Мой любимый питер. Особняк сан-галли на лиговке Лиговский 62 история

Уникальный комплекс, включающий в себя особняк, жилые дома, сад, здание заводоуправления, контору, сам завод разместился между Лиговским проспектом и железнодорожными путями Октябрьской железной дороги по воле замечательного человека, много сделавшего для города, Франца Карловича Сан-Галли.

История предприятия начинается с 1853 года, когда Франц Карлович, небогатый, но образованный выходец из Германии, купил "пустопорожние места" по набережной Лиговского канала и основал здесь кузнечную мастерскую. В течение нескольких десятилетий маленькая мастерская превратилась в большой завод. К началу ХХ века завод выпускал самые различные изделия - паровые машины, котлы, фонари, балконы, ограждения, решетки и т.д. Кроме частных заказов, на заводе изготавливались металлические конструкции оранжерей и павильонов, мосты и подъемные машины для Гатчины и Царского Села, паровые машины для электрического освещения Зимнего дворца и многое другое. Все металлические конструкции и декоративные элементы зданий завода изготавливались здесь же, а их было немало: конструкции особняка и зимнего сада при нем, отопительные приборы и печи, металлическая ограда со скульптурами, чугунные львы у конторы владельца, козырек, флагштоки и великолепная ограда сада. В 1882 году за свои фабричные изделия фирма получила Государственный герб. Среди изделий завода Сан-Галли были знаменитые ворота Зимнего дворца, решетка Таврического сада, железные решетки для Павильонного зала в Эрмитаже, удивительной красоты детали интерьера, фонарные столбы, вазы, флагодержатели, фонтаны... Множество чугунных балконных решеток, изготовленных на заводе Сан-Галли, до сих пор украшают наш город. Ввел их в повседневный строительный обиход именно Франц Карлович. Его решетки прекрасно смотрятся вблизи и на просвет и до сих пор, сохраняя прочность, надежно ограждают балконы. Стоит сходить полюбоваться балконами домов, скажем, на Караванной, 24, Миллионной, 29 и 15, или Малой Морской,6.

Застройка территории заводского комплекса продолжалась чуть ли не 50 лет, ею занимались несколько петербургских архитекторов, работавших в разной стилистической манере. В 1860-1880-е годы здесь работали Н.А. Газельмейер, И.И. Горностаев, А.А. Докушевский, Д.Д. Зайцев, К.К. Рахау и К.Ф. Фейерейзен. В 1890-1910-е годы строительство продолжили Г.Г. Гансон, В.Р. Курзанов, Ф.К. Миритц, К.Г. Резцов. Каждый из архитекторов решал творческие задачи по-своему в соответствии со временем, собственными установками и назначением построек. Поэтому архитектура построек представляет широкий спектр разных направлений конца XIX - начала ХХ века. В основном архитектурно-пространственная среда сложилась окончательно в 1910-е годы.

В 1872 году выдающийся мастер эклектики К.К. Рахау построил особняк для семьи Сан-Галли. Он же построил
контору, жилой дом и несколько производственных корпусов. Проект особняка разрабатывался при непосредственном участии самого заказчика. Особняк является замечательным образцом зрелой эклектики. Фасады выдержаны в стиле флорентийского палаццо, с рустованными стенами и далеко вынесенным венчающим карнизом. Великолепие разнообразных по стилистике интерьеров, уникальные витражи, резьба, богатый металлический декор, а также оригинальное инженерное решение делают это здание одной из вершин петербургской архитектуры конца XIX века. Здание, окрашенное в голубой цвет, парадным крыльцом выходит в сад. Крыльцо украшали два бронзовых льва, отлитых на заводе Сан-Галли. Сейчас эти львы украшают Парк Победы на Московском проспекте. В дворовой части особняка на Лиговке, жили инженеры и мастера завода. Перед крыльцом дома был устроен фонтан, украшенный скульптурной группой чугунного литья, изображающей рождение Афродиты, стоящей на морской раковине и окруженной морскими существами, из пастей которых били струи фонтана. Скульптура была отлита на заводе Сан-Галли в начале 1890-х годов по модели неизвестного французского скульптора. Первоначально фонтан украшал интерьеры особняка Сан-Галли. В 1930-х годах, во время очередной реконструкции, «Афродита» была перенесена в сад, где стала стремительно разрушаться. Сейчас скульптура находится на реставрации в мастерских ООО «Интарсия».

