Тренинг арт терапия с онкобольными. Исследование эффектов применения арт-терапии в работе с онкологическими больными

В данной статье мне хотелось бы рассказать о медитативной технике арт-терапевтической самопомощи - a mindfulness-based art therapy (MBAT).

Впервые данная техника начала применяться в 2010 году на базе Центра по лечению онкологических заболеваний Абрамсона при Пенсильванской больнице в г. Филадельфия. Автор методики Петерсон Кэролайн (сертифицированный арт-терапевт, проводит поддерживающие программы для онкобольных) адаптировала технику на основе концептуальной модели прогулок, включив в нее изобразительную деятельность и исследование.

Проводится арт-терапевтическая самопомощь на свежем воздухе, в процессе прогулки клиенты созерцают внешнюю и внутреннюю среду, снимают цифровые фото природы, себя и другие объекты, людей, животных, все то, что им в данный момент хочется сохранить на фото.

Техника проведения медитативной арт-терапевтической самопомощи

Для проведения медитативной арт-терапевтической самопомощи достаточно иметь желание выйти на природу с арт-терапевтом, в группе или индивидуально, взять с собой тех людей, с которыми хочется быть (родственников, друзей, любимых животных), фотоаппарат или телефон с фотокамерой и просто идти гулять.

Прислушиваться к себе, своим мыслям, фантазиям, желаниям.
Наблюдать окружающий мир и видеть себя в нем.
При желании фотографировать окружающий мир, себя.

После прогулки занятия продолжаются в кабинете. Участникам предлагают сделать коллаж из отснятого материала. Коллаж изготавливается каждым участником отдельно, но если группа пожелает сделать общий коллаж, то нет причин в этом отказывать, но индивидуальный коллаж должен быть обязательно.

Для изготовления коллажей за основу берется фото, но всегда приветствуется использование дополнительных инструментов (лоскутки, бусины, ракушки, краски, мелки, журнал и многое другое). Для людей с преобладающей тактильной модальностью очень влиятельным будет использование различной текстуры в коллаже (песок, камушки, крупы с различной поверхностью). Материал выбирается самим участником.

Арт-терапевт и другие участники группы не вмешиваются при изготовлении индивидуального коллажа. Арт-терапевт во всех случаях является сторонним наблюдателем и вмешивается в процесс только в крайние моменты необходимости. В моменты обсуждения арт-терапевт участвует в процессе.

Очень важным моментом при создании коллажа является то, что человек сам выбирает материалы, основу коллажа, способы фиксации предметов и фотографий на эту основу. Благодаря такому подходу творческий процесс поддерживает автономность автора , что способствует формированию уверенности в собственных силах и возможность контроля над процессом. Ведь в реальности для онкобольных контроль процесса утерян.

После создания коллажа, если участники согласны, можно предложить составить рассказ, опираясь на коллаж и на чувства, возникающие в разные моменты его создания. В этом случае визуальный образ вербализуется и таким образом дополнительно укрепляется в подсознании.

Петерсон Кэролайн на собственном опыте в работе с онкобольными увидела, что люди с интересом получают новые знания и новый опыт, используя инструменты арт-терапевтического творчества для взаимодействия с внешней и внутренней средой.

У человека с онкологическим заболеванием возникает много вопросов относительно своего состояния, своего места в будущем. В такой ситуации, по мнению Mezirow (2000), требуется кардинальная перестройка механизмов переработки информации. Медитативная арт- терапевтическая самопомощь способствует выходу за рамки сложившихся стереотипов представлений о себе, окружающем мире, окружающих людях. Помогает расширить горизонты мировосприятия, изменить свои эмоциональные реакции на происходящие вокруг события, подойти к более целостному восприятию реальности.

Научное обоснование действенности описанной методики

Исследования эффективности медитативных арт-терапевтических программ, финансируемых системой здравоохранения, проводили два американских научно-исследовательских института.

Университет Тома Джеферсона выполнил исследование вслед за данными, полученными Петерсон Кэролайн в 2000 году. Затем проводилось исследование эффективности метода на мужчинах с раком предстательной железы. Результаты всех исследований указывают на ряд положительных эффектов, причем на разных выборках.

