Ночь красных вождей: Как на самом деле брали Зимний дворец. Стреляла ли «Аврора»: отличить правду от лжи практически невозможно

Фирсов А.

Вот уже много лет каждый год 7-го и 8-го ноября граждане нашей страны отмечают годовщину Великой Октябрьской Социалистической Революции. Согласно утверждениям партийных историков все происходило следующим образом. По сигналу крейсера Авроры вооруженные рабочие и крестьяне под руководством Коммунистической Партии бросились на штурм Зимнего дворца, преодолели сопротивление женского батальона, охранявшего Зимний дворец, ворвались во дворец и арестовали Временное Правительство.

Председатель временного правительства Керенский еще утром уехал из Зимнего Дворца.

Главным героем революции считается Владимир Ильич Ленин, который в этот вечер прошел в Смольный Дворец, оттуда возглавил штурм Зимнего Дворца, и после завершения штурма объявил Временное Правительство низложенным.

Есть несколько фактов, которые постоянно затушевываются историками, но на которые имеет смысл обратить внимание.

Во-первых , 25-го ноября утром около 11-ти часов утра Председатель Временного Правительства Александр Керенский уехал из Зимнего Дворца, оставив Временное правительство без каких-либо указаний.

Во-вторых , днем 25-го ноября генеральному штабу и временному правительству (расположенным по обе стороны дворцовой площади), были предъявлены ультиматомы о сдаче. И на генеральном штабе вскоре появился белый флаг.

В-третьих , в 19 часов, и еще через час комиссар Петроградского ВРК Григорий Чудновский с группой парламентёров приходит в Зимний Дворец и предъявляет Временному правительству повтороный ультиматум с требованием сдаться.

Временное правительство понимает, что ситуация острая, поэтому Чудновского отпускают, но положительного ответа не дают.

В-четвертых , выстрел Крейсера Авроры в 21 час был произведен не в воздух. Это был не сигнал к штурму, а демонстрация силы. Также несколько раз были произведены выстрелы со стен петропавловской крепости.

В-пятых , выстрел Авроры был произведен не из главного орудия и холостым патроном, но прицельно. Вылетевший вместе с пороховыми газами пыж снаряда попал точно в Зимний Дворец. При этом он пробил две стены здания, заставив здание содрогнуться. Первые годы после революции посетителям показывали образовавшиеся в результате выстрела Авроры пробоины в стене.

В-шестых , после предупредительного выстрела Авроры шестидюймовые орудия крейсера были заряжены боевыми снарядами.

Следующие один или несколько выстрелов Авроры сравняли бы с землей Зимний дворец. Но больше Аврора не стреляла. Ни холостыми, ни боевыми. Судя по тому, что дальнейших выстрелов Авроры не потребовалось, можно предположить, что над Зимним Дворцом или на одном из его окон также как и над генеральным штабом был вывешен белый флаг. Так ли это - не известно.

Очевидно, что в этой ситуации оборонять дворец, делать хотя бы один выстрел или каким-либо образом препятствовать проникновению посторонних в Зимний Дворец было бы равносильно самоубийству.

Сам В.А. Антонов-Овсеенко, присланный к Зимнему Дворцу для ареста временного правительства, как ни приукрашивал опасности мероприятия, но так описывает события сразу после выстрела Авроры в своей книге "В семнадцатом году":

«Глухо донесся орудийный выстрел. Еще и еще. Заговорила Петропавловка. Лучше... Мощно разодрало воздух... - «Аврора»! - Не предложить ли им снова сдаться? - спрашивает Чудновский, приведший часть павловцев, как всегда, отважный и говорливый. Соглашаюсь. Отправляется с кем-то. Артиллерийский обстрел подействовал. Угас огонь баррикад. Заткнулись - видно, брошены? - броневики... Какой-то треск, лязг оружия, истерические вопли. - Сдаемся, товарищи!»


Крейсер «Аврора» является одним из самых узнаваемых символов Октябрьской революции. Однако история судна включает в себя еще множество событий и военных кампаний, без которых представление об историческом пути крейсера было бы неполным.

Проект крейсера

Строительство крейсера «Аврора» (корабль типа «Диана») началось в 1896 году. Согласно прежней судостроительной программе этого проекта вообще не было в планах флота. Однако в конце XIX века внешнеполитическая ситуация заметно ухудшилась. Началась гонка вооружений с Германией. На этом фоне государство нуждалось в таких новых судах, как «Аврора».

Корабль стал третьим среди крейсеров своего класса (первыми двумя были «Диана» и «Паллада»). Судно было заложено в Новом Адмиралтействе. Его проект принадлежит авторству флотского инженера-конструктора Ксаверия Ратника. Черновой вариант был одобрен в Морском техническом комитете, после чего началась подготовка к строительству.

Весной 1897 года императору Николаю II предложили 12 идей для названия будущего судна. Царь выбрал «Аврору» - имя, перенятое у античной римской богини зари. Церемония закладки состоялась 4 июня. На ней присутствовал генерал-адмирал флота Остальные два крейсера были закончены раньше, чем появилась «Аврора». Корабль делался запоздало из-за того, что исполнитель заказа долго не мог договориться о поставке паровой машины. Общество сначала не хотело передавать ценные чертежи Балтийскому заводу. Наконец конфликт был улажен, а контракт подписан (20 июля).

Начало службы

24 мая корабль «Аврора» был спущен на воду. Церемония состоялась в присутствии императора Николая II, его жены Александры Федоровны и матери Марии Федоровны. Символично, что во время спуска на борту находился моряк, до этого служивший на одноименном фрегате «Аврора», участвовавшем в обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны. Установка машин и вспомогательных механизмов началась на следующий день.

Основные технические следующие: длина - 126 метров, ширина - 16 метров, осадка - 6 метров. «Аврора» обладает водоизмещением в 6731 тонн. В качестве двигателя конструкторы выбрали Бельвиля. При мощности около 12 тысяч лошадиных сил корабль мог развивать скорость до 35 километров в час (19 узлов). Экипаж судна составлял 550 матросов и еще 20 офицеров.

