Сравнения ель рукавом мне тропинку завесила. Анализ стихотворение Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила

Пейзажная лирика занимает в творчестве А. Фета почетное место. Поэт видел не просто оболочку природы, он ощущал ее душу. Стихотворение, о котором пойдет речь, изучается в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ель рукавом мне тропинку завесила» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1891 г. за год до смерти поэта, вошло в сборник «Вечерние огни».

Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на 2 части: описание ощущений лирического героя, который находится один в лесу, рассказ о зове, слышащемся герою. Формально стихотворение состоит из трех катренов, которые продолжают друг друга.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырех- и двустопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы».

Эпитеты «странник бедный», «нежно приветствуешь».

История создания

«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось. Фет сам предложил расстаться, из-за тяжелого материального положения. О своем решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре.

А. Фет всю жизнь хранил теплые чувства к Марии, посвятил ей множество стихов. Этот пласт любовной лирики не был опубликован при жизни поэта. В стихотворении тоже есть намек на образ Марии, но рассмотреть его нелегко. Этим и объясняется, что стих был напечатан в «Вечерних огнях» в то время, когда его автор был еще жив.

Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в позднем периоде возвращается к пейзажной поэзии.

Тема

В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подает лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесе один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых тяжело разобраться.

Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: « все гудёт и колышется ».

Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и « мертвые листы » уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника так же нежно, как « глашатай медный ». Под образом странника и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор еще надеялся встретиться с ней снова.

Композиция

Композиция анализируемого произведения простая. Автор делит его на три катрена, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, рассказ звуке рога. Смысловые части одинаковые по объему, они не переплетаются. Такое разделение позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутренне состояние лирического героя.

Жанр

Грустное настроение и плавное повествование характерны для стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила». Это свидетельствует о том, что стихи написаны в жанре элегии. Автор использует разностопные строки, строго чередуя их. Стихотворный размер - четырех- и двустопный дактиль. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор : «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы» .

Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты : «странник бедный», «нежно приветствуешь». Сравнения поэт не использует.

Привлекает внимание и интонация. Если одинокая прогулка по лесу описывается спокойно, то радость от услышанного звучания рога передается при помощи восклицательных предложений. Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», «с», «ш»: «все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

Афанасий Фет - гениальный творец, человек со сложной судьбой, кому благодаря фантастическому упорству и трудолюбию удалось заявить о себе, о своем таланте. Его творческий путь, впрочем, как и жизненный, наполнен моментами быстрых взлетов и трагичных падений вниз. В минуты, когда слезы отчаяния подкатывали к горлу, растерянность и непонимание одолевали сознания, Фет обращался к поэзии. Именно в стихотворениях он всегда находил отраду. Они спасали его в самые трудные моменты жизни.

Одним из самых тяжелых периодов жизни, по собственному признанию поэта, стали годы после смерти Марии Лазич. В 1845 году, находясь на военной службе в Херсонской области, Фет познакомился с Еленой Лазич. Он начал ухаживать за молодой женщиной, но та была за мужем и всячески отклоняла его предложения. Тогда молодой человек обратил внимание на сестру Елены Марию. Однако и она объявила Фету, что давно влюблена в другого и хочет связать свою жизнь с ним узами брака. Поэт отступил, хотя и продолжал видеться с Марией: ему нравилось ее начитанность, отличный музыкальный слух и необычайная доброжелательность ко всем.

Фет даже стал сокрушаться в письмах, что упустил такую искреннюю девушку. Но он не знал, что Мария была влюблена в него с их первой встречи и не имела никакого жениха. Но она была зла на Фета за то, что он обратил внимание на ее сестру и, лишь получив отказ, переключился на нее. Такие встречи, в которых ни один не мог признаться в искренности чувств, продолжались довольно долго, пока тетушка Марии, видя страдания девушки, лично попросила Фета больше не приезжать в гости, на что тот с легкостью согласился. А несколько месяцев спустя молодой человек узнает, что девушка умерла в страшных муках от ожогов, которые получила, когда случайно бросила зажжённую спичку себе на подол платья и заснула. В последнем своем обращении к родственникам Мария просила не винить Афанасия ни в чем.

