Виды диагнозов в психодиагностике. Диагноз психологический: описание и выяснение сущности

Практика использования разнообразных психодиагностических тестов (методик) для изучения личности неразрывно связана с понятием «психологический диагноз».

Понятие «диагноз» (распознавание) широко используется в разных областях науки и техники, ибо задача распознавания, определения существа и особенностей тех или иных явлений не считается прерогативой медицины.

В литературе можно найти немало определений понятия «психологический диагноз». Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологической науке.В таком осмыслении психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Также и некоторыми зарубежными психологами термин «диагноз» в психологии предлагалось применять исключительно для «называния» каких-либо расстройств, нарушений (Rosenzweig, 1949 и др.).

Подобные взгляды приводят к неправомерному сужению области психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Из психологической диагностики произвольно вырывается наиболее обширная, исторически сложившаяся область исследований.

Понятие диагноза является ключевым в диагностике. Его суть раскрывает специфику диагностики как особой сферы человеческой деятельности, направленной на исследование не только внешней, но и внутренней (причинно–следственной) сущности объекта, распознавание частного конкретного явления на основе абстрактного знания об общем необходимом и существенном. Диагноз представляет собой особый тип знаний, поскольку отражает представления специалиста об особенностях состояния и функционирования конкретного человека.

Областью психологического диагноза являются индивидуально-психологические различия как в норме, так и при патологии.

Психологический диагноз - это конечный результат деятельности психолога по выяснению сущности индивидуально-психологических особенностей личности, оценке их актуального состояния и прогнозу дальнейшего развития. Как правило, психологический диагноз имеет форму структурированного описания комплекса взаимосвязанных психических свойств личности - способностей, стилевых черт (темперамента и характера), мотивационных особенностей - с объяснением выявленных противоречий и определением значения полученных данных в целостной динамической картине личности.

Предмет психологического диагноза -установление инди­видуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элемен­том психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и след­ствия. По мере обогащения психологичес­кого знания «этиологический» элемент в психологическом диагнозе, вероятно, не будет иметь столь су­щественного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, прак­тической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологи­ческие особенности, исследователь ли­шен возможности указать на их причины, место в структуре личности.

В зависимости от задач и соответствующей им широты и психодиагностического исследования можно выделить три ступени или уровня в развитиидиагноза , которые в общем виде впервые были описаны российскими психологами А. А. Невским и Л. С. Выготским (1936) и представляют последовательно углубляющиеся ступени познания.

    Симптоматический (или эмпирический)диагноз , ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз имеет право на существование как рабочий, ориентировочный момент в исследовании, так как не раскрывает причин и перспектив развития обнаруженных явлений; а в практике применяется для решения селекционных задач: отсева, отбора, дифференцировки лиц по какому-то признаку - например, для отбора лиц с высоким уровнем внушаемости в психотерапевтические группы с применением императивного внушения.

    Этиологическая диагностика , учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие. Здесь диагност должен ответить на вопросы о том, как развивался, с помощью какого механизма возник и какими причинами обусловлен выявленный симптом или комплекс психологических характеристик.

    Высший уровень -типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лично­сти. Согласно Л. С. Выготскому, далеко не всякое исследование можно считать диагностическим. Последнее предполагает готовую, установленную систему понятий, с помощью которой определяется сам диагноз, а частное явление подводится под общее понятие. Он также очень точно характеризует и сегодня иногда игнорируемые различия, существующие между психологическим измерением и психологическим диагнозом. «Психологическое измерение относится к области установления симптома, диагноз относится к окончательному суждению о явлении в целом, обнаруживающем себя в этих симптомах, не поддающемся непосредственно восприятию и оцениваемом на основании изучения, сопоставления и толкования данных симптомов» (Выготский, 1983, с. 313).

По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. Диагноз неразрывно связан с прогно­зом. По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения про­цесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития». Ре­комендуется разбивать прогноз на отдель­ные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Он учитывает тесную взаимосвязь отдельных подструктур психики, совместно работающих ее многоуровневых функциональных систем, подразумевая, что любые внешние признаки не могут носить изолированный характер и ограничиваться характеристикой отдельных психических функций.

В качестве системообразующей единицы типологического диагноза выступает психологический синдром – устойчивая совокупность признаков–симптомов, соответствующая одному и тому же явлению, объединенная общей причиной. Каждый психологический синдром отличается свойственным только ему набором специфических признаков, проявляющихся в определенной последовательности, имеющих иерархическую структуру и внешнюю форму проявления. Входящие в структуру синдрома признаки могут эклектично соединяться с другими симптомами, приводя к его усложнению или изменению. Возможно объединение «малых» синдромов в «большие», обладающие высокой типологической специфичностью, соотносящие конкретные симптомокомплексы с определенными психологическими явлениями. В основе такого диагноза лежат феноменологические типологии, а диагностические категории сформированы по внешним признакам: от конституциональных и портретных до поведенческих и деятельностных.

В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации. Определить, например, пригодность к той или иной деятельности невозможно вне требований, к ней предъявляемых. Характеристика особенностей личности вне социальных условий лишена почвы, «повисает в воздухе». «Мы можем понять, что такое "ленивый мальчик", если нам известно, кто именно, в каких социальных условиях, кому и на каких основаниях дал такое определение» (Обуховский, 1981).

Н. Сандберг и Л. Тайлер (Sandberg and Tyler, 1962) выделяют три уровня диагностических заключений, которые совпадают по своей сути с уровнями диагностики у Выготского Л. С.

