Ь знак в конце существительных после шипящих. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Сказка про мягкий знак

Жила-была в алфавитном саду очень странная буква – буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву – Со многими буквами Мягкий Знак очень дружил, поэтому решил, что может занять место и после шипящих. Подошёл Ь к существительным женского рода и вежливо так сказал:

«Моя но ч ь , ве щ ь и ро ж ь ,
Моя до ч ь , пе ч ь , бро ш ь ,
Мои дорогие, красивые,
Вам нужна моя помощь,
Любимые!

Растрогались добрые существительные женского рода с буквами Ч (че), Щ (ща), Ж (же), Ш (ша) в конце слова и согласились дружить с Мягким Знаком .




Объясни, почему надо писать мягкий знак (Ь ) в этих словах?

Обрати внимание, какого рода эти существительные. Эти существительные женского рода. Значит мягкий знак (Ь ) будем писать.

Но на этом сказка не закончилась. Читай (слушай) дальше .

Обрадовался Ь . Побежал к существительным мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие звуки и закричал:

Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера. Они сказали Ь :

«Пожалуйста, никогда, слышишь, никогда, не приставай к нам!»

Назови слова с шипящими на конце. Нужен ли здесь мягкий знак (Ь )?

Объясни, почему мягкий знак (Ь ) при написании этих слов не нужен.

(ж.р.) для письма
Играть туш (м.р.)

Определи, надо ли писать мягкий знак на конце следующих существительных:

дрож(?)
брош(?)
богач(?)
нож(?)
молодеж(?)

Посмотри и запомни!

Внимательно прочти памятку написания мягкого знака (Ь) в существительных с шипящим на конце.

Определи, какое слова в каждой строке лишнее.

Проверь, верно ли ты определил лишние слова. Проверь себя .

Прочти пословицы. Объясни их смысл. Объясни написание существительных с шипящим на конце.

Ложь человека не красит.
Умный товарищ – половина дороги.
Всякая вещь хороша на своем месте.
Речь вести – не лапти плести.

Замени (устно) словосочетания одним словом с шипящим на конце. Произнеси это слово и поясни нужно ли в конце этого слова ставить мягкий знак.

Футбольное соревнование.
Человек, лечащий больных.
Мелкие деньги.
Часть суток от вечера до утра.
Молодые люди.
Непромокаемая легкая одежда от дождя.
Чёрная птица, вестник наступающей весны.
Предмет, на котором ездил Емеля.
Близкий приятель, друг.

Объясни учителю (можно в видеокомнате) или взрослым.

Проверь, верно ли ты выполнил задание. Проверь себя .

Прочти стихотворение.

Выучи это стихотворение наизусть. Расскажи его взрослым или учителю (можно в видеокомнате).

Прочитай пословицу. Объясни взрослым или учителю (можно в видеокомнате), почему слово «ложь» пишется с мягким знаком.

Сказка – ложь , да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Посмотри внимательно плакат.

Повтори, когда надо писать Ь в существительных с шипящим на конце.

Цель урока: изучить орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода».

Задачи урока:
- образовательная:

  • познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих;

- развивающая:

  • развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
  • развитие внимания, зрительной памяти учащихся;

- воспитывающая:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы обучения: поисковый, словесный, практический

Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • презентация 24 слайда (среда POWER POINT);
  • учебник русского языка для 3 класса (авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, изд. «Просвещение», 2007 год, УМК «Школа России»);
  • алгоритм работы «Существительные с шипящими на конце»;
  • бланки для проверки знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.
Слайд № 1.
Проверка готовности учащихся к уроку. На партах у учащихся: учебник, тетрадь, дневник, пенал, дополнительный материал, который раздал для работы учитель.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и название работы.

II. Чистописание.
На доске:
ж ч ш щ ь
- Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ч, щ? ([ж] – согласный, твёрдый непарный, звонкий парный звук, [ш] – согласный твёрдый непарный, глухой парный звук, [ч"] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук, [щ"] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук).
- Для чего служит мягкий знак? (ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный).
- Пропишите каллиграфически правильно буквы.

III. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
На слайде №2:
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.
- Прочитайте слова.
- Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные, ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный). Объясните написание орфограмм.
- Выпишите слова в два столбика.
- По каким признакам вы распределите слова в два столбика? (в один столбик выпишу слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости , а в другой столбик с разделительным мягким знаком).
- Какие гласные вставили? Назовите их.
- Как вы распределили слова по двум столбикам?
Проверка. (Слайд № 2, по щелчку)
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «помощь»).
(Слайд № 3)
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.

IV. Создание проблемной ситуации.
(Слайд № 4)
Устно: Замените словосочетания одним словом:
Она бывает устной и письменной – речь
Человек, который играет на трубе – трубач
Место, где купаются и загорают – пляж
Растение, из молотых зёрен которого выпекают ржаной хлеб - рожь
- Что заметили в словах? (почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).
- Какая проблема встает перед нами? (нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).

V. Открытие детьми нового знания.
- Сейчас будем работать парами.
- Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод.
(Слайд № 5)

Исследуем слова

  1. Прочитайте слово.
  2. Какой частью речи является слово?
  3. Определите род имен существительных.
  4. Какой звук слышится на конце слова?
  5. Подумайте, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их на группы.
  7. Чем отличаются слова из каждой группы?
  8. Сделайте вывод. Попробуйте сформулировать правило.

(Слайд № 6). На экране слова:
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.
Каждая пара выполняет задание в тетрадях. Сравнивают свои работы. У доски рассказывают о своих исследованиях.
- Давайте проверим, как вы распределили слова в два столбика. (Слайд № 6, по щелчку)
- Какова же работа мягкого знака в эти словах? (грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)
- Какой вывод можно сделать? (мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
- Схемой это можно записать так: (Слайд № 7)

VI. Работа с учебником (правило).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?
Чтение правила на странице 69.
- Правы ли были мы с вами?

VII. Физминутка.
(Слайд № 8)
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, вы приседаете, если услышите существительное мужского рода – подпрыгивайте.
Дичь, чиж, ночь, грач, тишь, дочь, врач, брошь, кулич, мышь, плащ.

VIII. Закрепление полученных знаний.
- У каждого на парте имеется алгоритм работы, пользуясь которым вы не допустите ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных
а) - Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 58 на стр. 70
(Комментированное выполнение с подробным объяснением.)
- Какой вывод по этой работе мы можем сделать? Какую работу может ещё выполнять мягкий знак? (указывает на женский род имени существительного)
б) - Отгадайте загадки, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки (с мягким знаком в женском роде и без него в мужском роде).
(ученик - у доски)
(Слайд № 9)

1) Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок.
(Ключ )
2) В небе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет
(Печь )
3) Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала,
Мама в ней бельё стирала.
А потом, а потом
Я купался под дождём.
(Душ )
4) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(Мышь )
5) Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
А потом вдруг убежала.
(Ёж )
6) Утка в море,
Хвост на заборе.
(Ковш )
7) Стукнешь о стенку -
А я подскачу.
Бросишь на землю -
А я отскачу.
Чтобы было! А что было?
(Мяч )
8) Ходит вдоль каравая,
Его разрезая.
(Нож )

IX. Практическая работа.

Сейчас каждому предстоит побывать в роли учителей. (Слайд № 10). Один ученик написал текст, и я уже вижу в нём ошибки. Исправьте ошибки. Запишите правильно.

Сколько ошибок насчитали? Какую оценку надо ставить такому ученику?
Самопроверка. (Слайд № 10, по щелчку)

X. Картинный диктант.
(Слайды № 11 – 22)
- Запишите в тетради названия растений и животных, а также различных предметов, которые вы видите. (ёж, ландыш, стриж, камыш, нож, шалаш, гараж, душ, морж, карандаш, мяч, врач ).

XI. Тест (самостоятельная работа)
- А сейчас проведем небольшой тест и проверим свои знания.

XII. Обобщение знаний по теме.

Наш урок почти подошёл к концу. Давайте вспомним, над какой проблемой мы сегодня работали? Чему научились?

XIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
- Что было легко? Что было трудно?
- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:
(Слайд № 23)
1. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
2. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
3. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
Самопроверка. На экране правильные ответы, дети проверяют.
(Слайд № 24)

XIV. Домашнее задание.
Правило на странице 69, упражнение 59 на странице 70.

XV. Окончание урока.

Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих
В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

В существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).

Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
Упражнение

Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)

На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то ветош_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)

Это точ_ -в-точ_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как биш_ их... Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпеж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Солнце только начинало подниматься из-за туч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

И как подумаеш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаеш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла теч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла замуж_ , за такого незначительного человека... («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)

Я ему говорил... Не плач_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска лиш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвеш_ зелено, испортиш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набьеш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Николай в два слова купил за шесть тысяч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

На той стороне ограды старик строгал обруч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фальш_ и лож_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помоч_ им, - сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

И вот в Москве, где каждая встреча ей нож_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Наступила ноч_ - мать благословила доч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

Но иногда - хотя весьма редко - златой луч_ надежды, луч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

И там один ключ_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Не беспокойтесь, не дам-с, - решительно сказал усач_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встреч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Плач_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзнич_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Дич_ ! - завопил взбешенный до ярости Лужин, - дич_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да полож_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с плеч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охоч_ до зрелищ_ , что никому без себя сеч_
не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

«Довольно! - произнес он решительно и торжественно, - проч_ миражи, проч_ напускные страхи, проч_ привидения!..» («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смерч_ и все поглотит, все разом... («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали грош_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Задачи уроков 102-104: 1) формировать умение определять род имени существительного; 2) познакомить учеников с новой орфограммой - правописанием мягкого знака в конце имен существительных женского рода; 3) научить детей разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него; 4) показать новую функцию мягкого знака - грамматическую.

Это важно! Надо обратить внимание детей, что мягкий знак после шипящих в конце слова пишется не просто в именах существительных женского рода, но обязательно у существительных женского рода в единственном числе. Иначе будут возможны ошибки типа пять тысячь, из-за тучь и т. п.

Урок 102

Подведение учащихся к самостоятельной формулировке правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных (упр. 62 из учебника).

Уточнение сделанного школьниками вывода при чтении сообщения Самоварова на с. 48 учебника.

Письменное выполнение упр. 63 из учебника с обязательным объяснением принятых решений.

Игра «Найди третье лишнее» (упр. 64 из учебника).

Выполнение упр. 66 из учебника.

Упр. 65 из учебника может быть выполнено или при работе в паре, или в форме самодиктанта со словами-отгадками.

Составление рассказа по рисунку с использованием опорных слов и словосочетаний (упр. 67 из учебника).

Итог урока: С какой новой орфограммой мы познакомились на уроке? Когда в конце имен существительных после шипящих надо писать мягкий знак?

Домашнее задание. Упр. 44 из РТ.

Урок 103

Проблемный вопрос: Зачем пишется мягкий знак в словах отмель, шмель ? А в словах рожь, мышь ?

Выслушиваются варианты ответов детей, затем читается сообщение Самоварова на с. 50 учебника.

Важно показать, что в конце имен существительных после шипящих мягкий знак выполняет только роль указателя на женский род, то есть чисто грамматическую функцию.

Уточнение знаний учащихся о роли мягкого знака в конце имен существительных после шипящих при выполнении упр. 45 из РТ.

Разграничение случаев употребления мягкого знака: а) мягкий знак служит для указания на мягкость согласных; б) мягкий знак служит для указания на существительные женского рода (упр. 68, 70 из учебника).



Игра «Волшебные превращения слов» (упр. 46 из РТ).

Командная игра «Кто больше?». Одна команда подбирает и записывает на доске имена существительные женского рода с шипящим согласным в конце, вторая команда - имена существительные мужского рода с шипящим согласным в конце, третья команда - имена существительные, в которых мягкий знак в конце слова указывает на мягкость согласного звука.

Систематизация знаний учеников об употреблении мягкого знака в русском языке: Для чего может употребляться в словах мягкий знак?

Работа с упр. 71 из учебника.

Итог урока: Какие три разные роли может выполнять мягкий знак в словах?

Домашнее задание. Упр. 69 из учебника.


Урок 104

Формирование умения употреблять мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода, разграничивать случаи употребления мягкого знака в словах: игра «Кто самый внимательный?» (упр. 47 из РТ); комментированное письмо (упр. 48 из РТ); при работе с текстом (упр. 72 учебника - последнее задание к упр. на уроке не выполняется).