Забыть девушку поэт бы не в силах. Он винил себя в ее смерти. Ведь если бы он вовремя признался ей в чувствах, то она бы просто не оказалась в тот страшный миг в этом месте, все было бы по-иному. Самобичевание поэта подпитывали его лирику, наполняли стихи страстью и раскаянием.

Одним из таких его работ стала «Ель рукавом мне тропинку завесила», сотворенная в конце 90-х гг. 19 века. Она возникла после создания нескольких стихотворений, в которых автор просит прощения у Лазич. Фет достаточно испытывал на себе вкус утраты и, по мнению современников, почти сошел с ума от горя.

Большинство стихотворений, адресованных усопшей Марии, создатель не публиковал: они были обнародованы уже после смерти поэта. Однако данное стихотворение было напечатано еще при жизни автора. Видимо, на это решение повлияло то, что в этом произведении есть только нечеткий намек на образ возлюбленной. Не просвещённому читателю кажется, что автор опять увлекся темой природы, которая составляла большинство его ранних работ. Ведь в нем поэт описал лес, запорошенный снегом, где лирический герой ощущает себя то жутковато и печально, то вдруг радостно. Фет пишет о буре, кружащей оставшиеся листья деревьев, внимает шуму ветра. И эти звуки нравится ему, он даже согласен отправиться на этот зов, сравниваемый с голосом судьбы. Но лишь малая част читателей сможет понять, что вся разгадка такого поведения, да и смысла всего стихотворения кроется в его последней строчке.

В ней появляется та, что стоит вдали и к кому поэт обращается на «ты». Это был не образ подкрадывающейся суровой зимы, а образ погибшей возлюбленной, далекой и холодной. Автор грезит свиданием с ней, хотя и осознает, что для этого ему нужно проститься с жизнью на этом свете. Эта мысль его абсолютно не отталкивает, а напротив, радует.

Стихотворение имеет три строфы, написанных катреном с перекрестной рифмой. Это придает произведению особую твердость, словно намекая на решимость поэта, на его состоявшийся выбор.

Использованные автором эпитеты, такие как «глашатай медный» и «странник бедный», олицетворения «мертвые листы» создают безрадостную картину жизни. Прием аллитерации, то есть повторения согласных звуков, позволяет читателю «услышать» завывание ветра, шум в лесу, которые томили Фета.

Описывая медленное увядания природы, Афанасий Фет говорил о собственном угасании: его душа сгорала от мук как пламя свечи, постепенно и безвозвратно.

Урок литературы в 6 классе.

«Ель рукавом мне тропинку завесила…». Анализ стихотворения А.А. Фета

Цели:

Образовательные: Продолжение ознакомления с лирическими произведениями А.А. Фета, формирование полноты, осознанности, прочности знаний; совершенствование речевых навыков, овладение навыками анализа художественного текста.

Развивающие: Формирование интереса к предмету, мотивации к дальнейшему изучению поэтических произведений; развитие образного, логического мышления, речи, памяти, внимания, умения обобщать и систематизировать.

Воспитательные: Воспитание чувства восхищения красотой родной природы, гордости за свою Родину; культуры общения, веры в торжество добрых начал; развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: презентация «Детские годы А.А. Фета», аудиозапись стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», иллюстрации учащихся по стихотворениям А.А. Фета.

В 6-м классе ученики продолжают знакомство с лирическими произведениями из сокровищницы русской литературы и более детально изучают творчество поэта Афанасия Фета.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература».

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки выполненного действия и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: развитие читательских умений, ориентирование в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Личностные: оценивать усваиваемое содержание, формировать тип правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), которая отражена в учебниках и тетрадях по литературе.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, владеть монологической и диалогической речью, быть готовым корректировать свою точку зрения, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ход урока.

    Организационный момент.

