Разбор предложения по грамматической основе. Как делать синтаксический разбор предложения

Синтаксис – наиболее сложный раздел современного русского языка. В школе синтаксический разбор предложения практически всегда вызывает серьёзные затруднения, так как при анализе необходимо использовать полученные ранее знания комплексно: уметь различать части речи, обращаться к сведениям из лексики, отлично ориентироваться в смысловой нагрузке и функциях разных членов предложения, правильно указывать простые предложения в составе сложного и определять их роль.


В школе и вузе предъявляются различные требования к синтаксическому разбору предложения. Школьники обычно обозначают части речи, при анализе комментируют каждое слово. Требование связано с тем, что для правильного разбора необходимо хорошо знать морфологию, нельзя путать понятия синтаксиса и морфологии (существует распространённая ошибка, когда смешивают части речи и члены предложения). На филологических факультетах разных высших учебных заведений схемы синтаксического разбора индивидуальны: это зависит от того, по какому учебному комплексу проходит обучение, какие имеются методические разработки на кафедре. При подготовке к поступлению абитуриенту понадобится выяснить требования конкретного вуза, иначе разбор может быть признан неверным.

Чтобы правильно сделать синтаксический разбор предложения, нужно освоить большой объём теории, уметь точно использовать термины, получить практический навык. Практика играет особенно большую роль, поэтому желательно регулярно тренироваться, анализируя предложения разного уровня сложности.

К синтаксическому разбору предъявляются строгие требования: его можно делать только по чёткой схеме, не отступая от заданного алгоритма. Зачастую нужно также начертить графическую схему предложения, отразив в ней уровни членения, зависимость простых предложений друг от друга. Также члены предложения графически выделяются разными знаками прямо в тексте (несколькими типами подстрочных линий).

Общая схема синтаксического разбора предложения
Существует общая схема, по которой осуществляется синтаксический разбор предложения. Она варьируется в зависимости от конкретных требований, но основная база остаётся прежней.

  1. Указывается цель высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное предложение.
  2. На данном этапе следует написать, каким предложение является по интонации: восклицательным или невосклицательным.
  3. Определяется тип предложения: простое или сложное, состоящее из нескольких простых.
  4. У сложных предложений нужно указать тип конструкции: простая (однотипная), сложная (разные виды связи между простыми предложениями в составе сложного).
  5. Указывается тип связи предложений: союзная, бессоюзная.
  6. У союзных предложений два типа: сложносочинённые и сложноподчинённые.
  7. Для сложноподчинённого предложения определяют тип придаточного: определительное, изъяснительное, обстоятельственное, присоединительное;
  8. Нужно обозначить тип обстоятельственного придаточного предложения:
    • образа действия;
    • места;
    • времени;
    • условия;
    • меры и степени;
    • сравнения;
    • уступки;
    • следствия;
    • цели;
    • причины.
  9. Если предложение сложное, выполняется описание связи частей в составе сложного. Части нумеруются, указываются все виды связи (бессоюзная и союзная, подчинительная и сочинительная), при необходимости делают членение на уровни.
  10. Затем переходят к характеристике каждого простого предложения, указав его номер.
  11. Анализ простого предложения продолжает указание на наличие главных членов: односоставное или двусоставное.
  12. У односоставного предложения определяют его тип: назывное, обобщённо-личное, безличное, определённо-личное или неопределённо-личное.
  13. На данном этапе нужно написать тип сказуемого: ПГС (простое глагольное сказуемое), СГС (составное глагольное сказуемое) или СИС (составное именное сказуемое).
  14. Теперь следует определить наличие второстепенных членов: распространённое (имеются второстепенные члены), нераспространённое (второстепенные члены отсутствуют).
  15. В этом пункте разбора указывают, является ли предложение осложнённым, чем именно оно осложнено.
  16. В конце анализа надо определить, тип предложения по полноте: полное или неполное. Неполными называют предложения, в которых опущены главные или второстепенные члены, но их можно легко восстановить из контекста.
Также потребуется графически обозначить члены и границы предложений в тексте, начертить схемы, указав в них номера предложений, союзы, задав вопросы к придаточным предложениям от главных.

Способы выражения членов предложения
Знание способов выражения членов предложения поможет сделать синтаксический разбор предложенияправильно, не путая его части. Нередко ученики школ с трудом определяют даже главные члены предложения, поскольку существует ряд сложностей, а общепринятые стереотипы мешают верно найти основу и точно проанализировать второстепенные члены.

