Этапы международной экономической интеграции стран. Этапы интеграции

Венгерский экономист Бела Балашша определил пять этапов, которых в своем развитии должно пройти любое интеграционное объединение. Данная схема была принята различными международными экономическими организациями и стала классической схемой этапов развития интеграционных группировок. Согласно ей, интеграция предполагает уничтожение дискриминации и состоит из следующих форм:

1) зона свободной торговли - зона, свободная от таможенных, количественных и иных ограничений путем постепенной отмены таможенных пошлин. Происходит либерализация международной торговли, упрощение перемещения товаров. Негативные последствия - неблагоприятное действие импортных товаров, неконкурентоспособность внутреннего рынка и т. д.

В рамках зоны свободной торговли страны отказываются от таможенных ограничений только в отношениях со своими партнерами по интеграционному объединению, сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры;

2) таможенный союз подразумевает упразднение таможенных пошлин в торговле, унификация внешних тарифов, проведение единой внешнеторговой политики - участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Это приводит к рационализации производства и созданию стабильности внутри самого союза. Повышается необходимость в создании наднациональных органов. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Первые таможенные союзы появились еще в 19 в. (например, германский таможенный союз, Zollverein, объединявший в 1834-1871 ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации - постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

  • 3) единый общий рынок подразумевает минимизацию внутренних пошлин, устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства - инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран - членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. То есть единый рынок предполагает решение пяти задач:
    • · упразднение таможенных пошлин между государствами-членами;
    • · выработка единой торговой политики по отношению к третьим странам;
    • · разработка общей политики развития приоритетных отраслей и секторов экономики;
    • · создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;
    • · формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию.

Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства недостаточно свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого регионального рынка экономически объединившихся стран и следующим пунктом выступает экономический союз.

  • 4) экономический союз предполагает совместное определение экономической политики стран-членов, осуществление единой политики развития отдельных отраслей экономики. Создаются наднациональные органы, законы которых обязательны для всех стран-членов. На данном этапе происходит унификация кредитной, налоговой, социальной политики;
  • 5) экономический и валютный союз предусматривает проведение единой валютной политики, введение единой валюты, создание нового центрального банка. Единая валюта вводится исключительно в целях облегчения взаимных расчетов по международным торговым операциям, поэтому эта стадия интеграции считается необязательной;
  • 6) политический союз подразумевает проведение согласованной внешней политики, согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции. Общим фактором для всех ступеней является отмена экономических барьеров.

Все ступени интеграционного развития прошел только ЕС, остальные интеграционные образования прошли первый, частично второй уровни.

При этом статистическими эффектами интеграции являются:

  • - «создание торговли», когда в результате создания зоны свободной торговли и таможенного союза происходит замещение дорогостоящего внутреннего продукта более дешевым импортом;
  • - «отвлечение торговли», если происходит замещение более дешевого импорта из третьих стран более дорогим импортом из страны-партнера.

Таким образом, согласно Б. Баласса любое интеграционное объединение в своем развитии должна проходить такие этапы, как зона свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, экономический и валютный союз и политический союз. В настоящее время такой интеграционной группировкой является лишь Европейский Союз, а остальные объединения прошли первый, частично второй уровни.

международный экономический интеграционный

Переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий МЭИ, обусловленных количественными и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли -- экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик. В современной теории МЭИ различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов:

  • & зона свободной торговли;
  • & таможенный союз;
  • & единый или общий рынок;
  • & экономический союз;
  • & экономический и валютный союз.

Строго говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально все из указанных этапов -- ЕС. Другие интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы.

У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная особенность - между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры, складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция, возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении производительности труда, а также на экономии расходов на таможенный контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или вид, интеграции имеет специфические черты.

1. Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли (ЗСТ) - преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами.

К таким зонам относятся следующие интеграционные объединения - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - 1960 г., Европейская экономическая зона - 1994 г., Балтийская ЗСТ - 1993 г., Центральноевропейская ЗСТ - 1992 г., Североамериканская ЗСТ - 1994 г., Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН - 1992 г.. Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей - 1983 г., Бангкокское соглашение - 1993 г.

Страны-члены добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют своей экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы.

Конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к с.х. товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР).

К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран--участниц. Функционирование ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства, совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике.

