Око за око, зуб за зуб - жестокий закон или величайшая справедливость? «Око за око, зуб за зуб» и другие выражения, которые пришли из Библии.

Мир вам Уральский!К сожалению,я не потомок иудеев.По духу,да,еврей,так как мы язычники привились к Божьему народу,к Израилю,к природной маслине,как говорится в Послании к Рим.Кровь Христа проливалась и за наши грехи,и за еврейские.Бог весь мир назвал виновным,независимо от национальности.Обвинять евреев в собственных проблемах пытались многие ребята:Аман из книги Даниила,черносотенцы из России,мусульманские экстремисты,Адольф Гитлер и многие другие,подобные им(они плохо закончили).Сначала обвиняют,потом погромы,уничтожения,холокосты и так далее.Современные проблемы,спровоцированы не,какой-то нацией,а человеческим грехом,которым подвержены все на планете земля.Есть такая духовная болезнь,называется-антисиметизм.Вы случайно ей не заражены?И скажите пожалуйста,а какой вы вообще веры?С любовью,Александр!

В чем суть спора я так и не понял...статья ниочем....все вроде просто раньше око за око(но и тогда указывалось что в случае кражи или еще чего нада было возмещать в нескоко раз больше...а в случ непредумышленого убииства виновный мог уити в спец город для таких как он чтоб его не настигло око...то есть трезво расматривался каждый случай)сеичас все просто нада прощать.....а о чем вы спорите непонятно

Мир вам Уральский!Объясните пожалуйста,уважаемый Уральский,поподробнее следующие 2 пункта,особенно выделенные слова:Это наверное не потомки Авраама, после получения заповедей Моисея, уничтожали народы и изгоняли их с насиженных земель, из построенных теми городов, прикрываясь при этом БОЖЬИМ СЛОВОМ.Конечно это не про распявших на кресте НЕВИННОГО, ТЕМ САМЫХ ЛИШИВШИХ БЛАГОДАТИ СЕБЯ И СВОИХ ПОТОМКОВ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 20 ВЕКОВ РЕЧЬ ИДЕТ В МАТЕРИАЛЕ.

Это наверное не потомки Авраама, после получения заповедей Моисея, уничтожали народы и изгоняли их с насиженных земель, из построенных теми городов, прикрываясь при этом БОЖЬИМ СЛОВОМ?

Потомки Авраама через Исаака считают себя исключительным народом, правда и американский президент будучи негром по происхождению не так давно заявил об исключительности американской нации. Случайная параллель?

Но исключительность проявляется не в том, чтобы стоять на центральной площади и бить себя в грудь восхваляя и превознося свои как истинные так и мнимые заслуги.

Святость того или иного человека или народа проявляется через то, что люди НЕСУТ БЛАГО для всех, кого их взор касается.

А Что произошло после того, как Моисей почил?
Народ который он вел, начал гнать иные народы с насиженных мест и прогонять их из городов теми построенных. Гнать и УНИЧТОЖАТЬ. И это вместо того, чтобы осесть мирно на землях не занятых другими народами. Уже тогда сколько людей они погубили, только что получив заповедь "НЕ УБИЙ". Прочти сам о деяниях Иисуса Навина.

Конечно это не про распявших на кресте НЕВИННОГО, тем самых лишивших благодати себя и своих потомков более чем на 20 веков речь идет в материале.

Последний пророк, которого признали иудеи жил примерно 24 века назад, его имя Малахия. После этого последней попыткой Небес наставить на путь истинный народ иудейский был приход того, кого зовут Христом. Чем это закончилось известно. Больше этот упрямый и своенравный народ не имел возможности получить достойного пророка и учителя до сего дня, похоже и не получит пока.

Вскоре после распятия Учителя был разрушен Храм, а спустя не очень много времени и народ иудейский был изгнан с насиженных мест, так же как и сам он поступил с местным населением - поступили и с ним. Закон ОКО за ОКО и ЗУБ за ЗУБ сработал.

Многие века иудеи были лишены собственного государства и это единственный народ, который во многих государствах подвергался частым преследованиям на протяжении веков.
То есть они были лишены благодати божьей не только за прошлые деяния.

Наверное всё понятно стало?

Язычникам в те времена и не снились такие законы, которые Бог дал евреям при Моисее. это вкратце.