Дом был наполнен картинами известных русских художников, мраморной и бронзовой скульптурой. Кое-что из тех интерьеров особняка уцелело до наших дней: вестибюль с атлантами и кариатидами, хозяйский кабинет с большим камином, курительная комната «в восточном вкусе» и расписные витражи в приемной. Снаружи особняк украшен узорочьем чугунных решеток, фонарями и флагштоками, которые были изготовлены здесь же на заводе. Если посмотреть на дом со стороны сада, то на крыше можно увидеть граненую деревянную башенку, откуда хозяин мог наблюдать за всей территорией завода.

Здание конторы решено более лаконично - с большими прямоугольными окнами-витражами. Лишь чугунные львы у
входа и простой карниз с сухариками да романские капители колонн в интерьере смягчают его утилитарность.

Так же просто выполнены фасады проходной и заводоуправления, оформившие лицевую застройку. Архитектор А.А. Докушевский придал им характер торгово-деловых зданий. Композиция главного фасада заводоуправления симметричная. Главный мотив, предвосхищавший будущий модерн - аркада. Три большие трехцентровые арки, обрамленные архивольтами, заключают внутри себя зеркальные окна-витрины.

В той же манере архитектором Д.Д. Зайцевым в глубине заводской территории была построена одна из первых рабочих жилых колоний, состоящая из 18 деревянных домов со службами, ледником и небольшим садом с беседкой. Дома были выполнены в духе русской народной архитектуры, с узорочьем. Комплекс имел водовод и газовое освещение.

К сожалению, большая часть этого замечательного городка не сохранилась, остались лишь каменные здания училища и служб. Не дошли до нас в первоначальном виде и производственные корпуса, построенные по проекту архитектора К.ф. Фейерейзена в характере рациональной архитектуры, предвосхищающей будущей конструктивизм. После 1917 года большинство корпусов было перестроено, часть снесена.

Более или менее сохранились здания, расположенные вблизи Лиговского проспекта, - особняк, заводоуправление, контора и проходная. Эти здания, а также сад состоят под государственной охраной. Сад, по сию пору сохранивший свое название - Сангальский, был разбит на месте капустных огородов и был вытянут в длину от Лиговского проспекта до Николаевской железной дороги. Со стороны Лиговского проспекта сад огорожен сохранившейся великолепной решеткой с воротами, отлитой в 1873 году здесь же, на заводе, по проекту архитектора И. Горностаева.

Интересы Франца Карловича были широки и многообразны. В 1872 году его избрали гласным Городской Думы. За 20 лет его работы в Думе при его активном участии в Петербурге были разработаны, введены в строй, и прочно вошли в обиход водопровод, конно-железная дорога, скотобойни, Сенной и другие рынки, электрическое освещение, больницы и батареи водяного отопления, изобретателем которых был сам Франц Карлович. Даже само слово «батарея» было введено в обиход Ф. К. Сан-Галли. На фотографии, которую мы приводим, видно, какого качества было литье на заводе Сан-Галли.

К одним из многочисленных нововведений, которые с легкой руки Франца Карловича прочно вошли в жизнь города, принадлежит и основание и устройство общественных туалетов. С этим нововведением связана курьезная история, которая каждый раз рассказывается по-разному, но суть ее сводится к следующему. В Петербурге жила одна дама, отличавшаяся легкостью мысли и поведения необычайной. Она скончалась, оставив большой капитал. Когда встал вопрос о том, как им распорядиться, Государь велел передать капитал Городской Думе на нужды сирот. Но думцы, среди которых было немало тех, кто лично знал почившую, отказались принять «непотребные деньги». Тогда Сан-Галли, возмущенный ханжеством заседателей, предложил употребить эти деньги на создание первых общественных туалетов в Петербурге.

Франц Карлович Сан-Галли умер в 1908 году. Но до самой революции 1917 года завод на Лиговке пользовался такой же доброй славой, как и при жизни его основателя.

В советское время завод Сан-Галли стал «Буммашем». Потом территория завода, парка и прилегающих зданий пришла в упадок. Чуть более года назад особняк Сан-Галли выкупили и отреставрировали, привели в порядок парк, разбили аллеи, клумбы, построили новую детскую площадку.

Фото - Mary , 2011.

Особняк Ф. К. Сан-Галли

Пам. арх. (регион.)

