Значение и смысл сна Гринева в романе «Капитанская дочка. Сочинение на тему Сон Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка В какой главе сон гринева

Значение символических снов Гринева в "Капитанской дочке" А. С. Пушкина и Раскольникова - в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского

Как океан, объемист шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами...

Ф. И. Тютчев

Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время - время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон литературного героя - это часть истории его души.

Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне по таинственному лесу к странной избушке, где "полужуравль и полукот". И узнаем ее русскую душу, наполненную сказками и преданиями "простонародной старины". Вместе с Катериной Островского мы улетаем из "темного царства" Кабанихи и Дикого в светлый мир грез. Вместе с Обломовым мы попадаем в застойный рай спящей Обломовки. Вместе с Верой Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний великого утописта Н. Г. Чернышевского.

Какие же бездны открывают нам сны Гринева и Раскольникова? Почему в формулировке темы эти герои рядом? Попробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон Гринева - предсказание, каким будет этот тернистый путь; сны Раскольникова - раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в "нежные видения полусонья", Раскольников пребывает в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы, ясны, выразительны. Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное... Вместо отца - бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта - этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон - знак, то сон Гринева - знак судьбы.

Таким знаком предостережения мог бы стать для Родиона Раскольникова его первый сон. Страшась самого слова убийство", он все время спрашивал себя: "...да разве то будет?" Он сомневался, готов ли совершить худшее из насилий живым существом. И во сне маленький Родион, плачущий над замученной пьяной толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: "Не убий!" Проснувшись, Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове? Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевского, что убийство противно человеческой натуре.

И тут мне вспомнилось "хорошее отношение к лошадям" В. Маяковского. Та же толпа, смеющаяся над упавшей лошадью, те же слезы живого существа... И своеобразное видение поэтом гуманизма: ...все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь. Но Раскольников находит для старухи-процентщицы другое слово - "вошь", из вшей самая наибесполезнейшая. И снится ему сон, будто бьет и бьет он топором по голове старушонку, а она хохочет да хохочет. Родион и до сна готов ее другой раз убить бы, если б очнулась. Почему он так много думает о ней? Настоящий герой его теории ("пророк", Наполеон) не думает ни о каких старушонках. Он поставил бы поперек улицы батарею и "дул бы в правого и виноватого", не испытывая угрызений совести. А раз Родиону снится старуха-процентщица, значит, у него угрызения совести; значит, "слабак", "тварь дрожащая". Вот этого и не может простить Родион старушонке. Если эти сны отражали борьбу, происходящую в душе героя, то в последнем сне Раскольникова мы слышим самого Достоевского, полемизирующего с теми, кто полагается в поисках гармонии мира на преобразующую силу идей. Эти идеи снились Родиону в виде трихин, микроскопических существ, наделенных умом и волей. Гнездились они в мозгах людей. Самым страшным для Достоевского было то, что зараженные этими трихинами считали себя самыми умными и непоколебимыми в своей правоте.

Писатель не принимал того, что истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И потому зараженные трихинами люди не знали, что есть добро, что есть зло, и убивали друг друга в бессмысленной ярости во имя торжества истины. Этот сон Раскольникова открывает перед нами заветную мечту Ф. М. Достоевского о том, что спасет мир не блистательная идея, а нравственное перевоспитание человечества. Почему в романе Ф. М. Достоевского так много болезненных снов?

Сон Гринева у Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Достоевский снами своего героя не только усугубляет общий мрачный фон повествования, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что "Капитанская дочка" - это рассказ автора об исторической трагедии, которая была, а "Преступление и наказание" - предостережение об исторической трагедии, которая может быть.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Я не первый, кто указывает сейчас на связь «Капитанской дочки» с фольклором. Но, указывая на нее, исследователи ищут подтверждение этому: кто - в иных образах или мотивах романа, кто - в эпиграфах к главам, кто - в пословицах и поговорках, разбросанных по речам его персонажей.

Первое, что поразило Петрушу во встречном, - это воистину его волчье чутье. «Дымком пахнуло», - объяснил дорожный, почему надо ехать в указанном им направлении, хотя кроме него никакого дымка никто больше не почувствовал. Не услышал его даже ямщик, который по должности обязан быть предельно чуток ко всему, что происходит вокруг (да он и был таким: ведь это он предупредил Петрушу о надвигающемся буране).

