Особенности общения с пожилыми пациентами. Международный студенческий научный вестник

Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и сотрудничества, создать и сохранить спокойную, уважительную и доброжелательную атмосферу медицинская сестра сможет с помощью нескольких приемов:

1. « Имя собственное» . Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это.

2. «Комфортная обстановка». Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему удобное место, учитывая освещение, наличие шума, мебель, помещение, присутствие посторонних и т.д. Необходимо помнить о межличностной дистанции, расположиться так, чтобы лицо находилось на одном уровне с лицом пациента. Обязательно напоминают пациенту о конфиденциальности беседы.

3. «Зеркало отношений». Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я - ваш друг». У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Следует быть открытым, доброжелательным, позитивным и приветливым. Не следует быть фамильярным в беседе, разговаривать свысока или пренебрежительно.

4. «Построение беседы». Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо и внимательно выслушивают проблемы пациента. Следует, уточняя подробности, поддерживать разговор в нужном направлении. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное отношение пациента.

5. « Золотые слова». Прием заключается в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа. Это выражают словами одобрения и похвалы. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности пациента в совершенствовании, что также ведет к образованию у него положительных эмоций и обусловливает расположенность к медицинскому работнику.

6. «Риторические способности». Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия (без заискивания), проверяя, правильно ли понимает сказанное собеседник. Нужно стараться вести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу: это дает возможность понаблюдать за пациентом и собраться с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким «да». При неточном ответе на вопрос его повторяют или формулируют по-другому.

7. «Профессиональная тишина». В разговоре с пациентом избегают употребления медицинских терминов. Информируют пациента о лечебных мероприятиях и ожидаемых результатах в пределах профессиональной компетенции. Не требуют от пациента точного названия предметов ухода и лекарств, при необходимости просят просто показать их. Не следует ждать, что пациент запомнит имена сотрудников, номера кабинетов. Если в этом есть необходимость, то информацию излагают на бумаге и оставляют пациенту. Нельзя создавать у пациента чувство вины за неточное исполнение инструкций или рекомендаций. По возможности ему дают четкие и конкретные советы и рекомендации.

8. «Взаимное понимание». В конце беседы уточняют, не возникло ли смыслового барьера.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек -человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе особенно необходимо медицинским работникам. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Важны и природные способности, и образование.

Основными условиями эффективности профессионального общения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внима­ния, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Для детей дошкольного возраста характерно:

Отсутствие осознания болезни в целом;

Неумение формулировать жалобы;

Сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни;

Восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий;

Усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;

Чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологическая тактика - эмоциональное теплое отношение, отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведе­ние процедур с уговорами., профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.

Для подростков характерно:

Преобладание психологической доминанты возраста - «притязание на взрослость»;

Бравада как форма самозащиты при внутренней психологической ранимости;

Пренебрежительное отношение к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика - общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

При работе с пациентами работоспособного возраста:

Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика - ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнитель­ных пациентов.

Для пациентов пожилого и старческого возраста характерно:

Психологическая доминанта возраста - «уходящая жизнь», «приближение смерти»;

Чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

Возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз­можности самообслуживания;

Интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика - поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.



Особенности общения с пациентом в стационаре

Заболевание, госпитализация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расставание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от которого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строгого постельного режима зависимость может быть абсолютной.

Распорядок жизни пациента в стационаре определяют медицинские работники, сама жизнь пациента в стационаре оказывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы отношения, которые складываются у него со средними медицинскими работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, профессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними следует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их человеческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное пациентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощностью и зависимостью.

Средний медработник должен знать, какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.



Необходимо помнить, что при многих заболеваниях у пациентов возникают те или иные особенности психической деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабодушие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышено эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раздражительность, язвительность, озлобленность. При острых инфекционных заболеваниях, подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внутреннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Определенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологическим и другим болезням, различным формам эндогенной интоксикации, отравлений.

Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей существенным психотравмирующим обстоятельством. Сложными могут быть отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родителями иногда может лишь взволновать больного ребенка, который частично адаптировался к больничным условиям.

В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходимое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установленного в стационаре режима.

