Подвиг Зиновия Колобанова. Зиновий Григорьевич Колобанов на Карельском перешейке и в годы Великой Отечественной войны

Подвиг танкиста Зиновия Колобанова до сих пор не оценен по достоинству. В августе 1941 года Колобанову была поставлена задача насмерть стоять на подступах к Красногвардейску. Ночь на 20 августа прошла в тревожном ожидании. Наконец, появилась немецкая колонна из 22 танков. На машину Колобанова обрушился шквальный огонь, но всего за 30 минут экипаж совершил невозможное: все 22 танка противника были уничтожены. По окончании войны с подвигом Колобанова произошел странный казус – в него попросту отказывались верить, хотя и факт боя, и его результаты были задокументированы.

Все это было так:

В молчании суровом

Стоит тяжелый танк,

В леске замаскирован,

Враги идут толпой

Железных истуканов,

Но принимает бой

Зиновий Колобанов.

Эти стихи - лишь небольшой отрывок из поэмы, которая была написана в сентябре 1941 года поэтом Александром Гитовичем в честь командира 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-й танковой дивизии старшего лейтенанта Зиновия Колобанова. За месяц до этого, - 20 августа 1941 года экипаж танка, которым командовал 30-летний Колобанов , уничтожил в одном бою 22 немецких танка. Кроме того, были уничтожены артиллерийская батарея, легковая машина и до двух рот гитлеровской пехоты.

Начинал службу Колобанов в пехоте, но Красной Армии нужны были танкисты. Способного молодого солдата отправили в Орёл, в бронетанковую школу имени Фрунзе.

В 1936 году Зиновий Колобанов окончил бронетанковую школу с отличием и в звании лейтенанта был отправлен на службу в Ленинградский военный округ.

Боевое крещение он принял на советско-финской войне, которую начал командиром танковой роты 1-й лёгкой танковой бригады. За время этой недолгой войны он трижды горел в танке, каждый раз возвращаясь в строй, и был награждён орденом Красного Знамени.

В начале Великой Отечественной войны Красной Армии остро не хватало таких, как Колобанов - грамотных командиров с боевым опытом. Именно поэтому ему, начинавшему службу на лёгких танках, срочно пришлось осваивать Колобанов КВ-1 , чтобы затем не просто бить на нем гитлеровцев, но и обучать этому своих подчинённых.
В экипаж танка КВ-1 старшего лейтенанта Колобанова входили командир орудия старший сержант Андрей Усов, старший механик-водитель старшина Николай Никифоров, младший механик-водитель красноармеец Николай Родников и стрелок-радист старший сержант Павел Кисельков.

Танки «Климент Ворошилов» КВ-1 против немецких Pz.Kpfw.35(t)

КВ - 1: тяжёлый танк. Калибр и марка пушки: 76-мм Л-11, Ф-32, Ф-34, ЗИС-5

Pz.Kpfw.35(t): Лёгкий танк. Калибр и марка пушки: 37-мм vz.34UV

Позиция тяжело танка КВ-1 Колобанова находилась на высоте с глинистым грунтом, на расстоянии около 150 м от развилки дорог, около которой росли две березы, получившие название «Ориентир №1», и примерно в 300 м от перекрестка, обозначенного «Ориентир №2». Длина просматриваемого участка дороги около 1000 м, 22 танка легко размещаются на нем при походной дистанции между танками 40 м.

Экипаж экранированного танка КВ-1 получает боевую задачу. Ленинградский фронт, август-сентябрь 1941 года

Выбор места для ведения огня по двум противоположенным направлениям (такая позиция называется капонир) объясняется следующим. Противник мог выйти на дорогу на Мариенбург либо по дороге от Войсковиц, либо по дороге от Сяськелево. В первом случае пришлось бы стрелять в лоб. Поэтому капонир был вырыт прямо напротив перекрестка с таким расчетом, чтобы курсовой угол был минимальным. При этом пришлось смириться с тем, что расстояние до развилки сократилось до минимума.
Получив приказ, Колобанов поставил боевую задачу: остановить вражеские танки, поэтому в каждую из пяти машин роты было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов.

Прибыв в тот же день на место неподалёку от совхоза Войсковицы, старший лейтенант Колобанов распределил силы. Танки лейтенанта Евдокименко и младшего лейтенанта Дегтяря заняли оборону на Лужском шоссе, танки младшего лейтенанта Сергеева и младшего лейтенанта Ласточкина прикрывали кингисеппскую дорогу. Самому Колобанову досталась расположенная в центре обороны приморская дорога.

Ночь на 20 августа прошла в тревожном ожидании. Около полудня немцы попытались прорваться по Лужскому шоссе, но экипажи Евдокименко и Дегтяря , подбив пять танков и три бронетранспортёра, заставили противника повернуть назад.

Спустя два часа мимо позиции танка старшего лейтенанта Колобанова проехали немецкие мотоциклисты-разведчики. Замаскированный КВ-1 себя никак не обнаружил.
Наконец, появились давно ожидаемые «гости» - колонна немецких лёгких танков, состоящая из 22 машин.

Колобанов скомандовал:

Первыми залпами были остановлены три головных танка, затем командир орудия Усов перенёс огонь на хвост колонны. В результате немцы потеряли возможности для манёвра и не могли покинуть зону обстрела.

В то же время танк Колобанова был обнаружен противником, который обрушил на него шквальный огонь.

Вскоре от маскировки КВ-1 не осталось ничего, немецкие снаряды ударяли в башню советского танка, однако пробить его не удавалось.

В какой-то момент очередное попадание вывело из строя башню танка, и тогда для того, чтобы продолжить бой, механик-водитель Николай Никифоров вывел танк из окопа и стал маневрировать, разворачивая КВ-1 так, чтобы экипаж мог продолжать вести огонь по гитлеровцам.

В течение 30 минут боя экипаж старшего лейтенанта Колобанова уничтожил все 22 танка, находившиеся в колонне.

Когда бой стих, Колобанов с подчинёнными обнаружили на броне следы от более чем 150 попаданий немецких снарядов. Но надёжная броня КВ-1 выдержала всё.

