Как пройти таможенный контроль и пересечь границу без проблем.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с Таможенным кодексом.

Зоны таможенного контроля по времени их функционирования подразделяются на постоянные и временные. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах регулярного нахождения товаров, подлежащих таможенному контролю. Временные зоны таможенного контроля создаются в следующих случаях:

Производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест нахождения таможенных органов и их структурных подразделений. Временная зона таможенного контроля создается на время совершения операций по производству таможенного оформления, если для их совершения требуется определить такую зону исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;

Необходимости осуществления осмотра и досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Создание временной зоны таможенного контроля осуществляется на основании письменного решения начальника таможенного органа или лица его замещающего.

Зоны таможенного контроля по принципу территориального расположения можно условно разделить на внутренние и пограничные.

Внутренние зоны таможенного контроля создаются внутри таможенной территории: в местах совершения таможенных операций, перегрузки товаров, осмотра и досмотра, временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и других территориях на которые распространяется действие ряда экономических таможенных режимов и других местах, определенных ГТК России.

Пограничные зоны таможенного контроля создаются вдоль Государственной границы РФ в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы, нахождения таможенных и свободных складов, на территории магазинов беспошлинной торговли, а также других местах таможенного оформления.

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются ГТК России. Порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы установлен Постановлением Правительства России от 14.10.2003 №624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы».

Согласно названному Постановлению, зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией государственной границы РФ. ГТК России определяет участки таможенной границы, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон, которое оформляет нормативным правовым актом, согласованным с ФСБ России и органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории, которых создаются зоны.

В зонах таможенного контроля, созданных в пунктах международных пассажирских перевозок, с целью более быстрого пропуска пассажиров через таможенную границу может проводиться двухканальный таможенный контроль (система “зеленого и красного коридора”). Принцип организации такого контроля предполагает знание пассажирами требований таможенного законодательства РФ и заключается в том, что “зеленым” коридором пользуются пассажиры, имеющие при себе товары, которые могут быть оформлены беспошлинно, без получения специального разрешения и т.д. В остальных случаях пассажиры обязаны пройти через “красный ” коридор и подать таможенную декларацию. Однако использование такого принципа организации таможенного контроля не исключает возможности проведения контроля. При необходимости таможенный контроль осуществляется выборочно.

Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля.

Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в пределах приграничной территории Российской Федерации.

1.1.3 Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля

При осуществлении таможенного контроля могут возникать вопросы, требующие специальных познаний. Для разъяснения таких вопросов назначается экспертиза. Особенностью ТК РФ, регулирующего правоотношения в таможенном деле, является возможность назначать экспертизы в процессе осуществления таможенного контроля, до стадий административного, уголовного и других видов процессов, а также на стадии принятия предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара и о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара). Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными, однако, декларант вправе их обжаловать в порядке, предусмотренном 7 главой ТК РФ.

Экспертиза может проводиться в отношении товаров и транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах или о совершении операций (действий) в отношении их.

Экспертиза условно может классифицироваться следующим образом:

Экспертиза;

Дополнительная экспертиза;

Повторная экспертиза.

Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения экспертизы. Причем она может быть поручена как тем же эксперту или организации, проводившим экспертизу, так и другим. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности. Проведение такой экспертизы поручается другому эксперту. Экспертиза, дополнительная экспертиза и повторная экспертиза назначается и проводится согласно одному и тому же порядку.