К отрицательным чертам - усиление конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными импортными товарами. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Следует, однако, отметить, что возникает опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах "страны пребывания".

2. Таможенный союз (ТС) -- соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма.

К этому виду интеграции относятся: Ассоциация ЕС с Турцией - 1963 г., Арабский общий рынок - 1964г., Центральноамериканский общий рынок - 1961 г., Организация восточно-карибских государств -1991 г.

Таможенный союз предполагает снижение таможенных пошлин внутри союза и создание единого внешнего таможенного тарифа. Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС даются недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом случае предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами. В ТС существует беспошлинная торговля между странами членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз.

ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру, так как происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц, возникает необходимость в формировании регулирующих институтах.

В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль. Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

3. Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР).

К нему относятся: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива - 1981 г., Андский общий рынок - 1990 г, Латиноамериканская интеграционная ассоциация - 1960 г., Общий рынок южного конуса (МЕРКОСУР) - 1991 г, Карибское сообщество и Карибский общий рынок - 1973 г.

К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС.

Перерастание ТС в единый рынок обусловливается экономическими и политическими факторами.

Задачи, решаемые при создании ЕР:

  • 1) разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.
  • 2) создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.
  • 3) формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных процессов.

Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию, тем самым, предопределяя необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это -- Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и использования соответствующего инструментария.

4. Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени -- экономическому союзу (ЭС).

К таким союзам относятся: Европейские сообщества - 1957 г, Европейский союз - 1993 г., Экономический союз - Бенилюкс -1948 г., Союз арабского Магриба - 1989 г., Союз реки Ману - 1973 г., Западноафриканский экономический и валютный союз - 1994 г., Лагосский план действий -1973 г.

Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой валюты -- ЕВРО, создание нового института -- Единого Центрального Банка, который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков стран, входящих в ЭВС.

Полная экономическая интеграция. В данном случае речь идет не просто о согласовании, а о проведении фактически единой экономической политики, требующей, в частности, унификации законодательной базы, опосредующей функционирование хозяйствующих субъектов стран-участниц. Наиболее очевидными моментами в этой связи являются:

  • - общая налоговая система, что предполагает существование идентичных ставок налогов во всех входящих в группировку странах;
  • - единые стандарты, касающиеся, например, разрешенных консервантов для продуктов питания, требований к токсичности выхлопных газов, размеров оборудования и т.п.;
  • - единые правила техники безопасности;
  • - единое трудовое законодательство, т.е. правила приема на работу и увольнения, единый пенсионный возраст;
  • - единый подход к правам профессиональных союзов и их членов;
  • - единая трактовка и единое отношение к различным формам слияния, поглощения и т.п.;
  • - единое антимонопольное законодательство и единая практика его применения;
  • - единые правила создания и регистрации новых фирм.

Важным компонентом торгово-экономического союза в форме полной экономической интеграции является унификация монетарной политики. Это предполагает создание валютного союза, предусматривающего наличие единого Центрального банка, единой региональной валютной системы с единой валютой или механизмом согласованного колебания валютных курсов. Вместе с тем нужно учитывать, что формирование основ валютного союза, но своей природе соответствует интеграционной группировке в форме экономического союза. Кроме того, важное значение имеет отказ в решениях, принимаемых соответствующими правительственными органами, от протекционизма и любых форм преференций в отношении национальных хозяйствующих субъектов. В частности, являясь крупным заказчиком товаров и услуг, государство в рамках полной экономической интеграции не должно иметь права при заключении соответствующих контрактов отдавать предпочтение отечественным фирмам, но обязано выбирать ту компанию, которая предложит наиболее выгодные условия выполнения контракта.