Сразу после этого танкового сражения, закончившегося полной победой советского оружия, в газете «Красная звезда» появилась заметка о подвиге танкиста Колобанова.

А в архивах Министерства обороны сохранился уникальный документ – наградной лист Зиновия Колобанова.



В нем подтверждается информация о количестве подбитых танков, но, пожалуй, самое главное, - Зиновия Колобанова и всех членов его экипажа за проявленные в победоносном бою мужество и героизм были представлены к званию Герой Советского Союза. Но высшее командование не сочло, что подвиг танкистов заслуживает столь высокой оценки. Зиновия Колобанова наградили орденом Красного Знамени , Андрея Усова - орденом Ленина , Николая Никифорова - орденом Красного Знамени , а Николая Родникова и Павла Киселькова - орденами Красной Звезды.

13 сентября 1941 года Красногвардейск был оставлен частями Красной Армии. Рота Колобанова была опять оставлена на самом важном в тот момент рубеже – она прикрывала отход последней войсковой колонны на город Пушкин. 15 сентября 1941 года старший лейтенант Колобанов был тяжело ранен. Ночью на кладбище города Пушкин, где танки заправлялись топливом и боеприпасами, рядом с КВ Зиновия Колобанова разорвался немецкий снаряд. Танкист получил осколочное ранение головы и позвоночника, контузию головного и спинного мозга.
Его отправили на лечение в Травматологический институт Ленинграда, в тот самый город, который танкист так успешно оборонял. До наступления блокады северной столицы, герой-танкист был эвакуирован и до 15 марта 1945 года лечился в эвакогоспиталях № 3870 и 4007 в Свердловске. Но летом 1945 года, восстановившись после ранения, Зиновий Колобанов вернулся в строй. Ещё тринадцать лет он служил в армии, выйдя в запас в звании подполковника, затем много лет жил и работал на заводе в Минске.

Почему не герой? На вопрос: «Почему герою-танкисту Колобанову ни в годы Великой Отечественной войны, ни после ее окончания так и не было присвоено звание Герой Советского Союза?» есть два ответа. И оба они кроются в биографии танкиста Зиновия Григорьевича Колобанова.

Первая причина - после войны журналист «Красной Звезды» А.Пинчук опубликовал информацию, что якобы за прорыв линии Маннергейма Колобанов З.Г . стал Героем Советского Союза (в начале марта 1940 года получил Золотую Звезду и орден Ленина ) и ему присвоили внеочередное звание капитана. Но за братание его подчинённых с финскими военнослужащими после подписания Московского мирного договора от 12 марта 1940 года Колобов З.Г. был лишён и звания, и награды, документальных сведений, подтверждающих получение Колобановым З.Г. звание Героя Советского Союза за участие в Финской войне, нет.

Вторая причина - 10 декабря 1951 года Колобов был переведён в Группу советских войск в Германии (ГСВГ), где проходил службу до 1955 года. 10 июля 1952 года З. Г. Колобанову присвоено воинское звание подполковник, а 30 апреля 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом Красного Знамени (за 20 лет выслуги в армии).
В это время из танкового батальона в английскую оккупационную зону дезертировал советский солдат. Спасая комбата от военного трибунала, командарм объявил Колобанову З.Г. о неполном служебном соответствии и перевёл его в Белорусский военный округ. В советское время наличие в биографии даже одной из перечисленных причин было вполне достаточно для того, чтобы отказать в присвоении звания Героя Советского Союза. Зиновий Колобанов ушёл из жизни в 1994 году, но ветеранские организации, общественники и историки по сей день предпринимают попытки добиться присвоения ему звания Героя России.

Тем не менее, при жизни подвиг танкиста З. Г. Колобанова не получил своего признания.

Журналист И. Б. Лисочкин :

В любой стране мира за то, что совершил Колобанов, человеку должны были быть предоставлены все высшие ордена, поощрения, повышения в звании. Почему ему не дали Героя? Я понимаю, что ему обязаны были дать. То, что он и члены его экипажа не были награждены Золотыми Звёздами, с моей точки зрения, невероятная несправедливость. Почему не был награждён? Когда Баранов доложил командующему фронтом и политработникам, которые там были, что Колобанов заслуживает звания Героя Советского Союза, ему сказали: «Ты что? Он только что из тюрьмы вышел. Дискредитировал нашу армию на финском фронте».

Историк А. Смирнов , 2003:

Долгое время Колобанову отказывались верить, когда он рассказывал о знаменитом бое и о количестве уничтоженных его экипажем танков. Были случаи, когда из зала, услышав про количество подбитых танков, доносился иронический смех: «Мол, ври ветеран, но знай меру!»

20 августа 1941 года экипаж танка под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова уничтожил 22 танка противника. Подвиг Зиновия Колобанова сейчас уже хорошо известен. В одном бою его экипаж уничтожил 22 танка противника. По этому показателю - уничтожению максимального количества вражеских танков в одном бою Зиновий Колобанов уступает лишь Дмитрию Шолохову.

Всё началось с того, что 8 августа 1941 года войска фон Лееба почти месяц протоптавшиеся у Лужского рубежа, возобновили наступление на Ленинград. 9 августа 1941 года 1-я танковая дивизия смогла прорвать советскую оборону, и, выйдя в тыл советским войскам, соединиться с 6-й танковой дивизией. 14 августа 1941 года немецкие войска перерезали железную дорогу Красногвардейск — Кингисепп, 16 августа 1941 года взяли станцию Волосово и стремительно продвигались к Красногвардейску - бывшей и нынешней Гатчине.

Наши войска, обороняющие рубеж на реке Луге (70-я, 111-я, 177-я, 235-я стрелковые дивизии, а также 1-я и 3-я дивизии ополчения), были отрезаны от главных сил и оказывали упорно сопротивление находясь в окружении. Посланные же из глубокого тыла резервы ещё не подошли, и дорога на Ленинград для прорвавшихся немцев была открыта.

