Особенности развития и поражения цнс у новорожденных. Слабая нервная система у ребенка — что делать? Развитие нервной системы новорожденного

Родители, заметив отклонения в поведении, умственном развитии и эмоциональном восприятии ребенка, без промедления обращаются за помощью к специалистам. Часто в замешательство приводит поставленный диагноз – незрелость коры головного мозга. Волнения прибавляет всем доступный интернет, на просторах которого они получают информацию о том, что диагноза как такового не существует. Попробуем разобраться, что имеют в виду специалисты, давая заключение «нейрофизиологическая незрелость мозга» новорожденным детям.

Что такое незрелость коры головного мозга?

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Согласно статистике, минимальные мозговые нарушения диагностируются у каждого пятого ребенка и обозначаются как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии). Например, наблюдается бессонница, нарушение координации движений, патологии речи, гиперактивность, повышенная нервозность, невнимательность, рассеянность, нарушения поведения и т. п.

Причины и признаки

Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.

Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:

Причина – провокатор мозговой дисфункции Состояние Признаки мозговых нарушений
Патология беременности, инфекционные заболевания беременной Гипоксия (рекомендуем прочитать: )
  • вялость;
  • ослабление/отсутствие рефлексов.
Тяжелые или длительные роды
  • асфиксия (рекомендуем прочитать: );
  • синюшность кожных покровов;
  • частота дыхания ниже нормы;
  • сниженные рефлексы;
  • кислородное голодание.
Недоношенность (рождение ранее 38 недель) Гестационная незрелость
  • отсутствие или слабая выраженность сосательного рефлекса;
  • гипотрофия в 1-ый год жизни (подробнее в статье: );
  • инфекционный токсикоз;
  • нарушение двигательной активности;
  • слабый мышечный тонус и рефлексы;
  • большой размер головы;
  • неспособность удерживать температуру тела.
Анизокория (врожденная и приобретенная) Разница в диаметре зрачков более 1 мм
  • разная степень реагирования глаза на свет;
  • разный диаметр зрачка.
Умственная отсталость Врожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: ).
  • системное нарушение интеллекта;
  • отсутствие самоконтроля.


К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:

  • головная боль;
  • повышенная раздражительность;
  • гипервозбудимость;
  • нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
  • нарушение сна;
  • низкая концентрация внимания.

По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.

Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.

Как диагностируется?


Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма - 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: ). При гипоксии показатели значительно снижаются.

Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.

Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.

Возможные последствия

Однако в отдельных случаях данные патологии сопровождают пациента всю жизнь, могут спровоцировать такие последствия, как ухудшение состояния здоровья, и привести к тяжелым болезням: нейропатии, эпилепсии, ДЦП, гидроцефалии.

Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово «нет», делать массаж.


Таблетки Нитразепам 5 мг 20 штук

Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

  • снотворные – Нитразепам;
  • седативные – Диазепам;
  • транквилизаторы – Тиоридазин;
  • антидепрессанты;
  • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур - важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.

В сравнении с другими биологическими видами человек рождается самым беспомощным, и это во многом определяется большой массой мозга – от рождения мы не способны хоть как-то защитить себя от внешней среды, но взамен получаем мощный инструмент высшей нервной деятельности. Именно ЦНС новорожденного является одной из самых важных систем организма, поскольку от нее зависит развитие, жизнедеятельность и жизнеспособность ребенка, а также его шансы на то, чтобы ощутить себя полноценной и гармоничной частью этого пока еще нового для него мира. Однако в настоящее время, не смотря на достижения современной медицины, многие дети рождаются с различными формами поражения центральной нервной системы.

ЦНС у новорожденных

К концу внутриутробного развития ЦНС ребенка считается структурно сформированной, и плод демонстрирует потрясающую функциональную готовность, которую хорошо видно с помощью УЗИ. Он улыбается, глотает, моргает, икает, двигает руками и ногами, хотя у него еще нет ни одной высшей психической функции.

После родов организм ребенка переживает тяжелый стресс, связанный с переменами среды обитания новыми для него состояниями:

  • воздействие гравитации;
  • сенсорные раздражители (свет, звук, запахи, вкусы, тактильные ощущения);
  • изменение типа дыхания;
  • изменение типа питания.