1869-1870 - арх. Рахау Карл Карлович

В 1869-1872 гг. для владельца Чугунолитейного и механического завода Ф. К. Сан-Галли и его семьи арх. К. К. Рахау был выстроен в стилизованных формах ренессанса двухэтажный, на высоких подвалах, особняк рядом со зданием главной конторы , от которого он отделялся лишь въездными воротами на «малый» двор завода. Ворота довольно просты, лишь их чугунные столбы украшают крупные шишки.

Рахау использовал в отделке особняка Сан-Галли мотивы флорентийской архитектуры. Внутренняя архитектурная отделка, предметы роскоши, комфорта и вся мебель произведены в Петербурге, за исключением драконов из цинка над водосточными трубами, изготовленных в Берлине.

Весь металлический декор в составе здания: балконы, крыша, козырьки над подъездами (парадным и дворовым), лестницы, металлическая конструкция зимнего сада и т. д., а также устройство отопления, водопровода, канализации, ванной, кухни, туалетов, гладильной, прачечной, конюшни и других вспомогательных служб были выполнены хозяином особняка на собственном заводе.

Парадный вход в особняк оформлен небольшим двухколонным портиком. Фронтон поддерживается двумя чугунными колоннами с каннелюрами и капителью коринфского ордера. Раньше к нему примыкал двускатный навес, перекрывающий весь тротуар, чтобы можно было в непогоду прямо с мостовой, выйдя из экипажа попасть в его укрытие. На полу тамбура выложена камнем дата окончания строительства - 1872.

Здание во всех его частях, вся внутренняя архитектурная и художественная отделка, все специальные хозяйственные устройства, предметы роскоши, комфорта и вся мебель произведены здесь, в Петербурге, исключая драконов из цинка над водосточными трубами, исполненных по рисунку в Берлине, и живописи на стекле в столовой - произведение художника Сверчкова в Мюнхене. Все металлические части, вошедшие в состав здания, балконов, крыши, подъезда, лестницы, железная конструкция зимнего сада, а также устройство отопления, вентиляции, водопроводов и водоотводов, ватерклозетов, ванной, кухни, гладильной, прачечной, конюшни и друг. исполнены на собственном механическом заводе. Из них замечательны: a) Устройство отопления и вентиляции. Отопление здания и зимнего сада водяное, низкого давления, производится одним центральным водогрейным котлом, посредством ведущих от него по отдельным помещениям нагревательных чугунных и железных труб с батарейными аппаратами. Вентиляция производится с искусственным нагреванием и увлажнением, в 2-х камерах, приводимого из сада свежего воздуха. Свежий, нагретый воздух входит во все господские комнаты чрез душники каналов, ведущих из вентиляционных камер. Вытягивание испорченного воздуха в обыкновенные дни происходит днём чрез душники вытяжных каналов в кухне, ватерклозетах, ванной, гладильной, прачечной и людских, а ночью - из спален. Для экстренных случаев на время балов или многочисленных собраний, действуют особые сильные вытяжки из зала над люстрой, в столовой, в кабинете и друг., которые обыкновенно закрыты, по излишеству. Нагревание достигается весьма равномерное, а воздух повсеместно чист и достаточно влажен. b) Зимний сад замечателен железною конструкцией стеклянной крыши; верх, т. е. собственно крыша, устроен из двойных рам, для воспрепятствования примерзания к стеклу снега, а бока - из одиночных рам. Несмотря на большую охлаждающую поверхность, температура достаточно поддерживается отоплением от того же котла; температура при сильных морозах даже ночью не бывает ниже 18°. c) Кухня с большой чугунной плитой, К которой приспособлена пекарная печь, котлетная печь, водогрейный прибор, духовые печи и проч.; также имеется механический вертел. Рядом с кухней гладильная с гладильною печью. d) Прачечная с сильной вентиляцией. В ней очаг с бутильниками, центробежная выжимная машина, американский каток, сушильный шкаф с выдвижными вешалками, водопровод ко всем лоханям и аппаратам, водопровод с трапом и проч. e) Конюшня с чугунными яслями, с кормушкой и водопоем с проводом к ним воды; грязная вода из конюшни отводится чугунными желобами с трапом, а для вентиляции устроен приток свежего и вытягивание испорченного воздуха. Стоимость здания не определена в точности, так как здание строилось без сметы. Застраховано: собственно здание в 186,000 руб., движимое имущество в 84000 руб. Приблизительная стоимость здания, включая движимое имущество, 300 тысяч рублей.

