Ричард Дэвидсон: изменяя ум, мы физически меняем свой мозг. Исследование здоровья учителей

Научная сфера: Место работы:

Биография

Научные исследования

Дэвидсон изучает связь между активностью мозга и эмоциями .

Популяризация науки

Дэвидсон известен как исследователь медитации с точки зрения науки и популяризатор медитации как оздоровительной практики, он сравнивает пользу для здоровья медитации с пользой физических упражнений . В 2012 году совместно с научным журналистом Шэрон Бигли (англ. ) написал книгу «The Emotional Life of Your Brain: How Its Unique Patterns Affect the Way You Think, Feel, and Live - and How You Can Change Them» («Как эмоции управляют мозгом») .

Премии и награды

Основные труды

Журнальные статьи:

1979 Weinberger D. A., Schwartz G. E., Davidson R. J. Low-anxious, high-anxious, and repressive coping styles: psychometric patterns and behavioral and physiological responses to stress // Journal of abnormal psychology. - Т. 88 , вып. 4 . - С. 369 .
1990 Davidson R. J. et al. Approach-withdrawal and cerebral asymmetry: Emotional expression and brain physiology: I // Journal of personality and social psychology. - Т. 58 , вып. 2 . - С. 330 .
1992 Davidson R. J. Anterior cerebral asymmetry and the nature of emotion // Brain and cognition. - Т. 20 , вып. 1 . - С. 125-151 .
1997 Sutton S. K., Davidson R. J. Prefrontal brain asymmetry: A biological substrate of the behavioral approach and inhibition systems // Psychological Science. - Т. 8 , вып. 3 . - С. 204-210 .
1998 Davidson R. J. Affective style and affective disorders: Perspectives from affective neuroscience // Cognition & Emotion. - Т. 12 , вып. 3 . - С. 307-330 .
1999 Davidson R. J., Irwin W. The functional neuroanatomy of emotion and affective style // Trends in cognitive sciences. - Т. 3 , вып. 1 . - С. 11-21 .
2000 Davidson R. J., Putnam K. M., Larson C. L. Dysfunction in the neural circuitry of emotion regulation - a possible prelude to violence // Science. - Т. 289 , вып. 5479 . - С. 591-594 .
2000 Davidson R. J., Jackson D. C., Kalin N. H. Emotion, plasticity, context, and regulation: perspectives from affective neuroscience // Psychological bulletin. - Т. 126 , вып. 6 . - С. 890 .
2002 Davidson R. J. et al. Depression: perspectives from affective neuroscience // Annual review of psychology. - Т. 53 , вып. 1 . - С. 545-574 .
2003 Davidson R. J. et al. Alterations in brain and immune function produced by mindfulness meditation // Psychosomatic medicine. - Т. 65 , вып. 4 . - С. 564-570 .

Книги:

1994 Совместно с Ekman P. E.). The nature of emotion: Fundamental questions. - Oxford: Oxford University Press.
1995 (Совместно с Hugdahl, Kenneth). Brain asymmetry. - Cambridge: MIT Press.

Напишите отзыв о статье "Дэвидсон, Ричард"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дэвидсон, Ричард

Когда Борис и Анна Павловна вернулись к общему кружку, разговором в нем завладел князь Ипполит.
Он, выдвинувшись вперед на кресле, сказал: Le Roi de Prusse! [Прусский король!] и сказав это, засмеялся. Все обратились к нему: Le Roi de Prusse? – спросил Ипполит, опять засмеялся и опять спокойно и серьезно уселся в глубине своего кресла. Анна Павловна подождала его немного, но так как Ипполит решительно, казалось, не хотел больше говорить, она начала речь о том, как безбожный Бонапарт похитил в Потсдаме шпагу Фридриха Великого.
– C"est l"epee de Frederic le Grand, que je… [Это шпага Фридриха Великого, которую я…] – начала было она, но Ипполит перебил ее словами:
– Le Roi de Prusse… – и опять, как только к нему обратились, извинился и замолчал. Анна Павловна поморщилась. MorteMariet, приятель Ипполита, решительно обратился к нему:
– Voyons a qui en avez vous avec votre Roi de Prusse? [Ну так что ж о прусском короле?]
Ипполит засмеялся, как будто ему стыдно было своего смеха.
– Non, ce n"est rien, je voulais dire seulement… [Нет, ничего, я только хотел сказать…] (Он намерен был повторить шутку, которую он слышал в Вене, и которую он целый вечер собирался поместить.) Je voulais dire seulement, que nous avons tort de faire la guerre рour le roi de Prusse. [Я только хотел сказать, что мы напрасно воюем pour le roi de Prusse . (Непереводимая игра слов, имеющая значение: «по пустякам».)]
Борис осторожно улыбнулся так, что его улыбка могла быть отнесена к насмешке или к одобрению шутки, смотря по тому, как она будет принята. Все засмеялись.
– Il est tres mauvais, votre jeu de mot, tres spirituel, mais injuste, – грозя сморщенным пальчиком, сказала Анна Павловна. – Nous ne faisons pas la guerre pour le Roi de Prusse, mais pour les bons principes. Ah, le mechant, ce prince Hippolytel [Ваша игра слов не хороша, очень умна, но несправедлива; мы не воюем pour le roi de Prusse (т. e. по пустякам), а за добрые начала. Ах, какой он злой, этот князь Ипполит!] – сказала она.
Разговор не утихал целый вечер, обращаясь преимущественно около политических новостей. В конце вечера он особенно оживился, когда дело зашло о наградах, пожалованных государем.
– Ведь получил же в прошлом году NN табакерку с портретом, – говорил l"homme a l"esprit profond, [человек глубокого ума,] – почему же SS не может получить той же награды?
– Je vous demande pardon, une tabatiere avec le portrait de l"Empereur est une recompense, mais point une distinction, – сказал дипломат, un cadeau plutot. [Извините, табакерка с портретом Императора есть награда, а не отличие; скорее подарок.]
– Il y eu plutot des antecedents, je vous citerai Schwarzenberg. [Были примеры – Шварценберг.]
– C"est impossible, [Это невозможно,] – возразил другой.
– Пари. Le grand cordon, c"est different… [Лента – это другое дело…]
Когда все поднялись, чтоб уезжать, Элен, очень мало говорившая весь вечер, опять обратилась к Борису с просьбой и ласковым, значительным приказанием, чтобы он был у нее во вторник.
– Мне это очень нужно, – сказала она с улыбкой, оглядываясь на Анну Павловну, и Анна Павловна той грустной улыбкой, которая сопровождала ее слова при речи о своей высокой покровительнице, подтвердила желание Элен. Казалось, что в этот вечер из каких то слов, сказанных Борисом о прусском войске, Элен вдруг открыла необходимость видеть его. Она как будто обещала ему, что, когда он приедет во вторник, она объяснит ему эту необходимость.
Приехав во вторник вечером в великолепный салон Элен, Борис не получил ясного объяснения, для чего было ему необходимо приехать. Были другие гости, графиня мало говорила с ним, и только прощаясь, когда он целовал ее руку, она с странным отсутствием улыбки, неожиданно, шопотом, сказала ему: Venez demain diner… le soir. Il faut que vous veniez… Venez. [Приезжайте завтра обедать… вечером. Надо, чтоб вы приехали… Приезжайте.]
В этот свой приезд в Петербург Борис сделался близким человеком в доме графини Безуховой.

Война разгоралась, и театр ее приближался к русским границам. Всюду слышались проклятия врагу рода человеческого Бонапартию; в деревнях собирались ратники и рекруты, и с театра войны приходили разноречивые известия, как всегда ложные и потому различно перетолковываемые.
Жизнь старого князя Болконского, князя Андрея и княжны Марьи во многом изменилась с 1805 года.
В 1806 году старый князь был определен одним из восьми главнокомандующих по ополчению, назначенных тогда по всей России. Старый князь, несмотря на свою старческую слабость, особенно сделавшуюся заметной в тот период времени, когда он считал своего сына убитым, не счел себя вправе отказаться от должности, в которую был определен самим государем, и эта вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его. Он постоянно бывал в разъездах по трем вверенным ему губерниям; был до педантизма исполнителен в своих обязанностях, строг до жестокости с своими подчиненными, и сам доходил до малейших подробностей дела. Княжна Марья перестала уже брать у своего отца математические уроки, и только по утрам, сопутствуемая кормилицей, с маленьким князем Николаем (как звал его дед) входила в кабинет отца, когда он был дома. Грудной князь Николай жил с кормилицей и няней Савишной на половине покойной княгини, и княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику. M lle Bourienne тоже, как казалось, страстно любила мальчика, и княжна Марья, часто лишая себя, уступала своей подруге наслаждение нянчить маленького ангела (как называла она племянника) и играть с ним.
У алтаря лысогорской церкви была часовня над могилой маленькой княгини, и в часовне был поставлен привезенный из Италии мраморный памятник, изображавший ангела, расправившего крылья и готовящегося подняться на небо. У ангела была немного приподнята верхняя губа, как будто он сбирался улыбнуться, и однажды князь Андрей и княжна Марья, выходя из часовни, признались друг другу, что странно, лицо этого ангела напоминало им лицо покойницы. Но что было еще страннее и чего князь Андрей не сказал сестре, было то, что в выражении, которое дал случайно художник лицу ангела, князь Андрей читал те же слова кроткой укоризны, которые он прочел тогда на лице своей мертвой жены: «Ах, зачем вы это со мной сделали?…»

Алгоритмы мозга уникальны, и они влияют па то, как мы думаем и что чувствуем. Хорошая новость: мы можем их менять!

RICHARD J. DAVIDSON

Перевела с английского Ю. Кожемякина

ISBN 978-1594630897 англ.

