Основные понятия системного подхода. Системный подход и его развитие

Системный подход - направление философии и методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Особенность системного подхода в том, что он ориентирован на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Понятие "системный подход" (от англ. - systems approach) стало широко употребляться в 1960 - 1970 гг., хотя само стремление к рассмотрению объекта исследования как целостной системы возникло еще в античной философии и науке (Платон, Аристотель). Идея системной организации знания, возникшая в античные времена, формируется в средние века и получает наибольшее развитие в немецкой классической философии (Кант, Шеллинг). Классический образец системного исследования - "Капитал" К. Маркса. Воплощенные в нем принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.) явились важнейшим компонентом диалектико-материалистической методологии научного познания. Теория эволюции Ч. Дарвина служит ярким образцом применения системного подхода в биологии.

В XX в. системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Это связано в первую очередь с изменением типа научных и практических задач. В целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы изучения организации и функционирования сложных саморазвивающихся объектов, границы и состав которых не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Исследование таких объектов - многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных, технических - потребовало рассмотрения этих объектов как систем.

Возникает целый ряд научных концепций, для которых характерно использование основных идей системного подхода. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов - глобальные системы. А. А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации. Выделение особого класса систем - информационных и управляющих - послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. В экономической науке принципы системного подхода применяются при постановке и решении задач оптимального экономического планирования, которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня. В практике управления идеи системного подхода кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.

Таким образом, принципы системного подхода распространяются практически на все сферы научного знания и практики. Параллельно начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем (первая программа ее построения и сам термин были предложены Л. Берталанфи). В начале 1920-х гг. молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свои взгляды в книге "Современная теория развития" (1929). Он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание" (1967) ученый перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. В 1969 г. вышла очередная книга Берталанфи "Общая теория систем". Исследователь превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин "системный подход", который с 1970-х гг. прочно вошел в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины - "системный анализ", "системные методы", "системно-структурный подход", "общая теория систем"; при этом за понятиями системного анализа и общей теории систем закреплено еще и специфическое, более узкое значение; с учетом этого термин "системный подход" следует считать более точным, к тому же он наиболее распространен в литературе на русском языке).

Можно выделить следующие этапы в развитии системного подхода в XX в. (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Основные этапы в развитии системного подхода

Период

Исследователи

Л. А. Богданов

Всеобщая организационная наука (тектология) - общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем

1930-1940-е гг.

Л. фон Берталанфи

Общая теория систем (как совокупность принципов исследования систем и набор отдельных эмпирически выявленных изоморфизмов в строении и функционировании разнородных системных объектов). Система - комплекс взаимодействующих элементов, совокупность элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и со средой

Развитие кибернетики и проектирование автоматизированных систем управления. Винер открыл законы информационного взаимодействия элементов в процессе управления системой

1960-1980-е гг.

М. Месарович, П. Глушков

Концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом, например, модели многоуровневых многоцелевых систем

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции, являясь скорее совокупностью принципов исследования. Системный подход - это подход, при котором исследуемый объект рассматривается как система, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. В соответствии с общей теорией систем объект рассматривается как система и одновременно как элемент более крупной системы.

Изучение объекта с позиции системного подхода включает следующие аспекты:

  • - системно-элементный (выявление элементов, составляющих данную систему);
  • - системно-структурный (изучение внутренних связей между элементами системы);
  • - системно-функциональный (выявление функций системы);
  • - системно-целевой (выявление целей и подцелей системы);
  • - системно-ресурсный (анализ ресурсов, требуемых для функционирования системы);
  • - системно-интеграционный (определение совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и отличных от свойств ее элементов);
  • - системно-коммуникационный (анализ внешних связей системы со внешней средой и другими системами);
  • - системно-исторический (изучения возникновения системы, этапов ее развития и перспектив).

Таким образом, системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов.

Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой - создание, конструирование, синтез систем для достижения целей.

Применительно к организациям под системным подходом чаще всего понимают комплексное изучение объекта как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.

