Влияние освещенности кабинетов на зрение школьников. Влияние освещённости кабинетов на зрение Влияние освещенности рабочего места школьника на зрение

Освещение исключительно важно для здоровья человека. С помощью зрения человек получает подавляющую часть информации (около 90 %), поступающей из окружающего мира.

С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны. Очень много несчастных случаев происходит, помимо всего прочего, из-за неудовлетворительного освещения или из-за ошибок, сделанных рабочим, по причине трудности распознавания того или иного предмета или осознания степени риска, связанного с обслуживанием станков, транспортных средств, контейнеров и т. д. Свет создает нормальные условия для трудовой деятельности.

В зависимости от источника света подразделяется на естественное, искусственное и совмещенное.

Нормы естественного освещения

Естественное освещение разделяется на боковое (световые проемы в стенах), верхнее (прозрачные перекрытия и световые фонари на крыше) и комбинированное (наличие световых проемов в стенах и перекрытиях одновременно). Величина освещенности Е в помещении от естественного света небосвода зависит от времени года, времени дня, наличия облачности, а также доли светового потока Ф от небосвода, которая проникает в помещение. Эта доля зависит от размера световых проемов (окон, световых фонарей); светопроницаемости стекол (сильно зависит от загрязненности стекол); наличия напротив световых проемов зданий, растительности; коэффициентов отражения стен и потолка помещения (в помещениях с более светлой окраской естественная освещенность лучше) и т. д.

Естественный свет лучше по своему спектральному составу, чем искусственный, создаваемый любыми источниками света. Кроме того, чем лучше естественная освещенность в помещении, тем меньше времени приходится пользоваться искусственным светом, а это приводит к экономии электрической энергии. Для оценки использования естественного света введено понятие коэффициента естественной освещенности (КЕО) и установлены минимальные допустимые значения КЕО — это отношение освещенности Е в внутри помещения за счет естественного света к наружной освещенности Е н от всей полусферы небосклона, выраженное в процентах:

КЕО = (Е в / Е н) 100%, %.

КЕО не зависит от времени года и суток, состояния небосвода, а определяется геометрией оконных проемов, загрязненностью стекол, окраской стен помещений и т. д. Чем дальше от световых проемов, тем меньше значение КЕО (рис. 1).

Минимальная допустимая величина КЕО определяется разрядом работы: чем выше разряд работы , тем больше минимально допустимое значение КЕО. Например, для I разряда работы (наивысшей точности) при боковом естественном освещении минимально допустимое значение КЕО равно 2 %, при верхнем — 6 %, а для III разряда работы (высокой точности) соответственно 1,2 % и 3 %. По характеристике зрительской работы труд учащихся можно отнести ко второму разряду работы, и при боковом естественном освещении в аудитории, лаборатории на рабочих столах и партах должен обеспечиваться КЕО = 1,5 %.

Рис. 1. Распределение КЕО при различных видах естественного освещения: а — одностороннее боковое освещение; 6 — двустороннее боковое освещение; в — верхнее освещение; г — комбинированное освещение; 1 — уровень рабочей поверхности

Нормы искусственного освещения

При недостатке освещенности от естественного света используют искусственное освещение, создаваемое электрическими источниками света. По своему конструктивному исполнению искусственное освещение может быть общим, общим локализованным и комбинированным (рис. 2).

При общем освещении все места в получают свет от обшей осветительной установки. В этой системе источники света распределены равномерно без учета расположения рабочих мест. Средний уровень освещения должен быть равен уровню освещения, требуемого для выполнения предстоящей работы.

Рис. 2. Виды искусственного освещения: а — общее; б — общее локализованное; в — комбинированное

Эти системы используются главным образом на участках, где рабочие места не являются постоянными.

Такая система должна соответствовать трем фундаментальным требованиям. Прежде всего, она должна быть оснащена антибликовыми приспособлениями (сетками, диффузорами, рефлекторами и т. д.). Второе требование заключается в том, что часть света должна быть направлена на потолок и на верхнюю часть стен. Третье требование состоит в том, что источники света должны быть установлены как можно выше, чтобы свести ослепление до минимума и сделать освещение как можно более однородным (рис. 3).

Общая локализованная система освещения предназначена для увеличения освещения посредством размещения ламп ближе к рабочим поверхностям. Светильники при таком освещении часто дают блики, и их рефлекторы должны быть расположены таким образом, чтобы они убирали источник света из прямого поля зрения работающего. Например, они могут быть направлены вверх.

Комбинированное освещение наряду с общим включает местное освещение (местный светильник, например настольная лампа), сосредотачивающее световой поток непосредственно на рабочем месте. Использование местного освещения совместно с общим рекомендуется применять при высоких требованиях к освещенности.

Рис. 3. Схема размещения светильников при общем освещении

Применение одного местного освещения недопустимо, т. к. возникает необходимость частой переадаптации зрения, создаются глубокие и резкие тени и другие неблагоприятные факторы. Поэтому доля общего освещения в комбинированном должна быть не менее 10 %:

Е комб = Е общ + Е мест

(Е общ / Е комб) * 100%≥ 10%

Кроме естественного и искусственного освещения может применяться их сочетание, когда освещенности за счет естественного света недостаточно для выполнения той или иной работы. Такое освещение называется совмещенным. Для выполнения работы наивысшей, очень высокой и высокой точности в основном применяют совмещенное освещение, т. к. обычно естественной освещенности недостаточно.

Кроме того, искусственное освещение подразделяется на несколько видов: рабочее, аварийное, эвакуационное, дежурное, охранное.

Рабочее освещение предназначено для выполнения производственного процесса.

Аварийное освещение - для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения. Для аварийного освещения используются лампы накаливания, для которых применяется автономное питание электроэнергией. Светильники функционируют все время или автоматически включаются при аварийном отключении рабочего освещения.

Эвакуационное освещение — для эвакуации людей из помещения при аварийном отключении рабочего освещения. Для эвакуации людей уровень освещения основных проходов и запасных выходов должен составлять не менее 0,5 лк на уровне пола и 0,2 лк на открытых территориях.

Кроме минимально-допустимой величины КЕО и доли общего освещения в комбинированном освещении в соответствии с нормами устанавливается величина минимально-допустимой освещенности Е min (это основной нормируемый параметр). Величина Е min зависит от разряда работы. Разряды работы делят на четыре подразряда в зависимости от светлоты фона и контраста между деталями (объектами различения) и фоном. Например, для 1-го разряда работы (наивысшей точности) устанавливаются следующие значения минимальной освещенности (табл. 1).

Таблица 1. Нормы освещенности при искусственном освещении по СНиП 23-05-95

Разряд зрительной работы

Подразряд зрительной работы

Контраст объекта с фоном

Характеристика фона

Освещение, Е min , лк

При системе комбинированного освещения

При системе общего освещения

в том числе от общего

Примечание: характеристика зрительной работы — наивысшей точности;наименьший эквивалентный размер объекта — менее 0,15 мм.

