Либеральная идеология: понятие, общая характеристика. Политическая идеология - либерализм

Несколько лет назад Всероссийский центр изучения мнения общественности провел опрос населения, главным вопросом которого был: «Что такое либерализм, и кто такой либерал?». Большую часть участников данный вопрос ввел в заблуждение, 56 % не смогли дать исчерпывающий ответ . Опрос был проведен в 2012 году, скорее всего, на сегодняшний день ситуация вряд ли поменялась к лучшему. Поэтому сейчас в данной статье мы кратко рассмотрим понятие либерализма и все его основные аспекты для просвещения российской аудитории.

Вконтакте

О понятии

Существует несколько определений, описывающих понятие этой идеологии. Либерализм – это:

  • политическое течение или идеология, объединяющая поклонников демократии и парламентаризма ;
  • мировоззрение, которое свойственно промышленным , отстаивающим свои права политического характера, а также предпринимательскую свободу;
  • вобравшая в себя философские и политические идеи теория, которая появилась в Западной Европе в 18 веке;
  • первым значением понятия было вольнодумство;
  • толерантность и терпимость неприемлемых поступков.

Все эти определения можно смело отнести к либерализму, но основным является то, что этот термин обозначает идеологию, затрагивающую устройство и государства. С латыни либерализм переводится как свобода. Действительно ли на свободе выстроены все функции и аспекты данного течения?

Свобода или ограничение

Либеральное движение включает в себя такие ключевые понятия, как общественное благо, свобода личности и равенство людей в рамках политики и . Какие либеральные ценности пропагандирует данная идеология?

  1. Общее благо. Если государство защищает права и свободу личности, а также оберегает народ от различных угроз и контролирует соблюдение исполнение законов, то такое устройство общества можно назвать разумным.
  2. Равенство. Многие кричат о том, что все люди равны, хотя очевидно, что это совершенно не так. Мы отличаемся друг от друга по разным аспектам: интеллект, социальный статус, физические данные, национальность и так далее. Но либералы подразумевают равенство в возможностях человека . Если личность хочет чего-то добиться в жизни, никто не вправе помешать этому на основании расовой принадлежности, социальной и прочих моментов. Принцип таков, что, если ты будешь прилагать усилия, ты достигнешь большего.
  3. Естественные права. Британские мыслители Локк и Гоббс пришли к идее принадлежности человеку трех прав с самого рождения: на жизнь, на собственность и на счастье. Растолковать это для многих не составит труда: никто не имеет права забирать у человека жизнь (только государство за определенные проступки), собственность рассматривается как личное право владения чем-либо, а право на счастье и есть та самая свобода выбора.

Важно! Что такое либерализация? Существует и такое понятие, которое означает расширение гражданских свобод и прав в рамках экономической, политической, культурной и социальной жизни, также это процесс, когда экономика избавляется от влияния государства.

Принципы либеральной идеологии:

  • нет ничего ценнее, чем человеческая жизнь ;
  • все люди в этом мире равны;
  • каждый имеет свои неотъемлемые права;
  • личность и ее потребности ценнее общества в целом;
  • государство возникает по общему согласию;
  • законы и государственные ценности человек формирует самостоятельно;
  • государство ответственно перед человеком, человек в свою очередь - перед государством;
  • власть должна быть разделена, принцип организации жизни в государстве на основе конституции;
  • только на честных выборах может избираться правительство;
  • гуманистические идеалы.

Эти принципы либерализма сформулировали в 18 веке английские философы и мыслители. Многие из них так и не воплотились в жизнь. Большинство из них похоже на утопию, к которой так яро стремится человечество, но никак не может достичь.

Важно! Либеральная идеология могла бы стать спасательным кругом для многих стран, но всегда будут существовать какие-либо «подводные камни», мешающие развитию.

Основатели идеологии

Что такое либерализм? В то время его каждый мыслитель понимал по-своему. Эта идеология вобрала в себя совершенно разные идеи и мнения мыслителей того времени.

Понятно, что некоторые из концепций могут противоречить друг другу, но суть остается та же.

Основоположниками либерализма можно считать английских ученых Дж. Локка и Т. Гоббса (18 век) наряду с французским писателем эпохи Просвещения Шарлем Монтескье, который был первым, кто задумался и высказал свое мнение о свободе человека во всех сферах его деятельности.

Локк положил начало существованию правового либерализма и заявлял, что только в том обществе, в котором все граждане свободны, может быть стабильность.

Изначальная теория либерализма

Последователи классического либерализма в большей мере отдавали предпочтение и уделяли больше внимания «индивидуальной свободе» человека. Концепция этого понятия выражается в том, что личность не должна подчиняться ни обществу, ни социальным порядкам. Независимость и равенство - вот те главные ступени, на которых стояла вся либеральная идеология. Под словом «свобода» тогда понималось неимение различных запретов, лимитов или вето на осуществление действий личностью, учитывая общепринятые правила и законы государства. То есть, та свобода, которая не шла бы наперекор установленных догм.

