Логопедическое занятие по слоговой структуре. План-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему: Конспект логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня на тему "Путешествие на поезде"

Задачи:
Коррекционно-образовательные (расширять знания об окружающем мире; учить применять полученные на занятиях умения и знания);
Коррекционно-развивающие (развивать слоговую структуру слова на материале гласных, слов II, III, IV классов; развивать темпо-ритмическую организацию речи; развивать мелкую моторику; развивать слуховое восприятие, внимание, мышление, воображение);
Коррекционно-воспитательные (воспитывать умение внимательно слушать педагога и других детей; формировать навыки сотрудничества).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Озёрского городского округа

"Детский сад компенсирующего вида №53 «Сказка»

Конспект логопедического занятия

по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня

на тему "Путешествие на поезде"

Подготовила учитель-логопед

Палажникова Е.В.

г. Озерск

2016

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные (расширять знания об окружающем мире; учить применять полученные на занятиях умения и знания);
  • Коррекционно-развивающие (развивать слоговую структуру слова на материале гласных, слов II, III, IV классов; развивать темпо-ритмическую организацию речи; развивать мелкую моторику; развивать слуховое восприятие, внимание, мышление, воображение);
  • Коррекционно-воспитательные (воспитывать умение внимательно слушать педагога и других детей; формировать навыки сотрудничества).

Оборудование: игрушки, самодельные длинный и короткий поезд, фуражка машиниста, игрушечная железная дорога и поезд, дудочки, символы гласных, прищепки, предметные картинки, "волшебный мешочек"

Подготовительная работа: рассматривание картины "Поезд", беседа о частях поезда, назначении, звуках, которые издает поезд, рассказ о профессии "Машинист".

Ход занятия:

  1. Длинный-короткий.

Дети, приглашаю вас в путешествие на поезде. Посмотрите, на вокзале стоят два поезда: длинный и короткий. Помогите игрушкам найти нужный поезд. Послушайте внимательно, как я буду называть игрушки. Если название игрушки длинное, нужно посадить ее в длинный поезд, а если название игрушки короткое, посадим ее в короткий поезд.

Кот, неваляшка (матрешка), ежик, медвежонок, обезьяна, жук.

Все игрушки нашли свое место. Нам тоже пора, построим свой поезд. Я буду машинист, а вы пассажиры, вставайте за мной. Пассажиры к путешествию готовы?

Запыхтел паровоз

И вагончики повез.

Чух-чух-чух, чух-чух-чух,

Мчит по рельсам во весь дух.

  1. Звуки поезда (темпо-ритмическая организация речи).

Какие звуки издает поезд? - фонограмма

Постучи, как колеса. Погуди, как паровоз. Посвисти, как машинист.

/// /, // // //, // ///, / // /

  1. Пропевание сочетаний 3 гласных звуков.

Наша 1 остановка у девочек-звучалочек. Какую песенку поет девочка? (а, у, и, э, о)

И мы споем песенки: АУИ, ОИЭ и т.д. (индивидуально, вместе)

  1. Проговаривание слоговых цепочек.

С пальцами играем,

Слоги называем.

Па-па-ба (на каждый слог прикасаться растопыренными пальцами обеих рук)

Та-да-та (на каждый слог сжимать и разжимать кулачки)

Ма-мо-му (на каждый слог соединять и растопыривать пальцы на обеих руках) и т.п.

  1. Выкладывание слова по слогам (прищепки или бусины).

Запыхтел паровоз/ И вагончики повез. / Чух-чух-чух, чух-чух-чух, / Мчит по рельсам во весь дух.

Мы приехали в гости к Буратино. Здравствуйте, у меня есть книжка с загадками, попробуйте угадайте.

В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (Собака)

К расная ягода приятна,

Душиста, ароматна,

На колючих кустах растёт,

По нескольку раз урожай нам даёт! (Малина)

Сделан из резины.
Купили в магазине
Скачет звонко
В руках ребёнка! (Мяч)

Ж елтобрюхий, ароматный,

Кислый он не вероятно,

В чай для вкуса добавляют,

Подскажи, как называют? (Лимон)

Я землю копала -
Ничуть не устала.
Кто мной копал,
Тот и устал. (лопата)

И х любят взрослые и дети,

И обезьянки все на свете,

Они на пальме созревают,

Из жарких стран к нам приплывают! Банан

Прохлопайте свое слово и выложите с помощью прищепок. Проговаривание слов по слогам.

