Политическая система и её компоненты.

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (госорганов, полит. партий, движений, общественных организаций) , в рамках к-рой происходит полит. жизнь об-ва и осуществляется полит. власть. Полит. система имеет ряд характерных черт:

1) в её рамках и с её помощью осуществляется полит. власть

2) зависит от х-ра общественной среды, социально- экономической структуры об-ва,

3) обладает относительной самостоятельностью,

Полит система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе

1)использования гос. власти

2) участия в ней

3) борьбы за неё

У полит системы есть следующие компоненты:

1) полит орг-ция общества, включающая в себя гос-во, полит. партии и движения, общественные организации и объединения и так далее

2) политическое сознание, характеризующее психол и идеологические стороны полит власти и полит системы.

3) соц-политические и правовые нормы, регулирующие полит. жизнь общества и процесс осуществления полит. власти

4) полит. отношения складывающиеся между элементами системы по поводу полит. власти.

5) полит. практика, состоящая из полит. деятельности и совокупности полит. опыта.

Главная основа полит. системы – полит. власть.

Существуют следующие виды политических систем:

Демократические

Командно-административные

Теократические и т.д.

Политическая система выполняет следующие функции:

Обеспечение полит. власти определ. соц группы или большинства членов данного общества,

Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных соц групп или большинства населения.

Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих задач и целей.

Выявление и представительство интересов различных субъектов полит. отношений.

Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов в его структуре,

Воспитание лидеров.

г.п. система общества

В государстве 13 ст.Конституции согласуется многообразие политических интересов. Таким образом, государство придаёт полит. системе опр. устойчивость. Государство занимает центральное положение в политической системе общества. Так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства.

2) является единственным носителем суверенитета,

3) имеет возможность издавать обязательные для общества законы,

4) обладает аппаратом принуждения (армия, правоохранительные органы)



5) располагает мат ценностями (госсобственность, бюджет, казна)

6) гос-во регулирует деятельность полит. партий, движений, профсоюзов, общественных организаций и т.д.

7) Государство также осуществляет надзор за законностью деятельности всех субъектов политики.

Роль права в политической системе об-ва заключается в том, что оно:

1) служит одним из средств связи между обществом и его полит. системой, (в законах, принимаемых зкндт органами выражаются интересы большинства людей, различных слоёв, классов, групп)

2) устанавливать правовые формы организации, функционирование и смену гос власти, способы и методы полит. борьбы всех существующих в данном обществе полит. сил. В законодательстве соврем. гос-ва прописываются сл. положения: понятие полит. партии,

3) определение места и роли в полит. системе общества, условие и порядок создания и прекращения деятельности полит. партий,

4) взаимоотн с публ. властью, прежде всего, участие в выборах и в деятельности представительных органов гос власти.

В 2001 году был принят закон о полит партиях. В 2012 году были внесены изменения. сейчас 500 человек. и не обязательно иметь представительства во всех субъектах федерации.

К важнейшим институциональным элементом полит системы относится гос-во и те добровольные объединения граждан, которые участвуют в политике, прежде всего, политические партии. Особую роль в политической системе России играют политические партии. Их правовое положение регулируется федеральным законом от 11.07.2001 г. Закон «О политических партиях» установил, что единственными общественными орг-ями, которые могут участвовать в выборах на уровне РФ и её субъектов, являются политические партии. В результате многие политические движения преобразовались в партии.

Сейчас –пропорциональная политическая система. На региональном уровне – даже ты обязан состоять в партии.

Численность партий, дающая право участвовать в выборах с 2010 года снижается с 50000 до 45000 членов.

С апреля 2012 года – до 500 человек. Последняя п.п. Правое дело. Политическая партия определяется в федеральном законе как общественное объединение, созданное для участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах госвласти. Политические партии создаются и действуют только как федеральные партии. В субъектах РФ свои партии не создаются, а действуют только региональные отделения. Членами могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18 лет. Член партии может состоять только в одном региональном её отделении. Не допускается создание партий по признакам проф., расовой, национальной или религиозной принадлежности. Полит партия создаётся на учредительном съезде, учредителями являются делегаты съезда. Партия должна быть зарегистрирована в Минюсте РФ (отказ в регистрации может быть обжалован в суд). Региональное отделение партии регистрируется в территориальных органах Минюста РФ. Партия, не участвовавшая в выборах в течение 5 лет подряд подлежит ликвидации. Партия может быть ликвидирована только по решению ВС РФ. Закон предусматривает гос. фин поддержку крупных партий. С 2006 года контроль за фин дея-стью партий осущ-ет ЦИК РФ. Партии обязаны к 1 апреля каждого года представлять в ЦИК фин. отчет.