Природа наделила нас безусловными рефлексами, которые помогают приспособиться к жизни в новой среде, и за которые отвечает ЦНС. Если их не стимулировать, они угасают. К врожденным рефлексам относятся сосательный, глотательный, хватательный, мигательный, защитный, рефлекс опоры, ползания, шаговый рефлекс и другие.

ЦНС новорожденного устроена таким образом, что основные умения развиваются под действием раздражителей. Свет стимулирует зрительную активность, сосательный рефлекс превращается в пищевое поведение. Если какие-то функции остаются невостребованными, то и должное развитие тоже не происходит.

Особенности ЦНС у новорожденных характеризуются тем, что развитие происходит не за счет увеличения количества нервных клеток (этот процесс прекращается к моменту родов), а за счет установления дополнительных синоптических связей между нервными клетками. И чем их больше, тем активнее задействуются отделы ЦНС. Этим объясняется и невероятная пластичность центральной нервной системы, и ее способность к восстановлению и компенсации повреждений.

Причины поражений ЦНС

Повреждения ЦНС могут возникнуть по разным причинам. Неонатологи разделяют их на четыре группы:

В развитии поражения ЦНС у новорожденных выделяют три периода:

  • острый (первый месяц жизни);
  • ранний восстановительный (2-3 месяцы) и поздний восстановительный (4-12 месяцев у доношенных, 4-24 месяца у недоношенных детей);
  • исход заболевания.

Для острого периода характерны общемозговые симптомы:

  • Синдром угнетения ЦНС выражается в снижении двигательной активности и мышечного тонуса, а также ослаблении врожденных рефлексов.
  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, напротив, характеризуется усилением спонтанной мышечной активности. При этом младенец вздрагивает, у него наблюдается гипертонус мышц, дрожание подбородка и конечностей, беспричинный плач и поверхностный сон.

Во время раннего восстановительного периода общемозговая симптоматика снижается, и становятся выраженными признаки очагового поражения ЦНС. На этом этапе может наблюдаться один из следующих симптомокомплексов:

  • Синдром двигательных нарушений выражается в чрезмерном или слабом мышечном тонусе, парезах и параличах, спазмах, патологической спонтанной двигательной активности (гиперкинез).
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром обусловлен избыточным скоплением жидкости в пространствах головного мозга и, как следствие, повышением внутричерепного давления. Внешне это выражается в выбухании родничка и увеличении головы в окружности. На синдром также указывают беспокойство малыша, дрожание глазных яблок, частые срыгивания.
  • Вегетативно-висцеральный синдром выражается в мраморной окраске кожи, нарушении сердечного и дыхательного ритмов, а также функциональных расстройствах ЖКТ.

Поздний восстановительный период характеризуется постепенным угасанием симптомов. Статические функции и мышечный тонус постепенно начинают приходить в норму. Степень восстановления функций будет зависеть от того, насколько сильным было поражение ЦНС в перинатальный период.

Период исхода или остаточных явлений может протекать по-разному. У 20% детей наблюдаются явные психоневрологические расстройства, у 80% неврологическая картина приходит в норму, но это не означает полного выздоровления и требует повышенного внимания со стороны как родителей, так и педиатров.

Диагностика

О наличии тех или иных поражений ЦНС можно судить по течению беременности и родов. Но помимо сбора анамнеза используются и различные инструментальные исследования, например, нейросорнография, рентгенологическое обследование черепа и позвоночника, КТ, МРТ.

При постановке диагноза важно отличить поражения ЦНС от пороков развития, нарушений метаболизма, обусловленных генетическими причинами, и рахита, поскольку подходы в лечении при этом принципиально различаются.

Лечение

Методы терапии поражений ЦНС будут зависеть от стадии заболевания. В остром периоде проводятся, как правило, реанимационные мероприятия:

  • ликвидация отека мозга (дегидратационная терапия);
  • устранение и профилактика судорог;
  • восстановление сократительной способности миокарда;
  • нормализация метаболизма нервной ткани.

В восстановительном периоде лечение направлено на улучшение трофики поврежденной нервной ткани и стимуляцию роста мозговых капилляров.

Родители могут внести существенный вклад в лечение ребенка с поражением ЦНС. Ведь именно они должны создать благоприятные условия для общего развития с помощью массажа и лечебной гимнастики, водных процедур и процедур физиотерапии. А в качестве немедикаментозных средств в восстановительном периоде благоприятный эффект оказывают сенсорные стимуляции развития головного мозга.

