Какое конституция ссср 1977 г. Эволюция судебной системы и прокуратуры по советским конституциям

25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует соответствующую комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. Также стоит отметить, что всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4 июня 1977 года. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями. 7 октября 1977 г. по докладу Л.И. Брежнева была принята Конституция на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва. Конституция состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые включали 174 статьи.

Конституция СССР 1977 вошла в историю как "Конституция развитого социализма" (чаще называют - "Брежневская"). Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918, 1924, 1936гг.). Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы - Советы (диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет).

Но в Конституции закреплялась "руководящая и направляющая" роль Коммунистической партии. Конституция закрепляла новые формы "непосредственной демократии": всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств, на честь и достоинство и на критику государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. В 1976 г. принято постановление "О подготовке и издании Свода законов СССР". В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией.

Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось. На рубеже 70-80-х годов в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.


Конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Таким образом, и в конце 70-х годов государство продолжало линию на "строительство наций" и их огосударствление.

Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г.) в официальном языке имелось понятие "советский народ". Суть его была в том, что на стадии "развитого социализма" возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homo sovieticus (но это уже что-то очень утопическое). Ни в каких документах советского государства таких программных положений нет.

Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянно снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

С иных позиций критиковали понятие "советский народ" те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это - схоластические утверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства (до СССР - Российской империи). Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество, и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации.

Тем более важно, что, признав свершившимся становление советской нации (народа), последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось, что "в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства".

Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-53 гг., но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась "коренизация" нового типа - вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь статусных наций". Это в полной мере выявилось в ходе перестройки.

Конституция 1977 года (как и конституции любого тоталитарного государства) может быть названа таковой лишь условно. Современная концепция конституции и конституционности государства опирается на соотношение права и закона и схематично может быть представлена следующим образом. Государство связано правом. Поэтому все принимаемые им законы, включая конституцию, должны гарантировать основные (естественные) права личности, а также механизмы волеизъявления народа. Государство и гражданин, с точки зрения права — формально равные субъекты общественных отношений. Поэтому конституция правового государства связывает власть независимым от нее ограничителем: неотъемлемыми правами и свободами личности.

Раздел первый - Шестая статья закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе, объявляя ее ядром политической системы. Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социальную основу СССР составлял, как отмечалось в этом разделе, союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Закреплялись основные принципы внешней политики.

Раздел второй — «Государство и личность» — содержал перечень прав и обязанностей граждан. К числу их прав и свобод относились: равенство вне зависимости от пола, происхождения, социального, национального и имущественного положения, а также «все социально-экономические, политические и личные права и свободы». Расширен был по сравнению с предыдущей Конституцией и перечень обязанностей (включавший теперь уважение национального достоинства, прав и законных интересов других лиц, заботу о воспитании детей, оказание детьми помощи родителям, сбережение природы, заботу о сохранении исторических памятников и культурных ценностей, содействие развитию дружбы и сотрудничества с другими народами).

Третий раздел закреплял традиционное национально-государственное устройство СССР.

Четвертый раздел определял систему и принципы формирования и деятельности Советов народных депутатов. Новым в сравнении с Конституцией 1936 г. было предоставление права выдвижения кандидатов в депутаты общественным организациям.

Пятый раздел утверждал высшие органы государственной власти и управления СССР. Статья 125 предусматривала создание из числа народных депутатов постоянных комиссий для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета.

Шестой раздел подтверждал традиционные права союзных республик. Их круг по сравнению с 1936 г. не изменился.

Седьмой раздел определял условия деятельности правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Срок полномочий прокуроров всех уровней ограничивался пятью годами. Предусматривалось избрание народных судей путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, а народных заседателей — на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием на два с половиной года.

Раздел восьмой подтверждал прежние герб, флаг, гимн и столицу СССР.

Девятый раздел подтверждал прежний порядок изменения Конституции СССР.