Как видно из таблицы, Е min отличаются для различных систем освещения. При комбинированном искусственном освещении, как более экономичном, нормы выше, чем при общем. Действительно, с помощью светильника местного освещения, расположенного вблизи рабочего места, необходимую освещенность можно обеспечить при меньших затратах электрической энергии.

Нормативные требования к освещению жилых и общественных зданий определены в Санитарно-эпидимиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.1/1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», которые введены с 15.06.2003 г. Некоторые данные из указанных норм (извлечения из СанПиН 2.2.1/1278-03) для учреждений общего образования, начального, среднего и высшею специального образования, а также для жилых помещений, приведены ниже в табл. 2.

Меловые доски следует применять только зеленого или светло-зеленого цвета.

Таблица 2. Нормы освещенности по СанПиН 2.2.1/1278-03 (для образовательных учреждений)

Помещения

Боковое естественное освещение, КЕО , %

Искусственное освещение, Е мин , лк

Комбинированное освещение

Общееосвещение

от общего

Классные комнаты, кабинеты, аудитории общеобразовательных школ, школ интернатов, средних специальных и профессионально-технических учреждений, лаборатории, учебные кабинеты физики, химии, биологии и прочие

Рабочие столы

300 (оптимально 500)

Середина доски

Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории в техникумах и высших учебных заведениях

Кабинеты информатики и вычислительной техники

Учебные кабинеты технического черчения и рисования (рабочие чертежные доски, рабочие столы)

Мастерские по обработке металлов и древесины

300 (оптимально 500)

Спортивные залы

Кабинеты и комнаты преподавателей

Примечание: прочерк означает отсутствие предъявляемых требований

Каждый вид деятельности требует определенного уровня освещенности на том участке, где эта деятельность осуществляется. Обычно, чем сильнее затруднено зрительное восприятие, тем выше должен быть средний уровень освещенности.

Рис. 4. Зависимость остроты зрения от возраста

Представленные в табл. 1 уровни освещенности установлены для нормального зрения. С возрастом острота зрения человека снижается (рис. 4) и это требует повышения уровня освещения.

Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий

Кроме требований хорошей освещенности рабочее место должно иметь равномерную освещенность. Во всяком случае, не должно быть значительной разницы в освещенности различных участков рабочего места для того, чтобы не требовалось частой переадаптации зрения.

Приспособление глаза к различению объекта осуществляется за счет трех процессов:

  • аккомодация - изменение кривизны хрусталика глаза таким образом, чтобы изображение предмета оказалось в плоскости сетчатки глаза (при изменении кривизны хрусталика происходит изменение величины фокусного расстояния — осуществляется «наводка на фокус»);
  • конвергенция - поворот осей зрения обоих глаз так, чтобы они пересекались на рассматриваемом объекте;
  • адаптация - приспособление глаза к данному уровню освещения.

Процесс адаптации заключается в изменении площади зрачка. При адаптации глаза кроме изменения площади зрачка происходят другие процессы. Например, при увеличении яркости происходит подавление палочек и уменьшение количества светочувствительного вещества в колбочках, а при высоких яркостях — частичном экранировании нервных окончаний клетками пигментного эпителия, находящегося в глубине сетчатки. При адаптации глаза к малым яркостям происходят обратные явления.

Хорошо известно, что при переходе из светлого помещения в темное способность различать детали возникает медленно, и, наоборот, при выходе из темного помещения в светлое первоначально возникает состояние ослепленности.

При переходе от больших освещенностей к практической темноте процесс адаптации происходит медленно и заканчивается за 1...1,5 часа. Обратный процесс идет быстрее и длится 10...15 минут. В обоих случаях речь идет о полной переадаптации зрения; при изменении яркости не более чем в 5...10 раз переадаптация происходит практически мгновенно.

Поэтому, поверхности книги и тетради, с которыми в данный момент осуществляется работа, должны иметь одинаковую освещенность. Подсветка с помощью небольшого светильника только поверхности тетради приведет к различию в освещенности тетради и книги. Частое обращение к последней потребует постоянной адаптации зрения, что в конечном счете приведет к быстрому зрительному утомлению, снижению работоспособности, общему утомлению, психическому напряжению. Письменный стол должен располагаться в хорошо освещенном месте, желательно у окна. Человек за письменным столом должен располагаться лицом или левым боком к окну (для левшей — правым боком) для того, чтобы избежать образования тени от тела или руки человека. Светильник искусственного освещения должен располагаться относительно тела человека аналогичным образом. Светильники должны располагаться над рабочим местом вне запретного угла, равного 45° (рис. 5). Кроме того, конструкция светильника должна исключать ослепление человека лучами, отраженными от рабочей поверхности (рис. 6, а). Для этого арматура светильника должна предусматривать направление прямых лучей, исходящих от источника, под иными углами, исключающими попадание отраженного луча в глаз человека (рис. 6, б).

Рис. 5. Схема установки светильников

Рис. 6. Правильный выбор конструкции светильника: а — ослепление отраженными лучами; б — исключение ослепления отраженными лучами

Почему сильное различие в освещенности отдельных участков помещения или различных помещений может привести к травме?

При переходе из хорошо освещенного участка или помещения на плохо освещенный участок требуется некоторый промежуток времени для адаптации глаза к низкой освещенности. В этот период человек плохо видит. Это может привести к тому, что человек споткнется, упадет, наткнется на какой-либо предмет и т. д. и получит травму. Особенно большая опасность возникает при очень сильной разнице в освещенности — более чем 20...30 раз, что требует значительного времени для глубокой переадаптации глаза, в течение которого человек очень плохо видит или не видит вообще.

Поэтому, если освещенность в помещении и коридоре, в который осуществляется выход из помещения, сильно различается, необходимо улучшить освещение в коридоре. Для снижения вероятности получения травмы указанные выше обстоятельства особенно важно учитывать на лестничных клетках и других травмоопасных местах.

Обратите внимание на следующее:

  • при большем контрасте требуется меньшая освещенность; поэтому на рабочем месте желательно обеспечить большой контраст между объектом и фоном, на котором расположен объект; с темными предметами лучше работать на светлом фоне, а со светлыми — на темном фоне. Это позволит при меньшем значении освещенности успешно выполнять работу и снизить зрительное утомление;
  • если изменить контраст объекта с фоном путем, например, изменения коэффициента отражения фона нельзя, необходимо увеличивать освещенность на рабочем месте;
  • правильная организация освещения и условий для выполнения зрительных работ — залог сохранения хорошего зрения на долгие годы.

