Применение стратегии повышения мотивации пациента в лечении хронической боли. Беседа с пациентом: приемы мотивации Использование приложений MHealthTH и игр

Медицинским работникам в своей деятельности важно не забывать о том, что зачастую желание пациента сотрудничать соблюдать впоследствии все назначения и рекомендации зависит от первичного впечатления при встрече

Медицинским работникам в своей деятельности важно не забывать о том, что зачастую желание пациента сотрудничать соблюдать впоследствии все назначения и рекомендации зависит от первичного впечатления при встрече.

Больше статей в журнале

Главное в статье

Место консультации и внешний вид медработника

При проведении профилактического консультирования задачей медработника является сокращение психологической дистанции между медработником и пациентом, создание доверительной атмосферы.

Помогут достичь этих задач следующие приемы:

  1. Внешний вид: чистая кожа, подтянутая фигура, опрятная одежда и свободная поза. Это поможет продемонстрировать то, что врач придерживается здорового образа жизни, который он пропагандирует.
  2. Отсутствие белого халата, бейдж на одежде врача с его фамилией, именем, отчеством и должностью. Это поможет сохранить дружескую атмосферу беседы с поддержанием экспертной позиции врача.
  3. Место беседы должно располагать к доверительности. Нужно предоставить пациенту несколько вариантов мест, где он может сесть, чтобы он чувствовал себя более комфортно.

Установление контакта и начало беседы

На начальном этапе медработник должен завоевать доверие пациента, для этого необходимо слушать пациента, присоединяться к нему и активно создавать атмосферу взаимопонимания.

☆ Как сообщить пациенту об ошибке врача и не навредить клинике, универсальный алгоритм и комплект документов в журнале «Заместитель главного врача»

Передавая любую информацию, необходимо установить контакт, который складывается из двух компонентов: вербального и невербального контакта.

Эти компоненты являются двухсторонними и в той или иной мере консультант должен ими управлять.

Для этого медицинскому работнику необходимо владеть навыками эффективного общения.

Внесловесный (невербальный) контакт

  • Расстояние между врачом и пациентом должен определять сам пациент. Оно должно варьироваться от полуметра до метра и зависит от личного пространства человека.
  • Длительный пристальный взгляд может смутить, поэтому время от времени нужно переводить взгляд на другие предметы.
  • Усилению чувства комфорта способствует следование жестам и позе пациента, однако слепое копирование может быть воспринято пациентом как передразнивание.

Например, если пациент резко кивнул головой – врач слегка покачивает головой, или, если пациент кладет ногу на ногу, то врач может скрестить ноги.

Словесный (вербальный контакт)

При установлении контакта важно анализировать ответы пациента. Понять систему восприятия помогают слова-маркеры, использование которых зависит от ведущего органа восприятия пациента:

  • При ведущей визуальной системе восприятия информации пациент использует следующие слова: очевидно, посмотреть, ясно, фокусировать, иллюстрировать, близко, четко и т.д.

Например: «Видите ли, Иван Иванович, у меня нет очевидных проблем, которые бы меня беспокоили».

Врач отвечает: «Хорошо, я предлагаю рассмотреть ситуацию, результаты анализов иллюстрируют нам тревожную картину состояния вашего здоровья».

  • При ведущей аудиальной системе восприятия информации пациент использует следующие слова: говорить, слышать, сказать, громко, резко, акцент, гармонично, тишина и т.д.

Например: «Послушайте, Иван Иванович, у меня нет проблем, о которых я мог бы вам рассказать».

Врач отвечает: «Хорошо, но позвольте мне высказать вам свое мнение о данной ситуации. Результаты анализов говорят сами за себя…».

  • При ведущей кинестетической системе восприятия информации пациент использует следующие слова: удобно, комфортно, мягко, гладко, теплота, почувствовать, ощутить, коснуться, неуютно и т.д.

Например: «Иван Иванович, я не чувствую, что мне стоит переживать об этой проблеме».
Врач отвечает: «Хорошо, присаживайтесь поудобнее. Результаты анализов касаются состояния вашего здоровья…».

  • При ведущей дискретной системе восприятия информации пациент использует следующие слова: знать, анализировать, понимать, в итоге, как следствие, считать и т.д.

Например: «Понимаете, Иван Иванович, я не считаю, что у меня присутствуют какие-то проблемы, которые необходимо обсуждать».
Врач отвечает: «Хорошо, предлагаю проанализировать вашу ситуацию. Результаты анализов сигнализируют о нарушениях вашего здоровья, именно по этой причине мы встретились здесь сегодня».

Кроме того, при установлении контакта врач должен:

  1. Слушать и запоминать первые слова пациента, чтобы в последующем отвечать ему в том же темпе, с похожей интонацией и громкостью.
  2. Научиться управлять беседой, задавать пациенту вопросы, требующие развернутого ответа, внимательно слушать и не перебивать пациента.
  3. Брать инициативу на себя, подводить пациента к цели консультации. Для этого используют вербальные и невербальные методы ведения пациента.

Невербальные методы

Необходимо сменить позу тела на открытую, не скрещивать руки и ноги, чуть наклонив тело вперед, показывая свою заинтересованность в словах пациента.

Все жесты должны быть сдержанными и плавными, тон голоса – убеждающий, уверенный и доверительный. В этом случае пациент лучше концентрируется на словах врача.

Вербальные методы

Беседа выстраивается с использованием слов-маркеров, которые ориентируются на ведущую систему восприятия информации пациента.

  1. Для аудиала – необходимо говорить четко, понятно и используя короткие, но подробные предложения. В качестве фона может быть использована музыка.
  2. Для визуала – можно показывать много наглядного, иллюстративного материала, в рассказе описать перспективу будущего в красках.
  3. Кинестету нужно предложить расслабиться, выбрать максимально удобную позу, подобрать правильное освещение, предложить воды и т.д.
  4. Для дискретного пациента важно оперирование фактами, цифрами, показателями, использовать ссылки на авторитетные источники, следить за логикой изложения рекомендаций.

