Храмовые пещеры индии. Пещерные храмы эллоры

Пещеры Эллоры (Ellooru, Elloru caves) – это комплекс, расположенный в Индии в штате Махараштра, в 30 км к западу от города Аурангабад – немое свидетельство мирного сосуществования сразу трех религий, что, наряду с его высокохудожественной ценностью, делает это место еще более значимым для мировой культуры.
Пещеры Эллоры это 34 храма и монастыря, занимающие около 2 км в длину, высеченные в базальтовых скалах. Они создавались в период между 6 и 10 столетиями попеременно представителями разных религиозных течений. Святилища буддизма (12 пещер), индуизма (17 пещер) и джайнизма (5 пещер) столетие за столетием вырастали здесь друг за другом, и сегодня являются наглядной демонстрацией той веротерпимости, что царила тогда на индийских землях. В XIV веке храмы Эллоры сильно пострадали от борьбы мусульман против язычников, но, не смотря на старания, им не удалось одолеть твердый базальт.
Храмы высечены из скальной породы со множеством ходов. Практически все пещеры представляют собой вихары (место жительства, жилище, обитель), которые монахи использовали для обучения, медитации, а также для таких мирских занятий как еда и сон. По мере знакомства с этими пещерами можно заметить, как их залы постепенно увеличиваются в размерах и приобретают более утонченный стиль.
Пещеры в Эллоре – это целый ансамбль из великолепных храмов, статуй, колонн и скульптур. Самым выдающимся по праву считается Храм Кайласанатха (Kailasanatha), своеобразный центр Эллоры. Он создавался более ста лет в 8 веке и был высечен из цельного монолита, но не как обычно возводится что-либо снизу вверх, а сверху вниз и с боков! Храм, украшенный великолепной резьбой, символизирует собой гору Кайлас, считающуюся у представителей четырёх религий - буддистов, индуистов, джайнов и приверженцев бон - священной, «сердцем мира». В частности, последователи индуизма почитают Кайлас горой, где находится обитель Шивы. Первоначально храм даже был выбелен, специально для того, чтобы придать ему сходство с заснеженной святой горой. А в главном тайнике храма была найдена медная табличка с надписью: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?». Действительно: «Как?!».
Буддистские пещеры (называемые также пещерами Вишвакарма) являются самыми ранними из пещер Эллоры и датируются периодом от 500 до 750 года нашей эры. Что интересно, пещеры становятся более крупными и красивыми по мере продвижения на северную сторону. Ученые объяснили это возрастающей потребностью в конкуренции с индуизмом, ведь уже в 600 году здесь появился первый индуистский храм.
Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры, как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Кайласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события их священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.
Пещеры Джайна - самые молодые в комплексе Эллоры и датируются 800-900 годами. Расположены они в 2 километрах к северу, куда ведет асфальтированная дорога. Они отражают отчетливость философии джайнизма и традиции, включая строгий аскетизм вместе с тщательно продуманным художественным оформлением. Эти монастыри не такие большие, как индуистские и буддистские, но содержат исключительно детализированные художественные работы. Здесь частично сохранились удивительные картины, некогда полностью покрывавшие потолки храмов
Архитектурный пещерный комплекс в Эллоре по праву можно назвать одним из чудес света. Мастерство древних зодчих по достоинству было оценено ЮНЕСКО, которая включила пещеры в Список Всемирного наследия.

С егодня предлагаю ознакомиться с подобными сооружениями в Индии. Встречайте: Пещеры Аджанты и Эллоры. При взгляде на комплекс создаётся впечатление, что его никто не выдалбливал в горной породе, а вырезал одним махом ножа по маслу, а декоративные статуи, скорее, были отпечатаны неким 3D-штампом. Весной 1819 года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры. Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды.

Увиденное ещё больше их заинтересовало: их взорам открылось множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе XIX века о том, как случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалёку от селения Аджанта. На скалистом утёсе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер протяжённостью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами ещё во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен.