Психофизиологическое воздействие цвета на человека

Известно, что поверхности голубых тонов, а также очень темные поверхности воспринимаются человеком как «отступающие», т. е. представляются расположенными дальше, чем в действительности. Это иногда ведет к кажущемуся увеличению размеров помещения. Красные тона, наоборот, представляются «выступающими». Некоторые цвета, например светло-фиолетовые, оказывают на человека раздражающее действие и способствуют очень быстрому утомлению. Другие же, в частности зеленый, дают противоположный результат. Субъективное восприятие человеком таких внешних факторов внешней среды, как температура, шум и другие, даже запахи, в определенной степени зависит от цветности поверхностей, находящихся в поле зрения.

Психофизиологическое воздействие на человека цветности источников излучения и цвета поверхностей помещения обязательно нужно учитывать при цвето-световом оформлении интерьера. Например, для комнат отдыха, спален лучше применять ЛИ и цветовое оформление выполнять в мягких успокаивающих, например желто-зеленых, тонах. Наоборот, в помещениях, в которых должна осуществляться работа, лучше применять люминесцентные лампы, а цветовое оформление выполнять в светлых, бодрящих тонах, стимулирующих активную деятельность.

Следует обратить внимание на то, что психофизиологическое воздействие цвета на человека учитывается как весьма важный фактор, определяющий вопросы безопасности (например, окраска автомобилей, знаков безопасности, опасных участков, трубопроводов, баллонов и т. д.). Следует отметить, что цвет имеет также и субъективно-индивидуальную сторону воздействия на эмоциональную сферу человека.

Факторы, определяющие зрительный комфорт

Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:

  • однородное освещение;
  • оптимальная яркость;
  • отсутствие бликов;
  • соответствующая контрастность;
  • правильная цветовая гамма;
  • отсутствие стробоскопического эффекта или мерцания света.

Блесткость (чрезмерная слепящая яркость) — свойство светящихся поверхностей с повышенной яркостью нарушать условия комфортного зрения, ухудшать контрастную чувствительность или оказывать одновременно оба эти действия.

Колебания светового потока также оказывают влияние на работоспособность, развивая утомление и снижая точность выполнения производственных операций.

Важно рассматривать свет на рабочем месте, руководствуясь не только количественными, но и качественными критериями. Первым шагом здесь будет изучение рабочего места; точности, с которой должны выполняться работы; объем работы; степень перемещений рабочего при работе и т. д. Свет должен включать компоненты как рассеянного, так и прямого излучения. Результатом этой комбинации должно стать тенеобразование большей или меньшей интенсивности, которое должно позволить рабочему правильно воспринимать форму и положение предметов на рабочем месте. Раздражающие отражения, которые затрудняют восприятие деталей, должны быть устранены, так же как и чрезмерно яркий свет или глубокие тени.

С развитием компьютерных технологий и их доступностью компьютеры прочно прописались в нашей жизни. Это объективный факт. Поэтому стал вопрос, каким образом правильно организовать освещение такого рабочего места, чтобы минимизировать негативное влияние такой работы на зрительную системы человека, ведь как ни крути, а без этого все равно не обойтись.

Данная статья расскажет, почему необходимо правильно организовать подсветку компьютерного рабочего места, особенно для школьников и на что обратить внимание в первую очередь.

Почему важна подсветка компьютерного стола

Практически всю информацию (до 80 %) люди получают через зрение. Поэтому предельно важно беречь свое зрение, чтобы не пропускать важную информацию. Несмотря на высокую эффективность, какой обладают компьютеры, длительная работа за ними приводит к постепенному падению остроты зрения.

Обратите внимание! Наибольшую опасность несоблюдение правил работы за компьютером оказывает на школьников, которые не склонны считаться со своим здоровьем, пока она не даст сбой.

Это негативное влияние можно в определенной степени нивелировать, соблюдая правила работы, а также правильно организовав освещение за компьютером. Если этого не сделать, то в будущем возможно:

  • падение остроты зрения;
  • усталость глаз;
  • зуд и сухость глаз;
  • общее раздражение;
  • падение общего состояния здоровья;
  • боли в суставах;
  • патологические явления в нервной системе, которые проявляются в ухудшении сна, появлении бессонницы и т.д.

В первую очередь начинать организацию освещения необходимо с самого помещения. Оно должно иметь искусственное и естественное освещение. Причем большую роль следует уделять именно естественной подсветки.

Обратите внимание! Не допускается работа за компьютеров в подвальных и полуподвальных помещениях.

Помещение с компьютерами

Эти требования сохраняются как для классных комнат и офисов, так и по возможности, домашних комнат.
Для взрослого человека рабочее место за компьютером должно составлять не меньше 6 м2, а объем – более 20 м3. При этом надлежит учитывать отделку, имеющуюся в помещении на предмет коэффициента отражения. В норме она должна быть:

  • применимо к стенам - 0,5-0,6;
  • применимо к потолку - 0,7-0,8;
  • применимо к полу - 0,3-0,5.

Чтобы создать такой коэффициент отражения нужно применять диффузно-отражающие комплектующие.

Какие варианты подсветки существуют

Освещение рабочего места за ПК всегда должно организовываться с помощью двух типов подсветки:

  • естественное освещение. Оптимальный вариант. Это обусловлено тем, что для наших глаз естественный свет нашего светила является самым оптимальным. Для того, чтобы естественной подсветки были достаточно, необходимо разместить рабочее место вблизи оконных проемов;

Обратите внимание! Под естественным освещением понимается свет, который дает солнце утром, днем и вечером, а также световой поток, которых доходит до земли через тучи.

Естественная подсветка компьютера

  • искусственное освещение. Такой тип подсветки организуется с помощью разнообразных осветительных приборов. Они используются тогда, когда естественной подсветки недостаточно.

Искусственное освещение компьютерного стола

Использование искусственного освещения для рабочего места за компьютером актуально в следующих ситуациях:

  • когда работа за компьютером осуществляется в вечернее и ночное время;
  • когда естественного освещения недостаточно. Такая ситуация может возникнуть в пасмурный день, во время проливного дождя и т.д.;
  • в период, когда световой день короче. Например, в зимние и осенние месяца включать дополнительную подсветку необходимо намного раньше, чем весной и летом.

Кроме этого, искусственное освещение рабочего места за любым компьютером может быть следующим:

  • общим. Для создания такого уровня подсветки используется потолочная система освещения. К примеру, она может организовываться с помощью центральной люстры или точечных светильников, размещенных по периметру помещения;

Общее освещение стола

  • рабочее. В данной ситуации подсветка рабочего места осуществляться настенными, настольными или напольными осветительными приборами (бра, различные лампы, торшеры и т.д.).

Рабочая подсветка стола

Освещение рабочего стола при работе за компьютером максимально полно осуществляется с помощью рабочей подсветки. Но допускается и комбинирования общей и локальной подсветки.