Понятие и классификация функций государства.

формы и методы реализации функций государства. Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, благодаря которой реализуется его функция.

Существуют формы осуществления функций государства:

1) Правовые – они определяются Конституцией РФ, ФКЗ, Законодательством субъектов федерации, другими нормо-устанавливающими актами.

2) Организационные функции – реализуются его органами и должностными лицами.

в правовые формы входят сл. виды деятельности

1) Правотворческая – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов,

2) правоприменительная – деятельность по реализации нормативных актов путем принятия аков применения права.

3) Правоохранительная – деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждении правонарушений и привлечению к юр. ответственности виновных лиц.

К организационной форме относятся

Орг-регламентирующая – работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проекта документов, организацией выборов, планировании, координации действий, контролем и т.д..

Орг.-хозяйственная – оперативно-техническая и хоз. работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, дотацией и т.д.

Орг.-идеологическая – работа по идеологическому обеспечению, выполнению различных функций государства, связанное с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращения к населению и т.д.

Методы осуществления функций государства

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с пом. которых органы государства реализуют его функции. Наиболее характерными являются такие методы, как убеждение, принуждение, рекомендации, поощрения.

Политическая система и её компоненты:

Введение в научный обиход понятия «политическая система» означало в рассмотрении политики переход с анализа формальной структуры институтов к их взаимодействию, пониманию целостности политики как самостоятельной сферы.

Политическая система - это, с одной стороны, сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, а с другой – система политических институтов, идей, взглядов, правовых норм, традиций, избирательного права в которых субъекты политики реализуют свои интересы посредством осуществления власти, оказания влияния или борьбы за ее завоевание и использование .

Политическая система обеспечивает интеграцию общества и эффективность его деятельности по реализации общезначимых целей.

Политическая система обладает целым рядом характерных особенностей:

1. Верховенство политической системы. Именно с ее помощью осуществляется политическая власть в обществе. Принимаемые в ее рамках решения обязательны для всего общества.

2. Зависимость политической системы от характера общественной среды, социально - экономической структуры общества.

3. Политическая система относительно самостоятельна .

Отметим подходы, которые используются при рассмотрении политических систем:

1. Структурно - функциональный подход . Сторонники этого подхода (Г.Алмонд, А.Вуд, Д.Истон ) уделяют основное внимание функционированию политической системы, рассматривают взаимосвязь ее элементов и подсистем.

2. Институциональный подход (П.Гонидек, И.Росс ). В рамках этого подхода политическая система рассматривается как совокупность политических институтов и учреждений , при этом одновременно рассматривается динамика экономической и социальной сфер, ее влияние на функционирование политической системы.

3. Элитарный подход . Приверженцы этого подхода (Б.Брайд, Н.Нельсон, А.Портес ) обращают внимание на раскрытие роли элит , концентрирующих власть над экономическими ресурсами, управлением и правовой системой.

4. Системный. Система действия представляет собой комплекс взаимодействий субъектов и объектов, предметов, с которыми человек вступает в те или иные отношения

При этом неверно сводить политическую систему общества лишь к политическим институтам и организациям.

Среди компонентов политической системы можно выделить:

1) политические организации;

2) политические нормы;

3) политические отношения;

4) политическое сознание;

5) политическая коммуникация.

При этом можно заметить, что политические организации как бы образуют материальную основу, каркас, всего здания политической системы. Политические нормы регулируют политические отношения в рамках существующей политической системы, политические отношения представляют собой структурную основу вертикальных и горизонтальных связей между элементами политической системы, политическое сознание - опосредует процесс создания и воспроизводства всех остальных частей политической системы. Таким образом, все основные компоненты политической системы взаимосвязаны, взаимообусловлены, они активно взаимодействуют и в своей совокупности представляют единое целое. Очевидно, что каждый из компонентов политической системы состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (например, подсистема политические организации включает в себя государство, партии, общественные объединения, которые, в свою очередь, имеют свою структуру и выполняют определенные функции).

Политическая система выступает как целостное образование, как единство всех составляющих ее компонентов и элементов. Несмотря на наличие узлов противоречий, она характеризуется взаимосвязью элементов в процессе своего функционирования

Функции политической системы:

Под функциями политической системы понимается любое действие , которое способствует сохранению и развитию достигнутого состояния, взаимодействию со средой . В число основных функций политической системы входит выявление и разрешение возникающих противоречий, как между политической системой, так и внутри самой политической системы.

В современной политической науке по разным основаниям соответственно выделяют различные функции политической системы:

1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

3) организация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он “включается” в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) регулятивная функция – политическая система направленная на обеспечение легитимности власти.