Это наверное не потомки Авраама, после получения заповедей Моисея, уничтожали народы и изгоняли их с насиженных земель, из построенных теми городов, прикрываясь при этом божьим словом.

Это не к потомкам Исаака обращался Господь через пророков, пытаясь их вразумить и не про потомков Иакова говорил Господь, что они жестокие и не с поворотливой шеей (упрямые).

Конечно это не про потомков 12 колен можно сказать, что между последним приходом к ним Пророка и Учителя и предпоследним явлением Пророка было время пустыни, когда народ был лишен Божьего слова. А это было предупреждение о надвигающемуся времени пустыни, т.е без живого божьего Слова, которое наступило после принесения кровавой жертвы и до сего дня продолжается.

Конечно это не про распявших на кресте НЕВИННОГО, тем самых лишивших благодати себя и своих потомков более чем на 20 веков речь идет в материале. Кстати в материале без единой ссылки на первоисточник.

Мир вам Уральский!1. Американцы сами называют себя исключительной нацией,так сказать самопровозглашённая исключительная нация.Евреев,БОГ НАЗВАЛ,ОСОБОЙ НАЦИЕЙ,это Его народ,это Его первенец,Он их избрал,Он заключил с ними Завет и так далее,много можно писать.В Писании множество мест,в которых говорится о особости еврейского народа,это особый народ,это единственный народ,который поклонялся Богу и знал Бога,а мы язычники привились к нему.2. Уничтожали народы евреи,именно по Слову Божьему.Бог им сказал их уничтожить.Мало того,те народы,которые они не уничтожили,потом вовлекали их в язычество,в поклонение иным богам и в те вещи,за которые Бог уничтожил эти народы:колдовство,сатанизм,гомосексуализм,скотоложество,инцест,принесение своих детей в жертву дьяволу и так далее.3. Иисуса распяли евреи и язычники,все вместе в этом участвовали,в том числе мы с вами тоже Его распяли.Потому-что мы с вами грешили и грешим и Иисус был вынужден умереть за грешников,в том числе и за нас.Благодати они себя не лишали,потому-что первая церковь была из евреев и на протяжении 2 тысяч лет были евреи,которые принимали Иисуса,как Мессию.И благодати невозможно лишиться,можно её отвергнуть,но лишиться нельзя.Тем более мои потомки не могут за меня лишиться благодати,как вы здесь написали о евреях.Достойные пророки,учителя у них были и после Иисуса и сейчас есть.Это спасённые евреи,которые стали учителями,пророками,апостолами и так далее,через которых Бог вразумляет спасённых евреев и они были изгнаны не из-за уничтоженных народом,а из-за своего непослушания,но это был план Божий,потому-что сейчас наше время,язычников для спасения.Придёт время и весь Израиль спасётся.Также это не единственный народ,который подвергался гонению во всех государствах.Ещё был один народ-народ Божий-христиане.Их гнали во всех странах мира.И евреев гонит не Бог,их гонит дьявол,всегда,во все времена.Посмотрите на те организации,которые гнали их,это всегда были организации управляемые дьяволом.Дьявол ненавидит евреев.Бог их любит.Бог сказал в своём слове:злословящий Авраама,будет проклят мною.Кто касается евреев,касается зеницы ока Моего.То есть,он так соединён со своим народом,что вся боль,убийства,пытки и гонения лично касаются Его.Это очень кратко об еврейском народе.Уважаемый Уральский,у вас сказано:то есть они были лишены благодати Божьей за прошлые деяния.У ВАС В КОРНЕ НЕ ВЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ БЛАГОДАТИ,благодать-это незаслуженный дар,незаслуженное благоволение,незаслуженный подарок,ТО ЕСТЬ НЕ ЗА ДЕЛА(деяния).Начните изучать учение о благодати.С любовью,брат Александр!

Я так понял что ты потомок иудеев, поэтому так восхваляешь их.

Когда иные похвалят тебя-их тогда радуйся, а пока не чем хвалиться иудейскому народу. Кровь Христа и пророков до сих на них тяжким ярмом. Так они сами порешили 20 веков назад.

Да и современные проблемы мира во многом спровоцированы современными иудеям - магнатами финансового мира.
Они живут по принципу: " ЧЕМ хуже иным, тем лучше им".
Всего доброго на поприще познания истины.