Системотехника - прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем.

Процесс построения системы состоит из шести этапов:

  • 1) системный анализ;
  • 2) системное программирование, которое включает определение текущих целей: составление графиков и планов работы;
  • 3) системное проектирование - реальное проектирование системы, ее подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности;
  • 4) создание программ математического обеспечения;
  • 5) ввод системы в действие и ее проверка;
  • 6) обслуживание системы.

Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны, т.е. как будет организована сама система.

Организация, представляющая собой в наиболее общей абстрактной форме организованное целое, является предельным расширением любой системы. Понятие "организация" как упорядоченное состояние целого тождественно понятию "система". Понятием же, противоположным "системе", является понятие "несистема".

Система - это не что иное, как организация в статике, т.е. некоторое зафиксированное на данный момент состояние упорядоченности.

Рассмотрение организации как системы позволяет систематизировать и классифицировать организации по ряду общих признаков. Так, по степени сложности выделяют девять уровней иерархии:

  • 1) уровень статической организации, отражающий статические взаимоотношения между элементами целого;
  • 2) уровень простой динамической системы с заранее запрограммированными обязательными движениями;
  • 3) уровень информационной организации, или уровень "термостата";
  • 4) самосохраняющаяся организация - открытая система, или уровень клетки;
  • 5) генетически общественная организация;
  • 6) организация типа "животных", характеризующаяся наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью;
  • 7) уровень индивидуального человеческого организма -"человеческий" уровень;
  • 8) социальная организация, представляющая собой разнообразие общественных институтов;
  • 9) трансцендентальные системы, т.е. организации, которые существуют в виде различных структур и взаимосвязей.

Применение системного подхода для изучения организации позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание происходящих процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы.

Системный подход, или системный метод, представляет собой эксплицитное (явно, открыто выраженное) описание процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания и т.д.).

Системный подход при исследовании свойств организации позволяет установить ее целостность, системность и организованность. При системном подходе внимание исследователей направлено на его состав, на свойства элементов, проявляющиеся во взаимодействии. Установление в системе устойчивых взаимосвязи элементов па всех уровнях и ступенях, т.е. установление закона связей элементов, есть обнаружение структурности системы как следующая ступень конкретизации целого.

Структура как внутренняя организация системы, отражение ее внутреннего содержания проявляется в упорядоченности взаимосвязей ее частей. Это позволяет выразить ряд существенных сторон организации как системы. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений.

Исследование структуры организации - важный этап познаний многообразия связей, имеющих место внутри исследуемого объекта. Это одна из сторон системности. Другая сторона состоит в выявлении внутриорганизационных отношений и взаимоотношений рассматриваемого объекта с иными составляющими систему более высокого уровня. В связи с этим необходимо, во-первых, рассматривать отдельные свойства исследуемого объекта в их соотношении с объектом как целым, а во-вторых, раскрыть законы поведения.

Дисциплина «Основы системного анализа»
Лекция 1. Системный подход и
системный анализ как основа
системных исследований
ВОПРОСЫ:
1.Основные определения понятия «системный анализ».
Общее и различия в понятиях анализ и системный анализ
2.Элементы теории системного анализа
3.Структура системообразующих понятий системного анализа
4.Отличительные
признаки
системного
анализа
как
инструмента исследования
5. Системный подход как инструмент исследованияОСНОВНАЯ:
Макрусев В.В. Системный анализ в таможенном деле:
учебник (электронный ресурс Университетской библиотеки). М., Берлин: Директ-Медиа, 2015., стр.56-100
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Макрусев В.В. Основы системного анализа: учебник. – М.:
Изд-во Российской таможенной академии, 2010, стр. 50-71
Макрусев
В.В. Таможенный
менеджмент:
учебник
(электронный ресурс Университетской библиотеки). - М.,
Берлин: Директ-Медиа, 2015.

