Чем питаются монахи в монастырях, что готовят? На посту: АП побывала на скромном обеде в женском монастыре.

Я всегда думал, что монашеская еда — хлеб да вода. Но однажды оказался в монастырской трапезной — и мое мнение полностью изменилось. Более вкусных постных блюд в жизни не пробовал. В чем секрет? Монахи Свято-Пантелеймонового монастыря, что на Афоне, всегда встречают паломников радушно. Закон гостеприимства здесь блюдут строго — сначала накорми, потом расспроси. Впрочем, расспросами никто и после обеда вам докучать не будет: у каждого, считают они, своя дорога к храму.

Мы совсем не удивились скромности трапезы: хлеб, гречневая каша, приправленная тушеными овощами, гороховая похлебка с зеленью (на которую в мирской жизни даже не взглянешь и уж точно не позаришься), печеная картошка с квашеной капустой, свежие огурцы да квас. Были еще оливки (их, кстати, как нам объяснили, можно есть с косточками) и красное сухое вино (на донышке кружки). Но вкус этих блюд… Он поразил нас! Самое подходящее в этом случае слово — ‘неземной’. Я спросил об этом одного из иноков. Он молча возвел глаза к небу и тихо, без малейшего намека на поучительство и назидательность ответил: ‘Важно, с какими мыслями, не говоря уже о словах, человек приступает к приготовлению еды и самой трапезе. Вот что по этому поводу написано в ‘Киево-Печерском Патерике’: ‘Было дано увидеть одному старцу, как различалась одна и та же еда: хулящие пищу — ели нечистоты, хвалящие — мед. Ты же, когда ешь или пьешь, славь Бога, потому что себе же вредит хулящий’.

Квашеная капуста была с морковью, свеклой и ароматными семенами укропа. Именно они придавали привычной для нас, россиян, зимней заготовке удивительный вкус. И, как сказали монахи, такая капуста очень полезна для хорошей работы желудка. Над горкой капусты, выложенной в простые алюминиевые миски, возвышалось сверкающее глянцем моченое яблоко. Несколько таких яблок обязательно кладут в каждую кадушку при квашении капусты. Они тоже придают ей особый аромат.

Мясные деликатесы и выпечка — не для афонских иноков. По их мнению, чревоугодие — опасная черта, которая влечет за собой болезни тела и различные душевные недуги. Жирная еда ‘засаливает душу’, а соусы и консервы ‘разжижают тело’. Для афонских монахов прием пищи — духовный процесс, в чем-то ритуальное действо. Молитва — во время приготовления того или иного блюда (в этом случае оно обязательно удастся), короткая молитва перед тем, как сесть за стол, молитва после вкушения пищи. А сама обстановка просторной и светлой трапезной, стены и потолок которой расписаны картинами на библейские сюжеты, превращает скромный монашеский ужин в праздничное застолье и пир души. ‘Так и кухня мирянина, — сказал мне монах, — должна быть не местом семейных разборок и политических дискуссий, а одной лишь трапезной’.

Совсем недавно мне довелось побывать в Горицком Воскресенском женском монастыре, который открылся в 1999 году. В монастырской трапезной несли послушание сестры Юлия и Надежда. Молодые, каждой едва ли на вид можно было дать чуть больше двадцати, но управлялись с кухонной утварью уверенно и без суеты. Новинки технического прогресса, вроде миксеров и овощерезок, обошли стороной эти святые места. Монахини все делают сами: и тесто замешивают в больших чанах руками, и масло сбивают ручными пахтами. Да и готовится монастырская трапеза не на газе в посуде с антипригарным покрытием, а на дровяной плите, в чугунках. Оттого, говорят монахини, и получается более вкусной, наваристой и ароматной.

Я наблюдал, как младшая Надежда шинкует капусту, и любовался: полоски тоненькие-тоненькие, одна к одной, будто каждую вымеряли. Посолила слегка, окропила постным маслом, сверху выложила цветок из бусинок размороженной клюквы и веточек укропа — не блюдо, а картина, даже есть жалко, и отложила в сторону со словами; ‘Пусть капуста сок даст, тогда и на стол ставить можно’.

Я слышал где-то, что монахи не должны обставлять свою трапезу красиво, поэтому спросил об этом сестру Надежду. ‘Ну что вы, — ответила она, — Бог не может быть против прекрасного, лишь бы шло это от чистого сердца, не становилось самоцелью и не приводило к ожесточению, если что-то не получается. Я вообще заметила, — добавила она, — что здесь стала очень хорошо готовить, хотя никогда этому не училась, да и большой житейской кулинарной премудрости еще не накопила. Просто, когда в душе умиротворение и любовь к миру и тем, кто в нем живет, все, что делаешь, получается хорошо’.

Говоря это, она разделывала селедку, чтобы приготовить заливное из соленой сельди, рубленной с грибами. Белые сушеные грибы монахиня замочила заранее в холодной воде и теперь ставила их на огонь. После того как они сварились, пропустила через мясорубку и перемешала с мелкорубленым филе сельди. Добавила в фарш черный перец, измельченный лук и… начала расписывать новый кулинарный натюрморт. Из приготовленного фарша сформовала селедку, аккуратно приложила голову и хвост, вокруг положила небольшие , петрушки, маленькие кувшинки из вареной моркови и залила все грибным бульоном, смешанным с разбухшим желатином. Получилось озеро с аппетитной рыбкой внутри.

— Вы можете, — сказала она, видя мой восторженный взгляд, — украсить свое блюдо как захотите. Да и готовить его необязательно с использованием сушеных грибов. Просто мы с сестрами за лето и осень их столько собрали… А вы, если сушеных нет, возьмите обычные шампиньоны. Хотя, по мне, ни одни выращенные в ‘неволе’ грибы не могут сравниться с лесными. От них такой дух идет!.. Надо сказать, что обед, к которому сестра Надежда готовила свои ‘кулинарные шедевры’, не был праздничным, да и из гостей на нем присутствовали лишь несколько таких же, как я, путешественников, которых и настоящими-то паломниками можно назвать с большой натяжкой. Но здесь принимают всех и не спрашивают, насколько крепка твоя вера: раз пришел, значит, душа просит.

Кроме заливного, Надежда приготовила еще несколько необычных блюд из грибов. Например, грибной сыр, икру и какую-то необыкновенно вкусную холодную закуску. Сушеные грибы для нее вымачивают в воде в течение часа, а затем варят в подсоленной воде до готовности. Их, как сказали монахини, вполне можно заменить свежими: шампиньонами или вешенками. В этом случае грибы достаточно отварить, мелко нарезать, смешать с нашинкованным репчатым луком, досолить при необходимости и полить соусом. Его готовят из тертого хрена, разведенного небольшим количеством крепкого хлебного кваса и грибного бульона. Блюдо получается не острым, а лишь с легким привкусом хрена, который не должен перебивать вкус грибов.

Из холодных закусок на столе была еще свекла отварная под острым соусом, приготовленным из вареных яичных желтков, тертого хрена и растительного масла. Это блюдо было мне хорошо знакомо, а вот вареную фасоль, обжаренную в масле, я пробовал впервые — очень вкусно. Блюдо, как сказали мне сестры, готовится хоть и просто, но довольно долго. Фасоль сначала нужно замочить в воде на 6-10 часов, затем отварить в подсоленной воде до готовности, но так, чтобы не разварилась, откинуть на дуршлаг, слегка обсушить на свежем воздухе и только потом обжаривать в растительном масле до румяной корочки. За пару минут до готовности добавить в казан пассерованный лук, посолить, приправить пряностями по вкусу и снимать с огня. Подают фасоль в холодном виде.