Несколько лет корабль проходил испытания, после чего в 1903 году вошел в состав отряда под командованием контр-адмирала Андрея Вирениуса. Дальнейшая судьба судна была связана со Второй Тихоокеанской эскадрой, созданной из-за начавшейся русско-японской войны. Она отправилась в Порт-Артур для того, чтобы разблокировать осажденный порт. Кораблям предстоял долгий путь, который обычно растягивался не меньше чем на год.

Гулльский инцидент

Во время плавания в Балтийском море 22 октября 1904 года произошел серьезный инцидент. Корабли эскадры устроили пальбу по неопознанному в тумане подозрительному судну. Оказалось, что это были английские рыбаки. Двое из них погибли. «Аврора» также попала под дружественный огонь из-за плохой видимости. В судно попало 5 снарядов. Из-за полученного ранения вскоре скончался находившийся на крейсере иеромонах. Событие стало известно как Гулльский инцидент. Из-за ошибки флота отношения России и Великобритании были серьезно испорчены. Для того чтобы выяснить все обстоятельства трагедии стороны согласились на расследование третейского суда. Это был первый подобный случай в мировой практике.

Несмотря на произошедшее, эскадра продолжила свое путешествие. Каким было положение на крейсере «Аврора»? Корабль быстро залатали, и его повреждения не стали причиной возвращения на родину. На острове Мадагаскаре во время стоянки моряки узнали о том, что Порт-Артур пал, а Первая Тихоокенская эскадра погибла.

Цусимское сражение

14 или 27 мая 1905 года по новому стилю корабль «Аврора» принял участие в знаменитом Цусимском сражении. Для Российского флота это было решающее сражение и последняя надежда на спасение всей военной кампании. Вторая тихоокеанская эскадра потерпела сокрушительное поражение. «Авроре» повезло - корабль получил повреждения, но не капитулировал и не был потоплен в отличие от большей части других отечественных судов.

После сражения у крейсера обнаружили 18 попаданий. Якорная цепь была перебита, а клюз выведен из строя. Остальные повреждения представляли собой пробоины. 21 мая судно в сопровождении американцев причалило в порту филиппинской Манилы. Корабль был интернирован. Команда дала подписку о неучастии в дальнейших боевых действиях с японцами. «Аврора» оставалась на стоянке в Маниле вплоть до подписания Портсмутского мира, положившего конец войне. Крейсер вернулся на родину 19 февраля 1906 года. Якорь в Либаве был брошен спустя 458 дней после того, как судно отправилось в экспедицию в составе Второй тихоокеанской эскадры.

Первая мировая война

Сразу после начала Первой мировой войны корабль-крейсер «Аврора» прибыл в порт Ревеля в ожидании новых приказов. 26 августа 1914 года в водах Финского залива сел на мель «Магдебург». «Аврора» отправилась на перехват немецкого судна. Русским морякам удалось захватить корабль. Позже он был разобран на металлолом.

Далее последовала длительная стоянка в порту Гельсингфорса. В 1916 году «Аврора» вошла в Рижский залив и помогала сухопутным войскам с помощью плотного артиллерийского огня. Осенью судно отправилось в Кронштадт на ремонт.

Февральская революция

Во время стоянки в Кронштадте капитан Михаил Никольский пытался противостоять политической революционной агитации, которая процветала на местном заводе, где ремонтировалось судно. На предприятиях начались забастовки. Требования рабочих были различными. Кто-то хотел сокращения рабочего дня, другие вообще выступали против властей. В такой ситуации капитан справедливо опасался за моральное состояние своих матросов.

27 февраля был усилен вооружений караул, охранявший крейсер «Аврора». История корабля уже включала в себя опасные морские сражения, но если бы на судне начался бунт, то офицерам рассчитывать было бы просто не на что. Кроме того, агитаторы распространяли слухи о том, что из «Авроры» сделают плавучую тюрьму.

Накануне Февральской революции на судне вспыхнули беспорядки. Матросы перестали подчиняться приказам Никольского, после чего офицеры открыли по ним огонь. Было ранено три человека, один потом скончался от осложнений. Тем временем в Петрограде уже происходили массовые народные манифестации, а власть в столице оказалась фактически парализована.

28 числа напротив «Авроры» началась демонстрация. Рабочие заполонили судно. Когда они узнали о том, что накануне на корабле была стрельба, поднялось возмущение. Недовольные задержали капитана Никольского и еще одного офицера Ограновича. С них были сорваны погоны. Эти двое были до смерти растерзаны толпой в нарастающем хаосе демонстрации. Никольского застрелили за нежелание идти в с красным полотнищем в руках. Офицерам не удалось защитить корабль от агитаторов.

Беспокойный 1917-й

В 1917 году модель корабля «Аврора» еще оставалась боеспособной и относительно современной. Крейсер, несмотря на все издержки войны и революции можно было использовать по прямому назначению. После февральских событий и свержения монархии матросы учредили судовой комитет. Там было много представителей левых партий, но ни одного большевика.

Однако уже летом ситуация в корне изменилась. Сторонники Ленина тщательно работали с армией и флотом. Поэтому они, конечно, не могли обойти стороной столь важный крейсер «Аврора». История корабля кратко была известна всем жителям столицы. Если бы большевикам удалось склонить команду судна на свою сторону, это стало бы безоговорочным успехом.

На «Авроре» выступили самые красноречивые агитаторы партии (например, Михаил Калинин), что подчеркивало ее особое отношение к стоящему на стоянке кораблю. Итог не заставил себя ждать. К лету в комитете уже было 42 представителя РСДРП(б). Матросы стали активно участвовать в большевистских уличных акциях. 4 июля во время массовой демонстрации в Петрограде моряки попали под пулеметный обстрел армии, оставшейся преданной Временному правительству. Скоро начались репрессии против большевиков. Ленин бежал в шалаш в Разливе, а некоторые особенно ретивые матросы «Авроры» оказались под арестом.

Октябрьская революция

В сентябре произошли очередные перевыборы судового комитета. Его председателем был избран большевик Александр Белышев. Капитаном стал Николай Эриксон. Так как ремонт корабля завершился, скоро он должен был отправиться в море. Однако 10 октября большевики на заседании ЦК приняли решение о вооруженном перевороте в Петрограде. «Аврора» им была необходима не просто как хорошо вооруженный крейсер, но еще и как важный символ.

