Заикание - симптомы, лечение, виды. Логоневроз (заикание): причины, виды, лечение Факторы риска развития заикания у детей

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Что такое заикание?

Заикание – это расстройство речи, для которого характерно повторение или пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов или слов. Результатом этого является нарушение плавности и ритма речи. Одновременно с этим заикание сопровождается расстройствами дыхания, изменениями в высоте и тембре звука. Синонимом заикания является термин логоневроз.

Причины заикания

Заикание или логоневроз относится к нарушению ритмической организации речи, в развитии которого участвуют несколько факторов. В первую очередь – это слабость нервной системы, многочисленные психологические и даже психические проблемы, а также хронические вялотекущие патологии.

Функция речи

Для того чтобы понять причину заикания, важно знать, что речь является результатом взаимодействия одновременно нескольких систем. Функция речи реализуется благодаря слаженной работе двух мозговых центров - Вернике и Брока. Центр Вернике – это слуховой, ассоциативный центр, который анализирует воспринимаемую речь и принимает решение, что далее говорить. Центр Брока – это моторный, голосовой центр, который отвечает за работу мышц речевого аппарата. Только синхронная работа этих двух центров обеспечивает плавную и ритмичную речь. Когда работа одного из этих центров нарушается, происходят разрывы речевого круга. Данные разрывы объясняются неодинаковой скоростью работы вышеперечисленных речевых центров.

Механизм развития заикания

В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи - одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные. В основе этого механизма лежат несколько причин.

Причинами развития заикания являются:

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
  • инфекции нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.
Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность. Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием. Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов. В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

Не менее важную роль в возникновении заикания играют стрессовые ситуации в жизни ребенка. К таковым относятся конфликты в семье, поход в школу, тяжелые длительные соматические (телесные) заболевания. В данном случае эти события выступают не как причины заикания, а как стрессовые факторы. Под их воздействием происходит декомпенсация тех аномалий в нервной системе, которые и лежат в основе заикания. Исходя из этого, нельзя утверждать (как предполагают многие), что заикание является следствием сильного испуга или эмоциональной нагрузки. Испуг, стресс или напряжение лишь является лишь толчком для запуска основного механизма, лежащего в основе заикания.

Формы заикания

Заикание может классифицироваться по характеру его проявления или же по причине возникновения. По характеру проявления выделяют тоническую форму заикания и клоническую. При тонической форме заикания происходит пролонгация, то есть растягивание звуков или слогов. Клоническая форма логоневроза характеризуется повторением звуков, слогов или слов. Также может наблюдаться смешанная форма заикания, при которой отмечается и пролонгация (растягивание), и повторение слогов и звуков.
По причине появления условно выделяют невротическую и неврозоподобную форму.

Невротическая форма заикания

Эта форма заикания характерна для детей от 2 до 6 лет. Как правило, ее появлению предшествует сильный испуг, стресс, эмоциональное напряжение. Основной характеристикой этой формы заикания является взаимосвязь с эмоциональным напряжением. Заикание появляется или резко усиливается, когда ребенок начинает нервничать, переживать или волноваться. В момент отсутствия стресса логоневроз может полностью исчезать. Течение заболевания рецидивирующее, то есть с периодическими обострениями.

У детей с невротической формой заикания редко удается выявить в анамнезе какие-либо патологии или черепно-мозговые травмы. Психическое развитие без особенностей, речь также развивается вовремя. Нередко у таких детей и вовсе наблюдается ранее развитие речи. Дети рано и быстро начинают говорить. Темп речи становится очень быстрым, дети часто говорят взахлеб. При этом они глотают некоторые слова и окончания. Часто дети отличаются своей робостью и повышенной впечатлительностью. Эмоциональный фон характеризуется повышенной тревожностью , нетерпеливостью, обидчивостью. Также дети нередко чрезмерно плаксивы.
Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

К симптомам, которые развиваются одновременно с заиканием, относятся:

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.
Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят. Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться. К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.


Со временем формируется порочный круг - страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

В отличие от других заболеваний, которые с возрастом могут проходить, логофобия только усиливается. Подростки, а потом уже и взрослые люди уходят в себя, становятся замкнутыми и даже мысль о предстоящем общении наводит на них панику.
При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки , тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание характерно для детей 3 – 4 лет. Чаще всего его развитию не предшествуют психотравмирующие ситуации. Однако в анамнезе (истории болезни) у таких детей присутствуют травмы, тяжелая перинатальная патология, асфиксия в родах . Нейропсихическое развитие, включая речь, как правило, отстает. Дети поздно начинают сидеть ходить, говорить. Часто присутствует церебрастенический синдром, для которого характерно повышенная утомляемость и истощаемость, вспыльчивость. Отмечается задержка речевого развития - первые слова после 2-х лет, первые фразы после 3-х. Одновременно выявляются трудности в произношении звуков, перестановка в словах звуков и слогов, медленное накопление словарного запаса. В период формирования фразовой речи (соответствует 3 – 4 годам) появляется заикание.

Сначала заикание протекает волнообразно, без остановок и запинок. При этом оно не связано с внешними ситуационными факторами. Спустя 5 – 6 месяцев после начала заболевания речь засоряется и обрастает «эмболофразиями». Эмболофразия – это появление в разговоре не имеющих отношения к смыслу фразы звуков или слов, например, «э», «ну», «это». Одновременно выявляется патология речевой артикуляции и моторики в целом. Часто неврозоподобная форма заикания протекает совместно с дизартрией (трудностями в произношении вследствие нарушения иннервации речевого аппарата).

Признаки заикания

Основными проявлениями заикания являются прерывания в речи, вследствие чего речь теряет свою ритмичность. Прерывания могут проявляться в виде растягиваний звуков либо в виде их повторов. Как правило, изолировано логоневроз не протекает. Часто заболеванию сопутствуют фобические, тревожные или депрессивные расстройства. Заикание в 99 процентах случаях развивается в детском возрасте или в подростковый период. При своевременном и комплексном лечении заикание проходит. Злокачественные формы заикания, вовремя не вылеченные, остаются и сопровождают человека и во взрослой жизни.

