Что значит эффективная социальная адаптация инвалидов. Социальная адаптация инвалидов

Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья с сильными расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Понятие «инвалидность» имеет социальные, юридические и медицинские аспекты. За установлением инвалидности следует прекращение работы или изменение условий труда и назначение различных видов государственной социальной защиты (пенсия, трудоустройство).

Инвалидность считается одним из важнейших показателей общественного неблагополучия населения. Она отражает множество проблем, такие как: социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и нарушение взаимосвязей между человеком, лицами с ограниченной ответственностью и обществом. Учитывается тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их индивидуальные интересы, но и в определенной степени касаются их близких, зависят от уровня жизни населения и других общественных факторов. Из всего этого можно сделать вывод о том, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной поверхности и во многом определяет лицо общественной политики государства .

Инвалиды? это люди с ограниченными возможностями.

Рынок труда для лиц с ограниченными возможностями является особым социально? демографическим сегментом российского хозяйства, который подчиняет собственным закономерностям, что необходимо учитывать в политике занятости. Поэтому, страна берет на себя обязательство по содействию объединение граждан с ограниченными возможностями, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности в поиске работы.

Положение инвалидов в группе людей определяется рядом таких факторов как: объективных и субъективных, которые влияют на уровень материальной обеспеченности, возможности реализовать себя в профессиональной сфере, получение образования, осуществление мечты сделать карьеру и удовлетворить свои права и социальных гарантии.

Незанятость среди лиц с ограниченными возможностями выделяется при рассмотрении проблем загруженности населения в силу особой глубины ее негативных последствий.

Болезни (травмы) могут привести к потери здоровья человека, следствие чего являются значительно - отрицательные последствия в жизнедеятельности. Нарушаются так же и физиологические функции организма, но и уменьшается общественная, в том числе и профессиональная активность человека. Преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных в связи с ней части жизненных функций, а также социально значимых качеств позволяют инвалиду стать полноценным и равноправным членом общества, непосредственно участвовать в общественной жизни, способствует его успешной реабилитации и интеграции в обществе .

В этом процессе главную роль играет трудовая деятельность, она оказывает положительное влияние на жизнь инвалида. Занятость способствует физическому, личностному и профессиональному восстановлению личности.

В значительной степени повышается материальное благосостояние инвалида, меняется психическое состояние человека, он перестаёт ощущать себя никому не нужным. Вместе с ним растёт его престиж в семье, обществе и государстве. Под влиянием труда в организме развиваются компенсационные порядки, способствующие преодолению вызванных инвалидностью ряда недостатков.

Различные стороны содействия занятости инвалидов рассматриваются в документах, разработанных Международной организацией труда (МОТ). Одним из первых поднимался вопрос социальной защиты граждан, в 1933 году была принята Конвенция №37 «Об обязательном страховании по инвалидности трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги», в которой раскрыты вопросы профилактики инвалидности в рамках трудовой деятельности. Проблемы профессиональной реабилитации инвалидов поставлены в Рекомендации №168 и Конвенции №159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», принятых в 1983 году. В ряде документов МОТ раскрыты аспекты активной политики занятости граждан с ограниченными возможностями (Рекомендация №88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» от 1950 г., и Рекомендация №99 «О переквалификации инвалидов» 1955 г.).

Рыночных отношений носит не только положительный, но и отрицательный характер, это связанно с ужесточением требований к работнику. В следствие, количество граждан, попадающих под категорию неконкурентоспособных, постоянно увеличивается. Все эти процессы особенно обостряются в период социально? экономических кризисов. В связи с этим, проблема занятости лиц с ограниченными возможностями приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для них, с другой стороны? возможность реализовать свои потребности в профессиональной деятельности удается далеко не каждому.

Занятие на российском рынке труда данной категории населения остаётся несоответствующей их вероятным возможностям, а загруженность достаточно низкой. Работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности. Особенно она низкая среди граждан имеющих 1 и 2 группу инвалидности. Положение лиц с ограниченными возможностями на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств .

Во-первых, наблюдается рост количества инвалидов (примерно 50% из них трудоспособного возраста), а во-вторых, доля регистрируемой безработицы среди лиц с ограниченными возможностями увеличивается в среднем по нашей стране от 2% до 5%. Выходящие на рынок труда инвалиды различаются по возрасту, полу, образовательному и профессиональному уровню, состоянию здоровья и жизненным установкам.

Среди признанных безработных лица, получившие инвалидность в результате различных заболеваний, травм, пострадавшие на производстве и в ходе боевых действий, инвалиды с детства. Средний возраст неработающих граждан с ограниченными возможностями 26 ? 45 лет. Все они по разному делятся на несколько групп. Для решения вопроса занятости значимыми являются характеристики связанные:

Со степенью трудоспособности (лица с ограниченными возможностями трудоспособные, нетрудоспособные, временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, в щадящих условиях труда)

Характером заболевания (человек? мобильный, маломобильные, немобильные).

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы занятости и трудоустройства граждан с ограниченными возможностями. Относительно низкий статус занятости, лиц, имеющих инвалидность, во многом объясняется неопределенностью жизненных установок, отсутствием востребованного профессионального образования, опыта работы. Ситуация усугубляется и тем обстоятельством, что работодателям невыгодно принимать на работу инвалидов, которым, требуются специализированные рабочие места, льготные условия труда (сокращенное рабочее время, сниженные требования к производительности). Несмотря на законы, принимаемые на уровне субъектов Федерации «О квотировании рабочих мест для инвалидов», предприниматели стремятся находить причины для отказа инвалиду в трудоустройстве .