Приветствие учителя. Вопрос учителя : «Дома ученики выполняли задание по вариантам. 1 вариант - Подготовить сообщение о детских годах А.А. Фета; 2 вариант – Рассказать о мастерстве А.А. Фета в создании картин родной природы. Для 1 и 2 варианта общее задание: ознакомиться с анализом лирического произведения, подготовить выразительное чтение стихотворения ««Ель рукавом мне тропинку завесила…». Индивидуальное сообщение: подготовить сообщение об истории создания стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Скажите, пожалуйста, о чём же мы с вами будем сегодня на уроке беседовать? (Ученики самостоятельно называют тему урока.) Записываем в тетради по литературе.

    Основная часть.

    Сообщение ученика о детских годах А.А. Фета и о его мастерстве в создании картин природы во все времена года.

    Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 29 октября (по новому стилю – 10 ноября) 1820 года. В документальной биографии его многое не совсем точно – неточна и дата рождения. Интересно, что сам Фет отмечал как день своего рождения 23 ноября.

Место рождения будущего поэта – Орловская губерния, деревня Новоселки, недалеко от города Мценска, родовое имение отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.

Афанасий Неофитович многие годы своей жизни, начиная с семнадцати лет, провел на военной службе. Участвовал в войне с Наполеоном. За доблесть, проявленную в сражениях, награжден орденами. В 1807 году, по болезни, ушел в отставку (в звании ротмистра) и стал служить на поприще гражданском. В 1812 году он избирается на должность Мценского уездного предводителя дворянства.

Род Шеншиных принадлежал к древним дворянским родам. Но богатым отец Фета не был. Афанасий Неофитович пребывал в постоянных долгах, в постоянных домашних и семейных заботах. Может быть, это обстоятельство отчасти объясняет его сумрачность, его сдержанность и даже сухость и по отношению к жене, матери Фета, и по отношению к детям. Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежавшая по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье, была женщиной робкой и покорной. В домашних делах решающего участия не принимала, но воспитанием сына, по мере своих сил и возможности занималась.

Интересно и отчасти таинственна история ее замужества. Шеншин был вторым ее мужем. До 1820 года жила она в Германии, в Дармштадте, в доме отца. Видимо, уже после развода с первым мужем, Иоганном Фетом, имея на руках малолетнюю дочь, она встретилась с 44-летним Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Тот находился в Дармштадте на излечении, познакомился с Шарлоттой Фет и увлекся ею. Кончилось все тем, что он уговорил Шарлотту бежать с ним в Россию, где они и обвенчались. В России, очень скоро по приезде, Шарлотта Фет, ставшая Шеншиной, родила сына, нареченного Афанасием Шеншиным и крещенного по православному обряду.

В детстве Фета было и грустное, и радостное. Радостного даже, пожалуй, больше чем плохого. Многие из первых учителей Фета оказались недалекими в том, что касается книжной науки. Но была другая школа – не книжная. Школа естественная, жизненная. Более всего обучали и воспитывали окружающая природа и живые впечатления бытия, воспитывал весь уклад крестьянского, сельского быта. Это, безусловно, важнее книжной грамоты. Больше всего воспитывало общение с дворовыми, простыми людьми, крестьянами. Один из них – Илья Афанасьевич. Он служил камердинером у отца Фета. С детьми Илья Афанасьевич держался с достоинством и важностью, он любил наставлять их. Также воспитателями будущего поэта явились и обитатели девичьих – горничные. Девичьи для юного Фета – это самые последние новости, чарующие предания и сказки. Мастерицею рассказывать сказки была горничная Прасковья.

Первым учителем русской грамоты, по выбору матери, стал для Фета отменный повар, но далеко не отличный педагог мужик Афанасий. Афанасий скоро научил мальчика буквам русского алфавита. Вторым учителем был семинарист Петр Степанович, человек, видимо, способный, решивший учить Фета правилам русской грамматики, но так и не научивший его читать. После того как Фет лишился учителя-семинариста, его отдали на полное попечение старика-дворового Филиппа Агафоновича, занимавшего при деде Фета должность парикмахера. Будучи сам неграмотным, Филипп Агафонович ничему научить мальчика не мог, не при этом заставлял его упражняться в чтении, предлагая читать молитвы. Когда Фету пошел уже десятый год, для него наняли нового учителя-семинариста, Василия Васильевича. Для пользы в воспитании и обучении, для возбуждения духа соревнования решено было учить вместе с Фетом также и приказчикова сына Митьку Федорова. В близком общении с крестьянским сыном Фет обогатился живым знанием жизни. Можно считать, что большая жизнь поэта Фета, как и многих других русских поэтов и прозаиков, началась со знакомства с произведениями А.С. Пушкина. Стихи Пушкина заронили в душу Фета любовь к поэзии. Они зажгли в нем поэтический светильник, пробудили первые поэтические порывы, дали почувствовать радость высокого рифмованного, ритмического слова.