Как считали основатели либерального движения, правительство должно гарантировать равенство между всеми его гражданами, но о своем материальном положении и статусе человек уже должен был заботиться самостоятельно. Ограничение сферы деятельности правительственной власти было тем, что либерализм пытался в свою очередь добиться. По теории, единственное, чем должно было обеспечивать государство своих граждан - это безопасность и охрана порядка. То есть либералы пытались повлиять на сведение до минимума всех его функций. Существование общества и власти могло быть лишь при условии их общего подчинения законам в рамках государства.

О том, что классическому либерализму все-таки быть, стало понятно, когда в 1929 году в Соединенных Штатах возник страшный экономический кризис. Его последствиями стали десятки тысяч обанкротившихся банков, смерть множества людей от голода и прочие ужасы экономического спада государства.

Экономический либерализм

Основной концепцией данного течения была идея равенства между экономическими законами и природными. Вмешательство государственной власти в эти законы было запрещено. Адам Смит – основатель этого течения и его основных принципов:

  • для толчка экономического развития нужна личная заинтересованность;
  • государственное регулирование и существование монополий вредит экономике;
  • росту экономики нужно способствовать незаметно. То есть правительство не должно вмешиваться в процесс появления новых учреждений. Предприятия и поставщики, действующие в интересах дохода и в рамках системы рынка, незаметно направляет «невидимая рука». Все это является залогом грамотного удовлетворения потребностей социума.

Неолиберализм

Данное направление было сформировано в XIX веке и подразумевает собой новую тенденцию в , которая заключается в полном невмешательстве правительства в торговые отношения между его субъектами.

Главными принципами неолиберализма являются конституционализм и равенство между всеми членами социума в стране.

Признаки данного течения: власть должна способствовать саморегулированию экономике на рынке, а процесс перераспределения финансов прежде всего должен принимать во внимание слои населения с низким уровнем дохода.

Неолиберализм не выступает против государственного регулирования экономики, в то время как классический либерализм это отрицает. Но в процесс регулирования должны входить только свободный рынок и конкурентоспособность субъектов для залога экономического роста наряду с социальной справедливостью. Главная идея неолиберализма – поддержка внешнеторговой политики и внутренней торговли для повышения валового дохода государства, то есть протекционизма.

У всех политических концепций и философских движений есть свои особенности, и неолиберализм не стал исключением:

  • необходимость государственного вмешательства в экономику. Рынок должен быть защищен от возможного появления монополий, а конкурентоспособная среда и свобода обеспечены;
  • протекция принципов и справедливости. Все граждане должны быть задействованы в политических процессах для поддержания нужной демократической «погоды»;
  • правительству следует поддерживать существование разных экономических программ, связанных с финансовой поддержкой социальных слоев с маленьким доходом.

Вкратце о либерализме

Почему в России искажают понятие либерализма

Вывод

Теперь вопрос: «Что такое либерализм?» больше не вызовет у опрашиваемых диссонанс. Ведь понимание свободы и равенства просто преподносится под другими терминами, имеющими свои принципы и концепции, затрагивающие разные сферы государственного устройства, но остающимися неизменными в одном – только тогда государство будет процветать, когда перестанет во многом ограничивать своих граждан.

В этой заметке рассмотрена идеология политического либерализма и его практика в современной России. Либерализм не является однородной доктриной, сформулированной в работе одного автора. И поэтому профессор кафедры политической науки Йельского университета Иэн Шапиро полагает, что это множество эклектичных воззрений допускает различные вариации. Либерализм имеет успех только в евроатлантическом мире, в котором либерализм как идеология и политическая практика распространился в XVIII-XIX вв., когда возвысившееся «третье сословие» заставило правителей выносить высшие ценностные вопросы вне практической политики. Основными политическими идеями либерализма являются нравственная свобода личности, равенство граждан перед законом, правовое государство, разделение властей, свобода выбора, а также равенство и конкуренция всех политических сил.

Политический либерализм стал первой идеологической доктриной, которая, проведя различие между государством и обществом, однозначно установила необходимость свободы индивида от вмешательства государства и социальных агентов, например, правительства, семьи, трудового коллектива и церкви в его частную жизнь. Для политического либерализма характерна непоколебимая вера в необходимость свободы для каждого индивидуума, для социальных, политических и этнических меньшинств и для наций. Для либерализма также характерна оппозиция абсолютной власти государства, церкви или политической партии. Следовательно, либералы стремятся освободить индивидуума от несправедливых ограничений, наложенных на него правительством, политическими ведомствами и учреждениями, общественной моралью и традицией.

Общество в либеральной доктрине противостоит государству не в постоянном антагонизме, а как сфера деятельности индивида, которая может дать ему возможность выразить себя наиболее полно в пределах существующей политической системы и политического режима. Этим не только было ограничено всевластие государства как «нового Левиафана» в терминологии английского философа Томаса Гоббса (1558-1679 гг.), но и завершилась дехристианизация западного общества капиталистического типа, которое эволюционировало в направлении свободного предпринимательства и капиталистических отношений с XIII в. По этой причине свобода в либеральном сознании связана с частной собственностью, с неотъемлемыми имущественными правами каждого индивида. Кроме того, так как право на собственность ― универсальное право, в том же самом смысле, что свобода ― универсальное право, то никакой человек не может быть собственником другого человека. Рабство отрицает человечность и рабовладельца, и самого раба. Поэтому с индивидуумом нельзя обращаться как со средством для достижения интересов других людей. Именно индивид в либеральной идеологии является ценностью сам по себе, как уникальная личность, которую невозможно ни при каких обстоятельствах пожертвовать в угоду благополучия коллектива.