4.25 4.25 из 5 (8 Голосов)

Лишь немногие родители оказываются подготовленными к рождению своего ребенка раньше срока. Чаще всего появление на свет недоношенного младенца становится трудным испытанием для всей семьи. Это происходит потому, что все ждут появления на свет пухлого, розовощекого карапуза, рассчитывают на возвращение из родильного дома максимум через 5 дней, и вообще как правило строят оптимистичные планы на будущее. Огромное количество информации для будущих и молодых родителей, включая интернет, телевидение, печатные издания посвящено нормально протекающей беременности, родам без осложнений и заботам о здоровом новорожденном. Когда что-то начинает идти не так, родители оказываются в информационном вакууме, что порой усугубляет и без того непростую ситуацию.

Впервые в России создан ресурс, полностью посвященный проблеме преждевременных родов и недоношенности. Этот ресурс создан родителями для родителей, ожидающих или уже родивших ребенка раньше срока. Мы на собственном опыте испытали недостаток информации, в период сохранения беременности, выхаживания малыша в роддоме и перинатальном центре. Ощутили острую нехватку средств для специализированного ухода, так необходимого для полноценного физического и психического созревания ребенка вне утробы матери. За плечами не один месяц, проведенный у кувеза, затем у кроватки в бесконечном ожидании, страхе и надеждах на выздоровление. По мере роста малыша требовалось все больше информации об уходе, развитии, обучении ребенка, родившегося раньше срока, которая была бы адаптирована к нашей ситуации и которую очень сложно найти. Такой опыт дает нам основание полагать, что информация, размещенная на нашем сайте, поможет молодым мамам и папам быть более подготовленными к появлению на свет своей самой дорогой крохи, а значит легче и спокойнее пережить этот непростой период в жизни. Знание и опыт сделают вас более уверенными и помогут сосредоточится на самом главном – здоровье и развитии вашего малыша.

В качестве материалов для создания сайта мы использовали медицинскую и педагогическую литературу, справочники, практические руководства, мнения специалистов в области акушерства, гинекологии и неонатологии, детской психологии и педагогики, материалы зарубежных ресурсов, а также бесценный опыт родителей, с которыми познакомились и стали близкими друзьями благодаря нашим детям.

Обращаем ваше внимание, на то, что материалы, изложенные здесь, не являются «рецептом» для вас и вашего ребенка, а лишь призваны помочь разобраться с ситуацией, развеять некоторые сомнения и сориентироваться в своих действиях. Упоминание каких-либо лекарственных средств, оборудования, торговых марок, учреждений и т.д. не является рекламой и не может быть использовано без согласования со специалистами.

Надеемся, что будем вам полезны с момента рождения вашего малыша и будем расти вместе с вами. Если у вас возникли какие-либо вопросы, пожелания или предложения, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript !

Искренне ваши,

Проблема детского здоровья всегда являлась одной из главных в системе государственных приоритетов. Многогранность ее состоит не только в рождении здорового ребенка, но и создание благоприятных условий для его роста и развития. Большое значение придается разработке системы профилактики и лечения больных детей, в том числе детей с врожденной патологией.

В связи с этим особое внимание уделяется нарушениям, возникающим в антенатальном и перинатальном периодах развития. Необходимо отметить, что значительно расширились технические возможности диагностической медицины (в том числе ДНК - диагностика), методы визуализации плода, в связи с чем стала возможной ранняя диагностика заболеваний и пороков развития. Патология раннего детского возраста и особенно новорожденных представляет повышенную сложность для диагностического процесса. В большей степени это относится к неврологическому обследованию. В этом возрасте на первый план выступают общие симптомы, связанные с незрелостью центральной нервной системы. Морфологическая незрелость центральной нервной системы проявляется особенностью ее функционирования, что характеризуется недифференцированностью ответа на различные раздражители, отсутствием стабильности неврологических реакций и их быстрой истощаемостью.

При оценке полученных данных необходимо учитывать состояние матери как в период беременности, так и в процессе родов.

Нарушения в здоровье матери могут привести к угнетению общего состояния ребенка, ослаблению двигательной активности, угнетению или ослаблению условных или безусловных рефлексов.