ISBN 978-5-4461-0515-1

© Hudson Street Press, 2012

© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2017

© Издание на русском языке, оформление ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Сам себе психолог», 2017

Один и тот же мозг не подходит каждому

Если вы верите большей части книг по самосовершенствованию, статьям по популярной психологии и врачам из телевизора, в таком случае вы, вероятно, предполагаете, что реакция людей на важные события в жизни довольно предсказуема. Большинство из нас, в соответствии с мнением «экспертов», действуют практически одинаково при каком-либо переживании: есть одна и та же скорбь, которую испытывают все; есть определенная последовательность событий, которые происходят, когда мы влюбляемся; есть стандартная реакция на измену; существуют типичные способы почти для каждого нормального человека определенным образом отреагировать на рождение ребенка, на то, что вас недооценивают на работе либо на невыносимые нагрузки, на вызывающее поведение подростков, а также на неизбежные изменения, которые происходят с нами с годами. Вышеупомянутые «эксперты» уверенно рекомендуют шаги, которые мы все можем предпринять, чтобы вновь стать эмоционально устойчивыми, выдержать неудачу в жизни или любви, стать более (или менее) чувствительными, управлять страхами, не сомневаясь в своих силах… и чтобы во всем стать такими, какими мы хотели бы.

Но мои исследования, длящиеся уже более тридцати лет, показали, что эти предположения в духе «один-размер-подходит-всем» в эмоциональной сфере обоснованы даже меньше, чем в медицине. Так, например, ученые проводят исследования, как образцы ДНК человека будут реагировать (помимо всего прочего) на предписанные лекарственные препараты. Данные исследования положили начало эпохе персонализированной медицины, когда лечение, получаемое одним пациентом против определенного заболевания, будет отличаться от того, которое получает другой пациент с той же болезнью. Происходит это по той существенной причине, что гены двух пациентов не могут быть идентичны. (Один важный пример, подтверждающий это: безопасное количество варфарина, средства для разжижения крови, которое пациент может принять, чтобы предотвратить тромбы, зависит от того, как быстро его гены усваивают лекарство.) Когда дело касается того, как люди реагируют на все, что преподносит им жизнь, как они могут развить и воспитать в себе способность испытывать радость, создавать отношения, построенные на любви, противостоять неудачам и в целом жить полной жизнью, предписания должны быть индивидуальными. В данном случае дело не только в том, что наши ДНК различны, – хотя это действительно так и ДНК, разумеется, влияет на наши эмоциональные особенности, – но и в том, каковы наши шаблоны активности головного мозга. Как медицина завтрашнего дня может быть ориентирована на расшифровку ДНК пациента, так и психология дня сегодняшнего может быть обусловлена целью понять характерные шаблоны активности мозга, лежащие в основе эмоциональных особенностей и состояний, которые определяют каждого из нас.

За все время моей деятельности в качестве невролога я видел тысячи людей, которые имели реакции одинакового происхождения, но при этом отвечали совершенно различными способами на одни и те же события в жизни. Например, одни оставались жизнерадостными, сталкиваясь со стрессом, в то время как другие становились встревоженными, подавленными, неспособными действовать при неблагоприятных событиях. Жизнерадостные люди так или иначе могут не только выдержать различные стрессовые ситуации, но и извлечь из этого пользу, превратить неудачу в преимущество. Это и есть та загадка, которая до сих пор побуждает меня проводить исследования в данной области. Я хотел узнать, чем обусловлены реакции разных людей на развод, смерть любимого человека, потерю работы или любое другое несчастье. Также меня интересовало, что определяет реакцию людей на триумф в карьере, завоевание любимого человека, осознание того, что ради них друг пройдет даже по горящим углям, на разные причины для счастья. Как и почему люди так сильно различаются своими эмоциональными откликами на успехи и неудачи в жизни?

Ответ, возникший в ходе моей работы, состоит в том, что разным людям свойственны разные эмоциональные типы , которые представляют собой совокупность эмоциональных реакций и переживаний, которые различны по своему виду, интенсивности и продолжительности. Как каждый человек имеет уникальные отпечатки пальцев и черты лица, так и у каждого из нас своя уникальная совокупность эмоциональных параметров, которые являются частью того, что мы собой представляем. Те, кто нас хорошо знает, часто могут предсказать, как мы отреагируем на определенный эмоциональный вызов. К примеру, я по своему эмоциональному типу достаточно оптимистичный и оживленный человек, принимаю вызовы судьбы, быстро восстанавливаюсь после неудачных событий, но порой склонен волноваться насчет вещей, находящихся за пределами моего контроля. (Мама, поражаясь моему радостному характеру, называла меня своим «веселым мальчишкой».) Эмоциональный тип – это причина, по которой одни из нас довольно быстро восстанавливаются после болезненного развода, а другие погружаются в самобичевание и отчаяние. Вот почему один из единокровных братьев быстро приходит в норму после потери работы, а второй чувствует себя неудачником на протяжении нескольких лет. Эмоциональный тип – причина, почему одна из подруг выступает в роли жилетки, в которую все плачутся, тогда как другая держится в стороне – в эмоциональном плане и буквально – всякий раз, когда ее друзья или семья нуждаются в сочувствии и поддержке. Вот почему некоторые люди могут считывать язык тела и интонации голоса как с рекламного щита, тогда как для других эти невербальные сигналы все равно что иностранный язык. И вот почему некоторые люди могут проникнуть в суть таких состояний своего ума, сердца и тела, о возможности существования которых остальные даже не имеют представления. Каждый день предоставляет нам бесчисленные возможности наблюдать эмоциональные типы в действии. Я провел много времени в различных аэропортах и могу сказать, что редко бывают такие рейсы, которые не предоставляли бы шанс для «полевых исследований». Как мы все, думаю, знаем, причин для изменения расписания рейсов куда больше, чем самолетов, отбывающих из аэропорта О’Хара в пятницу вечером. Это и плохая погода, и ожидание летного экипажа при пересадке, и технические сложности, и даже лампы аварийной сигнализации в кабине пилота, с которыми никто не может разобраться… список можно продолжать и дальше. Таким образом, у меня было немало возможностей наблюдать за реакцией пассажиров (а также за своей собственной), которые, ожидая вылета, слышат объявление о том, что рейс задерживается на час, на два часа, на неопределенное время или вообще отменен. Разносится всеобщий стон. Но если вы осторожно взглянете на каждого пассажира в отдельности, то увидите широкий диапазон эмоциональных реакций. Вот студент колледжа в толстовке с капюшоном, покачивающий головой в ритм музыке, льющейся ему в уши из наушников, едва взглянул вокруг и опять сосредоточился на iPad. Вот молодая мать, путешествующая с маленьким ребенком, который постоянно вертится, бормочет: «Ох, ну просто замечательно!», после чего хватает его и направляется в сторону ресторанного дворика. Тут же и женщина в деловом костюме: она быстро подходит к сотруднику, стоящему возле выхода на посадку, и спокойно, но решительно требует, чтобы ей подобрали другой рейс, – только доставьте ее на переговоры! Вот седовласый мужчина в сшитом на заказ костюме подскочил к сотруднице аэропорта и достаточно громко, чтобы слышали все, требует ответить, понимает ли она вообще, насколько это важно для него – добраться до пункта назначения? Он настаивает, чтобы девушка позвала своего начальника, и к этому моменту уже с покрасневшим лицом кричит, что сложившаяся ситуация абсолютно недопустима.

Всемирно известный нейроучёный Ричард Дэвидсон хочет, чтобы вы знали три вещи: 1. Вы можете тренировать свой мозг так, чтобы он менялся. 2. Эти изменения можно измерить. 3. Новые способы мышления могут изменить ваш мозг к лучшему. Еще совсем недавно это звучало, как научная фантастика. Сегодня самый цитируемый в мире исследователь практики внимательности и его коллеги считают это чем-то само собой разумеющимся и продолжают свои передовые эксперименты в Висконсинском университете в Мэдисон. О своей работе они рассказали корреспонденту журнала Mindful (август 2014 г).

Перевод © Практика внимательности

Ваш мозг отличается от всех остальных органов вашего тела тем, что он рассчитан на постоянные изменения. “Мозг не является чем-то статичным. Он он все время меняется”, - говорит Ричард Дэвидсон, профессор психологии и психиатрии в Висконсинском университете в Мэдисоне. “Неважно, что мы делаем - учимся игре в теннис или играем в Words with friends на наших телефонах - мы изменяем свой мозг, - рассказывает он с энтузиазмом. - Мозг - это не автомобиль, который выходит с конвейера и остаётся неизменным (кроме тех случаев, когда он разбит). Мозг продолжает меняться на протяжении всей нашей жизни”. И Дэвидсон считает, что это очень хорошие новости.

Почему же “нейропластичность” - это настолько хорошая новость? Назовём одну очень весомую причину. Исследование Дэвидсона показывает, что если мы всего лишь 30 минут в день учим свой мозг делать что-то по-другому, это приносит реальный результат - и эти изменения можно не только увидеть на сканах мозга, но и измерить. Этими исследованиями занимаются 60-65 ученых, доктора медицинских наук, научные сотрудники и студенты магистратуры в “Центре исследования здоровых умов” (Сenter for Investigating Healthy Minds, далее - Центр ) в Вайсманском центре при Висконсинском университете в Мэдисоне, который Дэвидсон основал в 2008 году и стал его директором.

“Мы можем сознательно задавать то направление, в котором будут происходить пластические изменения нашего мозга, - говорит Дэвидсон, сидя в своем залитом февральским солнцем кабинете в Мэдисон”.

“Например, когда мы фокусируемся на благих, здоровых мыслях и соответствующим образом формируем свои намерения, мы потенциально можем влиять на пластичность нашего мозга и эффективно изменять его таким образом, что это приводит к реальным улучшениям в нашей жизни. А из этого неизбежно следует, что такие качества, как душевность и благополучие, нужно признать навыками, которые можно развивать”.