Дело не только в том, что пророческий сон Гринева («чудный» называл такие сны сам Пушкин) представляет собой как бы сжатый конспект «странных обстоятельств» жизни героя, которые и занимают целиком его «семейственные записки», являются основным художественным предметом исследования романа «Капитанская дочка». И не в том, что отдельные детали этого сна совпадают с реальностью: Петруша на самом деле отказался целовать Пугачеву ручку, Пугачев на самом деле на него за это не обиделся. Да и посаженым отцом Гринева Пугачев чуть было не стал на самом деле. Точнее, как раз все эти совпадающие с реальностью фрагменты «чудного» Петрушиного сна говорят о возможностях оборотня, которого увидел Гринев в чернобородом мужике. Его окликают отцовским именем, он лежит в отцовской постели, но оказывается не отцом. Все «с печальными лицами» ожидают его близкой кончины, а он весело посматривает на Пет-рушу. Нарубил топором множество народу, залил спальню кровавыми лужами, но к Гриневу ласков - проявляет готовность благословить его…

  • «Бесы»: «Кони стати… “Что там в поле?” - / “Кто их знает? пень иль волк?”»
  • «…Или волк или человек», - говорил, как мы помним, о нем ямщик, не подозревая, конечно, о том, что обозначает самую суть фольклорного образа романного героя. «Вера в превращения или оборотничество, - писал крупнейший наш толкователь фольклора А.Н. Афанасьев, - принадлежит глубочайшей древности; источник ее таится в метафорическом языке первобытных племен». Так веровал народ на Руси в вовкулаков, которые днем (при свете) были обычными людьми, но ночью (во мраке) оборачивались волками. «Они, - рассказывает о вовкулаках А.Н. Афанасьев, - состоят в близких сношениях с нечистыми духами, и самое превращение их в волков совершается при помощи дьявольской».
  • в "Капитанской дочке" А. С. Пушкина

    и Раскольникова - в "Преступлении и наказании"

    Ф. М. Достоевского

    Как океан, объемист шар земной,

    Земная жизнь кругом

    объята снами...

    И бездна нам обнажена

    С своими страхами и мглами...

    Ф. И. Тютчев

    Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим


    себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время - время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятель­ной жизнью.

    Сон литературного героя - это часть истории его ду­ши. Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне по таинственному лесу к странной избушке, где "полужу­равль и полукот". И узнаем ее русскую душу, наполненную сказками и преданиями "простонародной старины". Вместе с Катериной Островского мы улетаем из "темного царства" Кабанихи и Дикого в светлый мир грез. Вместе с Обло-мовым мы попадаем в застойный рай спящей Обло-мовки. Вместе с Верой Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний великого утописта Н. Г. Чернышевского.

    Какие же бездны открывают нам сны Гринева и Расколь-никова? Почему в формулировке темы эти герои рядом? По­пробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон Гринева - предсказание, каким будет этот тер­нистый путь; сны Раскольникова - раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены обстоятель­ствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в "нежные видения полусонья", Раскольников пребывает в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы, ясны, выразительны.

    Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное... Вместо отца - бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта - этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон - знак, то сон Гринева - знак судьбы.

    Таким знаком предостережения мог бы стать для Родио­на Раскольникова его первый сон. Страшась самого слова "убийство", он все время спрашивал себя: "...да разве то бу­дет?" Он сомневался, готов ли совершить худшее из насилий над живым существом. И во сне маленький Родион, плачу-


    щий над замученной пьяной толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: "Не убийГ Проснувшись, Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове? Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевско­го, что убийство противно человеческой натуре. И тут мне вспомнилось "хорошее отношение к лошадям" В. Маяков­ского. Та же толпа, смеющаяся над упавшей лошадью, те же слезы живого существа... И своеобразное видение поэтом гу­манизма:

    ...все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь.

    Но Раскольников находит для старухи-процентщицы дру­гое слово - "вошь", из вшей самая наибесполезнейшая. И снится ему сон, будто бьет и бьет он топором по голове стару­шонку, а она хохочет да хохочет. Родион и до сна готов ее другой раз убить бы, если б очнулась.

    Почему он так много думает о ней? Настоящий герой его теории ("пророк", Наполеон) не думает ни о каких стару­шонках. Он поставил бы поперек улицы батарею и "дул бы в правого и виноватого", не испытывая угрызений совести. А раз Родиону снится старуха-процентщица, значит, у не­го угрызения совести; значит, "слабак", "тварь дрожащая". Вот этого и не может простить Родион старушонке. Если эти сны отражали борьбу, происходящую в душе героя, то в последнем сне Раскольникова мы слышим самого Достоевского, полемизирующего с теми, кто полагается в поисках гармонии мира на преобразующую силу идей. Эти идеи снились Родиону в виде трихин, микроскопических существ, наделенных умом и волей. Гнездились они в мозгах людей.

