Правдивые и любопытные факты о японских воинах-ниндзя (25 фото). Ниндзя: реальная история японских воинов 

Немногие из военизированных организаций в мировой истории обросли таким количеством легенд и суеверий, как японские ниндзя. Этот текст призван, насколько это возможно, прояснить ситуацию. Хотя ниндзя действительно существовали, но вокруг их имени возникло столько мифов, что отделить истину от лжи чрезвычайно тяжело.

Давайте будем играть открыто. Сразу определимся, что ниндзя никогда не летали, и всех рассказы об их полетах – нелепые выдумки. Все свидетельства о ниндзя следует проверять с помощью достоверных источников. Описания приспособлений ниндзя взяты из старой книги «Бансен Сюкай», написанной в XVII веке. Некоторые оригинальные образцы экипировки ниндзя сохранились до наших дней и теперь находятся в музеях. Я расскажу о секрете обрушивающихся лестниц, взрывающихся веществ и скрытых ступеней, но если вы надеетесь найти здесь описания людей-ядер или подводных лодок ниндзя, хочу сразу сказать, что здесь этого нет.

Ниндзя: таинственные японские воины

Для военных историков ниндзя остаются одной из самых интересных тайн средневековой Японии. Слово ниндзя и его синоним синоби снова и снова появляются в контексте повествования о секретной разведке, собирающей информацию и устраняющей врагов. За ниндзя числится множество смертей, но доказать большинство из них вряд ли теперь возможно. Ниндзя составляли неотъемлемую часть самурайского общества. Самураям постоянно приходилось считаться с ниндзя, которые легко могли спутать любые планы. Поэтому с ниндзя не только считались, их также боялись и презирали, так как они не соблюдали никаких самурайских кодексов. Большинство ниндзя были выходцами из простонародья, поэтому они преследовали совершенно иные идеалы, нежели знать, которую считали своим врагом.

Удивительное дело, презренные ниндзя были крайне необходимы. Это противоречие красной нитью проходит через всю историю ниндзя. Истории о ниндзя, которые умеют летать, владеют магией и представляют собой сверхчеловеков, довольно долго бытовали в Японии. Впервые подобные истории зафиксированы в начале XVII века. С тех пор в большинстве источников правдивые истории смешаны с легендами.

Происхождение ниндзя

Секретные операции от ведения партизанской войны до физического устранения неугодных людей проводились на протяжении всей истории Японии, но только с середины XV века появляются свидетельства о том, что эти операции проводятся подготовленными людьми, принадлежащими к особой организации. Центрами этой организации были провинции Ига и Кога в центре Японии.

Традиционно ниндзя представляются в виде облаченного в черное шпиона. Ниндзя возникли в результате объединения в одно целое задач двух типов. Во-первых, всегда и везде занимаются разведкой и сбором информации, а также устранением опасных врагов. Во-вторых, повсеместно на службу привлекаются наемники, которые получают за свои услуги жалованье. В Японии эти две задачи решали одни и те же люди – ниндзя. Действительно, в Японии практически только ниндзя были наемными солдатами, представляя собой антитезис идеалам самурайской верности. Даймё, который не желал запятнать свою репутацию, избегал лично делать черные дела. Вместо этого но поручал делать эти дела наемникам. Служба высоко ценилась. Японский историк Вататани так описывает существующую ситуацию: « Так называемые техники ниндзю-цу (синоби-но-дзюцу или синоби-дзю-цу) позволяли действовать скрытно. Это мастерство достигалось путем длительных тренировок. Во время периода Сенгоку такие техники использовались во время походов. Техники применялись в боевых условиях и включали в себя искусство диверсии (секко) и искусство шпионажа (канчё)».

Слово синоби представляет собой просто другое чтение слова нин. Таким образом, синоби-но-моно – это полный синоним слова ниндзя. Однако слово ниндзя более короткое и удобное для европейцев, поэтому оно получило распространение в Европе.

Ксилография Йоситоси, показывающая нападение ниндзя. Отлично переданы детали. Ниндзя пытался убить Ода Нобунанга в 1573 г. Он сумел пробраться в замок Азучи и проникнуть в спальню Нобунанга. Но тут его обнаружили и взяли в плен два охранника. Ниндзя совершил самоубийство, его труп выставили на рынке в назидание другим.

Ниндзя: эти молчаливые, незаметные шпионы и убийцы из японского периода Сэнгоку (Sengoku) занимали воображение людей во всем мире. Многие из них были романтизированы и идеализированы, однако не следует забывать, что в определённый период времени ниндзя действительно существовали. Из-за довольно скрытной природы ниндзя, о них сохранилось очень мало официальных данных, и многие из них окутаны мифами и легендами. Несмотря на то, что в этом списке мы постараемся рассказать о «реально существовавших» ниндзя, вопрос о том, были ли некоторые из них настоящими ниндзя или нет, остаётся спорным и в некоторых случаях довольно сложно с полной уверенностью сказать, действительно ли они существовали.

10. Язаемон Кидо (Kido Yazaemon)

Фотография: Mcapdevila

Язаемон Кидо был ниндзя из провинции Ига (Iga), родившимся приблизительно в 1539 году. По всей вероятности, он прекрасно владел танэгасимской аркебузой (Tanegashima arquebus), разновидностью винтовки с фитильным замком. Исходя из того, что именно аркебуза была его излюбленным оружием, можно предположить, что Язаемон мастерски разбирался во взрывчатых веществах и специализировался в теппо-джутсу (teppo-jutsu), подкатегории катон но джутсу (katon-nojutsu), или способах ведения огня. Вопреки распространенному представлению, огнестрельное оружие, такое как аркебуза, было любимым оружием ниндзя и на самом деле регулярно использовались ими в их покушениях на убийство.

Однако, прославился Язаемон именно тем, как он попытался убить военно-политического лидера Ода Нобунагу (Oda Nobunaga) в 1579 году. Это покушение, которое, несмотря на то, что окончилось провалом, всё же было достаточно примечательным для того, чтобы его записали в Иранки (Iranki), исторический документ, повествующий историю ниндзя провинции Ига. В ходе покушения, Язаемон и два других ниндзя выстрелили в Нобунагу в то время как он проводил осмотр последствий своего вторжения. Они промахнулись, но, в конце концов, им удалось убить семерых людей из его сопровождения.