Право на создание ассоциаций в либерализме связано с понятием свобода. Цель ассоциаций состоит в том, чтобы позволить каждому индивидууму объединиться с другими для достижения общественно полезных целей, не вредных для других индивидов или социальных групп. Либерализм отстаивает право создавать ассоциации всех видов ― политические, социальные, экономические, профессиональные, религиозные и культурные, с помощью которых люди законным способом достигают свои интересы. Без права на создание ассоциаций индивидуум был бы беспомощен противостоять ограничениям, наложенными на него обществом и государственной властью.

Либералы утверждают, что общество представляет собой совокупность автономных личностей. Свобода и благосостояние индивидуума, правосудие и безопасность общества зависят от ясно определяемых и предписанных юридических отношений между членами общества, от чётко сформулированных законов и их последовательного воплощения в общественную практику. Поскольку никакой человек не может стоять вне или выше закона, то либералы отстаивают принцип гражданского и правового равенства, которое состоит в том, что все имеют право на одни и те же гражданские права. Поэтому либералы вели непрерывную войну против феодальных привилегий и противоправной, коррупционной практики государственных чиновников.

В концепциях либералов именно правительство как верховный политический институт должно обеспечить свободу, гражданское и правовое равенство, а также безопасность для всех граждан. Именно обеспечение данной функции является первоочередной обязанностью государственных институтов, в частности, правительства и его бюрократических ведомств. Чтобы любой член общества смог наслаждаться свободой, необходимо гарантировать безопасность для всех, а государство должно обладать достаточной силой принуждения, чтобы наказать любого индивидуума, который нарушает права других. Только независимая от политического и частного влияния судебная система должна определять вину частного индивидуального или общественного агента, когда произошло нарушение прав и свобод граждан, а также установить наказание за проступок.

Либералы полагают, что природа человека универсальна, а расовые, национальные, половые, классовые и религиозные отличия не приводят к существенным различиям в интеллекте и эмоциональных переживаниях индивидов и не препятствуют формированию гражданского общества, а также представительского правительства в различных странах. Однако демократическое учреждение может существовать в человеческом обществе только тогда, когда это общество достигает соответствующего уровня развития. Правительство должно действовать на основе законодательства, исходящего от законодательного собрания, свободно избранного гражданами. Поэтому никакое правительство не законно, если не основано на согласии управляемых. Если политический институт или учреждение неадекватно функционирует из-за привилегий, предубеждений и тирании, они должны быть ликвидированы и заменены новым институтом или учреждением.

Известный немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) в работе «Идеи к философии истории человечества» («Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit» , 1784-1791) не приемлет философию «позднего» Канта. В теории познания он стоит на позициях эмпиризма. Причину развития различных обществ (а он описал развитие человечества от Древнего Китая, Индии, Греции до XIV века) видит в естественных началах: национальном, природных условиях и культурных традициях. Правда, как он считает, в общей совокупности причин, их интегральности и трансцендентальности, причина всего есть бог, однако отдельные образования развиваются по своим специфическим законам, а социальные законы как бы истекают из более общих природных законов и подчиняются им. Основной целью и принципом развития общества является достижение гуманизма, под которым понимается сочетание разума и справедливости. Именно в гуманизме видел Гердер отличительную черту человека от животных. Развитие общества и природы по Гердеру носит прогрессивный характер: от начального состояния к лучшему, а затем более лучшему - гуманному. Во всяком бытии, его образованиях и событиях существует ведущая тенденция к ее высшей цели.

Либеральные теоретики, вслед за англо-саксонской традицией разделения властей, впервые обоснованной философом Джоном Локком (1632-1704 гг.) и детально разработанной французским мыслителем Шарлем Луи де Монтескьё (1689-1775 гг.), выступают за разделение властей между ветвями власти. Так, с целью ограничить возможность злоупотребления государственной властью, либеральная демократия в США основана на принципе «сдержек и противовесов» (system of checks and balances ). Основная цель этой системы заключается в обеспечении независимой законодательной и судебной власти против возможного господства власти исполнительной.

Джозеф Пристли (1733-1804 гг.) в своих политических и социальных работах уделял значительное внимание свободе и стабильности, балансу и гармонии: если государство не может быть сохранено посредством универсального или очень сильного желания людей, то, возможно, государство может быть сохранено посредством сохранения баланса тех сил, которые стремятся разрушить его. Так как люди желают усилить свою власть, и каждый индивид желает подчинить себе соседа, то логично предположить, что и все правительства имеют схожие желания. Поэтому наиважнейшей задачей является сформулировать конституционное устройство таким образом, чтобы предотвратить все возможные опасные последствия борьбы за власть между различными действующими политическими лицами. Пристли полагал, что чем острее выражено противоречие интересов, тем легче сохранить баланс политических сил. Двумя основными угрозами свободе и стабильности Пристли считал тираническую монархию и необузданное использование власти в своих интересах большинством граждан.