    Самым страшным для Достоевского было то, что зара­женные этими трихинами считали себя самыми умными и непоколебимыми в своей правоте. Писатель не принимал того, что истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И потому зараженные трихинами люди.не знали, что есть добро, что есть зло, и убивали друг друга в бессмысленной ярости во имя торжества истины.


    Этот сон Раскольникова открывает перед нами завет­ную мечту Ф. М. Достоевского о том, что спасет мир не блистательная идея, а нравственное перевоспитание человечества.

    Почему в романе Ф. М. Достоевского так много болезнен­ных снов? Сон Гринева у Пушкина задает трагическую то­нальность дальнейшему повествованию. Достоевский снами своего героя не только усугубляет общий мрачный фон пове­ствования, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что "Капитанская дочка" - это рас­сказ автора об исторической трагедии, которая была, а "Пре­ступление и наказание" - предостережение об исторической трагедии, которая может быть.

    Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

    Здесь будет город заложен Назло надменному соседу.

    А. С. Пушкин. Медный всадник

    Петербург... Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого ге­ния великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой при­роде. Точно так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников. Именно здесь, в Петербурге, на кото­ром лежит печать проклятия, он вынашивает свою чудо­вищную идею.

    Действие романа "Преступление и наказание" разворачи­вается не на площади с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который был для современников своего рода символом достатка, положения в обществе, пышности и великолепия. Петербург Достоевского - это отвратитель­ные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки, тесные дворы-колодцы и тем­ные задворки. Здесь душно и нечем дышать от вони и грязи; на каждом углу попадаются пьяные, оборванцы,


    продажные женщины. В этом городе постоянно происходят трагедии: с моста на глазах у Раскольникова пьяная жен­щина бросается в воду и тонет, под колесами щегольской барской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, а на буль­варе Раскольников встречает молоденькую девушку, кото­рую "где-нибудь напоили, обманули, да так и пустили на улицу". Петербург Достоевского болен, и больны, кто нрав­ственно, кто физически, большинство персонажей его произ­ведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обста­новку и людей, затронутых болезнью, является раздражаю­щий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, "похожая на шкаф или сундук" каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтова­тые обои в комнате у Сони, "мебель из желтого отполиро­ванного дерева" в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действую­щих лиц романа, становятся предвестниками недобрых событий.

    Предвестником недобрых событий является также крас­ный цвет. За полтора месяца до убийства Раскольников от­правляется заложить "маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками" - подарок сестры на па­мять. "Красные камешки" становятся как бы предвестника­ми неизбежного пролития крови. Цветовая деталь повторя­ется: красные отвороты на сапогах Мармеладова замечает Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению...

    Глаза Раскольникова уже привыкли "к городской пыли, к известке и к громадным теснящим и давящим домам". Отвратительны не только улицы, мосты и дворы, но и жили­ща героев романа - "нищие, униженные и оскорбленные". Гнетущее впечатление производят многочисленные и подроб­ные описания кривых лестниц, низких площадок и серых комнат-клеток. В такой крошечной каморке, больше похо-


    жей на "гроб" или "шкаф", где "вот-вот стукнешься головой о потолок", влачит свое существование главный герой. Неуди­вительно, что здесь он ощущает себя задавленным, забитым и больным, "тварью дрожащей".

    В самом воздухе Петербурга словно растворена какая-то губительная и нездоровая страсть. Атмосфера безысходно­сти, уныния и отчаяния, царящая здесь, обретает зловещие черты в воспаленном мозгу Раскольникова, его преследуют образы насилия и убийства. Он - типичное порождение Петербурга, он, как губка, впитывает ядовитые испарения смерти и тления, и в душе его происходит раскол: в то время как его мозг вынашивает идею убийства, сердце пе­реполняет боль за страдания людей. Он не задумываясь отдает последнюю копейку попавшим в беду Катерине Ивановне и Соне, пытается помочь матери и сестре, не остается безучастным к незнакомой проститутке на улице. Но тем не менее раскол в его душе слишком глубок, и он переступает черту, отделяющую его от прочих людей ради того, чтобы "сделать первый шаг" во имя "всеобщего счастья". Раскольников, возомнив себя сверхчеловеком, ста­новится убийцей, как некогда стал убийцей и палачом сам этот город. Его великолепные дворцы стоят на костях десятков тысяч людей, их предсмертные стоны и проклятия застыли в его изысканной архитектуре.