Лично я склоняюсь к версии, что храмы были опустошены вследствие мощной техногенной катастрофы, о чём свидетельствует местами оплавленная порода на внешней стороне.


Тут явно был вырван большой кусок.


Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько учёных были отправлены на исследование пещер Аджанты, но и они, впрочем, также не уделили должного внимания этой археологической находке. В 1843 году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит в глубочайшую древность. То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 - храмами.

В них на удивление прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды, и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого, его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

5.jpg

6.jpg

7.jpg

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые учёные называют не иначе как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определённое представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных. В подземных залах нет ни одного пустующего уголка: отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чём-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими.

Роспись, созданная монахами в далёкие времена, - словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что всё в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на стенах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды - от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни. Всё это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844 году прибыл в пещеры Аджанты.

Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя всё время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866 году часть копий основных фресок была собрана для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако, на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи пещер, которыми так восторгался и которые погубили его.

До наших дней дошла ещё одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнём, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Примерно в 1928 году итальянскими учёными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясён искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии».

Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983 году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры. Но всё же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остаётся масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые всё ещё хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор учёные не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены ещё до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива - это так называемые пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было ещё не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества.

8.jpg

В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу: как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстаёт скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану.

К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако и увиденная за время экскурсии часть буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса оставит самые яркие воспоминания.

Индуистские пещеры Эллоры

Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Каиласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.

Тут создается впечатление, что весь храм был выдавлен в скале одной большой печаткой.







































Кстати, на вершине гор Кайласа (в Индии) есть ещё один огромный храм - шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесён к комплексу пещер Эллоры. Так вот, по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведёт на небо, и именно в нём обитает сам Шива. Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами; повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.

К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди. Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако, они остаются лишь теориями, которые ещё только предстоит объяснить нашим потомкам.

В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии - загадочные пещеры Эллоры. Какие всё-таки смешные наши историки «Пещеры освещались с помощью каких-то металлических экранов или белых простыней, и таким образом в пещеры попадал солнечный свет». «Скорее всего, это была стихийная постройка, и сделали её буддистские монахи» - это притом, что сами монахи всем открыто говорят, что всё это построили боги...

Пещерные храмы в Эллоре (Ellora Caves)

Храмы Эллоры находятся в штате Махараштра и возникли в эпоху государства династии Раштракутов, которые в 8 веке объединили под своей властью западную часть Индии. В средневековье многие считали государство Раштракутов величайшим государством.Его сравнивали с такими могучими державами, как Арабский халифат, Византия и Китай. Официальная наука считает, что Храмы Эллоры были созданы в период с 6 по 9 столетие нашей эры. Однако, независимые исследователи, учитывая характер постройки и высокотехнологичное оформление скальных пород, относят дату постройки к более древнему периоду, ориентировачно к 8 000 лет до н.э.

Всего в Эллоре существует 34 храма и монастыря, вырезанные в монолите одной из гор Чаранандри, являются настоящим воплощением достижений индийской пещерной архитектуры. Каждая пещера Эллоры уникальна и прекрасна, и в каждую вложена частица души индийского народа. Внутреннее убранство храмов не столь драматично и богато, как в пещерах Аджанты. Однако здесь присутствуют утончённые скульптуры более красивой формы, наблюдается сложный план и размеры самых храмов больше. И все памятки гораздо лучше сохранились до наших дней. В скалах были созданы длинные галереи, а площадь одного зала порою достигала 40х40 метров. Стены искусно декорированы рельефами и каменными скульптурами. Храмы и монастыри создавались в базальтовых холмах на протяжении половины тысячелетия (6-10 век нашей эры). Также характерным является и то, что строительство пещер Эллоры начали примерно тогда, когда святые места Аджанты были заброшены и потеряны из виду.

Эти пещеры были созданы в качестве буддийских, индуистских и джайнистских храмов и монастырей, так называемых вихаров и матхов, в период с V по X века. Так 12 из 34 пещер являются буддийскими святилищами, 17 – индуистскими и 5 – джайнистскими.

