Смешанная форма правления.

Как правило, в политической жизни многих стран, существуют иногда такие формы, которые не укладываются в принятую в науке классификацию. Речь идёт о смешанных формах правления. В которых сочетаются различные элементы, порою противоречивые.

Итак, имеются, например, формы правления, которые сочетают в себе элементы как парламентской, так и президентской республики. Как отмечается в литературе, примером такой формы правления является V Республика Франции. Конституция Франции 1958 года, сохранив некоторые атрибуты парламентаризма, фактически оформила установление режима личной власти. Центральной фигурой в системе высших органов государственной власти стал президент, наделённый огромными полномочиями и избираемый внепарламентским путём. Вначале он избирался коллегией выборщиков, состоящих из 81 512 человек, из числа которых на долю парламента приходилось менее 1% голосов, а в 1962 году были введены прямые выборы президента.

Конституция V Республики ограничила применение института парламентской ответственности. Правительство формируется президентом и несёт ответственность только перед ним. Фактическое руководство правительством осуществляет президент, а не премьер. Президент V Республики наделяется не только полномочиями, свойственными главе парламентской республики, но и правами президента президентской республики. Более того, располагая правом роспуска парламента он обладает большей фактической властью, чем глава президентской республики. Таким образом, как полагают исследователи, во Франции существует полупрезидентская республика.

В некоторых странах существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики. Типичным примером такого политико-правового гибрида является форма правления Малайзии.

По конституции 1957 года Малайзия представляет собой редкую разновидность конституционной монархии - выборную (или избирательную) монархию. Глава Малайзийской Федерации является монархом, но он получает свою власть не в порядке престолонаследования, а избирается сроком на пять лет (в порядке очереди) советом правителей, состоящим из правителей, входящих в федерацию девяти монархических государств.

Главой Малайзии может быть избран правитель одного из монархических государств, достигший совершеннолетия, если совет правителей подаст за него большинство голосов. Глава государства обладает обычными полномочиями конституционного монарха, но в государстве есть и республиканский элемент, правда, не особенно существенный.

12 декабря 1993г. в России была принята новая конституция, которая утвердила в нашей стране смешанную форму правления. Правящие круги полагали, что сильная президентская власть (авторитарный режим жёсткого типа) спасёт Россию от социальных и политических потрясений. И лишь после завершения политических и экономических реформ на горизонте России засияет солнце широкого демократического режима в форме парламентской республики. Но, по оценке специалистов, до этого России ещё очень далеко. В течении десятилетий нас ждут авторитарные политические режимы различных оттенков и форм.

Форма государственного устройства.

Как указывается в литературе, под формой государственного устройства обычно понимается национально-территориальная организация государства, а также принципы взаимоотношения центральных и местных органов власти. Вопрос о государственном устройстве - это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей оно состоит и каково их правовое положение. Данная форма может быть различной и связана с воздействием нескольких факторов. Любое государство расположено на определённой территории, где проживают граждане этого государства или подданные (если это монархия). Для организации экономической жизни, защиты граждан, сбора налогов и т.д. государство ведёт разнообразную деятельность, которая весьма усложняется, а зачастую, становится просто невозможной при достаточно большой численности населения и больших размерах территории.

Возникает необходимость деления территории на округа, кантоны, штаты, края, области, губернии и т.д. и создания на этих территориальных образованиях местных органов власти с обязательным разделением полномочий между центральными и местными органами власти и управления.

Кроме того, население того или иного государства бывает многонациональным. Причём каждая народность, нация обычно имеет свои национальные традиции, культурные, языковые или иные национальные потребности, собственный исторический опыт государственности. Поэтому при государственном устройстве приходится учитывать и этот важный аспект.

Как отмечается в литературе, на территориальное устройство государства зачастую влияют субъективные и даже случайные факторы - политико-правовые подражания (к сожалению, это довольно распространено в нашей стране), колониальное воздействие, политические интересы и многое другое.

Обычно выделяются следующие формы государственного устройства:

· унитарное государство;

· федеративное государство;

· конфедерация государств;

· содружество государств.

1. Унитарная форма государственного устройства характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Полномочия верховных государственных органов распространяются на всю территорию страны. Осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый статус и равное положение по отношению к центральным органам власти и не обладают какой-либо политической самостоятельностью.

По всей стране существует: 1) единое гражданство, 2) единая система права, 3) единая судебная система, 4) единая система налогов.

В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами управления, унитарные государства делятся на: централизованные и децентрализованные . К характерным унитарным государствам современного мира можно отнести следующие: Францию, Швецию, Норвегию, Финляндию, Грецию, Португалию, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджу, Лаос, Таиланд, Японию и ряд других.

2. Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом отдельном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание в мире унитаризма, федерация достаточно широко распространена среди современных государств и существует в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, ФРГ, Австралийском Союзе, Пакистане, России, Индии и других странах.

Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определённой политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, области) являются субъектами федерации и имеют своё собственное административно-территориальное деление.

Федеративная форма государственного устройства обладает следующими признаками:

В отличие от унитарного государства территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой одного целого - она состоит из территорий субъектов федераций. В некоторых федерациях имеются наряду с государственными образованиями и такие территории, которые не являются субъектами федерации. В США в самостоятельную единицу выделен федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица - Вашингтон. Бразилия по конституции 1869 года состоит из штатов, федеральных округов и двух особых территорий. В Индии наряду с 26 штатами имеются территории центрального подчинения.

Государственные образования, входящие в федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внутренних, так и внешних отношений. Субъекты федерации лишены права участия в международных соглашениях.

В случае нарушения федеральной конституции центральная власть имеет право принимать принудительные меры по отношению к субъектам федерации. Это право центральной власти может быть закреплено в конституции (Индия, Аргентина, Венесуэла), но даже в тех случаях, когда подобная норма в конституции не оговорена, центральная власть всегда имеет возможность силой принудить субъект федерации к повиновению.

Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из союза, хотя реально и могут осуществить этот выход, что получило название сецессии. Примерами сецессии являются: Гражданская война в США, сецессия Сенегала из федерации Мали, сецессия Сингапура из федерации Малайзии, сецессия Бангладеш из Пакистана, сецессия Чечни из России ещё больше было неудачных попыток осуществления сецессии.

Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью. Наделение субъектов федерации учредительной властью обычно закрепляется в соответствующих положениях федеральной конституции. Однако, многие федерации устанавливают принципы субординации, согласно которым конституция субъектов федерации должна полностью соответствовать федеральным конституциям.

Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Последние действуют на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета союзного законодательства является всеобщим для всех без исключения федераций.

Субъекты федерации могут иметь свою собственную правовую и судебную систему. Как правило, федеративная судебная система строится по единому образцу (независимо от числа членов федерации).

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и соответствующего государственного образования. Система двойного гражданства закрепляется большинством федеративных государств.