Одной из наиболее разработанных теоретических схем психологического диагноза и сегодня остается предложенная известным польским психологом Янушем Рейковским (Reykowski , 1966), который выделяет четыре основных направления в работе психодиагноста:

    Осуществление диагноза деятельности, поведения, т. е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого.

    Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность.

    Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание - диагностика систем нервных связей.

    Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.

Деятельность понимается как направленный на определенный результат процесс.

При диагнозе деятельности Рейковский предлагает различать ее два наиболее общих аспекта: инструментальный (качество, скорость и адекватность действий) иаспект отношений , т. е. те характеристики, которые выражают отношение субъекта к выполняемым им действиям, к окружению и к самому себе.

Задача психологического диагноза не только в том, чтобы выявить, какие действия протекают ошибочно, но также и то, в каких действиях индивидуум может быть успешен.

Для получения систематизированных характеристик деятельности предлагается использовать систему основных ролей, выполняемых человеком в обществе.

Рейковский отмечает, что в клинической диагностике чаще всего учитывается аспект отношения, а в профессиональной наибольшую ценность имеет учет аспекта инструментального. Для того чтобы ответить на вопрос о том, почему действия протекают неправильно, необходим диагноз процессов регуляции.

В диагностике процессов регуляции Рейковский также условно выделяет два класса явлений: процессы типа инструментальных и процессы типа отношений.

К процессам типа инструментальных относятся три группы процессов регуляции, каждая из которых выполняет свою функцию: ориентационные, интеллектуальные и исполнительские.Диагноз ориентационных процессов включает оценку адекватности восприятия, способности осмысления явлений и формирования понятий.Интеллектуальные функции обусловливают создание программ деятельности, их диагноз связан с оценкой эффективности планирования, решёния проблем. Кисполнительским функциям относятся психомоторные и вербальные реакции.

Под процессами типа отношений Рейковский понимает эмоциональные и мотивационные процессы. Придиагностике эмоциональных процессов определяют, какова степень соответствия между характеристиками ситуации и особенностями эмоциональных реакций по длительности, силе, знаку и содержанию эмоций.Диагностика мотивационных процессов - это оценка вида и интенсивности мотивов, побуждающих индивидуума к действию.

Процессы регуляции осуществляются благодаря сложным системам нервных связей (динамические стереотипы), вырабатывающимся в течение жизни человека. Эти механизмы регуляции обеспечивают устойчивость и организованность человеческого поведения. Для описания механизмов регуляции автор предлагает выделять два класса динамических схем : операционные (системы навыков, умений, знаний) и динамические (личностные проявления).Личность характеризуется Рейковским как особая система, благодаря которой человеческое поведение приобретает постоянство, специфичность и ориентацию на определенные цели.Цель диагноза личности - не только определение источников патологии, но и зон эффективного функционирования.

В диагностике генезиса механизмов регуляции Рейковский особое внимание уделяет изучению «истории дидактических процессов» индивида, важной для анализа приобретенных знаний и умений, а также рекомендует внимательно изучать «историю воспитательных процессов», в которой формируются системы ожиданий, потребностей и отношений. При анализе «истории дидактических процессов» следует опираться на хронологию образования, а упорядочение «истории воспитательных воздействий» возможно в ходе детального анамнестического интервью.

По способу обоснования в современной психологической литературе выделяют клинический и статистический психологические диагнозы. В их основе лежат специфика и критерии принятия решения. В первом случае постановка диагноза строится на основе выявления качественной стороны психологического функционирования индивида в персонологическом аспекте, составляющем его специфичность. Во втором – опирается на количественную оценку уровня развития или сформированности параметров конкретной психологической сферы (высокий – низкий уровень, соответствует – не соответствует требованиям).

По характеру психологического обследования выделяют имплицитный и рациональный психологические диагнозы. Имплицитный психологический диагноз часто определяется как интуитивный, неосознаваемо полученный вывод (заключение) о состоянии психической системы, которое обусловливает особенности поведения и деятельности человека. Процесс распознавания происходит на основе неосознанного анализа собственных впечатлений и внешних признаков. По мнению В. Черны, такая «интуитивная диагностика» присуща каждому человеку, поскольку за ней скрывается сложившееся в индивидуальном опыте личное представление о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, контекстуальные условия и поведение людей. Однако у такой имплицитной диагностики есть и обратная сторона. Учитывая, что наибольшей трансформации обычно подвергается перцептивно–когнитивная сфера специалиста, в структуре его профессионального сознания часто появляются эталоны, профессиональные штампы, предопределяющие отношение к человеку (ученику), цели, характер и тактику взаимодействия с ним.

В сфере педагогической деятельности такие профессиональные стереотипы, прочно утвердившиеся в сознании преподавателей, хорошо описаны. Они часто проявляются в так называемых диагнозах–ярлыках. Сегодня наиболее популярные из них: «ленивый», «двоечник», «неукротимый», «трудный», «малоспособный», «проблемный», «агрессивный», «заторможенный» и т. д. Чаще всего такие «диагнозы» основываются не на конкретных фактах и объективно наблюдаемых явлениях, а на субъективных оценках педагогом поведения и успеваемости учащегося. Мотивационные и другие характеристики внутреннего мира личности за редким исключением остаются неизвестными. Следствие такой стереотипизации – снижение адекватности социальной педагогической перцепции и построение имплицитного диагноза не на уровне интуиции и обыденной психологии, а на уровне профессионального сознания, оказывающего непосредственное влияние на учебно–воспитательный процесс.

Рациональный диагноз – это научно обоснованный вывод, часто не зависящий от предшествующего опыта специалиста и его теоретических предпочтений, который опирается на точно установленные и эмпирически подтвержденные диагностические данные. Рациональная диагностика строится лишь на воспроизводимых фактах.

