Хитровка. От Славянской площади до Хитровской

На месте Хитровского рынка стояли 2 усадьбы, сгоревшие в 1812. Никто не брался за восстановление особняков. В 1824 Хитрово выкупил владения и на этом месте основал площадь, которую подарил городу. Хитровская площадь просуществовала с 1824 по начало 1960-х годов. Находилась на стыке Таганского и Басманного районов Москвы, между Подколокольным, Певческим, Петропавловским и Хитровым переулками.

Владения Хитрово проходили от Яузского бульвара до Петропавловского переулка. Тут были построены торговые ряды и подворье. Строительство проводилось на средства Хитрово, а разрешение на работы выдал Д.В. Голицын, занимавший пост генерал-губернатора Москвы. Сохранилась переписка Хитрово и Голицына, в которой оговариваются детали обустройства площади. В 1827 Хитрово скончался, а торговые ряды сменили владельцев. Площадь стала преображаться. Если раньше с трех незастроенных сторон площади располагались палисаднки для красоты, то теперь также разместили торговые ряды, а в воскресенья торговля распространялась и на площадь.

В 1860-е на Хитровской площади построили биржу труда, куда стекалось огромное количество людей. На Хитровской бирже нанимали прислугу, сезонных рабочих и пр. Не всем удавалось найти работу, и оседали в окрестностях Хитровки, добывая на хлеб нищенством. Вокруг Хитровской стали открываться харчевни и трактиры, устраивали бесплатное питание для неимущих. Дома вблизи превратили в ночлежные. К середине 19 века Хитровка превратилась в неблагополучный район - заселена нищими, воришками, наемными рабочими. Их количество от 5000 до 10000 человек – хитрованцы.

Здесь чаще всего арестовывались сбежавшие с сибирской каторги.

Знаменитости

В отличие от «воровской» Марьиной рощи, Хитровка была еще и богемным районом. В ее доходных домах селились художники, музыканты и писатели. Хировка отражена в произведениях Гиляровского в книге «Москва и москвичи», Акунина, Горького. Её изучал художник Симов. В один из доходных домов Хитровки, в начале 20 века приходили изучать повадки и жизнь московского дна К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко перед постановкой пьесы Максима Горького «На дне». Многие даже считали, что сама пьеса была написана под впечатлением от его знакомства с Хитровкой. Но это не так: писатель черпал вдохновение в нижегородских трущобах. На Хитровке, в больнице для бедных, в полной нищете умер художник А.К. Саврасов.

Здесь бывали Л. Толстой, Г. Успенский, Т. Щепкина-Куперник. На Хитровскую площадь выходили ночлежные дома, которыми владели Ярошенко, Бунин, Кулаков, Румянцев. В окрестностях Хитровки также находилась студия его ученика – Исаака Левитана, где бывал весь тогдашний бомонд. Журналист-новостник Гиляровский знал нравы улиц. Вот что он пишет: «Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдёт, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны…»

«Хитровские «гурманы» любят лакомиться объедками. «А ведь это был рябчик!» - смакует какой-то «бывший». А кто попроще - ест тушеную картошку с прогорклым салом, щековину, горло, легкое и завернутую рулетом коровью требуху с непромытой зеленью содержимого желудка - рубец, который здесь зовется «рябчик». «Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев…»

Трактиры

Гиляровский попал в самый мрачный период в судьбе этой местности на территории Белого города. В бывшем доме Хитрово организована лечебница для обитателей Хитровки. В румянцевском доме - ночлежка и два трактира: «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко – «Каторга». Это неофициальные названия хитрованцев. В «Пересыльном» бывали нищие, бездомные и барышники. «Сибирь» для карманников, воров, крупных скупщиков краденого, в «Каторге» воры и беглые каторжане. Возвратившийся из тюрьмы Всегда приходил на Хитровку, где встречали с почетом и пристраивали «на работу».

Утюг

В угол переулков Петропавловского и Певческого (Свиньинского) вписан дом, называемый Утюгом. Хозяином был Кулаков, строения между площадью и Свиньинским переулком назывались Кулаковкой. В наши дни от здания остались подвалы и частично первый этаж, а остальное перестроено.

Упадок постреволюции

После революции Утюг и Кулаковка приходят в упадок. Ночлежники, в духе революции, отказались платить за ночлег. Хозяева, не найдя, кому пожаловаться, забросили свое предприятие. На Хитровке возросла преступность. В 20-х годах Моссовет снес Хитров рынок, 27 марта 1928 г. на площади разбили сквер. Ночлежные дома преобразовывались в жилтоварищества. В 1935 Хитровские площадь и переулок переименовали в честь Горького (исторические названия вернулись в 1994 году).