9. Киригакурэ Сайзо (Kirigakure Saizo)


Киригакурэ Сайзо лучше всего известен как источник вдохновения для создания вымышленного ниндзя: Киригакурэ Сайзо, заместителя командующего из группы ниндзя, известной как «Десять храбрецов Санады» (Sanada Ten Braves), где он находился под руководством соперника и друга Сарутоби Сасукэ (Sarutobi Sasuke). Что касается реального Киригакурэ из истории, то согласно историческим записям, ниндзя из провинции Ига по имени «Киригакурэ Сайзо» (считается, что это имя является псевдонимом, используемым мужчиной по имени Киригакурэ Шикаемон (Kirigakure Shikaemon)), однажды совершил покушение на убийство военного и политического деятеля Тоётоми Хидэёси (Toyotomi Hideyoshi), вонзив копьё через пол, прямо под Хидэёси.

Покушение окончилось неудачей, и Киригакурэ был оставлен в живых при условии, что он принесёт клятву верности клану Тоётоми. На самом деле, существуют некоторые источники, свидетельствующие о том, что Сайзо был «небрежным ниндзя», который просто шпионил за Хидэёси, когда его поймали. Тем не менее, в результате того, что его поймали, он в конечном итоге предотвратил реальное покушение на Хидэёси, которое пытался совершить двойной агент Юсуке Такигучи (Yusuke Takiguchi). Это было истинной причиной того, почему его оставили в живых при условии, что он принесёт клятву верности Хидэёси.

8. Томо Сукесада (Tomo Sukesada)


Томо Сукесада был джонином (jonin) (мастером ниндзя) Кога (Koga), а также главой традиции школы Томо-рю (Tomo Ryu). В 1562 году Токугава Иэясу (Tokugawa Ieyasu), работавший на Ода Нобунагу, уничтожал остатки рода Имагава (Imagawa) после их поражения в Битве при Окэхадзаме (Battle of Okehazama), случившейся двумя годами ранее. Не желавшие сдаваться без боя представители рода Имагава под командованием генерала Имагава по имени Удоно Нагамочи (Udono Nagamochi) окопались в замке Каминогоу (Kaminogou), расположенном в исключительно стратегически благоприятном месте, над обрывом.

Взятие замка представлялось довольно сложным для Токугава Иэясу, особенно исходя из того, что Имагава взяли в заложники несколько членов его семьи. Поэтому, Иэясу нанял 80 ниндзя школы Кога, во главе с Сукесада для того, чтобы прокрасться в замок к Имагава. Работая вместе с Хаттори Хандзо (Hattori Hanzo), Сукесада и 80 ведомых им ниндзя Кога прокрались в замок, подожгли башни и убили 200 человек, составлявших гарнизон, включая генерала. Это событие детально описано в фудоках о провинции Микава (Mikawa Go Fudoki).

7. Фудзибаяси Нагато (Fujibayashi Nagato)


Согласно легенде, Фудзибаяси Нагато был одним из трёх величайших джонинов Ига, наряду с Момочи Сандаю (Momochi Sandayu) и Хаттори Хандзо. Он также был одним из руководителей ниндзя Ига, наряду с Момочи Сандаю. Помимо этого, о нём известно совсем не многое. В 1581 году Ода Нобунага начал яростное нападение на провинцию Ига, которое получило название Война Тэнсё Ига (Tensho Iga War). В результате этого нападения, кланы ниндзя Ига и Кога были почти полностью истреблены. Выжившим ниндзя пришлось перейти на службу Токугава Иэясу, а Нагато был убит во время нападения.

Тем не менее, несмотря на то, как мало мы знаем о его жизни, Нагато, на самом деле оставил после себя важное наследие: его потомки в конечном итоге собрали знания о Ниндзюцу (ninjutsu), которые он оставил после себя, и создали руководство по Ниндзюцу под названием Бансэнсюкай (Bansenshukai). Бансэнсюкай это многотомный сборник «секретов» и приемов ниндзя, написанных родом Фудзибаяси. Большая часть информации о ниндзя, имеющейся у нас на сегодняшний день, была получена из этого сборника.

6. Чийоме Мочизуки (Mochizuki Chiyome)


Фотография: Макл Майерз (Michael Myers)

Чийоме Мочизуки вполне возможно является самой широко известной куноити (kunoichi) (женщиной-ниндзя) из всех. Она была аристократкой, женой самурая военачальника Мочизуки Нобумаса (Mochizuki Nobumasa), и, по слухам, была родом из рода ниндзя Кога. В какой-то момент в течение 16-го века, её муж был на войне, и Чийоме осталась на попечении дяди мужа, известного даймё Такэда Сингэна (Takeda Shingen). Сингэн вызвал Чийоме и дал ей задание завербовать женщин и начать их тренировать, чтобы они образовали подпольную сеть шпионок.

Чийоме основала штаб в деревне Нацу (Nazu) в регионе Синсю (Shinshu) и завербовала порядка 300 молодых женщин, которые в основном были сиротами, бывшими проститутками, и жертвами войны. В то время как большинство местных жителей считали, что Чийоме содержала неофициальный приют для пострадавших девушек, Чийоме на самом деле обучала их, для того, чтобы они стали частью её сложной шпионской сети. Обученные в использовании таких приёмов маскировки как мико (жрица синтоистского храма), проститутка, или гейша в целях шпионажа или убийства, сеть куноити Чийоме служила Сингэну в течение многих лет, вплоть до его загадочной смерти в 1573 году.

5. Исикава Гоэмон (Ishikawa Goemon)


Несмотря на то, что ниндзя Ига и Кога не желали принимать его в свои ряды, ни один список настоящих ниндзя не был бы полным без упоминания Исикава Гоэмона. Родившийся в 1558 году Исикава Гоэмон был изгоем, который крал у богатых и отдавал бедным - он был японской версией Робин Гуда. Несмотря на отсутствие фактического подтверждения этих данных, согласно легенде, Гоэмон изначально был дженином (genin) (учеником ниндзя) Ига, и до того, как он стал нукенином (nukenin) (беглым ниндзя), обучал его Сандаю Мочизуки (Sandayu Mochizuki).