Мотивация пациента

Особая роль в беседе с пациентом отводится формированию у него мотивации для выполнения рекомендаций врача.

Поскольку время консультации ограничено, врач должен взять на себя роль активного слушателя, направляя разговор в нужную сторону и постепенно принимая роль ведущего.

Важно определить во время этого разговора основные ожидания в отношении своего здоровья, это позволит сформировать у него в дальнейшем устойчивую мотивацию к следованиям рекомендациям специалиста.

При этом важно учитывать, что мотивация бывает внешней и внутренней.

✪ Как снизить стресс у пациентов на приеме , готовый тренинг для медработников, в журнале «Заместитель главного врача»

Внутренняя мотивация. Эта мотивация к выполнению задачи проявляется в том случае, если человек полагает, что у него есть выбор, и что он самостоятельно принимает решения, а также что он справится с задачей.

Таким образом, если содержание консультации удовлетворит этим условиям, то она окажется для пациента полезной. Проявляется это в виде соблюдения советов и рекомендаций врача или фельдшера. Внутренняя мотивация является наиболее эффективным видом мотивации.

Мотивация становится внешней тогда, когда пациент объясняет свои действия внешними причинами, когда какое-то условие или действие принуждает его действовать определенным образом. Внешняя мотивацией является менее эффективной.

Врачу, консультирующему пациента, следует учитывать, что характер мотивации можно определить, исходя из ответов пациента, с помощью анализа его желания включиться в процесс изменения поведенческих привычек, установок и образа жизни.

Повышение мотивации в рамках консультации

Пациент с внешней мотивацией всегда ориентируется на положительный результат (выполнено или не выполнено), и всегда ждет оценки своих действий.

Поэтому, удерживая мотивацию такого пациента, необходимо использовать приемы внешнего воздействия, например, поощрять его или использовать укоры.

Пациент с внутренней мотивацией нацелен на качество выполнения и имеет собственные представления о критериях, которые он получает от врача, общества и собственного опыта.

Круглый стол «Ответственность пациента за свое здоровье: За и Против» , организованный Ассоциацией медицинских журналистов, прошел 24 июня 2016 года в московском ГК «Измайлово».

В дискуссии приняли участие:

  • Эдуард Леонидович Гаврилов , директор фонда «Здоровье», заместитель руководителя Федерального неврологического центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья ФМБЦ им. А.И. Бурназяна, член Общественной палаты России.
  • Иван Анатольевич Захаров , врач-педиатр, заведующий консультативным отделением ДГП No94 ДЗМ.
  • Мехман Ниязович Мамедов , профессор, д.м.н., руководитель лаборатории по разработке междисциплинарного подхода в профилактике хронических неинфекционных заболеваний, ФГБУ Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава России.
  • Иван Олегович Печерей , доцент кафедры судебной медицины и медицинского права Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова.
  • Ирина Феликсовна Токарева , клинический психолог, психотерапевт (Европейская ассоциация психотерапии, Азиатская федерация психотерапии), врач высшей категории (педиатрия).

Напомним, что вопрос введения юридической ответственности пациента за сохранение своего здоровья активно обсуждается в СМИ, начиная с 2015 года. Первым вероятность такого нововведения обозначил вице-президент Национальной медицинской палаты Евгений Владимирович Шляхто. Выступая в сентябре 2015 года на пресс-конференции Российского национального конгресса кардиологов, он отметил необходимость законодательно определить ответственность пациента за свое здоровье, если тот не следует рекомендациям врачей и не проходит вовремя профилактические осмотры.

В свою очередь, вице-премьер РФ по социальным вопросам Ольга Юрьевна Голодец рассказала прессе, что правительство не рассматривает возможности введения такой меры. В ответ на эти заявления, пресс-служба Минздрава РФ сообщила, что министерство готово рассмотреть идею в установленном порядке, если та будет предложена правительством. С тех пор вопрос неоднократно поднимался широким кругом экспертов и успел вызвать немало споров.

На круглом столе беседа началась с выступления председателя Ассоциации медицинских журналистов Виктории Анатольевны Шадёркиной, обрисовавшей актуальность проблемы и определившей спектр вопросов для обсуждения.

С кратким докладом о психосоматическом подходе к здоровью пациента выступила Ирина Феликсовна Токарева. Спикер напомнила участникам круглого стола об определении ВОЗ, согласно которому здоровье трактуется как отсутствие не только болезней или физических дефектов, но также полное душевное и социальное благополучие. С точки зрения эксперта, несмотря на некоторую идеалистичность этой дефиниции, она позволяет увидеть широкую перспективу и выработать комплексный подход к здоровью пациента. Зачастую, по словам И.Ф. Токаревой, в болезни проявляется подсознательное нежелание человека нести определенную ответственность и решать текущие проблемы. В таких случаях даже самая активная терапия, направленная лишь на физическое оздоровление, может не давать результатов: вторичная выгода от заболеваний, позволяющая уйти от давящих проблем, перевешивает любые попытки лечения. Те же причины побуждают больного халатно относиться к собственному состоянию.

Таким образом, прежде чем говорить о введении для пациента ответственности и мер пресечения за халатное отношение к своему здоровью, доктор предлагает лечить не только тело человека, но и его душу.

Мехман Ниязович Мамедов, принявший эстафету выступления, рассказал собравшимся о текущих проблемах, мешающих реализации масштабных программ в сфере здравоохранения, в том числе, внедрению диспансеризации широкого охвата. Согласно приведенным экспертом статистическим данным, сегодня причина 76% всех смертей на российской территории - хронические неинфекционные заболевания. Таким образом, их профилактика и своевременное выявление оказываются в ряду наиболее острых проблем здравоохранения страны. Вместе с тем, воплощению масштабных программ диспансеризации в регионах часто мешают нехватка комплексного подхода, проблемы финансирования и несвоевременный доступ к статистике. Особенно тяжелая ситуация наблюдается там, где проекты подобного рода финансируются не из федерального источника, а из местного бюджета: здесь все зависит от осознания важности проблемы региональными властями.