Особенность положения инвалидов на российском рынке труда определяется рядом факторов:

Сохранение стереотипов (многие работодатели негативно оценивают качества инвалидов, как отсутствие опыта работы, неспособность качественно выполнять свои профессиональные обязанности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, неустойчивость поведения, то есть всё то, что свидетельствует о профессиональной несостоятельности человека). Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к инвалидам на рынке труда.

Не обоснованное представление инвалидов о выстраивании личной профессиональной стратегии (проявляется в определении профессии, в дальнейших перспективах трудоустройства). Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться профессиональное обучение, часто делается инвалидом исходя из его физиологических возможностей, степени инвалидности, условий обучения, его доступности. Основная идея получения образования «Что я могу и хочу, а не куда смогу трудоустроиться в дальнейшем». Научить молодых инвалидов анализировать реальную ситуацию на рынке труда, через призму личностных возможностей

Направление работы, которое необходимо внедрять в повсеместную практику деятельности службы занятости в рамках профилактики безработицы лиц с ограниченными возможностями.

Сокращение рабочих мест на предприятиях и специализированных организаций нацеленных на преимущественное трудоустройство инвалидов. (особое беспокойство вызывает то, что большое количество безработных граждан составляют выпускники средне специальных и высших учебных заведений). Наибольшим спросом у молодых инвалидов пользуются такие профессии, как программист, экономист и бухгалтер, юрист. Вместе с тем, среди вакансий, предлагаемых для граждан с ограниченными возможностями преимущественно малоквалифицированный труд, без учета их профессиональных качеств .

Самым главным условием социальной трудовой адаптации и ее особенности является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых? сильнейший фактор адаптационного процесса. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды, часто имея даже определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать. Причина состоит в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а работодатели не хотят принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов. И, даже в данном случаи меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так, что немаловажно, предпринимателей. Идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» ? не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.е. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ.

В России инвалиды воспринимаются обществом как отличающиеся в отрицательную сторону, лишённые многих возможностей, с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой? сочувствие по отношению к ним. Немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми . К сожалению, одним из самых главных показателей социально? психологической адаптации инвалидов, является отношение к собственной жизни? практически половина из них, оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к отрицательному или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка. Но, у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше, чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения. Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы? более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу .

Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность.

Переход России к принципиально новому социально-экономическому укладу жизни выдвинул потребность в формировании такой системы социальной защиты населения, которая в наибольшей мере соответствует современным задачам общественного развития. К числу таких задач относится создание молодым инвалидам, неспособным без посторонней помощи обеспечивать в полной мере или частично свои жизненные потребности, достойных условий жизни, насыщенной активной деятельностью и приносящей удовлетворение, осознание себя органической частью общества.

Независимая жизнь инвалидов предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности, формирование умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе.

Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной адаптации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб и организаций, помогающих преодолеть специфические трудности на пути к активной самореализации, благополучному эмоциональному состоянию в обществе.

В основе мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц с ограниченными возможностями:

1. Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо утраченных вследствие болезни или травмы. За счет делигированности другим людям недостающих функций, и создания условий для преодоления неприступных ранее препятствий окружающей среды.

2. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: с инвалидом, его семьей, ближайшим окружением.

3. Интеграция в совместную деятельность людей с ограниченными возможностями, и людей, не имеющих проблем со здоровьем. Этот принцип должен быть реализован практически во всех видах служб.

4. Взаимопомощь - широкое участие в работе добровольных помощников и добровольная взаимная поддержка.

Значительное место в социальной реабилитации и интеграции инвалидов занимает социальная адаптация, поскольку она позволяет решить проблему выживания человека, приспособления к процессам окружающей среды. По сути дела, социальная адаптация является целью социальной реабилитации.

Процесс социальной адаптации личности? это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Для инвалида адаптивные процессы связаны в первую очередь, с новой для него социальной ролью и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом.

Следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: - общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и - особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью. Наиболее типичными из «особых» потребностей инвалидов являются следующие:

В восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;

В передвижении;

В общении;

В свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;

В возможности получать знания;

В трудоустройстве;

В комфортных бытовых условиях;

В социально-психологической адаптации;

В материальной поддержке.

Удовлетворение перечисленных потребностей - непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.

Инвалидность - это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах.

В целом работа по социальной адаптации молодых инвалидов включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой, психологический, общественно-идеологический аспект, анатомо-функциональный аспект.

Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего общества даны гарантии социальной защиты.

Рисунок 1 Основные аспекты работы по социальной адаптации молодых инвалидов

Безусловно, основополагающие законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового государства. Инвалидам предоставляются права на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие.

Например, жилые помещения будут теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ. При этом она не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере.

Еще одно немаловажное положение - это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).

В России сформирована и реализуется федеральная целевая программа «Доступная среда для инвалидов». Критерием оценки политики в отношении инвалидов может служить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации.

Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» обязывает власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректированных с целью учета в них требований доступности зданий и сооружений для инвалидов.

