Анализ стихотворения «Послушайте» (В. Маяковский)

Анализ стихотворения Послушайте Маяковского

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. В начале XX века в поэтическом российском обществе возникало множество литературных течений. Одним из ярких представителей новой волны был . Стихотворение «Послушайте», созданное в 1913 г., - страстный душевный порыв поэта, в котором он выражает свои самые сокровенные мысли.

2. Жанр произведения - лирическое стихотворение, монолог-исповедь главного героя.

3. Основная тема произведения - философское размышление автора о смысле человеческой жизни. Это размышление основано на наблюдении за звездами - символами бесконечности мироздания. Накануне Первой мировой войны не только в России, но и во всем мире наблюдался духовный кризис. Значительный технический прогресс не приводил к торжеству добра и справедливости. Человечество мучительно искало выход из создавшейся ситуации.

Общество было проникнуто безверием и ожиданием неизбежного конца. Маяковский, обладая чуткой и ранимой душой, также задыхался в этой атмосфере. Он видит главную проблему общества в равнодушии людей, увлеченных только собственными сиюминутными интересами. Произведение начинается со страстного обращения к людям - «Послушайте!». Автор пытается обратить на себя внимание, чтобы донести свою мысль. Для этого он задает неожиданный вопрос о причинах появления звезд.

Бесполезной человеческой суете он противопоставляет серьезное философское размышление. Люди бесцельно проживают свою жизнь, думая, что занимаются чем-то важным. Их физическое существование ничтожно по сравнению с вечным небосводом. Но звезды не могли возникнуть из ниоткуда. Вероятно, их появление тоже связано с чьей-то страстной мольбой, значит «это кому-нибудь нужно?».

Маяковский аллегорически сравнивает процесс появления новых звезд с действием высших сил. Но бог создает звезды не по собственной инициативе, ему это безразлично. Только человеческая мольба способна повлиять на божественное решение. Следовательно, звезды возникают в результате желания людей, которые действительно нуждаются в этом. Автор уверен, что пока это происходит, не все еще потеряно. Человечество может спастись, если будет сохранять в себе лучшие устремления и надежды.

4. Композиция. Произведение имеет кольцевую композицию, благодаря повторению фразы «кому-нибудь нужно». Можно выделить три части: постановка вопроса, авторское размышление, вывод.

6. Выразительные средства. Произведение является исключением из оригинального стиля Маяковского. В нем нет неологизмов и искаженных слов. Благодаря этому оно воспринимается как предельно искренний и чистый порыв поэта. Единственный новаторский прием - развернутое сравнение: «звезды-плевочки-жемчужины». Самый яркий эпитет - «жилистая» рука бога.

7. Основная мысль произведения - потерявшее смысл жизни человечество может вновь найти его, только обратившись к вечным законам мироздания. Первым шагом на этом нелегком пути должно стать простое наблюдение за звездами, которое способно внести в душу умиротворение, покой и ощущение счастья.

Творчество многих поэтов и писателей начала ХХ века условно разделяют на дореволюционный и послереволюционный периоды. Так уж вышло в их творческой жизни, что эпоха, наступившая после Октябрьской революции, потребовала новых тем, новых ритмов и новых идей. Среди тех, кто поверил в идею революционного переустройства общества, был Владимир Маяковский , поэтому многим читателям он известен, прежде всего, как автор «Стихов о советском паспорте» и поэмы «Владимир Ильич Ленин».

Однако были в его творчестве и лирические произведения, например стихотворения «Лиличка!» , «Письмо Татьяне Яковлевой» или поэма «Облако в штанах» . До революции Маяковский был одним из основателей и активных участников модернистского направления футуризм. Представители этого течения называли себя «будетлянами» - людьми, которые будут. В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» они призывали «бросить Пушкина, Достоевского , Толстого с парохода Современности». Ведь новая действительность требовала новых форм экспрессивности в выражении новых смыслов, по сути, нового языка.

В итоге это привело к созданию иной системы стихосложения – тонической, то есть основанной на ударении. Тонический стих становится акцентным, ведь новаторам оказался ближе «поэтический размер живого разговорного слова». Современная поэзия должна была «вырваться из темницы книги» и зазвучать на площади, должна была эпатировать, как сами футуристы. Ранние стихи Маяковского «А вы могли бы?» , «Нате!» , «Вам!» уже в названии содержали вызов тому обществу, с которым оказывался в конфликте лирический герой, - обществу обывателей, лишенных высокой идеи, бесполезно коптящих небо.

Но есть среди ранних стихотворений молодого Маяковского одно, в котором нет вызова и обличения. «Послушайте!» - уже не вызов, а скорее, просьба, даже мольба. В этом произведении, об анализе которого и пойдет речь, можно ощутить «бабочку поэтиного сердца», ранимого и ищущего. Стихотворение «Послушайте!» - это не пафосное обращение к толпе, не эпатирующий призыв, а просьба к людям остановиться на миг и взглянуть на звездное небо. Конечно, фраза из этого стихотворения «Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?» известна широкому кругу читателей, ее довольно часто пародируют. Но этот риторический вопрос заставляет задуматься о смысле жизни.