    Петербург не раз становился действующим лицом рус­ской художественной литературы.

    A. С. Пушкин сложил гимн великому городу в "Медном
    всаднике", лирически описал его великолепные архитектур­
    ные ансамбли, сумраки белых ночей в "Евгении Онегине". Но
    поэт чувствовал, что Петербург неоднозначен:

    Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит...

    B. Г. Белинский в письмах признавался, как ненавистен
    ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у
    Н. В. Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной
    красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь.


    Только что мы познакомились с Петербургом Достоев­ского. Можно сделать вывод, что все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры "углов" - создают общее впечатление города, который враж­дебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безыс­ходности, толкает на скандалы и на преступления.

    Традиции изображения Петербурга были продолжены та­кими замечательными поэтами, как А. Ахматова и О. Мандель­штам. У каждого из них тоже свой город. В произведениях Ахматовой ее любимый город представлен красивым и вели­чественным, как у Пушкина. Город Мандельштама - жутко­вато-черный, ближе к тому, как его изобразил Достоевский:

    Ты вернулсясюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей. Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток.

    Л. Н. ТОЛСТОЙ

    Образ "высокого неба" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

    Неправда, что у человека нет души. Она есть, и это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, по­нять душу - это дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия неразрывно связаны) - наи­более интересная и сложная. И есть два человека, которые открыли ее в литературе, сделали для нее то же самое, что Архимед - для физики, Евклид - для геометрии. Это Досто­евский и Толстой. Достоевский был первым. Главной темой его творчества был страдающий человек, то есть человек, на­ходящийся в том состоянии, когда его душа не защищена, открыта, когда его индивидуальность находит самое полное выражение. Толстой пошел дальше. Он показал жизнь во всем ее многообразии, и в то же время главной темой его творчества оставался человек, его душа.


    Роман Л. Н, Толстого "Война и мир" можно назвать "энци­клопедией человека и жизни". Писатель показал на страни­цах книги все, с чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть, войну и мир. Но только ли в том величие гения Толстого, что ему удалось, глубоко осмыслив все, с чем встречался на жизненном пути, дать развернутую картину жизни людей с ее печалями и радо­стями? Великий Толстой не был бы так велик, если бы он не проник глубже, в суть вещей. Он не только изобразил опреде­ленные явления в жизни человека и человечества, но и вскрыл причины этих явлений, тайные истоки явных рек.

    "Война и мир" - произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя в том, что он воплощает свои раз­мышления в предельно ясной форме и в то же время застав­ляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в опи­сываемых событиях.

    Толстой-философ оказал огромное влияние на Толстого-психолога и художника. Не случайно одним из основных правил, которых придерживался писатель во время работы над своими произведениями, было ни в чем не отступать от жизненной правды - того, что является основой подлинного искусства. Толстовские герои - не "герои" в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Их образы на­рисованы предельно правдиво, жизненно. По отношению к "Войне и миру" больше, чем к любому другому произведению подходят слова: "Жизнь народа - один из главных героев романа". И все же, как у всякого автора, у Толстого есть любимые герои: Пьер, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Марья. В этих образах писатель показал человеческий идеал, каким он его себе представляет. Нет, идеал не в смысле "хо­дячая добродетель", образ выдуманный и бесплотный. Тол­стовский идеал воспринимается совсем иначе: это человек "во плоти и крови", которому не чуждо ничто человеческое, который может ошибаться, радоваться и разочаровываться, который стремится к счастью, - как все люди. Но, кроме этого, в своих героях Толстой подчеркивает высочайшую нрав­ственность, духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и чувств, что свойственно немногим. И не оригинальность, а мудрость и смелость Толстого в том, что для него идеал муж-


    чины - это некрасивый и неуклюжий Пьер, особенно такой, каким мы видим его в эпилоге (именно Пьер, сумевший най­ти единомышленников, дело, которому посвятил себя, а не Андрей, умный, сильный, но так и не нашедший своего места в жизни, оставшийся одиноким), а идеал женщины-матери, женщины - хранительницы семьи - непривлекательная и замкнутая княжна Марья (Наташа добра и чиста, но не ли­шена эгоизма, который чужд Марье). Писатель наделил сво­их героев прекрасной душой, не наделив их прекрасной внеш­ностью, и убедительно показал, что первое неизмеримо выше второго. Тем самым он бросил вызов всем анатолям и элен, "сорвал с них маски", пусть внешне прекрасные, и все увидели под ними уродливую душу. Толстой убеждает читателя в том, что бездуховность, отсутствие идеалов, веры в доброе и пре­красное - самый страшный порок, порождающий множество других. Нравственность, чистота души, истинные идеалы - вот что писатель ценит в человеке более всего.