Ранее считалось, что самой первой была построена буддийская часть Эллоры (пещеры 1-12) – в V-VII веках. Но более поздние исследования показали, что некоторые индуистские пещеры были созданы в более ранние времена. Так, эта часть, в большинстве, состоит из монастырских помещений – большие многоуровневые помещения, вырезанные в скале, некоторые из которых украшены изображениями и скульптурами Будды. Причем некоторые скульптуры вырезаны с таким мастерством, что их можно спутать с деревянными. Самой знаменитой буддийской пещерой считается 10-я пещера – Вишвакарма. В ее центре стоит статуя Будды высотой 4.5 метра.

Индуистская часть Эллоры создана в VI-VIII веках и выполнена в совершенно другом стиле. Все стены и потолки помещений этой части полностью покрыты барельефами и скульптурными композициями такой сложности, что порой над их проектированием и созданием трудились несколько поколений мастеров. Наиболее яркой является 16-я пещера, которая называется Каиласанатха или Каиласа. Она по своей красоте превосходит все остальные пещеры комплекса. Это скорее настоящий храм, вырезанный в монолитной скале.

Джанийстские пещеры создавались на протяжении IX-X веков. В их архитектуре воплотилась тяга этой религии к аскетизму и простоте. Они превосходят остальные помещения по размерам, но, несмотря на всю свою простоту, не уступают им в уникальности. Так в одной из этих пещер, Индра Сабха, на потолке вырезан изумительный цветок лотоса, а на верхнем уровне располагается статуя богини Амбика, сидящей верхом на льве среди манговых деревьев, увешанных плодами.

Чем-то пугающим, мистическим и, вместе с тем, притягательным веет от храмов в пещерах Эллоры. Там, в глубине под землей, в полумраке, всегда без солнечных лучей находятся 34 храма, высеченных прямо в базальтовых скальных обрывах. Два километра подземных залов…

Поневоле задумываешься: какая сила ─ божественная, сверхъестественная, инопланетная ─ смогла создать это? Если спор на эту тему не утихает вокруг египетских пирамид, то уж здесь-то нельзя не задаться вопросом: а мог ли человек, живший в эпоху, когда самым прогрессивным орудием труда были молоток и рубила, сотворить это? Смог, сотворил. И один из безымянных строителей, в порыве величайшего восхищения плодами труда своего начертал на стене пещеры: «О, Шива Великий, как же удалось мне без колдовства возвести чудо это?» Это ли не свидетельство того, что храмы творение рук человеческих.

Что же такое ─ пещеры Эллоры?

Пещеры ─ это 3 группы храмов, объединенных по религиозному принципу: на юге расположены буддистские, в центре индуистские, на севере джайнские.

С востока на запад гору, в которой вырезаны пещеры, пересекают 4 реки. Самая большая ─ Элаганга , она образует водопад между пещерами, бурный поток воды, низвергающийся с немалой высоты в период дождей, воспринимается как сила природная, соединяющаяся с силой божественной.

Буддистские храмы

Самые ранние залы, их 12, буддистские. Здесь многочисленные скульптуры Будды в разных позах, все они смотрят лицом на восток ─ навстречу восходящему солнцу. Некоторые храмы явно недоделаны, другие же наоборот ─ вырезаны на уровне трех этажей и густо заполнены скульптурами.

Ступеньки узкой лестницы ведут вниз, на 20 метров. Там и находится главный буддистский храм Тин Тхал . Его фасад суров и аскетичен: узкие высокие ворота, три ряда квадратных колонн, которые опираются на базальтовые платформы и уходят вверх на 16 метров.

Главный храм Эллоры - Тин Тхал

За этими воротами площадка и крутая лестница, спускающаяся на 30 метров вниз. Там, перед взором человека, предстают просторные помещения, тоже обрамленные квадратными колоннами, такими же мощными, как и на фасаде. В густом сумрачном воздухе тускло и призрачно светятся огромные базальтовые изваяния ─ многочисленные буддистские божества.

