Понятие товара в таможенном деле. Таможенно-правовые свойства товара и классификация
Отнесённые к недвижимым вещам транспортные средства.
Транспортные средства, понимаемые как транспортное средство в таможенном деле , к товарам не относятся.
Российские товары
Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведённых или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.
Иностранные товары
Иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами (см. выше)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Товар в таможенном деле" в других словарях:
Товар [в таможенном деле] - Товар любое движимое имущество (в том числе тепловая, электрическая и иные виды энергии), перемещаемое через таможенную границу Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 21.05.93 N 5003 I, ст.5 … Словарь юридических понятий
Товар - 3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в… … Официальная терминология
- (теория). Под Т. разумеют промысловую деятельность, имеющую целью преодолевать препятствия, разделяющие производителей и потребителей во времени и пространстве. Это определение (Ван дер Боргт) шире общепринятого, по которому Т. заключается в… …
Брокер - (Broker) Брокер посредническое лицо, содействующее совершению сделок между заинтерисоваными сторонами Профессия брокер: виды брокерской деятельности, биржевой брокер, страховой брокер, кредитный брокер, брокерская деятельность Содержание… … Энциклопедия инвестора
Цена - (Price) Определение понятия цены (стоимости) и стоимости товара Информация о понятих цены, стоимости товаров, рыночной и закупочных цен, цене производства Содержание (Price) — фундаментальная экономическая категория, обозначающая количество … Энциклопедия инвестора
Система мероприятий, направленных к охране национальной промышленности от чужеземного соперничества. Наиболее достигающими цели считаются: 1) обложение таможенными пошлинами иностранных изделий, с целью сократить их привоз, поднять цену, и тем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Александр Лукашенко - (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора
Европа - (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора
ВТО - это международная финансовая организация ВТО: вступление в ВТО, Россия в ВТО, состав ВТО Содержание >>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
I Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы Устройство поверхности Орошение Климат и естественные произведения Пространство и население Эмиграция Сельское хозяйство Скотоводство Рыбная ловля Горный промысел Промышленность Торговля… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Товары (ст.4) - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в т.ч. носители информации, валюта государств-членов таможенного союза, ценные бумаги, валютные ценности, дорожные чеки, электрическая, тепловая и иные виды энергии, а т.ж. иные вещи, приравненные к недвижимому имуществу . К числу характеристик, детализирующих режим товаров, относят:
товары личного пользования
товары таможенного союза
ТС м\ународной перевозки
экспресс-груз
Анализ ст.4 п.1 позволяет вывести теоретическое определение товаров. Под товаром в таможенном деле следует понимать любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу в таможенных целях. Признаки:
речь идет об отдельных объектах, на которые, в соответствие с ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", распространяется режим недвижимого имущества
отдельные объекты, именуемые в таможенном деле как "строение, сооружение, здание", включая щитовые, сборные и иные.
движимость имущества (ГК РФ). В отдельных случаях законодательно разрешается перемещение объектов, отнесенных к недвижимому имуществу.
перемещение товара через таможенную границу - под ним понимается использование правил ввоза и вывоза. В правиле ввоза под перемещением товара понимается фактический момент пересечения товаром таможенной границей. В правиле вывоза под моментом пересечения таможенной границы товаром понимается момент подачи таможенной декларации и сопутствующих документов, либо совершение иных действий, однозначно свидетельствующих о намерении вывезти товар. Однозначность намерения вывезти товар устанавливается и доказывается по усмотрению должностных лиц таможенных органов, но в соответствии с законодательством. Перемещение товаров должно осуществляться в пунктах пропуска через таможенную границу и лишь во время работы соответствующего пункта пропуска.
перемещение в таможенных целях. Под таможенной целью следует понимать возможность использования перемещаемого товара в соответствии с его целевым назначением либо по иному усмотрению законного владельца товара, но в соответствии с законодательством страны нахождения товара (куда товар был перемещен).
