Безликий или роль социализации в жизни человека. Роль социализации в развитии личности

Социализация личности

Социализация - процесс интеграции (включения) человека в общество, усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок, процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в процессе жизни в обществе, активной социальной деятельности.

Этапы и фазы социализации

Можно выделить несколько этапов социализации, совпадающих с этапами возрастного развития индивида.

1) Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

2) Вторичная социализация осуществляется в различные периоды социального функционирования индивида:

Период профессиональной социализации, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

Период включения индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации (то есть повторной, дополнительной, социализации), усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от профессиональной подготовки и переподготовки до смены ценностных ориентиров поведения);

Период пенсионного возраста или утери трудоспособности. Для этого этапа судьбы человека характерно изменение образа жизни в связи с исключением из среды производства, выходом на пенсию.

Часто в научной и учебной литературе можно встретить и другие принципы разделения этапов и фаз процесса социализации. По принципу включённости в систему общественного производства, трудовой деятельности выделяют также дотрудовой , трудовой и послетрудовой этапы. В основу другой периодизации положены основные рубежи, которые проходит человек в процессе всей своей жизни. Такими рубежами становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п. На жизненном пути неизбежны и взлеты (как правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет), и застои (25-30 лет, 40-45 лет). Жизненный путь личности - это непрекращающийся процесс социализации.

Процесс формирования личности проходит разные фазы . Вначале, в фазе социальной адаптации происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организациям и институтам. На фазе интериоризации формируются внутренние структуры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека.

Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов социализации , т.е. людей и учреждений, влияющих на процесс социализации личности и ответственных за его результаты. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др.

Социальные статусы и роли личности

Остановимся более подробно на уже упоминавшейся выше ролевой теории личности, описывающей её социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус » и «социальная роль ». Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей - как начальник, т.е. выступать в разных ролях и занимать несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом .

Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Но чаще всего только один статус определяет положение человека в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен должностью индивида (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в нравственных, политических и идеологических установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы . Предписанный статус обусловлен обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он определяется этническим происхождением человека, местом его рождения, социальным положением семьи. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека. Выделятся также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, ребёнка или юноши и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Социальная роль - это ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.



Один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей. Совокупность ролей называется ролевой системой, или «ролевым набором » (по определению Р. Мертона). Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом, ведет к многообразию ролевого набора. Иногда это приводит к ролевому конфликту . Такой конфликт может возникнуть между ролями в результате их несовместимости в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть также в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения . Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

В структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписание (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) социальные санкции ― социальные последствия того или иного действия в рамках требований норм социальной системы.

Социальные роли могут закрепляться формально (например, в законе или ином правовом акте), а могут носить и неформальный характер (например, многие моральные нормы поведения).

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, не исключая определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора – основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека.

Социальное поведение личности

C термином «поведение » в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных – только к природной, а у человека - и к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам.

Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям - природным или социальным,- а перестраивает, преобразует их. Соответственно, такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения (хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления), а создателями, творцами принципиально новых программ действий. В случае адаптивного поведения, при всей его возможной активности и оригинальности, цели действий, в конечном счете, заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целенаправленно, целесообразно.

Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий - будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность,- как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную программу действий, которая позволяла бы выйти за рамки предписываемого наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более широкий контекст бытия.

Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать продуктом социальной и социально-культурной среды, то его нельзя считать и человеком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, автоматически приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью.

Социализация нацелена на развитие конформного человека, т.е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным нормам. Отклонение от них называется девиацией . Позитивная или негативная реакция общества на поведение индивида влияет на характер последующих действий и поступков человека, которые закрепляются в поведении или устраняются из него в зависимости от реакции социальной среды (группы, класса, общества в целом).

В свою очередь, реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в морали, в праве, в идеологии и т.д.) социальной шкалы оценок, производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом. Индивидуальное действие, вступая в социальный мир, получает свое определение извне: его сущность, социальный смысл и значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т.д. Подобные, хотя и не формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике и т. д., образуя нормативную структуру соответствующих социальных групп.