Длительное время обязательным признаком федерального государства считалась двухпалатная структура федерального парламента (бикамерализм). Высший законодательный орган федеративного государства, как правило, состоит из двух палат: первая представляет население страны в целом, а вторая - субъекты федерации.

Исключения из этого общего правила появились только после второй мировой войны в связи с образованием молодых независимых государств (например, Пакистан до 1963года). В настоящее время во всех федеративных государствах применяется бикамерализм.

С точки зрения конституционного закрепления федерации делятся на два вида: национально-государственные (республики); административно-территориальные (области).

С точки зрения реального соотношения сил, сложившегося между центром и субъектами федерации, политологи выделяют следующие виды федерализма:

Квази-федерализм. Федеративное государственное устройство существует практически только на уровне законов, которые в реальной политической жизни не действуют. Сохраняется практически полный диктат центра.

Классический федерализм. Основным его принципом является такое разделение власти между центральным и региональными правительствами, при котором каждое из них в пределах своей компетенции самостоятельно координирует свои действия в условиях относительной автономии.

Чрезвычайный федерализм. Существует в период социальных и экономических потрясений (войны, «великая депрессия» и т.п.). В это случае субъекты федерации добровольно передают часть своей компетенции центру на определённый период времени.

Федерализм с двойным лицом. Субъекты федерации находятся в данном случае в неравном правовом положении, имею различный конституционный статус. Соответственно их реальные права и возможности в значительной степени различаются.

Национально-культурный федерализм. Одна из основных целей (функций) создания федеративного государства - это предоставление автономии определённым группам населения, таким как религиозные и этнические меньшинства, особенно в тех случаях, когда они образуют ярко выраженные субобщности в плюралистическом обществе.

Для анализа этой функции федерализма целесообразно использовать предлагаемое Чарльзом Тарлтоном различие между конгруэнтным и неконгруэнтным федерализмом.

Конгруэнтные федерации состоят из территориальных единиц, социальный и культурный состав которых близок в каждом из субъектов федерации и в федерации в целом. Соответственно, неконгруэнтные федерации состоят из субъектов, социальные и культурные характеристики которых сильно отличаются друг от друга и от федерации в целом.

К конгруэнтным федерациям можно отнести, например, Австралию, Австрию, Германию, США; к неконгруэнтным - Россию, Канаду, Швейцарию, Бельгию. Необходимо отметить, что именно в неконгруэнтных федерациях особенно сильно обычно проявляются тенденции сепаратизма. Видимо, неслучайно к неконгруэнтным относились и распавшиеся федерации Советского Союза, Югославии, Чехословакии. С огромным трудом сохраняет в своём составе франкоязычный Квебек Канада, весьма сильны сепаратистские настроения в ряде штатов Индии.

Социологический федерализм. Нередко концепция федерализма распространяется и на те случаи, когда автономия предоставляется частным или общественным организациям, которые представляют определённые чётко выраженные группы в обществе. Так, в Австрии, Бельгии и Нидерландах центральные правительства давно признали и оказывают финансовую помощь различным ассоциациям, особенно в сфере образования, здравоохранения и средств массовой информации, которые были созданы основными религиозными и идеологическими субобществами: католиками, протестантами, социалистами, либералами. Этот тип федерализма иногда называют социологическим федерализмом.

В России в настоящее время субъектами федерации объявлены входящие в её состав 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов.

Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью. Однако само по себе такое конституционное закрепление является лишь необходимой базой для решения проблем национально-государственного устройства России. Что же касается реальной системы функционирования федеральных отношений, то здесь существует целый ряд серьёзных проблем.

Исследователи отмечают следующие проблемы, стоящие перед Российской Федерацией:

· интенсивная территориальная дезинтеграция России: политическое, хозяйственное, культурно-этническое и иное обособление региональных элементов единого государственного организма;

· сохранение реального различия в статусе между республиками и регионами РФ;

· наличие в составе ряда краёв и областей национальных округов, также являющихся субъектами федерации;

· региональное нормотворчество, нередко вступающее в противоречие с федеральной конституцией и федеральными законами;

· «идеология» экономического сепаратизма: появление территорий с льготными, особыми режимами природопользования, хозяйствования, налогообложения и т.п., охватившее почти четверть пространства России и около трети её экономического и ресурсного потенциала;

· изменение региональных приоритетов России в результате продолжающихся геополитических сдвигов: неизмеримо возросла доля северных и тихоокеанских территорий, требующих солидной государственной поддержки;

· возрастание противоречий между «бедными» (дотационными) и богатыми регионами;

· усложнение процесса обеспечения управляемости субъектов федерации со стороны центра в результате проведения региональных выборов.

От успешного и своевременного решения данных проблем зависит само существование Российской Федерации.

3. Конфедеративная форма государственного устройства. Конфедеративные союзы представляют собой добровольный союз независимых суверенных государств, имеющих все атрибуты независимого государства (герб, гимн, столица, валюта, конституция, единое гражданство, единая система права, единая судебная система). Каждое из входящих в конфедерацию государств является независимым государством, но между ними имеется и общее: единая валюта, единое гражданство, единая таможня, единое экономическое пространство. Примером современной, процветающей и динамично развивающейся конфедерации является ЕЭС. Суверенные государства Западной Европы, входящие в ЕЭС, идут по пути политической, экономической, духовной и научной интеграции, обеспечивающей всем участникам бурное экономическое развитие.

4. Содружество . Это ещё более редкое и аморфное организационное объединение государств, характеризующихся наличием общих признаков и определённой степенью однородности (например, СНГ). Это не государство, а своеобразное объединение независимых государств, в основе которого могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация и т.д. В содружестве могут создаваться надгосударственные организации, но не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

Резюмируем наиболее важные положения данной темы. Итак, государство - это публичная, нормативно выраженная и признаваемая людьми властная сила общества, выступающая в качестве важнейшего элемента его политической системы, это политический институт, созданный для устойчивого воспроизводства политики, организации жизнедеятельности общества в целом, для реализации властнозначимых потребностей правящих классов, других социальных групп и слоёв населения. Неотъемлемыми признаками государства являются: публичная власть, территория, население.

Сущность государства определяется: 1) структурой, 2) приоритетными функциями, 3) политическим режимом, 4) социально-экономической, классовой природой, 5) устойчивостью политической жизни, 6) тенденциями в развитии, 7) формой правления, 8) формой государственного устройства.

С точки зрения приоритетных функций, господствующих в деятельности тех или иных государств, выделяются: военно-полицейские, социальные и правовые государства.

Под формой правления понимается организация государственной власти. Выделяют следующие формы правления: 1. Монархии (абсолютные, дуалистические, конституционные); 2. Республики (президентские, парламентские); 3. Смешанные формы.

Под формой государственного устройства понимается национально-территориальная организация государства. К основным формам государственного устройства относят: унитарное государство, федеративное государство, конфедерацию и содружество государств.

