинулась вперёд.

Основной темой литературных сюжетов в этот период стала война, героическая борьба советского народа с захватчиками. В поэзии этого периода воспевалась мужество советского солдата, уверенность в победе над фашизмом. А так же великая роль в победе, товарища Сталина. Поэтам времён войны удавалась создать яркий образ фашиста, которого они сравнивали со змеем и прочей чешуйчатой гадостью.

Широкую известность в эти годы получили произведения Аманжолова лирическая «Поэма о Великой Отечественной Войне», стихи Орманова «За Родину» и многие другие. Особое место в литературе этой эпохи занимает творчество прославленного казахского поэта Джамбула, его яркие стихи: «Ленинградцы дети мои», «Приказ Родины», «Москве» и др. Хорошо знакомы не только казахстанцам, но и всем народам бывшего СССР. Следом за творчеством Джамбула следуют творения писателей-фронтовиков: Б.Мамуш-улы, Габдулина, Снегина, Кузнецова.

Другим пластом литературного творчества являлось воспевание героического труда, тружеников тыла. Этому посвящены произведения М.Ауэзова: « Когда Родина зовёт», «Могучая песня конвейера». Мустафин и Абишев так же посвятили ряд своих произведений труженикам тыла, тем молодым ребятам, которые шли в шахты, на нефтяные вышки, на поля, заменяя своих отцов и братьев ушедших на фронт. Этой теме посвящены следующие произведения: «Шыгынак» и «Огненная гора».

Война, не смотря на все трудности, ускорила становление самобытного Казахского искусства. К началу войны в Казахстане действовало 37 театральных и музыкальных объединения. А с началом войны в Казахстан были эвакуированы 23 художественных коллектива из Москвы, Киева, Ленинграда и других городов советского союза. В состав этих коллективов входили многие таланты сцены. Сотрудничество этих коллективов с местными ускорило становление казахского искусства как самобытного.

Событием культурной жизни этого периода явилось окончание строительства Государственного театра оперы и балета им Абая, в 1941 г. На сцене этого театра ставились произведения, как на русском, так и казахском языках. Вчасности в 1942 г состоялась премьера героического произведения Сабита Муканова «Гвардия ал га!» музыку к этой опере написал автор музыки Казахстанского гимна Брусиловский. Он так же был автором музыки к «Амангельды» и «Абаю» и множеству других произведений. В казахстанских театрах этого периода, как и в литературе, центральной темой была борьба советского народа с фашистскими захватчиками. На сценах театров обыгрывались сцены подвига 8-ой гв дивизии им ген Панфилова: « Намыс гвардиясы». Но помимо батальных произведений театры ставили и произведения Чайковского, Пушкина «Евгений Онегин», а так же произведения других народов СССР.

Большой популярностью у зрителей пользовались постановки Московского театра им Моссовета и Украинского театра ордена Ленина.

Музыкальная культура так же неотстовала от театра и литературы. Основными темой здесь так же являлась борьба с фашистами. В этот период были созданы музыкальные произведения Брусиловского «Сары-Арка», Дины Нурпеисовой «Голос Родины Матери», М.Тулебаева «Жорык» Поход. Активно выступал коллектив Казахской государственной филармонии. Её коллективы за годы войны дали свыше ЗОтыс концертов, на крупных фабриках, колхозах. 14 фронтовых бригад артистов гастролировало по фронтам.

Под влиянием художников из Москвы Ленинграда, обогатилась живопись Казахстана. Видную роль в подъёме патриотизма играл Кинематограф. За годы войны в Казахстане были сняты такие фильмы как: « Александр Невский» «Иван Грозный» итд. Видную роль в развитие нашего отечественного кинематографа, сыграли мастер с «Мосфильма» и «Ленфильма».