В соответствии с законом местные власти не должны выдавать лицензии тем автотранспортным предприятиям, которые отказываются оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным планом благоустройства города считается поэтапная реконструкция улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов.

Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности.

Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов на кресло-колясках.

Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности - во взаимодействии инвалида и общества.

Анатомо-функциональный аспект социальной адаптации инвалидов предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную и адаптационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида.

Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы.

Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл адаптации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.

Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий. Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений.

Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия, облегчающие быт и труд инвалидов.

Должен появиться рынок реабилитационных изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей инвалидов. Не обойтись без реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром. И, конечно же, нужна система подготовки специалистов, владеющих методами реабилитационно-экспертной диагностики, восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами формирования механизмов макросоциального окружения с ним.

Таким образом, решение этих задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых сегодня государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов для их успешной адаптации и интеграции в обществе.

Приобретение и совершенствование инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков с учетом полученной или имеющейся у них специальности (профессии);

Приобретение, восстановление и развитие имеющихся у инвалидов трудовых способностей и закрепление их в процессе осуществления трудовой деятельности;

Повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда;

Трудоустройство инвалидов в соответствии с полученной или имеющейся специальностью (профессией)».

Однако стоит заметить, что данные мероприятия в большей мере направлены на трудоустройство и трудовую занятость преимущественно инвалидов с физическими ограничениями либо легкими формами инвалидности (по слуху, зрению и т.д.), а не людей, например, с интеллектуальными, умственными и множественными нарушениями развития.

Срок адаптации инвалидов к трудовой деятельности может составлять от шести месяцев до одного года. Зачастую ввиду степени тяжести ограничения инвалида все это время уходит не на адаптацию инвалидов к трудовой деятельности как таковую, а на «адаптацию» к рабочему месту, коллективу, приобретение навыков взаимодействия с окружающими, на знакомство с производственными особенностями организации.

Финансирование мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите в виде выделения нанимателям денежных средств на:

Приобретение оборудования;

Приобретение материалов;

Приобретение спецодежды;

Компенсацию затрат по оплате труда инвалидов.

Компенсация затрат по оплате труда инвалидов производится органами по труду, занятости и социальной защите нанимателям ежемесячно. Что накладывает определенные обязательства на нанимателя. Так, наниматели ежемесячно представляют в органы по труду, занятости и социальной защите справку о затратах по оплате труда инвалидов с указанием периода, за который начислена заработная плата. При этом в указанные затраты включаются начисленная заработная плата за выполненную работу и отработанное время, суммы обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Орган по труду, занятости и социальной защите в пятидневный срок со дня получения такой справки предоставляет в территориальные органы государственного казначейства платежные документы для перечисления денежных средств на компенсацию затрат по оплате труда инвалидов на текущий (расчетный) счет нанимателя.

Для осуществления адаптации инвалидов к трудовой деятельности обязательным является наличие у них специальности (профессии) (кроме видов деятельности, не требующих профессиональной подготовки) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР), сформированной медико-реабилитационной экспертной комиссией (далее - МРЭК).

В соответствии с п. 17 постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о медико-реабилитационных эксперных комиссиях» от 16 октября 2007 г. N 1341 специализированные, межрайонные (районные, городские) комиссии «осуществляют медико-социальную экспертизу, в том числе устанавливают факт наличия инвалидности, группу (степень утраты здоровья у детей), причину, дату наступления и срок инвалидности, выносят трудовые рекомендации». То есть именно специалистами МРЭКа выносится медицинское заключение (о допуске к работе по определенной специальности), на котором базируется ИПР. Что касается людей с интеллектуальными, умственными и множественными нарушениями развития, они такого заключения, как правило, не получают и соответственно не признаются безработными.

ИПР является одним из тех документов, которые инвалид при заключении трудового договора обязан предъявить нанимателю (статья 26 Трудового кодекса Республики Беларусь). Прием на работу инвалида без данного документа не допускается. ИПР инвалида определяет комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации инвалида, а также ответственных за ее проведение исполнителей, и состоит из трех разделов (программ):

Медицинской реабилитации;

Профессиональной и трудовой реабилитации;

Социальной реабилитации.

ИПР определяет виды деятельности, которыми инвалиду противопоказано заниматься, а также рекомендации по его социально-трудовой реабилитации. Как правило, именно здоровье инвалида принимается во внимание в первую очередь. Зачастую инвалидам могут быть рекомендованы те виды деятельности, по которым недостаточно вакансий в регионах их жительства, т.е. не учитывается конъюнктура рынка.

Далеко не все инвалиды, желающие трудоустроиться, обращаются в службу занятости. Происходит это по разным причинам. Так, например, предлагаемые вакансии не всегда требуют того уровня квалификации, который имеется у инвалидов с соответствующим образованием, рассчитывающим получить достойное вознаграждение за свою работу. Одной из причин является также и то, что люди с I или II группой инвалидности на практике не могут встать на учет в службе занятости, так как у них слишком велика степень утраты трудоспособности. Либо же инвалиду не подходит любая работа, т.к. требуется приспособление рабочего места к их индивидуальным потребностям.

Адаптация инвалидов к трудовой деятельности может осуществляться по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на договорной основе, как у индивидуальных предпринимателей, так и в организациях любых организационно-правовых форм.

