Самые древние государства мира.

февраля 04, 2014

Старый свет

Недаром Европа именуется "старым светом". Континент с многовековой историей, расположенный в Северном полушарии между Африкой и Азией, свое название получил по имени финикийской царевны Европы – героини античной мифологии.

На территории современной Европы расположено 43 государства. Известно, что первые люди пришли сюда 35 тысяч лет назад из Индии и Африки. А самые старые страны европейского континента возникли в IV-VI веках до н. э. Многие из них исчезли или стали частью других государств. Например, древнейшее государство на острове Крит, которое появилось за 500 лет до основания древнегреческих поселений, погибло в результате извержения вулкана. Но есть страны, которые существуют вот уже много веков подряд.

Древнейшей из ныне существующих стран Европейского континента считается Светлейшая республика Сан-Марино. Расположена небольшая страна на территории Италии на востоке Апеннинского полуострова. Ее площадь составляет 61 кв. км. Не смотря на свои более чем скромные размеры, Сан-Марино имеет все атрибуты государственности: свой флаг, гимн, парламент, который осуществляет контроль за 9 округами-крепостями. Государство полностью оправдывает свой девиз - "Свобода! " На протяжении 17 веков своего существования и по сей день страна не вовлекается в политические противостояния и войны.

Сан-Марино

Днем основания свободной республики Сан-Марино считается 3 сентября 301 года, а государственная конституция датируется 8 октября 1600 года. Первое поселение основал каменотес Марино на горе Титано, где по сегодняшний день располагается одноименная столица Сан-Марино, носящая имя своего основателя.

Марино был одним из первых представителей христианства, который с единомышленниками бежал из родной Далмации от древнеримского правителя Диоклетиана, славившегося жестокостью по отношению к христианам. На плато горы Титано обосновалась христианская община во главе с Марино, которая и стала началом поселения.

Болгария по праву относится к категории старые страны и насчитывает 1332 года своей истории. Первые предки болгар переселились на территорию Причерноморья, Приазовья и Северного Кавказа в I-IIIвеках. Возникновение Старой Великой Болгарии датируется 632 годом. Государство основал хан Кубрат, который сумел освободить территории от власти аваров. До этого периода болгары не были объединены в одно государство, их земли переходили от одних могущественных воителей к другим.

При хане Кубрате Болгарское ханство стало крупной военно-политической силой. Но, через несколько десятков лет, страна распалась. В 681 году появилась Дунайская Болгария, которая расширила свои земли за счет соседних территорий в дельте Дуная и в Мезии.

К красивейшим городам Болгарии относится София, где располагаются древнейшие соборы и исторические архитектурные памятники. Постройка церкви Св. Софии относится к VI веку. Собор Александра Невского - крупнейший православный храм Балканского полуострова площадью 2600 кв. м.

Бавария - область на территории современной Германии сохраняет свое название без изменений с VII века. Эти земли в древние времена населяли кельты, нация которых позднее смешалась с римлянами и германцами.

Начало своей истории Бавария берет с римских поселений. Римляне основали ряд городов-крепостей: Регенсбург, Аугсбург, Пассау. Тогда здесь были герцогства, завоеванные в конце VIII века Карлом Великим. Баварские земли вошли в состав Франкской империи.

Музеи под открытым небом

Сегодня Бавария свободное, динамично развивающееся государство на территории Германии.

Европейские города по праву считаются музеями под открытым небом. Посещение мест древних поселений на территории Европы могут стать путешествием в древние государства с их многочисленными замками, соборами и крепостями.

Как известно, государство и право существовали не всегда, а появ­ляются лишь на определенной ступени развития общества.

Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, на­ходящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род воз­главлял совет - собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - кото­рый выбирал своего старейшину.

По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первона­чальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовы­вали племена.

Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения - обычаями. Обычаи выражали инте­ресы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.

Причинами возникновения государства и права можно считать: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонис­тические классы.

