Конспект коррекционного занятия по развитию описательной речи «Аквариумные рыбки. Конспект ОД в старшей группе на тему «Рыбы

Создание образа аквариума с уникальными рыбками. Создание условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.

Создание коллективного аквариума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Рыбки в аквариуме»

Воспитатель: Лисицкая Елена Николаевна.

Тип занятия: Обобщение и закрепление знаний и умений.

Вид деятельности: Тематическое занятие.

Цели:

Создание образа аквариума с уникальными рыбками.

Создание условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.

Создание коллективного аквариума.

Задачи:

Образовательные : закрепление и обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях; учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы; совершенствовать художественно – графические навыки; продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.

Развивающие : развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; развивать чувство ритма, цвета, композиции; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развитие интереса к окружающему миру.

Воспитательные : воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать, бережное отношение к окружающей природе и домашним питомцам.

Предварительная работа:

Чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций к этому произведению.

Рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток с изображением морских, речных и аквариумных рыб для обогащения художественных впечатлений детей.

Беседы о жизни морских и речных рыб.

Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два ».

Уход за аквариумом: промывание растений, камешков.

Рассматривание водных растений и сравнивание их с наземными (чем похожи, чем отличаются).

Зарисовки водорослей и рыб натуры, рисование по представлению; приготовление и дегустация рыбных блюд и блюд из морской капусты.

Украшение фигур рыб, вырезанных из цветной бумаги.

Методические приемы: Рассмотреть с детьми рисунки с разнообразными аквариумами, определить какими материалами они созданы; обратить внимание на осанку детей при рисовании, сюрпризный момент.

Литература: Т.Г. Казакова, Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. И.А. Лыкова, Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. И.А. Лыкова, Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. И. А. Лыкова, Программа художественного воспитания, обучение и развитие детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

Музыка: «Аквариум» Сен-Санс.

Материалы и оборудование:

Для педагога: аквариум, иллюстрации с изображениями рыб, детские работы с аквариумами, выполненные различными художественными материалами, мультимедийное оборудование, подборка слайдов диковинных рыб и водных обитателей, доска магнитная, музыкальный центр.

Для детей: мольберты, планшеты, заготовки круглого аквариума формат А4 или А3, прикрепленного к планшету скотчем, гуашь, акварель, кисти, тряпочки, простые карандаши, восковые карандаши, черные маркеры, рыбки, украшенные детьми заранее разных цветов, клей – карандаш.

План:

1. Организационный момент – 2 мин.
2. Эвристическая беседа – 6 мин.
3. Творческая поисково-экспериментальная работа – 10 мин.
4. Динамическая пауза – 2 мин.
5. Итог занятия:
а) выставка и анализ детских работ – 2 мин.
б) самоанализ – 3 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

П.: Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать!

Д.: Здравствуйте.

П.: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

2. Эвристическая беседа

П.: Дети, подойдите ко мне. Посмотрите, какой большой и красивый аквариум. А какие рыбки плавают в нём?
Из каких частей состоит рыбка? А на какие геометрические фигуры они похоже? (чешуя, тело – овал, хвостик – треугольник, плавники, глазки). Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.

П.: Дети, а теперь посмотрите сюда. Педагог подводит детей к телевизору и показывает слайды с диковинными рыбами. Обращает внимание на их яркую чешую.
А кто попробует нарисовать рыбку? Ребенок рисует рыбку на магнитной или меловой доске.

3. Практическая работа

П.: (подводит детей к магнитной доске, на которой прикреплены аквариумы, выполненные различными художественными материалами).

П.: Какими материалами и техниками пользовался художник для создания таких красивых аквариумов. А какие еще материалы можно использовать? (Ответы детей)
Но можно еще и своими ручками нарисовать рыбку.

4. Пальчиковая гимнастика:

Моя рыбка все время молчит,
Не поет, не рычит, не урчит.
Не пойму почему, вот беда.
Может в рот ей попала вода?