    Что же такое истинные идеалы, чистота души в понима­нии Толстого? Ответ на этот вопрос он дает через мысли Анд­рея Болконского после ранения. Истинно прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только высокое небо, которое люди не замечают, о котором забыва­ют. "Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба". Этот во многом символический образ проходит через весь роман и имеет большое значение для понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании книги.

    Этот образ, видимо, можно воспринимать и символически, Красота души, нравственность главных героев романа и само­го автора - вот их высокое небо, то, что делает сам роман прекрасным и возвышенным, а его героев - эталоном духов­ного совершенства и красоты.

    "Мысль семейная" в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской

    (По роману Л. Н. Толстого "Война и мир")

    Роман "Война и мир" - одно из центральных произведе­ний великого писателя Льва Николаевича Толстого. Несмот-


    ря на панорамность, обилие персонажей и событий, это, в пер­вую очередь, произведение о людях, об их поисках своего мес­та в жизни. На фоне масштабных исторических событий Тол­стого интересует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще, своему сословию, народу, государ­ству, а в служении своим родным, семье. Эта "мысль семей­ная" наиболее ярко воплотилась в образах женщин, в первую очередь в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Толстой как будто издалека, через множество преград и жиз­ненных трудностей ведет героинь к идеалу частной жизни - к семье.

    Трудно найти более разных людей, чем Наташа и Марья, когда они впервые появляются на страницах романа. По-детски непосредственная, жизнерадостная, легкая в об­щении, легкомысленная, влюбчивая Наташа с первой же встречи располагает к себе окружающих. Всегда печальная, тихая и задумчивая княжна Марья, напротив, совершенно не умеет нравиться. Наташа минуты не может пробыть в одиночестве. Она привыкла быть в центре внимания, быть всеобщей любимицей. Марья о себе говорит: "Я... всегда была дикарка... Я люблю быть одна... Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни".

    Влюбчивость Наташи не знает границ. До истории с Курагиным трудно найти момент ее жизнеописания, когда бы она не была ни в кого влюблена. Борис Друбецкой, учитель, блистательный Василий Денисов, опять Борис, но уже красавец-адъютант, наконец, князь Андрей. Марья со­зревает для своей любви постепенно, долго, как бы боясь ее и не веря в ее возможность. Наташа идет к своей настоя­щей любви через множество увлечений, Марья - в скром­ном одиночестве.

    Но уже в это время можно заметить в них общие черты: любовь к людям и искренность. У Наташи они проявляются бурно, восторженно. Она может броситься на шею совершен­но незнакомому человеку, чтобы выразить ему свою призна­тельность. Марья же выражает свою любовь терпением и помощью своим "божьим людям". Обе они открыты для со­чувствия и готовы прийти на помощь.


    Есть у них и некоторое внешнее сходство: они обе не очень красивы. Но в минуты, когда Наташа и Марья прояв­ляют лучшие качества своей души, они преображаются и ста­новятся прекрасными. Толстой, подчеркивая это обстоятель­ство, выражает свое глубокое убеждение, что истинная красо­та человека не внешняя, а внутренняя.

    Наташа и Марья вначале очень далеки от цели, к ко­торой их ведет автор, - от тихой и счастливой семейной жизни, поглощающей без остатка. Легкомысленная Наташа не может пожертвовать своим образом жизни, свободой для любимого человека. У княжны Марьи другие причины. Она не считает возможным для себя уйти от отца, от "божьих людей", от своего печального одиночества. Марья ничего не хочет для себя лично и готова отдать жизнь в жертву другим людям: "Если бы у меня спросили, чего я желаю более всего на свете, - я сказала бы: желаю быть беднее самого бедного из нищих".