За широкими окнами его кабинета в университетском кампусе разливаются холодные снежные полотна, покрытые геометрическими тенями здания Вайсмановского центра, соединенного с “Центром исследования здорового мышления” и расположившихся по соседству госпиталя и клиники Висконсинского университета в Мэдисоне.

В середине зимы здесь в Мэдисоне стоит лютый холод, который контрастирует с теплом в отношениях между местными жителями. Стоит вызвать такси, как у вас обязательно спросят: “Вы не возражаете, если в машине будет еще пассажир и вы разделите оплату?”. Во время сессий кажется, что университет буквально трещит по швам, но при этом ему удается сохранить домашний американский дух. Неудивительно, что именно здесь расположился Центр, занимающийся изучением практики медитации, а также исследованиями таких качеств нашего ума, как доброта, сочувствие и умение прощать.

Несколько минут, проведенных медитирующим в камере фМРТ, предоставят огромное количество данных, на анализ и интерпретацию которых уйдут месяцы работы.

Открытие этого центра ознаменовало личный и персональный триумф Дэвидсона. Когда он был студентом магистратуры в середине 1970-х, он шокировал своих профессоров тем, что уехал в Индию исследовать медитативные практики и буддийские учения. После трёх месяцев, проведённых в Индии и на Шри-Ланке. Дэвидсон вернулся домой совершенно уверенный в том, что будет заниматься исследованием медитации.

Но его профессора быстро избавили его от иллюзий, предупредив, что если у него есть хоть какие-то надежды построить научную карьеру, то лучше ему отказаться от мыслей о медитации и следовать более традиционному пути. Так Дэвидсон стал тайным практиком и нейроученым, посвятившим себя глубокому изучению человеческих эмоций.

По словам Дэвидсона, в те ранние годы исследования медитации не выглядели убедительно - это были экстравагантные попытки получить магические результаты, не соответствовавшие стандартным протоколам и не опиравшиеся на методологию предыдущих исследований в сходных областях.

Например, исследование, якобы обнаружившее связь между всплесками преступности и активностью практиков трансцендентальной медитации в одном из городов, надолго запятнало исследования медитации вообще и способствовало тому, чтобы в дальнейшем держать любые из них в секрете.

Он также говорит, что «наука и методы того времени не подходили для изучения тонкого внутреннего опыта». Им не хватало таких современных технологий, как фМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография), которая позволяет получить движущуюся картину мозговой активности.

У них не было понимания эпигенетики - процесса, при котором структура наших генов может меняться на протяжении всей нашей жизни. “Но прежде всего, - добавляет Дэвидсон - нам не доставало понимания нейропластичности. Сейчас это общепризнанный факт: мозг - это орган, который меняется в ответ на опыт и, что особенно важно для наших исследований, - в ответ на тренировку».

Сотрудники Центра практикуют вместе в медитационном зале. Личный опыт практики медитации помогает исследователям лучше понимать то, что они изучают.

Более здоровые и счастливые жизни

В основном Центр занимается тем, что в современной медицине называется “трансляционными исследованиями” - то есть немедленно проверяет все научные открытия в клинической практике, на реальных людях живущих обычной жизнью. Это помогает как этим людям, так и ученым, которые сразу же видят практическое применение своих открытий. Это также создает образовательный контур, благодаря которому общество может увидеть и оценить полезность медитации с научной точки зрения. Дэвидсон посвятил всю свою жизнь научным открытиям, демонстрирующим, что тренировка ума помогает людям стать более счастливыми и здоровыми.

Многим медитирующим разговоры о “мозге” кажутся материалистическими, как если бы все, что мы из себя представляли - это комок электрически заряженной плоти. Аналогично, многим ученым не по себе при разговорах о чем-то столь нематериальном, как сознание. Где оно находится? Как мы можем измерить его?

Дэвидсону же комфортно и привычно говорить на обе эти темы - так же, как и многим другим современным исследователям. Конечно, дать определение сознанию и описать его не так-то просто, как описать мозг, но в Центре используют термин “здоровые умы” , потому что эти умы – разные типы умов – можно эффективно тренировать различными способами. И подобная тренировка буквально “оставляет свои следы” на мозге - их можно обнаружить и измерить.

Эти измеримые результаты крайне важны - они не только помогают западной науке лучше понимать природу мозга и его возможности, но также позволяют предоставить убедительные доказательства пользы медитации таким государственным учреждениям в США, как Министерство образования, Национальные институты здоровья, Министерство обороны и даже Министерство энергетики.

О Дэвидсоне как нейроученом и авторе бестселлеров “Нью-Йорк таймс” много пишут популярные СМИ, от Time до Harvard Business Review. Исследовательская работа и написание книг отнимают все его время. Хотя он сам занимается медитацией более 20 лет, Дэвидсон не понаслышке знает, как трудно вставить в напряженный рабочий график XXI века еще одну “привычку” - несмотря на научные доказательства того, что она ведет к ощущению большего счастья и улучшению качества жизни.

“Нейронаука доказала, что короткие практики, которые можно делать много раз на протяжении дня, - это действительно мощный способ обеспечить долговременные изменения в мозге, - говорит Дэвидсон. - Конечно, нам предстоит еще много исследований. И один из вопросов звучит так: что лучше - медитировать один раз по 30 минут в день или в течение дня сделать три 10-минутных перерыва на практику? Мы пока не знаем”.

Но Дэвидсон крайне увлечен этим вопросом. Настолько, что в этом году он участвует в новой инициативе - развитии корпоративных программ. “Мы хотим разработать набор коротких практик, которые будут распределены по всему вашему дню и за которыми вы сможете следить при помощи своего компьютера, сразу получая обратную связь. Это своего рода Fitbit для ума”.

Любой искусный оратор - а Дэвидсон является одним из них - понимает силу точной и лаконичной фразы. Тем не менее впечатляет, как ловко он переключается с разговора о сложнейших нейронаучных концепциях на обсуждение очень простых человеческих забот - например, как реально улучшить свою жизнь.

Наш разговор приобретает новое направление. Мы говорим о том, что иногда обучение практике внимательности может ошибочно превращаться в простую тренировку личной эффективности - при помощи усиления концентрации, механической тренировки внимания и осознанности. Дэвидсон замечает: “Мы должны всегда помнить, что все наши действия должны приносить также пользу и другим людям. В этом вся разница”.

Исследования и взгляды Дэвидсона вызывают интерес во всем мире и уже оказали значительно влияние на политические и бизнес-сообщества. За пару недель до нашей встречи он посетил Мировой экономический форум в Давосе, Швейцария (2014 год), где рассказывал мировым лидерам и генеральным директорам об этих здоровых качествах ума и том, почему нам так важно их развивать.

Обучение благополучию как навыку

Дэвидсону понадобились десятки лет строгих научных исследований, чтобы с уверенностью сказать, что благополучие - это навык, которому можно учиться и который можно развивать. И в ходе этих исследований основным открытием стала нейропластичность, которая сейчас является общепризнанным понятием.

“Изучение нейропластичности дало нам широкую концептуальную основу для исследования медитации. И мы увидели, что даже короткий период практики вызывает изменения в мозге, которые можно измерить”.

“Наш мозг постоянно меняется, сознательно или нет - зачастую бессознательно. Мы склонны к тому, чтобы быть пешками в игре тех сил, которые нас окружают. Наши исследования, напротив, приглашают всех к тому, чтобы взять на себя больше ответственности за свой ум и свой мозг”.

Так что же можно измерить и как? К счастью, технологии постоянно предлагают новые приборы и неинвазивные методики для наблюдения за работой человеческого мозга. Центр использует самые лучшие из них: магнитно-резонансную томографию (МРТ) и позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ-КT сканнер), которые создают трехмерные сканы функциональных процессов в теле и мозге.

Одновременно массивные и элегантные, эти аппараты стоят в затемненных и прохладных комнатах Центра. Потолок над МРТ съемный: специальный манипулятор может поднять любой из них и переместить в другое место или заменить его на другой аппарат по необходимости. Понадобилось собрать миллионы долларов от спонсоров, что такие конструктивные решения стали возможными.

Центр разрабатывает видеоигры, которые тренируют мозг детей таким образом, чтобы они становились добрее и умели сопереживать.

Одно из главных направлений исследований Центра, для которого требуются все эти приборы, - как наш мозг влияет на наше тело и наоборот. Дэвидсон подчеркивает, что “это дорога в оба конца”. Изменяя наш мозг, мы меняем свое тело, а изменение нашего тела может изменить наш мозг.

Центр разрабатывает короткие практики для применения их на рабочем месте. В течение всего дня всплывающие окна появляются на экране компьютера или телефона. Пользователи в своей обратной связи часто говорят, что это похоже на Fitbit для ума.

“Один из важных фокусов наших исследований - воспалительные процессы, которое связаны со многими хроническими заболеваниями, - говорит Дэвидсон. - У нас появляется всё больше доказательств того, что на самом базовом биологическом уровне определенные виды медитативных практик могут регулировать работу воспалительных систем. Они снижают интенсивность специальных молекул – мы называем их “противовоспалительные цитокины”, - которые напрямую связаны с воспалением».

Он упоминает исследование Центра, которое было опубликовано в феврале 2014 года в журнале “Психонейроэндокринолология”: “Мы изучали экспрессию генов в лимфоцитах периферической крови, уделив особое внимание генам, связанным с воспалением”.

Для этого Дэвидсон и другие учёные, включая Мелиссу Розенкранц (Melissa Rosenkranz), исследовали участников курса однодневной интенсивной практики медитации. По описанию Дэвидсона, это были “такие же люди, как и мы с вами - у них есть работа” и они ведут обычную жизнь. С одной стороны, они были хорошо знакомы с медитацией, и практика в течение целого дня в лаборатории была для них посильной задачей. С другой, они не были многолетними практиками медитации как тибетские монахи, работу мозга которых Дэвидсон изучал в 2000-х, подсоединяя к их мозгу электроды во время медитации и после нее.