Экспертиза в таможенном деле или таможенная экспертиза является видом родового понятия “экспертиза”, используемого в таможенном деле, также как экологическая экспертиза или судебная экспертиза (экспертиза, используемая в судебном процессе). Родовые признаки характеризуют суть экспертизы как исследования - и в этом смысле они присущи любой экспертизе (судебной и несудебной). В таможенной экспертизе имеется свой объект - товары, перемещаемые через таможенную границу, к которым в соответствии с ТК РФ относят не только обычные продукты, грузы, изделия, ресурсы, но и транспортные средства, электроэнергию, информацию, а также, ограниченные и запрещенные к обороту, в частности, холодное оружие, наркотики, антиквариат, животных, коллекционные материалы, образцы для выставок и т.п. Товары здесь рассматриваются как совокупность товарных свойств. Предметом исследования в таможенных экспертизах является какое-либо товарное свойство объекта исследования (или совокупность свойств или связь между этими свойствами). Классическое товароведение в своих исследованиях выносит за скобки политэкономическое понятие “товар”, а уделяет внимание исследованиям продуктовых свойств объектов, т.е. рассматривает объекты как продукцию (продукты, изделия и т.п.). На таможенной границе интерес представляют ограничительные и запретительные условия на свойства объекта, перемещаемого через таможенную границу, а также критерии тарифных и нетарифных мер регулирования товарных потоков. Поэтому методики экспертного исследования предметов правонарушения в таможенной сфере, представляющие собой пробы (образцы) товаров, являются методиками товарных исследований и относятся к области товарознания, а не товароведения. Одной из их особенностей является то, что погрешность измерений (исследований) определяется с точностью до товарной подсубпозиции по ТН ВЭД СНГ. Во всех остальных случаях экспертиза, проводимая в таможенных лабораториях для таможенных органов, должна классифицироваться в соответствии с принятыми видами, родами и классами экспертиз.

Если ходатайство удовлетворяется, то выносится соответствующее постановление, если нет, то пишется мотивированное сообщение об отказе.

Для проведения экспертизы товаров, находящихся под таможенным контролем, отбираются пробы и образцы, необходимые для исследования, о чем составляется акт установленной формы.

Брать пробы и образцы имеют право должностные лица таможенных органов, а также сотрудники других государственных органов, декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, другие лица (ст. 398 п.1 ТК РФ) с письменного разрешения таможенного органа, если такое взятие не затрудняет проведение таможенного контроля, не изменяет характеристик товаров и не влечет уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдения запретов и ограничений.

Пробы и образцы берутся в минимальных количествах необходимых для исследования и декларируются в таможенной декларации на товары, причем таможенная стоимость декларируемых товаров может быть уменьшена на таможенную стоимость проб и образцов, при условии, что они были взяты таможенным органом и не возвращены в установленные сроки.

Срок проведения экспертизы ограничивается сроком временного хранения, предусмотренным ст. 103 ТК РФ, в случае если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. Для транспортных средств срок проведения экспертизы составляет 6 месяцев, в иных случаях - 1 год.

Таможенные органы представляют собой единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Таможенными органами являются:

1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, а таможенных постов - федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела

Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица. Матвеева, О.П. Организация и технология внешнеторговых операций: Учеб. пособие / О.П. Матвеева; Информ. - внедрен. центр «Маркетинг». - М.: Маркетинг, 2011. - 159 с.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.

Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Меры, осуществляемые таможенными органами при таможенном контроле, реализуются через совокупность процессов и действий, направленных на совершенствование взаимодействия между всеми участниками контроля с целью получения наиболее эффективных результатов. Это может быть достигнуто только посредством правильной организации такого контроля.

Первоочередной задачей организации таможенного контроля является развертывание сети таможен и их структурных подразделений, приближенных к участникам внешнеэкономических связей, местам наиболее интенсивной внешнеэкономической деятельности, с целью сокращения времени перемещения через таможенную границу товаров и ее пересечения физическими лицами.

На таможни и таможенные посты приходится основной объем работы по осуществлению таможенного контроля и оформления. Поэтому решение вопросов, связанных с определением оптимальной структуры таможни (таможенного поста), отражающей цели, принципы, основные направления, порядок организации взаимодействия внутри этих структур и между таможенными органами в целом - другая принципиально важная задача организации таможенного контроля.

Еще одним направлением организации таможенного контроля является включение в этот процесс участников внешнеэкономической деятельности, предприятий транспорта и связи, других правоохранительных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особая роль здесь принадлежит таможенным брокерам, таможенным перевозчикам, владельцам складов временного хранения и таможенных складов, чье непосредственное участие в осуществлении таможенных операций призвано максимально облегчить и ускорить проведение таможенного контроля, а также значительно сократить издержки времени, сил и средств.