__________________________________________________________

1. Атаманчук Г.В. Методологические предпосылки концепции государственной службы Российской Федерации// Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М., 1997. С. 3-12.

2. Богомолов О. Где искать философский камень роста?// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. С. 25-33.

3. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: Очерки политической социологии капитализма. М., 1985.

4. Валовой Д. О причинах рекордного кризиса российской экономики и путях его преодоления// Проблемы теории и практики управления. 1997. №2. С. 52 - 57.

5. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб., 1997.

6. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие/ Под ред. А.Я. Пономарёва. СПб., 1997.

7. Громыко А.Л. Политические режимы. М., 1994.

8. Захаров С.В. Население// Россия: Энциклопедический справочник/ Под ред. А.П. Горкина. М., 1998. С. 57-73.

9. Интрилигейтор М.Д. Чему Россия могла бы поучиться у Китая при переходе к рыночной экономике// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3. с.34-38.

10.Карамышева Н.А. Государство как политический институт //Политология: Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Г.В. Полунинной. М., 1996. С. 117-135.

11.Котц Д.М. Уроки пятилетней экономической трансформации в России// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 4. с. 36-41.

12.Мухаев Р.Т. Основы политологии: Учебник для средней школы. М., 1996.

13.Политология: Альбом схем/ Сост.: Е.В. Макаренков, В.И. Сушков. М., 1998.

14.Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе// Социс. 1998. № 6. С. 3-12.

15.Семашко Л.М. Сферный подход. СПб., 1992.

16.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 23 - 178.

17.Эфендиев А. Г. Базисные элементы социальной жизни //Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. Часть 1 /Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М., 1994. С. 88-134.


Похожая информация.


Наряду с традиционными видами республик (парламентской и президентской) путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: "чистых" форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой -- возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках.

Наглядным примером смешанной (полупрезидентской, полупарламентской) республики могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше.

Некоторые ученые возражают против выделения в особую форму правления смешанную, полупрезидентскую, полупарламентарную республику, считая, что необходимо сохранить лишь старое, традиционное деление республик на президентские и парламентские. Но их аргументы не представляются убедительными. Бесспорно, классификация республик на президентские и парламентские является основной и исходной. В этом отношении выделение смешанной формы правления является, несомненно, производным. Не вызывает возражения и тезис о том, что президентские республики сегодня нередко включают в себя в какой-то мере элементы парламентаризма, а парламентарные республики -- более пли менее существенные черты президентского правления. В чистом виде, как ту, так и другую форму в современном мире действительно не так уж просто обнаружить.

В целом создание смешанных и "гибридных" форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях не сформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Вместе с тем, такой процесс имеет и свои минусы:

во-первых, нарушается присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в "отработанных" формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентарной республике. Происходит смешение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности;

во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полу президентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства -- часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.

Россия как смешанная республика

Согласно статье 1 Конституции Российской федерации, РФ имеет республиканскую форму правления, но какую именно, не уточняется. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) С одной стороны, Президент избирается всеобщим голосованием, располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, а с другой -- наряду с Президентом действует Правительство во главе с Председателем, в определенной мере ответственное перед парламентом. На практике элементы парламентаризма сведены к минимуму: ответственность Правительства перед Государственной Думой крайне ограничена и затруднена, Думе очень сложно добиться и увольнения Правительства в целом, не говоря уже об увольнении отдельных министров, что на практике именно Президент возглавляет всю систему исполнительной власти.

И все-таки, на мой взгляд, РФ следует отнести к смешанной республике, а точнее, к полупрезидентской республикой с доминирующим положением президента в системе властей.

В последние годы в юридической литературе предлагается различать не две (монархия и республика), а три формы правления, дополнив их смешанной формой (Л.М. Волосникова).

Первые рассуждения о смешанной форме правления встречаются еще у Полибия (VI в. до н.э.), когда он писал о соединении в одном государственном управлении монархии, аристократии и демократии.

Смешанная форма правления была известна и использовалась в средние века, она встречается и в настоящее время.

Активными сторонниками смешанной формы правления для России были М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, поскольку такое правление, по их мнению, исключило бы крайности российской государственности. Монархия представляет начало власти, народ и его представители – начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать для достижения общей цели, считал Б.Н. Чичерин.

Смешанную форму правления в современных государствах подробно рассматривает В.Е. Чиркин в работе «Государствоведение».

Смешанная форма правления, считает Л.М. Волосникова, является реальным фактом истории и современного конституционализма. Эта форма правления неоднократно оказывала услуги общественному развитию, способствуя политической стабилизации, достижению социального компромисса. С этим суждением трудно не согласиться. Смешанная форма правления возникает тогда, когда элементы одной формы, например республиканской, проникают, внедряются в другую форму правления (монархию), и наоборот. Подобное взаимопроникновение форм правления в истории случалось и случается нередко. Поэтому появление в XX в. конституционных монархий, полупрезидентских и полупарламентских республик стало очевидной тенденцией государственно-политического строительства.

Характерные черты смешанной формы правления можно проследить на примере полупрезидентской республики.

Название «полупрезидентская» не означает слабой власти президента, хотя она действительно немного слабее, чем в президентских республиках. Поэтому рассматриваемую форму правления точнее было бы назвать президентско-парламентской (В.Е. Чиркин).

Характерные черты полупрезидентской республики: президент избирается непосредственно гражданами, что дает президенту возможность иметь некую свободу действий по отношению к парламенту, позволяет быть ему во многом быть не зависимым от парламента; президент самостоятельно формирует правительство, т.е. назначает министров, утверждает структуру правительства и т.д. Но премьер-министра, как правило, он назначает с согласия парламента; правительство несет ответственность перед президентом; парламент может объявить вотум недоверия правительству; парламент может объявить импичмент президенту, т.е. поставить вопрос об отстранении президента от должности.

5.3. Унитарное и федеративное государство

Форма государственного устройства – категория качественно самостоятельная, она во многом определяется конкретно-историческими особенностями возникновения и развития государства. Поэтому в одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства.

В юридической литературе термин «государственное устройство» обозначает организацию территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями. Поэтому в последние годы он все чаще заменяется понятием «государственно-территориальное устройство». Это и понятно, поскольку исторически любое государство возникало в виде особенного территориального объединения.

Для выполнения своего социального назначения – организации производственно-экономической жизни, обеспечения защиты интересов и прав различных групп населения, а также всего общества от внешних угроз и т.п. – государство реализует собственные важнейшие задачи на всей «своей» территории. Вся эта многообразная деятельность не может эффективно осуществляться только из одного центра. Тем более если размеры территории и численность населения достаточно большие. Именно в связи с этим возникает необходимость деления всей территории государства на соответствующие подразделения – губернии, области, штаты, земли и т.п., которые управляются региональными органами государства. Следовательно, с неизбежностью встает вопрос оптимального распределения власти центра и регионов.