Единственным соединением, способным задержать немецкое наступление, оказалась 1-я танковая дивизия генерал-майора Баранова. 12 августа дивизия перешла к обороне в районе Выползово, Кряково, Неревицы, Лелино. В этот момент дивизия насчитывала 58 исправных танков, 4 из которых были средними Т-28 , а 7 - тяжелыми КВ-1. В состав 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-го танкового полка этой дивизии, входило пять танков КВ. Этой-то ротой и командовал старший лейтенант Зиновий Григорьевич Колобанов.

Зиновий Колобанов накануне Зимней войны, в которой он в звании лейтенанта воевал командиром танковой роты 1-й лёгкой танковой бригады

19 августа Колобанов был вызван к командиру дивизии. Показав на карте три дороги, ведущие к Красногвардейску со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа, генерал приказал перекрыть их. В каждый танк было загружено по два боекомплекта бронебойных снарядов. Осколочно-фугасных снарядов на этот раз экипажи взяли минимальное количество. Главное было не пропустить немецкие танки.

В тот же день Колобанов выдвинул свою роту навстречу наступающему противнику. Два танка - лейтенанта Сергеева и младшего лейтенанта Евдокименко он послал на лужскую дорогу. Еще два КВ под командованием лейтенанта Ласточкина и младшего лейтенанта Дегтяря направились защищать дорогу, ведущую на Волосово. Танк самого командира роты должен был встать в засаду у дороги, соединяющей таллинское шоссе с дорогой на Мариенбург - северной окраиной Красногвардейска.

Экипаж Зиновия Колобанова. Сам Колобанов - в центре

В состав экипажа помимо самого Колобанова входили командир орудия старший сержант Андрей Михайлович Усов, старший механик-водитель старшина Николай Иванович Никифоров, заряжающий, он же младший механик-водитель красноармеец Николай Феоктистович Роденков и стрелок-радист старший сержант Павел Иванович Кисельков. Для своего КВ Колобанов определил позицию таким образом, чтобы в секторе огня был самый длинный, хорошо открытый участок дороги. Немного не доходя до птицефермы Учхоза, она поворачивала чуть ли не на 90 градусов и далее уходила к Мариенбургу. По сторонам дороги тянулись обширные болота.

К вечеру удалось упрятать танк в отрытом по самую башню капонире. Была оборудована и запасная позиция. После этого тщательно замаскировали не только сам танк, но даже следы от его гусениц..

Ближе к ночи подошло боевое охранение. Молоденький лейтенант отрапортовал Колобанову. Тот приказал разместить пехотинцев позади танка, в стороне, чтобы в случае чего они не попали под орудийный огонь.

КВ-1 с дополнительным бронированием/ Таким бронированием был снабжён и танк Зиновия Колобанова

Ранним утром 20 августа 1941 года экипаж Колобанова был разбужен гулом идущих на большой высоте в сторону Ленинграда немецких бомбардировщиков Ju-88. Часов в десять раздались выстрелы слева, со стороны дороги, идущей на Волосово. По радио пришло сообщение, что один из экипажей вступил в бой с немецкими танками. Колобанов вызвал к себе командира боевого охранения и приказал ему, чтобы его пехотинцы открывали огонь по противнику только тогда, когда заговорит орудие КВ. Для себя Колобанов с Усовым наметили два ориентира: № 1 - две березы в конце перекрестка и № 2 - сам перекресток. Ориентиры были выбраны с таким расчетом, чтобы уничтожить головные вражеские танки прямо на перекрестке, не дать остальным машинам свернуть с дороги, ведущей на Мариенбург.

Только во втором часу дня на дороге появились вражеские машины. Немецкие мотоциклисты свернули налево и помчались в сторону Мариенбурга, не заметив стоявший в засаде замаскированный КВ. За мотоциклистами показались и сами танки Pz.III 3-й танковой роты 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии генерал-майора Вальтера Крюгера. Люки у них были открыты, и часть танкистов сидела на броне. Как только головная машина достигла ориентира №1, Колобанов приказал Усову открыть огонь.

Головной танк загорелся с первого выстрела. Он был уничтожен, даже не успев полностью миновать перекресток. Вторым выстрелом, прямо на перекрестке, был разбит второй танк. Образовалась пробка. Колонна сжалась, как пружина, теперь интервалы между остальными танками стали и вовсе минимальными. Колобанов приказал перенести огонь на хвост колонны, чтобы окончательно запереть ее на дороге. Старший сержант откорректировал прицел и произвел еще четыре выстрела, уничтожив два последних в колонне танка. Противник оказался в ловушке.

В первые секунды немцы не могли определить, откуда ведется стрельба, и открыли огонь из своих 50-миллиметровых пушек KwK-38 по копнам сена, которые тут же загорелись. Но вскоре они пришли в себя и смогли обнаружить засаду. Началась танковая дуэль одного КВ против восемнадцати немецких танков. На машину Колобанова обрушился целый град бронебойных снарядов. Один за другим они долбили по 25-миллиметровой броне дополнительных экранов, установленных на башне КВ. Танки КВ-1 с подобным бронированием выпускались только в июле 1941 года и воевали только на Северо-Западном и Ленинградском фронтах.

На помощь немецким танкистам пришли двигавшиеся вслед за колонной пехотные подразделения. Под прикрытием огня из танковых пушек, для более аффективного стрельбы по КВ, немцы выкатили на дорогу противотанковые орудия. Колобанов заметил приготовления противника и приказал Усову ударить осколочно-фугасным снарядом по противотанковым пушкам. С немецкой пехотой вступило в бой находившееся позади КВ боевое охранение.

Наградной лист Зиновия Колобанова: фонд 33, опись 682524, единица хранения 84. Страницы 1 и 2. ЦАМО, фонд 217, опись 347815, дело № 6 на листах 102—104.

Усову удалось уничтожить одно ПТО вместе с расчетом, но вторая успела произвести несколько выстрелов. Один из них разбил панорамный перископ, из которого вел наблюдение за полем боя Колобанов, а другой, ударив в башню, заклинил ее. Усову удалось разбить и эту пушку, но КВ потерял возможность маневрировать огнем. Большие довороты орудия вправо и влево можно было теперь делать только путем поворота всего корпуса танка.

