Виды диагноза по л с выготскому. Психологический диагноз

Диагноз психологический представляет собой результат деятельности специалиста, в ходе которой были выявлены особенности личности, их нынешнее состояние, а также прогнозы дальнейших возможных преобразований.

Определение понятия

Такое понятие, как "диагноз", используется достаточно широко не только в медицине, но и в других научных сферах. Дословно оно переводится как "распознавание". Что касается такого термина, как "диагноз психологический", то под ним подразумевают выявление проблем личностного характера, а также их явных и скрытых причин. При этом речь может идти не только об отклонениях или патологиях, но и о нормальных состояниях, которые также нуждаются в исследовании.

Постановка психологического диагноза может осуществляться по четырем основным направлениям, которые в свое время выделил известный ученый Рейкович:

  • изучение, анализ и составление характеристики поведенческой деятельности;
  • исследование психических процессов, которые отвечают за регулирование деятельности человека;
  • диагностика механизмов протекания нервных реакций;
  • изучение условий формирования психологических характеристик индивида.

Стоит отметить, что в психологии слово "диагноз" используется не так часто, как в других областях медицины. Это связано с тем, что эмоциональное состояние человека достаточно нестабильно и не всегда поддается доскональному изучению. Именно поэтому психологический диагноз зачастую носит приблизительный, описательный характер.

Если говорить о развернутом психологическом диагнозе, то он предполагает следующие моменты:

  • первичное изучение общего состояния индивида и уровня его развития;
  • изучение личности на предмет сбалансированности, а также выявление психологических особенностей;
  • поиск проблем (не только осознаваемых самим пациентом, но и скрытых);
  • определение отношения личности к выявленным проблемам;
  • с учетом наличия или отсутствия у пациента выраженного адаптивного потенциала.

Основные ошибки психологической диагностики

Проблема психологического диагноза состоит в том, что установить его достаточно сложно. Специалисты довольно часто допускают следующие ошибки:

  • невнимательное или искаженное наблюдение, в результате которого могут быть неверно истолкованы черты характера и форма их проявления;
  • ошибки регистрации данных, чаще всего они связаны с пристрастным отношением к пациенту или же с субъективной оценкой терминов;
  • инструментальные ошибки объясняются недостатком навыков в работе с техническими приспособлениями, а также неумением правильно интерпретировать полученные данные;
  • постановка окончательного диагноза на основании первого впечатления без проведения дополнительных исследований;
  • ошибка атрибуции состоит в том, что специалист может приписать испытуемому те черты характера, которые на самом деле не присущи ему;
  • установление ложных причин отклонения от нормального состояния;
  • стремление всюду использовать наработанные гипотезы, не желая работать над поиском новых решений;
  • слишком осторожная формулировка диагноза.

Этапы деятельности психолога

Работа психолога с пациентом включает в себя следующие основные этапы:

  • предварительная подготовка включает в себя установление контактов между больным и врачом, а также подбор методики работы;
  • с пациентом, а также мотивирование его к сотрудничеству (эта цель достигается путем создания дружелюбной и доверительной атмосферы);
  • сбор данных о состоянии больного путем использования различных методик психологической диагностики;
  • обработка полученных данных с последующей формулировкой диагноза и составлением прогноза дальнейшего развития состояния больного;
  • разработка рекомендаций для нормализации состояния пациента;
  • оформление медицинского заключения в установленной форме.

Психологическое заключение

Психологический диагноз, психологическое заключение - это похожие понятия, которые, тем не менее, нельзя отождествлять. Первый термин достаточно размытый и не так часто используется на практике. Если же говорить о психологическом заключении, то оно составляется в формализованном виде и может быть первичным, а также уточненным (итоговым).

Стоит отметить, что разделение заключений на первичные и уточненные достаточно условно. В психологической практике часто возникает необходимость в повторных исследованиях. Именно поэтому итоговое заключение может перейти в разряд первичного. Это связано с тем, что психологическое и эмоциональное состояние индивида подвержено постоянным колебаниям и является достаточно нестабильным.