духовный культура советский

Великая Отечественная война внесла огромные изменения в культурную жизнь советских людей. Подверглись перестройке учреждения культуры, усилились роль радио, печати, кинематографии. Уже в начале войны были созданы фронтовые бригады и театры. В тяжелейших условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры. Многие учреждения культуры были перебазированы из прифронтовых районов на Восток. Так, Узбекистан принял 53 учебных заведения и академических учреждения, около 300 творческих союзов и организаций. Редчайшие книги из библиотеки им. В.И. Ленина, Библиотеки иностранных языков, Исторической библиотеки были вывезены в Кустанай. В Перми разместились картины Русского музея и Третьяковской галереи, а сокровища Эрмитажа - в Свердловске. К концу 1941 г. было эвакуировано в восточные районы около 60 театров.

На захваченной врагами территории сеть учебных заведений фактически была разрушена. Многие дети временно были лишены возможности учиться. Сократилась численность преподавательских кадров. Однако самоотверженный труд учителей позволил не прерывать учебу даже в осажденных городах (Ленинграде, Одессе, Севастополе). По мере освобождения советских территорий от оккупантов восстанавливались разрушенные школьные здания, налаживалась учеба. С 1943 г. государство увеличило расходы на культуру. Принимались меры по борьбе с беспризорностью. Возникли школы-интернаты, расширился контингент суворовских и нахимовских училищ. Были также созданы вечерние школы для работающей молодежи. В 1943 г. возникла Академия педагогических наук РСФСР (с 1962 г. АПН СССР).

Произошли изменения в высшей школе. Многие крупные вузы были эвакуированы. Более 300 вузов, оказавшихся на захваченной территории, были разрушены. Число вузов в стране уменьшилось с 817 до 460. Прием студентов уменьшился на 41%, а численность студентов - в 3,5 раза. Государство приняло меры по стабилизации контингента студентов: срок подготовки специалистов был сокращен до 3-3,5 лет, расширился прием в вузы девушек.

По мере освобождения советской территории началось восстановление сети учебных заведений. К концу 40-х гг. численность школ и учащихся в них по РСФСР достигла довоенного уровня. Восстановление части высших учебных заведений началось в 1943 г. и к концу войны их численность и численность студентов достигла почти довоенного уровня, в основном благодаря расширению высшего образования в Казахстане, Средней Азии и Закавказье.

Большой вклад в победу внесла наука. Главными направлениями научных исследований были: изучение военно-технических проблем, внедрение научных открытий в производство, сосредоточение сырьевых ресурсов страны на нужды фронта. Группа ученых под руководством И.И. Алчханова (1904-1970) и Д.В. Скобельцына (1892-1990) изучала космическую радиацию. Л.Д. Ландау (1908-1968) разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую ему была присуждена Нобелевская премия. И.В. Курчатов (1903-1960) работал над созданием атомной бомбы.

Советские геологи исследовали новые месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение (марганец, бокситы, молибден).

А.П. Александров (1903-1993) разработал методы размагничивания кораблей. Е.О. Патон (1870-1953) разработал и внедрил в производство автоматическую сварку брони. Химики разработали методы получения ацетона, спиртов, пластмасс для вооружения.

Над совершенствованием боевого оружия работали ученые, конструкторы, инженеры и техники, создавая образцы вооружения, превосходившие немецкие. Авиаконструкторы А.С. Яковлев, А.П. Туполев, Ф.А. Лавочкин, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, В.М. Петляков и другие улучшали существующие образцы машин. В конце войны начались испытания реактивных самолетов. Советские танки, сконструированные А.А. Морозовым, Ж.Я. Костиным, А.Ф. Шамшуриным, по боевым качествам значительно превосходили находившиеся на вооружении вражеской армии.

Благодаря самоотверженному труду медицинских работников уменьшилась смертность раненых. После лечения в госпиталях 70% раненых возвращались в строй.

Значительна роль в достижении победы литературы и искусства, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность. Живейший интерес как на фронте, так и в тылу вызывали произведения М.А. Шолохова, А.Н. Толстого, Л. Леонова, А. Фадеева, Б. Полевого, стихи К. Симонова, А. Твардовского, С. Маршака, В. Инбер, Н. Тихонова. Большим успехом пользовались пьесы «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова.