Для организации процесса адаптации наниматель должен подать в органы по труду, занятости и социальной защите по месту создания рабочего места:

Заявление с указанием перечня специальностей (профессий), по которым возможна организация адаптации инвалидов к трудовой деятельности, количества и перечня вакантных рабочих мест, а также потребности в создании новых рабочих мест и возможностей дальнейшего трудоустройства инвалидов;

Расчеты финансовых затрат на организацию адаптации инвалидов к трудовой деятельности (приобретение оборудования, материалов, спецодежды, оплата труда инвалидов).

Управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городских (районных) исполнительных комитетов готовит и направляет в комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома (далее - комитет) заключение о целесообразности организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности с приложением документов в течение трех дней со дня поступления заявления. Комитет в свою очередь рассматривает представленные документы и принимает решение о целесообразности организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности у данного нанимателя в течение семи рабочих дней со дня их поступления, о чем письменно информирует орган по труду, занятости и социальной защите, который информирует нанимателя. Таким образом, формируются перечень нанимателей, готовых к организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности по конкретным специальностям (профессиям).

Инвалиду же в свою очередь для получения направления на прохождение адаптации к трудовой деятельности необходимо обращаться в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации его в качестве безработного.

Орган по труду, занятости и социальной защите, основываясь на ИПР и учитывая перечень нанимателей, готовых к организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности по конкретным специальностям (профессиям), с учетом имеющейся у инвалида специальности (профессии) принимает соответствующее решение и выдает направление инвалиду к нанимателю на адаптацию к трудовой деятельности. В случае отказа в выдаче инвалиду направления на адаптацию к трудовой деятельности он имеет право ознакомиться с причинами отказа, указанными в письменном уведомлении от органа по труду, занятости и социальной защите.

После направления инвалида на адаптацию к трудовой деятельности орган по труду, занятости и социальной защите заключает с нанимателем договор об организации адаптации инвалида к трудовой деятельности.

Наниматель также заключает срочный трудовой договор на адаптацию к трудовой деятельности с инвалидом, направленным органом по труду, занятости и социальной защите, на срок, определенный договором об организации адаптации инвалида к трудовой деятельности. Наниматель обязан в пятидневный срок со дня издания приказа о приеме инвалида на работу предоставить органу по труду, занятости и социальной защите копию соответствующего приказа. Инвалид снимается с учета безработных с даты его трудоустройства.

Что касается «плана адаптации», то здесь отсутствует единая система, касающаяся его содержания. Иногда в разных регионах нашей страны центры занятости требуют от нанимателей предоставления отличающихся по своему содержанию планов адаптации.

К моменту окончания прохождения адаптации к трудовой деятельности инвалид по решению нанимателя может быть принят на постоянную работу либо уволен. О своем решении уволить либо продолжить трудовые отношения с инвалидом наниматель в течение трех рабочих дней обязан представить в орган по труду, занятости и социальной защите копию приказа об увольнении инвалида или о его приеме на работу.

Инвалид, с которым наниматель после окончания прохождения адаптации к трудовой деятельности не заключил трудовой договор или с которым срочный трудовой договор был расторгнут досрочно, может быть снова зарегистрирован в качестве безработного в установленном законодательством порядке.

В заключении хотелось бы отметить также то, что в случае не продления трудовых отношений с инвалидом по окончании адаптации к трудовой деятельности, инвалид вправе рассчитывать только на себя и свою семью. Таким образом, механизм осуществления адаптации инвалида к трудовой деятельности не ориентирован на «качество» адаптации, т.к. отсутствует дальнейшее сопровождение инвалида, «адаптация» не доведена до своего логического конца, она прерывается.

На мой взгляд, успешность адаптации инвалида к трудовой деятельности складывается из совокупности мер, положительно влияющих на неё. Для достижения желаемых результатов (т.е. выполнение в итоге сотрудником требований, предъявляемых к его должности) в процессе адаптации инвалида к трудовой деятельности, необходимы персональный подход к продолжительности адаптации инвалида с целью:

Включения инвалида в межличностные отношения с коллегами;

Знакомства с персоналом, корпоративными правилами поведения;

Практического знакомства работника со своими обязанностями и требованиями;

Завершение процесса адаптации характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.

Ольга Трипутень, ППУ «Офис по правам людей с инвалидностью»

Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах .

Но в настоящее время инвалидность уже не является проблемой некого определённого круга якобы «неполноценных людей» – это проблема всего социума в целом. И эта проблема определяется на уровне правовых, экономических, производственных, коммуникативных и психологических особенностей взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью.

В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом .

Сожалению, в России, окружающие чаще всего относятся к людям, имеющим инвалидность, с чисто медицинской точки зрения , с позиции «медицинской модели», и для них инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается некая парадоксальная и нелепая, и очень обидная для инвалидов ситуация, при которой этот человек воспринимается как постоянно больной человек, как не соответствующий определенному стандарту , не позволяющему ему работать, учиться, вести обычный для «здорового» образ жизни. И, по сути, в нашем обществе культивируется и формируется мнение, что инвалид – обуза обществу, его иждивенец. Это «попахивает» мягко говоря «превентивной генетикой»

Вспомним, что с точки зрения «превентивной евгеники», после прихода в Германии фашистов в 1933 году к власти, стала осуществляться «Программа эвтаназии Т-4», которая в том числе предусматривала уничтожение инвалидов и больных более 5 лет, как нетрудоспособных.