По способу логического построения существуют:

1. Прямой обоснованный психологический диагноз , когда имеется совокупность симптомов или сочетание диагностических признаков, характерных для конкретного психологического явления.

Например, пониженная обучаемость характеризуется специфическими особенностями процесса познания, проявляющимися на перцептивном и мыслительном уровнях: утилитарное отношение к познавательным задачам, поверхностность, разобщенность усваиваемых знаний, неумение самостоятельно овладеть рациональными способами действий и слабая податливость их коррекции. А для коммуникативной некомпетентности свойственно неумение слушать, устанавливать психологический контакт с другими, выражать свои чувства или свою позицию в диалоге, распознавать невербальные сигналы партнера по общению, участвовать в совместной работе и т. д.

2. Опосредованный диагноз , получаемый путем исключения менее вероятных признаков или выделения наиболее вероятного из них.

3. Диагноз по результатам воздействия (катамнез) , когда диагноз устанавливается условно, на основе благоприятного результата оказания психологической помощи в данной конкретной диагностической ситуации.

А.Ф. Ануфриев на основании анализа литературы, посвященной диагнозу дает его следующее понимание. Психологический диагноз выступает результатом психодиагностической деятельности специалиста. Он в краткой, емкой форме обозначает: (1) актуальное состояние психической системы или ее отдельных показателей, (2) обусловливающих особенности поведения и деятельности конкретного человека, (3) представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения (умозаключения), (4) на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего развития (будущего состояния) и (5) формулирование рекомендаций.

А.Ф. Ануфриев указывает, что в качестве специфического описания этапа психодиагностического процесса выступает психодиагностограмма , содержащая алгоритм проверки диагностических гипотез с указанием методических приемов и оценочных инструментов и создающая необходимые условия для реализации каждого этапа диагностического процесса. Использование психодиагностограмм при установлении диагноза позволяет повысить его эффективность за счет сокращения психодиагностической процедуры, точность диагностирования.

Для того чтобы составить диагностограмму, можно придерживаться следующей схемы 27:

    Охарактеризовать особенности психических процессов , реализующих деятельность и поведение. При этом диагностику следует направить накогнитивную (адекватность восприятия, способность осмысления информации; успешность планирования деятельности и принятия решений),аффективную (направленность, содержание, сила и длительность эмоций и эмоциональных состояний в определенных ситуациях) иконативную (психомоторные и вербальные реакции как исполнительские функции; содержание и сила мотивационных, побуждающих процессов)сферы психической активности. Современная диагностика располагает богатым арсеналом разнообразных надежных методов диагностики когнитивных психических процессов, эмоциональных и мотивационных характеристик, а также – психомоторной сферы. При этом могут быть применены методики объективного, субъективного и проективного подходов.

    Выявить механизмы регуляции психических процессов и их генезис на индивидном (нейродинамические характеристики) и личностном (направленность на определенные цели) уровне. Процессы регуляции осуществляются благодаря сложным системам нервных связей (динамические стереотипы), вырабатывающимся в течение жизни человека. Эти динамические стереотипы или устойчивые цепочки нервных связейпроявляются в системе навыков – умений - знаний , обусловленных историей обучения,и в структуре личности , обусловленной историей воспитания, формирующей потребности, ожидания и отношения человека.

    В результате обучения и воспитания на индивидной основе (энергопотенциал, свойства нервной системы и соответствующие функциональные возможности ) формируются стилевые особенности (темперамент илихарактер проявляются в стиле поведения вообще или в социально типичных ситуациях),способности инаправленность личности. Диагностика указанных характеристик также может быть реализована различными методическими средствами. Однако особое место среди них должен занимать биографический метод исследования и генетический метод интерпретации диагностических данных.

    Выявить, как проявляются в поведении и деятельности человека обнаруженные характеристики . Известно, что диагностируемые характеристики могут не проявляться или по-разному проявляться в поведении и деятельности. При этом следует оценитькачество, скорость и адекватность действий , а такжеотношение человека к выполняемым им действиям, к окружению и самому себе . В данном случае можно использовать объективные и семантические методы либо метод экспертных судей и бесед.

    Типологическая диагностика в сочетании с идеографическим подходом 28 . На завершающей ступени диагностики создается рабочая модель изучаемого случая, в которой конкретныеособенности человека представленыв целостности и сформулированы в понятиях, позволяющих точно и обоснованнораскрыть психологическую сущность явления, его структуру. Согласно теории диагноза Л.С. Выготского «всё многообразие индивидуальных ситуаций можно свести к определенному количеству типичных ситуаций…». Однако при этом следует помнить, что одно и то же свойство по-разному проявляется в поведении в зависимости от ситуации и отношения к ней -системы конструктов личности . При анализе «конкретных ситуаций, в которых может быть обнаружена определенная черта, следует использовать информацию о том, как эту черту воспринимает сам человек, какое место она занимает в его субъективной иерархии личностных черт, в каких случаях он считает нужным проявлять данную черту….Таким образом,…можно с определенной вероятностью ожидать её проявления во многих или в некоторых ситуациях».

Структура личности является одновременно и индивидуально-психологической и социально-психологической. Социальная среда определяет многообразие поведенческих проявлений и психологические свойства или черты личности следует понимать как обобщенные диспозиции (предрасположенности) или «гибкую готовность действовать определенным образом. Они внутренне взаимодействуют друг с другом и ситуацией, не предопределяя отдельных поступков, но обнаруживая относительно устойчивый общий тип поведения , внутреннюю диспозиционную последовательность».