Сохранившиеся достопримечательности

Маросейка, д. 5 - храм Николая в Кленниках (Блинниках) 1657 г. Спуститься по Большому Спасоглинищевскому переулку, можно увидеть Московскую хоральную синагогу (арх. Эйбушитц). Дальше по Маросейке церковь Косьмы и Дамиана, был построен в 1793 году вместо древней церкви. Напротив голубой дворец (арх. Баженов) полковника Хлебникова. Следующим хозяином стал герой русско-турецкой войны П.А. Румянцев-Задунайский, потом его сын Николай. И сейчас на воротах дома можно увидеть надпись «Свободен от постоя». Когда хозяевами дома стали купцы Грачевы, они внесли значительную сумму на постройку военных казарм в Москве, и за это их освободили от обязательного содержания на постое военных. В начале Старосадского переулка Хитровки находится лютеранская кирха Петра и Павла 1906-1907 г.

В противоположном конце переулка Ивановский монастырь, который поначалу находился на ул. Пятницкой, а в Старосадский переведен в 1530-е. В стенах обители отбывала наказание Дарья Салтыкова «салтычиха». Под именем Досифеи приняла постриг внебрачная дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского, известная как княжна Тараканова.

В Старосадском находится церковь св. Владимира 1423 года. Покровка тоже входит в Хитровку. По левой стороне на 70 м протянулось здание, принадлежавшее родственнику царской фамилии В.Ф. Нарышкину. Здесь и каменные палаты Мазепы, и палаты дьяка Украинцева – деятеля 17 века, кот. являлся главой посольского приказа Петра I. В некоторых местах ширина улицы не превышала 10 метров, днем было не протолкнуться. Все утопало в грязи из-за дождей, реки Рачки и Чистого (тогда Поганого) пруда. Свидетельством такого плачевного состояния улиц служит подметное (анонимное) письмо на имя Меншикова: «Мостовыя улицы мостят, не вынимая прежних подкладов и не вычищая грязи... а много ж из мостов в скудные дома крадут бревна... По улицам изо многих дворов строят избы и всякое дворовое строение, а тем строением выдаютца на улицы, и оттого улицы истеснились. Из дворов мечют по улицам всякий скаредной помет и собаки и куры и кошки и иную мертвечину, и от того помету летом бывает всякий дух и черви родятца, оттого болезни, паче ж зазор от иноземцев».

Вверх по Хохловскому переулку церковь Троицы Живоначальной в Хохлах. В результате объединения России и Украины (в 1654 году) в Москве возникло поселение украинцев, хохлов. В Подкопаевском переулке Хитровки храм Николая в Подкопаях. На пересечении Солянки и Подколокольного переулка церковь Рождества Богородицы на Стрелке (на Кулишках) 1460 г. На Варварской (сейчас Славянской площади), недалеко ст. метро «Китай-город», в Зарядье церковь Трех Святителей на Кулишках.

Дом №1 в Большом Трехсвятительском переулке, в 1892-1900 тут была мастерская художника И. Левитана, часто заходили Шаляпин, Нестеров, а Серов писал портрет Левитана. Жемчужина Хитровки – церковь Петра и Павла у Яузских ворот в Петропавловском переулке, которая никогда не закрывалась, и все ее колокола уцелели. В октябре 2008 года Хитровской площади и пяти прилегающим кварталам эксперты Историко-культурного комитета по культурному наследию присвоили статус «достопримечательного места». Этот статус закреплен законом о культурном наследии, и предусматривает ограничения на проведение строительных работ и преобразований.

Ближайшие к Хитровки ст. метро Китай-город и Курская. Местность, известная в Москве с 19-го по начало 20-го века как Хитровка, находится между Покровским бульваром и улицей Солянкой.

"Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка — жуть берет свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков." (В. Гиляровский)

Этот последний пост про Ивановскую горку и Хитровку будет скучнее предыдущих. Половина фотографий не моя, и текст состоит в основном из цитат Гиляровского. Зачем я так сделал? Просто изначально я хотел создать нечто вроде альбома иллюстраций к книге "Москва и москвичи", и отбирал картинки к отдельным фразам. Я уже не вспомню, где я взял фотографии с высоты, и если найдётся их автор, я обязательно дам на него ссылку.

Вот он, наш папа Гиляровский. Этот человек обладал огромной силой.

"— Удалой станишник выйдет! — похвалил меня Костыга.
— Жидковат… Ручонка-то бабья, — сказал Балабурда. Мне это показалось обидно. Я взял пятиалтынный и на глазах у всех согнул его пополам — уроки Китаева, — и отдал Балабурде:
— Разогни-ка!
Дико посмотрели на меня, а Балабурда своими огромными ручищами вертел пятиалтынный.
— Ну тя к лешему, дьявол! — и бросил. Петля попробовал — не вышло. Тогда третий, молодой малый, не помню его имени— попробовал, потом закусил зубами и разогнул.
— Зубами. А ты руками разогни, — захохотал Улан. Я взял монету, еще раз согнул ее, пирожком сложил и отдал Балабурде, не проронив ни слова. Это произвело огромный эффект и сделало меня равноправным."