    Самопожертвование - вот девиз жизни Марьи до встречи с Николаем Ростовым и смерти князя Андрея. Девиз же Наташи - жизнерадостность. Поэтому, когда героини впер­вые встречаются, они, естественно, не находят общего языка. Все меняется с приходом войны. Горе, лишения, потеря крова, утрата близких изменили их. Встретились опять у кровати смертельно раненного князя Андрея совершенно другие жен­щины - повзрослевшие и помудревшие, осознавшие ответ­ственность за свои семьи. Наташа вынуждена ухаживать за обезумевшей от горя матерью, Марья воспитывает маленько­го осиротевшего племянника.

    "Чистая, полная печаль так же невозможна, как и полная радость". Человек имеет способность привыкать к горестям и отходить от них. Так и героини Толстого в своих повсе­дневных заботах постепенно возрождаются. Они осознают не только пустоту жизни светской, но и бесцельность замкнутой монашеской жизни. Женщины находят то, ради чего стоит жить: к ним приходит настоящая любовь.

    Конец романа, где описывается будничная, совершенно про­заическая семейная жизнь Марьи и Николая, Наташи и Пье­ра, кажется странным и противоречащим всем предыдущим событиям, полным переживаний, исканий, волнений и тревог.


    Приведя таких разных героинь через многие испытания к одной развязке, Толстой показал неизбежность и необходи­мость для человека обыкновенной семейной жизни, не засо­ренной светскими предрассудками.

    Толстовские героини не жертвуют ничем ради семейной жизни. Это не жертва, а естественное для них нормальное поведение, основанное на самом святом чувстве - чувстве любви к мужу и детям.

    "Мысль народная" как основа художественного

    "Война и мир"

    В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы - роман-эпо­пея "Война и мир". По словам И. С. Тургенева, "ничего луч­шего у нас никогда не было написано никем".

    "Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В "Войне и мире" я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года", - говорил Лев Толстой.

    Главный герой романа - народ. Народ, брошенный в не­нужную и непонятную ему войну 1805 года, народ, подняв­шийся в 1812 году на защиту Родины и разгромивший в освободительной войне огромную неприятельскую армию во главе с непобедимым до тех пор полководцем.

    В романе более ста массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, хотя значение образа народа определяется не количеством мас­совых сцен, а народной идеей. Важнейшие события романа оцениваются Толстым с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает писатель словами князя Андрея: "Отчего мы под Аустерлицем проиграли сраже­ние?.. Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения".

    Война 1812 года не была похожа на другие войны, "Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания", - писал Толстой.


    Отечественная война 1812 г. для России была справедли­вой, национально-освободительной войной. Наполеоновские полчища вступили в пределы России и направились к ее цент­ру - Москве. На борьбу с захватчиками выступил весь на­род. Простые русские люди - крестьяне Карп и Влас, старо­стиха Василиса, купец Ферапонтов, дьячок и многие другие - враждебно встречают наполеоновскую армию, оказывают ей сопротивление. Чувство любви к Родине охватило все слои населения.

    Толстой говорит, что "для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением францу­зов". Уезжают из Москвы Ростовы, отдав подводы раненым и оставив на произвол судьбы свой дом; покидает родное гнез­до Богучарово княжна Марья Болконская. Переодетый в про­стое платье граф Пьер Безухов вооружается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона.

    Но омерзительны отдельные представители чиновно-арис-тократического общества, которые в дни всенародного бед­ствия действовали в эгоистических, корыстолюбивых целях. Враг уже был в Москве, а придворная петербургская жизнь шла по-старому: "Те же были выходы, балы, тот же француз­ский театр, те же интересы службы и интриги". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

    Гневно обличает Толстой московского генерал-губернато­ра и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ро­стопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся ар­мии Кутузова.

    С возмущением рассказывает писатель о карьеристах - иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали На­полеону всю Европу и "приехали нас учить - славные учителя!" Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, желающих только одного: "...наибольших для себя выгод и удовольствий... Трутневое население армии". К числу таких людей относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков и другие.

    С большой симпатией относился Толстой к народу, кото-


    рый сыграл главную и решающую роль в войне против фран­цузских завоевателей.

    Патриотические чувства, охватившие русских, породили массовый героизм защитников Родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Болконский справедливо заметил, что русские солдаты "в первый раз дрались там за Русскую землю", что в войсках был такой дух, какого никогда он (Болконский) не видел, что русские воины "два дня сряду.отбивали французов и что этот успех удесятерил наши силы".

    Еще более полно "мысль народная" ощущается в тех гла­вах романа, где изображаются герои, близкие к народу или стремящиеся понять его: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все те, кого можно назвать "русскими душой".

    Человеком, воплотившим в себе дух народа, Толстой изоб­ражает Кутузова.