Неизгладимое впечатление оставляют и остальные храмы этой части пещер.

Например, храм Рамешвара .

Пещеры Эллоры. Храм Рамешвара.

Его фасады украшают четыре колонны с крупными женскими фигурами-кариатидами. Вся каменная резьба на фасаде кажется человеческими руками, застывшими в страшном напряжении.

В самом храме огромные горельефы ─ фантастические изваяния. Они обступают входящего со всех сторон, вызывая необъяснимое чувство страха. Древний скульптор сумел точно передать пластику движения, уловить мельчайшую игру тени и света.

Создается впечатление, что все это живет своей, скрытой от глаз посетителей жизнью, и только сейчас, при его появлении, застыли изображенные на стенах животные, боги и люди.

Индуистские храмы

Эти пещеры вырезались иначе, чем буддистские: сверху вниз, и работа над ними шла в несколько этапов. Их 17, и они окружают храм Кайлаш .

Стены пещер сплошь покрыты барельефами, изображающими сцены из священных индуистских книг. В основном, все они связаны с жизнью бога Шивы, и только несколько барельефов показывают перевоплощения бога Вишны.

Храм Кайласанатха (Кайлаш) посвящен богу Шиве. Это самое невероятное сооружение на Земле. Здесь удивляет все. И все на первый взгляд необъяснимо. Здание было вырублено в скале, и вдруг оказалось на поверхности холма. И при этом его основание стоит в стометровом колодце.

Семь тысяч строителей на протяжении полутора веков сверху вниз вырубили самую грандиозную монолитную структуру в мире, удалив 200 тысяч тонн породы. Создавали, словно освобождали от каменной шелухи, от всего лишнего, наносного, открывали свет, выпускали в жизнь свое детище; прорубали гигантские отверстия, которые потом становились галереями и залами, и каждая деталь здесь имела значение.

Особенно красиво тут вечером, когда храм освещен последними лучами солнца.

Кайласанатха ─ символ горы Кайлаш в Тибете , где по преданию обитает бог Шива и его жена Парвати. Когда-то храм стоял белый, его покрывала толстым слоем штукатурка, ее редкие следы видны и сейчас. По замыслу создателей, белый храм выглядел так, будто был покрыт снегом, как священная гора в Тибете.

Храм возносится вверх более чем на 30 метров и весь покрыт самой причудливой резьбой. Он напоминает гигантскую колесницу, которую несут на себе слоны, чьи фигуры высечены по всему периметру. Они застыли на сотни веков во внутреннем дворе храма и держат его, словно реконструируя представление людей той эпохи об устройстве Вселенной.

29-метровая башня главного святилища возвышается над комплексом, устремляясь вверх, к небу, полная величия.

Внутри храма бесчисленные скульптуры Шивы. Этот бог всегда находится в непрерывном движении: играет в кости, участвует в церемониях, укрощает демона Равану. А демон тоже двигается, качает священную гору, беснуется в ярости. И сам Шива, и все вокруг него танцует и парит, через край плещет энергия, никто не сидит на месте.

Со своей энергетикой шиваизм очень созвучен современному миру, где человека тоже окружает скорость, сила, драйв. Многие изображения Шивы наполнены эротизмом, но сделано настолько тонко, что воспринимается как естественная и неотъемлемая часть его божественной сущности, и много веков это не смущало даже монахов. Все выглядит духовно и божественно.

В южной стене есть Зал жертвоприношений, там всегда темно, мрачно и страшно. И чтобы хоть что-то увидеть, приходится светить себе фонариком. Хозяйки Зала три кровожадные богини: Чамунда, Кали и Дурга. Для людей впечатлительных посещение их обители ─ настоящее испытание.

Из 34 пещер Эллоры ─ 12, находящихся на юге, буддистские, 17 построены индийским Богам, и 5 пещер, расположенных севернее ─ джайнские.

Пещеры Джайна самые молодые, в трех из них интересная резьба и искусные барельефные изображения Махавира, основателя джайнской философии, гигантских лотосов и грозных львов.