Благодаря внедрению, начиная с 2013 года, масштабной программы диспансеризации удалось, по словам спикера, достигнуть заметных успехов. В частности, возросла выявляемость эндокринных заболеваний и сахарного диабета, а также онкологии. Однако этого, как считает эксперт, недостаточно.

Особого внимания при построении будущих программ профилактики, на взгляд М.Н. Мамедова, требуют поведенческие факторы, из-за которых развивается множество хронических неинфекционных заболеваний. Здесь должно работать, в первую очередь, медицинское просвещение. Таким образом, необходима выработка популяционной стратегии, имеющей в своей базе комплексное воздействие на образ жизни населения и окружающую среду, выявление факторов высокого риска и снижение их негативного влияния, а также вторичную профилактику: минимизацию воздействия факторов риска у тех, кто уже болеет. В качестве примера спикер привел «Северо-карельский проект», реализованный в Финляндии. Благодаря масштабной программе медицинского просвещения и профилактики там удалось снизить потребление животных жиров населением с 70 до 10%, благодаря чему заметно упал общий уровень холестерина. Также снизилось потребление поваренной соли. Все это благотворно повлияло на общую динамику смертности в государстве, однако стоит учитывать, что на реализацию проекта ушло около 30 лет.

Что касается ответственности пациентов, М.Н. Мамедов считает необходимым поэтапное введение регулирующих административных мер. При этом он не видит потребности во внедрении, к примеру, штрафов для беспечных больных. С точки зрения эксперта, полезной может оказаться разработка другой системы санкций, включающей, к примеру, коллективный подход к убеждению пациента. Все это не отменяет того факта, что культуру сохранения здоровья необходимо воспитывать у населения с малых лет, подчеркнул спикер.

Врач-педиатр Иван Анатольевич Захаров рассказал, в свою очередь, о ситуации в детском здравоохранении и ответственности родителей за здоровье своих детей. По словам специалиста, в сложных случаях могут применяться меры вплоть до уголовной ответственности: в частности, им упомянута статья УК РФ 125 «Оставление в опасности». При этом в текущей практике врач обычно может повлиять на решения родителей только уговорами. К примеру, часто приходится проводить просветительские беседы с противниками прививания детей. В целом же, как рассказал Иван Захаров, хорошие результаты дает обучение родителей основам медицинской грамотности. В частности, он привел в пример «Комнаты здоровья ребенка», где родителям предоставляется основная необходимая информация. Аудитория, как отметил педиатр, заинтересована в таких проектах, за счет чего они дают хороший результат.

Необходимость просветительской работы подчеркнул и Эдуард Леонидович Гаврилов. Однако вместе с тем он является последовательным противником введения мер ответственности для пациентов за несвоевременное посещение врача и другие действия, которые могут быть расценены как невнимательное отношение к своему здоровью. В качестве аргумента он привел данные о снижении доступности медицинской помощи, прежде всего, в отдаленных от региональных центров районах страны. Кроме того, свой негативный вклад вносят сокращения медиков, проводимые в рамках модернизации системы здравоохранения. В прошлом году суммарный объем платных услуг перевалил за 500 млрд рублей, что расценивается спикером как свидетельство снижения доступности медицинской помощи. Вместе с тем, продолжает страдать ее качество, что подтверждается высокими показателями смертности. В таких условиях, считает Э.Л. Гаврилов, введение санкций для пациентов может быть расценено только как попытка Минздрава снять с себя ответственность за сложившуюся ситуацию. В целом же медиа-дискуссию о внедрении регулирующих мер эксперт охарактеризовал как «информационный вброс», не имеющий под собой практических оснований.

Юридическую точку зрения по вопросу представил участникам круглого стола Иван Олегович Печерей, подчеркнув, что выступает на собрании как частное лицо. Начиная свое выступление, он отметил, что 41 статья Конституции РФ вовсе не предоставляет пациентам права на бесплатную медицинскую помощь: речь идет о медицинской помощи за счет государства, так как никакое лечение не может быть бесплатным по умолчанию. При этом статья 27 Федерального закона «Об основах охраны здоровья» устанавливает лишь обязанность пациента заботиться о своем здоровье, об ответственности в любой форме речи не идет. Однако тем же законом прописан и ряд других обязанностей: к примеру, подписывать информированное добровольное согласие или отказ от лечения.

По словам эксперта, при сегодняшней системе правоотношений, даже когда неудовлетворительный результат лечения полностью спровоцирован пациентом, «виновата» зачастую остается медицинская организация, и она же несет материальный урон в виде штрафов и судебных издержек. Юрист не рассматривает в качестве меры регулирования отказ в оказании медицинской помощи, но говорит, что закрепление ответственности пациента с санкциями в виде вынесения предупреждений или отказа в определенных правах может принести свои плоды. Такие меры, по его словам, не могут расцениваться как нарушение прав человека. Определять же степень вины пациента в спорной ситуации может судебный орган. Со стороны медицинских организаций разбирательство логично доверить врачебным комиссиям. Кроме того, эксперт полагает, что работодатель должен поощрять своих сотрудников на регулярное прохождение медосмотров, к примеру, введением кратких оплаченных отпусков, предназначенных для этой цели. Что касается ответственности родителей за здоровье своих детей, спикер упомянул важную «развилку» в законодательстве: согласно действующим нормам, пациент вправе самостоятельно принимать решения о своем здоровье начиная с 15-летнего возраста. При этом родители продолжают нести ответственность за жизнь и благополучие детей до их 18 лет. Таким образом, на практике лечащий врач, к примеру, 16-летнего больного оказывается в затруднительной ситуации: следовать указаниям пациента или же его родителей.