Проблемы для инвалидов и России, и даже на Западе, связаны в первую очередь с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества. Увы, данная ситуация – лишь следствие неверной социальной политики, ориентированной только на «здоровое» население и, в большинстве случаев, выражающей интересы именно этой категории общества . Сама структура производства , быта, культуры и досуга, а также и социальных услуг часто не приспособлена к нуждам инвалидов.

Вспомним хотя скандалы с авиакомпаниями, и не только в России, но и на Западе, которые отказывались пускать на рейс инвалидов с инвалидными колясками! А в Росси и общественный транспорт, и подъезды домов ещё не в полной мере оборудованы спецподъемниками и иными средствами. А точнее – почти вообще не оборудованы. В Москве это еще встречается, да и то эти подъемники закрыт на некий ключ, как и в метро. А в небольших городах? А в домах без лифта? Инвалид, который не может передвигаться самостоятельно, ограничен в движении – вообще часто не может выйти из квартиры!

Получается, что инвалиды становятся особой социально-демографической группой с меньше возможностью передвижения (что, кстати, противоречит Конституции!), более низким уровнем дохода, меньшей возможностью получения образования и особенно, адаптации в производственной деятельности, и лишь небольшое число инвалидов имеет возможность полноценно работать и получать адекватную свою труду заработную плату .

Важнейшим условием социальной и особенно трудовой адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых – мощнейший фактор адаптационного процесса.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, часто инвалиды даже имея определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать.

Причина в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а предприниматели опасаются принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов . И, в данном случае, даже меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так и, что немаловажно, работодателей .

Отметим, что сама идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» – не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.н. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ. В России инвалиды воспринимаются обществом как якобы отличающиеся в худшую сторону, как лишённые многих возможностей, что порождает с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой – сочувствие по отношению к ним.

И, что немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми.

К сожалению, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни – практически половина из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное . Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к плохому или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка .

Но, отмечено, что у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше , чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения.

Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы – более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу.

В России существует практика трудоустройства инвалидов или как говорят «людей с ограниченными физическими возможностями» как на специализированные (например, для слепых и слабовидящих), так и на неспециализированные предприятия. Существует и законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.

В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с его 21-й статьей, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается определенная квота для приема на работу инвалидов и работодатели обязаны , во-первых, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов , а во-вторых, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации . Квота считается выполненной, если на все выделенные рабочие места трудоустроены инвалиды в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Предприятия и работодатели, использующие труд инвалидов обязаны создавать специальные рабочие места для их трудоустройства, т.е. рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Тем не менее, большинство работодателей не проявляют энтузиазма при приёме на работу инвалидов, старясь оказывать им по самым различным причинам, и даже в случае приёма на работу, будут стараться «избавиться» от такого сотрудника как можно скорее. Главное, что их останавливает – это риск, связанный с возможностью выполнения работы на должном уровне человеком с ограниченными возможностями. И соответственно – «а не понесу ли я убытки?».

Вопрос, связанный с риском «а справится инвалид или нет с поставленной работай или задачей?» вообще можно поставить относительно любого работника, тем более, что инвалид, скорее всего, будет более старательно выполнять свои обязанности .

Конечно, у работодателя возникнут дополнительные сложности и даже расходы, связанные с предоставлением сокращенного рабочего дня, созданием особых условия труда, создания адаптированного для инвалида, рабочего места и т.д. Да и сама адаптация инвалида в трудовом коллективе более сложнее, чем для «нормального» человека, его либо «брезгливо обходят», либо «жалеют», а видя его старание в работе, не исключено, что человек с ограниченными возможностями может быстро «нажить себе врагов», а около него будут в полной мере создаваться и провоцироваться конфликтные ситуации и прямой моббинг. Но это уже дело администрации и руководителей коллектива, а также «штатных» психотерапевтов, «протирающих штаны и юбки» во многих крупных корпорациях.

Отметим, что во многих странах существует законы аналогичные закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Например, в США в соответствии с законодательством предприятие, отказывающееся предоставить работу инвалиду, облагается значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Тем не менее, в США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов, и каждое предприятие имеет возможность определить собственную политику в этом отношении.

Правительство Швеции стимулируют работодателей выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида, а биржи труда Германии выполняют профконсультационные и посреднические функции в трудоустройстве инвалидов.

В Канаде существует множество федеральных, региональных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов и специальные организации, оказывающие услуги по экспертизе трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовке и трудоустройству инвалидов.

Отметим, что «люди с ограниченными возможностями» в развитых странах работают не только швеями, библиотекарями, юристами и т.п. Можно встретить и слесарей-ремонтников большегрузных машин, передвигающихся на колясках, что для России пока просто нереально.

Рассмотрим вопрос о специальном рабочем месте для инвалидов. Например, Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2007 так определяет рабочее место для инвалидов по зрению (п. 3.3.1):

Это рабочее место, на котором осуществлены дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационное оснащения, дополнительное оснащение и обеспечение техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Кроме того, определяется состав оптимальных или достаточных технических средств и реабилитационных мероприятий для создания и сопровождения специального рабочего места для инвалидов в условиях расширения и изменения сферы применения их труда с использованием новых технических средств реабилитации и реабилитационных мероприятий (п. 3.1.2).

