Относятся ли ип к субъектам малого предпринимательства. Кто является субъектами малого и среднего предпринимательства

Весной-летом 2015 года законодатель в очередной раз внёс дополнения в нормативные акты, регулирующие структуру и организацию малого и среднего бизнеса. Принципиальных изменений не произошло, но появилось несколько новых нюансов, которые должны учитываться предпринимателями. Например, критерии соответствия фирмы категории малого предпринимательства уже немного не те, что раньше. Вопросы льгот и «налоговых каникул» тоже требуют пояснения.

Признаки малого предприятия

30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 156-ФЗ, который теперь устанавливает, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2015 году. Тот же вопрос дополнительно детализирует постановление Правительства, опубликованное 13 июля. Как и прежде, критериев три: размер выручки, количество работников и доля сторонних предприятий в уставном капитале.

  1. Размер выручки от продажи товаров, оказания услуг или проведения работ не должен превышать 800 млн рублей за предыдущий год. НДС при расчёте итоговой суммы выручки не учитывается.
  2. Средняя численность работников за тот же прошедший год – не более 100 человек.
  3. Доля сторонних организаций в уставном капитале фирмы – максимум 49 %.

Первые два пункта не изменились со времён действия прежних нормативных актов, а вот третий был существенно скорректирован. Раньше процент участия сторонних юр. лиц составлял 25 %, теперь же его увеличили почти вдвое – до 49 %. А это означает, что количество субъектов малого предпринимательства резко возросло за счёт фирм, «выросших» из других участников рынка.

Среди субъектов малого предпринимательства по-прежнему выделяются микропредприятия. Размер выручки такой «особо малой» фирмы – максимум 120 млн рублей за год, а среднее количество работников – не более 15 человек. В отношении доли других организаций в УК действует тот же процент – 49.

Особняком стоят индивидуальные предприниматели и КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства). Поскольку у них не может быть уставного капитала, они «вписываются» в малый бизнес только по первым двум критериям. К ним предъявляются те же требования по средней численности работников и выручке от реализации.

Как и кем определяется статус предприятия?

К счастью, никто не требует от ИП или руководителя фирмы подтверждать свой статус самостоятельно. Собирать налоговые декларации и прочую отчётность, делать копии трудовых договоров и учредительных документов, писать заявление с просьбой подтвердить факт «малого предпринимательства» не нужно – пусть классификацией занимаются налоговые инспекторы. Они без труда определят, кто относится к субъектам малого предпринимательства, а кто нет.

Например, точные данные о выручке содержатся как в отчётности о финансовых результатах деятельности фирмы или ИП, так и в налоговых регистрах. Для компаний, работающих по УСН, это Книга учёта доходов и расходов, утверждённая приказом Минфина. Сведения о среднесписочной численности персонала есть в отчётности, которую всем фирмам необходимо сдавать ежегодно до 20 января. Состав же учредителей указан как в решении об учреждении ООО, так и в выписке из ЕГРЮЛ. Все эти бумаги (или их копии) и так поступают в ФНС, так что в этом ведомстве все, кому надо, уже знают о статусе организации.

Налоговые каникулы для малого бизнеса

Почему так важно понимать, относится ли предприятие к числу малых или нет? Потому что малого бизнеса законодатель предусмотрел ряд льгот, наиболее важная из которых – так называемые налоговые каникулы. Правда, действует эта льгота только в отношении новых фирм, открывающихся в этом году.

Суть её заключается в полном освобождении предприятий малого бизнеса от уплаты налогов на 2 года. Сразу отметим, что этот бонус предоставляется далеко не всем вновь зарегистрированным компаниям. Условия и сроки «налоговой свободы» устанавливают региональные власти, они же составляют перечень видов деятельности, к которым применяются льготные условия налогообложения.

Пока что налоги для молодых предпринимателей заморожены далеко не везде. Москва отреагировала сразу – в столице нулевая ставка налога по упрощёнке введена для 30 видов деятельности (как в производственной, так и в социальной и научной сферах). Аналогичные положения (но с меньшим охватом) приняты в Башкортостане, Оренбургской области. В Курганской области налоговые льготы распространяются только на микропредприятия.

Другие льготы для субъектов малого предпринимательства

Кое-что осталось без изменений, но некоторые льготы дополнены, расширены или, наоборот, частично ограничены.

  1. ИП и предприятия малого бизнеса могут не устанавливать кассовый лимит и хранить у себя сколько угодно обналиченных средств (всю выручку, которая поступает от клиентов). Владелец фирмы имеет право сам решать, какую сумму оставить в кассе, а какую сдать в банк и сразу влить в оборотку. Право на отмену лимита возникло ещё в марте 2014 года, но некоторые руководители не воспользовались им до сих пор. Если такая необходимость возникнет – достаточно будет издать приказ руководителя об отмене лимита в организации. Если же официально лимит не отменён, от хранения в кассе излишков нужно воздержаться – за это могут выписать штраф в 50 тыс. рублей как за административное правонарушение.
  2. Право на упрощённый бухгалтерский отчёт также сохраняется за малыми предприятиями. Они могут составлять бухгалтерскую отчётность в сокращённом виде.
  3. Сроки неналоговых проверок для предпринимателей по-прежнему остаются сокращёнными.
  4. В соответствии с 156-ФЗ (ранее этот вопрос регулировался 44-ФЗ) все, кто относится к субъектам малого предпринимательства, имеют право на преимущественный выкуп арендуемой государственной и муниципальной недвижимости. Эта льгота будет действовать в течение трёх лет, до 1 июля 2018 года.
  5. Право получать субсидии на открытие и развитие от региональных властей также сохраняется за малым бизнесом.