Какие требования нужно соблюдать при организации подсветки компьютерного стола

Существует специальная документация, в которой прописаны все нормативы и нормы, которые следует учитывать при организации освещения при работе за компьютером. К такой специальной документации относиться СНиП. Все нормы здесь приведены в люксах.

Нормы СНиП

Согласно этой документации, для качественной подсветки рабочего места за ПК стоит руководствоваться следующими нормами:

  • естественное освещение, а точнее его коэффициент (КЕО) должен быть не ниже 1,5% — 1,2%;
  • световой поток естественной подсветки должен падать на стол слева;
  • искусственная подсветка должна создавать равномерное освещение общего плана.

При этом на рабочем столе световой поток должен достигать 300-500 люкс. Чтобы достичь такого высокого показателя допускается дополнительное размещение на поверхности стола осветительных приборов настольного типа.
Согласно СНиП, местное освещение должно отвечать следующим требованиям:

  • не продуцировать бликов на плоскости экрана монитора;
  • давать световой поток не менее 300 люкс;
  • ограничение прямой блёскости, исходящей от источника света;
  • яркость светящихся поверхностей, в роли которых выступают различные элементы осветительных приборов, а также оконные стекла, не должна преодолевать предел в 200 кд/м2.

Обратите внимание! Отраженная блескость для рабочих поверхностей может ограничиваться правильным подбором настольных ламп, а также оптимальным их расположением. Причем эти параметры должны соотноситься с естественным источником света.

Кроме этого в данном вопросе существуют следующие требования:

  • яркость бликов, появляющихся на экране монитора, должна быть ниже 40 кд/м2;
  • ослепленность, которая учитывается для светильников, не должна преодолевать предел в 20 кд/м2;
  • еще одним важным показателем является степень дискомфорта. Он для административно-общественных помещениях должен составлять менее 40 кд/м2;
  • яркость между рабочими поверхностями (ее соотношение) не должно быть выше 3:1 - 5:1. При этом данный показатель между поверхностями оборудования и стен и рабочими поверхностями должен быть 10:1.

Руководствуясь всем этим, имеется возможность организовать наилучшие условия для того, чтобы зрительная система во время работы за ПК не перетруждалась. Это позволит человеку, работающим за такой техникой, сохранить свое зрение и общее самочувствие на высоком уровне.

Какие осветительные приборы можно использовать

Главным аспектом в организации подобного освещения, после учета требований, приведенных в СНиП, является правильный выбор светильников. Ведь именно от них напрямую завесит качество светового потока и его положительное или пагубное воздействие на зрительный анализатор человека.
Чтобы создать качественное освещение компьютера во время работы следует использовать определенные светильники, которые оснащены специальными зеркализованными решетками. Такие решетки имеются у осветительных приборов типа ЛПО36.

Лампа типа ЛПО36

Также такие светильники должны быть укомплектованы пускорегулирующими высокочастотными аппаратами. Специалистами рекомендуются в данной ситуации использовать осветительные приборы прямого света с отражающей поверхностью. Под такие требования подходят следующие типы ламп:

  • ЛПО13;
  • ЛСО4;
  • ЛПО5;
  • ЛПО31;
  • ЛПО34.

Все они должны быть оборудованы люминесцентными лампами типа ЛБ, которые предназначены для организации системы освещения внутри помещений.
Кроме люминесцентных источников света допускается применение и ламп накаливания. Сегодня, когда самыми эффективными и выгодными по многим параметрам являются светодиодные лампочки. Их также можно использовать для освещения компьютерного стола.
Все осветительные приборы местной подсветки должны иметь в своём составе непросвечивающийся отражатель.

Дополнительные правила подбора осветительных приборов

Кроме вышеописанных параметров выбора светильников, которые основаны на требованиям нормативной документации (СНиП) можно подобрать наиболее оптимальные лампы для создания местной подсветки. Но это далеко не полный перечень всех параметров, которые должен выполнять светильник. Самым главным дополнительным требованием, которое должен выполнять светильник является его небольшие габариты при высоких показателях мощности.

Лампа-трансформер

Считается, что самым оптимальным вариантом будет покупка многофункциональной лампы на гибком держателе. Наличие у осветительного прибора функции трансформера позволит вам регулироваться высоту подачи светового потока или закрепить его на углу стола, где он не будет мешать проведению основных манипуляций, связанных с компьютером и офисным оборудованием.
Стоит помнить, что в выборе источника света можно руководствоваться не только требованиями, указанными в СНиП, но и собственными пожеланиями. Это в основном касается выбора цветовой температуры.

Цветовая температура светового потока

Кому-то более приятен холодный оттенок, а кому-то – теплый. Если вы не будете сочетать свои пожелания с имеющимися требованиями, то вам вряд л удастся создать качественное освещение своего места за ПК, чтобы оно идеально удовлетворяла ваши персональные потребности.

Как стоит размещать осветительные приборы над столом

Над рабочей поверхностью светильники стоит размещать в виде прерывистых или сплошных линий. Они должны размещаться сбоку и быть параллельными для зрения. Также нужно учитывать возможность изменения положения монитора во время его эксплуатации.

Вариант размещения лампы

Также допускается периментальное расположение светильников. Но при этом должна создаваться осветительная зона над поверхностью стола. Причем свет от нее должен большей частью падать на передний край рабочей поверхности.

Обратите внимание! Обязательно необходимо соблюдать защитный угол для ламп. Он должен быть не меньше 40 градусов.

Помните, что какой бы вариант размещения светильников вы бы ни выбрали, они не должны мешать вам выполнять вашу работу и не ослеплять в процессе своего функционирования.

Заключение

Взявшись правильно оформить место работы за ПК, нужно брать во внимание множество факторов и нюансов. Если за ПК вы работаете постоянно, то к этой задаче необходимо подходить ответственно. Только в такой ситуации подсветка компьютерного стола будет отвечать всем вашим пожеланиям, а также отвечать имеющимся в специальной документации требованиям.

Мероприятия, направленные на организацию охраны труда, применяются в учреждениях и на предприятиях повсеместно. Каким бы это ни казалось нелепым, но и техника безопасности на рабочем месте за компьютером также требует пристального внимания к себе. Конечно, ее нарушения не приведут к трагическим последствиям, но вред здоровью неправильное оснащение рабочего места принести может.

Как понять, что ваше рабочее место за компьютером организовано неправильно?

Существует несколько факторов, испытав которые на себе, можно понять, что пора менять свои привычки и создавать правильное рабочее место за компьютером. К таким факторам относят:

  1. Покрасневшие и слезоточивые глаза в конце рабочего дня.
  2. Жжение в глазах.
  3. Сильные головные боли.
  4. Снижение зрения.
  5. Утомляемость.
  6. Раздражительность.
  7. Бессонница.
  8. Боль в шее, руках и пояснице.