Вполне допустимо писать психологическое заключение в свободной форме, но если говорить об общепринятой практике, то оно должно иметь приблизительно следующий вид:

  • Общая часть:
    • данные о пациенте;
    • жалобы больного или лиц, сопровождающих его;
    • данные анамнеза;
    • описание специфических особенностей внешности и поведения;
    • выявление степени сформированности регуляторных функций;
    • развитие когнитивных характеристик;
    • эмоционально-личностные проблемы и особенности межличностного общения.
  • Специальная часть:
    • сформулированный психологический диагноз;
    • прогнозы дальнейшего развития ситуации;
    • рекомендации по нормализации состояния.

Принципы психологического заключения

Психологические заключения устанавливаются на основе следующих принципов:

  • документ не имеет стандартной формы написания, а потому составляется в соответствии с собственными теоретическими и практическими знаниями диагноста;
  • основным из пунктов заключения является формулировка цели, с которой проводилось исследование;
  • чтобы психологическое заключение имело практическую значимость, в нем непременно должны быть отражены отличительные свойства личности, которые могут считаться отклонением от нормального состояния;
  • должна присутствовать ориентировка на конкретные действия, которые несут в себе корректирующую функцию;
  • к заключению должны прилагаться исчерпывающие данные о проведенных исследованиях (бланки опросов и прочее);
  • описания должны быть четкими и объективными.

Психологический диагноз и его виды

Стоит отметить, что разные специалисты и используют разные методы работы с пациентами. В связи с этим большой интерес представляет изучение таких вопросов, как психологический диагноз и его виды. Основными считаются следующие:

  • Диагноз, основанный на констатации факта наличия того или иного признака. При этом психологические характеристики пациента оцениваются, исходя из заданного критерия, который считается нормой.
  • Определение степени выраженности тех или иных характеристик. Довольно часто применяется при исследовании группы лиц на предмет наличия тех или иных характеристик.

Области применения результатов исследований

Психологический диагноз может найти свое применение в следующих областях деятельности человека:

  • оптимизация обучающих и воспитательных процессов;
  • работа в области профессионального обучения и профориентации;
  • психотерапевтическая работа, которая направлена на устранение отклонений от нормального состояния;
  • судебная практика (в зависимости от заключения специалиста может определяться мера наказания).

Основные способы постановки диагноза

Можно выделить следующие основные методы психологического диагноза:

  • рисуночный метод - на основе изображения, начертанного испытуемым, делаются выводы о его состоянии;
  • метод опроса - специальные бланки, после заполнения которых психолог может поставить соответствующий диагноз;
  • используется с целью выявления закономерностей отношений в группе людей;
  • биографический метод подразумевает изучение психологии человека на основе описания его жизни и реконструкции отдельных ключевых этапов;
  • генетический метод - это постановка диагноза на основании исследования историй болезней ближайших родственников пациента;
  • близнецовый метод направлен на то, чтобы выяснить природу психологических характеристик человека (являются они врожденными или же приобретенными в результате воздействия внешних факторов);
  • математические методы позволяют обосновать и уточнить выдвинутую гипотезу.

Психологический диагноз по Выготскому

Одним из наиболее видных деятелей в области психологии считается Л. С. Выготский. Он уделял особое внимание таким понятиям, как "психологический диагноз" и "психологический прогноз". Исходя из его точки зрения, их содержание совпадает. Тем не менее, чтобы составить прогноз, необходимо изучить не только настоящее, но и прошлое состояние пациента, что позволит сформировать более-менее точную картину дальнейшего развития ситуации.

В соответствии с можно выделить следующие основные уровни психологического диагноза:

  • эмпирический - констатация симптомов, на основании которых делается заключение;
  • этиологический - состоит в выявлении причин возникновения того или иного состояния;
  • типологический - это наивысший уровень диагностики, который подразумевает определение места выявленных отклонений в общей психологической картине личности.