1.Основные определения понятия «системный анализ». Общее и различия в понятиях анализ и системный анализ

Существуют различные формулировки термина системный анализ (см., например,
определение, данное во введении). Однако все они могут быть сведены к двум.
В первом случае системный анализ - это научное направление, в рамках которого
осуществляется развитие теории систем и методологии системного подхода в
целях постановки и решения слабоструктурированных проблем политического,
социального, экономического, научного и технического характера.
Во втором случае системный анализ - это методология адаптации и применения
системного подхода для решения конкретных научных и прикладных задач
системного характера.
Теория
Теориясистем
системии
системный
системный
подход
подход
РАЗВИТИЕ
Системный
Системный
анализ
анализ
ПРИМЕНЕНИЕ
Иллюстрация взаимосвязи определений системного анализа
Система
Система

Взаимосвязь теории и объекта системного анализа
Системный анализ как
наука
идеи
идеи
теоретические
теоретическиезадачи
задачи
методы
методы
технология
технология
механизмы
использования
накопленных
теоретических
знаний для нужд
ТС
Таможенная служба
как система
многоцелевая
многоцелевая
сложно
сложно
структурированная
структурированная
многопараметрическая
многопараметрическая
эволюционирующая
эволюционирующая
Системный
Системныйанализ
анализтаможенного
таможенногодела
дела

Общее и различия в понятиях анализ и системный анализ

Системный анализ отличается тем, что его
Анализ в целом – это синоним научного
исследования
вообще.
Однако
наиболее
часто
это
понятие
отражает процедуру разделения
(мысленного или реального) объекта
на элементы. При этом анализ
неразрывно связан с синтезом –
соединением элементов в единое
целое,
и,
как
правило,
с
оптимизацией

поиском
оптимальных вариантов разделения
и/или соединения элементов.
основное содержание - это теоретические и
прикладные исследования системных связей и
закономерностей целостности в эволюционирующих
объектах,
проводимые
с
использованием
современных
математических
методов
и
программно-инструментальных средств обработки
информации. Исследования ориентированы на
повышение
эффективности
функционирования,
управления и развития объектов в целом.
ОБЕКТ АНАЛИЗА
ОБЕКТ АНАЛИЗА
ПРИНЯТИЕ СИСТЕМНОГО РЕШЕНИЯ
ЭВОЛЮЦИЯ
ЦЕЛОСТНОСТЬ
ОБЕКТ АНАЛИЗА
ОБЕКТ АНАЛИЗА
КАК СИСТЕМА
КАК СИСТЕМА
СИНТЕЗ
СИНТЕЗ
АНАЛИЗ
АНАЛИЗ
ОПТИМИЗАЦИЯ
ОПТИМИЗАЦИЯ
Взаимосвязь и различие понятий «анализ» и «системный анализ»

2. Элементы теории системного анализа

Объектом системного анализа являются: экологические,
социальные, экономические, технологические, технические и
другие системы, возникающие в них явления и процессы.
Предмет системного анализа – это общесистемные
характеристики сложных систем, возникающих в них явлений и
процессов; закономерности функционирования и развития
систем, причинно-следственные связи взаимодействия их с
окружением.
Системный анализ органически включает все известные
методологические подходы и методы исследования социальноэкономических, организационных и информационно-технических
систем. Он объединяет возможности различных дисциплин исследования операций, кибернетики, теории организаций,
информатики,
искусственного
интеллекта,
экономики,
социологии и многих других.

Спектр подходов и методов, используемых в системном анализе,
достаточно широк. Некоторые из них отражены на рисунке. Здесь по
блокам представлены наиболее перспективные в настоящий момент
подходы и методы. Название каждого блока выделено курсивом. Более
полный состав методов и их содержание рассматриваются в дальнейшем.
Методы
Методыаналогий:
аналогий:
эволюционные
эволюционныевычисления
вычисления
иигенетические
генетическиеалгоритмы
алгоритмы
Семиотический
Семиотическийподход:
подход:
интеллектуальные
интеллектуальныетехнологии
технологии
иисистемы
системы
Эвристическое
Эвристическоепрограммирование:
программирование:
экспертные
системы,
экспертные системы,рейтинговые
рейтинговые
оценки
оценки
СИСТЕМНЫЙ
АНАЛИЗ
Имитационное
Имитационноемоделирование:
моделирование:
традиционный
традиционныйиицелостноцелостноэволюционный
эволюционныйподходы
подходы
Рис. 5. Спектр методологических подходов и методов, применяемых в системном анализе
Аналитические
Аналитические
методы:
методы:
прогнозирование,
прогнозирование,
кластер-анализ,
кластер-анализ,
оптимизация
оптимизация