Таким образом, только путем достижения согласованности всех рассмотренных и других организационных и практических мер при следовании товаров, транспортных средств и лиц через таможенную границу создаются необходимые условия для организации эффективного таможенного контроля

Организация таможенного контроля состоит из:

1) определения предполагаемого объема работы таможенных органов (количество реальных участников внешнеэкономической деятельности, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, товаров, транспортных средств и лиц, подлежащих таможенному контролю);

2) установления мест таможенного контроля и оформления, оптимального распределения между ними объема работы го ТК и ТО, создания надлежащих условий для осуществления этих процедур;

3) определения численного состава и разработки оптимальной структуры таможенного органа;

4) подбора и обучения кадров;

5) создания материально-технической базы;

6) разработки системы связи и взаимодействия как внутри таможенного органа, так и между таможенной и околотаможенной сферами;

7) обеспечения устойчивой работы всех служб таможенного органа, принимающих участие в осуществлении таможенного контроля и оказывающих содействие этому процессу.

Типовая схема организации таможенного контроля отражает систему взаимодействия служб таможенных органов, иных предприятий и организаций, имеющих отношение к перемещению через таможенную границу товаров, транспортных средств лиц. Как правило, при ввозе товаров и въезде лиц она включает в себя следующие мероприятия:

1) уведомление таможенного органа о пересечении таможенной границы товаром и транспортным средством, а в соответствующих случаях - о лицах, пересекающих таможенную границу, и принятие таможенным органом такого уведомления;

2) представление таможенному органу товаров, транспортных средств и документов на них, а в соответствующих случаях и на лиц;

3) оформление принятия под таможенный контроль товаров, транспортных средств и документов на них, а в случаях, определенных таможенными правилами, - осуществление идентификационного выборочного или полного досмотра товаров и транспортных средств, а также повторного досмотра;

4) в случаях, когда это обусловлено правилами, оформление доставки товаров, транспортных средств и документов на них в таможню назначения;

5) контроль за доставкой товаров, транспортных средств и документов на них в таможню назначения;

6) принятие доставленных товаров и транспортных средств таможней назначения под таможенный контроль;

7) уведомление таможни отправления о доставке (недоставке) товаров, транспортных средств, документов на них в таможню назначения;

8) помещение товаров на склад временного хранения (таможенный склад);

9) принятие таможенным органом таможенной декларации;

10) таможенный контроль и оформление товара после принятия таможенным органом таможенной декларации;

11) завершение таможенного оформления и принятие по его результатам соответствующего решения.

Приведенную схему следует рассматривать лишь в качестве ключевых направлений организации таможенного контроля. В свою очередь каждое из направлений включает достаточно много операций, регламентированных соответствующими нормативными документами.

При вывозе товаров, транспортных средств и выезде лиц последовательность операций при осуществлении таможенного контроля изменяется, хотя это существенно не влияет на принципиальную схему организации таможенного контроля.

Вступление России в ВТО, формирование ЕЭП потребовали от таможни пересмотра своих принципов деятельности. 2009, 2010 и 2011 года ознаменовались не только коренным изменением таможенного законодательства РФ, но и изменения таможенного законодательства стран-участниц Таможенного союза. Сейчас возникает много вопросов по времени осуществления таможенных операций. Дальнейшее развитие этого направления не возможно без применения новых информационных таможенных технологий. За последние годы таможня значительно продвинулась в разработке и широком внедрении новых информационных таможенных технологий с целью ускорения и упрощения порядка осуществления таможенных процедур. Таможня и железная дорога отказываются от бумаги // CUSTOMS.ru: Официальный сайт ФТС России. URL: http: //www.customs.ru

Преследуя комплексный подход по всем направлениям деятельности, особое внимание ФТС уделяет внедрению и совершенствованию таможенных операций, которые основаны на организации взаимодействия с участниками ВЭД на открытом интерфейсе взаимодействия с использованием ассоциаций сетей Интернет (то есть электронное декларирование, электронное представление сведений). Развитие системы электронного декларирования с использованием международной ассоциации сетей Интернет в таможенных органах РФ является одним из главный направлений совершенствования порядка осуществления таможенных процедур. При этом внедрение электронного декларирования потребовало от таможенной службы проведения комплекса технических и технологических мероприятий. В настоящее время все таможенные органы РФ готовы к применению электронной формы декларирования товаров с использованием сетей Интернет. То есть 100% таможенных постов, которые осуществляют приём деклараций, могут принимать их в электронном виде. На сегодняшний день в России в среднем около 90% всех таможенных деклараций подаётся в электронной форме с использованием сетей Интернет. Более 80% участников ВЭД отдали предпочтение электронной форме декларирования. Применение ЭД в региональном разрезе составляет около 90%. Это неплохие показатели. Тем не менее, необходимо констатировать, что таможенной службе РФ предстоит проделать достаточно большой путь. Сейчас мы видим планомерную работу по совершенствованию технологий электронного декларирования товаров. Наиболее значимыми проектами по оптимизации ЭД необходимо назвать работу по сокращению представляемых при декларировании товаров документов, выработке подходов к автоматизированному принятию решений о выпуске товаров при электронном декларировании, а также расширение и оптимизация практики применения удалённого выпуска товаров. Для решения этих задач ФТС предпринимает следующие шаги. Гравина А.А. и др. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Волтерс Клувер, 2007