На это структурирование государства влияет множество факторов: потребности экономики, рост населения, политические интересы, исторический опыт государственности, политико-правовые заимствования, геополитическое окружение и т.д. Эти и другие факторы определяют конкретную форму государственного устройства той или иной страны. Это было осознано еще в самых древних государствах, которые знали различные виды внутреннего деления. При этом статус территориальных единиц, входящих в государство, уже тогда мог быть неодинаков.

Таким образом, форма государственного устройства показывает следующее. Во-первых, из каких составных частей состоит внутренняя структура государства. Во-вторых, каков статус (правовое положение) этих частей и взаимоотношения их органов власти. В-третьих, каким образом строятся отношения центральных и региональных государственных органов.

Соответственно понятие формы государственного устройства раскрывает то, какова территориальная организация государства, статус частей, его составляющих, их взаимоотношения между собой и центральной властью страны.

Существуют две основные формы государственно-территориального устройства.

Унитарное государственное устройство предполагает существование единого, слитного государства, подразделяющегося лишь на административно-территориальные единицы и поэтому не включающего в себя никаких государственных образований. В нем господствуют единые конституционные принципы, существует только одна система центральных органов власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд), как правило, функционирует одна валютная система, одноканальная система налогов, единая система права, одна армия, единое (общегосударственное) гражданство и т. п. (Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция и т. д.).

Унитарное (от лат. «unus» – один) государство – слитная государственно-территориальная организация, отличающаяся полным политическим единством, составные части которого так или иначе подчинены центральным органам власти и функционируют в рамках целостной государственно-правовой системы. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой власти.

В зависимости от степени централизации унитарные государства делятся на централизованные и относительно децентрализованные (иногда их называют простые и сложные). В бюрократически централизованных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. Демократическая форма централизации допускает большую степень самостоятельности выборных местных органов государственной власти в решении их региональных вопросов.

Относительно децентрализованным теория называет государство, в котором центральные органы государственной власти имеют весьма ограниченные права вмешательства в решения местных проблем и где местные органы, избираемые населением, обладают значительным объемом автономии. Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым в Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии, Аланские острова в Финляндии). Указанная форма государственного устройства находит применение в том, что требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.). Права по управлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. Говоря о видах автономий, следует отметить, что они бывают просто территориальными (Китай, Никарагуа), с предоставлением автономиям права на собственные средства массовой информации, учет языковой специфики в ходе судопроизводства и т.п., а также политическими (Финляндия, Дания и др.), с правом издания по определенным вопросам собственных законов и т.д. В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создаются национально-культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этих автономий создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта, культуры.

Административно-территориальное деление в разных странах строится по неодинаковым принципам и включает различное число ступеней. Обычно это области, провинции, губернаторства и т. д., из которых состоят единицы областного звена; общины как низовая единица. Во многих странах таких ступеней деления три, в некоторых существует двухзвенное административное деление (Болгария, Коста-Рика и др.), в других – четырехзвенное (Колумбия, Камерун, Сенегал). В мире есть очень мелкие государства, где вообще нет административно-территориального деления (Науру и Тувалу в Океании, Бахрейн в Персидском заливе, Мальта в Средиземном море и др.), существуют и страны, в разных частях которых административно-территориальное деление неодинаково (например, Уэльс и Шотландия в Великобритании).

Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, он способствовал становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований – федераций, конфедерацией, содружеств и т. д.

Федеративное государственное устройство предполагает существование государства (единого, но сложного), включающего в себя другие государства-члены или государственные (государственноподобные) образования. Они рассматриваются как субъекты федерации и занимают всю или почти всю территорию государства. В некоторых федерациях наряду с субъектами есть и несубъекты: федеральные территории, федеральные округа, федеральные владения и др., составляющие часть территории государства. Несубъекты федерации имеют иной правовой статус по сравнению с субъектами. В федеративном государстве административно-территориальное деление – это деление субъектов федерации.

Число федераций в мире сравнительно невелико (в 2001 году – около 30) – менее восьмой части всех государств, но это, как правило, крупные страны, в них проживает треть человечества.

Федеративное (от лат. «foedus» – союз) государство – союзное государство. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают суверенитетом. Им представлен лишь некоторый эквивалент суверенитета, заключающийся в более или менее широком участии в осуществлении государственной власти федерацией. В частности, по мнению Георга Еллинека, «правопорядок союзного государства основан на конституции, которая является его собственным законом и может быть изменена только законом союзного государства, но отнюдь не волей – хотя бы и всех отдельных государств, проявленной в иных, кроме установленных конституцией, формах. В пределах господства союзного государства отдельные государства теряют свой государственный характер. В этих пределах их деятельность либо совершенно прекращается и заменяется собственным управлением союзного государства, либо они получают характер самоуправляющихся корпораций наподобие коммунальных союзов, поскольку осуществляют управление через посредство своих органов, согласно законам и под контролем союзного государства».

Однако в российской политической действительности реально существует полнота государственной власти субъектов РФ, которая вне пределов федеральной власти обладает верховенством и независимостью, т.е. является суверенной. В конституции Чечни, как и в Конституции Татарстана 2002 г., сформулирован принцип суверенитета, ограниченного верховной федеральной властью: «Суверенитет Чеченской Республики выражается в обладании всей полнотой власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и чеченской Республики и является неотъемлемым качественным состоянием Чеченской Республики». Аналогичным образом определен суверенитет субъектов федерации в конституциях ряда зарубежных стран. Так, в ст. 40 мексиканской конституции говорится о суверенитете штатов «во всем, что относится к их внутренним делам»; в ст. 3 швейцарской конституции устанавливается: «Кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией».

Перспективной в связи с этим является идея о необходимости нового федерализма, который в отличие от традиционного должен быть ориентирован не только на эффективное управление государственной системой, но и на удовлетворение идентификационных потребностей национальных и этнических меньшинств, к числу которых относится идея суверенности, что подтверждается социологическими исследованиями по вопросам национальным идентичности.

Следовательно, в теории и практике российского федерализма под суверенитетом (суверенностью) субъекта РФ все чаще понимают полноту государственной власти субъекта РФ вне пределов действия верховной федеральной власти, зафиксированную российской Конституцией.

Государственная власть федерации, в конечном счете, исходит от власти вошедших в нее государств. Это может проявляться в разных формах. С одной стороны, всегда выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти, но с другой стороны, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность. Это и отличает их от административно-территориальных образований унитарного государства.

Таким образом, федерация – это союзная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип их согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации .

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеративный и субъектов федерации. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может существовать государственный аппарат и на местном уровне.

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования.

В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего им предоставляется право принятия даже собственной конституции. Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации.

Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних, как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус.

Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектам федерации. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федераций.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит юридическое положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами. Как правило, эти отношения в основном определяются конституцией федерации или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип. В связи с этим, видимо, предлагается выделять федерации договорные и конституционные. Известны и две иные основные формы федерации: на основе союза и на основе автономии субъектов федерации, причем в обоих случаях важно различать их историческое происхождение, юридический статус и фактическое положение.