Подойдите, пожалуйста к мольбертам, на них прикреплены заготовки аквариумов. У вас есть гуашь, акварель, восковые карандаши и черные маркеры. Давайте попробуем с помощью этих материалов создать образ аквариума, но чтобы у каждого из вас он был разным и непохожим на
другие.

5. Физминутка

Рыбки весело играют
В синей солнечной воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

Превращение в чаек.

Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу. Увидели рыбу, спустились к воде, (наклонились) поймали рыбу и улетели на берег.
Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.

6. Анализ и выставка детских работ

П.: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Мы справились с заданием (нарисовали аквариум)? У кого получились самые красочные рыбки? Как их название? У какого самые веселые? У кого самый интересный, веселый, красивый, прозрачный, волшебный аквариум? Почему? и.т.д. (По ходу работы)

7. Самоанализ

П.: Дети, посмотрите, какой большой и красивый аквариум нарисован. Но он пустой. Давайте мы его заполним рыбками. А вот и рыбки, которые мы украшали раньше. Если вы хорошо поработали, то возьмите красную или желтую рыбку. Если вы считаете, что не совсем справились с заданием, то можете взять зеленую или синюю рыбку.
Дети приклеивают рыбки на большой аквариум.

П.: Вы сегодня все отлично поработали. Наше занятие подошло к концу. У нас еще остались рыбки, давайте подарим их нашим гостям на память о нашем занятии. До встречи на следующем занятии.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ»

ТЕМА:АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ в речке

Программные задачи: Учить детей лепить рыбок, пользуясь схемой последовательности работы. Формировать умение украшать готовое изделие методом «штамповки». Ориентировать на поиск гармоничных сочетаний форм. Развивать комбинаторские способности. Закреплять навыки аккуратной лепки. Воспитывать эстетические чувства: учить созерцать красоту окружающего мира.

Коррекционно-речевые задачи: Активизировать словарь по лексической теме. Упражнять в подборе однородных определений, составлении эмпатийного рассказа. Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать общую и мелкую моторику.

Материал: Аквариум, изготовленный из пластиковой бутылки, внутри которого камушки, водоросли, улитки из пластилина; пластилин; стеки; штампы из бросового материала; дощечки; дидактическая игра «Аквариум»; схема последовательности работы; геометрические фигуры из цветного картона, музыкальное сопровождение.

I Вводная часть

1. Организационный момент

Педагог: Ребята, отгадайте загадку: На окошке пруд,

В нем рыбешки живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков.

Дети: Аквариум.

2. Предварительная беседа

Педагог: Ребята посмотрите что у меДети: Камушки, улитки, ракушки, водные растения.

Педагог: Кого же здесь не хватает?

Дети: Рыбок.

Педагог: Каких аквариумных рыбок вы знаете? (Дети называют, а педагог выставляет названных рыбок в нарисованном аквариуме - игра «Аквариум»)

Педагог: Чем они отличаются от обычных речных рыб?

Дети: Маленькие, яркие, пестрые, на их теле разноцветные пятнышки и полоски.

Педагог: Я уже представила, что в аквариуме плавают маленькие, яркие рыбки. Что же делать?

Дети: Давайте слепим.

II . Основная часть

1. Рассматривание рыбки, припоминание приемов лепки

Педагог: Ну, конечно же. Только для начала вспомним, какие части тела есть у рыбки?

Дети: Туловище, хвост, плавники, чешуя, глаза.

Педагог: Какой формы может быть туловище у рыбки?

Дети: Круглое, овальное, треугольное. (Дети называют, педагог выкладывает названные формы на ковролине).

Педагог: Как сделать круглое туловище?

Дети: Скатать шарик и приплюснуть.

Педагог: Как скатать овальное туловище?

Дети: Скатать шарик, слегка удлинить его и приплюснуть.

Педагог: Посмотрите, на схеме изображено то, о чем вы сказали. (Показываю). А как сделать треугольное? (Показываю с объяснением) Сначала надо скатать шарик. Затем превращаем его в конус, раскатывая между ладонями лишь верхнюю часть шара. Потом приплюснуть. А какие у рыбок могут быть хвосты?

