О чем говорит новообразование на яичнике и какое требуется лечение. Образование кисты в правом яичнике: диагностика и основная симптоматика

Возможной причиной является нарушение оттока из железистой структуры органа. Ретенционное образование яичника – это доброкачественная опухоль, возникшая на основе фолликула: будущая яйцеклетка не выходит из яичниковой ткани, став фактором формирования жидкостной полости в яичнике.

Ретенционное образование в яичнике

Появляться в разных местах человеческого организма. Частый вариант – жидкостное образование в детородной и гормонально активной структуре женского организма: новообразование в яичниках рассматривается, как фактор риска по онкологическим заболеваниям, но чаще всего врач при обследовании выявляет функциональные опухоли.

– это полость с жидкостью, которая возникает при нарушении оттока из железистой ткани (retention- задержка или сохранение). В большинстве случаев заболевание не требует проведения хирургического вмешательства – при правильно поставленном диагнозе врач после очередной менструации не найдет опухоль в области придатков матки.

Механизм формирования функциональной кисты

Ежемесячно в одном из яичников происходит овуляция (разрыв фолликула и выход готовой к оплодотворению яйцеклетки). На фоне гормональных нарушений или при хроническом воспалении может возникнуть ановуляция – сохранение ткани. Редкие ановуляторные циклы не оказывают серьезного негативного влияния на женский организм, но при часто повторяющихся нарушениях естественного хода событий могут возникнуть следующие заболевания и состояния:

  • ановуляторное бесплодие;
  • расстройства менструального цикла;

Механизм появления ретенционного образования состоит из следующих последовательных событий:

  1. Созревание доминантного фолликула;
  2. Ановуляция (отсутствие разрыва и сохранение мелкой кисточки на яичнике);
  3. Постепенное накопление жидкости в кистозной полости с увеличением размера до 30-50 мм в диаметре;
  4. Исчезновение жидкостного образования после менструации.

Функциональная киста – это тонкостенное и однокамерное жидкостное образование небольших размеров, которое появляется и исчезает в зависимости от фазы менструального цикла.

Варианты и локализация функциональных яичниковых кист

Обнаружение кистозной опухоли в любом из яичников – это повод для проведения обследования: важно поставить точный диагноз и выбрать оптимальную тактику лечения. Выделяют 3 основных варианта ретенционных кист:

  1. Фолликулярная (величина до 50 мм);
  2. Лютеиновая (размер может достигать 80 мм).
  3. (не связана с яичником, величина длительное время не изменяется).

В первом случае кистозная полость формируется на основе ановуляции (из фолликула, который не стал яйцеклеткой), во втором – из желтого тела (функционально активная ткань, возникающая после овуляции), в третьем – врожденный дефект, не оказывающий негативного влияния на работу яичников. Чаще выявляются функциональные кисты правого яичника, что объясняется лучшим кровоснабжением правых придатков матки и сравнительно более частым появлением доминантного фолликула справа.

Ретенционное образование левого яичника встречается реже, но эта локализация ничем не отличается от правостороннего месторасположения кистозной полости. В большинстве случаев киста обнаруживается при ультразвуковом сканировании, выполняемом с профилактической или диагностической целью.

Симптомы функциональной кисты в ткани яичника

Женщина крайне редко предъявляет жалобы при наличии небольшой кисты в любом из яичников. Основным проявлением заболевания являются следующие нарушения менструального цикла:

  • приход критических дней с задержкой на 2-6 дней;
  • скудные и короткие месячные;
  • обильная менструация после непродолжительной задержки;
  • длительная задержка очередной менструации (до 2-3 недель).

При увеличении кистозной полости до 4-5 см в диаметре могут возникнуть следующие симптомы:

  • тянущие боли в нижних отделах живота;
  • ощущение тяжести;
  • проблемы с опорожнением мочевого пузыря или прямой кишки (при давлении кисты на соседние органы).

Для женщин, мечтающих о деторождении, негативным проявлением ретенционных кист являются следующие проблемы:

  • сложности с наступлением желанной беременности;
  • невынашивание (самопроизвольное прерывание беременности на малых сроках);
  • замершая беременность.

В каждом конкретном случае наличие функционального образования проявляется индивидуально: часть женщин даже не догадываются о наличии проблем с яичниками, часть – не могут зачать малыша и при обследовании выявляется ретенционное образование, в редких случаях из фолликулярной кисты формируется кистома, требующая хирургического вмешательства.

Эхопризнаки заболевания

Является основным методом диагностики ретенционных кист в яичнике. Выделяют следующие эхопризнаки кистозного новообразования:

  1. Наличие полости в яичнике, размером до 3-8 см;
  2. Жидкое и однородное содержимое без дополнительных включений;
  3. Тонкие стенки полости (не более 1 мм);
  4. Гладкая внутренняя поверхность;
  5. Однокамерное образование;
  6. Овальная форма
  7. Наличие дефекта в яичниковой ткани;
  8. Нормальная ткань яичника в непосредственной близости к кисте.

Важный признак ретенционной кисты – феномен самоликвидации: после менструации при проведении УЗИ врач не обнаружит кистозную полость в том месте, где была жидкостное новообразование. В редких случаях опухоль не исчезает и постепенно увеличивается, что является поводом для углубленного обследования и проведения хирургической операции.

Как часто вы посещаете гинеколога (не во время беременности)?

Пожалуйста, выберете 1 верный ответ

Раз в год

Общий балл

Раз в полгода

Общий балл

Каждые 2-3 месяца или чаще

Общий балл

Уже не помню, когда была в последний раз

  1. Нормализация менструального цикла;
  2. Восстановление овуляции;
  3. Отсутствие повторного кистообразования в яичниках;
  4. Наступление желанной беременности.

Выявленное ретенционное образование в яичнике требует проведения УЗ исследования и использования лекарств, устраняющих гормональные расстройства. При отсутствии лечения могут возникнуть осложнения (рост кисты, формирование кистомы, бесплодие, стойкие нарушения менструаций). Важно аккуратно и точно выполнить назначения врача, чтобы предотвратить серьезные проблемы с репродуктивным и женским здоровьем.

Здравствуйте. При УЗИ у меня обнаружили полостное образование в яичнике, вероятно, ретенционное. Врач назначил лекарства и предложил сделать повторное исследование после менструации. Может, нужна операция? Ирина, 28 лет.

Здравствуйте, Ирина. Наличие в яичнике кистозной полости с жидким содержимым далеко не всегда требует проведения хирургической операции. При предположении о наличии ретенционного образования необходимо в динамике сделать трансвагинальное УЗ исследование – чаще всего при правильном использовании рекомендаций врача после месячных киста исчезнет. Если этого не произойдет и жидкостное образование увеличиться в размерах, то возможно потребуется операция.

Задать бесплатный вопрос врачу

Опухоли и опухолевидные образования яичников – патология, которая встречается в медицинской практике с большой частотой. Согласно исследованиям, опухоли и опухолевидные новообразования яичников за последнее десятилетие диагностируются до 25 процентов чаще. Большинство из них носит доброкачественный характер, однако, ежегодно увеличивается количество женщин со злокачественными опухолями. Чаще всего диагностируется обычная киста, которая при несвоевременном лечении склонна перерастать в раковое тело. Из-за гистологической и анатомической структуры придатков, они чаще подвержены появлению различных образований. Причины таких патологических изменений на сегодняшний день остаются не до конца изученными, поэтому разногласия среди ученых по данному вопросу продолжают существовать.