Создание специального рабочего места для инвалидов включает в себя подбор, приобретение, установку и адаптацию необходимого оборудования (дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации), а также проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду (п. 3.1.3.).

Так как Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ предусматривает «профессиональную реабилитацию инвалидов», которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства, существует и Свод правил СП 35-104-2001 – «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» разработанный по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Здания и сооружения должны проектироваться с учетом доступности инвалидам и «маломобильныхм групп населения» (СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Общие положения; СП35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»).

Но несмотря не принимаемые законы и социальные программы реабилитации, численность работающих инвалидов в России продолжает сокращаться и за последние три года уменьшилась почти на 10%; менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, хотя на предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация и адаптация на рабочем месте , которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и включающая следующие мероприятия: услуги и технические средства – профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) и повышение квалификации; содействие трудоустройству (на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости или предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Безусловно, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

А вот в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Тем не менее, «законодательство в отношении инвалидов» не учитывает одного важнейшего факта – работодателю нужен всё же не инвалид, а работник» А полноценная трудовая реабилитация и адаптация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника, для чего сначала надо обучить, адаптировать, а уж потом его трудоустраивать, а не наоборот! Около 60% инвалидов готовы участвовать в трудовом процессе после получения соответствующих специальностей и трудовой адаптации, и, соответственно, получения достойной заработной платы.

Сама по себе адаптация инвалида на рабочем месте определяется как логическая адаптация к определённой, выполняемой им работе или рабочему месту, которая и позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности . То есть адаптация инвалида подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой, это преодоление барьеров на рабочем месте, которое достигается путём целенаправленного подхода к решению данной проблемы.

Несмотря на наличие соответствующего законодательства в Российской Федерации, системы квот и реабилитационной инфраструктуры, низкий уровень работающих инвалидов говорит о том, что в России присутствуют определенные факторы, мешающие их трудоустройству и хотя политика поощрения трудоустройства инвалидов существует, тем не менее, психологические, физические и социальные барьеры часто препятствуют её осуществлению .

До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать, что, в общем-то, неверно, практически отсутствует доступный транспорт, а среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Да и сами инвалиды, как мы уже отмечали выше, до сих пор страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда они начинают работать, то часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и даже прямого моббинга.

В США и Великобритании, например, основными видами трудовой адаптации являются: гибкость подхода к управлению трудовыми ресурсами, повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. Отметим, что в западноевропейских странах работают около 40-45% инвалидов, а в России в лучшем случае – только 10%, многие на дому, практически нелегально и за крайне низкую заработною плату…

Хотя трудовая адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, для большинства российских инвалидов главной необходимостью первоочередной адаптации на рабочем месте и в трудовом коллективе является расписание – например, гибкий график и регулярные перерывы, а также, в ряде случаев, снижение количества определённых действий.

Но наиболее серьезным барьером в России для возможности работы инвалида является потеря социальных льгот («надбавок») или даже самой пенсии по инвалидности. Отметим, что по существующему законодательству инвалиды в России имеют право на получение бесплатных лекарств, бесплатного проезда в городском транспорте и пригородных электричках, санаторно-курортного лечения, частичной оплаты услуг ЖКХ и т.д. И всего этого инвалид может лишиться, официально устроившись на работу! И часто именно это является основной причиной, по которой люди отказываются работать, тем более в том случае, если работа не сможет компенсировать потерю пенсии и всех льгот. Кроме того, инвалид, получающей надбавку к пенсии, вообще не имеет права где-либо подрабатывать, даже временно, «органы социальной защиты» тут же её снимут, да ещё и оштрафуют! Так имеет ли смысл инвалиду терять надбавку, утроившись на работу? Чаще всего нет, если заработная плата слишком низка и не компенсирует, или незначительно компенсирует эту надбавку.

Например, человек с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы, чаще всего получивший инвалидность, уже имея колоссальный опыт научной или преподавательской деятельности, вполне может выполнять обычную для него работу , но… «органы социальной защиты», призванные именно «защищать» инвалида, тем не менее, наоборот, лишают его возможности работать, или хотя подрабатывать на полставки или временно, например, по договору, в том же университет, вузе, НИИ или иной организации.

Ещё одним барьером к трудовой адаптации инвалида является физическое окружение, в котором живут люди, и которое мешает им посещать работу, около 30% людей с инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта.

Существует понятие «барьеры физической среды», включающие в себя множество факторов: от недоступности транспорта до отсутствия гибкого графика и сокращения физического труда на рабочем месте. Понятно, что необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня инвалид сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, в частности добираясь на работу и с работы, да и на самой работе он может быть менее мобилен – даже обыкновенное посещение туалета занимает у «инвалида-колясочника» в несколько раз больше времени.

При приеме на работу человека с ограниченными возможностями, работодателям следует давать для выполнения определённые основные действия, необходимые на рабочем месте, и использовать творческие вспомогательные технологии. Например, инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, тем менее прекрасно могут выполнять работу, связанную с компьютерами.

Подумаем, а ведь это расточительство – поручать здоровому человеку работу, которая под силу инвалиду! А инвалиды ощущают свою трудовую изоляцию как полную ненужность обществу. Для них важно не просто существовать, получая нищенскую пенсию, а полноценно жить и работать, необходимо быть востребованным обществом, иметь возможность самореализоваться!

