Ознакомление с профессиограммой врача. Профессиограмма врач Профессиограмма по профессии врач

· Форма труда - умственный и физический труд

· Условия и характер труда:

Рабочая поза и движения - стоя, несколько согнув тазобедренный сустав, наклонив тело вперед; фиксированная, вынужденная поза, характеризуется длительным статическим напряжением мышц спины и ног, движения рук точные, не всегда больше по силе и амплитуде при постоянном напряжении зрения и внимания. Во время операций отмечается значительное эмоцио­нальное и статическое напряжение, длительное напряжение внимания. К концу рабочего дня развивается утомление, раздра­жительность и головная боль, что говорит о выраженном влиянии профессиональной деятельности на функциональное состояние центральной нервной системы.

· Вредные факторы среды: использование во время операции рентгеновских лучей, введение наркоза, наркотических веществ, их наличие в воздухе опера­ционной непосредственно влияют и на организм врача-хирурга. Внешняя среда в операционных неблагоприятна и отличается повышенной температурой (до 28‑29°С) и относительной влажностью воздуха 75‑80 % при весьма низкой его подвижности.

Задачи ППФП врача-хирурга:

ü развитие прикладных основных физичес­ких качеств: выносливости, силы и статической выносливос­ти мышц спины и ног, ловкости, быстроты;

ü развитие прикладных специальных качеств: устойчивости к гипокинезии и прямостоянию, быстрого зрительно­го различения и подвижности нервных процессов;

ü развитие прикладных психических качеств: внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств (само­обладания, уверенности в своих силах).

Профессиограмма провизора (врача-фармацевта).

· Условия и характер труда:

монотонность, гипокинезия и гиподинамия, выполнение большого числа манипуляций руками (координационных движений),

преобладание умственной деятельности (переработка поступающей информации, большое число всевоз­можных вычислений).

Во время работы отмечается эмоциональное напряжение и напряжение внимания.

· Рабочая поза - вынужденная с наклоном туловища вперед, характерными рабочими движениями являются сгибания и разгибания верхних конечностей, небольшие по мышечным усилиям статического напряжения и динамических движений.

· Продолжительность рабочего дня 6‑7 часов при повышенной ответственности за изготовление лекарств и высокой плотности рабочего времени.

· Вредные факторы среды: контакт с химическими реагентами.



Задачи ППФП провизора:

ü развитие прикладных основных физических качеств - общей выносливости, силы (укрепление мышц туловища) и статической выносливости мышц спины, ловкости (координации движений рук);

ü развитие прикладных специальных качеств (устойчивости к гипокинезии, гиподинамии и прямостоянию, быстротой зрительного различения и подвижности нервных процессов);

ü развитие прикладных психических качеств (внимания, оперативного мышления).

Профессиограмма врача-лаборанта.

Труд врача-лаборанта предъявляет повышенные требования к психической устойчивости, вниманию, способности перерабатывать большой поток информации.

· Форма труда - умственный труд.

· Условия и характер труда: монотонность, гипокинезия и гиподинамия, выполнение большого числа манипуляций руками (координационных движений). Рабочая поза - в основном сидя, возможно со статическое напряжение мышц верхнего плечевого пояса, спины.

· Труд врача-лаборанта предъявляет повышенные требования к психической устойчивости, вниманию, способности перерабатывать большой поток информации.

· Вредные факторы среды: производственные пары, газы, пыль (аэрозоли), в связи с чем встречаются заболевания бронхо-легочной системы, кожные и аллергические заболевания.

Задачи ППФП врача-лаборанта:

ü развитие прикладных основных физических качеств (общей выносливости, силы и статической выносливости мышц спины);

ü развитие прикладных специальных качеств (устойчивости к гипокинезии и гиподинамии, прямостоянию, быстроты зрительного различения и подвижности нервных процессов);

ü развитие прикладных психических качеств (внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств, а именно инициативности, выдержки и настойчивости).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Презентация профессии Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов. Из глубины веков известны имена великих врачей, таких, как Гиппократ, Авиценна.

