Психология как избавиться от чувства стыда. Как избавиться от стыда? Исследуя стыд, мы побеждаем его

Чувство стыда провоцирует человека на саморазрушение и рискованное поведение, употребления алкоголя и наркотиков, а также может привести к длительным физическим и эмоциональным проблемам, включая болевые ощущения, депрессию, низкую самооценку и тревожность. Важно понимать, что вы можете полностью избежать таких проблем, приложив серьезные усилия, чтобы побороть стыд, а также научиться ценить себя и собственные достижения. Вы представляете собой гораздо больше, чем однажды совершенное действие, сказанное слово или возникшая эмоция.

Шаги

Часть 1

Избавьтесь от чувства стыда

    Прекратите стремиться к совершенству. Попытки соответствовать идеалу в любой жизненной сфере порождают нереалистичные ожидания, низкую самооценку и чувство стыда, когда нам не удается справиться. Идея совершенства – это социальная конструкция, придуманная обществом и СМИ, согласно которой мы станем идеальными людьми, если будем выглядеть, вести себя и мыслить определенным образом, но она имеет мало общего с действительностью.

    Долой постоянное повторение пройденного. Постоянные мысли о негативных ощущениях могут вызывать чрезмерное чувство стыда и ненависти к себе. Согласно исследованиям, если постоянно думать о собственном чувстве стыда, то это порождает депрессию, социальную тревожность и даже повышает кровяное давление.

    Проявляйте сочувствие к себе. При возникновении опасности ретроспекции начните проявлять сострадание к себе и доброту. Станьте другом самому себе. Вместо того, чтобы бранить и отчитывать себя («Я глупый и никчемный человек»), попробуйте отнестись к себе так, как бы это сделал ваш друг или любимый человек. Для этого вам нужно проследить за своим поведением и понять, что вы бы не позволили своему другу допустить такие разрушительные для него мысли. Сострадание к себе имеет множество плюсов, среди которых психическое здоровье, повышение удовлетворенности жизнью и снижение самокритичного отношения.

    Меньше думайте о прошлом. Многих людей чувство стыда парализует в настоящем моменте; они становятся беспокойными, боязливыми, подавленными и чрезвычайно критичными к себе. Очень важно, чтобы прошлое оставалось прошлым; его не изменить и не воротить, но вы можете менять влияние прошлого на будущее. Сумейте побороть свой стыд и жить яркой жизнью.

    • Перемены и трансформации всегда возможны. Это одно из главных преимуществ человеческой природы. Вы не обязаны держаться за прошлое всю свою жизнь.
    • Жизнь – это долгий путь, а вы всегда сможете оправиться после сложного периода.
  1. Проявляйте гибкость. Хватит реагировать на свои переживания с позиции «все или ничего». Такой ход мыслей увеличивает пропасть между нашими ожиданиями и реальными возможностями. Хватит воспринимать жизнь в черно-белых тонах, когда она нередко серая. Нет никаких истинных «правил» жизни, все люди мыслят и ведут себя по-разному, создавая свои вариации таких «правил».

    Не поддавайтесь влиянию со стороны. Если у вас возникают негативные мысли, то они могут быть вызваны окружающими вас людьми, даже близкими друзьями и родственниками. Чтобы побороть стыд и жить дальше, вам следует минимизировать количество людей, «отравляющих» ваши мысли.

    • Попробуйте воспринимать отрицательные высказывания как гири весом в 10 килограммов. Они давят на вас и вам тяжело выпрямить спину. Освободитесь от такой ноши и запомните, что люди не определяют вашу личность. Только вам решать, кто вы на самом деле.
  2. Развивайте осознанность. Доказано, что терапия с использованием осознания себя упрощает принятие себя и снижает чувство стыда. Осознанность – специальный метод, который предлагает вам научиться наблюдать за своими эмоциями без нагнетания обстановки. Иными словами, вы учитесь холодному анализу своих переживаний и при этом не подавляете их.

    Научитесь принятию. Важно принимать то, что вы не можете изменить. Вы – это вы, так и должно быть. Ряд исследований показывает, что принятие помогает людям выйти за пределы круговорота стыда и начать жить полноценной жизнью.

    Часть 2

    Повышайте самооценку
    1. Сосредоточьтесь на положительном. Вместо того, чтобы тратить время на чувство стыда за несоответствие выдуманным стандартам, сосредоточьтесь на ваших успехах и достижениях. Вы поймете, что вам есть чем гордиться, а ваш вклад в этот мир ничем не хуже, чем у других людей.

      Протяните руку помощи другим. Давно известно, что помогающие другим и добровольцы имеют более высокую самооценку, чем остальные. Может показаться нелогичным, что помощь другим помогает чувствовать себя лучше, но наука предполагает, что связь с другим повышает наше положительное восприятие себя.

    2. Ежедневные положительные суждения. Положительные суждения призваны повысить вашу уверенность в себе и приободрить. Такие действия положительно сказываются на чувстве собственного достоинства, а также повышают сопереживание себе. В конце концов, вы же не корите друзей так же, как себя; вы проявляете сопереживание, когда их гложет чувство вины или стыда. Так же относитесь и к себе, будьте добрее. Каждый день выделяйте минутку на то, чтобы произнести вслух, записать или подумать о положительных суждениях. Вот несколько примеров:

      • «Я хороший человек и заслуживаю лучшего, даже если в прошлом совершал сомнительные поступки».
      • «Я совершаю ошибки и учусь на них».
      • «Я могу многое дать миру, приносить пользу себе и другим».
    3. Отличайте мнения от фактов. Многим из нас непросто отделять мнения от фактов. Факт – это непреложная истина, тогда как мнение – это ваши мысли, основанные на некоторых фактах, но не являющиеся таковыми.

      • Например, «Мне 17 лет» – это факт. Вы родились 17 лет назад, это указано в метрике. С этим никто не станет спорить. Но «Я глупа для своего возраста» – это мнение, даже если вы можете отыскать подтверждение этому, например, неумение водить или отсутствие работы. Однако, подумав над этим мнением более обстоятельно, можно увидеть его в критическом свете. Возможно, вы не умеете водить, поскольку вашим родителям приходится много работать и просто некогда научить вас или нет возможности отдать на курсы. Отсутствие работы может быть связано с тем, что после учебы вы присматриваете за младшими братьями и сестрами.
      • Более трезвый взгляд на сложившиеся мнения помогает понять, что пристальное рассмотрение деталей способно изменить ваше отношение.
    4. Цените свою уникальность. Сравнивая себя с другими, вы обманываете себя в оценке собственной индивидуальности. Помните, что вы уникальная личность, которая может многое дать миру. Оставьте стыд позади и блистайте так, как вы можете и должны.

