Что такое аудиовизуальная стимуляция мозга? Портативное устройство для стимуляции мозга — очередная чушь для подростков Использование аудиовизуальной стимуляции мозга в процессе обучения.

Воздействие звуковой и визуальной информации на человеческий мозг изучалось давно. Известно, что их сочетание имеет большую возможность при создании альтернативных состояний сознания. Поэтому, когда гипнолог использует прибор Light and Sound для ввода пациента в трансовое состояние , процесс протекает значительно эффективней, но самое главное предсказуемо.

В нашем центре гипнотерапии в Киеве мы используем уникальную технологию для ввода в трансовые состояния : прибор Light and Sound, который позволяет специальной комбинацией звуковых сигналов изохронических тонов и мерцанием световых эффектов наиболее быстрое и эффективное создание альтернативных состояний сознания . Прибор имеет возможность программирования дополнительных аудио и визуальных программ, которые могут быть использованы по-разному согласно индивидуальным особенностям каждого клиента и его потребностям. Например, если мы работаем с целью лечения гипнозом , то мы инициируем программу EMDR (симуляция REM движения зрачков), которая при воспроизведении эмоционально-заряженных событий прошлого, снимает с них эмоциональную нагрузку. Эффективность такого подхода однозначна: при вербальных техниках надо провести до трех часов для создания эффекта стирания эмоциональной нагрузки, тогда когда с помощью этого аппарата возможен эффект уже через пол часа.

Для ввода пациента в очень глубокие состояния (состояние Эсдейла или Сикорта) вербальный способ может быть неэффективен для некоторых индивидов. Использование специальных аудио-визуальных программ упрощает и стабилизирует нужный результат.

При использовании прибора Light and Sound одновременно с обратной биологической связи Пси метра, гипнотерапевт знает точно, когда использовать суггестивное программирование и с какой целью. То есть, действие наугад, когда гипнотерапевт не знает точно в каком именно состоянии находится его клиент, в этом случае полностью исключено. Если Пси метр показывает тот диапазон реакции симпатического отдела вегетативной нервной системы клиента, в котором наиболее эффективно снимать эмоциональную нагрузку с травмирующего опыта, то наш гипнотерапевт соответственно меняет тактику и переходит именно на эту цель сеанса. С этим мы значительно повышаем качество каждого проведенного сеанса.

Этот прибор также может использоваться для звуко-визуальной стимуляции отдельных центров головного мозга, которые ответственны за творческие способности, память, внимание, интуицию. Повышая потенциал этих центров, возможен успех в развитии улучшенных навыков в обучении, общении и других сферах социальной жизни.

Кроме того, был изучен другой эффект правильной звуко-визуальной стимуляции – это повышенный синтез опиоидных гормонов: эндорфинов, дофамина и серотонина. Особенно из-за повышенного синтеза серотонина этот прибор может быть спасением для людей с продолжительной и развитой бессонницей. Он создает постоянно и предсказуемо повышенный уровень релаксации или когда надо повышенный энергетический уровень. Он в сочетании с соответствующими гипнопротоколами может повысить работоспособность.

Мы также успешно экспериментировали сочетание определенного программного обеспечения данного прибора с быстрыми гипнопротокольными индукциями для реализации определенных целей с нейтрализацией тех черт характера, которые мешали в их реализации.

Данные программы могут приготовить ваш мозг к ситуативному созданию нужных альтернативных состояний сознания. То есть, если определенная ситуация просит конкретного состояния сознания, мозг и вегетативная нервная система реагирует автоматически и моментально. Вы автоматически подстраиваетесь под ситуацию.

Длительность процедуры

Короткая длительность (7-15 мин) используется с целью возбуждения активизирующих систем межуточного и среднего мозга и повышения двигательной активности.

Большая длительность (25-30 мин) приводит к снижению двигательной активности, развитию процессов разлитого торможения.

Дальнейшее увеличение длительности процедуры (35 мин и более) приводит к нарастанию процесса торможения фазной активности и увеличению пластического тонуса.

Проявление описанных эффектов зависит от исходного психофизиологического состояния человека.

Ряд авторов утверждают, что короткие 15-20 минутные сессии два-три раза в день более эффективны, чем одна длинная сессия. Во всяком случае, ритмическое воздействие на мозг длительностью более 45-и минут не рекомендуется, поскольку, в общем случае, мозг перестает следовать свето-звуковым стимулам, а иногда превышение 45-и минутного порога может привести к разлитому торможению коры головного мозга (сонное сумеречное состояние), которое проходит только после естественного сна. Желательно проводить ежедневную стимуляцию. По крайней мере, перерывы не должны превышать трех дней.

При понижении частоты биений мозгу требуется дополнительное время для синхронизации (не менее 1 минуты). При повышении частоты биений дополнительного времени для синхронизации не требуется (если воздействие длилось менее 20 минут). Если воздействие длилось 20-30 минут, наблюдается обратный эффект - для повышения частот мозга требуется около 5 минут (при плавном увеличении частоты биений).

Тактильная стимуляция

Тактильные раздражители (идущие от микровибраторов или микромассажеров, также возможно использование тепловых, электрических и других раздражителей) обычно следуют синхронно с подачей световых стимулов.

Тактильная стимуляция в ряде случаев оказывает положительный эффект при вегетативных расстройствах. Этот прием позволяет дополнительно активировать ретикулярную формацию и фронтальные зоны за счет восходящих афферентных влияний, что, в свою очередь, будет оказывать тормозное влияние на ретикулярную формацию. Данный контур саморегуляции позволяет оптимизировать психовегетативные взаимосвязи (афферентная дуга с центральной переработкой стимула - эфферентная дуга с соматической реализацией возбуждения).

Ретикулярная формация ствола мозга и неспецифический таламус тесно связаны с корой больших полушарий. Особое место в системе этих связей занимают фронтальные зоны коры. Предполагается, что возбуждение ретикулярной формации ствола мозга и неспецифического таламуса по прямым восходящим путям распространяется на передние отделы коры. При достижении определенного уровня возбуждения фронтальных зон по нисходящим путям, идущим в ретикулярную формацию и таламус, осуществляется тормозное влияние. Фактически здесь имеет место контур саморегуляции: ретикулярная формация изначально активизирует фронтальную кору, а та в свою очередь тормозит (снижает) активность ретикулярной формации. Поскольку все эти влияния носят градуальный характер, т.е. изменяются постепенно, то с помощью двухсторонних связей фронтальные зоны коры могут обеспечивать именно тот уровень возбуждения, который требуется в каждом конкретном случае. Таким образом, фронтальная кора — важнейший регулятор состояния бодрствования в целом и внимания как избирательного процесса. Она модулирует в нужном направлении активность стволовой и таламической систем. Благодаря этому можно говорить о таком явлении, как управляемая корковая активация.

В связи с вышеизложенным, следует иметь в виду, что при преобладании зрительной и слуховой афферентации, связанной с витальной угрозой (например, при ведении боевых действий), происходит снижение активности ретикулярной формации для снижения поступления болевых импульсов от возможных травм и ранений. Применение тактильной стимуляции в этом случае может восприниматься резко негативно из-за развития возможного перевозбуждения фронтальной коры.

Место постановки микровибраторов выбирается с учетом задействованности соответствующих сегментов спинного мозга. Например, при склонности к повышению артериального давления, микровибраторы располагают на воротниковой зоне.

Поскольку тактильная стимуляция тормозит бета-ритм, то нецелесообразно использовать ее при частотах свыше 14 Гц. Оптимально сочетание с синим и фиолетовым цветом и звуковой частотой 196 Гц.

Принципиально не исключается применение микровибраторов на соответствующие рефлексогенные зоны и точки с учетом терапевтических частот по Р.Фоллю.