    Учитель. Развитие ассоциативного мышления. Вопросы: Когда мы говорим о поэтическом произведении и произносим слово «природа», что мы первым делом вспоминаем? Что мы представляем, когда говорим «весна, лето, осень, зима»? Запишите в тетрадь свои ассоциации с каждым временем года. А теперь давайте сравним записи. Какие можно сделать выводы?

(Зима, весна, лето и осень в поэзии означают большее, чем времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с осенней грустью, печалью и, напротив, с радостью, весельем, связанным с весенним пробуждением жизненных сил. Природа – не просто фон, на котором проходит жизнь человека, это часть его души).

А теперь переходим непосредственно к работе по анализу стихотворения.

Сообщение ученика: Последний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из разорившейся семьи и предпочел разорвать с ней отношения, о чем потом горько сожалел. Ситуация усугублялась тем, что вскоре Мария Лазич погибла на пожаре, и Афанасий Фет винил себя в ее смерти. Если ранние стихи этого поэта были пронизаны легкостью бытия и наивной восторженностью, то после гибели Марии Лазич ее образ стал незримо присутствовать практически в каждом произведении того автора. Стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» написанное в 1891 году, в этом отношении не является исключением. Оно появилось на свет уже после того, как был написан целый цикл покаянных произведений, посвященных возлюбленной. Фет в полной мере вкусил горечь этой потери и, по утверждению очевидцев, даже повредился в рассудке на почве горя. Однако никто, включая законную супругу поэта, до самой его смерти не мог разгадать тайну его довольно странного поведения, ведь стихи, посвященные Марии Лазич, Фет отказывался публиковать.

Чтение стихотворения несколькими учениками выразительно.

Использование плана анализа лирического произведения.

План анализа лирического произведения

Участие в обсуждении.

Определение темы и основной мысли (идеи) лирического произведения.

Повторяем: тема (о чём пишет автор), идея – (для чего, зачем, что он хочет сказать?)

Кто такой лирический герой? Это образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой - художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира

Тема – полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

Идея – это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст. В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет.

Произведение состоит из трех строф, написанных катреном. Поэт использует перекрестную рифмовку. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что придает стихотворению какую-то особую твердость и упругость, а также плавность, напевность.

Перед нами произведение о поздней осени, о красоте природы и тех чувствах, впечатлениях, которые вызывает унылая осенняя картина. Самые противоречивые чувства переполняют поэта:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Произведение написано дактилем, который лучше, чем какой-либо другой размер, придает стиху неторопливость, плавность, мелодичность и какую-то величавость.

Душевная жизнь героя, его чувства оказываются на первом плане стихотворения. А. А. Фет говорит о смятении «странника бедного», ведь «кругом всё гудёт и колышется…». О чем думает и переживает путник? Что приводит его сюда столь глубокой и сумрачной осенью? Чувство тоски, отчаяния, страха не покидает «странника». Но вот приходит неожиданное спасение:

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Изобразительно – выразительные языковые средства:

А. А. Фет использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты («глашатая медного», «странника бедного»), олицетворения («Ель рукавом мне тропинку завесила», «мертвые… листы», «странника бедного нежно приветствуешь ты»), с помощью которых он создает угрюмую и безотрадную картину. Звуковой фон стихотворения создается с помощью аллитерации (звукописи согласными звуками) - повторением сонорных звуков «р», «л», «н», «м», что позволяет нам представить печальную и безрадостную осеннюю природу с ее ветром, шумом и непогодой.