Поэтому в диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, но и специфика конкретной ситуации и условия окружающий среды в настоящий момент и в процессе развития. Многообразие поведенческих проявлений свойств личности может быть конкретизировано только анализом социальных ситуаций, в которых действует и живет личность.

Формулирование психологического заключения, его написание или устное изложение представляет собой сложный аналитико-синтетический процесс, в ходе которого психолог-диагност должен отметить итоги исследования. Несмотря на то, что среди психологов отсутствует общепринятая форма психологического заключения, можно дать некоторые рекомендации по его написанию.

Несмотря на то, что в принципе у специалиста существует свобода выбора формы и порядка оформления психодиагностического заключения, тем не менее, существуют определенные принципы его составления :

а) психодиагностическое заключение обобщает данные психодиагностической процедуры, но не сами результаты, а их психологическую интерпретацию и выводы;

б) отраженный в психодиагностическом заключении вывод – четкий и конкретный ответ на поставленный перед специалистом вопрос. Для сферы образования – это может быть обозначение психологических оснований неуспешности или недисциплинированности учащихся: в чем причина неусидчивости или невнимательности, а также конкретные рекомендации для их устранения;

в) содержание диагностического вывода должно отражать только наиболее существенные относительно запроса психологические причины или явления, которые могут объясняться и дополняться исходя из необходимости уточнения и лучшего понимания сущности изучаемого феномена. В этом случае в заключение вносится описание психологических особенностей личности, подчеркивающих индивидуальное своеобразие конкретного человека;

г) по форме диагностическое заключение может быть представлено в виде как объясняющих понятий, так и суждений или умозаключений. В каждом случае используемые термины должны быть уточнены путем отнесения их к соответствующей теории, например «интровертированный тип по Айзенку» или «интровертированный тип по Роршаху», «неудовлетворенная потребность в безопасности по А. Маслоу» или «неудовлетворенная потребность в любви по К. Хорни»;

д) в случае выявления различного рода отклонений (изменений, дефицита, отставаний) в заключении указываются сохранные стороны или возможные компенсаторные механизмы личности;

е) текст диагностического заключения не должен быть перегружен техническими подробностями получения и обработки данных. Наиболее важны: а) феноменология выявленных психологических особенностей и отклонений; б) ее объяснение относительно сформулированного запроса и цели диагностического исследования; в) возможности учета выявленных особенностей в последующей деятельности и поведении.

Заключение по результатам психодиагностического обследования должно содержать ряд сведений, важных для определения состояния психического разви­тия обследуемого, в том числе:

1. Сведения об обследуемом:

    фамилия, имя, отчество;

    возраст (при обследовании детей - указанием полных лет и месяцев);

    социальный статус (при обследовании взрослых - сведения об образовании, сфере профессиональной дея­тельности, занимаемой должности; для детей - сведения о типе школы, классе);

    семейный статус (информация о семье: полная, неполная, многодетная и т. п.);

    медицинский статус и индивидуальные особенности (группа здоровья, хронические заболевания, инвалидность, леворукость, травмы, ранения и т. п.).

2. Цель обследования.

3. Перечень использованных методик и условия проведения обследования (особенно если они неблагоприятные: плохо проветриваемое помещение, плохая освещенность, шум и т. п.).

4. Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и диагностики:

    эмоциональное и соматическое состояние;

    уровень мотивации и заинтересованности в обследовании, в его результатах;

    степень самостоятельности выполнения заданий;

    необычные поведенческие проявления.

5. Описание результатов обследования:

    достижения обследуемого при выполнении тестовых заданий (в контексте цели исследования);

    показатели, по которым получены менее высокие результаты;

    показатели, по которым получены низкие значения и которые требуют коррекции.

6. Выводы:

    уровень сформированности изучаемых психических образований в соответствии с поставленной целью обследования.

7. Адресные рекомендации. Рекомендации психодиагноста адресуются либо самому обследуемому, либо заказчику обследования, либо психологу, который будет заниматься в дальнейшем психологическим сопровождением обследуемого, определяя для него способы и формы психологической помощи.

8. Дата написания заключения и подпись психолога (с расшифровкой фамилии). Заключение завершается личной подписью психодиагноста и указанием даты составления заключения. Личная подпись психолога - своеобразное выражение ответственности за правильность диагноза и рекомендаций.

Сложность и многообразие видов психологического диагноза, вариативность оснований для его постановки создает различного рода препятствия на пути к правильному решению, а также условия для возникновения различного рода диагностических ошибок.

Анализ психодиагностических ошибок показывает, что их основные причины можно разделить на две большие группы:

1) объективные причины, обусловленные трудностями и сложностью объекта психологического познания, специфичностью психодиагностического процесса, условиями и средствами диагностики, уровнем развития науки и техники и т. д.;

2) субъективные причины, зависящие от познающего субъекта (его знаний, опыта, личностных особенностей, внимания и т. д.).

По разным данным, на долю объективных диагностических ошибок выпадает от 30 до 40 % ошибочных диагнозов, причем основной детерминантой выступает сложность объекта психодиагностики. Психическая система представляет собой единое целое. Как часть более глобальной системы – организма, она состоит из элементов и подсистем, функционирующих и взаимодействующих на разных уровнях. На ее основе происходят сложные процессы, обусловливающие состояние, поведение и деятельность человека. То есть человека и, следовательно, его психику нельзя рассматривать изолированно от окружающей его среды и общественной жизни, постоянно воздействующих на него. Таким образом, специалист имеет дело не только с психическими формами, но и всеми сопутствующими жизнедеятельности человека факторами.