Дети: Длинные, короткие, острые, волнистые, маленькие, большие, широкие.

Педагог: Посмотрите, какие хвостики приготовила я (Выставляю на ковролин хвосты, вырезанные из цветного картона: круглый, из двух кружков и полумесяцем). Кто может сказать, как слепить такой хвост? (Показываю на круглый)

Дети: Скатать шарик и приплюснуть.

Педагог: Шарик по величине отличается от того, из которого мы делали туловище?

Дети: Этот шарик маленький.

Педагог: А как слепить этот хвостик? (Показываю на хвост из двух кружочков).

Дети: Скатать два кружочка, приплюснуть и соединить.

Педагог: А как сделать вот такой хвост (полумесяцем), нам подскажет схема (Показываю и рассказываю). Сначала надо скатать колбаску, потом согнуть ее дугой и приплюснуть. Что же еще схема нам подскажет? (Педагог показывает на схему, а ребенок отвечает)

Ребенок: Надо разделить комочек пополам, скатать маленькие шарики, слегка их удлинить и приплюснуть. (Педагог показывает под диктовку ребенка)

Педагог: Кто расскажет, как сделать глаз?

Ребенок: (Рассказывает по схеме) Надо скатать два шарика: один белый - побольше, другой черный – поменьше, приплюснуть их и наложить один на другой.

Педагог: А теперь надо соединить все детали, сделать ротик и украсить рыбку штампиками: сделать ей чешую и узоры на хвосте и плавниках (Педагог показывает штампы и печатает). Вот и первая рыбка. Поселим ее в аквариум. Улитки сразу заметили рыбку. Давайте и мы превратимся в улиток и представим, что тоже попали в аквариум.

2. Физминутка: речь с движением «Аквариум»

Улитки ползут, Передвигаются по кругу в полуприседе,

Свои домики везут. соединив руки за спиной.

Рогами шевелят, Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков ,

На рыбок глядят. наклоняют голову влево, вправо.

Рыбки плывут, Передвигаются по кругу, опустив руки

Плавничками гребут. И выполняют движения ладонями вперед - назад.

Влево, вправо поворот, Поворачивают туловище влево, вправо.

А теперь наоборот.

3. Лепка рыбок детьми

Педагог: А теперь садитесь за столы, будем делать для рыбки подружек. Только постарайтесь, чтобы ваши рыбки были не похожи друг на друга. Они будут разного цвета, разной формы, с разными хвостами и по-разному украшены. А для того, чтобы вам было легче, смотрите на схему.

(педагог включает спокойную музыку, дети работают. Педагог по необходимости подсказывает, задавая направляющие вопросы, готовых рыбок помещает в аквариум на пластиковую трубочку).

Педагог: Вот как постарались ваши пальчики, каких чудесных рыбок слепили. А теперь они сами превратились в рыбок.

4. Развитие мелкой моторики «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, Сложенными вместе ладонями

Рыбке весело играть. дети изображают, как плывет рыбка .

Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком .

Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони .

Рыбка спину изогнула, Снова изображают, как плывет рыбка .

Крошку хлебную взяла. Делают хватательные движения обеими руками .

Рыбка хвостиком махнула Снова «плывут».

Рыбка быстро уплыла.

III . Заключительная часть

Подведение итогов занятия

Педагог: Ребята, мне так понравились ваши рыбки. Предлагаю оставить аквариум в группе, и как только захочется, можно подойти и полюбоваться разноцветными красавицами.

Список использованной литературы

    «Физминутка для малышей» Марина Ищенко, изд. Феникс,2009г.

    «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» изд. Детство-Пресс, 2010г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 211»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Тема: «Аквариумные рыбки»

Подготовила: учитель-логопед

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад 211»

Дутова А.А.