(«Зодчий», 1877, Вып. 8, С. 74-75, добавил miraru1)

До 2006 г. в особняке находилось заводоуправление ОАО «Санкт-Петерургского завода бумагоделательного машиностроения» (ОАО «Буммаш СПб»). В конце 2005 г. заводоуправление несуществующего предприятия, превратившегося в фирму по сдаче офисов в аренду, перебралось во флигель дома № 58 по Лиговскому пр ., в то помещение, где в советское время находился партком НПО «Ленбуммаш».

Ф. К. Сан-Галли в 1850-х гг. приобрел доходный дом на Невском пр., 8 , в котором во флигеле держал свой магазин. Второй магазин был на Невском, 60 .

В 1875-1876 гг. с другой стороны Главной конторы архитектором К. К. Рахау был возведен доходный жилой дом в стиле эклектики для служащих завода Сан-Галли.

В 1880-1881 гг. арх. Д. Д. Зайцевым был возведен большой дом (Лиговский пр., 64) для родственников фабриканта, служащих завода.

В 1879-1880-х гг. при заводе Сан-Галли была построена колония жилых домов для рабочих, проект которой разработал арх. Д. Д. Зайцев. Колония состояла из 22 построек: восемнадцати двухэтажных деревянных домов, школы, служебного здания с магазином, погреба и беседки. Все жилые дома располагались симметрично вдоль широкой улицы - аллеи, проходящей по главной оси комплекса построек, которая замыкалась беседкой, расположенной в небольшом парке. Жилые здания были двух типов: 16 домов с 8-ю двухкомнатными квартирами и два дома с 12-ю однокомнатными квартирами, снабженными водопроводом

Здание школы колонии сохранилось в перестроенном виде. Двухэтажную постройку в советское время надстроили третьим этажом. Два парадных входа, располагавшихся по краям ее, были превращены в окна, вход остался лишь со стороны двора. После революции здесь размещался детский сад, затем общежитие для рабочих, потом инженерные службы завода «Буммаш».На рубеже 1960-1970-х гг. его соединили с двухэтажным домом магазина и служб колонии корпусом такой же высоты.(1*)

В 1918 г. имущество семьи Сан-Галли было национализировано. Как и раньше завод снабжал весами продовольственные организации Петрограда и провинции, изготавливалось кухонное оборудование, дезинфекационные камеры Завод был универсальным, поэтому в июле 1921 г. название "Универсаль", а в октябре 1922 г. стал называться "Кооператор". Завод внес большой вклад в дело внедрения метрической системы весов в Советском Союзе. После некоторой полемики в октябре 1930 г. Совнархоз РСФСР решил перепрофилировать завод "Кооператор" для производства бумагоделательного оборудования. К началу 2-ой пятилетки новый профиль завода окончательно определился, и его переименовали в "Завод бумагоделательного машиностроения имени 2-ой пятилетки". До Великой Отечественной войны был выпущен ряд машин для производства различных видов бумаги.

В годы войны завод был переключен на выпуск оборонной продукции: снарядов, мин и т.п.В 1943 г. началось возвращение к мирному труду. В 1949 г. была изготовлена очередная бумагоделательная машина. До начала 1960-х гг. завод оставался единственным в стране специализированным предприятием по выпуску бумагоделательного оборудования.

В 1966 г. завод был переименован в Опытный завод бумагоделательного машиностроения, затем вошел в образованное НПО "Ленбуммаш" имени 2-ой Пятилетки.

В середине 1970-х гг. на заводе был организован специальный участок по ремонту решеток и металлического декора Ленинграда. В 1975-1978 гг. была проведена реставрация Воронихинской ограды у Казанского собора (2*)

Фонтан "Рождение Афродиты" был установлен в 1870-е гг. перед особняком Сан-Галли. Автор проекта - арх. Иван Горностаев. В последнее время воды в нем не было, а в начале XXI века скульптуру убрали и в 2006 г. засыпали чашу.

Сама скульптура отреставрирована в 2004 г. и отдана на хранение Комитету гос. инспекции по охране памятников: в Сангальском саду установят копию.