Лекция 6. Социальная структура общества

1) Понятие социальной структуры общества

2) Социальная стратификация

3) Социальная мобильность


3 ОЦЕНИТЬ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ ИНДИВИДОМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ; ИЗУЧИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С ГРУППОЙ, КАК ГЛАВНЫМ ОРИЕНТИРОМ В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИЧНОСТИ; ОСОЗНАТЬ СВОИ ОТНОШЕНИЯ К РАЗНЫМ СТОРОНАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПОНЯТЬ ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЭТИ ОТНОШЕНИЯ; СТИМУЛИРОВАТЬ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПО ПЕРЕСТРОЙКЕ ЭТИХ ОТНОШЕНИЙ. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:








7 Главный ориентир: Личность в группе. Результат взаимоотношений личности с группами. Ряд специальных проблем: Социализация. Анализ жизненного пути, выявление, посредством каких групп общество оказывает влияние на личность. Социальная установка. Анализ результата активного освоения личностью системы социальных связей. Социальная идентичность. Качества личности, формирующиеся и проявляющиеся в группе, и возникающее чувство групповой принадлежности.


8 Социализация Социализация – это двусторонний процесс, включающий: усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; процесс активного воспроизведения индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Термин «социализация» отличают от смежных понятий «развитие личности» и «воспитание».


9 Три сферы становления личности: деятельность На протяжении процесса социализации происходит расширение «каталога» деятельностей. Три важных процесса: Ориентировка в системе связей (через личностные смыслы); Центрирование вокруг главного (возникновение иерархии личности); Освоение новых ролей и осмысление их значимости.


10 Три сферы становления личности: общение Общение в контексте социализации рассматривается со стороны его расширения и углубления: расширение общения понимается как умножение контактов с другими людьми, специфика этих контактов в каждом возрасте; углубление общения – это переход от монологического общения к диалогическому, децентрация.


11 Три сферы становления личности: самосознание Процесс социализации означает становление в человеке образа «Я»: отделение этого образа от деятельности; интерпретация «Я»; соотнесение этой интерпретации с интерпретациями других. Социальная психология: каким образом включение человека в различные социальные группы запускает этот процесс?


12 Дотрудовая стадия. Ранняя социализация от рождения до поступления в школу; Стадия обучения – школьные годы, студенчество (ВУЗ – двоякое отнесение). Трудовая стадия. Идея социализации как непрерывного процесса, непрерывного образования. Специфика социализации взрослых. Послетрудовая стадия. Идея «десоциализации», свертывания социальных функций. Роль пожилых людей при воспроизводстве социального опыта. Изменение типа активности. Стадии социализации


13 Институты социализации Институты социализации - конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают транслятором социального опыта (Белинская, Тихомандрицкая). Дотрудовая стадия: семья, дошкольные детские учреждения, школа, группы сверстников, учебные заведения. Трудовая стадия: трудовой коллектив, команда, организация. Послетрудовая стадия: общественные организации, членами которых являются пенсионеры.


14 социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду; становление личности происходит в трех сферах: деятельность, сознание, общение; особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии; в современных условиях формируется активная жизненная позиция личности. ВЫВОДЫ:



1. Личность и общество. Теории развития личности.

2. Цель и смысл жизни человека.

3. Социализация личности: смысл термина и назначение. Агенты и институты социализации.

4. Социальные роли и личность.

    Личность и общество. Теории развития личности . Если представить общество как живой организм, то его простейшей « клеточкой» является человек. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что человек представляет собой достаточно сложное и порой загадочное образование, поведение которого не всегда соответствует элементарным нормам, отличается непредсказуемостью.

Начиная с промышленной революции и эпохи Просвещения, возник интерес к исследованию человеческого поведения. Появились научные дисциплины – экономика, социология, психология, антропология, которые сформировали сферу социальных и гуманитарных наук, или наук о человеке. С переменным успехом науки о человеке применяют разнообразные научные методы для объяснения поступков человека. Экономика пытается открыть законы, которые управляют процессами ценообразования, стоимости и рынка, роста национального богатства. Антропология стремится систематизировать разнообразный мир культур, языков, социальных институтов, а социология пытается соотнести эти структуры с индивидуальным поведением. Самая молодая из наук о человеке - психология – исследует человеческий разум.