Все знают эту картину Репина. Некоторые казаки на ней срисованы с реальных персонажей. Смеющийся казак в красном справа - это и есть наш Гиляровский.

Самая знаменитая фотография Хитровки сделана американцем Эндрю Мюррей Хоувом в 1909 году. Особенна интересна подпись к ней:
A prize snap shot on a sunday morning in the famous Thieves Market, Moscow. I was mobbed by this crowd after taking this picture and had to be rescued by the Soldier-Police
(Призовой снимок, сделанный воскресным утром на знаменитом воровском рынке в Москве. После снимка эта толпа меня ограбила и пришлось прибегать к помощи полицейского.)

Схема Ивановской горки с окрестностями выглядит где-то вот так. Сегодня мы исследуем её центр, Хитровку, про которую как раз и писал столько папа Гиляровский.

Хитровская площадь (Хитров рынок, Хитровка) — площадь в центре Москвы на территории Белого города (урочище Кулишки). Находится между Подколокольным, Певческим, Петропавловским и Хитровским переулками (на границе нынешних Басманного и Таганского районов). Площадь была создана и подарена городу в 1824 году генерал-майором Н.З.Хитрово, взявшим на себя расходы и хлопоты по благоустройству этой части Москвы после пожара 1812 года. Название площадь получила по имени своего создателя.

"Ужасные иногда были ночи на этой площади, где сливались пьяные песни, визг избиваемых «марух» да крики «караул». Но никто не рисковал пойти на помощь: раздетого и разутого голым пустят да еще изобьют за то, чтобы не лез куда не следует."

За сто с лишним лет эта площадь мало изменилась. Сравним верхнюю фотографию и нижнюю. В 2009 году снесли здание электромеханического колледжа, который стоял на Хитровской площади с 1937 года.

В 2008 году жители узнали о планах строительства восьмиэтажного бизнес-центра на месте, где находилась Хитровская площадь. Планировалось возвести офисный центр на 2500 сотрудников с парковкой на 250 машино-мест. Здание должно было быть в духе времени, респектабельным. Вот такое объявление долгое время здесь висело. Фото не моё.

Конечно, все жители были категорически против! Начался сбор подписей за воссоздание исторической площади со сквером в центре. Здесь я не совсем в теме, деталей не знаю, но в конце концов энтузиасты отстояли площадь, тем более, что строительство бизнес-центра велось незаконно. Почет им и уважение.

Опять сравним верхнюю и нижнюю фотографию.

"А еще совсем недавно круглые сутки площадь мельтешилась толпами оборванцев. Под вечер метались и галдели пьяные со своими «марухами». Не видя ничего перед собой, шатались нанюхавшиеся «марафету» кокаинисты обоих полов и всех возрастов. Среди них были рожденные и выращенные здесь же подростки-девочки и полуголые «огольцы» — их кавалеры. «Огольцы» появлялись на базарах, толпой набрасывались на торговок и, опрокинув лоток с товаром, а то и разбив палатку, расхватывали товар и исчезали врассыпную."

"Степенью выше стояли «поездошники», их дело — выхватывать на проездах бульваров, в глухих переулках и на темных вокзальных площадях из верха пролетки чемоданы… За ними «фортачи», ловкие и гибкие ребята, умеющие лазить в форточку, и «ширмачи», бесшумно лазившие по карманам у человека в застегнутом пальто, заторкав и затырив его в толпе. И по всей площади — нищие, нищие… А по ночам из подземелий «Сухого оврага» выползали на фарт «деловые ребята» с фомками и револьверами…"

"Тырили все больше на той же Старой площади, где рынок, или на Маросейке, где торговые лавки, или на Варварке, у прохожих, иногда на Ильинке, где богатые купцы и биржевые маклеры, но дальше ни-ни. Проха, старшой, называл это "в одном дере от Хитровки" - в смысле, чтоб в случае чего можно было дернуть до хитровских подворотен и закоулков, где тырщиков хрен поймаешь. Тырить Сенька научился быстро. Дело легкое, веселое. (Б.Акунин)"

"Здоровеннейшие, опухшие от пьянства детины с косматыми бородами; сальные волосы по плечам лежат, ни гребня, ни мыла они никогда не видывали. Это монахи небывалых монастырей, пилигримы, которые век свой ходят от Хитровки до церковной паперти или до замоскворецких купчих и обратно. После пьяной ночи такой страховидный дядя вылезает из-под нар, просит в кредит у съемщика стакан сивухи, облекается в страннический подрясник, за плечи ранец, набитый тряпьем, на голову скуфейку и босиком, иногда даже зимой по снегу, для доказательства своей святости, шагает за сбором."

"Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова). В доме Румянцева были два трактира — «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко — «Каторга». Названия, конечно, негласные, но у хитрованцев они были приняты. В «Пересыльном» собирались бездомники, нищие и барышники, в «Сибири» — степенью выше — воры, карманники и крупные скупщики краденого, а выше всех была «Каторга» — притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых. «Обратник», вернувшийся из Сибири или тюрьмы, не миновал этого места. Прибывший, если он действительно «деловой», встречался здесь с почетом. Его тотчас же «ставили на работу»."

"Теперь второй ваш вопрос — что там за обычаи. Страшные обычаи. Разбойничьи. Ни полиции, ни закону туда хода нет. На Хитровке выживают только две людских разновидности: кто под сильного стелется, да кто слабого давит. Посередке пути нет. А «Каторга» у них навроде большого света: там и товар краденый крутится, и деньги немалые, и все бандюги авторитетные наведываются." (Б.Акунин)

Вот она, «Каторга». Это вход в трактир. Хотя есть версия, что вход был из подворотни. На фото выше мы видим, что в советские времена Хитровская площадь называлась Площадью Горького. Если есть в Москве какой-то квадратный метр, на котором было пролито больше всего крови, то вот он, перед нами.

"Но самый большой и постоянный доход давала съемщикам торговля вином. Каждая квартира — кабак. В стенах, под полом, в толстых ножках столов — везде были склады вина, разбавленного водой, для своих ночлежников и для их гостей. Неразбавленную водку днем можно было получить в трактирах и кабаках, а ночью торговал водкой в запечатанной посуде «шланбой»."

"— А теперь, Глеб Иванович, зайдем в «Каторгу», потом в «Пересыльный», в «Сибирь», а затем пройдем по ночлежкам.
Пройдя мимо торговок, мы очутились перед низкой дверью трактира-низка в доме Ярошенко.
— Заходить ли? — спросил Глеб Иванович, держа меня под руку.
— Конечно!
Я отворил дверь, откуда тотчас же хлынул зловонный пар и гомон. Шум, ругань, драка, звон посуды…
Мы двинулись к столику, но навстречу нам с визгом пронеслась по направлению к двери женщина с окровавленным лицом и вслед за ней — здоровенный оборванец с криком:
— Измордую проклятую!
Женщина успела выскочить на улицу, оборванец был остановлен и лежал уже на полу: его «успокоили». Это было делом секунды.
В облаке пара на нас никто не обратил внимания. Мы сели за пустой грязный столик. Ко мне подошел знакомый буфетчик, будущий миллионер и домовладелец. Я приказал подать полбутылки водки, пару печеных яиц на закуску — единственное, что я требовал в трущобах. Я протер чистой бумагой стаканчики, налил водки, очистил яйцо и чокнулся с Глебом Ивановичем, руки которого дрожали, а глаза выражали испуг и страдание."

"Всем Хитровым рынком заправляли двое городовых — Рудников и Лохматкин. Только их пудовых кулаков действительно боялась «шпана», а «деловые ребята» были с обоими представителями власти в дружбе и, вернувшись с каторги или бежав из тюрьмы, первым делом шли к ним на поклон.
Полицейская будка ночью была всегда молчалива — будто ее и нет. В ней лет двадцать с лишком губернаторствовал городовой Рудников. Рудников ночными бездоходными криками о помощи не интересовался и двери в будке не отпирал."

Художник на картинке сверху изобразил будку городового в нескольких метрах от входа в «Каторгу». Мне это кажется немного странным, неужели большинство убийств совершались практически у него на глазах?

Напротив на фото сверху и снизу мы видим вход в трактир «Сибирь». «Пересыльный» же я не нашёл, и кажется, что найти его уже невозможно, хотя он находился в этом же доме.

Отсюда отходит Певческий переулок, бывший Свиньинский, в честь главного на нём дома. По словам Гиляровского, Свиньин даже воспет Пушкиным: «Вот и Свиньин, Российский Жук».

Позже дом перешёл к инженеру Ромейко. Дом требовал дорогого ремонта. Его окружение не вызывало охотников снимать квартиры в таком опасном месте, и Ромейко пустил его под ночлежки: и выгодно, и без всяких расходов.

“Кулаковкой” назывался не один дом, а ряд домов в огромном владении Кулакова между Хитровской площадью и Свиньинским переулком. Лицевой дом, выходивший узким концом на площадь, звали “Утюгом”. Мрачнейший за ним ряд трехэтажных зловонных корпусов звался “Сухой овраг”, а все вместе-“Свиной дом”. Он принадлежал известному коллекционеру Свиньину. По нему и переулок назвали. Отсюда и кличка обитателей: “утюги” и “волки Сухого оврага”.