Мир вам,уважаемый Уральский!Вы много написали мне в личке.У меня волосы дыбом встали от той каши,что находится у вас в голове.1. Вы говорите,что я не в теме про евреев,про их "губительную" роль на планете Земля.Эту тему я изучаю больше 20 лет и много я читал,слышал и про РОКФЕЛЕРОВ,ПРО МАСОНОВ И Т.Д. Про протоколы сионских мудрецов(что является фальшивкой)Писание говорит,что не какие-то евреи управляют мировым злом.Это делает дьявол,а не представитель какой-то нации.2. вы говорите о святых о Ное и т.д.,что они спустились с небес.Это не христианское учение.вы называете святыми Будду,Саи Баба.Саи Баба-это сатанист.Будда тоже из преисподней,это антихристианское учение они не обрели бессмертие,и мне вообще страшно что у вас в голове и в сердце.А святые,это все христиане,которые ПОКАЯЛИСЬ,РОДИЛИСЬ СВЫШЕ,ОМЫТЫ,ОЧИЩЕНЫ И ОСВЕЩЕНЫ СВЯТОЙ КРОВЬЮ ИИСУСА ХРИСТА И СВЯТЫМ ДУХОМ,ТОЛЬКО ПОЭТОМУ ОНИ СВЯТЫЕ.Уважаемый Уральский,я против вас лично ничего не имею,просто хочу донести вам истину.ВЫ НЕ НАХОДИТЕСЬ В ХРИСТИАНСКОМ УЧЕНИИ.ВЫ НЕ ХРИСТИАНИН В НОВОЗАВЕТНОМ ПОНИМАНИИ ЭТОГО СЛОВА.ВЫ БОЛЕЕТЕ АНТИСИМЕТИЗМОМ.ВАМ НУЖНО ПОКАЯНИЕ И РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ В НОВОЗАВЕТНОМ УЧЕНИИ,А НЕ В ТОЙ КАШЕ,ЧТО У ВАС В ГОЛОВЕ.С любовью,Александр!p.А ВСЁ ЧТО Я ВАМ ПИСАЛ ПРО ЕВРЕЕВ ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ ТОЖЕ-ВСЁ ПО СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ!ЖЕЛАЮ ВАМ ТАКЖЕ СТРОИТЬ ЖИЗНЬ НА СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ.

Вы много написали мне в личке.У меня волосы дыбом встали от той каши,что находится у вас в голове.

Мне было неприятно обсуждать то, что написано в ЛС здесь на форуме.

Вообще-то это просто НЕ ПОРЯДОЧНО выносить личное на всеобщее обозрение без согласия автора . Личная переписка - это дело личное, будь более благоразумен в следующий раз.

Но если посчитал возможным на конфиденциальное ответить публично, позволь поднять брошенный мне камень и вернуть его в твой огород, откуда он прилетел.

1. Не бери на себя ответственность утверждать показывая на светильник, что это тьма, тем более если не получаешь информацию СВЫШЕ относительно тех или иных лиц или событий, иначе получается, что говоришь много, голословно и не обдуманно.
Для последователя Христа - это не позволительная роскошь, наполняющая его слова лукавством и поверхностным суждением.

2. Не пытайся утверждать, что каждый, кто примкнул к христианам - это светильник.
Христос просто сказал, что многие будут призывать его имя, а он скажет не знаю вас, поэтому моли Бога, чтобы не оказаться среди подобных.

3. О христианском учении. В современных церквях нет ЕДИНОГО ПОНИМАНИЯ УЧЕНИЯ ХРИСТА. Каждое течение, группа и даже индивидуум толкует Библию по своему. Поэтому если нет единого понимания, то нет единого христианского учения. Имеется учение Христа, которое многие воспринимают по своему, т.е. с сильными искажениями.

Более того многие христиане чаще цитируют Ветхий Завет, чем слова Христа, обрати внимание на свой комментарий, что указывает что они не совсем осознают ценность учения Христа, ставя слова иных выше слов УЧИТЕЛЯ.

4. Есть ЕДИНЫЙ ЗАКОН БОЖИЙ , он существует для всего человечества, он ЕДИН ДЛЯ ВСЕХ РЕЛИГИОЗНЫХ и вне религиозных групп, хотя многие его воспринимают ИНДИВИДУАЛЬНО, а значит усеченно и с большими искажениями или только в виде определенной религиозной доктрины. Поэтому с ним обстоит дело примерно так же, как и с едиными христианским учением - он каждым воспринимается не полностью и с искажениями. Воспринимающих учение Христа достаточно полно - единицы, аналогично и с ЗАКОНОМ Божьим, не путай с заповедями Моисея. Часть не вбирает целого, но целое много больше своей части.