Заикание у детей

Развитие логоневроза всегда приходится на период детства. Как уже было сказано выше, логоневрозу часто сопутствуют и другие расстройства. Во время речи ребенок выглядит напряженным, расстроенным. В разговоре помимо основных симптомов наблюдаются неожиданные подъемы громкости голоса.

Симптомами заикания у детей являются:

  • повторение звуков, слогов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • паузы (блоки) молчания.
Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • тревога;
  • беспокойство;
  • моторные или вокальные тики;
  • напряжение мышц лица.
Ребенок начинает проявлять избегающее поведение - он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон - лабильностью.

Заикание у взрослых

Заикание у взрослых всегда является следствием невылеченного заикания в детстве. Протекает оно гораздо сложнее, часто на фоне фобического расстройства. Чаще всего развиваются панические атаки, сопровождающиеся повышенной тревогой, сильным сердцебиением , ощущением удушья . Также характерна агорафобия, при которой приступы паники развиваются в момент выхода человека в общественное место. Более чем у половины взрослых с заиканием регистрируются тонико-клонические судороги во всех отделах речевого аппарата. Заикание у взрослых сопровождается разнообразными и хаотичными движениями рук, кивками, притопыванием, покачиванием туловища.

Отдельную значимость приобретает поведение больного. Заикание отходит на второй план, а на первый выступает замкнутость, скованность, необщительность. У одной трети пациентов развивается депрессивное расстройство. Депрессия , как правило, проявляется различными соматическими симптомами («маскированная депрессия» или «депрессия без депрессии»). В качестве соматизированных депрессивных симптомов выступают боли в животе , боли в области сердца , кашель и так далее.

Лечение заикания

Лечение заикания всегда должно быть комплексным. При этом специфического лечения против заикания не существует. Лечится то заболевание, которое лежит в основе логоневроза. Если речь идет о ребенке, то чаще всего это сопутствующее лечение невротического расстройства. С этой целью назначаются противотревожные, седативные (успокоительные) средства, ноотропы . Поскольку у 20 – 30 процентов детей с заиканием выявляются изменения на уровне электроэнцефалограммы , то целесообразно также назначение противосудорожных препаратов из группы вальпроевой кислоты или карбамазепина .

Лекарства, применяемые для лечения заикания

Проблема, от которой страдали Уинстон Черчилль и Мэрилин Монро, вот-вот разрешится. Речь идет о заикании. После долгих стараний ученые изучили механизм этого речевого дефекта и нашли еще одну причину заикания. Они выяснили, что патология связана с ограничением притока крови к лобной доле головного мозга. Это значит, что вскоре появятся новые методы борьбы с заиканием.

Новое исследование ученых из Детской больницы в Лос-Анджелесе основывается популярной научной работе доктора Питерсона из Института Эволюции Разума.

Команда ученых использовала протонную магнитно-резонансную спектроскопию, чтобы изучить мозг взрослых и детей, которые заикаются. Они были сосредоточены на речевом центре, также известном, как зона Брока, и обнаружили, что активность потока крови была неразрывно связана с речью. Этот факт позволил ученым предположить, что чем больше аномалия кровотока в нервной «языковой петле», которая соединяет лобную и височную доли мозга, тем больше нарушение речи.

Руководитель эксперимента доктор Брэдли Петерсон утверждает, что результаты исследования открывают новые пути к лечению заикания у детей и взрослых. До сих пор считалось, что эта физиологическая патология имеет преимущественно генетический характер (заикание передается по наследству).

Ярош Татьяна Александровна логопед

Если есть подозрение на дефекты речи у ребенка, его нужно показать опытному логопеду. Вполне возможно, что это запинки не судорожного характера, а они с возрастом проходят. Но такой ребёнок нуждается в повышенном внимании взрослых: разговаривать с ребенком нужно всегда спокойно, негромко, также необходимо выработать чёткий режим дня с обязательным дневным сном и прогулками. Перед сном -только спокойные игры и чтение. Никогда не нужно спешить ставить диагноз «заикание» и тем более произносить это слово при ребенке .

Заиканием называется нарушение речи вследствие непроизвольного сокращения мышц речевого аппарата, то есть гортани, языка, губ и голосовых связок. Распространенность речевого дефекта составляет около 3-5 % среди всего населения, что делает вопрос о том, какой врач лечит заикание, весьма актуальным и востребованным в обществе. Проблема обычно проявляется в раннем возрасте у детей 2-5 лет. Мальчики в несколько раз чаще страдают данным недугом, чем девочки, что обусловлено, по мнению большинства врачей, более стабильным психоэмоциональным развитием женского пола.

В некоторых случаях, достаточно редко, дефект речи может устраниться самостоятельно, но в подавляющем большинстве необходима помощь грамотного специалиста и даже не одного. Так, проблемой заикания занимается логопед вместе с такими врачами, как психолог и невропатолог.

Наиболее эффективным лечением речевого дефекта врачи считают проведение его в раннем возрастном периоде. Родители должны своевременно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, поскольку данный речевой изъян оказывает негативное влияние на психику ребенка и значительно мешает нормальному общению со сверстниками.

Заикание занижает самооценку у детей, что в дальнейшей жизни спровоцирует явные психоэмоциональные нарушения и, как следствие, общественную невостребованность и низкий уровень жизни.

Особенно тяжело заикающимся детям во время смены окружения, например, начальный период посещения детского сада или школы. Во время повышенной нервозности речевые проблемы обычно усугубляются. Очень важно, чтобы малыш имел поддержку родителей и помощь квалифицированного специалиста, то есть врач, который будет лечить заикание у вашего ребенка, должен заниматься с ним регулярно, применяя различные современные методики и грамотно построенные дружеские беседы.

Ранние признаки наличия заикания

Заикание может проявляться следующими эпизодами в произносимой ребенком речи:

    повторение букв;

    неоднократное повторение слогов;

    частые остановки во время произношения одного слова или фразы;

    патологически измененная мимика при выговаривании каких-либо букв, особенно согласных;

    повышенная нервозность во время речи;

    частое употребление однообразных звуков при выговаривании разных слов и словосочетаний;

    явные чрезмерные усилия во время произношения.

Врач, лечащий заикание, в некоторых случаях выявляет дефект речи только тогда, когда ребенок или подросток нервничает. Ситуация особенно усугубляется при публичном выступлении , знакомстве и общении с незнакомыми людьми или телефонном разговоре. Нервозность в разы повышает непроизвольные сокращения мышц, участвующих в акте воспроизведения речи.