Звезда всегда была путеводной, она служила маяком в бескрайнем море. У поэта этот образ становится символом: звезда – это цель, та высокая идея, к которой нужно идти на протяжении всей своей жизни. Бесцельное существование превращает жизнь в «беззвездную муку» .

Традиционно лирический герой в поэзии персонифицирован с помощью местоимения первого лица – «я», как бы сливаясь с самим автором. Маяковский называет своего героя неопределенным местоимением «кто-то» . Возможно, поэт даже не надеется на то, что еще есть такие люди, кто хотел, чтобы звезды зажигались, чтобы они были. При этом, однако, чувствуется скрытая полемика героя с той самой толпой равнодушных обывателей, для которых звезды лишь «плевочки» , ведь для него это жемчужины.

Лирический сюжет позволяет увидеть фантастическую картину: герой «врывается к Богу» и, боясь, что опоздал, «плачет, целует ему жилистую руку» , просит звезду и клянется, что не сможет без нее жить. Сразу бросается в глаза удивительная деталь – «жилистая рука» Бога. Возможно, поэту было важно подчеркнуть близость к людям даже самых высших сил, ведь жилистые руки были у рабочих – пролетариата. А может, данный эпитет, по замыслу автора, должен свидетельствовать о том, что и Бог трудится в поте лица для нашего блага. В любом случае, эта деталь необычна и неповторима и, как многие средства в стихах Владимира Владимировича, создает яркий, запоминающийся образ, отличающий именно стиль Маяковского и остающийся в памяти надолго.

Получив звезду и определив для себя цель, герой как бы успокаивается и «ходит спокойный наружно» , но теперь он находит единомышленника, еще «кого-то» , кому больше «не страшно» в «метели полуденной пыли» . Это оставляет надежду, что крик души героя - «Послушайте!» - не будет гласом вопиющего в пустыне.

Кольцевая композиция стихотворения определяет повторение уже звучавшего вопроса о том, кому же нужно зажигать звезды. Только теперь в нем появляется восклицательный знак и слово, выражающее долженствование:

Значит - это необходимо ,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Поэтому последние строки стихотворения звучат, выражаясь словами современницы Владимира Маяковского Марины Цветаевой , как «требованье веры и просьба о любви».
Можно не любить творчество Маяковского, но не признавать его мастерство, его новаторство, вселенский масштаб его чувств невозможно.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского

«Послушайте!» Владимир Маяковский

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!»

Лирика Маяковского сложна для понимания, так как далеко не каждому удается рассмотреть за нарочитой грубостью слога удивительно чувствительную и ранимую душу автора. Между тем, рубленые фразы, в которых нередко звучит откровенный вызов обществу, для поэта являются не средством самовыражения, а определенной защитой от агрессивного внешнего мира, в котором жестокость возведена в абсолют.

Тем не менее, Владимир Маяковский неоднократно предпринимал попытки достучаться до людей и донести до них свое творчество, лишенное сантиментов, фальши и светской изысканности. Одной из таких попыток является стихотворение «Послушайте!», созданное в 1914 году и ставшее, по сути, одним из ключевых произведений в творчестве поэта. Своеобразным рифмованным уставом автора, в котором он сформулировал основной постулат своей поэзии.

По мнению Маяковского, «если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно». В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине 20 века в изобилии появились на русском литературном небосклоне . Однако фраза, принесшая Маяковскому популярность и среди романтических барышень, и в кругах интеллигенции, в данном стихотворении звучит не утверждающе, а вопросительно. Это свидетельствует о том, что автор, которому на момент создания стихотворения «Послушайте!» едва исполнился 21 год, пытается найти свой путь в жизни и понять, нужно ли кому-нибудь его творчество, бескомпромиссное, эпатажное и не лишенное юношеского максимализма.

Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью – всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Так ли она важна и нужна в глобальном контексте бытия?

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Маяковский убеждает себя и читателей, что ведь «кто-то называет эти плевочки жемчужиной». А, значит, это и есть главный смысл в жизни – быть для кого-то нужным и полезным . Проблема лишь в том, что автор не может в полной мере применить в себе подобное определение и с уверенностью сказать, что его творчество способно стать жизненно важным хотя бы для одного человека, кроме него самого.

Лиризм и трагизм стихотворения «Послушайте!» переплетены в тесный клубок, который обнажает уязвимую душу поэта, в которую «плюнуть может каждый». И осознание этого заставляет Маяковского сомневаться в правильности своего решения посвятить жизнь творчеству. Между строк словно бы читается вопрос о том, не стал бы автор более полезным для общества человеком в иной ипостаси, выбрав, к примеру, профессию рабочего или же землепашца? Подобные мысли, в общем-то, не свойственные Маяковскому, который без преувеличения считал себя гением поэзии и не стеснялся это открыто утверждать, демонстрируют истинный внутренний мир поэта, лишенный иллюзий и самообмана. И именно эти ростки сомнения позволяют читателю увидеть другого Маяковского, без привычного налета грубости и бахвальства , который ощущает себя потерянной звездой во Вселенной и не может понять, есть ли на земле хоть один человек, которому бы его стихи действительно запали в душу.