Этиология заболевания

Опухолевидные образования яичника могут появиться из разных источников. Они формируются из-за патологического роста эпителия придатков, сбоев в развитии яйцеклетки на том или ином этапе созревания, нарушений в формировании тека-тканей, гранулезных и лейдинговых клеток, неспецифических соединительных тканей, нервов, сосудов и других элементов придатков. Опухоли и опухолевидные образования появляются у женщин всех возрастов, однако, больше заболеванию подвержены пациентки от 30 до 60 лет. В пятидесяти процентах случаев оно обнаруживается у женщин в постменопаузе. Будь то киста или другой вид образования, ее развитие начинается намного раньше, чем происходит диагностика.

В группе риска представлен список пациенток с ранним или поздним началом менструации, поздним началом климактерического периода и нарушенным менструальным циклом. Объемное образование левого яичника, как и правого, может привести к снижению репродуктивных функций, невозможности зачать и выносить ребенка. Усложнить ситуацию могут хронические заболевания органов малого таза. В последние годы ученые уделяют особое внимание исследованию факторов генетического и эпидемиологического типа, которые влияют на формирование образования яичника. Согласно полученным данным, существенное влияние на эту патологию оказывают привычки и образ жизни женщины, окружающая среда, качество пищи и воды.

Разновидности новообразований

Чаще всего патологические процессы в придатках – киста того или иного типа. Однако, если обнаружено образование на яичнике, но не обычная киста, это может быть широкий спектр различных заболеваний. Их принято делить на несколько групп, которые объединяют патологии доброкачественного, злокачественного или пограничного характера. Существуют такие типы новообразований в придатках:

  • стромальные опухоли полового тяжа;
  • эпителиальные новообразования;
  • герминогенные;
  • редко образующие опухоли;
  • опухолевые процессы.

Согласно статистическим данным, чаще всего у пациенток встречаются:

  1. Опухолевые патологии стромы и поверхностного эпителия. К ним относятся простые серозные, папиллярные и папиллярно-серозные цистаденомы, а также муцинозные (псевдомуцинозные цистаденомы) и эндометриоидные новообразования (опухоль Бреннена и карциномы).
  2. Стромальные новообразования и опухоли полового тяжа. В данную категорию входят гранулезостромально-клеточные патологии, такие как гранулезоклеточные заболевания, фибромы и текомы, а также андробластомы.
  3. Новообразования герминогенного типа, такие как тератомы.

Это лишь небольшой список опухолевидных патологий, которые встречаются в современной гинекологической практике. Каждая из этих разновидностей может иметь доброкачественный или злокачественный характер. Бывают и пограничные стадии болезни, когда сформировавшееся патологическое тело отличается потенциально низкой злокачественностью.

Доброкачественные новообразования


Чаще всего образование яичника имеет доброкачественную природу и отличается клеточным ростом. Наибольший процент припадает на эпителиальные новообразования на яичнике. Такие патологии также называются цистаденомами или кистомами. Образуются они из-за разрастания внешней оболочки придатков. К ним относятся такие разновидности цистаденом:

  • муцинозные;
  • папиллярные;
  • эндометриоидные;
  • серозные.

Киста и кистома – патологии, которые часто путают. Такие жидкостные образования чаще всего протекают бессимптомно, однако, некоторые их виды становятся причиной постоянных тянущих болей внизу живота и увеличения брюшной полости. Подобные ощущения вызывает муцинозная цистаденома солидной структуры. Полость такой опухоли быстро наполняется густым слизистым веществом и достигает больших размеров.

Обратите внимание: К доброкачественным относится и оогенная опухоль, которая формируется из ооцитов. Самым сложным новообразованием такого типа считается тератома, которая формируется из яйцеклетки, содержащей в себе генетический материал. Ее внутренняя часть может быть заполнена зрелыми тканями и даже рудиментными органами, включая волосы, жировые ткани, зачатки костей и зубов. Она представляет собой не очень объемное образование яичника, но с двух сторон формируется очень редко.

Еще одной распространенной доброкачественной патологией придатков является текома. Она формируется из клеток, вырабатывающих эстрогены, и чаще всего появляется в период постменопаузы. Хотя текома за счет выработки женских гормонов, повышает либидо, улучшает внешний вид и самочувствие женщин в климактерический период, ее необходимо вовремя устранить. В противном случае может развиться гиперплазия и даже рак эндометрия.

Вирилизующие опухоли тоже относятся к доброкачественным. Формируются они из элементов придатков, которые аналогичны по составу клеткам гонад мужчины. В результате правый или левый яичник, он представлен солидной структуры. Женщина с патологией сталкивается с процессами вирилизации, включающие остановку менструации, атрофию молочных желез, увеличение клитора и другие изменения мужского типа.

Опухоли Бреннера встречается достаточно редко. Такие структуры имеют небольшие размеры, поэтому их очень сложно обнаружить при помощи УЗИ. Они в большинстве случаев диагностируются во время оперативного вмешательства, целью которого является гистологическое исследование тканей придатков. К доброкачественным относится и киста. Как правило, она не требует лечения, однако, если обнаружено солидное новообразование яичника, может потребоваться медикаментозная терапия или оперативное лечение. К редким заболеваниям относится также фиброма яичника, формирующаяся из соединительных тканей. По своей природе она является гормонально неактивной текомой. Чаще всего такие фибромы встречаются в климактерическом периоде. Они имеют солидные размеры и могут дорастать до 15 сантиметров. Данная патология сопровождается нарушениями цикла и генеративной функции. В одном и том же придатке возможно развитие фибромы и кисты.

Важно! Практический любой вид доброкачественного новообразования в яичнике может со временем перерасти в злокачественную опухоль. Поэтому рекомендуется регулярно проходить осмотры у гинеколога и тщательно следить за развитием любого патологического явления в придатках.

Методы диагностики

Как доброкачественные, так и злокачественные структуры в придатках нередко протекают без каких-либо симптомов. Чтобы не допустить осложнения или образования раковых опухолей, рекомендуется хотя бы раз в год посещать врача. При обнаружении новообразований или неприятных ощущениях внизу живота, сбоях в менструальном цикле либо появлении других жалоб, стоит проходить гинекологические осмотры раз в назначенный специалистом период. В большинстве случаев для диагностики опухолевых процессов в яичниках достаточно ультразвуковой диагностики. Образования с разной структурой имеют различную эхогенность. Бывают анэхогенные или гиперэхогенные структуры. Это может быть обычная киста либо опасное для здоровья новообразование, требующее лечения. Если врач сомневается в характере опухоли, назначаются дополнительные исследования.

Важно! Нередко трансвагинальное УЗИ сочетается с допплерометрией, позволяющей отличить опухоль от аваскулярных кист. Злокачественные тела в основном имеют кровеносные сосуды, а доброкачественные – только полость, заполненную жидкостью.

При необходимости пациентке назначается магниторезонансная томография или КТ. Такие методы дают возможность более точно установить характер образования в яичнике, поставить диагноз и определиться с необходимым объемом оперативного лечения. На сегодняшний день все чаще применяются современные способы обнаружения маркеров, свидетельствующих о развитии раковых клеток. Такие онкомаркеры позволяют не только выявить уже существующие злокачественные процессы, но и заранее определить вероятность перерождения доброкачественных тканей в раковые очаги.