  1. Волшебный мешочек.

Запыхтел паровоз…

Незнайка предлагает узнать, что в мешочке. Послушайте, как говорит Незнайка. Похлопайте, если Незнайка правильно назовет слово.

Машина - шамина, нашима, маши, машина.

Сапоги - посаги, сапи, споги,сапоги.

Молоко - моко, моколо, момоко.

Петух - тух, тухтух, путех, петух.

Диван - видан, дван, дивант, диван.

  1. Рефлексия.

Запыхтел паровоз… Закончилось наше путешествие. Мы вернулись в детский сад. Понравилось вам, что больше запомнилось?

Литература

  1. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно».
  2. Агранович З.Е. «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей» - Санкт-Петербург, «Детство- Пресс»

ТЕМА. Слоговая структура слова.

ЗАДАЧИ. Дать понятие о слогообразующей роли гласного. Учить выделять гласные из слов. Учить делить слова на слоги. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать усидчивость, аккуратность, ответственность, трудолюбие, дисциплину.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки: шар, лук, дом, утка, окна, астра; звуковая мозаика; тетради, ручки, линейки, карандаши; материал для составления схем слов, буквы на магнитах, магнитная доска; картинки: шарф, круг, розы, кукла, улитка, кукуруза; карточки с графическим упражнением; слова на доске; красные карандаши.

I . Оргмомент.

Послушайте слова, назовите гласный звук.

Шум, мак, сом, лист.

II . Артикуляционная гимнастика

Забор. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

Часики. Тик-так, тик-так

Ходят часики вот так.

(Движения узкого языка влево - вправо).

Индюк. Производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад сначала без голоса, потом с голосом.

III . Повторение

1.- Посмотрите на картинки.

Назовите их. Выделите первый звук. Гласный он или согласный? Почему?

2. Звуковая мозаика.

Согласный

М О С У Т Ы К Э Р

Картинки: шар, окна, утка, дом, лук, астры; звуковая мозаика

IV . Сообщение темы, объяснение материала.

Послушайте, что я скажу. Ры. Понятно ли, что я хотела сказать? Ба. Понятно? Рыба. Понятно ли теперь? Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно. Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом. Сколько слогов в слове «РЫБА»? Сколько гласных в этом слове? В слове всегда слогов столько же, сколько гласных. В каждом слоге есть один гласный.

Тема нашего занятия: «Слоговая структура слова».

Мы будем учиться делить слова на слоги, выделять гласные из слов, составлять схемы слов.

V . Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика Засолка капусты

Мы капусту рубим. (Резкие движения прямыми

кистями вниз и вверх)

Мы морковку трём. (Движения кулаков к себе

и от себя).

Мы капусту солим, («Посыпание солью из щепотки»).

Мы капусту жмём. (Сжимание пальцев в кулаки).

VI . Тренировочные упражнения.

Физминутка.

1. Послушайте слова. Назовите гласные. Определите количество слогов. Начертите слоговые схемы слов, надпишите гласные.

жуки у и бумага у а а

брат а ноты о ы

мост о рыбаки ы а и

2. Подберите картинки к схемам.

3. Спишите слова, разделяя их на слоги, подчеркните гласные: сани, ваза, палка, шарик, работа, картина, рука, рыбак, солдаты.

Тетради, ручки, линейки, карандаши, материал для составления схем слов, буквы на магнитах, магнитная доска.

Картинки: круг, шарф, розы, кукла, улитка, кукуруза; материал для составления схем слов, красные карандаши.

Конспект подгруппового логопедического занятия

«"" Слоговой анализ и синтез слов

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;

Отработать навык выделения гласных звуков из слов;

Развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;

Учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;

Активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

Развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов;

Развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

Развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе;

Воспитывать стремление к результату деятельности;

Воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Здоровьесберегающие:

Использовать элементы двигательной активности;

Использовать глазодвигательные упражнения.