Распространенные детские диагнозы

Можно выделить следующие частые психологические диагнозы детей:

  • - это страх разлуки как с близкими людьми, так и с дорогими вещами. Причиной может послужить недавняя потеря или же резкая смена обстановки. Проявляется в состоянии постоянной тревоги и замкнутости.
  • Дизраптивные которые подразумевают чрезмерную активность и импульсивность. Дети с подобным диагнозом зачастую достаточно вспыльчивы и упрямы, а также чувствительны. При этом они стремятся командовать окружающими и отличаются чрезмерным стремлением получить желаемую вещь.
  • Коммуникативные расстройства проявляются в затрудненном вербальном или невербальном выражении своих мыслей. Такие дети довольно часто характеризуются замедленной или невнятной речью, а также заиканием.
  • Расстройства развития сопровождаются неконтролируемым поведением. Такие дети могут быть буйными и агрессивными, а также внезапно испытывать приступы гнева. Подобные расстройства сопровождаются нарушениями социальных и коммуникативных навыков.
  • Физиологические расстройства подразумевают нарушения в системе питания, а также оправления естественных нужд. Они могут быть вызваны сильными стрессами или испугом.
  • Расстройства настроения проявляются в виде угнетенности и апатичности. Также сюда относят и которые сопровождаются маниакальными приступами, чрезмерным раздражением и возбуждением.
  • Расстройства моторных знаков сопровождаются задержками в физическом развитии. Зачастую такие дети неуклюжи, долго учатся элементарным приемам (например, застегиванию пуговиц и так далее).
  • Тикозные расстройства нередко имеют наследственный характер или же могут возникнуть в результате сильного стресса. Это непроизвольные и неритмичные движения различными частями тела. Зачастую при нормальной обстановке подобные проблемы проходят самостоятельно примерно к 7 годам.

Принципы постановки психологических диагнозов

Результатом работы специалиста с пациентом является психологический диагноз. Психодиагностике известны следующие основные принципы:

  • комплексный подход подразумевает целостное исследование таких базовых сфер, как личность, поведение и интеллект;
  • единство диагностики и коррекции;
  • целостное изучение психических характеристик (во время исследования должно быть произведено выявление всех сфер психики);
  • подразумевает учет индивидуальных характеристик при постановке диагноза и назначении лечения;
  • деятельностный подход состоит в том, что работа с пациентом должна осуществляться в контексте его сферы деятельности;
  • принцип динамичности состоит в том, чтобы изучать не только актуальные характеристики, но и возможности дальнейшего их развития;
  • сочетание индивидуального и коллегиального обследования состоит в возможности привлечения сторонних специалистов к установлению диагноза и лечению.
  • вырабатывая рекомендации для больного, стоит предлагать ему несколько альтернативных вариантов решения проблемы, чтобы он имел возможность выбора в зависимости от внешних обстоятельств;
  • психолог не должен ограничиваться исключительно раздачей рекомендаций, а давать субъективную оценку каждому из советов;
  • не стоит навязывать больному способ поведения, к которому склоняется психолог, - пациент должен иметь возможность самостоятельного выбора;
  • психологическая консультация не должна ввергать пациента в зависимость от врача (по ее итогам больной должен получить навыки самостоятельной психокоррекции);
  • клиент всегда должен иметь возможность повторно обратиться к специалисту, если он не может самостоятельно справиться с проблемой;
  • психолог не должен завершать работу с пациентом до тех пор, пока не убедится в том, что тот правильно понял рекомендации и готов к самостоятельной деятельности.

Выводы

Понятие психологического диагноза подразумевает результат деятельности специалиста, которая была направлена на выявление отклонений в развитии личности, выработку рекомендаций и прогнозирование будущего состояния. Имеется в виду умение распознать проблемы личностного характера, а также причины их возникновения и прочие существенные моменты. Если говорить о направлениях диагностики, то она может заключаться в изучении поведенческой деятельности, а также психологических процессов, которые регулируют ее. Внимание уделяется механизмам, отвечающим за протекание нервных реакций, и условиям, в которых формируется психологический портрет.