Пока Надежда колдовала (хотя по отношению к монахине такое слово не очень подходит) над холодными блюдами, Юлия готовила первое и второе. На первое были монастырский борщ с фасолью и калья (суп, приготовленный на огуречном рассоле) с рыбой. На второе — плов с овощами и изюмом, постные голубцы, перепеча из тыквы — что-то вроде тыквенной запеканки с рисом: тыкву и рис для этого блюда предварительно отваривают отдельно друг от друга, затем смешивают, в фарш добавляют взбитые также отдельно белки и желтки и выкладывают все в смазанную маслом форму. Получается нечто среднее между выпечкой и вторым блюдом. На десерт сестры приготовили пирог с яблоками и пирожки с маком и медом — маковники. И хотя тесто было замешено без использования сливочного масла, получилось оно пышное, нежное, а начинка… Выпечка с маком — вообще моя слабость.

Как видите, трапезничали монашки и угощали паломников совсем без мяса. Но уж поверьте, мы этого даже не заметили. В дни постов количество блюд на столе, как сказали монахини, уменьшается, исчезают рыба, яйца, молочные продукты. Но трапеза при этом не становится менее вкусной и, уж конечно, остается такой же сытной.
Прощаясь с гостеприимными сестрами, я поинтересовался: слышали ли они о варенье ‘Кудри ангела’? Говорят, этот рецепт настоятельнице одного из испанских монастырей дала Дева Мария в ночь перед Рождеством. Тыквенные волокна (в которых спрятаны семечки) варят в сахарном сиропе вместе с протертыми лесными орехами. ‘Нет, — сказали монахини, — не слышали, но варенье из тыквенных волокон, которые большинство хозяек просто выбрасывает, тоже делаем. Нужно просто отделить волокна от мякоти и семян, слегка обсушить (подвялить на воздухе). Приготовить сахарный сироп, залить им волокна, настоять сутки, а потом варить наподобие наших варений — пяти минуток: 3-4 раза по пять-семь минут, (Важно после каждой варки полностью остудить варенье и только потом вновь ставить на огонь.)’ Попробуйте и еы приготовить дома блюда монастырской кухни. Возможно, тогда предстоящий пост покажется не таким уж пресным и трудным.

Великий пост традиционно привлекает внимание не только верующих людей. Многие пытаются приурочить к этому времени очередной этап похудения или опробовать новую диету, основанную на вегетарианских принципах. Тем, кто задумывается о правильном питании накануне поста, будет интересен опыт монахов горы Афон и особенности их диеты в постные и скоромные дни.

Исследования показывают, что афонское монашество — одно из самых здоровых в мире сообществ. Монахи живут долго, практически не болеют раком, не страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом и болезнью Альцгеймера. Побочным эффектом принятого здесь режима питания становится естественная потеря лишнего веса.

Каждый монастырь практически полностью обеспечивает себя всем необходимым. На материке закупают немногое. Монастыри стоят в окружении огородов, фруктовых садов, виноградников, пасек и оливковых рощ. Собираемые в сезон экологически чистые плоды и составляют основу питания обитателей Святой горы. У монастырей есть также свои небольшие причалы для рыбачьих лодок. Как правило, лодки выходят в море перед тем или иным праздником. Улов — а он бывает значительным — чистят, разделывают и съедают за обедом.

Монастырская трапеза — это религиозный ритуал, который проходит дважды в сутки, утром и вечером. Едят монахи молча, под чтение Священного писания (с комментариями отца-настоятеля). Обычно прием пищи длится около двадцати минут; о его завершении возвещает сигнал колокольчика, подаваемый настоятелем. Хотя монахи относятся к пище как к источнику «пополнения сил», стол у них разнообразный, а постные блюда вкусные. Обычно это супы, зелень, бобовые и зернобобовые культуры, салаты, хлеб и фрукты.

Режим питания отличается неизменностью. Понедельник, среда и пятница — постные дни, когда из рациона исключаются животные белки, вино и растительное масло. Пищу готовят на воде. Несмотря на строгие ограничения, меню постного дня достаточно широко. Нередко то, что не съели утром, доедают, слегка видоизменив, вечером.

Остальные дни недели (если на них не выпадает праздник) считаются скоромными. Ассортимент разрешенных продуктов расширяется и включает в себя рыбу, сыр, яйца, йогурт и красное вино.

Разговение после поста — это радостное событие, когда на столе царит изобилие: рыба, пироги, сладости и даже мороженое. Монахи искренне радуются этим лакомствам, но, храня верность своим принципам, употребляют их в умеренных количествах.

Принципы афонской диеты
Если вы стремитесь кардинально изменить свой образ жизни и питания, приблизив его к здоровому, рекомендуем прислушаться к следующим советам, основанным на многовековом опыте афонских монахов.
Сведите к минимуму потребление соленой пищи и полуфабрикатов.
Сведите к минимуму потребление сливочного масла и сливок.
Сведите к минимуму потребление сахара и напитков с высоким содержанием сахара, а еще лучше — откажитесь от них.
Пейте как можно меньше фруктовых соков.
Перекусывайте только фруктами, овощами, орехами и сухими крекерами.
По возможности ешьте органическую пищу.
Регулярно занимайтесь физическими упражнениями (ходьба быстрым шагом по 30-40 минут в день поможет вам поддерживать вес в норме).
Пейте как можно больше воды.
Подстраивайте диету под свой образ жизни. При необходимости сдвигайте постные и скоромные дни.

Постные дни

В постные дни вы должны не просто исключить определенные продукты — вы должны есть как можно меньше. Свою обычную порцию придется значительно уменьшить.

Фактически в постные дни вы будете придерживаться строгой маложирной вегетарианской диеты. Постарайтесь подобрать вегетарианские блюда себе по вкусу и проявите самодисциплину. Ложась спать, вы будете ощущать легкое чувство голода, и это хороший знак.

Без ограничений. Помните, что в дни поста следует максимально ограничить количество пищи. Ограничения не распространяются на:

  • фрукты;
  • травяные/фруктовые чаи;
  • воду;
  • специи, травы и перец — добавляйте их в постные блюда для улучшения вкуса.

С ограничениями. В постные дни можно есть нижеперечисленные продукты, но в небольших количествах. Максимальная порция не должна превышать количество еды, которое помещается в сложенных ладонях.

В умеренных количествах допустимы:

  • картофель;
  • макаронные изделия;
  • злаки: рис, булгур, кускус, киноа, ячмень, перловая и овсяная крупа;
  • несдобные крекеры, овсяное печенье, хлебные палочки;
  • фруктовые соки (не больше 2 стаканов в день);
  • авокадо (не более половинки в день);
  • бобовые: зеленый горошек, чечевица, бобы (нут, фасоль);
  • оливки и оливковое масло;
  • приправы и соусы (чили, кетчуп);
  • сухофрукты, орехи и семечки (не более горсти в день);
  • чай и кофе (без молока и сахара);
  • соль (как можно меньше).