Специфические формы возникновения государства

Переход к государству совершался в различных исторических фор­мах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных геогра­фических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятель­ных культурных цивилизаций.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры ро­дового строя - земельная община, коллективная собственность и др.

Афины - классическая форма возникновения государства вслед­ствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.

Римское государство, напротив, возникло не из внутренних про­тиворечий, а в результате борьбы между патрициями - членами пат­рицианского рода и пришельцами - плебеями.

Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для гос­подства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:

~ Древний Египет;

~ государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);

~ Шумер и Аккад;

~ Ассирия;

~ Вавилон;

~ государства долин Инда и Ганга (территория Индии);

~ Древний Китай;

~ древнегреческие полисы;

~ Древний Рим;

~ государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).

В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государ­ства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.

Различие теорий возникнове­ния государства связано с тем, что:

Возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;

Данный процесс (первоначально возникновение госу­дарства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;

Влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (цер­ковное господство в средние века (теологическая), заро­ждение капитализма, современная и др.) откладывала от­печаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в кон­кретное историческое время и в конкретном обществе);

Нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессио­нального и личностного мировоззрения.

К основным теориям возникновения государ­ства принято относить:

♦теологическую (религиозная, божественная);

♦патриархальную (отеческая);

♦ договорную (естественно-правовая);

♦ органическую;

♦ психологическую;

♦ ирригационную;

♦ насилия (внутреннего и внешнего);

♦ экономическую (классовую).

Теологическая теория возникновения государства

Теологическая (религиозная) теориягоспод­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Бла­женный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.

В новое время ее развили идеологи католической церкви Маристен, Мерсье и др.

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апо­стола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, су­ществующие власти от Бога установлены".

Теократическая теория имела под собой реальные фак­ты: первые государства имели религиозные формы, по­скольку представляли собой правление жрецов. Божест­венное право придавало государственной власти автори­тет, а решениям государства - обязательность. Так, в За­конах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поста­вили Хаммурапи править "черноголовыми".

Патриархальная теория возникновения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 -322 до н. э.).

Аристотель считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с пат­риархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть импера­тора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зави­сят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

В более современную эпоху ее развили Филмер и Ми­хайловский.

Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Ада­ма, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

Договорная теория возникновения государства

Суть договорной (естественно-правовой) теориив том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Договорная теория возникновения государст­ваполучила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авто­рами в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- п росветител и;

А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер.

Смысл идеи "общественного договора" в следующем:

Первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;

Каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех";

В результате "войны всех против всех" неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;

Чтобы этого не случилось, люди заключили "общест­венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

В результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория общественного договора имела прогрессивное значение:

~ сделан шаг к созданию гражданского общества;

~ фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;

~ государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

~ согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

~ в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

Органическая теория возникновения государства

Органическая теория возникновения государ­ствабыла выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

Люди образуют государство, как клетки - живой организм;

Государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;

Между государствами, как в живой среде, идет конку­ренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно органи­зованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская им­перия, в XVIII в. ~ Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенству­ется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, ото­рвавшаяся от народа церковь и т.д.).

Психологическая теория

Основоположником этой теории считается российско-польский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека:

Желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

Желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле;

Желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей госу­дарственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основыва­лась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Теория насилия

Насилие как главный фактор возник­новения государствавыдвигалось различными автора­ми на протяжении столетий. Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.

В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, го­сударство возникло путем насилия:

*одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;

*одних государств над другими (завоевания, порабоще­ния, колониальная политика).

Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

Сбор дани дружинниками;

Расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

Огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

Иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; государство франков, татаро-монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Ирригационная теории возникновения государства

Ирригационная (водная) теория возникнове­ния государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).

Для строительства оросительных каналов необходи­мы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янц­зы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Экономическая (классовая) теория возникновения государства

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

Произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

Возник прибавочный продукт;

В результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

Появились частная собственность и публичная власть;

Для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.

Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество.

К данной группе теорий образования государства относится господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).

Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.

Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;

Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;

Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).

Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.

К подобному варианту образования государства относится:

» революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).

» организационные изменения : 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).

» распад колоний: после Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.

Пути возникновения государства

Кроме теорий происхождения государства существу­ет еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский.

Для азиатского пути характерно:

› возникновение из родоплеменной знати (трансформа­ция знати). Вождь, старейшины становятся непосредст­венно государством, когда появляются силовые структу­ры, естественные пути возникновения;

› экономическая основа - общественная и государственная собственность;

› политическое господство основывается не на богатст­ве, а на занимаемой должности;

› чиновничий аппарат складывается до появления част­ной собственности, резервные фонды с продуктами тре­бовали следящих за ними чиновников;

Для европейского пути характерно следующее:

» государство возникло до появления классов.

» насильственный путь перехода власти от родовой зна­ти к богатой аристократии;

» основой государства является частная собственность;

» классовая дифференциации по занимаемому отноше­нию к собственности;

» определение политическое господство через богатство;

» административная структура складывается после появ­ления частной собственности;

» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

В европейском пути выделяют несколько форм возник­новения государства:

a) Афинская - естественный, ненасильственный путь, разде­ленный на три этапа (учреждение центрального управле­ния, приход к власти богатых, разделение на классы)

b) Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;

c) Германская - внешнее насилие.

В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.

Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".

Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института.

Основными причинами появления государства были следую­щие:

1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами; 2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей. 3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируе­мых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных; 4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства; 5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо­гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо­графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.

Сегодня в мире существует более 250 стран. Но в состав ООН входит только 193, остальные же обладают нечетким статусом. Многие государства получили независимость недавно, другие же только идут по пути получения суверенитета. При этом историки четко знают даты появления самых молодых стран, а когда возникли древние и первые такие образования, скрывает толстый слой тысячелетней пыли. Даже методику рождения стран трудно определить. Ведь каждая нация обладает своими мифами и легендами о сроках появления государства.

Например, легенды Сан-Марино гласят, что в 301 году член одной из первых христианских общин создал себе убежище на вершине горы Монте-Титано. С этой поры и ведется отсчет государственности маленькой страны. Однако о независимости этого поселения можно вести речь только с VI века, когда Италия распалась на множество независимых государств.

Японские легенды гласят, что страна была основана еще в 660 году до н.э., однако история знает о первом государстве на острове – Ямато. Оно появилось в 250-538 годах. Древняя Греция являлась одной из первых цивилизаций, она стала колыбелью для современной культуры, науки и философии. Однако полую независимость страна в современном виде получила только в 1821 году, выйдя из состава Османской империи.

Именно поэтому для составления такого рейтинга во внимание принимались те формы организации общества, которые соответствуют современным чертам государство. Оно должно быть действительно независимым, обладать собственной территорией, языком и государственными символами. В нашем списке есть те государства, которые существуют и на современной карте мира.

Элам, 3200 г. до н. э. (Иран). Это современное государство находится в юго-западной Азии. Исламская республика Иран появилось на политической карте планеты 1 апреля 1979 года в ходе Исламской революции. Однако история государственности этой страны является одной из самых древних в мире. Веками находившиеся тут государства играли ключевую роль на Востоке. Впервые на территории Ирана страна появилась еще в 3200 году до н.э., называлась она Элам. Образовавшаяся Персидская империя простиралась от Греции и Ливии до реки Инд. В средние века Персия была мощным влиятельным государством.