Виды товаров:
товары ввозимые\импортируемые
товары вывозимые\экспортные
транзит (провоз через территорию одного государства с целью вывоза в другое гос-во) ФЗ "О регулировании внешнеэкономической деятельности"
ТС - специфическая категория товаров, механизм, приспособлние, специализированно предназначенное для перевозки пассажиров и багажа (например, контейнер). Не рассматривается в качестве товаров в таможенном деле ТС, специализированно предназначенные для международной перевозки пассажиров и багажа.
Валюта - денежные знаки в виде монет, купюр, казначейских билетов, находящихся в обращении и выступающие законным средстом платежа в отдельном государстве либо в группе государств, а равно изъятые или изымаемые из обращения денежные знаки, но подлежащие обмену. Виды валют:
по установленной системе классификации и систематизации товаров : ТН ВЭД
в зависимости от направления перемещения товаров :
отдельные виды и категории товаров, нуждающихся в особом правовом режиме :
а) национальная\отечественная (РФ, Респ.Беларусь, Респ.Казахтан).
б) иностранная.
валютные ценности - выраженные как правило в иностранной валюте долговые обязательства, фондовые ценности. В связи с чем, к валютным ценностям предъявляются жесткие требования в части формы. в которой выражена валютная ценность, порядка эмиссии и прядка обращения. Векселя, облигации. Фондовая ценность - акция.
драг.металлы - если перемещаются в любом виде и состоянии (лом), то это таможенные товары. Исключения :
а) драгоценные металлы, используемые в мед.целях;
б) драгоценные металлы, используемые в сложных бытовых приборах;
Драг.камни - природные драгоценные камни и натуральный жемчуг. Исключения :
а) драг.камни, содержащиеся в бытовых приборах;
б) драг.камни в бытовых сложных электроприборах;
в) ювелирные украшения, в случае перемещения их ФЛ и для удовлетворения личных потребностей.
электрическая, тепловая и иные виды энергии - специфика в особенностях транспортировки и форме контроля.
Для таможенного права нормы гражданского права могут иметь косвенное значение.
Таможенно-правовое отношение возникает по поводу им-ва, перемещаемого через таможенную границу.
Под товаром не важно в каком состоянии… понимается любое движимое им-во, включая валюту и валютные ценности, дорожные чеки, электрическую и иные виды энергии и т.д., перемещаемые через таможенную границу таможенного союза, а так же движимое им-во, отнесённое к недвижимым вещам.
Транспортные средства международной перевозки – для таможенных целей транспортные средства рассматриваются как не товар. Они имеют особый статус (остановка в определённом месте, времени, маршрут следования и время следования в пути).
Основания классификации товаров в таможенно-правовых отношениях: деление всех товаров на 2 большие группы: товары таможенного союза и иностранные товары. Тем самым законодатель чётко разделяет институт «гражданства товара», то есть, принадлежность товара к определённой таможенной тер-рии в зависимости от страны происхождения.
Им-во становится товаром в таможенно-правовом смысле только тогда, когда оно перемещается через таможенную границу. Термин «движимое» им-во означает, что им-во движется по отношению к таможенной границе в связи с её пересечением. Это движение – свойство не товара, а субъекта, реализующего свою волю на перемещение товара. Товар имеет непосредственное отношение к волеизъявлению соответствующего суб-та.
Товары не просто перемещаются, они перемещаются либо на, либо с таможенной тер-рии, только тогда им-во становится товаром в таможенно-правовом смысле.
Таможенный транзит – это таможенная процедура, которая определяет статус. А способом является транспортировка, перемещение (откуда, куда и зачем).
В соотв с ТК ТС, под товарами ТС признаются товары, находящиеся на тер-рии ТС, которые:
1. Полностью произведены на тер-рии гос-в-членов ТС
2. Везены на таможенную тер-рию ТС
3. Приобрели статус товаров СТ
4. Это все товары, которые изготовлены из вышеперечисленных и так же приобрели статус
Например, телефон со знаком РСт приобрёл статус товара.