В настоящее время налаживается взаимодействие с органами федеральной исполнительной власти в области представления разрешительных документов, которые в силу законодательства необходимы к представлению в процессе декларирования товаров. Эта работа ведётся в рамках реализации федерального закона № 210 "Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг". Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и их взаимодействия при оказании государственных услуг, в России создана единая система межведомственного электронного взаимодействия (система СМЭВ). Эта система позволяет исключить необходимость представления в таможенные органы при таможенном декларировании документов, представляемых иными федеральными органами исполнительной власти и находящимися в их информационных ресурсах; проводить автоматическую сверку сведений, заявленных в электронной декларации, со сведениями, содержащимися в базе данных соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Реализация указанных положений избавит участников ВЭД от лишних бумаг. Таможня и железная дорога отказываются от бумаги // CUSTOMS.ru: Официальный сайт ФТС России. URL: http: //www.customs.ru

Отказ от запроса документа на бумажном носителе делает актуальным проверку электронной декларации путём автоматизированного (а порой и автоматического) сопоставления содержащихся в декларации сведений с массивами информации о товарах и внешнеторговой сделки, содержащихся в информационных ресурсах иных федеральных органах исполнительной власти, а также информационных ресурсов, которые создаёт таможенная служба РФ на основе обмена информации, в том числе с таможенными службами иностранных государств (в том числе и предварительное информирование). Результаты поиска информации о конкретной товарной партии в указанных информационных массивах, её сопоставление и анализ на основе механизмов системы управления рисками позволяет чётко определить круг вопросов, требующих дополнительной проверки в процессе проверки декларации, а также применения различных форм таможенного контроля (в том числе запрос необходимых документов и сведений, проведение физического таможенного контроля). Решение этих проблем позволяет перейти к решению задач по организации автоматического выпуска товаров. Таким образом, представление отдельных документов декларантом на товары становится востребованным только в рамках подтверждения тех сведений, которые заявлены в декларации, которые противоречат имеющимся у ФТС информационным массивам (на основе систем управления рисками). Все эти положения в настоящее время проходят законодательное закрепление. Так, в рамках работы по законодательной инициативе (в рамках Таможенного союза) уже подготовлено более 500 поправок в Таможенный кодекс, решений Комиссий Таможенного союза, которые предусматривают снижение административных барьеров при осуществлении декларирования товаров. Буваева Н.Э. К вопросу о гармонизации правовых систем в сфере международно-правового регулирования таможенных процедур в рамках Всемирной таможенной организации // Право и государство: теория и практика. 2011. N 6.

Развитие электронного декларирование стало основой для внедрения технологий удалённого выпуска (УВ) товаров. Основой технологий удалённого выпуска товаров является принцип разделения таможенных процедур на документальный и физический таможенный контроль товаров, который осуществляется в различных таможенных органах на территории РФ. Применение технологий УВ товаров базируется на распределении людских ресурсов, а также на основе анализа и нагрузки на таможенные терминалы, которые в настоящее время начинают концентрироваться вдоль границы РФ. Применение технологий удалённого выпуска товаров также позволяет выработать действенные подходы по сокращению потока большегрузного транспорта, следующего под таможенным контролем по дорогам РФ, а также в крупные города. Применение технологий УВ позволяет сократить документооборот при таможенном контроле. Кроме того, указанная технология позволяет существенно перераспределить и оптимизировать нагрузку на таможенные органы, в зависимости от их специализации. Так же технология удалённого выпуска позволяет уменьшить общее время совершения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров. Сейчас технология функционирует в штатном режиме, постепенно расширяется круг применяющих её таможенных органов и участников ВЭД. Беляшов В.А. Таможенный энциклопедический справочник. Интер-Дайджест, 2011