Колобанов приказал старшему механику-водителю старшине Николаю Никифорову вывести танк из капонира и занять запасную огневую позицию. На глазах у немцев танк задним ходом выбрался из своего укрытия, отъехал в сторону, встал в кустах и вновь открыл огонь по колонне. В это время стрелок-радист Николай Кисельков вылез на броню и установил вместо поврежденного перископа запасной.

Наконец последний 22-й танк был уничтожен. К этому времени в танке осталось 12 снарядов. По приказу командира батальона капитана Иосифа Шпиллера танк Колобанова снялся с позиции и, посадив на пятерых раненых бойцов из взвода охранения, отошёл в расположение основных сил дивизии. В то же самое время в бою на лужской дороге экипажем лейтенанта Федора Сергеева было уничтожено восемь немецких танков, экипажем младшего лейтенанта Максима Евдокименко - пять. Младший лейтенант в этом бою погиб, трое членов его экипажа ранены. Уцелел лишь механик-водитель Сидиков. Пятый немецкий танк, уничтоженный экипажем в этом бою, на счету именно механика-водителя: Сидиков таранил его. Сам КВ при этом был выведен из строя. Танки младшего лейтенанта Дегтяря и лейтенанта Ласточкина в этот день сожгли по четыре вражеских танка каждый. Всего 3-й танковой ротой в этот день было уничтожено 43 танка противника.

Награждение экипажа Колобанова

За этот бой командир 3-й танковой роты старший лейтенант 3иновий Григорьевич Колобанов был представлен к геройскому званию но был награжден лишь орденом Боевого Красного знамени, а командир орудия его танка старший сержант Андрей Михайлович Усов получил орден Ленина.

Войсковицкий бой серьёзно задержал наступление противника под Ленинградом и спас город от молниеносного захвата. Кстати говоря, одной из причин, почему немцы так стремились захватить Ленинград летом 41-го было как раз то, что в городе находился Кировский завод, выпускавший танки КВ.

Колобанов с семьёй после войны

Давно замечено, что чем хуже идут дела на фронте, тем больше у проигрывающей стороны становится выдающихся летчиков, великих подводников, и бессмертных танкистов, чьи подвиги выходят за рамки реального и возможного. Приведу один пример. В начале 1944 года под украинским городом Корсунь-Шевченковский мы взяли в котёл мощную группировку противника, и полностью её уничтожили. Но вот если почитать некоторых немецких историков, то можно узнать, что сводный полк из «Тигров» и «Пантер», который шел окруженцам на помощь, за пять дней боев уничтожил ни много, ни мало, а 267 советских танков. Это, между прочим, целая танковая армия. «Тигры» и «Пантеры» - очень хорошие танки, и пожгли они наших не мало, спору нет, но тут акцент в другом - в том, что свои потери немцы обозначили всего в ОДИН «Тигр» и ТРИ «Пантеры» . Причем, этот «Тигр» подбили НЕ русские, его якобы, по ошибке уничтожила своя же «Пантера» - случайно стрельнула ему в корму.

Так вот, в том немецком полку было 90 танков, через две недели от них осталось всего 14-ть, а в мемуарах нет ни слова, куда же пропали остальные 76 немецких машин. Наверное, сами сломались, сами утонули в реках и болотах, или у них просто закончилось топливо, а может быть, они застряли в жирном украинском черноземе. Просто гусеницы забило грязью, и танки не смогли двигаться дальше. И советские войска здесь совершенно не причем. В общем, об этой странной пропаже семидесяти шести танков немецкие историки скромно умалчивают.

Кстати, тот сводный полк, который пытался пробить дорогу окруженным под Корсунем корпусам, свою задачу так и НЕ выполнил - он не прорвал кольцо, и немецкое командование этот полк расформировало. А и в самом деле, почему бы не разогнать разгильдяев, которые потеряли свои машины исключительно из-за ужасной русской грязи.

Всё, о чём я только что рассказал, было неким размышлением на тему пропаганды подвигов, вступлением к главной теме моей заметки.

Если принимать за чистую монету утверждения немецких танкистов и журналистов, то рекордом надо считать бои под Черкассами. Однако это не так. Абсолютный танковый рекорд принадлежит нашему герою - старшему лейтенанту Зиновию Григорьевичу Колобанову.

Его подвиг вошел в Книгу Рекордов Гиннеса, как самый успешный и результативный танковый бой за всю историю войн.

Поэтому он очень рационально распределил силы и расставил машины в самых тактически верных местах. Он приказал зарыть все танки в землю по самую башню, и хорошо их замаскировать. Своему командирскому КВ-1 он выбрал очень удобное место в самом центре обороны и закопал его на пригорке. Это расположение позволяло держать под контролем огромную площадь и перекрёсток двух дорог.

Наконец появились давно ожидаемые «гости» - колонна немецкой техники. В её голове ехали мотоциклисты и грузовики. Командир батальона приказал по связи немедленно открыть огонь. Ему, наверное, из Гатчины была лучше видна обстановка. Причем приказал жестко, как это часто бывало на фронте - матом. И знаете, как на это отреагировал Колобанов? Он просто взял, и отключил связь. Потому, что стрелять по мотоциклистам-разведчикам - это значит преждевременно обнаружить себя и сорвать все свои планы.

И вот на дорогу вышла танковая колонна. Сверхчеловеки ехали совершенно расслабленные. Как до этого по Европе: люки открыты, командиры торчали из башен спокойно и смотрели нахально, у многих были расстегнуты воротники и оголены руки до локтей, один что-то жевал, другой смотрел в бинокль… И тут грянул первый выстрел. Головной танк загорелся, его развернуло поперек шоссе, и он тем самым перекрыл дальнейшее движение. Второй выстрел - второй горящий танк наехал на первый, и украсил собой стальную композицию. Следующие выстрелы были перенесены по хвосту колонны, и там заполыхало три машины. Пробка на дороге окончательно сформировалась. А потом началось расформирование этой танковой колонны. Как куропаток в лесу, как жестяные фигурки в тире, «Климент Ворошилов» командира Зиновия Колобанова и наводчика Андрея Усова за пол часа настрелял 22 вражеских танка.