Дополнительные форматы воспроизведения

Audiostrobe (запатентованная торговая марка). «Звуковые вспышки». Для формирования звука в наушниках иногда используют не генерацию звуковых тонов, а специальные релаксационные записи на CD, аудиокассетах и других носителях (обычно используются записи шума моря, водопада, музыки и т.п.). Для генерации световых сигналов в заданном ритме дополнительно на запись наслаивают высокочастотные сигналы (практически не воспроизводимые в наушниках) с частотой около 19 кГц, которые в дальнейшем через специальные устройства или устройства АВС фильтруются и подаются на светодиоды.

Таким образом, например, прослушивая запись со звуками природы, одновременно идет воздействие световой стимуляцией с частотой альфа-тета ритма.

Цветомузыка (иногда используются запатентованные торговые марки ColorPulse, MicroPulse). В наушники подается звуковой сигнал (музыка, голос психолога и т.п.), параллельно он подвергается разделению по частотному и/или амплитудному принципу. В зависимости от частоты и/или амплитуды сигнала изменяется частота, яркость и цвет световых сигналов.


  • Ведающие люди говорят, что каждый человек выбирает себе партнёров и спутников жизни на одном из 7 уровней...Каждый уровень соответствует определённому уровню тел человека и родников […] Posted in
  • Кроме основного использования каналов (так как описывается в инструкциях), есть ещё несколько интересных способов. Способ для тех, кто имеет некий навык в практике проводников […] Posted in ,

  • Лунный и солнечный свет окружают нас постоянно. Это настолько обыденно, что мы забываем и о Солнце, и о […] Posted in ,
  • ПИСАНКА и МАРАНКА: простой способ избавления от негатива.Собственный негатив- это то, что мы не приняли, та энергия, которую мы не высвободили вовремя и которая сжалась, […] Posted in ,

Звуковая стимуляция

Звук подается в стандартные наушники. Частоты ниже 50 Гц и выше 18 кГц в наушниках практически не воспроизводятся.

Частота

В понятие частоты звуковой стимуляции закладывается два значения:

несущая частота - звуковой тон (непрерывный звуковой сигнал),

модулирующая частота - совпадает с частотой подачи световых стимулов (прерывистый звуковой сигнал).

Модуляция может быть синусоидальная, прямоугольная и других видов.

Обычно используется несущая частота от 50 до 2000 Гц. Наиболее частот используемый диапазон от 60 до 450 Гц.

Подбор тона производится исходя из психо-акустических эффектов различных звуковых тонов. Возможно также проведение многотонального воздействия за счет генерации сигналов специальной формы.

Влияние несущих частот (цит. по J. Mann, 2005).

Диапазон частот до 150 Гц включает в себя резонансные частоты внутренних органов, поэтому бинауральные биения в дельта диапазоне, организованные на несущих до 150 Гц, могут подавлять метаболические процессы. Бинауральные биения в дельта диапазоне, организованные на несущих от 150 до 500 Гц могут подавлять ментальные функции. Соответственно, бинауральные биения в бета диапазоне на тех же несущих будут ускорять метаболические процессы и активировать сознательную активность.

Опытным путем установлено, что несущие частоты: 131 Гц, 147 Гц, 165-169 Гц могут вызывать депрессию (при любых частотах бинауральных биений).

\»Розовый\» шум и несущие частоты выше 330 Гц помогают преодолеть этот эффект (снять последствия).

Воздействие несущих частот (Гц):

41 — повышение метаболического уровня (ощущение как после работы);

62 — увеличение физической силы;

170-185 — дискомфорт;

196 — очень комфортное состояние;

247 — умиротворение;

440 — много образов (воображение);

494 — пробуждение сознания (возникает чувство похожее на энергетическую активацию, может вызывать бессонницу и не должна использоваться на ночь, может также вызывать тревожность).

Для подбора звуков и цвета также иногда используют «древние знания» для активизации «внутренней энергии» (табл.).

Цвето-звуковые соответствия

Чакра

Нота

Цвет

Звуковая

частота

октавам,

Основная

Сакральная

Оранжевый

Солнечное сплетение

Сердечная

Третий глаз

Фиолетовый

Согласно этим представлениям суть подбора программы стимуляции заключается в предварительном расслаблении (использование альфа-тета частот, форма звуковой волны желательно прямоугольная), затем активизация по очереди отдельных чакр через изменение звуковой частоты и цвета (форма звуковой волны синусоидальная, частота в диапазоне альфа-ритма 9-11 Гц).

Форма звуковой волны

Используются различные формы звуковых сигналов: синусоидальный (приятен для восприятия), прямоугольный (пожалуй, наиболее действенный, хотя и неприятен на слух), треугольный (более приближен к естественным видам звуковых сигналов), пилообразный (оказывает активизирующее действие), а также различные формы произвольных сигналов, в т.ч. «розовый» шумы (похож на шум моря, водопада, дождя, лиственного леса), «белый» шум (похож на шум телевизора при отключенной антенне).

Прямоугольный сигнал эффективен для отвлечения сознания от посторонних мыслей и быстрейшего достижения измененных состояний сознания.

Воздействие «розового» шума помогает преодолеть депрессию, отвлечься от негативных мыслей, достичь состояния релаксации.

Требуется субъективный подбор, попробуйте все формы.

Громкость

Подбирается индивидуально с помощью регулятора.

Общие закономерности: чем меньше частота стимуляции, тем выше громкость.

Бинауральная стимуляция

При формировании звуковых тонов в наушниках с различной частотой дополнительно к звучанию этих тонов возникает ощущение звуковых пульсаций с частотой, равной разности частоты звука в правом и левом наушнике. Эта особенность слухового восприятия человеческого уха широко используется не только при проведении АВС, но и при формировании аудиозаписей на специальных релаксационных кассетах.

Например, если в левое ухо подавать тон с частотой 200 Гц, а в правое - 208 Гц, то человек слышит звуковой тон с частотой (200+208)/2=204 Гц с ощущением модулированных звуковых пульсаций с частотой 208-200=8 Гц.

При использовании звуковых сигналов специальной формы (генерация многотонального звука) возможно проведение двойной, тройной и т.д. бинауральной стимуляции. При этом бинауральный ритм формируется с заданной частотой и дополнительно с частотой меньшей в 2, 3 и т.д. раз соответственно.

Наибольший эффект проявления бинауральных ритмов отмечается при несущей частоте 440 Гц и разнице частот до 25 Гц.

Стимуляция бинауральными ритмами облегчает доступ к измененным состояниям сознания. Этот процесс эффективен и безопасен, имеет самые разнообразные приложения, в том числе и для расслабления, медитации, развития интуиции, повышения эффективности обучения, улучшения сна, самочувствия и исследования расширенных состояний сознания.

При прослушивании бинауральных ритмов можно услышать у себя в голове самые различные звуки. Эти звуки есть продукт только вашего воображения, их нет в программе, но именно они позволяют достичь требуемого эффекта по синхронизации полушарий вашего мозга. Некоторым людям именно эти артефакты доставляют наибольшее удовольствие, другие не слышат их вовсе, но эффект синхронизации все равно присутствует. Еще один побочный эффект — это блуждание ума, когда в уме появляются совершенно невообразимые мысли. Можно не думать ни о чем конкретном, но мысли все равно будут очень интересными. Некоторые люди ощущают при этом \»тепло\» или \»счастье\», другие начинают вспоминать приятные эпизоды детства, даже те, которые, как казалось, уже навсегда забыты! После 15-минутной или более сессии вы можете почувствовать свое тело совершенно обновленным, легким, воздушным, с ясной головой. Некоторые считают, что ежедневная работа такого рода в течение 30 минут дает неуловимые, но стабильные перемены в вашей жизни: усиливается экстрасенсорное восприятие, и этот новый уровень сознания постепенно становится вашей нормой.

Будьте осторожны при использовании бинауральных ритмов с несущей частотой свыше 750 Гц и частотой стимуляции свыше 20 Гц. Такое сочетание может вызывать избыточное возбуждение.