Необходимо помнить, что разные части речи обладают практически неограниченными возможностями и могут быть почти любыми членами предложения, за редким исключением. Зачастую школьники привыкают, что подлежащее – это существительное, а сказуемое – глагол. Не увидев подходящих частей речи в предложении, они оказываются в затруднительном положении и не знают, как разобрать его по составу. На самом деле нельзя заключать анализ в подобные рамки.

Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа и выражается разными частями речи: существительными, местоимениями, числительными. Также подлежащее может быть выражено:

  • прилагательным (красный – мой любимый цвет);
  • причастием, перешедшим в существительное (окружающие умолкли);
  • союзом (и – соединительный союз);
  • неопределённой формой глагола (например, неопределённая форма глагола с существительным в винительном падеже: иметь в доме врача – серьёзное преимущество).
Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? что происходит с предметом? каков предмет? что он такое?

Чтобы отличать разные типы сказуемых, важно вспомнить о лексическом и грамматическом значении слов. Лексическое значение отражает смысл слова, а грамматическое содержит грамматические категории (например, наклонение, время, число и род глагола). Типы сказуемых:

  • ПГС: сказуемое выражено личной формой глагола, в которой ГЗ и ЛЗ совпадают. Иногда ПГС выражено фразеологизмом, содержащим спрягаемую глагольную форму.
  • СГС: должно состоять как минимум из двух слов. Каждое слово несёт своё значение: инфинитив глагола (лексическое значение) и модальная или фазисная связка (грамматическое значение). Фазисная связка указывает на фазу действия, а модальная отражает отношение к действию. Связка может быть выражена словами, отражающими оценку действия, желательность, необходимость, краткими прилагательными.
  • СИС: должно состоять как минимум из двух слов. Именная часть (ЛЗ) и формальная либо полузнаменательная связка (ГЗ). Более распространена формальная связка: глагол быть. В роли именной части выступают все именные части речи, наречия, словосочетания. Полузнаменательной связкой бывают глаголы делаться, стать, являться, казаться и другие; глаголы состояния, движения.
Определения отвечают на вопросы какой? чей? Их делят на согласованные и несогласованные.
  • Согласованное определение узнать легко, оно выражено местоимением-прилагательным, прилагательным, причастием, порядковым числительным. Главное не спутать его с именной частью СИС.
  • Несогласованное определение обычно выражается существительными в косвенных падежах, но иногда им становятся наречия, словосочетания, инфинитивы, прилагательные сравнительных степеней. Существуют также несогласованные определения-приложения.
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. Чаще выражается существительным.

Обстоятельство отвечает на общий вопрос как? Выражается наречиями, существительными. Обстоятельства делятся на разряды:

  • обстоятельство времени;
  • места;
  • образа действия;
  • причины;
  • сравнения;
  • уступки;
  • условия;
  • цели;
  • меры и степени.
Нужно учитывать нюансы выражения членов предложения разными частями речи, чтобы правильно выполнить синтаксический разбор предложения.

Типы придаточных предложений
Анализируя сложноподчинённое предложение, важно правильно определить тип придаточного предложения. Оно может быть обстоятельственным, изъяснительным и определительным.

  1. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей. В качестве средств связи выступают союзы, союзные слова.
  2. Придаточные определительные предложения относятся к существительному, присоединяются с помощью союзных слов, иногда союзов, отвечают на вопросы чей? какой?
  3. Придаточные обстоятельственные предложения отличаются в зависимости от разряда:
    • ПО места отвечают на вопросы куда? откуда? где? присоединяются с помощью союзных слов;
    • ПО времени отвечают на вопросы до каких пор? как долго? когда? на сколько времени? Распространено присоединение с помощью союзов только, когда, пока, как только и т.д.;
    • ПО меры и степени отвечают на вопросы в какой мере? насколько?, относятся к слову, выражающему понятие, которое может иметь степень проявления;
    • ПО образа действия отвечают на вопрос как?, в главную часть можно вставить слова таким образом, так;
    • ПО условия отвечают на вопрос при каком условии?, присоединительные союзы – когда, если, как скоро;
    • ПО причины раскрывают вопрос почему?, союзы благодаря тому что, так как, потому что, вследствие того что;
    • ПО цели: вопросы с какой целью? зачем? и пр. Союзы лишь бы, чтобы, для того чтобы;
    • ПО следствия: следствие вытекает из первой части, союз так что;
    • ПО уступки: вопросы вопреки чему? несмотря на что? Союзы пускай, даром, несмотря на то что;
    • ПО сравнительные: вопросы как что? подобно чему?Союзы будто, словно, точно, как;
  4. Придаточные присоединительные не отвечают на вопросы, не выражают смысловых отношений обстоятельства, но дают дополнительную информацию к главной части. Средства связи: союзные слова (относительные местоимения что, где, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем).
В многочленных предложениях нужно указывать вид подчинения. Оно бывает последовательным: первое придаточное подчиняется главному, второе придаточное – первому и т.д. При параллельном подчинении придаточные зависят от главного, но отвечают на разные вопросы. Когда подчинение однородное, придаточные зависят от одного главного слова, отвечают на один вопрос.
В университетах разбирают в основном многочленные предложения, поэтому выделяют уровни членения, связи между ними, указывают все блоки и особенности их отношений между собой, чертят сложные схемы. В школе обычно ограничиваются предложениями, состоящими из двух-четырёх простых.