Человек в социологии рассматривается как высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек является, в конечном счете, продуктом собственной материальной и духовной деятельности.

Если же речь идет об отдельном человеке как представителе общества, народа, социальной слоя или класса, данной социальной группы, то употребляется термин « индивид». Социальный индивид – это отдельный, обособленный член социальной общности. Это понятие употребляется и в тех случаях, когда рассматриваются отдельные представители выборочной совокупности, которые описываются контекстуально по принадлежности к данной совокупности.

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Для более полного понимания личности необходимо рассмотреть характер ее взаимодействия с окружающей средой. Говоря об окружающей среде, мы имеем ввиду среду социальную, а именно тех людей, среди которых человек вращается, от которых зависит или которые зависят от него, на которых ориентируется или которые ориентируются на него.

Социальная среда – это совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макросреду (характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, школа, семья и т.д.). Социальная среда личности определяется отношениями на уровне общества в целом. Взаимодействие личности и общества - это взаимосвязанный процесс, с одной стороны, активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, а с другой – воздействия на индивида самой социальной системы и среды обитания.

Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными. Социальные отношения – это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Взаимоотношения личности и общества можно рассматривать и как деятельность индивида, удовлетворяющего свои потребности и преследующего определенные цели в конкретных социальных условиях. Эти взаимоотношения можно описать по формуле: поиск (личности) – предложения (общества) – выбор (из предложенного). Связи и взаимодействия между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения своих потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга.

Вопрос о факторах развития человека является дискуссионным до настоящего времени. Сторонники биологизаторского подхода сводят природу человека к животному началу, исходя из того, что он обладает теми же органами чувств, кровеносной, мышечной, гормональной, костной, нервной системами и т.д. Поведение человека, по их мнению, обусловлено его инстинктами. Представители данного подхода – Герберт Спенсер, Зигмунд Фрейд, Чезаре Ломброзо, Уильям Шелдон. Существенным недостатком биологических теорий в объяснении природы человека является односторонность, игнорирование культурного начала в поведении личности.

Прямо противоположный подход к человеку, который развивают социологические концепции, состоит в признании несущественными биологические механизмы его жизнедеятельности. Так, марксизм рассматривал личность как продукт, результат существующих общественных отношений, где главными являются материальные (экономические) отношения. Сторонники ролевой теории личности (Дж. Мид, М. Кун, Т.Парсонс, Р. Дарендорф) понимают личность как «актера», играющего различные роли применительно к конкретной ситуации. Общество предписывает личности определенный стандарт поведения в соответствии с занимаемым статусом в группе.

Истина, как правило, находится посередине. Нельзя игнорировать биологические основы жизнедеятельности человека, но неразумно пренебрегать и значением социального начала. Иначе говоря, природа человека двойственна.

Особая роль биологических механизмов в жизнедеятельности человека наиболее проявляется в феномене наследственности, которая обеспечивает возможность воспроизводства и развития биологических свойств людей.

Однако решающее значение в развитии человека имеют социальные условия его существования, культура общества. Развитие личности невозможно вне социальных связей, поскольку через социальные взаимодействия передается социальный опыт человечества, усваивается его культура, происходит самооценка и самопознание личности.

    Цель и смысл жизни человека . Вопрос о цели и смысле жизни относится к вечным, он возник с незапамятных времен и до сих пор будоражит умы человечества. Дело в том, что поведение человека целерационально и обусловлено теми ценностями, идеалами, которые составляют содержание его нравственно – духовной сущности. Своим действиям и поступкам других людей индивид придает определенные смыслы, благодаря чему может взаимодействовать с ними. Вопрос о том, зачем и для чего человек живет, находил самые разные ответы в науке.

Представители теологии (религиозной философии) смысл земной жизни человека усматривали в подготовке к загробной жизни путем веры в Бога, в его постижение. Аврелий Августин (354 – 430) считал, что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом божественного откровения. Против подобной традиции выступил известный средневековый богослов Фома Аквинский (1225 – 1274). По его мнению, вера в возможность постижения существования Бога возможна с помощью не божественного откровения, а рациональных процессов. Главным аргументом, доказывающим существование Бога, для Ф. Аквинского была необходимость существования « первопричины» сотворения мира.