Режимы стимуляции

Для достижения высокой эффективности используются различные режимы применения сенсорных стимулов и их комбинаций:

1. Синхронный режим — одновременная подача стимулов справа и слева, чем обеспечивается синхронизация функциональной активности правого и левого полушария;

2. Асинхронный режим — попеременная подача справа и слева;.

3. Диссоциирующий режим - попеременная подача аудиальных и визуальных стимулов. Предназначен для разобщения восприятия сенсорной информации, что приводит к обострению внимания, умению выделять главное, разрешению проблем. Используется при снижении силы нервных процессов;

4. Расширенный режим - попеременное включение сенсорных стимулов со сменой латерализации подачи. Служит для повышения разрешающей способности анализаторов;

5. Альтернирующий режим — стимуляция справа и слева с различной частотой. Незаменим при стрессовых ситуациях, когда резко меняется коэффициент межполушарной асимметрии. При использовании этого режима вы можете по-разному влиять на активность правого и левого полушария, предварительно определив профиль функциональной межполушарной асимметрии;

6. Режим со смещением слухового образа, при котором субъективное ощущение восприятия звука смещается от средней линии (как правило, в области макушки, реже — переносицы и подбородка) в сторону того уха, на которое звуковые стимулы подаются с опережением. У вас возникает ощущение вращения звука в голове, что способствует более быстрому введению в измененное состояние сознания.

Скорость изменения частоты стимуляции

Для стимуляции ориентировочного рефлекса (рефлекса новизны) с целью «занять мозг и отвлечь его от окружающей реальности» используется быстрое изменение частоты стимуляции.

Если программы используются для визуализации, обучения, т.е. когда требуется дать возможность мозгу заниматься восприятием, творчеством, используется медленное изменение частот.


  • КРАТКИЙ ОБЗОР Очки для свето-стимуляции переменной частоты (СПЧ) - это форма портативного стробоскопа, в котором для поочередного освещения левого и правого глаза […] Posted in

  • Посредники божественные и не очень… Нужен ли человеку посредник для общения и взаимодействия с Богом? И если да, то кто он? Какой он? Священник, волхв, гуру? Как он узнал о своих […] Posted in ,
  • 22 декабря в 01 часов 23 минуты (по московскому времени) - День зимнего солнцестояния (Солнцеворота). Если вы живете в другом регионе, то можете вычислить время самостоятельно, зная […] Posted in ,

  • Психокоррекционная аудио программа «Грамотная речь» создана для проработки речевого навыка, повышения ораторского мастерства и гармонизации горловой чакры (вишудха).Помогает […] Posted in ,

Интенсивность

Подбирается индивидуально по субъективным ощущениям.

Для комфортности процедуры используется плавное увеличение интенсивности и плавное гашение светодиодов.

Прекращение процедуры на высокой интенсивности может быть полезным свойством. В этом случае возникает эффект «оглушенности», резкости перехода из мира образов в реальность. Используйте этот прием, если вы хотите научиться быстро переключать сознание из состояния релаксации к активации и наоборот.

Обычно большая интенсивность используется при стимуляции с меньшей частотой.

Соотношение фаз сигналов

Частота подачи стимулов может быть одинакова, но соотношение времен включения и выключения сигналов может быть разным. Обычно используется соотношение 50/50, а также рассчитанное по правилу «золотого сечения» — 12,8/87,2; 37,6/62,4 и наоборот.

Короткие импульсы оказывают более возбуждающее действие, длинные - более тормозное. Это можно пояснить таким примером: «как будто бы после пребывания в темноте включили свет».

Цвет

Справочные данные по влиянию цвета на организм человека.

Красный цвет:

Психофизиологическое действие: пробуждает волю к жизни, страсть, отвагу, оптимизм.

Оранжевый цвет:

Психофизиологическое действие: вселяет уверенность в себе, оптимизм, энтузиазм. Повышает умственную работоспособность, улучшает память.

Желтый цвет:

Психофизиологическое действие: создает веселое, радостное настроение, повышает умственные способности.

Зеленый цвет:

Психофизиологическое действие: гармонизирует, успокаивает, снижает АД, частоту пульса.

Голубой цвет:

Психофизиологическое действие: цвет альтруизма и покоя. Снижает АД, головные боли и аппетит.

Синий цвет:

Психофизиологическое действие: повышает творческие способности.

Фиолетовый цвет:

Психофизиологическое действие: способствует выработке эндорфинов, мелатонина. Омолаживает, повышает творческую активность и иммунитет.

При использовании световых стимулов белого цвета повышается уровень серотонина, что повышает стремление к лидерству, сексуальную активность, уменьшает интенсивность боли. Белый и синий цвета повышают уровень мелатонина, что способствует нормализации временных биологических ритмов (сон-бодрствование), а также эндорфина, который оказывает обезболивающий эффект и вызывает положительные эмоции.

Красный цвет увеличивает мощность бета-ритма и мышечный тонус.

Зеленый, голубой и синий цвета увеличивают мощность альфа-ритма, способствуют релаксации мышц и уменьшению боли.

Фиолетовый цвет увеличивает мощность тета-ритма.

Следующие пики частот регистрируются на ЭЭГ при стимуляции красным цветом - 17-18 Гц, зеленым - 15 Гц, синим - 10-13 Гц, белым - 18-19 Гц, желтым - соответствует стимуляции красным или зеленым или обоими цветами.

Область поля зрения для стимуляции

Звук более важен как средство достижения желаемых состояний для аудиалов (людей, которые познают мир в основном через звуковые сообщения), свет - для визаулов (познают мир глазами) и тактильная стимуляция - для кинестетиков (познают мир чувствами). Узнать, кто Вы позволяет следующий короткий тест.

Перед вами четыре высказывания. Они не закончены. Под каждым из них имеются четыре окончания. Обозначьте окончание, которое больше всего подходит вам — цифрой 4; которое немного меньше подходит вам — цифрой 3 и т.д. Поставьте 1 перед окончанием, которое меньше всего подходит вам. Проделайте это под каждым из четырех высказываний. Высказывания под номером 5 закончены, но они разные, и поэтому их надо также оценить.

После этого будет подсчет очков в таблице 1.

1. Я принимаю важные решения, основанные на:

1.1. хорошо проверенных чувствах.

1.2. том, что звучит лучше.

1.3. том, что выглядит для меня лучше всего.

1.4. точном, старательном изучении вопроса.

2. Во время спора на меня чаще всего влияет:

2.2. могу ли я или нет ясно видеть точку зрения другого человека.

2.3. логика аргументов другого человека.

2.4. чувствую я или нет, что я в контакте с другими настоящими чувствами этого человека.

3. Я могу очень просто понять свое настроение с помощью:

3.1. того, как я одеваюсь.

3.2. чувств, которые я разделяю.

3.3. слов, которые я выбираю.

4. Для меня просто:

4.1. подобрать идеальную громкость и звучание на стерео системе.

4.2. выбрать наиболее интеллектуальные места, по интересующему меня предмету.

4.3. выбрать чрезвычайно удобную мебель.

4.4. выбрать комбинации (сочетания) насыщенных цветов.

5.1. буквально настраиваюсь на звуки в моем окружении.

5.2. хорошо умею осмысливать новые факты и данные.

5.3. очень чувствителен к тому, как предметы одежды воздействуют на меня.

5.4. сильно реагирую на цвета и на то, как выглядит комната.

Выбор ведущего невербального канала

Подпункт

Номер высказывания

А — аудиальная система, В - визуальная, К - кинестетическая, Д — дискретная

Подсчет очков при проведении теста:

а) В каждый из пяти блоков последовательно занесите выставленные вами балы.

б) Заполните таблицу, перенеся баллы из блоков в соответствующую строку таблицы. Сложите баллы, связанные с каждой буквой.

в) Сравнение баллов \»Итого\» даст информацию о предпочтении той или иной репрезентативной системы.