В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948) , ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 (1952) к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) , ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000) .

Небезынтересно отметить, что право на образование, как это ни покажется удивительным, особенно в наше время, когда идут интенсивные процессы сближения европейских государств в области образования,-единственное из социальных прав, присутствующее в упомянутом Протоколе 1 кевропейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод , и в отношении которого выстраивается целая система правозащитных мер. Этим фактом подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится, в частности, о таких важнейших концептах данного права, как:

а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве),

б) обязанности государства в области образования и обучения 3 и

в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями. 4

В Конституции Российской Федерации (1993) общие вопросы права на образование закреплены в ст. 43, текст которой полагаем необходимым привести здесь полностью:

Прежде, чем дать характеристику собственно права на образование в соответствии с данной статьей Конституции Российской Федерации, следует определить его места и роли как элемента системы прав человека.

Понятие «права и свободы человека», несмотря на, казалось бы, его исключительно широкое распространение в современный период, не имеет, однако, единого и признаваемого всеми толкования. Тем не менее, есть некоторые такие моменты, которые при любой трактовке отражают природу и существенные свойства того, что находит отражение в данном понятии.

Первое. В этом понятии отражается факт наличия у людей (индивидов или их групп, объединений) определенных индивидуальных, групповых либо общественно значимых потребностей и интересов (личных (гражданских), экономических, политических, социальных, культурных).

Второе . Эти потребности и интересы характеризует, с одной стороны, осознание индивидами (социальными группами, общественными объединениями) своего социального места и той роли, которую он и грает (или может играть) в обществе, а с другой – признание обществом и его социальными институтами, прежде всего и главным образом, государством этих места и роли. Под таким углом зрения права и свободы естьодновременно и социальные притязания людей (групп, объединений), т.е. обращенные к обществу и государству требования по удовлетворению их тех или иных экономических, социальных и других потребностей и интересов (а), и своего рода политико и юридически оформленное посредством принципов и положений образовательной политики и норм законодательства государства согласие последнего с этими притязаниями и на их удовлетворение, защиту и охрану (б).

В подлинно правовом демократическом обществе обе эти стороны находятся в гармонии, т.е. в состоянии сбалансированности потребностей и интересов общества 5 и его членов, государства и его граждан, коллективного и индивидуального начал общественной жизни. 6

Третье. Притязания могут носить как естественный, так и социальный характер. В первом случае они отражают потребности и интересы, присущие каждому человеку как биосоциальному существу, во втором – потребности и интересы, присущие индивиду как гражданину конкретного государства. В этом плане становится понятным различие между правами и свободамичеловека игражданина. Что же, кстати говоря, касается прав и свобод личности, то в данном случае мы имеем дело со своего интеграцией первых двух аспектов, поскольку понятие личности так или иначе связано с особенностями сочетания «человеческого» и «гражданского» по мере социализации конкретного человека.

Четвертое. Права и свободы есть гарантированные действующим законодательством меры возможного, дозволенного и, тем самым, ограниченного в определенных нормативно-правовых рамках социально значимого поведения различных участников общественных отношений. В этом смысле понятие «права и свободы» находится в одной смысловой плоскости, и даже в известном отношении совпадает по своему содержанию, с понятием «юридические субъективные права», относящемуся к содержанию всякого правоотношения.

Пятое. Несмотря на свою смысловую близость, понятия «права» и «свободы» как центральные категории теории прав человека (Л.И. Глухарева, В.М. Капицын, Е.А. Лукашева, Р.А. Мюллерсон и др.) все же не являются равнозначащими.Права – это социальные притязания, предполагающиеактивную роль государства в их обеспечении, защите и охране (право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на жилище и т.п.).Свободы – социальные притязания, предполагающие, напротив,пассивную роль государства в реализации соответствующими субъектами своих потребностей и интересов (свобода слова, слова вероисповедания, свобода политических объединений и т.п.). 7 Иначе, государство как ведущий социальный институт общества не может и не должно произвольно, т.е. по своему личному усмотрению,незаконно вмешиваться в реализацию таких индивидуально и социально значимых актов. Другое дело, когда такие свободы используются в ущерб другим людям, обществу и государству т.е. имеет место злоупотребление этими свободами. В этом случае государство не просто может, но уже обязано действовать активно в интересах прав и свобод других членов общества, самого общества и своих собственных государственных –интересах. Но именно здесь и возникает исключительно важный, сложный и практически всегда актуальный вопрос о критериях и способах вмешательства государства в реализацию прав и свобод.

Проведенный краткий экскурс в теорию прав человека дает возможность раскрыть сущность и содержание понятия «право на образование» более предметно. Учитывая сказанное, характеристика понятия «право на образование» может быть представлена следующими положениями.

1. Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента своего рождения может притязать (лично сам или же через своих родителей (либо иных законных представителей – опекунов, попечителей) на то, чтобы общество, в лице своих институтов и, прежде всего, государственных, оказало ему помощь в конструктивной социализации, т.е. во включении его в такие общественные (культурные, экономические, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему занять определенное место в системе социальной иерархии и реализовать свои те или иные личные и социальные потребности и интересы.

2. Данные притязания выражаются, как можно сделать вывод из результатов буквального толкования слова «каждый», любым человеком, независимо от места его рождения и проживания, половых, расовых, рациональных, религиозных и иных особенностей. Это вполне понятно, поскольку такого рода притязания могут иметь место только в человеческом обществе. Вне его такие притязания бессмысленны. Применительно к праву на образование каждый человек каждый может притязать на обеспечение общественными институтами его конструктивной социализации через получение, усвоение и освоение определенного багажа знаний, умений и навыков.

В то же время, слово «каждый» имеет абстрактный характер, абстрактный в том смысле, что любой человек находится не только в «общечеловеческих» связях с другими людьми, но и, что особенно важно, в достаточно строго определенных политико-правовых связях с конкретных государством и его законодательством, являясь гражданином (подданным) такого конкретного государства. Тем самым, гражданину, имеющему в зависимости от типа государства, политического режима, господствующего в данном обществе, особенностей политико-правового статуса этого гражданина, различный «набор» прав и свобод, корреспондирует и набор обязанностей государства (а в его лице и общества) по гарантированию этих прав и свобод, как естественных, так и социальных.

Но может ли государство гарантировать то же «образовательное» притязание гражданину другого государства? Не вдаваясь в подробности этой темы, ограничимся лишь замечанием, что в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании. 8

3. Право на образование, точнее, его осуществление предполагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания. Конечно, само общество никак не отчуждено от своей роли, поскольку речь идет все-таки о социализации (общей или профессиональной), однако основная роль принадлежит все же именно государству как ведущему социальному институту, определяющему вектор исторического развития общества и его этнонациональную, культурную, социально-экономическую, политико-правовую целостность, «самость». И когда в средствах массовой информации порою ставится вопрос, кто же должен главным «ответственным» за образование – общество или государство – такая постановка вопроса, на наш взгляд, в корне неверна. Иное дело, что конкретное государство на том или ином этапе своего развития в лице конкретных своих представителей (Президента, правительства, высших органов управления образованием) проводит непродуктивную, непродуманную стратегию своей политики в области образования, с чем мы сталкиваемся в последние годы в нашей стране. Однако, это никоим образом не ведет к выводу что государство как ведущий социальный институт «должно» быть исключено из числа субъектов управления образованием.