Словом, возможностей хватает. Главное – правильно и своевременно ими воспользоваться.

Подведём итоги

Определить, является ли ваша фирма малым бизнесом или нет, можно буквально на глаз. Долгих расчётов для выяснения соответствия компании трём критериям не понадобится. Если вы ИП, то к субъектам малого предпринимательства относитесь однозначно. Если у вас упрощённая система налогообложения – тоже (условия УСН подразумевают это априори). А если вы только собираетесь стать предпринимателем – не тяните: сейчас самое время открыть своё дело и воспользоваться старыми и новыми льготами.

Предприятия малого и среднего бизнеса имеют ряд преимуществ перед крупными организациями. В частности, они могут пользоваться льготными налоговыми режимами и претендовать на помощь государства на начальных этапах развития. Как определить, кто относится к категории МСП в 2018 году - читайте в этой статье.

Что такое малое предприятие?

Согласно закону №209-ФЗ "О развитии МСП в России" от 24.07.2007 г., субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП) является любая коммерческая структура, зарегистрированная на территории страны и соотвестствующая определенным критериям.

Организационная форма в данном случае не играет существенной роли, то есть к малому бизнесу могут относиться как ИП, так и юрлица. Кроме того, приобрести статус МСП разрешено сельскохозяйственным и потребительским кооперативам, фермерским хозяйствам и хозяйственным партнерствам. Каким же критериям должна отвечать компания или ИП, чтобы считаться малым предприятием?

Критерии МСП

Критерии, позволяющие разграничить малые, средние и микропредприятия, указанны ст. 4 закона №209. Ограничения для субъектов МСП существуют по:
  • числу сотрудников,
  • размеру ежегодной прибыли,
  • доли участия в уставном капитале государства, а также других организаций.
Первые два параметра являются ключевыми и распространяются на все виды юрлиц, фермерских хозяйств и ИП. Рассмотрим критерии для субъектов МСП более детально.

В 2018 году в закон 209-ФЗ были внесены поправки, благодаря которым в России стало больше предприятий, котрые относят к субъектам МСП. Это произошло благодаря тому, что законодатели несколько подняли верхнюю планку по максимальным доходам для малого бизнеса. В частности, для микропредприятий максимальный объем заработка вырос с 60 до 120 миллионов, для малых – с 400 до 800 миллионов.

Показатели максимальной численности работников остались прежними. Для предприятий, занимающихся обработкой текстильных изделий и производством одежды, среднесписочные нормативы численности работников могут доходить до 1000 человек (постановление правительства №209-ФЗ от 22.11.2017 г.).

Изменения коснулись также того периода, в течение которого предприниматель сохраняет статус субъекта МСП после превышения лимита по численности работников или доходу. Ранее этот срок составлял два года, с 2018 года – три. Таким образом, компания, в текущем году перешагнувшая планку по численности или выручке, согласно 209-ФЗ будет входить в категорию субъектов МСП вплоть до 2021 года.

Еще один важный критерий для определения МСП – доля участия в уставном капитале фирмы. Для государственных структур, а также фондов, общественных и религиозных организаций она не может превышать 25% в УК малого предприятия. Другие коммерческие структуры могут занимать теперь до 49% До этого года ограничение составляло, как и для госструктур, - 25%.

Лимиты по доле участия государственных и коммерческих структур в УК не распространяются на:

  • участников проекта «Сколково»;
  • акционеров, работающих инновационном секторе экономики;
  • организации, применяющие на практике передовые технологические разработки их учредителей (научные, бюджетные учреждения).

Реестр субъектов МСП

Проверить статус фирмы можно, обратившись к государственному реестру субъектов МСП. Ресурс начал функционировать с 1 августа 2016 года и включает обширную базу данных по каждому представителю среднего или малого бизнеса.

Список формируется сотрудниками ФНС на основании данных, которые предприниматели подают в налоговую службу. В реестре содержится основная информация о компании: наименование, ИНН, адрес, категория, коды деятельности ОКВЭД, наличие лицензий и их виды.

По желанию бизнесменов в единую базу могут занести сведения о продукции, контакты, количество договоров, заключенных в рамках реализации программы госзакупок. Новые данные подаются в электронном виде на сайте ФНС.

Преимущества МСП

По сравнению с крупными холдингами, малые и средние предприятия обладают существенными привилегиями. Рассмотрим подробнее некоторые их них.

Организационные привилегии

1. Малый бизнес имеет право применять упрощенные режимы налогообложения, в рамках которых проще сдавать отчетность (на попуоярной УСН, сдают раз в год). Послабление не касается ООО или АО, чья выручка превышает 800 миллионов рублей в год. В таких организациях дополнительно проводится аудит.