Г. Краснодар

2018 г.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе (5-6 лет):

«Аквариумные рыбки»

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, голова, плавники, чешуя, жабры, туловище, хвост, аквариум, водоросли, камни, песок, есть, плавать, дышать, маленькая, большая, красивая, блестящая).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речи, совершенствование диалогической речи, тонкой моторики, мышления, зрительного внимания, слухового внимания, развитие фонематического восприятия, наблюдательности, развивать умение согласовывать существительные и числительные.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование навыков доброжелательности, ответственности, взаимопонимания, сотрудничества.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями рыбок, аквариум из картона с подвесными рыбками, черно-белое изображение аквариума с рыбками на каждого ребенка, цветные карандаши, магнитная доска.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Загадывание детям загадки). Дети входят в кабинет логопеда, здороваются и садятся вокруг стола.

Логопед. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие, познакомимся с новыми друзьями. Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку:

Рыбки плавают в пруду.

Грустно кот глядит на пруд:

Вот поймать бы рыбку тут!

Не поймаешь…Как назло

Пруд запрятан за стекло.

Дети. Аквариум.

Логопед. Правильно. Это аквариум. А кто обитает в нем?

Дети. Аквариумные рыбы.

Логопед. Вы совершенно правы. Я хочу познакомить вас со стихотворением Е. Филипповой, названия у него нет:

Мы целый час стоим вдвоем

И смотрим в чудо-водоем.

И океан, и море тут,

Его АКВАРИУМ зовут.

Если говорили рыбы,

Рассказать они могли бы

О морях и океанах

И о жарких дальних странах…

И еще нам интересно,

Мама-рыбка поет песни?

И как рыбята могут спать,

Когда отсутствует кровать?

Мы у них спросили с Димой,

Но они проплыли мимо.

Мне нужно будет не забыть

Об этом папу расспросить!

2. Беседа. (Совершенствование диалогической и связной речи. Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки»).

Логопед. Предлагаю вам познакомиться с самыми известными обитателями аквариума. (Демонстрация изображений рыб, если дети затрудняются сами ответить, кто представлен на картинке, то логопед им подсказывает. Происходит обсуждение по каждому изображению. Дети знакомятся со строением рыб, их окрасом.)

Золотая рыбка

Гуппи

Петушок

Телескоп

Сом

Логопед. Как рыбки передвигаются?

Дети. Они плавают.

Логопед. Где плавают рыбки?

Дети. В аквариуме.

Логопед. Что расположено у рыбке на голове?

Дети. У нее есть рот, глаза, жабры.

Логопед. Для чего рыбкам нужны плавники и хвост?

Дети. Они помогают ей плавать.

Логопед. Для чего нужны жабры?

Дети. Они помогают ей дышать.

Логопед. Чем покрыто ее тело?

Дети. Чешуей.

Логопед. Что вы можете еще сказать о них? Какие они?

Дети. Красивые, блестящие, быстрые, ловкие и т.д.

3. Дыхательная гимнастика. (Перед каждым ребенком по очереди ставится аквариум сделанный из картона с подвесными рыбками. Просим их подуть на понравившуюся рыбку, можно выбрать две.)

4. Грамматический строй речи. Согласование существительных с числительными от одного до пяти.

Логопед. Давайте сосчитаем, сколько рыбок живет в аквариуме.

Вместе. Одна рыбка, две рыбки, три…,четыре…, пять рыбок.

Логопед. А еще посчитаем, сколько камней на дне аквариума.

Вместе. Один камень, два камня, три…, четыре…, пять камней.

Логопед. Ребята, в нашем аквариуме только четыре камня и четыре рыбки, сколько нам не хватает, чтобы у нас их стало пять?

Дети. Нам не хватает одного камня и одной рыбки.

Логопед. Молодцы ребята.

5. Развитие фонематического восприятия. Детям показываем картинки с изображением аквариумных рыб, они должны вспомнить их название и определить первый и последний звук в их названии. Если дети затрудняются озвучить название рыб, то логопед им помогает, также голосом выделяет первый звук в слове, затем последний. Для выполнения данного задания используем следующие названия рыб: гуппи, телескоп, сом, петушок.

6. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка, озорница

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Сложенными вместе ладонями.

Изображают, как плавает рыбка.

Грозят пальчиком.

Медленно сближаем ладони.

Изображают, как плывет рыбка.

Делают хватательное движение обеими руками.

Снова «плывут»

7. Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики.

Логопед раздает изображение аквариума с рыбками.

Логопед. Ребята перед каждым из вас лежит аквариум. Выберите себе понравившуюся рыбку, обведите ее по контуру и раскрасьте.

8. Окончание занятия.

Логопед. Ребята, наше занятие подошло к концу. Давай те повторим с кем же вы себя познакомились?

Дети. С аквариумными рыбками.

Логопед. Где они живут?

Деи. В аквариуме.

Логопед. С какими рыбками мы сегодня познакомились?

Дети. Золотая рыбка, гуппи, сом, петушок, телескоп.

Логопед. Ребята, а что вы можете сказать о них, какие они?

Дети. Разноцветные, ловкие, быстрые, красивые.

Логопед. Молодцы, вы все очень хорошо работали на занятии, были внимательными, рыбки приготовили Вам подарки – наклейки, которые вы можете наклеить в свой логопедический блокнот.


Конспект занятия в старшей группе по теме «Кто такие рыбы?»

Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Задачи:

Образовательная:

Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

Развивающая:

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Материалы:

Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

Словарная работа:

Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

Предварительная работа:

Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

Ответы детей: река, пруд, озеро.

Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,

(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.

(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.

(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.

(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

Щука – одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко. Плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки . Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Итог занятия:

Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

(Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).

МБДОУ «Детский сад №147 общеразвивающего вида г. Владивостока»

Конспект ООД в старшей группе

«Путешествие в мир аквариумных рыб»

Воспитатель высшей квалификационной категории

Григорянц Инга Суреновна

Образовательная область : «Познавательное развитие»

Цель : Формирование представления познавательной активности и гуманных отношений к живому.

Образовательные задачи :Познакомить детей с золотой рыбкой , особенностями ее внешнего вида, местом обитания.

Развивающие : Развивать способность наблюдать . Выделять признаки внешнего вида, отражать результаты наблюдения словесно .

Воспитательные : Воспитывать любовь и интерес к обитателям аквариумов.Вызвать у детей желание ухаживать за аквариумными рыбками.

Предварительная работа : Рассматривание игрушечной рыбки .Чтение художественной литературы : А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке »

И. Токмакова « Гдеспит рыбка » ,русскаянароднаясказка «Пощучьемувелению», И. Коньков « Мой аквариум огромный»

Словарная работа : Туловище, плавники, хвост, чешуя, аквариум, жабры.

Материалы и оборудование : Таз с водой, два больших декоративных бокала с живыми рыбками ,сачок, корм, кормушка, сдвинуть 4 стола по 2стола и посадить по 8 детей.

Ход образовательной деятельности:

Дети, обратите, пожалуйста внимание, что за книжечка у меня в руках? Как она называется? ("Сказка о рыбаке и рыбке")

А кто написал эту замечательную сказку? (А.С. Пушкин)

А какая рыбка была в этой сказке? (Добрая, волшебная, сказочная)

Да, в этой сказке рыбка была волшебной, она могла выполнять желания, а мы с вами сегодня рассмотрим рыбку не сказочную, а настоящую, поэтому она не может выполнять ничьих желаний, а напротив, поскольку она будет жить у нас в аквариуме, мы должны учиться понимать её желания и делать так, т.е ухаживать за ней, чтобы ей и всем нашим рыбкам было хорошо и уютно в аквариуме.

Дети, а вы любите аквариум?

Почему? (ответы детей выслушать)

Аквариум, как добрый волшебник притягивает к себе.

А кто живет в аквариуме?

У вас на столах стоят большие декоративные бокалы с рыбками, вы все внимательно посмотрите на рыбок и скажите, какую вы из них узнали, как она называется?