Он стал лидером группы бандитов в регионе Кансай (Kansai) и постоянно грабил богатых феодалов, священнослужителей и купцов и делился этим богатством с угнетёнными крестьянами. Предположительно, его поймали после неудавшейся попытки покушения на убийство Тоётоми Хидэёси и публично заживо сварили в 1594 году. Легенда рассказывает о том, как он держал своего маленького сына над головой стоя в кипящей воде, хотя существуют противоречащие друг другу рассказы о том, выжил ли его сын или нет.

4. Момочи Сандаю (Momochi Sandayu)


Исикава Гоэмон из предыдущего пункта, предположительно был учеником Момочи Сандаю до того, как он стал нукенином. Момочи Сандаю был одним из основателей Ига-рю ниндзюцу (Iga Ryu Ninjutsu), и считается одним из трёх величайших джонинов Ига, наряду с Хаттори Хандзо и Фудзибаяси Нагато. Настоящим именем Сандаю было Момчи Танбе Ясумицу (Momchi Tanbe Yasumitsu), хотя согласно некоторым источникам это были разные люди. Более того, существует ряд источников, предполагающих, что Сандаю и Фудзибаяси Нагато на самом деле были одним и тем же человеком.

Однако независимо от того, кем Момочи был на самом деле, считается, что он был убит в 1581 году, когда Ода Нобунага напал на провинцию Ига в ходе Война Тэнсё Ига, в результате которой ниндзя Ига и Кога были почти полностью уничтожены. Один из способов, по которым действовал Сандаю, было содержание трёх разных домов, с тремя разными жёнами и семьями. Когда ситуация становилась неблагоприятной для него, он просто переезжал в один из двух других домов и принимал другую личность.

3. Фума Котаро (Fuma Kotaro)


Род Фума уникален среди ниндзя тем, что он образовался независимо от Ига и Кога и служил роду самураев Ходзё (Hojo clan) в Одаваре (Odawara). Джонин Фума Котаро был лидером рода в пятом колене, а также самым известным из них. На тот момент, род Фума представлял собой банду из 200 раппа (rappa) (саботажников) работавших в качестве разбойников, пиратов и воров для рода самураев Ходзё. В 1580 году сын Такэда Сингэна по имени Кацуёри (Katsuyori) напал на Ходзё в замке Одавары (Odawara Castle).

Ночью Котаро и его люди тайно проникли в лагерь Такэда и вызвали столько раскола и хаоса, что люди Такэды в суматохе начали убивать друг друга. В 1590 году Ходзё были разгромлены Тоётоми Хидэёси и Фума стали обычными бандитами. Популярная (хотя, скорее всего, выдуманная) история состоит в том, что в 1596 году Котаро убил Хаттори Хандзо, но потом был предан бывшим ниндзя Такэды по имени Косака Джиннай (Kosaka Jinnai), и, наконец, обезглавлен по приказу Токугавы Иэясу в 1603 году.

2. Като Данзо (Kato Danzo)


Като Данзо во многих отношениях был тем ниндзя, который популяризировал мнение о том, что ниндзя обладают сверхъестественными способностями. Данзо был иллюзионистом, который, как считали многие, был настоящим колдуном. Его трюки включали в себя глотание быка перед толпой, вызывание мгновенного прорастания семян и их цветение в тот момент, когда они были брошены в землю, и даже полёты, из-за чего у него появилось прозвище Тоби Като (летающий Като). На сегодняшний день исследователи полагают, что он, должно быть, был мастером гипноза, хотя нет никакой возможности в этом убедиться.

В любом случае, репутация Като, в конце концов, привлекла внимание Уэсуги Кэнсина (Uesugi Kenshin), который решил проверить способности ниндзя. Он предложил Данзо выкрасть высоко ценимую нагинату (naginata) (длинный меч) у одного из его вассалов по имени Наоэ Канецугу (Naoe Kanetsugu). Данзо не только успешно проник в замок, находившийся под усиленной охраной, и выкрал нагинату, но также забрал с собой девушку, работавшую в замке служанкой. Впечатлённый его умениями Кэнсин предложил Данзо работу, однако Данзо, в конце концов, оказался в немилости, то ли потому что Канецугу плёл против него интриги, а может и из-за того, что он начал вызывать подозрения у Кэнсина. В конечном счёте, Данзо перешёл к противнику Кэнсина, Такэда Сингэну, однако это решение оказалось фатальным, когда Сингэн заподозрил его в том, что он был двойным агентом и приказал его убить. Данзо был обезглавлен в 1569 году.

1. Хаттори Хандзо (Hattori Hanzo)


Хаттори Хандзо, скорее всего, является самым знаменитым ниндзя всех времён. Он был вассалом и самураем на службе Токугавы Иэясу, и являлся основной движущей силой, благодаря которой Иэясу стал сёгуном (shogun) и правителем всей Японии. Хандзо, выросший в провинции Ига, впервые проявил себя в битвах 1570-ых годов. Его самый известный момент произошёл в 1582 году: Когда Ода Нобунага был убит после предательства одного из его вассалов, Акэти Мицухидэ (Akechi Mitsuhide), Токугава Иэясу вдруг оказался в весьма опасном положении в непосредственной близости от Мицухидэ. Чтобы содействовать быстрому прохождению Иэясу по провинции Ига до безопасной для него провинции Микава, Хандзо собрал своих товарищей ниндзя Ига, а также их бывших соперников из рода Кога, для сопровождения Иэясу в безопасное место.

Существуют также некоторые источники, которые свидетельствуют о том, что Хандзо помог спасти захваченную в плен семью Иэясу. Хадзо, искусный борец с копьём и отличный стратег, преданно служил роду Токугава всю свою жизнь. Под его руководством ниндзя Ига стали дворцовой стражей сёгуната Токугавы в замке Эдо (Edo), и в конечном итоге стали тайным агентством сёгуната под названием Онивабан (Oniwabanshu). После смерти Хандзо в 1596 году, его преемник взял себе имя "Хаттори Хандзо», и эта практика стала традицией для руководителей ниндзя Ига и увековечила миф о том, что Хаттори Хандзо был бессмертным.