в сл

огах, словах, предложении».

Ход занятия:

I .Орг. момент. Приветствие.

1.2. П одготовительный

этап

На столе фигура гнома

- Здравствуйте, ребята!

Внимание!

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Повторим правила:

    Наши ушки внимательно

    Наши глазки внимательно

    Наши головы

    Говорим мы

Сегодня к нам на занятие, пришел сказочный герой.

Посмотрите, кто это?

Он нам что-то принес в коробочке. Давайте откроем коробочку. А что это?

Дети здороваются с присутствующими

Слушают.

Смотрят

Думают

Четко и громко.

Это гном

Это картинки

При- зы

Клю-чик

Че-репаха

Ни-точка

Я-щерица

Да, на этих карточках нарисованы разные предметы,

вам надо в названии каждого предмета выделить первый слог . И из этих слогов составить новое слово.

призы – при;
ключик – клю;
черепаха – че;
ниточка – ни;
ящерица –я.

Что придумал гномик нам,
Догадайтесь по слогам?
На столе складываем слоги в слово.

ПРИ-КЛЮ-ЧЕ-НИ-Я.

Итак, Гном предлагает нам принять участие в приключениях.

Логопед показывает детям картинку и называет изображенный предмет, учащиеся прохлопывают слово, разделяя на слоги и выделяют первый слог в словах

призы – при; ключик – клю; черепаха – че; ниточка – ни; ящерица –я.

При-клю-че-ни-я

1.3. Развитие артикуляционной моторики. Артикуляционная гимнастика.

На столе лежат карточки с изображением артикуляционных упражнений.

Гном пришел к нам на занятие, чтобы научиться правильно произносить звуки, составлять слоги и слова, потому что это у него не всегда получается. Давайте потренируемся вместе с ним.

Выполнение артикуляционных упражнений

1.4. Развитие речевого выдоха.

Чтобы хорошо произносить звуки речи, надо хорошо уметь выполнять дыхательные упражнения. Вот нам Гном и предлагает сделать несколько дыхательных упражнений.

Выполнение упражнений для дыхания

II. Основная часть.

2.1. Сообщение темы занятия.

2.2. Гласные звуки.

Угадывание гласных звуков по артикуляции и подбор слов на этот звук .

Сегодня мы с вами будем заниматься звуками и буквами, из букв будем складывать слоги и слова. А также мы покажем нашему гостю как хорошо вы умеете и делить слова на слоги.

Гном хочет узнать:

"Чем отличаются звуки от букв?"

Кто узнает, какой звук я хочу сказать .

Я вам буду показывать, а вы попробуйте отгадать звук по артикуляции.

Вы сейчас назвали звуки: А, О, У, И, Э

А какие это звуки? Как одним словом назвать эти звуки ?

гласные или согласные ?

Кто может сказать почему они гласные?

А теперь давайте попробуем удивить нашего Гнома и подберём слово, которое начинается один из этих гласных звуков . Итак...

На какие звуки мы сейчас подбирали слова?

Звуки мы слушаем и говорим

Буквы мы читаем и пишем

Дети угадывают по артикуляции логопеда звуки:

А, О, У, И, Э

Это гласные звуки.

Дети называют слова и подбирают картинки: А ИСТ, О СЛИК, У ТКА, И ГЛЫ, Э МУ, ....?.....

- А, О, У, И, Э

2.3. Работа по выделению гласных звуков из слов.

Определение гласного звука на слух в словах «Какой гласный звук спрятался в слове? »

А теперь Гном хочет навести порядок в своих вещах и просит вас помочь ему сделать это. Вам надо определить гласный звук в середине каждого слова и положить картинку в нужный домик:

картинки: ш а р, з у б, Д о м, к и т, л и ст, М а к, л у к, ж у к, к о т, С Ы Р, М Ы шь.

Дети берут картинку и называют слово, определяют гласный, который есть в слове и кладут картинку в нужный домик.

3. Согласные звуки.