"Многие из товарищей-литераторов просили меня сводить их на Хитров и показать трущобы, но никто не решался войти в «Сухой овраг» и даже в «Утюг». Войдем на крыльцо, спустимся несколько шагов вниз в темный подземный коридор — и просятся назад."

Есть картины известных художников, посвящённые Хитровке. Вот, например - «Ночлежники (Ночлежный дом в Москве). 1889 Маковский»

Возле площади, на Хитровском переулке, находится бывшая усадьба Лопухиных-Волконских-Кирьяковых. Здесь жили портные, которые перешивали награбленное.

"Их звали «раками», потому что они, голые, пропившие последнюю рубаху, из своих нор никогда и никуда не выходили. Работали день и ночь, перешивая тряпье для базара, вечно с похмелья, в отрепьях, босые. А заработок часто бывал хороший. Вдруг в полночь вваливаются в «рачью» квартиру воры с узлами. Будят.
— Эй, вставай, ребята, на работу! — кричит разбуженный съемщик.
Из узлов вынимают дорогие шубы, лисьи ротонды и гору разного платья. Сейчас начинается кройка и шитье, а утром являются барышники и охапками несут на базар меховые шапки, жилеты, картузы, штаны.
Полиция ищет шубы и ротонды, а их уже нет: вместо них — шапки и картузы."

С обратной стороны бывшей усадьбы сохранились галереи, за каждой дверью была отдельная квартира, что было очень удобно для работающих здесь “девиц легкого поведения”.

"Положение девочек было еще ужаснее.Им оставалось одно: продавать себя пьяным развратникам. Десятилетние пьяные проститутки были не редкость.
Они ютились больше в «вагончике». Это был крошечный одноэтажный флигелек в глубине владения Румянцева."

В самом конце мы заглядываем во дворик ночлежки "Ярошенко", это на всей Хитровке самое интересное место. В этом же доме, в нескольких метрах отсюда - вход в трактир "Каторга". Попасть сюда проблемно, так как давно уже ворота с кодовым замком, но нам повезло, мы вошли с кем-то из местных.

А вот это кирпичное сооружение, похоже, одно из самых старых зданий на Хитровке. Я не знаю, что в нём было раньше. Большая часть его под землёй.

Художники, которые рисовали Хитровку, чаще всего рисовали этот дворик.

А сколько тут снято известных фильмов! Вот фильм «За последней чертой». Евгений Сидихин бежит по этому дворику.

В дом Ярошенко, «притон буйного и пьяного разврата, биржу воров и беглых» приходили Станиславский и Немирович-Данченко перед постановкой пьесы Горького «На дне».

С этим помещением у меня тоже связаны воспоминания. Лет 10 назад, когда ещё не было ворот с кодовым замком, я, начитавшись Гиляровского и Акунина, пришёл вечером сюда узнать, что там внутри. С другой стороны есть дверь, ведущая вниз, в подвалы. Она была на ржавом висячем замке, но я даже возиться с ним не стал, а просто выдернул вместе с гвоздями половину засова и заглянул внутрь.

Внизу была какая-то дыра под землю, видимо, старая лестница просто обрушилась. Сбоку была труба, довольно крепкая, и я подумывал, нельзя ли на руках спуститься вниз. Но в нос ударило таким зловонием, крепче любого нашатыря, что очень закружилась голова. Не помню как, видно, как пингвин из воды, я вылетел наружу. Вот эта дверь, но сейчас она уже бронированная, не войти.

А вот флигель во дворе "Каторги", в прошлом пристанище хитровской интеллигенции, сохранился. Здесь, в "писучей" квартире №27 проживали переписчики, спившиеся дворяне и литераторы.

"Сейчас таких осталось считанные единицы, так что галерею вполне можно назвать уникальным памятником старомосковского бытового зодчества. Особенно приятно то, что она до сих пор используется по прямому назначению и выглядит так же, как и сто лет назад. (А. Можаев)"

Этот дом когда-то был богатой барской усадьбой. Стены метровой толщины, в их кладке удалось распознать кирпич, клейменный двуглавым орлом, что указывает на более чем трехсотлетний возраст здания. Вдоль заднего фасада тянется галерея на кирпичных столбах - непременная принадлежность доходного дома второй половины XIX века, с отдельным входом в каждую квартиру.

К дому примыкает кусок старой кирпичной стены. Видимо, когда-то вся Хитровка была вот такая - развалины из красного кирпича.

Каким же образом властям наконец удалось уничтожить этот криминальный рассадник?