Петерсон Кэролайн провела анализ изобразительных работ примерно 250 пациентов. Ею были отмечены тенденции более частого изображения солнечного света, голубого неба, зелени, ручьев, лесов и воды в пейзажах. Петерсон Кэролайн обращает внимание на то, что природа выступает важным ресурсом здоровья. В работах пациентов, не использующих медитативную ар-терапию, было много изображения тревоги, растерянности, темноты и одиночества.

На основе полученных данных был сделан вывод, что качество жизни и состояние больных может быть оптимизированно благодаря включению в программу ландшафтной практики в виде прогулок и сбора материала для дальнейшего использования участниками программы .

P.S. При подготовке данной статьи использовался материал, опубликованный в международном арт-терапевтическом журнале «Исцеляющее искусство» (№1 зима 2016г.).

РООИ «Творческое партнерство» реализует проект терапии творчеством в детской онкологии «ПОДАРИМ ТЕПЛО СВОИХ СЕРДЕЦ» с 2004 года.

Мы уверены, что именно творчество дает людям возможность чувствовать себя равными и счастливыми.

За время работы у нас накопился богатый опыт по созданию и развитию проектов терапии творчеством в детских больницах. Мы делимся им на страницах нашего сайта http://www.art-p.ru В 2006 году вышла в свет наша книга «Пространство радости», в которой собраны интересные методики по арт-терапии, музыкальной терапии, сказкотерапии. На ТВ вышло много сюжетов о наших мероприятиях: благотворительный аукцион в Общественной палате РФ, выставка детских работ в галерее Церетели, мероприятия в немецком посольстве, ежегодные акции на 1 июня и т. д. Каждый год мы печатаем Календарь необычных дат,это альбом детских работ с удивительными праздниками.

В содружестве с НИИ ДОГ РОНЦ им. Блохина мы создали единственную в своем роде энциклопедию по детской онкологии: сайт www . luka - lukich . ru

ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСТВОМ В ДЕТСКОЙ ОНКОЛОГИИ «ПОДАРИМ ТЕПЛО СВОИХ СЕРДЕЦ»

Место реализации: Москва, НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН. Морозовская детская клиническая больница.

АРТ-ТЕРАПИЯ. Берем собственные ладони - и рисуем на футболке. Потом раскрашиваем настроение, отпечаток пальца - готова божья коровка! Крупы, камушки, ракушки, мятая бумага - это то, из чего обязательно получится шедевр. А значит, будет успешный результат! И стимул к успеху во всем, и в лечении тоже. А главное — это Живое, Настоящее и только что созданное своими руками Чудо!

А рт-терпия - это не просто уроки рисования, но свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

Один рисунок может рассказать о том, что творится на душе у маленького художника намного больше, чем его слова.

Особые упражнения («Говорящая рожица», «Шар настроения», «Мокрая техника», «Пластилиновая радость», «Пальчиковая живопись») разработаны и адаптированы с учетом особенностей детей. Они просты в исполнении, и дети с легкостью справляются с ними, а это повышает их уверенность в собственных силах и в хорошем результате не только на бумаге, но и в жизни.

Занятия проводит художник Ирина Евдокимова, арт-терапевт программы «Подарим тепло своих сердец», которая имеет большой опыт занятий с детьми и создает свои адаптированные программы арт терапии.

Дети всегда с интересом рисуют, делают птиц счастья, лепят смешных человечков, мастерят обереги из пшена, гречки, мукосолов.

Позитивным итогом занятий для нас становятся радостные лица детей, их улыбки.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРПИЯ. Музыка влияет на нас всегда, и на маленьких, и на взрослых. Спокойно! Порадуйтесь! Или взбодритесь! Эмоции выходят наружу. Это свободное и счастливое творчество. Рядом родители и дети, врачи и воспитатели- и все готовы шуметь и слушать радость. Вовлекать родных и близких ребенка - это так важно для терапии музыкой! З анятия по музыкальной терапии - это групповое творчество, в котором принимают участие, как дети, так и их родители.