Либералы также являются сторонниками законодательного ограничения монополистического капитала и подчеркивают опасность, свойственную популизму, так как чрезмерное накопление власти, богатства или общественного мнения является прямой угрозой стабильного общественного развития и баланса (равновесия) политических сил. Репрессивное общество, согласно либеральному воззрению, обязательно будет иерархическим и реакционным, что чревато революционными движениями и цезаристскими переворотами. В таких обществах происходит политический застой, а затем правительство будет не в состоянии выполнять свои политические функции. Только свободное общество предполагает устойчивое социально-политическое и экономическое развитие. Более того, только свободное общество может производить интеллектуальную и моральную энергию для осуществления прогресса и стабильного развития, а также наращивать собственные интеллектуальные и экономические ресурсы.

С либеральной точки зрения нет никакого способа, с помощью которого человечество сможет радикально изменить ситуацию дефицита ресурсов. Человечество никогда не будет окончательно освобождено от коррупции в политических институтах, эксплуатации слабых и тирании невежд. Поэтому борьба против лишений и моральной деградации является задачей каждого индивидуума и политических партий, однако любая радикальная попытка преобразовать общество в идеальное обязательно уничтожит социальное равновесие и баланс естественного порядка. Таким образом, каждый человек ответствен за собственное поведение, которое должно быть оценено согласно объективным и общепринятым стандартам моральных и социальных ценностей.

Для либерала прогресс и свобода ― неотделимые идеи. Либерализм, вслед за маркизом де Кондорсе, утверждает идею прогресса человечества посредством знания. Человек, как утверждал Дж. Локк, рождается неосведомлённым (лат. tabula rasa ― чистая доска), однако не злым и его естество не детерминировано первородным грехом, напротив, его жизнь и социальная активность обусловлены воспитанием и окружающей его социальной средой.

Либералы полагают, что прогресс является основным фактором (от лат. factor ― делающий, производящий; причиной) исторического развития, однако с либеральной точки зрения, прогресс является постепенным процессом. Либеральное мышление подчеркивает важность постепенного прогресса, позволяющего избежать опасности реакционного пренебрежения социальной действительностью, приводящей к революции и анархии, и революционного преобразования, приводящего к тоталитарной диктатуре. Поэтому единственной реальной мерой прогресса в либеральном мышлении является фактически свобода.

Гарантией существования прогрессивного правительства является участие в работе правительственных учреждений образованной публики и ответственность всех должностных лиц перед обществом. Небрежное и дисфункциональное административное управление сопровождается тенденцией индивидуумов, составляющих общество, покончить с коррумпированным государством, разрушением социально-политических основ общества и гражданской войной. Поэтому, с либеральной точки зрения, правительство, безразличное к потребностям управляемых, обязательно поощряет социальный распад и политическую нестабильность.

Для либералов присуще рациональное мышление. Поэтому им свойственно секулярное (от лат. saecularis ― мирской; светское) отношение к религии. Для них религия является только мнением, подобно всем другим мнениям и церковь ― всего лишь частное учреждение, которое должно действовать подобно всем другим учреждениям. Либералы традиционно защищают свободу атеистов и агностиков (греч. agnostos ― непознаваемый, непознанный; человек, считающий невозможным познание истины в вопросах существования Бога) исповедовать свои взгляды и убеждения. Либералы также выступают за отделение церкви от государства, светское общественное образование, гражданские браки и законы, разрешающие расторжение брака супругов.

Для либерального сознания толерантность имеет ключевое значение, о чём свидетельствуют работы Дж. Локка «Очерки о терпимости» (1667 г.) и «Письма о терпимости» (1685 г.) (Локк, 1988) и Вольтера «Трактат о (веро)терпимости» (1763 г.). Толерантность в либеральном сознании следует определить, как обдуманный выбор не запрещать, не препятствовать или не вмешиваться в действия людей или групп, с которыми индивид или коллектив категорически не согласен. Из всех гражданских свобод, наиболее ценной для либералов является свобода слова и сознания, пусть даже самых абсурдных, однако не антисоциальных, человеконенавистнических взглядов. По мнению либералов, толерантность применима к индивидам, политическим институтам и всему обществу. При этом, следует также отметить разницу между толерантностью как нежеланием запрещать что-либо и индифферентностью (безразличием) к чему-либо.