Египет, 3000 г. до н. э. Это самое древнее государство на планете, история которого богата интереснейшими фактами. Загадочная и таинственная страна фараонов стала родиной для многих видов и форм искусства, распространившихся затем по Европе и Азии. Именно отсюда взяла свое начало античная эстетика, которая легла в основу всех современных искусств. Египет является самой большой страной в Арабском Востоке, это один из центров политической и культурной жизни региона. Для туристов же страна является настоящей Меккой. Месторасположение Египта уникальное – он находится на стыке трех континентов – Африки, Европы и Азии. Здесь сталкиваются два мира – христианский и исламский. Египет появился на месте существования загадочной и могущественной древней цивилизации, история которой насчитывает века и тысячелетия. Появилось же тут государство еще в 3000 году до н.э., когда фараон Минес объединил несколько земель и создал новую страну. Египтологи окрестили ее Ранним царством. Следы той эпохи дошли до нас в виде Великих египетских пирамид, загадочных Сфинксов и внушительных храмов фараонов.

Ванланг, 2897 г. до н. э. (Вьетнам). Эта страна находится в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай. Название государства состоит из двух слов, в переводе это «страна вьетов на Юге». Цивилизация вьетов появилась в бассейне реки Красной. Легенды гласят, что народ произошел от дракона и феи-птицы. Первое же государство на территории нынешнего Вьетнама появилось еще в 2897 году до н.э. Долго время Вьетнам являлся частью Китая. С середины XIX века страна являлась французской колонией. И только летом 1954 года Вьетнам обрел независимость.

Шан-Инь, 1600 г. до н. э. (Китай). Китай располагается в Восточной Азии, это самое большое по численности населения государство мира. В нем проживает более 1,3 миллиарда человек. По площади же своей территории Китай уступает только России и Канаде. Местная цивилизация является одной из самых старых в мире. Китайские ученые утверждают, что ей уже более пяти тысяч лет. Но письменные источники свидетельствуют только о 3500-летней истории. В Китае давно уже была создана система административного управления. Новые и новые династии правителей только улучшали ее. Таким образом китайское государство с экономикой на основе развитого земледелия получило преимущество относительно более отсталых соседей-кочевников и горцев. Страна еще больше окрепла с введением конфуцианства, как государственной идеологии в I веке до н.э., а также единой системы письменности за век до этого. С 1600 по 1207 годы до н.э. на территории нынешнего Китая существовало государство Шан-Инь. Это первое государственное образование в этих местах, история которое реально подтверждено и археологическими находками, и нарритивными, эпиграфическими письменными свидетельствами. В 221 году до н.э. император Цинь Шихуанди сумел объединить все китайские земли, создав империю Цинь. Ее границы примерно соответствуют современному Китаю.

Куш, 1070 г. до н. э. (Судан). Площадь современного государства Судан, расположенного на северо-востоке Африки, сопоставима со всей Западной Европой. Население страны составляет 29,5 миллионов человек. Располагается страна в среднем течении Нила, на окружающих великую реку равнинах, плато и прилегающем побережье Красного моря. В северной части современного Судана с 1070 по 350 год до н.э. существовало древнее государство Куш, или Мероитское царство. Об этом государстве говорят остатки храмов, скульптур его царей и богов. Считается, что в те времена в Куше уже была развита астрономия, медицина и письменность.

Шри-Ланка, 377 г. до н. э. Название этого островного государства переводится, как Благословенная земля. Страна располагается в Южной Азии около юго-восточного побережья Индии. История жизни тут людей берет свое начало еще в неолите, именно к этому периоду относятся обнаруженные тут первые поселения. Письменная история берет свое начало с прибытия сюда арийцев из Индии. Они дали местному населения первые знания о металлургии, мореплавании и письменности. В 247 году до н.э. на острове появился буддизм, который оказал важное влияние на формирование страны и государственного строя. Еще ранее, в 377 году до н.э. на Шри-Ланке появилось первое королевство, столица которого располагалась в древнем городе Анурадхапура.