Они вырыты в стороне, в двух километрах от основного комплекса. Здесь господствуют традиции и философия джайнизма. Все строго и даже аскетично; нет буйства архитектурных деталей и пышности рельефов и горельефов.

Когда-то потолки храмов покрывали росписи, они и сейчас частично сохранились и вызывают огромный интерес как у специалистов-искусствоведов, так и у многочисленных туристов.

По размерам эти храмы гораздо меньше буддистских и индуистских.

Почти все пещеры в Эллоре ─ монастыри.

История комплекса

Грандиозное строительство началось примерно в 500 году и закончилось почти через 150 лет. Некоторые сооружения достраивались уже в 9 веке. А в 600 году был готов первый храм индуистов.

Буддистские пещеры, или, как их еще называют, пещеры Вишвакарма, построены первыми в комплексе. Их строили от 500 до 750 года. Шло время, сменялись правители и религиозные предпочтения, а около деревеньки Эллора по-прежнему велось строительство. И направление подземных храмов менялось с веками: сначала буддистские, потом индуистские, затем настало время и джайнских монастырей.

Кайласантха создавался по приказу раджи Кришны из династии Раштракутов в 13 веке. Арабы, жившие в те времена, утверждали, что по силе и богатству империя Раштракутов могла сравниться только с Византией и Арабским Халифатом. Это видно и по размаху строительства в Эллори.

Считают, что для проектирования и контроля над строительными работами приглашали зодчих из королевства Паллавов.

По изображениям, высеченным на стенах храма, можно изучать индийскую мифологию и историю Индии: огромное количество событий нашло отражение в скульптурах и барельефах.

Еще один храмовый комплекс в Индии, который стоит посетить - .

Ауровиль - город-достопримечательность, город-галактика, город-утопия на правом побережье Индии.

Туристы часто посещают еще одно историческое место - храмы в Хампи:

Пещеры Эллора сейчас

Комплекс Эллора вошел в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО .

В декабре в Эллоре проводится фестиваль музыки и танца. Посмотреть на это интересное зрелище приезжают тысячи туристов.

Комплекс работает с 9 утра до 17.30 во все дни, кроме вторника.

Собираясь осматривать пещеры, не забудьте взять фонарик . Во многих местах без него вы просто ничего не увидите.

И еще одно: приехав в Эллору, помните, что для вас пещеры ─ туристический объект, а для сотен индийцев ─ храм, святое место, куда они пришли, чтобы поклониться своим Богам. Пещеры ─ образец уважительного отношения к другим религиям, и это должно быть уроком всем нам, людям 21 века.

Как добраться до Эллоры

Если вы добрались до Индии, обязательно посетите Эллору.

Это можно сделать в составе экскурсионных групп с курортов ГОА.

Или купить железнодорожный тур Дели - Агра - Удайпур - Аурангабад - Мумбаи . В этом туре на осмотр пещер Эллоры отводится день. Отзывы о комфорте в поезде и об обслуживании положительные.

Мумбаи ─ самый близкий . Самолеты из Москвы и Санкт-Петербурга туда не летают. Но можно выбрать удобный состыковочный вариант на арабских линиях или на линиях республик бывшего СССР.

  • От Мумбая на поезде до Аурангабада 8-9 часов. Есть ночной автобус Мумбаи – Аурангабад. Время в пути тоже 8 часов.
  • От Аурангабада до Эллоры еще 30 км. Туда ходит автобус, но многие туристы пользуются услугами такси.

Есть и другой вариант. Самолетом до Дели, а там поездом до Аурангабада.

В Эллоре всегда открыт для туристов отель Кайлас , он находится как раз напротив пещер.

Мастера, строившие храмы в Эллоре, работали так, что зритель, едва спустившись в пещеры, перестает быть сторонним наблюдателем, в этот момент его захватывает драматизм изображенных событий, его увлекают характеры персонажей, мастерски вырезанных в скалах. Только здесь, в Эллоре, художественные образы индийского искусства воздействуют на человека подобным образом.

