Развитие системы дошкольного образования в рф. Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы

Дошкольное образование выступает правом каждого ребенка, которое реализуется соответствующими подготовительными учреждениями, однако может осуществляться родителями самостоятельно в бытовых условиях.

Как показывает статистика, в России порядка трети семей не имеют возможности воспитывать ребенка в государственных подготовительных организациях. Поэтому дошкольное образование в нашей стране выступает одной из первоочередных задач молодежной политики.

История формирования системы дошкольного образования в России

Вслед за европейскими государствами в конце 19 века на отечественных просторах начали появляться подготовительные образовательные учреждения. Первый бесплатный в нашей стране был организован в 1866 году в городе Санкт-Петербурге. В это же время стали возникать частные подготовительные учреждения для детей интеллигенции.

В первой половине 20 века образовательная программа дошкольного образования в России была уже достаточно развита. Доступ населения открывался к целой массе платных и бесплатных подготовительных организаций. В стране постоянно действовало несколько детских садов, организация которых была приближена к современному уровню.

Первая программа, согласно которой должны были работать все государственные детские сады, была принята в 1934 году, а уже начиная с 1938-го определены основные задачи подобных учреждений, сформирована структура заведений, задокументированы постулаты функционирования детсадов, введены методические указания педагогам.

В 40-х годах прошлого века дошкольное образование достигло небывалого на то время размаха. Доступ к бесплатной подготовке получили более двух миллионов детей по всей стране.

В 1959 году возникли абсолютно новые учреждения дошкольного образования в виде Сюда родители могли отправлять по собственному желанию малышей возрастом от 2 до 7 лет, таким образом перекладывая задачу воспитания на плечи государственных педагогов и освобождая свободное время для занятий трудовой деятельностью.

Комплексное реформирование системы образования, что проводилось в нашей стране в период с конца 80-х по середину 90-х годов прошлого века, привело к формированию «Концепции дошкольного воспитания». В документе содержалось несколько основополагающих принципов, которым должны были следовать педагоги в процессе воспитания малышей:

  1. Гуманизация - развитие трудолюбия, уважение прав других людей, любовь к семье и окружающему миру.
  2. Развитие личности - укрепление физического и психического здоровья ребенка, помощь в постижении азов мыслительной и трудовой деятельности.
  3. Индивидуальное и дифференциальное воспитание - развитие склонностей ребенка, обучение малышей исходя из их личных интересов, возможностей и способностей.
  4. Деидеологизация - раскрытие общечеловеческих ценностей, отказ от конкретной идеологии в ходе реализации общеобразовательных программ.

Бюджетные учреждения

Бюджетными признаются организации некоммерческой направленности, созданные согласно указу властей, органов местного самоуправления для оказания услуг населению в сфере дошкольного образования. Имущество таких учреждений по праву принадлежит государству, но доверяется в распоряжение руководству образовательной инстанции.

Финансируются за счет бюджета в виде субсидий. Таким организациям не запрещается ведение предпринимательской деятельности, если получение дохода направлено на достижение целей, ради которых создано учреждение.

Автономные учреждения

Система дошкольного образования предполагает возможность организации автономных учреждений. К данной категории относятся заведения, созданные субъектами Российской Федерации для оказания услуг в области образования.

Финансирование автономных детских садов осуществляется за счет личных средств основателя, посредством субвенций либо субсидий. Услуги населению здесь могут оказываться как на платной, так и бесплатной основе. Имущество автономных учреждений закрепляется за руководством и доверяется в самостоятельное распоряжение.

Задачи современных дошкольных образовательных учреждений

В настоящее время выделяют такие задачи функционирования организаций дошкольного образования:

  • укрепление психического и физического здоровья малышей, охрана жизни воспитанников;
  • обеспечение социально-личностного роста, развитие речевых способностей, удовлетворение эстетических потребностей;
  • воспитание малышей исходя из возрастных особенностей, развитие любви к окружающему миру, уважения к свободам и правам других людей;
  • взаимодействие с родителями, оказание методической и консультативной

Педагог дошкольного образования

Основная задача педагога - развитие самобытной индивидуальной личности ребенка, раскрытие основ восприятия окружающего мира, формирование ценностей по отношению к природе, обществу.

Педагог в системе дошкольного образования должен обладать следующими качествами:

  • развитое мышление, долговременная и оперативная память;
  • высокая эмоциональная устойчивость, объективность оценок, тактичность и нравственность;
  • эмпатия к окружению, требовательность;
  • наличие творческих способностей;
  • умение быстро переключать внимание;
  • доброта, терпимость, справедливость, инициативность.