Большевики контролировали не только судно, но и Петроградский совет. Согласно его решению 24 октября матросы оставили корабль в Питере. «Аврора» должна была свести Городские власти пытались заблокировать переправы для того, чтобы остановить переворот в столице, и восставшие пытались этому помешать.

В ночь на 25 октября судно вошло в Неву. Капитан Эриксон поначалу сопротивлялся этому решению, но все-таки согласился. Он опасался, что неумелые матросы просто посадят судно на мель. Николаевский мост был в руках юнкеров. При приближении «Авроры» они разбежались, и сторонники большевиков смогли восстановить движение через реку.

Холостой выстрел

К утру 25 октября Ленин из Смольного контролировал всю коммуникационную петроградскую инфраструктуру - телеграф, почту, вокзал и т. д. Временное правительство еще оставалось в Зимнем дворце. Большевики собирались обстрелять его с Петропавловской крепости, в случае отказа министров сдать его.

Чем в штурме могла помочь «Аврора»? Тип корабля и его вооружение позволяли произвести сигнальный выстрел. Большевики решили воспользоваться этой возможностью. Днем 25 числа на судно прибыл Владимир Антонов-Овсеенко - глава полевого штаба сторонников Ленина. Он отдал распоряжение о холостом выстреле, который планировалось произвести после сигнала с Петропавловской башни. Кроме того, большевики использовали радио на «Авроре» для передачи воззвания вождя мирового пролетариата.

Холостой выстрел раздался в 21:40. Его произвел комендор Евдоким Огнев. Выстрел послужил сигналом для штурма Зимнего дворца. Кроме того, он заставил запаниковать министров Временного правительства, засевших в своем последнем оплоте. Историки до сих пор спорят о том, существовала ли техническая возможность для полевой стрельбы Авроры по Зимнему дворцу. Некоторые исследователи утверждают, что огня на поражения быть не могло хотя бы из-за места расположения корабля. Так или иначе, но дальнейшая стрельба не понадобилась. Зимний дворец оказался в руках восставших и без помощи «Авроры».

Последующая история

Эпизод, имевший место во время Октябрьской революции, стал самым знаменитым для крейсера «Аврора». История корабля тут же была превращена в важный образ зарождения советской власти. Через три дня после событий в Зимнем дворце он вернулся на ремонт. Скоро «Аврора» вновь стала частью действующего флота.

Летом 1918 года власть большевиков была еще хрупкой. Около Петрограда развивалось наступление белой армии Юденича. Класс корабля «Аврора» ничем не мог помочь боям на земле. Тем не менее было решено использовать крейсер несколько иначе. Тогда же Петроград предстал перед угрозой иностранной интервенции. Большевики хотели затопить «Аврору» и еще несколько кораблей для того, чтобы преградить путь вражеским судам. Однако такой необходимости не возникло.

В мирное время корабль «Аврора», фото которого во время октябрьских событий в Петрограде попало на передовицы многих российских и иностранных газет, стал учебным судном. Крейсер участвовал в нескольких заграничных плаваниях. Во время этих экспедиций набирались опыта новые моряки РККФ. В десятую годовщину революции в 1927 году «Аврора» была награждена орденом Красного знамени.

Последний дальний поход корабль совершил в 1930-м, когда он обогнул Скандинавский полуостров. Далее последовал долгий капитальный ремонт. Однако он не мог сгладить того факт, что судно устарело. К 1941 году его вообще планировали вывести из состава флота, однако этому помешала наступившая война.

Во время блокады Ленинграда «Аврора» подвергалась многочисленным бомбардировкам немецкой авиации. Еще в начале войны советское руководство решило сделать корабль частью системы противовоздушной обороны города. На судне было несколько зенитных орудий, которые могли пригодиться в борьбе с самолетами люфтваффе. Обстрелы привели к тому, что корабль получил множество пробоин. В конце 1941 года матросы были эвакуированы. Пальба по «Авроре» прекратилась только после снятия блокады.

На вечной стоянке

В 1944 году было решено отправить судно на вечную стоянку у Петроградской набережной и сделать из него музей. К тому времени во всем Советском Союзе почти не было таких легендарных памятников, как крейсер «Аврора». Экскурсия по кораблю стала обязательной для туристов Северной столицы.

За несколько последующих десятилетий «Аврора» пережила дюжину реставраций. В 2014 году корабль был отправлен в Кронштадт для очередного ремонта. Планируется, что он вернется на вечную стоянку у Петроградской набережной уже летом 2016-го.

Миф о «залпе Авроры» родился буквально на следующий день после штурма Зимнего дворца, сигналом к которому послужил выстрел с легендарного крейсера. Такие сведения стали появляться в местной печати. Впоследствии, уже в сталинские годы версия о том, что «Аврора» стреляла по Зимнему настоящими снарядами активно тиражировалась: так об этом было написано в «Кратком курсе истории ВКП(б)», во МХАТе был поставлен спектакль «Залп Авроры», по которому в 1960-е годы вышел одноименный фильм; в 1937 году Михаил Ромм снял фильм «Ленин в октябре», где на этом эпизоде также акцентируется зрительское внимание. Не обошел стороной миф о «залпе» и литературу: Алексей Толстой в «Хождении по мукам» пишет о пробитой снарядом крыше Зимнего дворца.

Примеры использования

Это было все, что осталось от еще недавно шумной и пьяной сутолоки столицы. Ушли праздные толпы с площадей и улиц. Опустел Зимний дворец, пробитый сквозь крышу снарядом с «Авроры». (Алексей Толстой. «Хождение по мукам». Книга 2)

21 октября во все революционные части войск были посланы большевиками комиссары Военно-революционного комитета. Все дни до восстания в войсковых частях, на фабриках и заводах шла энергичная боевая подготовка. Определенные задания получили также боевые суда — крейсер «Аврора» и «Заря свободы» <…> Революционные части войск, подготовленные к восстанию работой большевиков, точно выполняли боевые приказы и дрались бок о бок с Красной гвардией. Морской флот не отстал от армии. Кронштадт был крепостью большевистской партии, где давно уже не признавалась власть Временного правительства. Крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры — эры Великой социалистической революции. (Краткий курс истории ВКП(б))

Действительность

Первыми — и главными разоблачителями мифа стали сами матросы с крейсера «Аврора». На следующий день после описываемых событий в газете «Правда» появилась статья, в которой моряки пытались доказать, что никакого обстрела Зимнего с их стороны не было: если бы крейсер стрелял «по-настоящему», был бы полностью разрушен не только дворец, но и прилегающие к нему районы, утверждали они. Текст опровержения был таким:

«Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера «Аврора», которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров.
Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? А разве это есть на самом деле?