      • Сосредоточьтесь на вашей индивидуальности и тех вещах, которые делают вас вами, не стоит прятаться за вуалью социального конформизма. Возможно, вы любите сочетать несочетаемое в одежде или слушаете европейскую поп-музыку, умеете мастерить всякие поделки. Откройте эти стороны вашей личности, не прячьте их в тени; вы удивитесь (и обрадуетесь!) тому, какие новые грани можно открыть, если оттачивать свои умения и мысли. Алан Тьюринг, Стив Джобс и Томас Эдисон – все они были личностями, уникальность которых помогла им в неповторимых открытиях и достижениях.
      • Нигде не сказано, что вы ДОЛЖНЫ выглядеть как остальные, иметь такие же хобби или жить по одинаковой схеме. Так, никто не обязан следовать моде в одежде или музыке, заводить семью и детей к 30 годам. Это пропагандируется обществом и СМИ, но не является истиной в последней инстанции. Делайте то, что вам больше всего нравится и радует вас. Помните, что вы должны радовать только себя. Вам никуда от себя не деться, поэтому слушайте свой внутренний ритм, а не чужой.

Стыд – это чувство сильного смущения, неловкости, дискомфорта от осознания предосудительности своего поступка, поведения, действия или качества личности. Почему возникает чувство стыда и как с ним бороться?

Чувство стыда относится к категории моральных чувств , то есть тех, что возникают и развиваются в процессе воспитания и социализации человека. Это не врожденное, а приобретенное в результате социального научения переживание.

Есть действия, которые просто не принято совершать на людях, хотя сами по себе они не являются чем-то противозаконным. Все в мире относительно. То, что для одного человека может быть вполне нормальным, для другого – аморальным. Нормы морали изменяются с течение времени и в обществе и в сознании личности.

Мораль – это принятые в обществе представления о добре и зле, правильном и неправильном, должном и неподобающем поведении.

Стыд возникает только тогда когда его объект, то есть какой-либо поступок или качество:

  • социально неприемлемо, то есть считается аморальным;
  • наблюдается или замечено окружающими людьми.

Человеку не будет стыдно совершать действие, которое можно оценить как постыдное, в полном одиночестве или когда он уверен, что свидетелей вокруг нет.

Но, если индивид оценивает поступок, совершаемый в одиночестве, как аморальный, возникнет другое негативное чувство – вина.

Стыд и вина – это формы эмоционального проявления совести . Они часто ощущается одновременно и усиливают друг друга.

Если у человека развита совесть как функциональный аппарат, формулирующий моральные обязанности и реализовывающий нравственный самоконтроль, ему непременно будет знакомо и чувство вины и чувство стыда.

Развития чувства стыда в филогенезе и онтогенезе

То, чего стыдится современный человек, не вызвало бы ни капли угрызений совести у человека, жившего в доисторические времена в пещере. Чувство стыда формировалась вместе с развитием цивилизации и каждого отдельно взятого общества, государства.

У одних народов стыдливость более развита и они традиционно ведут себя сдержанно, скромно, культурно, а у других в менталитете полная свобода проявлений себя, вне зависимости от того «А что подумают люди?».

Исследования антропологов и этнопсихологов позволяют утверждать, что именно у тех национальностей, в чьем менталитете заложена установка ориентироваться на общество, коллектив, традиции, стыд играет важную роль в жизни людей. В культурах, базирующихся на индивидуализме, стыд не столь частое явление.

Ребенок поначалу не стыдится ничего, но беспрерывно усваивает нормы морали, поэтому у него в возрасте от 3 до 7 лет развиваются понимание того, что такое «стыд» и «стыдно», а также такие черты характера как совестливость, стыдливость, стеснительность и другие моральные качества.

Маленький ребенок, к примеру, не стесняется своей наготы, когда родители его переодевают или купают. Он еще не знаком с моралью, но очень скоро начинает понимать, что любое действие интимного характера должно совершаться наедине с самим собой, а при людях это делать стыдно.

Американский психолог Г. Олпорт отмечает, что отсутствие чувства интимного стыда препятствует развитию личности . Действительно, это так. Не имея совести и стыда, человек растет аморальным индивидом. Более того, бесстыдство и бессовестность у детей, а в особенности у взрослых, нередко становятся симптомами психических патологий.

Как в любом вопросе, касающемся воспитания, в деле формирования чувства стыда, важно знать меру. Плохо когда человек ведет себя эгоистично, не считается с мнением окружающих и совершает аморальные поступки, но также плохо, когда сильно развитое чувство стыда перерастает в такие качества личности как чрезмерная стыдливость, стеснительность, зажатость, некоммуникабельность, закомплексованность.

Почему стыдится вредно

Люди с гипертрофированным чувством стыда страдают от заниженной самооценки, самокритичности, комплекса неполноценности, ощущения надуманной аморальности настолько, что просто не могут и не позволяют себе быть счастливыми, считая это неприличным или неуместным.

Важно чтобы здоровое чувство стыда, призванное регулировать поведение человека, не превращалось в способ наказать самого себя муками совести!

Человек «погрузившийся» в сильно выраженный стыд и измучивший себя мыслями о том, как теперь его будут воспринимать в обществе, способен на опрометчивые, рискованные и непоправимые решения и поступки. Из всепоглощающего чувства стыда некоторые люди совершают самоубийство.

Стыд является нормальным чувством, когда его спровоцировало объективно постыдное событие или действие, но если повод надуман или чувство слишком сильное , продолжительное и негативно влияет на качество жизни, от него, несомненно, нужно избавляться.


Стыдливость
– черта характера, говорящая о готовности испытывать чувство стыда часто. Стыдливость мешает человеку выражаться как личности и развиваться, так как сопровождается стеснительностью, нерешительностью, безынициативностью.

В тоже время стыд делает личность более ответственной, рассудительной, организованной, осторожной, предусмотрительной, пунктуальной, не говоря уже о том, что окружающие люди воспринимают такого человека как скромного и порядочного.

Субъекта, часто испытывающего чувство стыда, преследуют страхи быть осмеянным, непонятым, униженным, оскорбленным, подвергнуться незаслуженной критике, стать изгоем или оказаться отвергнутым любимыми людьми.

Стыдливые люди опасаются совершить постыдное действие, оттого уровень тревожности у них, как правило, повышен, а самооценка понижена.

Как побороть стыдливость

Для контроля над любой сильной эмоцией или чувством, прежде всего, нужно научиться ее идентифицировать , то есть понимать, что она возникла и называть.

По каким признакам, кроме внутреннего ощущения дискомфорта и мыслей на подобии «Я сейчас готов сквозь землю провалиться!», можно узнать стыд?