Возможны и другие индивидуальные симптомы.

Кодекс по трудовым отношениям не регламентирует работу трудового персонала за компьютером. Где же искать поддержку? Куда обращаться гражданам, которые каждый день часы проводят за данным прибором? Защиту следует искать в санитарных нормах рабочего места за компьютером. Эти нормы специально разработаны для данной категории работников и направлены на поддержание их эмоционального и физического здорового состояния.

Что же мы делаем не так? Основные ошибки в организации рабочего места

Можно выделить следующие нарушения охраны труда при работе за компьютером:

  1. Недостаточная площадь помещения, где размещается компьютер.
  2. Неправильный температурный режим в помещении или повышенная влажность.
  3. Работа без перерывов на отдых.
  4. Несоблюдение освещения помещений и рабочих мест.
  5. Неспособность работника снимать сильное психоэмоциональное напряжение.
  6. Неправильная самопроизвольная расстановка техники в рабочем помещении.
  7. Высокий уровень низкочастотных магнитных полей, исходящих от мониторов.

Как должно быть освещено рабочее место?

Освещение рабочего места за компьютером играет важную роль в комплексе мероприятий по охране труда. Глаза не должны страдать от яркого света или, наоборот, от затемнения. Глазам должно быть удобно.

Монитор не следует располагать задней стороной к окну. Нежелательно, чтобы при работе за компьютером дневной свет из окна был направлен пользователю в глаза.

Если вы используете защитные очки или просто носите обычные окуляры ввиду плохого зрения, то позаботтесь о том, чтобы их стекла всегда были идеально чистыми.

Правильное освещение рабочего места за компьютером поможет сохранить ваше хорошее зрение.

Как правильно организовать рабочую зону вблизи компьютера?

Представте, как обычно за столом вы читаете книгу, так вот монитор следует расположить от лица немного дальше этого расстояния. Верхний край экрана следует наклонить так, чтобы он располагался немного ниже глаз или на уровне с ними.

Если работа идет попеременно с бумагами и компьютером, листы следует расположить поближе к монитору, чтобы избежать долгих и частых переводов взгляда с листов на экран и обратно.

Освещение рабочего места за компьютером должно быть таким, чтобы на экране монитора не возникали блики. Используйте в качестве источников света хорошие современные светильники, позволяющие хорошо освещать рабочую площадку.

В комнате, где располагается компьютер, не допустимы темные или холодные оттенки стен. Цвета должны быть теплыми и успокаивающими. Это желтая, лимонная, персиковая, бежевая цветовые гаммы. Сочетание правильного цветового решения и хорошего освещения рабочего места за компьютером защитит ваши глаза от перегрузки, и под конец рабочего дня вы заметите, что глаза не выглядят такими уставшими и покрасневшими, как обычно.

Основные требования к освещению рабочей зоны

Требования к организации рабочего места за компьютером включают в себя следующие положения:

  1. В комнате, помимо искусственного света, должно присутствовать естественное освещение.
  2. Освещенность не должна вызывать чувство дискомфорта.
  3. Каждое рабочее место должно быть освещено индивидуально, чтобы человеку было комфортно под себя регулировать свет.
  4. Недопустимо присутствие негативного влияния на зрение человека.

Виды освещения

Естественное освещение представлено тремя типами (боковое, верхнее, комбинированное). То, какой тип присутствует в определенном помещении, зависит от местонахождения световых проемов (окон). Этот свет лучше всего подходит для человеческих глаз, поэтому при проектировании зданий особое внимание уделяют месторасположению окон.

Естественный свет благоприятно влияет на человека. При достаточном его количестве улучшаются обменные процессы в организме, налаживается деятельность нервных процессов, люди испытывают положительные эмоции, им легче дышать. Все это приводит к увеличению производительности труда.

Искусственное освещение применяют для замены естественного в темное время суток или при недостатке дневного света в помещении. Использовать в помещении, где располагаются компьютеры, необходимо не только общее освещение, но и локальное на каждом столе.

На работах, которые требуют повышенной точности и внимания, используют совместное освещение.

Естественное освещение зависит от конструкции здания и количества оконных проемов, а искусственное контролируется энергетическими компаниями.

Как может быть освещено рабочее место искусственно?

Для создания искусственного освещения используют разнообразные лампы.

Теряют свои позиции лампы накаливания. Люди отдают все большее предпочтение светодиодным устройствам, так как их свет схож с естественным освещением, и приносящим экономию люминесцентным.

Виды светильников

Для освещения рабочей зоны за компьютером используют следующие виды светильников:

  1. Для направленного освещения рабочей зоны используют светильники прямого света.
  2. Световой поток направляется вверх, тем самым создавая равномерное освещение рабочей зоны, у светильников отраженного света.
  3. Специальные плафоны, способствующие рассеиванию света по всем сторонам, имеются у светильников рассеянного света.

Светильники могут быть встроенными, потолочными, напольными, настольными и настенными.

Встроенные и потолочные устройства освещают все помещение, а напольные, настенные и настольные прекрасно подходят для регулировки света непосредственно в компьютерной зоне.

Комбинируя несколько светильников, можно добиться оптимальных условий труда для всего коллектива.

Какое освещение выбрать для рабочей зоны непосредственно у компьютера?

Расчет освещения сводится к выбору необходимой системы освещения, локальных светильников и их количества.

Идеальным вариантом освещения рабочей зоны является естественное, но при его недостаточном количестве следует использовать светодиодные или галогенные лампы, которые устанавливают на расстоянии в полметра от монитора.

Свет от лампы не должен падать на глаза работнику и на монитор. Освещение должно быть рассеянным, направленный свет будет действовать раздражающе.

Цвет освещения должен быть равномерно желтым, который максимально приближен к естественному свету.

Идеальный вариант для освещения рабочей зоны - шарнирные светильники. Они помогают регулировать направление светового потока, что очень удобно.

Как выбирают местное электрическое освещение?

Существуют законодательно закрепленные документы, в которых прописываются необходимые нормативы освещения рабочего места за компьютером. К этой документации относят санитарные нормы и правила.

В помещении, где располагаются компьютеры, должно быть равномерное освещение. Световой поток на рабочем столе должен быть от 300 до 500 люкс. В специально разработанных нормах и правилах норма освещенности представлена в люксах (лк).

Искусственное освещение в рабочей зоне должно соответствовать следующим правилам:

  1. Не создавать на экране монитора блики.
  2. Давать поток света не ниже указанной нормы в 300 лк.
  3. Яркость элементов, входящих в состав осветительных приборов, не должна быть больше предела в 200 кд/м 2 .

Руководствуясь вышеуказанными нормами освещенности, можно создать прекрасные условия для работы за компьютером и при этом не навредить зрительной системе.

Расчет освещения производят на основе определения фактической освещенности рабочей зоны имеющимися светильниками. При этом сопоставляют фактическую освещенность с ее нормативным значением.