Эпоха Возрождения (XIX-XXI вв.) пытается реабилитировать естественные радости земного существования в качестве смысла жизни человека. Теперь счастье и блаженство достижимо не в загробной жизни, а в рациональном познании окружающего мира. Эпоха Возрождения взрастила индивидуализм как мировоззрение, согласно которому человек видит цель жизни в самом себе, а ее смысл состоит в получении удовольствия.

Эпоха Просвещения (XXIII – XIX в.) во многом развивала гуманистические идеи Возрождения. Немецкий философ И. Кант (1724 – 1804) видел смысл жизни человека в развитии его как самоцели, ибо человек «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». Однако достигать своего счастья человек может лишь в соответствии с универсальными моральными законами. И. Кант считал, что действие является моральным, если ему можно придать всеобщий характер. По его мнению, люди совершают нравственные поступки рационально, согласуя их с «категорическими императивом» (моральным законом). Его смысл состоит в том, что необходимо « всегда относиться ко всему человеческому в себе и в других как к самоцели и никогда не видеть в ней лишь средство». И. Кант настаивал на том, что человека никогда нельзя использовать как средство для достижения чужого счастья.

В Х1Х веке английские философы И. Бентам и Д. Стюарт Милль разработали этическую теорию, известную как утилитаризм. Согласно ей, цель и смысл жизни определялись « как можно больше счастья как можно большему числу людей». И. Бентам предложил принцип « расчета счастья», который выводился из соотношения удовольствия и страдания. На основе данного принципа он предлагал разрабатывать законы в государстве.

Д. Милль разделил все удовольствия на высшие и низшие. При этом Д. Милль отдавал предпочтение высшим, поскольку это интеллектуальные удовольствия, а низшие – плотские. « Лучше быть неудовлетворенным Сократом, чем удовлетворенным дураком». – замечал философ.

В отличие от западных концепций, русская философская мысль видела цель жизни в духовном совершенствовании человека, а смысл – в любви к людям.

От поиска глобального смысла и цели жизни наука в лице экзистенциализма в середине ХХ века переходит к обоснованию необходимости выработки субъективной цели, основанной на индивидуальном опыте. Поскольку Бога нет, замечал Ж.П. Сартр, каждый индивид сам для себя определяет цель и смысл жизни. Он заключается в существовании, т.е. выборе каждым своего бытия и несении ответственности за выбор своего будущего, поскольку подлинные поступки являются выражением свободы.

    Социализация личности: смысл термина и назначение. Агенты и институты социализации . Социализация – это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе.

В результате социализации человек становится личностью, у него возникает самосознание или образ собственного «Я», отличного от других людей. Другие люди выступают для него своеобразным зеркалом, в которое он смотрится.

Американский социолог Чарльз Кули полагал, что осознание человеком своего «Я», которое он назвал «Зеркальное Я», складывается из трех компонентов: 1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (например, «я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду»); 2) того, как они реагируют на то, что видят (например, « они видят мою одежду и она им нравится»); 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию (« поскольку моя одежда им нравится, я буду и впредь одеваться подобным образом»).

Социализация как процесс усвоения культурных ценностей и освоения социальных ролей осуществляется в результате межличностного взаимодействия. Вне социальных связей бессмысленно говорить о самооценке личности и об оценке ее со стороны общества. В процессе межличностного взаимодействия происходит передача смысла и значения тех или поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей, прав и обязанностей. Иначе говоря, происходит обучение человека элементарным правилам человеческого общежития.

В результате социального взаимодействия осуществляется интернализация, то есть превращение внешних норм и предписаний во внутренние правила и убеждения. В связи с этим невозможны не только, но и самопознание изолированного индивида, подобно Маугли или Робинзону Крузо. Их именуют феральными людьми, то есть не ставшими полноценными членами общества по причине их изоляции от общества, формирования их вне общения с людьми (семьей, близкими, социальной группой).

Главное назначение социализации состоит в переходе человека из биологического существа в социальное, в обретении личностью самостоятельности и определения своего социального места в обществе. Этот процесс растянут во времени: он начинается с момента рождения и завершается смертью. Человек на протяжении своей жизни выполняет значительное число социальных ролей, освоение которых вызвано к жизни конкретными обстоятельствами: возрастом, карьерным движением, женитьбой или замужеством и т.д. И всякий раз он вынужден усваивать опыт и установки, соответствующие своим социальным ролям.

Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, которые заинтересованы в том, чтобы человек усваивал определенные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это – агенты и институты социализации. Среди них выделяются:

      отдельные личности – агенты социализации, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания (например, учитель, родители и т.д.);

б. учреждения – институты социализации, которые направляют социализацию, контролируют ее протекание (например, школа, вуз и т.д.).

По характеру воздействия агентов социализации(прямому или опосредованному) выделяют первичную и вторичную социализации и их агентов. Агентами первичной социализации являются родители, родственники, семья, друзья, сверстники, учителя, врачи и т.д. Агентами вторичной социализации выступают администрации школ, вузов, предприятий, институтов государства: армия, полиция, суд, а также церковь, средства массовой информации, политические партии и т.д.

Иногда мы можем наблюдать мальчика, который играет в куклы, деградирующего взрослого человека, потерявшего работу. Все это – случаи неудавшейся социализации, вызванные нарушениями в ее процессе.

Одной из причин подобных нарушений является деривация, то есть отсутствие родительской заботы, которая оказывает влияние на эмоциональное и психическое здоровье и познавательные способности ребенка.

Последствиями нарушений социализации могут выступать психические отклонения, например, шизофрения, различные виды беспокойств (фобии), деградация личности, маргинализация, преступность. Особенно остро они проявляются в экстремальных ситуациях.

    Социальные роли и личность . Термин « структура» в переводе с лат. Означает строение, расположение, порядок. В общем смысле социальная структура представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы, придающих обществу устойчивость, стабильность и отличающих его от других явлений. Составными элементами общества как целостности являются индивиды, социальные связи и действия, социальные отношения, социальные институты и организации, социальные нормы и ценности и т.д. Каждый из названных элементов находится в определенной взаимосвязи с другими. Благодаря социальной структуре хаотичная на первый взгляд совокупность индивидов и групп приобретает качественную определенность.

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы, социальные роли, социальные институты, социальные общности, социальные нормы и ценности, социальные взаимодействия, социальное действие, социальные отношения.

Самой элементарной клеточкой социальной структуры являются социальные статусы и социальные роли. Их количество, порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание социальной структуры конкретного общества.

Социальный статус представляет собой социальную позицию человека в обществе или группе, наделенную определенными правами и обязанностями и связанную посредством них с другими позициями. Статус «врача» имеет смысл только по отношению к статусу «больного», но не «ученика», « президента» и т.д. Врач и больной вступают в социальные отношения как носители социальных статусов: врач обязан лечить больного, а больной обязан выполнять рекомендации врача для того, чтобы выздороветь.

Следовательно, каждой социальной позиции соответствуют определенные права и обязанности. Обязанности предписывают то, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса непременно должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям других статусов. Права говорят о том, что человек может свободно позволить себе или допустить в отношении других людей. Обязанности строго регламентированы, они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время права и обязанности жестко взаимосвязаны, так что одно предполагает другое.

Каждый человек занимает несколько позиций, поскольку участвует во множестве групп и организаций. Таким образом, он обладает несколькими статусами. Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, составляет статусный набор. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его, по которому определяют его положение в обществе. Социальный статус – это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личный статус – это положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Прирожденный статус – это то положение, которое биологически унаследовано человеком от рождения. (пол, национальность, раса). Приписываемый статус – это положение, которое человек приобретает с рождения или которое позже обязательно будет признано таковым обществом или группой. Приписываемый статус очень часто напоминает прирожденный, однако имеет отличия, главное из которых состоит в том, что приписываемый статус является социально приобретенным. Достигаемый статус – это положение, которое человек получает благодаря собственным усилиям, свободному выбору, собственным усилиям либо благодаря удаче или везению. Достигаемый статус строго находится под контролем человека и не связан с фактом его рождения.

В статусном наборе можно выделить основные статусы, то есть те социальные позиции, которые определяют общественное положение его носителя, главное в его жизни; и неосновные статусы, то есть временные социальные позиции, права и обязанности носителей которых трудно определить (статусы участника толпы, читателя, телезрителя и т.д.).