    Кутузов - подлинно народный полководец. Таким, вы­ражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает во время смотра под Браунау и во время Аустерлицкого сражения, и особенно во время Отечественной войны 1812 года. "Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским суще­ством своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат". Кутузов для России - свой, родной чело­век. Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. "Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа", - говорит писатель. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористо-на о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает пред­ложенный Денисовым план развертывания партизанских действий.

    Кутузов - носитель народной мудрости, выразитель на­родных чувств. Его отличает "необычайная сила проникно­вения в смысл совершающихся явлений, а источник ее лежит в народном чувстве, которое он носил в себе во всей своей чистоте и силе". Только признание в нем этого


    чувства заставило народ выбрать его против воли царя главнокомандующим русской армией. И только это чувство поставило его на ту высоту, с которой он направлял все силы не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.

    И солдаты, и офицеры - все воюют не за Георгиевские кресты, а за Отечество. Потрясают своей нравственной стой­костью защитники батареи генерала Раевского. Толстой по­казывает необычайную стойкость, мужество солдат и лучшей части офицеров. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении "чувство ужаса перед врагом, кото­рый, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения".

    С большим знанием дела описывает Толстой сливные дей­ствия русских партизан и их командиров - Денисова и До-лохова. В центре повествования о партизанской войне - об­разы Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты русского народа, и Платона Каратаева, олицетворяющего "все русское, народное, круглое, доброе". Тол­стой пишет: "...благо тому народу, который в минуту испыта­ния... с простотою и легкостью поднимает первую по­павшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувства оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью".

    Кульминационным моментом Отечественной войны яви­лась Бородинская битва. Если при описании сражений, про­исходивших на чужой территории (Аустерлицкое, Шенгра-бенское), автор сосредоточил внимание на некоторых героях, то на Бородинском поле он рисует массовый героизм народа и не выделяет отдельных персонажей.

    Мужественное сопротивление русских войск, их несокру­шимость удивляют и поражают Наполеона, еще не знавшего поражений. Самоуверенный император сначала никак не мог понять, что происходит на поле боя, так как вместо ожидае­мого известия о бегстве неприятеля прежде стройные колон­ны французских войск возвращались теперь расстроенными, испуганными толпами. Наполеон натыкался на массу уби­тых и раненых солдат и испытывал ужас.


    Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали нравственную победу над войсками Наполеона. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена. "Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором сто­яли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Боро­дином".

    Моральные качества армии, или дух войск, безусловно, вли­яют на исход военных действий, тем более, что со стороны фран­цузов война носила захватнический характер, со стороны рус­ского народа война была национально-освободительной.

    Народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков.

    Читая роман, мы убеждаемся, что писатель судит о вели­ких событиях прошлого, о войне и мире с позиции народных интересов. А это и есть та "мысль народная", которую любил в своей бессмертной эпопее Толстой, и которая осветила не­меркнущим светом его гениальное творение.

    А.С.Пушкин в начале своей повести «Капитанская дочка» использовал символический приём – вещий сон. Этим сном автор задаёт тон всему дальнейшему повествованию, предупреждает читателя о грядущих трагических переменах в жизни главного героя.

    Пётру Гриневу снится сон в экстремальной ситуации, во время бурана и потери дороги в степи. Понятие «буран» – своеобразный образ, который показывает не только ощущения героя, переживающего расставание с родными, но и предстоящие исторические события того непростого времени.

    Перед сном Гринёв знакомится с вожатым – Пугачёвым, и этот человек становится страшным действующим лицом его сна, он тоже имеет свое особое символическое значение.

    Следует обратить внимание на будничность и реальность событий, происходящих во сне. Это даже не сон, а видение, уж очень ясно и отчётливо представляется всё Петруше.

    Ему снится, что он во время бурана возвращается в родное поместье. И находит своего отца смертельно больным, хочет взять благословение, а вместо него в постели лежит весёлый чернобородый мужик – вожатый. Мать называет его посажённым отцом и просит сына поцеловать у него ручку. Петруша возмущён, ему не нужно такого благословения. Тогда мужик встаёт, вытаскивает топор, и начинается кровавое побоище. Но Петрушу вожатый не трогает, напротив, он всё ласково его просит: «Не бойсь, подойди под мое благословение…»

    Если осмыслить сновидение, то можно увидеть предсказание будущего казачьего бунта, а также развитие взаимоотношений между Петром Гриневым и предводителем бунтарей Пугачёвым.