4. Всякое право, в том числе и право на образование является, в известном смысле, и обязанностью. Боле того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь в целом, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те – к появлению других прав и т.д. В других случаях мы видим, что некоторые права просто сливаются с обязанностями (примером тому может служить реализуемое педагогом право преподавать определенную дисциплину и одновременно его обязанность этого преподавания, но после того лишь, как между ним и образовательным учреждением будет заключен трудовой контракт).

Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста (этот возраст различен в разных странах), до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена частью 1 ст.43 Конституции РФ (см. выше). Такая же обязанность предусмотрена, скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины, частью 4 ст. 27 Конституции Испании, частью 2 ст.26 Конституции Японии и др. Другое дело, что обязательным в одних странах объявляется основное общее образование (Россия, Испания), в других – полное общее среднее образование (Украина), в третьих – начальное образование (Италия). А вот, например, по Конституции Польши обязательной является учеба для всех, не достигших 18 лет (часть 1 ст. 70). В той же части 2 ст. 26 Конституции Японии устанавливается обязанность всех, на чьем попечении находятся дети, обеспечить их образование, хотя о каком именно образовании идет речь, законом не оговаривается.

Анализ многочисленных текстов статей международных актов, конституционных актов различных государств, а также ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, изучение различных научных исследований и комментариев к законодательству, дают основания выделить, помимо сказанного, еще ряд важных черт этого права на образование.

Первое. Право на образование естьинтегральное право , которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека – социальным, культурным, гражданским (личным).Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование, как уже было показано, есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование как социальное право предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации.

Право на образование есть одновременно икультурное право. Ведь именно через образование и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры, в частности. Именно образование есть определяющий фактор формирования у человека и им самим личной гражданской, политической, правовой, нравственной культуры, т.е. всего того, что и конституирует его как Личность.

Право на образование есть, наконец, игражданское ,личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Ведь человека, получившее общее образование, как известно, никто формально (юридически, в том числе Конституция РФ) не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования для продолжения учебы. Иное дело, что такое принуждение существует объективно в том смысле, что сама жизнь, потребности общества, потребности, наконец, самого человека, ставшим «зрелым», т.е. способным самостоятельно принимать социально значимые решения, гражданином после получения «аттестата зрелости», обусловливает необходимость выбора своего дальнейшего жизненного пути, а тем самым приобщения к конкретному виду профессиональной деятельности, ее критериями и требованиями. Тем самым человек оказывается в ситуациинеобходимости , т.е.обязанности выбора того или иногопрофессионального образования. Однако, законодательно, в т.ч. конституционно, гарантируется не обязанность, а именно возможность такого выбора, исходя из того, получение профессионального образования, равно как и общего, не является чьей-то привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения, способностей, вправе (имеет законодательно обеспечиваемую возможность) получатьлюбое образование.

Как можно видеть, в данном случае имеет место определенная коллизия, несоответствие между законодательными возможностями и объективными, практически (жизненно) обусловленными реалиями в области реализации права на образование. Об этих коллизиях и некоторых других, связанных с ними моментах, ниже будет сказано более подробно.

Второе. Право на образование естьконституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе.

Как и многие другие конституционные права человека и гражданина, право на образование представлено в Конституции РФ максимально обобщенном виде. Конкретизация этого права находит свое выражение в значительном образовательном нормативно-правовом массиве, в котором ведущее место занимаютзакон РФ «Об образовании» (1992) иФедеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Эти законодательные акты, равно как и подзаконные образовательные нормативно-правовые акты, выступающие источниками российского образовательного права, будут предметно рассмотрены в главе 4 настоящего пособия.

Третье. Право на образование естьправо относительное. В теории прав человека выделяютсяабсолютные (основные) права человека и праваотносительные. Критерием такого различения выступает возможностьограничения того или иного права федеральным законодательством, в том числе в условиях в условиях чрезвычайного положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ).


Абсолютные права – это права, которые не могут быть ограничены (введение такого ограничения, повторим, возможно только федеральным законом) вообще и даже в условиях такого чрезвычайного положения. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ к таким абсолютным правам относятся, например,право на жизнь, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания и др.Относительные права – права, которые могут федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция РФ включает и право на образование. Это означает, что данное правоможет быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.

Четвертое. Право на образование –право всеобщее. На данную особенность уже было обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем, что право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен представляет интерес, прежде всего, для социологической науки, хотя эдукологические, педагогические и правовые исследования тоже не могут обходить его.

Пятое. Право на образование предполагаетдоступность образования для каждого. Доступность образования – это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность образования органически связана с всеобщностью соответствующего права. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.


Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается и другим противоречием - усилением неравенства в доступе к образованию в том плане, что государство должно хотя бы не создавать дополнительные финансовые трудности лицам, которые хотят получит или уже получают образование.

Другое противоречие тесно связано с предыдущим и отражает усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений. Объективно увеличивающиеся запросы системой образования по финансированию своего развития сопровождается сокращением финансового обеспечения государством даже «своего» – государственного – сектора системы образования. Ярким тому примером может служить принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон № 122-ФЗ, в соответствии с которым государство ясно дало понять, что оно все дальше, прежде всего, в финансовом отношении, отдаляется от нужд образования.

Более подробно доступность образования раскрывается в п.3 ст. 2 закона РФ «Об образовании» как принцип, на котором основана образовательная политика государства и общества. В этом законе, в отличие от Конституции РФ, доступность образования как принцип образовательной политики получила юридическое закрепление в иной формулировке, а именно какобщедоступность образования. В ст. 5 того же закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального положения; места жительства; отношения к религии, убеждения; партийной принадлежности; наличия судимости. Не вдаваясь в детали логико-понятийного анализа, можно констатировать, что основное содержание обоих понятий – «доступность образования» и «общедоступность образования» – практически совпадает.

Как можно видеть, доступность образования в законодательном конституционном) смысле определяется двумя основными факторами, опосредующими функционирование системы образования: политикой государства в этой сфере, характеристика которой дается в следующем разделе, и уровнем материального благосостояния его граждан, которое в наше время является едва ли главным неюридическим ограничителем права на образования.

Жидкостное образование правого яичника возникает чаще, чем левого.

Причины жидкостных образований придатков

Чаще всего жидкость в яичнике обнаруживается у женщин после 40 лет, но может появиться в любом возрасте. Большинство ученых считает, что патология возникает из-за гормонального дисбаланса. Причем киста в малом тазу может сформироваться как в результате естественной перестройки организма, так и на фоне приема гормональных средств.

Жидкостное образование левого яичника может появиться в результате нарушения овуляции, когда пузырек, наполненный жидкостью, не разрывается, его содержимое не попадает в брюшную полость, а остается в фолликуле, в результате чего формируется фолликулярная киста яичника. Такая патология, как правило, проходит сама. В большинстве случаев с ней сталкиваются женщины детородного возраста. Фолликулярная киста носит доброкачественный характер, увеличивается в размерах вследствие растяжения стенок (за счет скопления внутреннего содержимого) и чаще всего случайно выявляется во время УЗИ.

Жидкостные образования в придатках могут появиться на фоне длительно протекающего воспалительного процесса, обусловленного переохлаждением. Если женщина страдает от слабого иммунитета, то патология, как правило, протекает с осложнениями. Киста в малом тазу нередко формируется вследствие эндометриоза.