Что делать, если на рабочем месте отсутствует естественное освещение?

Если в рабочей зоне будет полностью отсутствовать дневной свет, то такие обстоятельства будут способствовать существенному подрыву здоровья.

Если же все-таки такое рабочее место существует, то необходимо проводить ряд профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда:

  1. Рабочие часы необходимо сократить.
  2. При размещении искусственного (электрического) освещения правильно пользоваться расчетом необходимого света, нормативами и правилами в этой области.
  3. Стены, пол и потолок в помещении должны иметь светлые оттенки.
  4. Для обогащения светового потока рекомендуется использовать дополнительное UV-излучение.
  5. Приложить все усилия и использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы перевести рабочий коллектив в помещение с естественным освещением.

Тот работодатель, который стремится улучшить качество труда своего персонала, всегда получит хорошую производительность труда. Несоблюдение вышепрописанных требований приведет к психоэмоциональным расстройствам внутри коллектива, потере зрения работниками, ухудшению их здоровья и, соответственно, поспособствует снижению производительности.

Как должно быть освещено место школьника?

В учреждениях образования все рабочие места освещены в соответствии с нормами и правилами. А как же правильно организовать рабочую зону в домашних условиях?

  1. Компьютерный стол должен стоять сбоку по отношению к оконному проему.
  2. Лампы, которые освещают рабочую поверхность, должны быть мощными (минимум 60 Вт).
  3. Свет, падающий от настольной лампы, должен иметь желтый оттенок.
  4. Идеальным вариантом в использовании будут светодиодные лампы.
  5. Помимо локального освещения, в комнате должно присутствовать хорошее общее освещение.
  6. При отсутствии местного освещения, необходимо приобрести настольную лампу.

Следите за здоровьем своих детей, пользуйтесь всеми советами по организации освещения рабочей зоны. Не забывайте, что пренебрежение основными правилами ведет к болезням зрительного аппарата.

Несколько заключительных слов

Подведем итоги и расскажем еще о нескольких рекомендациях по правильному освещению рабочей компьютерной зоны.

  1. Не забывайте: сильно яркий свет может привести к стрессу и быстрой утомляемости, а, наоборот, приглушенный заставит глаза напрягаться, что приведет к слезотечению, жжению и покраснению.
  2. Вокруг рабочей зоны, помимо локального освещения, должен быть комфортный фон общего освещения. Идеально, если это будет рассеянный свет.
  3. Используя комбинированное освещение, не забывайте о том, что рабочая зона должна быть выделена светом в несколько раз сильнее, чем другое пространство в помещении.
  4. Нельзя ставить настольную лампу на уровне глаз. Пускай она будет немного выше него или ниже. Лучше она будет располагаться у вас за спиной, но при этом не должны образовываться тени.
  5. Компьютерные столы лучше приобретать светлых оттенков.
  6. Не следует садиться спиной к окну, лучше всего сесть к нему боком.

«Влияние недостатка освещения на развитие болезней глаза» Муниципальное общеобразовательное учреждение Идринская средняя общеобразовательная школа. Выполнила: ученица 10 «Б» класса Зубова Инна. Руководитель: учитель физики В. И. Первушина. с. Идринское 2009 г. Исследовательская работа


Обоснование Излучения оптической области спектра лучистой энергии - свет солнца, искусственных источников света в помещении (ламп накаливания или люминесцентных ламп). Для исследования мы взяли кабинеты Идринской средней школы. Сейчас в век научно-технического прогресса в кабинетах широко применяются источники лучистой энергии. В связи с этим мои сверстники – школьники подвергаются воздействию естественных и искусственных источников лучистой энергии с самой различной спектральной характеристикой и чрезвычайно обширным диапазоном интенсивности. Недостаток освещения зачастую оказывает влияние на развитие болезней глаза. Хотя наибольшее количество реакций вызываемых светом на зрение человека имеют положительный эффект, все же имеют место и вредные аспекты действия видимого света на зрение школьника – недостаточное влияние освещённости на зрение человека. Поэтому в своей исследовательской работе я поставила себе следующую цель и задачи: Излучения оптической области спектра лучистой энергии - свет солнца, искусственных источников света в помещении (ламп накаливания или люминесцентных ламп). Для исследования мы взяли кабинеты Идринской средней школы. Сейчас в век научно-технического прогресса в кабинетах широко применяются источники лучистой энергии. В связи с этим мои сверстники – школьники подвергаются воздействию естественных и искусственных источников лучистой энергии с самой различной спектральной характеристикой и чрезвычайно обширным диапазоном интенсивности. Недостаток освещения зачастую оказывает влияние на развитие болезней глаза. Хотя наибольшее количество реакций вызываемых светом на зрение человека имеют положительный эффект, все же имеют место и вредные аспекты действия видимого света на зрение школьника – недостаточное влияние освещённости на зрение человека. Поэтому в своей исследовательской работе я поставила себе следующую цель и задачи:


Цель и задачи работы. Цель работы - изучение влияния освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Задачи: Цель работы - изучение влияния освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Задачи: I. Узнать, что такое освещённость: I. Узнать, что такое освещённость: а) выявить понятие освещённости; а) выявить понятие освещённости; б) узнать формулу энергетической освещённости поверхности; б) узнать формулу энергетической освещённости поверхности; в) найти единицы измерения освещённости; в) найти единицы измерения освещённости; г) познакомиться с приборами, с помощью которых измеряется освещённость в помещении. г) познакомиться с приборами, с помощью которых измеряется освещённость в помещении. II.Узнать строение органа зрения и его значение. II.Узнать строение органа зрения и его значение. III. Выявить сущность некоторых нарушений зрения III. Выявить сущность некоторых нарушений зрения IV. Практическая часть: IV. Практическая часть: 1) Установить объекты исследования. 1) Установить объекты исследования. 2) Описать методику проведения работы. 2) Описать методику проведения работы. 3) Выявить результаты: 3) Выявить результаты: а) составить таблицы «Измерение освещённости в помещении»; а) составить таблицы «Измерение освещённости в помещении»; б) выявить по листам здоровья учащихся школы уровень состояния зрения школьников 5 «Б» класса; б) выявить по листам здоровья учащихся школы уровень состояния зрения школьников 5 «Б» класса; в) сравнить с результатами таблицы. в) сравнить с результатами таблицы. V.Заключение: V.Заключение: а) описать факторы ухудшения зрения; а) описать факторы ухудшения зрения; б) составить рекомендации для профилактики болезней глаза. б) составить рекомендации для профилактики болезней глаза.