В книгах, посвященных искусству ниндзюцу, можно увидеть описания огромного количества типов холодного боевого оружия ниндзя – всевозможных мечей, серпов, алебард, трубок, сюрикенов и т.д.

Но с исторической точки зрения специфическим холодным оружием ниндзя, которое использовали лишь «воины ночи» являлись всего пара десятков видов военных предметов, которые были незаметны и использовались скрытно. Остальное в такой же мере применялось самураями и бандитами.

Виды холодного оружия синоби

Меч ниндзя (ниндзя – то, гатана) – короткий изогнутый меч с металлической рукоятью, опутанный черными полосками кожи. О мече ниндзя под влиянием боевиков сложилось большое количество заблуждений. Ниндзя–то был не прямым, а слегка изогнутым и не носился за спиной, как показано в фильмах. Во избежание привлечения внимания к наемному убийце на лезвии, ножнах и рукояти отсутствовали узоры, орнамент и драгоценности. Зачастую ножны меча (сая) делали длиннее, чем лезвие и в пустое пространство клали небольшие вещи, которые могли помочь синоби в сложной ситуации – сюрикены, отравляющие порошки, документы.

Ашико – острые металлические когти, которые надевались на ступни и помогали с высокой скоростью взбираться на деревья и стены. Также использовались в качестве оружия – ими можно было нанести тяжкие повреждения.

Шуко – подобно ашико применялся для лазания по деревьям и преодоления высоких укреплений.

Какуте – оружие женщины–ниндзя. Представляло собой кольцо с заостренными выступами, на которые наносился яд.

Кама – боевое оружие в виде серпа, с рукоятью длиной 45 см и закрепленным перпендикулярно к ней лезвием изогнутой формы. Зачастую применялось в качестве парного оружия.

Кусари-гама – кама, к которой крепилась цепь с грузом на другом конце. С помощью цепи производился перехват оружия врага и выбрасывание лезвия на расстояние длины цепи с последующим возвращением камы в руки ниндзя.

Кагинава – кошка на веревке или цепи большой длины. Использовалась для преодоления стен.

Киёкетсу-шоге – веревка с привязанным на одном конце ножом, а на другом – рукояткой в виде обруча.

Нагината – японская алебарда с пятнадцатисантиметровым лезвием. Нагинату часто носили монахи-воины сохеи, ниндзя использовали ее, если хотели замаскироваться под них.

Неко-те – металлические, иногда отравленные когти, которые надевались на пальцы. В основном, применялись женщинами – синоби куноичи для повреждения глаз соперника.

Саи – японский трезубец, представляющий собой острый круглый или многогранный шестидесятисантиметровый стержень, с заточенными гардами.

Шобо – острый металлический стержень, который присоединялся к среднему пальцу с помощью специального кольца.

Сюрикен – тонкая заточенная металлическая пластина, которая использовалась, в основном, для остановки врага. Иногда на концы сюрикена наносился яд, но ниндзя с отравленным сюрикеном по неосторожности мог ранить сам себя и умереть от своего же яда.

Метательные стрелки – заостренные стержни длиной 10-15 см, носились скрытно в специальном колчане на руке.

Тэссэн - веер металлическими заточенными спицами. Часто использовался в качестве небольшого щита.

Фукия, фукибари – духовая трубка 5-30 сантиметров длиной. С помощью нее ниндзя мог стрелять отравленными иглами.

Оружие ниндзя видео

В видео перечислены наиболее интересные предметы из арсенала синоби.

Во-первых, всё-таки синоби , а не ниндзя, потому что первое слово не несет в себе налета сверхестественных чудес и фантастики, то есть точнее описывает профессию - вопреки, опять же, байкосказкам, это шпионаж обыкновенный , а убийства - как "сопутствующие товары по прейскуранту".
Во-вторых, шпион, о котором стало известно - это провалившийся шпион, то есть сочетание "легендарный ниндзя" сильно потягивает оксюмороном. Но откуда же знать о тех, кто не провалился? Других шпионов у меня для вас нет...

Топ-10 знаменитых синоби

1. Като Дандзо . Этот синоби прославился своей "неповторимой фишкой" - фокусами. Задолго до Эдгара По (в эпоху Сэнгоку Дзёдай) он "познал дао" - незаметнее тех, кто прячется, только тот, кто изо всех сил сам лезет вам в глаза. И потому Като на заданиях "работал под" ямабито - странствующего буддийского монаха-фокусника, развлекавшего почтеннейшую публику "китайскими трюками". И так насобачился, что некоторые из его "номеров" смогли бы украсить репертуар любого Акопяна или Копперфильда. Например, "абсолютно загадоШный" трюк с уходом под воду и абсолютным под нею же исчезновением...

2. Мотидзуки Тиёмэ . Ремесло синоби тем и отличалось от самурайства, что им вполне себе могли заниматься и женщины. Нет, они не скакали по стенам, не убивали отравленными кинжалами и не сносили десять голов одним ударом - зачем? Женщина, обученная изящным искусствам, этикету и прочим способам обольщения, без труда подберется к самым охраняемым тайнам. Именно этому учила своих подопечных куноити (женщин-синоби) Тиёмэ, основавшая первую (и единственно известную) чисто женскую школу при дворе даймёТакэда.

3. Исикава Гоэмон . Сей представитель профессии синоби первым открыл тайну - что можно плюнуть на хозяев и, обладая таким-то искусством (он был учеником самого Хаттори Хандзо!), неплохо жить банальным воровством. Любая дерзкая кража при дворе кампаку Тоётоми Хидэёси объявлялась проделкой Гоэмона. Как и многие другие "робингуды", Исикава крал у богатых и не раздавал бедным, но народные легенды всё равно сделали это за него. Впрочем, ниппонцы - народ с особым "мент-али-тетом", и когда Гоэмона поймали и казнили, сварив в чане с кипящим маслом, они тут же стали называть ванну с подогревом "гоэмон-буро"...