В развитых странах один доллар, вложенный в решение проблем инвалидов, приносит 35 долларов прибыли!

Не сама инвалидность – беда человека, а испытания, которые переносит он в связи с тем, что окружающее общество ограничивает свободу выбора в трудоустройстве. Теоретически инвалид обладает всеми конституционными правами, а на практике подавляющее большинство из них не может получить образование, устроиться на работу, тем более достойно оплачиваемую.

И самое главное, самому обществу помощь в адаптации и нормальной работе инвалида даже важнее, чем для самого инвалида. Человек должен видеть, что если с ним что-то случится, он не будет выброшен на обочину жизни, и надо помнить, что как бы ни повернулась жизнь (а она, увы, не предсказуема), эта проблема может коснуться каждого.

Белорусское законодательство предусматривает определенные правовые гарантии в трудовой сфере для работников с инвалидностью. Это, соответственно, возлагает дополнительные обязанности на нанимателя и делает найм инвалида менее привлекательным по сравнению с иными работниками. Вместе с тем, для стимулирования занятости людей с инвалидностью государство предлагает нанимателям компенсацию расходов на создание специализированных рабочих мест и финансирование мероприятий по адаптации работников-инвалидов к трудовой деятельности.
Несмотря на то, что действующий порядок государственного финансирования мероприятий по трудоустройству и адаптации инвалидов введен в 2009 году, наниматели о нем осведомлены мало. В настоящей публикации мы рассмотрим механизм адаптации инвалидов к трудовой деятельности, который применим для многих нанимателей независимо от формы собственности и количества работников-инвалидов и позволяет получить существенную компенсацию расходов при трудоустройстве людей с инвалидностью.

Что такое адаптация инвалида к трудовой деятельности и почему об этом стоит знать нанимателю?
Адаптация инвалида к трудовой деятельности – это общее понятие, которое включает различные мероприятия по приобретению или развитию трудовых способностей инвалида и закреплению их в процессе трудовой деятельности. По сути это могут быть любые мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности работников-инвалидов и обеспечение их устойчивой занятости. Например, трудоустройство инвалида и закрепление за ним наставника на первые месяцы работы является одним из мероприятий по адаптации к трудовой деятельности.
Нанимателям важно знать, что для финансирования мероприятий по адаптации к трудовой деятельности инвалидов, зарегистрированных в качестве безработных, могут быть направлены средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Например, нанимателям, которые организуют адаптацию инвалидов к трудовой деятельности, возмещаются расходы на оплату труда таких работников.
Для этого наниматели любой формы собственности, в том числе индивидуальные предприниматели, вправе обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите (в Минске – Управление занятости комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, пр. Независимости д. 113, тел. 8017 267 57 40) для заключения договора об организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности.
В настоящей статье термин «адаптация инвалидов» используется для обозначения тех мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, которые организуются и финансируются из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) в соответствии с Положением о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь №128 от 02.02.2009 (далее – Положение об адаптации).

Проводится ли адаптация инвалидов к трудовой деятельности, не требующей определенной квалификации или профессиональной подготовки (например, для работы уборщиком)?
В соответствии со ст. 32 Закона «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» адаптация инвалидов направлена не только на совершенствование профессиональных знаний, но и на приобретение и развитие трудовых способностей и закрепление их в процессе осуществления трудовой деятельности.

Адаптация инвалидов к трудовой деятельности осуществляется при наличии у них специальности или профессии, кроме видов деятельности, не требующих профессиональной подготовки, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (п. 4 Положения об адаптации). Следовательно, адаптация может осуществляться и в отношении трудовой деятельности, не требующей профессиональной подготовки.

Какими нормативными актами регулируется порядок организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности?
В первую очередь, это Положение о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, утвержденное постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 №128. Основные положения о трудовой реабилитации закреплены в Законах «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» и «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь».

Какие расходы возмещаются нанимателю в рамках финансирования мероприятий по адаптации инвалидов?
При проведении мероприятий по адаптации инвалидов нанимателям из средств Фонда могут быть выделены денежные средства на компенсацию затрат по оплате труда работников с инвалидностью или на приобретение оборудования, материалов, спецодежды.
Затраты на оплату труда работников-инвалидов компенсируются ежемесячно в размере начисленной заработной платы с учетом выплат стимулирующего и компенсирующего характера. Компенсации подлежат также:
— суммы среднего заработка за время трудового отпуска или денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск;
— суммы обязательных страховых взносов в ФСЗН и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Для получения компенсации таких затрат на мероприятия по адаптации инвалидов наниматель ежемесячно предоставляет в орган по труду, занятости и социальной защите справку о затратах на оплату труда инвалидов.
Денежные средства на приобретение оборудования для создания рабочих мест для инвалидов могут быть выделены нанимателям, которые организуют адаптацию инвалидов на таких рабочих местах в течение трех лет или более. Финансирование на приобретение материалов предоставляется нанимателям при условии, что изготовленная из них продукция безвозмездно передается бюджетным организациям или используется для собственных нужд организациями-изготовителями, которые финансируются из местного или республиканского бюджета.

Как оформляются мероприятия по адаптации инвалидов, подлежащие государственному финансированию?
Мероприятия по адаптации инвалида к трудовой деятельности оформляются как трехсторонние отношения между нанимателем, работником-инвалидом и органом по труду, занятости и социальной защите. При этом процесс оформления требует активного участия как нанимателя, так и работника и может быть условно разделен на несколько этапов.