1965: Завод им. 2-й пятилетки бумагоделательного оборудования - Лиговский пр., 60/62 ( С. 57)

1965: Институт "Буммаш" ЦНИИ по проектированию оборуд. для целлюлозно-бумажной промышленности

Госкомитета химич. и нефтяного машиностроения при Госплане СССР (так в оригинале) - Дворцовая пл., 6/8 С. 62

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга №109-ра от 29.01.2003 г. (7802498003).

Международный холдинг STRABAG SE продал финскому концерну ЕКЕ участок на Лиговском проспекте, 60-62, рядом с парком Сан-Галли, в Петербурге. Как сообщили 6 июня в компании Colliers International, представлявшей интересы продавца, на участке площадью 2,5 га можно построить как жилой комплекс (более 30 тысяч кв. м), так и офисно-торговый центр (более 75 тысяч кв. м).

По словам Риитты Экенгрен, президента EKE Group, в компании еще не решили, какой вариант развития территории выбрать.

«Жилой комплекс в самом центре деловой активности и общественной жизни города, при этом по соседству с живописным парком, однозначно будет востребован. В то же время проект офисно-торгового комплекса полностью готов к старту строительства и может быть реализован по схеме built-to-suit – под конкретного заказчика. Разрешение на его строительство уже получено», – заявила президент финского холдинга.

Напомним, «Фонтанка» ранее писала, что многофункциональный с гостиницами под названием San Gally Park на Лиговском проспекте, 60-62, должны были построить еще в 2007 году. Около $150 млн намеревался вложить инвестор Raiffeisen Evolution, который принадлежит австрийским холдингам Raiffeisen (банки), UNIQA (страховщики) и Strabag (строительные фирмы). Инвестор выкупил участок, в 2008 году начал снос корпусов, но столкнулся с поправками в Правила землепользования и застройки и был вынужден снизить проект одиннадцатиэтажного 42-метрового комплекса до семиэтажного 28-метрового. Тем не менее к 2011 году было завершено общее проектирование, разработан проект газовых котельных, наружного газопровода, проведены экологические изыскания. В 2011 году застройщик получил разрешение на строительство и приступил к работам. Однако архитектурные эксперты сочли проект «чужеродным» для Северной столицы. Строительство застопорилось. Внешний вид полуразрушенных строений бывшего завода за следующие пять лет не изменился. В апреле 2016 года в ООО «Райффайзен эволюшн прожект девелопмент» (генподрядчик) нашему изданию заявляли о том, что строительство уже начато, но никакой конкретики не предоставили.

В Colliers International 5 июня пояснили, что проект не был реализован из-за изменений в градостроительном законодательстве и падения ставок аренды на рынке офисной недвижимости. Инвестиции в строительство оценивались в 200 млн евро. Площадка, ранее принадлежавшая Raiffeisen Evolution, перешла в собственность STRABAG Real Estate GmbH (SRE) в декабре 2016 года.

Отметим, что после продажи этого участка у холдинга STRABAG SE больше не остается ни одного проекта в Петербурге. Компания также продает офисное здание класса А на Ленинском проспекте, 119 в Москве и, таким образом, вообще уходит с российского рынка.

Вскоре часть Новгородского тракта вошла в предместье новой российской столицы – Санкт-Петербурга. Точно определить места, по которым проходил тракт, не представляется возможным. Однозначно можно утверждать, что он проходил параллельно нынешнему Лиговскому проспекту, на том или ином удалении от него. Основными источниками, по которым можно определить местоположение тракта являются карты раннего Петербурга. Существует достаточно большое количестве планов Санкт-Петербурга первой половины XVIII века, изданных как в России, так и за ее пределами. Однако до начала XIX века рассматриваемая территория не входила в состав города, поэтому зачастую не изображена на городских планах.

В1718-1725 гг. на всем протяжении нынешнего Лиговского проспекта (от улицы Некрасова до Московского проспекта) по проекту Г.Г. Скорнякова-Писарева был прорыт канал для питания фонтанов в Летнем саду. Канал начинался от реки Лиги, вытекавшей из Дудергофского озера, и тянулся более чем на двадцать километров. По нему вода попадала в специальный бассейн (на его месте сейчас находится Некрасовский сквер). Отсюда по трубам через реку Фонтанку вода попадала в водовзводную башню у Летнего сада. Это был первый своеобразный водопровод в Санкт-Петербурге.