Данное обстоятельство можно дополнить еще и тем, что сущность и этиология многих психологических феноменов слабо изучены. Их познание затруднено индивидуальным характером, своеобразием и нетипичностью конкретного случая, а также практически неисчислимой вариативностью особенностей и различий людей. Дополнительным осложнением выступает отсутствие однозначных причинно–следственных взаимосвязей между следствиями и психологическими причинами, способными их вызвать.

Еще одним фактором в этом списке оказывается недостаточный уровень развития психодиагностических методов, который связан с отсутствием или ограниченностью существующих средств измерения и оценки, не позволяющих в ряде случаев провести надежную интерпретацию полученных данных.

Среди субъективных источников диагностических ошибок наиболее значимые следующие.

1. Личностные качества специалиста. Так, по мнению В. С. Юркевич «опасность стереотипизации в большей степени грозит специалистам очень устойчивым эмоционально, с инертным типом ВНД». Она также отмечает, что личностная детерминация проявляется и в том случае, если специалист исходит при принятии решения из личных, например эгоистических или альтруистических, интересов, часто мотивированных собственными убеждениями или соображениями. Дополнительным условием оказывается специфика восприятия и переработки информации, на основе которых учитываются и «принимаются в работу» различные диагностические признаки.

2. Недостаточный уровень профессиональной подготовки, когда специалисту не хватает профессиональных знаний и умений для решения диагностической задачи. Это приводит к невозможности адекватного рассмотрения проблемной ситуации, профессиональной оценки проблемы. Кроме того, важно не только знать свой предмет, но более или менее свободно разбираться в смежных областях (например, дефектологии, логопедии, педагогике), важно учитывать динамику развития профессиональной сферы, постоянно пополняя и систематизируя знания в течение всей профессиональной деятельности.

3. Недостаточный уровень развития профессиональной рефлексии, который отражает слабость осознания специалистом собственных действий в решении профессиональных задач и не позволяет оценить их успешность, наметить пути профессионального роста.

Материалы исследования М. М. Кашапова, изучавшего особенности решения учителями педагогических задач, связанных с процессом распознавания, показали, что значительная часть педагогов (82 % из 149 обследованных) чаще всего оказывается не в состоянии проанализировать и осознать свои ошибки. В то время как мастерство и профессионализм педагога состоят именно в умении грамотно проанализировать и оценить допущенные ошибки, что поможет в будущем избежать неверных решений и действий.

4. Профессиональный опыт, который способствует как формированию профессиональных качеств и профессионального сознания специалиста, так и появлению штампов, шаблонов деятельности, предубеждений и стереотипов. В каждой из профессиональных областей, где осуществляется диагностическая деятельность, существует своя специфика стереотипизации и профессиональных штампов. Так, в психологии стереотипы в значительной степени формируются под влиянием научной школы, которой придерживается специалист и которая определяет систему его взглядов и убеждений. Педагогические стереотипы, в свою очередь, бывают обусловлены социальными факторами («ребенок, чьи родители – алкоголики, интеллектуально неполноценен»), успеваемостью, дисциплинированностью школьников, а также внешней привлекательностью, полом и даже… именем ученика. Подобные сверхобобщения носят ярко выраженный оценочный характер и способствуют формированию предрассудков, предвзятого отношения. Оценочное, предвзятое отношение способствует «видению» только негативных, вредных качеств в ребенке. В таком случае диагноз неблагополучия становится клеймом для учащегося, в то время как компенсаторные механизмы и ресурсы личностного роста не замечаются или игнорируются. Положение может еще более усугубляться, если педагог не только считает себя «знатоком» своей профессии, но и авторитетным взрослым, который для ребенка «всегда и во всем прав». «Учительская профессия, – писал Л. С. Выготский, – накладывает неизгладимые типические черты на своего носителя и создает жалкие фигуры, выступающие в роли апостолов ходячей истины» (Выготский Л. С., 1983, с. 255).

Именно этими обстоятельствами вызвано современное противодействие психодиагностической деятельности в образовании, которое все больше начинает рассматриваться с позиции нанесения вреда ребенку и нарушения безопасности его развития.

Объективные и субъективные причины ошибочных психологических диагнозов поднимают вопрос о качестве психодиагностической деятельности, ее успешности или неуспешности. Если учесть, что смысл диагностической деятельности на практике – это распознавание реального состояния психической системы и ее элементов, установление объективно действующих причин ее функционирования, то понятие адекватности диагноза наиболее полно отражает ведущий признак его качества, характеризуя истинность, точность и соответствие реальности.

В психологической диагностике критерию адекватности соответствует понятие «валидность». Валидный психологический диагноз – это достоверный вывод. Данное соответствие устанавливается разными способами: а) присутствием (совпадением) основных признаков, характеризующих диагностируемое явление (содержательная валидность); б) сопоставлением информации из разных источников, подтверждающей существование тех или иных психологических особенностей (валидность соответствия); в) установлением взаимосвязи между первичными результатами диагностики и данными, полученными через некоторое время (прогностическая валидность); г) проверкой результатами коррекционно–развивающей работы (катамнез).

Таким образом, в основе валидного психологического диагноза лежат два основных признака: объективность и надежность. Сопутствующими критериями качества психологического диагноза, которые определяют его достоинства и ценность использования на практике, выступают своевременность (оперативность), трудоемкость (затраты на его постановку – временные, моральные, психометрические, процедурные) и индивидуальность (соответствие конкретному случаю).