Что нельзя есть и пить. Возможно, взглянув на список запрещенных продуктов, вы запаникуете: чем же мне питаться, если ничего нельзя! Однако если начать готовить еду самостоятельно, проблему можно решить.

В постные дни полностью исключаются из рациона:

  • молочные продукты: молоко, сыр, сливочное масло, йогурт, сливки, творог;
  • мясо: говядина, свинина, баранина, колбасные изделия (бургеры, сосиски, бекон, ветчина и т.п.);
  • рыба и морепродукты, включая креветки, кальмары, рыбные палочки и т.п.;
  • яйца;
  • чипсы и снеки;
  • печенье, торты, круассаны, оладьи и т.п.;
  • шоколад, конфеты и другие сладости;
  • сахар и сладкие напитки (кока-кола, лимонад, энергетические напитки);
  • спиртное (вино, пиво, сидр, крепкий алкоголь, коктейли);
  • растительное масло и жиры (включая кокосовые сливки и кокосовое молоко);
  • майонез и жирные салатные заправки.

Большинство из нас, даже стараясь ограничить себя в потреблении жирного и сладкого, тем не менее набирают вес. Виной тому — лишние калории. Поэтому старайтесь использовать высококалорийные жиры и сахар в небольших количествах для улучшения вкуса блюд и исключите из своего рациона еду и напитки, которые только из них и состоят. Например, лучше съесть порцию цукини, тушенного в оливковом масле с чесноком, чем пакет чипсов. Лучше посыпать ягоды одной чайной ложкой сахара, чем сделать несколько глотков кока-колы (в одной банке содержится примерно 8 чайных ложек сахара).


Скоромные дни

В эти дни вы можете питаться более разнообразно, чем в постные, однако количество пищи не должно превышать разумных пределов. Можно также выпить один бокал спиртного (лучше красного вина).

Без ограничений. Как и в любой другой день афонской диеты, без ограничений можно есть и пить:

  • фрукты;
  • овощи (кроме авокадо и картофеля);
  • травяной и фруктовый чай;
  • воду;
  • специи, травы и перец.

В умеренных количествах. В скоромные дни ассортимент разрешенных продуктов значительно шире, чем в постные. Можно есть и пить:

  • злаки: рис, булгур, кускус, ячмень, овес и киноа;
  • бобовые: фасоль и чечевицу;
  • орехи и семечки;
  • хлеб (желательно цельнозерновой);
  • крекеры, овсяное печенье, хлебные палочки;
  • макароны;
  • картофель;
  • авокадо;
  • фруктовые соки;
  • оливки;
  • греческий (натуральный) йогурт;
  • молоко (обезжиренное или с пониженным содержанием жира);
  • сыр (один ломтик размером не больше спичечного коробка);
  • сливочное масло (немного);
  • яйца;
  • морепродукты;
  • мясо птицы;
  • оливковое масло;
  • алкоголь (один бокал красного вина объемом 175 мл);
  • сухофрукты;
  • соль (как можно меньше).

Нельзя:

  • красное мясо и мясопродукты (сосиски, бургеры, ветчину, бекон, паштет и т.п.);
  • чипсы и снеки;
  • сахар и сладкие напитки;
  • конфеты и другие сладости;
  • торты, печенье, круассаны и т.п.

Эта диета избавит вас от «диетического» образа мыслей и научит ценить и уважать еду. Один день в неделю вы сможете есть, что захотите, и вам не придется постоянно держать себя в узде. Из вашего отношения к еде исчезнет нервозность. Вместо слова «никогда» вы будете говорить себе: «Не сегодня».

Разговение

Один день в неделю вы можете отойти от строгих ограничений режима питания и «попировать» — порадовать себя тем, что любите. Оставьте этот день для похода в ресторан, праздничного ужина с друзьями или в кругу семьи.

Вся прелесть диеты афонских монахов заключается в том, что не нужно постоянно отказывать себе во всем. Напротив, вы можете пойти в гости и без зазрения совести съесть кусок торта, потому что знаете: завтра наступит постный день. Дни разговения помогают решить типичную для других диет проблему чувств обделенности и вины.

Скорее всего поначалу вы будете с нетерпением ждать воскресенья, чтобы наесться до отвала, но постепенно заметите: вас перестало тянуть на жирное и сладкое, хотя раньше вы жить без него не могли. И это еще одно положительное свойство афонской диеты.

Обсуждение

Бред какой то написан. Как можно сдвигать постные дни если это дни пост в которые соблюдается ради воспоминания определенных событий. Мясо монахи не едят вообще. Какой йогурт? Овощи кроме авокадо и картофеля. Почему нельзя авокадо и картофель? Картофель главное постное блюдо монахов. А еще на Афоне активно едят морских гадов. Тут про них и не упоминается. И вообще пост и диету сравнивать нельзя. Значение поста высоко духовное. Не позорьтесь удалите этот бред. Его писали полностью некомпетентные люди. А манипулировать неточной информацией и громкими названиями для привлечения читателей некрасиво!

16.02.2018 06:38:47, monah Varsonofij

Знаю, как правильно питаться в пост и не поправиться!!! Получать все необходимы витамины и минералы, как использовать растительные белки!!! Пишите в ЛС, кому интересно.

Комментировать статью "Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя"

мне всё можно есть, но я ем исключительно растительную еду - это мой выбор, основанный на регулярном изучении исследований. помогаю людям перейти на это же питание. помогаю им этим питанием понизить Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя.

Великий пост и правильное питание: что общего? Это реально похудеть в это время? Во время поста питаешься в основном углеводами. Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост традиционно привлекает внимание не только верующих людей.

Есть 2 мнения о посте в плане пищевых ограничений, причем мнения эти имеют как постящиеся, так и нет. 1. Если не можешь поститься строго, то надо пытаться хотя бы в немного ограничивать себя, хотя Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя.

Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Ограничения не распространяются на: овощи (кроме Несмотря на строгие ограничения, меню постного дня достаточно Как и в любой другой день афонской диеты, без ограничений можно есть и пить.

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Похудение с диетой монахов горы Афон. Афонская диета: чередование постных и скоромных 1. Редко есть = быстро худеть Коррекция...

Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Из вашего отношения к еде исчезнет нервозность. Вместо слова «никогда» вы будете говорить себе: «Не сегодня». Один день в неделю вы можете отойти от строгих ограничений режима питания и «попировать»...

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Т.е. мое похудение придется и на пост. Это реально похудеть в это время? Во время поста питаешься в основном углеводами.

Спросите любого эксперта по питанию, сколько раз в течение дня необходимо питаться, чтобы увеличить чистую мышечную массу, уровни энергии и умственную Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Режим питания отличается неизменностью.

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Чем питаться в пост? Можно и нельзя: продукты для постных и скоромных дней. Похудение и афонская диета.

Питание монахов горы Афон. Как сбросить лишний вес. Версия для печати. Попытки сбросить вес носили эпизодический характер, я пробовала даже тайские таблетки, но ни одна моя кампания по Моя окончательная победа над жиром.

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Питание монахов горы Афон. Я не признаю таблеток для похудения, выбрала для себя натуральный способ.

Со специальныи программами снижения веса? Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать санаторий Беларуси - программа похудения?. Похудение с диетой монахов горы Афон. Афонская диета: чередование постных и...

Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост традиционно привлекает внимание не только верующих людей. Многие пытаются приурочить к этому времени очередной этап похудения или опробовать новую диету, основанную на вегетарианских...