3.1. Характеристика согласных звуков.

3.2. Работа по определению со гласных звуков в начале слов.

Определение со гласного звука на слух в словах

3.3. Дифференциация гласных и согласных букв . Закрепление навыка выделения "четвертого лишнего" по признаку гласный-согласный.

Наш гость не учился в школе и не знает характеристику согласных звуков . Давайте ему расскажем о согласных .

Что происходит у нас во рту, когда мы произносим согласные звуки ?.

Какая преграда может быть?

У Гнома много сказочных друзей, он хотел пригласить их прокатиться на поезде. Давайте им поможем правильно разместиться. На каждом вагоне написан согласный, с которого начинается имя его друга.

Мы на поезде поедем,
Всех друзей с собой возьмем.
По вагонам всех рассадим,
Место каждому найдем!

Пока друзья ехали в поезде, они решили поиграть в игру "Четверный лишний". Вместе с ними можем поиграть и мы. Давайте, попробуем.

Я раздаю вам карточки на которых написаны буквы, вам надо определить какая буква лишняя в каждой строчке и почему.

А – У – К - И

М – Т – П – О

Ы – О – Э – М

В– Т – П – О

Дети дают характеристику согласным звукам .

Во рту образуется преграда и воздух не проходит свободно.

Преграду создают губы, зубы и язык

Учащиеся вычеркивают лишнюю букву и объясняют свой выбор.

(К потому что он согласный , а остальные гласные )

(О потому что он гласный , а остальные согласные )

(М потому что он согласный , а остальные гласные )

(О потому что он гласный , а остальные согласные )

Дети выполняют упражнения.

Ребята размещают картинки с изображениями животных в частях дома

Дети располагают слоги (слова) в нужном порядке.

4. Физкультминутка.

5. Определение количества слогов в слове.

Активизация словаря.

Отработка навыков определения количества слогов в словах.

6. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове.

Пока друзья ехали в поезде, они немного засиделись и хотят размяться.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Тем временем друзья подъехали к дому, в котором живет Гном и теперь хотят разместиться в комнатах, чтобы всем хватило места.

Надо помочь ему. Если в имени друга Гнома один слог, мы поселим его в той части дома, где одно окно), два слога - в ту часть дома, где расположено два окна, три слога - туда, где три окна...

КОТ, СЛОН,ЖИРАФ,ЗЕБРА,ЧЕРЕПАХА, БЕГЕМОТ

Звери хорошо провели время у своего друга Гнома, а когда вернулись к себе домой написали письмо. Но слова в письме рассыпались на слоги. Давайте поможем Гному прочитать слова.

Вот написаны слова,
Сразу их понять нельзя.
Слоги мы перевернем
И у слова смысл найдем.

Мы совершили увлекательную гул про ку.

Гном приготовил для нас дар по ки.

Было ве-се-ло.

Хорошо иг-ра-ли .

7. Итог занятия. Подведение итога дети получают наклейку с изображением гномов.

занятия.

Кто приходил к нам в гости?

Мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания.

Анализ логопедического занятия

Занятие проводилось с детьми, у которых системное недоразвитие речи на фоне интеллектуальной недостаточности, обусловленной РДА. Занятие по теме "Дифференциация гласных и согалсных звуков и букв, нарушение слоговой структуры в слогах, словах, предложении занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно- развивающей работы.

На занятии были поставлены следующие задачи:

1. Коррекционная: Развитие слуховой памяти.

2. Образовательная:.

3. Воспитательная: Воспитывать интерес к занятию.

Цель и задачи поставлены соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут.

Весь материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными возможностями детей. Речевой материал соответствует целям и задачам занятия. На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.

На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие мелкой моторики, а также упражнение на развитие эмоционально-волевой сферы. Речевой материал был подобран с учетом возможностей ребенка, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. На занятии ребенок работал активно. Результат был достигнут.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова
Разработала: учитель-логопед Бенгардт Оксана Александровна
МБДОУ «Д/С «АЛЁНКА» город Абакан Республика Хакасия

Цель: формирование в речи ребенка слов слоговой структуры 12-го типа.