5. Христос сказал просто ПО ПЛОДАМ узнаете их, он не сказал по писанию, а сказал по результатам деятельности, которая приносит плод. Поэтому суди о человеке, о событии, о группе людей и т.д. не потому, что кто-то об этом говорит или когда - то сказал, а суди по результату. Не может доброе древо давать кислые плоды и наоборот.

Проси у Бога милости, чтобы дал тебе различение и возможность отличать доброе от худого, в какие бы одежды они не рядились.

Если надумаешь продолжить дискуссию, то Л.С. к твоим услугам, пользуйся этим благом администрации сайта и не засоряй сооб. информацией которая носит личный характер.

Выражение зуб за зуб довольно простое и понятное, как третий закон Ньютона. Означает оно равноценное воздействие за нанесенный ущерб, несет негативный оттенок, связанный с местью, борьбой, дракой, выяснением отношений и тп.

Известная всем фраза око за око, зуб за зуб приписывается библии, но на самом деле имеет значительно более древнее происхождение. У всех народов, у всех людей на земле есть понятие справедливости и справедливого возмездия, которое предполагает равноценный ответ за нанесенную обиду, оскорбление или любой другой ущерб. В основе своей это выражение образное и не предполагает впрямую выбивание зубов или лишения зрения, а лишь говорит о том, что «отниму у тебя столько же, сколько и ты у меня». Хотя в дикие времена средневековья и ранее, возможно такая мера суда, точнее, самосуда, и имела место. То есть преступнику, выбившему человеку зуб, сломавшему руку, нанесшему увечья должно было понести телесное наказание точно такое же. В ответ на причиненное зло причинялось точно такое же зло.

Интересно, что призывающее к справедливому возмездию выражение «зуб за зуб» имеет только негативный оттенок, его никогда не используют в смысле «платить добром за добро в равной мере».

С выражением зуб за зуб впрямую связано выражение иметь зуб . Иметь зуб на кого-то означает злиться, сердиться, замышлять недоброе, вынашивать планы мести и тп. Иными словами, «мне выбили зуб, и я дождусь удобного момента, чтобы выбить зуб тебе», то есть отомщу.

Лингвисты утверждают, что выражения похожие на зуб за зуб можно встретить и в других языках мира.

Другие интересные выражения из русской речи:

Знать на зубок – это выражение знакомо каждому со школьной скамьи. Знать на

Одна из основных версий происхождения выражения Если гора не идет к Магомету,

Выражение Есть еще порох в пороховницах с большой степенью вероятности пошло

Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя...

Май 13, 2017

Откуда в обществе появилось такое выражение, как око за око зуб за зуб. Значение этой фразы приоткрывает Библия. Око за око и зуб за зуб упоминается в речи Йешуа (Иисуса Христа) в т.н. нагорной проповеди.

38 Вы слышали, что нашим отцам было сказано: “Глаз за глаз и зуб за зуб“.

39 А я говорю вам, не сопротивляйтесь тому, кто обижает вас. Наоборот, если кто-либо бьёт тебя по правой щеке, позволь ему ударить тебя и по левой!

(Бсура Това от Матитьягу 5)

Что говорит библия: око за око зуб за зуб

В своей проповеди Йешуа произносит фразу, которая была сказана ещё в древности как заповедь. Поэтому нужно рассмотреть эту фразу и узнать, что она означала в те времена и для чего она была сказана.

22 Закон один да будет у вас, одинаков да будет он для пришельца и туземца, ибо Я Йеhова, Элоhим ваш.

(Ваикра 24)

Из текста мы видим, что речь идёт о справедливом суде, который должны были вершить судьи по иску пострадавшей стороны. Танах неоднократно говорит о Справедливом Законодателем и Его справедливых законах.

137 Праведен Ты, Йеhова, и справедливы законы Твои.

138 Установления Твои, которые заповедал Ты, справедливы и верны в совершенстве.

Исходя из этого текста, мы видим, что Справедливый Суд – это одно из важных качеств Справедливого Законодателя.