Страна происхождения - это атрибут публично-правового образования, который определяет гражданство товара. Под страной происхождения понимается страна, где товар был полностью произведён или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. Под страной происхождения может пониматься конкретное гос-во, группа стран, таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если для этого имеется цель.
При определении страны происхождения имеют значение 2 аспекта:
1. Либо кода они полностью произведены (на основании соглашения между Россией, Белоруссией и Казахстаном). Такими товарами признаются: полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в том числе, из морского дна; продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране, животные, родившиеся и выращенные в данной стране, продукция, полученная посредством охотничьего или рыболовного промысла в данной стране или судном данной страны, продукция, полученная с морского дна и из морских недр за пределами территориального моря при условии, если данная страна имеет исключительные права на разработку данных ресурсов. Так же это отходы и лом, полученные при переработке в данной стране. Продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах данной страны (микробы, новые вещества). Все товары, которые получены из вышеперечисленных видов продукции.
Если принимает участие более, чем 1 страна и если нет оснований для признания страной происхождения группы стран, то страной происхождения признаётся страна, в которой были осуществлены соответствующие операции, отвечающие критериям достаточной переработки и являющиеся основанием для признания соответствующей страны страной происхождения.
Критерий достаточной переработки. Их 3:
1. Формальный – изменение товарной позиции товара по товарной номенклатуре на уровне первых 4 знаков. Если меняется хотя бы одна цифра, то товар меняется и если эти операции произведены, то признаётся страна, где поменялась товарная позиция.
2. Стремосной – правило адвалорной доли. Это изменение стоимости товара когда процентная доля стоимости использованных материалов и добавленной стоимости достигает определённой доли цены товара (используется, как правило при производстве иностранных автомобилей)
3. Технологический – совершаются соответствующие операции, которые и признаются операциями, отвечающими критериям достаточной переработки.
Документом, подтверждающим страну происхождения является либо декларация о происхождении товара, либо сертификат. Определение страны происхождения товара когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товара. Ставка таможенной пошлины или её снижение. Декларация - это заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем, продавцом или декларантом, а сертификат – это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара, который выдаётся уполномоченным органом страны вывоза. В том числе и торгово-промышленными палатами.
Различают товары в зависимости от направления перемещения:
1. Ввозимые
2. Вывозимые
3. Транзитные
С точки зрения статуса товаров в процессе перемещения:
1. Выпущенные(в отношении которых осуществлены все необходимые таможенные операции)
2. Невыпущенные (находящиеся в процессе совершения таможенных операций и как правило, под таможенным контролем)
3. Условно выпущенные (переданные субъекту, но с особыми ограничениями)
В зависимости от зависимости эффективности достижения целей таможенного дела:
1. Товары, во ввозе которых ТС или гос-ва-члены ТС абсолютно не нуждаются (нефть для нашего ТС, газ, алкогольная продукция). Может меняться в разные периоды времени.
2. Товары- потенциальные конкуренты с продукцией национальных производителей (автомобили, парфюмерия)
3. Товары, которые не выпускаются и не могут быть произведены на тер-рии гос-в – членов ТС (экзотические фрукты, технологии)
Товары для личного пользования (перемещаемые в сопровождаемом багаже – пересекают одновременно и вместе с лицом его перемещающим; товары в несопровождаемом багаже – перетекают таможенную границу в иное время, нежели лицо, их перемещающее, но они связаны с перемещением самого лица, товары, имеющие интерес для таможенного контроля – переданные международному перевозчику без перемещения субъекта), и товары коммерческие.
ТЕМА.
1. Возникновение и формирование таможенно-правовых институтов в дореволюционной России.
2. Таможенно-правовое регулирование в период СССР
3. Формирование и совершенствование современного таможенного дела в РФ
В настоящее время вопросы классификации товаров являются основой таможенного контроля. Это положение закреплено в ст. 52 Таможенного Кодекса Таможенного союза (ТК ТС) и гл. 9 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» .