2. Нет необходимости устанавливать лимит наличных средств по кассе. То есть бизнесмен может хранить в кассе любое количество денег.

3. Субъекты МСП обладают преимуществом перед крупными компаниями в процессе приобретения арендованной недвижимости (муниципальной, государственной).

4. Проверки надзорными органами компаний малого и среднего секторов бизнеса происходят по «щадящей» программе - не более 50 часов ежегодно. Микропредприятия инспектируют 15 часов каждый год.

Плановые проверки обязательны, если фирма или ИП ведет деятельность в области здравоохранения, теплоснабжения, образования, энергетики или общественных проектов

Налоговые льготы

Предприятие, попадающее в категорию субъектов МСП, может значительно снизить сумму налоговых отчислений. У существующих льготных систем налогообложения есть определенные условия, при которых их можно применять. Например, патентом (ПСН) юрлица воспользоваться не могут. По остальным режимам - упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход и единому сельхозналогу - все зависит от соответствия критериям по годовому доходу и численности организации.
Наименование системы налогообложения Лимит годового дохода Количество сотрудников
ЕНВД Не установлен Не более 100
УСН Не более 160 миллионов рублей Не более 100
ПСН (доступна только для ИП) Не более 60 миллионов рублей Не более 15
ЕСХН Доля прибыли от реализации с/х продукции - не меньше 70% от общего дохода Для ИП, предприятий в сфере рыбного хозяйства– до 300 человек, для с/х организаций – не ограничено

В 2016 году в законолательство внесли изменения, благодаря которым власти в российских регионах получили возможность снижать налоговые ставки по ЕНВД и УСН по своему усмотрению. Для единого налога на вмененный доход (ЕНВД) они могут уменьшить ставку с 15 до 7,5%, для УСН – с 7 до 1%. При этом компания или ИП должны без задержек уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды и создать новые рабочие места (расширять шатат).

Налоговые каникулы для МСП

В период с 2015 по 2020 год предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность впервые, вправе снизить налоговую ставку до 0%.

Налоговые каникулы требуют выполнения следующих условий:

  1. выбор ПСН или УСН в качестве системы налогообложения;
  2. документальное оформление компании сроком позднее даты, когда был принят закон о налоговых каникулах в пределах региона;
  3. вид деятельности должен соответствовать списку, зафиксированному в законе, принятом на региональном уровне.
Критерии, позволяющие определить субъекты МСП, в 2018 году не подверглись серьезным изменениям. Российское законодательство по-прежнему дает возможность представителям малого и среднего бизнеса самостоятельно выбирать удобную систему налогообложения и пользоваться льготами.

Критерии отнесения к малому предприятию в 2018 году аналогичны действовавшим характеристикам в 2017 году. Рассмотрим более детально, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2018 году и каковы критерии приобщения компаний к такого рода деятельности.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Новое постановление в законодательстве для отнесения организации к малому бизнесу

В 2016 году было опубликовано постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265. В нем говорится о том, что теперь одним из параметров, используемых для причисления субъекта к малому бизнесу, представляется не выручка от сбыта товаров, оказания работ или услуг, а более обширная характеристика — доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия не изменилось и осталось прежним по сравнению с 2015-2016 годами: у малых компаний предел доходности равен 800 млн руб.

В связи со вступлением в действие нового постановления 265 можно говорить о том, что некоторые предприятия лишатся статуса малого и, соответственно, не смогут воспользоваться льготами по ведению упрощенного бухучета, кассовой дисциплины и кадрового документооборота. Что касается других критериев отнесения предприятий к малым, средним или крупным, то они остались неизменными.

О критериях для микро-, малых и средних предприятий вы можете узнать в материале по .

Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия

Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16-100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:

  1. Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
  2. После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.

Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном фонде субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, фонд должен иметь не более 49% суммарного процента участия иных юридических лиц (не считающихся малыми предприятиями) или иностранных компаний.

Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.

Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.

Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)

Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.

Алгоритм

1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год

Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек

2. Вычисляем доход, приобретенный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности

Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб.

3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании

1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.

2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%

Нюансы малого и среднего предпринимательства

При соответствии малого предприятия критериям 2018 года оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, созданного 1 августа 2016 года. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

  • среднесписочная численность работников;
  • данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • налоговые декларации.

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.

См. также: Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2018 году. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Итоги

Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.

По каким критериям предприятия и индивидуальных предпринимателей в 2018 году относят к малому бизнесу? Как критерии выделяют малый бизнес из средних и крупных предприятий? Покажем подробную таблицу с критериями и напомним, какие льготы есть у малых предприятий и ИП, включенных в реестр малого и среднего бизнеса по состоянию на 2018 год.

Какие есть плюсы

Малые предприятия могут получить некоторые привилегии (если их сравнивать со средним и крупным бизнесом). Поясним, какие права и льготы имеют предприятия, отвечающие критериям малого бизнеса в 2018 году.