США, Швейцария, Танзания, ОАЭ возникли как федеративные государства на основе союза. Другие федерации являются ими на основе автономии их субъектов. К таковым относятся Бельгия, Венесуэла, Нигерия, Индия, Австрия, Пакистан и другие государства.

В отечественной литературе по-прежнему делят федерации на национально-государственные и административно-территориальные. В основе первой должны лежать национальные факторы и поэтому они имеют место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т. д., могут иметь место и культурные автономии. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

Однако существующие ныне федерации (кроме Бельгии с 1993г.) построены не на национально-территориальной основе. В большинстве государств мира федерация рассматривается не как форма решения национального вопроса, а как форма децентрализации управления. Поэтому нигде число субъектов федерации не соответствует числу национальных групп (этого нет и в Бельгии, как не было и в прежнем Советском Союзе).

Существующие в настоящее время федерации (за частным исключением упомянутой Бельгии, в которой созданы три национально-территориальные единицы и один особый район, ОАЭ и России) основаны на политической автономии в той или иной степени их субъектов, хотя в конституционных документах положения об этом встречаются редко.

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия – это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990-1991 гг. В современных конституциях право сецессии не закреплено, поскольку оно может нарушить гарантии целостности суверенного федеративного государства, привести к внутригосударственному конфликту (иногда вооруженному).

После второй мировой войны возникает новая форма территориально-политического устройства, которая отличается и от сложного унитарного государства с автономией, и от федерации. Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы, но сфера местного законодательства четко очерчивается в конституции и контролируется специальным представителем центра. Однако в отличие от федерации у них нет совместной компетенции с центральными органами. Юристы называют такое государство регионалистским и рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к федерализму.

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства – конфедерацию. Однако формально она не является государством. Строго говоря, конфедерации, сообщества, союзы, содружества государств к проблеме государственно-территориального устройства имеют отдаленное отношение, поскольку перечисленные формы – это межгосударственные, международные объединения государств, заслуживающие отдельного рассмотрения, как правило, в рамках международно-правовой науки.

Конфедерация представляет собой союз (объединение) государств, образованный, как правило, на основе договора для решения каких-либо определенных задач в экономической, политической или военной сферах. Конфедерация в отличие от федерации не образует нового государства.

Конфедерация образуется на добровольной основе, и ее субъекты имеют право свободного выхода. Она не обладает признаками, присущими государству: не обладает суверенитетом; нет единого гражданства; нет единой территории; нет единой конституции и единого законодательства; нет единой налоговой и финансовой систем и т.д. Субъекты конфедерации не утрачивают своего суверенитета и остаются полностью самостоятельными государствами. В конфедерации для эффективного решения поставленных задач образуются соответствующие органы управления, которые могут принимать нормативно-правовые акты рекомендательного характера. Финансирование ведения общих дел осуществляется государствами – участниками объединения из взносов в размерах, установленных соглашением сторон.

Примерами (уже ставшими классическими) служат объединившиеся в конфедерацию швейцарские кантоны в период с1815 по 1848 годы или США в период с 1781 по 1787 годы. В более поздний период в конфедерацию объединялись Египет и Сирия (Объединенная Арабская Республика с 1958 по 1961г.). Как видно из приведенных примеров, конфедерации создаются на небольшой срок и на практике встречаются достаточно редко. Как показывает история, конфедерации нередко служили переходной формой к федеративному устройству государства. Так, Швейцария в настоящее время – федеративное государство. Название страны – Швейцарская конфедерация – осталось лишь данью истории. Из конфедерации, образованной первоначально 13 американскими штатами, впоследствии были созданы Соединенные Штаты Америки, также представляющие собой по форме государственного устройства федерацию.

В современный период получили широкое распространение различные виды межгосударственных объединений. Например, Организация Объединенных Наций как универсальное объединение государств, Совет Европы, ЮНЕСКО как функционально-целевые объединения и др.

5.4. Формы государственного режима: понятие и виды

Еще одно измерение формы государства олицетворяется понятием государственного режима, призванного дополнять формы правления и государственного устройства, конкретизировать их реальные проявления в определенной плоскости. Формы правления и государственного устройства сами по себе далеко не всегда показывают, насколько демократично то или иное государство: некоторые унитарные государства бывают демократичнее федеративных, монархические – республиканских и т. д. Для более полной характеристики формы государства важны и методы (приемы, способы) осуществления публичной власти, и реальная обеспеченность прав, свобод и законных интересов личности.

Вопрос об этом элементе формы государства относится к числу не совсем устоявшихся: во-первых, его стали признавать элементом формы государства не так давно – с 1960-х годов; во-вторых, само понятие государственного режима является дискуссионным, еще до конца не ясным.

В юридической литературе встречаются самые различные его наименования: политический режим, государственно-политический режим, государственно-правовой режим и т.п.

В современных условиях, когда мы начинаем достигать некоторой определенности в различии проблем политологии и теории государства, следует достичь и определенности в понятии и различии категорий «политический режим» и «государственный режим», первая – это предмет политологии, вторая – предмет общей теории государства и права.

Политический режим – совокупность основных приемов, средств и способов осуществления политической власти. Это система характерных для определенного типа государств политических отношений, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры.

Государственный режим характеризует совокупность средств и методов осуществления государственной власти, он не охватывает всю систему политических отношений, т.е. он относится к государству, к его деятельности. А, как известно, политическая организация общества и государство – понятия несовпадающие. Именно поэтому политический режим – понятие более широкое, чем государственный режим; оно включает приемы и методы осуществления политической власти не только со стороны государственных органов, но и со стороны политических сил, объединенных в политические партии, движения, в том числе и оппозиционные по отношению к государственному режиму.

Отождествлять политический и государственный режимы не следует. В отличие от политической власти государственная власть имеет три основные свойственные ей ветви (законодательную, исполнительную, судебную) с соответствующими прерогативами.

Субъектами политической власти выступают, в частности, органы местного самоуправления, которые, согласно п. 2 ст. 3, ст. 12 Конституции РФ являются самостоятельными и не входят в систему органов государственной власти.

Понятие «политический режим» включает следующие качественные признаки: степень участия народа в формировании политической власти, а также сами способы такого формирования; соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; место и роль негосударственных структур в политической системе общества; учет интересов меньшинства при принятии политических решений; доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; принципы взаимоотношения общества и власти; меру политического плюрализма, в том числе многопартийности; существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

В отличие от политического государственный режим характеризуется следующими качественными признаками: способами и порядком формирования органов государственной власти и управления; распределением компетенции между ветвями власти; характером взаимоотношений между различными органами власти (центральными, местными, законодательными, исполнительными и т.д.); государственными гарантиями прав и свобод граждан; реальностью этих прав и свобод; верховенством правовых законов в механизме правового регулирования; ролью права в решении государственных дел; независимостью судебной власти; независимостью (или зависимостью) и свободой (или несвободой) средств массовой информации от государственного вмешательства; местом и ролью в государственном механизме армии, полиции (милиции), разведки; степенью участия населения страны в управлении государством; методами действия государства по разрешению возникающих в обществе конфликтов.