Типы современных ДОУ

Учитывая необходимость работы с отдельными возрастными группами и специфическую направленность воспитания отдельных малышей, выделяют следующие разновидности дошкольных образовательных учреждений:

  1. Традиционный детский сад - реализует общепринятые программы подготовки и воспитания детей.
  2. Детсад для малышей раннего возраста - занимается подготовкой воспитанников возрастом от 2 месяцев до 3 лет. Отвечает за создание оптимальных условий, которые способствуют ранней социализации и адаптации малышей к окружающему миру.
  3. Детский сад для детей старшего, предшкольного возраста - реализует основную образовательную программу, а также занимается обучением малышей возрастом 5-7 лет в специальных группах, где обеспечиваются равные возможности для последующего успешного обучения в школе.
  4. Детсады оздоровления и присмотра - здесь реализуется не только дошкольная программа, но также ведутся профилактические, оздоровительные и санитарно-гигиенические работы.
  5. Компенсирующие учреждения - основной упор осуществляется на квалифицированную коррекцию психических и физических недостатков воспитанников.
  6. Детский сад с приоритетом на конкретный вид деятельности - помимо общеобразовательного обучения, педагоги удовлетворяют познавательные, личностные, социальные, эстетические и художественные потребности малышей.

В заключение

Несмотря на довольно развитую систему дошкольных по-прежнему острым вопросом в нашей стране остается совершенствование педагогических кадров, формирование личностных качеств воспитателей исходя из соображений гуманистической психологии.

Полномасштабное раскрытие педагогического потенциала, повышение компетентности воспитателей, самообразование, модернизация и развитие системы детских подготовительных учреждений - все это входит в число наиболее актуальных проблем в сфере дошкольного образования.

За 30 лет после принятия ООН «Декларации прав ребенка» многие представления изменились. Возникла необходимость принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, а на основе юридических форм предлагались меры для их защиты.

Этим документом является «Конвенция о правах ребенка» - принята в 1989 году, которая не только развивает, но и конкретизирует положение Декларации. Важнейший правовой принцип, утвержденный в Конвенции – это признание ребенка полноценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъекта во всем комплексе гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Последние годы в России характеризуются возникновением новых видов учреждений воспитательно-образовательного характера для детей, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям. Наряду с государственными существуют негосударственные д/сады. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеются учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных способностей дошкольников – эстетические центры, дошкольные группы и д/сады при лицеях, гимназиях и т.д.; интеграцию воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития.

Такое положение дел в дошкольном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в школе.

Модификация содержания дошкольного образования, связанная с социально-экономическими изменениями в стране, привела к тому, что в 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена новая «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский).

В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России:

Гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

Развивающий характер образования – ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление здоровья, установка на овладение способами мышления, деятельности, развития речи;

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

Деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ д/сада.

В концепции раскрылась сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения педагогической работы с детьми.

Личностно-ориентированная модель способствует становлению ребенка как личности, обеспечивает чувство защищенности, развитие индивидуальности, то есть способствует гуманизации целей и принципов работы с детьми. Основное внимание уделялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства ребенка. Концепция отразила мысли передовых педагогов-практиков и ученых, вобрала в себе взгляды педагогической общественности. Именно поэтому Концепция была одобрена съездом работников народного образования, но она не содержала конкретных программ реализации намеченных целей.

Государственная политика в области образования была отражена в Законе РФ «Об образовании» (1991г.). Закон определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности, закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам.

В 1995 году постановлением Правительства РФ принято «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закрепилось право, что ДОУ могут самостоятельно выбирать программу, вносить изменения в них, разрабатывать собственные. В системе д/садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе – на уровне первичных навыков чтения, письма и счета.

В 1991 году было принято «Временное положение о дошкольных учреждениях», определяющее в качестве основных функций ДОУ, охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка, взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка. Задачи и функции, сформулированные в положении, в соответствии с требованиями ГОСТ.

Если говорить о вариативности содержания и программно-методического обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста, то на сегодняшний день педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 48 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей.

Наиболее востребованными в ДОУ регионов являются: «Программа воспитания и обучения в д/саду» (под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой), «Истоки» (научная редакция Л.А.Паромоновой и др.), «Детство» (В.И.Логинова, Н.А.Ноткина, Т.И.Бабаева), «Развитие» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.), «Кроха» (Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочаткова), «Из детства – в отрочество» (ред. Т.Н.Доронова), «Радуга» (Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова и др.), «Одаренный ребенок» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.).