Образование в яичнике у женщин может появиться на фоне застойных явлений в области малого таза, обусловленных неправильной работой почек. Пусковыми факторами для развития патологии, при наличии склонности к ней, часто становятся: нервные потрясения, несбалансированное питание, нарушение режима труда и отдыха и т. д.

Виды жидкостных посторонних включений в яичниках

Когда говорят, что в придатках имеются жидкостные образования, то речь идет кистах, которые могут длительное время никак себя не проявлять. Существуют следующие их виды:

  1. Дермоидная киста яичника нередко развивается у плода при беременности матери. Это постороннее включение заполнено жидкостью и зачатками кожи, волос и других тканей ребенка. Иногда оно появляется в течение жизни.
  2. Фолликулярное образование формируется на фоне гормонального сбоя, при котором овуляция осуществляется не полностью, а фолликул наполняется жидкостью, постепенно увеличиваясь в размерах.
  3. Муцинозная - заполнена слизистым содержимым. Ее опасность заключается в возможности злокачественного перерождения. В большинстве случаев такое постороннее включение формируется в период климакса.
  4. Параовариальная киста представляет собой тонкостенное новообразование, которое является малоподвижным и чаще всего никак себя не проявляет, имея небольшие размеры.
  5. Лютеиновое новообразование возникает сразу после овуляции вследствие нарушения процессов кровообращения в тканях придатка. Факторами, провоцирующими ее развитие, являются строгая диета и существенные физические нагрузки.
  6. Эндометриоидное жидкостное новообразование формируется из-за внедрения в ткань придатка клеток эндометрия, и иногда приводит к развитию бесплодия. Среди других жидкостных образований яичников она встречается довольно часто.
  7. Многочисленные кисты яичников, которые обусловлены СПКЯ. Гормональные отклонения приводят к нарушениям репродуктивной функции и появлению в придатках указанных образований, заполненных жидкостью.
  8. Серозная цистаденома с водянистым прозрачным содержимым светло-желтого цвета. Она редко трансформируется в раковую опухоль и встречается довольно часто.

Признаки жидкостного новообразования

Помните! Рассказать, что это такое жидкостное образование правого или левого яичника и как его лечить, может только врач. Однако своевременно пройти УЗИ, позволяющее обнаружить кисту придатка, под силу каждой пациентке. К сожалению, небольшие посторонние включения в малом тазу никак себя не проявляют, поэтому заподозрить их сложно.

По мере развития патологии у женщины, как правило, появляются следующие симптомы:

  • кровотечения из половых путей вне менструаций;
  • болезненность в животе;
  • рвота и/или тошнота;
  • ановуляция;
  • чувство вздутия живота;
  • боли во время интимной близости;
  • нарушения цикла;
  • проблемы с опорожнением кишечника;
  • учащенные позывы к мочеиспусканию;
  • болевой синдром в области бедра или в нижнем сегменте спины.

Указанные проявления не всегда указывают на наличие жидкостного образования и довольно часто выступают проявлениями других гинекологических патологий, например, миомы матки.

Диагностика патологии

Жидкостное включение в правом или левом яичнике часто обнаруживается во время УЗИ. Для выявления причины патологии проводится исследование крови на гормоны. Это позволяет назначить эффективную терапию лекарственными препаратами. Чаще всего у пациенток, страдающих от кист придатков, имеются нарушения цикла.

Если врач полагает, что образование может самопроизвольно рассосаться в течение нескольких месяцев, то он рекомендует женщине сделать УЗИ в динамике, чтобы проконтролировать развитие патологии. Однако при появлении неприятных симптомов, осложнений, если имеется риск развития злокачественного процесса, осуществляется лечение.

Чтобы исключить наличие онкологии, пациентке необходимо сдать кровь на онкомаркеры С-125 и СА-19-9. Следует помнить, что положительные результаты таких анализов не всегда говорят о раке яичников и могут указывать на злокачественное поражение других органов. Наиболее достоверным исследованием для выявления рака придатков считается гистология.

Как лечить жидкостное образование левого или правого яичника

Если речь идет о функциональной кисте, то с большой долей вероятности она может исчезнуть сама в течение нескольких менструальных циклов. Тогда, когда образование не регрессирует, осуществляется его лечение, тактика которого определяется возрастом пациентки и другими факторами.

Как правило, период, в течение которого проводится динамическое наблюдение, составляет 3 месяца. Чтобы ускорить процесс исчезновения кисты, гинеколог может назначить гормональные средства, а при болевом синдроме – обезболивающие препараты. Посторонние включения больших размеров, или обладающие вероятностью трансформации в раковую опухоль, удаляются хирургическим путем.

Жидкостное образование левого яичника (или правого) иссекается лапароскопическим или лапаротомическим путем. Операция показана и тогда, когда у женщины, которая хочет забеременеть, имеется СКПЯ, а консервативное лечение неэффективно. Срочное хирургическое вмешательство проводится при перекруте ножки кисты яичника, а также при других осложнениях.

Тогда, когда в яичниках имеются жидкостные образования, это свидетельствует о наличии кист (например, при СКПЯ). Единичное постороннее включение может указывать на функциональный характер патологии. Комплексное обследование позволяет поставить точный диагноз и назначить пациентке правильное лечение.

Анализ овариального резерва яичников

Причины и лечение увеличения левого яичника

Добавить комментарий Отменить ответ

Отправляя сообщение, вы даете согласие на сбор и обработку персональных данных. См. текст Соглашения

Правосторонняя овариальная киста: виды, симптомы и лечение

Киста правого яичника – это опухолевидное образование, которое имеет отграниченную капсулу и полость, заполненную жидкостью или другим содержимым. Полость кисты покрыта изнутри эпителием. На долю овариальных кистозных опухолей приходится около 25% всех новообразований женских органов.

Классификация овариальных кистозных образований

Наиболее распространены следующие виды кистом:

  • функциональные (лютеиновые и фолликулярные);
  • эпителиальные (серозные и псевдомуцинозные);
  • эндометриоидные;
  • дермоидные.

Перечисленные образования чаще возникают во время полового созревания и у женщин в пременопаузе, когда происходит гормональная перестройка организма. Дермоиды могут быть обнаружены в любом возрасте, даже у новорожденных девочек, так как они связаны с нарушением эмбрионального гистогенеза.

Причины появления кистомы правого яичника

Многие женщины задаются вопросом, откуда у них появилась киста правого яичника: причины возникновения данного образования точно не известны. Главная роль отводится гормональным нарушениям организма.

Факторы риска

Наиболее подвержены заболеванию женщины, имеющие следующие факторы риска:

  1. нерегулярный месячный цикл;
  2. раннее и позднее менархе (начало менструаций);
  3. наступление климакса позднее 50 лет;
  4. хронические процессы в половых органах (сальпингоофорит, эндометрит, хронические венерические инфекции);
  5. бесплодие;
  6. привычное невынашивание.

Риск кисты правого или левого яичников также повышен у женщин, которые после родов не занимались грудным вскармливанием.

Важно: если у вас есть какие-либо из этих факторов, следует проходить осмотр у гинеколога два или более раз в год.