4. Хаттори Хандзо . Если бы у синоби были свои короли, Хандзо бы был самым великим. И не потому, что дальше всех прыгал, быстрее всех бегал или метче всех стрелял (хотя и умел всё это делать вельми неплохо). Нет, инструментом у него была голова, а сферой деятельности - организаторская работа. Хандзо возглавил секретную службу у даймё Токугавы Иэясу, ставшего сёгуном и завершившего период Сэнгоку Дзёдай, и до самой смерти рассылал своих подопечных в саморазные места для сбора всякоинтересной информации. В итоге он сам стал знатным даймё и основал целую династию "ниндзя-генералов".

5. Санада Юкимура . Санада (при жизни носивший имя Нобусигэ - имя Юкимура ему "присвоили" авторы романов XIX века) был вассалом дома Такэда и считался самым ловким, хитрым и умелым тактиком и стратегом во всем Ниппоне своего времени. А еще он сам был неплохим воином, собравшим первый в истории Ниппона элитный отряд спецназа - "10 храбрецов Санады", в числе которых были и знаменитые воины-синоби Сарутоби Сасукэ и Киригакурэ Сайдзо. Правда, в отличие от Хандзо, он служил "не тому" дому, потому и погиб во время обороны замка Осака от полчищ Токугава.

6. Сарутоби Сасукэ . Самый известный из "10 храбрецов Санада", воин-синоби, ставший любимым персонажем фольклора и разнообразной "палп-фикшн-литературы про ниндзей, скрывающихся во мраке ночи". В каковом качестве до сих пор с успехом скачет по всяким анимэ и дорамам (в том числе и в "Наруто"), изображая "призрак на крыльях" и прочие сказки про ниндзя. Собственно, его прозвище "Сарутоби" и означает "Прыгающая Обезьяна".

7. Киригакурэ Сайдзо . Воин-синоби, помещенный "народными песнями" в тот же топ-отряд "10 храбрецов Санада". Его образ возник в популярной приключенческой литературе из фразы в летописях, что некий синоби Киригакурэ Сайдзо пытался убить самого Тоётоми Хидэёси. Чего и стало достаточно для сочинителей манга, дорам и анимэ - Сайдзо прыгает по ним иногда вмсте с Сасукэ, иногда против него, это уж как у автора сценария с утра фантазия заработает...

8. Фума Котаро . Специальностью этого синоби были налеты, саботаж и бандитизм, а возглавляемый им отряд получил название "раппа" ("саботажники"). Состояло это спецподразделение из бывших пиратов (вако) и разбойников и служило даймё Го-Ходзё. Прославились раппа ночным налетом на войска Такэда, когда, переодетые самураями этого клана, сорвали своим нападением крупную военную операцию. А когда клан Го-Ходзё покорился Тоётоми Хидэёси, то Фума Котаро вернулся к "старому ремеслу" - пиратству, и так достал своими подвигами правительство, что на его поимку был выслан сам Хаттори Хандзо. Схваченный охочими до награды "соратниками", командир раппа закончил свою жизнь на плахе.

9. Натори Масатакэ, ака Фудзибаяси Масатакэ . Этот человек "сдал" все секреты профессиональных синоби, написав в 1681 (или 1682) году учебное пособие "Сёнин-ки" - "Книгу молодого ниндзя", обучающую секретам этого нелегкого ремесла. Собственно, в основно именно из этого сочинения черпают благодарные, но не в меру фантазирующие потомки всю информацию о способах, какими именно синоби (а чаще всего - ниндзя) крались во мраке ночи...

10. Нэдзуми Кодзо . "Самородок из народа", нигде и никогда не учившийся "искусству быть невидимым" (буквальный перевод с ниппонского слова "ниндзюцу"), доказал, что до всего в жизни можно дойти собственным умом. Настоящее имя его было Накамура Дзирокити (а Нэдзуми Кодзо - прозвище, дословно "Посыльная крыса"), и прославился он 32 кражами из усадеб самых уважаемых самураев в Эдо. Когда его поймали, то денег при нем нашли всего ничего, и народ тут же сочинил истории о том, как "благородный жулик" раздавал награбленное бедным. Посему камень с его могилы был разбит и растащен на суверниры, так что пришлось класить на могилу новую плиту.

Ниндзя (в вольном переводе - «воин-тень») - так называли разведчиков-невидимок, специалистов по тайным убийствам, шпионов, не оставлявших следов средневековых лазутчиков. Однако точный перевод более прост и емок - «терпеливые», а учение, которому они следовали, - ниндзюцу - переводится как «искусство быть терпеливым». Ниндзя слыли мастерами всех видов оружия, блестящими кулачными бойцами, знатоками многочисленных ядов, гениями маскировки, способными укрыться от врагов даже в чистом поле.

Ниндзя, тайные агенты средневековой Японии, не были самураями, но в продолжавшихся столетиями столкновениях военной знати они играли важную, иногда решающую роль. Они совершали порой невероятное. Так, утром 1540 года в одной из многочисленных комнат замка, принадлежавшего известному самураю Фугаси, слугам открылось страшное зрелище: в луже крови на татами лежало тело их хозяина. Вероятно, Фугаси даже не увидел своих убийц. Чуткий слух самурая не потревожил ни один звук - его убили спящим. Удивительным оказалось и другое: воины охраны лежали тут же, перебитые столь быстро, что даже не успели обнажить мечи. У некоторых на теле не было ран, но остекленевшие глаза застыли в ужасе. Чудовищное событие поражало и тем, что все двери были заперты изнутри, а сам замок представлял собой крепость, окруженную высокими стенами и глубоким рвом. У каждой двери, ведущей в покои Фугаси, стояла стража, так и не заметившая ни одного постороннего.

Сам факт убийства в средневековой Японии, раздираемой клановыми распрями, был неудивителен, однако характер удавшегося покушения и его загадочность породили немало слухов. Говорили о призраках-убийцах, обитавших в темных подвалах замка и проникших сквозь решетчатые бойницы в покои Фугаси, о духах мертвых, мстящих самураям за свою смерть. В то, что подобное могли совершить люди, верилось с трудом.