Однако функции политической системы нельзя сводить к сумме функций ее компонентов и элементов. Они являются результатом совместной деятельности ее элементов.

Политическая система по Истону – совокупность политических взаимоотношений в данном обществе. Основное назначение ее состоит в распределении ресурсов и побуждении принятия этого распределения в качестве обязательного для большинства членов общества. Тем самым Истон акцентирует внимание на функциях власти, где функция – это любое стандартизированное действие по сохранению и стабилизации (агрегации) политической системы.

Истон рассмотрел взаимодействие политической системы с окружающей средой (экономической, социальной, культурной сферами общества) по принципу «входа-выхода», окружающая среда воздействует на политическую систему  значимые изменения, происходящие в ней вызывают определенную реакцию политической системы. Политическая система осуществляет конверсию их действий. Если эти решения и действия адекватны требованиям окружающей среды, то возникает поддержка политической системы (легитимность), если неадекватны, то поступают новые сигналы из окружающей среды в виде требований.

Требования проходят через партии, профсоюзы, союзы потребителей, СМИ.

Следуя положениям Истона «о системе, погруженной в среду», которая поддерживает с ней многочисленные связи и обмены на основе ролей, американские политологи Алмонд и Пауэлл предложили типологию функций политической системы.

К функциям входа относятся:

    артикуляция (выражение) – формирование интересов индивидами и их группами, что проявляется в деятельности профсоюзов, союзов потребителей, СМИ и т.д.

    агрегирование – приведение данных интересов в определенную систему, их комбинирование, перевод на уровень проектов и программ, это функцию прежде всего осуществляют политические партии.

Т.о. на входе работают гражданские институты.

Функции выхода (правительственные функции). Главная роль – государственные институты.

    нормотворчество – выработка правил и норм.

    функция применения правил – введение норм в действие и их выполнение.

    применение норм в судебном порядке функция контроля за применением правил.

4. Политическая коммуникация (передача политической информации от управляющих к управляемым). Обеспечивающая внутреннее развитие политической системы – предполагает разные формы взаимодействия и обмена информацией между элементами политической системы и окружающей средой.

Функции сохранения и адаптации системы включают в себя:

1) Политическое рекрутирование (процесс, посредством которого отбирается и готовится персонал, выполняющий главные политические роли);

2) Политическая социализация (усвоение индивидом социокультурных элементов среды); освоение, включение во внутренний мир личности социальных и политических норм и стандартов).

Функции политической системы так же анализировались на макро - медиа – микроуровнях (Г.А.Белов). На макроуровне выделяются наиболее общие требования, которым подчиняется функционирование политической системы в целом (определение и достижение общих коллективных целей, адаптация, интеграция целей и различных элементов политических отношений, сохранения политической системы). На медиауровне выделяются наиболее характерные направления обеспечения легитимности, устойчивости и динамизма политической системы (регулирование, распределение ценностей, мобилизация ресурсов, реагирование, политическая социализация). На микроуровне анализируются характерные элементы политической технологии или политического процесса (артикуляция и агрегация интересов, их конверсия, принятие решений, типы поддержек и требований). При этом в реальной жизни функции макро - медиа - микроуровня не существуют отдельно друг от друга.

Обобщая все вышеназванные концепции функций политической системы, можно выделить тот круг задач , которые она должна решать в обществе.

Во-первых, это задачи политического руководства обществом. Именно на политическом уровне вырабатываются и определяются цели и программы развития общества, осуществляется согласование интересов социальных сил.

Во-вторых, политическая система должна решать задачи выражения , определения и согласования интересов индивидов и групп, предупреждения (путем выявления и согласования) с помощью институтов власти и политического участия конфликтных ситуаций и конкретных способов их разрешения, угрожающих целостности и нормальной жизнедеятельности социальной системы.

В-третьих, вовлекая людей в социально - политическую деятельность и ориентируя их на господствующие идеалы и ценности, политическая система служит средством преобразования общественных отношений, выполняет социально - преобразующие задачи.

В-четвертых, любая политическая система выполняет огромный объем информационно - коммуникативных задач . Она воспринимает и организует потоки внешней информации, позволяющие ей осуществить целенаправленные взаимодействия с окружением, своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нем изменения.

Функции политической системы характеризуются комплексностью, системностью. Они могут осуществляться как на уровне всего общества, так и в отношениях его различных сфер. Действия их при этом окрашиваются в тона, определяемые типом политической системы.

Типология политических систем

Категория (тип) политической системы выполняет в политологии двоякую функцию: с одной стороны, она позволяет выделить различные элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой - представить политику как некую целостность, выделить общие черты политической жизни в разных странах, сопоставить разные типы ее организации.