К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, и проверяйте сами слухи. Что касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности. Просим все редакции перепечатать.
Председатель судового комитета
А. Белышев
Тов. председателя П. Андреев
Секретарь /подпись/». («Правда», № 170, 27 октября 1917 г.)

На многие годы, пока официальной пропаганде был выгоден миф о мощи революционного оружия, в котором единственный холостой выстрел разрастался до целого залпа боевых орудий, об этой заметке никто не вспоминал. Уже во времена хрущевской «оттепели» этот текст появился в журнале «Новый мир», в статье В. Кардина «Легенды и факты» (1966, №2, с. 237). Однако газета «Правда» на цитирование себя самой 50-летней давности ответила отнюдь не дружелюбно, опубликовав в марте 1967 года сообщение от имени Секретариата союза писателей ССР, предостерегающее советских людей от чтения статей, «проникнутых ложными тенденциями к необоснованному пересмотру и принижению революционных и героических традиций советского народа». Не оставила статья равнодушным и высшее руководство страны. В одной из своих речей на Политбюро Л.И. Брежнев возмутился: «Ведь договариваются же некоторые наши писатели (а их публикуют) до того, что якобы не было залпа Авроры, что это, мол, был холостой выстрел и т. д., что не было 28 панфиловцев, что их было меньше, чуть ли не выдуман этот факт, что не было Клочко и не было его призыва, что “за нами Москва и отступать нам некуда…».

Спустя много лет, уже в перестройку, «проникнутая ложной тенденцией» статья была перепечатана в журнале «Огонек».

Опровергают миф об обстреле Зимнего с крейсера и военные: корабль, действительно снискавший себе боевую славу участием в русско-японской и Первой мировой войне, с 1916 года проходил капитальный ремонт, а значит, весь боезапас с него к моменту октябрьских событий должен был быть уже давно снят — в соответствии с действовавшими инструкциями.

Источники и литература

Кардин В. Легенды и факты. // Новый мир, 1966. №2. С. 237.

Крейсер «Аврора» . Корабль номер один российского военно-морского флота. Корабль-символ, корабль-легенда, корабль-миф и... корабль-проклятие. Хранимая той, в чью честь она была наречена, «Аврора» почти на век пережила своих «сестер» по проекту и прихотью судьбы, похоже, обречена на бессмертие.

Ангел-хранитель «Авроры»

Есть в российском флоте добрая традиция - давать новым кораблям имена их славных предшественников, отслуживших свой век. Вот и бронепалубный крейсер 1-го ранга, заложенный в 1897 году на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге, был наречен в честь парусного фрегата «Аврора», героически сражавшегося с превосходящими силами английской эскадры при обороне Петропавловска-Камчатского в 1854 году.

В свою очередь, имя фрегату дал Николай I в честь одной из самых красивых женщин Петербурга - фрейлины императрицы Авроры Демидовой-Карамзиной, в которую император, вероятно, был тайно влюблен. Но над этой дамой тяготело родовое проклятие, своеобразный «венец безбрачия».

Все мужчины, решившиеся связать с нею свою судьбу, уходили в мир иной преждевременно. Не зря эту роковую женщину называли в светских салонах «Зарей, обрученной со смертью». Но сама она прожила долгую жизнь и не считала себя несчастной, преследуемой злым роком, поскольку любила и была любима.

Узнав, что ее имя будет носить новый крейсер, Аврора Карловна воскликнула:

Ах, только бы это не отразилось трагически на его судьбе!

Но опасения женщины, ставшей, очевидно, ангелом-хранителем «Авроры», были напрасными. Этот в общем-то заурядный, ничем особенным себя не проявивший крейсер по иронии судьбы вознесся на самую вершину славы, прожил невероятно долгую для боевого корабля жизнь, и путь его еще не закончен.

Чудесные спасения

«Аврора» была «младшей сестрой» однотипных бронепалубных крейсеров «Диана» и «Паллада». Отношение моряков к этим трем «богиням отечественного производства» было весьма скептическим. Эти корабли имели массу конструкционных недостатков, их механизмы часто выходили из строя. Не отличались они ни скоростью хода, ни мощью вооружения.

Но ангел хранил «Аврору». В первый раз он спас ее от верной гибели в Цусимском сражении. Крейсерский отряд контр-адмирала Энквиста выполнял задачу прикрытия транспортов. Но это оказалось не под силу четырем крейсерам, на которые обрушился шквальный огонь 16 японских кораблей. Во время боя «Аврора» получила 18 попаданий снарядов среднего и малого калибра, причинивших крейсеру довольно серьезные повреждения.

Крейсер "Аврора" (1916 год)

Особенно существенный урон претерпела корабельная артиллерия. Экипаж потерял 15 человек убитыми и 82 ранеными. Погиб командир крейсера капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, смертельно раненный в голову осколком вражеского снаряда на боевом посту, в рубке. Сама же «Аврора», выпустив почти две тысячи снарядов, серьезного урона врагу не причинила.

От геройской гибели русские крейсера спасла колонна случайно подошедших броненосцев, которые отогнали неприятеля. Тем не менее изрядно потрепанные корабли не смогли прорваться во Владивосток и ушли на юг, в филиппинский порт Манила, где были интернированы до конца войны властями США, под чьим протекторатом находились в то время Филиппины.

Хранила судьба «Аврору» и в Первую мировую войну. 11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка U-26 обнаружила два русских крейсера: «Аврору» и «Палладу» (не «старшую сестру», погибшую в Порт-Артуре, а новый крейсер, построенный после Русско-японской войны).

Командир субмарины капитан-лейтенант фон Беркхейм правильно оценил ситуацию и предпочел выпустить торпеду по более лакомой цели - «Палладе». Новый крейсер затонул вместе со всем экипажем, а ветерану удалось укрыться в шхерах. Так «Аврора» вторично избежала гибели.