Когда человек стыдится, возникает ряд физиологических реакций :

  • покраснения кожных покровов (возникновение румянца на щеках),
  • повышение давления,
  • учащенный пульс,
  • задержка дыхания,
  • повышенное потоотделение.

Стыд можно узнать по сопровождающему его желанию поскорее удалиться от объекта или прекратить действие, вызывающее стыд. Когда стыдно, хочется сбежать и от стыда и от самого себя. Так как чаще всего сделать это невозможно, человек старается «стать незаметным»:

  • опускает голову и плечи,
  • прячет взгляд,
  • закрывает лицо руками,
  • принимает максимально закрытую позу.

Как правило, причины стыдливости, мешающей развиваться и реализовываться, коренятся в событиях, произошедших в детстве. Детей часто ругают и стыдят чрезмерно или понапрасну. Осознание причин стыдливости помогает переоценить чувство стыда, проработать и избавиться от негативных воспоминаний, а вместе с тем и чрезмерного чувства вины по поводу и без.

Например, женщина стыдится своей внешности, так как считает что у нее некрасивая форма носа. Когда-то в детстве одноклассники осмеяли ее и заставили стыдиться своей внешности. Красота – относительное понятие, стыдиться своей внешности не стоит хотя бы только потому, что она часть индивидуальности и уникальности человека.

Еще одна распространенная причина возникновения чрезмерного чувства вины – табу , запреты, предрассудки, предубеждения и другие строгие, консервативные идеи.

Когда что-то табуированное было сделано, стыд буквально сковывает человека и на всю жизнь «программирует» стыдиться и бояться повторения произошедшего. Люди часто скрывают постыдные качества личности, привычки, не делятся воспоминаниями, за которые им стыдно.

Права судить и осуждать личность не имеет никто, а ошибки и действия, за которые бывает стыдно, совершает каждый человек в своей жизни и не один раз. Снизив значимость табу или избавившись от него вовсе, можно справиться с чувством стыда.

Если еще какие-то полвека назад считалось постыдным молодей девушке жить с мужчиной в гражданском браке (сожительствовать), то сегодня, напротив, считается правильным пожить некоторое время вместе, прежде чем заключать официальный брак.

Чтобы избавиться от мучающего чувства стыда за какой-либо поступок или в целом от надоедливой стыдливости, психологи рекомендуют научиться :


Не стоит бежать от проблемы гипертрофированного чувства стыда. Нужно поработать над собой, а в случае необходимости обратиться за помощью к психологу.

Как проявляется чувство стыда, знает любой — кровь бросается в лицо, руки холодеют, а голова думает: «Теперь нас с хозяйкой точно кто-нибудь посчитает идиотками или стервами». То есть налицо сильный стресс и нравственные мучения. А откуда они берутся?

Чувство стыда давно изучают психологи и даже психиатры. Так вот, они выяснили, что для его возникновения необходимо несколько условий.

Ты понимаешь, что поступила плохо.

Например, бросаешь фантик на дорогу, не найдя урну. Ты знаешь, что так делать нельзя, и чувствуешь укол совести. Это топ-уровень чувства стыда: оно возникло не перед окружающими, а перед самой собой. В тебе проснулся моральный цензор и сообщил: хорошие девочки так не поступают. Способность сказать себе« ай-ай-ай» — признак того, что ты усвоила этические нормы поведения и сделала их частью своей личности. Ну, а топ-уровень с бонус-треком — это способность ощутить чувство стыда просто потому, что у тебя возникли нехорошие мысли: допустим, ты позавидовала подруге или пожелала вредной начальнице зла. Впервые такие высокие требования — следить и за своими делами, и за мыслями — к человеку предъявила религия.

Ты не совершала осознанного зла, но при этом попала в ситуацию, когда о тебе могут плохо подумать окружающие.

Скажем, ты нарушила правила дресс-кода на важной встрече или громко сообщила о своей интимной проблеме, не заметив, что в комнате коллега мужского пола. То есть ты либо не знала о каких-то правилах, либо неправильно оценила ситуацию. Тут твой внутренний цензор опять сообщает: ай-ай-ай, хорошие девочки так себя не ведут! Это нормальный уровень стыдливости. Ты усвоила правила поведения в социуме и знаешь, что им надо следовать.

Ты случайно проявляешь что-то, что, по твоему мнению, надо скрывать.

Тебе может быть ужасно неудобно, если кто-то увидит твои небритые ноги, узнает, что ты дома ходишь в застиранной пижаме или же грызешь ногти… У каждой найдется с десяток причин!

Дело наживное

С чувством стыда не рождаются. Его воспитывают. Младенец прекрасно обходится без горшка, срыгивает, тянет ноги в рот и кидается вещами. Он делает все, что хочет. О том, какое поведение приемлемо, а какое будет оценено негативно, маленькому человеку рассказывают взрослые, по сто раз повторяя одно и то же, да и сама жизнь учит.

Чувство стыда обычно развивается« от простого к сложному». Младенцу оно незнакомо. Дети постарше учатся стыдиться формальных вещей типа демонстрации гениталий или воровства. А испытывать угрызения совести за мысли — это уже удел взрослой развитой личности. Кстати сказать, до высшего уровня доходят не все граждане, этому тоже человека должен кто-то научить: если не родители, то хотя бы книги. Зрелой личности свойственно испытывать чувство стыда только осмысленно, потому что она, личность, не раб установок, полученных в детстве. Скажем, многие с возрастом пересматривают многие аспекты« постыдного» в интимной жизни, однако для того чтобы этот процесс пошел, человеку нужно видеть, что он не одинок в своих представлениях о Вселенной.

Воспитанная девочка

В одной и той же ситуации один покраснеет, а другой и ухом не поведет. И дело тут в том, что чувство стыда — это результат воспитания. Тому, что именно неприлично, нас учат родители и ближайшее окружение. Предположим, в одной семье не запрещают громко чавкать, а в другой — девочку могут заклеймить позором просто за то, что ее нижнее белье попало на глаза отцу или брату.

Культурные различия тоже имеют значения. В одном социуме стыдно« опростоволоситься» — показаться без платка, а в другом можно спокойно разгуливать топлес. Чем более развита культура, тем больше постыдного переносится в нравственную сферу: например, нехорошо обижать слабых, желать зла ближнему и так далее.

Да что там! Моральные нормы бывают разными даже у двух одинаково развитых культур: в американской школе стыдно списывать, потому что ты «воруешь успех соседа», а в нашей школе это проявление братства учащихся против деспотизма учителей.
Нормы стыда меняются и со временем. Например, девушке совсем недавно было неприлично проявлять инициативу в отношениях или иметь добрачные связи, теперь — пожалуйста! Вот из-за таких культурных различий между поколениями бабушки и ворчат на молодежь, что все они« стыд потеряли».