ТН ВЭД ТС - система классификации товаров, применяемая при декларировании товаров для регулирования внешнеэкономической деятельности и ведения статистики в таможенной сфере. ТН ВЭД разработана на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной Таможенной Организации и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ.
Актуальность данной темы заключается в том, что вопрос классификации товара является одним из ключевых в правоприменительной практике таможенных органов, а от точности отнесения товара к той или иной позиции ТН ВЭД зависит и ставка пошлины, и порядок применения мер нетарифного регулирования. Без знания принципов построения ТН ВЭД и основ классификации невозможно осуществлять законное перемещение товаров через таможенную границу, а, следовательно, нельзя говорить об эффективности функционирования отрасли в целом.
Товары 87 группы включают наземные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.
По данным ФТС России, в 2011 году импорт легковых автомобилей увеличился по сравнению с предыдущим годом на 43,3% - до 984 тысяч единиц. За данный период в денежном выражении было ввезено легковых автомобилей на 18,59 миллиарда долларов. В частности, из стран дальнего зарубежья импортировано 850,6 тысяч автомобилей на 17,71 миллиардов долларов, из стран СНГ - 133,4 тысячи на 878,9 миллиона долларов.
Импорт грузовых автомобилей в РФ в 2011 году вырос на 85,6% по сравнению с 2010 годом и составил 99,7 тысяч единиц. Грузовиков было завезено на 2,51 миллиарда долларов. Страны дальнего зарубежья поставили в РФ 98,9 тысяч грузовых автомобилей на 2,47 миллиарда долларов, страны СНГ - 0,8 тысячи на 39,6 миллиона долларов .
Сложность классификации товаров 87 группы связана с широким ассортиментом транспортных средств, разнообразием исходных материалов для их изготовления, способов производства, мест изготовления.
Несмотря на наличие довольно большого массива исследований, посвященных проблемам декларирования транспортных средств в целом, очень мало внимания уделяется конкретно проблеме классификации последних по ТН ВЭД. В учебной литературе дается лишь общая товароведная характеристика данной группе товаров и весьма формально освещается влияние тех или иных классификационных признаков на определение кода Товарной номенклатуры. В этих условиях возникает потребность в адекватной систематизации идентификационных признаков товара и представления их в виде, пригодном для практического использования в процессе классификации.
Объектом исследования является ТН ВЭД и классификация товаров по ней.
Предмет исследования включает анализ общих положений и отдельных проблем, касающихся классификации транспортных средств группы 87 ТН ВЭД ТС.
Целью работы является изучение проблем классификации транспортных средств 87 группы ТН ВЭД ТС.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Определить, какое значение имеет классификация объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;
Изучить нормативно-правовое обеспечение классификации объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;
изучить проблемы классификации объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;
определить классификационные признаки ассортимента транспортных средств товарных позиций 8702 и 8703 ТН ВЭД ТС;
изучить судебную практику по теме;
выявить пути минимизации таможенных рисков при классификации товаров группы 87 ТН ВЭД ТС.
Создание Таможенного союза оказало серьезнейшее влияние на таможенное законодательство. Изменения коснулись, в том числе, и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Классификация товаров при таможенном декларировании законодательно закреплена в ТК ТС и Законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Учебной литературы по таможенной классификации мало. Учебное пособие Е.И. Андреевой и А.В. Нестерова «Классификация товаров в таможенных целях» посвящено особенностям и сферам применения товарных номенклатур, используемых в практической деятельности таможенных органов, таким как единая товарная номенклатура внешней торговли, номенклатура Совета таможенного сотрудничества, стандартная международная торговая классификация, особое внимание уделено ТН ВЭД СНГ и России. В пособии раскрывается значение ТН ВЭД, правила ее интерпретации, содержание разделов и групп основных товарных номенклатур, пути совершенствования ТН ВЭД.
В учебно-практическом пособии «ТН ВЭД России. Основы классификации товаров» рассмотрены особенности структуры и сфера применения номенклатуры Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ. Приведены основные номенклатуры, предшествовавшие Гармонизированной системе и использованные в качестве базы для ее разработки, изложены основные положения Конвенции о Гармонизированной системе.