Психологический диагноз (diagnosis, от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Подобные взгляды (например, в работах С. Розерцвейга (S. Rosenzweig)) приводят к неправомерному сужению предмета психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет психологического диагноза - установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.
1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.
3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля.
Как подчеркивал К. Роджерс, необходимо понимать, что получаемые психологические данные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степенью неточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании экспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и с использованием одного из возможных способов интерпретации данных.
В.И. Лубовский замечает, что при квалификации отклонения в развитии ребенка лучше недооценить, чем переоценить степень тяжести нарушения.
Значительные трудности в постановке диагноза могут быть связаны с недостаточно четким представлением психолога о границах своей профессиональной компетенции. Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений, психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратиться к соответствующим специалистам. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка (например, в случаях наркотической зависимости). Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.
Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.

  • Медицинское понимание диагноза , прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии . В таком осмыслении психологический диагноз ...


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельно.


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельно... подробнее ».


  • Общее понятие психодиагностики. Психологическая диагностика - наука о конструировании
    Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и
    Два типа диагноза : Клинический (определение ) Статистический (сравнение) Прогноз Три...


  • Психологический диагноз (от греч. diagnosis – «распознание») – конечный
    Высший уровень – типологический диагноз , заключающийся в определении места и значения полученных
    По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.


  • Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения практических задач, в.
    Обязательные методы - беседа и наблюдение. Психолог обязан поставить диагноз .


  • Благодаря данным конструктной валидности мы можем с психологических позиций закономерно объяснить результаты теста и их дисперсию, обосновать диагноз , введя измеряемое свойство в систему психологических категорий...


  • Виды психологического климата в коллективах организаций. Единого универсального определения как определяется психологический климат, нет.
    Для определения ПК используют понятия : «психологическая атмосфера», «псхологический настрой».

Найдено похожих страниц:10


Предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий, как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния.

психологический диагноз диагностический ошибка

Виды психологического диагноза

Л.С. Выготский установил три ступени психологического диагноза: первая ступень - симптоматический (эмпирический) диагноз, вторая - этиологический диагноз, третья - типологический диагноз (высший уровень).

Поскольку предметом психологической диагностики выступают и внешние, и внутренние характеристики функционирования психической системы, то основаниями для формулировки психологического диагноза может быть как обозначение неких явлений (симптомокомплексы), так и характеристика скрытых от непосредственного наблюдения отдельных психологических структур (например, личностных, индивидных нейропсихологических качеств). Возможность существования диагностических суждений на уровне признаков - симптомов послужило основой выделения симптоматического диагноза в разных областях знания.За феноменологическим диагнозом следует этиологический диагноз, учитывающий психологические причины возникновения симптомов. Его установление связано с выявлением детерминант изучаемого явления, что дает возможность построить прогностическое суждение в каждом конкретном случае, выбрать адекватную организационную и содержательную форму психологической помощи. В то же время не следует забывать, что в силу многозначности причинно-следственных отношений между параметрами психической системы и их внешними проявлениями, а также обусловленности поведения и деятельности человека многими факторами, точность этиологического психологического диагноза может быть недостаточно высокой, а его валидность подтверждена только результатами коррекционно-развивающих воздействий. Это лишь одно из ограничений этиологического диагноза.

Другое связано с тем, что большинство известных науке психологических явлений и проблем являются поликаузальными, то есть существуют при одновременном действии нескольких психологических причин. В то же время это не означает, что широта причинно-следственной схемы является залогом эффективного решения конкретной проблемы.

Типологический психологический диагноз предполагает отнесение диагностического явления к определенной категории на основе изучаемых реальных форм и психологических закономерностей развития личности. Он учитывает тесную взаимосвязь отдельных подструктур психики, совместно работающих ее многоуровневых функциональных систем, подразумевая, что любые внешние признаки не могут носить изолированный характер и ограничиваться характеристикой отдельных психических функций.

В качестве системообразующей единицы типологического диагноза выступает психологический синдром - устойчивая совокупность признаков-симптомов, соответствующая одному и тому же явлению, объединенная общей причиной. Каждый психологический синдром отличается свойственным только ему набором специфических признаков, проявляющихся в определенной последовательности, имеющих иерархическую структуру и внешнюю форму проявления. Входящие в структуру синдрома признаки могут соединяться с другими симптомами, приводя к его усложнению или изменению. Возможно объединение «малых» синдромов в «большие», обладающие высокой типологической специфичностью, соотносящие конкретные симптомокомплексы с определенными психологическими явлениями. В основе такого диагноза лежат феноменологические типологии, а диагностические категории сформированы по внешним признакам: от конституциональных и портретных до поведенческих и деятельностных.

Симптоматический, этиологический и типологический психологические диагнозы отражают разнообразие его видов по содержанию. Наряду с такой классификацией возможно также описать результат психодиагностической деятельности специалиста по способу обоснования, по характеру проводимого обследования, по времени постановки.

По способу обоснования выделяют клинический и статистический психологические диагнозы. В их основе лежат специфика и критерии принятия решения. В первом случае постановка диагноза строится на основе выявления качественной стороны психологического функционирования индивида в персонологическом аспекте, составляющем его специфичность. Во втором - опирается на количественную оценку уровня развития или сформированности параметров конкретной психологической сферы (высокий - низкий уровень, соответствует - не соответствует требованиям).