3. Структура базовых (системообразующих) понятий системного анализа

Базовый постулат системного анализа заключается в том, что функционирующая макросистема – это
развивающийся организм.
Процесс функционирования и развития представляет собой особую форму «движения», теоретически
определяемое соответствующими системообразующими понятиями. Структура базовых понятий
системного анализа отражена на рисунке.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
Количество понимается как наличное
ПРОБЛЕМА, МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ,
СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ
числовое множество элементов
СИСТЕМНОЕ (СТРАТЕГИЧЕСКОЕ)
(компонентов) - составных частей
УПРАВЛЕНИЕ

целого.
ЦЕЛЬ,
КРИТЕ
Качество характеризует целостную
ФАКТОРЫ
РИЙ
нерасчлененную определенность ВНЕШНЕЙ
системы (процесса, явления).
СРЕДЫ
СИСТЕМА
Структура

категория,
СИСТЕМА
Стратегия

Стратегия
РЕЗУЛЬТАТ
НАГРУЗКА
Качество
целенаправленное взаимодействие
Качество
Структура
Структура
элементов (компонентов) системы
Количество
Количество
(процесса,
явления)
в
Элемент
ПАРАЭлемент
пространстве.
ПАРАМЕТРЫ
МЕТРЫ,
НАГРУЗКИ
ПОКАЗА
Стратегия

категория,
ТЕЛИ
характеризующая распределение и
взаимодействие
элементов
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
(компонентов) системы (процесса,
ПРОБЛЕМА, МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ,
явления)
во
времени,
или
СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ
программа целевого развития
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
системы (процесса, явления) как
СИСТЕМЫ
целого.

Процесс качественных изменений в системе осуществляется по определенным
законам:
Законы функционирования (деятельности) – законы характеризующие
внутреннюю связь элементов системы, условия сохранения целостности и
относительной устойчивости ее материальной структуры в процессе непрерывных
изменений.
Законы развития – законы, характеризующие определенную
последовательность, ритм, темп качественно-количественных изменений
элементов системы и целенаправленной качественной эволюции системы как
целого.
Развитие

есть
структурно-параметрическая
эволюция
системы,
проистекающая по определенной стратегии (целевой программе) и
сопровождающаяся
изменениями
ее
количественно-качественных
характеристик.
Источником развития сложных систем выступают проблемы – противоречия,
возникающие в процессе функционирования системы при достижении ее
главных целей, и требующие своего системного разрешения.
Решение проблемы, которое приводит к качественно новому состоянию системы
является системным (стратегическим) решением.

10.

Любая система имеет свои предельные границы развития.
Целенаправленные качественные изменения в системе подразумевают
наличие в ней исходного системного качества.
Развитие - есть последовательность мер и шагов по преобразованию
исходного системного качества в требуемое.
Эффективный поиск нового системного качества всегда связан с
управлением процессом развития или системным (стратегическим)
управлением.
Системное (стратегическое) управление в свою очередь включает:
1.
2.
3.
4.
определение явно или неявно выраженной конечной цели системы
планирование последовательности шагов (стратегии) и мер по достижению
цели (программно-целевое планирование)
реализацию плана развития
контроль достижения поставленной цели.
Основная идея системного анализа сводится к обоснованию исходных
1.
2.
позиций для принятия решений посредством:
формирования (формулирования) проблемы путем тщательного изучения всех
существующих
факторов,
как
количественно,
так
и
качественно
характеризующих анализируемую проблему
принятия решений, по преодолению проблемы – принятие решения системного
характера.