Типологизация политических систем - явление современности. В ней проявилось противостояние марксистской и веберовской политической мысли. В советском обществоведении господствовал ленинский подход к пониманию природы политической системы. Суть его заключалась в преувеличении классового фактора в функционировании и развитии политической системы.

При этом политические системы различались прежде всего, в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражают и обеспечивают. В соответствии с этим критерием все политические системы современности подразделялись на буржуазные, социалистические и политические системы освободившихся стран . Тем самым подчеркивалась классовая противоположность капиталистической и социалистической систем и превосходство политической системы социалистического типа.

Основаниями веберовского подхода (по имени немецкого ученого М.Вебера ) в типологизации политических систем являются формы и способы функционирования политической системы. Данный подход отличается от марксистско-ленинского тем, что в нем отрицаются экономическая предопределенность и решающее влияние преобладающей формы собственности (частная или общественная) на типы политической системы. По Веберу, экономика и политика взаимосвязаны и взаимоприспособлены друг к другу. Согласно этому подходу было признано деление политических систем на традиционные и рациональные (бюрократические).

Традиционная система господства функционирует по принципу: выполнять надо потому, что так предписывает авторитет - монарх или обычай. В новом рационально организованном обществе былые ассоциации распадаются, и формируются два новых начала политической жизни: права человека и возрастание роли государства в регулировании общественных процессов. Рациональный , или легитимный, тип власти и политической системы основан на обосновании разумности существующего порядка, абстрактных принципов и норм (правил и законов), компетентности властных органов. Веберовский подход оказал большое влияние на современные подходы к составлению типологий политических систем. Современные типологии преимущественно основаны на выделении определенного признака или критерия, определяющего характер политической системы. В соответствии с различными критериями и признаками выделяются следующие типы политических систем:

1) По характеру взаимодействия с внешним (внешнеполитическим и внешнеэкономическим) окружением - открытые и закрытые системы. Развивая этот подход, английский философ и социолог К.Поппер выделял открытые и закрытые общества:

а) открытые - свободно взаимодействующие с окружающим миром, демократические, основанные на конкуренции индивидов и социальных групп в борьбе за власть и ресурсы, динамично развивающиеся во всех областях (современные либеральные демократии);

б) закрытые (авторитарные либо тоталитарные режимы) - отгородившиеся от мира, с бесконтрольной властью, консервативные, подавляющие свободы индивида и находящиеся в состоянии застоя (Иран времен “исламской революции”, Северная Корея, до последнего времени - Куба);

В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными.

Характерные черты политической системы демократического типа :

Правление большинства;

Свобода критики и оппозиции правительству;

Защита меньшинства и, в свою очередь, его лояльность политическому сообществу;

Право народа на участие в решении государственных дел;

Уважение и охрана права человека.

Использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности;

Ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

Централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

Сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

Характерные черты тоталитарной политической системы:

Отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;

Стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью (Ф. Хайек);

Ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

Радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.

2) В зависимости от типа общества развивавшие веберовский подход американский социолог У.Ростоу и французский философ Р.Арон выделили следующие типы политических систем: а) традиционные - основанные на обычаях, с наследственной авторитарной властью, инерционные и застойные - монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Оман, Катар), Непал и др.); б) модернизированные демократии - развитые страны Европы и Северной Америки, достигшие высокого уровня социально - экономического развития; в) тоталитарные системы - в бывших странах социалистического лагеря.

3) В зависимости от режима и характера развития (индийский политолог П.Шаран ):

а) динамичные , т.е. осуществляющие изменения во всех областях жизни;

б) статичные - ориентированные на традиции и существующий порядок вещей (статус - кво).

4) В зависимости от господствующего типа политической культуры американский политолог Г.Алмонд выделял:

а) англо-американский тип политической системы;

б) континентально-европейский тип;

в) традиционные системы;

г) развивающиеся системы;

д) коммунистические системы.

Система англо-американского типа основана на антиэтатизме (т.е. здесь отсутствует активное вмешательство государства в жизнь общества), индивидуализме , эгалитаризме (равенство возможностей) и секуляризированной политической культуре. Особенность последней состоит в том, что она плюралистична (признает многообразие убеждений, интересов и позиций) и гомогенна (т.е. опирается на признаваемые большинством членов общества ценности) одновременно. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразие позиций, но, однако, основные цели и средства политики разделяются всеми. В европейско-континентальных политических системах сильны элементы, которые свойственны англо-американской культуре. Однако в целом для европейско-континентального типа характерно влияние традиций этатизма, социалистических мотивов, элементов авторитарности . Англо-американский и европейско-континентальный типы политических систем различаются между собой как развитые системы. Другие типы систем в рамках этой классификации рассматриваются как развивающиеся либо стоящие перед проблемой развития.