Видео «Пещеры Эллоры и Храм Кайласанатха (Индия)»

В Эллоре располагаются горы Кайласа. На их вершине построен храм, который называется Кайласанатка. По убеждению народа, который его возводил, храм принадлежит владыке гор и является вершиной мира, где обитает бог Шивы.

Храм украшен искусной резьбой, а в главном тайнике была найдена табличка, на которой были выгравированы слова: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?!». Все, кто видел это изваяние, задаются аналогичным вопросом - как без специальной техники, которая имеется у современного человека, можно было высечь из целой каменной глыбы такой огромный храм2

История пещер Эллора

Все пещеры Эллоры вырезаны в базальтовых холмах в 26-30 км. от Аурангабада в штате Махараштра. Они представляют собой лучшие образцы как собственно индийской, так и мировой пещерно-храмовой архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры. Создание пещер датируется примерно с 6 по 9 столетия нашей эры.

Пещерный храм Кайласантха был создан по приказу раджи Кришны из рода Раштракутов в XIII веке. Храм возводился по вполне конкретным трактатам о строительстве, где все было изложено до мельчайших подробностей. Кайласантха должен был стать промежуточным между небесными и наземными храмами, своего рода вратами.

Кайласантха имеет размеры 61 на 33 метра. Высота всего храма - 30 метров. Создавался он постепенно, словно освобождался от каменной шелухи. Вырубать храм начали с верхней части. Сначала траншею, окружавшую монолитную глыбу. А затем эта глыба начинала превращаться в храм. В ней прорубались отверстия, которые позже станут галереями и залами. Каждая деталь имела свое предназначение.

Изумляет в Кайласантхе то, что, в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.

Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы, что говорит о незаурядной фантазии архитекторов, создавших план этого храма. Кайласантха демонстрирует типичные черты Дравидского стиля. Об этом говорят и ворота, лежащие перед входом Нандин, и очертания храма, постепенно сужающегося к верху, по фасаду декорированного миниатюрными скульптурами.

Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама, находящихся около Ченнаи в Тамилнанде. Они построены примерно в одно и тоже время. Храм Кайласантха сходен по стилю с архитектурой династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.

Особенности строения пещер Эллора

Невероятные усилия вложены в построение храма. Получается, что он сам стоит в колодце почти 100 метров в длину и 50 метров в ширину. Основание Кайласанатха - это не только трехъярусный монумент, это целый огромный комплекс, который включает двор перед храмом, полоны, портики, галереи, залы и отдельно стоящие статуи.

Нижняя часть заканчивается цоколем в 8 метров, опоясанным со всех сторон белоснежными фигурами слонов и львов - священными животными. Эти фигуры как бы поддерживают храм Кайласантха и в то же время охраняют его.

Весь храм делится на 3 главные части. Но, кроме них, есть еще дополнительные помещения, каждое из которых посвящено определенному богу, связанному с культом Шивы. Гладких стен в храме невозможно найти - все покрыто орнаментом. Фигурки так искусно сделаны, что при соответствующем освещении они кажутся вполне объемными, не связанными со стенами.

Перед храмом большой холл с колоннами. Галерея колонн, идущая вниз передней части скалы, формирует глубокий узкий проход, окружающий храм. Этот проход имеет 2 яруса холла и крытую галерею. Верхняя часть храма демонстрирует множество скульптурных образов.

Храм занимает около 60.000 квадратных футов, и его башня имеет в высоту около 90 футов.

Внутренние помещения украшены скульптурными изображениями богов. Одно из них относится к богине Раме и ее супругу Парвати, есть скульптура многорукого демона Равана, который считался воплощением темных сил.

Весь скальный храм с его многочисленными скульптурами производит магическое впечатление. Особенно оно сильно в вечернее время, когда Кайласанатха освещен лучами заходящего солнца. Складывается ощущение, что все рисунки вот-вот оживут.
Пещеры и храмы Эллоры внесены в список памятников, являющихся всемирным достоянием и наследием человеческой цивилизации.