Вместе с тем совершенствуется и нормативная база применения технологии удалённого выпуска товаров. С технической точки зрения, УВ реализуется с использованием тех же программных средств, которые применяются при электронном декларировании товаров. С целью развития технологии удалённого выпуска, а также оптимизации места размещения таможенных органов в РФ создано 13 специализированных таможенных постов - центров электронного декларирования. Они используют в своей деятельности преимущества технологии удалённого выпуска товаров. Компетенция данных таможенных постов ограничена осуществлением таможенных операций исключительно в электронном виде. При этом 13 специализированных таможенных постов расположены во всех региональных таможенных управлениях РФ.

Компетенция отдельных таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров устанавливается нормативными правовыми актами ФТС РФ.

К числу действующих в настоящее время нормативных правовых актов по указанному вопросу относятся:

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011)"О таможенном регулировании в Российской Федерации;

Приказ ФТС РФ от 01.06.2011 N 1144 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров" (ред. от 12.09.2011)

Приказ ФТС РФ от 25.01.2011 N 138 "Об установлении компетенции таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по совершению таможенных операций в отношении дипломатической почты иностранных государств и товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц";

Приказ ФТС РФ от 11.01.2011 N 7 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении делящихся и радиоактивных материалов" (ред. от 05.08.2011)

1.Общие положения, относящиеся к таможенному контролю. Зоны таможенного контроля. Понятие выборочности таможенного контроля.

2.Операции таможенного контроля

3.Задержание товаров и документов при осуществлении таможенного контроля.

4.Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю.

1. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю. Зоны таможенного контроля. Понятие выборочности таможенного контроля.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства. Осуществление таможенного дела направлено на соблюдение правовых норм, определяющих положения, которые подлежат выполнению юридическими и физическими лицами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Одним из элементов составляющих таможенное дело и обеспечивающих соблюдение законодательства является таможенный контроль.

Таким образом, таможенный контроль определяется как «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства » (ст. 8 ТК).

Государством за таможенными органами закреплено исключительное право на осуществление таможенного контроля. В соответствии со ст. 275 Таможенного кодекса Республики Беларусь от имени таможенных органов таможенный контроль осуществляют уполномоченные должностные лица таможенных органов. Таможенный контроль является деятельностью должностных лиц таможенных органов, в обязанности которых вменена проверка соответствия состояния подконтрольного объекта положениям, регламентированным таможенным законодательством.

Отдельные полномочия по осуществлению таможенного контроля в пунктах упрощенного (местного) пропуска через государственную границу Республики Беларусь могут быть возложены законами и (или) актами Президента Республики Беларусь на пограничные войска. (ГПК)

К таможенному контролю не относятся налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которого или на участие в осуществлении которого предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством.

Осуществление таможенного контроля строится на основе системы принципов его проведения. К общеправовым принципам отнесем: законность; уважения прав и свобод; гуманность. В качестве специальных принципов проведения таможенного контроля можно выделить принципы: целевой направленности, выборочности, оперативности, сотрудничества, эффективности.

Практикой и нормативными актами выделяют следующие формы таможенного контроля:

Обычный таможенный контроль – осуществляется по прибытии товаров в соответствующий таможенный пункт;


Таможенный контроль во время движения транспортного средства (от въезда на таможенную территорию до прибытия на внутренний пункт таможенного оформления);

Сплошной таможенный контроль – используются все его формы;

-выборочный таможенный контроль – используются его отдельные формы (наиболее прогрессивная и демократичная форма).

Следует отметить, что принципы целевой направленности таможенного контроля и выборочности отдельных операций и объектов контроля получили законодательное закрепление в ст. 276 ТК Республики Беларусь.

Предпочтение отдаётся выборочному таможенному контролю. В каждом случае таможенным органом при проведении таможенного контроля выбираются те его формы, которые, по мнению таможенного органа, будут достаточными для обеспечения контроля за соблюдением законодательства. Выбор формы таможенного контроля зависит от:

Характера и стоимости ввозимого/вывозимого груза;

Вида таможенного режима;

Других обстоятельств, определённых в нормативном порядке.

При определении целей, выборе операций и объектов таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается оцененная таможенными органами возможность несоблюдения таможенного законодательства Республики Беларусь.