Причины заикания

Врачи во время диагностики заикания определяют несколько причин его появления. Разделяют речевые дефекты, возникшие по какой-либо физиологической причине, из-за психических расстройств и связанные с социальным фактором. Определить, что именно повлекло развитие судорог мышц речевого аппарата, сможет только опытный и хороший специалист в данном вопросе.

Физиологические причины

Лечение заикания у детей проводит логопед и врач психоневролог, которые определяют следующие физиологические причины:

  • родовая травма, что обуславливает наличие патологий нервной системы;
  • наследственность, которая играет немаловажную роль;
  • вредные привычки матери во время вынашивания беременности;
  • травмы головы и позвоночника;
  • врожденные патологии органов речевого аппарата;
  • функциональные заболевания носоглотки;
  • поражения центральной нервной системы вследствие инфекционных болезней;
  • тяжелая форма рахита.

При выявлении такого этиологического фактора могут понадобиться консультации определенных специалистов, то есть отоларинголога, невропатолога и даже нейрохирурга.



Психологический фактор непроизвольного сокращения мышц гортани

Психологическое воздействие на незрелую психику малыша в большинстве случаев приводит к возникновению заикания. Врачи и психологи называют наиболее частые факторы, провоцирующие судороги мышц аппарата речи у ребенка, то есть такие:

  • внезапная стрессовая ситуация;
  • различные фобии (страх темноты или ожидаемого наказания);
  • обида на кого-либо в семье;
  • расставание с близкими;
  • сильный испуг малыша (гром, собака) очень часто заставляет родителей узнать, к какому доктору идти при заикании.

Развитие заикания из-за воздействия мощного психологического воздействия требует обязательной консультации врача психолога или психотерапевта.

Социальные причины

Социальный фактор, спровоцировавший заикание у ребенка, может быть одним из следующих:

  • особенности воспитания (излишняя строгость и требования к ребенку);
  • возможны подражания ребенка близким людям с подобным дефектом речи, то есть заикание в данном случае не считается истинным, что опытный врач обязательно определит;
  • чрезмерная нагрузка на речевой аппарат малыша (изучение языков, объемные тексты для чтения вслух);
  • недостаток внимания родителей к становлению речи ребенка;
  • новое окружение, например, при поступлении в детский сад и школу или смена детских коллективов;
  • новое место жительства, то есть переезд семьи.

Родители должны помнить, что какова бы ни была причина патологического воспроизведения речи у ребенка, заикание лечит врач, используя современный подход и эффективные методики . Самолечение и игнорирование проблемы в большинстве случаев усугубляет ситуацию и делает невозможным восстановление нормальной речи.

Принципы лечения

Лучше всего с заиканием обращаться к врачу в раннем возрасте, то есть с момента выявления проблемы. В современном мире большинство врачей полагают, что заикание вполне можно вылечить, но в успехе лечения задействовано очень много общих усилий медицинских специалистов и родителей. Следует отметить, что основную миссию врачи возлагают на родителей, но под своим руководством.

Благоприятная психоэмоциональная обстановка, должное внимание к малышу в плане общения и разговорной речи, проведение рекомендованных занятий в домашних условиях станут повседневными обязанностями родителей.

Врачи, в свою очередь, работают сообща, то есть в процессе обязательно принимают участие логопед и психотерапевт.

Заикание врачи лечат, используя следующие современные методы:

    специализированные логопедические занятия;

    компьютерные программы;

    дыхательная гимнастика, укрепляющая мышцы речевого аппарата;

    медикаментозная терапия;

Основной врач по заиканию называется логопедом, он ведет прием пациентов с соответствующими проблемами на базе поликлинических отделений или в частном кабинете.


Основной механизм общения между людьми - это речь. Она дает возможность взаимодействовать с окружающим миром и проявлять себя. Если что-то мешает человеку нормально говорить, это часто становится преградой на пути к счастливой жизни. Именно поэтому так важно вовремя выявить и начать лечить заикание. Причины этого недостатка весьма разнообразны и еще не до конца изучены, хотя существует множество теорий его возникновения.

Заикание - что это?

Еще сам Гиппократ в V веке до нашей эры описывал это заболевание. Им страдали легендарный Демосфен, историк Геродот и даже пророк Моисей. Лекари и алхимики долгое время пытались найти способ борьбы с заиканием, но вплоть до XX века ни причин, ни адекватной терапии для этого дефекта речи найти не могли. Только с появлением науки логопедии врачи и ученые вплотную занялись изучением этой болезни и наконец сформулировали, что же она собой представляет.

Заикание характеризуется нарушением плавности речи и ее темпа, слова становятся невнятными и прерывистыми, повторяются слоги или звуки, слышны вынужденные паузы, и кажется, что человек говорит с большим трудом. Часто это вызывает жалость, сочувствие или даже неприязнь у окружающих, что снижает уверенность в себе и приводит к различным психологическим проблемам у больного.

Виды нарушения речи

С медицинской точки зрения, механизм развития логоневроза связан с нарушениями, которые возникают при судороге одного из органов речевого аппарата - языка, неба, губ, дыхательных мышц. Чаще всего это бывает у детей, но в 1-3% случаев встречается заикание у взрослых. Причины этого сложного процесса лежат в перевозбуждении в головном мозге. Этот центр отвечает за управление мышцами лица, глотки, языка и прочими органами, которые обеспечивают связную речь. Дальнейшее распространение импульса на соседние отделы головного мозга ведет к возникновению судорог артикуляционной и дыхательной мускулатуры. Внешне это может проявляться в виде гримас и тика. Все это происходит на фоне переживаний, стрессов или эмоциональных потрясений.

Заикание имеет непохожие симптомы при различных видах судорог:

  • Тонические . Повторение гласных звуков и сонорных согласных, вынужденные паузы между словами.
  • Клонические . Повторение согласных звуков, слогов или даже слов.
  • Смешанные . Проявляются и те и другие нарушения речи.

Выделяется три вида заикания в зависимости от течения болезни:

  • Постоянное.
  • Волнообразное. Дефект речи никогда не пропадает до конца, но проявляется то слабее, то сильнее.
  • Рецидивирующее. Может полностью исчезнуть и появиться заново.