И за того парня

Стыдиться можно не только за себя. Родителям может быть неловко за детей, возможно, ты краснела за маму с папой, когда они общались с твоими друзьями или родными бойфренда. Иногда мы стыдимся сограждан, безобразно ведущих себя за границей. Чувство стыда за других возникает, когда ты считаешь себя частью той же группы, что и человек, совершающий плохой поступок. Но если твой ребенок плюется, тебе стыдно, если чужой — неприятно. Если видишь вульгарно одетую женщину на улице, тебе все равно. Но если это твоя мама — о-о-о! Кстати, в глобализированном мире чувство стыда помогает определиться с гражданством: когда тебе неудобно за правительство, значит, речь о родине.

Это уже слишком

Стыдливость, то есть способность испытывать смущение по поводу каждого чиха, — это уже патология. Стыдно смотреть в глаза, стыдно стоять рядом, стыдно случайно коснуться… В современном мегаполисе с такими установками выжить непросто, но во многих традиционных культурах именно такое поведение девушки считается правильным.

Зачастую ложный стыд ведет к сокрытию информации. Даже если человек понимает, что может навредить самому себе. Некоторые, к примеру, откладывают визит к гинекологу или проктологу. Или же стыдятся сообщить врачу о каких-то привычках или проявлениях организма, тем самым осложняя диагностику. «Все врут», — говорил доктор Хаус, и мы видим, что причина чаще всего — стыд. Из-за него многие могут не признаваться в том, что им необходима психологическая помощь. Ложный стыд — частая проблема подростков. Они переживают из-за длинного носа и растущей груди. И им сложно осознать, что в своих переживаниях они не уникальны: сказывается отсутствие жизненного опыта. Но, когда взрослый человек стыдится своей физиологии настолько, что скрытничает и с самыми близкими, и с врачом, это признак личностной незрелости, над этим стоит поработать со специалистом.

Важная часть

А нужно ли нам вообще чувство стыда? Может, ну его? Вот было бы здорово: никаких пылающих щек или терзаний по поводу того, что стащила из отеля полотенце на память!

Но без чувства стыда нормальный человек жить не может, поскольку оно регулирует его поведение и является частью его личности. Не стоит рубить под корень это чувство, чтобы стать как все. Например, подруги не видят плохого в том, чтобы пообедать и развлечься за счет малознакомых мужчин, а для тебя это неприемлемо, многие девушки готовы на брак по расчету, а тебя от этого воротит. Намеренным совершением постыдных поступков ты только подорвешь нервную систему. А вот с ложным чувством стыда бороться необходимо. И сделать это будет проще при помощи стороннего человека-профессионала.

Кто виноват?

Важно различать чувство стыда и чувство вины. Виноватыми мы можем быть перед кем-то, если считаем, что навредили своими поступками другим людям. А стыд — это дискомфорт из-за собственного несовершенства(грубо говоря, понимания того, что ты недотягиваешь до идеала) или из-за того, что твое несовершенство стало очевидно для окружающих.

ТЕКСТ: Анна Никитина

Прогрессирование аддиктивного процесса во многом связано со стремлением освободиться от психологического дискомфорта, обусловленного чувством стыда. Чувство стыда занимает центральное место в структуре аддикции, поэтому остановимся на нём более подробно.

Анализ чувства стыда свидетельствует о том, что это чувство более деструктивно, чем чувство вины. Это связано с тем, что чувство вины носит более конкретный характер, касается определённого действия, поступка, активности или наоборот, отсутствия таковых. Чувство стыда затрагивает Я человека и формирует его низкую самооценку. («Я поступаю плохо и я не могу поступать хорошо, потому, что я плохой»).

Все эмоциональные ощущения и состояния человека подвергаются когнитивной оценке. Рефлексия эмоциональных состояний в то же время является рефлексией Я-состояния, свидетельствуя о том, как человек оценивает себя самого. Испытываемые человеком первичные эмоции в дальнейшем оцениваются им во взаимосвязи с оценками других. Анализ с этой точки зрения чувства стыда требует первоначального сравнения поведения человека с какой-то условной нормой. Эта норма может быть субъективной, установленной самим человеком для себя, или общепринятой, навязанной ему обществом и другими людьми. Если поведение человека не соответствует субъективной или социальной норме, у него возникает чувство стыда.

При аддиктивных состояниях мы имеем дело с несоответствием человека как одной, так и другой нормам. Несоответствия приводят к возникновению стыда. На возникновение чувства стыда влияет факт обращения внимания окружающих на поведение и состояние человека, на его собственное отношение к этому. Имеет значение фиксация внимания человека на том, как его воспринимают и оценивают окружающие. Если он испытывает чувство стыда в связи с несоответствием, ему кажется, что и другие замечают это несоответствие и считают его неполноценным. Это способствует усилению подозрительности в отношении того, что окружающие могут заметить нарушение нормы и осудить его.

Большинство событий, вызывающих стыд, не являются автоматическим процессом и не возникают сами по себе. Например, оно может быть связано с ситуациями, когда успешное функционирование в рамках социально приветствуемого ролевого поведения противоречит собственным критериям морали. Для понимания причин происхождения чувства стыда необходимо «читывать сложные социальные взаимодействия между людьми, так как компонент оценки другим, особенно значимым человеком, здесь всегда имеет большое значение.

Осознание человеком обращ иного на него внимания может приводить к нарастанию подозрительности, типичной для аддиктивных лиц. Такая подозрительность, связанная с чувством стыда, является одним из механизмов изоляции аддиктов. Страх быть до конца понятыми окружающими активизирует механизм разрыва контактов со многими людьми. С этим связано избегание аддиктами сколько-нибудь глубоких контактов, потому что чем глубже контакт, тем вероятнее факт опознания их аддиктивной сущности, и тем вероятнее усиление у аддикта реакции стыда. Возникает страх возможных переживаний по поводу разрыва отношений. Следовательно, в проводимой с аддиктами коррекционной работе, необходимо анализировать механизм разрыва контактов с людьми и чувство стыда, которое эти люди могут испытывать.

По мнению Чарльза Дарвина, чувство вины это сожаление о своей ошибке. Тому же автору принадлежит выражение, что чувство сожаления об ошибке, когда в этот процесс включаются другие люди, может превратить чувство вины в чувство стыда. Речь идет о необходимости анализа социального значения действия, в результате которого человек, воспринимаемый глазами других, может испытывать чувство стыда. Естественно, что, находясь в состоянии одиночества, человек также может испытывать чувство стыда, но в первом случае всегда присутствует оценка себя другими людьми, мысль о том, что другие подумали об его поведении.