11. 4. Отличительные признаки системного анализа как дисциплины

1.
Объектом анализа является система.
2. Система находится в целостной взаимосвязи с окружающей средой
(макросистемой), причем система рассматривается как элемент
макросистемы, выделенной из нее по целям, функциям, структуре и
параметрам динамики эволюции.
3. Цель системного анализа – формирование системы (концепции системы)
и ее стратегии (стратегии ее реализации).
4. Главная системная концепция – это прогрессивная эволюция системы
или адаптивная (оптимальная, рациональная или эффективная) устойчиво
развивающаяся система.
5. Стратегия достижения цели – последовательность действий (алгоритм
или программа), обеспечивающая прогрессивную эволюцию системы.
6. Методологическую основу достижения цели составляет системный и
развиваемый на его основе целостно-эволюционный подходы. Последний
обеспечивает гибкое сочетание традиционных и развивающихся подходов с
учетом целей системных исследований, эволюции анализируемой системы и
ее окружения.

12. 5. Системный подход как инструмент исследования

В основе общего подхода к познанию любого сложного объекта или
процесса лежат: базовые системные идеи, системная концепция
и системный подход.
Базовые системные идеи: целостность и эволюция систем;
определяющая роль внешней среды в эволюционном их развитии
и функционировании; многоуровневый анализ и синтез систем в
условиях целостности.
Системная концепция в самом общем случае отвечает на вопрос:
какую систему мы строим; системный подход – на вопрос: как мы
это делаем.
Главными компонентами системной концепции являются:
цель построения системы (кроме реальных систем);
принципы построения системы;
модель системы и ее системные характеристики;
стратегия достижения цели;
механизм реализации стратегии.

13.

Системный подход - это общенаучная концепция, реализующая философский
принцип системности в принципах и методах решения сложных
междисциплинарных
проблем.
Это
методология
исследования,
проектирования и конструирования объектов как систем. Он способствует
адекватной постановке научных и прикладных проблем, а также выработке
эффективной стратегии их решения.
Основные положения системного подхода:
любой объект – это открытая система, активно взаимодействующая с
внешней средой макросистемой;
эффективность системы определяется не только ее системными качествами,
но и условиями окружающей среды;
элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и в развитии.
На основе системного подхода формируется целостная концепция системного
анализа, представляемая:
философскими основаниями исследования,
теоретическими положениями для определения и формализации объекта или
процесса как системы,
условиями интеграции методов различных научных теорий в структуру
системных исследований и логикой обеспечения целостности и
разносторонности процесса системного анализа от постановки задачи до
получения и анализа результатов ее решения;
системной технологией исследования и реализацией процессов различной
природы или технологией реализации системной концепции.

14. Уровни декомпозиции систем

Методология системного подхода определяет
уровни декомпозиции и процедуры анализа и/или
синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным,
заранее сформулированным требованиям.
Отбор удовлетворительных вариантов производится на
каждом рассматриваемом уровне представления
системы (концептуальном, функциональном,
технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров,
режимов).
На каждом уровне-этапе действует свой набор
критериев, учитывается своя априорная информация,
которая меняется при переходе от уровня к уровню и от
этапа к этапу, пополняясь за счет промежуточных
системных решений.

15.

Система
целей
ЦЕЛИ
Ф У Н К Ц И И
Системная
концепция
Система
функций
З А Д А Ч И
Функциональная
структура
Комплексы
задач
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Комплексы
инструментальных средств
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Комплексы
технологических процедур
ФИЗИЧЕСКИЕ
С Р Е Д С Т ВА
Технологическая
структура
Физическая
структура
Комплексы
физических
средств
Уровни представления системы и декомпозиции задачи и результатов анализа в системном подходе