Итог урока: Для чего в конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак? Когда еще пишется мягкий знак?

Домашнее задание. Выполнить последнее задание к упр. 72 из учебника.

Уроки 105-107. Изменение имен существительных по падежам (склонение)

Задачи уроков 105-107: 1) познакомить учащихся с понятиями склонения и падежа; 2) ввести названия падежей, познакомить детей с этимологией этих терминов для лучшего их запоминания; 3) способствовать усвоению учащимися алгоритма определения падежа; 4) показать роль окончания при изменении имен существительных по падежам; 5) познакомить детей, с одной стороны, со словами-«помощниками» при определении падежей, а с другой стороны - с предлогами, употребляемыми с определенными падежами.

Урок 105

Работа по заданиям и вопросам учителя: Определите, как изменяются имена существительные: река - рéки, глаз - глазá . (Изменяются по числам.) Какая часть слова при этом изменяется? (Окончание.) А теперь прочитаем словосочетания из упражнения 73 учебника и поможем Ане ответить на вопрос Совенка.

Наблюдение за изменением формы слова и формирование умения находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное (упр. 74 из учебника). Важно научить детей ставить вопрос к имени существительному не произвольно, а обдуманно: от главного слова в словосочетании (залили для чего? для катка; спешат к чему? к катку и т. д.). Обратить внимание детей на изменение окончания в слове.

Чтение диалога Совенка, Вани и Самоварова на с. 54 учебника помогает учащимся понять цель изменения имен существительных по падежам - имя существительное изменяется для связи слов в предложении по смыслу.

Чтение названий падежей по учебнику (сообщение Самоварова на с. 55). Надо обратить внимание на сокращения при указании падежей. Целесообразно параллельно с чтением сообщения Самоварова делать запись на доске: И. п. (кто?) брат , (что?) зима и т. д., обязательно выделяя окончания существительных.

Коллективное выполнение упр. 75 из учебника для лучшего запоминания названий падежей.

Знакомство учеников с этимологией названий падежей (упр. 78 из учебника) также будет способствовать запоминанию этих терминов.

Итог урока: Как еще могут изменяться имена существительные? Сколько падежей в русском языке? Назовите падежи и вопросы к ним.

Домашнее задание. Просклонять существительные вода, конь, степь .


Урок 106

Вступительная беседа: Зачем надо уметь определять падеж имени существительного? Что говорит об этом Самоваров? (Чтение первого предложения из сообщения Самоварова на с. 56 учебника.) Докажем это (учитель записывает на доске): Р. п. (чего?) рук и́ , лейк и . Д. п. (чему?) рук е, лейк е. Не зная падежа, верно окончание не написать.

Знакомство детей с алгоритмом определения падежа (сообщение Самоварова на с. 56 учебника): Как определить падеж?

Отработка данного алгоритма при выполнении упр. 76 из учебника. При определении падежа каждого выделенного слова обязательно нужно использовать весь алгоритм (проходить все три указанные Самоваровым этапа).

Наблюдение за ролью слов-«помощников» и предлогов в определении падежа (чтение советов Совенка и работа с таблицей на с. 57 учебника). Обязательно устно должны быть приведены примеры существительных с каждым из предлогов.

Определение падежа имен существительных в пословицах (упр. 77 из учебника) проводится сначала устно, с обязательным выделением имени существительного в словосочетании вместе с вопросом (учиться чему? грамоте , вскачь с чем? с грамотой и т. д.). Затем пословицы списываются, падеж указывается сверху над именем существительным.

Диктант с грамматическим заданием. Записать на доске и в тетрадях предложения, найти имена существительные, определить их падеж (учитель обязательно подсказывает детям, как нужно написать безударные окончания в словах): 1. Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге. (Г. Ладонщиков.) 2. Вот ворона на крыше покатой так с зимы и осталась лохматой. (А. Блок.) 3. Над зеленой крышей дома спит зеленый дуб. (С. Черный.)

Итог урока: Какие три действия надо выполнить, чтобы верно определить падеж имени существительного? Что может оказать помощь при определении падежа имени существительного? Для чего надо уметь верно определять падеж существительного?