В феноменологической психиатрии описывается депрессия самомучения (Leonhard, Izard), которая строится на чувстве стыда. Ее развитию способствует постоянный анализ чувства стыда и возможного наказания.

Стыд приводит к торможению и блокаде очень многих желаний. С точки зрения Tomkins (1963), стыд тормозит удовольствие и мотивации. Возникновение чувства стыда может быть вызвано многими причинами: неудачами, поражениями профессионального характера, потерей значимых отношений, дружбы и пр. Аддикты глубоко переживают эти потери, но не признаются в этом. Причиной стыда может быть собственная непривлекательность, когда человек теряет способность гордиться своим телом, видом и т.д.

У человека, испытывающего чувство стыда, редуцируются сферы интересов. Izard (1972) обращает внимание на то, что стыд сопровождается повышенным осознанием селфа. Речь идет о необычной форме восприятия селфа, восприятия себя беспомощным, маленьким, ни к чему неспособным, застывшим, эмоционально ранимым.

Lewis (1979,1993) отмечал, что стыд - это состояние потери ценности собственного Я. Причиной этого состояния являются текущие внешние воздействия, тем не менее, этот процесс более сложен, он может формироваться на ранних стадиях развития. Стыд имеет прямое отношение к осознанию Я, представлению о том, как это Я выглядит в восприятии и чувствах других людей. Автор выделяет чувство стыда, связанное с ощущением собственного Я и чувство вины, при котором речь идет о конкретном действии. К развитию чувства стыда приводит переживание о себе, о том, как ты выглядишь. Раздражителем, провоцирующим возникновение этого чувства являются размышления Я о самом себе, неодобрение чего-то очень важного в себе, снижение самооценки.

Сопряжённым с чувством стыда является чувство собственной никчёмности, незначимости, презрения к себе. Это чувство закладывается в детстве и легко провоцируется специфическим поведением людей. Чувство стыда формируется под влиянием пренебрежительного отношения родителей, отсутствия необходимой интеллектуальной и эмоциональной поддержки, постоянного осуждения. На этом фоне любые отрицательные оценки, не имеющие отношения ни к родителям, ни к семье, воспринимаются как сверхценные и приводят к активации дремлющего рудимента.

Диагностика наличия чувства стыда строится на обнаружении у человека желания быть незаметным, спрятаться, исчезнуть; на появлении непонятных вспышек гнева, на ощущении психологической боли, страха, чувства вины. Вспышки активности и агрессивности сменяются депрессией, подавленностью, отсутствием чувства радости, постоянной неудовлетворенностью. Чувство стыда может провоцировать суицидные мысли. Анализ депрессивных пациентов, совершающих суицидные попытки, проведенный Lewis (1993), показал наличие у этих лиц выраженного чувства стыда. Частые суицидные попытки у аддиктов также «завязаны» на этом чувстве. Таким образом, чувство стыда имеет прямое отношение к развитию аддиктивного поведения.

Чувство стыда «ставит» селф в трудное положение. Селф теряет способность конструктивно действовать, поскольку стыд блокирует активность. Вместо необходимых действий, селф начинает концентрироваться на самом себе, оказывается погруженным в самооценки, что мешает проявлению активности. Возникает нарушение адаптации, потеря способности ясно думать, высказываться и, тем более, рационально действовать.

Чувство стыда способствует переоценке человеком всего происходящего. Он придает значение вещам, которые этого значения не имеют и, наоборот, недооценивает значения действительно важных для него явлений. Поэтому чувство стыда делает поведение иррациональным.

Разница между чувством стыда и вины в структурном плане заключается з следующем. При наличии у человека чувства вины какая-то часть селфа является субъектом. Большая часть селфа находится как бы во вне и оценивает этот субъект как часть своего Я, поступившую неправильно.

В противоположность этому чувство стыда «закрывает» селф-объектный круг. Носитель этого чувства рассуждает примерно так: «Как я могу оценить себя, если я недостоин того, чтобы оценивать себя?».

Влияние чувства стыда на блокаду мотивации исследовано Plutchik (1980). Он сравнивает процесс со «стоп» сигналом. Если человек начинает что-то делать, у него срабатывает «стоп» сигнал, ставящий под сомнение уверенность в правильности предпринимаемой активности, прерывающий его действия. Если ограничиться анализом только этой части процесса, то речь в данном случае идет о чувстве вины по поводу конкретного нарушения. Дальнейший анализ может быть произведен с использованием следующих рассуждений: «Ты поступаешь плохо потому, что ты не можешь так не поступать, просто в силу того, что ты сам - плохой человек». Так выглядит вторая система нарушения - второй «стоп» сигнал, который блокирует всякую активность. Следовательно, анализ чувства стыда должен проводиться не только с акцентом на конкретные действия человека, но, прежде всего, на исследование его Я.

Чувство стыда может быть проанализировано через призму религиозной парадигмы. Тема стыда нашла свое отражение в Библии. Когда Бог спросил Адама и Еву, почему они прячутся, они ответили, что причина заключается в их наготе. Совершив первородный грех, съев яблоко с древа познания, они почувствовали, что должны быть осуждены. Историяь непослушания Адама и Евы предопределяла наказание и важность возникшего у них чувства стыда.

В этой теме на первый план выступают следующие моменты. Непослушание Богу со стороны Адама и Евы было связано с их любопытством, т.к. их, прежде всего, привлекало познание неизвестного. Любопытство привело их к знанию, овладение которым явилось пусковым механизмом появления чувства стыда. Обнаружив свою наготу, они стали стыдиться ее. И это было доказательством нарушения предписания Бога. Если бы они не приобрели знания, вкусив запретный плод, у них не возникло бы чувство стыда. Таким образом, любопытство привело к знанию, а знание привело к стыду.

Анализ этой части Библии позволяет исследовать процесс возникновения стыда. Для самоанализа чувства стыда и других, связанных с Я эмоций, необходимы определ иные знания о правилах, норме и целях, с которыми человек должен сравнивать своё поведение. Следовательно, появление чувства стыда основано на определённых знаниях.

Ветхозаветный рассказ об Адаме и Еве является метафорической версией развития объективного самопознания. Древо познания дало возможность Адаму и Еве приобрести два вида знаний: знание о себе - объективное самопознание и знание о нормах, правилах и целях поведения.

На ранних этапах развития ребёнка формируются его селф объектные отношения в виде первичных контактов с наиболее близкими людьми. Окружающие ребёнка люди, выступающие в качестве объектов контактов, являются для него образцом для дальнейшего подражания. Ребёнок зависит от них, он им доверяет. Интернализация реб нком возникших отношений влияет на атрибутирование (видение причин происходящих явлений).