В зависимости от этиологии может быть невротическое и неврозоподобное заикание. Причины возникновения первой формы лежат в стрессовых ситуациях и не связаны с поражениями в головном мозге. легко лечится, но может стать хроническим. Дети с этой формой болезни начинают заикаться во время эмоционального напряжения.

Во втором случае заболевание связывают с органическими поражениями головного мозга (гипоксии, травмы во время родов и проч.). Неврозоподобная форма тяжело поддается лечению и проявляется вне зависимости от эмоционального состояния.

Диагностика заикания

Иногда задержки в произнесении слов и предложений являются нормой, и зависят от темперамента и особенности разговора. Существует два теста, позволяющих определить это:

  • Если число перерывов в 100 словах менее 7%, то это норма. Более 10% - патология.
  • Задержки у заикающегося человека длятся 1-30 секунд и сопровождаются заметным напряжением лицевой мускулатуры.

Иногда для постановки верного диагноза необходимо сделать электроэнцефалограмму. Это поможет отличить неврозоподобный логоневроз от невротического.

Поставить точный диагноз и решить, как вылечить заикание, сможет только специалист при очном осмотре, поэтому не стоит искать симптомы заболевания в себе и близких. Лучше обратиться к врачу и выяснить реальные причины логоневроза.

Причины заикания у детей

Часто родители задают вопрос: «Почему же у ребенка возникло заикание?» Причины этого очень разнообразны, и однозначно дать ответ крайне тяжело. Детская речь начинает формироваться, когда ребенок услышит первый звук, и заканчивает примерно к пяти годам. Все это время нервная система малыша находится в возбужденном состоянии, так она получает множество информации ото всех органов чувств. У ребенка еще слабы органы артикуляции, не разделяется речь, звуки и слоги, и иногда он просто не успевает все воспринять. Из-за этого неравная система может дать сбой.

Приблизительно 0,7-9% детей страдают от заикания. Этот диагноз можно поставить в возрасте 3-4 лет. Обычно, ярче всего болезнь проявляется у дошкольников. Существует множество ситуаций, которые могут спровоцировать детское заикание. Причины могут лежать в угрозах, издевательствах, плохой обстановке в семье, принуждение говорить или выступать перед малознакомой публикой. Иногда дети начинают копировать разговор заикающихся друзей или родственников. Так или иначе, чаще всего имеет место психологическая этиология, однако следует помнить о патологических состояниях, которые поражают нервную систему: гипоксия плода, внутриутробная инфекция, травмы головы, инфекционные заболевания различного происхождения, вызывающие органические поражения структуры головного мозга.

Факторы предрасположенности к заиканию

Дети, страдающие логоневрозом, становятся забитыми и неуверенными в себе, им очень мешает заикание. Причины, по которым оно возникло, очень важны. Но развитие заболевания можно предупредить, так как существуют факторы риска, которые указывают на возможное развитие заикания:

  1. Плаксивость и раздражительность. Указывает на неустойчивость детской нервной системы.
  2. Речь развилась рано.
  3. Ребенок начал поздно говорить.
  4. Чрезмерная строгость и повышенные требования. Авторитарное отношение родителей к детям может вызвать психологические причины заикания.
  5. Привычка разговаривать неправильно.
  6. Подражательство. Копирование заикания за другими детьми или близкими людьми.
  7. Двуязычность. Изучение сразу двух языков дает очень большую нагрузку на нервную систему.
  8. Мужской пол.
  9. Леворукость.
  10. Слабое здоровье. Частые инфекционные заболевания, аллергии и прочие патологии «выделяют» ребенка среди сверстников, родители часто одергивают и что-то запрещают. Развиваются комплексы и неуверенность в себе.
  11. Тяжелая беременность или роды.
  12. Наследственность.

Ребенок, страдающий логоневрозом, обычно очень стесняется своего недостатка, поэтому родители обязаны знать или хотя бы поинтересоваться, как вылечить заикание. Малышу сложно общаться со сверстниками, он испытывает дискомфорт и зажатость на любых выступлениях. Дети с заиканием очень замкнуты в себе, они чувствуют, что отличаются от других. Над ними могут издеваться, подшучивать, торопить или не воспринимать всерьез. Все это может привести к развитию логофобии в подростковом возрасте. Чтобы этого не произошло, нужно искать причины дефекта. Их определение поможет специалисту назначить рациональную терапию. Не стоит забывать, что лечение заикания в домашних условиях и постоянная работа над собой и своей речью дают хорошие результаты.

Почему взрослые заикаются?

Довольно редко, но можно встретить заикание у взрослых. Причины такого дефекта речи для зрелого человека не так разнообразны как для ребенка, но весьма похожи:

  • Стресс и другие эмоциональные потрясения. Провоцируют развитие невротической формы нарушения речи. При этом логоневроз проявляется во время тревоги, страха, переживаний или при выступлении перед большой аудиторией. Такая форма дефекта речи может возникать единожды на непродолжительный период после сильных переживаний или шока, однако со временем это проходит. Но бывают случаи, когда заикание становится хроническим, и к этим нарушениям присоединяются судороги органов речи и
  • Болезни, влияющие на проведение нервных импульсов (вызывают неврозоподобное заикание): опухолевые процессы, травмы головы, инсульт, нейроинфекции (энцефалит, менингит и проч.). При этой форме заикания ярко выражен судорожный синдром мышц лица и дыхательной мускулатуры. Люди с этим видом расстройства могут осуществлять характерные кивательные движения головой, перебирание пальцами рук и раскачивание туловища. Эмоции никак не влияют на проявления этих симптомов. В этом случае лечение заикания у взрослых - очень сложная задача, поскольку органические поражения головного мозга не поддаются терапии.
  • Раннее начало заикания и отсутствие его лечения.
  • Мужской пол. По статистике женщины заикаются в 4 раза реже мужчин.
  • Наследственный фактор.