1. Управление по труду, занятости и социальной защите городского или районного исполкома включает предприятие в Перечень нанимателей, готовых к организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности по конкретным специальностям.

Для этого наниматель подает в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского или районного исполнительного комитета:
— заявление о готовности организовать адаптацию инвалидов к трудовой деятельности с указанием перечня специальностей (профессий), количества и перечня вакантных рабочих мест, а также потребности в создании новых рабочих мест и возможностей дальнейшего трудоустройства инвалидов;
— расчет финансовых затрат на организацию адаптации (расходы на оплату труда, стоимость оборудования, материалов).

Если наниматель желает принять на адаптацию конкретного работника с инвалидностью, дополнительно предоставляются следующие сведения и документы:
— индивидуальная программа реабилитации инвалида с указанием на нуждаемость в адаптации в течение определенного срока (от 6 до 12 месяцев), копия паспорта;
— информацию о специалисте, который будет сопровождать работника-инвалида в период адаптации, в том числе о его образовании;
— информацию о возможностях дальнейшего трудоустройства работника с инвалидностью на открытом рынке или продлении адаптации в пределах 12 месяцев.

Управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского или районного исполкома составляет заключение о целесообразности организации адаптации инвалидов на данном предприятии и передает его вместе с заявлением в Комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома (Мингорисполкома), который на основании полученных документов принимает решение о целесообразности организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности у этого нанимателя. На основании такого решения организация включается в перечень нанимателей, готовых к организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности по конкретным специальностям или профессиям.

2. Получение работником-инвалидом направления на адаптацию в органе по труду, занятости и социальной защите
Направление на адаптацию может получить только инвалид, зарегистрированный в установленном порядке в качестве безработного. Центр занятости выдает такое направление на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, с учетом перечня нанимателей, готовых к организации адаптации, и имеющейся у работника специальности или профессии (или без нее). В случае если направление не может быть выдано, причины отказа сообщаются в письменном виде.

Следует отметить, что направление выдается только в отношении профессий и специальностей, указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида (далее – ИПР). Однако важно, чтобы отсутствие соответствующего указания в ИПР не являлось препятствием для трудоустройства по профессиям или специальностям, которые работник может освоить и успешно выполнять. Зачастую заранее невозможно предусмотреть в ИПР полный перечень работ, которые могут быть доступны человеку с инвалидностью. Поэтому при наличии приемлемой вакансии по специальности, не указанной в ИПР, инвалид вправе обратиться в медико-реабилитационную экспертную комиссию (далее – МРЭК) с требованием дополнить программу профессиональной и трудовой реабилитации ИПР указанием на нуждаемость в адаптации к трудовой деятельности по определенной профессии или специальности. Если имеется предварительная договоренность с нанимателем о трудоустройстве, можно предоставить в МРЭК письмо от нанимателя о том, что он намерен принять инвалида для прохождения адаптации в той или иной должности.

3. Заключение договора об организации адаптации инвалида к трудовой деятельности между нанимателем и органом по труду, занятости и социальной защите.
Договор заключается на срок от шести месяцев до одного года (в зависимости от сроков адаптации, рекомендуемых в ИПР) с указанием суммы и цели финансирования, а также сроков проверки подготовленности работника-инвалида к самостоятельной трудовой деятельности. Кроме того, такой договор предусматривает обязательства нанимателя использовать денежные средства по целевому назначению и предоставлять в органы по труду, занятости и социальной защите подтверждающие документы.

4. Заключение срочного трудового договора между нанимателем и работником-инвалидом на период адаптации.
Трудовые отношения между нанимателем и работником, направленным центром занятости на адаптацию, оформляются на срок, указанный в договоре об организации адаптации инвалида к трудовой деятельности. Для этого наниматель заключает с работников срочный трудовой договор и оформляет иные документы в соответствии с трудовым законодательством. Копию приказа о приеме на работу наниматель направляет в орган по труду, занятости и социальной защите в пятидневный срок со дня издания.

Допускается ли продление сроков адаптации?
Да, но только в пределах одного года. Договор между нанимателем и органом по труду, занятости и социальной защите предусматривает порядок тестирования степени подготовленности инвалида к самостоятельной трудовой деятельности. С учетом результатов такого тестирования может быть принято решение о продлении срока адаптации, но только при условии, что общий период адаптации не превышает одного года. В таком случае вносятся соответствующие изменения и дополнения в договор об организации адаптации инвалида к трудовой деятельности и срочный трудовой договор.

Обязан ли наниматель заключить с работником трудовой договор после окончания срока адаптации?
Нет, такая обязанность законодательством не предусмотрена. По истечении срока адаптации наниматель вправе, но не обязан предложить работнику продолжить трудовые отношения. По окончании адаптации наниматель предоставляет в орган по труду, занятости и социальной защите либо копию приказа об увольнении инвалида, либо приказ о его приеме на постоянную работу. Работник с инвалидностью, с которым не заключен трудовой договор после прохождения адаптации, может быть вновь зарегистрирован в качестве безработного. Однако направления для повторного прохождения адаптации у иного нанимателя, как правило, не выдаются.

Марина Калиновская
юрисконсульт ОО «БелАПДИиМИ»