С 1 января 2010 года в силу вступила единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Сформированная годами основа товарной номенклатуры, несмотря на все интеграционные процессы, осталась неизменной. Что касается кода, то и его структура осталась прежней. Основные изменения произошли на уровне десятого знака.
Таможенный союз предполагает наличие единой таможенно-тарифной политики для трех государств. Основой таможенно-тарифной политики является Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС), систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС.
ТН ВЭД - это систематизированный перечень товаров, который включает в себя наименования товаров, их кодовое обозначение, единицы измерения количества товаров, а также примечания и правила интерпретации. Международной основой ТН ВЭД ТС являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ.
Каждый товар имеет свой десятизначный код. Первые две цифры обозначают товарную группу, четыре - товарную позицию, шесть - субпозицию, десять - подсубпозицию.
Кроме того, первые шесть цифр соответствуют кодам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, поскольку, как отмечалось ранее, ГС является международной основой ТН ВЭД ТС. Седьмой и восьмой знаки относятся к Комбинированной номенклатуре Европейского союза. Девятый знак объединяет наши товары с товарами стран СНГ, десятый - используется в рамках Таможенного союза. Также ТН ВЭД ТС используют Таджикистан, Киргизия, планируют использовать - Абхазия и Южная Осетия.
Помимо участия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, Российская Федерация является постоянным членом Всемирной таможенной организации. Раз в пять лет происходит изменение товарной номенклатуры в рамках этой организации. Последний пятилетний цикл завершился в 2011 году, поэтому с 1 января 2012 года вступила в силу новая редакция товарной номенклатуры.
Таможенному союзу пришлось учесть все закрепленные в ней изменения. Было внесено двести двадцать наборов поправок. Поправки в основном коснулись товаров сельского хозяйства и продуктов их переработки (включая лесное хозяйство и рыболовство), продуктов, имеющих отношение к окружающей среде, а также товаров с низким объемом торговли. Появились три новые товарные позиции, такие как биодизель, водные беспозвоночные, кроме ракообразных и моллюсков, женские и детские санитарно-гигиенические средства.
В связи с вступлением России в ВТО решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 был принят Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) и новая редакция ТН ВЭД ТС , которые вступили в действие с 23 августа 2012 года.
Товаров, перемещаемых через границы государств, - сотни тысяч - охватить все их невозможно. Поэтому были разработаны Основные правила интерпретации ГС (ОПИ), имеющие обязательную силу. Существует шесть основных правил. Правила 1-5 регламентируют порядок определения четырехзначного кода товара, то есть определяют правила отнесения товара к той или иной товарной позиции.
Правило 6 применяется после того, как определен четырехзначный код товара и определяет дальнейшую процедуру включения товара в подходящую субпозицию и подсубпозицию.
Использовать Правила классификации можно только последовательно, переходя от Правила 1 к Правилу 2, от Правила 2 к Правилу 3 и так далее до Правила 6.
Используя их, можно отнести тот или иной товар к определенной товарной позиции.
Для единообразия толкования ТН ВЭД при классификации товаров на территории государств ТС принято Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС при классификации товаров , Решением КТС от 18 ноября 2011 года №851 утверждены Пояснения к ТН ВЭД ТС . Кроме этого выпущено 18 решений Комиссии Таможенного союза, разъясняющих классификацию товаров , в т.ч. 87 группы: полуприцепа-кормовоза, автомобилей-самосвалов, подметально-уборочной машины, транспортных средств типа PickUp, многоцелевых легких бронированных транспортеров и транспортно-гусеничных машин, автомобиля-эвакуатора.