Для евреев, которые провели свою жизнь в угнетении и на своей шкуре испытали несправедливое отношение египетского законодательства, закон Бога был благом. Каждый человек того времени понимал смысл этих простых слов и они и не нуждались в их комментировании. Однако никто не запрещает давать пояснения этим текстам. Комментатор Раши приводит высказывания израильских мудрецов, в которых говорится следующее, относительно закона око за око :

Наши мудрецы разъясняли, что (в виду имеется) не нанесение увечья, но денежное возмещение

(Комментарий Раши)

Толкование этих людей ошибочно и искажает справедливый закон, и этим демонстрирует, что Справедливый Законодатель, не так уж Справедлив, как о Нем было упомянуто псалмопевцем. И мы сейчас увидим в чем собственно ошибка, комментирования этого текста.

Мудрецы считают, что если человек выбил глаз человеку с умыслом, то по иску, пострадавшей стороны, виновный должен заплатить штраф.

Представим такую картинку, чтобы вам было более понятней.

Допустим, вашему сыну выбили глаз (сохрани и помилуй от этого). Вы подаете иск. Вам предлагают за утраченный глаз 200 долларов. Суд посчитал, что столько сегодня стоит выбитый глаз. Обидчик говорит: из сострадания к вам, я вам дам еще 100 долларов, для меня это не деньги. Вы получаете эти деньги, покупаете продукты и съедаете – нет глаза и нет денег. Вы, если так можно выразиться, проели глаз вашего сына. А тот, кто выбил глаз, уже выбил его другому и тоже заплатил штраф. Для него заплатить за глаз не проблематично.

Теперь другая картина. Ваш сын выбил глаз сыну влиятельного человека (сохрани и помилуй от этого). Вы – нищий человек. Суд присудил вашему сыну штраф 100 000 долларов. Суд посчитал, что сегодня глаз стоит столько. У вас нет денег, у сына нет денег. Сына забирают за долги в рабство, пока не отработает штраф.

Итак, мы увидели, что денежное наказание – это не справедливый суд. Кроме того, стоимость ущерба оценивают судьи. И как мы видели в первом случае, денежный ущерб за глаз – это насмешка над пострадавшей стороной, а втором – это каторга.

Что говорит заповедь Торы? Давайте еще раз рассмотрим в контексте.

17 И когда кто лишит жизни какого-либо человека, то он должен быть предан смерти.

Давайте понимать и этот текст, на основании толкования мудрецов так же, как и око за око – кто убил человека – должен заплатить штраф. Не казнить человека – а денежное наказание. Когда человеку дают за убийство 5 лет – пострадавшая сторона возмущена до предела. Действительно, убийца отсидит и выйдет, а убитого сына не вернешь. Есть чему возмущаться. А если человек заплатит за убийство деньги и, при этом будет как обычно жить, поживать и добра наживать – это справедливый Божий суд?

18 А кто убьет скотину, должен заплатить за нее: животное за животное.

Этот текст идет в контексте с текстом око за око . Давайте его тоже рассматривать, что заплатить – это значит дать некую сумму. Но текст не говорит о некой сумме, а говорит животное за животное.

19 И кто нанесет увечье ближнему своему, как сделал он, так да сделано будет с ним.

Согласно толкованию мудрецов, как уже говорилось выше, увечье можно компенсировать деньгами. Но тут не сказано, о деньгах, а сказано – как он сделал, так сделать и ему. А как он сделал? Искалечил вашего сына. Значит, суд должен приговорить виновного к такому же страданию – искалечить ему те части тела, какие искалечил он, чтобы другие знали, что прежде чем вершить зло, нужно подумать о своей судьбе. А когда можно искалечить вашего сына и откупиться 100 долларами, которые назначит суд, то это будет справедливый Божий Суд???

20 Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: какое увечье нанесет он человеку, такое должно быть нанесено ему.

Примеры тяжких физических повреждений требуют точно такого нанесения повреждения. Это есть справедливый Божий Закон.

21 И убивший скотину должен заплатить за нее, а убивший человека должен быть умерщвлен.

Заплатить за нее – отдать столько денег, сколько стоило животное, чтобы на эти деньги купить другое такое животное или лучше, но не хуже.