Наличие или отсутствие перечисленных выше признаков в деятельности государства характеризует государственный режим либо как демократический, либо как антидемократический.

Известно, что на режим в каждом конкретном государстве, а также в каждом историческом типе государств влияют множество различных факторов (экономических, социальных, национальных, религиозных и т.д.). Отсюда и множество разновидностей государственных режимов (либеральный, либерально-демократический, диктаторский, полицейский, военно-полицейский, бюрократический, тоталитарный).

Различают режимы государственного правления - либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий, особо жестокий (экстремистско-репрессивного толка). Формы правления также можно разграничить по методам и способам власти, определяя режимы парламентской и президентской власти, смешанные, чрезвычайного или особого правления и т.п.

Перечисление можно продолжить, однако государствоведы отстаивают универсальный подход к типологии государственно-политических режимов, в большинстве своем рассматривая две разновидности официального властвования - демократические и антидемократические режимы.

Необходимо расширить данную классификацию, разграничив, прежде всего, антидемократический режим на виды по степени жесткости подчинения человека власти и выделив тип режима, характеризующий промежуточное состояние между основными разновидностями.

Тоталитарный режим (от лат. totalis - весь, целый, полный) выступает как власть, характеризуемая полным (тотальным) контролем государства над обществом и личностью. Такой режим предполагает следующие компоненты:

Всеохватывающая идеологизация жизни общества, основанная на социальной демагогии и господствующих мифах (о мировом господстве определенной расы или религии, о руководящей роли того или иного класса, о построении «светлого будущего» в виде особого общества всеобщей справедливости);

Предельная концентрация власти в руках «вождя нации», являющегося лидером правящей (и единственной) партии;

Сращивание государственного и партийного аппарата в едином властном механизме при всевластии так называемой номенклатуры - элиты;

Жесткая система контроля над поведением людей с использованием репрессивных методов подавления неофициальной активности масс;

Господство государства над правом при действии принципа «запрещено все, что не разрешено властью» и при повсеместном нарушении законности.

Насильственно-террористические методы управления государством были характерны для стран, находившихся в условиях глубочайшего кризиса, который охватывал все стороны жизни. Тоталитарный строй был свойственен Италии в период фашистской диктатуры, Германии при господстве идей национал-социализма, Советского Союза в условиях сталинизма. Сходные по способам проявления власти режимы нередко появлялись в странах Африки, Латинской Америки и Азии, где устанавливалось единоличное правление очередного диктатора.

Авторитарный режим (от лат. autoritas - власть, влияние, вес) - государственно-политическая система, характеризуемая сосредоточением власти в руках одного человека или правящей элиты, фактически не контролируемых и не избираемых населением, но при сохранении внешних признаков конституционного правления.

В стране с подобным режимом функционируют все ветви власти, но их роль в жизни государства и общества либо существенно снижена, либо тесно подчинена, либо просто игнорируется реальной властью узкого круга лиц или их лидера, олицетворяющих собой политическое руководство государства.

Авторитаризм, если сравнивать его с тоталитарным государством, не столь жесток в отношениях с личностью; он отказывается от всеобщего контроля за ее поступками, предоставляя определенную автономию в сферах, не затрагивающих политические отношения.

Монополизируется власть и политика, что соответственно способствует сведению на нет значения электоральной борьбы, резкому ограничению политической оппозиции и конкуренции либо их полному недопущению;

Формально представлены все ветви власти, однако игнорируется принцип разделения власти, а роль представительных органов сведена к законодательному скреплению решений реальных носителей власти;

Декларируется невмешательство государства во внеполитические сферы и экономику;

Решения политического руководства воплощаются в жизнь посредством командно-бюрократических методов управления с акцентом на принуждение к исполнению воли правящего лица и его окружения.

Автократичность режимов обычно обосновывается идеологически: правящая партия, движение или военная хунта свою неподконтрольность власти граждан выводят из целей, которых следует достичь якобы в интересах всего народа.

Авторитарное правление было характерным для стран так называемого социалистического лагеря, в которых конституционно закреплялась доминирующая роль коммунистической партии как «выразителя и вдохновителя воли народа», стремящегося под ее руководством в социализм и коммунизм.

Разновидностью подобных систем можно рассматривать военные и иные режимы, где власть, устанавливаемая или навязываемая недемократическим путем, соединяется в небольшом круге ее носителей, ограничивая тем самым роль иных государственных институтов, прежде всего представительных органов власти.

Переходный (либеральный) режим характерен для стран, покончивших с антидемократическим правлением автократии, проводящих либеральные реформы в экономике, в политической системе общества, в методах и способах осуществления государственной власти.

После крушения тоталитаризма и авторитаризма такие режимы складываются в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы, в постсоветских государствах - участниках СНГ, в ряде государств Центральной и Южной Америки, Африки и Азии. Такой режим:

Законодательно закрепляет принципиальные демократические институты, права и свободы человека и гражданина;

Осуществляет либерализацию экономических отношений;

Утверждает многопартийность и идеологический плюрализм в целом;

Проводит альтернативные выборы высших, региональных и местных органов власти;

Практически реализует принцип разделения властей с созданием системы «сдержек и противовесов».

В то же время половинчатость, неустойчивость перемен в условиях перехода к демократическому правлению нередко проявляются:

В сохранении в своей основе прежней номенклатуры с ее коррумпированностью и стремлением оставить за собой влияние в обществе;

В соединении в управлении делами государства черт авторитаризма и демократизма;

В недейственности сформированного механизма защиты прав человека;

В низкой эффективности законодательства;

В духовной необеспеченности преобразований соответствующим уровнем правовой и политической культуры общества.

Демократический режим свойственен странам, практически обеспечивающим правовой статус населения на основе стабильного правопорядка и консолидированных политико-экономических и иных гарантий конституционного строя государства.

Демократических режимов с прочными государственно-политическими основами на практике не тек уж и много, поскольку важно принимать во внимание, насколько считать устоявшимися преобразования, начало которым было положено в условиях перехода к демократическому правлению. Последнее определяют, помимо указанных при характеристике либерального режима, следующие черты:

Наличие развитого и независимого гражданского общества, чьи объединения и движения не только обеспечивают защиту частных интересов граждан, но и контролируют деятельность государства и других политических институтов;

Публичная власть не только избирается народом, но и несет ответственность перед ним либо его демократически сформулированными представительными органами;

верховенство закона, способного реально защищать права и свободы человека;

Степень экономического и социального развития страны, материально обеспечивающего оптимальные возможности демократических методов управления;

Высокий уровень политической и правовой культуры общества, являющейся духовным гарантом стабильности демократического режима;

Признание приоритета международного права и обязательности его общепризнанных норм и принципов во внутригосударственном законодательстве.