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Учимся худеть у афонских монахов: перекусы и еда на ночь. Версия для печати. 4,3 5 (64 оценок) Оценить статью.

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать санаторий Беларуси - программа похудения?. Похудение с диетой монахов горы Афон. Афонская диета: чередование постных и Оказалось, что Абхазия переводится как «страна души», до...

Про Великий Пост. -- посиделки. Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после не диета, но определенный тип питания. Там практически нет жиров, получается Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост традиционно привлекает внимание...

Похудение и диеты. Как избавиться от лишнего веса, похудеть после родов, выбрать подходящую диету и пообщаться с худеющими. Главные черты средиземноморской диеты (и похожей на нее диеты афонских монахов) - это ограничение сладкого и животных белков.

Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Расчитана диета на 13 дней. Авторы диеты обещают, что за это время обмен веществ перестроится на иной ритм работы и стойкий эффект от применения диеты сохранится минимум на 2-3 года без...

Ищете диету, чтобы похудеть? Питание монахов горы Афон. Основополагающим принципом афонской диеты является деление дней недели на постные и скоромные, включая день Чем питаться в пост? Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост и диета.

Диета афонских монахов: можно и нельзя. Великий пост и диета. Чем питаться в пост? Можно и нельзя: продукты для постных и скоромных дней. Вполне физиологичное питание, в отличие от диет Дюкана с Аткинсом и огромного количества их Опрос, имхо, некорректный.

Великий пост — один из самых строгих постов церковного календаря. В этом году он продлится до середины апреля. Почему во время постов многие набирают килограммы? Как не ограничиваться в еде, но в то же время поститься? В какие дни недели можно позволить себе масло, кальмары и как приготовить постные пельмени? Корреспондент АП получил приглашение на обед в благовещенском храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. О правильном отношении к воздержанию — из первых уст монахинь женского монастыря.

Монашеский обед

Третье утро Великого поста монахини встречают не завтракая, позволяют себе только немного просвиры — освященного хлеба. На обед постный борщ, без мяса, отварная гречка, черный хлеб и соленья — помидоры, огурцы, грибы с луком и чай.

— Ужинаем мы обычно тем, что осталось с обеда,— делится управляющая монастырем монахиня Нила (Семерня).

В холодильнике на монастырской кухне в основном консервированные овощи. «Иногда здесь бывает и сыр, и мясо», — улыбается монахиня Нила. Скоромных продуктов теперь в храме не появится почти два месяца, вплоть до Пасхи.

— Принцип приготовления во время поста очень прост: варите те же супы, но не кладете в них мясо, готовите те же блюда, но без запрещенных продуктов — молочного, яиц. На самом деле это очень вкусно! — уверяет управляющая монастырем.

В этом году патриарх благословил кушать рыбу в субботу и воскресенье, в прошлом рыба была в меню только в воскресенье. Подсолнечное масло исключается в понедельник, среду и пятницу.

Самыми строгими ограничениями отличаются первые 3—4 дня Великого поста и его последняя — Страстная неделя. Монахи-подвижники в эти дни ведут особо аскетичный образ жизни и питания — включают в меню только просвиру и святую воду. Помощница управляющей благовещенским женским храмом монахиня Сусанна, которая уже 18 лет подряд соблюдает Великий пост, сейчас отказывается от горячего и даже не пьет чай — ест картофель в мундирах, вареную свеклу, овощи. Матушке 66 лет, ежегодные воздержания сделали ее вкусы неприхотливыми. «Уже не помню, когда я в последний раз ела колбасу, хотя раньше ее очень любила. Думала, никогда не смогу отвыкнуть от нее, на последние копеечки покупала. А потом, когда монашество приняла, видимо, благодать Божия сошла», — рассказывает она. Впрочем, и священников испытывают искушения.

— Первую неделю очень хочется что-нибудь съесть. Особенно после Масленой недели, блинчиков со сметаной. Организм перестраивается долго и сложно, но с молитвой Бог помогает, — признается монахиня Нила.

Можно и конфетку

Многие заблуждаются, воспринимая пост как диету. «Это очень неправильный подход. Пост — это не подготовка к пляжному сезону, а средство помощи в борьбе с нашими страстями», — увещевает монахиня Нила. Кстати, в этом году правила воздержания немного мягче.

— Патриарх благословил кушать рыбу в субботу и воскресенье, в прошлом году рыба была в меню только в воскресенье. Подсолнечное масло исключается в понедельник, среду и пятницу, — отмечает управляющая храмом.

Потому выходные у соблюдающих пост превращаются в праздник живота: готовят блюда, тушеные с маслом, запеченные в духовке и жареные. И именно во время ограничений в питании монахини, напротив, нередко набирают килограммы. «Потому что в меню практически нет белков, больше углеводов», — поясняет монахиня Нила. В пост возрастает аппетит — нередко низкокалорийного борща наливают не тарелку, а две. Тем более порционных запретов в еде для православных нет.

— На зиму у нас было заготовлено больше 50 банок солений. 15 из них мы съедим во время поста, — подсчитывает управляющая монастырем.

Также в пост не запрещена питательная пища: крупы, макароны и даже конфеты. В храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии предпочитают к чаю карамель.

Кому можно не поститься

«Лучше поесть мясо, а не съесть соседку. Пост не в еде, а в душе», — выводит главное правило монахиня Нила. Начинающим в монастыре советуют не принимать пост без благословения батюшки и выбрать менее длительный период воздержания. Всего у православных христиан четыре многодневных поста в году — помимо Великого, Успенский, Рождественский и Петров. Лучше начинать с Успенского поста, он двухнедельный. Поститься мирянам можно и не ограничиваясь в еде. «Возьмите себе за правило в Великий пост бросить курить, это будет намного сложнее. Или не ругаться с соседкой: всегда с ней здоровайтесь и улыбайтесь, в каком бы скандале с ней ни были. Это большой духовный труд!» — подмечает матушка.

— Нужно ограничиться в увеселениях, не ходить в рестораны, больше времени проводить с семьей, молиться за усопших и ближних, каяться в грехах, уделить внимание ближнему — помогать нуждающимся, посетить больного, — советует помощница управляющей храмом монахиня Сусанна.

Даже глубоко верующие люди могут позволить себе не воздерживаться в пост в особых случаях — если исключать определенные продукты не позволяют болезнь или профессия. «Это работники больниц, которые дежурят круглосуточно, дальнобойщики. Если водитель откажет себе в еде, у него закружится голова, будет создана аварийная ситуация. Лучше выполнить свои обязанности, от которых зависят жизни людей», — говорит монахиня Нила. К соблюдению поста нельзя принуждать, поэтому и в христианских семьях могут готовить по обычным рецептам для детей.

— В давние времена на время Великого поста малышей даже отлучали от груди. Теперь детей с семи лет причащают и исповедуют, желательно, чтобы с этого года они соблюдали пост», — отмечает матушка Сусанна.

Что любопытно, Великий пост сегодня вышел за рамки христианской культуры. Нередко его соблюдают и светские люди. «Душа — христианка у всех, но некоторые держат ее как в клетке. Говорят: «Да я не верю». Все мы верим! Что-нибудь случится, говорим: «Господи!». Если человек постится, это не просто так. Со временем маленькими шажками он придет к Богу. Многие приходят к нему уже в зрелом возрасте, — уверена матушка Сусанна.