Состояние новорожденного может значительно изменяться при внутриутробной задержке развития. Кроме того, при осмотре ребенка необходимо учитывать состояние окружающей обстановки: освещенность, шум, температуру воздуха в помещении и др. Для окончательной постановки диагноза проводится неоднократное обследование, так как неврологические симптомы, выявляемые в первый раз, могут исчезнуть при повторном осмотре, или, симптомы, расцененные в первый раз как легкие признаки нарушения ЦНС, в последующим могут стать более значимыми. Оценка неврологического статуса детей первого года жизни, в том числе и новорожденных, имеет ряд особенностей. Так, отмечается преобладание общих реакций вне зависимости от характера раздражающих факторов, а некоторые симптомы, расцениваемые у более старших детей и взрослых как безусловно патологические, у новорожденных и детей грудного возраста являются нормой, отражая степень зрелости определенных структур нервной системы и этапы функционального морфогенеза. Обследование начинают с визуального наблюдения за ребенком. Обращают внимание на положение головы, туловища, конечностей. Оценивают спонтанные движения рук и ног, определяют позу ребенка, анализируют объем активных и пассивных движений. У новорожденного ребенка руки и ноги находятся в постоянном движении. Спонтанная двигательная активность и крик усиливаются перед кормлением и ослабевают после него. Новорожденный хорошо сосет и глотает.

При церебральных нарушениях отмечается резкое снижение спонтанной двигательной активности. Резко снижены или отсутствуют сосательные и глотательные рефлексы. Низкоамплитудный высокочастотный тремор подбородка, ручек при крике или возбужденном состоянии новорожденного относится к физиологическим проявлениям. Новорожденный доношенный ребенок и младенец первых месяцев жизни удерживает преимущественно флексорную позу конечностей, т.е. тонус мышц в сгибателях конечностей преобладает над тонусом в разгибателях, причем тонус в руках выше, чем в ногах и он симметричен. Изменения мышечного тонуса проявляется мышечной гипотонией, дистонией, гипертонией.

Мышечная гипотония - один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных детей. Она может быть выражена с рождения и носить диффузный или ограниченный характер в зависимости от характера патологического процесса. Встречается при: врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, хромосомных синдромах, наследственных нарушениях обмена веществ, а также у недоношенных. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов и др.), последние могут модифицировать характер задержки развития. Следует также отметить, что качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. Дети с пониженной возбудимостью, с синдромом гипотонуса вяло сосут, часто срыгивают.

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности. При синдроме мышечной гипертонии следует приложить определенные усилия, чтобы раскрыть кулачки или разогнуть конечности. Причем дети достаточно часто реагируют на это плачем. Синдром гипертонуса встречается при: повышении внутричерепного давления, гнойном менингите, билиарной энцефалопатии, внутриутробной инфекции с поражением ЦНС, после внутричерепного кровоизлияния. У детей с гипертонусом часто возникают трудности с кормлением, так как некоординированы акты сосания и глотания. Отмечаются срыгивания и аэрофагии. Однако надо заметить, что физиологическая гипертония отмечается у детей первых месяцев жизни. Она возникает вследствие отсутствия угнетающего влияния пирамидной системы на спинномозговые рефлекторые дуги. Но, если по мере взросления грудного ребенка, отмечается нарастание мышечной гипертонии и появление односторонних симптомов, то это должно насторожить в плане возможного развития ДЦП. Синдром двигательных расстройств у новорожденных детей может сопровождаться мышечной дистонией (состояние сменяющихся тонусов - мышечная гипотония чередуется мышечной гипертонией). Дистония - проходящее повышение мышечного тонуса то в сгибателях, то в разгибателя. В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная дистония. При попытке выполнить какое-либо движение, при положительных или эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает. Такие состояния называются дистоническими атаками. Синдром легкой преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка. Оценить состояние мышечного тонуса может только врач, педиатр и невропатолог, поэтому родители должны помнить, что своевременное обращение к врачу, динамическое наблюдение ребенка специалистами, в срок проведенные необходимые обследования, и выполнение назначений лечащего врача, способны предотвратить развитие каких-либо серьезных нарушений со стороны ЦНС. При оценке неврологического статуса у детей после исследования мышечного тонуса необходимо произвести осмотр головы, измерение ее окружности и сопоставления ее размеров с размерами груди.

