Логопедическое занятие по слоговой структуре. План-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему: Конспект логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня на тему "Путешествие на поезде"
Задачи:
Коррекционно-образовательные (расширять знания об окружающем мире; учить применять полученные на занятиях умения и знания);
Коррекционно-развивающие (развивать слоговую структуру слова на материале гласных, слов II, III, IV классов; развивать темпо-ритмическую организацию речи; развивать мелкую моторику; развивать слуховое восприятие, внимание, мышление, воображение);
Коррекционно-воспитательные (воспитывать умение внимательно слушать педагога и других детей; формировать навыки сотрудничества).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Озёрского городского округа
"Детский сад компенсирующего вида №53 «Сказка»
Конспект логопедического занятия
по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня
на тему "Путешествие на поезде"
Подготовила учитель-логопед
Палажникова Е.В.
г. Озерск
2016
Задачи:
- Коррекционно-образовательные (расширять знания об окружающем мире; учить применять полученные на занятиях умения и знания);
- Коррекционно-развивающие (развивать слоговую структуру слова на материале гласных, слов II, III, IV классов; развивать темпо-ритмическую организацию речи; развивать мелкую моторику; развивать слуховое восприятие, внимание, мышление, воображение);
- Коррекционно-воспитательные (воспитывать умение внимательно слушать педагога и других детей; формировать навыки сотрудничества).
Оборудование: игрушки, самодельные длинный и короткий поезд, фуражка машиниста, игрушечная железная дорога и поезд, дудочки, символы гласных, прищепки, предметные картинки, "волшебный мешочек"
Подготовительная работа: рассматривание картины "Поезд", беседа о частях поезда, назначении, звуках, которые издает поезд, рассказ о профессии "Машинист".
Ход занятия:
- Длинный-короткий.
Дети, приглашаю вас в путешествие на поезде. Посмотрите, на вокзале стоят два поезда: длинный и короткий. Помогите игрушкам найти нужный поезд. Послушайте внимательно, как я буду называть игрушки. Если название игрушки длинное, нужно посадить ее в длинный поезд, а если название игрушки короткое, посадим ее в короткий поезд.
Кот, неваляшка (матрешка), ежик, медвежонок, обезьяна, жук.
Все игрушки нашли свое место. Нам тоже пора, построим свой поезд. Я буду машинист, а вы пассажиры, вставайте за мной. Пассажиры к путешествию готовы?
Запыхтел паровоз
И вагончики повез.
Чух-чух-чух, чух-чух-чух,
Мчит по рельсам во весь дух.
- Звуки поезда (темпо-ритмическая организация речи).
Какие звуки издает поезд? - фонограмма
Постучи, как колеса. Погуди, как паровоз. Посвисти, как машинист.
/// /, // // //, // ///, / // /
- Пропевание сочетаний 3 гласных звуков.
Наша 1 остановка у девочек-звучалочек. Какую песенку поет девочка? (а, у, и, э, о)
И мы споем песенки: АУИ, ОИЭ и т.д. (индивидуально, вместе)
- Проговаривание слоговых цепочек.
С пальцами играем,
Слоги называем.
Па-па-ба (на каждый слог прикасаться растопыренными пальцами обеих рук)
Та-да-та (на каждый слог сжимать и разжимать кулачки)
Ма-мо-му (на каждый слог соединять и растопыривать пальцы на обеих руках) и т.п.
- Выкладывание слова по слогам (прищепки или бусины).
Запыхтел паровоз/ И вагончики повез. / Чух-чух-чух, чух-чух-чух, / Мчит по рельсам во весь дух.
Мы приехали в гости к Буратино. Здравствуйте, у меня есть книжка с загадками, попробуйте угадайте.
В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.
(Собака)
К расная ягода приятна,
Душиста, ароматна,
На колючих кустах растёт,
По нескольку раз урожай нам даёт! (Малина)
Сделан из резины.
Купили в магазине
Скачет звонко
В руках ребёнка!
(Мяч)
Ж елтобрюхий, ароматный,
Кислый он не вероятно,
В чай для вкуса добавляют,
Подскажи, как называют? (Лимон)
Я землю копала -
Ничуть не устала.