Легкий учет

Одна из самых трудоемких задач бухгалтера – ведение бухгалтерского учета Однако при соблюдении критериев малого бизнеса можно вести упрощенный бухгалтерский учет и сдавать меньше документов в составе бухгалтерской отчетности в ИФНС и статистику.

Предприятия, относящиеся к субъектам малого предпринимательства по определенным критериям, могут в 2018 году применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным (упрощенным) формам.

Налоговые послабления

В отдельных регионах России для субъектов малого предпринимательства в 2018 году установлена пониженная ставка единого налога при УСН. Также в регионах могут вводиться льготы по налогу на имущество и транспортному налогу для субъектов малого предпринимательства.

Ограничения по кассе

Малые и микропредприятия могут вести кассовые операции в упрощенном порядке. И, к примеру, не устанавливать лимит остатка по кассе.

Государственные контракты

Малые предприятия в 2018 году владеют преимуществом при участии в государственных закупках (торгах). Заказчики со стороны государственных органов обязаны закупать у малого бизнеса не менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок.

Временный запрет на проверки

В 2016–2018 годах к субъектам малого предпринимательства с плановой проверкой не придут: Роструд, ФМС России, Ростехнадзор, Госпожнадзор.

Когда запрет на проверки не действует

Имейте в виду, что запрет на плановые проверки в 2018 году не действует в отношении компаний и ИП, которые за три предшествующих проверке года были привлечены к ответственности в виде (часть 2 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  • дисквалификации;
  • административного приостановления деятельности;
  • лишения или приостановления лицензии.

Однако плановые проверки (в том числе, Роструда) могут проводиться два и более раза в три года в организациях и у ИП, которые ведут деятельность в сфере:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • теплоснабжения;
  • электроэнергетики;
  • энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • социальной сфере.

Главные критерии: таблица

К субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП) относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

Так, в частности, к субъектам малого предпринимательства (СМП) в 2018 году может быть отнесено любое ООО, отвечающее всем критериям, перечисленным в таблице (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Критерии малых и миро предприятий
Критерий Предельное значение
Микропредприятие Малое предприятие
1 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов 25%
2 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций 49%
3 Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год 15 человек 100 человек
4 Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год 120 млн руб. 800 млн руб.

Реестр малого и среднего бизнеса в 2018 году

Сведения о компании и предпринимателе заносят в специальный реестр, который ФНС России формирует ежегодно 1 августа по состоянию на 1 июля. Этот реестр находится на сайте ФНС. Его ведение предусмотрено статьей 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. https://rmsp.nalog.ru/

Что включают в реестр

В 2018 году реестре публикуют сведения о статусе компании – малого или среднего предпринимательства. Также из реестра можно получить и другие данные о компании и ее партнерах.
Так, по запросу на сайте Единого реестра вы можете выяснить:

  • наименование организации или Ф. И. О. предпринимателя;
  • ИНН организации и ИП;
  • дату включения в Единый реестр малых и средних предприятий;
  • точное местонахождение;
  • сведения об основном и дополнительных видах экономической деятельности из ОКВЭД;
  • сведения о продукции;
  • наличие лицензии на деятельность;
  • обязательства компании в партнерствах.

Включение в реестр

Компании и ИП попадают в реестр малых предприятий автоматически, если соблюдаются все критерии отнесения. ИФНС сами сформируют реестр на основании тех данных, которые у них есть, а именно:

  • сведения о численности сотрудников;
  • декларации о доходах;
  • сведения из ЕГРЮЛ об участниках и составе уставного капитала.

Статус малого предприятия утрачивается, когда сумма дохода или среднесписочная численность работников превышает предельные значения три календарных года подряд (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07. 2007 № 209-ФЗ). Однако компанию исключат из реестра не ранее 1 июля 2019 года (письмо ФНС России от 23.08.2016 № СА-4-14/15480).

Общая таблица с критериями малых предприятий на 2018 год

Критерии, общие для всех
Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год
  • 15 человек – для микропредприятий;
  • 16–100 человек – для малых предприятий;
  • 101–250 человек – для средних предприятий1
п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ
Доходы за год по правилам налогового учета не превысят:
  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий;
  • 2000 млн руб. – для средних предприятий
Дополнительные критерии для ООО
Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации2 Не более 25 процентов принадлежит3:
– государству, субъектам РФ;

подп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ
Не более 49 процентов принадлежит:
– иностранным организациям;
Дополнительные критерии для АО
Суммарная доля участия в капитале2 Не более 25 процентов голосующих акций принадлежит:
– государству, субъектам РФ;
– муниципальным образованиям;
– общественным и религиозным организациям (объединениям);
– благотворительным и иным фондам
подп. «е» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ
Не более 49 процентов голосующих акций принадлежит:
– иностранным организациям;
– организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства

Критерии определения категории субъекта предпринимательства

Разъяснения для руководителей предприятий (организаций).

Критерии отнесения к субъектам предпринимательства.