Если ведущей оказывается аудиальная система, то световое воздействие лучше производить на боковые внутренние поля зрения, визуальная - на верхние, кинестетическая - на нижние, дискретная - на боковые наружные поля зрения.

Для этого в ТММ МИРАЖ предусмотрена возможность самостоятельного размещения светодиодов на внутренней поверхности очков в индивидуально подобранных областях полей зрения.


  • С помощью даарийских проводников можно добиться улучшения своих физических способностей. Например, развить физическую силу, выносливость, улучшить гибкость, растяжку. Быстрее сесть […] Posted in ,

  • Чтобы развить в себе какую-то способность, раскрыть и взрастить талант – навеянного желания «Хочу это» недостаточно. Важно, чтобы это желание стало осознанным и превратилось в […] Posted in ,
  • О богатстве и бедности. Один бедняк однажды встретил Будду и спросил у него: - Будда, а почему я так беден? - Потому что ты не практикуешь щедрость. Бедняк сразу же подумал, что […] Posted in ,

Световая стимуляция

В качестве источника света используются светодиоды. Они, в отличие от ламп, обладают свойством практически мгновенно включаться и выключаться. Появившиеся в последнее время RGB-светодиоды позволяют получать любой цвет во время процедуры (без замены очков) за счет комбинации красного, зеленого и синего цвета. С использованием компьютеров стало возможно создавать новые модели световой стимуляции, более доступных для домашнего использования, благодаря чему интерес к подобным сессиям многократно возрос.

Частота

Обычно используется частота от 0,5 до 50 Гц (или колебаний в секунду).

У большинства людей глаз различает световые мелькания с частотой до 41 Гц. Большая частота мельканий воспринимается как сплошной ровный свет (граница перехода обозначается как критическая частота световых мельканий).

Критическая частота слияния и различения световых мельканий - это максимальная частота, при которой испытуемый еще различает отдельные ритмически подаваемые световые мелькания с нарастающей и убывающей частотой. Переход за верхнюю границу частоты световых мельканий ощущается испытуемым как сплошной свет (критическая частота слияния световых мельканий - КЧССМ, а за нижнюю - как мигающий свет (критическая частота различения световых мельканий - КЧРСМ).

На этом принципе основан следующий психофизиологический тест.

Испытуемому предъявляют автоматически изменяющиеся с постоянной скоростью, равной 0,5 Гц/с, световые мелькания в диапазоне частот от 20 до 50 Гц, и наоборот, - от 50 до 20 Гц.

Регистрируют:

— количество предъявлений теста световых мельканий раздельно для правого N пр сум и левого N л сум глаза;

— отдельные значения верхней границы критической частоты слияния световых мельканий раздельно для правого КЧССМ пр и левого КЧССМ л глаза, Гц;

— отдельные значения нижней границы критической частоты различения световых мельканий раздельно для правого КЧРСМ пр и левого КЧРСМ л глаза, Гц.

Обработка данных. Производят статистический анализ индивидуальных данных с определением среднеарифметического значения.

Рассчитывают:

1. Критическую частоту световых мельканий КЧСМ для правого и левого глаза раздельно по формулам:

КЧСМ пр =[КЧССМ пр /N пр сум +КЧРСМ пр /N пр сум ]/2, Гц;

КЧСМ л =[КЧССМ л /N л сум +КЧРСМ л /N л сум ]/2, Гц.

2. Дифференциальный порог различения частоты световых мельканий ПЧМ для правого и левого глаза раздельно по формулам:

ПЧМ пр =КЧССМ пр /N пр сум -КЧРСМ пр /N пр сум, Гц;

ПЧМ л =КЧССМ л /N л сум -КЧРСМ л /N л сум, Гц.

Оценка данных . Границы КЧСМ строго индивидуальны. Чем быстрее возникают и прекращаются нервные процессы в корковом отделе зрительного анализатора под влиянием сенсорных раздражителей, чем больше циклов в единицу времени могут воспроизвести нервные структуры, воспринимающие зрительную информацию, т. е. чем выше лабильность коркового отдела зрительного анализатора, тем выше показатели критической частоты слияния и различения световых мельканий (КЧССМ и КЧРСМ) и более низкий дифференциальный порог различения световых мельканий ПЧМ, и наоборот. Показатель ПЧМ в норме не превышает 1,5-2,0 Гц.

При абсолютном значении КЧСМ, не превышающем 38 Гц, лабильность коркового отдела зрительного анализатора оценивается как низкая, при 38-41 Гц - как средняя, от 41 Гц и более - как высокая.

При снижении КЧСМ относительно дорабочего (фонового) уровня не более чем на 10 % работа считается не напряженной, при снижении на 10-25 % - умеренно напряженной, более 25 % - напряженной.

Далее испытуемый последовательно должен определить критическую частоту слияния и различения световых мельканий красного и зеленого цвета. При этом рассчитывают дифференциальный порог чувствительности зрительного анализатора по цветовому восприятию световых мельканий ПЧЦВ по формуле

ПЧЦВ=[(КЧСМ л к +КЧСМ пр к)/2]-[(КЧСМ л з +КЧСМ пр з)/2], Гц.

Оценка данных . Разница сенсорного восприятия световых мельканий красного и зеленого цвета ПЧЦВ, не превышающая 1 %, характерна для состояния психического комфорта, при легком утомлении она увеличивается до 3 %, при среднем - до 6 %, а при большом - до 9 % и выше. Большая частота восприятия зеленого цвета косвенно свидетельствует о доминировании парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, красного — симпатического.

Разница показателей КЧСМ для правого и левого глаза отражает функциональную межполушарную асимметрию. Более высокие значения КЧСМ свидетельствуют о большей активности противоположного полушария.

Полученные результаты используются для коррекции межполушарной асимметрии. Со стороны с большими значениями КЧСМ используется меньшая частота стимуляции (обычно значение КЧСМ - 5 Гц), с противоположной стороны - большая (обычно КЧСМ + 5 Гц), далее частота стимуляции сравнивается в течение 3-5 минут.

Левое полушарие контролирует двигательные функции правой половины тела, речь, логическое мышление.

Правое полушарие контролирует двигательные функции левой половины тела, творчество, воображение, интуицию.

Для активизации соответствующих функций используйте стимуляцию с разной частотой, интенсивностью и цветом на противоположный глаз.

Сенсорная стимуляция в альфа-ритме идеально подходит для создания обучающих программ за счет создания предпосылок лучшего усвоения и долговременного запоминания новой информации, данных, фактов. С другой стороны, тета-диапазон идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы отключают механизмы психологической защиты и дают возможность корреспондирующей информации проникнуть глубоко в ваше сознание. Материал, запечатленный в мозге таким образом, подобен информации, которую слышит пациент, находясь под анестезией во время операции — ее тяжело вспомнить, но она влияет на поведение человека.

Таким образом, если изучаемый материал носит информационный характер, то лучше всего начать программу стимуляции на частоте бета-ритма (14-18 Гц) и затем плавно понизить ее до альфа-ритма (8-10 Гц). В конце процедуры частота должна быть снова поднята до частоты, соответствующей уровню бодрствования.

При необходимости усвоить внушения, связанные с изменением поведения или усвоить большое количество иностранных слов, должны также начинать с частот бета диапазона и понижать их до тета-диапазона (4-6 Гц). В этом режиме нужно оставаться до окончания учебной или психокоррекционной программы, а затем частота должна быть снова поднята до соответствующей уровню бодрствования (10-14 Гц). Если не обеспечить плавного прохождения с бета- через альфа- до тета-дипазона, то полученное состояние иногда субъективно воспринимается, как крайне дискомфортное. Это связано с тем, что все неприятные переживания \»кодируются\» в мозге на определенных частотах. При резком переключении существует вероятность попадания (сваливания, стягивания) на частоту неприятности. При плавном прохождении \»сваливания\» не происходит и к тому же имеет место терапевтический эффект — отрицательный эмоциональный заряд частично снимается \»рассеивается\». На этом эффекте основана тактика построения терапевтических сессий для людей, страдающих посттравматическим синдромом. Частота стимуляции плавно (примерно за одну минуту) меняется (качается) от бета- до тета-диапазона и обратно. При этом происходят глубокие изменения в эмоциональной оценке травматических событий.