Участники генетического исследования приходили в лабораторию и медитировали в течение восьми часов. У них брали образцы крови до и после практики, а затем Дэвидсон и его команда наблюдали за изменениями в экспрессии генов после завершения курса медитации в лаборатории. Результаты этой группы медитирующих сравнили с контрольной группой немедитирующих, участники которой приходили в лабораторию на “день отдыха” - они смотрели спокойные видео, читали и неспешно прогуливались.

Что же оказалось? По словам Дэвидсона, у участников контрольной группы не наблюдалось таких же изменений в экспрессии генов. Это первое исследование, которое говорит о том, что “мы действительно можем увидеть изменения экспрессии генов после очень короткого периода практики медитации”.

Как и любой практичный ученый, Дэвидсон рассматривает эти открытия в более широком контексте: “Это действительно только начало. Это исследование поднимает целый ряд вопросов, на которые мы пока не смогли ответить”.

Дэвидсон и раньше понимал, что экспрессия генов не является чем-то “заданным и предопределенным”. (The emotional life of your brain), написанной вместе с Шэрон Бегли (Sharon Begley), он уже рассказывал читателям:

“Наша ДНК больше похожа на обширную коллекцию музыкальных дисков. Тот факт, что у вас есть какой-то диск, не означает, что вы будете его проигрывать. Точно также, если у вас есть какие-то гены, не означает, что они станут активными (или, как говорят генетики, не произойдет экспрессия этих генов). Напротив, на экспрессию генов сильно влияет наше окружение. Так, хотя мы можем иметь, например, генетическую предрасположенность к тревожности, если мы росли в спокойной атмосфере это могло успокоить нашу “тревожную ДН”» и предотвратить её влияние на мозг и, как следствие, на наше поведение или темперамент. Это как если бы мы никогда не опустили этот диск в проигрыватель”.

Дэвидсон предлагает нам представить, как изменится наша жизнь, если созерцательные практики станут ее привычной и широко распространённой частью, а это, в свою очередь, подтолкнёт нас к развитию здоровых привычек ума. Он также создает такую социальную среду, в которой созерцательные практики становятся привычными – и тогда он совместно с другими учеными может напрямую исследовать эффект, который медитация оказывает на обычных людей в обычной жизни.

На сегодняшний день в Центре проводятся более 20 исследований. В одних изучается психическое и физическое здоровье и факторы, приводящие к болезням. В других наблюдают за эффектами, которые оказывают медитация и тренировка сопереживания. Третьи занимаются процессами детского развития и обучения.

Неудивительно, что финансирующие организации, университет, а также целое поколение молодых нейроученых так верят в Дэвидсона и его исследования – они могут помочь многим людям. И уже помогает.

Текущие исследования Центра

Игры для тренировки мозга

Елена Пащенко (Elena Patshenko)

Елена Пащенко получила должность в Висконсинском университете в Мэдисоне после работы в университете Женевы в Швейцарии. Сейчас она принимает участие в исследовании, которое финансирует благотворительный Фонд Билла и Мелинды Гейтс.

В рамках исследования были разработаны две видеоигры для подростков 11-12 лет, и сейчас эти игры тестируются детьми. Одна из игр предназначена для развития внимательного осознавания, в особенности - телесной осознанности. Другая, Crystals of Kaydor (“Кристаллы Кайдора”), способствует развитию эмпатии, доброты и просоциального поведения (то есть поступков на благо других людей).

Crystals of Kaydor поражает своей графикой. Игрок путешествует по планете Кайдор, напоминающей Землю и населенной инопланетными существами, у которых есть те же эмоции, что и у людей. Одна из задач игры состоит в том, чтобы при встрече с кайдорианцами определить по внешним признакам, какую эмоцию они испытывают (удивление, радость, страх, и так далее), а когда их эмоции начнут усиливаться отметить это на специальной шкале.

“Мы делали сканы мозга детей до и после игры, - рассказывает Дэвидсон. - Мы также предлагаем им множество различных поведенческих тестов и используем другие методики. И мы будем наблюдать за ними ещё какое-то время”.

Пока на ранних стадиях исследования подробности не разглашаются. Хоть какую-то информацию и результаты стоит ждать не раньше конца этого года (статья выпущена в августе 2014 - Прим. ред. ). Однако участвующие в проекте ученые Центра с трудом скрывают своё воодушевление.

Ричард Дэвидсон с уверенностью может сказать только одно: полтора часа, проведенные за этой игрой, действительно могут способствовать структурным изменениям мозга. И эти изменения можно измерить.

По словам Дэвидсона, этот проект предназначен для “ответа на вопрос, сможем ли мы использовать видеоигры в качестве новых инструментов тренировки ума. И могут ли такие игры оказывать более благотворные результаты, чем Grand Theft Auto или обычные видеоигры”.

“В настоящее время уже нет сомнений, что жестокие видеоигры имеют негативные эмоциональные последствия, - говорит Дэвидсон. - Поэтому мы стремимся убедить все заинтересованные стороны - и родителей, и детей, и гейм-дизайнеров и всю игровую индустрию - в том, что на самом деле можно создавать интересные и завораживающие игры, в которые дети захотят играть, но которые при этом будут развивать доброту и здоровые качества ума”.

Ветераны и тревога

Дэн Груп (Dan Grupe)

Когда Дэн Груп (доктор психологических наук в университете Висконсин-Мэдисон) начал изучать активность, структуру и работу мозга людей с различными тревожными расстройствами, он и не думал, что в конце концов будет смотреть на сканы мозга американских ветеранов, вернувшихся из Ирака. Но это именно та область, в которой его работа имеет значительное влияние.

Груп участвовал в исследовании того, какое влияние оказывают йогические дыхательные практики (сударшан крийя) на ветеранов, вернувшихся из зоны боевых действий с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

“Мы приглашали этих ребят, собирали полную информацию в виде подробных самоотчетов участников, делали сканирование мозга и оценивали их текущий уровень. Смотрели на структуру мозга и на проводящие пути белого вещества, которые связывают различные части мозга, а также на то, как работает их мозг. Затем мы предлагали им тест, связанный с угрозой получения электрического разряда.

“Участникам показывали один из двух цветных квадратов. Голубой квадрат означал: “вас никогда не ударит током”. Жёлтый - “вас может ударить током”. Затем мы наблюдали за активностью мозга во время реакций на эти “угрозы”: может, ударит, а может и нет; а если ударит, то ты не знаешь, когда это случится.

“Мы обнаружили различия в функциональных связях между префронтальной корой и миндалиной - говорит Груп. - У ветеранов с высоким посттравматическим стрессовым расстройством была нарушена связь между этими областями. Когда нам ничего не угрожает, активируется определенная часть префронтальной коры, которая посылает сигнал миндалине, снижая ее активность. Однако у ветеранов эта часть префронтальной коры вообще “не замечала разницы” между состояниями опасности и безопасности”.

Фактически, это были мужчины, которые вернулись с поля боя, где нужно быть всегда начеку и уметь сохранить свою жизнь и жизни окружающих. И их мозг был натренирован сражаться.

“В том же исследовании мы обнаружили, что те ветераны, у которых был высокий уровень гипер-возбуждения и сверх-бдительности, показывали наименьшую разницу в активности этой части префронтальной коры”.

Программа обучения доброте

Лиза Флук (Lisa Flook) и Лаура Пинджер (Laura Pinger)

“Программа обучения доброте”, разработанная в Центре, в настоящий момент проходит испытание в школах Мэдисона. У программы три основные цели: эмоциональное и социальное обучение, эмоциональная регуляция и развитие просоциальных навыков.

“Мы надеемся, что развитие этих навыков приведёт к укреплению эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, а также поможет им стать более способными к обучению”, - говорит преподаватель Лаура Пинджер.

Курс призван помочь как самим детям, так и учителям. Эта программа - результат сотрудничества Лизы Флук, чьи исследовательские интересы включают в себя развитие благополучия у детей в самом раннем возрасте, и Лауры Пинджер - учителя с тридцатилетним стажем и преподавателя практики внимательности (когда-то Дэвидсон был одним из её учеников.)

В данный момент сбор и анализ информации продолжаются, но первоначальные данные показывают, что у дошкольников наблюдается “улучшение скорости реакции в компьютерных тестах на внимание и улучшение социальных навыков по сравнению с детьми, которые не участвовали в программе”.

Пинджер предлагает еще один взгляд на программу: “Что интересно мне самой, так это обратная связь от родителей, которые пишут или рассказывают учителям, что влияние курса обучения доброте заметно даже дома”. Она вспоминает маму одного из мальчиков - она никогда не слышала, чтобы её сын говорил о том, что понимает чувства других людей. Но сейчас он говорит об этом дома, и это действительно изменило его общение с братьями и сестрами.

“Мы отдаём детям материалы курса с собой, и прикладываем письмо, в котором объясняем родителям, что мы обсуждали в классе. Но это действительно удивительно, что курс имеет такой эффект, который заметен родителям даже дома”.

Медитация и практика сопереживания

Влияние «Программы снижения стресса на основе практики внимательности» и «Программы улучшения здоровья» на реакцию мозга на боль (у новичков)

В 1979 году Джон Кабат-Зинн собрал хронически больных пациентов, которым не помогали традиционные методы лечения, для участия в своей новой восьминедельной программе снижения стресса. Он назвал её MBSR (Mindfulness-Based Stress Reduction) - “Снижение стресса на основе практики внимательности”. С тех пор было проведено множество серьезных исследований того, как техники, основанные на практике внимательности, укрепляют физическое и психическое здоровье - по сравнению с другими психологическими методами.