Чин, 300 г. до н. э. (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея). Кореей зовется географическая территория, в основе которой лежит Корейский полуостров, а также примыкающие к нему острова. Все они объединены культурно-историческим наследием. А ведь когда-то это было единое государство. Когда в 1945 году Япония потерпела поражение во Второй мировой войне, то Корея, бывшая колония, была искусственно поделена на две части ответственности. Севернее 38 параллели лежала советская, а южнее – американская. На территории этих осколков в 1948 году появились две страны – Корейская Народно-Демократическая Республика на севере и Республика Корея на юге. Местные предания гласят, что первое корейское государство было создано сыном небожителя и женщины-медведицы Тангуном, что произошло еще в 2333 году до н.э. Самый ранний этап истории Кореи ученые считают периодом государства Ко Чосон. Современные историки все же полагают, что дата 2333 год до н.э. является сильно преувеличенной, так как никакие документы ее не подтверждают. А появилась она на основе корейских хроник, возникших уже в Средние века. В начале своего существования Древний Чосон являлся союзом племен, страна существовала в виде отдельных независимых городов-государств. Только в 300 году до н.э. появилось централизованное государство. В те же времена на юге государства появилось и протогосударство Чин.

Иберия, 299 г. до н. э. (Грузия). Современная Грузия предстает молодым и динамично развивающимся независимым государством, которое почти полностью избавилось от советского наследия. История же государственности тут берет свое начало глубоко в древности. Грузия является одним из мест, где были найдены самые древние памятники нашей цивилизации. Историки считают, что первые страны на территории Грузии появились еще 4-5 тысяч лет назад. На восточном побережье Черного моря находилось Колхидское царство, а на территории современной Грузии – Иберия. В 299 году в этой стране к власти пришел легендарный царь Фарнаваз I. В годы правления его и потомков Иберия стала могущественным государством, подчинив себе значительные земли. А в IX веке на территории Грузии появилось новая объединенная страна. Ее правителем стал царь из династии Багратиони.

Великая Армения, 190 г. до н. э. (Армения). Впервые о существовании этой страны встречаются упоминания в клинописях царя Персии Дария I. Он правил в 522-486 годах до н.э. Об Армении свидетельствует и Геродот с Ксенофонтом (V век до н.э.). Древние историки и географы на картах отмечали это государство наряду с Персией, Сирией и другими древними странами. Когда же распалась империя Александра Македонского, то на месте ее обломков появились сразу три армянских царства – Великая Армения, Малая Армения и Софена. Первое из них оказалось довольно крупных государством, которое объединило земли от Палестины и до самого Каспийского моря. Страна появилась в 190 году до н.э., ученые именно ее считают первой в истории из существовавших на территории современной Армении.

Ямато, 250 г. (Япония). Япония является важным островным государством в Восточной Азии. Располагается оно на землях Японского архипелага Тихого океана, насчитывающего 6852 островов. Местные легенды гласят, что еще в 660 году до н.э. император Дзимму основал Страну восходящего Солнца, став ее первым правителем. Первые же письменные свидетельства о существовании древней Японии, как единого государства, встречаются в исторических хрониках I века китайской империи Хань. В своде империи Вей уже III столетия говорится о 30 странах на территории Японских островов, самой мощной из которых является Яматай. Легенды гласят, что правительница Химико правила там, используя свое волшебство. В период Кофун с 250 по 358 годы в Японии появляется государство Ямато, по всей видимости конфедеративное. А называется эта эпоха «кофун» благодаря одноименной курганной культуре. Она была распространена в Японии на протяжении пяти веков. Например, курган Дайсэнрё в V веке стал могилой для императора Нинтоку.

Великая Болгария, 632 г. (Болгария). Эта страна находится на востоке Балканского полуострова, в Юго-Восточной Европе. Есть свидетельства, что на территории государства существовало такое объединение народов, как Великая Болгария. Она включала в себя племена протоболгар и существовала в степях Причерноморья и Азова несколько десятков лет с 632 по 671 год. Столицей этой страны являлся город Фанагория, основал же ее, став первым правителем, хан Кубрат. Так началась история Болгарии, как государства.