Временная популярность либерализма в политическом сознании большинства политиков и реформаторов начала 1990-х гг. на постсоветском пространстве не имела ничего общего с действительной поддержкой либеральных идей. А многочисленные политики, которых ассоциировали с либерализмом, придерживались совершенно других идеологических воззрений. Либерализм в России с 1990-х гг. и по настоящее время лишен стабильной социальной поддержки. В дискредитацию идей либерализма среди значительной части российского общества привнес свою лепту и неуместный перенос радикальных идей «рыночного общества» в иную социокультурный среду. Политическая фрагментация также оказалась одним из факторов, препятствующим образованию сильных политических союзов в «либеральной» части спектра российской политики. <...>

Если под политическим либерализмом в современной российской политике понимать оппозицию авторитарности, то в современной российской политике либерализм как идеология и политическое движение занимает маргинальное положение. В российском массовом сознании в настоящее время преобладает неагрессивная (рутинная) авторитарность. В современной России распространены следующие рутинные компоненты авторитарности: иерархичность, двойной стандарт для своих и чужих, неразвитость индивидуализма. Существуют и экстремистские элементы авторитарности ― нетерпимость, агрессивность и ксенофобия. <...>

Опубликовано в: Актуальные проблемы политического либерализма в современной России как идеологии и политической практики [Текст доклада] // Толерантность в России: история и современность, всероссийская науч.-практ. конф. (2007; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция «Толерантность в России: история и современность», 23 ноября 2007 г.: [материалы] / отв. ред. А.Н. Долгенко [и др.] Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2008. С. 148-151.

Вместе с этим читают:
Фашизм
Консерватизм
Идеология и утопия

1. Либерализм и неолиберализм

Политическая идеология выступает в качестве рационально-ценностной формы мотивации политического поведения и представляет собой определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

В зависимости от иерархии ценностей идеологии бывают либеральные, консервативные и социалистические. Остальные идеологии представляют собой модификацию трех вышеперечисленных и не претендуют на сплоченность больших социальных групп.

Термин «либерализм» в переводе с лат. языка («liberalis» –свободный) – означает свободное убеждение, стремящееся избавиться от традиций, обычаев, догм и стать на собственные ноги.

Либерализм – как политическая идеология, одна из самых влиятельных в современном мире, объединяющая сторонников парламентского строя, демократических свобод и свободного предпринимательства сформировалась, в конце XVII –XVIII вв. в борьбе против феодальных порядков и абсолютизма. Классиками теории либерализма по праву считаются: Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Вольтер, Ш. Монтескье. Либеральные ценности и принципы можно найти и у известных белорусских мыслителей А. Волана и Л. Сапеги.

Принципы либеральной идеологии :

Индивидуальная свобода человека;

Ценность человеческой личности и изначальное равенство людей;

Неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу, собственность;

Деятельность государства на основе общественного консенсуса ради сохранения и защиты естественных прав человека;

Взаимоотношения человека и государства носят договорной характер;

Верховенство закона и равенство всех перед законом;

Разделение властей (правотворчество, правоприменение, правосудие) и создание системы их сдерживания и противовесов;

Частная собственность и ее неприкосновенность как гарантия независимости и достоинства личности;

Свободный рынок, личная инициатива и честная конкуренция;

Развитое гражданское общество, независимое от государства и политических институтов.

Политическая идеология либерализма предлагает и свой набор ценностей: человек – высшая ценность, индивидуальная свобода, свобода от произвола государства, независимость от предрассудков, естественное неравенство людей, вера в социальный прогресс и силу разума и др.

С середины XX века начинается приспособление либеральной идеологии к новым целям социальной жизни, с чем и связано появление неолиберализма , основными идеями которого являются:

Зрелое гражданское общество и правовое государство;

Активное вмешательство государства в сферу рыночных и социальных отношений;


Использование плюралистических форм организации и осуществления политической власти;

Консенсус управляющих и управляемых, посредством стимулирования участия масс в управлении производством и в политическом процессе.

Современный либерализм включает множество течений и форм, между которыми имеются противоречия и даже возникают конфликты. Такие формы либерализма как политический либерализм, экономический либерализм, социальный либерализм, культурный либерализм в развитых странах смешиваются, а в развивающихся странах на передний план выходит либерализм третьего поколения. В Республике Беларусь более распространены идеи экономического, политического, социального и, к сожалению, культурного (о чем свидетельствует очередная попытка проведения парада сексуальных меньшинств в г. Минске) либерализма.

2. Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм – (от лат. conserve – охраняю, сохраняю) – политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся устоев общественной жизни, на признание нерушимости существующего порядка вещей, установленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а также ряда моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Возник в конце XVIII века в Англии, как реакция на успехи либерализма после буржуазных революций. Основоположниками консерватизма считаются Э. Берк, Ж. де Местр, Л. Де Бональд и Ф.Р. де Шатобриан, который впервые употребил данный термин. В Республике Беларусь многие исследователи считают умеренно-консервативными социально-политические воззрения С. Будного, жившего в эпоху Ренессанса.

Принципы консервативной идеологии:

Нравственный абсолютизм, признающий вечность и незыблемость нравственных идеалов и ценностей, так как природа самого человека не меняется;

Традиционализм, являющийся основой, фундаментом здорового общества. Необходимость укрепления таких традиционных ценностей как государство, семья, религия;

Элитарность как продолжение аристократизма;

Свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней;

Сильная власть, сильное государство, которое не должно злоупотреблять социальным попечительством, ибо последнее приводит к иждивенчеству;

Сильная экономика, основанная на частной собственности, рыночных отношениях и свободном предпринимательстве;

Приверженность к местному самоуправлению, региональным (национальным) ценностям;

Закономерность социального неравенства, так как люди неравны в отношении физического, умственного и нравственного развития.