Но хотя в клинических условиях MBSR доказала свою эффективность для пациентов, страдающих от хронической боли, было не ясно, какие механизмы мозга участвуют в процессе облегчения и регулирования боли.

В этом исследовании Центра программу MBSR будут сравнивать с другой терапевтической программой - “Программой укрепления здоровья” (Health-Enhancement Program, HEP), которая включает в себя лекции о питании, музыкальную терапию, функциональные движения и легкие физические упражнения.

Для наблюдения за начинающими практиками медитации ученые будут использовать фМРТ (функциональную магнитно-резонансную томографию), показывающую движущееся изображение нейронной активности во время прохождения задания, связанного с болезненными ощущениями. После выполнения этого задания новичков в случайном порядке отправят на один из курсов - MBSR или HEP. И после восьми недель программы участники выполнят «задание на болевые ощущения» еще раз, и ещё раз - уже через четыре месяца. В течение этого времени ученые будут следить за изменениями мозга участников и за их способностью регулировать болевые ощущения.

Влияние двух практик медитации на реакцию мозга на боль (у опытных медитирующих)

Боль - это неприятное переживание, будь то болезненные эмоции или физическая боль. Но мы можем ее регулировать при помощи различных когнитивных механизмов нашего мозга. В этом исследовании во время эксперимента (связанного с воздействием тепла, иногда усиливающегося и доходящего до боли) ученые сравнивали, как влияют на регуляцию болевых ощущений две медитативных практики: Медитация концентрации (Focused Attention), которая включала в себя концентрацию и удерживание фокуса внимания как на источнике тепла, так и на каком-то другом объекте; и Открытого присутствия (Open Presence), или открытого осознавания всего, что происходит в настоящий момент - без каких-либо усилий, не реагируя, не отвергая, но и не давая переживанию захватить себя целиком.

Ученые будут использовать фМРТ для сравнения реакции мозга на боль во время этих двух видов медитации у двух групп участников - опытных медитирующих и новичков.

Изменение мозга и развитие щедрости благодаря практике сопереживания

Является ли сочувствие эмоциональным навыком, который можно тренировать?

Ученые Центра предположили, что практика сопереживания делает нас более щедрыми, так как наш мозг более чутко реагирует на страдания других людей. Исследователи разделили участников на две группы. Одна группа в течение двух недель проходила ежедневный онлайн-тренинг практики сопереживания, а участники контрольной группы (эта группа нужна для того, чтобы понять, можно ли получить те же положительные результаты без соответствующей тренировки и без прохождения подобных программ) учились формулировать свои «стрессовые мысли» более позитивным образом. Затем всем участникам сделали сканирование мозга, показывая в это время серию снимков - на некоторых из них были изображены люди, испытывающие боль (например, жертва пожара или плачущий ребенок).

По прошествии двух недель ученые Центра обнаружили, что те участники, которые учились сочувствию, оказались более щедрыми во время экономической игры, в которой нужно было обмениваться чем-то с другими, - по сравнению с контрольной группой. Увеличение щедрости в группе, которая практиковала медитацию сопереживания, связано с изменениями реакции мозга на человеческие страдания - это те области, которые отвечают за эмпатию и увеличение позитивных эмоций.

Грант Центра: Висконсинский центр нейробиологии и психофизиологии медитации (The Wisconsin Center for the Neuroscience and Psychophysiology of Meditation)

В рамках этого масштабного исследования в течение пяти лет изучаются нейронные механизмы, лежащие в основе двух форм медитации: практики внимательности и медитации любящей доброты.

Изучается то, как медитация влияет на сам способ, которым мозг регулирует эмоции; как можно использовать медитацию для тренировки внимания, способности справляться со страхом и регулировать болевые ощущения; а также изучается влияние медитации на пластичность мозга.

Хотя исследования показали, что медитация помогает людям регулировать их эмоции и даже контролировать свою реакцию на боль, довольно мало известно о тех механизмах, с помощью которых эти изменения происходят. По словам Дэвидсона, «эти проекты помогут нам понять, действительно ли медитация создаёт долговременные изменения в мозге, что это за изменения и будут ли эти практики полезны в повседневной жизни как тем, кто страдает от проблем здоровьем, так и “нормальным людям”».

Принятие экономических решений и благополучие

Традиции, из которых были заимствованы медитация и практики тренировки ума, утверждают, что эти практики влияют на индивидуальное благополучие и стимулируют «просоциальное поведение» - поведение на благо других людей, например, сочувствие и доброту. В процессе проверки этого утверждения ученые изучают, влияет ли жёсткость или гибкость «схемы нашего “я”» на стремление цепляться за эмоции или отпускать их. И, в свою очередь, как это влияет на нашу реакцию на приятные или неприятные переживания.

Этапы этого исследования:

  • Разработать и научно подтвердить поведенческие и анкетные критерии «схемы “я”», в том числе те, что встречаются в медитативный традициях – например, насколько гибкие или жесткие у человека представления о структуре его “Я” и личных границах.
  • Проверить связь между этими критериями и поведением на благо других людей, используя задачи на принятие экономических решений, разработанные в этой лаборатории.
  • Проверить связь между этими критериями и благополучием, изучая реакцию на болезненные стимулы в фМРТ-сканнере.
  • Проверить, как связаны изменения «схемы “я”» и влияние медитации на реакцию на боль.

Физическое здоровье и болезни

Роль стресса и эмоций в возникновении астмы

Может ли практика внимательности уменьшить симптомы астмы и регулировать процесс воспаления у астматиков? Какую роль в этом играют стресс и эмоции? С помощью методов нейровизуализации ученые будут измерять нейронную активность, связанную с переживанием стресса, и наблюдать, можно ли, с учетом тех процессов, которые разворачиваются в мозге, предсказывать дальнейшее развитие воспаления и связанных с астмой симптомов.

В будущем, благодаря исследованиям такого рода, для лечения астматиков могут использовать «поведенческое вмешательство» - например, “Программу снижения стресса на основе практики внимательности”. Что такое «поведенческое вмешательство» или «нейронально-инспирированная поведенческая терапия»? Это такая форма терапии, при которой мы можем определить, какая нейронная активность лежит в основе той или иной эмоциональной черты, которую вы хотите изменить, а затем изменить эту активность при помощи специально разработанных медитативных упражнений. В результате, по словам Дэвидсона, человек может выработать у себя «более здоровый эмоциональный стиль» - об этом упоминает Шэрон Бегли для журнала Mindful (октябрь 2013).

ЙогАутизм (ранее известный как Spectrum Yoga Therapy)

Совместно с «ЙогАутизм» в Мэдисоне, “Центр исследования здоровых умов” изучает влияние йоги и дыхательных практик на возбуждение вегетативной нервной системы и уровень гормона стресса у аутистов. В ходе программы студенты сначала фокусируются на ощущении спокойствия и способности принимать участие в упражнениях, а затем выполняют серию движений, которые полностью задействуют диафрагму и восстанавливают здоровое дыхание.

Психологические эффекты тайчи (тайцзицюань)

В Центре проводится исследование, как тайчи влияет на познавательные функции и душевное равновесие у молодежи (от 17 до 21 года). Тайчи - это древняя китайская практика, в ходе которой выполняются плавные медленные движения вместе с концентрацией внимания на теле. Участники (студенты Висконсинского университета в Мэдисоне, которые обучаются вводному курсу тайчи) будут проходить тестирование. Благодаря полученным результатам, можно будет изучать эффективность тайчи для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у подростков и студентов.

Ветераны и тревога

Центр помогает американским ветеранам, вернувшимся с войны. Среди целей Центра - расширить доступные методы лечения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и сделать существенный скачок в понимании механизмов работы мозга, связанных с этим расстройством. Во время этого пилотного исследования ветераны участвовали в программе, включающей дыхательные упражнения и йогу. Исследователи собрали самоотчеты участников, в которых, помимо других преимуществ, были названы улучшение сна, уменьшение хронической боли и преобладающее оптимистичное настроение.

Образование и развитие

Практика внимательности для учеников средней школы и учителей

В этом пилотном исследовании опытный инструктор из “Центра исследования здоровых умов” проводил курс практики внимательности для преподавателей и учеников одного из школьных округов в Мэдисоне (Madison Metropolitan School District). Сам курс длился 10 недель и состоял из 10 часов обучения.

Учеников из четырех классов разделили на активную и контрольную группы. Активная группа прошла учебный курс практики внимательности, подходящий участникам по возрасту. Программа включала в себя такие ключевые элементы, как наблюдение за дыханием и телесными ощущениями и развитие осознавания своих чувств и мыслей.

По словам участников активной группы, они стали лучше контролировать свои поступки и отвечать за них, сделали меньше ошибок и более эффективно выполнили задание, используя свою кратковременную память. Кроме того, преподаватели заметили, что после курса эти ученики стали намного лучше регулировать свои эмоции.

Исследование здоровья учителей

Это исследование направлено на изучение стресса, который учителя испытывают в классе, и того, как практика внимательности влияет на психологические симптомы и профессиональное выгорание, улучшая внимание и развивая сочувствие к самому себе. Сообщается о результатах пробного исследования видоизменённой “Программы снижения стресса на основе практики внимательности», специально адаптированной для учителей.

Результаты показывают, что у этого курса могут быть хорошие перспективы, так как участники демонстрировали значительное снижение симптомов стресса и улучшение концентрации внимания. В отличие от этого, у группы учителей, не участвовавших в программе, отмечено снижение выработки кортизола, а также в нескольких случаях существенное увеличение профессионального выгорания.

Благополучие и поведение

Исследование способности прощать

«Часто, чтобы понять смысл прощения, нам нужно совершать поступки, которые являются выражением прощения”.