В тоталитарном (и любом ином внеправовом) государстве законы могут либо прямо отражать неограниченную власть правителя (в каком бы качестве он ни выступал) над жизнью и смертью своих подданных, либо служить своего рода идеологическим прикрытием такой власти. В последнем случае, а именно этот вариант характерен для советских конституций, текст Основного закона не отражает реальных отношений человека с государством, народа с властью и т.п., а конструирует некую витрину, прикрывающую реальные действия властей и позволяющую творить произвол, формально не входя в противоречие с конституцией.

Текст этой конституции советского периода, как это было показано в анализе, менялся по мере упрочения и стабилизации режима. Происходящие изменения определялись не реальными переменами в отношениях личности и государства, а политическими и идеологическими факторами.

Устаревшие детали идеологической доктрины (типа “диктатура пролетариата”, “мировая революция”, “пролетарский интернационализм” и т.п.) уступили место новым (“общенародное государство”, “развитое социалистическое общество” и т.п.), и это побуждало менять не только отдельные положения, но и общую юридическую конструкцию конституции.

Однако ее функциональная роль — маскировка реального механизма власти — сохранялось в неизменном виде. Декоративный характер советской конституции предопределял и ненужность какого-либо органа, контролирующего соответствие принимаемых законов действующей конституции. Не могло быть и речи о прямом действии конституции. Этот вопрос не рассматривался даже теоретически. Но поскольку конституция была лишь завесой, витриной, декорумом реальной власти, то последнюю с полным основанием можно назвать теневой.

На самом деле не советы всех уровней, официально учрежденные конституцией, осуществляли государственную власть. Они были лишь придатком разветвленной, всепроникающей и жестко централизованной структуры аппарата КПСС.

Стоит отметить и некоторые недостатки Конституции: Конституция должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке. Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст. 1 и 2 и ст. 6. ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу в Конституции ничего нового нет.

После принятия Конституции СССР 1977 г. в апреле-мае 1978 г. приняты новые основные законы союзных и автономных республик. Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.

В любом политическом процессе есть события, которые носят знаковый характер. Их наступление означает, что Рубикон пройден и возврат к старому уже невозможен. Перестройка оказала значительное влияние на все стороны общественной жизни, однако пока сохранялось юридическое господство одной партии, многие обыватели и политики рассматривали даже самые серьезные изменения как временные. Отмена 6 статьи Конституции СССР стала тем Рубиконом, который отделил старую советскую систему от новой российской.

Суть политической системы СССР по Конституции 1977 года

Так называемая брежневская Конституция, помпезно принятая на сессии Верховного Совета седьмого октября 1977 года, не только гарантировала гражданам многочисленные права и свободы, но и закрепляла сложившуюся к тому времени политическую систему. Как и в предыдущих редакциях Основного закона, верховная власть принадлежала двухпалатному Верховному Совету, который избирался на съезде депутатов. Новшеством же стала шестая статья, в которой за правящей коммунистической партией признавалась роль единственной политической силы, имеющей право осуществлять власть. На высшем законодательном уровне была отвергнута даже идея оппозиции и альтернативных выборов.

Перестройка и изменения в политической жизни

Отмена 6-й статьи Конституции СССР не была каким-то спонтанным явлением. К этому событию страна неуклонно двигалась, начиная с прихода к власти весной 1985 года М.С. Горбачева. Объявленная им перестройка в первую очередь обнаружила себя именно в Политика гласности и реабилитация жертв репрессий, открытая дискуссия по многим вопросам и политическая полемика на страницах газет и журналов - все эти явления становились обыденным явлением и настраивали граждан на то, что власть готова на серьезные изменения. Одной из таких реформ стала попытка разделения полномочий партийных и советских органов, что привело к созыву весной 1989 года первого съезда всенародно избранных народных депутатов, выборы в состав которого впервые за долгое время прошли на альтернативной основе.