В любом случае полезно оставаться под воздействием ритмов альфа- (или тета-) диапазона еще несколько минут после окончания учебной или психокоррекционной программы, перед тем как поднимать частоту снова до бета ритма и возвращаться в обычное состояние сознания.

Стимуляция в альфа-тета-диапазонах также очень эффективна для лечения алкогольной или наркотической зависимости и посттравматического синдрома. В этих случаях наблюдается эффект «порога», когда в течение двух-трех недель не происходит каких-либо видимых изменений. Зато после прохождения «порога» наступают различные положительные изменения в структуре психики пациентов.

Если алкоголизму сопутствует депрессия (а при наркомании — в любом случае) полезно перед стимуляцией в альфа-тета-диапазоне сначала провести серию сессий в диапазоне 13-20 Гц. Постепенно повышая частоту стимуляции.

При синдроме дефицита внимания, симптомах пониженного бодрствования (хроническая усталость, забывчивость и т.п.) необходимо применять стимуляцию в сочетании с бинауральными ритмами в диапазоне частот 15 Гц и выше. Программа начинается с подачи сенсорных стимулов с частотой 10-12 Гц. Затем частота плавно повышается до 15 Гц, и, если пациент не испытывает дискомфорта (мышечного напряжения, раздражительности и т.п.), продолжается плавное повышение ее до 18-20 Гц. Возможно, в начале, придется провести около пяти сессий в диапазоне 13-15 Гц для привыкания (несущая звуковая частота - около 132 Гц).

Если во время рабочего дня проводится сеанс на релаксацию, то во избежание сонливости и сумеречного состояния, необходимо заканчивать стимуляцию на частотах 13-18 Гц около 5-ти минут (табл. 1).

Таблица 1

Сводные данные по влиянию различных частот на функциональное состояние

Волны

Частота

Эффект

Глубокий сон, усиление иммунитета, гипноз

Глубокая релаксация, улучшение памяти, концентрация, творчество, гипнотическое состояние

Легкая релаксация, «сверхобучаемость», позитивные мысли

Низкие бета

«Сенсомоторный ритм», легкая фокусировка, улучшение познавательных способностей

Средние бета

Улучшение умственных функций, концентрация, настороженность, увеличение интеллекта

Высокие бета

Выше 18 Гц

Полная активность, нормальное состояние настороженности, стресс и тревожность

Связывается с обработкой больших объемов информации и обработкой высокоуровневой информации

Показания Показания

Частоты

Спокойное расслабленное бодрствование

9-11 Гц (природный альфа-ритм)

Релаксация

Между 5 и 10 Гц для различных уровней релаксации

Быстрый глубокий отдых во время рабочего дня

8-12 Гц (15 минут)

Медитация

Между 4 и 7 Гц либо циклически или на одной частоте для различных результатов

Индуцирование сна

Между 4 и 6 Гц для начинающих, затем перейти к частоте 3,5 Гц и ниже, установив частоту около 1,5-2,5 Гц для сна

Улучшение качества сна

5 Гц (либо 30 минут перед сном, либо 30 минут перед пробуждением)

Уменьшение стрессовых влияний

Используются любые частоты ниже 11 Гц

Ускоренное обучение

Около 4-7 Гц во время проигрывания обучающих кассет, например для изучения иностранных языков и т.п., для улучшения понимания

Подсознательное программирование

От 5 до 7 Гц во время проигрывания ваших любимых пленок для влияния на подсознание

Самогипноз (аутогенная тренировка)

Около 6-10 Гц во время проигрывания любых записей аутогенной тренировки или руководств по медитации

Достижение измененных состояний сознания

Тета частоты с ежедневными получасовыми сессиями

Быстрое прояснение (очистка сознания)

Низкие альфа частоты от 8 до 10 Гц по 15 минут

Максимальное увеличение мозгового кровотока

Увеличение потребления глюкозы

2 Гц в течение 6 минут

Повышение внимания

15-20 Гц слева, 9-11 Гц справа

Синдром дефицита внимания у детей (стимуляция памяти и внимания)

Повышение успеваемости

постепенное повышение частоты от 8 до 12 Гц, в дальнейшем правый глаз стимулируется частотой 12 Гц, а слева частота относительно быстро повышается до 18 Гц и такие частоты сохраняются 6-7 минут. После этого частота постепенно снижается до 9-11 Гц справа и слева

Снижение агрессивного поведения

12-15 Гц справа, 9-11 Гц слева

Увеличение функциональной активности медленных мышечных волокон

Увеличение функциональной активности быстрых мышечных волокон

Сезонные расстройства (синдром хронической усталости, десинхронозы при смене часовых поясов, метеочувствительность)

диапазон бета-ритма (около 20 Гц), при этом предварительно необходимо провести стимуляцию на частоте 1-2 Гц для усиления мозгового кровотока

Депрессии

разночастотная стимуляция: справа в диапазоне бета-ритма (15-20 Гц), а слева - в диапазоне альфа-ритма

При использовании частоты 10 Гц отмечено повышение уровня серотонина (релаксация и уменьшение боли). Эта центрирующая (лечебная) частота, позволяет нейтрализовать действие других частот. В сочетании с несущей частотой 330 Гц стимулирует аппетит.

Звуковая стимуляция Звук подается в стандартные наушники. Частоты ниже 50 Гц и выше 18 кГц в наушниках практически не воспроизводятся. Частота В понятие частоты […] Posted in О богатстве и бедности. Один бедняк однажды встретил Будду и спросил у него: - Будда, а почему я так беден? - Потому что ты не практикуешь щедрость. Бедняк сразу же подумал, что […] Posted in ,

Аудиовизуальная стимуляция (АВС) – это специальный метод психотерапевтической работы с пациентом, активно применяющийся в рамках . Суть методики заключается в создании для пациента индивидуального светозвукового пространства, структурированного в соответствии с задачами терапии. Для реализации данного пространства применяется импульсный светозвуковой терминал, наушники и очки со встроенными светодиодами.

Во время проведения АВС пациент пребывает в собственном психологическом пространстве, которое создаётся сочетанием мерцающего света и музыки. АВС полностью загружает слуховой и зрительный каналы восприятия, ориентируя пациента на собственные переживания и впечатления, а не на окружающий мир. Больному необходимо абсолютно расслабиться, позволить ритму пульсаций захватить своё воображение, увлечь себя.

Некоторые пациенты считают эту задачу крайне сложной ввиду того, что идея смены собственных биоритмов под влиянием какой-либо программы рассматривается ими как кощунственная. Такие люди привыкли к чрезмерному самоконтролю, в результате чего они всеми способами сопротивляются действию АВС. После первых же секунд действия программы у таких пациентов возникает напряжение, которое не проходит во время терапии. Подобная реакция должна указывать врачу на необходимость беседы с пациентом по поводу этого напряжения и психологических факторов, которые его провоцируют – без такой работы эффективность АВС будет близка к нулю.

Процедура АВС предназначена для усвоения пациентом терапевтических внушений. Сам факт пребывания больного в настолько необычной для него свето-звуковой среде настолько потрясает, что предварительно сформированная установка на редуцирование симптоматики существенно усиливается. В итоге мотивация пациента, направленная на устранение болезненных симптомов, подкреплённая доброжелательными и уверенными словами терапевта, становится действенным лечебным фактором.

Процедура лечения

Сначала терапевт проводит сеанс рациональной психотерапии – объясняет пациенту психофизиологические принципы, по которым работает АВС. После этого больному предлагается надеть наушники и очки, чтобы убедиться в том, что свет мерцает в точности так, как описывал врач, а очень реалистичные цветовые картины, которые спонтанно возникают в поле зрения, соответствуют тому, что обсуждалось в беседе.