В арсенале нашего музыканта коллекция шумовых, струнных, этнических инструментов, что позволяет занятия в увлекательное и веселое путешествие в мир музыки, в котором дети и родители принимают самое активное участие - поют, играют на различных инструментах

Музыка - сильное средство, которое может глубоко влиять на наше настроение (успокаивая или наоборот, побуждая к действию), вызывать воспоминания, вызывать различные переживания. Терапевтический подход подразумевает использование силы музыки для поднятия настроения, стимуляции мыслительной и двигательной активности, выхода эмоций, в случае если это необходимо.

В репертуар занятий входят.

1. Приветственные песни.

2. Песни, включающие в себя определенные движения.

3. Песни, развивающие навыки инструментального аккомпанемента.

4. Живая музыка, представление различных музыкальных стилей.

5. Создание вольных групповых композиций в процессе постепенного включения в игру.

Для подростков, которые захотели научиться играть на гитаре, музыкальный терапевт Елена Слонимская дает индивидуальные уроки.

СКАЗКАТЕРАПИЯ . Играть в сказку можно по-разному. Вы то сами становитесь героем сказки, то оказываетесь в роли зрителей. а главное, что наши сказки всегда имеют хороший конец, это настраивает детей на победу, дает уверенность в том, что все будет хорошо.

На занятиях разыгрываются различные детские сказки, героями которых выступают или перчаточные куклы, управляемые детьми или сами ребята. В принципе это сюжетно-ролевая игра органично свойственная ребенку, в процессе которой ребенок получает возможность безопасно "разминировать" свои эмоциональные поля, очистить психику от избытка тягостных переживаний, учится взаимодействовать в коллективе, общаться, сопереживать другим. Это естественный способ научения жизни, создание собственных моделей мира.

И как во всех наших занятий каждый раз детям предлагается несколько сказок, и они сами решают, во что они будут сегодня играть. Своих героев они тоже выбирают сами и придумывают, как их можно воплотить. Это дает им широчайший простор для воображения и творчества. Часто одна и та же сказка разыгрывается несколько раз, при этом дети получают возможность примерить на себя несколько ролей - от хитрой лисы или злого волка до доверчивых и добрых козлят. Актрисы Олеся Турко и Наталья Шевченко с увлечением играют в сказку, а дети становятся ее участниками.

Одним из главных моментов в занятии является то, что наши сказки всегда имеют хороший конец, это настраивает детей на победу, дает уверенность в том, что все будет хорошо.

ЛЕЧЕБНЫЙ КЛОУН. Клоунада в больнице… что это такое? как устроить маленькое цирковое представление в одной отдельно взятой палате? так же как в одной отдельно взятой стране! так же! Не торопиться и открыться ребенку, который примет тебя таким, какой ты есть. Ну а если ты еще оделся клоуном, выучил кучу фокусов, жонглирование, сказки, песни, пляски играешь на музыкальном инструменте, очень любишь детей и вообще искренне хочешь им скрасить больничную скуку - тогда ты просто суперзвезда больницы… дети в восторге, родители в восторге, врачи в шоке, - каждому свое!

В холле во время веселых представлений с Клоуном можно вдоволь пошуметь, покричать, подергать его за нос, обстрелять воздушными шариками, спеть песенки-нескладушки.

Такие выступления, когда атмосфера на больничных отделениях заражается юмором и смехом, благоприятно сказываются на психическом и физическом состоянии детей, и даже помогают им преодолевать страх перед медицинскими процедурами.

Кроме того, Клоун каждый раз обязательно посещает всех детей, которые не могут выходить из боксов или палат, ведь именно они сейчас нуждаются в смехотерапии - главном лекарстве от депрессии, боли и плохого настроения.

У Клоуна есть еще одна важная задача - помочь накормить ребенка, который не хочет есть.

Отсутствие аппетита как следствие общей слабости, агрессивного лечения, подавленного настроения является одной из самых «больных» проблем у наших детей. Бывает что ни родители, ни врачи не могут ничего сделать. А в компании с клоуном и еда перестает казаться «сделанной из таблеток».

В странах Западной Европы, США, Австралии лечебные клоуны являются составной частью оздоровительной программы больших больниц уже в течение 20 лет.