Взрослые люди, которые страдают от заикания, со временем становятся очень замкнутыми, неуверенными в себе, они стараются избегать всевозможных общественных мероприятий и коллективов. Одна мысль о том, что нужно будет разговаривать, приводит их в ступор, и это создает порочный круг. Эти люди быстро утомляются и чувствуют эмоциональное истощение. Они считают, что преодоление заикания невозможно. Часто взрослые стесняются своего недостатка и не обращаются к специалисту, оставаясь наедине со своей проблемой. Если не заниматься лечением, то это может привести к серьезным депрессиям и психическим расстройствам.

Где лечить логоневроз?

Обнаружив у себя или своего ребенка заикание, очень важно знать, куда и к кому обращаться. Это достаточно сложное расстройство, лечение которого требует много времени и терпения, а также скоординированной работы нескольких специалистов и самого больного.

В первую очередь стоит обратиться к невропатологу. Он поможет выявить самую важную составляющую, чтобы побороть заикание, - причины. Лечение должно быть комплексным, поэтому обойтись без помощи психиатра не удастся. Оба специалиста могут назначать медикаментозную часть лечения. Еще один врач, знания которого могут понадобиться, - это психотерапевт. Он не только прописывает лекарственные препараты, но и лечит пациентов с помощью терапевтических бесед - гипноз, аутотренинг и проч.

Логопед также входит в список врачей, которые помогают справиться заикающемуся человеку с его проблемами. Этот специалист учит пациента управлять своим дыханием и артикуляционной мускулатурой, говорить плавно и ритмично. Он объясняет человеку, что произносить слова можно с легкостью. Обращение к иглорефлексотерапевту сопровождается процедурами с активизацией определенных биологически активных точек с помощью иголок и помогает снять напряжение и улучшить кровообращение в головном мозге. Не помешает и занятие лечебной физкультурой с персональным инструктором.

Только слаженная работа всех специалистов и большое желание пациента обеспечат устранение заикания окончательно.

Методики борьбы с расстройством речи у детей

Как только были обнаружены первые симптомы заикания, стоит сразу же обратиться к специалистам. Оптимальным возрастом для начала борьбы с расстройством считается 2-4 года. Лучше, чтобы малыш пошел в первый класс без логоневроза, однако обратиться к врачам никогда не поздно. Если ребенку исполнилось 10-16 лет, то с лечением стоить повременить, поскольку это время в жизни школьника сопровождается своенравностью и отрицанием всего окружающего. Существует множество методик и комплексных программ по борьбе с этим дефектом речи. Основное, что нужно знать для того, чтобы ликвидировать заикание у детей, - причины. Лечение всецело зависит именно от них.

При невротических расстройствах ребенку показаны курсы психотерапии и занятия с логопедом. Если заикание было вызвано шоком, то поможет режим «молчания». Когда конфликт хронический и вызван неблагоприятной ситуацией внутри семьи, то проводятся беседы с родителями для уменьшения негативного влияния на здоровье ребенка. Часто детям назначают лекарственные средства транквилизирующего действия - «Диазепам», «Медазепам» и прочие для снятия возбуждения нервной системы, а для устранения судорог мышц лица - «Мидокалм». Кроме того, проводятся физиотерапевтические процедуры: электросон, иглорефлексотерапия, плаванье с дельфинами и прочее.

Дети, страдающие неврозоподобной формой заикания, проходят лечение у неврологов, логопедов и психологов. В этом случае ребенку назначают препараты, которые усиливают кровообращение в мозгу и улучшают его работу, - «Ноотропил», «Ноофен», «Энцефабол», некоторые гомеопатические препараты. Все это в комплексной работе с другими врачами даст положительный результат.

Очень разнообразны методы лечения заикания, которые используются в логопедии:

  • Методика Выгодской И. Г., Пеллингер Е. Л. и Успенской Л. П.
  • Методология Л. Н. Смирнова.
  • Методика В. М. Шкловского и др.

В среднем лечение может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от тяжести логоневроза, причин и стараний со стороны родителей и ребенка. Занятия могут проводиться как с группой, так и индивидуально.

Родители не должны одергивать и заставлять говорить кроху «правильно». Это может нанести только вред, ведь ребенку и так нелегко справиться со своей проблемой. Нужно обеспечить спокойствие в доме, чтобы не перенапрягать его нервную систему. Чтобы содействовать врачам родители должны отучить ребенка от просмотра мультиков и компьютерных игр; обеспечить 8-часовой сон; ограничить потребление сладкой, жирной, острой пищи; привлечь внимание малыша к спокойным играм; устраивать прогулки в тихих местах; не просить пересказать что-то; говорить при крохе медленно и плавно. Взаимные усилия обеих сторон в итоге обязательно увенчаются успехом.

Как лечить логоневроз у взрослых пациентов?

Лечение заикания у взрослых, так же как и у детей, проводится комплексно. Больному могут назначать противосудорожные и седативные средства, которые помогают снять спазмы и перевозбуждение, но не действуют на этиологию этого речевого дефекта.

Комплексное лечение у психотерапевта и логопеда очень эффективно справляется с проблемой. Первый позволяет пациенту прочувствовать свою проблему во время бесед или при введении в состояние гипноза. Он дает аутотренинги пациенту, чтобы тот мог самостоятельно справиться со своей проблемой. Логопед обеспечивает исправление речи, постановку дыхания, голоса и артикуляции, отработку результатов в разговоре и при чтении, а также в стрессовых ситуациях. Наиболее известным способом для лечения заикания у взрослых является методика Л. З. Арутюнян.

Естественно, каждый человек, который страдает расстройствами речи, хочет вылечить заикание. Причины этому очень веские. Ведь заикающийся человек чувствует себя неуверенно, не может общаться без стеснения, замкнут и одинок. Это разбивает жизнь и мешает полноценно работать, отдыхать, заводить знакомства. Поэтому очень важно вылечить логоневроз еще до того, как возникли такие проблемы. Также популярностью пользуется иглорефлексотерапия и акупунктура. Положительно сказывается на избавлении от дефекта речи лечебная физкультура.

Можно ли вылечить заикание дома?

Конечно, многим хочется знать, как вылечить заикание, не обращаясь к врачам. На многих ресурсах можно найти рецепты отваров из трав и эфирных масел, которые помогут справиться с этой проблемой. Возможно, успокоительное действие трав скажется положительно на нервной системе больного, но вряд ли избавит его от логоневроза. Также в интернете рекомендуются заговоры и молитвы от заикания. Эти способы бездоказательны и основываются лишь на вере человека.