Постящимся разрешают креветки и шоколад

Это миф, что во время длительного Великого поста христиане устают от однообразной пищи. «Однажды мы составили список блюд на пост, и за семь недель так и не успели все их приготовить!» — удивляет матушка Сусанна. В перечне постных рецептов борщ, щи с квашеной и свежей капустой, рассольник, всевозможные супы с разными крупами. Весной в женском монастыре ставят на стол окрошку.

— Готовим ее на газированной воде, добавляем тертую лобу, картошку, свежие огурцы, лук и майонезный соус, в составе которого нет яиц,— рассказывает монахиня Сусанна.

Пост — это не подготовка к пляжному сезону, а средство помощи в борьбе с нашими страстями.

Широк выбор салатов: можно нарезать винегрет, постное оливье (без колбасы), а в рыбные дни — «Селедку под шубой». Овощи запекают, жарят с соевым мясом, фаршируют. «Перцы мы начиняем рисом или пшеном с морковью и луком, по такому же принципу готовим голубцы», — приводит пример монахиня Нила. В постном меню немало выпечки. Тесто готовят на воде, без яиц и молока. «Чтобы оно было мягким, нужно добавить немного постного масла», — делится гастрономическими тонкостями монахиня. И можно стряпать вареники и пирожки с капустой, картошкой, грибами и ягодой.

Из сладостей можно мед, варенье, сушки, любую постную выпечку и даже шоколад. Из напитков — компоты, морсы, соки, кисели, квас. Постными можно назвать и некоторые экзотические для нашего стола блюда — к примеру, сыр тофу или креветки. «Но стол должен быть простым, умеренным. Лучше избегать дорогостоящих блюд и подать милостыню», — отмечает монахиня Нила.

Пельмени с редькой

— Однажды мы готовили пельмени с черной редькой. Редьку нужно натереть на тонкой терке и вымочить в воде несколько раз, чтобы ушла горечь. Затем подсолить ее и добавить в начинку масла. Пельмени получаются сочные и вкусные, — рассказывает матушка Сусанна.

Р асположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.

1. Постоянное пребывание в чань-состоянии

На протяжении тысячи четырехсот лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.

Посторонние мысли, считает китайская медицина, порождают «семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость - на сердце, печаль - на селезенке, скорбь - на легких, страх - на почках. Итак, медитация - первый секрет долголетия шаолиньских монахов.

2. Сочетание ортодоксального буддизма с занятиями боевым искусством

Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.

3. Познания в области медицины

Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.

ШАОЛИНЬСКИЙ МЕТОД ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

Выше мы остановились на трех особенностях шаолиньского метода продления жизни. Однако этот метод имеет много общего с методами «пестования жизни» других школ и направлений. Известный своими исследованиями методов «пестования» и продления жизни монах Сюань Гуй в своих трудах изложил основные направления шаолиньской школы, суть которых сводится к следующему:

  • «пестование жизни» путем медитации;
  • солнечные ванны;
  • закаливание холодом, жарой и ветром;
  • оздоровление селезенки с помощью правильного питания;
  • холодные водные ванны;
  • продление жизни с помощью цигун;
  • сбрасывание веса ходьбой;
  • укрепление тела «жесткими» упражнениями;
  • продление жизни с помощью секретов медицины;
  • прочищение организма с помощью массажа;
  • оздоровление с помощью ушу.

Эти направления составляют комплексный метод «пестования» и продления жизни, вобравший в себя долгую практику Шаолиня, бесценный опыт других школ, метод, доказавший свою эффективность в профилактике болезней и укреплении здоровья.

Принципы питания

Основная пища

Китайская традиционная медицина уже давно подметила тесную связь между питанием и здоровьем человека. В трактате «Линшу» говорится: «Верхний обогреватель включается, пропускает пять вкусов злаков. Ци называется то, что золотит кожу, укрепляет тело, питает волосы, орошает, как туман и роса. С поступлением пищи организм наполняется ци. Попадая в кости, она благотворно влияет на них, делает их гибкими. Слюна - это жидкость, которая питает мозг и увлажняет кожу. Ци поступает в средний обогреватель, соединяется с жидкостью и краснеет. Получается кровь».

Эта выдержка из древнего трактата свидетельствует о том, какую важную роль играют продукты питания в функционировании организма человека, которые, попадая в него, способствуют образованию необходимых человеку питательных субстанций - ци, крови и слюны. Эти питательные субстанции поддерживают нормальный обмен веществ, непрерывно циркулируя, обеспечивают жизнедеятельность организма.

Переваривание пищи осуществляется, главным образом, желудком и селезенкой. Поэтому древние говорили: «Селезенка - основа послеутробной жизни, источник, порождающий ци и кровь».

Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.

Бэн Юэ писал: «Основа питания - пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».

Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.

В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.

Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера - ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин - чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.

Расписание приемов пищи

ЗАВТРАК
Время: 6 часов.
Основная пища: каша из чумизы или кукурузы с добавлением батата или картофеля.
Количество: 2 - 2,5 чашки (объемом 100 г риса или муки).

ОБЕД
Время: 11 часов.
Основная пища: лепешки из смеси пшеничной и кукурузной муки с начинкой из фиников или хурмы.
Количество: 1 лепешка (250 г), а также белая редька, доуфу (соевый творог), лапша из золотистой фасоли.

УЖИН
Время: 6 часов вечера. Основная пища: лапша из бобовой муки.
Количество: 1 - 1,5 чашки с добавлением по сезону: люцерны, сельдерея, пекинской капусты и т.д.

Чайный рацион

Монахи Шаолиня регулярно пьют лекарственный чай, заваривая его из трав в зависимости от погодных условий, связанных со сменой времен года. Употребление такого чая способствует оздоровлению желудка, подъему «духа» и продлению жизни.

Весенний чай : 30 г полевой мяты, 30 г корневища камыша, 10 г лакрицы, 30 г горечавки Лоурера заварить кипятком и пить вместо чая 4 - 5 раз в день по одному стакану, ежедневно заваривая новую порцию. Этот настой обладает противоинфекционным и дезинтоксикационным действием, хорошим профилактическим средством против кожных заболеваний, например, фурункулеза.

Летний чай : 18 г платикодона крупноцветного, 10 г лакрицы, 30 г жимолости японской заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой обладает дезинтоксикационным действием, снимает жар, полезен для горла, является хорошим профилактическим средством против гриппа. В летний период также в небольших количествах можно пить сок свежей золотистой фасоли, полученный путем отжатия заваренных кипятком и растолченных зерен с добавлением сахара.

Осенний чай : 20 г форцизии свешивающейся, 10 г листьев бамбука, 10 г лакрицы, 3 г одуванчика, 10 г корня наперстянки заварить кипятком и пить вместо чая. Этот настой способствует образованию слюны, обладает дезинтоксикационным, жаропонижающим, мочегонным и ветрогонным свойствами.

Зимний чай : 3 г сырого имбиря, 3 финика, 30 г листьев черного чая, 3 стебля лука отварить и пить вместо чая. Этот отвар способствует улучшению функций кишечника и селезенки.