И к этому тексту нужно добавить – а искалечивший другого, должен быть приговорен и искалечен палачом, чтобы страх был у людей перед преступлением. Это есть справедливый суд – око за око, зуб за зуб. У бедного и у богатого есть глаз, который у него отнимут за то, что он отнял глаз у другого, а тот, кто лишил человека единственной жизни, должен отдать свою единственную жизнь.

Глаз, нога, рука и жизнь человека – это не скотина, которую можно купить за деньги. Никто не восстановит вашему сыну выбитый глаз, оторванную руку или ногу ни за какие деньги. Возмездие и только возмездие – это и есть справедливый Божий суд. Это касается преступления умышленного, когда человек намеревался совершить зло и планировал его.

Чему же учил Йешуа, око за око зуб за зуб – значение его проповеди

Христианские богословы считают, что в своей проповеди Йешуа отменил справедливый Закон Йеhовы (Извечного).

Покуда существует этот материальный мир, будет существовать добро и зло. А покуда будет это существовать будет существовать справедливый Закон Того, Кто Вечен. В этом отрезке времени нашего бытия, Всевышний открывает нам Свою Сущность через Справедливый Закон, где зло наказуемо, а добро находится под защитой Законодателя. Если же мы своим толкованием искажаем Закон Бога, он начинает становиться НЕсправедливым, что мы наблюдаем в комментарии Раши – вашего пострадавшего сына, оценили наравне со скотиной или даже хуже. Скотину даже можно восстановить, а утраченную часть тела у вашего сына не восстановишь. В данном случае, мудрецы отклонились от сути, которую несет данная заповедь.

Относительно христианского богословия – не стоит, как говорится, валить с больной головы на здоровую , и приписывать Йешуа то, чего он не властен был сделать, да и не собирался. Давайте теперь в свете справедливого Закона, рассмотрим, что говорил Йешуа. Еще раз вернемся к тексту, который он говорил:

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

(Матф.5:38-41)

Во-первых, речь здесь идет не о судьях, которые должны были вершить правосудие, а о пострадавшей стороне. Для пострадавшей стороны, обидчик – враг. Чему учит Шеломо в таком случае:

21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою;

22 Ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Йеhова воздаст тебе.

(Мишлей 25)

Суть учения Шеломо и Йешуа – это воздержаться от земного суда, но предоставить правосудие в руки Законодателя и Судьи Вечного. Это не призыв, к отмене закона, как учат христианские богословы. Это доверие к воле Творца. Шеломо и Йешуа – рекомендуют так поступать и у них есть повод учить нас этому. Закон не говорит пострадавшей стороне – ты обязан подать иск. Нет, закон не обязывает в этом случае, а дает возможность воспользоваться защитой заповеди, чтобы наказать обидчика по заслугам. Однако пострадавшая сторона может и не обратиться в суд для такого сурового наказания. И на этот случай мы рассмотрим еще пример.

Если сын вашего брата, будучи злым, выбил глаз вашему сыну, подадите вы иск в суд? В большинстве случаев нет. Это же родственники. Из-за родственных связей, человек может отказаться от возмездия. Это будет милостью от пострадавшей стороны. Но в данном случае, действительно, вопрос ущерба, обидчик может, как родственник, возместить деньгами, по родственному, осознавая то, что его по родственному помиловали. Дядя простил племянника, потому что не хочет причинять ему вреда Он любит и своего сына и своего племянника. Если любит, будет ли делать ему зло? Поэтому, из любви к своему брату и племяннику, он прощает. Однако, точку в истории правосудия, в данном случае ставит Небо. Будет ли наказан Всевышним обидчик впоследствии или нет, никто не знает, кроме Всевышнего. Все находится во власти Творца, Который все рассудит справедливо и чего достоин будет обидчик, то он и получит в дальней своей жизни. Если в дальнем его постигнет кара Небес – пострадавшая сторона не несет ответственности – обидчика простили, а каким осталось его сердце после того как его простили – знает только он и Всевышний.

Если можно простить родственника, можно простить и соседа. Но простить – это не обязанность, а личное дело. Кто чего достиг, тот так и должен поступать. Можно простить для людей, а в сердце оставить ненависть и месть. Поэтому, каждый должен был поступать в соответствии с тем, чего он достиг, и главное, чтобы совесть была чиста.

Этому учит и апостол Павел:

19 Не ищите возмездия, друзья мои, а позвольте гневу Элоhим совершить его, так как в Танахе написано: “У Меня отмщение и воздаяние”,

20 И наоборот: “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою; ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Йеhова воздаст тебе”.