Вообще же ничего героического за всю историю своего существования эта «заурядная богиня» не совершила.

Выстрел, которого не было

«А как же легендарный выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца и ознаменовавший начало новой эпохи в истории человечества?!» - спросите вы. Да не было никакого такого выстрела. В октябре 1917 года «Аврора» продолжала находиться на капитальном ремонте, и с нее был снят весь боезапас. Случайно на борту оказался один холостой заряд, им и стрельнули, призвав тем самым суда, стоящие на Неве, «к бдительности и готовности». Но произошло это днем, задолго до штурма.

24 октября военно-революционный комитет поставил «Авроре» задачу восстановить движение по Николаевскому мосту, разведенному накануне юнкерами. Увидев приближающийся к мосту крейсер, юнкера бежали, и корабельные электрики сумели опустить пролеты. Сам же корабль оказался за мостом, отрезавшим его от Петропавловки и Зимнего дворца.

Так что нанести урон защитникам Временного правительства он не мог, даже если бы имел боезапас. А сигнал к штурму Зимнего дворца был дан из Петропавловской крепости. С ее бастионов было сделано около 30 орудийных залпов, но во дворец попало только два снаряда - артиллеристы не хотели убивать своих соотечественников.

Никаких документальных свидетельств о выстреле «Авроры» нет. Вахтенные журналы 1917 года, в которых скрупулезно записывались все действия экипажа корабля, бесследно исчезли. И можно с полной уверенностью утверждать, что героический крейсер революции - всего лишь один из пропагандистских символов и великих мифов революционной власти.

Мистическая душа корабля

Незримая мистическая сила и в дальнейшем неоднократно спасала «Аврору» от гибели. Причем всякий раз, когда ее пытались уничтожить, это оборачивалось катастрофой для страны. Так, когда в 1917 году командование Балтийского флота подготовило приказ о затоплении крейсера в фарватере Финского залива, на подступах к Кронштадту, чтобы не допустить к Петрограду немецкие эскадры, этому воспрепятствовала революционно настроенная команда корабля - а через несколько месяцев произошел Октябрьский переворот.

В 1941 году намечалось вывести «Аврору» из состава военно-морского флота и «пустить на иголки» - и началась Великая Отечественная война.

А в 1984 году Совет министров СССР постановил капитально отремонтировать легендарный крейсер к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. К тому времени подводная часть корабля попросту сгнила, представляла собой сплошное решето. Из трюмов день и ночь откачивали воду, не спасала даже заливка днища слоем бетона.

Требовалась серьезная реконструкция нижней части корпуса. Но времени на это дело корабелам Ждановского завода было отпущено слишком мало. И тогда замминистра судостроительной промышленности Игорь Белоусов подал спасительную идею - отрезать старую подводную к часть, сделать такую же новую и сверху поставить старую надводную часть, и поступили. И никто не узнал бы о случившемся, но корабелы не смогли или не решились сдать старый корпус на металлолом.

Отрезанную часть решили спрятать в Лужской губе, в районе деревни Ручьи, где еще в 1930-е годы силами зеков Лужлага строился «0бъект-200» - Комсомольск-на-Балтике, база Балтийского военно-морского флота. Этот современнейший по тем временам город так и не был заселен: его взорвали в начале Великой Отечественной войны, чтобы не сдать врагу, да так и не стали восстанавливать. Сохранились остатки довоенного бетонного причала. Неподалеку от него и решили затопить корпус «Авроры», для чего выкопали на дне подобие траншеи.

К тому времени местные жители основательно раскурочили легендарные останки, сняв все что смогли: от бронзовых вентилей, стальных трапов и иллюминаторов до медных листов обшивки. А когда стали опускать в траншею 120-метровую махину, промахнулись, корпус не лег так, как было задумано, и часть его осталась торчать над водой.

В день 70-летия Октября обновленную «Аврору» принимал сам генсек Михаил Горбачев. С почтением рассматривал знаменитую шестидюймовку, бабахнувшую по Зимнему, не подозревая, что и это - подмена: настоящее баковое орудие погибло в боях на Дудергофских высотах в составе батареи «А» вместе с другими пушками, снятыми с «Авроры» для защиты Ленинграда от фашистских захватчиков.

И тем более не было видно ему подводной части крейсера, где стальные листы соединены не заклепками, как раньше, а сварными швами. Потом-то Горбачев, узнав, как его надули, рвал и метал, но дело сделано, ничего уже не поправить. «Аврора» же снова отомстила за надругательство над нею - распадом Советского Союза.

А впрочем, из-за чего весь сыр-бор? Отдельные специалисты утверждают, что нынешняя «Аврора» - не настоящая, а всего лишь реплика легендарного крейсера. Но ведь заменена только нижняя часть, а верхняя сохранилась, в том числе и интерьер помещений. Не будем же мы отказывать в праве на звание человека инвалиду, потерявшему ноги, которые заменены у него на протезы?! «Аврора» сохранила главное - свое имя, мистическую душу, ангела-хранителя.

Прошлое и настоящее России дает повод для множества исторических анекдотов, один из наиболее известных – о мощи выстрела «Авроры», и тем более обидно, что в своей в целом сбалансированной и аргументированной статье «Зачем стреляла Аврора»?» («Санкт-Петербургские ведомости» от 6 ноября 2004 г.), пытаясь очистить корабль истории от мифов и стереотипов, С.Н. Полторак, увы, создал его очередную версию.

В год столетия трагического для русского Флота Цусимского сражения, участником которого «Аврора» была, она заслуживает достоверного описания своей истории. За корабль уже вступалось из Праги даже «Радио Свобода» (!), поэтому попробую внести ясность, избегая политических оценок.