Почти через два столетия после этого события кортеж самурая Сёгуми направлялся в столицу. Дорога шла по опушке леса. Авангард охраны скрылся за поворотом, следом - Сёгуми. Когда и свита сделала поворот, ей открылась поистине мистическая картина - на конях сидели два воина без голов. Сам же самурай исчез, а его конь в испуге задирал морду вверх. Подняв взоры, охранники увидели тело их господина, повешенное на суку ели, наклонившейся над дорогой. Кто же сумел за несколько секунд расправиться с тремя сильными воинами? Поиски убийц в лесу ничего не дали.

Оба загадочных убийства уже в наше время были отнесены на счет ниндзя.

Предполагается, что ниндзя и их искусство действовать тайно и незаметно появились благодаря развитому в средневековой Японии ремеслу шпионажа.

Но есть утверждения, что ниндзюцу зародилось в Японии в VI веке, вскоре после проникновения в нее буддизма из Китая и Кореи. Однако другие исследователи, считают это вымыслом, который объясняется спецификой Востока, где считается, что чем древнее явление, тем оно ценнее. А раз ниндзюцу пережило столько веков, то уже одно это доказывает его ценность.

Уже с VI-VII веков в Японии было известно многое, что впоследствии взяли на вооружение ниндзя, например: изготовление и использование ядов, бои подручными средствами. Из буддизма приходят особые положения пальцев (мудра) и произнесение звуков (мантра), наполненных мистическим смыслом. Тогда же появляются знаменитые монахи-воины - ямабуси, воплощавшие собой дух отшельничества и мудрости. Они странствовали по Японии либо жили в горах, занимались самовоспитанием. Ямабуси великолепно владели всеми видами боевого искусства и нередко в периоды запрета на хранение холодного оружия обучали крестьян кулачному бою.

С усилением централизованной власти в VII-VIII веках возникает спрос на умелых шпионов и лазутчиков. Чтобы удовлетворить его, близ Киото появилась первая школа ниндзюцу, которая принадлежала клану Хаттори. Члены школы многому учились у ямабуси, однако в отличие от горных отшельников-воинов активно использовали знания для шпионажа в пользу своего хозяина. Самого названия «ниндзя» тогда не существовало, и те, кого принято считать родоначальниками ниндзюцу, сильно отличались от мифологизированных персонажей. Они состояли на службе у господина, работали по найму и не задумывались, что такое духовность.

К началу XII столетия в Японии наступил период кровавых междоусобиц. Самураи с еще большим усердием принялись за боевые искусства. Их практика в основном включала искусство владения копьем (содзюцу), фехтование на алебардах (нагината), стрельбу из лука (кодо), искусство владения мечом (кэндо), искусство верховой езды и бой на коне (бадзюцу). Шпионы, состоявшие при воюющих кланах, немало переняли из воинской подготовки самураев, однако устранили многие ритуальные элементы, не имеющие практического значения в бою. Использовали лишь то, что позволяло быстро одержать победу и избежать опасности. Если самурай не мог нарушить ритуал, так как все время находился на виду, да и вообще речь шла о его чести и духовности, то для шпионов проблемы морали, а тем более чести, не существовали.

Кроме того, само оружие накладывало отпечаток на технику ведения боя. Настоящий самурайский меч катана стоил страшно дорого.

Естественно, катана - «душа самурая» - был недоступен лазутчику. Шпионы пользовались малыми мечами - легкими и более хрупкими. Искусство владения катаной проявлялось в тати-кадзе - количестве махов мечом. Их должно быть как можно меньше, а оптимальным вариантом считалось убить соперника одним ударом, едва вынув катану из ножен. Легкий меч ниндзя не позволял наносить таких сокрушительных ударов, зато его можно было вращать и перебирать в руке, что делало технику более разнообразной и скоростной. Опытный ниндзя вращал меч с такой скоростью, что перед его корпусом возникал как бы защитный барьер, преграждавший путь стрелам.

Любой предмет в руках опытного воина превращался в оружие. Ниндзя, переодетый бродячим монахом, мог пустить в ход тяжелый монашеский посох. Для противника было полной неожиданностью, когда из конца безобидной палки выскакивало острое лезвие или вылетала отравленная стрелка. Иногда в посохе делалось отверстие, и там пряталась длинная цепь. Другая, короткая палка использовалась не только для защиты от ударов, но и в качестве рычага для заломов конечностей жертвы.

Характерным оружием ниндзя были кусаригама - крестьянский серп с прикрепленной к его рукояти длинной цепью; нунтяку (нунчаку) - цеп для обмолота зерна; тонфа - ручка ручной зерновой мельницы. Особую категорию составляли мелкие подручные предметы - тонки (например, обычная иголка). К тонкам относились и метательные орудия - например, сюрикены (остро заточенные многогранные пластины). Брошенные опытной рукой, они поражали цель на расстоянии до 25 метров. Сюрикены могли быть отравленными, от них почти не удавалось спастись, когда их метали веером по 5-6 штук.

Чтобы обезопасить себя от погони, ниндзя оставлял за собой острые шипы - тетсу-биси. В полутемных анфиладах замка стража неизбежно напарывалась на эти маленькие «мины», а ниндзя вновь исчезал непойманным и неузнанным.

Огнестрельное оружие редко использовалось лазутчиками. Выстрел обнаруживал стрелявшего. В ход шли эффективные на ближней дистанции и крайне неожиданные для жертвы духовые трубки с набором отравленных игл. Яд тоже входил в арсенал ниндзя.

Чтобы заполучить пленника, ниндзя обычно использовал тонкую крепкую веревку (Гасило) с небольшими утяжелителями на концах. Он бросал ее в ноги соперника, утяжелители по инерции закручивались вокруг них, и тот спотыкался; подскочив, ниндзя окончательно опутывал руки и ноги жертвы, продевая веревку под пах и закрепляя ее петлей на шее. При малейшей попытке освободиться пленник лишь затягивал ее еще больше.