5) По характеру осуществляемых целей (классификация американского политолога Зб.Бжезинского ):

а) инструментальные , т.е. стремящиеся к политической и экономической эффективности (либеральные демократии и реформаторские авторитарные режимы);

б) идеологические - т.е. нацеленные на претворение в жизнь определенной идеологии (коммунистической, фашистской, и т.д.).

6) В зависимости от характера отношений с обществом российский политолог А.Панарин различает:

а) Представительские - т.е. демократические системы, выражающие и реализующие интересы разнообразных социальных слоев и групп;

б) Модернизационные - т.е. стремящиеся внедрить, навязать сверху консервативному обществу экономические, политические и культурные нововведения (так действовали политические системы России и многих других заинтересованных в ускоренном развитии стран Азии и Африки).

Место государства в политической системе

Государство - это организация политической власти, оно концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму общественности.(классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Всеобщее значение государственных органов обусловлена самим фактом существования общества и состоит в том чтобы упорядочивать жизнь общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем. Именно в этом качестве государство придает политической системе целостность и устойчивость. Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно обладает следующими признаками:

Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

Интегрирует общество, придает ему качества единого социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий;

Является носителем государственного суверенитета;

Располагает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

Обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.);

Имеет, как правило, монополию на правотворчество;

Владеет специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).

Политическая система общества – сложная разветвленная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношения между ними реализуемая через политическую власть.

Политическую систему общества можно рассматривать узком и широком смысле.

В узком смысле под политической системой общества понимается совокупность институтов(государственных органов, политических партий,движений, профсоюзов, экономических структур и т.п), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

В широком смысле под политической системой общества следует понимать систему(сферу) всех политических явлений, которые существуют в обществе.

Теории политической системы общества:

Теория Т. Парсонса. Она заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах.

Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема.

Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами.

Теория Д. Истона . Она рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика - относительно самостоятельная сфера, основное значение которой -распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами

Теория Г. Алмонда . характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны - как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы. Занимаясь сравнительным анализом политических систем, Г. Алмонд и Д. Пауэлл перешли от изучения формальных, институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего они определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.

Теория К. Дойча (кибернетическая теория). Он рассматривал политическую систему как кибернетическую, в, которой политика понималась как процесс управление и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношения к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении.

Компоненты политической системы общества:

1. Институциональная (организационная)

а) государства

б) общественные движения

в) политические партии

2. Функциональная

а) формы и направления политической деятельности и политических институтов

б) методы политической деятельности

3. Нормативная

а) политические принципы

б) политические традиции

в) нормы морали, нормы права

4. Культурно- идеологическая

а) политическая психология

б) политическая идеология

в) политическая культура

5. Коммуникативная – совокупность всех связей между политическими институтами, подсистемами и др. сферами.

Функции политической системы общества:

1. Обеспечение политической власти, определение социальной группы или всех членов общества

2. Выявление и представление интересов различных субъектов политических отношений

3. Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений

4. Интеграция общества, создание условий необходимых для осуществления политической деятельности

5. Политическая социализация

Государство занимает центральное ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединений в пределах его территории, границ по признакам государства.

2) Является единственным носителем суверенитета

3) Обладает специальным аппаратом (публичной властью) , предназначенная для управления обществом; имеет сословные структуры

4) Обладает монополией на правотворчество

5) Владеет специфическим набором материальных ценностей; собственный бюджет, валюта

6) Определяет главные направления развития общества

Источники:

1. учебник ТГП - Л.П.Рассказова 2. лекции М.А.Махотенко

Политические партии: понятие, функции, классификация. Понятие и виды партийных систем.

Политическая партия – непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Дефиниция, согласно российскому законодательству. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Признаки.

Представляют собой организации общественные (негосударственные), ставящие перед собой вопрос о завоевании, осуществлении и удержании политической власти;

Являются достаточно устойчивыми политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

Объединяют индивидов на основе общности взглядов;

Имеют свои корпоративные акты: программу и устав;

Имеют фиксированное членство (хотя, например, партии США традиционно не имеют фиксированного членства);

Опираются на определенные социальные слои населения.

Функции.

1. Социальная. Партия обобщенно выражает и защищает интересы той или иной социальной группы и доводит до уровня государственной власти.

2. Идеологическая. Разработка партийной идеологии (концепции. программы); распространение, пропаганда идеологии.

3. Политическая. Получение государственной власти. Подбор политического лидера, подготовка специалиста по различным проблемам общественной жизни, выдвижение кандидатов на выборные и невыборные должности.