Освещённость а) Освещённость физическая величина, численно равная световому потоку, падающему на единицу поверхности: а) Освещённость физическая величина, численно равная световому потоку, падающему на единицу поверхности: б) Энергетическая освещённость поверхности Ее отношение потока излучения, падающего на площадку приёмника излучения, к величине этой площадки. б) Энергетическая освещённость поверхности Ее отношение потока излучения, падающего на площадку приёмника излучения, к величине этой площадки., [Вт/м 2], [Вт/м 2] в) Единицей измерения освещенности в системе СИ служит люкс (1 люкс = 1 люмену на квадратный метр) в) Единицей измерения освещенности в системе СИ служит люкс (1 люкс = 1 люмену на квадратный метр) г) Освещённость в фототехнике определяют с помощью экспонометров и экспозиметров, в фотометрии с помощью люксметров. г) Освещённость в фототехнике определяют с помощью экспонометров и экспозиметров, в фотометрии с помощью люксметров.


Строение органа зрения и его значение. Органы зрения представляют собой одни из важнейших органов чувств, доступных человеку, ведь около 70% информации о внешнем мире человек воспринимает через зрительные анализаторы. Орган зрения или зрительный анализатор – это не только глаз. Собственно глаз - это периферическая часть органа зрения. Органы зрения представляют собой одни из важнейших органов чувств, доступных человеку, ведь около 70% информации о внешнем мире человек воспринимает через зрительные анализаторы. Орган зрения или зрительный анализатор – это не только глаз. Собственно глаз - это периферическая часть органа зрения. Информация, полученная при помощи аппарата глазного яблока, передается по зрительным путям (зрительный нерв, перекрест зрительных нервов, зрительный тракт) сначала в подкорковые центры зрения (наружные коленчатые тела), затем по зрительной лучистости и зрительному пучку Грациоле в высший зрительный центр в затылочных долях головного мозга. Информация, полученная при помощи аппарата глазного яблока, передается по зрительным путям (зрительный нерв, перекрест зрительных нервов, зрительный тракт) сначала в подкорковые центры зрения (наружные коленчатые тела), затем по зрительной лучистости и зрительному пучку Грациоле в высший зрительный центр в затылочных долях головного мозга. Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек: Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек: Наружная оболочка. Наружная оболочка. Средняя оболочка глазного яблока – сосудистая. Средняя оболочка глазного яблока – сосудистая. Внутренняя оболочка глазного яблока - сетчатка. Внутренняя оболочка глазного яблока - сетчатка.


Близорукость, дальнозоркость. 1 – нормальное зрение; 2 – близорукость; 3 - коррекция близорукости с помощью очков с двояковогнутыми линзами; 4 – дальнозоркость; 5 – коррекция дальнозоркости с помощью очков с двояковыпуклыми линзами; 6 – коррекция зрения с помощью контактной линзы. 1 – нормальное зрение; 2 – близорукость; 3 - коррекция близорукости с помощью очков с двояковогнутыми линзами; 4 – дальнозоркость; 5 – коррекция дальнозоркости с помощью очков с двояковыпуклыми линзами; 6 – коррекция зрения с помощью контактной линзы.


Сущность некоторых нарушений зрения. 1. Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опись» – взгляд, зрение). Близорукость бывает истинной и ложной. а) Истинная близорукость; б) Ложная близорукость; 2. Пресбиопия (дальнозоркость). 3. Астигматизм. 4. Дальтонизм. 5. Катаракта.


Объекты исследования Объектами исследования был ряд кабинетов, в которых занимаются пятиклассники: 1 – изобразительное искусство; 2 - русский язык; 15 – история; 18– биология; 20 – математика; 26 – иностранный язык, спортзал. Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Объектами исследования был ряд кабинетов, в которых занимаются пятиклассники: 1 – изобразительное искусство; 2 - русский язык; 15 – история; 18– биология; 20 – математика; 26 – иностранный язык, спортзал. Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам.


Методика работы При изучении характера освещения рабочего места измеряли освещенность поверхности классной доски и поверхности парт 1,3-го рядов. Измерения проводили при помощи фотоэкспонометра "Ленинград-4"(см. Приложение 2.). При изучении характера освещения рабочего места измеряли освещенность поверхности классной доски и поверхности парт 1,3-го рядов. Измерения проводили при помощи фотоэкспонометра "Ленинград-4"(см. Приложение 2.).см. Приложение 2.).см. Приложение 2.). Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ. В течение почти 4 лет (с 2004 по 2008 г.) отмечали случаи ухудшение зрения у 7 человек одного класса из 18 учащихся. За это время они проучились 4 года в начальной школе и перешли в 5-й класс. Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ. В течение почти 4 лет (с 2004 по 2008 г.) отмечали случаи ухудшение зрения у 7 человек одного класса из 18 учащихся. За это время они проучились 4 года в начальной школе и перешли в 5-й класс.


Результаты На начало 2004 у. г. в выбранном для наблюдения первом классе из 18 учащихся только Андрей М. и Маша С. страдали близорукостью, так как поступили с данной болезнью в школу. В г. ухудшение зрения не наблюдалось. Но за первое полугодие 2008 г. зрение ухудшилось ещё у 5 человек: Саша К.- стойкий спазм аккомодации, Миша К.- спазм аккомодации, Настя Ч.- спазм аккомодации, Вика Ф.- стойкий спазм аккомодации, Аня Д.- спазм аккомодации. Таким образом, за период обучения детей с 1 сентября 2004 по 31 ноября 2008 г. в 5Б классе зрение ухудшилось на 28%. На начало 2004 у. г. в выбранном для наблюдения первом классе из 18 учащихся только Андрей М. и Маша С. страдали близорукостью, так как поступили с данной болезнью в школу. В г. ухудшение зрения не наблюдалось. Но за первое полугодие 2008 г. зрение ухудшилось ещё у 5 человек: Саша К.- стойкий спазм аккомодации, Миша К.- спазм аккомодации, Настя Ч.- спазм аккомодации, Вика Ф.- стойкий спазм аккомодации, Аня Д.- спазм аккомодации. Таким образом, за период обучения детей с 1 сентября 2004 по 31 ноября 2008 г. в 5Б классе зрение ухудшилось на 28%. Результаты измерения освещенности приведены в таблице (см. Приложение 3). Результаты измерения освещенности приведены в таблице (см. Приложение 3).(см. Приложение 3).(см. Приложение 3). Из данных таблицы видно, что освещенность соответствует нормам ГОСТ в первом и двадцатом кабинетах. В кабинетах 2, 18 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, скорее всего это связано с тем, что на окнах вместо портьер светлых тонов – тёмно-синие и на подоконниках стоят цветы. В кабинете 26 искусственное освещение не соответствует норме (были закрыты жалюзи). В кабинете 15 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, так как осуществлена неправильная работа дополнительного освещения (софита). Из данных таблицы видно, что освещенность соответствует нормам ГОСТ в первом и двадцатом кабинетах. В кабинетах 2, 18 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, скорее всего это связано с тем, что на окнах вместо портьер светлых тонов – тёмно-синие и на подоконниках стоят цветы. В кабинете 26 искусственное освещение не соответствует норме (были закрыты жалюзи). В кабинете 15 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, так как осуществлена неправильная работа дополнительного освещения (софита).