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон об образовании РФ, где дошкольные учреждения называются начальной ступенью образования.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21

Статья 64. Дошкольное образование
Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку соответствующие нормы содержала ст. 18 Закона N 3266-1. Между тем, в рамках комментируемой статьи указанные положения в значительной степени обновлены и дополнены новыми нормами.
Статья посвящена правовой регламентации дошкольного образования. Основы правового регулирования дошкольного образования в Российской Федерации заложены Конституцией РФ, которая в ст. 43 гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях, возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права. Однако конституционные нормы не конкретизируют содержание данного права и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений. Более детальная регламентация осуществляется на уровне комментируемого Федерального закона и подзаконных актов. Так, стратегические аспекты развития сферы дошкольного образования заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р*(83). В числе первоочередных задач Концепцией обозначено повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Отметим также, что Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»*(84) поставлена задача достижения к 2016 г. стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
В части 1 комментируемой статьи определяется понятие дошкольного образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» не содержал четкого определения данного понятия, однако устанавливал, что дошкольные учреждения создаются и функционируют в помощь семье в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей. Комментируемый Федеральный закон конкретизирует цели дошкольного образования, называя в их числе: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Таким образом, акцент делается на общеразвивающей цели дошкольного образования. Дошкольный возраст — возраст ускоренного физического и психического развития ребенка, формирования в нем общих навыков и умений, предопределяющих его дальнейшее физическое, интеллектуальное, психическое развитие и являющихся базовыми для последующего становления индивидуальных особенностей развития. Немаловажными являются охрана и укрепление здоровья дошкольников.
Довольно массивный регуляционный пласт в сфере дошкольного образования составляет законодательство субъектов Российской Федерации. Так, в Калининградской области принят Закон от 10.11.2009 г. N 388 «О государственной поддержке дошкольного образования в Калининградской области». Данный Закон, предусматривая механизмы государственной поддержки дошкольных образовательных организаций, нацелен на развитие муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования и регулирует формы такого партнерства, а также меры его финансового стимулирования.
Субъектами Российской Федерации реализуется большое количество разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений*(85). При разработке и реализации таких программ ставятся цели повышения уровня доступности дошкольного образования и совершенствования его материально-технической составляющей. Программы определяют субъекты и объекты программ, объемы и источники финансирования мероприятий в рамках программ. Мероприятия могут включать: реконструкцию и строительство зданий дошкольных образовательных организаций; возврат ранее перепрофилированных зданий дошкольных учреждений; создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях и групп детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях и др.
В Санкт-Петербурге действует специальная программа строительства и реконструкции детских садов*(86). В некоторых субъектах Российской Федерации реализуются программы, предусматривающие специальные мероприятия, направленные на увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях*(87). В Саратовской области предпринимаются меры по возврату в действующую сеть дошкольных образовательных учреждений объектов, в которых находятся областные учреждения*(88). Представляется, что наличие региональных и муниципальных программ, направленных на развитие сети дошкольных учреждений и обеспеченных соответствующим финансированием, при условии их качественной реализации может способствовать скорейшему решению проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных организациях и полноценной реализации права граждан на дошкольное образование.
В некоторых субъектах Российской Федерации действуют программные документы, определяющие основные тренды развития дошкольного образования на соответствующей территории. Так, в Республике Саха (Якутия) утверждена Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы*(89), которая содержит анализ современного состояния дошкольного образования в Республике и определяет целевые ориентиры и прогнозный компонент дальнейшего развития исследуемой сферы. Необходимо отметить, что в Концепции не только поставлены задачи увеличения количества мест в детских дошкольных учреждениях соответственно демографическим потребностям, но и заданы содержательные целевые параметры развития данной сферы общественных отношений (например, расширение инновационных организационно-педагогических форм дошкольного образования; нацеленность на развитие инклюзивного образования и т.п.).
Часть 2 комментируемой статьи определяет общую направленность образовательных программ дошкольного образования. Содержание образования в дошкольной образовательной организации определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст. 12 комментируемого закона разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.
По общим нормам, закрепленным в ст. 11 комментируемого закона, федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к тому или иному уровню образования, включают в числе таковых требования: а) к структуре программы; б) к условиям реализации программы; в) к результатам освоения программы. Непосредственно содержание образования определяют образовательные программы; для уровня дошкольного образования — образовательные программы дошкольного образования. Государством разрабатываются примерные образовательные программы, которые представляют собой учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые объем и содержание образования того или иного уровня, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности и др.
Согласно комментируемой статье образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования. При этом образовательные программы дошкольного образования строятся на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается. Кроме того, в стадии проработки находится вопрос о порядке разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения их реестра. Очевидно, до введения в действие федерального государственного образовательного стандарта и формирования реестра примерных основных общеобразовательных программ при реализации образовательных программ дошкольного образования надлежит руководствоваться Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 г. N 2151), а также Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. N 655). Следует иметь в виду, что Министерством образования и науки РФ разработаны Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (письмо от 21.10.2010 г. N 03-248), примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» (письмо Министерства образования и науки РФ от 22.07.2010 г. N 03-13).
Таким образом, комментируемый Федеральный закон предусматривает стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных организациях, который, учитывая самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования, дает возможность адаптирования обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников, а также опосредует педагогическую автономию образовательных организаций.
В части 3 комментируемой статьи закрепляется право родителей несовершеннолетних, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Такая помощь согласно Закону может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях, однако не исключается и создание специальных консультационных центров. Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Это новое полномочие субъектов РФ в сфере дошкольного образования, предусмотренное комментируемым Федеральным законом. Введение данного полномочия потребует его закрепления в соответствующих нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Кроме того, во избежание декларативности названных норм субъектам Российской Федерации необходимо предусмотреть финансовое обеспечение осуществления данного полномочия. Отметим также, что полноценное функционирование консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях нуждается в регламентации в нормативных актах субъектов Российской Федерации правового статуса таких центров и механизмов их взаимодействия с родителями.
В отдельных субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне существует практика регламентации вопроса организации бесплатной методической, диагностической и консультативной помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Это обусловлено тем, что прежнее законодательство об образовании предусматривало правомочие органов местного самоуправления по организации и координации такой помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Так, в Астраханской области администрацией муниципального образования «Лиманский район» постановлением от 22.03.2011 г. N 324 утверждено Положение об организации методической, диагностической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей на дому. Положение предусматривает, что организация такой помощи производится на базе дошкольного учреждения посредством интеграции деятельности специалистов такого дошкольного учреждения (воспитателя, психолога, логопеда, социального педагога и других специалистов), которые проводят групповые и индивидуальные занятия с родителями, воспитывающими детей на дому (лектории, консультации, семинары для родителей и т.д.).
Практика создания консультационных центров для родителей с детьми дошкольного возраста распространена во многих европейских странах. Например, в Финляндии существуют бесплатные детские сады со свободным посещением, находящиеся в муниципальном ведомстве. В таких садах родители сами ухаживают за детьми и могут получать консультации по уходу и обучению. В Дании статья 11 Сводного закона о социальных услугах (Consolidation Act On Social Services, 2007) обязывает местные администрации создавать условия для получения гражданами услуг дошкольного образования, в том числе организовывать бесплатные консультационные центры, в которых семьи, родители могут получить квалифицированную помощь в решении любых проблем, связанных с воспитанием и уходом за детьми, в том числе на анонимной основе.