Это исследование изучает взаимосвязь между готовностью прощать как чертой характера, поведением (проявлениями прощения в поступках) и физиологическими реакциями. Проект ориентирован на изучение взаимосвязи между прощением, поведением и мышечным напряжением у здоровых взрослых, которых ранили поступки близких людей.

Для оценки поведения используется задача на принятие экономических решений, и при этом с помощью электромиографа (прибора, записывающего электрическую активность скелетных мышц) измеряется напряжение корругатора – мышцы, сморщивающей брови (её также называют «мышцей беспокойства»).

Нейронаука «просоциальной ценности» (совершения поступков на благо других людей)

Как другой человек становится ценным для нас? Как мы «наделяем» друг друга этой ценностью? Это первоочередной вопрос для изучения науки альтруизма. Ученые Центра наблюдают МРТ-сканы мозга участников в то время, как они принимают решение: дать деньги незнакомому человеку - или оставить себе. В результате должна появиться схема тех частей мозга, которые вовлечены в этот процесс.

Этот проект реализуется при поддержке “Фонда Джона Темплтона”, который выделил грант «Развитие добродетельных качеств характера» в рамках междисциплинарной научной инициативы.

Индивидуальные различия между положительными эмоциями и их отражением на биологическом уровне

Положительные эмоции, умение испытывать их и наслаждаться ими имеют важное значение для здоровья и благополучия, но раньше почти все исследования в этой области были сконцентрированы на негативных переживаниях. С помощью фМРТ ученые будут отслеживать, какие нейронные процессы соответствуют положительной эмоции участников - им предложат участие в игре, которая подразумевает получение вознаграждений за какие-то действия в их повседневной жизни. Исследователи хотят лучше понять, что такое «наслаждение» и каковы индивидуальные различия этой положительной эмоции у разных участников.

Ученые Центра обобщили предыдущие исследования в этой области: «Мы обнаружили, что участники, которые оказались способны сохранять активность в прилежащем ядре - центре удовольствия, ответственном за положительные эмоции и вознаграждение, - также говорили о том, что уровень благополучия в их жизни возрос. В то же время, депрессивные участники показали меньшую по продолжительности активность в этой области мозга».

Учёные будут исследовать эту нейронную активность в течение некоторого времени. Цель работы - создать технику, которая будет способствовать сохранению позитивных эмоций, что может стать способом борьбы с депрессией.

Положительные эмоции и поведение

Изучая эмоциональные реакции участников – когда они улыбаются, хмурятся и т.д. – ученые стараются понять связь между позитивными эмоциями и различными видами эмпатии. Участники смотрели видеоклипы из реалити-шоу «Дом закрыт на ремонт» (Extreme Makeover: Home Edition), а исследователи в это время измеряли их реакцию. Также участникам предлагались задачи, проверяющие их способность принимать альтруистические решения - например, определить размер пожертвования.

Изучение позитивных качеств внимания

Как научиться безраздельно уделять свое внимание какому-то человеку или задаче? Это ценная способность, которую непросто развить. Благодаря нейровизуализации и игре, чувствительной к проявлениям «распределенного внимания» (например, к блужданию ума) учёные будут исследовать нейронные процессы, которые поддерживают сосредоточенное, устойчивое внимание. По словам ученых Центра, этот вид исследования «может стать трамплином для изучения того, как можно тренировать такой вид внимания».

Этот проект реализуется при поддержке “Фонда Джона Темплтона”, который выделил грант «Развитие добродетельных качеств характера» в рамках междисциплинарной научной инициативы.

Сферы влияния Ричарда Дэвидсона

Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект», называет Дэвидсона «гениальным учёным, рожденным быть на вершине в своей профессиональной области». Это описание очень ему подходит. Краткая профессиональная биография Дэвидсона занимает 87 страниц и вся сплошь состоит из достижений. Он оказал влияние на многие важные области исследований.

Медитация

В течение 20 лет исследует опытных медитирующих и новичков. Изучает то, что происходит в мозге во время медитации; каковы преимущества различных практик; какие практики лучше работают для разных людей, и как они могут использовать их в повседневной жизни - в школах, в кабинетах врачей, в госпиталях, на рабочем месте…

Стресс

Исследует нейронные контуры мозга, связанные с психологическим стрессом и негативными эмоциями. На базе вдохновляющих нейронаучных открытий создаёт новые формы терапии, увеличивающие эмоциональную устойчивость.

Нейропластичность

Обнаружил, что тренировка ума (даже всего полчаса в день) даёт результаты, которые можно измерить. Тренировка мозга с помощью медитации, когнитивно-поведенческой терапии и других техник помогает регулировать эмоции, снижать стресс и даже развивать сопереживание и сочувствие.

Здоровье

Текущие исследования того, как медитация может снижать воспалительные процессы в ходе таких заболеваний, как астма и хроническая боль - а также изменять реакцию на саму боль.

Старение

Исследовал процессы, от которых зависит психологическая устойчивость и благополучие в пожилом возрасте, а также факторы, влияющие на увеличение этого благополучия.

ПТСР

Помогал американским ветеранам, вернувшимся с войны. Цель этого исследования - расширить доступные методы лечения ПТСР (в том числе и медитативными практиками) и сделать существенный скачок в понимании механизмов мозга, связанных с этим расстройством.

Психическое здоровье

Зафиксировал, какие контуры мозгазадействуются при депрессивных состояниях, тревожных расстройствах, аутизме - понял причины страдания и того, как можно его уменьшить. Благодаря сочетанию традиционной медитации и видеоигр, специально разработанных для развития внимательного осознавания, возросла концентрация внимания у детей и взрослых.

Ранее детство

В течение 6 лет работал над изучением того, какие преимущества могут получить дошкольники, ученики средней школы и учителя благодаря интеграции практики внимательности в школьную программу.

1976-1992 Дэвидсон исследует «эмоциональный мозг» и инициирует создание новой области - «эмоциональной нейронауки», которая изучает то, какие механизмы работы мозга лежат в основе эмоций.

1992 Вмести с тремя коллегами встречается с Далай-ламой, чтобы предложить ему начать исследование нескольких опытных медитирующих. Этот момент знаменует начало непосредственного изучения эффекта медитации на мозг.

2000 Дэвидсон получает самую почётную награду Американской Ассоциации Психологов - Distinguished Scientific Contribution Award, за достижения всей жизни.

2001 Тибетский монах Матье Рикар приезжает в лабораторию Дэвидсона в Мэдисоне. И Дэвидсон проводит исследование мозга этого опытного медитирующего до, во время и после практики.

2004 Дэвидсон вместе с коллегами публикует первую научную статью, посвященную изменениям, которые происходят в мозге во время медитации у тибетских монахов. Статья опубликована в ведущем американском научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

2006 Журнал Time называет Дэвидсона одним из 100 самых влиятельных людей мира.

2008 Основывает «Центр Исследования Здоровых Умов» в Вайсманском центре при Висконсинском университете в Мэдисоне.

2011 - 2017 Становится членом Научно-консультативного совета в Институте когнитивной психологии и наук о мозге им. Макса Планка в Лейпциге, Германия.

2011-2013 Становится членом Американской ассоциации содействия развитию науки в секции «Психология».

2012 Публикует The Emotional Life of your brain в соавторстве с Шэрон Бегли (в русском переводе “Как эмоции управляют мозгом”).

Двадцать первого июля в Москву с программой лекций и семинаров, организатором которых выступил центр «Тергар», приехал американский психолог и нейробиолог Ричард Дэвидсон (Richard J. Davidson), профессор Висконсинского университета в Мэдисоне. Основной сферой его научной деятельности являются механизмы хорошего настроения и их влияние на нейропластичность - способность мозга изменять свою структуру и выстраивать новые нейронные связи под воздействием опыта. Мы побеседовали с профессором о его исследованиях, о том, что счастье приходит к человеку с опытом, и о том, как древняя практика медитации влияет на функционирование и структуру головного мозга.

Ридард Дэвидсон в Психологическом институте Российской академии образования (ПИ РАО)

Тергар Москва


N + 1: Профессор Дэвидсон, вы начали свою научную карьеру психолога и нейробиолога с изучения эмоций и их влияния на мозг человека. Как вы пришли к идее изучения механизмов хорошего настроения? Насколько я знаю, большинство ученых, обращаясь к сфере эмоций, изучают психические расстройства и аффективные состояния, такие как депрессия и тревожность.

Ричард Дэвидсон: Интерес к изучению хорошего настроения проистекает из понимания того, что люди по-разному эмоционально реагируют на столкновение с трудностями или препятствиями. Нас интересуют возможные стратегии, способные помочь отдельному человеку пережить страдания и выработать устойчивость перед ними. На самом деле изучение хорошего настроения тесно связано с психопатологией: это, если позволите, ее другая грань. Изучая хорошее настроение, мы, возможно, сумеем выделить особые психологические характеристики, которые поддаются подсчетам и могут объяснить, как оно формируется и какими способами этому можно способствовать.

Какие методы нейрокартирования, нейростимуляции (я знаю, вы активно используете окулографию в исследованиях с участием маленьких детей) вы используете в своей научной деятельности? И какой из них, как вы думаете, больше всего приблизил вас к пониманию того, как эмоции влияют на мозг человека?

Мы используем много различных методов, причем один из важных принципов нашей лаборатории - пользоваться теми технологиями, которые лучше всего помогут ответить на поставленный вопрос. Поэтому вместо того, чтобы строго придерживаться каких-то определенных методов, мы по-возможности предлагаем исследователям самим решать, чем им пользоваться в своей работе. Иногда это МРТ, или ЭЭГ, или методы изучения молекулярной биологии - для исследования эпигенетических характеристик, довольно часто - обычные поведенческие методики. Это зависит еще и от места проведения эксперимента. Сейчас мы проводим много исследований не в лаборатории, а in situ , в реальном мире. Скажем, поведение детей мы изучаем в школах - там мы стеснены в возможностях, поэтому используем то, что лучше всего подходит.