По итогам круглого стола следует признать, что тема введения той или иной формы ответственности для пациентов в российском законодательстве остается дискуссионной. Большинство участников поддержали необходимость мягких регулирующих мер, способных стимулировать и мотивировать граждан к повышению внимания своему медицинскому благополучию, однако ряд острых проблем системы здравоохранения становится на пути внедрения каких-либо жестких санкций.

Материал подготовлен Ю. Г. Болдыревой , членом Ассоциации медицинских журналистов

С января 2017 года начнется индивидуальное информирование, в том числе с помощью SMS, о необходимости прохождения диспансеризации и ее результатах, вакцинации, режиме работы врачей и необходимости диспансерного наблюдения, добавила она. А после этого, с 2018 года, «будут внедрены программы по мотивированию застрахованных к выполнению рекомендаций врачей и приверженности к медикаментозной терапии», заявила министр.

Вопрос «Газеты.Ru» о том, как именно планируется мотивировать больных принимать лекарства и следовать рекомендациям докторов, в министерстве оставили без ответа. В страховых компаниях пока тоже не имеют точной информации на этот счет.

«Пока у нас нормативных документов нет. Я могу только предполагать, что если мы отработаем технологию по контролю диспансеризации, то почему бы на этой платформе не отработать другую модель — по лечению пациентов», — рассуждает , глава дирекции медицинского страхования в Московской области ЗАО «МАКС-М». Представитель СГ «Альфа-страхование» ограничился заявлением, что «АльфаСтрахование-ОМС» предпримет любые усилия, необходимые для заботы о гражданах».

Чиновники, которые в последние несколько месяцев постоянно говорили об ответственности пациентов за свое здоровье, лишь немного изменили риторику, но суть идеи осталась прежней, беспокоится президент Лиги защитников пациентов .

«Видимо, угроза смерти не считается для Минздрава достаточным стимулом, поэтому ищут дополнительные экономические стимулы,

— иронизирует он. — Думают, как бы наказать человека». По словам Саверского, фактически принятие подобных мер приведет к тому, что человек должен будет платить за медицинскую помощь второй раз.

Телефонный уполномоченный

Программы по мотивированию пациентов будут заключаться в том, что новые страховые представители, работа которых началась этим летом, получат дополнительные полномочия, рассказал «Газете.Ru» участник рынка, знакомый с ситуацией. Санкции для пациентов появиться не должны, считает он, но страховые компании будут внимательно следить за ходом лечения, звонить пациентам, например, чтобы рассказывать о рисках в том или ином случае.

Сейчас страховые представители — это, по сути, колл-центры, которые отвечают на вопросы. Есть три ступени, где разбирают ситуации различной степени сложности — от самых общих вопросов до спорных ситуаций с осложнением состояния здоровья после лечения.

Но впоследствии Минздрав планирует дать им больше полномочий на индивидуальную работу с пациентом — не только отвечать на звонки, но и самим инициировать «профилактическую беседу».

С 2017 года страховщики займутся организацией диспансеризации, рассказал Муравьев из «МАКС-М»: «Все лечебные учреждения, с которыми у нас договоры, в январе представят списки прикрепленного населения, подлежащего диспансеризации». После этого каждый пациент из списка получит SMS с информацией о том, где и когда можно пройти диспансеризацию. Готовы к рассылке SMS и в «АльфаСтрахование-ОМС», подтвердил Юрий Нехайчук.

После завершения соответствующего периода из страховой будут звонить тем, кто не прошел диспансеризацию, чтобы спросить о причинах. С 2018 года качество проведенной диспансеризации и реабилитации больных будут анализировать врачи-эксперты.

Муравьев также не считает, что какие-либо санкции для больных оправданны.

«Человек же не виноват в том, что он заболел, как мы можем его за это наказать?

Людей надо стимулировать к тому, чтобы они вели нормальный образ жизни, развивать телемедицинские информационные технологии, мотивировать к мониторингу состояния здоровья. Тогда мы не будем иметь тяжелых случаев заболеваний, и в том числе будет меньше расходов», — заключает он.

Некоторым людям сейчас просто не по карману выполнять предписания врача, добавляет Саверский. «Мы недавно проводили опрос, и 80% людей сказали, что для них цена лекарства является барьером. Так кто виноват, что пациент не выполняет предписания врача? Все эти вопросы государству тут же и вернутся», — прогнозирует он.

Чиновники разного уровня тем не менее неоднократно говорили о том, что граждане должны нести ответственность за свое здоровье. О том, что Минздрав разрабатывает соответствующие методики, Вероника Скворцова заявляла в ноябре. Правда, вице-премьер еще в сентябре оценивала как «малореальную» идею о введении юридической ответственности пациента за свое здоровье.

Длительная работа с пациентами убеждает, что важной задачей стоматолога при лечении и профилактике стоматологических заболеваний является мотивация, обучение и инструктаж пациента. Самое главное найти в лице больного сознательного и активно помогающего союзника в борьбе против его заболевания. Бывает очень сложно подобрать нужные слова и аргументы. Наша речь - это универсальный код, которым мы пользуемся для обмена информацией с другими людьми. Мы можем легко сформировать ненужные нам восприятия реальности, при расшифровке придавая словам такой смысл, который совершенно отличается от первоначального. Используя речь, мы обобщаем, искажаем и пропускаем много информации из полученного ранее опыта. Сколько бывает потеряно времени и усилий, когда больной не правильно понял слова врача.

В индивидуальной беседе с пациентом стоматологу необходимо обладать достаточным авторитетом. При равнодушном и негативном отношении к своей работе врач не в состоянии вдумчиво и внимательно выслушать жалобы больного, допускает врачебные ошибки и проявляет агрессивность и раздражительность, тем самым утрачивая доверие. Врачу следует проявлять здоровый оптимизм, честность и правдивость. Слова врача обладают огромным суггестивным (внушающим) влиянием на любого человека, тем более на пациента. Поэтому важно с достаточной ответственностью относиться к проводимой беседе. Не следует лишать возможности больного самому заботиться о себе и о своем здоровье, правильно корректируя поведение и создавая сознательные положительные цели. Всегда лучше помогать, чем спасать.