Запомни:

Член предложения

Обозначает/ показывает

Отвечает на вопросы

Подчеркивается

Подлежащее

главные члены предложения

о ком или о чем говорится в предложении

кто? что?

Сказуемое

называет то, что совершает предмет, его состояние, каков он

что делает? что делал? что будет делать? каков?

Определение

второстепенные члены предложения

признак предмета

какой? какая? какое? какие? чей? чья?

Дополнение

на какой предмет или явление направлено действие

кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Обстоятельство

как совершается действие, когда совершается действие, где совершается действие, по какой причине совершается действие, с какой целью совершается действие

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Выпиши предложение.

Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки .

1.Основа предложения:

в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,

побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.

2.В предложении есть второстепенные члены.

Задаю вопрос от подлежащего:

ручейки какие?- звонкие – это определение.

Задаю вопрос от сказуемого:

побежали откуда? –с гор – это обстоятельство места.

с гор каких? – высоких – это определение.

39. Схема разбора предложения (синтаксический разбор).

I. Вид предложения по цели высказывания.

II. Вид предложения по интонации.

III. Основа предложения (подлежащее и сказуемое).

IV. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

V. Второстепенные члены предложения.

Выпиши предложение.

Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки . (Повеств., невоскл., распр.)

Это предложение

I. Повествовательное.

II. Невосклицательное.

III.Основа предложения:

в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,

о ручейках говорится, что они побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.

IV. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое.

V. Задаю вопрос от подлежащего:

ручейки какие?- звонкие – это определение.

Задаю вопрос от сказуемого:

побежали откуда? – с гор – это обстоятельство места.

Задаю вопрос от второстепенных членов предложения:

С гор каких? – высоких – это определение.

Запомни:

III. Пунктуация

40.Знаки препинания в конце предложений(.?!).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Делай так : Слава нашей Родине ! Слава труду !

41. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Начерти схему предложения.

Делай так : Грачи , скворцы и жаворонки улетели в теплые края. (О,О и О)

Знаки препинания при однородных членах:

О да (=и) О

О, да (= но) О

и О, и О,и О,и О

или О, или О,или О,или О

О, и О,и О,и О

42.Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Делай так:

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

[ ], [ ].

43.Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

Делай так :

1) Олег успокаивал мать: "Все будет хорошо".

2) Он крикнул: "Вперёд, ребята!"

3) Он спросил: "Ты откуда, парень?"

4) "Я тебя не выдам", - обещал Иван.

5)"Пожар!" – крикнула Таня.

6) "Кто это был?" – спросила Оля.

7) "Я врач, - сказал он,- сегодня дежурю".

"П, - а, - п".

8) "Наше присутствие необходимо, - закончил Петров.- Выезжаем утром".

"П, - а. - П".

9) "Почему в пять? – спросил брат.- Это очень рано".

"П? - а. - П".

10) "Ну и отлично! – воскликнула Аня.- Поедем вместе".

"П! - а. - П".

11) "Он из нашей группы, – сказал Иван.- Садись, Пётр!"

"П, - а. – П!"

УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЯМ

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» состоит из трёх разделов: «Правила правописания», «Виды разборов», «Пунктуация».

В первом и третьем разделе даны указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести учащимся при выполнении работы над ошибками. Для того чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму, каждое правило имеет свой порядковый номер.