В общественном мнении вырабатывается иерархия статусов и социальных групп, в соответствии с которой одних ценят и уважают больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом. Говорят о высоком, среднем и низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества, в этом случае она называется межгрупповой; и между индивидами в рамках одной группы

(внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином «ранг».

Социальная роль – это ожидаемое поведение, обусловленное определенным статусом. Она представляет собой модель, стандарт поведения, ориентированный на конкретный статус. Если статус – это совокупность прав, привилегий и обязанностей, то роль – это действия в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Модель поведения, ориентированная на определенный статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определенные действия, обусловленные статусом. Статусные права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

В совокупности статусные права, обязанности, символы и роль составляют статусный имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе. Каждый статус включает множество ролей. Совокупность всех ролей, закрепленных за одним статусом, называется ролевым набором. Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и формирует свой тип социальных отношений.

Самая общая характеристика современного постсоветского общества – это ценностная и практическая переориентация. Постоянное нарушение баланса интересов создает у индивида ощущение, что его социальная защищенность уменьшается, и на первый план выходят три реакции человека на такое нарушение. Первая – усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание («каждый сам за себя»). Вторая – усиление так называемого группового эгоизма, т.е. попыток защищать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами: от неформальных до насильственных, криминальных. Третья- усиление стихийного процесса социального сравнения, в результате чего возникают особенно агрессивные типы поведения. В их основе лежит не столько абсолютное ухудшение собственного положения, сколько оцениваемое как несправедливое, незаслуженное улучшение положения других.

Стремительно изменившаяся ситуация ставит перед человеком задачи, к решению которых его не готовили ни сложившаяся система воспитания, ни весь опыт прежней жизни. Он может успешно функционировать в ней, лишь обладая определенными личностными чертами и поведенческими навыками, среди которых в первую очередь следует выделить деловитость, энергичность, активность, способность к построению альтернатив жизненного выбора и готовность к наибольшему числу вариантов развития событий, когнитивный плюрализм, ответственность, профессионализм и компетентность. Недостаточная выраженность этих черт обеспечивала стабильность прежней системы и породила те социальные деформации, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

Размышления о социализации и её роли в жизни человека.

Выживание наиболее приспособленных - афоризм, приписываемый Герберту Спенсеру и использованный Чарльзом Дарвином в книге «Происхождении видов» как синоним естественного отбора, который является основной движущей силой эволюции.

Согласно постулатам теории эволюции аксиомами являются следующие утверждения:

Воспроизводство в любой разновидности предполагает некоторую степень естественного изменения в характеристиках результата;
-любое изменение, которое увеличивает способность выживания некоторых членов вида по отношению к другим, лишённым таких изменений, может позитивно отбираться для возможностей воспроизводства;
-тысячелетиями этот процесс ведёт к развитию сложных организмов из простых и к огромной диверсификации видов от малого числа первоначальных организмов.

Возникает вопрос - является ли социализация необходимым фактором для выживания человека?

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация объединяет вид в общество, позволяя разграничить роли и обеспечить постоянное воспроизводство вида.

Считается, что в отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Не совсем верно, на мой взгляд, что у животных совсем нет социальности, она просто описывается другим порядком, но вот то, что человек очень социален, это верно.

Так сложилось, что люди достигли того, что имеют сейчас, за счёт разделения ролей. Кто-то был умным и пополнял копилку знаний человечества, разведывал новые территории, искал новые способы выживания. Кто-то защищал стаю от других, враждебных. Если бы не социализация, то те 90 процентов, кто ничего толком не делал, кроме воспроизводства, погибли бы, не выдержали бы борьбу за конкуренцию и вид до сих пор был бы на уровне каменного века или вообще съеден неандертальцами или другими тупиковыми видами.

Социализация - залог выживания любого вида в сегодняшнем мире. По другому выжить невозможно, так как интенсивно происходит процесс дестабилизации биосферы со стороны человека, что приводит, соответственно, к вымиранию многих организмов разного порядка. Можно, конечно, идти по пути домашних животных и таким образом обеспечивать будущее существование вида, но этот процесс выборочный со стороны человека.