21 Не будьте побеждены злом, но побеждайте зло добром.

(Письмо в Рим 12)

Но, ни Шеломо, ни Йешуа, ни апостол Павел не отменяют своими речами справедливого Закона Творца. Правосудие Всевышнего остается на своем месте. И даже если, человек простит обидчика от всего сердца, это не значит, что простит это и Всевышний. Он справедливо воздаст всякому, кто сделал зло дерзкой рукой.

Там где присутствует справедливый Закон Творца и вершится правосудие – будет присутствовать страх перед наказанием за зло. Но с другой стороны, пострадавшая сторона не лишена возможности миловать, в тех случаях, когда преступление не связано с тягчайшими обстоятельствами.

Сегодня христиане, которые видят в справедливом Божьем правосудии – зло, не сравнивают его с тем «правосудием» , которое вершит их судьбы в их странах. Ни в одной стране мира, нет такого справедливого правосудия, которое установил Творец при Моше. А во всех странах мира, жизнь человека, его здоровье оцениваются наравне со скотиной, а порой и еще хуже, особенно если человек не из народа страны, в которой проживает. Закон к нему буде суров лишь потому, что он чужой. Но если бы на всей земле был бы один закон, записанный в Торе, преступности было бы во много раз меньше. А сегодня вы ищите справедливого суда у тех, кто придумал несправедливые законы в своих странах , для того, чтобы бедных судили сурово, а богатых оправдывали за деньги.

1 Теперь, Исраэйль, слушай уставы и законы, которые я учу вас исполнять, дабы вы жили и пришли и унаследовали бы ту землю, которую Йеhова, Элоhим отцов ваших, дает вам.

2 Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; дабы соблюдать заповеди Йеhовы, Элоhим вашего, которые я заповедую вам.

3 Глаза ваши видели, что сделал Йеhова за Баал-Пеора: ведь каждого человека, который последовал за Баал-Пеором, его истребил Йеhова, Элоhим твой, из среды твоей.

4 А вы, прилепившиеся к Йеhове, Элоhим вашему, живы вы все ныне.

5 Смотри, учил я вас уставам и законам, как повелел мне Йеhова, Элоhим мой, дабы так поступать (вам) в стране, в которую вы входите, чтоб овладеть ею.

6 Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: “как мудр и разумен народ, этот великий народ”.

7 Ибо кто такой народ великий, к которому Элоhим были бы столь близки, как Йеhова, Элоhим наш, при всяком взывании нашем к Нему?

8 И кто такой народ великий, у которого уставы и законы справедливы, как все это учение, которое я даю вам сегодня?

Знаменитое библейское «око за око, зуб за зуб» имеет и другое название, принятое в юриспруденции, — талиона принцип. Что он подразумевает, как возник, как и где используется в наши дни?

Определение

Талиона принцип предполагает наказание за преступление, мера которого должна воспроизводить вред, который им причинен.

Он может быть материальным и символичным. В первом случае причиненное зло воспроизводится наказанием в точности, а во втором — равенство преступления и возмездия проводится в идее.

Появление принципа талиона связывают с ростом правосознания человека, когда неконтролируемая уже не соответствует требованиям правосознания. Таким образом, его целью является охрана правонарушителя и членов его рода от попыток причинения им чрезмерного ущерба со стороны потерпевшего и его семьи.

Наказание по принципу талиона в доисторические времена

Истоки идеи уравнять наказание преступника с ущербом, который им причинен, появились еще в первобытном обществе много тысячелетий назад. В примитивном виде этот принцип сохранился у некоторых народов до наших дней. Так, у жителей Гвинеи мужчина, жена которого была уличена в прелюбодеянии, имел право переспать с супругой виновного, а в Абиссинии брат или другой родственник человека, умершего в результате чьего-либо неосторожного падения с дерева, мог в тех же условиях сам спрыгнуть с высоты на невольного правонарушителя.

Принцип талиона в законах Хаммурапи

Этот вавилонский царь, известный своей мудростью и дальновидностью, создал свод правил, по которому должно было осуществляться правосудие в его стране и на территории завоеванных земель. В законах Хаммурапи есть 3 разновидности наказаний:

  • наказание по типичному талиону, т. е. по принципу «око за око»;
  • по символическому правилу (сыну, который ударил отца, отсекали руку, врачу за неудачную хирургическую операцию — палец и др.);
  • по зеркальному правилу (если крыша дома обвалилась и убила кого-то из членов семьи хозяина, предавали смерти родственника строителя).