Однако лечение заикания в домашних условиях возможно, если это активное содействие врачу: упражнения, методики, правильный образ жизни. Заикание - это, действительно, серьезная проблема, поэтому не стоит пренебрегать врачебной помощью. И тогда выздоровление будет не за горами.

Заикание представляет собой нарушение ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции. Заикание происходит вследствие неправильного строения органов периферического речевого аппарата или от недостаточной их деятельности (слабость мышц языка, его неспособность делать некоторые движения, изменения в деятельности дыхательных органов и пр.). Начало заикания относится к периоду формирования у детей речи и потому его можно назвать эволюционным.

Причины

Речь в процессе эволюционного развития является поздним (а следовательно, и более молодым) приобретением человека и поэтому наиболее ранимой его функцией, особенно в раннем возрасте. Поэтому заикание возникает впервые обычно в преддошкольном или дошкольном возрасте. У детей, в этом возрасте речь находится в стадии формирования и становления, образующиеся речевые, нервные связи у них еще слабы, неустойчивы, хрупки и легко поэтому могут подвергаться нарушениям. Заикание возникает в 2-3-летнем возрасте, и

чаще всего оно возникает в 4-5-летнем возрасте, когда у ребенка образуются условные речевые связи более сложного, чем в предшествовавшем периоде, порядка.

Ребенок в своей речи чаще переходит от простых предложений к сложным, в его фразах появляются придаточные предложения, развивается и формируется логическое мышление. В этом возрасте у детей появляется много вопросов; к их речи предъявляются более высокие требования.

Рассматривая причины, вызывающие заикание, и наблюдая его развитие, можно выделись здесь первичные и вторичные явления.

К первичным относятся явления, возникающие под воздействием болезнетворного фактора. Они выражаются главным образом в судорожных нарушениях речи и в вегетативной реакции заболевшего.

К вторичным явлениям относятся последующие наслоения вокруг первичного ядра речедвигательных и вегетативных нарушений. Эти явления выражаются в прибавочных судорогах (сопутствующих движениях) и главным образом в тягостных переживаниях, вызываемое расстройством речи и обусловливающих некоторые особенности поведения больного.

Первичные явления заикания могут возникнуть у ребенка внезапно при эмоциональном потрясении, обычно под влиянием испуга, что стоит в связи с известными фактами внешнего выражения эмоций - мимикой, жестикуляцией и прочими выразительными движениями, а также с нарушениями в деятельности речевых мышц, органов дыхания, кровообращения. Так, ребенок, переживая огорчения, плачет, для внешнего выражения этого состояния характерны не только мимические движения (сокращение круговой мышцы глаз, опускание углов рта, приподнимание внутреннего конца бровей и пр.), но и изменения деятельности органов дыхания - всхлипывания, т. е. судорожные вдыхания, прерывистая «всхлипывающая» речь и т. д.

У ребенка страх, вызванный испугом может проявиться особенно тяжело. Состояние страха у испуганного ребенка наиболее резко сказывается на нервно-мышечной деятельности его речевого аппарата; одновременно возникает сильная вегетативная реакция. Испуганный ребенок говорит со спазматическими остановками и перерывами в речи, с судорожными повторениями звуков и слов. Он бледен, судорожно дышит, то задерживая дыхание на вдохе, то производя спазматические вдыхания и выдыхания; речь теряет свою плавность и ритмичность, она разорвана на отдельные звуки и слова. Таким образом, у испуганного ребенка сразу возникают первые явления заикания. Эти явления в дальнейшем могут зафиксироваться. Случается, что испуг вызывает длительное - на несколько часов, на сутки и более - молчание ребенка. Родители в таких случаях сообщают, что ребенок после перенесенного испуга не говорил несколько часов или дней, а потом начал говорить, но уже с заиканием.

Дети обычно переживают (случается - и не однажды) тот или другой испуг, однако заболевают заиканием далеко не все. Для того чтобы появилось заикание, должны существовать еще предрасполагающие причины. Этими причинами являются состояния какого-либо неблагополучия в отношении здоровья ребенка - соматического, нервно-психического. Такие состояния способствуют возникновению заикания.

О таком предрасположении к заиканию свидетельствуют иногда отмечаемые у ребенка остаточные явления перенесенного им заболевания - внутриутробного, в первые месяцы и годы жизни, родовой травмы (органические микросимптомы со стороны центральной нервной системы). Дети, страдающие так называемой «нервностью» - возбудимые, раздражительные, эмоционально неустойчивые, робкие, боязливые, с нарушениями сна, ночным энурезом , ночными страхами и т. д., чаще страдают заиканием. Все то, что ослабляет ребенка, предрасполагает к заиканию.

Заикание, остро возникшее, может вызвать и ночной испуг. Ребенок, говоривший накануне правильно, утром просыпается с плачем и совершенно неожиданно для тревожно взволнованных и изумленных родителей - с судорожной речью. Заикание может возникнуть после того, как ребенок упал и причинил себе ушиб .

В происхождении заикания также имеют значение всякие другие травмирующие влияния, которые хотя и менее выражены, но продолжительны и длительно вызывают у него эмоционально тягостные переживания боязни, огорчений и пр. Такими травмирующими влияниями могут быть «строгое» обращение с ребенком, угрозы наказанием, запугивание, постоянные замечания и выражения недовольства по поводу его шалостей, горе или конфликтные отношения в семье, ссоры с товарищами и т. д. Заикание в этих случаях развивается постепенно. В противоположность остро возникшему заиканию, когда судорожные нарушения речи бывают резко выражены, при постепенном развитии заикания они остаются вначале обычно незамеченными для окружающих, а если они их и замечают, то затруднения в речи ребенка объясняют тем, что он еще не научился подбирать в речи нужные слова.

Заикание в этих случаях может возникнуть и сразу, с острых явлений, так как длительные травмирующие переживания, накапливаясь, могут сразу, в случае так называемой «последней капли» обрушиться на ребенка со всей своей болезнетворной силой.