4. Управленческая. Характерна для партий, стоящих у власти: организуют и направляют действия государства, осуществляют руководство различными сферами общественной жизни.

5. Электоральная. Активное участие в выборах, организуют избирательные кампании, пропаганда, выступают с предвыборными программами.

Партийная система – совокупность политических партий, взаимоотношений между ними.

ВИДЫ

1. Однопартийная (преобладает монополия 1 партиии на власть. Характерно для тоталитарного, авторитарного государства. (Куба)

2. Двухпартийная (существует конкуренция между двумя партиями)

3. Многопартийная (существует конкуренция между многими партиями)

  • 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
  • 9. Функции юридической практики.
  • 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
  • 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
  • 1. По сфере применения
  • 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
  • 12. Всеобщие методы.
  • 13. Общенаучные методы.
  • 14. Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
  • 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
  • 17. Структура власти.
  • 18. Виды власти.
  • 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
  • 4) По отношению к политике
  • 5) По способу организации
  • 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
  • 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
  • 19. Понятие и свойства государственной власти.
  • 20. Догосударственное общество
  • 3. Социальные нормы.
  • 21. Предпосылки происхождения государства и права.
  • 22. Многообразие теорий происхождения государства и права.
  • 23. Современная наука о происхождении государства и права.
  • 24. Основные закономерности развития государства и права.
  • 25. Плюрализм в понимании и определении государства
  • 26. Понятие и признаки государства
  • 27. Сущность государства.
  • 28. Социальное назначение государства.
  • 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
  • Субъекты политики
  • Классификация (виды) субъектов
  • Характеристика субъектов политики.
  • 1. Человек
  • 2. Малые группы
  • 3. Политические организации
  • 4. Общественные организации
  • 5. Элита
  • 6. Социально-политические классы
  • 7. Нации и этнические группы как субъекты политики
  • Системный подход к анализу политической жизни
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.
  • Соотношение политической системы и политической организации
  • 31. Место и роль государства в политической системе.
  • 32. Место и роль общественных объединений в политической системе.
  • 33. Виды политических систем.
  • 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
  • Соотношение с задачами и целями
  • Алгоритм:
  • 35. Виды функций
  • 36. Формы осуществления функций
  • 37. Методы осуществления функций государства
  • 38. Функции Российского государства, их эволюция
  • 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
  • 40. Принципы организации аппарата современного государства.
  • 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
  • 42. Структура аппарата современного государства
  • 3. Законодательные органы
  • 4. Исполнительные органы
  • 5. Судебные органы
  • 43. Понятие и элементы формы государства.
  • 44. Форма правления.
  • 45. Форма государственного устройства.
  • 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
  • 2. По способу централизации федерации делятся на:
  • 3. По положению субъектов федерации:
  • 4. По наличию права выхода из федерации:
  • 5. По способу образования:
  • 46. Межгосударственные союзы.
  • 47. Политический режим
  • Политический и государственный режим: соотношение
  • Демократический режим
  • Тоталитарный режим
  • Авторитарный режим
  • 48. Соотношение элементов формы государства.
  • 49. Форма современного российского государства
  • 2 Точки зрения
  • 50. Подходы к классификации государств.
  • 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
  • 51. Формационный подход к типологии государства.
  • 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
  • 53. Понятие гражданского общества.
  • 30. Политическая система: понятие, элементы.

    Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функ­ционирование политической власти.

    Политическая система имеет ряд характерных черт:

    Именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

    Зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

    Обладает относительной самостоятельностью.

    По своей структуре политическая система общества состоит из пяти элементов, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности: 1) Институционный (или организационный) элемент . Выражает внешние проявления политической системы, в него входят те организации и объединения людей, которые вовне представляют политическую систему. В этот элемент входят государственные органы, общественные объединения всех организационноправовых форм (массовые движения, общественные организации, учреждения, фонды, органы общественной самодеятельности), политические партии как специфический субъект и др. Организационный элемент является главным в политической системе, он придает устойчивость политсистеме, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. 2) Нормативный элемент представляет собой нормативные основы деятельности политической системы. К нормативному элементу относятся: · Политические нормы (содержатся в уставах, программах политических партий). · Нормы права (например, Конституция РФ, Закон РФ "Об общественных объединениях Российской Федерации"). · Политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старейшим депутатом). 3) Функциональный элемент . Показывает, как действуют, функционируют на практике элементы политической системы. К нему относятся: · Политические действия (митинги, демонстрации, забастовки, собрания, сходы, шествия, пикеты и др.); · Политические процессы (процесс формирования парламента, процесс формирования общественного мнения; процессы характеризуются длительностью, протяженностью во времени, состоят из ряда последовательных действий); · Акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, одна из функций политической партии - выдвижение кандидатов в выборные государственные органы; фактическое выдвижение кандидата и будет являться актом реализации функции политической партии). 4) Идеологический элемент . Он включает в себя теории, представления, понятия об обществе и путях его развития, различные политические доктрины, а также политическую культуру и, прежде всего, политическое сознание в обществе. 5) Коммуникативный элемент . Представляет собой те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы, о решениях, принимаемых теми или иными органами. Коммуникативный элемент включает в себя все виды средств массовой информации. Необходимо подчеркнуть, что понятие политической системы образуют все перечисленные элементы в совокупности, в комплексе.