"Но пришло время — и Моссовет в несколько часов ликвидировал Хитров рынок.
Совершенно неожиданно весь рынок был окружен милицией, стоявшей во всех переулках и у ворот каждого дома. С рынка выпускали всех — на рынок не пускали никого. Милиция, окружив дома, предложила немедленно выселяться, предупредив, что выход свободный, никто задержан не будет, и дала несколько часов сроку, после которого «будут приняты меры». Только часть нищих-инвалидов была оставлена в одном из надворных флигелей «Румянцевки»…"

Здесь же снимали сцены из сериала "Бедные родственники".

В доме "Ярошенко" до сих пор кто-то живёт, судя по всему. Говорят, местные жители на праздники выносят во двор столы, и по-соседски празднуют. Может, это и так.

Выше мы видим самодельный балкон на козырьке. А над ним, на третьем этаже заколоченная дверь, которая никуда не выходит.

И последний момент из фильма. Обратите внимание на дверь справа перед аркой.

Здесь снимались кадры из самого знаменитого фильма А.Балабанова "Брат-2". Вот Данила-Бодров с другом входят в эту арку.

Здесь их встречает Мурзенко (Фашист) возле двери, ведущей в ночлежку Ярошенко.

И вон туда они шли покупать у Фашиста оружие. За этой решёткой - лестница, наверно это чёрный выход из трактира "Каторга". Возможно, отсюда выносились тела людей, убитых в этом знаменитом трактире.

На этом мои Ивановская горка и Хитровка заканчиваются. Спасибо всем, кто сумел дочитать. Я не настаиваю на достоверности своего текста. Если что, ребята-эксперты подправят, и я внесу изменения.

Вообще говоря, Москва Гиляровского - одна из наиболее исследованных тем «городского» текста - на стыке литературы и краеведения. А о Хитровке не написал разве что ленивый, знающий, что до него с фотографиями и гораздо лучше написали уже много раз.
Но я хожу по городу своими маршрутами и со своей скоростью, поэтому, хотя, как выяснилось, в этих переулках я уже бывала, заблуждалась и находила много интересного, специально по Хитровке я не ходила.
Решила это исправить: сначала сходила на экскурсию к коллеге, потом прогулялась сама с фотоаппаратом, собираюсь идти еще раз и охватить один двор, который не охватила (почему - расскажу немного позже). А потом уже перечитала главу «Хитровка» из цикла «Москва и москвичи».
Поэтому эта прогулка - не маршрутами «Москвы и москвичей» (1917—1926), а мое впечатление от этой местности с некоторыми комментариями Владимира Алексеевича Гиляровского.

Против обычных способов ведения повествования начнем сразу же со скелета в шкафу.

Откуда вообще пошло название «Хитровка»?

В 1824 году генерал-майор Николай Захарович Хитрово благоустраивает (после последствий пожара 1812 года) и дарит городу площадь в Мясницкой части Москвы.

Гиляровский: «Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков».

Площадь впоследствии и называют по имени ее создателя и благотворителя. Вот и весь секрет.

Сохранился главный дом усадьбы Хитрово, нынешний облик которого сформировался к 1823 году.
Как часто бывает, владельцы дома сменялись. В последнем десятилетии XIX века там была устроена Орловская лечебница для бедных.
Ныне в этом здании располагается Медицинский колледж имени Клары Цеткин (Клара Цеткин в свое время устроила в Орловской лечебнице фельдшерскую школу).

Местные обитатели строго следят за приходящими прямо у входа. Но вроде бы мы их не рассердили.

Гиляровский: «Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны».

Мы в Подколокольном переулке. Видите мальчика на мотоцикле? Он стоит напротив входа в замечательный двор. Когда я ходила с экскурсией, экскурсовод не хотела вести нас туда, т. к., по ее мнению, место очень неприятное. Но все-таки согласилась. Оказалось, что на въезде стоит машина и разгружает бытовую технику. Но мы ее как-то все-таки обошли, чуть ли не перепрыгнув через чей-то холодильник. И это того стоило! Таких аутентичных московских двориков я давненько не видела. Я решила вернуться и все подробнейше фотозапечатлеть. Но в день, когда я смогла приехать вновь, оказалось, что там снимает клип группа «ОдноНо», о чем и сообщил мне мальчик, утешив, что я смогу придти поснимать через час. Но через час у меня начал садиться аккумулятор фотоаппарата, да и устала я уже немного. Поэтому - про двор когда-нибудь напишу отдельно.

А чуть дальше, на самой площади, тоже снимали какое-то кино - уже более масштабно. А вообще очень уж там хорошая натура, недаром этот дворик произвел на меня такое впечатление. На Хитровке постоянно снимают видео, делают фотосессии. Не эстетики и музыкальной паузы ради, но чисто для примера - клипец другой группы, снятый в этих дворах:

Нежно люблю надписи на стенах.