Нельзя не заметить, что «западный вариант» демократического режима отнюдь не идеален. И слабости его, не очень заметные (и значимые) в эпоху противостояния тоталитаризму, отчетливо видны сегодня. В этом плане выделяют следующее: подмену гражданина потребителем, вытеснение отнюдь не регрессивных нравственных устоев, утеря под прикрытием глобализации национальных ценностей и самобытности и т.д. В результате в условиях западной демократии нет гармонии личности и общества.

В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (например, Турция), в других – режимы, переходные от тоталитаризма к авторитаризму (так было во многих странах Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (многие постсоциалистические государства Азии).

В научной литературе имеется множество иных классификаций режимов. Целесообразно осветить еще различие гражданских и военных режимов. В условиях первого государственная власть осуществляется органами, предусмотренными в конституции, и установленными ею методами. При военном режиме государственная власть осуществляется в формах и методами военного управления. Страной управляет военный, революционный совет, хунта, пришедшие к власти после военного (государственного) переворота. Военные отменяют (приостанавливают) конституцию, распускают парламент, смешают президента и правительство, на места назначают военных губернаторов, мэров (офицеров), создают военные трибуналы, хотя некоторые органы саморегулирования и прежние суды сохраняются. Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Дайте понятие формы государства и назовите её элементы.

2. Что такое форма правления, и каковы её разновидности?

3. Какие формы государственного устройства вы знаете, и в чём их различия?

4. Что такое государственный режим, и какие они бывают?

5. Назовите отличия демократического режима и недемократического.

6. Охарактеризуйте этапы развития формы российского государства.

Дополнительная литература по теме :

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М. 1993.

2. Завьялов Ю.С. Политический аспект идеи тоталитаризма. В кн.: Власть силы, сила власти: Сб. науч. трудов МГЮА / Отв. ред. доц. В.В. Серкова. - М., 1996.

3. Зубов А.Б. Парламенская демократия и политическая традиция Востока. М. 1990.

4. Каминский С.А. Институт монархии в странах Арабского Востока. М. 1981.

5. Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире. - М., 1994.

6. Петров В.С. Тип и формы государства. Л. 1967.

7. Писаренко К.А. Об эволюции форм правления европейских государств в новое и новейшее время (конец 16-20 вв.). М. 1998.

8. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск. 1984.

9. Фадеева Т.Ш. Европейский Союз: федералистские концепции европейского строительства. М. 1996.

10. Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. Казань. 1998.


Лекция № 6. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Смешанная форма правления – это такая форма республики, при которой в государстве одновременно наблюдаются черты президентской и парламентарной форм правления.

Классическим примером является Франция, в которой эта форма правления была утверждена конституцией 1958 года.

Признаки смешанной формы правления:

Сохранилось от парламентарной республики:

1. Президент не является одновременно главой правительства.

2. Во главе правительства находится премьер министр , назначаемый на этот пост президентом,

3. Президент имеет право досрочного роспуска нижней палаты парламента. (национального собрания) и назначить новые выборы.

4. Правительство ответственно перед парламентом, это означает, что национальное собрание может выразить недоверие и тем самым уволить правительство в отставку.

5. Институт контрасигнатуры.

Признаки президентской формы:

1. Правительство формируется без участия парламента и на вне парламентской основе.

2. Президент избирается путем прямых выборов без участия парламента.

3. Правительство ответственно перед президентом, который может уволить любого члена правительства и назначить любого члена правительства.

4. Президент обладает очень широкими полномочиями фактически руководит правительством, а полномочия парламента в законодательной сфере ограничены.

15. Монархия: понятие и виды.

Форма государства есть совокупность внешних признаков организации и осуществления государственной власти.

Форма государства включает в себя 3 элемента организаций государственной власти:

1. Форму правления

2. Форму государственного устройства

3. Политический режим.

В науке конституционного права формы государства классифицируются по их внешним признакам.

1. По форме правления государства делятся на монархии и республики.

2. По форме государственного устройства различают государства унитарные (простые) и федеративные (сложные).

3. По политическому режиму государства бывают демократические и антидемократические (авторитарные, тоталитарные режимы).

Существуют так же смешанные формы государства , сочетающие в себе несколько форм правления или политического режима.

Формы правления - понимают организацию верховной суверенной власти в государстве, которая характеризуется источником власти и принципами взаимоотношений органов власти между собой и с населением.

Все современные государства по форме правления делятся на 2 вида:

1. Монархии

2. Республики.

Монархия.

Монархия – это такая форма правления, при которой власть главы государства (монарха) считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Формально монарх сам считается источником государственной власти, он занимает престол в порядке наследования и пожизненно.

Монархия в большинстве случаев имеют унитарную форму правления, но есть государства и с федеративной формой территориального устройства.

В настоящее время монархия существует во многих странах, не смотря на то, что в течении 20 века многие страны стали республиканскими. Более 40 стран имеют монархическую форму правления. Монархия сохранилась в Великобритании, Швеции, Норвегии, Испании, Монако.

Все монархии делятся

4. абсолютные

5. ограниченные (конституционные).

6. В свою очередь конституционные монархии делятся на дуалистические, парламентарные и выборные.

Абсолютная монархия – это форма правления, характерная для феодального типа государства. Она не сочетается с демократией. Встречается крайне редко. Сохранилась в Саудовской Аравии и Оман.

При этой форме правления глава государства (монарх) реально сосредотачивает в своих руках всю полноту государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Он издает законы от своего имени, назначает исполнителей этих законов, является верховным судьей. При абсолютной монархии нет конституции и нет парламента. Если издается некий закон монарха, то попытки назвать его конституции не делают похожим его на конституции, конституция всегда ограничивает власть государства, но монарх не может ограничить свою власть. Существует совещательный коллегиальный орган при монархии, но его так же нельзя считать парламентом потому, что он не избирается народом.

Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена нормами конституции.

В зависимости от степени ограничения власти главы государства различают дуалистическую и парламентарную монархии .

В дуалистической монархии полномочия главы государства ограничены в незначительной степени, там существует некий дуализм, то есть двойственность власти, которая как бы разделена между монархом и парламентом. В дуалистической монархии есть конституция, которая слегка ограничивает власть монарха и есть парламент, избираемый населением, осуществляющий государственными полномочиями. Однако монарх обладает очень большими полномочиями, может издавать единолично указы, имеет право вето на законы, издаваемые парламентом, может в любой момент распустить парламент. Монарх сам назначает правительство, которое ответственно только перед монархом. В настоящее время дуалистическая монархия в чистом виде не сохранилась, последний пример был в Иране во времена правления шахов до исламской революции, однако есть несколько современных государств в которых сохранились элементы такой монархии, это Кувейт, Иордания, Марокко и др. это все редко встречаемые виды монархии.