Гидроцефалия характеризуется увеличением размеров головы, что связано с расширением желудочковых систем мозга и субарохноидальных пространств за счет избыточного количества цереброспинальной жидкости.

Макроцефалия - увеличение размеров головы, сопровождающееся увеличением массы и размеров головного мозга. Может быть врожденным пороком развития мозга, встречается у детей с фамакозами, болезнями накопления, может быть семейной особенностью. Микроцефалия- уменьшение размеров головы в следствие малых размеров мозга. Врожденная микроцефалия наблюдается при генетических заболеваниях, встречается при перенесенной внутриутробной нейроинфекции, алкогольной фетопатиии, пороках развития мозга и других заболеваниях.

Микрокрания - уменьшение размеров головы вследствие замедленного роста костей черепа и быстрой их оссификацией, с ранним закрытием швов и родничков. Нередко микрокрания является наследственно-конституциональной особенностью. Краниостеноз - врожденный порок развития черепа, который ведет к формированию неправильной формы головы с изменением ее размеров, характеризуется сращением швов, нарушение роста отдельных костей черепа. Краниостеноз обнаруживается уже на первом году жизни и проявляется различными деформациями черепа - башенный, ладьевидный, треугольный и т.д. Очень важно оценивать состояние родничков. При рождении определяется передний (большой) и задний (малый) роднички. Размеры родничка индивидуальны и колеблются от 1 до 3 см. Закрывается большой родничок, как правило, к 1,5 годам. Задержка закрытия родничка может быть связана с высоким внутричерепным давлением, особенностями онтогенеза черепа. Обращают внимание также на наличие гематом, отечности тканей головы, состояние подкожной венозной сети. Нередко у детей первых суток жизни при пальпации обнаруживается отек мягких тканей головы (родовая опухоль), который не ограничен одной костью и отражает физиологическую травму кожи и подкожной клетчатки в родах.

Кефалогематома - кровоизлияние под надкостницу, которое всегда расположено в пределах одной кости. Большие кефалогематомы удаляют, малые рассасываются сами.

Расширенная подкожная венозная сетка на голове свидетельствует о повышенном внутричерепном давлении как за счет ликворного компонента, так и за счет нарушений венозного оттока. Наличие или отсутствие выше перечисленных симптомов может оценить только врач (педиатр или невропатолог), после тщательного осмотра. В случае найденных им изменений, ребенку, возможно, будет назначено необходимое обследование (НСГ, ЭЭГ, доплероисследование сосудов головного мозга и др.), а также лечение. После общего осмотра новорожденного ребенка, оценки его сознания, двигательной активности, мышечного тонуса, состояние костей черепа и мягких тканей головы педиатр и невропатолог оценивают состояние черепно-мозговых нервов, безусловные и сухожильные рефлексы. О состоянии черепно-мозговых нервов у новорожденного можно судить по особенностям его мимики, крику, акту сосания и глотания, реакции на звук. Особое внимание уделяют органу зрения, так как внешние изменения глаз в ряде случаев позволяют заподозрить наличие врожденного или наследственного заболевания, гипоксического или травматического повреждения ЦНС. Врачи-специалисты (педиатр, невролог, офтальмолог) при оценке органа зрения обращают внимание на размеры и симметричность глазных щелей, состояние радужки, наличие кровоизлияния, на форму зрачка, наличие экзофтальма, нистагма, птоза и косоглазия. Состояние более глубоких структур глаза (хрусталика, стекловидного тела, сетчатки) может оценить только врач-офтальмолог. Поэтому, так важно, чтобы уже на первом месяце жизни ребенок был осмотрен не только педиатром и неврологом, но и врачом-офтальмологом.

Таким образом, чтобы вовремя диагностировать и в дальнейшем предотвратить серьезные нарушения со стороны центральной нервной системы, родителями должны соблюдаться ряд правил:

  • Обязательная диспансеризация - это консультации педиатра (в течение первого месяца жизни 4 раза в месяц), далее ежемесячно и регулярные осмотры невролога: в 1 месяц, 3 месяца и в год; если возникает в том необходимость, то чаще. Консультации офтальмолога в 1 месяц, 3 месяца и в 1 год, если возникает в том необходимость, то чаще. Проведение скрининг исследования центральной нервной системы (нейросонографии) и проведение других исследований, если есть к этому показания. Неукоснительное соблюдение назначений врачей, наблюдающих ребенка.
  • Рациональное вскармливание.
  • Соблюдение санитарно-гигиенического режима.
  • Физическое воспитание (массаж, гимнастика, закаливание).