Лихо заворачивает с Хитровской площади Певческий переулок.

Из Википедии: «Название дано в 1994 году в память находившегося неподалёку исчезнувшего Певческого (Крутицкого) переулка, где проживали у Яузских ворот, певчие Крутицкого архиерея. В своём произведении «Москва и москвичи» Гиляровский ошибочно пишет, что Свиньинский переулок назывался Певческим. Нет ни одного исторического документа, подтверждающего его слова».

Гиляровский (обиженно): «В адресной книге Москвы за 1826 год в списке домовладельцев значится: «Свиньин, Павел Петрович, статский советник, по Певческому переулку, дом № 24, Мясницкой части, на углу Солянки».
Свиньин воспет Пушкиным: «Вот и Свиньин, Российский Жук». Свиньин был человек известный: писатель, коллекционер и владелец музея. Впоследствии город переименовал Певческий переулок в Свиньинский».

Гиляровский: «Лицевой дом, выходивший узким концом на площадь, звали «Утюгом». Мрачнейший за ним ряд трехэтажных зловонных корпусов звался «Сухой овраг», а все вместе — «Свиной дом». Он принадлежал известному коллекционеру Свиньину. По нему и переулок назвали. Отсюда и кличка обитателей: «утюги» и «волки Сухого оврага».

В 1925 году дом надстроен двумя этажами по проекту архитектора И. П. Машкова.

Петропавловский переулок. Вдали виднеется Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках.

А вот и «Каторга».

Гиляровский: «Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова). В доме Румянцева были два трактира — «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко — «Каторга». Названия, конечно, негласные, но у хитрованцев они были приняты.
…Выше всех была «Каторга» — притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых. «Обратник», вернувшийся из Сибири или тюрьмы, не миновал этого места. Прибывший, если он действительно «деловой», встречался здесь с почетом. Его тотчас же «ставили на работу».

Палаты были построены в середине 17 века придворным (стольником) Алексея Михайловича Емельяном Бутурлиным.

Домовладелица Елизавета Платоновна Ярошенко, купив это здание, решила не ремонтировать его (было бы дорого), а дешево сдавать. Тогда здесь и появляется ночлежка и трактир «Каторга».

Гиляровский: «Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев…»

Войдем во двор. Вообще-то там сейчас стоит кодовый замок. Но ведь первый раз я ходила с экскурсией -

В.А. Гиляровский является одним из самых ярких представителей своего времени. Он прославился, будучи журналистом и писателем. Его называли «королем репортеров», потому как он освещал абсолютно все аспекты московской жизни. Сложно представить, каким образом Гиляровский успевал одновременно писать о пожаре в Хамовниках, трагедии на Ходынском поле и оставаться великолепным художником слова, имеющим, бесспорно, незаурядный ум.

Именно таким Гиляровский предстает в очерке «Хитровка», который входит в сборник «Москва и москвичи». Книга была издана авторской редакцией в 1926 году. Гиляровский с мельчайшими подробностями описал жизнь людей, находившихся на «дне» общества. Он с горечью пишет об условиях Хитровки до революции 1917 года и с болью рассказывает о судьбах бедняков, воров, беглых каторжников.

Литературное наследие Гиляровского тесно связано с Москвой, сердцем России. И мне, как жителю современной столицы, очень интересен взгляд писателя из прошлого. Как на самом деле жили москвичи на рубеже XIX-XX веков? Что волновало читателей, и какие затрагивались проблемы?

Тематика, проблематика и основная идея очерка

На страницах очерка открывается особенный мир Хитровки. Он отдален от обычных людей, хоть и находится в центре города. Мрачный вид района страшит глаз «чужого»: «жуть берет свежего человека…», даже «сам черт не полезет» в этот район. Как и любой другой мир, Хитровка имеет свои законы и правила, несоблюдение которых строго карается. Символом жестокости становятся тьма в Хитровке. Гиляровский отмечает, что в цветовой гамме преобладают темные оттенки, как будто там всегда сохраняется ночное время суток. «Никакого освещения» в районе нет, что говорит о существовании воров и бандитов, жизнь которых буквально проходит в «тени». И только «красные огни» разбавляют темноту, они символизируют ад, преисподнюю, кровь. Невольно вспоминаются круги грешников в «Божественной комедии» Данте. Как точно отозвался Глеб Успенский о Хитровке: «Рубикон жизни!», ведь тот, кто попадал сюда, почти не имел шанса вырваться из ада и вернуться в обычную, «светлую» жизнь. Гиляровский осуждает темную, грузную сторону жизни Хитровки и, вместе с тем, призывает людей к гуманному отношению к ней.

Как автор относился к Хитровке?