Задачи:
Образовательные:
– учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа;
– учить образовывать имена сущ. единственного числа родительного падежа.

Коррекционные:
– расширять и активизировать словарный запас;
– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
– развивать мимическую мускулатуру.

Развивающие:
– развивать память, воображение, внимание, мышление.

Воспитательные:
– воспитывать у ребенка самоконтроль за речью.

Оборудование: мультимедийная установка (презентация), картинки для упражнений артикуляционной гимнастики, картинка с изображением фокусника.

Организационный момент:
– Как настроение?
– Хорошее!
– Когда у меня хорошее настроение, я улыбаюсь! А ты?
– Я тоже!
– Покажи, пожалуйста, свою красивую улыбку.
– У тебя очень красивая улыбка и настроение теперь на весь день будет таким же замечательным! Правда?
–Правда!
Основная часть:
–Вот мы и сделали первое упражнение из комплекса зарядки для губ и язычка. А теперь сделаем «Трубочку». Молодец!
(Далее выполняется набор упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики)
– Ну вот! Какой ты молодец!
– А теперь пришла пора поиграть с пальчиками. Хочешь?
–Да!
Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»:

– На поляне дом стоит,
(Пальцы обеих рук делают "крышу")
– Ну, а к дому путь закрыт.
(Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота").
– Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются)
– В этот домик приглашаем.
– Молодец! Замечательно получилось. А знаешь, кто в наш домик пришел в гости?
– Нет!
– Это фокусник. Он покажет тебе свой фокус и тебя научит. Ты тоже если захочешь, сможешь попробовать. (Логопед показывает картинку фокусника)
Упражнение «Чего не стало?»
Ход игрового упражнения.
Логопед, называет предмет с анимацией исчезновения на слайде, и спрашивает:
– Чего (кого) не стало?
Ребенок отвечает:
– Клубка. (Слайд №3)
– Крючка. (Слайд №4)
– Платка. (Слайд №5)
– Шнурка. (Слайд №6)
– Звонка. (Слайд №7)
– Гвоздя. (Слайд №8)

– Пловца. (Слайд №9)
– Кружка. (Слайд №10)
– Флажка. (Слайд №11)
– Шланга. (Слайд №12)
– Замечательно у тебя получается! Ты настоящий фокусник!
Динамическая пауза:
Мы захлопали в ладоши -
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали -
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь –
Выше, выше, выше.
Наши ножки закружились, закружились,
И остановились.
Подтянитесь на носочках столько раз,
Сколько пальцев на руке у вас!
1,2,3,4,5 – топаем ногами.
1,2,3,4,5 – хлопаем руками.

Итог занятия:
– Что тебе сегодня понравилось?
– Быть фокусником!
– Ты очень хорошо справился с ролью фокусника! И очень хорошо говорил все слова !

Пояснительная записка

Итоговое логопедическое занятие «Звукослоговой анализ слов различной слоговой структуры». Работа над звукослоговым составом занимает большое место в логопедической работе. Те дети, которые не справляются в классе, более подробно в других вариациях осваивают этот материал на коррекционных занятиях. Беря в основу методику болгарского педагога Г.Лозанова – строим занятие, ориентируясь на уровень подготовленности обучающихся, на сложность речевого нарушения, на имеющийся потенциал ребёнка. В основу построения занятий легли следующие приёмы коррекции:

Ненапряжённая концентрация внимания (цвет - оранжевая шапочка, оранжевые ключи, «огоньки», кинезиологические упражнения, способствующие развитию межполушарных связей, активизируют запоминание, устойчивость внимания, улучшают внимание, правописание, ясное восприятие, речь, улучшают мыслительную деятельность, чтение).
- отсутствие усталости (частые физминутки, смена видов деятельности)
- использование резервных возможностей ученика, а именно 1) использование кинестетических ощущений - сложные слова не только можно увидеть и прочитать, но и взять их в руки (пособие «Ключи»), гласную - пощупать рукой и («огоньки»), а не просто посмотреть на неё. 2) видеть, как звучат согласные и гласные, чем отличается произнесение мягких согласных от твёрдых (наблюдение за артикуляцией в зеркале). 3)
- широкая вариация условий обучения (печатные тетради, письменные и устные работы, игровые моменты).
- ситуация свободного общения
- отсутствие оценок
- использование материала «бокового зрения» (оттенок общения, ритм урока фон, цветовая гамма)