    Согласно другим классификациям, компонентами политической системы общества являются: 1) Политическая организация - совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественнополитические организации и движения). То есть это субъекты политической жизни . Это, в первую очередь, политическая организация общества как совокуп­ность политических объединений общества, выража­ющих его интересы (государство, политические пар­тии, иные общественные организации и движения). В периоды активных (революционных) общественных изменений субъектами политической жизни может выступать народ, отдельные классы, нации, группы, которые являются в то же время объектом управления политической власти.

    Политическая организация общества охватывает стабильные политические организации и учреждения общества, непосредственно осуществляющие политическую власть (государство, партии, трудовые коллективы, общественные организации и массовые движения, СМИ).

    Ведущим элементом, ядром политической организации общества являетсягосударство со всеми его составляющими частями - законодательной, исполнительной, судебной властями, вооруженными силами, органами разведки, внутренних дел, прокуратурой и т. д.

    2) Политические отношения , складывающиеся между структурными элементами системы;

    Политические отношения - взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Возникают с момента, когда извечная потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений осуществляется при активном участии государства.

    Характеристики политических отношений:

    возникая при активном участии сознания людей, политические отношения выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, партиями, государствами;

    влияют на многие внешние и внутренние параметры существования людей благодаря деятельному, активному характеру политических отношений. Воздействие на экономическую жизнь общества оказывается через установление приоритетов экономического развития; с помощью политических мер, действий государственного механизма можно поддержать или препятствовать развитию культуры, науки, религии, поддерживать одну систему нравственных ценностей и подавлять другие;

    главный, специфический для политики инструмент воздействия на разнообразные стороны социальной жизни - власть, принуждение, авторитетное влияние с использованием силы организации, в качестве которой могут выступать партии, союзы, государство, движения и институты, возникающие на основе объединения воли и действия многих людей, придерживающихся определенных принципов.

    3) Политические нормы и традиции , регулирующие политическую жизнь страны;

    Политические принципы и нормы, регулирующие по­литическую жизнь страны. Большинство политичес­ких норм имеют правовую форму закрепления, на­пример, многие конституционные нормы имеют ярко выраженный политический характер. Политические принципы и нормы закрепляются в Конституциях, Законах, кодексах (уголовный, процессуальный и т. д.),. подзаконных актах. Они регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное. Через политические нормы и принципы происходит формирование политического сознания и поведения граждан, соответствующего целям и задачам политической системы. Через принципы и нормы политико-властные структуры доводят до сведения общества свои цели, определяют желаемую модель поведения.

    4) Политическое сознание , отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

    Политическое сознание как осознанное отражение сферы политики субъектами политической и, в целом, социальной жизни (индивидами, группами, классами, общностями), представляющее собой совокупность соответствующих знаний, оценок и установок. Политическое сознание и политическая культура , которые также являются ведущими элементами политической системы. Складываясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, политическая культура, в свою очередь, дает знание законов и механизма осуществления политики, формирует отношение человека к политической жизни,. способствует пониманию целей и содержания политики государства. Однако провалы в политике перестройки и последующего псевдореформаторства, несбывшиеся ожидания и как следствие - разочарование широких слоев общества породили у значительного числа людей усталость, снижение интереса к политическим событиям.

    Интегративная функция политической культуры в обществе состоит в том, что она служитопорой существующей политической системы, способствует единению (или разъединению) всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или ее дестабилизации.

    5) Политическая деятельность , охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

    Политическая деятельность – это систематическое, сознательное вмешательство индивидов или социальных групп в систему общественно-политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам, идеалам и ценностям.

    Она выражается в конкретных политических действиях, т.е. акциях, поступках социальных субъектов с целью добиться тех или иных результатов. Ответные действия тех, чьи интересы при этом затрагиваются, называются реакцией.