А что же остальные четыре танка из роты Колобанова? Они тоже не сидели без дела, и на своих участках накрошили еще 21-ну бронированную «куропатку», а также артиллерийскую батарею и две роты пехоты. Итого: 43 вражеских машины и множество живой силы противника без единой своей танковой потери. У нас из танкистов не погиб никто! Вот так командир роты Зиновий Колобанов унизил Третий рейх и вошел в историю.

За совершенный подвиг все члены экипажа был представлены к званию Героя СССР. Но как это ни удивительно, но Золотую Звезду не дали никому. Ограничились орденом Красной Звезды для командира, орденом Ленина для наводчика Усова, остальным тоже вручили высокие награды. Причина столь несправедливого награждения кроется в том, что во время финской войны, вернее сразу после её завершения, подчиненные Зиновия Колобанова пошли брататься с финнами. И по старинной русской традиции душевно так побратались. За это, трижды горевшего в танке капитана Колобанова лишили звания Героя Союза, сняли погоны и отправили в лагерь. Освободила его начавшаяся война. И даже после столь успешного и героического разгрома Золотую Звезду Героя Колобанову не вернули.

Хороший анимационный фильм-реконструкция о подвиге Колобанова:

07:51 02.03.2015

В конце августа 1941 года 3-я танковая рота Колобаева обороняла подступы к Ленинграду в районе города Красногвардейска. Каждый день, каждый час был «на вес золота» - из северной столицы эвакуировались военные предприятия и мирное население. 19 августа З. Колобаев получил личный приказ от командира дивизии: перекрыть три дороги, которые ведут к городу со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа. Защитить три дороги пятью танками – с эти мог справиться только он. Танкист к тому времени прошел финскую войну, трижды горел в танке, но каждый раз возвращался в строй.