Чай долголетия для любого времени года : 30 г гореца многоцветкового, 30 г ромашки китайской, 35 г боярышника, 250 г густого меда. Первые четыре ингредиента варить в глиняном горшке в течение 40 минут, слить отвар, из полученной твердой массы отжать сок. В горшок налить воды, переложить выжимки и отварить, отвар слить. Процедуру повторить 3 раза. Все отвары слить вместе (должно получиться 500 мл). Добавить мед и размешать до однородной массы. Полученный продукт поместить в фарфоровый сосуд и плотно закупорить. Употреблять ежедневно после еды по 1 столовой ложке, разведенной в половине стакана кипяченой воды. Этот напиток можно употреблять круглый год. Он способствует пополнению ци, питанию крови, улучшению функций желудка и селезенки.

Дикие растения в рационе монахов

  • Лилейник лимонно-желтый , или одуванчик обыкновенный . Его собирают весной, когда он расцветает. Выкапывают целиком, моют и режут на мелкие части. Затем добавляют соль и слегка разминают. Его можно добавлять в другие блюда. Лилейник способствует устранению жара и обладает дезинтоксикационным действием. Как говорят монахи, употребление этого растения в пищу в течение одного месяца избавляет от нарывов на коже и фурункулеза на целый год.
  • Пастушья сумка . Весной это растение покрывает большие пространства вокруг монастыря. В пищу употребляют свежие молодые листья. Их можно непосредственно добавлять в суп с лапшой, а можно есть, заварив кипятком, с добавлением соли, уксуса и небольшого количества кунжутного масла. Пастушья сумка очень питательна, приятна на вкус. Она способствует пополнению крови и оздоровлению селезенки. При длительном употреблении устраняет желтизну лица, избавляет от худобы, слабости в конечностях, головокружения и помутнения в глазах.
  • Мята полевая . В изобилии растет вблизи монастыря, наполняя воздух приятным ароматом. Монахи весной и летом собирают ее стебли с листьями, моют, режут на кусочки, подсоливают и слегка разминают. Употребление мяты способствует улучшению зрения, просветлению в голове, устранению жара.
  • Портулак . Сбор портулака производится летом и осенью. Его выкапывают целиком, моют и обдают кипятком. Употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Из него также готовят блины с добавлением муки и пампушки. Портулак укрепляет желудок, нормализует работу кишечника, рекомендуется при расстройствах желудка и дизентерии.
  • Полынь волосовидная . Молодые побеги полыни собирают ранней весной, моют, перемешивают с солью и мукой и готовят на паровой решетке. Полынь способствует устранению жара.
  • Ива . Ранней весной собирают молодые побеги ивы, проваривают в кипящей воде, вынимают и употребляют в пищу, добавляя соль и масло. Молодые побеги ивы также можно смешать с мукой и готовить на пару.
  • Бодяк японский . Молодые листья бодяка собирают, моют и едят сырыми с солью и маслом или отваривают в супе с лапшой. Бодяк обладает кровоостанавливающим действием.
  • Китайский ямс . Это растение способствует «пополнению» почек, останавливает кровотечения, укрепляет селезенку и легкие. Монахи собирают его поздней осенью и употребляют в пищу в вареном виде.
  • Таро . Его выкапывают ранней весной и поздней осенью и отваривают с белой редькой. Таро способствует «пополнению» почек и крови.
  • Боярышник . Плоды боярышника собирают в конце осени, моют, отваривают и готовят из них пюре. Пюре из боярышника кислое на вкус, богато витаминами, укрепляет желудок и улучшает пищеварение.
  • Каштан . Монахи собирают и едят каштаны в отваренном виде осенью. Они сладкие на вкус, укрепляют желудок и пополняют селезенку.
  • Гинго . Это растение нормализует дыхание, укрепляет легкие и почки. Его собирают по 3 - 5 штук в день, очищают и отваривают с колотым сахаром. В пищу употребляются и плоды, и отвар.

Витамины и долголетие

Продукты, употребляемые монахами Шаолиня в пищу, с точки зрения современной диетологии можно разделять на злаки, корнеплоды, бобовые и орехи, фрукты и овощи.

Злаки являются одним из основных продуктов, постоянно употребляемых человеком в пищу. Они богаты углеводами, способствующими выработке организмом тепловой энергии, а также белком. Злаки употребляются в пищу в смешанном виде или вместе с бобовыми, что позволяет им дополнять друг друга и в какой-то степени компенсировать недостаток в них аминокислот. Количество белка в злаковых приблизительно одинаково, они являются важным источником для организма человека. Злаки содержат также большое количество витаминов, кальция, железа, грубых волокон.

Корнеплоды снабжают организм человека тепловой энергией, содержат много витаминов и минеральных веществ.

Бобовые и орехи содержат большое количество белка и жиров, особенно соя. Содержание белка в них больше, чем в овощах и злаках. Они богаты ненасыщенными жирными кислотами, фосфатидами, аминокислотами, витаминами и минеральными веществами.

Овощи и фрукты богаты микроэлементами, необходимыми организму человека. Листовые овощи, например, содержат много витаминов группы В и каротина, а также кальция, железа и неорганических солей. Кроме того, содержащиеся в них влага и клетчатка способствуют пищеварению (см. табл.).

Монахи Шаолиня употребляют в пищу различные злаки, главным образом, грубообработанные, а также продукты из бобов, овощей и орехи. Свой рацион они устанавливают в зависимости от времени года и собственного состояния, что позволяет им получать полный набор питательных веществ, хорошо сочетающихся между собой. Это основной способ сохранения здоровья и долголетия. Особенно важно то, что монахи воздерживаются от мяса.

ДэЕнь /журнал "Цигун и спорт", №2 1995 г./

С давних времен на Руси бытует поговорка: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Уставы разных общежительных монастырей действительно сильно отличались друг от друга. Но, несмотря на все отличия, существовал ряд общих строгих правил, которые составляли основу порядка в любой киновии. К таким правилам относилась обяза-тельная общая трапеза: все от игумена до послушника должны были есть за общей трапезой и ничего, даже питьевой воды, в своих кельях не держать.

Одинаковыми для всех монахов были и правила поведения за общей трапезой. Первое и основное - всегда оставаться довольным предложенной «ествой»: «что ти поставят, о том не роптати». Пища и питие по-лагались всем одинаковые и в равных количествах. Иноки приступали к еде только после того, как игумен «возложит руку на брашно или питие». Все сидели молча и внимательно слушали чтеца, который по благословению настоятеля читал жития святых или творения святых отцов.

Говорить за трапезой разрешалось только настоятелю, келарю и служебникам, да и то только о необходимом.

За столом каждый смотрел перед собой, а не по сторонам, у другого брата ничего не брали и своего перед ним не ставил, чтобы не ввести соседа в грех чревообъядения.

Монахам запрещалось без благословенной причины опаздывать на трапезу

Кроме обеда и ужина монаху не разрешалось ничего есть, даже ягоду в лесу или овощи на огороде.

Время трапезы, вероятно, различалось в разных монастырях. Этот распорядок целиком определялся богослужением.

В монастырях всегда устраивали две разновременные трапезы. За первой ели иноки с настоятелем, за второй (последней) ели келарь, чтец и все служебники, которые служили монахам за трапезой.

Во время второй трапезы обедали и ужинали еще и те служебники, которые отвечали за приготовление пищи.