Во второй половине XX века консерватизм эволюционировал по пути либерализации и популизма, и к 80-м годам сложился неоконсерватизм. Формированию идей неоконсерватизма немало способствовал кризис научно-технической цивилизации и нравственных устоев. Неоконсерваторы предлагают : усилить государственное регулирование в экономической и социальной сферах; дать возможность каждому человеку зарабатывать, соблюдая принципы справедливого распределения доходов, справедливой заработной платы, справедливого налогообложения, справедливой помощи для проявления частной инициативы; предоставить возможность выбора, где учиться и учить детей, где лечиться; развить институты гражданского общества, усилить моральную ответственность гражданина и государства и укрепить приоритеты семьи и религии.

Консервативная идеологи, как и ее предшественница – либеральная идеология – носит реформистский характер и на современном этапе является одной из самых влиятельных в Великобритании, Германии, Италии, США. Идеи консервативной идеологии достаточно популярны и в Республике Беларусь, о чем свидетельствуют структурные элементы государственной идеологии.

3. Современная социал-демократия

Политическая идеология современной социал-демократии – продукт реформистского движения во II Интернационале (1889-1914гг.). Родоначальниками по праву считаются Э. Бернштейн и К. Каутский. Сам термин введен в конце XIX века, с момента возникновения массовых политических партий. Большинство сторонников и теоретиков социал-демократизма отрицают неизбежность крушения капитализма. По их мнению, наступление социалистической эпохи связано не с крушением капитализма, а с развитием новых форм производства в условиях мирного развития капиталистической экономики при установлении социального равенства всех членов общества. К социализму приведут социальные реформы, направленные на обеспечение эффективной работы экономики и реализацию принципа свободы. Главной целью идеологии социал-демократов является построение общества, основанного на либерально-демократических ценностях. Социальная политика социал-демократов достаточна, привлекательна и плодотворна, что и сделало ее в конце 90-х годов XX века одной из авторитетных идеологий современности.

Либерализм – одна из самых распространенных идеологических систем.

Возникновение данной идеологии связано с эпохой буржуазных революций XVII–XVIII вв., становлением рыночных отношений и борьбой с остатками феодализма. Ее основы были заложены английским философом Джоном Локком (1632 – 1704) и шотландским экономистом, философом Адамом Смитом (1723 – 1790).

Идеологические ценности классического либерализма:

Индивидуализм как основополагающий моральный, политический и экономический принцип;

Идеал свободы, противостоящий феодальным ограничениям, но введенный в рамки закона (конституционализм, разделение властей, принцип сдержек и противовесов);

Идеал равенства, т.е. все люди равным образом рождены свободными;

Уважение со стороны государства и его равное отношение к любому индивиду;

Принцип добровольного согласия подчиненных для власти над ними;

Критическое отношение каждого индивида к общественному строю;

Идеал прогресса и рационализм, т.е. вера в прогресс и способности человеческого разума, вера в возможность рационального постижения и переустройства мира;

Идеал меритократии, т.е. власть самых одаренных, тех, кто заслужил ее своими достижениями и добился некоторых привилегий;

Принципы терпимости и плюрализма.

Личность не только свободна от рождения, но и самоценна по отношению ко всем общественным институтам. Она должна быть наделена неотчуждаемыми правами и в то же время нести ответственность перед собой и перед обществом.

Для либерализма характерна рыночная интерпретация свободы как свободы частного предпринимательства. Частная собственность – гарант и мера свободы человека. Если в обществе есть экономическая свобода, значит, у людей также имеются политические и гражданские свободы.

Эволюция либеральной идеологии (неолиберализм) связана, прежде всего, с корректировкой политико-экономических взглядов на государство. Правительство обязано ограждать личность от негативных последствий рыночной экономики. Государство должно регулировать экономические отношения, проводить активную социальную политику. Власть монополий необходимо ограничивать, материальные блага перераспределять через систему налогов и социальных программ в пользу непривилегированных слоев населения.

На современном этапе социальной базой либерализма является средний класс.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Либералы – представители идейного и общественно-политического течения, объединяющего сторонников представительного правления и свободы личности, а в экономике – свободы предпринимательства.

Общая информация

Либерализм зародился в Западной Европе в эпоху борьбы против абсолютизма и господства Католической церкви (16–18 вв.). Основа идеологии была заложена в период европейского Просвещения (Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Вольтер). Экономисты-физиократы сформулировали популярный лозунг не мешайте действовать, выражавший идею невмешательства государства в экономику. Обоснование этому принципу дали английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо. В 18–19 вв. социальной средой либералов были преимущественно буржуазные слои. Радикальные либералы, связанные с демократией, сыграли важную роль в американской революции (воплощены в Конституции США 1787 г.). В19–20 вв. сформировались основные положения либерализма: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли.