Все это было так:
В молчании суровом
Стоит тяжелый танк,
В леске замаскирован,
Враги идут толпой
Железных истуканов,
Но принимает бой
Зиновий Колобанов.Эти стихи - лишь небольшой отрывок из поэмы, которая была написана в сентябре 1941 года поэтом Александром Гитовичем в честь командира 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-й танковой дивизии старшего лейтенанта Зиновия Колобанова. За месяц до этого, - 20 августа 1941 года экипаж танка, которым командовал 30-летний Колобанов, уничтожил в одном бою 22 немецких танка. Всего же за этот день 5 танков роты Колобанова подбили 43 вражеских танка. Кроме того, были уничтожены артиллерийская батарея, легковая машина и до двух рот гитлеровской пехоты.Это произошло как раз в те дни, о которых сложилось прочное мнение: советские войска в начале Великой Отечественной войны только отступали, не оказывая врагу серьезного сопротивления. Геройские свершения Зиновия Колобанова и его подчиненных призваны развеять этот миф – Красная Армия билась летом 1941 года с фашистско-немецкими захватчиками изо всех сил.Приказ комдива: «Стоять насмерть!» В конце августа 1941 года 3-я танковая рота Колобанова обороняла подступы к Ленинграду в районе города Красногвардейска. Каждый день, каждый час был «на вес золота» - из северной столицы эвакуировались военные предприятия и мирное население. 19 августа З. Колобанов получил личный приказ от командира дивизии: перекрыть три дороги, которые ведут к городу со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа. Защитить три дороги пятью танками – с эти мог справиться только он. Танкист к тому времени прошел финскую войну, трижды горел в танке, но каждый раз возвращался в строй.Танки «Климент Ворошилов» КВ-1 против немецких Pz.Kpfw.35(t) Существует схема того самого боя. Позиция тяжело танка КВ-1 Колобанова находилась на высоте с глинистым грунтом, на расстоянии около 150 м от развилки дорог, около которой росли две березы, получившие название «Ориентир №1», и примерно в 300 м от перекрестка, обозначенного «Ориентир №2». Длина просматриваемого участка дороги около 1000 м, 22 танка легко размещаются на нем при походной дистанции между танками 40 м.Выбор места для ведения огня по двум противоположенным направлениям (такая позиция называется капонир) объясняется следующим. Противник мог выйти на дорогу на Мариенбург либо по дороге от Войсковиц, либо по дороге от Сяськелево. В первом случае пришлось бы стрелять в лоб. Поэтому капонир был вырыт прямо напротив перекрестка с таким расчетом, чтобы курсовой угол был минимальным. При этом пришлось смириться с тем, что расстояние до развилки сократилось до минимума.Именно на такой машине воевал Колобанов. Около 14:00 20 августа после безрезультатно завершившейся авиаразведки, которую провели немцы, по приморской дороге на совхоз Войсковицы проследовали немецкие разведчики-мотоциклисты, которых экипаж Колобанова беспрепятственно пропустил, дождавшись подхода основных сил противника. За полторы – две минуты, пока головной танк преодолевал расстояние до перекрестка, Колобанов убедился, что в колонне нет тяжелых танков, окончательно составил план боя и решил пропустить всю колонну до развилки (Ориентир № 1). В этом случае все танки успевали пройти поворот в начале насыпной дороги и оказаться в пределах досягаемости его пушки. В колонне двигались лёгкие танки Pz.Kpfw.35(t) немецкой 6-й танковой дивизии (в других источниках также называются 1-я или 8-я танковые дивизии).Подбив танки в голове, середине и в конце колоны, Колобанов не только заблокировал дорогу с обоих концов, но и лишил немцев возможности съехать на дорогу, ведущую на Войсковицы.
Во вражеской колонне возникла страшная паника. Одни танки, пытаясь скрыться от губительного огня, лезли под откос и там вязли по башни в болоте. Потом и они были сожжены. Другие, пытаясь развернуться, натыкались друг на друга, сбивая гусеницы и катки. Перепуганные экипажи, выскакивая из горящих машин, в страхе метались между ними. Большинство из них попадали под пулеметный огонь.За 30 минут боя экипаж Колобанова подбил все 22 танка в колонне. Из двойного боекомплекта было израсходовано 98 бронебойных выстрелов. После боя на КВ-1 Зиновия Колобанова насчитали более сотни попаданий.
Танк КВ-1 с повреждениями. Представить к награде! Сразу после этого танкового сражения, закончившегося полной победой советского оружия, в газете «Красная звезда» появилась заметка о подвиге танкиста Колобанова.А в архивах Министерства обороны сохранился уникальный документ – наградной лист Зиновия Колобанова. Лист 1 страницы. В нем подтверждается информация о количестве подбитых танков, но, пожалуй, самое главное, - Зиновия Колобанова и всех членов его экипажа за проявленные в победоносном бою мужество и героизм были представлены к званию Герой Советского Союза. Но высшее командование не сочло, что подвиг танкистов заслуживает столь высокой оценки. Зиновия Колобанова наградили орденом Красного Знамени, Андрея Усова - орденом Ленина, Николая Никифорова - орденом Красного Знамени, а Николая Родникова и Павла Киселькова - орденами Красной Звезды.После подвига Ещё три недели после боя под Войсковицами рота старшего лейтенанта Колобанова сдерживала немцев на подступах к Красногвардейску в районе Большой Загвоздки. За это время 5 танков Колобанова уничтожили три миномётных батареи, четыре противотанковых орудия и 250 немецких солдат и офицеров.13 сентября 1941 года Красногвардейск был оставлен частями Красной Армии. Рота Колобанова была опять оставлена на самом важном в тот момент рубеже – она прикрывала отход последней войсковой колонны на город Пушкин. Танк КВ-1 15 сентября 1941 года старший лейтенант Колобанов был тяжело ранен. Ночью на кладбище города Пушкин, где танки заправлялись топливом и боеприпасами, рядом с КВ Зиновия Колобанова разорвался немецкий снаряд. Танкист получил осколочное ранение головы и позвоночника, контузию головного и спинного мозга.Война для Зиновия Колобанова закончилась. Его отправили на лечение в Травматологический институт Ленинграда, в тот самый город, который танкист так успешно оборонял. До наступления блокады северной столицы, герой-танкист был эвакуирован и до 15 марта 1945 года лечился в эвакогоспиталях № 3870 и 4007 в Свердловске. Но летом 1945 года, восстановившись после ранения, Зиновий Колобанов вернулся в строй. Ещё тринадцать лет он служил в армии, выйдя в запас в звании подполковника, затем много лет жил и работал на заводе в Минске. С женой и сыном. В начале 1980-х годов на месте боя под Войсковицами было решено поставить памятник. Зиновий Колобанов написал письмо министру обороны СССР Дмитрию Устинову с просьбой выделить танк для установки на постамент, и танк был выделен, правда, не КВ-1, а более поздний ИС-2.Однако сам факт того, что министр удовлетворил просьбу Колобанова, говорит о том, что о герое-танкисте он знал, и подвиг его под сомнение не ставил.
Почему не герой? На вопрос: «Почему герою-танкисту Колобанову ни в годы Великой Отечественной войны, ни после ее окончания так и не было присвоено звание Герой Советского Союза?» есть два ответа. И оба они кроются в биографии танкиста Зиновия Григорьевича Колобанова.
Первая причина - после войны журналист «Красной Звезды» А.Пинчук опубликовал информацию, что якобы за прорыв линии Маннергейма Колобанов З.Г. стал Героем Советского Союза (в начале марта 1940 года получил Золотую Звезду и орден Ленина) и ему присвоили внеочередное звание капитана. Но за братание его подчинённых с финскими военнослужащими после подписания Московского мирного договора от 12 марта 1940 года Колобов З.Г. был лишён и звания, и награды, документальных сведений, подтверждающих получение Колобановым З.Г. звание Героя Советского Союза за участие в Финской войне, нет.Вторая причина - 10 декабря 1951 года Колобов был переведён в Группу советских войск в Германии (ГСВГ), где проходил службу до 1955 года. 10 июля 1952 года З. Г. Колобанову присвоено воинское звание подполковник, а 30 апреля 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён орденом Красного Знамени (за 20 лет выслуги в армии).В это время из танкового батальона в английскую оккупационную зону дезертировал советский солдат. Спасая комбата от военного трибунала, командарм объявил Колобанову З.Г. о неполном служебном соответствии и перевёл его в Белорусский военный округ. В советское время наличие в биографии даже одной из перечисленных причин было вполне достаточно для того, чтобы отказать в присвоении звания Героя Советского Союза. Зиновий Колобанов ушёл из жизни в 1994 году, но ветеранские организации, общественники и историки по сей день предпринимают попытки добиться присвоения ему звания Героя России.В Гатчинском районе Ленинградской области, там где воевал Зиновий Колобанов в 1941 году, был организован сбор подписей под обращением с просьбой удостоить героя-танкиста заслуженной им в самом начале Великой Отечественной войны высокой награды посмертно. В год 70-летия Победы, по мнению общественности, это было бы вполне логично и уместно.

Множество советских воинов во время войны с фашистскими захватчиками совершали подвиги, но далеко не всегда были они награждены по заслугам, таким же образом обошла награда и Зиновия Колобанова, подвиг которого не забыт. Имя его не вошло в число более одиннадцати с половиной тысяч но народ помнит всё.

Забытые герои

Люди, демонстрировавшие исключительные отвагу и мужество, зачастую не были отмечены высокими наградами. В принципе, они не за награды воевали, больше друзья-однополчане огорчались. Например, звезду Героя не получил и Алексей Берест, непосредственно водрузивший Красное знамя на берлинский Рейхстаг. Подвиг Зиновия Колобанова тоже оказался недооценённым.