Для А. А. Фета осень – пора угасания. Поэт описывает медленное умирание природы. Когда осеннюю природу описывает А. С. Пушкин, мы слышим ноты радостные. Когда про ту же пору говорит А. А. Фет, мы ощущаем тоску.

Образ лирического героя . Лирический герой оказался один в темном лесу. Его окружает царство неприступных могучих деревьев, царство тайн, загадок, пугающих теней и звуков. Герой Фета в смятении. Его влечет этот неведомый мир в его постоянной изменчивости, непредсказуемости, в постоянной смене состояний и настроений. Его привлекают неповторимость и трепетность этих мгновений. Сейчас вокруг всё «гудет и колышется». А что же будет дальше? Может, через минуту все успокоится и выглянет солнце, примирит природу, внесёт покой и умиротворение в душу человека? Но задумаемся! Можно ли объяснить смятение героя только лишь одиночеством и темнотой леса, только тревожным состоянием природы? Конечно же, нет! Здесь, как и во всех произведениях поэта, перед нами открывается сложный и неповторимый душевный мир человека, с его загадками, тайнами, с его надеждами, ожиданиями, мечтами, с его страстями, чувствами, любовью и сомнением. Именно лирическое волнение самого автора придает глубокий смысл явлениям природы, оживляет их. Мы чувствуем, насколько тесно слились в единое целое мир природы и мир человеческой души, насколько ярко и живо отражают картины и звуки природы едва уловимые чувства героя, чувства самого автора. «Я ничего не пойму», - говорит Фет. И эти слова относятся не к происходящему вокруг, не к таинственному завыванию ветра, не к плотно сомкнувшимся ветвям ели, преградившим путь лирическому герою. Поэт говорит о себе самом, о тех противоречивых и волнующих чувствах, которые как-то внезапно, в один момент, как будто сами собой проснулись в его душе. Почему же настолько разные и необъяснимые эмоции захлестнули душу поэта? Почему ему одновременно «и жутко, и грустно, и весело»? Вероятно, потому, что он каким-то странным образом предчувствует скорую перемену не только в неприступном темном царстве леса, но и в своей судьбе. Постоянным ожиданием живет лирический герой. Ожиданием чуда, волшебства, счастья, любви постоянно живет сам автор.

Подведение итогов. Что нового узнали на уроке? В чём состоит особенность поэтического стиля А.А. Фета в изображении природы? Надеюсь, этот урок не пройдёт для вас бесследно, и вы ещё долго будете вспоминать то, о чём мы с вами говорили. Я думаю, вас заинтересуют и другие стихотворения о природе А.А. Фета и русских поэтов.

    Домашнее задание . Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», Нарисовать иллюстрацию, подобрать репродукцию картины или фотографию к выбранному стихотворению

    Рефлексия. – Оцените, пожалуйста, как вы поработали на уроке?

- Что понравилось в своих действиях?

- Что было непонятно, трудно?

Выставление оценок в оценочный лист.

«Ель рукавом мне тропинку завесила…» Афанасий Фет

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Анализ стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Последний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из разорившейся семьи и предпочел разорвать с ней отношения, о чем потом горько сожалел. Ситуация усугублялась тем, что вскоре Мария Лазич погибла на пожаре, и Афанасий Фет винил себя в ее смерти.

Если ранние стихи этого поэта были пронизаны легкостью бытия и наивной восторженностью, то после гибели Марии Лазич ее образ стал незримо присутствовать практически в каждом произведении того автора. Стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» написанное в 1891 году, в этом отношении не является исключением. Оно появилось на свет уже после того, как был написан целый цикл покаянных произведений, посвященных возлюбленной. Фет в полной мере вкусил горечь этой потери и, по утверждению очевидцев, даже повредился в рассудке на почве горя. Однако никто, включая законную супругу поэта, до самой его смерти не мог разгадать тайну его довольно странного поведения, ведь стихи, посвященные Марии Лазич, Фет отказывался публиковать.