Подлинная культура общения необходима и в самом коллективе медработников. Доброжелательность в отношениях с коллегами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплинированность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

Уссурийский медицинский колледж

Психология общения медицинского работника и больного.

Предмет-психология.

Исполнитель:

231 группа

«Сестринское дело»

Руководитель:

Преподаватель психологии

Уссурийск 2005

План.

I. Введение. Общение и его значимость в лечебной деятельности.

II. Основная часть.

1. Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности

2. Виды общения

- «Контакт масок»

Примитивное общение

Формально-ролевое общение

Деловое общение

Духовное межличностное общение

Манипуляционное общение

3. Тактика медицинского работника.

4. Особенности личности медицинского работника

5. Медсестра и больной, принципы общения с пациентом

6. Типы медицинских сестёр и их характеристика

Сестра-рутинёр

Сестра, «играющая заученную роль».

Тип «нервной» сестры

Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью

Сестра материнского типа

Тип специалиста

III.Заключение. Роль медсестры в общении с пациентом

IV. Список использованной литературы

Введение. Общение и его значимость в лечебной деятельности.

Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми.

Общение играет немаловажную роль в жизни и деятельности людей. Без общения невозможно, например, развитие культуры, искусства, уровня жизни, т.к. только при помощи общения, накопленный опыт поколений прошлого времени передаётся новым поколениям. Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению. Далее в своём реферате я постараюсь подробнее раскрыть психологию общения медицинского работника и больного.

Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности.

Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлечёнными в контакт с пациентом, могут быть врач, психолог, медсестра, социальный работник.

В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медсестрой и больным. Образуется по словам И.Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами.

Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности. (И.Харди).

Цель контактов между медицинским работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медработник, по идее, не в меньшей мере заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медработника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, которые позволили ему выбрать медицинскую профессию.

Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.

Можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медработниками такого понятия, как коммуникативная компетентность, т.е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача и медсестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна и для самого больного.

При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека.

В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.

Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

Но не только эти факторы сказываются на психологической атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.

В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.

Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных. Например, жалобы на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за своё состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. Отмечаются даже различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто наблюдаются у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцати перстной кишки. А неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику основного заболевания. В результате этого феномена больные люди обращаются к специалистам различного профиля.

В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников. Различия взглядов медработника и больного.

Различия точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.

Например, врач склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения предпосылок для дальнейшего соматического исследования и т.д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, врач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.

Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако,врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.

Хороший психологический контакт с пациентом – основа успеха его лечения и выздоровления.

Доверие больного к медицинскому персоналу. Медицинская тайна – сведения о больном, не подлежащие разглашению. Информация, которую не следует доводить до сведения самого больного, с учетом его личностных свойств, с целью сохранения его душевного равновесия.

Общение с пациентом, сбор анамнеза, беседа. Слова врача и медсестры как чудесные исцелители.

Умение выслушать пациента, познать его внутренний мир и личные проблемы.

Виды общения с пациентом (классификация С.И. Самыгина).

Невербальное общение, умение владеть невербальными приемами коммуникации.

Улыбка пациенту – залог успеха в общении.

Общение с пациентом с учетом его темперамента, черт характера, эмоционального состояния, ведущей сенсорной системы.

Понятие о территориальных зонах. Правила эффективного общения.

Учебные цели.

Студенты должны знать:

1.Необходимые психологические условия и психологические приемы для установления благоприятного контакта с пациентом.

2.Приемы общения, вербальные и невербальные методы коммуникации.

3.Характеристику темпераментов, акцентуаций характера, типов реакций на болезнь.

4.Определение медицинской тайны, необходимость ее сохранения в определенных условиях.

5.Территориальные зоны в общении.

6.Правила эффективного общения с пациентом.

Студенты должны уметь:

1.Осуществлять индивидуальный подход к больному с учетом темперамента, черт характера, настроения, индивидуальной реакции на болезнь.

2. Создать благоприятную психологическую обстановку для ведения беседы.

3.Вести беседу, внимательно выслушивать пациента, задавать вопросы.

4.Использовать невербальное общение, эмпатию для познания внутреннего мира пациента.