Оценки всегда субъективны, их определяют люди, которым свойственно ошибаться. Однако подвиг Зиновия Колобанова вдохновил не только бойцов на всех фронтах, но и многих поэтов, писателей, музыкантов, художников. Его ратная работа не забыта. Открыт частный музей его имени, посвящённый битве за Ленинград. И в данной статье будет рассказано во всех возможных подробностях о подвиге Зиновия Колобанова.

В августе 1941-го

Окружение города на Неве большой группой гитлеровских армий началось 8 августа. Наши стояли насмерть, однако пядь за пядью отдавали свою территорию, всё более сужая кольцо вокруг города. Несмотря на исключительную самоотверженность бойцов Красной Армии, под давлением лучше вооружённых и превосходящих количеством сил противника приходилось отступать.

В годы Великой Отечественной войны служил именно там, на Гатчине (теперь это город Красногвардейск), в Первой танковой дивизии, которой командовал Виктор Ильич Баранов. Натиск врага, замыслившего блицкриг, был ожесточённым и упорным, но он удивлялся, почему такие слабые войска не сдаются. Однако не все части и подразделения на начало войны были у нас недовооружёнными.

Приказ

К Красногвардейску вели три дороги, по которым пытались прорваться фашистские войска. Первая - от города Луги, вторая - от Волосова, третья - от Кингисеппа. Приказ перекрыть и удерживать их поступил от генерала Баранова 19 августа 1941 года. Задача сложная, а потому была поручена опытному офицеру, прошедшему финскую войну, - Зиновию Григорьевичу Колобанову. Он командовал третьей танковой ротой.

На вооружении у них были КВ-1, тяжёлые танки, мощные машины, которые на тот момент едва ли не единственные могли противостоять германской бронетехнике. Однако танки сами по себе в бою значат не так много. Главное - люди. И конкретно - командир, легендарная личность, на все времена вошедшая в историю. Это Зиновий Григорьевич Колобанов. Именно его подвиг предрешил результат боя, который и сегодня изучают на занятиях тактики будущие офицеры. Поэтому нужно рассказать о герое подробнее.

Биография

Родился Зиновий Колобанов в декабре 1910 года в селе Арефино. Теперь это Нижегородская область. Во время Гражданской войны погиб его отец, и матери пришлось воспитывать троих сыновей в одиночку. Зиновий охотно учился в школе, окончил восемь классов и уехал в Горький в индустриальный техникум, это было на тот момент очень мудрым решением.

В стране шла индустриализация, поэтому квалифицированные инженеры и рабочие были просто на вес золота - предельно востребованы. Но поработать инженером Зиновию Колобанову так и не пришлось: в феврале 1933 года его призвали в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. А там увидели, что парень не просто умный, но ещё и грамотный, поэтому направили его сначала в полковую школу, а затем в военное бронетанковое училище имени Михаила Васильевича Фрунзе.

Таким образом и стал Зиновий кадровым офицером. В 1936 году военное училище им было окончено с отличием, он получил звание лейтенанта и поступил в Третий отдельный танковый батальон Второй танковой бригады, которая базировалась в Ленинградском военном округе, - на должность командира танка. Однако учение его не прекратилось: в 1938-м он получил новые знания на Командных курсах усовершенствования.

В 1939-м был перевод в танковую бригаду, размещавшуюся на Карельском перешейке. Зиновий Колобанов по-прежнему оставался командиром роты. Потом была Советско-финская война, где трижды наш герой горел в танке и каждый день рисковал своей жизнью, будучи от смерти на волосок. Все соединения Ленинградского округа сыграли важнейшую роль в этой войне. А Колобанов лично прошёл в танке от границы до Выборга.

Служба

В 1940 году лейтенант Колобанов назначен помкомроты танкового резерва, а через некоторое время его служба продолжилась в Киевском военном округе: сначала заместителем командира танковой роты, затем - командиром батальона. В сентябре 1940-го он стал старшим лейтенантом. Через короткое время его назначили командиром танковой роты в батальон тяжёлых танков (нужно сказать, что эта рота тяжёлые танки на вооружение получить так и не успела).

С самого начала Великой Отечественной старшего лейтенанта Колобанова перевели обратно в Первую танковую дивизию, он стал командиром роты тяжёлых танков (и здесь танки КВ-1 на вооружении были). Командир танковой роты - очень высокая должность. Видимо, пошёл в счёт боевой опыт на Карельском перешейке. Но главный бой Зиновия Колобанова был ещё впереди.

Экипаж машины боевой

В танке КВ-1 вместе с командиром роты старшим лейтенантом Зиновием Колобановым воевали ещё четыре настоящих героя. Это радист-стрелок - старший сержант Кисельков Павел Иванович, командир орудия - Усов Андрей Михайлович, механик-водитель - старшина Иванович, помощник механика-водителя - рядовой Родников Николай Феоктистович. Каждый из них должен был стать Героем Советского Союза и получить свою Золотую Звезду. Скорее всего, и не одну. Особенно Усов.

Девятнадцатого августа старший лейтенант Колобанов был вызван командиром дивизии генералом Барановым, где и получил приказ перекрыть три дороги к городу Красногвардейску. Сразу после этого вся рота, состоящая из пяти танков, выдвинулась под командованием Колобанова на свои позиции. Два танка им были направлены к дороге со стороны Луги, ещё два - на направление к Кенгисеппу, а командирский танк замаскировался у приморской дороги, где обзор позволял держать под контролем два из трёх направлений.

Описание боя

Наступило двадцатое августа, тот самый день, который добавил в учебники описание боя Зиновия Колобанова. В конце войны знаменитый германский танкист-ас буквально "сплагиатил" в местечке Виллер-Бокаж всю командную деятельность Колобанова, подбив 11 танков наших английских союзников (причём свой "Тигр" ему сохранить не удалось, в отличие от нашего аса). Однако в мире почему-то гораздо лучше знают "подвиги" Виттмана (особенно на Курской дуге) и мало сведений имеют о Колобанове.