Мотивация -- это побуждения, вызывающие активность пациента и определяющие направленность его действий. Задача врача-стоматолога сводится к тому, чтобы у пациента возникла стойкая потребность во внимательном отношении к своему здоровью вообще и к здоровью стоматологическому, в частности. Необходимо убедить человека в том, что благодаря регулярной и качественной гигиене полости рта и профилактическим осмотрам у стоматолога можно избавиться от зубной боли и необходимости иметь съемные протезы в старости. Разговор должен быть построен таким образом, чтобы очень тактично подсказать пациенту ответ на вопрос «почему я должен это делать?, какой в этом смысл?».

Наблюдение за детьми показало, что насильственное насаждение и принуждение вызывает резкий отпор. Поэтому у маленьких пациентов действенными будут следующие приемы и виды мотивации. Зрительная мотивация, т.е. личный пример родителей дома, в условиях поликлиники - индикация зубных отложений с помощью красителей и показ красочных проспектов, а при проведении уроков гигиены - демонстрация видеофильмов. Слуховая мотивация предусматривает словесное рассуждение, дискуссию и убеждение в необходимости подержания качественного ухода за полостью рта. Тактильная мотивация - это чувство гладкости и комфорта, которое ребенок получает после проведения профессиональной гигиенической обработки зубов в условиях поликлиники и к чему он должен стремиться при уходе за полостью рта дома. Обонятельная мотивация включает ощущение свежести дыхания, как фактор здоровья, чистоты и красоты.

АННОТАЦИЯ

Феномен «коучинга» в стоматологии является принципиально новым направлением медицинской науки и практики. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. С позиций коучинга искусство врача в том, чтобы даже за короткий прием пробудить интерес пациента к своему здоровью, повысить уровень его мотивации, когда человек берет на себя ответственность за результат своего лечения и степень здоровья.

С помощью специально модифицированной методики коучинга проведено повышение мотивации к лечению и профилактике заболеваний пародонта у 115 пациентов. В контрольной группе (105 человек) лечение сопровождалось традиционным консультированием включающее: мотивацию к здоровому образу жизни, обучение стандартному методу чистки зубов и информирование по планам и прогнозируемым результатам лечения.

Выявлено, что уровень стоматологической мотивации чувствителен к применяемым техникам формирования. В группе наблюдаемых, где применялась техника коучинга, произошла значимая миграция пациентов из числа менее «мотивированных», в число более «мотивированных».

ABSTRACT

The phenomenon of "coaching" in dentistry is a fundamentally new direction of medical science and practice. Coaching differs from counseling by motivation orientation. From the standpoint of coaching the doctor’s art is to awaken the patient’s interest to his health, to increase the level of his motivation when a person assumes responsibility for the outcome of the treatment and the level of health even for a short appointment.

With the help of a specially modified coaching method, increasing of motivation to treatment and prevention of periodontal disease in 115 patients is conducted. In the controlling group (105 people) treatment is accompanied by traditional counseling including motivation for a healthy lifestyle, teaching the standard method of cleaning teeth and information on plans and predictable treatment results.

It has been found that the level of dental motivation is sensitive to the applied techniques of formation. In the observing group, where the technique of coaching is applied, there is a significant migration of patients from the number of less "motivated" to more "motivated".

Obtained results make possible to recommend the introduction of coaching techniques into the work of periodontal centers and specialized units in order to increase motivation of patients to prevention and treatment of periodontal diseases.

В комплексном лечении заболеваний тканей пародонта ведущую позицию занимает эффективность профилактических мероприятий. В пародонтологической практике, для врача, все более необходимым и значимым становится влияние на гигиеническую культуру его больных . Ежедневно врачи стоматологи сталкиваются со значительным количеством пациентов, поведение которых не только снижет эффективность лечебных процедур, но и вредит их собственному здоровью . У большинства стоматологических больных приходится формировать ответственность и стимулировать самодисциплину к простым мерам гигиены и профилактике для сохранения полученных результатов лечения .Формирование правильной и устойчивой мотивации пациента - процесс сложный, зависящий от многих факторов: со стороны врачей стоматологов - отсутствие должной подготовки в области социально-психологической медицины и нехватка времени для профилактической работы на «бюджетном» приеме; со стороны пациентов - дентофобии, низкая гигиеническая стоматологическая культура и нежелание оплачивать превентивные медицинские манипуляции .

Профилактическая стоматология стан Европы демонстрирует заметные успехи, которые возможны и могут быть улучшены только при пробуждении собственной ответственности за здоровье своих зубов, вместо надежды на их лечение . Как показывает клиническое наблюдение, стандартный аргументированный подход к мотивации пациентов на лечение имеет недостаточную эффективность. В связи с этим перед практикующим стоматологом встает серьезная задача, связанная с правильным подбором коммуникативных приемов для мотивации пациентов к профилактике и лечению заболеваний полости рта
. В решении вопросов ее формирования наилучшие результаты показывают новые техники и способы, помогающие врачу, в общении с пациентом, сформировать не только приоритетную потребность в профилактических манипуляциях, но и определенный уровень стоматологической культуры пациента. Несмотря на сформированное мнение о том, что поведение врача играет ключевую роль в развитии и поддержании мотивации пациента, предлагаемые новые подходы, основанные на том, что окончательная ответственность за результат лечения лежит на пациенте, дают более вероятные изменения поведения и прогнозы заболевания .