Тема: «Звуко-слоговой слов различной слоговой структуры»

ЦЕЛИ: 1) Закрепить умение дифференцировать гласные и согласные по артикуляционным и акустическим признакам.
2) Учить различать твёрдые и мягкие согласные и обозначать их на письме.
3) Учить определять количество гласных в слове в зависимости от количества слогов.
4) Учить правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях.
5) Развивать фонематический слух, восприятие,
6) Расширение зрительного кругозора?
7) Воспитывать аккуратность, чистоплотность, бережное отношение к вещам.

ОБОРУДОВАНИЕ: сказочный герой гномик Ляпа, индивидуальные зеркала, сигнальные карточки «Огоньки», пособие «Буквы рассыпались», пособие «Ключи», дидактический материал на формирование звуко-слогового анализа и синтеза.
ХОД УРОКА: 1. Орг.момент.
Логопед: - Здравствуйте! Сегодня на занятии мы закрепим умение определять количество слогов и звуков в слове, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные и составлять из букв слова. Но проведём занятие в иной форме. Я предлагаю вам побыть в роли учителей, а вашим учеником будет маленький гномик Ляпа, который ещё не умеет правильно разговаривать и в своей речи допускает много ошибок.
2. Кинезиологическая разминка.
Логопед: - Но сначала мы наденем такую же шапочку, как у Ляпы, снимем, оденем,… (дети выполняют упражнение «Шапочка» - массаж ушных раковин, улучшает внимание, правописание, ясное восприятие, речь).).
- Теперь вы дадите ему первый урок – определение левой и правой стороны. Вытяните правую руку и сделайте горизонтальную восьмёрку вправо, влево, …
Теперь то же, но левой рукой, …Обеими руками. (упражнение «Ленивые восьмёрки» активизирует запоминание, устойчивость внимания).
- Молодцы, но больше всего Ляпе понравилось, как выполнял это задание …, поэтому гномик полежит у него на парте. А мы с вами откроем тетради и запишем число.
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: - Друзья, давайте вспомним, как произносятся гласные и согласные звуки.
Дети: - Гласные произносятся свободно, с открытым ртом, а согласные встречают преграду: губы, язык, нёбо, …(работа с индивидуальными зеркалами).
Логопед: - А как произносятся твёрдый и мягкий согласный?
Дети: - Мягкий произносится с «улыбкой».
Логопед: - Хлопните, когда услышите мягкий согласный (игра «Хлопушки»):
ла, сту, рё, дю, кло, дя, трэ, се, вы, спи.
- Очень хорошо справился … , и Ляпа отправляется к нему в гости.
4. Работа со звуками в односложных словах.
Логопед: - Давайте вспомним, как произносятся согласные звуки? (встречается преграда). В следующем задании мы научим Ляпу выделять согласный звук из слов. Я буду читать слова, вы - записывайте в тетради только первый и последний согласный, а мы с вашим учеником будем смотреть, кто как работает.
волк, слон, лев, крот, тигр
- Дайте общее название этим словам (звери).
- Где живут эти звери?(в лесу).
- Сейчас я назову предметы, которые тоже можно найти или услышать в лесу, а вы запишите второй согласный, слушайте внимательно:
дрозд, клён, ствол, прут, свист, стук, гриб.
- Оба задания очень хорошо сделал … , и Ляпа идёт к нему в гости.
5. Деление на слоги двусложных слов.
Логопед: - Ребята, лес – это то место, где живёт наш гномик. Его дом стоит на лесной опушке. А кто мне скажет, из каких частей состоит дом?
Дети: - Крыша, труба, окна, стены, крыльцо, двери, …
Логопед: - Давайте научим Ляпу считать слоги в словах (логопед называет слово, дети хлопками определяют количество слогов).