С течением времени пациент убеждается в том, что слова врача о приятных переживаниях и необычных впечатлениях, получаемых в ходе АВС, подтверждаются его личным опытом. Это становится причиной того, что он начинает верить в скорое исчезновение болезненных симптомов, также обещанное врачом. Именно это является залогом эффективности использования данной терапевтической установки.

С целью углублённого внушения такого рода полезных установок применяются специальные программы АВС, которые были созданы с преобладанием ритмов, относящихся к тета-диапазону. Данная программа применяется с целью обеспечения доступа к трансовому состоянию, в котором саногенные установки усваиваются лучше всего. Усилению тета-активности сопутствует появление сонливости, снижение мышечного напряжения, подавление ярких образов. Тета состояние сопровождается также появлением гипногогических эффектов.

АВС в тета-диапазоне усиливает творческие способности пациента, снимает его эмоциональную зацикленность, увеличивает выработку бета-эндорфинов и создаёт анальгетический эффект. Применение тета-диапазона идеально для некритического принятия внешних психотерапевтических установок, ввиду того, что его ритмы ослабляют действие защитных психических механизмов и позволяют трансформирующей информации глубоко проникнуть в подсознание.

Практикующие гипнотерапию врачи знают, какое количество времени уходит на погружение человека в гипнотический транс. Наличие прибора, предназначенного для проведения АВС, даёт возможность существенно сократить участие терапевта в процедуре. Врачу необходимо лишь воспользоваться наибольшей открытостью пациента к внушению, дав ему необходимые установки. Такая терапия является своеобразной методикой сенсорной депривации, что позволяет погружать в транс даже больных, которые мало восприимчивы к гипнозу.

Аудио-визуальная стимуляция в психотерапии

Аудио-визуальная стимуляция в психотерапии

Созданию благоприятной обстановки в кабинете, способствующей проведению психотерапии всегда оставалось важным моментом для психотерапевтов различных направлений. Психоаналитики укладывали пациентов на специальную кушетку, избегая во время разговора находиться в поле зрения пациента. Психотерапевты, проводящие гипнотические сеансы использовали мягкие глубокие кресла, затемнение помещения и релаксирующую музыку, чтобы добиться желаемого эффекта. Групповые психотерапевты расставляли стулья кругом, чтобы облегчить контакт занимающихся на тренинге.

Оборудование для аудио-визуальной стимуляции, состоящее из светозвукового импульсного терминала, очков со встроенными светодиодами и наушников, создает для пациента индивидуальное светозвуковое пространство . Это пространство структурировано в соответствии с используемой программой аудиовизуальной стимуляции так, чтобы способствовать достижению психотерапевтических целей. При использовании АВС пациент может находиться фактически в любом месте - в кабинете, в холе, в процедурке или в ординаторской, все равно он пребывает во время сеанса в своем внутреннем психологическом пространстве, созданном мерцающим светом и музыкой.

Полностью загружая зрительный и слуховой каналы восприятия, АВС осуществляет переориентацию пациента с окружающего мира на внутренние впечатления и переживания .

Уже в самом начале проведения АВС психотерапевт получает ценный диагностический материал. Инструктируя пациента, врач предлагает ему расслабиться, и сквозь закрытые веки рассматривать игру света в пространстве перед собой, одновременно воспринимая музыку и пульсирующий ритм. Для успеха процедуры требуется, чтобы пациент позволил ритму пульсаций увлечь свое внимание, захватить воображение.

Для некоторых людей это представляется сложным. Сама мысль, что их биоритмы будут меняться под влиянием предложенной доктором программы, для них кощунственна. Такие люди страдают от избыточного самоконтроля, и всячески сопротивляются завораживающему и приятному действию АВС. Напряжение, появляющееся у этих пациентов уже после первых секунд АВС не проходит ни через три, ни через десять минут.

Заметив подобную реакцию, врач получает хороший повод обсудить с пациентом его напряжение, а также психологические факторы, провоцирующие сопротивление. Удивительно, но тренировка снимает избыточный самоконтроль во время АВС благотворно сказывается на различных областях жизни пациентов. Они сообщают о появившемся чувстве удовольствия и наслаждения вкусом пищи, раскрепощенности в сексе, исчезновения привычного напряжения и спастических болей, появлению ощущению радости во время отдыха, взамен привычной озабоченности.

Процедура АВС является проводником для усвоения пациентом терапевтических внушений. Уже сам факт пребывания человека в необычной для него свето-звуковой среде является настолько потрясающим, что сформированная предварительно установка на редуцирование симптоматики приобретает значительную мощь. Мотивация пациента на избавление от болезненных симптомов (ради которой он и согласился на прохождение курса АВС), подкрепленная уверенными и доброжелательными словами терапевта, становится реальным лечебным фактором.

Изначально у пациента всегда имеется невысказанный вопрос: "Доктор, а мне это поможет?" . Предлагая человеку начать аудио-визуальную тренировку, доктор постепенно внушает уверенность в неизбежном уходе симптомов.

Сначала объясняется психофизиологический механизм воздействия АВС, что по сути является рациональной психотерапией. Затем пациенту предлагается надеть СЗИТ-201 (светозвуковой импульсный терминал), светомаску, наушники, и убедиться, что свет мерцает именно так, как сказал доктор, а удивительно реальные цветовые картины, спонтанно возникающие в поле зрения, соответствуют тем, что обсуждались в предшествующей беседе.

Постепенно пациент убеждается, что слова врача о необычных впечатлениях, приятных переживаниях, возникающих во время АВС, подтверждаются его собственным опытом. Отсюда подсознательно в его голове перекидывается логический мостик к словам об исчезновении болезненных симптомов, приобретающих статус реальности. Не удивительно, что терапевтическая установка срабатывает в подавляющем большинстве случаев.

Для углубленного внушения полезных установок существуют специальные программы АВС, созданные с преобладанием ритмом тета диапазона. Примером является программа "Программатор" .

Программа используется для обеспечения доступа к расслабленному трансовому состоянию, в котором хорошо усваиваются саногенные установки.
Программа построена с преобладанием ритмов в тета диапазоне - 4,5Гц, 7Гц.

Усиление тета активности сопровождается появлением сонливости, снижением мышечного напряжения, появлением ярких образов. Являясь промежуточным между сном и бодрствованием, тета состояние открывает доступ к бессознательному, появлению гипногогических эффектов. Стимуляция в тета диапазоне усиливает творческие способности, снимает эмоциональную зацикленность, способствует выработке бета-эндорфинов, создает аналгетический эффект. Тета-диапазон идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы уменьшают действие соответствующих защитных психических механизмов и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание.

Врачи, практикующие гипнотерапию, знают, сколько времени уходит на погружение человека в состояние гипнотического транса. Наличие прибора для аудио-визуальной стимуляции позволяет сократить участие терапевта в процедуре, поскольку ввод в трансовое состояние и вывод из него программа "Программатор" делает сама. Доктору остается лишь воспользоваться моментом наибольшей восприимчивости пациента к внушению, и по сигналу
Характер внушения, степень его развернутости и афористичности программой не лимитируются.
Более того, оставаясь внутренне активным во время АВС-сеанса, пациент способен сам по сигналу программы проговорить про себя заранее сформулированные доктором установки, лишая того необходимости постоянно присутствовать рядом.

Аудио-визуальная стимуляция, являясь своеобразным методом сенсорной депривации, способна погружать в гипнотический транс даже людей мало податливых гипнозу. Чтобы сообщения, призванные изменить поведение или отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше всего наложить их на ритмы тета-диапазона.