О самом первом на планете государстве мы знаем немногое. Но именно оно дало толчок развитию других цивилизаций.

Знаете ли вы, какое государство было самым первым? TravelAsk расскажет вам о нем подробно.

Особенности древнейших государств

По своей территории древнейшие государства были небольшими. В центре древней страны находился укрепленный город с храмом местного бога-покровителя и резиденция главы государства. Правитель зачастую был и военным предводителем, и руководителем оросительных работ.

Так, например, в долине Нила во второй половине 4 тысячелетия до н. э. государств насчитывалось более сорока. Между ними постоянно шли войны за территории.

Самое первое государство

Самым первым государством в мире считается цивилизация шумеров. Возникла она в конце IV тысячелетия до н. э. Находилось государство на берегу Евфрата, где он впадает в Персидский залив. Эта территория называлась Месопотамией, сегодня здесь расположены Ирак и Сирия.

Откуда они появились на этой земле ― для ученых до сих пор загадка. И шумерский язык ― тоже загадка, так как его не удалось соотнести ни с одной языковой семьей. Записывался тексты клинописью, которую, собственно, шумеры и изобрели.

Сначала народ окультуривал ячмень и пшеницу, осушал болота и даже делал водные каналы, подводя воду к засушливым участкам. Потом они стали производить металлы, ткани и керамику. К 3000 году до н. э. шумеры обладали высочайшей для своего времени культурой с тщательно продуманной религией и особой системой письменности.

Как жили шумеры

Дома шумеры строили в стороне от берегов Евфрата. Река часто разливалась, затопляя земли вокруг, а ее низовья были болотистыми, где размножалось множество малярийных комаров.

Жилища они воздвигали из глиняных кирпичей, глину добывали тут же, на реке, благо берега Евфрата ей богаты. Поэтому глина выступала основным материалом: из нее делали посуду, таблички для клинописи и даже детские игрушки.


Одним из основных занятий жителей городов была ловля рыбы. Люди строили лодки из речного тростника, смазывая их смолой, чтобы избежать протечек. На лодках они передвигались по водоемам.

Правитель города выполнял одновременно и функции жреца. Он не имел жен и детей, считалось, что жены правителей ― богини. Вообще, религия шумеров интересна: они считали, что существуют для того, чтобы служить богам, а боги без шумеров не могут существовать. Поэтому богам подносили жертвы, а храмы стали центром управления государства.

Возникновение цивилизации

Исследователи предполагают, что основным фактором возникновения государства была необходимость возделывать земли и орошать их, подводя каналы, ведь климат в этом регионе пустынный и засушливый. Оросительные системы ― достаточно сложная технология, поэтому им требовалось организованное управление. Это и сплотило само общество.

У шумеров было много городов со собственным управлением и властью. Самые крупные из таких городов-государств были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Во главе каждого из них стоял жрец, по его указу и жило население. Так, с народа собирали подать, а в голодные годы раздавали еду. В целом жители городов жили не очень мирно, периодически воюя между собой.

В Шумере была даже введена частная собственность на землю. Конечно, это способствовало имущественному расслоению населения. Рабов в городах было немного, а их труд значительной роли в хозяйстве не играл.

Особую роль в Шумерской цивилизации играли лугали ― руководители воинов. Обладая силой и военными знаниями, они со временем частично вытеснили власть жрецов.

Что касается военного обмундирования, то у шумеров был примитивный лук, копье с медным наконечником, короткий кинжал и шапка из меди.

Вклад в дальнейшую историю

Конечно, если сравнивать с последующими государствами, хозяйственные технологии шумеров были весьма примитивны. Однако именно их культура легла в основу последующих цивилизаций: так, шумерская цивилизация пришла в упадок, а на ее месте возникла другая крупнейшая цивилизация ― Вавилонская. Шумеры были очень образованными, на соседних территориях в этот период все еще жили первобытные общины. Они не только изобрели клинопись, но еще обладали математическими познаниями, разбирались в астрономии, умели точно определять площади земельных участков.