Тема одиночества и не признанности красной линией проходит через все творчество Владимира Маяковского. Однако стихотворение «Послушайте!» является одной из первых попыток автора определить свою роль в современной литературе и понять, будет ли его творчество востребовано спустя годы, или же стихам уготована участь безымянных звезд, бесславно погасших на небосклоне.

Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Послушайте!"

Стихотворение "Послушайте!" написано в 1914году.
В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой - ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: "Послушайте!" Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.
Лирический герой стихотворения не просто произносит, а "выдыхает" это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на "равнодушную природу", это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.
Весь строй речи в стихотворении "Послушайте!" именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.
Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так силен, что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-"Да?!", обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и надежда.....
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.
Располагая стихи "лесенкой", он добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы "внутренняя", чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые думают, что стихи В.М. надо кричать, надрывая голосовые связки. У него есть стихи для "площадей". Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот, М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания.
В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М.. "Послушайте!"-взволнованный и напряженный монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика ("врывается к богу") естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд глаголов: "врывается", "плачет", "просит", "клянется"-передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги ("ходит тревожный"), смятения.
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали-у него "жилистая рука". Эпитет "жилистая" настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. "Длань" (образ, привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто "рукой".
Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды "плевочки", а для другого-"жемчужины".
Лирический герой стихотворения "Послушайте!" и есть тот "кто-то", для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести "эту беззвездную муку".
Стихотворение "Послушайте!"-развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды -"жемчужины", а не звезды-"плевочки". В.М. волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.
Однако в "звездной" теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о какой "протянутости" слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его разум и великое предназначение.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение "Послушайте!"-истинный шедевр русской и мировой поэзии.

Послушайте!

Стихотворение написано молодым Владимиром Маяковским в то счастливое время, когда наша страна ещё не знала ужасов Первой мировой войны и революции. Поэт был увлечён футуризмом. Он с надеждой смотрел в будущее и пытался ответить на извечный вопрос, в чём заключается смысл жизни человека.

Стихотворение «Послушайте!» отличается от многих других произведений Маяковского тем, что он не использует резких слов, никого не осуждает и не обличает. Поэт раскрывается здесь как человек с искренней и ранимой душой. Основная интонация стихотворения - исповедальная и доверительная.

Начинается оно с просьбы, обращённой к людям: «Послушайте!» Лирический герой надеется быть услышанным и понятым. Он произносит свой взвол­нованный монолог, к которому невозможно отнестись равнодушно.

Композиционно произведение делится на три части, различные и по форме, и по ритму, и по эмо­циональному воздействию.

В первой части обозначена проблема:

…если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?

Во второй части лирический герой «врывается к Богу» и в отчаянии просит его, «чтоб обязательно была звезда». Мы слышим своеобразную молитву, обращённую к Богу.

А третья часть стихотворения звучит как вывод и утверждение. Это риторический вопрос и вопрос, обращённый к каждому из читателей:

Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Автор вводит в своё произведение элемент фан­тастики («врывается к Богу»). В системе вырази­тельных средств Маяковского важно отметить роль художественной детали: он изображает «жилистую руку» Бога, и вот уже Бог - не только одухотворён­ная высшая сущность, а вполне реальная личность. Он всегда готов подать спасительную руку помощи. А лирический герой стихотворения и есть тот самый «кто-то», для кого без звёздного неба жизнь пред­ставляется немыслимой, кто не может перенести «беззвёздную муку».

Поэтические приёмы, используемые автором, очень разнообразны, несмотря на то, что произведение неве­лико по объёму. Нет ни одного нейтрального слова - все слова эмоционально окрашены. Вот, например, целый ряд глаголов: врывается, боится, плачет, целует, просит, клянётся - они передают не только динамику событий, но и эмоциональный накал.

Есть в стихотворении сравнение (кто-то называет эти плевочки жемчужиной), риторическое восклица­ние (Послушайте/), риторический вопрос (значит - это кому-нибудь нужно?). Необходимо отметить также анафору (повторение слов в начале строк): (значит - это кому-нибудь нужно? / Значит - кто-то хочет, чтобы они были? / Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?).

Метафоры у Маяковского всегда необычны и краси­вы. Вот и здесь: метели полуденной пыли. Однако он не боится использовать и уже привычные метафоры: звёзды зажигают; загоралась звезда.

Но и всё стихотворение «Послушайте!» есть одна развёрнутая метафора, имеющая иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, человеку нужна мечта, большая цель, духовность, красота - цен­ности, которым нет цены. Это и есть главная идея произведения Владимира Маяковского.