Система управления рисками (СУР) применяется в целях эффективного использования ресурсов таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы этих органов (для выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства) и заключается в определении товаров, документов и лиц , в отношении которых подлежат применению операции таможенного контроля.

Схема организации таможенного контроля на основании системы управления рисками приведена на рис. 1.

Рис. 1 Схема организации таможенного контроля на основании СУР

Проверка документов и сведений , представленных в таможенный орган, а также таможенный досмотр и таможенный осмотр товаров должны быть завершены , как правило, не позднее 1 рабочего дня , следующего за днём начала таможенного контроля, если таможенным законодательством не установлены более короткие сроки для проведения указанных форм таможенного контроля. Указанный срок продлевается на время, необходимое исключительно для проведения или завершения проведения соответствующих операций таможенного контроля, определяемых при продлении срока, и не может превышать 10 рабочих дней со дня начала таможенного контроля. Продление срока осуществляется начальником таможенного органа, лицом, его заменяющим, либо иным должностным лицом таможенного органа, уполномоченного в соответствии со своими должностными обязанностями на продление срока проведения отдельных операций таможенного контроля и только при наличии оснований полагать, что такое продление может привести к выявлению и пресечению нарушений таможенного законодательства . В исключительных случаях (если для проведения операций таможенного контроля необходим более продолжительный срок, чем срок, указанный выше) ГТК может продлить срок, но не более чем на 30 рабочих дней со дня истечения срока, выше установленного.

1.1. Объекты таможенного контроля .

Основным объектом таможенного контроля являются

1)товары . Товаром признается любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Так в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь к недвижимым вещам приравниваются, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания "река-море", космические объекты. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Товары имеют статус «находящихся под таможенным контро­лем» только в пределах таможенной территории Республики Беларусь. Товары, находящиеся под таможенным контролем, юридически не свободны в обороте. Ими можно пользоваться и распоряжаться только в соответствии с положениями, закрепленными таможенным законодательством.

Нахождение товаров под таможенным контролем на таможенной территории Республики Беларусь во многом определяется их статусом – иностранных или отечественных товаров. Товары, ввезенные на таможенную территорию, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы, а товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории, приобретшие статус иностранных товаров, подлежат таможенному контролю с момента их образования. Отечественные товары, вывозимые с таможенной территории, считаются находящимися под таможенным контролем с момента принятия документов для помещения товаров под таможенный режим и (или) под таможенную процедуру, допускающие вывоз товаров с таможенной территории либо совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории, и до пересечения ими таможенной границы.

Обстоятельства и случаи, допускающие снятие товаров с таможенного контроля до пересечения ими таможенной границы, прямо указаны в Таможенном кодексе, а также могут быть определены Президентом или Правительством Республики Беларусь. Порядок снятия товаров с таможенного контроля устанавливает Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

2)транспортные средства

3)таможенному контролю также подлежат документы и сведения , необходимые для целей таможенного оформления и таможенного контроля.

По своему назначению документы, необходимые для таможенных целей, могут быть отнесены к следующим группам:

Транспортные (перевозочные) документы:– накладная, коносамент или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары при международных или внутриреспубликанских перевозках;

Коммерческие документы: – счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;

Таможенные документы: таможенные декларации, документ таможенного транзита; свидетельства о допущении транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, таможенный документ о согласовании условий переработки и т.п. документы. Таможенные документы выдаются таможенными органами или оформляются с их участием исключительно для таможенных целей;

Документы бухгалтерского учета и отчетности;

Прочие документы: учредительные документы лиц, подтверждающие их право на осуществление внешнеторговой деятельности; разрешения различных государственных органов (сертификаты качества, соответствия и карантинные, разрешительные документы иных органов, которыми должны сопровождаться некоторые товары).

4)В определенных таможенным законодательством случаях в качестве объектов таможенного контроля выступают как физические, так и юридические лица (собственник либо другое лицо по его поручению таможенный перевозчик, таможенный агент, но обязательной условие – к этим объектам эти лица имеют правомерное отношение). Так, в соответствии со ст. 294 ТК при наличии оснований полагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Республики Беларусь и находящееся в зоне таможенного контроля, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, незаконно перемещаемые через таможенную границу, по решению начальника таможенного органа или лица, его заменяющего, может быть проведен личный таможенный досмотр.