Процесс атрибутирования может носить как внешний, так внутренний характер. Внешнее атрибутирование связано с нахождением в ком-то или в чем-то причины собственного поражения, неудачи, произошедшей драмы или трагедии, имеющих к себе непосредственное отношение. Внешнее атрибутирование не приводит к возникновению чувства стыда. Чувство стыда возникает при внутреннем атрибутировании, когда человек делает себя ответственным за произошедшее. Внутренняя атрибуция связана с концентрацией человека на самооценке своих поступков с позиции своего селфа.

Внутреннее атрибутирование нельзя недооценивать, так как оно оказывает большое влияние как на психическое самочувствие, так и на развитие чувства стыда. Так, например, если в жизни возникает какое-то неприятное событие и при его внутренней атрибуции человек считает себя его причиной, то в таком случае это событие способствует развитию чувства стыда.

Например, пациентка испытывает чувство вины, связанное с инфарктом у её матери. Причину события она видит в недостаточном с её стороны внимании по отношению к матери. В связи с этим она считает себя непосредственной виновницей е болезни. Чтобы избавиться от возникшего у нее чувства никчемности и стыда к себе, она принимает большие дозы транквилизаторов, т.е. находит приемлемый для себя аддиктивный выход из этой ситуации. Внутреннее атрибутирование, возникшее в данном случае, приводит как к развитию чувства стыда, так и к поиску аддиктивного варианта избавления от этого чувства.

При внешнем атрибутировании причины болезни будут объясняться по-другому: возрастом матери, с которой произошла катастрофа, е нездоровым образом жизни, наследственностью и пр. Чем большее количество внешних атрибуций используется для объяснения ситуации, тем в меньшей степени это приводит к развитию чувства стыда.

Предпочтительность того или иного атрибутирования закладывается в детстве. В работе Morrison (1989) было показано, что родители, страдавшие различными формами депрессии, в ряде случаев способствовали развитию у своих детей чувства стыда и вины. Дети считали себя косвенными виновниками болезни родителей. Эти обвинения формулировались в процессе социальных контактов с детьми как результат упреков, что дети раздражают, мучают родителей, у которых нет сил заниматься ими. Таким образом, у детей возникало нереалистическое чувство вины, заключающееся в том, что их поведение привело к развитию депрессии у родителей, и они обязаны найти способ, который поможет родителям выздороветь. А поскольку они не в состоянии найти средства помощи, значит они недостаточно хорошо ищут, что свидетельствует о том, что они плохие.

Иногда родителями внедряется в сознание детей, например, такая формула: «Я, как мать, забочусь о тебе и помогаю тебе. Почему же ты не отвечаешь мне тем же?». Так, при непосредственном участии родителей закладывается предрасположенность к возникновению у детей отрицательных эмоций, которые в дальнейших контактах с окружающими могут проявить себя с удвоенной степенью выраженности. Эти состояния могут способствовать возникновению различных психологических защит и выхода на аддиктивные реализации.

Интернализация или экстернализация чувства ответственности оказывает непосредственное влияние на то, будет ли человек впоследствии испытывать чувство стыда при различных неудачах и катастрофах, которые могут произойти с ним в жизни. Чем более выражена способность человека искать в произошедшем событии внешнюю причину, тем менее вероятно развитие у него чувства стыда.

Отрицательная сторона данного явления заключается в том, что постоянное стремление индивидуума к экстернализации происходящего может приобрести патологический характер. Так, например, известно, что аддикты в процессе аддиктивного поведения экстернально атрибутируют свои проблемы, связывая их наличие с причиной во внешнем мире. Таким образом, внешнее атрибутирование, с одной стороны, имеет положительное значение, избавляя человека от чувства стыда, а с другой, - отрицательное, проявляющееся в том, что таким образом он оправдывает своё деструктивное поведение. Иными словами, с одной стороны, у человека может быть глубокое внутреннее интернализированное чувство стыда, и он считает себя плохим, с другой - он избавляется от этого чувства, уходя в аддикцию, которая приводит к возникновению новых проблем, атрибутирующихся с внешними причинами. Таким образом проявляется сочетание внешнего и внутреннего атрибутирования.

Если человека лишить возможности внешнего атрибутирования, он остается с внутренним чувством никчемности и неадекватности, справиться с которым значительно труднее. Это следует учитывать при проведении психотерапевтических подходов, т.к лишение человека его защитной системы в виде отрицательных проекций с доказательством их неправильности и необходимости самообвинения, а не обвинения окружающих не приведет автоматически к положительному результату. Лишившись психологической защиты, человек останется наедине со своими внутренними нерешёнными проблемами. Переживание такого состояния является крайне неприятным, более того, оно может приводить к развитию других отрицательных реакций, таких, например, как растерянность, депрессия, реакция гнева как на самого себя, так и на окружающих, возможно провоцирование какой-то другой формы деструктивного поведения.

Существуют специфические условия, оказывающие разные влияния на формирование чувства стыда в зависимости от пола.

Так, например, женщины в традиционных обществах воспитываются родителями и окружающей средой так, что они приучаются к взятию на себя ответственности за то, если они не справляются с каким-то заданием. Определённая дискриминация по полу, характерная для традиционных обществ, приводит к тому, что женщины, по сравнению с мужчинами, меньше награждаются за успехи и больше наказываются за неудачи. Это способствует большей возможности мальчиков фиксироваться на позитивном атрибутировании (Lewis,1993).

В случае лишения родителями любви своих дочерей они концептуализируют свою позицию словами: «Я не люблю тебя, потому, что ты плохая». Селф такого ребенка испытывает чувство ответственности за то, что его не любят. Это провоцирует формирование у ребенка чувства стыда. В дальнейшем такая женщина будет оценивать свои межличностные отношения с другими как неадекватные, считая себя неспособной на продуктивные отношения. Таким образом, феномен лишения любви девочек приводит к трудностям в конструировании ими дальнейших межличностных отношений. Такие женщины считают, что, во-первых, они не могут выстраивать эти отношения, т.к. они хуже других, а во-вторых, они испытывают страх перед тем, что другие могут это понять.

Так формируются различные стили поведения, которые объективно «примыкают» к аддикциям, а по существу являются последними (созависимость) или ведут к их развитию. Например, объяснения людей, которые посвящают свою жизнь заботе о других с целью компенсации чувства нехватки любви, выглядят примерно так: «Если я буду заботиться о других и помогать им и это будет моим жизненным кредо, значит меня будут принимать окружающие. Если же я буду вести себя по-другому, я обнаружу свои отрицательные качества. Следовательно, я должна/ен помогать другим и смысл моей жизни должен заключаться именно в этом». В случае неудачи возникает экзистенциальный кризис.