Стоит отметить, что на данный момент уделяется огромное внимание такому вопросу, как психологический диагноз и его виды. Контрольная функция заключается в том, чтобы не допустить распространенных ошибок, которые часто допускают специалисты. Так, речь может идти в первую очередь о невнимательности к пациенту, ведь психологи нередко полагаются на свой предшествующий опыт. Также стоит отметить риск необъективного отношения к пациенту. Распространенная ошибка - это постановка диагноза на основании первого впечатления без проведения более глубокого анализа. Также стоит отметить вероятность использования шаблонных теоретических ситуаций без учета индивидуальных особенностей личности.

Такое понятие, как "диагноз", не настолько распространено в психологии, как "заключение". Несмотря на то что оно не имеет установленной формы, существует общепринятая схема его составления. Так, в общей части содержатся основные данные о пациенте, а также жалобы от него (или же от сопровождающих лиц). Здесь же должны быть сформулированы особенности внешности и поведения пациента, которые имеют значение для постановки психологического диагноза, а также выявленные проблемы. В специальной части содержится не только формулировка заключения, но также общие рекомендации по решению проблемы и прогноз дальнейшего развития событий.

Достаточно большой вклад в теорию и практику психологии сделал ученый Л. С. Выготский. Он пришел к выводу, что понятия прогноза и диагноза имеют примерно одинаковую направленность. Тем не менее второе является более широким и сложным, ведь оно подразумевает изучение не только прошлого и настоящего, но и перспективного состояния. Выготский выделял три уровня психологического диагноза. Эмпирический является наиболее простым и подразумевает лишь констатацию явных и скрытых симптомов. Если говорить об этиологическом уровне, то он является более сложным ввиду необходимости поиска и анализа причин отклонения. Реже всего встречается типологический уровень, на котором осуществляется установление места имеющихся отклонений в общей картине личности.

(А. А. Невский Л.С. Выготский, 1936)

1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Например, установлено, что успешность выполнения заданий методики позволяет сделать вывод об отсутствии расстройств мышления. В данном случае психодиагност лишь констатирует факт наличия той или иной характеристики, симптома и степени его выраженности, опираясь на руководство методики. При таком подходе диагноз замкнут в порочный круг, он возвращает клинике ее же данные, но только выраженные в иной системе понятий. Выготский называл "пересказом жалоб" языком научн терминологии.

Это наименее профессиональный уровень анализа результатов, поскольку установление симптомов не приводит автоматически к диагнозу. Симптоматический диагноз доступен практически всем, кто окружает обследуемого. Один из основных методов постановки симптоматического диагноза - наблюдение и самонаблюдение, высокий субъективизм которых хорошо известен. Именно такой широко распространенный тип диагностики, когда психолога вполне можно заменить машиной или специально обученным для проведения тестирования человеком, неоднократно был объектом критики. Соглашаясь с критикой, необходимо все-таки заметить, что данный уровень следует понимать как сугубо рабочий, ориентировочный, а в некоторых случаях и соответствующий поставленным задачам (например, исследование значительного числа лиц в целях их дифференциации).

2. Этиологический диагноз содержит определение и причин тех или иных симптомов. Второй уровень предусматривает переход к обобщению и гипотетическому конструкту. Надо осознавать, что поступки человека, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми определяются многими причинами. Диагност может проследить роль лишь незначительного количества причин той или иной особенности.

В качестве гипотетического конструкта может выступать раскрытие структуры. Центральную проблему этиологического анализа Выготский видит во вскрытии механизма симптомообразования, иначе говоря, исследователь должен ответить на вопросы о том, как развивался, с помощью какого механизма возник и установлен, как причинно обусловлен тот или иной симптом. На этом уровне исследователь получает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия.

3. Типологический диагноз (высший уровень) предполагает построение сложной структуры личности, определение места и значения полученных данных в её целостной динамической картине

На третьем, высшем, уровне должен произойти переход от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теории личности. Исследователь, стремящийся построить модель личности, сталкивается со многими трудностями; Большинство затруднений возникает в результате отождествления вербализованного конкретного образа (или их совокупностей) с моделью, теоретическим построением. Когда исследователи, например, говорят о таких качествах личности, как отвага, агрессивность, целеустремленность и т. п., они нередко имеют в виду только синдромы - совокупности нескольких генерализованных конкретных образов, не обладающие свойствами теоретических построений. В результате игнорирования отличий между образами и моделью легко отождествить свойства индивида со стилем его поведения. Осуществление диагноза на высшем уровне всегда сталкивается с необходимостью отбора существенных свойств личности, раскрытия внутренних связей между ними, а это, в свою очередь, связано с состоянием развития общей теории личности в психологии.