1.1 Дошкольное образование в системе современного российского образования

История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и Российской Федерацией, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров. Или неблагоприятная экологическая обстановка, царящая на планете, разрушающе действует на здоровье человека еще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в одной, то в другой точке планеты, проблемы образования уходят на последний план перед угрозой смертельной опасности, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад.

Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного образования. Социальная роль образования заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.

Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется ее самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.

Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены:

На обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

Совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;

Улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

К образовательным учреждениям относятся: дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. п.); учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).

Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.

Согласно Закону РФ «Об образовании» новой является трактовка традиционно существовавших профессионально-технического и среднего специального образования. Теперь оба этих звена рассматриваются соответственно как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования (основной школы), квалифицированных работников по всем основ­ным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребности страны в специалистах разного уровня квалификации.

Однако подготовить высококвалифицированных специалистов «на все времена» не представляется возможным, поэтому существует сеть послевузовского образования: институты и курсы повышения квалификации, аспирантура, ординатура, адъюнктура (повышение научной квалификации). Важным стимулом повышения уровня последипломного образования является аттестация, которая проводится на основе экспертной оценки труда специалиста с целью присвоения ему более высокой категории или разряда по единой тарифной сетке.

В последние годы возникла потребность в переподготовке кадров, т.е. создании условий для получения новой или смежной специальности.

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 2008г. Согласно Типовому положению дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, такие как: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.

Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

В соответствии с Типовым положением функционируют разные виды дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Необходимо отметить, что в системе современных дошкольных учреждений осталось незначительное число яслей, столь распространенных в нашей стране 10-15 лет назад. Дело в том, что условия воспитания в яслях вызывали закономерную критику со стороны педагогов, психологов, врачей, считавших отрыв маленького ребенка от семьи тяжелой нагрузкой для его несовершенной психики. Будучи по своему назначению оздоровительными учреждениями, ясли не выполняли в полной мере эту функцию, и заболеваемость детей была достаточно высокой. Забота о здоровье подрастающего поколения побудила правительство ввести так называемое «оплачиваемое материнство»: матерям предоставляется частично оплачиваемый отпуск в связи с уходом за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Однако надежды на то, что в условиях семьи дети в первые годы жизни будут развиваться лучше, чем в дошкольном учреждении, полностью не оправдались.