16. Методологические процедуры системного подхода

·
Все методологические процедуры системного подхода могут быть сведены
к следующим трем:
1. процедуры, реализующие синтез (анализ) системы от частного к общему;
2. процедуры, реализующие синтез (анализ) системы от общего к частному;
3. процедуры гибридного подхода.
Первый случай связан с первичной разработкой элементов системы, и с
последующим конструированием на их основе обобщенных структур,
решающих главные функциональные задачи системы.
Преимущество такого подхода проявляется в уменьшении риска (ошибок,
неадекватности цели) при построении системы за счет ее постепенного
пошагового развития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.
Недостаток подхода - необходимость большого числа проработок,
предшествующих непосредственной разработке системы.
Во втором случае предполагается первоначальная разработка системной
концепции или концептуальной модели. Последующие шаги - это
детализация элементов модели и их взаимосвязей.
Достоинство - строгая логичность процедуры синтеза системы.
Основной недостаток - сложность разработки обобщенных моделей систем,
большая вероятность риска, что система не будет полностью удовлетворять
предъявляемым к ней требованиям.
Гибридный подход предполагает наличие нескольких интерактивных шагов, на
каждом из которых может использоваться один из вышеописанных подходов.

17.

Морфологическая модель системных исследований
СИСТЕМА

Введение с.3

1. Менеджмент как сложная система. с.4

2. Сущность системного подхода с.7

3. Системный подход в решении управленческих задач. с.11

Заключение с.20

Список литературы с.21

Введение

Системный подход - это довольно новый подход, до сих пор исследователи еще не могут полностью оценить истинное воздействие данной школы на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Однако, теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления.

В данном реферате мы рассмотрим сущность системного подхода в решении управленческих задач.

1. Менеджмент как сложная система

Сложной системой называется такая система, которую можно представить иерархической совокупностью неоднородных подсистем. Неоднородность подсистем означает, что каждая из входящих в систему подсистем имеет собственный язык описания (4).

Признаком сложности системы является возможность разделения ее на подсистемы по разным основаниям. Например, если за основание принять ресурсы, то предприятие можно рассматривать как сложную систему, состоящую из материально-вещественной, финансовой и кадровой подсистем; содержание направлений менеджмента - производственной, финансовой, маркетинговой подсистем и подсистемы управления персоналом; элементы структуры управления - службы, цехи, участки, бригады, рабочее место.

Сложная система обладает иерархической структурой, то есть может быть представлена совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в сложной системе базовые элементарные функции. Процесс представления системы в таком виде называется декомпозицией. Примером может служить представление управления экономикой страны как совокупностей подсистем, отраслей, объединений, предприятий, цехов, участков, бригад, рабочих мест.

Характерным свойством сложных систем является целостность. Она отражает специфику их функционирования и сложность анализа систем. Целостность показывает, что изменения, возникшие в элементе какой-либо подсистемы, вызовут изменения в функционировании всей системы. Изучение таких систем затрудняется тем, что в них действует большое количество разнородных факторов, приводящих к разным по природе процессам. В литературе можно также встретить такие определения как «диффузная система», «плохо организованная система», «слабострукту-рированная система». Все они относятся к сложным системам.

Управление и менеджмент, как его составная часть, является сложной открытой системой, для каждой из подсистем которой характерным является наличие собственных механизмов функционирования. В разных подсистемах эти механизмы не одинаковы, но связаны между собой и взаимообусловлены. В решении вопросов управления очень важным является четкое определение границ между подсистемами для каждого уровня управления. Эти границы определяются целями и задачами подсистем, содержанием производственной деятельности, кадровым составом и особенностями структуры управления.

Технология управления как средство достижения целей не может быть общей для всех подсистем сложной системы. В рамках решения общей цели системы механизмы управления подсистем не одинаковы. Они зависят от структуры подсистем, особенностей проявления их переменных, влияния факторов внешней среды на элементы подсистемы. Это означает, что рассмотрение технологии менеджмента станет объективно отражать сущность процессов управления только тогда, когда эти технологии имеют конкретный адресат, обозначенный границами анализируемой подсистемы (4, с. 89).

В иерархическую структуру централизованного управления отраслями производства входят разные органы управления: министерства, управление объединением, управление предприятием, управление службами, участками и т. д. Несмотря на то, что организационная система этих Органов имеет одну и ту же структуру (см. рис.), содержание компонентов систем и механизмов реализации управления существенно различаются.