3 слайд

Описание слайда:

Развитие медицины происходило от универсального целительства к подготовке специалистов все более узкого профиля. В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей: врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров, аллергологов-иммунологов, хирургов, военных врачей, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертов, специалистов по врачебно-трудовой экспертизе (ВТЭК), врачей-специалистов в учреждениях госсанэпидслужбы, спортивных врачей (по контролю за спортсменами и тренерами – врачей сборной команды), ветеринарных врачей, врачей-паталогоанатомов, врачей отделений скорой медицинской помощи (горно-спасательных частей) и многих других. Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.

4 слайд

Описание слайда:

В нашей стране врач – это массовая профессия, одна из самых востребованных на рынке труда. Практически нет ни одного человека, который бы никогда не обращался к врачам. Спрос на врачей устойчивый. Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

5 слайд

Описание слайда:

Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

6 слайд

Описание слайда:

Тип и класс профессии Профессия врача относится к типу: «Человек – Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей. Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека и животных. Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами. Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

7 слайд

Описание слайда:

Содержание деятельности Врач пропагандирует среди пациентов здоровый образ жизни и занимает активную позицию в борьбе с наркотиками, алкоголизмом и курением. Врач (особенно в научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках) занимается разработкой и внедрением новых методов диагностики и лечения заболеваний. Врач выявляет причины различных заболеваний, оказывает плановую и экстренную медицинскую помощь. Врач проводит диагностику и лечение больных в больнице (стационарно) либо в поликлинике (амбулаторное). Врач проводит санитарно-просветительскую работу среди населения, мероприятия для профилактики болезней, а также занимается реабилитацией больных в период восстановления.

8 слайд

Описание слайда:

Требования к знаниям и умениям специалиста Квалифицированный врач должен знать: анатомию человека, нормальную и патологическую, разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы, анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола, правила оформления медицинской документации. Квалифицированный врач должен уметь: исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов, пользоваться специальной медицинской аппаратурой, расшифровывать результаты анализов, ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение, делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.

9 слайд

Описание слайда:

Требования к индивидуальным особенностям специалиста Для успешной деятельности в качестве врача необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств: наблюдательность, эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека), организованность склонность к работе с объектами природы (людьми), склонность к работе в сфере общения, склонность к работе с информацией, развитые логические способности, развитая способность к концентрации внимания, высокая эмоциональная устойчивость.

10 слайд

Описание слайда:

Условия труда Во время работы врач находится в помещениии вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно. В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки. Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования. Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента. Медицинские противопоказания Медицинские ограничения для врача: - хронические заразные заболевания (инфекционные, вирусоносительство, кожно-венерические, т.п.), -нервно-психические заболевания, -некорректируемые нарушения зрения и слуха, -слабый вестибулярный аппарат, -нарушения речи. Для врача также недопустимы: -брезгливость и непереносимость вида крови, -невнимательность к людям и симптомам болезней, -нетерпимость, эмоциональная несдержанность, -жестокость, эгоистичность, -рассеянность и безответственность, -тревожность, неуверенность в себе, -выраженный пессимизм.12 слайд

Описание слайда:

Перспективы карьерного роста Специализация и освоение смежных областей Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист. Научная карьера Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук. Управленческое карьерное развитие Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер. Организация собственного дела Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта. В профессии врача у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений. Возможные пути построения карьеры для врачей.

Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов. Из глубины веков известны имена великих врачей, таких, как Гиппократ, Авиценна.

Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.

Развитие медицины происходило от универсального целительства к подготовке специалистов все более узкого профиля. В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей: врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров, аллергологов-иммунологов, хирургов, военных врачей, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертов, специалистов по врачебно-трудовой экспертизе (ВТЭК), врачей-специалистов в учреждениях госсанэпидслужбы, спортивных врачей (по контролю за спортсменами и тренерами – врачей сборной команды), ветеринарных врачей, врачей-паталогоанатомов, врачей отделений скорой медицинской помощи (горно-спасательных частей) и многих других.

В нашей стране врач – это массовая профессия, одна из самых востребованных на рынке труда. Практически нет ни одного человека, который бы никогда не обращался к врачам. Спрос на врачей устойчивый.

Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

  • Врач выявляет причины различных заболеваний, оказывает плановую и экстренную медицинскую помощь.
  • Врач проводит диагностику и лечение больных в больнице (стационарно) либо в поликлинике (амбулаторно).
  • Врач проводит санитарно-просветительскую работу среди населения, мероприятия для профилактики болезней, а также занимается реабилитацией больных в период восстановления.
  • Врач пропагандирует среди пациентов здоровый образ жизни и занимает активную позицию в борьбе с наркотиками, алкоголизмом и курением.
  • Врач (особенно в научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках) занимается разработкой и внедрением новых методов диагностики и лечения заболеваний.

Профессиональные компетенции

Квалифицированный врач должен знать:

  • анатомию человека, нормальную и патологическую,
  • разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы,
  • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола,
  • правила оформления медицинской документации.

Квалифицированный врач должен уметь:

  • исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов,
  • пользоваться специальной медицинской аппаратурой,
  • расшифровывать результаты анализов,
  • ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение,
  • делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве врача необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • наблюдательность,
  • эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека),
  • организованность,
  • склонность к работе с объектами природы (людьми),
  • склонность к работе в сфере общения,
  • склонность к сервисной работе,
  • склонность к работе с информацией,
  • развитые логические способности,
  • развитая способность к концентрации внимания,
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Условия труда

  • Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
  • В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки.
  • Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.
  • Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.

Области применения профессии

Врачи работают в сфере здравоохранения. Они востребованы в следующих организациях:

  • научно-исследовательские институты,
  • медицинские учреждения (больницы, санатории, родильные дома, медсанчасти, женские консультации, травматологические пункты, частные медицинские клиники, т.п.),
  • образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, училища, вузы),
  • социальные организации (детские дома, приюты, дома инвалидов, детские центры творчества и досуга),
  • производственные предприятия,
  • правоохранительные органы,
  • МЧС и службы спасения,
  • военные организации.

Пути получения профессии

В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы; другие подступаются к высшему образованию, начиная свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).

В Томской области подготовку дипломированных врачей обеспечивает:

ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет».

Перспективы карьерного роста

В профессии врача у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.

Специализация и освоение смежных областей

Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист.

Научная карьера
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.

Управленческое карьерное развитие
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер .

Организация собственного дела

Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель , менеджер проекта.

ПРОФЕССИОГРАММА «ВРАЧ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ

Врач , по определению толкового словаря,- это лицо с высшим медицинским образованием , лечащее больных. Вся деятельность врача посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.

Эмблема медицины – змея, обвивающая чашу. Эта эмблема восходит к древнему культу животных. Змея издавна считалась олицетворением мудрости. А чаша – вместилищем змеиного яда, с незапамятных времен применявшегося людьми в лечебных целях.

В государствах Древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением) людей. Их называли хирургами . У греков и римлян времен Гиппократа хирургия достигла высокого уровня развития. Первым хирургом считается Хирон. В средние века хирурги-ремесленники вели кочевой образ жизни. Они раскидывали палатки прямо на площади и принимали больных. Операции, которые делал врач, были несложными и выполнялись с помощью инструментов, использовавшихся в быту, например, кузнечные клещи, ножи.

В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров и медицинских институтов, аптек и лабораторий, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч врачей.

В сфере медицины существует пять специальностей:

1. «Лечебное дело » – врач подготовлен для организации и проведения профилактической и лечебной деятельности среди взрослого населения

КАЧЕСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА

    стрессоустойчивость умение управлять собой, личная организованность социальный интеллект (умение понимать поведение других людей) коммуникативные способности ответственность способность сопереживать больным способность правильно ориентироваться в экстремальных условиях уравновешенность тактичность

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

    нервно-психическими сердечно-сосудистыми опорно-двигательного аппарата хроническими инфекционными верхних дыхательных путей аллергическими зрительного, слухового анализаторов речеголосового аппарата

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Необходимы знания по биологии, химии, русскому языку и литературе в рамках школьной программы.

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

· научно-исследовательские институты

· медицинские организации (больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома, диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации, медсанчасти, здравпункты, амбулатории , фельдшерско-акушерские пункты)

· образовательные организации (дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, вузы, организации дополнительного образования)

· социальные организации (приюты, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка)

· военные организации

В профессии врача у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений. Возможные пути построения карьеры для врачей.

Специализация и освоение смежных областей Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист. Научная карьера Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук. Управленческое карьерное развитие Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер. Организация собственного дела Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.