ДОКТОР-КУКЛА . «…Здравствуйте, здравствуйте! Позвольте представиться: Ваш новый доктор, самый главный и самый добрый! У меня в чемоданчике есть градусник для измерения широты улыбки. Колпачок от страха. Стетоскоп чтобы послушать, что ты сегодня ел на обед. Молоточек с пищиком для поиска хорошего настроения. И еще много-много волшебных вещей…» Доктор-кукла становится объектом очень сильной привязанности, способной разорвать круг вынужденного одиночества, в которое погружен больной человечек.

Кукло-терапия - это работа по уникальной авторской программе психологической поддержки детей участником, которой является большая, ростом с ребенка, открыто-управляемая кукла, изображающая смешного и доброго врача-КЛОУНА, которая разработана А.Грефом специально для психологической коррекции поведения тяжело больных детей с онкологическими заболеваниями в стационаре и в хосписе.

Повышение мотивации к выздоровлению, снятие стрессов при первом посещении больницы, при ожидании и по окончании тяжелых процедур, повышение аппетита и снижение агрессии у маленьких пациентов, подвергающихся травмирующему лечению, компенсация недостаточного общения в процессе длительной изоляции, эмоциональная поддержка матерей (и семей больного ребенка),- вот основные проблемы, которые решаются в процессе занятий с доктором-куклой.

Юлия Клепча вместе Доктором Кузьмой - всеобщие детские любимцы и большие друзья.

Большая открыто управляемая актером мимирующая кукла имеет две особенности, существенно отличающие ее от других инструментов психотерапии:

1.Она позволяет новым образом сочетать в работе приемы различных видов арттерапии (клоунотерапии, куклотерапии, музыкальной терапии, игровой терапии и т.д.)

2.Ребенок воспринимает куклу существом, равным себе. Как следствие этого, Доктор-кукла может стать объектом очень сильной привязанности, способной разорвать круг вынужденного одиночества, в которое погружен больной человек.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ - ведь игра - это самая естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе. И еще важный элемент в обучении. Головоломки, ребусы, различные развивающие и обучающие игры помогают поддержать интерес детей к получению знаний, развивать интеллект и творческий потенциал ребят, чтобы они не отставали от своих сверстников.

Фрейд сказал «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции».

Игровая терапия - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Ребенок получает возможность проработать свою тревогу, враждебность, страх или чувство незащищенности в игровой форме.

В условиях продолжительного нахождения в стационаре возникает еще одна проблема. Ребенок «выдернут» из естественного окружения, которое формирует и развивает его как личность.

Стандартный образовательный процесс в виде уроков и обучающих занятий для дошкольников это сложнейшая проблема в отношении к тяжелобольным детям.

В этих условиях игра становится важным элементом в обучении.

Головоломки, ребусы, различные развивающие и обучающие игры помогают поддержать интерес детей к получению знаний, развивать интеллект и творческий потенциал ребят, чтобы они не отставали от своих сверстников.

О дно из направлений программы «Подарим тепло своих сердец»- ПРАЗДНИКОТЕРАПИЯ : в отделении онкологи НИИ ДОГ проводятся литературные вечера, посвященные творчеству поэтов и писателей Серебряного века, вечера бардовской песни, празднование широкой Масленицы, 8 марта, дня Смеха. Кроме этого мы всегда празднуем такие необычные праздники, как День клоуна Кости, День спонтанного проявления доброты, День разрисованных ладоней, День домашнего печенья, День записывания случайных мыслей, День шоколадных сюрпризов, и многие-многие другие! Второй год выпускаем календари-каталоги детских работ, наполненные до краев этими чудесными праздниками, которые раскрашивают мир вокруг.

На праздниках дети становятся не просто зрителями, а активными участниками действия.

Как и на всех занятиях - главный принцип, принцип включения.

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ В ЖУРНАЛЕ "ПРАЗДНИК"

…Арттерапию в онкологии с полным правом можно назвать исцеляющим творчеством. Aрттерапия - это совершенно естественный метод исцеления и развития человеческой души через художественное творчество. Направления современной арттерапии соответствуют различным видам искусств, а разнообразие используемых техник практически неограниченно.