Но, несмотря на это, проблемы, связанные с классификацией товаров по ТН ВЭД ТС остаются, транспортные средства 87 группы не являются исключением. Об этом свидетельствует количество заявок на принятие предварительного решения о классификации товара по ТН ВЭД ТС, осуществляемое таможенными органами (рис., приложение)
Проблема классификации транспортных средств осложняется тем, что специальной литературы нет. Единственный учебник по товароведению - автора С.Л. Калачёва . Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Товароведение и экспертиза товаров». В нем рассматриваются ассортимент, конструкции, принципы функционирования и качество велосипедов, мопедов, мотоциклов, легковых автомобилей и прицепов к ним. Относительно остального ассортимента транспортных средств 87 группы учебной литературы по товароведению нет.
товарная группа ТН ВЭД ТС включает 16 товарных позиций. Критерием разделения товаров по позициям является их назначение. Внутри товарных позиций критерии зависят от вида транспортного средства. Например, для товарной позиции 8703 «Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили» на уровне субпозиции классификационным признаком является тип двигателя и рабочий объем цилиндров двигателя (не более 1000 см3; более 1000 см3,но не более1500 см3, 1500 см3, но не более 3000 см3 и т.д.). На уровне подсубпозиции в качестве классификационных признаков выступают: назначение (для медицинских целей, оборудованные для проживания и т.д.), срок изготовления (новые, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска прошло более 5 лет). В отдельную подсубпозицию (8703 90 10)выделены электромобили.
Величина таможенной пошлины возрастает с увеличением рабочего объема цилиндров двигателя и даты выпуска автомобиля, поэтому при проведении таможенного контроля легковых автомобилей необходима внимательная проверка технических документов на транспорт. При классификации товаров 87 группы, помимо товароведных познаний, необходимы знания технических характеристик и конструкционных особенностей транспортных средств. Например, характерными признаками конструкции, обычно свойственными транспортным средствам, которые включаются в товарную позицию 8703, являются следующие: б) наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова; в) наличие скользящей, открывающейся наружу или поднимающейся вверх двери или дверей, с окнами, на боковых панелях или сзади; г) отсутствие постоянной панели или перегородки между зоной для водителя и передних пассажиров и задней зоной, которая может использоваться для транспортировки, как людей, так и грузов; д) наличие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, а также приспособлений внутри всего салона транспортного средства, которыми отличаются пассажирские салоны транспортных средств (например, напольное покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы). В спорных вопросах проводится автотехническая экспертиза, включающая осмотр транспортного средства, анализ международного стандарта ИСО 3833-76 «Дорожные транспортные средства. Типы. Термины и определения» и Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы». При таможенном контроле транспортных средств особое внимание уделяется графе 31 ТД, в которой должны быть заявлены необходимые и достаточные сведения для однозначной классификации транспортного средства в соответствии с ТН ВЭД ТС.
Список использованных источников
таможенный контроль правовой транспортный 1. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 1983) // Таможенные ведомости. - №8. - 1996. 2. Таможенный кодекс Таможенного союза: Федеральный закон от 2 июня 2010 г. №114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» // СЗ РФ. - 2010. - №23. - Ст. 2796 и ч. 2 Ст. 108. 3. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС): Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров: Решение Комиссии Таможенного союза №522 от 28 января 2011 года (ред. от 19.08.2011) [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ 29.07.2002. - №30. - Ст. 3012. 6. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ // СЗ РФ. - 2010. - №48. - Ст. 6252. 7. О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров: распоряжение ФТС РФ №34-р от 01.03.12 [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Требование: О признании незаконным решений таможенного органа о классификации товара: постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.01.2012 №Ф03-6581/2011 по делу №А51-6368/2011 [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Андреева Е.И. Классификация товаров в таможенных целях / Е.И. Андреева, А.В. Нестеров // Учеб. пособие. - М.: РИО РТА, 2009. - 108 с. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД / Н.П. Бондаренко - Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 240 с. Импорт автомобилей в Россию в 2011 году увеличился [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов / С.И. Истомин - М.: Деловой двор, 2009. - 280 с. Калачёв С.Л. Товароведение и экспертиза транспортных средств личного пользования: Учебник / С.Л. Калачёв - М.: Дашков и Ко, 2011. - 312 с. Катушёнок В. Номенклатура от желаний не зависит. / В. Катушёнок // Таможня. - 2012. - №16. - С. 4-7. Коник Н.В. Таможенное дело: учеб. пособие. / Н.В. Коник - М.: Омега-Л, 2009. - 192 с. Пояснения к ТН ВЭД ТС (утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 года №851) [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Таможня не даёт добро [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Татаринов А.Е. Проблемы квалификации нарушений физическими лицами правил помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза и несоблюдения условий такого режима / А.Е. Татаринов // Юрист. - 2008. - С. 12. ТН ВЭД России. Основы классификации товаров / под ред. А.Н. Мячина. - M.: ТИРЕКС, 2006. - 984 с.