Центральная нервная система – механизм организма, за счет которого человек взаимодействует с окружающим миром. У новорожденных ЦНС еще не до конца сформирована, на это требуется время и силы. Но бывает, этот процесс нарушается, и нервная система ребенка развивается неправильно, что приводит к серьезным последствиям, и даже инвалидности малыша.

Как устроена ЦНС у ребенка

ЦНС связывает спинной и головной мозг, а также иные органы человека. Самые главные функции – это обеспечение рефлексов (глотания, сосания и т.д.), регулирование их деятельности, поддержание взаимодействия всех систем и органов в организме. Поражение центральной нервной системы у новорожденных может произойти в утробе матери или через некоторое время после родов.

Происходящие нарушения в организме будут зависеть от области ЦНС, которая была затронута патологией.

К концу развития в утробе матери, ребенок уже умеет многое: он глотает, зевает, икает, двигает конечностями, но у него нет еще ни одной психической функции. Послеродовой период для новорожденного связан с тяжелым стрессом: он знакомится с окружающим миром, познает новые ощущения, по-новому дышит и питается.

Каждому человеку от природы даны рефлексы, с помощью которых происходит приспособление к окружающему миру, и за все это отвечает ЦНС. Первые рефлексы ребенка: сосательный, глотательный, хватательный и некоторые другие.

У новорожденных все рефлексы развиваются за счет раздражителей, то есть, зрительная активность – за счет воздействия света и т.д. Если эти функции не востребованы, то и развитие останавливается.

Главной особенностью ЦНС у новорожденных является то, что ее развитие происходит не по причине увеличения количества нервных клеток (обычно это проходит ближе к родам), а из-за установления дополнительных связей между ними. Чем больше их будет, тем активнее работает нервная система.

Из-за чего нарушается работа ЦНС

Чаще всего поражение ЦНС у детей происходит еще в утробе матери. Данная патология называется «перинатальная». Также проблемы с ЦНС происходят у недоношенных детей, которые появились на свет раньше установленного срока. Причиной тому является незрелость органов и тканей малыша, и неготовность нервной системы к самостоятельной работе.

Основными причинами внутриутробной патологии можно назвать:

  1. Гипоксию плода.
  2. Травмы во время родов.
  3. Кислородное голодание при родоразрешении.
  4. Нарушение метаболизма у ребенка еще до рождения.
  5. Инфекционные заболевания у беременной (уреаплазмоз, ВИЧ и др.).
  6. Осложнения во время беременности.

Все эти факторы, которые негативно сказываются на состоянии новорожденного, называются резидуально-органические (по МКБ-10).

Гипоксия плода

Данный термин подразумевает под собой кислородное голодание внутри утробы матери. Обычно это случается, если беременная вела нездоровый образ жизни, имела вредные привычки и т.д. Также негативно могут повлиять предшествующие аборты, нарушение маточного кровотока и др.

Травмы во время родов

Чаще всего травматизация случается при неправильно подобранном варианте родоразрешения или из-за ошибок акушера-гинеколога. Это приводит к нарушению работы ЦНС уже в первые часы после рождения малыша.

Нарушение метаболизма

Обычно этот процесс начинается еще в первые месяцы формирования эмбриона. Случается это из-за негативного воздействия ядов, токсинов или лекарственных препаратов.

Инфекционные заболевания у беременной

Любое заболевание в период вынашивания малыша может привести к неприятным последствиям. Поэтому беременной очень важно беречь себя от простуд, вирусов и инфекций. Особую опасность несут такие заболевания, как корь, краснуха, ветрянка и т.п., особенно в первом триместре.

Патологии во время беременности

На развитие плода оказывает влияние очень много факторов, например, многоводие, маловодие, вынашивание тройни, двойни.

Генетическая предрасположенность

ЦНС будет формироваться неполноценно при наличии у младенца таких заболеваний, как синдром Дауна, Эвардса и др.