В целом все разнообразие оснований типологии и типологических диагнозов можно свести к 2 группам:

- «глубинные» типологии, за классификационные основания которых принимаются исключительно «внутренние» причины - темперамент, конституция, «энергетические» источники (психоанализ) или, например, особенности формирования мозговых механизмов и межфункциональных связей (А.В.Семенович);

Феноменологические типологии: от античных портретов Феофраста до соционики, психогеометрии С. Деллингер и манипулятивных типов Э. Шострома;

Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико – психологических построений различных психологических направлений.

Под психодиагностикой понимают теорию и практику постановки психологического диагноза.

Психологический диагноз – квалифицированное заключение о наличном психическом состоянии человека или группы людей в целом или по сравнению с другими людьми или группами.

Как и любая другая научная дисциплина психодиагностика имеет теоретическую и практическую основу.

Задачи теоретической психодиагностики:

1) оценка изучения достоверности результатов психодиагностического обследования,

2) изучение основных объектов психодиагностики, т.е. выделение тех проявлений личности, которые подлежат обследованию,

3) разработка и обоснование методов психодиагностики.

Задачи практической психодиагностики - постановка задач связана с самой процедурой постановки психологического диагноза:

1) определение требований к психодиагносту,

2) определение условий проведения диагностического обследования,

3) проведение диагностического обследования.

В настоящее время различают общую и частную психодиагностику. Общая психодиагностика опирается на общую, возрастную, социальную психологию, с другой стороны – на психометрику (наука об измерении). Частная психодиагностика решает более узкие задачи, которые зависят от специфики объекта. Для каждого направления психологии существует своя частная психодиагностика, которая характеризуется спецификой объекта, целями, задачами и методиками психодиагностики.

Клиническая психодиагностика: объект – индивидуальные особенности больного человека; виды клинической психодиагностики – патопсихологическая, нейропсихологическая, соматопсихологическая психодиагностика.

Профессиональная психодиагностика: объект – психические особенности профессиональной деятельности и субъекта профессиональной деятельности. За счет этого вида психодиагностики идет оптимизация производства, снижение текучести кадров, повышение эффективности профессионального обучения.

Педагогическая психодиагностика: объект – участник образовательного и воспитательного процесса. Основные задачи – диагностика индивидуальных особенностей ученика, межличностных отношений, оценка эффективности разных образовательных систем и т.д.

Т.о., объект психодиагностики – человек как биологический организм, человек как социальный индивид, человек как личность. Психодиагностика направлена на выявление качеств индивида, всех аспектов взаимоотношений, свойств личности.

Цель психодиагностики – измерение диагностических признаков.

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Эти подходы отличаются по следующим основаниям:

· понимание объекта измерения,

· направленность измерения,

· характер методов измерения.

Диагностические признаки – определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики.

Диагностический фактор – ненаблюдаемые непосредственно глубинные основания тех или иных диагностических признаков, т.е. причина диагностического признака.

Психодиагностический процесс – процедура постановки психологического диагноза.

По степени сложности психодиагностического процесса принято различать:

§ психодиагностическое исследование – более сложный психодиагностический процесс. Оно предполагает теоретический анализ проблемы, который позволяет выдвинуть психодиагностическую концепцию. На основании концепции выделяются диагностируемые свойства, из этих свойств выявляют диагностируемые признаки;

§ психодиагностическое обследование – конкретная программа действий с объектом психодиагностики, которое предполагает оценку признаков и постановку диагноза.

Психологический диагноз – описание наличного состояния объекта, это конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение и описание сущности индивидуально – психологических особенностей личности.

Впервые это понятие использовал Л.С. Выготский.