Самый распространенный вид монархии - это парламентарные монархии .

Парламентарные монархия - это такая форма правления, при которой полномочия главы государства ограничены в очень значительной степени. Парламент наделен широкими правами в законодательной сфере, а исполнительная власть находится в руках правительства. Основным принципом, на котором базируется парламентарная форма правления является принцип парламентаризма , то есть такого способа организации государственного управления, при котором парламент занимает особое место в системе органов государственной власти. Он считается олицетворением воли народа, поскольку это представительный орган и все другие органы формируются парламентом на основе парламента и ответственны перед парламентом.

Отличительными признаками парламентарной монархии:

8. Законодательствует только парламент с последующим формальным утверждением закона монархом

9. Правительство формируется на основе парламентского большинства , то есть на основе политической партии, которая завоевала большинство мест в парламенте на выборах (может быть коалиция партий).

10. Главой правительства назначается лидер парламентского большинства .

11. Правительство ответственно перед парламентом , а не перед монархом. Оно может находится у власти только до тех пор, пока пользуется доверием парламента.

12. Если парламент выражает недоверие правительству, то правительство должно уйти в отставку, либо по предложению главы правительства, монарх может распустить парламент и назначить досрочные выборы.

13. Деятельностью правительства руководит не монарх, а премьер министр , в руках которого сосредоточены очень широкие реальные полномочия в области государственного управления. Первое лицо в государстве председатель правительства.

14. Институт контрасигнатуры. Контрасигнатура – соподписание. Этот институт означает, что акты монарха по некоторым наиболее важным вопросам вступают в силу только после их подписания главой правительства или членом правительства по сфере деятельности которого издается этот акт. Ответственность за последствия реализации этого акта несет не монарх, а правительство. На практике глава государства не может реализовать свои полномочия без согласия правительства.

Республика - это форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламент), а граждане обладают личными и политическими правами. Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Это означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту (народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.п.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно - распорядительным органам) - выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам - осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д. Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга. Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, но неизменным остается тот факт, что народ так или иначе, обязательно участвует в формировании органов государственной власти. В республике органы власти избираются на определенный срок. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Таким образом, в республике реализуется принцип сменяемости. 1 Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с должности и т.д. именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо.

Признаки республики:

    Источник власти – народ. Народ реализует власть посредством референдума, проводимых выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;

    Выборность на определенный срок главы государства, парламента и ряд других верховных органов государственной власти. Как правило, в нормативно-правовых актах, четко определяется срок полномочий тех или иных органов;

    Юридическая ответственность главы государства. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента;

    В случаях, предусмотренных Конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент;

    Высшая государственная власть основана на принципе разделения государственной власти по четкому разграничении полномочий. Принцип разделение на ветви может присутствовать и в монархии (например, в Великобритании). Поэтому все признаки нужно рассматривать в совокупности.

Республики разделяются по трем основаниям: как избирается парламент, как формируется правительство и какой объем полномочий принадлежит президенту.

Президентская республика – характеризуется значительной ролью президента в системе гос. органов в соединение полномочий главы государства и главы правительства.

Признаки президентской республики:

1. Президент – глава государства и правительства;

2. Президент обладает широкими полномочиями;

3. Президент назначает членов правительства;

4. Правительство ответственно перед президентом;

5. Президент обладает правом вето на законы парламента и может самостоятельно издавать нормативные акты;

6. Президент может распустить парламент.

Классическая президентская республика – США (в основе конституции лежит принцип разделение власти на ветви, законодательная принадлежит конгрессу, исполнительная президенту, судебная – верховному суд). Президент формирует правительство из лиц принадлежащих его партии.

Парламентская республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. Правительство формируется из партии (большинства в парламенте).

Признаки парламентской республики:

1. Правительство формируется парламентом том из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте;

2. Глава государства избирается парламентом;

3. Глава государства обладает широкими полномочиями;

4. Глава правительства назначается президентом;

В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Менее широкий круг полномочий у президента, в частности, изданные президентом нормативно-правовые акты должны проходить одобрение правительством или парламентом (Германия, Австрия, Италия) Обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава государства избирается парламентом либо или специально образуемой более широкой коллегией выборщиков включающий наряду членов парламента представителей региональных органов самоуправления. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально- экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Страны: Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль, Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия.

Смешанная республика – форма правления, при которой сочетаются признаки и парламентской и президентской республики.

Признаки смешанной республики :

1. Есть сильный парламент и президентская власть;

2. Есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;

3. Президент не является главой государства;

4. Правительство формируют президент и парламент;

5. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.

Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. «Другой вариант смешанной республики – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.» 2 Впервые такая форма республики была установлена в 1958 г. во Франции по инициативе Шарля Де Голля, стремившегося к сильной президентской власти, но учитывавшего традиции парламентаризма в своей стране. Страны: Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.

Суперпрезидентское государство (в некоторых источниках сверхпрезидентское , англ. superpresidency или superpresidentialism ) - форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма. Зачастую президент в суперпрезидентском государстве возглавляет правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентском государстве предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике» : конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах. В. Е. Чиркин в монографии «Конституционное право зарубежных стран» (1997) выделяет три вида суперпрезидентских государств:

    президентско-монократическая республика - форма правления, при которой президенты возглавляют единственную разрешённую партию, являющуюся носительницей официально провозглашённой обязательной идеологии (Гана при Кваме Нкруме, Гвинея при Ахмеде Секу Туре, Заир при Мобуту и др.);

    президентско-милитарная республика - форма правления, устанавливающаяся в результате военного переворота с провозглашением его руководителя главой страны;

    президентская республика в странах с социалистической идеологией (Ангола, Бенин, Республика Конго, Мозамбик), где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии, - дополняя В. Е. Чиркина, казанский политолог О. И. Зазнаев предлагает называть этот вид президентско-партократической республикой [

О суперпрезидентском государстве принято говорить применительно к странам Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и постсоветского пространства: Белоруссия, Туркменияи др. Так, суперпрезидентской страной называл Казахстан сопредседатель оппозиционной партии «Ак жол» Алтынбек Сарсенбаев . (Убит 13 февраля 2006 года.) Представление о современной Россиикак о суперпрезидентском режиме развивается, например, в работах американского политолога Стивена Фиша ; по мнению Фиша, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни законодательной, ни судебной и не подотчётная им», и именно это «подорвало легитимность постсоветского режима и, возможно, даже самой демократии; остановило развитие негосударственных политических организаций; воспрепятствовало формированию эффективного государства; помешало появлению ответственного правительства» . О суперпрезидентском характере режима, установившегося в России в 1993 году, пишет также политолог Лилия Шевцова.Теократическая республика (исламская республика) - особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар - высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную - однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.