Симптомы

Поражение ЦНС новорожденного проходит три периода развития:

  1. Острый, который происходит в первый месяц после рождения.
  2. Ранний – на 2-3 месяце жизни.
  3. Поздний – у доношенных детей на 4-12 месяце, у недоношенных – в возрасте 4-24 месяцев.
  4. Исход заболевания.

Для острого периода характерны общемозговые симптомы:

  • снижение двигательной активности, нарушенный тонус мышц, слабость врожденных рефлексов;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • вздрагивание младенца, дрожание подбородка;
  • частый плач без причины, плохой сон.

В раннем периоде отмечается ярко выраженное очаговое повреждение ЦНС. Можно наблюдать такие признаки:

  • нарушение двигательной активности, слабый мышечный тонус, парезы, паралич, спазмы;
  • скопление жидкости в головном мозге, повышенное внутричерепное давление. Это заметно по выступающему родничку, увеличенной голове. Такие дети очень капризные, беспокойные, у них подрагивают глазные яблоки, и они часто срыгивают.
  • кожа приобретает мраморный окрас, нарушается сердечный и дыхательный ритм, появляются расстройства пищеварения.

В позднем периоде все вышеперечисленные симптомы понемногу угасают. Все функции и тонус конечностей приходит в нормальное состояние. Время, в течение которого организм полностью восстановится, зависит от степени поражения нервной системы.

Исход заболевания у каждого протекает по-разному. Некоторые дети имеют психоневрологические проблемы, а другие полностью выздоравливают.

Классификация

Все патологии ЦНС можно подразделить на виды:

  1. Легкая – в данном случае тонус мышц ребенка может быть немного повышен или понижен, иногда наблюдается небольшое косоглазие.
  2. Средняя – тонус мышц всегда понижен, рефлексов практически нет или имеются в малом количестве. Данное состояние может смениться на гипертонус, судороги, глазодвигательные нарушения.
  3. Тяжелая – в данном случае угнетению подвержена не только двигательная система, но и внутренние органы ребенка. Возможны судороги, проблемы с сердцем, почками, легкими, паралич кишечника, недостаточная выработка гормонов и др.

Можно провести классификацию по причинам, которые вызвали патологию:

  1. Гипоксическое поражение ЦНС у новорожденных – ишемическое, кровоизлияние внутри черепа.
  2. Травматические – травмы черепа при родах, поражение спинномозговой системы, патологии периферических нервов.
  3. Дисметаболические – превышение в крови новорожденного показателей кальция, магния и прочих микроэлементов.
  4. Инфекционные – последствия инфекций, перенесенных беременной.

Проявляться данная аномалия может по-разному:

  1. Гипоксическое ишемическое поражение ЦНС у новорожденных (энцефалопатия, легкая форма патологии) зачастую приводит к церебральной ишемии 1 степени, при которой все нарушения проходят через неделю после рождения малыша. В это время можно наблюдать небольшие отклонения от нормы развития нервной системы. При ишемии второй степени ко всему добавляются судороги, но они также длятся не более недели. А вот при 3 степени поражения все эти симптомы продолжаются более 7 дней, при этом повышено внутричерепное давление.

При прогрессировании ишемического поражения ЦНС у новорожденных возможно впадение ребенка в кому.

  1. Кровоизлияние в мозг. На первой стадии патологии симптомов практически не наблюдается, а вот 2 и 3 приводят к тяжелым нарушениям ЦНС (судороги, развитие шокового состояния). Самое опасное, что ребенок может впасть в кому, а при попадании крови в субарахноидальную полость возможно перевозбуждение нервной системы. Есть вероятность развития острой водянки мозга.

Иногда кровоизлияние в мозг не имеет каких-либо симптомов, все зависит от пораженного участка.

  1. При получении травм – это может случиться во время родоразрешения, при наложении щипцов на голову ребенка. Если что-то пойдет не так, то возможна острая гипоксия и кровоизлияние. В таком случае у малыша будут наблюдаться незначительные судороги, увеличение зрачков, повышение внутричерепного давления и даже гидроцефалия. Чаще всего нервная система такого ребенка перевозбуждена. Травма может быть причинена не только головному, но и спинному мозгу. У малыша может развиться и геморрагический инсульт, при котором наблюдаются судороги, угнетение ЦНС и даже коматозное состояние.
  2. При дисметаболии – в большинстве случаев у ребенка повышается давление, появляются судороги, он может потерять сознание.
  3. При гипоксической ишемии – признаки и течение патологии в данном случае зависят от места локализации кровоизлияния и его тяжести.