Кто мной копал,
Тот и устал. (лопата)
И х любят взрослые и дети,
И обезьянки все на свете,
Они на пальме созревают,
Из жарких стран к нам приплывают! Банан
Прохлопайте свое слово и выложите с помощью прищепок. Проговаривание слов по слогам.
- Волшебный мешочек.
Запыхтел паровоз…
Незнайка предлагает узнать, что в мешочке. Послушайте, как говорит Незнайка. Похлопайте, если Незнайка правильно назовет слово.
Машина - шамина, нашима, маши, машина.
Сапоги - посаги, сапи, споги,сапоги.
Молоко - моко, моколо, момоко.
Петух - тух, тухтух, путех, петух.
Диван - видан, дван, дивант, диван.
- Рефлексия.
Запыхтел паровоз… Закончилось наше путешествие. Мы вернулись в детский сад. Понравилось вам, что больше запомнилось?
Литература
- Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно».
- Агранович З.Е. «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей» - Санкт-Петербург, «Детство- Пресс»
ТЕМА. Слоговая структура слова.
ЗАДАЧИ. Дать понятие о слогообразующей роли гласного. Учить выделять гласные из слов. Учить делить слова на слоги. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать усидчивость, аккуратность, ответственность, трудолюбие, дисциплину.
ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки: шар, лук, дом, утка, окна, астра; звуковая мозаика; тетради, ручки, линейки, карандаши; материал для составления схем слов, буквы на магнитах, магнитная доска; картинки: шарф, круг, розы, кукла, улитка, кукуруза; карточки с графическим упражнением; слова на доске; красные карандаши.
I . Оргмомент. | Послушайте слова, назовите гласный звук. Шум, мак, сом, лист. | |
II . Артикуляционная гимнастика | Забор. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Часики. Тик-так, тик-так Ходят часики вот так. (Движения узкого языка влево - вправо). Индюк. Производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад сначала без голоса, потом с голосом. | |
III . Повторение | 1.- Посмотрите на картинки. Назовите их. Выделите первый звук. Гласный он или согласный? Почему? 2. Звуковая мозаика. Согласный М О С У Т Ы К Э Р | Картинки: шар, окна, утка, дом, лук, астры; звуковая мозаика |
IV . Сообщение темы, объяснение материала. | Послушайте, что я скажу. Ры. Понятно ли, что я хотела сказать? Ба. Понятно? Рыба. Понятно ли теперь? Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно. Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом. Сколько слогов в слове «РЫБА»? Сколько гласных в этом слове? В слове всегда слогов столько же, сколько гласных. В каждом слоге есть один гласный. Тема нашего занятия: «Слоговая структура слова». Мы будем учиться делить слова на слоги, выделять гласные из слов, составлять схемы слов. | |
V . Развитие мелкой моторики. | Пальчиковая гимнастика Засолка капусты Мы капусту рубим. (Резкие движения прямыми кистями вниз и вверх) Мы морковку трём. (Движения кулаков к себе и от себя). Мы капусту солим, («Посыпание солью из щепотки»). Мы капусту жмём. (Сжимание пальцев в кулаки). | |
VI . Тренировочные упражнения. Физминутка. | 1. Послушайте слова. Назовите гласные. Определите количество слогов. Начертите слоговые схемы слов, надпишите гласные. жуки у и бумага у а а брат а ноты о ы мост о рыбаки ы а и 2. Подберите картинки к схемам. 3. Спишите слова, разделяя их на слоги, подчеркните гласные: сани, ваза, палка, шарик, работа, картина, рука, рыбак, солдаты. | Тетради, ручки, линейки, карандаши, материал для составления схем слов, буквы на магнитах, магнитная доска. Картинки: круг, шарф, розы, кукла, улитка, кукуруза; материал для составления схем слов, красные карандаши. Конспект подгруппового логопедического занятия «"" Слоговой анализ и синтез слов Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе; Отработать навык выделения гласных звуков из слов; Развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах; Учить дифференцировать слова различной слоговой структуры; Активизировать словарный запас учащихся. Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов; Развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность; Развивать зрительно-моторную координацию. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе; Воспитывать стремление к результату деятельности; Воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации. Здоровьесберегающие: Использовать элементы двигательной активности; Использовать глазодвигательные упражнения. в сл огах, словах, предложении». Ход занятия: I .