Человек, неуверенный в качестве своих отношений с людьми, легко переходит к общению с событиями, активностями, неодушевленными предметами, «прилипает» к ним, уходя в аддиктивные реализации.

Лишение любви формирует комплекс нежеланного ребенка, что в дальнейшем приводит к низкой самооценке и неумению человека любить себя.

Анализ происхождения чувства стыда с акцентом на половые различия способствует лучшему пониманию межличностных конфликтов. Разница в социализации стыда у мужчин и женщин оказывает влияние на отношения мать-сын, отец-сын, мать-дочь и отец-дочь. Так, например, у женщин, воспитывающихся в традиционных обществах, где присутствует дискриминация по половому признаку (сексизм), легче возникает.чувство стыда, по сравнению с мужчинами. Возможно возникновение замещающих стыд реакций, таких, как печаль, грусть и гнев. Причем, если для женщин более характерными являются реакции печали и грусти, то для мужчин - реакции гнева.

По мнению Lewis (1993), эти явления более представлены в традиционных обществах. Поскольку мальчик, воспитывается с акцентом на специфическую для него мужскую роль, в его отношениях с матерью может возникнуть конфликт следующего рода. Мать в традиционном обществе стремится к тому, чтобы ее сын испытывал чувства стыда в случае поведения, не соответствующего общепринятым нормам. Матери кажется, в связи с проекцией собственных переживаний (глубокое чувство стыда), что сын не испытывает достаточного чувства стыда за свой поступок, и, даже если он извинился, он все равно не пережил это чувство с необходимой степенью глубины. Он должен пережить его протрагированно. Сын испытывает чувство стыда, но в меньшей, чем бы этого хотелось матери, степени. И мать и сын не осознают происходящего. Конфликт, возникший между ними, может принимать различные формы, и зачастую он приводит к возникновению отдаленности сына от матери, т.к. мужская роль, характерная для сына, противоречит проявлению чувства стыда. Сын не хочет, чтобы к нему относились как к ребенку, а мать стимулирует его к отношениям зависимости, что провоцирует появление у сына реакции сопротивления.

Мальчики, нарушающие нормы поведения, выдвигаемые родителями, могут проявлять сожаление по этому поводу, чувство вины и желание больше этого не делать. Мать рассматривает эти чувства с точки зрения женского, свойственного ей, традиционного отношения и ожидает от сына чего-то большего, например, возникновения протрагированного чувства стыда. Если она видит, что этого не происходит, она считает, что сын не выстрадал это по-настоящему, ею делается акцент на необходимость длительного страдания, что приводит к возникновению конфликта. Не осознавая происходящего, мать пытается заставить ребенка почувствовать те же ощущения, которые она сама ощущала или ощущает в подобных ситуациях. Мать ожидает, что ребёнок будет переживать это так же как она, а мальчик воспринимает желание матери добиться формирования у него чувства стыда как неприятное чувство. Он считает это несовместимым с его мужской ролью.

Hoffman (1988) установил, что такой процесс начинается уже с трехлетнего возраста. Попытку матери вызвать в сыне эмоциональное состояние, более свойственное женщинам, воспитывающимся в традиционном обществе, следует рассматривать в контексте Эдипова конфликта: мальчик стремится к автономии, к редуцированию чувства стыда, а мать пытается социализировать этот процесс таким образом, чтобы он не ограничивал чувство вины, и считает это полезным.

В отношениях мать-дочь этот конфликт представлен в меньшей степени, чем в отношениях между матерью и сыном. Меньшая интенсивность конфликта объясняется отсутствием разницы между полами, которая осложняет интеракцию. Дочери, как правило, реагируют на желания матери более адекватно, т.к. они выражают себя в соответствии с женской ролью. Так закладывается чувство стыда у девочек в традиционном обществе, где его формирование не встречает с их стороны большого сопротивления. Иногда при этом могут возникать малотипичные для этого состояния реакции злости.

Для современных обществ характерна тенденция сглаживания связанного с полом ролевого поведения. Так, например, воспитанная в условиях современного общества мать, стараясь воспитать у девочки чувство стыда, встречает с её стороны сопротивление. Разделение ролей, свойственное современному обществу, делает менее типичным процесс атрибуции, связанный со стыдом в аспекте социализации.

До сих пор не выделены основания, позволяющие установить наличие генетических отличий в развитии чувства стыда в зависимости от пола. Если такие различия диагностируются, то их возникновение может быть объяснено ролевым поведением, социализацией и социальными условиями. С другой стороны, в связи с изменением роли женщины в последние 25 лет, особенно в США и Канаде, некоторые конфликты, присущие отношениям мать-сын, по всей вероятности, должны обнаруживаться и во взаимоотношениях мать-дочь.

Что касается роли отца в формировании у ребенка чувства стыда, то, к сожалению, на протяжении длительного времени на ЭТУ сторону вопроса обращалось мало внимания. Роль отца в этом Процессе может быть прямой и косвенной. Исследователями, Изучающими этот вопрос, обращается внимание на то, что роль отца оказывается более важной и значительно менее пассивной, чем это представлялось ранее. Так, например, Bernstein (1983) обращает внимание на значение влияния отцов на возникновение чувства стыда в детском и подростковом периодах жизни Считается, что роль отца состоит в смягчении конфликта мать сын; в обучении сыновей другому, более активному способу поведения, включающему в себя агрессивные реакции. Отцы во взаимоотношениях с сыновьями подсказывают им путь преодоления стыда по способу замены его гневом. Таким образом, происходит замена реакции переживания чувства стыда путем формирования другой реакции. В результате такого контакта сыновья начинают испытывать более глубокую привязанность к отцам, помогающим им освободиться от неприятного чувства стыда. В случае отсутствия такой поддержки возникает реакция отдаления ребенка от обоих родителей.

Инструкция

Чтобы преодолеть стыд, необходимо, в первую очередь, разобраться, что его породило. Человек может стыдиться своих неблаговидных , и этот стыд – хорошее и в целом полезное чувство . Он сродни чувству вины, он помогает понять, что хорошо, а что плохо. Это голос , заставляющий нас через боль прочувство вать необходимость поступать хорошо.

Но есть и другой стыд, совершенно не полезный - стыд, что мешает человеку жить на протяжении долгих лет. Речь идет о , когда чувствует , из-за своей внешности, социального или материального положения, образования или других особенностей. Женщины часто стыдятся недостатков своей внешности: излишнего веса, неровного зубного ряда, неправильных черт лица. Мужчины больше переживают из-за отсутствия карьерного роста, нехватки денег, подержанного автомобиля. Даже легкомысленных детей посещает чувство стыда из-за того, что они в чём-то не такие, как их сверстники.