Основные факторы международного разделения труда

Какие факторы оказывают влияние на развитие международного разделения труда?
Прежде всего - необходимость повышения производительности труда, достижение наивысшей эффективности производства, стремление к снижению издержек производства,
Главное в процессе развития международного разделения труда - это то, что каждый участник этого процесса ищет и находит экономический интерес, выгоду от своего участия в международном разделении труда.
Реализация преимущества международного разделения труда в процессе международного обмена любой страны при благоприятных условиях дает: во-первых, получение разницы между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров и услуг; во-вторых, экономию внутренних затрат из-за отказа от национального производства при использовании более дешевого импорта.
При рассмотрении мирового хозяйства как системы можно с полным основанием утверждать, что международное разделение труда является тем объединяющим началом, которое создало эту систему мирового хозяйства.
Тенденции развития международного разделения труда позволяют российским экономистам утверждать, что в перспективе МРТ будет постепенно углубляться, а на его основе опережающими темпами будет расти международный обмен товарами и услугами (см. табл. 1).
Предполагается, что производство промышленно развитых стран во все большей степени будет ориентироваться на внешних потребителей, а внутренний спрос - на импорт. В развивающихся странах предполагается сравнительно быстрое, По преимуществу экстенсивное, расширение внутреннего рынка.
Процесс развития международного разделения труда ставит проблему необходимости его измерения. Каковы показатели развития международного разделения труда?
Российские экономисты предлагают для измерения международного разделения труда ряд коэффициентов. Среди них: удельный вес экспорта в общем объеме произведенной продукции; удельный вес отрасли в общей стоимости экспорта; темпы роста отраслей специализации по сравнению с темпами роста всей промышленности страны.
В числе показателей развития международного разделения труда на региональном уровне выделяют: коэффициент опережения роста взаимного товарооборота по сравнению с ростом общественного производства взаимодействующих стран; долю взаимного товарооборота в общественном производстве этих стран; коэффициент опережения роста взаимного товарооборота по сравнению с ростом общего внешнеторгового оборота.
Некоторые экономисты основными показателями развития МРТ считают экспортную, импортную и, соответственно, внешнеторговую квоты; удельный вес страны в международной торговле по отдельным товарам; внешнеторговый оборот на душу населения и др.
Очевидно, каждый из названных показателей может быть использован для характеристики тех или иных аспектов участия страны во внешнеэкономических связях. В зависимости от степени важности того или иного аспекта в процессе конкретного анализа на первый план может выйти тот или иной показатель.



Вопрос 25.

Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине XX в., а в настоящее время их насчитывается уже более 60.

Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами.

Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками , которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

· взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;

· широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, НИОКР на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

· глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;

· целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц;

· региональностью пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.

Объединение в интеграционные группировки определялось рядом предпосылок :

· близостью уровней экономического развития и степенью рыночной зрелости интегрирующихся стран; за редким исключением (НАФТА , АТЭС ) межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми , либо между развивающимися странами ;

· географической близостью интегрирующихся стран, наличием в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей;

· общностью экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.;

· демонстрационным эффектом - в странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги, оказывающие определенное психологическое воздействие на другие страны;

· «эффектом домино» - когда большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, и в результате также вынуждены вступить в интеграционное объединение.

Основными целями интеграции могут быть:

· использование преимуществ экономии масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек , прилив прямых иностранных инвестиций ;

· создание благоприятной внешнеполитической среды;

· решение задач торговой политики. Интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО;

· содействие структурной перестройке экономики;

· поддержка молодых отраслей национальной промышленности, т.к. для них возникает более широкий региональный рынок.

Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, наиболее значимые из которых:

· более широкий доступ хозяйствующих субъектов к различным ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям ;

· возможность производить продукцию в расчете на более емкий рынок;

· возможность оперировать на более широком рыночном пространстве;

· создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

· совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).

Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей.

Нашу библиотеку электронных курсов используют десятки вузов.Получи диплом в МИЭМП дистанционно

Интеграционный процесс обычно предваряется преференциальными торговыми соглашениями , которые заключаются на двусторонней основе, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам.

На первом этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли , предусматривающей полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами (всеми или большинством) и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но нередко обходится без него, согласовывая параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

Второй этап интеграции, таможенный союз , - отличается согласованной отменой национальных таможенных тарифов между странами-членами, введением ими общих таможенных тарифов и системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Предполагается беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами и полная свобода их перемещения внутри региона. Обычно на этом этапе создается система межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики .

На третьем этапе , общего рынка , - страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала , рабочей силы и технологий . Координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встречах министров. Одновременно создается постоянно действующий межгосударственный секретариат (например, в ЕС - Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров и Секретариат).

На четвертом , самом высоком, этапе происходит полная интеграция , предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки . Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся интеграции без согласования с правительствами стран-членов.

26. Международное разделение труда

высшая форма общественного территориального разделения труда; специализация производства отдельных стран на определённых видах продукции, которыми они обмениваются. Необходимость М. р. т. и его глубина определяются степенью развития производительных сил общества. На характер М. р. т., как и на другие формы экономических отношений между странами, решающее воздействие оказывают господствующие в них производственные отношения. М. р. т. лежит в основе расширения торговли между странами, составляет объективную базу развития мирового рынка (См. Мировой рынок).