Орг. момент. Приветствие.1.2. П одготовительный этап На столе фигура гнома - Здравствуйте, ребята! Внимание! Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Повторим правила: Наши ушки внимательно Наши глазки внимательно Наши головы Говорим мы Сегодня к нам на занятие, пришел сказочный герой. Посмотрите, кто это? Он нам что-то принес в коробочке. Давайте откроем коробочку. А что это? Дети здороваются с присутствующими Слушают. Смотрят Думают Четко и громко. Это гном Это картинки При- зы Клю-чик Че-репаха Ни-точка Я-щерица Да, на этих карточках нарисованы разные предметы, вам надо
в названии каждого предмета выделить
первый слог
. И из этих слогов составить новое слово. призы – при; Что придумал гномик нам, ПРИ-КЛЮ-ЧЕ-НИ-Я. Итак, Гном предлагает нам принять участие в приключениях. Логопед показывает детям картинку и называет изображенный предмет, учащиеся прохлопывают слово, разделяя на слоги и выделяют первый слог в словах призы – при; ключик – клю; черепаха – че; ниточка – ни; ящерица –я. При-клю-че-ни-я 1.3. Развитие артикуляционной моторики. Артикуляционная гимнастика. На столе лежат карточки с изображением артикуляционных упражнений. Гном пришел к нам на занятие, чтобы научиться правильно произносить звуки, составлять слоги и слова, потому что это у него не всегда получается. Давайте потренируемся вместе с ним. Выполнение артикуляционных упражнений 1.4. Развитие речевого выдоха. Чтобы хорошо произносить звуки речи, надо хорошо уметь выполнять дыхательные упражнения. Вот нам Гном и предлагает сделать несколько дыхательных упражнений. Выполнение упражнений для дыхания II. Основная часть. 2.1. Сообщение темы занятия. 2.2. Гласные звуки. Угадывание гласных звуков по артикуляции и подбор слов на этот звук . Сегодня мы с вами будем заниматься звуками и буквами, из букв будем складывать слоги и слова. А также мы покажем нашему гостю как хорошо вы умеете и делить слова на слоги. Гном хочет узнать: "Чем отличаются звуки от букв?" Кто узнает, какой звук я хочу сказать . Я вам буду показывать, а вы попробуйте отгадать звук по артикуляции. Вы сейчас назвали звуки: А, О, У, И, Э А какие это звуки? Как одним словом назвать эти звуки ? гласные или согласные ? Кто может сказать почему они гласные? А теперь давайте попробуем удивить нашего Гнома и подберём слово, которое начинается один из этих гласных звуков . Итак... На какие звуки мы сейчас подбирали слова? Звуки мы слушаем и говорим Буквы мы читаем и пишем Дети угадывают по артикуляции логопеда звуки: А, О, У, И, Э Это гласные звуки. Дети называют слова и подбирают картинки: А ИСТ, О СЛИК, У ТКА, И ГЛЫ, Э МУ, ....?..... - А, О, У, И, Э 2.3. Работа по выделению гласных звуков из слов. Определение гласного звука на слух в словах «Какой гласный звук спрятался в слове? » А теперь Гном хочет навести порядок в своих вещах и просит вас помочь ему сделать это. Вам надо определить гласный звук в середине каждого слова и положить картинку в нужный домик: картинки: ш а р, з у б, Д о м, к и т, л и ст, М а к, л у к, ж у к, к о т, С Ы Р, М Ы шь. Дети берут картинку и называют слово, определяют гласный, который есть в слове и кладут картинку в нужный домик. 3. Согласные звуки. 3.1. Характеристика согласных звуков. 3.2. Работа по определению со гласных звуков в начале слов. Определение со гласного звука на слух в словах 3.3. Дифференциация гласных и согласных букв . Закрепление навыка выделения "четвертого лишнего" по признаку гласный-согласный. Наш гость не учился в школе и не знает характеристику согласных звуков . Давайте ему расскажем о согласных . Что происходит у нас во рту, когда мы произносим согласные звуки ?. Какая преграда может быть? У Гнома много сказочных друзей, он хотел пригласить их прокатиться на поезде. Давайте им поможем правильно разместиться. На каждом вагоне написан согласный, с которого начинается имя его друга. Мы на поезде поедем, Пока друзья ехали в поезде, они решили поиграть в игру "Четверный лишний". Вместе с ними можем поиграть и мы. Давайте, попробуем. Я раздаю вам карточки на которых написаны буквы, вам надо определить какая буква лишняя в каждой строчке и почему. А – У – К - И М – Т – П – О Ы – О – Э – М В– Т – П – О Дети дают характеристику согласным звукам . Во рту образуется преграда и воздух не проходит свободно. Преграду создают губы, зубы и язык Учащиеся вычеркивают лишнюю букву и объясняют свой выбор. (К потому что он согласный , а остальные гласные ) (О потому что он гласный , а остальные согласные ) (М потому что он согласный , а остальные гласные ) (О потому что он гласный , а остальные согласные ) Дети выполняют упражнения. Ребята размещают картинки с изображениями животных в частях дома Дети располагают слоги (слова) в нужном порядке. 