Сегодня на занятие я принесла новую рыбку, посмотрите на нее: нравится ли она вам? (показываю ее в декоративном бокале всем детям)

Да, рыбка очень красивая, называется она (золотая). Рыбы - животные, живые существа. Они бывают большие и маленькие.

Чтобы вы могли лучше рассмотреть рыбку, я пущу ее в таз с водой, который поставлю перед вами (дети рассматривают плавающую рыбку)

Тело рыбки можно разделить как бы на три части: голову, туловище и хвост. Шеи у рыб нет.

Кто знает, чем покрыто тело у рыб? (чешуёй - закрепить это слово)

Какого цвета чешуя у рыбки? (блестящая, серебристая и т.д, у разных рыб она разная, в основном серебристая)

А на что похожа она? (на монетки) (напоминает нам одежду из серебряных монеток)

Скажите мне, есть ли глаза у рыбки? Какой они величины? Как они расположены? Рыбка смотрит прямо перед собой или? иначе?

Да, глаза у нее маленькие, находятся по бокам головы.

А что еще у рыбки есть на голове? (рот)

Какой он величины? (маленький)

А какая у рыбки форма тела?

Да тело у рыбки гладкое, овальное, сжатое с боков, обтекаемое, вытянутое. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать. Плавая, они поднимаются вверх, то спускаются вниз на дно аквариума.

Посмотрите внимательно, как рыбка плавает и скажите, а что ей помогает при плавании? Что находится на спине и животе рыбки?

Да, это плавники. Что рыбка ими делает? (двигает, когда плывет).Итак плавники у рыбки хвостовые, спинные и брюшные.

А что рыбка делает хвостом? (изгибает его, двигает им, он тоже помогает плавать ей.)(показываю своей рукой движение рыбки)

А теперь вы тоже своей рукой покажите, как рыбка плавает. (дети показывают)

Посмотрите, куда сейчас рыбка плывет

Да, к Насте.

А теперь? К Никите. А теперь остановилась и смотрит на нас.

Как вы думаете рыбка видит нас? (да, у нее есть глазки)

Рыбки не только видят, но и слышат и могут на расстоянии обнаруживать преграду.

Интересно, ребята! А спят ли рыбки?

Есть ли у них домики?

Вот послушайте стихотворение, может быть оно даст нам ответ на наши вопросы:

Ночью темень, ночью тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе

След собачий - к конуре

Белкин след ведет к дуплу

Мышкин - к дырочке в полу

Жаль, что в аквариуме, на воде

Нет следов твоих нигде

Только темень, только тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Оказывается рыбки спят и домики есть у них. Только у рыбки домик звучит как-то непривычно "рыбье гнездо". Самый простой домик - это ямка в песке или камнях.

Давайте мы с вами отдохнем и превратимся в рыбок.

Физкультминутка

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут ,

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке

То помашут плавниками

То закружатся кругами (движение по тексту)

После физкультминутки подходим все к аквариуму.

Дети, где живут у нас рыбки? (в аквариуме)

Что есть в нашем аквариуме? (вода)

Какая вода в нем? Посмотрите она чистая, прозрачная (закрепить слово)

Что еще есть, кроме воды в аквариуме? (зеленые растения, песок, камешки, ракушки). Прежде, чем положить на дно аквариума песок, камешки, ракушки я их тщательно промыла, затем посадила растения, постаралась сделать так, чтобы дно аквариума, как можно больше напоминало дно природного водоема. Это дно из жизни условий рыбок, без воды рыбки жить не могут они гибнут, существует пословица "Как рыба в воде"(когда человеку хорошо, комфортно, уютно).

Поэтому, видите, какой аквариум получился красивый. Нравится вам?

А чтобы он всегда был таким, нужно постоянно за ним ухаживать. В одно и тоже время кормить рыбок, доливать чистую воду по мере необходимости, так как она испаряется, протирать стекла аквариума внутри и снаружи, закрывать аквариум стеклом, чтобы пыль не попадала в воду.