В современной медицине считается, что наиболее эффективной моделью отношений между врачом и пациентом является партнерство, при котором они совместно идут по пути избавления от заболевания, разделяя ответственность за результат лечения . При таких условиях перед пациентом стоит задача не только выполнение намеченного плана лечения, но и изменение ценностного отношения к своему здоровью. В соответствии с предлагаемым подходом клиницисты должны активно избегать делать что-либо за пациента или настоятельно советовать какое-либо одно определенное действие. Возложение большей части ответственности за процесс лечения на пациента в действительности повышает, а не снижает вероятность изменения поведения . Основанный на таких принципах метод мотивационного интервьюирования достаточно эффективно применяется в стоматологии . Концепция мотивационного интервьюирования была разработана Миллером, и опубликована в журнале «Behavioral Psychotherapу» . Данная методика предусматривает направляющий, клиенто-центристский стиль консультирования, направленный на то, чтобы, посредством анализа, поэтапно подойти к стимуляции позитивных перемен в установках и поведении больного.

В последнее время много пишут и говорят о коучинге в бизнесе, психологии, образовании. Однако феномен «коучинг» в стоматологии является принципиально новым направлением медицинской науки и практики.

Коучинг (coaching - обучение, тренировки) - метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом . От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Вместе с тем любой профессионал в сфере «человек – человек» может работать в стиле коучинг . Важным в стиле коучинг является принцип развития самостоятельности и ответственности клиента (пациента) за происходящее с ним и в том числе с его здоровьем . С позиций коучинга искусство врача в том, чтобы даже за короткий прием пробудить интерес пациента к своему здоровью, повысить уровень его мотивации, когда человек берет на себя ответственность за результат своего лечения и уровень здоровья.

Цель исследования – повышение мотивации к лечению и профилактике заболеваний пародонта с помощью техники коучинга.

Материалы и методы исследования . В соответствии с поставленной целью были выделены пациенты, численностью 220 человек, нуждающиеся в лечении заболеваний тканей пародонта. Проведена оценка их мотивационных изменений к предлагаемому лечению под воздействием специально предложенной технике коучинга. Обследование и оценка уровня мотивации проводились на базе стоматологического отделения клиники РостГМУв ходе санации полости рта сотрудников. Для изучения эффективности технологии коучинга на формирование мотивационной составляющей пациенты были поделены на 2 группы. Распределение по группам происходило в добровольном порядке. В контрольной группе
(105 человек) лечение сопровождалось традиционным консультирование включающее: мотивацию к здоровому образу жизни, обучение стандартному методу чистки зубов и информирование по планам и прогнозируемым результатам лечения.

В основную группу вошли 115 человек, которым в процессе лечения проведены индивидуальные коуч-сессии специальным способом, направленные на формирование мотивации к стоматологическим манипуляциям. В основу модифицированной методики мотивации взяли достаточно известную технику коучинга «колесо жизненного баланса». Техника коучинга: перед сессией коучинга врач стоматолог проводит осмотр полости рта по общепринятой методике, с последующим информированием пациента о состоянии полости рта и совместным обсуждением плана лечения. Затем, пациенту предлагается специально разработанный шаблон (рис.1) для самооценки стоматологического здоровья. На шаблоне предложены семь основных составляющих стоматологического здоровья, которые пациент самостоятельно оценивает. Это - состояние височно-нижнечелюстного сустава; целостность зубного ряда; здоровье десен и слизистой оболочки полости рта; наличие или отсутствие болезненности и чувствительности зубов на различные раздражители; состояние твердых тканей зубов, а также чистота полости рта и свежесть дыхания. В каждом секторе, составляющих здоровья полости рта, расположена шкала с единицей измерения в 1 балл, величиной от 1 до 10 баллов. Пациенту предлагается оценить свое состояние полости рта в каждом секторе, на момент собеседования, по десятибальной шкале. При условии плохого состояния здоровья полости рта, по предложенным параметрам, оценка будет соответствовать 1 баллу, при хорошем состоянии – приближается к 10 баллам.

Рисунок 1. Шаблон для самооценки стоматологического здоровья

Оценка по шкале будет снижаться, и приближаться к центру круга, т.е. к оценке один балл, если существуют какие-либо проблемы. Например: в секторе – состояние височно-нижнечелюстного сустава при наличии таких признаков, как ограниченное открывание рта, боль, щелканье в суставе; в секторе - целостность зубного ряда при наличии таких признаков, как отсутствие зубов, скученность зубов, нарушения прикуса, неудовлетворительное состояние протезов; в секторе - здоровье десен и слизистой оболочки полости рта и губ при наличии таких признаков, как воспаление, кровоточивость, оседание десны (рецессия), пародонтальные карманы; в секторе - болезненность или чувствительность зубов на различные раздражители при наличии таких признаков, как повышенная чувствительность зубов на температурные, химические, тактильные раздражители; в секторе - состояние зубов, при наличии таких признаков, как нарушение целостности зубов и пломб, изменения формы и цвета зубов, разрушения зубов, кариозные изменения и отсутствие желаемой белизны зубов; в секторе - чистота полости рта при наличии таких признаков, как наличие зубных отложений, налета и зубных камней; в секторе - свежесть дыхания при наличии такого признака, как запаха изо рта. Поставленная пациентом оценка фиксируется на шкале сектора стоматологического здоровья. Самооценка проводится по всем секторам до полного анализа секторов составных здоровья полости рта. Отмеченные точки оценок на шаблоне соединяются. В результате получается фигура, в виде неправильного или правильного многоугольника, в котором наглядно видно в каких секторах составляющих здоровья состояние отличается от идеальной нормы
в 10 баллов. Форма круга позволяет наглядно оценить полученный контур с ровной линией круга. Врач стоматолог анализирует самооценку стоматологического здоровья пациента, совместно с пациентом расписываются шаги и манипуляции по каждому сектору здоровья, которые помогут достичь пациенту желаемой оценки в баллах и выровнять полученную фигуру («сбалансировать») стоматологическое здоровье. При составлении плана достижения необходимых результатов врач составляет шаги и манипуляции отдельно для профессионального вмешательства (врачебного) и для пациента по личной гигиене полости рта и домашним профилактическим мероприятиям. После завершения плана лечения и выполнения врачебных манипуляций пациенту повторно предлагается провести самооценку по шаблону «стоматологического здоровья» и оценить состояние полости рта. При получении новой фигуры неправильного многоугольника врач корректирует лечение, а при получении желаемых оценок и фигуры правильного многоугольника с вершинами максимальных оценок врач констатирует о достижении баланса в составляющих стоматологического здоровья. В заключении врач, для сохранения и поддержания полученных результатов, дает рекомендации по кратности осмотров у врача стоматолога и советы по личной гигиене полости рта. Заполненный шаблон пациент использует в домашних условиях для дальнейшей самооценки и контроля стоматологического здоровья (рис.№1).