Действительно, отношение В.А. Гиляровского к обитателям района Хитровка неоднозначно. Повествование очерка идет от лица рассказчика, и его взгляды близки авторскому восприятию. С одной стороны, неприязнь к грязным ночлежкам. Он видит несправедливость, царящую в них. Рассказчик понимает влияние окружающего мира на человека. Но с другой стороны, в Хитровке есть и честные люди. Гиляровский с гордостью рассказывает об отдельных ситуациях. Например, случай с маленьким «оборванцем», который поступил по совести, вызывает восхищение. По просьбе рассказчика «оборванец» купил папиросы и вернул обратно все оставшиеся деньги. Автор подчеркивает высокую ценность такой черты характера, как честность.

Достоверность содержания очерка не вызывает сомнений, поскольку Гиляровский опирается на личные впечатления о Хитровке. Автор стремился открыть глаза читателям на то, что увидеть удается не каждому. Он виртуозно справился со своей задачей, ярко и образно, очень точно рассказав о горькой жизни людей, оказавшихся вне общества. Их быт, нравы заставляют нас задуматься о поломанных судьбах и справедливости жизни…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Всем хорошо известно, что ставший благодаря Гиляровскому легендарным, трактир "Каторга" находился в доме Елизаветы Платоновны Ярошенко на Хитровской площади (Подколокольный переулок, д.11/11 / Подкопаевский переулок, д.11/11/1 стр.2). Но где конкретно он располагался в этом доме достоверно неизвестно.
Можно попытаться провести небольшое изыскание, используя старую фотографию (к сожалению, не лучшего качества) и текст самого Владимира Алексеевича (который, увы, слишком небрежно относился к топонимическим подробностям)...


..."-- А теперь, Глеб Иванович, зайдем в "Каторгу", потом в "Пересыльный",
в "Сибирь", а затем пройдем по ночлежкам.
-- В какую "Каторгу"?
-- Так на хитровском жаргоне называется трактир, вот этот самый!
Пройдя мимо торговок, мы очутились перед низкой дверью трактира-низка в
доме Ярошенко.
-- Заходить ли?--спросил Глеб Иванович, держа меня под руку.
-- Конечно!
Я отворил дверь, откуда тотчас же хлынул зловонный пар и гомон. Шум,
ругань, драка, звон посуды... Мы двинулись к столику..."
"...Расплатились, вышли.
-- Позвольте пройти,--вежливо обратился Глеб Иванович к стоящей на
тротуаре против двери
на четвереньках мокрой от дождя и грязи бабе.
-- Пошел в... Вишь, полон полусапожек... И пояснила дальше хриплая и
гнусавая баба историю с полусапожком, приправив крепким словом. Пыталась
встать, но, не выдержав равновесия, шлепнулась в лужу. Глеб Иванович схватил
меня за руку и потащил на площадь , уже опустевшую и покрытую лужами, в
которых отражался огонь единственного фонаря"...
В.А.Гиляровский. "Москва и москвичи". (Выделено в тексте мной - d1).

Что можно "выжать" из текста?
1. "к стоящей на тротуаре против двери " - следовательно дверь была с улицы, а не из подворотни или со двора (там нет тротуаров);
2. "низкой дверью трактира-низка " - "низо"к" - низкий первый этаж, м.б. полуподвал, но не подвал (о ступеньках вниз, в подвал, Гиляровский ничего не пишет).
"Низок - трактирчик в нижнем этаже" (В.И.Даль).
Первый этаж в доме Ярошенко - именно "низок" и, чем дальше от угла Подколокольного переулка, тем ниже.
На фотографии хорошо видно, что слева от подворотни находилась дверь, над которой висела вывеска (надпись разобрать не удаётся, но скорее всего "Трактир" или "Чайная"). Сейчас этой двери нет - на её месте окно:


Фото №2

Фото №3

3. Ближе к фотографу есть ещё одна дверь (ныне тоже переделанная в окно (см.фото№3)) и тоже с вывеской (надпись полностью засвечена), но Успенский, выйдя из трактира, "потащил " Гиляровского "на площадь ", что предполагает некоторую удалённость двери от площади, как таковой. Напротив же подворотни и рассматриваемой двери находился навес - сомнительно, что Глеб Иванович потащил дядю Гиляя под навес - он ведь хотел быстрее уйти с площади (скорее всего Подколокольным переулком).
Следовательно, можно сделать вывод, что входом в трактир "Каторга" являлась ближайшая от подворотни дверь слева, ныне заложенная (превращённая в окно).

UPD: И ещё одна цитата из Гиляровского: "...Только окна "Каторги" светятся красными огнями сквозь закоптелые стекла да пар выходит из отворяющейся то и дело двери...".

"окна "Каторги" светятся " - Следовательно, наверняка не подвал!