Домашнее задание. Упр. 53 из РТ.

Урок 107

Формирование умения определять падеж существительных (упр. 50, 52 из РТ).

Наблюдение за ролью окончаний существительных: служат для связи слов в предложении по смыслу (упр. 51 из РТ).

Наблюдение за верным употреблением предлогов с именами существительными (упр. 54 из РТ).

Игра «Помоги автору сказки». Учащиеся заканчивают каждое из данных предложений словосочетаниями с именами существительными, определяют их падеж: Жил старик со своею старухой ... .Мачеха отправила падчерицу ... . Ласточка посадила Дюймовочку ... .Винни-Пух отправился в гости ... . Лучшие предложения записываются.

Итог урока: Как определить падеж имени существительного?

Домашнее задание. Упр. 56 из РТ.

Мягкий знак - одна из тех букв, которые нередко заставляют пишущего испытывать затруднения в выборе правильного варианта написания. Тем более что с ним связано несколько видов орфограмм. Попробуем разобраться с одной из них.

Зачем нужен мягкий знак?

Мягкий знак не обозначает никакого звука. Тем не менее он достаточно часто используется нами на письме.

Мягкий знак в русском языке никогда не используется после гласной, Й или в начале слова.

Мягкий знак выполняет три основные функции :

  • обозначает мягкость согласных в середине перед согласными и на конце слова (смягчающий знак ).
  • указывает на то, что Е, Ё, Ю, Я после согласного обозначают два звука; также «разделяет» согласный и следующий за ним И, иногда О (разделительный знак ).
  • помогает определить грамматические признаки слова (после шипящих на конце слова - грамматический знак ).

Именно о правописании мягкого знака после шипящих мы сейчас и поговорим.

Зачем нужен мягкий знак после шипящих?

Так зачем же мы пишем мягкий знак поле шипящих на конце слов? Ведь разделять он ничего не может (после него нет гласной).

Не может он выполнять и смягчающую функцию: все шипящие либо всегда мягкие (зачем им еще и мягкий знак?), либо всегда твердые (и мягкий знак изменить это положение не в силах).

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем за словами.

Предположим, существуют такие слова: чучь, мяш и пинь . Это существительные. Можем ли мы определить их род и склонение?

Мы можем с уверенностью сказать, что слово «чучь» женского рода 3 склонения, а «мяш» – мужского рода 2 склонения. Про «пинь» же сказать ничего невозможно. Почему? Потому что мы знаем: только в существительных женского рода 3 склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. А после других букв - не шипящих - он может писаться и в 3-м склонении (степь), и во 2-м (конь). И это объяснимо: после других, парных по твердости - мягкости, согласных мягкий знак обозначает мягкость, а не грамматическую категорию.

Мягкий знак сам по себе не может являться окончанием слова, хотя и стоит на конце; он может входить в состав окончания (-ешь, -ишь) или корня (мышь, запечь, отрежь, настежь).

Правила

Правописание мягкого знака после шипящих на конце зависит от части речи. Поэтому прежде чем писать или не писать Ь, надо определить, какая часть речи перед нами. Часть правил, связанных с этим вопросом, изучается в начальной школе (мягкий знак на конце существительных и в глаголах 2 лица единственного числа), часть - в 5 классе (написание кратких прилагательных), часть - в 6 классе (глаголы повелительного наклонения) и, наконец, наречия и частицы рассматриваются в 7 классе.

Итак, мягкий знак на конце после шипящих пишется :

  • В существительных 3 склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.
  • В глаголах 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределенной форме - то есть везде, где мягкий знак может оказаться на конце слова после шипящей: прилечь, узнаешь, назначь.
  • В наречиях (исключения: Уж замуж невтерпёж): навзничь, наотмашь, прочь.
  • В некоторых частицах: лишь, вишь, бишь.

Мягкий знак в глаголах сохраняется перед -ся или -те: назначьте, испечься, расстанешься .

Мягкий знак не пишется :

  • В существительных 2 склонения: малыш, плащ, плач.
  • В существительных 1 и 2 склонения во множественном числе родительном падеже: туч, плеч, рощ.
  • В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.
  • В наречиях, являющихся исключениями: уж замуж невтерпеж.