Отмена 6 статьи Конституции СССР: первый шаг сделан

Первый съезд сыграл огромную роль в тех политических процессах конца 1980 - начала 1990 годов, которые привели к распаду великой державы и началу строительства в нашей стране демократического государства. Помимо прочего, именно на этом съезде впервые прозвучало четкое требование, что необходима отмена 6 статьи Конституции СССР. Год, когда это произошло, был во многом знаковым для нашей страны: близилось окончание очередной пятилетки, результаты которой были весьма далеки от радужных. Постепенный развал социалистического лагеря в Восточной Европе дополнился к тому же стремлением ряда республик (в первую очередь прибалтийских) выйти из состава Союза. Именно в такой ситуации один из лидеров оппозиционной Межрегиональной группы А. Сахаров потребовал отменить пресловутую шестую статью. Большинство его не поддержало, но первый камень в фундамент был заложен.

На начало работы которого пришлось на вторую декаду декабря 1989 года, политическая ситуация приобрела еще более радикальный характер. Отмена 6 статьи Конституции СССР стала основным вопросом еще до начала пленарных заседаний. Все та же Межрегиональная группа требовала включить рассмотрение этого вопроса в повестку дня, однако консервативное большинство съезда ее не поддержало. Тогда Сахаров пригрозил массовыми акциями протеста, первая из которых прошла уже после его смерти, в феврале 1990 года. Огромная двухсоттысячная толпа требовала решительных изменений Конституции. Игнорировать настроение людей власть больше не имела право.

Поиск консенсуса

Когда невозможность сохранения однопартийной системы в стране стало очевидной, высшее партийное руководство стало искать наиболее приемлемый для себя выход из сложившейся ситуации. На пленуме ЦК КПСС, который проходил 5 февраля, Горбачев предложил компромиссный вариант: введение института президента и отмена 6 статьи Конституции СССР. Год еще только начинался, но было очевидно, что сдерживать народные массы, подстрекаемые со всех сторон радикально настроенными политиками, становится все труднее. Большинство участников пленума, по воспоминаниям очевидцев, было настроено крайне негативно к этим нововведениям, однако при голосовании все согласно подняли руки. Монополии Коммунистической партии в стране был подписан приговор.

Юридическое закрепление и последствия

Принятой высшей партийной инстанцией решение должно было еще пройти законодательное утверждение. Для этого в марте 1990 года был собран третий - внеочередной - Съезд, который должен был принять соответствующие поправки в Конституцию страны. Никакой серьезной полемики на этот раз не было, и 1990 года произошли знаменательные события: КПСС перестала быть «направляющей силой» в обществе, а М. Горбачев получил возможность стать первым Президентом постепенно разваливающейся страны. Как оказалось, отмена 6 статьи Конституции СССР привела не к стабилизации политической обстановки, а к еще большему углублению кризиса. Страна потеряла скрепляющее ее части звено, процесс распада стал фактически необратим.

Сегодня последствия отмены 6 статьи Конституции СССР оцениваются по-разному. Одни исследователи считают это одним из главных моментов в процессе распада мощной державы, другие же, наоборот, указывают на то, что страна просто вернулась к ситуации начала ХХ века, когда существовала многопартийность, и развитие шло в демократическом русле. В чем обе стороны солидарны, так это в том, что сохранение этого пункта основного закона уже не соответствовало политическим реалиям 1990 года.

Потеряв монополию, правящая еще совсем недавно партия очень быстро утратила свои позиции. Вскоре после событий августа 1991 года она будет объявлена вне закона, а для коммунистов начнется мучительный процесс поиска своей политической идентичности.

С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева. Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской вла-сти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г. был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей - советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенарод-ному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, про-возглашенной "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической сис-темы" Далее в этой статье говорилось, что, "вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма".

Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения. Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось "дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения". Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции. Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей. К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных "мерседесов-бенц", выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс. рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 Г.

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на 320

социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных

организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ

1. Конституция — основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке.

Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

В качестве примера можно привести ст. 5 о референдумах.

Какие «наиболее важные» вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст. 5 Конституции?

Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т. е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное «ура»!

Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или голосования, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.

Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.

С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет.

2. Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6.

Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу нового здесь ничего нет. Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е. все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.

Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или Пленума ЦК КПСС.

Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией.

Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС.

Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания:

1. Ст. 13 Проекта декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа.

Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда…

2. Ст. 16 Проекта декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.

Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д.

“РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ”

РГ: Любопытно: в сталинской конституции 1936 года "партия" упоминалась всего один раз, в ряду других общественных организаций, в самом конце текста. Выходит, не так уж последователен был Леонид Ильич, коль скоро нарушил такой важный сталинский завет?

Бурлацкий: Когда готовилась брежневская конституция, в которую Александр Бовин вкатил пассаж о руководящей роли партии, я сделал ему замечание: но этого даже в сталинской конституции нет. В сталинской, говорит, нет, зато есть прямое указание Леонида Ильича. Кстати, Брежнев и меня хотел к себе помощником взять, отбился с большим трудом. То был еще один способ "успокаивать" реформаторов - давать посты, втягивать их в свой "меловой круг".

Вот когда ко мне пришло настоящее разочарование в своей деятельности: что я делаю в ЦК? для чего я здесь? Я ученый и неплохой журналист, не вписываюсь в тот политический поворот, который произошел в стране, значит, надо уходить. С этим и пришел к Андропову: прошу меня отпустить в отставку, я не аппаратный человек. Он не стал возражать, потому что и сам висел на волоске. Я ушел от него в полном расстройстве, рассчитывал все-таки на другой разговор.

Со времени принятия Конституции СССР 1936 года произошли изменения в социально-экономической и политической жизни страны, в международных отношениях и т.д. Вместе с тем произошли изменения и во взглядах на перспективы построения коммунистического общества. Тем­пы экономического развития страны в этот период замедлились. Стало ясно, что о близком построении коммунизма не может быть и речи. По­этому была разработана доктрина «развитого социализма». В этой стадии, по замыслу разработчиков, и находился СССР. Как следствие возникла необходимость изменения Конституции СССР. Проект нового Основного зако­на был подготовлен к концу мая 1977 года. В начале июня проект Кон­ституции был опубликован в газетах, началось его всенародное обсуждение.

7 октября 1977 года новая Конституция была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР.


Конституция состояла из преамбулы, которая содержала общие положения, 9 разделов, 21 главы и 174 статей. Она отличалась высоким уровнем юридической техники и хорошо продуманным построением. Впервые в Конституции появился специальный раздел об основах общественного строя и политики СССР. В своей основе Конституция имела доктрину «общенародного государства». В отличие от Конституции 1936 года, объ­являвшей СССР социалистическим государством рабочих и крестьян, Конституция 1977 года определяла СССР как социалистическое общена­родное государство. Подчеркивалось, что вся власть в стране принадле­жит народу. Политической основой советского общества признавались Советы народных депутатов, через которые народ осуществляет государ­ственную власть. Изменение названия Советов отразило достигнутую социальную однородность советского общества.

Особенностями Конституции СССР 1977 года было то, что основой построения государственности провозглашался принцип демократического централизма, особое внимание уделялось соблюдению «социалистической законности». Важно отметить, что статья 6 провозглашала руково­дящую роль КПСС в государстве как ядра политической системы, руко­водящей и направляющей силы общества. Впервые Конституция гаран­тировала новые права советских граждан, такие как право на пользование достижениями культуры, право на охрану здоровья, право на жилище.

Устанавливалось, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственно­сти. Социалистическая собственность не могла использоваться в корыст­ных целях. Основной формой социалистической собственности призна­валась государственная собственность. Государству принадлежали основ­ные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организован­ных государством предприятий.

Собственностью колхозов и других кооперативных организаций являются средства производства и имущество, необходимое для осуществления уставных задач. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Конституция признавала и личную собственность граждан, основу которой составляли трудовые доходы. В личной собственности могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Мелкое част­ное хозяйство кустарей и крестьян-единоличников уже не допускалось. Личная собственность не могла использоваться для получения нетрудо­вых доходов.