Принципы либерализма

Сущностные черты либерализма определяются этимологией самого слова (лат. Liberaly – свободный).

Главнейшими принципами либерализма являются в политической сфере:

  • свобода личности, приоритет индивида по отношению к государству, признание права всех людей на самореализацию. Следует отметить, что в идеологии либерализма индивидуальная свобода совпадает с политической свободой и «естественными правами» человека, главнейшие из которых – право на жизнь, свободу и частную собственность;
  • ограничение сферы деятельности государства защищенность частной жизни – прежде от произвола государства; «обуздание государства с помощью конституции, которая гарантирует свободу действий личности в рамках закона;
  • принцип политического плюрализма, свобода мысли, слова, убеждений.
  • разграничение сферы деятельности государства и гражданского общества, невмешательство первого в дела последнего;
  • в экономической сфере – свобода индивидуальной и групповой предпринимательской деятельности, саморегулирование экономики по законам конкуренции и свободного рынка невмешательство государства в экономическую сферу, неприкосновенность частной собственности;
  • в духовной сфере – свобода совести, т.е. право граждан исповедовать (или не исповедовать) любую религию, право формулировать свои нравственные обязанности и пр.

Успех и развитие направления

В своей завершенной классической форме либерализм утвердился в государственном устройстве Великобритании, США, Франции и ряда других европейских государств во второй половине XIX в. Но уже в конце XIX – начале XX в.в. обнаруживается спад влияния либеральной идеологии, переросший в кризис, продолжавшийся до 30-х годов XX в., что было связано с новыми общественно-политическими реалиями этого периода.

С одной стороны, оставленная без государственного контроля свободная конкуренция вела к самоликвидации рыночной экономики в результате концентрации производства и образования монополий, разоренных мелких и средних предприятий с другой, неограниченное право собственности вызывало мощное рабочее движение, экономические и политические потрясения, особенно проявившихся в конце 20-х – начале 30-х гг. XX в. Все это и заставило пересмотреть ряд либеральных установок и ценностных ориентиров.

Так в рамках классического либерализма формируется неолиберализм, зарождение которого многие ученые связывают с деятельностью американскогопрезидента Ф. Д. Рузвельта (1933–1945). Переосмысление коснулось прежде всего экономической и социальной роли государства. В основе новой формы либерализма – идеи английского экономиста Д. Кейнса.

Неолиберализм

В результате длительных дискуссий и теоретических поисков в первой половине XX в. были пересмотрены отдельные базовые принципы классического либерализма и выработана обновленная концепция «социального либерализма» – неолиберализм.

В основу программы неолибералов легли такие идеи, как:

  • консенсус управляющих и управляемых;
  • необходимость участия масс в политическом процессе;
  • демократизация процедуры принятия политических решений (принцип «политической справедливости»);
  • ограниченное государственное регулирование экономической и социальной сфер;
  • государственное ограничение деятельности монополий;
  • гарантии определенных (ограниченных) социальных прав (права на труд, на образование, на пособие в старости и др.).

Кроме того, неолиберализм предполагает защиту личности от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы. Основные ценности неолиберализма были заимствованы другими идеологическими течениями. Он привлекает тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства.

Формы

Классический либерализм

Либерализм – это самое распространенное идеологическое течение, которое сформировалось в конце XVII-XVIII вв. как идеология буржуазного класса. Основателем классического либерализма считается Джон Локк (1632–1704 гг.) – английский философ. Он первым четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти. Политическая теория Локка, изложенная в «Двух трактатах о государственном правлении», направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления.

Основной целью правительства с его точки зрения является защита права граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы люди соглашаются учредить государство. Локк сформулировал идею правового государства, утверждая, что в государстве абсолютно любой орган должен подчиняться закону. По его мнению, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную и внешних отношений), причём само правительство также должно неукоснительно подчиняться закону.

Социальный либерализм и консервативный либерализм

В конце XIX – начале XX в. представители либеральных течений начали ощущать кризис идей классического либерализма, связанный с обострением общественных противоречий и распространением социалистических идей. В этих условиях появились новые течения в либерализме – «социальный либерализм» и «консервативный либерализм». В «социальном либерализме» основные идеи сводились к тому, что у государства появились социальные функции, и на него возлагалась ответственность за обеспечение самых обездоленных слоев общества. «Консервативный либерализм», напротив, отвергал всякую социальную деятельность государства. Под влиянием дальнейшего развития социальных процессов происходила внутренняя эволюция либерализма, и в 30-х годах XX века на свет появился неолиберализм. Исследователи связывают начало неолиберализма с «Новым курсом» американского президента.

Политический либерализм

Политический либерализм – убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами. Это убеждение в политической философии и политологии называется «методологический индивидуализм». В основе лежит представление, что каждый человек лучше всего знает, что для него лучше. Английская Великая хартия вольностей (1215 г.) представляет пример политического документа, в котором некоторые индивидуальные права распространяются дальше, чем прерогатива монарха. Ключевым моментом является общественный договор, согласно которому законы издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, и каждый гражданин подчиняется этим законам. Особый акцент делается на верховенстве закона, в частности, либерализм исходит из того, что государство обладает достаточной силой для его обеспечения. Современный политический либерализм также включает в себя условие всеобщего избирательного права, независимо от пола, расы или имущественного положения; наиболее предпочтительной системой считается либеральная демократия. Политический либерализм означает движение за либеральную демократию и против абсолютизма или авторитаризма.