Если стыд вызван неблаговидным поступком, нужно, в первую очередь, попробовать устранить его плачевные , исправить содеянное. Обязательно нужно извиниться перед теми, кто пострадал в результате вашего проступка, и попросить прощения.

Потом важно сделать последний, самый сложный шаг – простить самого себя. Это действительно непросто, значительно проще простить других. Поймите одно: все мы совершаем ошибки, и мы имеем на это право. Человек учится через ошибки, каждый промах делает его немного мудрее, добрее и лучше. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Осознав это, проще избавиться от стыда .

Иначе следует работать со , порожденным чувство м собственной ущербности. Побороть такой стыд могут лишь очень мудрые люди, понимающие простую истину: каждый человек нужен таким, какой он есть. Каким скучным был бы мир, в котором все люди идеальны и похожи между собой. В том, что все , есть свои плюсы. Конечно, обидно оказаться в числе не самых красивых и успешных, но, значит, так оно нужно.

Другим способом преодолеть такой стыд является стремление исправить недостатки. Полные садятся на диету, люди с врожденными дефектами доверяются пластическим хирургам, малообразованные люди записываются в школы и на курсы, поступают в университеты и техникумы. Такие изменения требуют значительных усилий и силы воли, но окупаются сторицей. Человек не только преодолевает стыд, но и проникается самоуважением и гордостью за достигнутые результаты.

Полезный совет

Итак, у вас есть два варианта преодолеть стыд: принять себя таким, какой вы есть, или изменить все то, что порождает чувство неполноценности. Какой выбрать, решать вам!

Стыд - это чувство, которое при определенных обстоятельствах может испытывать практически каждый человек. Одни стесняются быть талантливыми, другие успешными, но страшнее всего, когда человек стыдиться своих поступков или успеха.

Религии утверждают, что стыд - это полезное чувство. Оно позволяет не нарушать социальные нормы, сохраняет душу человека. Но стыд слишком сильно давит на одних и почти не касается других. И все-таки это лишь эмоция, и ее можно контролировать.

Стыд за содеянное

Бывает, что человек сделал что-то, за что испытывает стыд. Это обычная ситуация, и хотя хочется спрятаться, не думайте, что только вы были в таких обстоятельствах. Если есть возможность что-то исправить, сделайте это. Хороший способ - извиниться перед присутствующими, если вы сделали что-то плохое. Если вы просто показались нелепым, то переведите все в шутку.

Не нужно переставать общаться с людьми, которые стали свидетелями произошедшему. Лучше объясните им, что вы чувствуете, что вам неприятно. Большинство ваших знакомых способны понять, что произошло. Важно лишь донести свое видение.

Очень хорошая практика - посмотреть на событие с другой стороны. Если вам все кажется ужасным, попробуйте увидеть, как это выглядит со стороны других. Всегда есть несколько точек зрения. Выберите ту, что менее болезненна, и остановитесь на ней.

Стыд за себя

Самое тяжелое чувство - это стыд за себя. Не за поступки, а за то, что что-то не так во внешности, социальном статусе или финансовом положении. Кому-то стыдно ходить в мятой одежде, другие не могут ездить в автобусе, третьи стесняются своего веса или внешности. Формирование многих комплексов связано со стыдом, но это ненужное, ограничивающее ощущение, от которого стоит избавиться.

Если вы себе не нравитесь, значит пора принимать себя. Полюбить себя стоит каждому, ведь идеальных людей нет. У каждого свои достоинства и свои недостатки. Нужно гордиться тем, что дала жизнь, и радоваться тому, что есть. Ведь из-за стыда делается много глупостей, а многое из того, что следовало бы сделать, так и не удается осуществить. Будьте собой. Необычность, индивидуальность - это не стыдно, этим нужно научиться гордиться.

Стыд - это иногда и хороший стимул. Пытаясь изменить параметры, за которые неудобно, человек меняется в лучшую сторону, стремится к совершенствованию. Но при этом важно не идти против своих желаний, не ломать свое внутреннее я, чтобы угодить другим, а лишь подчеркивать свои достоинства.

Бороться со стыдом трудно, если это чувство не дает вам спать спокойно, найдите хорошего психолога. Несколько сеансов общения со специалистом помогут почувствовать себя лучше.

На протяжении всей жизни чувство стыда посещает каждого человека множество раз. И если у одних людей это чувство является мимолетным и быстро забывается, то у других становится навязчивым и гнетущим. Постоянное присутствие чувства стыда мешает человеку полноценно развиваться, строить отношения с окружающими людьми и даже нормально жить. Какую же роль в психике человека играет чувство стыда?

Когда человек чувствует постоянный стыд за свои поступки, мысли или действия, происходит замещение личности. Стыд играет определяющую роль в психологическом восприятии действительности, тем самым человек становится неуверенным в себе. Такая личность зачастую не знает, чего хочет на самом деле и даже свои эмоции воспринимает неадекватно.

Неумение выражать свои чувства и эмоции, за которые «естественно» стыдно, приводит к социальной обособленности человека. Такой человек не в состоянии наладить отношения с окружающим миром, и в личной жизни, и на работе. Чувство стыда не может стать всепоглощающим в один момент, такая психологическая проблема ведет историю из детства.

Родители с помощью чувства стыда стремятся сделать ребенка послушным, не обдумывая последствия такого воспитания. Маленькому человеку становится стыдно за плохие оценки и поведение, и даже за свои болезни, ведь они расстраивают родителей. Со временем чувство стыда становится ребенку необходимым и вполне привычным. Родители заменяют необходимые детям любовь и понимание, на постоянное чувство стыда. Ребенок начинает воспринимать родительскую любовь только через призму стыдливости. Ведь взрослые перестают ругать за шалости, только после стыдливого раскаяния.

Переходя во взрослую жизнь, это чувство несет в себе разрушающую энергию на личность человека. Чувство стыда мешает человеку быть самим собой, любые жизненные проявления отвергаются и критикуются, заводя в тупик. Психике человека для полноценного функционирования требуются все чувства, и стыда, в том числе. Мимолетное чувство стыда защищает и поддерживает человеческую психику. Именно поэтому так сложно находиться на грани между одноразовым и постоянным стыдом.

Для того чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающей действительностью, человеку необходимо знать и правильно воспринимать все особенности своей психике. Осознание основных аспектов жизни, за которые бывает стыдно, и правильная работа по их устранению поможет гармонично развиваться и чувствовать себя полноценным членом общества.