В статье прозвучало - выстрел «Авроры» есть сигнал сверки времени революционной эскадры прозвучавший в 21.00 25 октября 1917 года. ("… Никто не ставил задачу революционным матросам подавать сигнал к штурму. Они попросту подали военный сигнал, который подавался регулярно, для того чтобы на всех кораблях была проведена сверка времени…. Сейчас такая практика существует в армиях и на флоте во всем мире. …Думаю, что можно с высокой степенью точности утверждать выстрел прогремел ровно в 21.00.… ”)

Обратимся к теории и истории:

Точное знание времени в открытом море необходимо кораблям для достоверного определения места (особенно долготы). Немало сил было положено учеными, моряками, часовщиками мира для достижения необходимой точности и выработки безошибочных методик. Британский парламент предлагал даже щедрую премию за успешное решение этой проблемы. Для примера – на экваторе ошибка во времени всего в 1 минуту приводит к неточности определения местоположения на поверхности Земли почти в 30 км. Обо всем этом было широко известно и в 1917 году (заглянем в Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона). Основным способом определения места вне видимости берега тогда был астрономический.

Корабли сверяют хронометры (в те годы с береговыми) непосредственно перед выходом в море, при благоприятной гидрометеорологической обстановке по астрономическим светилам и явлениям при точном знании долготы. Да и целесообразна сверка времени по подобному сигналу может быть лишь вдали от берегов в отдельном плавании эскадры кораблей при обнаружении большой ошибки в счислении места либо серьезной ошибке в показаниях хронометров на одном из кораблей. Думаю понятно, что к кораблям стоявшим на Неве это не относится.

В начале XX века в Петрограде уже существовала «система единого времени» - по предложению Д.И. Менделеева был проложен кабель от «нормальных», т. е. эталонных, часов Главной палаты мер и весов до Генерального штаба, под аркой которого и установлены часы, никогда не бегущие и не отстающие с надписью на циферблате: «Верное время». Надпись эту можно прочитать и сегодня - пройдите под аркой к Зимнему дворцу или к Невскому проспекту.

Как известно традиция полуденного выстрела для гражданских нужд в Санкт-Петербурге твердо установилась 6 февраля 1865 года. В этот день от здания Адмиралтейства ровно в полдень был произведен выстрел из сигнального орудия 60-фунтового калибра, при этом -пушка стреляла по сигналу, передаваемому по кабелю, непосредственно из Пулковской обсерватории. В 1872 году в связи с застройкой двора Адмиралтейства домами Морское министерство предложило перенести сигнальное орудие в Петропавловскую крепость. 24 сентября 1873 года полуденный выстрел был впервые произведен с бастиона крепости.

Поставлялся с 1856 года Морским ведомством на все корабли Флота британский астрономический морской ежегодник «Nautical Almanac» (издаваемый с 1766 года) из которого в 1907 года были изъяты таблицы лунных расстояний для определения долготы в открытом море (инструкция по их вычислению печатается до 1924 года).Лишь в 1930 году в нашей стране начали издавать собственный астрономический ежегодник.

Интересно отметить, что до1 января 1925 года астрономические сутки начинались в полдень, а на систему времени основанную на меридиане Гринвича в РСФСР перешли с 8 февраля 1919 года. И хотя новый стиль летоисчисления введен Декретом СНК от 26.01.1918 г. в заголовках многих газет двойные даты уже в 1917 году.

Организуется производство морских часов (не хронометров - они заграничные) в Мастерской мореходных инструментов Главного Гидрографического управления. Русские мореходные инструменты отмечаются дипломами на международных выставках 1907 (Бордо) и 1912 (Санкт-Петербург) годов.

Если учесть, что скорость звука измерена Миланской академией наук еще в XVII веке, то понятно – точность сигнального выстрела из пушки, с уходом века парусов в середине XIX века, развитием часового дела могла удовлетворять только контролю времени для повседневных гражданских нужд. Например, 9 января 1917 года посредине Атлантического океана действия Германского вспомогательного крейсера (парусника!) «Зееадлер» при захвате парохода «Гледис Роил» (Gladys Royle) были первично восприняты как древний, дедовский обычай сверки хронометра выстрелом из мортирки, и ответили флагом. Уже к концу XIX века в портах мира наиболее распространенной была система сигнализации времени сигнальными шарами с электроприводом. Широко была развита и передача сигналов времени по телеграфу, особенно с появлением буквопечатающих аппаратов Юза (помните термин «юзограмма»?).

В 1912 - 1913 годах по инициативе Франции прошли 2 международные конференции по использованию радио для передачи сигналов точного времени (система ONOGO).Первым председателем международной комиссии был академик О.А. Баклунд (1846-1916) – директор Пулковской обсерватории. В 1914 году первый эксперимент передачи сигналов времени был проведен и в Петербурге (регулярная трансляция начата с 1 декабря 1920 г., хотя и не стала особо известна флоту).

Еще с 1910 года радиостанции Германии, Англии и Франции уже вели передачу сигналов времени, с 1912 года они передавались по веньерному принципу, что позволяло определить ошибки часов с точностью до 0.01 сек., с 1913 года минимум 9 радиостанций мира передавали подобные сигналы.

Известнейшим документом 1720 года – «Книга Уставъ морской. О всемъ, что касается къ доброму управленiю въ бытности флота на моръ» были введены сигналы управления кораблями при совместном плавании. Да, для их подачи использовались как флаги, так и пушечные выстрелы, барабанный бой, корабельные колокола, мушкетные выстрелы. На основе опыта боевых действий флота в Средиземном море в 1797 году составляются «Полные сигналы, долженствующие производиться во флотах Его Императорского Величества». В 1814 году А.Н. Бутаковым составляется полный словарь семафорных сигналов. После фактического создания вице-адмиралом Г.И. Бутаковым тактики действий паровых кораблей в 1868 году издается «Книга эволюционных сигналов» и «Свод военно-морских сигналов». Основу их составляли флажные сигналы. Для ночной сигнализации, еще до создания азбуки Морзе, использовались вспышечные фонари. Откорректированный «Свод сигналов» 1890 г. справедливо критиковался вице-адмиралом С.О.Макаровым. С появлением на кораблях электричества получил известность сигнальный фонарь типа Ратьер. При затемнении кораблей для управления строями использовались клотиковые и кильватерные огни. Использовались и различные поднимаемые на фалах фигуры, щиты со знаками. К сигнализации и связи относились серьезно. За расшифровкой сигналов шпионили.