Заикание иногда появляется после коклюша, кори, скарлатины, дифтерии и пр. Особенно важное значение в происхождении заикания, как предрасполагающий фактор, имеет коклюш, протекающий с приступами судорожного кашля. В случаях, когда заикание, по словам родственников, возникло у ребенка после перенесенной им какой-либо инфекционной болезни, нередко выясняется, что заикание было и до заболевания, но ему не придавали значения и даже не считали заиканием, но после инфекционной болезни оно резко усилилось, его уже теперь заметили, с этого времени начали счет.

Заикание имеет психогенное происхождение, оно возникает под действием психотравмы - резкой, острой или менее резкой, но длительной. В тех случаях, когда даже и при раннем обращении за помощью не удается выяснить обстоятельств, с которыми может быть связано возникновение заикания, можно, полагать, что имевшая место психотравма была так слаба, что для родственников осталась незамеченной, но была достаточной для того, чтобы вызвать заикание у ребенка, предрасположенного к тому.

Симптомы

Заикание всегда начинается с прерывания течения речи. Но не всякое прерывание плавности речи является патологическим. У большинства людей в состоянии сильного возбуждения могут возникнуть запинки в речи. Когда же побуждение проходит, как правило, обычное течение речи самостоятельно восстанавливается.

Заикание чаще всего проявляет продолжительным повторением некоторых звуков или слогов (клонические судороги) или продолжительной задержкой на произношение отдельных звуков (тонические судороги).

Затруднения в области речевой моторики иногда сопровождаются первичными и вторичными сопутствующими движениями. Под первичными сопутствующими движениями понимают движения лицевых мышц, так, например, раздувание крыльев носа (симптом крыльев носа). Вторичными сопутствующими движениями являются различие некоординированные движения туловища и конечностей, провождающие речевые затруднения. Некоторые заикающиеся отбрасывают голову назад, другие топают ногой, машут рукой и т. п. Речь заикающегося в ситуации волнения или в период ожидания предстоящего разговора протекает на фоне нарушения ритма дыхания, учащенного сердцебиения, покраснения или побледнения лица и то подобных вегетативных реакций. Иногда из-за страха перед речевой неудачей он старается построить свою речь преимущественно из «легких» для произношения слов и во время речи вдруг меняет строй предложения. Это приводит нередко не только к нарушениям в построении фразы, но и к изменению смысла.

В дальнейшем у заикающегося могут появиться такие психические особенности, как страх речи, социальная изоляция и др.

Шкала этих взаимозависимостей очень разнообразна: насмешки, непонимание, несправедливость оказывают отрицательное действие на характер заикающегося, способствуя углублению невроза.

Более сильные воздействия, вызывающие реакцию испуга, могут обусловить мутизм и даже предшествующее ему потерю сознания с последующими судорожными проявлениями в речи.

Невротическое заикание обычно начинается по психогенно-реактивному типу вслед за реакцией испуга у детей впечатлительных, склонных к невротическим реакциям. В этих случаях динамика клинической картины выражается в нарастании как речевых нарушений, так и общих невротических расстройств.

У детей с невротическим заиканием наблюдаются невротические расстройства различной степени выраженности. К ним относятся трудность засыпания, поверхностный, неглубокий сон, пугливость, склонность к появлению слез, снижение аппетита , встречающееся даже в грудном возрасте. У некоторых детей отмечаются заторможенность поведения, застенчивость, повышенная впечатлительности, трудности привыкания к новой обстановке.

В других случаях невротические проявления могут выражаться повышенной раздражительностью, капризностью, упрямством, демонстративным поведением, легкой возбудимостью, чрезмерной подвижностью. В отдельных наблюдениях встречается невротический энурез. Иногда период возрастного криза может характеризоваться истерическими проявлениями: возбудимостью, раздражительностью, демонстративностью поведения.

Диагностика

Лечение заикания осуществляется комплексно, проводимое совместно врачом и логопедом. Поэтому и обследование заикающихся проводится врачом и логопедом. Обследование должно быть всесторонним, так как заикание – это невроз, захватывающий не только функцию речи, но и весь организм особенно вегетативную нервную систему, и личность больного.

Исследование организма, больного и состояния его нервно-психической сферы проводится врачом, который и устанавливает диагноз. Логопед исследует состояние речи и особенности имеющегося ее нарушения, причем имеется в виду, что это нарушение не является изолированным, а представляет внешне первенствующий симптомом в общей картине невроза. Врачом изучаются жалобы больного заиканием. Жалобы различны, как различны личности больных и окружение, в условиях которого возник и развивается невроз. Изучение жалоб вместе с другими данными обследования позволяет по возможности указать в диагнозе имеющиеся особенности невроза обследуемого.


При обследовании важно установить, не было ли в наследственности обследуемого каких-либо нарушений речи, нервно-психических и других заболеваний, алкоголизма родителей и т. д., которые могли быть причиной наследственной слабости нервной системы, предрасполагающей к заиканию. У матери заикающегося ребенка выясняется, какое состояние здоровья было у нее во время беременности, не перенесла ли она в этот период инфекционных и других болезней, не было ли травм - физических и психических, как протекали роды, как шло физическое и психическое развитие ребенка, какие и когда он перенес болезни, не наблюдались ли частые и повторные заболевания (грипп, ангины, катары верхних дыхательных путей и пр.), ослабляющие нервную систему ребенка и способствующие тем самым возникновению заикания, нет ли каких-либо хронических заболеваний и недостатков в соматическом состоянии, также ослабляющих защитные и компенсаторные свойства организма.

При исследовании отмечается состояние общей моторики: моторное беспокойство, суетливость, угловатость, напряженность и заторможенность общих движений и т.д., у детей - хватание предметов со стола, разбрасывание игрушек и картинок, бегание по кабинету, открывание и закрывание с хлопанием дверей и т. д. или наоборот, общая вялость и малоподвижность.