По характеру психологического обследования выделяют имплицитный и рациональный психологические диагнозы. Имплицитный психологический диагноз часто определяется как интуитивный, неосознаваемо полученный вывод (заключение) о состоянии психической системы, которое обусловливает особенности поведения и деятельности человека. Процесс распознавания происходит на основе неосознанного анализа собственных впечатлений и внешних признаков. По мнению В. Черны, такая «интуитивная диагностика» присуща каждому человеку, поскольку за ней скрывается сложившееся в индивидуальном опыте личное представление о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, контекстуальные условия и поведение людей. Однако у такой имплицитной диагностики есть и обратная сторона. Учитывая, что наибольшей трансформации обычно подвергается перцептивно-когнитивная сфера специалиста, в структуре его профессионального сознания часто появляются эталоны, профессиональные штампы, предопределяющие отношение к человеку, цели, характер и тактику взаимодействия с ним.

Рациональный диагноз - это научно обоснованный вывод, часто не зависящий от предшествующего опыта специалиста и его теоретических предпочтений, который опирается на точно установленные и эмпирически подтвержденные диагностические данные. Рациональная диагностика строится лишь на воспроизводимых фактах.

По способу логического построения существуют:

  • 1. Прямой обоснованный психологический диагноз, когда имеется совокупность симптомов или сочетание диагностических признаков, характерных для конкретного психологического явления.
  • 2. Опосредованный диагноз, получаемый путем исключения менее вероятных признаков или выделения наиболее вероятного из них.
  • 3. Диагноз по результатам воздействия (катамнез), когда диагноз устанавливается условно, на основе благоприятного результата оказания психологической помощи в данной конкретной диагностической ситуации.

Сложность и многообразие видов психологического диагноза, вариативность оснований для его постановки создает различного рода препятствия на пути к правильному решению, а также условия для возникновения различного рода диагностических ошибок.

Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.

Психологический диагноз - это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.

Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. В современной психодиагностике психологический диагноз не сводится к фиксации и не связан с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния.

Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния, что необходимо для выбора оптимального метода взаимодействия с человеком в этом состоянии).

К основным понятиям психодиагностики относят диагностические признаки, диагностические категории и диагностический вывод.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения, это внутренние психологические факторы (психологические причины), которые обусловливают определенное поведение человека. Поэтому в социальных науках диагностические категории принято называть "латентными переменными". Для количественных категорий часто используется также название "диагностические факторы". Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.

В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:

1) симптоматический, построенный на основе математической обработки данных исследования (что может выполнять компьютер);

2) этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;

3) типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.

Основными элементами психодиагностического процесса, образующими систему, которая выполняет функции по постановке психологического диагноза, являются:

1) психодиагност (в некоторых случаях – группа специалистов);

2) клиент (испытуемый или их группа);

3) психодиагностическая методика или комплекс методик;

4) условия, в которых осуществляется психодиагностическое исследование.

В качестве психодиагноста может выступать специалист (группа специалистов), обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками, имеющий соответствующую квалификацию, дающую право на проведение психодиагностического исследования, и имеющий внутреннюю готовность его осуществить. Клиентом (испытуемым) является любой человек или группа людей, готовых и согласных на проведение психодиагностического исследования. Исключение составляют маленькие дети, согласие на исследование которых должно быть получено у родителей или лиц, их заменяющих. Аналогичное требование относится к ситуациям, когда испытуемый является частично или полностью недееспособным. Согласие испытуемых также не требуется, если психодиагностическое исследование проводится по решению суда. Кроме того, в некоторых достаточно редких случаях, например, когда психодиагностическое исследование осуществляется в отношении военнослужащих, оно может осуществляться без согласия испытуемых, однако такие случаи должны быть оговорены в соответствующих нормативных документах. Используемые методики должны отличаться валидностью и надежностью, а психодиагност должен иметь достаточную квалификацию.

Условия психодиагностического исследования – совокупность факторов, которые в той или иной мере способны повлиять на достоверность полученных результатов.

Данные условия могут быть внутренними (психическое и физическое состояние испытуемого, в том числе его готовность к добросовестному сотрудничеству) и внешними (наличие необходимой обстановки, время суток, санитарно-гигиенические условия, продолжительность самого исследования, отсутствие субъективных установок у психодиагноста и его внутренняя готовность к качественному осуществлению своих профессиональных обязанностей, валидность и надежность психодиагностических методик).

Этапы психодиагностического процесса Психодиагностический процесс состоит из ряда обязательных этапов, реализация которых обеспечивает постановку психологического диагноза и написание психологического заключения. Различные авторы выделяют различные этапы психодиагностического процесса.

А. В. Батаршев выделяет три этапа в процессе тестирования:

1) выбор тестовой методики; 2) непосредственное тестирование; 3) интерпретация результатов психодиагностического исследования.

Психодиагностическое исследование, с точки зрения Корманна , начинается с постановки вопроса (цели диагностики), осуществляемой по результатам предварительного исследования.

Далее осуществляется подбор психодиагностических методик, собственно психодиагностическое исследование и обработка полученных результатов, после чего осуществляется оценка того, получены ответы на поставленные вопросы или нет. Если информации недостаточно, этапы с третьего по пятый повторяются. В заключение психодиагностического исследования подводятся его итоги.

К базовым этапам психодиагностического процесса в отечественной психологии относят (А. А. Бодалев, В. В. Столин):

1) ориентировочный;

2) планирующий;

3) сбор психодиагностических данных;

4) обработка и интерпретация данных;

5) подготовка психологического заключения;

6) контроль эффективности психодиагностики.

В целом психодиагностический процесс включает в себя три основных блока:

1) подготовительный; 2) исследовательский; 3) заключительный.