В статьях 3 и 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» раскрывается понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся соответствующие определенным критериям: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц; физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства. Какие же критерии установил законодатель для определения категории субъекта малого и среднего предпринимательства?
Первый критерий — состав учредителей юридических лиц. Доля государства, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале субъектов малого или среднего предпринимательства не может превышать 25%. Исключение составляют инвестиционные фонды. Не более 25% акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями.
Второй критерий — средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Фирмы с числом работающих от 101 до 250 человек причисляются к группе средних.
Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех сотрудников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третий критерий — выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ, — без учета НДС. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) исчисляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.Предельные значения этих величин устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
— микропредприятия — 60 млн. рублей;
— малые предприятия — 400 млн. рублей;
— средние предприятия — 1000 млн. рублей.

Форма справки об отнесении к субъектам малого и среднего предпринимательства

Время публикации: 10.11.2009 13:53
Последнее изменение: 08.09.2017 09:17

Разберемся, что такое СОНКО с точки зрения 44-ФЗ, и как такие юрлица участвуют в госзакупках.

Прежде всего, разберемся с определениями.

СМП расшифровывается как «субъект малого предпринимательства».

Что касается СОНКО, расшифровка по 44-ФЗ также не отличается от общепринятой — это социально-ориентированные некоммерческие организации. Часто можно встретить аббревиатуру СОНО, она расшифровывается точно так же. Именно о них пойдет речь в этой статье.

Кто такие СОНО

Итак, рассмотрим подробнее вопрос «СОНКО — это какие организации?». Обратимся к определению Федерального закона № 7 от 12.01.1996. Это структуры, которые занимаются, например, такой деятельностью (весь перечень можно найти в п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ):

  • соцобслуживание граждан;
  • соцподдержка и защита;
  • помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
  • мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
  • охрана окружающей среды;
  • защита животных.

При этом важно помнить, что если организация и занимается подобной деятельностью, но ее учредителями являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, она не будет считаться социально-ориентированной некоммерческой.

Особенности участия в закупках по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе рассматривает их также как ФЗ № 7.

СМП и СОНКО участвуют в госзакупках по одним и тем же правилам.

Кто подпадает под субъекты малого предпринимательства. Какие у них льготы?

Для них, в целях поддержки малого предпринимательства, предусмотрены преимущества (ст. 30 44-ФЗ). Госзаказчики обязаны заключать с ними контракты, общая сумма которых составит минимум 15 % от совокупного годового объема. Они могут сделать это двумя способами:

  1. Провести торги, к участию в которых допускаются только такие юрлица. Это могут быть открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные, электронные аукционы, запросы котировок и предложений. НМЦК при этом не должна превышать 20 млн рублей.
  2. Установить требование к победителю — привлечь СМП или СОНО к исполнению госконтракта в качестве субподрядчика. НМЦК в этом случае не ограничена.

Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приемке.

Для участия потребуется предоставить декларацию. Она подтверждает, что юрлицо принадлежит к СОНО. При этом ответственность за достоверность информации несет поставщик.

<*> Nyurenberg E. LNFWPL and subjects of micro-entrepreneurship. Nothing has been changed?

Правовое изучение проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) имеет большое значение для правоприменительной практики. В статье анализируются актуальные вопросы в данной сфере. Автором отмечается, что обращением с отходами теперь является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Ключевые слова: ПНООЛР, отходы, лимиты, потребление, природопользование, индивидуальные предприниматели.

Legal study of draft norms of formation of wastes and limits for placement thereof (LNFWLP) is very important for law-application practice. The article analyses topical issues in this sphere. The author notes that work with wastes is now the activity aimed at collection, use, deactivation, transportation and placement of wastes.

Key words: LNFWLP, wastes, limits, consumption, nature management, individual entrepreneurs.

30 июня 2009 г. начали действовать наиболее важные поправки, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в Закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Особенно много оптимизма вызвали у субъектов малого и среднего предпринимательства изменения, внесенные в п. 3 ст. 18 Закона, в соответствии с которыми субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), но представляют в уполномоченные органы государственной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Учитывая практическую невозможность разрабатывать ПНООЛР самостоятельно, природопользователи вынуждены были нести существенные издержки, обращаясь к коммерческим организациям за соответствующими услугами. Принимая во внимание административную ответственность, предусмотренную главой 8 КоАП, применение штрафных санкций для некоторых субъектов малого предпринимательства фактически означало их банкротство.

Таким образом, законодатели, видимо, желали облегчить бремя для субъектов малого и среднего предпринимательства, избавив их от части расходов. Напомним, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

Пноолр и субъекты малого и среднего предпринимательства. Ничего не изменилось? *

N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим критериям:

а) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц не должна превышать 25% (с некоторыми исключениями), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (с некоторыми исключениями);

б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории предприятий:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

в) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории предприятий.

Для выручки установлены следующие предельные значения:

  • микропредприятия — 60 млн. рублей;
  • малые предприятия — 400 млн. рублей;
  • средние предприятия — 1000 млн. рублей.

Таким образом, значительное количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей смогли вздохнуть с облегчением. Однако радость оказалась преждевременной.

Закон N 309-ФЗ внес также изменения в понятийный аппарат путем поправок к ст. 1 Закона "Об отходах производства и потребления".