Принято рассматривать:

Диагноз в широком смысле слова – комплексное изучение и описание личности, всех уровней психодиагностики объекта. Этот диагноз позволяет дать прогноз развития личности в целом и разрабатывать комплексные коррекционные программы;

Диагноз в узком смысле слова – выявление конкретных причин каких-либо недостатков в учебной или профессиональной деятельности.

Выготский выделил три уровня постановки диагноза:

ü симптоматический – описание диагностических признаков,

ü этиологический – выделение диагностического фактора, т.е. выявление причины,

ü типологический – определение места полученных данных в общей структуре личности, т.е. отнесение этих данных к определенной диагностической категории.

В психодиагностике важное место занимает понятие «норма». Норма рассматривается как оптимальное состояние объекта, т.е. состояние, которое больше всего соответствует определенным условиям или задачам. Существует несколько точек зрения на понятие «норма».

Норму можно рассматривать как исходное начало для оценки, сравнения диагностических данных.

Норму рассматривают как отсутствие отклонений.

Норма рассматривается как описательная характеристика. В понятие «норма» входят наиболее распространенные требования, правила, которые приняты в обществе.

Исходя из позиции исследования, выделяют нормы:

ü социокультурные

ü статистические

ü идеальные

ü индивидуальные

ü функциональные

Статистическая норма – средний показатель измеряемого свойства. Используется для оценки стилевых и мотивационных свойств личности (стиль мышления, поведения и т.д.).

Социокультурная норма – тот уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Данные нормы изменяются с изменениями, происходящими в обществе. Используются для оценки способностей, знаний, навыков и умений.

Идеальная норма – идеальная модель требований общества к личности, такую модель называют социально-психологическим нормативом.

Функциональная норма – требования общества к уровню развития той или иной психической функции.

Индивидуальная норма – уровень развития свойства, который является оптимальным для данного человека (объем памяти).

Психологический диагноз

Психологический диагноз – формулировка заключения об изучавшихся свойствах личности.

Психологический диагноз является конечным результатом деятельности психолога. Он направлен на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью выяснения текущего развития, а также разработке рекомендаций и прогноза.

Л. С. Выготский выделял несколько уровней постановки психологического диагноза (рис.1).

Рисунок 1. «Уровни психологического диагноза по Л. С. Выготскому»

Рисунок 2. «Клинико-психологический диагноз»

С другой стороны, существует схема принятия решения в установлении клинико-психологического диагноза (рис.2).

Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему.

Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

  1. природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;
  2. обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

Психологический прогноз

Психологический прогноз – это вид оказания психологической помощи с помощью сообщения результатов психологического обследования и разработки рекомендаций.

Психологический прогноз – это конкретное предсказание или суждение о состоянии изучаемого свойства в будущем, основываясь на психологическом диагнозе.

При формулировании психологического прогноза важно ориентироваться на типологию личности, которая поможет более грамотно составить психологический прогноз.

Также обязательным является сообщение клиенту вероятностных характер прогноза.

Прогноз не может быть осуществлен на основе одних результатов теста, он должен также исходить из общих установок клиента и других аспектов.

Необходимыми качествами психологического прогноза по Л. С. Выготскому считаются:

  1. Развернутость,
  2. Дифференцированный характер,
  3. Полнота содержания,
  4. Разбивка на отдельные возрастные этапы.

Л. С. Выготский сделал предположение о том, что психологический прогноз может быть верен лишь в том случае, если не изменяются условия развития личности.

Существует также условно-вариантный прогноз развития ребенка. В его основе лежит несколько линий развития ребенка, которые определяются в соответствии с тремя типами ситуаций:

  1. Сохранение неблагоприятных условий развития,
  2. Ослабление неблагоприятных условий развития,
  3. Усугубление неблагоприятных условий развития.

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в нашей стране.

Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования.

Отношение специалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно. Отдельные авторы считают, что прямое использование его в психологической практике не совсем корректно, так как за ним стоит определенный клинический контекст, стереотип восприятия, а как бы квалифицированно ни было проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются. Аналогичная ситуация имеет место в логопедии: учитель-логопед также занимается диагностикой, формулируя «речевое заключение», но не ставит «диагноза».