Если на ранних этапах развития человеческого общества существовали лишь некоторые элементы М. р. т., связанные с различием природных условий в отдельных государствах, то появление развитых форм М. р. т. происходит в эпоху промышленного капитализма. Крупная машинная индустрия ведёт к углублению дифференциации производства (см. Разделение труда), развитию специализации и кооперации, выходящих за национальные границы. Кроме того, М. р. т. способствовал рост потребностей промышленных стран в огромных массах сырья и продовольствия, которые поставляли им экономически менее развитые государства. Крупная промышленность, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, «... впервые создала всемирную историю, поскольку поставила удовлетворение потребностей каждой цивилизованной страны и каждого индивида в ней в зависимость от всего мира и поскольку уничтожила прежнюю, естественно сложившуюся обособленность отдельных стран» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 3, с. 60).

Капиталистическое М. р. т. способствует подъёму производительных сил общества, более полному использованию материальных ресурсов стран на базе достижений науки и техники. Вместе с тем ему свойственны глубокие антагонистические противоречия, обусловленные эксплуататорской природой капитализма. Капиталистическое М. р. т. формируется стихийно. Регулятором процесса его развития выступает закон стоимости. Сравнение условий производства осуществляется в острой конкурентной борьбе между капиталистами разных стран на мировом рынке. При этом наиболее важен технический уровень, оказывающий существенное воздействие на издержки производства. Определённое значение для международной конкурентоспособности продукции имеют природные условия. Огромную роль в повышении конкурентоспособности товаров на мировом рынке играют меры буржуазного государства по форсированию экспорта, а также его политика по защите внутреннего рынка от притока извне более конкурентоспособных товаров (см. Протекционизм), направленная на создание относительно благоприятных условий для развития национального производства. Капиталистическое М. р. т. развивается в конкурентной борьбе, его направления неустойчивы.

На развитие М. р. т. в конце 19 века влияло то, что мелкое ремесленное производство во многих экономически менее развитых странах Азии, Африки и Латинской Америки, к тому же не защищенное национальным государством, не выдерживало конкуренции со стороны более дешёвых промышленных товаров из Западной Европы и разорялось, что придавало экономике этих стран всё более аграрно-сырьевую направленность. В эпоху империализма на М. р. т. существенное влияние оказывает Вывоз капиталаиз развитых капиталистических стран, который углубляет специализацию стран, отставших в своём экономическом развитии, на производстве сырья и продовольствия. Влияние на М. р. т. оказывают и Монополии международные, делящие между собой мировой капиталистический рынок. При капитализме М. р. т. складывается под воздействием не только экономических, но и внеэкономических факторов. Возникновение колониальной системы капитализма сопровождалось разрушением традиционной экономической структуры колоний, принудительным навязыванием этим странам производства преимущественно тех товаров, которые необходимы монополиям.

Уродливый характер капиталистического М. р. т. определяется тем, что, с одной стороны, образуется узкая группа империалистических держав, развитых в промышленном отношении. В этих странах возникает комплекс различных взаимосвязанных отраслей; в малых империалистических странах круг этих отраслей уже и они более специализированы в М. р. т. С другой стороны, выделяются страны, превращенные в аграрно-сырьевые придатки первых. Особенно уродливой является специализация экономики многих развивающихся стран на производстве одного-двух сельскохозяйственных или сырьевых товаров. Однобокая специализация отдельных стран служит тормозом экономического роста, ставит их в невыгодное положение на мировом капиталистическом рынке, способствует ограблению этих стран империалистическими державами с помощью неэквивалентного обмена. Капиталистическое М. р. т. выступает как объективный механизм установления отношений зависимости отсталых стран от промышленно развитых государств.

М. р. т. является орудием империалистической эксплуатации народов колониальных, полуколониальных и зависимых стран. Все выгоды от капиталистического М. р. т. присваивают монополии. Развитие капиталистического М. р. т., экономически связывая между собой различные страны, ведёт к интернационализации производства (См. Интернационализация производства), является важнейшим элементом формирования мирового капиталистического хозяйства.