Самые опасные последствия поражения ЦНС – это гидроцефалия, ДЦП и эпилепсия.

Диагностика

О наличии перинатальной патологии ЦНС у ребенка можно судить еще во время его внутриутробного развития. Помимо сбора анамнеза, используются и такие методы, как нейросорнография, рентген черепа и позвоночника, КТ и МРТ.

Очень важно поставить правильный диагноз и отличать поражение ЦНС от пороков развития, неправильного метаболизма, генетических заболеваний. От этого зависят методы и способы лечения.

Терапия при поражении ЦНС зависит от его стадии. В большинстве случаев используются лекарственные препараты, которые улучшают кровоток и кровоснабжение головного мозга. Также используются ноотропные препараты, витамины, противосудорожные лекарства.

В каждом конкретном случае подбирается свой метод лечения, который определяется врачом и зависит от стадии, степени и периода болезни. Медикаментозное лечение у грудничков осуществляется в стационаре. После исчезновения симптомов патологии, начинается восстановление правильной работы ЦНС. Обычно это происходит уже в домашних условиях.

Дети, у которых поражена центральная нервная система, нуждаются в таких мероприятиях, как:

  1. Лечебный массаж. Лучше всего, если он будет происходить в водной среде. Такие процедуры помогают полностью расслабить тело ребенка и достичь большего эффекта.
  2. Электрофорез.
  3. Комплекс упражнений, которые позволяют установить правильные связи между рефлексами и исправить имеющиеся нарушения.
  4. Физиопроцедуры для стимулирования и правильного развития органов чувств. Это может быть музыкотерапия, светотерапия и прочее.

Данные процедуры разрешены детям со второго месяца жизни и только под присмотром врачей.

Лечение

К большому сожалению, погибшие нейроны головного мозга уже не восстановить, поэтому лечение направлено на поддержание работы тех, которые сохранились и смогут взять на себя функции утраченных. Список лекарственных препаратов, которые применяют при терапии патологий ЦНС, следующий:

  1. Для улучшения мозгового кровообращения назначают ноотропные вещества (Семакс, Пирацетам, Ноофен, Ноотропил, Актовегин).
  2. Для стимуляции работы мозговых зон используют Церебролизин или Церебролизат.
  3. Для улучшения микроциркуляции – Трентал, Пентоксифиллин.
  4. Противосудорожные препараты, психостимуляторы.

Последствия патологии и прогнозы

Если ребенку была оказана полная и своевременная помощь, то прогнозы могут быть очень благоприятными. Важно использовать все доступные методы лечения на раннем этапе проявления патологии.

Это утверждение относится лишь к легким и средним поражениям ЦНС.

В таком случае правильное лечение способно привести к выздоровлению и восстановлению работы всех органов и функций организма. Однако возможны небольшие отклонения в развитии, последующая гиперактивность или синдром дефицита внимания.

Если у ребенка диагностирована тяжелая форма заболевания ЦНС, то прогнозы будут не очень благоприятные. Она может привести к инвалидности и даже летальному исходу. Чаще всего такие поражения приводят к гидроцефалии, ДЦП или эпилепсии. Иногда патология может перейти на внутренние органы ребенка и стать причиной хронического заболевания почек, легких или сердца.

Профилактические меры

Каждая мама должна иметь благоприятные условия для того, чтобы родить здорового малыша. Она должна отказаться от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотических средств), правильно и рационально питаться и больше времени проводить на свежем воздухе.

За время беременности необходимо проходить скрининги, которые покажут возможные патологии и укажут на риски рождения малыша с генетическими патологиями. Серьезные заболевания ребенка заметны еще во время беременности, иногда их можно исправить с помощью лекарственных препаратов. Это результативно при гипоксии плода, угрозе выкидыша, нарушении кровотока.

После рождения малыша необходимо регулярно посещать педиатра и профильных врачей. Это поможет свести риски последующего развития патологического процесса в ЦНС. Также нужно следить за здоровьем малыша, избегать травм черепа и позвоночника и делать все необходимые прививки.