Трапезные палаты в монастырях любили устраивать при храмах. Это было удобно: теплый воздух из подклета трапезной подавался в церковь и отапливал ее. Такая церковь называлась теплой, «зимней», в ней и проходили обычно все монастырские службы в зимнее время года. В XVI веке в богатых обителях строили каменные одностолпные трапезные: цилиндрические своды опирались на большой столб в центре палаты. Одна из первых таких трапезных при церкви была устроена в Кирилло-Белозерском мона-стыре в 1519 году. Она представляла собой прямоугольник, восточная стена которого разделяла церковь и трапезную. В этой стене находилась дверь, через которую монахи после церковной службы сразу могли пройти на обед. На восточной стене всегда устраивался иконостас, так что трапезная сама явля-лась как бы церковью.

В трапезной стояли столы, убранные скатертями (для рядовых дней и праздников полагались свои скатерти), и лавки. По мнению некоторых исследо-вателей, за каждым столом в трапез-ной сидело шесть человек, так как некоторые блюда приготовлялись и подавались именно на шесть чело-век: на Пасху по «шесть яиц в расоле», пекли «хлеб брацкой шестеровой».

Качество посуды, употребляемой за трапезой, за-висело от достатка монастыря. Деревянную посуду: тарелки, братины, ковши - любили расписывать, ложки, ручки ковшей украшали резьбой.

Любимые блюда

Неизменным блюдом монастырского рациона были щи, которые ели практически каждый день: и в постные, и в непостные дни (кроме дней сухоядения), в праздники. Щи варили из белой свежей капусты, «борщевые» (то есть с борщом — квашеной свеклой), с кислицей (щавелем), заправляли перцем, на Пасху и другие праздники подавали с яйцами. Ино-гда щи заменял тавранчуг — особая похлебка из рыбы или репы или «ушное» — уха.

Если разрешалось по уставу два «варива», то вто-рой «вареной едой» обычно была каша. Монастыр-ский стол метко характеризует старая русская пого-ворка — «щи да каша — пища наша». Кашу могла за-менять другая «ества»: «горох битой» или горох «цыженый» (гороховая гуща), капуста, лапша гороховая или кислая. Наиболее разнообразна была трапеза в непостные и праздничные дни.

Самым важным и любимым продуктом была, ко-нечно, рыба. Рыбный стол богатых монастырей отличался большим разнообразием. В ледниках Кирилло-Белозерского монастыря в 1601 году хранились бочки «судочины, лещевины, щучины», семги, черной икры; здесь же лежали «осетры длинные» с Волги и шехонские (с реки Шексны). В сушилах над ледниками находился запас вяленой и сушеной рыбы: «пласти лещевые, язевые, щучьи, стерляжьи», семга, множество пучков вязиги (сухожилие из красной рыбы), сущ мелкий и снетки, и «чети молю заозерского».

В обиходнике Новоспасского монастыря упоминаются семга, белорыбица, осетрина, белужина, севрюга, щука, судак, сущ, стерлядь, икра черная и красная — сиговая. Стерлядь в этом монастыре считалась «расхожей рыбой», ее подавали в основном монастырским слугам и странникам.

Блюда из рыбы были также очень разнообразны, но больше всего любили жареную свежую рыбу, которую подавали в сковородках по великим празд-еникам. Кроме того, рыбу запекали на решетках, ва-рили и подавали со взваром, горчицей и хреном. Свежесоленая рыба была редким угощением и подавалась только несколько раз в году даже в таком богатом монастыре, как Иосифо-Волоцкий. Любимым рыбным блюдом монахов Кирилло-Белозер-ской обители были «крушки». У келаря в записях особо отмечены дни, когда «крушки живут на братию». Что представляло собой это блюдо, сказать сложно, но, судя по тому, что слово «крушкий» в ста-ром русском языке означает ломкий, хрустящий, видимо, это была тонко порезанная рыба, жаренная до хрустящего состояния. Когда жарили «крушки», то завешивались холстом, видимо, от брызг кипящего масла.

Среди рыбных блюд в монастырских обиходниках упоминаются еще «головы осетрьи», лещи жареные «с телом со взваром и перцем», «ладожина с уксу-сом», пироги с вязигой, «караваи» с рыбой, икра черная с луком и красная с перцем. В Новоспасском монастыре варили несколько сортов каши с рыбой: кашу с кусками семги, кашу со снетками, кашу «с вандыши» (мелкой рыбкой), кашу «с головизною» (с головами и хрящевыми частями рыб), кашу «с пупками», «кашу на ухе».

Значительно разнообразили монашеский стол разных сортов пироги (с сыром, капустой, морковью, горохом, кашей, грибами), караваи (битые с морковью, репой), калачи, блины, оладьи «хворосты».

Любимым напитком в монастырях традиционно был квас, в праздничные дни его пили за обедом и ужином и перед повечерием.

Квас готовили нескольких сортов. В Волоколамском монастыре в качестве самого ходового употреблялся ячневый и овсяный квас, в более торжест-венные дни — «сыченой» — из сыты (сладкого сусла, которое готовилось из муки и солода) и медовый. Был еще «паточный квас», который подавали по ве-ликим праздникам. Паточный квас готовили из чистого, нетопленого меда — самотека, стекавшего с сотов. Монастырский квас ценился не только как вкусный, но и чрезвычайно «энергетический» напиток, необходимый для поддержания сил. Так, в дни про-тяженных служб (на двунадесятые праздники и дни со всенощным бдением) священники, диаконы, го-ловщики (клиросные монахи) и уставщик получали дополнительные чаши с медовым квасом «на погребе», а псаломщики — «поддельный квас». Этот же квас полагался большим служебникам и больной братии в больницах. Остальная братия получала «чаши схо-жие». «Добрый» квас был утешением в праздничные дни.

Медовый квас заквашивался двумя способами: 1) хмелем и дрожжами; 2) простым мягким калачом. В первом случае получался хмельной квас, во втором — обычный. В тех монастырях, где было запрещено «пиянственное» питие, квас заквашивали калачом. В «Домострое» рассказы-ваются рецепты приготовления разнообразных квасов, в том числе обычного медового: «А квас медвяной сытити простой: взяти меду патоки в четверо; да процедить ситом чисто, да положить в меръник (сосуд. — ред.), а наквасить калачем простым мяхким, без дрожжей, а как укиснет — ино сливать в бочки».

Особое примечание

Мясо русские монахи никогда не употребляли. По древним уставам, даже приносить мясо на террито-рию монастыря или готовить его на монастырской кухне строго запрещалось. Насколько строгим было это правило, подтверждает чудо из Жития преподобного Пафнутия Боровского, случившееся с известным иконописцем Дионисием. Он был приглашен вместе со своей дружиной для росписи нового каменного храма в монастыре. Иконописцы жили в се-ле неподалеку от обители. Поскольку были они людьми мирскими, то преподобный Пафнутий повелел им никакой своей еды в монастырь не прино-сить. Один раз иконописцы забыли про заповедь преподобного и, отправляясь в монастырь на работу, взяли с собой баранью ногу, начиненную яйцами. Вечером они сели ужинать, первым вкусил Дионисий. Нетрудно представить себе его состояние, когда он увидел в бараньей ноге вместо яиц червей. Ногу выбросили за монастырь собакам, но после этой трапезы художник тяжело заболел. Все его тело покрылось струпьями, так что он не мог двинуться. Осознав свой грех, Дионисий покаялся перед преподобным. Тот, преподав иконописцу назидание впредь не нарушать монастырские правила, повелел ударить в било и созвать братию на водосвятный молебен. Ос-вященной водой Дионисий обтер все свое тело и, обессилев после службы, уснул. Проснулся он уже совершенно здоровым.