Вы посвятили значительную часть своей научной карьеры изучению нейропластичности человеческого мозга. Как сострадание и доброта способны изменить мозг человека? И как это связано с хорошим настроением?

Позвольте сперва ответить на вторую часть вопроса. Проявление доброты и щедрости, как мы выяснили, активирует нейронные связи, отвечающие за обеспечение хорошего настроения. Насколько нам известно, это самый быстрый способ вызвать в мозге изменения, способствующие состоянию внутреннего удовлетворения. Существует много исследований щедрости, альтруизма и других связанных явлений. Когда мы проявляем просоциальное поведение, призванное приносить пользу другим, происходят две вещи: в мозге активируются определенные нейронные связи, и настроение испытуемого поднимается гораздо выше, чем в случае, когда он ведет себя эгоистично. Это согласуется с опытом созерцательных практик и учит нас принимать во внимание благополучие других людей для культивирования сочувствия.

Нейронные корреляты, активность которых можно наблюдать, очень разнообразны и включают в себя участие многих отделов головного мозга. Мы наблюдаем изменения в связях между префронтальной корой и полосатым телом - областью, которая отвечает за получение позитивного подкрепления, а также за перевод наших намерений в действия. Мы полагаем, что сострадание готовит человека к действию - видя страдания других, он испытывает спонтанное желание помочь. Также мы наблюдаем изменения и в других отделах, отвечающих за совершение действий - в моторных областях, в островковой доле, отвечающей за гомеостаз - контроль за внутренним состоянием тела.

Сострадание может быть стимулом, запускающим существенный отклик во всем теле. Например, мы видим изменения в деятельности сердца, и в особенности видим, как укрепляются связи между деятельностью мозга и сердца во время занятий, нацеленных на развитие сострадания.

В исследовании 2013 года, проведенном Дэвидсоном и его коллегами, изучались механизмы альтруизма. Участники эксперимента в течение двух недель проходили когнитивную тренировку, в ходе которой учились проявлять сострадание к различным людям (близким или незнакомым). Повышенная способность к состраданию, сложившаяся после окончания тренировки, привела к изменению активности в участках мозга, которые отвечают за регуляцию эмоций и социальное поведение: изображения страдающих людей вызвали у участников, проходивших тренировку, бóльшую активность в верхней теменной зоне, дорсолатеральной части префронтальной коры, а также усилили связь между префронтальной корой и прилежащим ядром.

Я посещала вашу вчерашнюю лекцию [лекция состоялась 21 июля в центре медитации «Тергар» - прим. N + 1], и на ней слушатели занимались медитацией. Более того, вы приехали с целью рассказать им о преимуществах медитации с научной точки зрения. Правда ли, что медитация - очень важная часть ваших исследований, и если да, то почему?

Да, безусловно, медитация - очень важная часть моей научной карьеры, особенно в последнее время. Почему? Потому что я верю, что медитативные практики могут принести самую разнообразную пользу нашему обществу. Они способны благотворно повлиять на такие сферы, как образование, эргономика, здравоохранение. Чем больше людей узнает о пользе медитации, тем скорее она станет частью нашей культуры. Думаю, большинство жителей любой страны согласится с тем, что нам не помешает проявлять чуть больше доброты и сострадания к окружающим, и медитация помогает в этом.

Более того, поскольку эмоциональное и физическое состояния тела, как мы знаем, тесно связаны, медитация также помогает улучшить здоровье. Основываясь на этом, я верю, что научный подход к изучению медитативных практик способен лучше понять их и способствовать их распространению в обществе.


Активность мозга во время медитации (справа) и в спокойном состоянии (слева)

Lutz et al. / PNAS 2004

Вы также утверждаете, что исследователю, желающему изучить влияния медитации на эмоциональное состояние человека, самому необходимо активно практиковаться. Чем вы это объясните и не повлияет ли это на объективность научных исследований?

Я считаю, что личный опыт медитации очень важен для того, кто хочет ее изучать. Это поможет исследователю ставить перед собой правильные вопросы. Я встречал ученых, не имевших опыта в медитации, но занимавшихся исследованиями в этой области. Они занимались вопросами, с моей точки зрения, далеко не самыми важными и поэтому тратили много денег и времени без должного результата.

Что касается необъективности, то она угрожает любому ученому. Исследователи привязываются к своим теориям вне зависимости от того, практикуют они медитацию или нет. Объективных ученых не бывает. Именно поэтому в научной среде существуют различные методы борьбы с предвзятостью. Например, воспроизводимость результатов: ни одно научное открытие не будет признано, пока его не смогут повторить другие ученые.

Наши работы в рецензируемых журналах проходят очень строгую проверку. Отрицательные результаты также очень важны: если мы строим гипотезу об определенной пользе медитации и ошибаемся, публиковать такой результат все равно нужно. Исследователи нашей лаборатории придерживаются этого правила: мы опубликовали уже три работы с отрицательными результатами.

Поэтому я полагаю, что ученый, практикующий медитацию, вполне способен заниматься исследованиями в этой области на качественном уровне, если будет относиться к своей работе серьезно и строго, чтобы исключить любое предвзятое отношение. В нашей лаборатории работают люди, которые не занимаются медитацией и настроены к ней достаточно скептически: они не боятся ставить под сомнение наши результаты и задавать мне сложные вопросы. Мы ценим и поддерживаем такой подход, так как не исключено, что без него мы окажемся в ловушке собственных заблуждений.

Одна из ваших самых цитируемых научных работ, опубликованная в 2004 году, посвящена изучению активности головного мозга тибетских монахов во время медитации. Когда я читала ее, у меня возникли два вопроса касательно этого исследования. Один из них касается очень маленькой выборки. Я понимаю, что когда исследуемое поле очень молодое, это допустимо, однако вопрос все равно остается. Второй вопрос - о гамма-ритмах, проявившихся на электроэнцефалограмме: иногда их, из-за высокой частоты, считают артефактами движения глаз или мышц лица. Как вы относитесь к подобным сомнениям?

Речь идет об исследовании , в ходе которого профессор Дэвидсон и его коллеги изучали активность головного мозга людей, активно практикующих медитацию, - тибетских буддистов. В эксперименте с использованием электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющей записывать активность отдельных групп нейронов, приняли участие восемь буддистов и десять человек, не практикующих медитацию. Результаты ЭЭГ показали, что активность, записанная электродами в лобно-височных долях головного мозга буддистов во время медитации, значительно отличается от активности мозга тех, кто не практикует медитацию. В частности, ученые обнаружили у медитирующих колебания потенциалов в гамма-ритме (в диапазоне от 30 до 120 герц). Гамма-ритмы являются противоречивым явлением: по частоте их редко можно отличить от мышечных движений, чьи артефакты нередко проявляются на энцефалограмме, однако некоторые исследователи считают , что гамма-ритмы возникают вследствие ряда когнитивных процессов, в том числе связанных с вниманием, мышлением, обучением.

Я думаю, что это важные поводы для беспокойства, и хочу сказать, что мы их разделяем. При работе над той статьей мы уделили очень много внимания контролированию экспериментальных условий и обработке данных с целью исключить все возможные артефакты. Более того, впоследствии мы провели еще одно исследование, которое показало наличие гамма-колебаний во время сна, и это было доводом в пользу нашей правоты.

Тем не менее, ни одно научное исследование не является идеальным, и хотя наша работа стала хорошим началом для изучения медитации, мы не возьмемся утверждать, что его результаты отвечают на все поставленные вопросы.


Я знаю, что некоторые члены научного сообщества весьма скептически относятся к изучению медитации. Как вы думаете, почему это так?

Мне кажется, по ряду причин. Во-первых, качество ряда исследований оставляет желать лучшего. Частично это из-за того, что сфера изучения медитации ограничена в финансировании, а проведение качественного исследования - это большие затраты. Во-вторых, скептицизм может быть вызван стереотипами. Люди не знают, что такое медитация, и основываются на неведении. Стереотипы в этой сфере очень сильны: многие думают, что медитация - это магия вуду, любимое занятие хиппи и прочее. Это абсолютно нерационально, но думаю, что это проистекает из недостатка информации.

Еще я думаю, что скептицизм полезен в научной сфере, он помогает направить исследовательскую деятельность в правильное русло. К тому же, многие мои коллеги, скептично настроенные в начале 2000-х, сейчас считают изучение медитации многообещающей областью.

В своих работах вы пишете, что каждому человеку присущ свой тип эмоционального мышления. Учитывая это, можно ли утверждать, что медитация помогает всем?

Если взять работы, в которых исследуется, что происходит, например, с группой людей из 30 человек, изучающих медитацию, то можно увидеть, что некоторые показывают значительное улучшение своего эмоционального состояния, некоторые - лишь небольшое улучшение, и всегда есть те, кто заканчивает эксперимент без каких-либо изменений.

Это как-то связано с присущим им типом эмоционального мышления?

Ответа на этот вопрос пока нет. Нам кажется, что такая вероятность существует, но все это нуждается в подтверждении. Есть сотни различных видов медитации, и если человек ничего не получает от одного из них, это не значит, что он ничего не получит и от другого. Это одна из причин, по которой следует изучать разные виды медитативных практик.

Понятен ли вам уже в целом механизм корреляции между медитацией и хорошим настроением, или вы все еще в начале пути?

Мы еще не прошли этот путь до конца. С точки зрения развития научной дисциплины, наша область исследований еще очень юна: пятнадцать лет - очень короткий срок для науки. Методы исследований меняются каждый год, особенно сейчас, на фоне развития технологий. Вообще, полагаю, важно понимать и принимать, что на сегодня объем неизвестной информации значительно превосходит все то, что нам уже известно. А известно нам достаточно, чтобы утверждать: у этой сферы есть потенциал, и она стоит того, чтобы проводить серьезные исследования. Но, разумеется, все вопросы мы до сих пор не решили.