4. Физкультминутка. 5. Определение количества слогов в слове. Активизация словаря. Отработка навыков определения количества слогов в словах. 6. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове. Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове. Пока друзья ехали в поезде, они немного засиделись и хотят размяться. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. Тем временем друзья подъехали к дому, в котором живет Гном и теперь хотят разместиться в комнатах, чтобы всем хватило места. Надо помочь ему. Если в имени друга Гнома один слог, мы поселим его в той части дома, где одно окно), два слога - в ту часть дома, где расположено два окна, три слога - туда, где три окна... КОТ, СЛОН,ЖИРАФ,ЗЕБРА,ЧЕРЕПАХА, БЕГЕМОТ Звери хорошо провели время у своего друга Гнома, а когда вернулись к себе домой написали письмо. Но слова в письме рассыпались на слоги. Давайте поможем Гному прочитать слова. Вот написаны слова, Мы совершили увлекательную гул про ку. Гном приготовил для нас дар по ки. Было ве-се-ло. Хорошо иг-ра-ли . 7. Итог занятия. Подведение итога дети получают наклейку с изображением гномов. занятия. Кто приходил к нам в гости? Мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания. Анализ логопедического занятия Занятие проводилось с детьми, у которых системное недоразвитие речи на фоне интеллектуальной недостаточности, обусловленной РДА. Занятие по теме "Дифференциация гласных и согалсных звуков и букв, нарушение слоговой структуры в слогах, словах, предложении занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно- развивающей работы. На занятии были поставлены следующие задачи: 1. Коррекционная: Развитие слуховой памяти. 2. Образовательная:. 3. Воспитательная: Воспитывать интерес к занятию. Цель и задачи поставлены соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими. Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут. Весь материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными возможностями детей. Речевой материал соответствует целям и задачам занятия. На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии. На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие мелкой моторики, а также упражнение на развитие эмоционально-волевой сферы. Речевой материал был подобран с учетом возможностей ребенка, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. На занятии ребенок работал активно. Результат был достигнут. Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова
Итоговое логопедическое занятие «Звукослоговой анализ слов различной слоговой структуры». Работа над звукослоговым составом занимает большое место в логопедической работе. Те дети, которые не справляются в классе, более подробно в других вариациях осваивают этот материал на коррекционных занятиях. Беря в основу методику болгарского педагога Г.Лозанова – строим занятие, ориентируясь на уровень подготовленности обучающихся, на сложность речевого нарушения, на имеющийся потенциал ребёнка. В основу построения занятий легли следующие приёмы коррекции: Ненапряжённая концентрация внимания (цвет - оранжевая шапочка, оранжевые ключи, «огоньки», кинезиологические упражнения, способствующие развитию межполушарных связей, активизируют запоминание, устойчивость внимания, улучшают внимание, правописание, ясное восприятие, речь, улучшают мыслительную деятельность, чтение). Тема: «Звуко-слоговой слов различной слоговой структуры» ЦЕЛИ: 1) Закрепить умение дифференцировать гласные и согласные по артикуляционным и акустическим признакам. ОБОРУДОВАНИЕ: сказочный герой гномик Ляпа, индивидуальные зеркала, сигнальные карточки «Огоньки», пособие «Буквы рассыпались», пособие «Ключи», дидактический материал на формирование звуко-слогового анализа и синтеза. Используемая литература: 1. И.С.Лопухина «Логопедия. Звуки, буквы, слова» Популярное |