Работу по памятке мы предлагаем проводить следующим образом. К традиционным обозначениям ошибок на полях приписывать номер орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускать две строчки и на последующих строчках указывать эти номера.

Ученик, получив тетрадь, должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается правильность и точность исправления.

Например: на улице сильный морос – на полях ученик видит| №20. Он открывает книжку-памятку и читает алгоритм работы:

№20 Мороз – мороз ы .

Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:

Самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное отыскивание) ошибок;

Самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка;

Подбор проверочных слов;

Повторение правил.

Учитывая необходимость преемственности начальной и средней ступени обучения при составлении третьего раздела «Виды разборов» (морфемный, фонетический, морфологический, синтаксический) мы опирались на учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» может быть использована в учебной работе по любой программе начальной школы, как при групповой форме работы, так и при индивидуальной, самостоятельной работе ученика в классе или дома.

Литература

1.Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2011.-464 с.- (Начальная школа XXI века).

2.Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова- М.: Просвещение,1994.-256 с.

3. Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение, 2007.-317 с.

4. Справочник для начальных классов. Пособие для учащихся 3-5 классов, их родителей и учителей. /Т.В. Шклярова - М.: "Грамотей", 2012, 128 с.

Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.

Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.

По цели высказывания предложения разделяются на:

  • повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
  • вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
  • побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).

Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.

Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.

Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.

Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.

На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:

  • восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
  • невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).

Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.

Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:

  • простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
  • сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).

В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.

Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.

Этап 4 для простого предложения : Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:

  • односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
  • двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).

Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).

Этап 5 для простого предложения : Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.

По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:

  • распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице» (И. Бунин);
  • нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).

Этап 6 для простого предложения : Определите, полное предложение или неполное.

Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.

  • полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
  • неполное предложение – «Как тебя зовут? - Меня Аночкой» (К. Федин).

При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.

Этап 7 для простого предложения : Определите, осложнено предложение или не осложнено.

Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:

  • «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
  • «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).

Этап 8 для простого предложения

Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.

Этап 9 для простого предложения

При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.

Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
  • Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.

Этап 4 для сложного предложения : Определите, как связь существует между частями сложного предложения.

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:

  • союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
  • бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).

Этап 5 для сложного предложения : Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:

  • интонация;
  • сочинительные союзы;
  • подчинительные союзы.

Этап 6 для сложного предложения : На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.

Классификация сложных предложений:

  • сложносочиненное предложение (ССП) - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
  • сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
  • сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
  • предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.

Этап 7 для сложного предложения : Охарактеризуйте связи частей предложения.

Определите:

  • к чему относится придаточная часть;
  • посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
  • на какой вопрос отвечает.

Этап 8 для сложного предложения : Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:

  • последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
  • параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
  • однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)

Этап 9 для сложного предложения : Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Этап 10 для сложного предложения : Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.

Этап 11 для сложного предложения : Составьте схему предложения.

При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

Заключение

Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.

Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.

Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Сегодня мы продолжаем изучать сложное предложение, на этом уроке научимся делать его синтаксический разбор.

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное ).

2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное ).

3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы.

4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзные, бессоюзные ).

5. Выделить второстепенные члены в каждой из частей сложного предложения, указать, распространенной или нераспространенной она является.

6. Отметить наличие однородных членов или обращения.

Предложение 1 (рис. 1).

Рис. 1. Предложение 1

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (имеет две грамматические основы), союзное (соединенное союзом и ), и первая, и вторая части - нераспространенные (рис. 2).

Рис. 2. Разбор предложения 1

Предложение 2 (рис. 3).

Рис. 3. Предложение 2

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное. Первая часть распространенная (есть определение), вторая нераспространенная (рис. 4).

Рис. 4. Разбор предложения 2

Выполните синтаксический разбор предложения (рис. 5).

Рис. 5. Предложение

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное. Первая часть распространенная, осложнена однородными сказуемыми. Вторая часть распространенная.

Рис. 6. Разбор предложения

Список литературы

1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. - М.: 2012 Часть 1 - 182 с., Часть 2 - 167 с., Часть 3 - 63 с.

2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012. - Часть 1 - 192 с.; Часть 2 - 176 с.

3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. - М.: 2012 - 318 с.

4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. - М.: Просвещение, 2014. - Часть 1 - 127 с., Часть 2 - 160 с.

1. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ()

Домашнее задание

1. Каков порядок синтаксического разбора сложного предложения?

2. Какие бывают сложные предложения по средству связи между частями?

3. Подчеркните грамматические основы в предложении:

Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.

При работе с различными текстами многим требуется разобрать предложение по его составу. Осуществление такого разбора обычно предполагает наличие у человека соответствующих филологических знаний, способных помочь в корректном анализе нужного ему текста. При этом в сети также существуют сервисы, выполняющие операции по синтаксическому разбору предложения онлайн. После досконального изучения правил по разбору разных предложений по составу я решил изложить все свои наработки в данной статье.

В начале отмечу, что выражение «разбор предложения по составу» несколько некорректно, так как по составу обычно разбирают слова, а то, что нас интересует в данном случае, называется «синтаксическим разбором предложения».

При этом указанный синтаксический разбор (в школе его ещё называют «разбор по членам») обычно выполняется следующим образом:

  • Определитесь, какое анализируемое предложение по цели его высказывания (повествовательное, вопросительное или носит побудительный характер);
  • Обозначьте эмоциональную окраску предложения (оно восклицательное или не восклицательное);
  • Отметьте количество грамматических основ в данном предложении (если предложение простое – то одна основа, если сложное – две и более);

Если предложение простое:


Пример простого предложения:

«Это был необыкновенный осенний день!»

Проведя синтаксический анализ мы можем видеть, что это предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, полное, не осложнено.

Если предложение сложное:

  • Определитесь со связью в сложном предложении – союзная или бессоюзная;
  • Обозначьте связь, используемую в предложении – интонация, подчинительная, сочинительная;
  • Укажите на тип сложного предложения — бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое.

Пример сложного предложения:

«В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.»

Проведя синтаксический анализ данного предложения мы можем видеть, что это предложение имеет повествовательный характер, не восклицательное, сложное, обладает союзной связью, сложносочинённое. Первое предложение здесь двусоставное, грамматической основой выступают слова «розы и лилии были», оно распространённое, и осложнено однородными подлежащими.

Второе предложение в этом сложном предложении двухсоставное, его грамматической основой являются слова «тюльпаны нравились», предложение распространённое, и не осложнено.

Сервисы для разбора предложения по составу онлайн

В связи с богатством грамматических конструкций, и сложностью создания мощного сетевого инструмента для синтаксического анализа текста, представленные в сети сервисы (коих немного) имеют довольно слабые возможности для проведения полноценного синтаксического разбора предложений. Тем не менее, я бы выделил следующие ресурсы:

Seosin.ru

Среди русскоязычных ресурсов для проведения семантического анализа онлайн (de facto они практически не представлены) я бы выделил сервис seosin.ru. Он позволяет определять синтаксические и морфологические ошибки, демонстрирует общую ассоциативность текста, выполняет другие виды анализа. К сожалению, сервис не всегда работает стабильно, в его работе часто наблюдаются дисфункции.

  1. Для работы с данным сервисом перейдите на сайт seosin.ru .
  2. Введите в соответствующее окно ваше предложение, и нажмите на «Анализировать».

Lexisrex.com

Любителям английского языка в синтаксическом анализе может помочь мощный лингвистический ресурс lexisrex.com. Его возможности позволяют проводить анализ предложения по его членам. При этом на данном сайте также имеются другие вспомогательные инструменты для осуществления различных видов лингвистического анализа онлайн.

  1. Для работы с данным ресурсом выполните вход на сайт lexisrex.com .
  2. Вставьте ваше предложение в соответствующее окно, и нажмите на кнопку «Analyze».

Форумы лингвистов

В синтаксическом разборе предложения в режиме онлайн можно обратиться к помощи «человеческого фактора», и отправиться на разнообразные форумы лингвистов (уровня gramota.turbotext.ru , rusforus.ru и аналогам). Зарегистрируйтесь там, задайте свой вопрос, и вам обязательно помогут.

Заключение

Сетевые ресурсы, позволяющие выполнить разбор предложений по составу, имеют довольно скудный характер, что связано со сложностями создания подобных ресурсов. Тем не менее, в сети представлены несколько таких инструментов (большинство из них англоязычны), позволяющие легко провести нужный нам анализ текста. Воспользуйтесь функционалом данных сервисов для разбора нужных предложений, и проведения синтаксического анализа онлайн.

Вконтакте