Из гибели кораблей в Цусимском бою командованием российского флота был сделан вывод о том, что помимо флажных и световых сигналов прожектора, необходимо иметь и другой тип сигнализации, который бы не зависел от наличия или отсутствия надстроек и мачт. Это сигнальные ракеты. Пистолет Вери (по другой транскрипции Бэра) состоит на вооружении Флота до сих пор (более 100 лет!). Они в начале века ввозились из-за границы, были дороги, и поэтому было создано много отечественных аналогов. Особую известность получила система капитана 2 ранга Жукова (1908 год), правда предназначалась она в основном для подачи боевых и эволюционных сигналов, на повседневные сигналы, к которым можно отнести и сигналы времени, по его мнению, было достаточно сигнализации флагами и фонарями. Вопрос, не был ли знаменитый красный огонь из Петропавловской крепости сигнальной ракетой?

Как видим, необходимость в столь архаичном способе сверки хронометров вполне современных, хорошо оснащенных военных кораблей (ну никак не походящих на «Золотую лань» Френсиса Дрейка, хоть и смутное время в стране), как пушечный выстрел, да еще посреди Петрограда в начале XX века явно отсутствует, как и сейчас. Для нужд же контроля времени на самом корабле вахтой отбивались склянки.

Тем более была бы удивительна подача такого регулярного сигнала довольно дорогим зарядом артиллерии главного калибра. После демонтажа с «Авроры» 37-мм пушек Гочкиса в качестве сигнальных (существует и термин салютных) скорее всего использовались бы 76,2-мм зенитные пушки системы Лендера. От холостого залпа 152-мм орудия Петропавловской крепости и сейчас дрожат стекла по городу, а в Эрмитаже до разворота орудия в сторону Васильевского острова срабатывала сигнализация – много стекол бы на Английской набережной повылетало – для регулярного сигнала явно не то. Пример - 20 ноября 1992 года, когда полуденный выстрел был единственный раз произведен во дворе Нарышкина бастиона.

Вернемся к «Авроре»:

Корабль, под командой лейтенанта Н. А. Эриксона, 22 октября 1917 г., после завершения ремонта на Франко-Русском заводе, был подготовлен к выходу в море для пробы машин (а не для увода из Петрограда в контрреволюционных целях, как преподносилось это большевиками) и даже принял на борт часть боезапаса – на Балтике война. На борту есть вполне точные хронометры, как и на большинстве кораблей того времени, британского производства (по важности и традиции весьма оберегаемые). У штурмана же «Nautical Almanac» с Руководством к употреблению английского морского месяцеслова и, разумеется прочие мореходные инструменты.

Вахтенный начальник - мичман Л. А. Демин (1897-1973), в будущем контр-адмирал, доктор географических наук, подготовивший более 100 морских карт и лоций, 16 лет (с 1957 по 1973 г.) возглавлявший Ленинградское отделение Всесоюзного астрономо-геодезического общества – пока молод, но такой хронометры завести не забудет?!

Немного неясна ситуация с орудийными прицелами – есть версия, что они были сняты и где-то в каюте заперты.Но, подумайте, стал ли бы кто-то тогда церемониться с запертой каютой. Комендоры крейсера не помнят этого.

Исправны и яркие прожектора системы Манжена, подобный сигнал мог быть подан и ими.

Несмотря на утверждения С.Н. Полторак, задачи на определенные действия при подготовке штурма Зимнего дворца «Авроре» все же ставили. Это распоряжения Исполнительного Комитета Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов № 1219 от 24.10.17 г. о переводе корабля в Боевую Готовность и № 1253 от 24.10.17 г. о задаче восстановления движения на Николаевском мосту. Распоряжением же № 1125 Александр Викторович Белышев был назначен комиссаром корабля, даже с указанием времени 12 ч. 20 мин. А телеграммой Центробалта от 24.10.17 г. «Аврора» была подчинена ВРК, этот документ 27.10.17 г. за № 5446 был зарегистрирован в Главном Морском штабе (принял ее дежурный офицер прапорщик Лесгафт). На давление орудий крейсера рассчитывали, даже проверки присылали. Большинство команды на стороне ВРК.

Проведя промеры незнакомого невского фарватера «Аврора» в 3 ч. 30 мин. 25.10.17 г. встала на якорь у Николаевского моста напротив особняка Румянцевых (Английская набережная, д.44) и выполнила распоряжение об обеспечении движения по мосту.

К 19 часам в Неву вошли, завершив переход из Гельсинфорса (Хельсинки) с заходом в Кронштадт, боеспособные эскадренные миноносцы «Забияка» и «Самсон»,чуть ранее сторожевой корабль «Ястреб» и прочие корабли.

Было бы очень наивно полагать, что подобный переход был произведен кораблями без достоверного знания времени (и как следствие долготы) даже при наличии визуальных ориентиров, и они не корректировали его в оснащенном всем необходимым для этого порту острова Котлин, а предпочли “переспросить”, по версии С.Н. Полторак, у «Авроры». Минная война, широко ведшаяся на Балтике, знаете ли, штука опасная и идти надо строго проверенным фарватером, да и форты Кронштадта наготове.

Радиостанции (в т. ч.средневолновые тональные) крейсера и других кораблей также в полном порядке. Радиограммы перечисленных кораблей можно найти в ЦГА ВМФ, номера дел даже опубликованы в открытой печати.

Между кораблями, Петропавловской крепостью, в которой с орудиями и артиллеристами творится форменная неразбериха, с которой еле справляется Г.И.Благонравов (вызвав моряков-артиллеристов с полигона), и окруженным Зимним дворцом на катере (с «Авроры»?) мечется В.А. Антонов-Овсеенко. (об этом известно и по воспоминаниям Л.Д. Троцкого ).

Рассмотрим вторую часть предположения – выстрел «Авроры» прозвучал ровно в 21.00. Наиболее часто называются еще 21.40, 21.45. Очевидцы событий (бывшие члены Временного правительства, авроровцы, депутаты) и репортеры разных по политическим пристрастиям петроградских газет тех лет, время указывают довольно точно и оно не слишком разнится.

Сравнивая и анализируя их воспоминания, газетные публикации (а это тема для отдельной и серьезнейшей статьи), архивные документы, можно убедиться, что бывший комиссар «Авроры» А.В. Белышев называет 21.40 совершенно верно. Только вот началось все с взрыва гранаты во дворце, затем орудийную стрельбу начали оборонявшие Зимний дворец войска.