Междоусобные войны XII века в Японии усилили роль наемных телохранителей и знатоков шпионажа, а последующий период японской истории - Камакура (1185-1333 гг.) стал временем возникновения многих школ ниндзюцу (только на острове Хонсю их насчитывалось от 25 до 70). Каждая деревня выделяла в дружину самурая-феодала людей - копьеносцев, пеших воинов, слуг. Часть из них превращалась в самураев низшего ранга, прозванных асигару (легконогие). Они-то и были прообразом тех, кого стали позднее называть ниндзя.

Со временем они стали образовывать кланы. Бойцы могли быть связаны родственными узами. Но превыше самого близкого родства была присяга. Она связывала клан строгой дисциплиной, основанной на подчинении младших старшим и соблюдении ритуалов самурайского общения. Тогда появилось разделение на три категории - гении, тюнин и дзенин. Непосредственными исполнителями саботажа, убийств, шпионажа были генины, а разрабатывали операции, руководили мелкими группами тюнины. Дзенины стояли на вершине этой иерархии.

Кланы ниндзя зачастую формировались и в деревнях - для обороны родного очага от набегов бандитов и удалых бродячих самураев. Между деревенскими ниндзя и самураями нередко происходили жестокие стычки. Чтобы не быть узнанными, простолюдины прикрывали лица масками из темной материи, оставляя открытыми лишь глаза. Отряды самообороны нередко нанимались и для сведения счетов между самураями.

Если ниндзя попадал в плен, наказание для него было крайне жестоким - его заживо варили в кипящем масле. Труп вывешивался на стене замка в качестве назидания, причем самураи гордились большим количеством неудавшихся покушений на них. Это говорило об их неуязвимости и о том, что «их берегут духи».

Придерживаясь крайнего практицизма, ниндзя не стремились победить врага «по правилам», как предписывал кодекс самурайской чести - бусидо. Надо было неожиданно появиться, нанести удар стилетом или мечом, подсыпать яд и так же неожиданно скрыться: «ниндзя приходит из пустоты и уходит в пустоту, не оставляя следов». Для осуществления этой заповеди имелись десятки методов. «Терпеливый» умел просачиваться сквозь небольшие щели, например пролезть под забором, сделав подкоп не более чем в 20×20 сантиметров. Благодаря тренировкам, начинавшимся в детстве, ниндзя могли без вреда для себя делать искусственные вывихи в плечевом, локтевом, тазобедренном суставах. Это помогало им, извиваясь как змея, освободиться от тугих пут или притвориться мертвым, лежа в немыслимой позе.

Основа тактики заключалась в том, чтобы выдавать ложное за действительное. Избегая неожиданного нападения, ниндзя, например, разжигал огонь в своем жилище, накрывал стол, а сам ночевал в укромном шалаше или землянке - личная безопасность превыше удобств. Великолепными притворщиками были ниндзя в бою. Получив удар, они делали вид, что корчатся от боли. Изо рта шла кровь, якобы из горла, а на самом деле высосанная из десны. Ниндзя падал, агонизировал, издавая предсмертные хрипы. Но стоило противнику приблизиться, как снизу следовал удар ножом либо в горло летел сюрикен.

Ниндзя старался избегать прямого столкновения, не рассчитывая оказаться сильнее самурая. В открытых дуэлях меч самурая был для шпиона смертным приговором. Вот почему надо было «прийти из пустоты» и нанести решающий удар. Случаи, когда казалось, что именно так и происходит, были нередки, и в феодальной Японии верили в существование тенго - мистических созданий, наполовину воронов, способных исчезать в одно мгновение, будто растворяясь в воздухе. На самом деле ниндзя достигал «невидимости», действуя, например, под покровом ночи, неслышно выслеживая свою жертву.

Огромное внимание уделялось умению маскироваться и использовать рельеф местности. Ниндзя мог часами плыть по реке, держась за бревно и сливаясь с ним, мог неделями делать подкоп под самурайский дом и подпиливать в нем каменные половицы. Вероятно, именно так убийцы проникли в замок самурая Фугаси.

Среди ниндзя было немало женщин, называемых куноити. Их главным оружием были красота, изворотливость и фанатизм. Они могли служить гейшами, служанками, выполнять крестьянскую работу. Лишенные возможности носить меч, уступая мужчинам в физической силе, они использовали заколки для волос и веера, которыми наносили удары в горло и лицо противнику. Если самурай распознавал куноити, ее отдавали на поругание страже и лишь потом убивали. Поэтому женщины ниндзя в минуту опасности следовали древнему ритуалу самоубийства. В отличие от мужчин, взрезавших себе живот в акте харакири или сеппуку, куноити производили дзигай - удар ножом в шею. Как правило, они делали это хладнокровно, на глазах врага показывая полное презрение к смерти.

Школы, где готовились ниндзя, находились в уединенных, недоступных, строго охраняемых местах. Все, что делалось в этих школах, было окутано глухим покровом тайны.

В секретных школах ниндзя обучали огромному множеству вещей. Главное внимание уделялось тренировке силы, выдержки и умения в совершенстве владеть своим телом, ведь от этого впоследствии могла зависеть жизнь ниндзя. Вдобавок будущие агенты осваивали различные способы выживания в экстремальных ситуациях - в ледяной воде или под водой, при длительном голодании, после получения тяжелых увечий. Они должны были также уметь быстро и незаметно, в полном снаряжении преодолевать любые препятствия - стены замка, засеки, бурные водные потоки, болота, проникать в самый неприступный вражеский лагерь. Немаловажное значение для успешной деятельности ниндзя имело владение искусством маскировки, ведь им часто приходилось под самыми разными личинами, в самых разных облачениях неожиданно скрываться, заметая следы. И потом, будущему тайному агенту, разумеется, полагалось безукоризненно владеть всеми существовавшими в Японии видами оружия, и прежде всего теми, что убивали бесшумно. Главным «оружием» ниндзя было терпение. Известен случай, когда ниндзя пробрался в замок самурая и, прикрепившись к потолку специальными когтями, ждал, пока самурай зайдет в зал. Однако самурай пришел не один, с ним были гости, которые сели играть в японские шашки - го.