Любому человеку, несмотря на то, что он родился и живёт в обществе себе подобных, нужна социальная адаптация. Это активное приспособление индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.).

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями своей деятельности.

Дальше - выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

Та или иная форма социальной адаптации может зависеть от разных факторов. В некоторых случаях эти особые формы могут формировать определённые сообщества людей, подводя под них своеобразный фундамент, своего рода общую платформу. Например, у большинства представителей териантропов социальная адаптация девиантная и не всегда успешная. В массе же своей, если смотреть абстрактно, нормально существовать в современном обществе может только усреднённый серый человек с минимумом потребностей в познании мира и максимумом потребительских наклонностей. Любой выбивающийся из толпы имеет больше шансов пострадать или погибнуть, внося, в конце концов, меньший вклад в развитие вида и разбавление его своим геномом, чем наркоман или алкоголик, так как с точки зрения современного сообщества, они не девиантны, а просто заболели. Хотя, вполне может быть, что это современное общество является больным для социально девиантного индивида.

Таким образом, социализация позволяет выжить даже тем, кто в условиях дикой природы быстро бы умер. Но, тем не менее, всегда важен порядок социализации и качество связей в обществе. Любое общество или сообщество должно быть здоровым в отношении социальных связей. Эволюция идёт постоянно и, согласно одному из её законов, скорость эволюции растёт. Нарушение качества социальных связей в обществе может привести к уменьшению порядка его стабильности и, соответственно, к негативным и необратимым изменениям в нём.

Яркий картина нынешнего мира - триллионы тратятся на войны, но зачастую современные, быстро изменяющиеся вирусы, не удостаиваются должного внимания. Пока действует паритет вооружения между болезнями и лекарствами, человечество живёт. Как только что-то подобное вирусу Эбола или похожему на него (а для вирусов законы эволюции также применимы) эволюционирует дальше, то сегодняшний тип консолидации Homo Sapiens может перестать существовать. Закон эволюции - выживает наиболее приспособленный.

В дополнение к этой теме о социализации нашёл в интернете подходящий отрывок, который, правда, был написан в контексте политики, но, тем не менее, справедлив практически для любого места, где скапливаются массы людей, объединённых близкими целями. В том числе и в различных религиозных сектах. Кстати, посредством СМИ тоже можно формировать такую "толпу".

Текст не мой, я лишь вычленил интересующую меня часть.

"... У толпы есть весьма неприятное свойство: она затягивает индивида, "стирает" его личность, "принимает решения" коллективным разумом. Индивид вовлекается в так называемое "эмоциональное кружение".

При обычной коммуникации между людьми всегда есть та или иная степень взаимопонимания. Участники процесса приходят или не приходят к согласию, но в любом случае каждый; остается самостоятельной; личностью. Но эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль персонального опыта, индивидуальной; и ролевой; идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует, «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, примитивные пласты психики.

Регрессия эта способна подчас достигать невероятных глубин.

Вследствие этого у людей сильно возрастает готовность к заражению и, одновременно, склонность к подражанию. Реакция на внешние стимулы направляется не рефлексией, а первым эмоциональным импульсом или подражанием поведению других людей. Исчезновение рефлексивности, деиндивидуализация усиливают чувство общности со всей толпой.

Это влечет за собой ослабление ощущения важности этических и правовых норм. Толпа создает сильное ощущение правильности любых действий. Обусловленные эмоциями способы действия не оцениваются критически. Господствующая в толпе эмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за совершаемые поступки. Особую силу толпе придает наличие конкретных оппонентов (реальных или воображаемых).

Проще говоря, толпа не отвечает за свои поступки и может натворить дел. В результате воздействия всех этих феноменов члены толпы часто действуют как бы под влиянием гипноза. У любой вовлеченной в эмоциональное кружение толпы специалист легко может вызвать переход в состояние терроризирующей толпы, например, направленной против ненавистных ей социальных групп или институтов.

Этим свойством толпы регулярно пользуются те, кто знает законы ее поведения и умеет применять их для манипуляций. Как показывает практика, эти "знатоки" отнюдь не всегда благонамеренны..."

Способность таких глубоких и бездумных эмпатических связей - расплата за то строение общества, которое сложилось с течением эволюции.