В сер. XVIII в.- перв. трети XIX в. - к востоку от Лиговского канала располагалась Ямская слобода, к которой параллельно каналу проходила Моховая-Каретная ул. (со 2-й пол. XIX в. именовалась Предтеченская ул.; с 1952 г. - ул. Черняховского). Территория вдоль Лиговского канала к северу от начала Моховой-Каретной ул. (напротив Свечного пр.) долгое время не была застроена, в первой пол. XIX в. была занята огородами и садами. Далее к северу вдоль канала располагались узкие участки с партикулярными домами.

С 1739 г. - проспект назывался Московской улицей, во второй половине XVIII века ему дано новое официальное название - набережная Лиговского канала.

С 1777 г. - после наводнения, когда были разрушены фонтаны в Летнем саду, Лиговский канал потерял свое первоначальное назначение.

С сер. XIX в. Лиговский канал представлял собой узенькую речку с мутной и грязной водой и берегами, заросшими травой.

В 1833 г. - было закончено строительство восточной части Обводного канала, что способствовало более активному освоению близлежащих территорий (в особенности к северу от канала, ближе к центру города), получивших удобную связь с портом. Здесь началось активное строительство промышленных предприятий.

После приобретения в 1853 году большого пустопорожнего участка Галченкова, Сан-Галли стал покупать прилегающие участки частных владельцев. Одним из первых был куплен участок Кудряшова, состоявший в Каретной части 1 квартала под № 256. К нему вскоре был присоединен участок купца Федорова, числившийся во 2 квартале Каретной части под № 257 (впоследствии под № 52/66), расположенный между Литовской и Моховой улицами. В начале 1850-х годов во владение Сан-Галли перешли также участки купца Степанова (в Каретной части 3 квартала под № 518, между набережной Лиговского канала и Средней улицей), наследника жены поручика Ветошникова (Александро-Невской части 2 участка по Лиговскому каналу под № 50).

В 1860-е гг. на территории в южной части располагались – обширный «Kuchengarten von San Gali» (огород) и квадратный в плане «Gas Gesselschof» (газовый двор) с газгольдером и каменными служебными постройками; в северной части располагались каменные и деревянные строения жилого и служебного назначения.

В 1866-1867 гг. - на участке, принадлежащем Санкт-Петербургскому купцу 1 гильдии Ф.К. Сан-Галли, состоявшему в Александро-Невской части, 1 квартала под № 46 и 48, находились следующие постройки: каменный дом для сборки машин, навес для склада готовых чугунных изделий, одноэтажный флигель для склада ценных металлических изделий, каменный одноэтажный флигель для литейной мастерской и навес для склада кокса.

В 1867 г. в восточной части участка было сооружено в кирпичном стиле здание газгольдера.

В 1868 г. вдоль красной линии застройки набережной Лиговского канала по проекту инж.-арх. А.А. Докушевского построены два 2-х этажных каменных оштукатуренных корпуса (проходной и заводоуправления), соединенных воротами и металлической оградой, на крупных кирпичных столбах которой позже были установлены две чугунных аллегорических скульптуры (Гефеста и Гермеса), олицетворяющих «Торговлю» и «Промышленность».

В 1869-1872 гг. по проекту арх. К.К. Рахау по красной линии Лиговского канала было построено главное здание комплекса - особняк владельца.

С южной стороны от особняка вдоль сада была установлена чугунная ограда сада (арх. И.И. Горностаев, 1873 г.).

В 1875 г. по проекту того же К.К. Рахау было возведено кирпичное оштукатуренное 1-2-х этажное здание конторы, примыкавшее к корпусу проходной (в 1891 г. контора перестроена по проекту арх. К.Ф. Фейерейзена). У входа здания были установлены два чугунных льва.

В 1875 г. Ф.К. Сан-Галли купил соседний участок с северной стороны (бывш. участок Киселла) - современный дом № 58. В этот же период западная часть этого участка (квадратной формы) была застроена по периметру каменными зданиями по проекту арх. К. К. Рахау: 5 эт. жилой дом по красной линии Лиговского кан., и службы (в северо-восточной части), а также соединяющая их каменная ограда. Полицейский адрес строений: Александро-Невская часть, 1-й квартал, наб. Лиговского кан., 44, 46, 48, 50, 52.

В 1879 г. Ф.К. Сан-Галли приобрел участок, примыкавший к его владениям с южной стороны, в 1881 г. - соседний участок, граничащий с ранее купленной территорией. Существовавшие в западной части этих участков каменные жилые дома (современный адрес № 64 и 66) были расширены и перестроены (арх. Д.Д. Зайцев, 1880-1881 гг.; в 1908г. дом № 64 был расширен по проекту гр. тж. И.И. Герасимова, совместно с

арх. Ф.Ф. Миритцем).