Экономический либерализм

Экономический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Девизом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику (laissez-faire), означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании. Некоторые из них готовы допустить правительственный надзор над монополиями и картелями, другие утверждают, что монополизация рынка возникает только как последствие действий государства. Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должны определяться свободным выбором индивидуумов, т.е., рыночными силами. Некоторые допускают присутствие рыночных сил даже в областях, где государство традиционно сохраняет монополию, например, обеспечении безопасности или судопроизводстве. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения. В настоящее время данная форма наиболее выражена в либертарианстве, другими разновидностями являются минархизм и анархо-капитализм. Таким образом, экономический либерализм – за частную собственность и против государственного регулирования.

Культурный либерализм

Культурный либерализм фокусирует внимание на правах личности, относящихся к сознанию и образу жизни, включая такие вопросы, как сексуальная, религиозная, академическая свобода, защита от вмешательства государства в личную жизнь. Как сказал Джон Стюарт Милль в эссе «О свободе»: «Единственная цель, которая служит оправданием для вмешательства одних людей, индивидуально или коллективно, в деятельность других людей, – это самозащита. Проявлять власть над членом цивилизованного общества против его воли допустимо только с целью предотвращения вреда другим». Культурный либерализм в той или иной степени возражает против государственного регулирования таких областей как литература и искусство, а также таких вопросов как деятельность научных кругов, азартные игры, проституция, возраст добровольного согласия для вступления в половые отношения, аборты, использование противозачаточных средств, эвтаназия, употребление алкоголя и других наркотиков. Нидерланды, вероятно, сегодня являются страной с наивысшим уровнем культурного либерализма, что, впрочем, не мешает провозглашать в стране и политику мультикультурализма.

Либерализм третьего поколения

Либерализм третьего поколения стал следствием послевоенной борьбы стран третьего мира с колониализмом. На сегодняшний день он больше связан с определёнными устремлениями, нежели с правовыми нормами. Его целью является борьба против сосредоточения власти, материальных ресурсов и технологий в группе развитых стран. Активисты этого течения делают упор на коллективном праве общества на мир, на самоопределение, на экономическое развитие и на доступ к общечеловеческому достоянию (природные ресурсы, научные познания, культурные памятники). Эти права относятся к «третьему поколению» и нашли отражение в статье 28 Всеобщей декларации прав человека. Защитники коллективных международных прав человека также уделяют пристальное внимание вопросам международной экологии и гуманитарной помощи.

Итог

Во всех вышеперечисленных формах либерализма предполагается, что между ответственностью правительства и индивидов должен быть баланс и что функция государства должна быть ограничена теми задачами, которые не могут быть выполнены должным образом частным сектором. Все формы либерализма нацелены на законодательную защиту человеческого достоинства и личной автономии, и все утверждают, что отмена ограничений на индивидуальную деятельность способствует улучшению общества. Современный либерализм в большинстве развитых стран представляет собой смесь всех этих форм. В странах третьего мира на первый план часто выходит «либерализм третьего поколения» – движение за здоровую среду обитания и против колониализма. В основе либерализма как политико-правовой доктрины лежит идея об абсолютной ценности и самодостаточности индивида. Согласно либеральной концепции, не общество предшествует и социализирует индивидов, а самостоятельные индивиды создают в соответствии с собственной волей и разумом само общество – все социальные, в том числе и политико-правовые институты.

Либерализм в современной России

Либерализм в той или иной степени распространен во всех современных развитых странах. Тем не менее, в современной России термин приобрел значительный негативный оттенок, так как под либерализмом нередко понимают разрушительные экономические и политические реформы, проводившиеся при власти Горбачева и Ельцина, высокий уровень бардака и коррупции, прикрываемых ориентацией на западные страны. В такой трактовке либерализм подвергается широкой критике из-за опасений дальнейшего разрушения страны и потери ее независимости. Современная либерализация часто ведет к снижению социальной защищенности, а «либерализация цен» – эвфемизм, означающий «повышение цен».

Радикальными либералами в России обычно считаются поклонники Запада («креативный класс»), включающие в своих рядах весьма специфических личностей (Валерия Новодворская, Павел Шехтман и пр.), ненавидящих Россию и СССР как таковые, например сравнивающие их с нацистской Германией, а Сталина и Путина – с Гитлером, обожествляющие США. Известные ресурсы подобого толка: Эхо Москвы, The New Times, Ej и др. В качестве либеральной обозначала себя оппозиция, проводившая массовые протесты против российской власти в 2011–2012 г.г. из-за несогласия с выдвижением и избранием Путина на третий срок. Но интересно, что в то же время президент РФ Владимир Путин, например, называл себя либералом, либеральные реформы провозглашались Дмитрием Медведевым в бытность его президентом России.