- Вы заметили, в этих словах по два слога. Значит при записи должны быть две гласные. Гласные – это красные, в каждом слове загорится два красных огонька. Первое слово запишет на доске … и обозначит гласные «огоньком» (пособие «огоньки»).
- Нашему герою так понравилось это задание, что он тоже захотел составить слова, но растерял буквы. Придётся помочь ему.
6. Кинезиологическая физминутка.
Логопед: - Чтобы увидеть потерявшиеся буквы, чтобы быть повнимательнее, выполним следующие упражнения:
- Кулачки вперёд, смотрим на меня, расставим пальчики и медленно раздвигаем руки. Когда не можем сосчитать пальчики, останавливаемся. Так 3-4 раза (упражнение «Кулачки», увеличивает зрительный объём, активизирует межполушарное взаимодействие).
- А теперь поищем буквы внизу. Опустите голову и медленно покачайте влево вправо (упражнение «Часики» улучшает мыслительную деятельность, чтение).
7. Составление из букв двусложных слов.
Логопед: - Рассыпанные буквы нашлись, а какие слова из них получатся? (пособие на листах «Буквы рассыпались»):
п, р, о, г, и
м, к, о, о, п, т
с, а, к, т, е, т, ь, р
- Запишите слова в тетради. Определите количество слогов. Самый догадливый оказался …, поэтому Ляпа отравляется к нему.
8. Составление словосочетаний из трёхсложных слов.
Логопед: - Вы заметили, какие слова придумал гномик? Наверное, он хочет пригласить нас в дом и угостить пирогом. Но зайти в дом нельзя без ключей. У нас с вами целая связка ключей со словами. Мы откроем замок, когда научим Ляпу составлять словосочетания. Подберите два таких, чтобы подходили по смыслу. Запишите словосочетания в тетрадь. Найдите слова, состоящие из трёх слогов, надпишите количество слогов над этим словом (пособие «Ключи», трёхсложные слова поделены на слоги, гласные выделены красным).
шторы на
о-кош-ки
оп-рят-ный
домик
пахнет
ка-пус-та
На окошке шторы, опрятный домик, пахнет капустой.
9. Словарная работа.
Логопед: - Кто знает из вас, что означает слово опрятный? Каким похожим словом можно заменить опрятный?
Дети: - Аккуратный, ухоженный, чистый.
Логопед: - Правильно. Составьте словосочетание с этим словом (опрятная комната, опрятная одежда, опрятный человек). Запишите словосочетание в тетрадь.
- А про кого из вас можно сказать, что он опрятный? Что вы делаете для этого?
Дети: - Убираем в комнате, ухаживаем за своими вещами, соблюдаем правила личной гигиены.
Логопед: - Гномику понравилось, как справился с этим заданием …, поэтому Ляпа посидит с ним.
Дети: - В опрятном домике пахнет капустой. Пирог, наверное с капустой. Давайте поделимся, как надо готовить капусту.
10. Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, (постучали ребром ладони)
Мы капусту трём, (потёрли ладошки друг о друга)
Мы капусту солим, (посолили пальчиками)
Мы капусту жмём. (сжали-разжали кулачки)
11. Работа с дидактическим материалом.
Логопед: - Многому мы научили нашего друга. Покажем ещё, как мы работаем в печатной тетради. Там все те упражнения, которые мы выполняли на занятии, только в маленьком количестве. Выполняя задания, мы повторяем то, чему вы научили гномика. Пока вы делаете, мы с Ляпой учимся у вас.
12. Кинезиологическая физминутка.
Логопед: - Поработали – отдохнём. Поиграем в «Ухо- нос» (левая рука за нос, правая за ухо. Хлопок – поменяли руки. Так-3-5 раз).
12. Итог.
- Так чему мы учили маленького ученика?
- Какие упражнения запомнились вам?
- Спасибо за хороший урок, до встречи!

Используемая литература:

1. И.С.Лопухина «Логопедия. Звуки, буквы, слова»
2. Е.В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии»
3. «Логопедия в школе», под ред. В.С.Кукушина.
4. С. А. Белолипецкий «Метод врождённой успеваемости»