Одновременно по проекту арх. Д.Д. Зайцева продолжалось строительство заводских корпусов. В этот период в восточной части территории была построена жилая колония для рабочих (городок для рабочих) с элементами благоустройства и озеленения, включавшая каменные здания школы и служб, а также деревянные жилые дома, решенные в стиле эклектики с резьбой и металлическим декором.

Владелец завода Ф.К Сан-Галли писал: «При фабрике я устроил колонию для рабочих и их семейств: 22 отдельных дома, разделенных аллеей, и еще один для школы. Снабженные водопроводом с невской водой и керосиновым освещением<...>. Потом я стал строить большие дома, квартиру для моего alter ego - брата, для инженеров, приказчиков и других жильцов». Деревянные дома для рабочих до настоящего времени не сохранились, а дом для инженеров и техников (№ 58) и, видимо, предназначенный для квартир дирекции (№ 64-66).

К началу 1880-х гг, сложилась планировка и границы сада, располагавшегося к югу и востоку от особняка.

В 1886 г. перед жилым домом установлен фонтан. Скульптурная фигура «Афродиты» с резвящимися у ног амуром и тритонами, оформляющая фонтан, предположительно возникла в 1890-х гг.

Это аллегорическое изображение по преданию, посвящено дочери Ф.К. Сан-Галли, утонувшей в Финском заливе. Произведение было создано по модели французского скульптора (в настоящее время скульптура демонтирована, отреставрирована и установлена в вестибюле КГИОП - пл. Ломоносова, д. 1).

В 1891-1892 гг. в царствование Александра III, канал заключили в трубы, засыпали и проложили новую улицу с бульварами. Название Лиговская улица появилось в 1892 г. Знаменская площадь (современная площадь Восстания) служила своеобразной межой между центром города и его окраинами.

В 1893 г. - по проекту арх. К.Ф. Фейерейзена вдоль северной границы участка Сан-Галли возведена каменная 3-х эт. «постройка для заводских работ» (на планах нач. XX в. моделъно-столярная мастерская или Столярная мастерская) западная часть рассматриваемого корпуса.

В архивных чертежах здание 3-хэтажей, без подвалов, с наружными стенами из лицевого красного кирпича, деревянными перекрытиями и внутренним металлическим каркасом с 2 колоннами. В здании Столярной мастерской показаны две лестницы внутренняя вдоль западной стены и Г-образная в плане, в восточной части здания с северной стороны (в настоящее время не сохранились). По проекту здание завершалось ассиметричной вальмовой крышей (при строительстве здания крыша была несколько изменена).

К концу XIX в. границы территории чугунолитейного и механического завода Ф.К. Сан-Галли окончательно сформировались и проходили по красной линии Лиговского проспекта (запад), Преображенской ул. (ныне ул. Черняховского) и границе с участком Николаевской железной дороги (восток) и кварталами жилой застройки Лиговского проспекта (север и юг).

В период с 1884 по 1893 гг. по проекту арх. К.Ф. Фейерейзена строились и перестраивались промышленные корпуса в глубине участков. В этот же период газгольдер был перестроен под кладовые завода (1892 г.), здание конторы было расширено (1891 г.).

В 1901-1903 гг. - к востоку от Столярной мастерской было построено 3-х этажное каменное здание слесарной и механической мастерской (на планах нач. XX в. Весовая мастерская). Архитектор не установлен.

К началу 1900-х гг. предприятие Ф.К. Сан-Галли превратилось в большой завод. В 1908г. - основатель чугунолитейного завода Ф.К. Сан-Галли умер. Похоронили его на Тентелевском кладбище (ни кладбище, ни могила до настоящего времени не сохранились).

В 1910-е гг. - владельцами завода и построек стали Франц Францевич (сын), Виргиния Ивановна Сан-Галли (вдова 1-й гильдии купца). В доме по Лиговскому пр. № 64 проживал также Роберт Карлович Сан-Галли (брат Франца Карловича

Сан-Галли) Главноуполномоченный фабрики

Ф. Сан-Галли.; Управляющий завода - Иоханн Тальвик. На территории завода были возведены новые производственные корпуса по по проектам арх. Г.Г. Гансона, гр. инж. К.Г. Резцова.