Речь, больного исследуется примерно по следующей схеме:

  • спонтанная речь - беседа с обследуемым. Предлагается рассказать что-нибудь самостоятельно. Ребенку показывают картинки, лото с названиями, включающими разные звуки, игрушки, предлагают назвать их, рассказать содержание картинки и т.д. Школьника расспрашивают о преподавателях, о товарищах, предлагают рассказать содержание последнего урока по литературе или географий, рассказать, как привел каникулы и т. д. Взрослого спрашивают о последних газетных новостях, предлагают рассказать содержание последней кинокартины, которую, он видел, какой-либо эпизод из своих воспоминаний и т. д.;
  • отраженная речь. Врач или логопед произносит несложную фразу, которую обследуемый должен повторить. Фраза произносится сначала в обычном, потом в замедленном темпе;
  • шепотная речь (спонтанная и отраженная). Врач или логопед говорит шепотом, больной тоже шепотом говорит от себя и повторяет сказанное врачом или логопедом;
  • ритмическая речь. Чтение стихотворения наизусть (самостоятельное и содружественное, вместе с логопедом);
  • чтение (несложный текст, самостоятельное и содружественное);
  • пение;
  • темп речи (нормальный, торопливый, быстрый, замедленный, неровный и др.);
  • артикуляция (четкая, ясная, поверхностная, нечеткая, вялая, сжатая, «сквозь зубы», дефекты звукопроизношения и др.);
  • голос (тихий, громкий, фальцетный, «ломающийся», хриплый/слабый, с носовым оттенком и др.);
  • дыхание во время речи (плавное, прерывистое, толчкообразное, речевой выдох - нормальный, укороченный, наблюдается ли" произнесение слов и судорожность при инспирации, утечка воздуха через нос и др.);
  • сопутствующие движения: судорожные (раздувание крыльев носа, судороги лицевых мышц, шеи, рук и др.), вспомогательные, произвольно выполняемые и как бы облегчающие речь (движения головой, конечностями, туловищем и др.).

Профилактика

Целью лечения больных заиканием является:

  • устранение неправильного - судорожного произношения слов и выработка навыков правильной речи;
  • устранение вторичных тягостных психогенных наслоений и выработка уверенного речевого поведения.

Лечение заикания должно предусматривать воздействие не только на функции речи, но и на личность и общее состояние здоровья больного, главным образом на его нервно-психическое состояние.

Основными средствами патогенетически обоснованной терапии заикания о неврозах служат: а) речевой отдых; б) мероприятия по восстановлению нарушенного ритма деятельности корковых речевых механизмов; в)мероприятия по устранению накопившихся патологических условных связей и воспитанию новых условных рефлексов, нормализующих речь; г) регулирующее влияние окружающей среды; д) лекарственное и другие виды лечения для укрепления общесоматического и нервно-психического состояния больного заиканием.

Как дети, так и взрослые при лечении объединяются в группы проходят курсовое лечение.

Лечение заикания проводится врачом (психиатром, психоневрологом) совместно с логопедом. Врач и логопед взаимно помогают друг другу. Заикание является прежде всего функциональным нервным заболеванием. Условнорефлекторная деятельность коры/ мозга, посредством, которой осуществляется оздоровление личности и речи больного заиканием, зависит не только от раздражителей, но и от состояния коры, т. е. в конечном счете от состояния здоровья, человека.

Врач применяет нужное лечение (психотерапия, медикаментозное, физиотерапия и пр.), указывает логопеду имеющиеся с eгo точки зрения особенности нервной системы и речевых нарушении у больного и рекомендуемые приемы психотерапевтического подхода к нему,

получая в свою очередь наблюдения логопеда, помогающие ему, врачу, в деле лучшего изучения больного и, следовательно, его лечения.

Для устранения психогенных наслоений у заикающегося требуется оздоровление его личности, которое изменяет целью выработать y него способность говорить без

страха речи и неуверенности за свою речь (возникающих при преопределенных ситуациях).

Задача сложная, но осуществимая (представляющая по существу перевоспитание личности). С этой целью для необходимого оздоровления личности больного применяют психотерапию.

Работа по оздоровлению личности заикающегося проводится в подростковом, юношеском и более позднем возрасте, когда у заикающегося накапливаются указанные выше психогенные наслоения с реактивными сдвигами характера, формирующие невроз. В дошкольном и раннем школьном возрасте, когда психогенных наслоений еще сравнительно мало, преобладают приемы работы над речью. В остром периоде возникшего у ребенка заикания преимущественное значение имеет речевой отдых вместе с установлением соответственно нужного режима, обеспечивающего эмоциональный и общий покой заболевшего ребенка. Для подростков, юношей и взрослых назначают с целью речевого отдыха период возможного молчания.

Путем лечебного воздействия словом (убеждения, внушения), путем paботы над речью (приобретение способности, говорить без заикания), путем упражнений в речевом общении, в группе лечащихся и в окружающей социальной среде (воспитание уверенного речевого поведения) лечащегося постепенна устраняется страх речи и вместе с этим ее судорожность. У лечащихся вырабатываются новые, нормализующие речь нервные связи между словом без заикания и теми раздражителями, к которым это слово относится, с угасанием ранее образовавшихся патологических; условных рефлексов. В общении с окружающей средой у лечащихся, активно пользующихся приобретенными в группе опытом и приемами, возникают и укрепляются также положительные условные рефлексы на всесторонние - раздражители среды, включая и речь окружающих.

Из лекарственных веществ, применяемых при лечении заикания, особенно важное значение имеют бромиды и кальций. При назначении бромидов надо иметь в виду, что бром усиливает корковые процессы торможения, не снижая процессов возбуждения. Под влиянием бромидов могут быть восстановлены патологически ослабленные при неврозах процессы торможения и тем самым восстановлено нарушенное равновесие между корковыми процессами торможения и возбуждения.

Игорь: 23.12.2014
Добрый день! Мне 50 лет.Болит нога в колене в бедре и в паховой зоне.Тянет ногу выкручивает.Сделал МРТ заключение-задняя парасагиттальная грыжа до 4 мм. L5-S1 м\п диска.Вертебральный остеохондроз L5-S1. С 12 ноября 2014г. прохожу лечение в неврологическом стационаре.Лечение/-л-лизин эсцинат новокаин анальгин витамины В6 В12 папаверин платифилин сибазон прозерин цитофлавин плазмол трентал толперил нейробион Caглюконат ксефокам нуклео ЦМФацеллизин мильгамма нейромидин ревмоксикам. На сегодня улудшений практически нет.Боль в ноге присутствует динамика ноги снижена.Боли и выкручивание в ноге ночью.Пожалуста посоветуйте что делать дальше.Многие советуют лечение или операция в Ровно. Посоветуйте мне. Заранее спасибо.Игорь.Краматорск Донецкой обл.