5.Хранить сведения, доверенные больным.

6.Проявить чуткость, деликатность, тактичность при индивидуальной работе с пациентом, быть доброжелательным.



7.Внушать пациентам веру в улучшение состояния, в выздоровление, в благополучный исход болезни или операции.

Доверие как основа психологического контакта с пациентом

Установление хорошего психологического контакта между медицинской сестрой и пациентом является основной успеха его лечения и выздоровления. Медсестра проводит с пациентами много времени, оказывая на них постоянное влияние.

Доверительные близкие отношения между ними сами по себе являются благоприятной лечебной атмосферой, необходимой больному.

Заботливая, внимательная терпеливая медсестра нередко становится для пациентов почти «мамой», любимой «сестрой», образцом для подражания.

Контакт с пациентом всегда основан на доверии. Больной спокоен, когда знает, что о нем заботятся, о его состоянии беспокоятся, о его состоянии беспокоятся, знает, что получает все необходимое. В этом случае он чувствует себя защищенным, в безопасности. Доверие так же основывается на уверенности пациента в том, что его интимные тайны не будут разглашены. Медицинская сестра, умеющая, хранить тайны всегда будет пользоваться доверием.

Медицинская тайна – это сведения о больном, не подлежащие разглашению:

а) в обществе

б) самому больному.

О пациенте не принято рассказывать все те сведения, которые он сам бы не хотел разглашать, а также венерические заболевания, СПИД, психические болезни и т.д.

Самому больному не говорят о его смертельном заболевании, близкой кончине, возможном неблагоприятном исходе болезни при операции, сроке его жизни. Особенно это касается ранимых, неуравновешенных, высокотревожных больных. Многим пациентам с сильным уравновешенным характером, спокойным, волевым людям можно сказать о том, что у них рак, что болезнь тяжелая, возможно неизлечимая. Но при этом обязательно подчеркнуть, что будет сделано все возможное для лечения и продления жизни. Больного надо убедить в том, чтобы он верил во врачей, в медицину, в себя и в свои силы. При высокой мотивации к выздоровлению, при выраженном стремлении больного поправиться, течение даже самого тяжелого заболевания может дать некоторое улучшение.

Беседа с пациентом

Огромное значение в психологическом контакте с больным имеет правильное общение с ним.

Медицинская сестра не должна жалеть времени на беседы с пациентом. В разговорах с больным медицинская сестра познает его внутренний мир и личные проблемы, сильные и слабые стороны характера, увлечения и интересы. Так же беседы с пациентом дают возможность понять его психологический настрой на выздоровление, реакцию его личности на болезнь. Чем лучше медицинская сестра будет знать личность больного, тем эффективнее она будет осуществлять лечение и уход. Правильный разговор с пациентом оказывает не только хороший психотерапевтический эффект, но и имеет воспитательную цель. Он исправляет ошибки в поведении пациента, корректирует его неадекватные реакции на болезнь. Разговор должен быть не навязчивым и состояться именно тогда, когда пациент чувствует потребность в нем. Тогда эта беседа принесет облегчение.

Беседа с пациентом должна успокоить его, снять тревогу и страх, снизить душевное напряжение. Но нужно помнить, что неумелое слово может превратиться в орудие, губящее больного, может глубоко его ранить или даже ухудшить соматическое состояние. Но в тоже время умелое слово, сказанное вовремя, ненавязчиво и по потребности больного, может стать чудесным исцелителем. Медицинская сестра должна уметь спокойно и доверительно беседовать с пациентом. Важно владение своим голосом, умение регулировать его силу и оттенки.

Входя в палату нужно поздороваться, назвать пациента по имени отчеству, не забывая представиться самому. Многие пациенты обращают внимание прежде всего, на голос медицинского работника, на его интонации (пациенты - аудиалы). Для них важно будет как с ними разговаривают, тембр голоса, его приятные оттенки при сборе анамнеза. Вопросы пациенту нужно задавать правильно, четко и ясно, чтобы на них было легко ответить. Задавая вопросы, нужно обращать больного к тем проблемам, которые интересуют медицинского работника.