Впрочем, произведение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» увидело свет еще при жизни поэта и вошло в сборник «Вечерние огни». Объясняется это тем, что в стихотворении содержится лишь косвенный намек на Марию Лазич, уловить который человеку непосвященному просто невозможно. Со стороны кажется, что Фет, одно время увлекшийся философской тематикой, вновь вернулся к пейзажной лирике. Действительно, автор мастерски описывает заснеженный лес, в котором чувствует себя «и жутко, и грустно, и весело». Поднимается буря, из-за которой последние осенние листья «кружатся у ног», однако в шуме ветра поэту чудится «тонко взывающий рог».

Этот звук так мил и приятен Фету, что он готов поддаться соблазну и отправиться на зов «глашатая медного», который воспринимает, как глас судьбы. Но мало кто догадывается, что в последней строчке этого стихотворения кроется разгадка. Поэту кажется, что «издали странника бедного нежно приветствуешь ты», и в этой фразе речь идет о Марии Лазич. Фет мечтает о встрече с ней, хотя прекрасно понимает, что для этого ему придется расстаться с жизнью. Впрочем, подобная перспектива его нисколько не пугает, и он готов с радостью подчиниться таинственному зову, который влечет его в вечность .

Творчество Афанасия Фета отличает утонченный лиризм, выразительность образов, красота и мелодичность слога. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» написано в ноябре 1891 года семидесятилетним поэтом за год до кончины. При этом оно поразительно свежо и удивляет непосредственностью эмоциональных переживаний, которые испытывает поэт.

Главная тема стихотворения

Тема стихотворения, как и в большинстве лирических миниатюр Фета, воспроизведение эмоционального настроения лирического героя через описание природы. Поэт передает свое душевное волнение и неясные предчувствия перемен. При этом настроение автора полностью соответствует тому состоянию, в котором находится окружающая его природа. Очутившись в осеннем лесу, застигнутый ветряным шквалом, автор пытается разобраться в душевных порывах, которые происходят и в нем самом.

Стихотворение сюжетно делится на две части. В первой описывается картина природы: осенний лес шумит, гудит и роняет листья под напором ветра. Здесь же дается описание состояния самого лирического героя, который ассоциируется с автором: «шумно, и жутко, и грустно, и весело…» При этом рассказчик уточняет, что ему не разобраться в том, что же происходит в его душе, какие эмоции доминируют. Главное здесь - ощущение, что что-то должно произойти. Возможно, поэт ждет какого-то чуда и его приход предопределен. Далее, сюжетно это вторая часть произведения, автор «неожиданно» слышит звук «тонко взывающего рога». Вот и чудо! Ведь это воспринимается, как приветствие «страннику бедному» от нежного друга. И уже не страшна лесная шумная глушь и «мертвые что мне листы». Зов глашатая сладостен.

В жизни Фета была трагически завершившаяся любовь. Он сам отказался от счастья провести жизнь с любимой, но небогатой женщиной. А вскоре и она навсегда ушла из этого мира, не оставив ему надежды даже на случайную встречу. Фет помнил о своей любимой всегда, до конца жизни. Не ее ли нежный зов услышал он в бушующем от ветра осеннем лесу? Поэт доверчиво открывает читателю душу, просто, без прикрас и самолюбования рассказывает о смятении в душе и сладостной надежде на встречу с любимым другом, которую подарил донесшийся сквозь шум ветра зов медного рога.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано в излюбленном Фетом жанре поэтической миниатюры. Это зарисовка, наподобие тех, которые пишет художник, но в виде литературного произведения. Сходство с произведением живописи ему придает использование ярких образов: «ель рукавом… завесила», «глашатая медного», «мертвые… листы». Доминирующим образом в произведении становится ветер. Этим словом начинаются две строфы стиха, и для большего эффекта восприятия оно выделено в однословное предложение. Чередование коротких и длинных строф создает особый порывистый ритм стихотворения, ассоциирующийся со шквалами ветра, сбившимся шагом человека и прерывистым от волнения дыханием. Произведение, как и многие у Фета, очень музыкально. Оно таит в себе некую мелодию, которую, кажется, только и нужно, что записать нотами.

Удивителен талант Фета легко и непринужденно умевшего выразить в стихотворных строках невесомые, едва улавливаемые душевные движения. Поражает и изящная легкость, с которой создан одухотворенный образ природы и чувство гармонии с ней человека.