А ведь свой подвиг в бою под Войсковицами Зиновий Колобанов совершил, применив настоящий талант. Войсковицы - это совхоз, в сторону которого командир, чтобы не демаскировать до поры свою машину, пропустил "прощупывающих" путь для танковой колонны гитлеровских мотоциклистов. Тем временем на Лужском направлении уже завязался бой, и экипажи танков Дегтяря и Евдокименко громили авангард колонны танков на своей дороге: пять были уничтожены сразу плюс три бронетранспортёра.

Бой

Через некоторое время после того, как мотоциклисты по дороге проследовали, послышалось гудение и показалась непосредственно колонна. Шли лёгкие танки не то шестой, не то первой, не то восьмой гитлеровской танковой дивизии - сведения разнятся. По сторонам дороги в некоторых местах было обширное и абсолютно непроходимое болото. Колобанов приказал открыть огонь, когда большая часть гитлеровских танков оказалась именно на этом участке. Подвиг танкиста Колобанова во многом отличается от других, поскольку действия его не были спонтанными, они сопровождались умом и настоящим талантом.

Первыми же выстрелами три танка в голове колонны были подбиты и перекрыли дорогу остальным. Затем были подбиты замыкающие. Далее можно было уничтожать центр. Объехать горящие машины у врага не получилось - танки вязли в болоте и расстреливались, как в тире, стоячими. Паника в колонне нарастала. Боекомплекты взрывались. Ад, да и только. В течение каких-нибудь тридцати минут двадцать два танка были полностью уничтожены только командирским орудием. Гитлеровцы, сколько могли, отстреливались. Сто четырнадцать снарядов прилетело в советскую машину. Но КВ-1 выдержал. Броня, как поётся в известной песне, крепка, и наши танки быстры.

Командир орудия

Здесь нельзя не отметить огромное мастерство старшего сержанта Усова, командира орудия. Он потом повоевал ещё много, дослужился до лейтенанта. Это был опытнейший артиллерист, и именно его стараниями, его меткостью была обусловлена такая быстрая и такая безоговорочная победа. Андрей Михайлович успел повоевать и в советско-польскую, и в советско-финскую кампании, но в артиллерии. Впоследствии он прошёл соответствующее обучение и стал командовать орудием тяжёлого танка.

В общей сложности рота Колобанова в течение одного боя уничтожила сорок три танка противника: 22 - танк Колобанова, 8 - младший лейтенант Сергеев с экипажем, 5 - лейтенант Евдокименко, 4 - младший лейтенант Дегтярь, и ещё 4 - лейтенант Ласточкин. Когда основной бой был окончен, танкисты переключились на то, что осталось: уничтожили артиллерийскую батарею, легковой автомобиль, две пехотные роты. История не знала ещё такого результативного боя - ни советская, ни любых других танковых войск в мире. Подвиг танкиста Колобанова вошёл во все учебники, посвящённые военному искусству.

Представление к награде

В начале сентября наверх ушло представление всего экипажа танка Колобанова к высокому званию Героев Советского Союза за подписью полковника Дмитрия Погодина, командира полка. Он, повоевавший в Испании, был самым первым танкистом, получившим это звание в 1936 году, и уж ему-то было понятно значение подвига Зиновия Колобанова. Это представление охотно завизировал и командир дивизии генерал тоже Герой Советского Союза за бои в Финляндии. Однако не получилось.

Штаб Ленинградского фронта с этим представлением не согласился. Ордена дали всем. Командиру Колобанову и механику-водителю Никифорову - Красного Знамени, старшему сержанту Усову, метко стрелявшему, - орден Ленина, стрелку-радисту Киселькову и помощнику водителя Родникову - по ордену Красной Звезды. И с этим спорить было никак нельзя. Колобанов, видимо, какие-то фильтры у штабистов не прошёл, и надо было продолжать воевать, причём так же смело и находчиво. Однако 15 сентября Зиновий был тяжело ранен, обороняя город Пушкин (Царское Село). Почти вся остальная война прошла у него в свердловских госпиталях.

Дальнейшая жизнь

Ранения были очень и очень тяжёлыми, с повреждениями спинного и головного мозга, с контузиями. В госпитале Колобанов получил очередное звание - стал капитаном. Выписали его в удовлетворительном состоянии только в марте 1945 года, перед самой Победой. Но, как ни просился он на фронт, назначение пришло только в июле. Колобанов принял пост заместителя командира танкового батальона в Барановичах и потом ещё тринадцать лет служил Советской Армии верой и правдой.

Уволился в запас герой только в 1958 году, после чего поселился в Минске и устроился на автозавод мастером-контролёром ОТК. Дальнейшая жизнь у него была долгой и счастливой. А потом наступила перестройка, и Советский Союз перестал существовать. Это человеку старой закалки было пережить очень сложно. И Зиновий Григорьевич Колобанов нас покинул в возрасте 84 лет в 1994 году.

Музей

В нашей стране в настоящее время существуют проекты, посвящённые Великой Отечественной войне и поддерживаемые в подавляющем большинстве случаев только инициативой заинтересованных людей. Так был создан и частный музей "Битва за Ленинград" им. Зиновия Колобанова. Энтузиасты Ленинградской области уже более двадцати лет восстанавливают разнообразную боевую технику, которая участвовала в одном из кровопролитнейших и длительнейших сражений.

Директор музея Олег Титберия собрал уникальную коллекцию из найденной в местах боевых действий и отреставрированной техники, после чего открыл удивительный парк автомобилей, танков, артиллерийских орудий в городе Всеволожске (Ленинградская область). На территории музея посетители могут наблюдать, как реставрируется техника. За каждой буквально вырытой из земли машиной живёт своя история. Изучается не только каждая деталь для реставрации по документам семидесятилетней давности, но и проводятся исследования: каков был путь этой машины, кто именно в ней воевал. Рядом с легендарными "тридцатьчетвёрками" и танк КВ-1 тоже присутствует в экспозиции. Конечно, это не Зиновия Колобанова танк, тот был исключительно заметен после ста четырнадцати попаданий. Коллекция постоянно пополняется, и работают в музее поисковики, учёные, реставраторы и просто неравнодушные люди.