    Цель политической деятельности состоит либо в укреплении существующих общественных отношений, либо в их преобразовании, либо в полном разрушении и создании иной социально-политической системы. В качестве цели рассматриваются также завоевание и удержание политической власти. Конкретное политическое действие может предусматривать более узкую задачу: создание партии или общественной организации, победу на выборах, разработку и принятие различных решений и т.п. Иногда ставится цель создания идеального социально-политического устройства. Средства и методы политической деятельности, т.е. ее приемы и способы, весьма разнообразны. К ним относят митинги, манифестации, выборы, референдумы, речи и призывы, собрания, встречи, переговоры, консультации, декреты, реформы, восстания, революции, войны и др. Выбор средств и методов политического действия зависит от особенностей политической культуры общества. Их использование, как правило, устанавливается законом.

    Результаты политической деятельности выражаются в изменениях как в политических ситуациях, так и в социально-политическом устройстве Функции политической системы разнообразны. Остановимся на важнейших их них. · Контроль за сферой распределения ценностей как ведущую функцию политической системы обеспечивает государство как главный компонент политической системы. В качестве ценностей могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга. Распределительная функция политической системы определяет пределы и смысл политического вмешательства в общественную жизнь: оно должно начинаться с влияния на сферу распределения, а не производства. Эта функция является предпосылкой реализации следующей функции. · Функция интеграции общества. Политическая система призвана обеспечить взаимосвязь и единство действий различных элементов структуры общества. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, разрешать конфликты, локализовывать и тушить очаги социальной напряженности. · Функция упорядочения политических процессов. Эта функция направлена на реализацию противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации - фактора сохранения социальной целостности. Эффективно действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и стабильность политической системы. Отсутствия подобного сочетания служит причиной многочисленных деструкций в политической системе. · Функция вовлечения населения в политическую жизнь Данный перечень функций политической системы не является исчерпывающим. Важно подчеркнуть, что функции политической системы необходимо отличать от функций отдельных входящих в нее институтов (партий, государства)

    Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего, это политическое сообщество - совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления.

    Второй необходимый компонент - должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют должностные посты, они - основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Существует два слоя должностных лиц. Первый - должностные лица, занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер. Это президент, глава правительства, министры, глава администрации президента, губернаторы и т.п. Второй слой - лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители - посредники, т.е. чиновники, которые должны беспристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения, крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом.

    Третий компонент - правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.

    Четвертый компонент - территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория как компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией - это тоже политическая система.

    Политическая система обладает определенной структурой - устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда. Политические системы традиционно патриархального типа характеризуются слабой дифференциацией. Современные политические системы отличаются сложной дифференциацией. Они имеют широкую базу структур, принимающих решения или влияющих на принятие решений: разветвленный государственный аппарат, группы интереса, политические партии, ассоциации, средства массовой информации и т.п.

    Политические структуры включают в себя различные организации, как собственно политические - государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие.

    Политические структуры - это не только организации, но и устойчивые отношения, взаимодействия различных участников политики - политических актеров, которые играют определенные роли. Депутаты парламента, судьи, избиратели, партийные функционеры - это все роли, тесно взаимосвязанные между собой в политике и составляющие структуру политической системы. Политическая система таким образом - это устойчивое взаимодействие ролевых структур.

    Политическим структурам присуща определенная устойчивость. В отличие от быстрых изменений - процессов или функций, структурные изменения происходят медленно. Быстрое преобразование политических структур или их слом характерны для периода революций и несут в себе значительные социальные издержки. Политические системы в это время отличаются нестабильностью. Антагонистические аспекты политических интересов доминируют над интеграционными.

    В политической системе социальные группы стремятся реализовать свои интересы с помощью механизма власти. Власть дает возможность конкурирующим группам распределять ценности, блага в соответствии с весомостью их влияния. Политическая сфера, как отмечал американский политолог Г.Лассуэлл, отвечает на вопросы, кто и что получает, когда и как? Конкретная политика, т.е. принятие решений и их реализация на государственном уровне, выступает общественным результатом взаимодействия между интересами и властью.

    На функционирование политической системы огромное воздействие оказывает политическая культура. Являясь носительницей фундаментальных политических знаний и ценностей, политическая культура выступает в качестве глубинного основания всего общественно-политического устройства. В политической культуре фиксируется субъективная ориентация людей на политику и власть. Именно политико-культурный феномен делает нормативно одинаковые формы государственного правления и устройства многовариантными в реальной жизни. Политическая культура может свести на нет все попытки реформ, если они не вписываются в ее контекст.

    Применяя системный подход к политике, политологи стремились дать общую теорию политической власти, раскрыть механизм ее стабильности. Модель политической системы, предложенная Д.Истоном, дает представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.