В отличие от БОС-тренинга , аудио-визуальная стимуляция открывает доступ к эмоционально-образному мышлению человека, стимулирует способности к визуализации даже у людей склонных к абстрактно-логическому мышлению. Раскрепощенность образного мышления в тета состоянии позволяет проводить работу с
Для проведения психотерапии порой оказывается полезным, чтобы пациент осознал глубинные психотравмирующие факторы. Не секрет, что заявленная на первой встрече с доктором проблема зачастую является лишь прикрытием истинной психологической причины недомогания. Осознание в процессе психотерапии позволяет привлечь на свою сторону интеллектуальный потенциал пациента, делает его более активным и самостоятельным в решении внутреннего конфликта.
Терапевтического осознания добиться нелегко. Доктору приходится сталкиваться с рядом психологических защит, и искать пути их обхода.

Аудио-визуальная стимуляция является методом, значительно облегчающим процесс терапевтического осознания. Подавая ритмичные стимулы света и звука на латеральные анализаторы с одинаковой частотой, СЗИТ-201 проводит синхронизацию текущей биоэлектрической активности головного мозга. При этом облегчается межполушарный обмен информацией. В сознании пациента воссоединяются пережитые психотравмирующие зрительные и вербальные воспоминания. Они подвергаются категоризации, приобретают личностно значимую окраску.

После сеанса пациент взволнованно рассказывает о видениях, прошедших перед его внутренним взором. Порой одного этого достаточно, чтобы блокировать автоматическое негативное влияние психотравмирующего переживания на текущее самочувствие пациента. Традиционный вопрос в конце АВС-сеанса, после рассказа пациента о своих переживаниях звучит так: "Для Вас это что-нибудь значит?".

Показания к применению аудио-визуальной стимуляции

Cогласно "Модели диагностики и лечения психических поведенческих расстройств"
(утв. приказом Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. N 311)

F06 Расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга

F06.6 Органическое эмоциональное лабильное (астеническое) расстройство
F06.7 Легкое когнитивное расстройство

F07.2 Постконтузионный (посткоммоционный) синдром

F32.0х Депрессивный

F32.2 Депрессивный эпизод тяжелой степени
без психотических симптомов

F33.0х Рекуррентное
F33.1х Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий
F33.2 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод тяжелой степени без психотических симптомов
F33.4 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущее состояние ремиссии

F34 Устойчивые
F34.0 Циклотимия
F34.1 Дистимия

F38.10 Рекуррентное кратковременное депрессивное расстройство

F30-F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства) у детей

F40-F48 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

F40.1 Социальные фобии
F40.2 Специфические (изолированные) фобии

F41.0 Паническое

F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство

F42 Обсессивно-компульсивное расстройство

F43 Реакция

F43.20 Кратковременная депрессивная реакция, обусловленная
F43.21 Пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная
F43.22 Смешанная тревожная и депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
F43.25 Смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации

F45 Соматоформные

F45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы
F45.4 Устойчивое соматоформное болевое расстройство

F48.0 Неврастения

F50.0 Нервная анорексия
F50.2 Нервная булимия

F51.0 Бессонница неорганической этиологии
F51.2 Расстройство режима сна и бодрствования неорганической этиологии

F52.0 Отсутствие

F52.4 Преждевременная эякуляция
F52.5 Вагинизм неорганического происхождения

F90-98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F90 Гиперкинетические

F95.0 Транзиторные тики
F95.1 Хронические моторные тики или вокализмы

F98.0 Энурез
F98.1 Энкопрез неорганической природы
F98.5 Заикание (запинание)

Противопоказания к использованию аудио-визуальной стимуляции:

  • эпилепсия;
  • острые воспалительные заболевания глаз;
  • опухоли головного мозга;
  • острое психотическое состояние;
  • тяжелое обострение соматического заболевания;
  • состояние после трансплантации органов и тканей;
  • беременность;
  • возраст до пяти лет;
  • индивидуальная непереносимость мерцающего света и звука.

Мозг человека содержит около 100 миллиардов нейронов, которые взаимодействуют посредством электрических сигналов.
Фактически мозг представляет собой систему электрических цепей, сложным образом взаимодействующих друг с другом. В этих цепях, напоминающих электрическую систему большой страны, есть свои «электростанции», «линии электропередач», «трансформаторные станции», «распределительные щиты» и конечные потребители электроэнергии – «лампочки», «холодильники», «радиоприемники» и т.п.


Даже само устройство нервных стволов поразительно напоминает электрический провод: внутри проводник, снаружи миелиновая оболочка, служащая для изоляции. Также как в обыкновенной электрической системе в мозге есть и разрывы в цепи, где осуществляются переключения в направлении подачи энергии, такие места – это синасы.

В синапсах перенос электрических зарядов осуществляется также как в аккумуляторах с помощью специальных химических переносчиков заряда нейротрансмиттеров или нейрогормонов. Нейротрансмиттеров в организме большое количество и они разные: дофамин, адреналин, серотонин, ацетилхолин, гаммааминомасляная кислота, субстанция "Р» и т.д.

Различные психотропные вещества воздействуют именно на те или иные нейротрансмиттеры.
Химически взаимодействуя с определенным нейротрансмиттером они либо избирательно блокируют передачу электрических сигналов, либо, наоборот, усиливают ее. Вся современная фармакотерапия психических расстройств построена на этом принципе.

Есть другой способ влияния на работу мозга.

Это воздействие на работу электрической системы мозга с помощью физических методов. Электрическая активность мозга может быть зарегистрирована с помощью специальных электрических приборов. Наиболее разработанным к настоящему времени является способ регистрации с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ).
ЭЭГ-метод базируется на том, что существует несколько типов электрической активности мозга.
Все типы мозговых волн генерируются мозгом одновременно, а доминирование конкретного типа изменяется в соответствии с состоянием сознания. Чем эффективней работа мозга, тем большая синхронность (когерентность) колебаний наблюдается во всех диапазонах в симметричных зонах обоих полушарий мозга.

- Дельта-волны (0,5 - 3,0 Гц) отвечают за состояние полной расслабленности, свойственной состоянию сна или бессознательному состоянию. Но некоторые люди могут находиться в дельта-состоянии, не теряя осознанности. Как правило, это ассоциируется с глубокими трансовыми состояниями. Примечательно, что именно в этом состоянии наш мозг выделяет наибольшие количества гормона роста, а в организме наиболее интенсивно идут процессы самовосстановления и самоисцеления. Кроме того, когда человек проявляет действительную заинтересованность чем-либо, то мощность электрической активности мозга в дельта-диапазоне значительно возрастает (наряду с бета-активностью). Стимуляция мозга в дельта-диапазоне позволяет, с одной стороны, избавиться от бессонницы, обеспечить глубокий отдых и полностью нивелировать эффект "выгорания", с другой, - повысить профессиональные способности психологов и психотерапевтов к подстройке к пациентам, то есть значительно ускоряет обучение этих специалистов.

- Тета-волны (4 - 7 Гц) соответствуют состоянию глубокой расслабленности и концентрации внутри себя, когда спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Это состояние называют еще "сумеречным", поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими воспоминаниями, особенно детскими. Считается, что так называемые удивительные человеческие подвиги духовных мастеров, которые ходят по раскаленным углям, контролируют функции тела, и т.д., достигнуты во время тета-стадий. И в самом деле, мистики утверждают, что когда мозговая активность замедляется, изменяется вибрация тела. Из-за якобы измененной вибрации тела многие невозможные вещи становятся возможными. В мистике считается, что существует обратная пропорция между волновой активностью мозга и вибрацией тела. Когда волновая активность мозга замедляется, то уровень вибрация тела увеличивается. Тета-состояние открывает доступ к содержимому бессознательной части психики, свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям. Именно в тета-состоянии человеческий мозг продуцирует больше эндорфинов, отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли. Таким образом, тета-волны связаны с повышенной мотивацией к достижению целей, озарением, новыми моделями поведения, быстрым научением и усвоением новой информации при высоком уровне запоминания (гипногогия).