Мы хорошо ухаживаем за своими рыбками, поэтому они такие веселые, быстро плавают.

Давайте наших рыбок пустим в аквариум.

Чем мы ее поймаем? Можно рыбку ловить рукой?

Нет нельзя, ее можно повредить и она заболеет. Ловят рыбок сачком (закрепить слово).

Вика, возьми сачок и поймай рыбку в тазу. (ребенок ловит рыбку) вместе со мной. Вот какая рыбка ловкая, как трудно было ее поймать. Рыбка поплыла, аквариум у нас просторный, ей будет свободно в нем плавать.

А теперь давайте покормим рыбок.

Кто знает, что это за рамочка на воде?

Правильно - это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм- дафний и циклопов. Это мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Корма дают рыбкам столько, сколько они могут съесть, чтобы не загрязнять аквариум. Для этого используют мерную ложку. Кормят рыбок утром и вечером в одно и тоже время. Корм у нас хранится в этой баночке. Видите на ней наклеены картинки с рыбками.

Ну-ка, Ваня, насыпь в кормушку корм.

Ребята, давайте позовем рыбок, я легонько постучу по стеклу аквариума.

Смотрите, рыбки плывут к кормушке на мой стук, значит они слышат. У рыб нет снаружи ушей, у них внутреннее ухо.

Смотрите, как рыбки захватывают корм ртом. Максим покажи, как они это делают.

Посмотрели, как они кушают! Давайте не будем им долго докучать, а пока они кушают, я вам загадаю загадки (садимся за столы) . Вы слушайте очень внимательно, чтобы смогли мне ответить, так как эти загадки все живут в мире аквариумных рыб.

Итак загадка

1-я У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (чешуя )

2-я Стеклянный дом

А в доме том

Во все концы

Снуют жильцы.(аквариум )

3-я У маленькой скотинки

Сто серебряных монеток в спинке. (рыбка )

4-я В воде играют,

А на земле умирают. (рыбки )

Молодцы! Умеете отгадывать загадки.

А сейчас мы с вами проведем небольшую викторину " В мире аквариумных рыб".

Правила викторины таковы: за каждый правильный ответ вы получаете фишку. Побеждает тот, кто больше всего наберет фишек. Победителей ждет сюрприз.

Итак начали:

1. Что представляет собой рыбы исходя из вашего понимания? (это животные, живые существа)

2. Где живут рыбы? (в воде)

3. Какие есть у рыб приспособления, чтобы жить в воде? (гладкая, овальная, вытянутая форма тела и чешуя)

4. На какие части разделено тело рыб? (на 3 части: голова, туловище, хвост)

5. С помощью чего рыбки двигаются в воде? (плавников: спинных, брюшных, хвоста)

6. Чем дышат рыбы и с помощью чего? (воздухом который есть в воде, жабрами)

7. Как ведут рыбки себя в воде аквариума? (по разному: плавают быстро и медленно; плывут в разных направлениях, затаиваются, отдыхают, отыскивают корм, резвятся, играют, иногда дерутся)

А теперь подсчитываем у кого, сколько фишек. Подсчитали, а теперь давайте выстраиваться победители в порядке уменьшения:

1 - кто меньше собрал фишек

2 - кто чуть больше

3 - кто больше всех собрал фишек

По очереди вы будите заводить заводных рыбок в воде. Первым будет заводить победитель, у которого больше всех фишек, затем тот, у кого чуть меньше, и наконец тот, у кого их мало.

На этом наше путешествие в мир аквариумных рыбок подошло к концу.

И наше занятие мы закончим стихотворением :

Мой аквариум огромный,
Как домашний океан,
За стеклом струится скромный
Пузырьков живой фонтан.
Там, в аквариуме, рыбка,
У неё подводный дом,
Рыбка двигается гибко,
Машет веером-хвостом.
Эта рыбка не простая -
Золотой её наряд,
Ярко радугой блистая,
Завораживает взгляд.
Между водорослей нежных,
Возле камешков на дне
Рыбка плавает неспешно
И живёт на радость мне.