Арттерапия ни в коем случае не относится к лечебным средствам или методам, поскольку это не лечение, а раскрытие внутренних возможностей и способностей человека, это развитие в человеке присущей ему способности творить (креативности), это гармонизация и развитие личности, помогающая человеку обретать свою личностную силу и целостность для решения любых возникающих проблем. Применительно к онкологии арттерапию можно отнести к комплементарным средствам, способствующим активизации внутренних креативных резервов и возможностей пациента, и непосредственно связнанным с улучшением его психо-эмоционального и душевного состояния. Артерапия - это одновременно психо- и духотерапия для пациента.

Сегодня выделяют собственно арттерапию (визуальные виды искусства), музыкальную терапию, танце-терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и др.

В последнее время появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арттерапии и других направлений психотерапии: артсинтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… это еще не предел. Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, т. к. каждый вносит что-то свое, приобретенное с опытом, в технологию и интерпретацию.

Применительно к онкологии арттерапия не имеет ограничений и противопоказаний, этот метод всегда ресурсен и может использоваться практически при любых локализациях, в любом возрасте и в любых направлениях.

Единственным препятствием и ограничением для использования широкого арсенала средств и методов арттерапии в онкологии является состояние когнитивной системы и общее физиологическое состояние пациента, поскольку данный метод требует наличия свободного поля восприятия и некоторого количества свободной психической энергии. Говоря об использовании средств арттерапии в онкологии, нельзя не сказать о существующем мнении, что арттерапия, как креативный метод, может быть использована, только в детской онкологии. Т.е. якобы применительно ко взрослой онкологии данный метод терапии выглядит не достаточно «серьёзно».

Это большое заблуждение, друзья, связанное со стереотипами человеческого мышления, и социальными установками о том, что взрослым людям заниматься рисованием, лепкой и «впадать в детство» совершенно не «серьёзно». Исходя из практического опыта, я могу с абсолютной уверенностью сказать, что в душе у каждого «очень серьёзного» и «очень взрослого» человека живёт тот «ребёнок», который только и ждёт того момента, чтобы, сняв с себя все штампы и ограничения «серьёзности», вновь прикоснуться к прекрасному и светлому миру детства и творчества. Любопытно, что процесс творчества и креативности в равной степени присущ пожилым людям, причём, им он присущ даже в большей степени, чем многим взрослым. Это убедительно доказывается и подтверждается работой ряда специалистов-психотерапевтов и волонтёров первого минского Хосписа для взрослых.

Средствами арттерапии любой человек и пациент способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисованием. Можно без всяких преувеличений сказать о том, что для некоторых людей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности.

Именно поэтому главная задача арттерапии в онкологии - предоставить возможность выразить себя каждому онкологическому пациенту и человеку...

Существует довольно много видов арттерапии:

Изо-терапия (рисунок, живопись, лепка, мозаика, коллажи и др.),
- музыкотерапия (в креативном аспекте),
- танцетерапия,
- этнотерапия,
- библиотерапия,
- драматерапия,
- сказкотерапия.

Из общего числа средств арттерапии, использующихся в онкологии, наибольшую популярность и распространение получила работа с рисунком. Сегодня существует довольно много различных способов и техник работы с рисунком.

Методики индивидуальной работы с рисунком:

- "настроение",
- "автопортрет",
- "фамильный герб",
- "дерево жизни",
- "вулкан",
- ассоциативный и свободный рисунок,
- "мир" и пр.

Групповые методы работы с рисунком:

- "подарки",
- "групповой портрет",
- "триптих",
- "диалог",
- "я, ты, мы",
- групповой рисунок,
- рисунок по кругу и др..

Элементы музыкотерапии (рисунок музыки, лечебная музыка, работа с инструментами, работа с фольклором, "озвучка")…

В полном объеме статью можно найти на сайте

Как известно, онкология — это бич 21 века. Узнайте, как творчество может помочь вылечить рак. Ознакомьтесь с методами лечения рака.

Арт-терапия как прогрессивный метод лечения рака

Рак — это физическое заболевание, но он оказывает эмоциональное воздействие. Многие люди, живущие с онкологией, проходя через лечение и изо всех сил пытаясь победить болезнь, испытывают какие-то психологические проблемы, от легкой тревоги до тяжелой депрессии. Терапия может быть важным способом поговорить о том, как чувствует себя больной раком, выражать отрицательные эмоции и изучать стратегии выживания. Художественная терапия особенно полезна для выражения эмоций, которые трудно выразить словами. Творческий процесс может быть процессом исцеления, особенно когда его возглавляет обученный и профессиональный арт-терапевт.