Пристрастие некоторых людей к алкоголю и наркотикам объясняется тем, что мозг этих людей не способен по разным причинам генерировать достаточное количество альфа- и тета-волн в обычном состоянии, в то время как в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, мощность электрической активности мозга, в этих диапазонах, у них резко возрастает. Тренировка мозга в тета-диапазоне значительно снижает потребность в алкоголе и наркотиках.

- Альфа-волны (8 - 12 Гц) характерны для состоянии спокойствия или мечтательного состояния при бодрствующем сознании. Альфа-волны усиливаются, когда мы закрываем глаза и начинаем пассивно расслабляться, не думая ни о чем. Если мы продолжим расслабление без фокусировки своих мыслей, альфа волны начнут доминировать во всем мозге, и мы погрузимся в состояние умиротворенности. На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) здорового, не находящегося под влиянием стресса человека альфа волн всегда много. Недостаток альфа-волн может быть признаком стресса, неспособности к полноценному отдыху, нарушений в деятельности мозга или соматической болезни. Альфа волны также являются своеобразным «мостиком», обеспечивают связь сознания с подсознанием. С помощью электроэнцефалографических исследований установлено, что люди, пережившие психотравмирующие события (особенно в детстве), насилие, военные действия или катастрофы имеют подавленную альфа активность мозга (в психологии этот феномен получил название "эффект вытеснения").

- Бета-волны (13 - 34 Гц) - самые быстрые, обычно связаны с бодрствованием, логическим, аналитическим и интеллектуальным мышлением, вербальной коммуникацией и осознанием окружающей обстановки, пробужденностью, сосредоточенностью, познанием а, в случае их избытка, - с беспокойством, страхом и паникой.

Они делятся на три подкатегории:
- высокие бета-волны (19 - 34 Гц) соответствуют состоянию тревожности и напряжения;
- средние бета-волны (15 - 18 Гц соответствуют состоянию активности с фокусировкой сознания на внешнем окружении;
- бета-волны сенсорно-моторного ритма (СМР) (13 - 15 Гц) - сознание также фокусируется на внешней обстановке, но при этом человек более расслаблен, чем при доминировании бета-волн средней частоты.

Недостаток бета волн связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с запоминанием информации. Стимуляция мозга в бета-диапазоне позволяет избавиться от депрессивных состояний, повысить уровень осознанности, внимания и кратковременной памяти.

- Гамма-волны (35 - 40 Гц) - частоты высокого диапазона, соответствующие состояниям максимальной производительности, наивысшей умственной, эмоциональной и физической активности или максимального возбуждения. Большинство светозвуковых приборов могут вырабатывать эти волны. Некоторые исследователи считают, что они являются частью диапазона бета-волн.

Способы физического воздействия на мозговую активность.

Можно разделить способы целенаправленного физического воздействия на мозговую активность на два типа:

1) непосредственная стимуляция мозговой активности в диапазоне дельта, тета, альфа, бета или гамма волн.
2) опосредованная стимуляция мозговой активности с помощью сенсорной депривация привычных фоновых стимулов.

- Электростимуляция мозга (CES)
Суть которой в воздействии электрическими токами определенной формы и частоты с помощью наружного наложения электродов на определенные области головы без их имплантации в мозг. Для ТЭС используют импульсные токи малой амплитуды (до 3мА) с прямоугольной биполярной ассиметричной формой импульса.

- Звуки высокой частоты.
Существует прямая связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и его уровнем здоровья. Воздействие на психику человека звуком высокой частоты (выше 8000 колебаний в секунду) создавался электрический потенциал, который передается в кору головного мозга, заведующую высшими функциями сознания. Таким образом, звук высокой частоты стимулирует мозг, а вместе с ним и все тело.

- Бинауральные ритмы.
При прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы.
когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в секунду, а другое - чистый тон с частотой 335 колебания в секунду, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он “слышит” биения с частотой 330-335=5 колебания в секунду, но это не реальный внешний звук, а “фантом”. Он рождается в мозгу человека только при сложении электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга. Установлено что, накладывая бинауральные ритмы друг на друга в несколько “слоев”, можно формировать ритмическую активность мозга в необходимом направлении, и таким образом вызывать у человека соответствующую картину ЭЭГ (т.е. картину биоэлектрических колебаний мозга), а вместе с ней и состояние сознания, которому свойственна эта картина.

- Световая стимуляция.
Этот подход позволяет стимулировать визуальное корковое вещество на частоте, отличной от других. Например, человек, который действует преимущественно под воздействием левого полушария мозга, может получать стимуляцию на частоте 8 Hz правого визуального поля обоих глаз (а значит левого полушария мозга), чтобы замедлить работу левого полушария, и получать стимуляцию на частоте 16 Hz левого визуального поля обоих глаз, чтобы усилить функцию правого полушария. Наоборот, человек, страдающий от депрессий, может получать бета стимуляцию левого полушария и альфа стимуляцию правого полушария.

- Комбинированная свето-звуковая стимуляция мозга.
Стимуляция в альфа диапазоне (8-14 колебаний в секунду) идеально подходит для усвоения новой информации, тета-диапазон (4-7 колебаний в секунду) идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы отключают защитные психические механизмы и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание. Тета-диапазон также идеален для запоминания иностранных слов, при изучении языков. Наиболее эффективными приборами для комбинированной свето-звуковой стимуляции являются майнд-машины.

- Сенсорная депривация.
Ограничение или полное прекращение поступления разнообразных стимулов из внешней среды. Дефицит привычного фонового сенсорного потока в условиях сенсорной депривации компенсаторно активизирует мозговую активность практически во всем диапазоне мозговых волн.

- Флотационная камера.
«Изоляционная» или «флотационная камера» позволяет максимально отключить мозг от сенсорной информации (до 90% ее общего объема).
Аналогичные с флотационной камерой условия сенсорной депривации получали с помощью аппарата «железные легкие» – респиратора, применяемого для лечения полиомиелита.

- Генератор единого поля (ganzfeld).
Когда мозг сталкивается с бесконечным полем зрения, лишенным каких-либо контрастных деталей, зрительный анализатор отключается, а мозг переходит на "любование" самим собой. В результате значительно "тормозится" отвечающее за логику левое полушарие, компенсаторно активируется правое, отвечающее за образное мышление и интуицию. Ganzfeld эффект позволяет отключить зрительный анализатор, одновременно обеспечивая хорошую релаксацию, значительно усиливает экстрасенсорную чувствительность человека.

В настоящее время признано, что наиболее эффективными оказываются комбинации различных способов опосредованного и непосредственного влияния на мозговую активность.

Реально существующие способы включают светозвуковую стимуляцию (LS), бинауральные ритмы, электростимуляцию мозга (CES), двигательные системы, акустические системы, флотационную камеру, генератор единого поля (ganzfeld), электроэнцефалограф (ЭЭГ), биологическую обратную связь (биофидбек).

Все эти комбинации осуществляются в майнд-машинах.

Рынок современных майнд-машин во всем мире огромен и каждый производитель естественно хвалит свою продукцию. Не хотел бы останавливаться на достоинствах и недостатках конкретных моделей, хотел бы только резюмировать, что к настоящему времени в мире полным ходом идет серьезная техническая работа по неуклонному улучшению качества и расширению спектра технических возможностей майнд-машин.
Это позволяет надеяться на то, что в ближайшие 10-15 лет регулярная искусственная активация мозговой активности займет в нашей жизни такое же место как сотовые телефоны или телевизоры.

Психотехнологии, а искусственное влияние на мозговую активность – это безусловно область психотехнологий, входят составной частью в техническое обеспечение информационных войн.
Информационные войны, в широком смысле этого слова - будущее человечества.
Поэтому усилия всех развитых стран в 21 веке будут направлены на исследования и использование различных психотехнологий в военных целях. На самом деле это уже давно происходит, поэтому коммерческие майнд-машины – всего лишь отходы военного производства.

Что же касается действительно эффективных психотехнологий, уверяю Вас, они есть, но пока составляют государственную тайну, может быть к счастью!