Составной частью общего кризиса капитализма (См. Общий кризис капитализма) является кризис капиталистической системы М. р. т. От неё отпали страны, вступившие на путь строительства социализма. Возник новый тип М. р. т. - Международное социалистическое разделение труда. Новые элементы вносит в капиталистическое М. р. т. крах колониальной системы. Молодые суверенные государства прилагают усилия к созданию национальной экономики, развитию более разнообразной структуры хозяйства, его индустриализации. Изменилась роль освободившихся стран в М. р. т.: в условиях научно-технической революции на мировом рынке относительно снижается спрос, на сырьё и продовольствие, на производстве которых они специализированы. В начале 70-х годов на долю развивающихся стран, где проживает 2 / 3 населения капиталистического мира, приходилось около 1 / 10 его промышленного производства, однако эти страны давали почти 50 % добычи нефти и свыше 30 % добычи металлических руд. В экспорте развивающихся стран на сырьё и продовольствие приходится свыше 80 %. Учитывая новые тенденции на мировом рынке, монополии империалистических держав пытаются участвовать в создании отраслей обрабатывающей промышленности, новых и даже новейших производств в развивающихся странах, вкладывая в эти отрасли свои капиталы. Стремясь противостоять политике империалистических держав по сохранению их экономического господства над освободившимися странами, последние вступают на путь расширения экономических связей с социалистическими государствами, а также развивают взаимное экономическое сотрудничество. В ряде возникших интеграционных группировок развивающихся стран намечаются мероприятия по специализации и кооперированию производства, что содействует разделению труда между ними.

Углубляется М. р. т. между развитыми капиталистическими странами, вызванное дальнейшим ростом объёма производства, увеличением номенклатуры выпускаемой продукции. Если М. р. т. между развитыми и колониальными странами носило преимущественно межотраслевой характер, то разделение труда между промышленно развитыми странами происходит путём развития внутриотраслевой специализации. Этому способствуют рост миграции капитала; образование гигантских международных трестов, развивающих специализацию и кооперацию между своими предприятиями в разных странах мира; распространение соглашений о межфирменной специализации и кооперации производства. М. р. т. усиливается в рамках интеграционных группировок капиталистических стран, например в ЕЭС (см. Европейское экономическое сообщество).

Наряду с существованием двух типов М. р. т. - социалистического и капиталистического, развивается и всемирное разделение труда, охватывающее экономику стран, входящих в две мировые системы хозяйства. Для всемирного разделения труда важное значение имеет то, что в условиях научно-технической революции экономически эффективной становится специализация производства, выходящая за рамки не только отдельных государства, но двух противоположных мировых систем хозяйства. Кроме того, на него влияют также и географические факторы, в частности неравномерность распределения на земном шаре природных ресурсов, различия в климате и других условиях для ведения сельского хозяйства.

В Комплексной программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ указывается на то, что международное социалистическое разделение труда строится с учётом всемирного разделения труда. Страны - члены СЭВ будут продолжать развивать экономические и научно-технические связи с другими странами независимо от их общественного и государственного строя (см. Интеграция социалистическая экономическая). Расширение экономических отношений между социалистическими и развивающимися странами ведёт к углублению разделения труда между ними. В ряде развивающихся стран при содействии социалистических государств создаются производств, предприятия с учётом постоянных поставок их продукция в СССР и другие страны.

М. р. т. между социалистическими и капиталистическими странами получает развитие в связи с расширением взаимной торговли на базе долгосрочных контрактов. В конце 60 - начале 70-х годов СССР заключил контракты с рядом стран Западной Европы о поставках природного газа, с Японией - о разработке лесных ресурсов Дальнего Востока и другие. Сотрудничество подобного рода взаимовыгодно и порождает разделение труда между странами на сравнительно длительное время. Расширяется практика заключения соглашений между хозяйственными организациями социалистических стран и капиталистическими фирмами о специализации и кооперировании производства (см. Международное экономическое сотрудничество). Углубление экономических отношений между социалистическими и капиталистическими странами на базе развития всемирного разделения труда создаёт основу для мирного сосуществования.

27. Платёжный бала́нс - это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени» . Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение. Термин «платёжный баланс» впервые использовал Джеймс Денем-Стюарт в своей работе «Исследования о принципах политической экономии» (1767 г.) (Inquiry into the Principles of Political Economy). Стюарт определяет платёжный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из:

§ Расходов граждан за рубежом.

§ Платежей по долгам, основной суммы долга и процентов иностранцам.