В таможенном законодательстве используется ряд специфических таможенно-правовых терминов, таких как, например, "таможенная территория", "таможенная граница", "таможенный режим", "декларант", "таможенная пошлина" и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как "товары" и "транспортные средства", в таможенном законодательстве имеют свое специфическое толкование.
Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства.
TK (ст. 3) при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории: "Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними".
Таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды, а также воздушное пространство над ними.
В нее включаются также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение нашло свое развитие в принятом в 1995 году Федеральном законе № 187-ФЗ "О континентальном шельфе". Статья 5 этого закона предусматривает, что Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями в отношениитаможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.
Сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша, находящаяся в пределах ее границ. Территориальные воды — это прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в "Известиях мореплавателей". В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами, а при их отсутствии — в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод, а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль.
На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов согласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. 3) рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.
В то же время следует отметить неточность: так, в части первой статьи 3 ТК РФ ясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а в части третьей — что территории свободных таможенных зон и свободных складов, которые по сути являются частью сухопутной территории Российской Федерации, рассматриваются как не входящие в ее таможенную территорию. Такая неточность устранена в Проекте нового Таможенного кодекса РФ, который рассматривает указанные территории свободных таможенных зон и свободных складов как часть таможенной территории Российской Федерации, а вот товары, находящиеся на этих территориях, —таможенной территории Российской Федерации. В этой же статье закона устанавливается, что в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном законе. Именно из-за этих особенностей (они обозначены в ст. 7) территория, которую занимает Калининградская особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной территории Российской Федерации. как находящиеся вне ее таможенной территории. Определение понятий свободных таможенных зон и свободных складов дано в ст. 75 TK, которые "рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу" (ст. 3 TK). К числу предусмотренных ст. 3 TK исключений относится Федеральный закон от 22 января 1996 года № 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Статья 1 этого закона предусматривает, что созданная в Калининградской области особая экономическая зона является частью государственной и
Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания Как уже отмечалось, TK в ст. 4 закрепляет право на образование таможенных союзов в интересах развития и укрепления международной экономической интеграции. Ориентиром в этой деятельности TK определяет общепризнанные нормы международного права. Так, в ст. XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) таможенных союзов.
Таможенный союз определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает формирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами - нечленами таможенного союза (внешний аспект).
Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами. Иными словами, таможенный союз - это такая зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам-нечленам. В таможенном союзе появляется общий внешний тариф, завершающий унификацию таможенно-тарифного законодательства стран - участниц. Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая в свою очередь приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на территориях стран-членов союза. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество - союзную общую таможенную территорию.
Примером реализации планов создания таможенных союзов в рамках СНГ является Соглашение о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия от 6 января 1995 года. На основании этого Соглашения были приняты указ Президента РФ от 25 мая 1995 года № 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", приказ ГТК от 21 марта 1995 года № 167 "О первоочередных мерах по реализации Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь" и ряд других нормативных актов. Образование российско-белорусского таможенного союза привело к переносу таможенного контроля с границы Российской Федерации с Республикой Белоруссия на внешние границы Республики Белоруссия, отмене взимания таможенных платежей в отношении двустороннего товарооборота и т.д. Таким образом, завершение формирования таможенного союза России и Республики Белоруссия позволит говорить о появлении общей таможенной территории.
Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: "Таможенная граница - граница таможенной территории Российской Федерации" (п. 2 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Понятие "таможенная граница Российской Федерации" означает пределы ее таможенной территории, куда входят и периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенная граница является юридической фикцией (воображаемой линией) в отличие от государственной границы, представляющей собой реальную линию на местности. Практика таможенного регулирования (чаще всего в связи с разбирательством уголовных дел о контрабанде) не раз обращала внимание на возможность несовпадения таможенной и государственной границы и юридические последствия, вызванные этим несовпадением.
Причем принято различать внешнюю и внутреннюю таможенные границы.
Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. А внутреннюю таможенную границу образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов, находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страды. И хотя по своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней, порядок ее пересечения регламентируется только нормами таможенного законодательства. В то же время, необходимо отметить, что согласно ч. 1 Конституции РФ на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ. Отсюда следует, что включение периметров свободных таможенных зон и свободных складов в таможенную границу неправомерно, хотя и соответствует общемировому подходу к этому вопросу. ст. 74
Под термином "товары" в таможенном законодательстве следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, тепловую и иные виды энергии, а также транспортные средства, за исключением средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров. Практика выявила необходимость включить в это определение также объекты интеллектуальной собственности (и это отражено в Проекте нового Таможенного кодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Товары подразделяются на российские и иностранные. Российские товары — это товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на ее территории, т. е. те товары, распоряжаться которыми можно без разрешения таможенных органов. Все остальные товары являются иностранными.
Транспортными средствами в таможенном деле признаются любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.
Под "перемещением через таможенную границу Российской Федерации" понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.
К указанным действиям относятся:
- При ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории страны — фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации.
- При вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при ввозе товаров и транспортных средств с остальной части ее таможенной территории на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.
Перемещение через таможенную границу можно подразделить на правомерное и неправомерное. Правомерное перемещение через таможенную границу осуществляется в порядке, предусмотренном действующим таможенным законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением установленных нормами таможенного законодательства требований (например, вне определенных таможенными органами мест, с сокрытием от таможенного контроля, с использованием поддельных документов и т. п.) признается неправомерным и в зависимости от характера противоправного деяния квалифицируется либо как административное правонарушение (нарушение таможенных правил), либо как уголовное преступление в сфере таможенного дела.
Термин "лица" включает в себя как предприятия, учреждения и организации, т. е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном законодательстве встречаются понятия "российские лица", "иностранные лица" и "лица, перемещающие товары".
- Созданные в соответствии с российским законодательством предприятия, учреждения и организации (т. е. юридические лица) с местонахождением на территории России.
- Зарегистрированные на территории России лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
- Граждане России, постоянно проживающие на ее территории. Все иные лица относятся российским таможенным законодательством к категории иностранных.
В качестве лиц, перемещающих товары, следует понимать лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами, либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с российским законодательством для совершения с товарами действий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, от собственного имени.
Декларант — это лицо, перемещающее товары через таможенную границу, или таможенный брокер (посредник), т. е. лицо, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного имени.
Перевозчик — это лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.
Таможенный режим — это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей.
Таможенное оформление — это установленная нормами таможенного законодательства процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.
Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле и иного законодательства РФ, контроль за исполнением которого отнесен к компетенции таможенных органов.
Зона таможенного контроля — это специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенные платежи — это таможенная пошлина, налоги и иные платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами.
Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу РФ и являющийся неотъемлемым условием такого перемещения.
Резиденты - это:
- Физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, включая граждан России, временно находящихся за ее пределами.
- Юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования юридического лица), расположенные на территории России и образованные в соответствии с российским законодательством, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации.
- Российские дипломатические и другие официальные представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Нерезиденты - это:
- Физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, включая временно в ней находящихся.
- Юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования юридического лица), созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, а также их филиалы и представительства в России.
- Иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в Российской Федерации.