Залп «Авроры» потребовался, вот только имел он совершенно другое

значение –“был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности. ” Это из текста письма команды крейсера «Аврора» – прилагаю его к статье. Очень мне удивительно, что полностью его давно не публиковали. Что заставило написать команду это письмо становится ясно из других публикаций тех дней. А фамилия до сего дня безвестного секретаря судкома крейсера – Мисс (он эстонец по национальности).

Понимаю, что так выстрел «Авроры» исторически правильно и надо именовать.

И произведен выстрел был (комендором Е.П.Огневым с команды А.В. Белышева) по присланной на «Аврору» Антоновым-Овсеенко либо Благонравовым записке. Велся огонь и с миноносцев, стреляла даже сигнальная пушка Петропавловской крепости. Разрушения Зимнего дворца и зданий города были.

Я понимаю, что при исследовании этого вопроса нельзя забывать, что авроровцы - непосредственные участники событий, при создании своих воспоминаний много лет находились под чудовищным прессом власти. Но чем глубже рассматриваешь происходившее, тем больше понимаешь, что они не лгали и не кривили душой, лакировка событий была (в т. ч. в кино), но не более. Им повезло – фактический ход событий почти совпали с их изложением в тексте «Краткого курса истории ВКП (б)». А уж если вчитаться –«громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил…начало новой эры…» - о сигнале к штурму ничего нет, это действительно появилось позднее.

Достоверно на вопрос о времени выстрела нам мог бы ответить вахтенный журнал крейсера, только он пропал….В 2000 году вдруг появились прежде не публиковавшиеся воспоминания матроса-большевика, члена Центробалта Н.А. Ховрина - "Отсутствие вахтенного журнала того времени на крейсере безусловно связано с не совсем честной игрой в героев, которым приписывается высокая честь быть в авангарде Великой Октябрьской революции ”.

Однако сотрудники ЦВММ напоминают о бывшем начальнике музея Сивкове П.З. , изучавшем историю «Авроры» и члене военного совета БФ, впоследствии Начальнике управления снабжения Морских сил Советского Союза, бывшем машинисте «Авроры» Куркове П.И. (1889-1938) .С их арестами НКВД в 30-е годы и связывают пропажу вахтенного журнала «Авроры». И особо о нем не вспоминали.

Обращаясь к этим бурным событиям лишний раз понимаешь, что:

1.События 25–26 октября (7–8 ноября) 1917 года внятно и всесторонне так и не изучены (за столько лет!), обобщенных и доступных публикаций мало. Это приводит к очередному витку мифотворчества, особенно в свете благоприятной политической конъюктуры.

Да, результат качественных исследований может быть кому-то неприятен и непривычен, кто-то не захочет поступиться принципами, но это будет историческая правда,

которой достойны наши потомки, ведь:

Во-первых - многие из материалов 1917 года, использованных при подготовке этой статьи, уже не подлежат выдаче из фондов хранения по своей ветхости (некоторые газеты в Российской Национальной библиотеке мне с рук, издали, показывали).

Во-вторых - уже уходят из жизни те, кто застал непосредственных участников событий и может знать о деталях имеющих серьезное значение.

В третьих - в их учебники попадут не исторические анекдоты, а проверенная информация и строго обоснованные версии развития событий и очередная партия не будет переписывать историю страны.

2.На крейсере «Аврора» катастрофически мало внимания уделено столь привлекающему всеобщее внимание знаменитому выстрелу бакового орудия 25 октября (7 ноября)

1917 года и всему, что вокруг него происходило. Материалы явно требуют расширения экспозиции в т. ч. и с использованием современных технологий.

3.Наверное, кроме скромного музейного запроса 60-годов прошлого века, поиски в архивах НКВД-КГБ-ФСБ следов вахтенного журнала «Авроры» так и не проводились.

Не возглавить ли эту работу, используя свой опыт общения с архивами спецслужб,

господину С.Н. Полторак? Возьмусь на общественных началах помогать от Флота.

И главное - крейсер «Аврора», несмотря ни на что, остается прекрасным, признанным всем миром, памятником истории России.

ПРИЛОЖЕНИЯ

4.Забияка

5.Верный

8.Зарница

9.Тральщик #15

10.Тральщик #14

2. Полный текст письма команды крейсера «Аврора» в редакцию газеты «Правда» («Рабочий путь»)(№ 170(101), 27 октября 1917 г.):

Письмо в редакцию

Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера «Аврора», которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно умереть за свободу и Революцию от контр-революционеров.


Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли г-да репортеры, что открытый бы нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только Зимнего дворца, но и прилегающих к нему улиц. А разве это есть. Разве это не ложь, обычный прием буржуазной прессы забросать грязью и не основательностью фактов проишествий строить козни рабочему пролетариату. К вам обращаемся, мы рабочие и солдаты города Петрограда. Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, а проверяйте сами слухи действительности. Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности.


Просим все редакции перепечатать.

Председатель судового комитета А.БЕЛЫШЕВ. Товарищ председателя П.АНДРЕЕВ.

Секретарь (подпись).

(примечание – орфография и пунктуация оригинала. В.Бочков.)

Поздно ночью нам из Центрофлота нам сообщили, что в Неву вошли, помимо крейсера «Аврора» еще 4 миноносца и 1 учебное судно. С крейсера «Аврора» стреляли по Зимнему Дворцу холостыми снарядами; один же из миноносцев дал 2 выстрела по Зимнему Дворцу, не попав однако в цель.

…было произведено несколько выстрелов, имевших целью разогнать наседавшие войска совета. Первый выстрел из Зимнего дворца был произведен в 9 ½ час. вечера … По поводу артиллерийской стрельбы циркулировали слухи, что эта стрельба была произведена крейсером «Аврора» по Зимнему дворцу.

(примечание – это только часть текста.В.Бочков)

ДНЕВНИК ПЕРЕВОРОТА

...тие крейсера «Аврора»

...9 ч. Вечера с вошедшего в воды

…крейсера «Аврора» и миноносцев

…обстрел Зимнего дворца. Предва-

…но было дано три холостых выстрела.

(примечание - … часть текста по ветхости не читаема.В.Бочков)