При городских храмах были школы, в которых эти познания передавались следующим поколениям.У шумеров была и своя литература. Так, наиболее известным стал эпос о Гильгамеше, царе, который искал бессмертия. Это один из старейших памятников литературы. В эпосе есть глава, в которой рассказывается о человеке, спасшем людей от Всемирного потопа.


Считается, что эта легенда легла в основу библейского потопа.

Упадок государства

По соседству с Шумером жили кочевые племена. Одни из них ― аккадцы ― перешли к оседлому образу жизни, переняв у шумеров многие технологии. Сначала шумеры и аккадцы поддерживали дружеские отношения, однако у них были и периоды военных распрей. В один из таких периодов аккадский вождь Саргон захватил власть и провозгласил себя царем Шумера и Аккада. Случилось это в XXIV веке до н. э. Со временем шумеры ассимилировались среди этих народов, а их культура стала базой для государств, возникших в Месопотамии в будущем.

П ервые государства стали появляться в Месопотамии, в Иране и в IV тыс. до н.э. , который царил до освоения , серебра и золота, подходил к концу на этих территориях, но в других частях планеты продолжать развиваться. Впрочем, даже сегодня в удаленных уголках нашего мира можно встретить небольшие поселения, живущие общинами первобытного строя.

Чем обусловлено появление государства? В первую очередь, главным фактором являлся именно климат. Если человек занимается земледелием и скотоводством в относительно благоприятных условиях, при теплом климате и с достаточным количеством воды, то продукты пропитания постепенно накапливались, что позволяло заниматься другой деятельностью, имея в достатке пищу.


При достаточных запасах еды уже можно было посвящать себя ремеслу, изучая каменные и металлические вещи, а также посуду, украшения. Своими изделиями уже можно было делиться с соседями, которые взамен отдавали что-то свое – продукты питания, например.

Чем больше селение, тем важнее самоорганизация, поэтому практически везде были своего рода руководители. Как правило, это были люди преклонного возраста с накопленным опытом и знанием обрядов. Если возникали какие-то конфликты, распри или ссоры, то шли как раз к старейшине, который, на первых порах, имел только авторитет, но никакой выгоды от своего положения.


Но с увеличением численности нужно было не просто руководить людьми, но и планировать. Например, требовались общественные работы на реках, в лесах. Людей нужно было настроить, объяснить перспективу и выгоды от совместных усилий. И если все получалось, то излишки того же зерна уже были общественным достоянием в виде запаса на случай неурожая или для обмена с общинами поблизости.

Старейшины не могли совмещать такую многоплановую и трудоемкую работу по организации коллективного труда с личным хозяйством, поэтому со временем руководители стали трудиться для общего блага, получая часть совместно произведенных продуктов из запаса.

Учитывая крепкую родственную связь между жителями соседних селений, часть вопросов должна была решаться совместно. Сообщества для решения таких вопросов и выбирали своих представителей вождей-жрецов.

Постепенно, сначала скрепленные родственными узами, а позже соседскими, поселения объединяются в городские образования, которые и станут первыми городами-государствами.

Знать, которая возглавляла первые прототипы государств, развивалась как класс постепенно. Сначала появлялись другие жилища, особые формы быта и предметы роскоши. Со временем пропасть между вождями и соплеменниками увеличивалась, но не была существенной и принципиальной.

О прочности первых государственных образований говорило наличие монументальных сооружений. Такое могло появиться только при усилиях большого количества людей, организованных по работе. Например, таковыми являются храмы, мегалиты и пирамиды в Древнем Египте.

По мнению ученых, первые государственные образования, которые возглавляли вожди, просуществовали с III тыс. до н.э. и вплоть до раннего Средневековья.