Симптомы правосторонней кисты яичника

Большинство кистозных овариальных опухолей не имеют симптомов, пока их размеры не становятся слишком большими. Женщина может предъявлять жалобы на болезненные ощущения в низу живота или дискомфорт, причем больше справа. Боль иногда распространяется на нижнюю конечность. У 20% больных симптомы кисты правого яичника проявляются нарушением репродуктивной функции. Иногда бесплодие является главной причиной похода к врачу.

Другой признак кисты – нерегулярные менструации. Могут быть частые задержки, кровотечения между месячными. Женщину иногда беспокоят нагрубание грудных желез, запоры, учащенное мочеиспускание. Острая боль в животе возникает при таких осложнениях кисты, как перекрут ножки или перфорация капсулы.

Осложнения кисты в правом яичнике

Многие кистомы способны приводить к бесплодию, особенно если они поражают оба яичника. Другое осложнение – малигнизация. Рак яичника чаще всего осложняет серозную цистаденому папиллярного типа. Этот вид опухоли отличается наличием на внутренней ее стенке небольших выростов или сосочков, которые представляют собой гиперплазию эпителия.

К острым осложнениям кисты в правом яичнике относятся перекрут основания и разрыв стенки с выходом содержимого и крови в брюшную полость. Эти состояния могут привести к развитию воспаления брюшины и образованию межкишечных абсцессов или спаек.

Важно: при любых симптомах со стороны половой системы необходимо проконсультироваться у гинеколога. Чем раньше опухоль диагностирована, тем легче ее вылечить без каких-либо последствий.

Нерегулярные менструации - один из признаков кисты яичника

Диагностика овариальных цистаденом и кист

Наличие кисты гинеколог может предположить уже при бимануальном исследовании. При пальпации рядом с придатками обнаруживается округлое эластичное плотноватое образование с гладкой поверхностью. Оно может быть слегка болезненным. Для подтверждения диагноза проводят ультразвуковое исследование и рентгенографию. УЗИ позволяет иногда предположить вид опухоли. Например, двухкамерная или многокамерная киста правого яичника может представлять собой псевдомуцинозную кистому. Серозная цистаденома обычно имеет одну камеру.

При затруднениях в постановке диагноза могут проводиться МРТ или КТ. Если симптомы осложненной кистомы напоминают аппендицит, то для дифференциальной диагностики делают пункцию заднего влагалищного свода.

Лечение кистом правосторонней кисты яичника

При кистах правого яичника симптомы во многом определяют лечение. Если имеются проявления осложненной опухоли, то метод выбора – открытая лапаротомия. Во время операции осматривают брюшную полость и ее органы, удаляется содержимое кисты. Образование иссекается на границе здоровой ткани. Если это возможно, яичник пытаются восстановить. Когда имеются признаки злокачественности (метастазы, сосочковые выросты на стенке), удаляют все придатки и расположенные рядом лимфоузлы. Иногда приходится удалять и матку.

Если нет остро возникших проявлений, при выборе способа лечения учитываются:

  • размер кисты,
  • ее происхождение и форма,
  • возраст больной,
  • сопутствующие заболевания.

При образованиях маленького размера (до 6 см) без признаков злокачественности часто проводят гормональную терапию. Если за курс кистома уменьшается или исчезает, то консервативное лечение продолжают еще несколько месяцев. Когда опухоль не поддается медикаментозному лечению и увеличивается в размерах, выполняют операцию. Предпочтение отдается малотравматичному методу вмешательства – лапароскопии.

При некоторых кистозных опухолях гормональное лечение не может принести результата. Например, при дермоиде. В полости этой кисты находятся волосы, кости, жировая ткань, которые не могут исчезнуть самостоятельно. Поэтому при дермоидной кисте на правом яичнике лечение всегда хирургическое.

для ознакомления, консультация с лечащим

  • Болезни почек
  • Диагностика
  • Анатомия почек
  • Очистка почек
  • Мочекаменная болезнь
  • Нефрит
  • Нефроптоз
  • Нефроз
  • Киста почки
  • Другие болезни
  • Почечная недостаточность
  • Анализ мочи
  • Болезни мочевого пузыря
  • Мочевой пузырь
  • Мочеточники
  • Мочеиспускание
  • Цистит
  • Мужские болезни
  • Простатит
  • Аденома простаты
  • Предстательная железа
  • Женские болезни
  • Киста яичника

Материалы сайта несут ознакомительный характер, при любых вопросах, связанных со здоровьем,

Чем опасно жидкостное образование в яичнике

После прохождения УЗИ некоторые женщины обнаруживают, что яичник содержит жидкостное образование. Далеко не всегда в таких случаях следует бить тревогу, ведь такого рода киста часто проходит сама собой вместе со следующим месячным циклом.

Опасность подобные образования вызывают в случае, если наблюдается:

  • Боль после и во время полового акта;
  • Тянущие боли во время физической нагрузки;
  • Тошнота и т.д.

В таком случае можно говорить о развитии новообразования и необходимости его детального обследования. Следует сказать, что жидкостное образование левого яичника или правого характерно для женщин после сорока лет, однако может быть обнаружено в любом возрасте.

Причины новообразований в яичнике

Подобные новообразования довольно распространены, однако изучить природу их возникновения до сих под довольно трудно. Однако можно сказать определенно, что жидкостное образование в яичнике является следствием гормонального сбоя. Природа этого сбоя может быть как патогенной, вызванной самим организмом, так и искусственной, возникшей как следствие приема гормональных препаратов.

Независимо от причины возникновения патологии, она нуждается в дальнейшем обследовании и изучении, в противном случае могут наблюдаться следующие последствия:

Диагностика и лечение образований в яичнике

Базовые обследования, проводящиеся, когда подозревается жидкостное образование левого яичника, сводятся к УЗИ и анализу крови на гормональный фон. Такой подход позволяет получить общие данные о состоянии организма и назначить дальнейшую терапию. В большинстве своем, у женщин с такой патологией нарушается менструальный цикл и овуляция, страдает, в первую очередь, репродуктивная, а затем и прочие системы человека.

Если организм склонен к возникновению новообразований, тогда к развитию аномалии его могут подтолкнуть стрессы, образ жизни, неправильное питание, несоблюдение режима работы и отдыха и т.д. Если у вас обнаруживается фолликулярная киста или жидкостное образование в правом яичнике, следует немедленно обратиться за помощью к специалистам.

Когда вы озабочены проявлением тех или иных симптомов заболевания или обнаружилось, что яичник содержит жидкостное образование после обследования УЗИ, то вам необходимо записаться на прием к специалисту.

Гормон кисспептин уже два десятка лет является объектом внимания исследователей.

Тренд современного мира – молодость, молодость и еще раз молодость.

В стародавние времена методов точной диагностики бесплодия не существовало.

  • Бесплодие
    • Диагностика бесплодия
    • Женское бесплодие
    • Мужское бесплодие
    • Лапароскопия
  • Всё об ЭКО
    • ЭКО по ОМС
    • ЭКО по квоте
    • Технологии и программы
    • Статистика
    • Эмбриология
    • Психология
    • Личные истории
    • ЭКО и религия
    • За рубежом
    • Клиники: беременность после ЭКО
    • Беременность и роды после ЭКО
  • Донорские программы
    • Донорство ооцитов
    • Донорство спермы
  • Суррогатное материнство
  • Искусственная инсеминация
  • Образ жизни
    • Питание и диеты
    • Красота и здоровье
    • Известные люди
  • Фармакология
  • Дети
    • Здоровье
    • Психология и развитие
    • Усыновление
  • Законодательство
    • Нормативные акты
    • Типовые документы по суррогатному материнству
  • Полезная информация
    • Глоссарий
    • Справочник заболеваний
    • Рейтинг клиник
    • Калькуляторы
    • Интересное
    • Опросы

Все материалы, размещенные на интернет-сайте www.probirka.org , в том числе названия разделов,

являются результатами интеллектуальной собственности, исключительные права на которые

принадлежат ООО «СвитГрупп АйТи».