В отношении декларантов и иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, при наличии оснований полагать, что такими лицами не соблюдено таможенное законодательство, таможенные органы вправе провести таможенную проверку (п.1ст.297 ТК РБ).

5)В соответствии со ст. 296 ТК можно выделить помещения и территории , находящиеся под таможенным контролем. Таможенными органами проводиться осмотр помещений и территорий в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, в свободных таможенных зонах, а также иных помещений и территорий у лиц, во владении и пользовании которых должны находиться товары в рамках условий таможенных режимов или таможенных процедур. Для проверки информации о нахождении товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением таможенного законодательства, должностными лицами таможенных органов могут быть осмотрены помещения и территории в пунктах пропуска через Государственную границу РБ, в пограничной зоне, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю такими товарами.

Статья 94. Принципы проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

3. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.

4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

(п.4 в ред. Протокола от 16.04.2010)

5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

6. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 95. Проведение таможенного контроля

1. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

2. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

3. Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

Статья 96. Товары, находящиеся под таможенным контролем

1. При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.

2. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются находящимися под таможенным контролем до:

1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса;

(пп.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза;

4) обращения в собственность государства – члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

5) фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза;

6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

3. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

4. Товары Таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.

5. Товары, указанные в пункте 4 настоящей статьи, фактически не вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, не считаются находящимися под таможенным контролем со дня отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 192 настоящего Кодекса.

6. Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе и (или) вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки товаров, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу и (или) вывозу в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом.

(п.6 в ред. Протокола от 16.04.2010)

7. Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию Таможенного союза без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза и (или) международными договорами.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии Таможенного союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Статья 97. Зоны таможенного контроля

1. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

2. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

3. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 98. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

1. Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

2. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

3. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.

4. В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

5. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств – членов Таможенного союза.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.

Статья 99. Таможенный контроль после выпуска товаров

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 настоящего Кодекса.

Статья 100. Таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза

1. Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства Таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

2. Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

Статья 101. Участие специалиста при проведении таможенного контроля

1. В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

3. Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами, связанными с осуществлением конкретных действий, совершаемых с его участием;

2) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

4. Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

5. Полученная специалистом информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов Таможенного союза.

6. Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого проводился таможенный контроль.

Статья 102. Привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля

1. Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

2. Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

3. Расходы, связанные с привлечением специалистов и экспертов из других государственных органов, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом пунктом 6 статьи 101 настоящего Кодекса.

Статья 103. Взаимодействие между таможенными органами и контролирующими государственными органами на таможенной границе

1. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств – членов Таможенного союза.

2. В целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий.

3. В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе.

Статья 104. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

(п.1 в ред. Протокола от 16.04.2010)

2. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии законодательством государств – членов Таможенного союза.

3. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 105. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля

1. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается настоящим Кодексом, международными договорами государств – членов Таможенного союза и иными международными договорами.

2. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

1) глав государств – членов Таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;

2) глав правительств, членов правительств государств – членов Таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

3) глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства – члены Таможенного союза с официальным визитом;

4) иных лиц в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и иными международными договорами.

3. Освобождаются от таможенного досмотра:

1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;

2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств – членов Таможенного союза, перемещается через таможенную границу;

3) исключен – в ред. Протокола от 16.04.2010.

Статья 106. Сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля

1. В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающей сведения:

1) об учредителях организации;

2) о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;

3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

4) об открытых банковских счетах;

5) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;

6) о местонахождении организации;

7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;

8) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

9) в отношении физических лиц – о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

3. Сбор информации о лицах осуществляется таможенными органами при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также посредством получения указанной информации от других государственных органов государств – членов Таможенного союза.

Статья 107. Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля

1. В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

2. Таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, может проводиться с использованием водных и воздушных судов таможенных органов.

3. Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается законодательством государств – членов Таможенного союза.

(п.3 в ред. Протокола от 16.04.2010)

Статья 108. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств, необходимые для таможенного контроля

1. По требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.

2. Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары.

3. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов.

Статья 109. Идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест

1. Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

2. Порядок применения и требования к изготовлению средств идентификации устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

(п.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

3. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

4. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, устанавливаемой решением Комиссии Таможенного союза.