Интересно, что за ложное обвинение человеку также могло грозить умерщвление. В частности такая кара предполагалась, если оклеветанный был подвергнут смертной казни.

В Иудее и в Древнем Риме

Известный богослов защищал принцип уравновешенного возмездия как единственно справедливый способ подвергнуть наказанию виновного. Он же являлся одним из первых иудейских мыслителей, кто рассматривал вопрос о возможности компенсации за ущерб.

Ответственность по принципу талиона была зафиксирована и в законах Древнего Рима. В этот же период в Иудее потерпевший мог выбирать между нанесением такого же ущерба виновному и денежной компенсацией, что было прописано в Ветхом Завете (ср. Исх. 21:30). Однако через некоторое время законоучители Талмуда решили, что достойным талионом за телесное повреждение может быть признана только денежная компенсация. Они обосновали это тем, что справедливость талиона нельзя рассматривать как истинную, так как глаз может быть меньшего или большего размера, зрячим или слабовидящим и т. п.

Таким образом, изначально нарушался талиона, а также предписанное в Ветхом Завете единство закона для всех.

В Библии

В Ветхом Завете принцип талиона был введен с целью остановить цепочку преступлений из-за кровной мести между семьями, которая могла продолжаться в течение многих десятилетий. Вместо нее применялся принцип равного возмездия. Причем этот закон предназначался для использования судьями, а не отдельными людьми. Именно поэтому ученые призывают не рассматривать библейский принцип правосудия «око за око» как призыв к отмщению, так как в ветхозаветной Книге Исхода (21:23-21:27) речь идет лишь о соответствии меры наказания тяжести совершенного преступления.

Позже Христос призвал «подставлять правую щеку», тем самым сделав революцию в сознании людей. Однако талиона принцип не исчез, а трансформировался в «золотое правило этики», в изначальной формулировке гласящее, что нельзя поступать с другими так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой, а позже подававшееся в виде призыва к положительному действию.

В Коране

В исламе наказание по принципу талиона означает в некоторых случаях возможность возместить ущерб выкупом.

В частности Кораном предписано зеркальное возмездие за убитых (женщина — за женщину, раб — за раба), но если убийца был прощен родственником (обязательно мусульманином), то ему следует уплатить достойный выкуп потерпевшим. Последнее правило преподносится как «облегчение и милость», а за его нарушение полагается мучительная кара.

При этом поведение прощающего в суре 5 считается поступком, искупляющим грехи. Однако прощение в ней только рекомендуется, но не требуется. В то же время в последующих сурах можно найти идею о том, что воздаяние злом за зло само является таковым, поэтому мстящий сам себя приравнивает к злодею.

Таким образом, в исламе талион не отвергается столь же решительно, как в христианстве. Особенно резки требования делать различия при решении вопросов со «своими» и в отношении неверных, на обиду которых требуется отвечать тем же.

В русском праве

Идея талиона в нашей стране сохранялась вплоть до 18-го века. Так, в 1649 года наказание по принципу талиона означает, что должно поступать с преступником так же, как и он. В законе прямо сказано, что за выколотый глаз следует «самому ему то же учинить». Более того, преступников можно было пытать в праздники, так как творили лихие дела они во все дни недели.

Как ни странно, но талион сохранился и в законах Петра I. В частности в Артикуле воинском от 1715 года предписывалось прожигать каленым железом язык богохульников, за лжеприсягу отсекать два пальца, а за убийство отрубать голову.

Однако с течением времени такие формы талиона перестали применяться. Прежде всего это было связано с тем, что усложнились формы преступлений, и зеркальное наказание стало невозможным.

С точки зрения морали

Считается, что талиона принцип является первым в ряду норм, посредством которых люди задают наиболее общие формулировки о том, как должно регулироваться соотношение добра и зла. Иными словами, он предваряет появление Однако возникновение государства, которое приняло на себя функции правосудия, превратило талион в пережиток прошлого и вычеркнуло его из списка базовых принципов регуляции на основе нравственности.

Теперь вам известно моральное содержание принципа талиона, а также его толкование и суть использования в разных религиозных и культурных традициях.