Очень важно и умение выслушивать пациента. Это обеспечивает хорошее взаимопонимание во время беседы. Когда пациент рассказывает медсестре о себе, о своих проблемах, он должен видеть в ней не пассивного, а активного слушателя. Он должен чувствовать, что медицинская сестра заинтересована, внимательно следит за его мыслью, понимает его.

Невербальные способы коммуникации

К невербальным способам общения относятся мимика и жесты. Выражение лица (мимика) медицинской сестры при общении с больным имеет большое значение. Улыбка на лице всегда подбадривает, снимает напряжение, успокаивает, сближает. Улыбка – это всегда залог успеха в общении.

Серьезное, спокойное выражение лица говорит о понимании проблем больного, заинтересованности в них. При беседе с больным не надо хмуриться, проявлять эмоциональное неудовольствие, нетерпение. Мрачное, недовольное, раздраженное выражение лица отталкивает пациента, не дает ему раскрыться или даже пугает. Студентам нужно помнить, что испуганное, робкое, удивленное выражение лица тоже не обрадует пациента. Поэтому очень важно контролировать мимику, не показывать пациенту своего дурного расположения духа.

Жесты и пантомимика (выразительные движения тела) тоже оказывают на пациентов сильное воздействие. Если медицинская сестра во время общения с больным нетерпеливо постукивает ногой о пол или торопливо поглядывает на часы, на пациента это оказывает неблагоприятное впечатление. Он понимает, что медицинская сестра не имеет достаточно времени для него, торопится.

Во время общения, сбора анамнеза можно одобрительно прикоснуться к тыльной стороне кисти пациента, слегка пожать ему руку. Это успокоит его. Иногда можно слегка прикоснуться к плечу, - это тоже успокаивающий ободряющий жест.

При общении, разговоре с больным лучше всего сесть напротив, чтобы видеть выражение лица, иметь зрительный контакт.

Опрятный аккуратный внешний вид уже располагает к себе пациента,

вызывает уважение и оказывает благоприятное психотерапевтическое воздействие.

При общении с любым пациентом медработник должен уметь:

1. установить правильный психологический контакт;

2. рассказать в доступной форме о болезни и лечении, но при этом учитывать

мед.тайну;

3. успокоить или ободрить пациента, находящегося в самом тяжелом состоянии;

4. оградить психику пациента от отрицательного воздействия факторов относящихся к лечебно-диагностическому процессу;

5. соблюдать мед.тайну и личную тайну пациента;

6. использовать слово как важный психотерапевтический и психопрофилактический фактор;

7. уметь определить в беседе индивидуальные личностные особенности пациента (характер, темперамент, потребности).

8. Профессионально и грамотно строить взаимоотношения с родственниками

пациента, с другими сотрудниками.

При общении с пациентом медсестра обязана соблюдать этико-деонтологические нормы и принципы поведения.

Однако внимание и теплота со стороны медработника не должны носить

интимного характера , не должны побуждать пациента преодолеть дистанцию.

Иногда в состоянии пациента может наступить резкое ухудшение, при этом недопустима паника или растерянность. Все действия медсестры должны быть предельно четким, собранными и уверенными. Нельзя, чтобы пациент видел испуганные глаза медсестры или дрожащий голос. Недопустимы громкие слова и крики на все отделение.

Помимо контактов с пациентами медработник нередко беседует с родственниками и близкими больного. Необходимо учитывать, что среди них

могут быть больные люди, которым необходимо предельно осторожно преподнести информацию. Также в случаях предусмотренных законом, сохранение мед. тайны.



Вначале необходимо представиться (назвать имя, отчество, должность), сообщить цель беседы. Затем узнать от самого больного о его жалобах. Смотрите больному в глаза, наблюдая за его поведением, мимикой, жестами. Это располагает к доверительной беседе. Нельзя начать беседу с личных деликатных вопросов. Не рекомендуется садиться на постель больного, лучше сесть на стул. Визуальный контакт лучше на одном уровне. Говорите спокойно, внятно, с каждым на его языке. Используйте только понятную терминологию. Внимательно слушайте. При беседе проявляйте сочувствие, будьте естественны.