Помогает ли медитация при профилактике депрессии?

Есть данные, позволяющие предположить, что определенные виды медитации, особенно при совмещении с другими видами лечения, например когнитивной терапией, могут помочь. Существует такая техника, как осознанная когнитивная терапия, которая доказала свою эффективность в профилактике депрессии и уменьшении вероятности рецидива. Депрессия имеет свойство возвращаться: если у человека хотя бы раз проявлялись симптомы клинической депрессии, то вероятность того, что они появятся снова, очень велика. Но если практиковать осознанную когнитивную терапию во время ремиссии, то вероятность рецидива уменьшается. Можно сказать, что на сегодняшний момент это важнейшее доказательство пользы медитативных практик для профилактики психических заболеваний.

Осознанная когнитивная терапия (mindfulness-based cognitive therapy) - это метод, созданный для профилактики рецидива клинической депрессии. Он приводит к пониманию пациентом механизмов, которые стоят за появлением депрессии, и причин, которые к ней приводят. К когнитивным тренировкам также добавляют практику медитации.

И наконец, самый важный, последний вопрос. Как вам кажется, вы знаете, как сделать человека счастливым?

Думаю, что да. Несомненно. Есть множество простых упражнений для ума, с помощью которых люди могут почувствовать себя более счастливыми. Поэтому лучше всего относиться к счастью и хорошему настроению как к обычному навыку: если его тренировать, обязательно придет успех.


Беседовала Елизавета Ивтушок

Ричард Дэвидсон, Шэрон Бегли

Эмоциональная жизнь мозга

Алгоритмы мозга уникальны, и они влияют па то, как мы думаем и что чувствуем. Хорошая новость: мы можем их менять!


RICHARD J. DAVIDSON




Перевела с английского Ю. Кожемякина


ISBN 978-1594630897 англ.

ISBN 978-5-4461-0515-1

© Hudson Street Press, 2012

© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2017

© Издание на русском языке, оформление ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Сам себе психолог», 2017

Один и тот же мозг не подходит каждому

Если вы верите большей части книг по самосовершенствованию, статьям по популярной психологии и врачам из телевизора, в таком случае вы, вероятно, предполагаете, что реакция людей на важные события в жизни довольно предсказуема. Большинство из нас, в соответствии с мнением «экспертов», действуют практически одинаково при каком-либо переживании: есть одна и та же скорбь, которую испытывают все; есть определенная последовательность событий, которые происходят, когда мы влюбляемся; есть стандартная реакция на измену; существуют типичные способы почти для каждого нормального человека определенным образом отреагировать на рождение ребенка, на то, что вас недооценивают на работе либо на невыносимые нагрузки, на вызывающее поведение подростков, а также на неизбежные изменения, которые происходят с нами с годами. Вышеупомянутые «эксперты» уверенно рекомендуют шаги, которые мы все можем предпринять, чтобы вновь стать эмоционально устойчивыми, выдержать неудачу в жизни или любви, стать более (или менее) чувствительными, управлять страхами, не сомневаясь в своих силах… и чтобы во всем стать такими, какими мы хотели бы.

Но мои исследования, длящиеся уже более тридцати лет, показали, что эти предположения в духе «один-размер-подходит-всем» в эмоциональной сфере обоснованы даже меньше, чем в медицине. Так, например, ученые проводят исследования, как образцы ДНК человека будут реагировать (помимо всего прочего) на предписанные лекарственные препараты. Данные исследования положили начало эпохе персонализированной медицины, когда лечение, получаемое одним пациентом против определенного заболевания, будет отличаться от того, которое получает другой пациент с той же болезнью. Происходит это по той существенной причине, что гены двух пациентов не могут быть идентичны. (Один важный пример, подтверждающий это: безопасное количество варфарина, средства для разжижения крови, которое пациент может принять, чтобы предотвратить тромбы, зависит от того, как быстро его гены усваивают лекарство.) Когда дело касается того, как люди реагируют на все, что преподносит им жизнь, как они могут развить и воспитать в себе способность испытывать радость, создавать отношения, построенные на любви, противостоять неудачам и в целом жить полной жизнью, предписания должны быть индивидуальными. В данном случае дело не только в том, что наши ДНК различны, – хотя это действительно так и ДНК, разумеется, влияет на наши эмоциональные особенности, – но и в том, каковы наши шаблоны активности головного мозга. Как медицина завтрашнего дня может быть ориентирована на расшифровку ДНК пациента, так и психология дня сегодняшнего может быть обусловлена целью понять характерные шаблоны активности мозга, лежащие в основе эмоциональных особенностей и состояний, которые определяют каждого из нас.

За все время моей деятельности в качестве невролога я видел тысячи людей, которые имели реакции одинакового происхождения, но при этом отвечали совершенно различными способами на одни и те же события в жизни. Например, одни оставались жизнерадостными, сталкиваясь со стрессом, в то время как другие становились встревоженными, подавленными, неспособными действовать при неблагоприятных событиях. Жизнерадостные люди так или иначе могут не только выдержать различные стрессовые ситуации, но и извлечь из этого пользу, превратить неудачу в преимущество. Это и есть та загадка, которая до сих пор побуждает меня проводить исследования в данной области. Я хотел узнать, чем обусловлены реакции разных людей на развод, смерть любимого человека, потерю работы или любое другое несчастье. Также меня интересовало, что определяет реакцию людей на триумф в карьере, завоевание любимого человека, осознание того, что ради них друг пройдет даже по горящим углям, на разные причины для счастья. Как и почему люди так сильно различаются своими эмоциональными откликами на успехи и неудачи в жизни?

Ответ, возникший в ходе моей работы, состоит в том, что разным людям свойственны разные эмоциональные типы , которые представляют собой совокупность эмоциональных реакций и переживаний, которые различны по своему виду, интенсивности и продолжительности. Как каждый человек имеет уникальные отпечатки пальцев и черты лица, так и у каждого из нас своя уникальная совокупность эмоциональных параметров, которые являются частью того, что мы собой представляем. Те, кто нас хорошо знает, часто могут предсказать, как мы отреагируем на определенный эмоциональный вызов. К примеру, я по своему эмоциональному типу достаточно оптимистичный и оживленный человек, принимаю вызовы судьбы, быстро восстанавливаюсь после неудачных событий, но порой склонен волноваться насчет вещей, находящихся за пределами моего контроля. (Мама, поражаясь моему радостному характеру, называла меня своим «веселым мальчишкой».) Эмоциональный тип – это причина, по которой одни из нас довольно быстро восстанавливаются после болезненного развода, а другие погружаются в самобичевание и отчаяние. Вот почему один из единокровных братьев быстро приходит в норму после потери работы, а второй чувствует себя неудачником на протяжении нескольких лет. Эмоциональный тип – причина, почему одна из подруг выступает в роли жилетки, в которую все плачутся, тогда как другая держится в стороне – в эмоциональном плане и буквально – всякий раз, когда ее друзья или семья нуждаются в сочувствии и поддержке. Вот почему некоторые люди могут считывать язык тела и интонации голоса как с рекламного щита, тогда как для других эти невербальные сигналы все равно что иностранный язык. И вот почему некоторые люди могут проникнуть в суть таких состояний своего ума, сердца и тела, о возможности существования которых остальные даже не имеют представления. Каждый день предоставляет нам бесчисленные возможности наблюдать эмоциональные типы в действии. Я провел много времени в различных аэропортах и могу сказать, что редко бывают такие рейсы, которые не предоставляли бы шанс для «полевых исследований». Как мы все, думаю, знаем, причин для изменения расписания рейсов куда больше, чем самолетов, отбывающих из аэропорта О’Хара в пятницу вечером. Это и плохая погода, и ожидание летного экипажа при пересадке, и технические сложности, и даже лампы аварийной сигнализации в кабине пилота, с которыми никто не может разобраться… список можно продолжать и дальше. Таким образом, у меня было немало возможностей наблюдать за реакцией пассажиров (а также за своей собственной), которые, ожидая вылета, слышат объявление о том, что рейс задерживается на час, на два часа, на неопределенное время или вообще отменен. Разносится всеобщий стон. Но если вы осторожно взглянете на каждого пассажира в отдельности, то увидите широкий диапазон эмоциональных реакций. Вот студент колледжа в толстовке с капюшоном, покачивающий головой в ритм музыке, льющейся ему в уши из наушников, едва взглянул вокруг и опять сосредоточился на iPad. Вот молодая мать, путешествующая с маленьким ребенком, который постоянно вертится, бормочет: «Ох, ну просто замечательно!», после чего хватает его и направляется в сторону ресторанного дворика. Тут же и женщина в деловом костюме: она быстро подходит к сотруднику, стоящему возле выхода на посадку, и спокойно, но решительно требует, чтобы ей подобрали другой рейс, – только доставьте ее на переговоры! Вот седовласый мужчина в сшитом на заказ костюме подскочил к сотруднице аэропорта и достаточно громко, чтобы слышали все, требует ответить, понимает ли она вообще, насколько это важно для него – добраться до пункта назначения? Он настаивает, чтобы девушка позвала своего начальника, и к этому моменту уже с покрасневшим лицом кричит, что сложившаяся ситуация абсолютно недопустима.

Хорошо, я готов поверить в то, что подобные задержки рейсов одним людям доставляют больше проблем, чем другим. Не успеть прилететь к постели умирающей матери – это действительно катастрофа. Конечно, для кого-то пропустить деловое совещание, которое очень важно для компании, основанной вашим дедушкой, гораздо хуже, чем опоздание на полдня для студента, летящего домой на зимние каникулы. Тем не менее я всерьез предполагаю, что то, как люди реагируют на задержку рейса, связано не столько с внешними обстоятельствами, сколько с их эмоциональными типами.