Так, обращением с отходами теперь является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

При этом накоплением отходов является временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Таким образом, любое предприятие или индивидуальный предприниматель, имеющий на своей территории мусорный контейнер, мусорный бак или мусорную корзину, которые в связи с незначительным объемом мусора опустошаются и вывозятся с некоторой периодичностью соответствующими специализированными организациями на основании заключенных договоров, по мнению контролирующих органов, занимается накоплением отходов в целях их дальнейшего транспортирования или иначе, обращением с отходами.

При этом остается неразрешенным вопрос: существуют ли в природе предприятия и индивидуальные предприниматели, которые в процессе своей деятельности не накапливают отходы, т.е. не имеют мусорных корзин, которые в течение дня наполняют, например, офисной бумагой? Где находится та граница, когда попадание в мусорную корзину очередной бумажки становится обращением с отходами в смысле, придаваемом контролирующими органами?

Далее контролирующие органы обращаются к ст. 11 Закона "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которой индивидуальные предприниматели и юридические лица независимо от их принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами , т.е. в том числе их накоплением в целях дальнейшего транспортирования, обязаны разрабатывать ПНООЛР.

Таким образом, по мнению контролирующих органов, полностью освобожденными от обязанности по разработке ПНООЛР являются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые образуют отходы и при этом не осуществляют эксплуатацию объектов, связанную со сбором, накоплением , использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов. Если такие предприятия и индивидуальные предприниматели еще остались, то им крупно повезло. Им действительно не надо разрабатывать ПНООЛР.

Конечно, законодатель не вкладывал такой смысл, принимая поправки к Закону "Об отходах производства и потребления". Однако природопользователям от этого не легче. На практике контролирующие органы уже пользуются и будут в дальнейшем пользоваться возможностью двойного толкования ст. 11 и 18 Закона и штрафовать субъектов малого и среднего предпринимательства за отсутствие ПНООЛР.

Если вы уже столкнулись с подобной ситуацией и готовы отстаивать свою позицию в суде, то обращаю ваше внимание на то, что не все суды согласны с позицией контролирующих органов.

Так, например, Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2009 г. по делам N А42-3749/2009, N А42-2954/2009, Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 октября 2009 г. по делу N А70-5643/2009, Первого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2010 г. по делу N А79-78/2010 придают понятию деятельности по обращению с отходами иной смысл.

Так, в своем Постановлении от 22 марта 2010 г. по делу N А79-78/2010 Первый арбитражный апелляционный суд указывает, что до внесения последних изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. под обращением с отходами понималась деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, делает вывод суд, законодатель после внесения соответствующих изменений в Закон "Об отходах производства и потребления" разграничил деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, т.е. деятельность по обращению с отходами. Следовательно, деятельность по накоплению отходов, по мнению суда, носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Так как из материалов дела не следовало, что общество занималось накоплением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона "Об отходах производства и потребления" (ни заявленные коды ОКВЭД, ни фактическая деятельность общества не связаны с деятельностью по обращению с отходами), то, следовательно, с 1 июля 2009 г. невыполнение субъектами малого и среднего предпринимательства обязанности по разработке ПНООЛР, считает суд, не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если контролирующие органы еще не успели дойти до вашего предприятия, то можно посоветовать минимизировать риски и пересмотреть договор со специализированной организацией по вывозу отходов с тем, чтобы на основании вашего договора контролирующие органы могли сделать следующие выводы:

  1. мусорные баки и контейнеры не принадлежат вашему предприятию либо переданы в аренду специализированной организации по вывозу отходов;
  2. право собственности на отходы переходит к специализированной организации в момент поступления отходов в мусорные баки и контейнеры.

В таком случае контролирующим органам будет сложно обвинить ваше предприятие в том, что оно занимается накоплением либо размещением отходов, т.е. деятельностью по обращению с отходами.

В завершение следует добавить, что Кабинетом министров Республики Татарстан уже внесено предложение по внесению изменений в ст. 11 Закона "Об отходах производства и потребления", дополнив ее положениями, исключающими обязанность разработки ПНООЛР субъектами малого предпринимательства. Такая поправка исключит саму возможность двойного толкования. В настоящее время данный вопрос прорабатывается, но от того, как быстро он будет решен, зависит количество пострадавших субъектов малого и среднего предпринимательства.

Уважаемый посетитель!

Эта страница сайта создана для решения основных и проблемных вопросов предпринимателем и для информационного взаимодействия граждан по вопросам малого и среднего предпринимательства. Вы можете задать вопрос Главе и получить быстрый ответ.

Согласно ч.1 ст. 6 ФЗ от 24.07.2007 года за № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст. 6 ФЗ от 24.07.2007 года за № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости и др.

В соответствии с п. 28 ч. 1 ст.

Результаты поиска

14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В адрес Администрацией Петровского сельского поселения заявлений организаций и индивидуальных предпринимательств заявлений о предоставлении льгот, отсрочек, рассрочек, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации не поступало

На 01.04.2016 года муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования нет.

Информация размещается на основании пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

На территории Петровского сельского поселения зарегистрировано 9 субъекта малого предпринимательства (далее СМП), из них 1 индивидуальный предприниматель и 1 юридическое лицо.

Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе Иркутской области проводятся выборочно путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых и средних предприятий. Информация размещена на сайте Иркутскстата.

Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе муниципальных образований проводятся один раз в пять лет. С итогами сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 г. можно ознакомиться на сайте Иркутскстата.

Информация о реализации государственных и муниципальных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства

Общую информацию о реализации разных видов программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства можно найти на сайте Министерства экономического развития Иркутской области.

С региональной подпрограммой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2015-2018 годы государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы» можно ознакомиться на сайте Министерства экономического развития Иркутской области

С муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Жигаловский район» на 2013-2015 годы.

можно ознакомиться на сайте Администрации муниципального образования «Жигаловский район».

Сведения о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства, об их классификации по видам экономической деятельности и об обороте товаров (работ, услуг), производимых данными субъектами на 01.03.2016 года

Сведения о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства, об их финансово-экономическом состоянии на 01.03.2016года

Иные сведения финансово-экономического состояния субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют.

В целях создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса разработана программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Петровском сельском поселении Жигаловского района Иркутской области на 2015-2017 годы»(далее - программа)

Задачи программы.

Совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства в т.ч.:

— развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Содействие повышению финансовой культуры предпринимательства;

— преодоление административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства;

— совершенствование системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

— развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых и средних предприятий, (далее МСП).

Содействие повышению уровня квалификации руководящего и кадрового состава МСП;

— совершенствование системы получения МСП организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса с использованием информационно-коммуникационных технологий;

— обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение широких кругов предпринимателей к решению вопросов социально-экономического развития Петровского сельского поселения;

— содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства посредством формирования положительного общественного мнения;

— стимулирование межрайонной и межрегиональной активности малых и средних предприятий

Перечень основных мероприятий подпрограммы.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в виде:

— предоставления муниципальных гарантий

— привлечения субъектов малого и среднего бизнеса к участию по размещению муниципальных заказов на поставку продукции, товаров, работ и услуг для муниципальных нужд

Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства:

Предоставление муниципального имущества во владение или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства

Реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества

Нормативное правовое, информационное и организационное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства

— разработка нормативно-правовых документов с целью совершенствования реализации мероприятий Программы

Разработка программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Петровском сельском поселении Жигаловского района Иркутской области на 2018-2020 годы»

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

— содействие в участии в районных семинарах по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности

Содействие в обучении индивидуальных предпринимателей основам ведения предпринимательской деятельности

Повышение квалификации муниципальных служащих, занимающихся вопросами поддержки среднего и малого бизнеса

Создание и содействие деятельности координационных и совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства:

— публикация информационных материалов в информационном листе «Петровский вестник», освещающих вопросы деятельности координационных и совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства в Петровском сельском поселении

— консультационная поддержка деятельности координационных и совещательных органов.

Постановление от 08.05.2015 № 17-1 Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Петровского муниципального образования на 2015-2016 годы»

СПИСОК субъектов малого и среднего предпринимательства на территориимуниципального образования Петровского сельского поселения

Дата создания материала: 28-12-2016. История изменений

Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Наиболее часто применяются следующие критерии: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в законе.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с Законом РФ о бухгалтерском учете.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого предпринимательства, ведут реестры субъектов малого предпринимательства – получателей такой поддержки.

Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, внесенные в Реестр малого предпринимательства, имеют право на поддержку, оказываемую органами власти Москвы, однако невключение субъекта малого предпринимательства в реестр не может служить основанием для непредоставления ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.

  1. Признаки малого предприятия
  2. Как и кем определяется статус предприятия?
  3. Налоговые каникулы для малого бизнеса
  4. Другие льготы для субъектов малого предпринимательства
  5. Подведём итоги

Весной-летом 2015 года законодатель в очередной раз внёс дополнения в нормативные акты, регулирующие структуру и организацию малого и среднего бизнеса. Принципиальных изменений не произошло, но появилось несколько новых нюансов, которые должны учитываться предпринимателями. Например, критерии соответствия фирмы категории малого предпринимательства уже немного не те, что раньше. Вопросы льгот и «налоговых каникул» тоже требуют пояснения.

Признаки малого предприятия

30 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 156-ФЗ, который теперь устанавливает, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2015 году. Тот же вопрос дополнительно детализирует постановление Правительства, опубликованное 13 июля. Как и прежде, критериев три: размер выручки, количество работников и доля сторонних предприятий в уставном капитале.

  1. Размер выручки от продажи товаров, оказания услуг или проведения работ не должен превышать 800 млн рублей за предыдущий год. НДС при расчёте итоговой суммы выручки не учитывается.
  2. Средняя численность работников за тот же прошедший год – не более 100 человек.
  3. Доля сторонних организаций в уставном капитале фирмы – максимум 49 %.

Важный совет предпринимателям: не тратьте своё время, даже на простые рутинные задачи, которые можно делегировать. Перекладывайте их на фрилансеров «Исполню.ру». Гарантия качественной работы в срок или возврат средств. Цены даже на разработку сайтов начинаются от 500 рублей.