Приготовление пищи в монастырях, как и любое дело, обязательно освящалось молитвой. Рано утром, перед заутреней, повар и хлебник приходили в церковь и трижды творили земной поклон перед Цар-скими вратами. После этого они просили у екклесиарха огня, тот зажигал «лучину» от лампады в алтаре храма и передавал ее повару и хлебнику. И уже от этого «честного огня» зажигались поленья в печах поварни и хлебни, что бы все, вкушающие пищу, получали вместе с ней Божественную благодать и освя-щение. Не случайно и приготовление трапезы было всегда сугубо монашеским послушанием; мирские люди в этом деле могли быть только помощниками.

Особенно благоговейно в монастырях относились к выпеканию хлеба. Этот процесс подробно описан в Студийском уставе. В русских монастырях все совершалось, скорее всего, точно также. Поскольку просфоры должны быть испечены уже к литургии, а хлеб - к обеду, то начинали печь хлеб очень рано. В самом начале утрени, после шестопсалмия, кутник, сотворив близ игумена земной поклон, шел собирать братию на послушание в пекарню. Сначала подхо-дил к инокам, стоявшим на правой стороне церкви, потом переходил на другую сторону. Все собирались в центре храма перед Царскими вратами и шли бла-гословляться к игумену. Сотворив земной поклон, го-ворили: «Благослови, помолись за нас, святый отче». Игумен отвечал: «Бог спасет», и монахи отправлялись в пекарню. Здесь, вымешивая тесто, они пели псалмы, канон и другие молитвы, полагавшиеся на утрене. Кроме того, в русских монастырях читали еще особую молитву «егда месити тесто на хлебы в обители». Поставив тесто, иноки уходили в церковь, где продолжали молиться с остальной братией, но старший монах оставался в пекарне, чтобы следить за тем, как подходило тесто. После службы он обходил кельи иноков, месивших тесто, и они вновь собирались в пекарне, чтобы теперь уже печь хлеб. Может быть, благодаря этим молитвам хлеб, испеченный в обители, был особенно вкусен, а монастырский квас "излечивал от самых невероятных болезней.

Исторические свидетельства подтверждают, что истощение вовсе не свойственно православному посту. Вот, например, перечень блюд, которые были поданы Святейшему Патриарху в среду первой седмицы Великого поста в 1667 г., даже поверхностное ознакомление с ним говорит о полноценности и сбалансированности постного стола: «Хлебца чет, папошник, взвар сладкий с тмином и с ягоды, перцем да шафраном, хрен, грибочки, капуста топтаная холодная, горошек зобанец холодный, киселек клюковный с медом, кашка терта с маковым сочком, хлебец крупичатый, полоса арбузная, горшочек патоки с имбирем, горшочек мазуни с имбирем, три шишки ядер и пр.».

Монашеская еда, по уставу, должна была быть про-стой и недорогой. По столовым обиходникам монастырей видно, что пища была довольно разнообразной и максимально полезной, такой, чтобы восстановить силы даже в самый изнурительный пост. Причем обязательно учитывалось, что не все могут есть одну и ту же пищу, поэтому предлагалась равноценная еда на обмен. Например, молочную кашу или молоко можно было поменять на яйца, репу — на огурцы и т.д. Не допускалось на трапезе и дублирование блюд: если подавали караваи, то калачи отменялись.

В монастырях ели один или два раза в день. Согласно общему правилу, в постные дни — понедельник, среду и пятницу — был только обед, ужина не полагалось даже в постные дни Пятидесятницы.

Обычный постный обед монаха Волоколамского монастыря состоял из половины мягкого хлеба на брата и двух вареных блюд без масла: щей с белой ка-пустой или борщом и каши (вместо каши иногда подавали «горох битой» или «горох цыженой», то есть гороховую гущу), или «кашу на ухе», второе блюдо можно было поменять на огурцы.

Если в постный день случался большой или малый праздник со славословием, то к щам подавали вариво с маслом: капусту или лапшу, или «цыженой горох» и, кроме того, — по четверти калача как праздничное блюдо (если кормили лапшой, то калачи не подавали).

Во вторник, четверг и субботу устраивалось две трапезы: обед и ужин.

Пасха — «Праздников праздник» и «Торжество из Торжеств». Пасхальную радость дополняла трапеза, за которой даже в бедных обителях выставлялось все, что могли найти. Чрезвычайно обидно было остаться в такой великий день, после трудного и долгого поста, без утешения. Однажды в Боровском монастыре случилось так, что келарь не смог найти даже мелкой рыбешки для праздничного стола. И тут братия и слуги, изнемогшие от «постных трудов», стали открыто роптать на святого. Поздно вечером в Великую субботу пономарь пошел на ближнюю речку, где всегда брали воду для монастыря, зачерпнуть воды «на укроп» (теплую воду, которой запивали причастие) к Божественной литургии. И увидел в реке мно-жество рыбин, которых в тех местах называли «сижками», поскольку по вкусу и внешнему виду они напоминали сигов, но по размеру были чуть больше сельди. Обычно монахам удавалось выловить в этой речке одну-две рыбешки. Пономарь побежал к пре-подобному и рассказал ему о чуде. Тот благословил закинуть сети, улова хватило на всю Светлую седмицу, чтобы кормить братию рыбой и за обедом, и за ужином. (Житие Пафнутия Боровского.)

А в благополучные времена в монастырях традиционно пекли куличи, их назвали «перепечи». Они бывали пшеничные белые или ржаные. В Волоко-ламский монастырь перепечи привозили. Интересно, что перепечи ели не только на Пасху и Светлой неделе, но еще на Троицу и Успение. В Волоколамском монастыре за пасхальной трапезой подавали пшеничные перепечи, щи, яйца, жареную свежую рыбу, два рыбных блюда (из хорошей рыбы) с горчицей и со взваром, кашу молочную и паточный квас. Похожей была трапеза и в Кирилло-Белозерском монастыре: щи с перцем, яйца, перепечи, по две чаши медового кваса каждому иноку. В полдень на трапезе пили «квас сычен». За ужином братия вкушала перепечи — по осмине на инока, рыбу лодожину с уксусом и «квас сычен». Кирилловскую братию вечером также ждал ужин с рыбой, калачи и по две чаши медового кваса, все монастырские слуги и работники тоже получали на ужин по чаше кваса.

Несмотря на случавшиеся праздничные утешения, а иногда и послабления, в монастырях не забывали, что праздник — это прежде всего духовное тор-жество, а утешение должно соответствовать правильной мере. Старцы напоминали братии завет Спасителя: «Да не когда отягчают сердца ваши объядением и пиянством» (Лк.21, 34) и слова апостола: «Аще ясте, аще пиете, аще ино что творите, все во славу Божию творите».

По обиходникам Иосифо-Волоцкого, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей легко можно сделать вывод, что трапеза здесь была довольно разнообразной и калорийной. Но этот вывод не удается распространить на другие русские обители. Монашество средних и малых русских монастырей жило иначе, часто спасаясь от голода случайными подаяниями и государевой милостыней.