В 1917-1990-е гг. - на части территории бывшего завода Сан-Галли возведен целый ряд корпусов, связанных с новой ориентацией производства на бумагоделательные машины.

Эти корпуса, как правила, пристраивались к уже существовавшим зданиям. Кроме того, вдоль границы производственного двора с садом в 1960-х годах было возведено протяженное 2-3-х этажное кирпичное здание, западная часть которого заняла участок, где находился зимний сад особняка Ф.К. Сан-Галли, что сделало невозможным восстановление зимнего сада.

Западный и восточный корпуса (лит. Ж) в 1960-е гг. (бывш. Столярная и Весовая мастерские) объединены кирпичной встройкой для служебных помещений с лестницей и лифтом (на генпланах Ленинграда встройка фиксируется с 1962 г.). С западной и восточной стороны к ним пристроены современные кирпичные здания цехов.

В 1991 г. проводились мероприятия по усилению перекрытий с расчетным сроком на 5 лет. Планировка производственного двора, сложившаяся к настоящему времени, представляет собой конгломерат разновременных корпусов, выстроившихся в три неровные линии (вдоль северной и южной границ участка, и между ними) и образующих два узких двора.)

В конце 1990-ых в начале 2000-х гг., после прекращения производственной деятельности на бывшей территории завода Ф.К. Сан-Галли разрабатывался проект многофункционального комплекса с устройством торгового пассажа в корпусах цехов, однако проект не был осуществлен.

ЖК «На Лиговском проспекте, 60-62» от финского застройщика EKE расположится практически в самом сердце Петербурга. О покупке земельного участка с разработанным еще в 2007-ом году проектом МФК «Сан Галли Парк» (по названию находящегося в непосредственной близости сада) у Raiffeisen Evolution стало известно в начале июня 2017-ого года. EKE планирует возвести здесь жилой дом бизнес-класса и гостиницу на 300 номеров.

Разрешение на строительство не получено.

Инфраструктура и транспортная доступность

Развитая инфраструктура 0 0 Будущие жильцы ЖК «На Лиговском проспекте, 60-62» в Центральном районе получат доступ к отлично развитой социальной инфраструктуре: в пешей доступности есть школы №294, №309 с дошкольным отделением, №612 и проч. Также в локации работает множество детских садов: №23, №100, №20, №107. Медицинскую помощь можно будет получить в ближайшей городской поликлинике №37 на улице Правды.

Великолепно представлена в локации и торговая индустрия. Помимо сетевых супермаркетов «ДИКСИ», «Полушка», «Пятерочка» и «СантаМаг» здесь открыто множество небольших продуктовых и хозяйственных магазинов. В ТРК «Галерея», которая находится всего в 5 мин ходьбы, есть гипермаркет «O’КЕЙ». На Невском проспекте и поблизости сосредоточено огромное количество брендовых бутиков, кафе и ресторанов, торговых комплексов, фитнес-центров и медицинских центров.

Рядом несколько станций метро 1 0 Пробки 1 0 Транспортная доступность ЖК «На Лиговском проспекте, 60-62» в Санкт-Петербурге также на высоте из пешеходной доступности сразу нескольких станций метро – «Маяковская», «Лиговский проспект», «Владимирская», «Звенигородская». В паре минут ходьбы есть автобусные и трамвайные остановки, можно быстро дойти до Московского вокзала. В аэропорт «Пулково» дорога займет порядка 30-35 мин на машине без учета возможных пробок. К сожалению, дорожные заторы в локации случаются постоянно и вне зависимости от времени суток, поэтому автовладельцам стоит заранее продумывать свой маршрут.

Экологическая обстановка в центре деловой и торговой активности города типична для всех центральных районов мегаполисов: плотный дорожный трафик способствует высокому уровню загазованности. Для неспешных прогулок подойдут сад Сан-Галли, Багратионовский сквер и парк Театра Юных Зрителей.

Цены и планировки в ЖК «На Лиговском проспекте, 60-62»

Цены и планировки в ЖК «На Лиговском проспекте, 60-62» еще не представлены застройщиком.

Отделка в ЖК «На Лиговском проспекте, 60-62»

Данных об отделке в квартирах ЖК «На Лиговском проспекте, 60-62» пока нет.

Парковка

Проектируется подземный паркинг.