    Но сначала мы не придаём большого значения этому сну, как и встрече Петра Гринёва с вожатым. Однако по мере развития сюжетной линии появляются предположения, что мужик похож на Емельяна Пугачёва, а кровавая расправа во сне – казнь защитников Белогорской крепости.

    Из сна ясно, что Гринев будет противостоять кровавой расправе. И на самом деле он не встанет на сторону мятежников, не станет целовать руку самозванцу. Но вот породниться с Пугачёвым ему придётся. Если родной отец Петра не дал согласия на его брак с Машей Мироновой, то разбойник и злодей становится символическим посажённым отцом и устраивает счастье Петра Гринёва. Пугачёв был так же ласков к Гриневу, как мужик – вожатый во сне.

    Сон Петра Гринёва – пророчество, поэтому он должен был исполниться. На самого героя сон производит неизгладимое впечатление. Он запомнит его навсегда. До конца дней своих Гринёв будет считать, что все события его жизни связаны с этим видением.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение Платон Михайлович в комедии Горе от ума Грибоедова

      Платон Михайлович – для читателя это самый запоминающийся герой второго плана в повествовании комедии «Горе от ума». Он часто приходит в гости к Фамусовым, все потому что он давний друг и знакомый Чадского

    • В обыденном мире мы часто сталкиваемся с таким понятием, как «прогресс». Его можно определить, как успех в чем-либо - достижения в спортивной деятельности, прекрасные результаты в обучении или скачок продаж в фирме

    • Сочинение Что это такое Характер (15.3 9 класс ОГЭ рассуждение)

      Очень часто в разговоре о каком-то человеке можно услышать фразу «бесхарактерный человек» или же «сильный волевой характер». А что же такое этот характер на самом деле

    • О чем заставляет задуматься рассказ Матренин двор сочинение рассуждение

      Солженицына, как писателя - философа, всегда волновали вечные вопросы, проблемы современности. Все тревожные мысли не могли не найти свое отражение в его произведении

    • План рассказа Астафьева Стрижонок Скрип

      Скрип вместе со своими братьями и сестрами вылупился из яйца в теплом мамином гнездышке. Им было видно только маленькое пятно света из своего гнезда на берегу реки.

    Пётр Гринёв. Редкий любительский рисунок с частного сайта

    Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), сон как бы продолжает описание бури. Сон Гринёва наделён функцией предсказывания последующих событий. Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Важно помнить при этом, что увиденный сон - вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринёв: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринёв помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить всё время так же, как Гринёв, «соображать» с ним всё случившееся с мемуаристом во время пугачёвского восстания.

    Гринёв и Маша Миронова

    Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны никогда не забываются человеком до тех пор пока не сбудутся. Пушкин знал эти верования. Оттого Гринёв и не забывал свой вещий сон. Не должен был его забывать и читатель.

    Гринёв перед Емельяном Пугачёвым

    Какой же сон видел Гринёв? Ему снилось, что он вернулся домой:

    «Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. ʺТише,- говорит она мне, - отец болен при смерти и желает с тобою проститьсяʺ. - Поражённый страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: ʺАндрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови егоʺ. Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с чёрной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: ʺЧто это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?ʺ - ʺВсё равно, Петрушка,- отвечала мне матушка, - это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословитʺ…»

    Поединок Гринёва со Швабриным

    Обратим внимание на подчёркнутую реальность событий сна и действующих лиц - всё буднично, ничего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»… Символическое в ней будет проявляться по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа - тогда родится догадка, что мужик с чёрной бородой похож на Пугачёва, что Пугачёв так же ласков был с Гринёвым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачёве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, всё отчётливее выступала его символическая природа.

    Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринёв не хочет исполнить просьбу матери - подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мёртвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: ʺНе бойся, подойди! под моё благословение…»»

    Мужик с топором, мёртвые тела в комнате и кровавые лужи - все это уже открыто символично.

    Топор в руках злодея… Приснился Гринёву уж не тот ли топор, который потом взял в руки Раскольников?

    Вспомните об этом в нужный момент

    Альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, где учатся 5 лет очно или 6 лет заочно, - Школа писательского мастерства Лихачева. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают всего 6-9 месяцев, а по желанию учащегося - и того меньше. Приходите: истратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки и получите чувствительные скидки на редактирование своих рукописей.

    Инструкторы частной Школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать членовредительства. Школа работает круглосуточно, без выходных.