§ Предоставления денежных займов другим странам. [источник не указан 474 дня ]

Таким образом, первоначально платёжный баланс отражал только совершённые платежи, а не все внешнеэкономические операции с материальными, финансовыми и интеллектуальными активами (внешнеэкономические операции - это операции между резидентамии нерезидентами).

В то же время надо отметить, что концептуальные основы, логика и структура построения современного платёжного баланса базируется на предыдущих представлениях о предназначении платёжного баланса.

Этапы интеграции

Выделяют четыре вида (этапа) международной экономической интеграции : зону свободной торговли, таможенный союз, единый общий рынок, экономический и валютный союз.

Зона свободной торговли (ЗСТ) – первая интеграционная ступень, предусматривающая договорённость между государствами по поводу свободной от таможенных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами.

Положительными моментами создания ЗТС являются стабилизация и предсказуемость торговой политики государств – участниц такого альянса. Отрицательные черты подобных соглашений состоят в том, что открытие границ определённого государства для импорта товаров и услуг из других стран может создать определённые трудности для отечественных производителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннем рынке и, как следствие – опасностью банкротств отечественных производителей из-за их не конкурентоспособности.

Таможенный союз (ТС) возникает на основе соглашений государств-участниц о полном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и услугами. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа. Как правило, единый тариф распространяется не на все виды товаров и услуг, а на часть из них. ТС является более совершенной интеграционной формой международного экономического сотрудничества, чем ЗСТ, поскольку не только ликвидирует таможенные ограничения, но и требует от стран-участниц проведения единой внешнеторговой политики.

Установление единого тарифа на определённые товары или услуги даёт эффект потому, что либо позволяет защитить страны Союза от внешней зависимости, либо создаёт условия для стимулирования производства конкурентоспособной продукции внутри Союза, что благоприятно повлияет на внутри-союзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутри ТС.

Единый рынок (ЕР) представляет более совершенную форму экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС. Помимо всего, имевшего место на предыдущих уровнях, он предусматривает унификацию технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства.

Создание ЕР является длительным, сложным и противоречивым процессом. Особую трудность, как показал опыт создания Европейского общего рынка, представляет здесь проблема квот – т.е. установления долей в производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой страны-участницы и единого рынка в целом.

Примером ЕР мог бы стать Союз между Россией и Белоруссией, а также альянс между Россией, Казахстаном и Киргизией. Однако пика эти Союзы реально малодейственные, а соглашения о свободной торговле к $2000$ г. все ещё не были ратифицированы парламентами этих стран (кроме случая между Россией и Белоруссией).

Замечание 1

Экономический Союз (ЭС) – высшая форма современной межгосударственной интеграции.

Он представляет собой объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного пространства. ЭС, как правило, является составной частью межгосударственного союза.

В настоящее время в мире существует только один ЭС – Европейский Союз (ЕС) . В рамках этого Союза, трансфрмировавшегося в $1993$ г. из Европейского общего рынка, функционируют такие наднациональные органы управления, как Европейский парламент, Совет министров, Еврокомиссия, Суд и Европейский Совет.

Замечание 2

В состав ЕС входят пока $15$ европейских государств.

Экономическая часть Европейского Союза, хотя и реально существует, но все ещё находится в стадии формирования. Этот процесс завершился созданием валютного Союза в $2001$ г.

ЭС предполагает расширенную межгосударственную интеграцию, как в области производства, так и обращения. При этом естественным является то, что интересы (и не только экономические) стран – участниц Союза и Союза в целом не всегда могут совпадать. Более того, ЭС не только не ликвидирует межгосударственную конкуренцию, но и в ряде случаев может усиливать ее. Поэтому даже в рамках ЭС каждое отдельное государство-участник, поддерживая общесоюзный интерес, приоритетным для себя оставляет свой национальный интерес.

Так, Англия, являясь полноправным членом ЕС, в то же время пока воздерживается от подписания конвенции о свободном перемещении людей в общих границах Союза. Не торопится она и с переходом на единую общесоюзную валюту.

Не исключено, что в ряде случаев страны-участницы того или иного экономического альянса могут в определённой мере, и поступиться собственными национальными интересами.

Объединение отдельных государств в любого рода союзы не ликвидирует существующих между ними различий. В союзы могут входить как относительно богатые, так и бедные страны, экономически развитые и развивающиеся, великие державы и сравнительно малые государства.