Любое использование (включая цитирование в порядке, установленном статьей 1274 Гражданского

кодекса РФ) материалов сайта, в том числе названий разделов, отдельных страниц сайта, возможно только посредством активной индексируемой гиперссылки на www.probirka.org.

Словосочетание «ПРОБИРКА/PROBIRKA.RU» является коммерческим обозначением, исключительное право использования которого в качестве средства индивидуализации организации принадлежит ООО «СвитГрупп АйТи».

Любое использование коммерческого обозначения «ПРОБИРКА/PROBIRKA.RU» возможно только в порядке, установленном пунктом 5 статьи 1539 Гражданского кодекса РФ.

©, ООО «СвитГрупп АйТи» ,16+

Г. Москва, ул. Октябрьская, д.98, стр.2

Киста правого яичника: причины образования, типы, симптомы, диагностика, лечение

Часто женщина не подозревает о существовании кисты на яичнике, а потом при очередном визите к гинекологу узнает о патологии. Киста не опасна, пока она маленькая. Но неизвестно, когда она начнет увеличиваться, и тогда осложнения бывают очень серьезными. Чаще обнаруживается киста на правом яичнике. Это, скорее всего, объясняется тем, что он лучше снабжается кровью, чем левый. Именно поэтому и осложнения здесь возникают чаще. При лечении делается все, чтобы не лишать молодую женщину возможности забеременеть и благополучно родить.

Типы кист

Киста яичника представляет собой полость, образующуюся за счет растяжения оболочки в каком-либо его участке. Существует несколько видов новообразований, которые отличаются по происхождению и характеру содержимого.

Замечено, что кисты на правом яичнике возникают чаще, чем на левом. Он функционирует более активно, так как лучше снабжается кровью благодаря близкому расположению к брюшной артерии. С кровью в яичники поступают гормоны, вырабатываемые гипофизом (ФСГ и ЛГ), которые непосредственно регулируют происходящие в них процессы. В правом яичнике чаще созревают доминантные фолликулы. В нем более активно происходит выработка гормонов.

Функциональные

Различают два типа кист яичника: функциональные и нефункциональные.

Функциональные непосредственно связаны с происходящими в яичниках гормональными процессами, образуются в определенной фазе цикла. К ним относятся:

  1. Фолликулярная киста. Она образуется в оболочке доминантного фолликула в первой фазе цикла.
  2. Лютеиновая киста. Возникает после овуляции в желтом теле, которое образуется в лопнувшем фолликуле после выхода яйцеклетки.

Особенность состоит в том, что функциональные кисты могут исчезать самостоятельно после того, как гормональный фон приходит в норму. Как правило, образуются такие кисты на правом яичнике.

Нефункциональные

Нефункциональные. Такие новообразования сами не исчезают, развиваются вне связи с процессами цикла. К ним относятся:

  1. Эндометриоидная. Образуется на поверхности яичника при попадании на него частиц слизистой оболочки матки (причиной является эндометриоз, который развивается в результате нарушения гормонального фона). За счет неравномерной структуры частиц в них образуются щели, которые заполняются менструальной кровью. Свернувшаяся кровь имеет темно-коричневый цвет. Поэтому такую кисту яичника еще называют шоколадной.
  2. Параовариальная. Образуется из рудиментарного придатка яичника. Киста связана с телом яичника ножкой, располагается вблизи фаллопиевой трубы. Это врожденная патология, которая возникает у эмбриона в момент формирования репродуктивных органов. Рост опухоли происходит уже после полового созревания.
  3. Дермоидная. Образуется при внутриутробном развитии в момент формирования органов из зародышевых листков. Каждый из них содержит клетки определенного вида, из которых создаются различные ткани организма. Внутри обнаруживаются волосы, частицы кожи, костей, зубной ткани.

Нефункциональные кисты на правом яичнике обнаруживаются примерно с той же частотой, что и на левом. Функциональные, а также параовариальные новообразования относятся к ретенционным (образуются за счет растяжения оболочки секреторной жидкостью).

Видео: Как образуются функциональные кисты яичника

Причины образования

Основной причиной образования функциональных кист яичника является нарушение соотношения гормонов гипофиза и, соответственно, сбой в развитии доминантного фолликула.

Фолликулярная киста образуется при избытке фолликулостимулирующего гормона (ФСГ). Доминантный фолликул не разрывается, в нем накапливается секреторная жидкость, в конце концов, в его стенке образуется пузырь диаметром до 10 см.

Киста желтого тела образуется, если превышается норма содержания в крови лютеинизирующего гормона, стимулирующего его рост. Соотношение ФСГ/ЛГ может в течение 2-3 циклов самостоятельно восстановиться до нормы, в таком случае функциональная киста правого яичника исчезает. Если этого не происходит, то применяется гормональное лечение для нормализации фона.

Причиной таких нарушений являются воспалительные и инфекционные болезни матки и придатков, заболевания щитовидной железы и гипофиза, неправильный обмен веществ, истощение организма или ожирение. Причиной гормонального сбоя могут быть стрессы и наличие вредных привычек.

Эндометриоидная опухоль возникает в результате патологического разрастания эндометрия при избыточном содержании эстрогенов в организме. Нарушению способствует прием гормональных препаратов с целью контрацепции или проведения заместительной терапии. Способствует чрезмерному разрастанию эндометрия повреждение поверхности матки при воспалительных процессах, образование рубцов и спаек после оперативного вмешательства (абортов, выскабливания).

Примечание: Частицы эндометрия могут забрасываться с кровью в брюшную полость, если, например, женщина занимается сексом во время менструации. Причиной попадания таких частиц на яичники может быть повышение внутрибрюшного давления при подъеме тяжестей.

Параовариальные новообразования чаще всего начинают расти на фоне воспалительных процессов, после травм живота, операций в брюшной полости (например, удаления аппендикса). Причиной роста опухоли может быть перегревание нижней части тела (купание в горячей ванне), нарушение развития половых органов.

Дермоидная киста имеет генетическое происхождение. Ее рост начинается у женщины любого возраста. Провоцирующими факторами являются заболевания половых органов, воздействие токсинов на организм, в том числе никотина и наркотиков.

Как правило, киста правого яичника обнаруживается в репродуктивном возрасте, когда гормональные нарушения возникают наиболее часто. В группе риска находятся женщины, страдающие ожирением, бесплодием, менструальными нарушениями, имеющие вредные привычки и беспорядочные половые связи.