В года войны развивалось музыкальное искусство и прежде всего песенный жанр. Особой популярностью пользовались песни М. Блантера, И. Дунаевского; Б. Мокроусова, В. Соловьева-Седого, А. Александрова.

Д.Д. Шостакович написал выдающуюся Седьмую (Ленинградскую) симфонию, воплотившую ненависть советских людей к врагу и веру в победу.

Кино, самый массовый вид искусства, уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 1941 г. вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Л. Варламов и И. Копалин). Около 150 кинооператоров создавали киноэпопею Великой Отечественной войны. Героическая тема нашла воплощение в художественных фильмах: «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Нашествие» (реж. А. Роом), «Радуга» (реж. М. Донской), «Она защищает Родину» (реж. Ф. Эрмлер) и др.

Потери культуры вследствие войны были огромны. Созданный в декабре 1941 г. из представителей различных организаций и учреждений культуры Комитет определил ущерб, причиненный фашизмом нашей стране. Было разрушено более 80 тыс. школ, около 300 вузов, разграблено 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Были разрушены усадьбы-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину. Многие культурные потери восстановить было невозможно (рукописи П.И. Чайковского, картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского). Это не могло не отразиться на развитии культуры советского общества после войны.

Восстановление городов и сел, разрушенных в годы Великой Отечественной войны, явилось одним из важнейших этапов развития советской архитектуры. В 1945 г. СНК СССР принял постановление о неотложных мерах по восстановлению 15 крупнейших городов, а позже были разработаны генеральные планы развития 250 городов.

С окончанием войны надежда советских людей, проявивших невиданный героизм и мужество, на ослабление административно-командных методов руководства обществом не оправдалась. В художественной культуре искусственно насаждался образ страны свободного и процветающего общества. Однако, хотя и с большим трудом, правда о действительности пробивала себе дорогу, в культурной жизни были заметны позитивные тенденции.

В послевоенный период основной задачей в области образования было введение обязательного семилетнего обучения для детей. Расширялась подготовка учительских кадров, быстро росла сеть вечернего и заочного образования как в средних школах, так и в вузах.

Факторами, мешавшими развитию науки, было пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли западных стран. Генетика была объявлена лженаукой. Но благоприятными оказались условия для развития отраслей науки, имеющих оборонное значение: ядерной физики, радиационной биологии, биохимии.

Между тем война, давшая мощный толчок творчеству, побуждала писателей сказать правду о войне. Такими произведениями стали повесть В. Некрасова (1911-1986) «В окопах Сталинграда» (1946) и роман А. Фадеева (1901-1956) «Молодая гвардия» (1945). Однако очень скоро военную тематику официальная критика объявила ненужной, отвлекающей от актуальных задач действительности.

Культура советского общества находилась в кризисном состоянии.


Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осажденных Москве, Севастополе, Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же немцами районах страны обучение детей почти полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага.

Главные научные центры страны переместились на Восток – в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно – исследовательские институты и учреждения Академии наук. Они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более 2 тыс. работников АН СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию отечественной науки. Численность научных учреждений страны в годы войны пополнилась новыми институтами, научными центрами. Были созданы Западно–Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук и Академия медицинских наук в Узбекистане, Азейбарджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики С. А. Чаплыгина, М. В. Келдыша, С. А. Христиановича позволили разработать и начать выпуск новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А. Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. С 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Деятели культуры – фронту. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, К. М. Симонов, А. Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 г. погиб детский писатель А. П. Гайдар, был убит во время возвращения из осажденного Севастополя один из авторов сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Е. Петров. В берлинской тюрьме Шпандау был замучен немцами татарский поэт М. Джашиль, попавший тяжелораненым в плен. Десять писателей были удостоенные высокого звания Героев Советского Союза.

Литература военного периода пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу врага. Мужество героев – блокадников Ленинграда было воспето в «Ленинградской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В. Инбер.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К. М. Симонова и «Направление главного удара» В. С. Гроссмана. Стойкость и мужество защитников столицы были прославлены в повести А. Бека «Волокаламское шоссе». Популярной оставалась историческая литература военной поры, отражавшая героические страницы отечественной истории («Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова и др.). Подлинно народным стал образ Василия Теркина, созданный в одноименной поэме А. Т. Твардовского.

Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Первым таким театром стал театр «Искра», созданный из актеров Театра им. Ленинградского комсомола. Более 40 тыс. деятелей искусств побывали на фронте за годы войны. В их числе были выдающиеся артисты И. Москвин, М. Жаров, И. Ильинский, А. Тарасова, А. Яблочкина, М. Царев, Н. Черкасов, Е. Гоголева и др.

Несмотря на эвакуацию ведущих киностудий в Среднюю Азию, не прекратил своей деятельности отечественный кинематограф. Деятелями кино в годы войны были выпущены около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма. Особой популярностью пользовались те из них, которые были посвящены борьбе с врагом («Два бойца» Л. Лукова, «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Парень из нашего города» А. Столпера, «Нашествие» А. Роома и др.).

Самым любимым музыкальным жанром в годы войны стала лирическая песня. «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Темную ночь» Н. Богословского, «В лесу прифронтовом» М. Блантера пела вся страна.

Популярностью пользовалась и симфоническая музыка. В блокадном Ленинграде Д. Шостакович написал Седьмую (Ленинградскую) симфонию. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята как проявление гражданского мужества во всем мире. В 1943 г. был создан новый Гимн СССР (музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана).

Важный вклад в победу над фашизмом внесли советские ученые: физики создавали теоретические и экспериментальные предпосылки для конструирования новых видов вооружения; математики разработали приемы наиболее быстрых вычислений для артиллерии, авиации и боевых судов; химики нашли новые способы производства взрывчатых веществ, сплавов, фармацевтических средств; биологи отыскали дополнительные ресурсы питания для Красной Армии. Ученые сумели мобилизовать ресурсы и развитие производительных сил восточных районов.

Отметим ряд важнейших достижений советских ученых в области военно-прикладных научных знаний модификации военной техники:

· разработка новых методов радиолокации (группа академика А. Ф. Иоффе);

· создание новых оптических приборов (группа академика СИ. Вавилова);

· разработка методов защиты советских кораблей от мин (И. В. Курчатов, И. Е. Тамм, А. П. Александров и др.);

· развитие ядерной физики (Ю. Б. Харитон) и ракетной техники; летом 1942 г. в Казани начались опыты по разложению нейронов;

· создание в 1941 г. радиолокационной системы П-3 с дальностью обнаружения 130 км., которая была первой станцией, определяющей не только дальность и азимут, но и высоту цели; обеспечение в 1943 г. советских войск радиостанциями с частотной модуляцией; в этом же году впервые был разработан телефонный аппарат ТАИ-43 (О. Репина и др.), обеспечивавший единую индукторную систему вызова;

· внедрение в массовое производство образцов военной техники, разработанных в 30-е гг. (самолеты Ил-2, Як-1, ЛАГГ-3, МиГ-3, Пе-2; танки Т-34, КВ; реактивная артиллерийская установка БМ-13 «Катюша» и др.) и освоение новых стандартов вооружения (модификации самолетов Ильюшина, Петлякова, Яковлева, создание в мае 1942 г. реактивного самолета, автомат Г.С. Шпагина, противотанковые ружья В.А. Дегтярева и С.Г. Смирнова);

Настоящим народным подвигом стал переход тысяч заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники и иной оборонной продукции. Так, на изготовление танков были переключены заводы тяжелого машиностроения, тракторные, автомобильные и судостроительные. При слиянии трех предприятий – базового Челябинского тракторного, Ленинградского Кировского и Харьковского дизельного – возник крупнейший танкостроительный комбинат («Танкоград»). На основе предприятий сельхозмашиностроения была создана минометная промышленность. Азотные и сернокислотные комбинаты стали поставщиками сырья для выпуска пороха.

Таким образом, свой вклад в Победу, в обеспечение армии лучшими в мире образцами вооружения и боевой техники внесли советские ученые и конструкторы. В эвакуированных на восток страны научных институтах, лабораторияхуспешно решались сложные проблемы в достижении технического превосходства над противником.