При этом подготовительный блок включает в себя этапы: знакомства, ориентировочный, подготовки комплекса психодиагностических методик. Исследовательский блок включает собственно психодиагностическое исследование, обработку и анализ полученных результатов, выдвижение промежуточных гипотез. Заключительный блок представляет собой деятельность психолога по написанию психодиагностического заключения и выработке рекомендаций.

Следует отметить, что психодиагностический процесс не является строго регламентируемым, а его этапы не обязательно реализуются в той последовательности, как они были представлены выше. Структура и этапы психодиагностического процесса во многом определяются целями психодиагностики и стоящими перед психологом задачами.

12. Проблемы комплексной психодиагностики

Массовое распространение тестов многочисленные сборники тестов, издающиеся большими тиражами, однако форма их представления (текст методики, ключ для обработки, пара строк в качестве описания измеряемых характеристик) делает невозможным их серьезное профессиональное использование. Более того, информации, представленной в подобных сборниках, как правило, недостаточно для того, чтобы понять, насколько хорош или плох конкретный тест: отсутствуют данные об особенностях разработки и/или адаптации теста, его стандартизации, сведения о валидности, надежности и пр. Помимо этого, большинство тестов устарели, а тест должен показать, владеет ли испытуемый навыками, необходимыми для выполнения учебного задания или для работы в определенной профессиональной области. В отличие от критериально-ориентированных тестов методики, ориентированные на норматив, показывают лишь, что субъект находится на какой-то точке кривой распределения результатов популяции. В тестах, ориентированных на критерий, основной упор делается на то, что индивид может делать и что он знает, а не на то, как он выглядит на фоне других. Данные психодиагностики могут используются в социальной практике для формирования определенного решения – выносит просто суждение о его о специфических индивидуальных особенностях клиента. Недостаток литературы по методам психологического исследования порой приводит к некомпетентному использованию методик, некритическому принятию теоретических представлений, проникающих через интерпретацию данных. При осуществлении психодиагностики нужно большое внимание уделять всем стадиям исследования: поисковая стадия, пилотаж, основная, заключительная.

Принципы комплектования психодиагностических батарей

ПБ - совокупность тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта. Также под тестовой батареей понимается комплекс методик, предназначенных для решения конкретной психодиагностической задачи. Психологическая диагностика предполагает наличие единства теоретической концепции (теории), метода (и его инструментального воплощения) и способа воздействия на психическую реальность.

Отсюда следует, что метод, построенный в рамках одной теоретической концепции, не может быть в полной мере использован для объективизации той стороны объекта, которая освещена другой теорией, а полученные с помощью этого метода данные не могут быть основой для построения технологии воздействия, базирующейся на совершенно иных теоретических представлениях. Это "принцип методического ограничения".

Принципы построения комплексного психологического портрета личности

Психологический портрет личности закладывается с рождения. Основой его является темперамент, выработанный на основе психических процессов. Важная составляющая психологического портрета - характер, формирующийся под влиянием разнообразных факторов.

Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком круге ситуаций, психологи стремятся измерить универсальные, базовые или системообразующие черты, на основе которых может быть получен более объективный психологический портрет личности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ - это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.На основе оценки свойств личности можно составить психологический портрет, включающий следующие компоненты:1. темперамент;2. характер;3. способности;4. направленность;5. интеллектуальность;6. эмоциональность;7. волевые качества;8. умение общаться;9. самооценка;10. уровень самоконтроля;11. способность к групповому взаимодействию. Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности. Они включают в него:1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, темперамент).

Формы представления результатов психологических исследований

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в соответствующих инструкциях и положениях, принятых учеными советами.

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах.

Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Вербальная форма – наиболее распространенный вариант представления описаний. Естественный и научный текст. Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Начальным способом представления данных является изображение распределения. Для этого используют гистограммы и полигоны распределения. Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму. Идеальный вариант завершения экспериментального исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически – графики. Аналогичны многочисленные «кривые заучивания» или «кривые утомления», показывающие изменение эффективности деятельности во времени.Наряду с графами в психологии применяются пространственно-графические описания, в которых учитываются структура параметров и отношения между элементами. В случае, если в пространстве признаков определена метрика, используется более строгое представление данных – таблицы.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ». Ошибкой будет думать так, что это заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. В современной психодиагностике психологический диагноз практически не только не сводится к фиксации, но даже не связан и с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности. Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения- Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка - одна из причин внутренних кризисов в развитии личности.

Психологический диагноз выступает результатом психодиагностической деятельности специалиста. Он в краткой, емкой форме обозначает: (1) актуальное состояние психической системы или ее отдельных показателей, (2) обусловливающих особенности поведения и деятельности конкретного человека, (3) представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения (умозаключения), (4) на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего развития (будущего состояния) и (5) формулирование рекомендаций.

Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.

3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента.

По способу обоснования выделяют клинический и статистический психологические диагнозы. В их основе лежат специфика и критерии принятия решения. В первом случае постановка диагноза строится на основе выявления качественной стороны психологического функционирования индивида в персонологическом аспекте, составляющем его специфичность. Во втором – опирается на количественную оценку уровня развития или сформированности параметров конкретной психологической сферы (высокий – низкий уровень, соответствует – не соответствует требованиям).

По характеру психологического обследования выделяют имплицитный и рациональный психологические диагнозы. Имплицитный психологический диагноз часто определяется как интуитивный, неосознаваемо полученный вывод (заключение) о состоянии психической системы, которое обусловливает особенности поведения и деятельности человека. Рациональный диагноз – это научно обоснованный вывод, часто не зависящий от предшествующего опыта специалиста и его теоретических предпочтений, который опирается на точно установленные и эмпирически подтвержденные диагностические данные.