В настоящее время ведутся научные исследования с целью разработки модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи. Осуществляется поиск новых технологий воспитания детей преддошкольного возраста. В дошкольных учреждениях создаются группы с гибким режимом работы. Оказывается медико-психолого-социальная помощь семьям, в которых есть дети раннего возраста.

Для современной системы дошкольного общественного воспитания актуальными являются задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья. Создаются специализированные учреждения, группы для детей с различными нарушениями здоровья, с нарушениями слуха, речи, зрения, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и т.п. Проявлением гуманного отношения к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образовательная работа в которых поможет интеграции этих детей в общество.

В последние годы получили широкое распространение учебно-воспитательные комплексы «Детский сад - начальная школа» (УВК), в которых дети воспитываются и обучаются до 10-11 лет. В таком образовательном учреждении обеспечиваются преемственность, непрерывность дошкольного и начального школьного образования.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем -в детских домах, интернатах. Количество детей, нуждающихся в таких учреждениях, стремительно растет. Имеющиеся детские дома переполнены; изыскиваются новые формы воспитания сирот фактических и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить своих детей). Открываются приюты, организуется «шефство» взрослых над детьми, когда сирот берут в семьи на каникулы, на выходные дни. Создается институт патронажных семей: люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей. Педагоги детского дома помогают родителям-воспитателям, делят с ними ответственность за жизнь, здоровье, воспитание сирот. Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казенных учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного.

Всем образовательным учреждениям предоставляется право оказывать дополнительные образовательные услуги населению при наличии лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Дополнительные услуги могут быть платными, если они выходят за пределы обязательной образовательной работы с детьми, которая определяется учебным планом учреждения и программой, принятой для него в качестве основной. Так, на базе дошкольного учреждения дополнительно организуется обучение детей иностранным языкам, хореографии, ритмике, игре на музыкальных инструментах и т.д. Дополнительные образовательные услуги предоставляются не только воспитанникам данного учреждения, но и всем желающим.

С 1991 г. в России разрешено открывать частные образовательные учреждения. Для получения разрешения на открытие частной школы (детского сада, университета и др.), которое выдается в Департаменте образования, необходимо представить пакет обязательных документов (концепцию обучения и воспитания, программу и устав заведения, сведения о составе педагогического коллектива, справку о средствах на содержание учреждения).

По направленности и содержанию работы частные образовательные учреждения можно разделить на несколько типов: привилегированные, в которых за очень высокую плату обеспечивается высокое качество образования; для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития, плохо адаптируются, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведения и деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения; одаренных детей, которым необходимы особая атмосфера для развития и специальная программа обучения.

Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

К альтернативным образовательным учреждениям можно отнести некоторые гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения.

Альтернативными образовательными учреждениями являются также детские сады и школы Р. Штайнера, или так называемые вальдорфские школы, по модели которых работают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и России. Созданная в начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского учения (антропософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925) была направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью особых упражнений. Стержень концепции образования составляют трудовая, художественная, театрализованная виды деятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует строгая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оценок, лишены страха перед отчислением, второгодничеством. К работе вальдорфских школ активно привлекаются семьи воспитанников.

Другой пример нетрадиционного образования - школа Марии Монтессори (1870-1952). В этой школе главной целью воспитания провозглашено формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения в сложных ситуациях. Основу взаимодействия ребенка с педагогом составляет правило: «Помоги мне это сделать самому». Значительное место в образовательном процессе отводится работе ребенка с дидактическим материалом М. Монтессори, устроенным по принципу автодидактизма.

Нетрадиционность отличает работу с детьми в национальных учебных заведениях, которые возникают повсеместно (татарский, армянский, еврейский детские сады в Москве, Санкт-Петербурге, христианская школа «Чистое сердце» и др.). Указанные заведения реализуют в своей работе идеи и традиции национального воспитания, ведут обучение на родном языке, знакомят с культурой, историей, религией народа.

Альтернативные учебно-воспитательные учреждения, дополняя и раздвигая рамки государственной системы образования, предоставляют большие возможности для выбора модели обучения и воспитания. Однако у общественности стран, где имеет место развитие негосударственных образовательных заведений, возникает опасение, не противоречит ли создание таких учреждений принципам демократизации просвещения, не станут ли они фактором расслоения общества.