Например, руководители в каждой из них (организационной системе министерства, оргсистеме объединения, предприятия и т. д.) имеют разные полномочия и в соответствии с ними выполняют разные должностные функции (министр, управляющий, начальник участка и др.). Состав подчиненных, глубина и масштабность решения технологических вопросов, формы, методы и средства управления, используемые этими руководителями в своей работе также у них не одинаковы.

Как вся сложная организационная система, так и каждая из организационных подсистем ее пирамиды являются открытыми. С одной стороны, функционирование каждой из подсистем детерминировано директивными воздействиями вышестоящей, с другой - действием многочисленного числа внутренних и внешних факторов. Это многообразие условий и факторов, особенности технологии, структуры управления, кадрового состава, средств коммуникации, профессиональной культуры руководителя в большинстве своем определяют специфику деятельности управленческих органов, уникальность и неповторимость даже, казалось бы, родственных предприятий.

То есть, с позиций системного подхода менеджмент не может быть представлен в виде четко сформулированных правил и рецептов деятельности для руководителей всех уровней управления одновременно. Анализ и проектирование технологий имеет многофакторный характер. По сути своей, каждой конкретной управленческой ситуации могут соответствовать одна или несколько технологий, использование которых, позволит получить тот или иной результат. Количество вариантов решения задач всегда больше числа этих задач. Руководитель должен уметь ориентироваться в них, правильно распределить прерогативы, найти из множества решений то, которое в данной ситуации окажется наиболее эффективным.

2. Сущность системного подхода

Системный подход - это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем (13, с. 67).

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.

Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа): 1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей; 2) необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; 3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы); 5) восхождение от абстрактного к конкретному; 6) единство анализа и синтеза, логического и исторического; 7) выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и др.

Как мы уже говорили в первом параграфе данной работы, система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др. Основные системные принципы: 1) целостности (принципиальная несводимость) свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функций и т.д. внутри целого; 2) структурности (возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры); 3) взаимозависимости структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия); 4) иерархичности (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы); 5) множественности описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы).

Рассмотрим элементы принципа "черный ящик" системного подхода (см. рис.)

При применении системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода - товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам (13, с. 71).

Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).

Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы ("выхода") к изготовителю товара и поставщикам ("входа") системы. При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок "вход" системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования,

Для обеспечения конкурентоспособности товара необходимо чтобы: 1) результаты маркетинговых исследований гарантировали высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю (другими словами - должен быть высококачественный прогноз параметров "выхода" системы; 2) "вход" системы был отличного качества; 3) внешняя среда способствовала нормальному протеканию процессов в системе и 4) организационно-технический уровень системы смог переработать качественный "вход" системы в качественный "выход".

В данном примере в виде системы может выступать любая фирма, ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества "выхода" системы сначала необходимо обеспечить высокое качество "входа", а затем высокое качество процесса и внешней среды. Если, например, качество "входа" машиностроительного предприятия удовлетворительное, то какие бы ни были на предприятии технология, оборудование, кадры и т.д., качество "выхода" тоже будет удовлетворительным. Если качество "входа" отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество "выхода" будет удовлетворительным, то есть оценка качества "выхода" равна низшей оценке предыдущих элементов. При этом, сначала формируются требования к "выходу" системы, затем - к "входу" и внешней среде и только потом - к процессу. Другими словами - прежде чем предъявлять требования к коллективу, изучите качество поступающих документов, информации, внешнюю по отношению к коллективу среду, т.е. отработайте "вход" системы, отрегулируйте (если это возможно) отношения с внешней средой и только потом приступайте к повышению качества процесса (16, с. 119).

Применяя системный подход, структуру дерева показателей эффективности товара можно изобразить в следующем виде.

Дерево показателей эффективности каждого вида товара имеет свои особенности и его построение представляет огромную трудность. Вместе с тем, построение дерева показателей позволит значительно повысить качество системы менеджмента.

Таким образом, системный подход - главный принцип построения, функционирования и развития любых систем (объектов).