Осложнения при образовании кист

Заболевание протекает в 2 формах: осложненной и неосложненной. Осложнения возникают, если новообразование достигает размера 3 см и больше. Опасность представляют следующие состояния:

  1. Перекручивание ножки, прекращение кровоснабжения. Возможен некроз и заражения крови.
  2. Разрыв капсулы. Если она раздувается и лопается, то содержимое изливается в брюшную полость, что приводит к перитониту. Вместе с капсулой может разорваться оболочка яичника, произойдет его апоплексия.
  3. Геморрагия (внутреннее кровотечение). Такой процесс наиболее характерен именно для правого яичника, так как он имеет непосредственную связь с брюшной аортой. Возможно кровоизлияние внутрь яичника, а также в брюшную полость. Если геморрагическая киста крупная, кровотечение сильное, спасти женщину может только срочная операция.
  4. Малигнизация. В отдельных случаях происходит перерождение эндометриоидной или дермоидной кисты в раковую опухоль.

Как предупреждают врачи, главной причиной осложнений обычно становится несвоевременное обращение к врачу. Чувствуя недомогание, женщины нередко занимаются самолечением с помощью домашних средств, не зная диагноза, теряя драгоценное время. Нередко по совету знакомых они проводят прогревание нижней части живота, что категорически запрещается делать.

Последствиями могут быть нагноение содержимого, перитонит, сепсис, нарушение работы соседних органов, кровотечение, анемия, удаление яичника и бесплодие.

Кисты во время беременности и родов

При значительном увеличении опухолей наступление беременности затрудняется. Они могут провоцировать менструальные расстройства, отсутствие овуляции. Кроме того, новообразования способны перекрывать вход в маточные трубы, делая невозможным оплодотворение.

Если во время беременности обнаружена небольшая киста яичника с правой или с левой стороны (меньше 3 см в диаметре), то проводится постоянное наблюдение за ее развитием (лютеиновая киста, например, рассасывается нанеделе).

В случае быстрого роста и опасности перекручивания, геморрагии или иных осложнений новообразование удаляют. Если этого не сделать, то даже при отсутствии патологических процессов, увеличивающаяся киста может давить на матку, затрудняя рост и развитие плода, нарушая кровообращение. Это провоцирует прерывание беременности или преждевременные роды.

Во время родов потуги могут спровоцировать разрыв кисты и попадание ее содержимого в брюшную полость и родовые пути. При этом возникает ситуация, опасная для жизни женщины. Требуется проведение срочной полостной операции.

Видео: Киста желтого тела при беременности

Симптомы

Если киста правого яичника имеет диаметр меньше 2 см, то ее присутствия женщина не чувствует. Рост опухоли приводит к появлению тянущей боли в области паха с правой стороны.

Возникают нарушения цикла: усиление или ослабление менструальных кровотечений, задержки месячных, невозможность забеременеть. Появляются мажущие кровянистые выделения между менструациями за счет подтекания содержимого кисты.

Крупная капсула давит на соседние органы. При этом у женщины возникают запоры, метеоризм, затруднения при мочеиспускании. Давление на кишечник приводит к появлению тошноты, изжоги.

При воспалении кисты яичника, расположенной с правой стороны, возникают такие же симптомы, как и при аппендиците (режущие боли нижней части живота, болевые ощущения при пальпации этой области, тошнота, рвота). Поэтому в некоторых случаях может быть поставлен неточный диагноз, и картина заболевания проясняется уже в ходе операции.

Симптомами возникновения осложнений являются сильные боли в животе, повышение температуры, анемия, маточное кровотечение.

Диагностика и лечение

Кисты крупного размера обнаруживаются уже при пальпации. Для определения их размеров, локализации и вида используется УЗИ (наружное и трансвагинальное). Устанавливается также наличие или отсутствие беременности.

Чтобы узнать о скоплении крови в брюшной полости, проводится пункция задней стенки влагалища. Используется метод лапароскопии. При необходимости можно во время процедуры сразу удалить кисту.

Делают анализы крови на гормоны, онкомаркеры, анализы крови и мочи на наличие возбудителей инфекции.

Медикаментозное лечение проводится при обнаружении функциональных кист размером больше 5 см. Для этого используются препараты, содержащие эстрогены и прогестерон (жанин, дюфастон, джес), нормализующие гормональный фон. В случае обнаружения воспалительных процессов назначаются антибиотики.

Параовариальные, эндометриоидные и дермоидные кисты удаляют хирургическим путем, так как они не способны уменьшаться или рассасываться под действием лекарств. Чаще всего удаление производят лапароскопическим методом. Молодым женщинам обычно стараются сохранить яичник и детородную функцию.

Женщинам старше 45 лет может быть произведено частичное или полное удаление яичника, так как опасность злокачественного перерождения у них выше.

  • С этой статьей обычно читают

Бывает так, что женщина чувствует себя здоровой, но менструации у нее приходят с задержкой. Каждый раз она надеется, что это берем.

Киста яичника – это распространенная патология, которая почти всегда обнаруживается у женщин случайно. Как правило, она себя не пр.

Заболевания органов женской репродуктивной системы не всегда проявляются какими-то характерными симптомами. Например, на яичниках.

Кисты яичника опасны своими осложнениями. Некоторые виды таких новообразований способны со временем рассасываться самостоятельно и.

В яичниках происходит выработка женских половых гормонов, от которых зависит не только репродуктивная способность организма, но и.

Рак яичников – это одно из наиболее распространенных заболеваний репродуктивных органов. Образование опухоли связано с гормональны.

От состояния яичников зависит функционирование всей репродуктивной системы. Если они воспалены или имеются другие патологии, то у.

Воспалительные процессы, возникающие в женских половых органах, опасны тем, что могут быстро распространяться на всю систему, вызы.

  • Самое читаемое

Copyright ©17 Журнал для женщин «Просто-Мария.ру»

Любое использование материалов сайта возможно только при наличии прямой, активной ссылки на источник

– опухолевидное жидкостное образование, но с опухолью настоящей кисту связывает только внешний вид. Ретенционная киста – это своего рода мешочек, содержащий жидкость, метастаз у кисты не бывает. Ретенционное образование яичника – самая распространенная, но самая безобидная разновидность кисты.

Виды ретенционных образований

В основном ретенционное образование правого и левого яичника являются доброкачественными, в редких случаях некоторые из них способны перерождаться в онкологические заболевания. Существует два основных типа ретенционных образований:

  1. . Делят на два подтипа – фолликулярная киста и киста желтого тела. Это самый часто встречающийся тип кисты, встречается чаще у женщин, готовым к деторождению, и реже - у женщин после климакса и у новорожденных.
  2. Эндометриоидная киста . Эндометриоз – патология, при которой внутренняя часть матки находится за пределами органа. Такие образования еще называют «шоколадными» из-за темно-коричневого цвета. Симптомами такой кисты является тошнота, приступы боли в животе при менструации. Нередко случается и потеря сознания.

Лечение ретенционной кисты яичника

Адекватное лечение ретенционного образования левого и правого яичника может прописать только гинеколог. Существует два действенных метода лечения таких образований:

  1. Наблюдение – некоторые ретенционные образования способны рассасываться сами собой спустя несколько месяцев. Если ваш гинеколог предложил вам прийти на повторное УЗИ через несколько месяцев, значит, он выбрал выжидательную позицию. Возможно, при повторном посещении кабинета УЗИ кисты на снимке вы уже не увидите.
  2. Удаление – этот вид лечения назначается при ярко выраженных проявлениях симптомов – сильной боли, тошноте, больших размеров образования. Ретенционная киста правого и левого яичника также может быть оперативно удалена для точного определения того, что она не является злокачественной.