Заключение Учитывая полученные результаты, а также примерно равные условия учебы и отдыха в разных классах Идринской СОШ, мы установили, что дети находятся в школе с 7.30 до Ухудшение зрения тесным образом связано со следующими факторами: 1)недостаточное освещение кабинетов: а)закрытые жалюзи, б) цветы на подоконниках, в) неправильная работа дополнительного освещения - софитов, г) тёмно-синие портьеры, д) не горят лампы накаливания, е) утренние часы, ж) осенне-зимнее время); 2)большая нагрузка на глаза (длительная работа на компьютере, увеличение длительности подготовки домашнего задания); 3)несерьёзное отношение родителей к профилактике здоровья детей;


Рекомендации учителям и учащимся для профилактики болезней глаза: – улучшить освещение в кабинетах; - менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели; – как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз; – регулярно использовать дополнительное освещение (софиты) у доски; – улучшить освещение в кабинетах; - менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели; – как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз; – регулярно использовать дополнительное освещение (софиты) у доски; - следить за количеством ламп накаливания в рабочем состоянии; – использовать матовые доски темного цвета и качественный мел; – использовать качественную писчую бумагу и чернила; – на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (см. Приложение 4). - следить за количеством ламп накаливания в рабочем состоянии; – использовать матовые доски темного цвета и качественный мел; – использовать качественную писчую бумагу и чернила; – на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (см. Приложение 4).(см. Приложение 4).(см. Приложение 4).


Литература Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., С. 3–10. Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения ее патогенеза. – Горький, С. 11–12.. Дашевский А.И. Близорукость. – Л., Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача. – М.: Медицина, Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф. Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., С. 3–10. Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения ее патогенеза. – Горький, С. 11–12.. Дашевский А.И. Близорукость. – Л., Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача. – М.: Медицина, Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф. Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, Использование Интернета: Использование Интернета: F:\ Сан ПиН 2_4_2_ htm F:\ Сан ПиН 2_4_2_ htm F:\ Фотоэкспонометры Ленинград.htm F:\ Фотоэкспонометры Ленинград.htm

Свет - одно из естественных условий жизнедеятельности человека, которое играет важную роль в сохранении здоровья и высокой работоспособности. Под его влиянием активизируются все обменные процессы, улучшается психоэмоциональное состояние, регулируются биологические ритмы, острота зрения.

Правильное освещение в помещении является одним из важных факторов, действующих на самочувствие, работоспособность, восстановление человека. Недостаточное освещение часто увеличивает риск травматизма на производстве, потому что работники плохо ориентируются в пространстве из-за слепящих источников света, теней, бликов и так далее. Только при правильно спроектированном и выполненном освещении может осуществляться нормальная производственная и рабочая деятельность. Качество зрительной информации при неудовлетворительном освещении страдает. Недостаточное освещение часто увеличивает риск травматизма на производстве, потому что работники плохо ориентируются в пространстве из-за слепящих источников света, теней, бликов и так далее. Свет стимулирует работоспособность. Освещение достаточно, если человек длительное время без напряжения работает, не испытывая при этом утомления глаз. При пользовании люминесцентными лампами, зрительное утомление наступает позже, чем при обычных лампах накаливания, а производительность труда повышается. Наиболее комфортные условия могут обеспечиваться естественным солнечным светом. Основные задачи производственного освещения: поддерживать на рабочем месте необходимую освещенность, улучшать условия зрительной работы, снижать утомление, повышать безопасность и производительность труда, качество выпускаемой продукции и снижение профессиональных заболеваний.

Освещенность регламентируется нормами в зависимости от характера зрительной работы, системы и вида освещения, фона, контраста объекта с фоном. Организуя производственное освещение, выбирают нужный спектральный состав светового потока, для обеспечения правильной цветопередачи, или усиления цветовых контрастов. Естественное освещение дает лучший спектральный состав. Чтобы цвет передавался правильно, используют монохроматический свет. Он усиливает одни цвета и ослабляет другие. искусственный освещение производительность нормирование

Естественное освещение зависит от географической широты, высоты солнцестояния, облачности и прозрачности атмосферы. Нормы естественного освещения определяются в соответствии с назначением здания и отдельных помещений. Улучшать освещенность помещений можно окраской стен и потолков в светлые тона, очисткой оконных стекол. В помещении может использоваться естественное освещение, искусственное и смешенное.

Источники искусственного света - электрические лампы. Искусственное освещение выделяют двух видов: общее, распределение света равномерно по всему помещению, и комбинированное, состоящее из ламп одновременно общего и местного освещения. Только при местном освещении работать не рекомендуется, при переводе взгляда с ярко освещенной поверхности на темные окружающие предметы, создается дополнительная нагрузка на глаза. При выполнении точной зрительной работы лучше применять комбинированное освещение.

В поле зрения работающего не должно быть резких теней. Их наличие искажает размеры и формы объектов различения, повышает утомляемость, снижает производительность труда. Появляющиеся движущиеся тени опасны, т.к. могут привести к травмам. Тени надо смягчать, например, используя светильники со светорассеивающими молочными стеклами, при естественном освещении, применяя солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки и др.).

Для улучшения видимости объектов в поле зрения работающего не должно быть прямой и отраженной блескости, вызывающей ухудшение видимости объектов. Блескость уменьшают, снижая яркость источника света, делая правильный выбор защитного угла светильника, увеличивая высоту подвеса светильников, правильно направляя световой поток на рабочую поверхность, изменяя угол наклона рабочей поверхности. По возможности, блестящие поверхности надо заменить матовыми.

Колебания освещенности на рабочем месте, которые могут вызываться резким изменением напряжения в сети, обусловливают переадаптацию глаза, приводящую к сильному утомлению. Постоянство освещенности во времени достигается стабилизацией плавающего напряжения, жестким креплением светильников, применением специальных схем включения газоразрядных ламп.

Нормы освещенности установлены СНиП 23-05-95. У светильников местного освещения имеются отражатели из непрозрачного материала с защитным углом не менее 30°, а при расположении светильников не выше уровня глаз работающего - не менее 10°. Освещение должно позволять четко различать деления на отсчетных и контрольно-измерительных устройствах и приборах, а также поверхности обрабатываемых деталей. Настольную лампу устанавливают так, чтобы свет от нее падал спереди с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу. Мощность ламп в светильниках общего освещения определяется из расчета 10-15 Вт на 1 м 3 площади помещения. Общее освещение устраивают с помощью люминесцентных ламп, а для местного используют лампы накаливания.