Ментальные последствия жизни с онкозаболеванием

Независимо от того, насколько далеко зашло заболевание раком, борясь с этим ужасным заболеванием, пациенты испытывают огромное влияние на психическое здоровье. Психологические последствия рака включают в себя стресс, страх, беспокойство и депрессию. Жизнь с раком также может привести к социальной изоляции, гневу, трудностям в отношениях.

Боль физическая играет огромную роль. Тем не менее многие пациенты будут испытывать гораздо более тяжелые и постоянные эмоциональные расстройства, которые могут быть разрушительны и значительно ухудшить качество жизни. Некоторые исследования даже показали, что значительное количество страданий у пациента может привести к ухудшению результатов лечения. Арт-терапия может служить альтернативным методом лечения для уменьшения последствий проявления негативных эмоций .

Что происходит на сеансе арт-терапии

Сеанс арт-терапии для каждого пациента отличается, терапевт будет адаптировать каждую сессию к потребностям человека.

Типичный сеанс арт-терапии проходит в три этапа:

  1. Подготовительный этап . Предварительная беседа позволяет терапевту узнать и оценить пациента, специалист задаст вопросы, чтобы узнать больше о пациенте и о том, что ему нужно получить на сеансе арт-терапии. При последующих сеансах этот период может быть короче, но по-прежнему полезен для терапевта, чтобы узнать, как дела у больного и каковы его текущие потребности.
  2. Процесс творчества . Терапевт может научить некоторым методам, но самое главное — просто создать что-то. Больного раком могут попросить выразить что-то конкретное, использовать определенные средства или просто создать то, что кажется нужным в этот момент.
  3. Пост-арт-дискуссия . На третьем этапе сеанса терапии пациент и терапевт обсуждают завершенный проект. Человек говорит о своих чувствах, что побудило его создать именно эту работу, как он себя чувствовал в процессе и что ощущает теперь. Пациент может говорить о том, как изменилось его настроение, пережил ли он какие-либо воспоминания, помог ли этот сеанс в его борьбе против рака.

Иногда онкобольные выбирают для себя групповую терапию, особенно часто таким образом ведется работа с детьми.

Преимущества арт-терапии при лечении онкозаболеваний

Исследования показали, что творчество и арт-терапия могут помочь больным раком чувствовать себя лучше. В одной из опубликованных работ, например, ученые из Национального института здоровья проанализировали несколько исследований арт-терапии, чтобы определить, как она влияет на больных раком. В опросе принимали участие более 1500 человек, и результаты были однозначны: арт-терапия помогла этим пациентам уменьшить тревогу, депрессию и даже физическую боль.

Сеансы арт-терапии также улучшили общее качество жизни у большинства пациентов. Исследование показало, что эмоциональные преимущества проявлялись только в период терапии, но также было доказано, что даже после прекращения сеансов физическая боль не возвращалась. Есть множество других преимуществ арт-терапии, отличающихся для каждого человека:

  • Повышение самооценки, даже в самое трудное время.
  • Обеспечение комфорта и чувство товарищества.
  • Уменьшение внутреннего напряжения и расслабление.
  • Улучшение связи с людьми.
  • Выражение эмоций, о которых трудно говорить или выразить словами.

Арт-терапия — прекрасный способ для больных раком извлечь выгоду из творческого процесса и от работы с профессиональным психотерапевтом. Но творческий процесс можно продолжить и дома, предварительно проконсультировавшись с арт-терапевтом о том, что и как вам лучше делать. Но даже если пациент не занимался арт-терапией со специалистом, в любом случае процесс создания чего-либо руками будет на пользу. Карандаши, краски, подручные материалы, записи в дневниках — если это расслабляет человека и помогает ему самовыразиться, то это пойдет на пользу в любом случае.

Арт-терапия может быть мощным инструментом для лечения от травм и психологических расстройств, но также помогает пациентам с раком справляться с негативными эмоциями, а как известно, психоэмоциональный фон имеет огромное значение для выздоровления человека.