Основными условиями эффективности профессионального общения

является – демонстрация доброжелательности

Интерес

Профессиональная компетентность.

1. Дети дошкольного возраста (для них характерно)

Отсутствие осознания болезни в целом

Неумения формулирования жалобы

Сильная эмоциональная реакция на отдельные симптомы болезни

Восприятие лечебных и диагностических процедур, как устрашающая

мероприятие

Усиление дефектов воспитания в период болезни

Чувство страха, тоски, одиночества вдали от родителей в условиях стационара.

2. Подростки

Бравада является формой самозащиты при внутренней ранимости. Пренебрежительное отношение к болезни и факторам риска.

3. Пациенты работоспособного возраста

Необходимо выяснить отношение пациента к болезни, мед.персоналу.

Деонтологическая тактика мед.работника ориентирована на трудовую и социальную реабилитацию. Выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ.

4. Пациенты пожилого и старческого возраста

Для них характерна психологическая доминанта возраста

Уходящая жизнь

Приближение смерти

Появляется чувство тоски и одиночества. Нарастает беспомощность.

Появляются возрастные изменения: понижение слуха и зрения, памяти,

возрастает обидчивость, ранимость, понижение возможности самообслуживания.

Отсутствует мотивация к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика медперсонала

Поддерживание у пациента ощущения собственной значимости

Увеличение мотивации на выздоровление

Ориентация на двигательную активность

Подчеркнуто уважительное, тактичное, без фамильярности, отношение

Исключить приказной тон и нравоучения.

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ .

Конфликт – с психологической точки зрения это осознаваемое противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема требующая разрешения и направленное на его преодоление.

Взаимоотношение между людьми зависят от их психологической грамотности. Путями к преодолению барьера общения является умение прощать и определение алгоритма поведения в конфликтной ситуации.

Есть созидательные и разрушительные конфликты (это вспомнить необходимо)

Столкновение интересов (потребностей) является источником конфликта .

Факторы которые провоцируют конфликт могут быть разнообразны.

характелогические особенности человек (самокритичность, зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчинить себе других)

Ø настроение

Ø самочувствие

Ø интеллект

Ø знание и незнание психологического общения, и некоторые другие.

Вероятность наступления конфликта при:

Ø несовместимости характера и психотипов

Ø наличие темперамента холерика

Ø отсутствие трёх качеств (способности к самокритике + терпимость к другим + доверие к другим.) нередко причиной конфликта является неправильное поведение участников общения.

В конфликтной ситуации нельзя:

Ø критично оценивать партнёра

Ø приписывать ему плохие намерения

Ø демонстрировать знаки превосходства

Ø обвинять только партнёра

Ø игнорировать его интересы

Ø смотреть на ситуацию только со своей стороны

Ø преувеличивать свои заслуги

Ø раздражаться, кричать, нападать

Ø задевать “болевые точки” партнёра

Ø обрушивать на партнёра претензии

ТИПЫ КОНФЛИКТА.

конфликты могут быть:

Ø межгрупповые

Ø скрытые (внутренние)

Ø открытые (внешние)

Ø случайные и преднамеренные

Ø внутриличностные и межличностные

Даниэль Дэна выделил 3 уровня конфликта

Если будет продолжаться – вероятность эмоционального срыва и физического насилия. Неумение находить выход из конфликтной ситуации – барьер общения .

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ

Прежде всего, учёт индивидуальных особенностей личности (характер, темперамент….)

1) Если у человека доминантный характер (жёсткий самоуверенный) необходимо дать возможность выявить свою доминантность! (не прерывать его, спокойно придерживаться своей точки зрения) В противном случае будет конфликт.

2) Недоминантный характер – чуток к внешним признакам силы. (уступчивый, легко теряется, терпеливо переносит когда его перебивают) !Нельзя повышать на него голос

3) Ригидный характер не терпят когда их перебивают в общении с ними необходим максимальный такт и терпение.

Самой главной профилактикой конфликта является создание благоприятного психологического климата.

Правила медицинской этики и деонтологии, знания общей и медицинской психологии, строгий самоконтроль помогут вам найти верное решение, чтобы конфликт не возник.