Первые два пункта не изменились со времён действия прежних нормативных актов, а вот третий был существенно скорректирован. Раньше процент участия сторонних юр. лиц составлял 25 %, теперь же его увеличили почти вдвое – до 49 %. А это означает, что количество субъектов малого предпринимательства резко возросло за счёт фирм, «выросших» из других участников рынка.

Среди субъектов малого предпринимательства по-прежнему выделяются микропредприятия. Размер выручки такой «особо малой» фирмы – максимум 120 млн рублей за год, а среднее количество работников – не более 15 человек. В отношении доли других организаций в УК действует тот же процент – 49.

Особняком стоят индивидуальные предприниматели и КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства). Поскольку у них не может быть уставного капитала, они «вписываются» в малый бизнес только по первым двум критериям.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — критерии отнесения в 2018 году

К ним предъявляются те же требования по средней численности работников и выручке от реализации.

Как и кем определяется статус предприятия?

К счастью, никто не требует от ИП или руководителя фирмы подтверждать свой статус самостоятельно. Собирать налоговые декларации и прочую отчётность, делать копии трудовых договоров и учредительных документов, писать заявление с просьбой подтвердить факт «малого предпринимательства» не нужно – пусть классификацией занимаются налоговые инспекторы. Они без труда определят, кто относится к субъектам малого предпринимательства, а кто нет.

Например, точные данные о выручке содержатся как в отчётности о финансовых результатах деятельности фирмы или ИП, так и в налоговых регистрах. Для компаний, работающих по УСН, это Книга учёта доходов и расходов, утверждённая приказом Минфина. Сведения о среднесписочной численности персонала есть в отчётности, которую всем фирмам необходимо сдавать ежегодно до 20 января. Состав же учредителей указан как в решении об учреждении ООО, так и в выписке из ЕГРЮЛ. Все эти бумаги (или их копии) и так поступают в ФНС, так что в этом ведомстве все, кому надо, уже знают о статусе организации.

Налоговые каникулы для малого бизнеса

Почему так важно понимать, относится ли предприятие к числу малых или нет? Потому что малого бизнеса законодатель предусмотрел ряд льгот, наиболее важная из которых – так называемые налоговые каникулы. Правда, действует эта льгота только в отношении новых фирм, открывающихся в этом году.

Суть её заключается в полном освобождении предприятий малого бизнеса от уплаты налогов на 2 года. Сразу отметим, что этот бонус предоставляется далеко не всем вновь зарегистрированным компаниям. Условия и сроки «налоговой свободы» устанавливают региональные власти, они же составляют перечень видов деятельности, к которым применяются льготные условия налогообложения.

Пока что налоги для молодых предпринимателей заморожены далеко не везде. Москва отреагировала сразу – в столице нулевая ставка налога по упрощёнке введена для 30 видов деятельности (как в производственной, так и в социальной и научной сферах). Аналогичные положения (но с меньшим охватом) приняты в Башкортостане, Оренбургской области. В Курганской области налоговые льготы распространяются только на микропредприятия.

Другие льготы для субъектов малого предпринимательства

Кое-что осталось без изменений, но некоторые льготы дополнены, расширены или, наоборот, частично ограничены.

  1. ИП и предприятия малого бизнеса могут не устанавливать кассовый лимит и хранить у себя сколько угодно обналиченных средств (всю выручку, которая поступает от клиентов). Владелец фирмы имеет право сам решать, какую сумму оставить в кассе, а какую сдать в банк и сразу влить в оборотку. Право на отмену лимита возникло ещё в марте 2014 года, но некоторые руководители не воспользовались им до сих пор. Если такая необходимость возникнет – достаточно будет издать приказ руководителя об отмене лимита в организации. Если же официально лимит не отменён, от хранения в кассе излишков нужно воздержаться – за это могут выписать штраф в 50 тыс. рублей как за административное правонарушение.
  2. Право на упрощённый бухгалтерский отчёт также сохраняется за малыми предприятиями. Они могут составлять бухгалтерскую отчётность в сокращённом виде.
  3. Сроки неналоговых проверок для предпринимателей по-прежнему остаются сокращёнными.
  4. В соответствии с 156-ФЗ (ранее этот вопрос регулировался 44-ФЗ) все, кто относится к субъектам малого предпринимательства, имеют право на преимущественный выкуп арендуемой государственной и муниципальной недвижимости.
  5. Право получать субсидии на открытие и развитие от региональных властей также сохраняется за малым бизнесом.

Словом, возможностей хватает. Главное – правильно и своевременно ими воспользоваться.

Подведём итоги

Определить, является ли ваша фирма малым бизнесом или нет, можно буквально на глаз. Долгих расчётов для выяснения соответствия компании трём критериям не понадобится. Если вы ИП, то к субъектам малого предпринимательства относитесь однозначно. Если у вас упрощённая система налогообложения – тоже (условия УСН подразумевают это априори). А если вы только собираетесь стать предпринимателем – не тяните: сейчас самое время открыть своё дело и воспользоваться старыми и новыми льготами.