В структуре высших государственных органов существенных изменений не произошло. Высшим государственным органом, как и по Консти­туции 1936 года, являлся Верховный Совет СССР. Был лишь увеличен срок его полномочий - с 4 до 5 лет. Верховный Совет по-прежнему со­стоял из двух равнозначных палат: Совета Союза и Совета Национально­стей, насчитывающих по 750 депутатов. Принцип его формирования не изменился. Не изменился и сессионный характер работы. Между сессия­ми Верховного Совета его функции выполнял постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом являлся Совет министров СССР, подотчетный Верхов­ному Совету и его Президиуму. Структура республиканских высших ор­ганов власти и управления повторяла федеральную. Устанавливалось равенство граждан СССР независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и националь­ной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и др. Более развернутой по сравнению с Конституцией 1936 года стала характеристика основных прав и обязанностей граждан. Впервые конституционно закреплялись права граждан СССР на труд, на отдых, на охрану здоровья, на матери­альное обеспечение в старости, на жилье, на образование, на участие в управлении делами государства.

На деле между провозглашенными конституционными нормами и реальностью имелся колоссальный разрыв. Государство просто не обладало необходимой материально-технической базой для обеспечения провозглашенных прав. Государственный строй того периода являлся лжепарламентаризмом, который прикрывал абсолютную власть партийно-государственной бюрократии. Конституция предоставляла каждой рес­публике право свободного выхода из состава СССР, но этот принцип федерализма не мог быть реализован на практике, что было подтвержде­но реальными событиями 80-х - 90-х гг. Конституция 1977 года, как и все предыдущие, не являлась действующим законом, поскольку реально государство управлялось высшими партийными органами. В ней не было особой нужды, поэтому не случайно, что на разработку проекта Консти­туции ушло почти 15 лет.

12 апреля 1978 г. была принята Конституция РСФСР, которая текстуально повторяла основные положения Конституции СССР, но более детально регламентировала административно-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР.

  • В Конституции 1924 года на союзном уровне была создана система правоохранительных органов. Высшим органом правосудия стал Верховный Суд СССР. Наряду с этим Верховный Суд выполнял функции конституционного правосудия и контроля. К его ведению относились вынесение заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции, разрешение судебных споров между союзными республиками. Учреждалась должность Прокурора Верховного Суда СССР. Председатель ВС, его заместитель и пять членов ВС, а так же прокурор ВС и его заместитель назначались президиумом ЦИК СССР.

    В Конституции 1936 года судебной системе отводится целая глава "Суд и прокуратура". Конституция 1936 года закрепила, что правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Определялся порядок выборов в соответствующие суды и срок полномочий судей. Закрепились принципы независимости судей и подчиненности их закону, открытости разбирательств без исключений, предоставления защиты обвиняемому, рассмотрение всех дел с участием народных заседателей. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке. В этой же главе определился статус Генерального прокурора. За ним закреплен высший надзор за точным исполнением законов всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами. Определен порядок назначений и сроков действия полномочий на прокурорских должностях.

    В Конституции 1977 года судебной системе отведена глава "Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор". Система выборов судей и народных заседателей осталась прежней. Введен институт военных трибуналов. Введена ответственность судей и народных заседателей перед избирателями, закреплена норма их отзыва. Организация и порядок деятельности Верховного Суда СССР определяются Законом о Верховном Суде СССР. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Теперь принцип независимости распространен и на народных заседателей. Правосудие в СССР по Конституции 1977 года осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом. Основное нововведение - презумпция невиновности по ст.160. Введен институт юридической помощи (адвокатуры) и определены порядок и организация их деятельности. Ст.162 допускает к участию в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Вводится институт государственного арбитража для разрешения хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями, а так же определяется их порядок и организация их деятельности. Ст.164 расширен круг прокурорского надзора и введена подотчетность Генерального прокурора СССР перед Верховным Советом. Так же в Конституции 1977 года снижен срок полномочий Генерального прокурора до пяти лет. Организация и порядок деятельности органов прокуратуры теперь определены Законом о прокуратуре СССР.

    Судебная система претерпела в своем развитии значительные изменения. От прямого назначения на должности в Конституции 1924 года до принципа выборности в Конституции 1936 года. Основное отличие Конституции 1977 года - закрепление презумпции невиновности. Независимость судей, открытость судебных дел, предоставление защиты, коллегиальное рассмотрение дел - стали конституционными нормами. Ни в одной конституции нет упоминания о Конституционном суде. Функции Конституционного суда формально выполняли высшие органы государственной власти.