Игра затянулась до поздней ночи. Ниндзя провисел под потолком почти пять часов, но он умел ждать. Когда гости наконец ушли, ниндзя выполнил свою задачу.

Молодые люди, прошедшие подобное многолетнее обучение, становились членами разбросанных по всей стране тайных обществ, в которых никто друг друга не знал. Ловко маскируясь, ниндзя поодиночке жили в городах и деревнях. Они не знали ни имен своих предводителей, ни где они живут и даже никогда не видели их. Такие меры предосторожности гарантировали, что в организацию не сможет проникнуть ни предатель, ни шпион.

Как ниндзя получали и выполняли задания? Когда самурай высокого ранга хотел воспользоваться услугами ниндзя, он направлял своего слугу в условленное место, где, как ему было известно, находился посредник тайной организации.

Такими местами, в частности, были увеселительные кварталы крупных городов. Как только посредник признавал в слонявшемся по улице чужаке вероятного заказчика, он подходил и завязывал беседу. Если эти двое заключали сделку, то посредник сообщал об этому другому посреднику. Тот, в свою очередь, передавал поручение - опять же окольными путями - начальнику ниндзя того округа, в котором следовало выполнить задание заказчика. Сначала начальник ниндзя узнавал о всех деталях планируемой операции, а затем отдавал приказ о ее проведении.

Ниндзя, который получал заказ, был полностью предоставлен самому себе. Он тщательно, учитывая каждую мелочь, готовился к предстоящему делу. Он собирал подробнейшую информацию обо всем, что имело отношение к его заданию: о месте будущей операции, человеке, которого он должен был убить, планировке замка, охране военного лагеря, устройстве защитных сооружений и о многом другом. Затем он подбирал подходящую одежду, необходимое снаряжение и оружие и под видом монаха, бродячего актера, торговца, крестьянина или переодевшись женщиной отправлялся в путь. По дороге он прислушивался ко всем разговорам и старался завязать нужные знакомства. Добравшись до места назначения, ниндзя начинал наблюдать за интересующими его людьми или объектами. Для этого он выбирал подходящее укрытие, где проводил, не шелохнувшись, по многу часов.

Узнав таким образом все, что было необходимо, он приступал к разработке плана действий. Следовало взвесить все возможные варианты и выбрать из них лишь один. Например, если ниндзя получал задание убить высокопоставленного самурая, то с помощью разных хитростей или акробатических трюков он должен был попасть к нему в дом. Нападал он обычно из засады - тихо, внезапно и вероломно, тут все средства были хороши. Ниндзя мог убить приговоренного к смерти человека, ударив его ребром ладони, задушив или заколов кинжалом. Иногда несчастных отправляли на тот свет, например, влив им в рот яд в то время, когда они спали.

Продумывая свои действия шаг за шагом, ниндзя всегда предусматривал и пути отступления. Скрываясь с места преступления, «воин-тень» мог прыгнуть в глубокий крепостной ров (тогда ему приходилось прятаться под водой и дышать через бамбуковую трубку) либо, вооружившись крючьями и веревкой, перескакивать с крыши на крышу или с одной верхушки дерева на другую - потому и пошла молва, что ниндзя умеют летать.

Чтобы очистить себе дорогу назад, ниндзя пользовался разными отвлекающими средствами: например, подготовив все заранее, поджигал дом своей жертвы. Поднималась суматоха. Пока домочадцы и челядь бегали за водой, звали на помощь, пытались тушить огонь, убийца уходил никем не замеченным.

Ниндзя был готов и к неудачному исходу дела. Если он попадал в руки противников, то убивал себя, вонзая в горло кинжал, или, если заколоть себя не успевал, раскусывал капсулу с ядом - ее во время чреватой опасностями операции он всегда предусмотрительно держал за щекой.

Ниндзя должен был владеть не только специальным оружием и приемами для осуществления тайных операций, но и не хуже самураев действовать их вооружением. Дело в том, что ниндзя часто внедрялись на службу к противнику и состояли в числе самураев этого клана. И если бы их вооружение чем-либо отличалось от вооружения остальных самураев, то плохо пришлось бы этим шпионам. Кроме того, ниндзя, как правило, имели достаточно средств, чтобы приобрести хороший меч, а хорошее оружие они любили ничуть не меньше самураев.

Видео о Ниндзя.

Оружие Ниндзя (сверху фото, снизу описание).

Колющее оружие с клинком круглого или многогранного сечения. Крюк у рукояти предназначен для перехвата оружия противника

Метательный нож

Меч длиной около полуметра. Навершие рукояти снабжено иглой, часто отравленной. Игла могла убираться внутрь полой рукояти. Меч носили за спиной

Обоюдоострый кинжал с дополнительным клинком, снабженный длинной веревкой с кольцом. Использовался как ударное оружие, а также в качестве кошки

Трансформировавшийся из сельскохозяйственного серпа. Часто им пользовались как парным оружием

Дополнительно оснащался цепочкой длиной 2,5 метра с грузом на конце

Японское метательное оружие скрытого ношения (хотя иногда использовалось и для ударов). Представляет собою небольшие клинки, изготовленные по типу повседневных вещей: звёздочек, игл, гвоздей, ножей, монет и так далее.

Металлический шарик с шипами, который ниндзя метал под ноги противнику

Миниатюрное духовое ружье длиной около полуметра, стреляло отравленными стрелками - хари (вверху)

Бамбуковое духовое ружье, стрелявшее стрелками в виде бумажного конуса с зазубренным отравленным наконечником

Боевой веер, при раскрывании которого обнажались отравленные спицы. Иногда веер скрывал миниатюрный арбалет

— укороченная стрела с более тяжёлым наконечником, напоминает дротик для дартс, но большего размера.Метательные стрелки длиной 10-15 сантиметров ниндзя носил по несколько штук в футляре, пристегнутом к ноге или предплечью

Боевой посох, внутри которого скрывалась цепь с гирьками

Полый посох, внутри которого замаскирована цепь с крюком на конце

Пустотелый шест с пропущенной через него веревкой с крюком. Выпущенные через специальные отверстия петли позволяют использовать сино-битсу в качестве лестницы.