В то же время имеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют его достаточно четко от «психологического заключения», что видно из следующего определения: психологический диагноз – это формулировка заключения об основных характеристиках, изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности .

Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:

  • оценки их актуального состояния,
  • прогноза дальнейшего развития,
  • разработки рекомендаций, определяемых задачами обследования.

Предмет диагноза психологического - установление различий индивидуально-психологических как в норме, так и в патологии. Развитие теории диагноза психологического - одна из важнейших задач психодиагностики.

Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака. В психометрии диагноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л.С. Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.

Психологический диагноз (от греч. – «распознание») – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования .

Цель диагностического процесса – ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы – основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.

Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение – т.е. вся система коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и может доказать его истинность, сообщит ему смысл.

Единственно научный путь построения психологического диагноза – квалификация данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, исследование механизмов формирования установленных трудностей. Никоим образом в центре психологического диагноза не должны оказываться негативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. В плане изучения конкретного случая это означает применение двустороннего анализа: с одной стороны, «расчленение психологических функций» с выяснением их качественного своеобразия; с другой – установление структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности.

Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизонтогенеза, определяемая взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обусловливает необходимость комплексного, мультимодального подхода и к изучению его развития, и к постановке диагноза .

Важнейший элемент диагноза психологического - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия.

Уровни психологического диагноза по Л.С. Выготскому

Диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

  1. Первый уровень Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим) – диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Л. С. Выготский отмечал, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.
  2. Второй уровень - этиологический - учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их появления. Важнейшим элементом научного психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему в поведении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причины наблюдаемых особенностей и каковы их возможные следствия для детского развития. Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причину их возникновения, и называется этиологическим.
  3. Третий уровень - высший - состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Пока часто приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения .

Связь диагноза с прогнозом

Диагноз неразрывно связан с прогнозом, по Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требует умения настолько понять «внутреннюю логику самодвижения» процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Идеи Л. С. Выготского о психологическом диагнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор. Как полагал Л. С. Выготский, это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка. Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка.

Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.). Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

Как показывает опыт, значительные трудности в постановке диагноза связаны с недостаточно четким представлением детского психолога о границах своей профессиональной компетенции.

Существует две основные формы отставания в развитии :

  1. отставание, связанное с органическими нарушениями нервной системы и требующее клинико-психологической или медицинской диагностики и теории;
  2. временное отставание и неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Важно, чтобы в тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, он не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям и в тактичной форме убеждал их обратиться в соответствующие учреждения. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную характеристику ребенка. Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз - профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка. Причем прогноз, как отмечалось, в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет. Следует тщательно продумывать, кому и в какой форме сообщать о диагнозе и прогнозе психического и личностного развития ребенка. Знакомя с диагнозом заинтересованных в нем людей - воспитателей, учителей, родителей, детей, - его, прежде всего, нужно перевести на понятный всем язык, очистить от научной терминологии, иначе диагноз не будет понят, а труд психолога окажется напрасным .

Тенденция к индивидуализации диагностики, которая наметилась в последнее время, состоит в том, что делаются попытки разрабатывать методики, соответствующие специфическим проблемам клиентов, социальных институтов, предприятий, организаций. Диагностика развития - это диагностика процесса развития, то есть изменений, происходящих с индивидом на протяжении жизни. Такая диагностика, по выражению Л. С. Выготского, является многомерной, позволяющей установить многослойность, неоднородность развития личности: вскрыть его внутреннюю динамику, понять глубокие связи и соотношения отдельных компонентов психики. Дополнив выявленные симптомы и синдромы свойств анализом их взаимозависимостей и законов их динамического сцепления, можно, наконец, решить проблему индивидуального прогноза.

Список использованной литературы

  1. Лучинин А.С. Психодиагностика: конспект лекций.
  2. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004.
  3. Психологическое заключение и психологический диагноз.
  4. Диагноз психологический. Словарь.