Проблемы интеграции

Большая дифференциация стран, их неодинаковые возможности и различные интересы приводят к тому, что от реализации международных экономических связей они получают неодинаковый результат. Наибольшую выгоду от международной экономической интеграции получают, как правило, экономически развитые, богатые и политически стабильные государства. Это объясняется тем, что, во-первых, именно развитые страны производят сейчас наиболее прибыльную наукоёмкую и трудоёмкую продукцию и, во-вторых, экспорт капитала (которым, естественно, обладают богатые страны) является наиболее доходной формой современного бизнеса.

Страны-аутсайдеры различных международных экономических альянсов, вступив в них, также преследуют свой национальный экономический интерес. Не получая сверхвысоких доходов, они приобретают возможности и средства для более ускоренного чем ранее экономического роста, для достижения уровня экономически развитых и богатых стран. Таким путем прошли Япония, Австралия, Южная Корея и сейчас идут Сингапур, Тайвань и Малайзия.

Отстаивая собственные национальные интересы, страны-участницы мирохозяйственных связей усиливают конкурентную борьбу, поднимая ее на более высокий виток. Международная конкуренция сейчас ведется одновременно на двух уровнях: между странами-участницами любого экономического объединения и между отдельными экономическими ассоциациями (союзами) государств. Примерами внутрисоюзной конкуренции могут служить так называемые винные и мясные «войны» между Францией, Испанией, Италией и Германией в рамках ЕС, а также сахарная «война» между Россией и Украиной за рынки сбыта и квоты на территории стран СНГ.

Пример 1

Примером международной конкуренции другого уровня является борьба между США и Японией, с одной стороны, и стран ЕС за рынки на территориях России и государств СНГ.

Ключевыми моментами Североамериканского соглашения о свободной торговле , подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются:

  1. ликвидация всех таможенных пошлин к $2010$ г.;
  2. поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;
  3. смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
  4. либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;
  5. создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии.

Становление интеграционных процессов

Международная экономическая интеграция

Экономическая интеграция - процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействие их воспроизводственных структур на различных уровнях, в различных формах.

Экономическая интеграция создает условия для ускорения интернационализации производства и капитала между странами - участницами этого процесса. Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции, можно выразить следующей взаимосвязанной цепочкой:

Развитие производительных сил => МРТ => интернационализация производства и капитала (глобализация мировой экономики) => регионализация => экономическая интеграция.

Основные черты глобализации:

♦ изменение формы производства. Она переходит в международную форму в виде ТНК;

♦ изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т. е. ориентация национальной экономики и международные стандарты;

♦ принципиальные изменения в хозяйственной жизни - международные центры управления, СП, международные системы информации, система международных стандартов (ГАТТ/ВТО, МВФ, органы ООН и т. д.).

Признаки интеграции:

♦ взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

♦ глубокие структурные изменения в экономике стран – участниц

♦ необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).

Условия интеграции:

♦ развитая инфраструктура

♦ наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база).

Уровни интеграции:

♦ макроэкономический (государственный уровень) - когда целенаправленная деятельность государства способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов;

♦ микроэкономический (межфирменный - ТНК) - на уровне отдельных компаний, которые в своей хозяйственной деятельности вступают в интеграционные процессы.

1. Преференциальное торговое соглашение: Форма соглашения, при которой страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

2. Зона свободной торговли . Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом в отношении к третьим странам у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС.


3. Таможенный союз. Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС.

4. Общий рынок . Полное устранение препятствий для перемещения всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как полное согласование экономической политики и т. д., выравнивание экономических показателей.

5. Экономический союз. Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.

Валютный союз . Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются:

♦ согласованное (совместное) плавание национальных валют;

♦ установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанка-ми стран-участниц;

♦ создание единой региональной валюты;

♦ формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы.

В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения.

6. Полная экономическая интеграция. Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы.

Условия: общая налоговая система, наличие единых стандартов, единое трудовое законодательство и т. д.

Последствия и эффективность международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц

Преимущества:

♦ увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимо определение оптимального размера предприятия;

♦ рост конкуренции между странами;

♦ обеспечение лучших условий торговли;

♦ расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

♦ распространение передовой технологии.

Отрицательные последствия:

♦ отток ресурсов (факторов производства) из более отсталых стран ведет к перераспределению в пользу более сильных партнеров;

♦ олигопольный сговор между ТНК стран - участниц приводит к повышению цен;

♦ эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.