Оценка исходного уровня мотивации пациента к стоматологическому лечению, а также предлагаемому плану лечения заболевания пародонта, проводилась врачом-стоматологом во время 1-го и завершающего, по плану лечения, посещений.

В первое посещение пациенту предлагалось заполнить исходный тест-анкету . Анкета предусматривала оценку положительных ответов на вопросы в 0 баллов, а отрицательные -1 балл. Далее баллы суммировались в итоговую оценку, и определялся уровень мотивации: «выше среднего», «средний», «ниже среднего» и «низкий уровень мотивации» к стоматологическому лечению. Оценку эффективности применения данной методики производили с помощью итогового теста-анкеты в конце лечения.

Результаты и их обсуждение. Анализ исходных уровней мотивации показал, что в обеих группах количественное распределение пациентов по уровням мотивации был одинаковый: большее количество пациентов (около 60%) находятся в категории уровня мотивации «ниже среднего и низкий», и только 40% наблюдаемых пациентов характеризовались категорией «выше среднего» и «средний уровень» (табл. № 1).

В обеих группах наблюдения, у «низко мотивированных пациентов», основной причиной обращения в клинику была боль или острая необходимость лечения зубов, при этом все они нуждались в лечении заболеваний пародонта. Врачом-стоматологом в ходе санации полости рта и всего курса лечения заболеваний тканей пародонта велась работа не только с причиной их обращения, но и проводилось формирование стойкой мотивации в группах, в зависимости от выбранной методики.

Таблица 1.

Исходный уровень мотивации

При анализе полученных результатов выявлено, что в ходе лечебно-профилактических и санитарно-просветительских мероприятий итоговый уровень мотивации пациентов вырос в обеих группах обследованных (табл. № 2). Количественное перераспределение пациентов сосредоточилось в категориях «выше среднего» и «средний уровень мотивации».

Таблица 2.

Итоговый уровень мотивации

В основной группе количество «мотивированных» пациентов составили 71,3%, в контрольной группе – 58,1% (табл. № 2). Кроме того выявлено, что уровень стоматологической мотивации чувствителен к применяемым техникам формирования. В группе наблюдаемых, где применялась техника коучинга, произошла существенная миграция пациентов из числа «мотивированных», в число более «мотивированных». Так, в категории уровня мотивации «выше среднего», количество пациентов увеличилось почти в 2 раза, прирост составил около 75%, в категории - «средний уровень», количество пациентов увеличилось в 1,7 раза, прирост составил 73%. В категории уровня мотивации «ниже среднего и низкого» остались менее половины пациентов, от первоначального числа анкетированных основной группы (28,7% против первоначальных данных- 62,5%).

В группе контроля, основное перераспределение, по «мотивированности» пациентов, отмечалось в категории «средний уровень». Так, в данной категории уровня мотивации, количество пациентов увеличилось в 1,5 раза, прирост составил 54,2%, в категории «выше среднего», количество пациентов увеличилось только в 1,2 раза, прирост составил 20%. Низкий уровень мотивации сохранили 41,9% пациентов, контрольной группы, что отличается от первоначальных данных только на 11%.

Таким образом, наше исследование и полученные результаты находят практическое отражение эффективности применения техник коучинга в процессе формировании мотивации к стоматологическим манипуляциям.

На основании вышеизложенного, мы считаем необходимым, рекомендовать внедрение методик коучинга в работу пародонтологических центров и специализированных отделений с целью повышения мотивации пациентов к профилактике и лечению заболеваний пародонта.


Список литературы:

1. Агранович, Н. В. Формирование здорового образа жизни в профилактике стоматологических заболеваний у населения молодого возраста / Н. В. Агранович, А. К. Мхитарян, В. О. Агранович// Вестник Ставропольского государственного университета. - 2012. -Вып. 80 (3). –С.234–237.
2. Анисимова Н.Ю., Анисимова Е.Н., Рабинович С.А., Сирота Н.А. Способ структурированного мотивационного интервьюирования в практике врача-стоматолога // Cборник Научных трудов XVIII международной конференции челюстно-лицевых хирургов и стоматологов «Новые технологии в стоматологии», СПб. 2013.- С. 23.
3. Аткинсон М., Чоис Т. Рае. Наука и искусство коучинга: Внутренняя динамика. Пер. с англ.- К.: CompanionGroup, 2009.-208с.
4. Гажва С.И., Степанян Т.Б., Горячева Т.П. Психоэмоциональный статус пациентов до и после стоматологического вмешательства.// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/118-14064 (дата обращения: 15.06.2016).
5. Герасимович И.С., Болдырев Ю.С. Создание позитивной мотивации у пациентов к применению технологии эстетико-функциональной реставрации зубов» // Маэстро стоматологии. – 2000. – №2. – С. 25-27.
6. Данилов Д.С. Комплаенс в медицине и методы его оптимизации (клинические, психологические и психотерапевтические аспекты) // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2008. – Т.10, № 1. – С. 13−20.
7. Еловикова Т. М., Молвинских В. С., Липатов Г. Я., Кощеев А. С. Анализ первичной мотивации рабочих медеплавильного завода к проведению стоматологических лечебно-профилактических мероприятий // Проблемы стоматологии. – 2014. - № 3. – С. 10-16.
8. Иванова Е. И. Мотивация обращения пациентов за пародонтологической помощью // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 298-301.
9. Калинин В.И Изучение индивидуальной мотивации пациентов с воспалительными заболеваниями пародонта при проведении профессиональной гигиены полости рта // Пародонтология. – 2000. – № 2. – С. 15–18.
10. Клинкова И.Н. Наталья Толоконская: «Давайте созидать вместе» // Стандарт качества. Российский информационно-аналитический журнал: Бизнес, Промышленность, Инновации. – 2012.- № 33/34. – С. 136-142.
11. Ландинова В.Д., Таболина Е.С., Фукс Е.И. Мотивация подростков при выборе средств гигиены полости рта // Институт Стоматологии. – 2010. - № 46. – С. 22-23.
12. Лепин А.П. Формирование стоматологической культуры молодежи: социально-антропологический подход к исследованию проблемы // в сб. материалов Международной научно-практической конференции «Медико-социальные и психологические аспекты безопасности промышленных агломераций», Екатеринбург: УрФУ, 2016. – С. 28-33.
13. Олейник О.И. Способ повышения мотивации пациентов с начальными формами воспалительных заболеваний пародонта к проведению лечебно-профилактических мероприятий /О. И. Олейник, А. Н. Коровкина, К.П. Кубышкина // Вестник новых медицинских технологий. - 2013. - № 1 .– Электрон.журн. / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2013-1/4351.pdf (дата обращения: 15.06.2016).
14. Савина Е.А., Булкина Н.В., Ломакина Д.О., Олевская О.А. Психотерапевти-ческие приемы при проведении лечебно-профилактических мероприятий в рамках деонтологического поведения врача стоматолога-терапевта // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. - Т. 7. -№3. - С. 683-689.
15. Терехова Т.Н. Формирование здоровьесберегающего пространства в дошкольном образовательном учреждении с помощью стоматологических проектов / Т.Н. Терехова, Л.В. Козловская // Стоматологический журнал. – 2012. – №1. – С.22–26.
16. Цепов Л.М. Работа врача-стоматолога по формированию ответственности пациента за свое здоровье / Л. М. Цепов, Н. А. Голева // Стоматология детского возраста и профилактика. - №1. – 2009. - С.3-6.
17. Уитмор. Дж. Коучинг высокой эффективности. /Пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. - 168с.
18. Miller, W.R. Motivational interviewing with problem drinkers / W.R. Miller // Behavior Psychotherapy.– 1983.– Vol. 1.– P. 147–172.
19. Soolari A. Compliance und ihre Bedeutung bei der erfolgreichen Behanndlung einer fortgeschrittenen Parodontitis. Literaturiibersicht und Fallarstellung // J. Qunntessenz. – 2002. – Vol. 53, № 12. – S. 1321−1328.
20. Wilsson T.G., Hale S., Temple R. The results of efforts to improve compliance periodontal treatment in a private practice // J. Periodontol. – 1993. – Vol. 64. – P. 311−314.


References:

1. Agranovich N.V. Formation of a healthy lifestyle in prevention of stomatologic diseases at the population of young age. Vestnik Stavropol"skogo gosudarstvennogo universiteta . 2012. Issue 80 (3). pp. 234-237. (In Russian)
2. Anisimov N.Iu, Anisimova E.N., Rabinovich S.A., Sirota N.A. Structured method of motivational interviewing in the practice of a dentist. Cbornik Nauchnykh trudov XVIII mezhdunarodnoi konferentsii cheliustno-litsevykh khirurgov i stomatologov «Novye tekhnologii v stomatologii» . St. Petersburg, 2013. 23 p. (In Russian)
3. Atkinson M., T. Chois T. Rae. The art and science of coaching: The internal speaker. Kiev, Companion Group Publ., 2009. 208 p. (In Russian)
4. Gazhva S.I., Stepanyan T.B., Goryacheva T.P. Psycho-emotional status of patients before and after dental treatment. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia . 2014. No.4. Available at: http://www.science-education.ru/118-14064 (accessed 15 June 2016).
5. Gerasimovich I.S., Boldyrev Iu.S. Creating a positive motivation for patients to use technology aesthetic and functional restoration of teeth. Maestro stomatologii . 2000. No.2. pp. 25-27. (In Russian)
6. Danilov D.S. Compliance in medicine and methods of optimization (clinical, psychological and psychotherapeutic aspects). Psikhiatriia i psikhofarmakoterapiia . 2008. Vol.10, no.1. pp. 13-20. (In Russian)
7. Elovikova T.M., Molvinskih V.S., Lipatov G.Ia., Koshcheev A.S. Analysis of the primary motivations smelter workers to conduct dental treatment and preventive measures. Problemy stomatologii . 2014. No. 3. pp. 10-16. (In Russian)
8. Ivanova E.I. Motivating patients for periodontal treatment using. Molodoi uchenyi . 2014. No.6. pp. 298-301. (In Russian)
9. Kalinin V.I. Study of individual motivation of patients with inflammatory periodontal diseases during professional dental hygiene. Parodontologiia . 2000. No. 2. pp. 15-18. (In Russian)
10. Klinkova I.N. Tolokonskaya Natalia: "Let"s build together". Standart kachestva. Rossiiskii informatsionno-analiticheskii zhurnal: Biznes, Promyshlennost", Innovatsii . 2012. № 33/34. pp. 136-142. (In Russian)
11. Landinova V.D., Tabolina E.S., Fuchs E.I. The motivation of adolescents in choosing oral hygiene. Institut Stomatologii . 2010. № 46. pp. 22-23. (In Russian)
12. Lepin A.P. Formation of dental youth culture: socio-anthropological approach to the study of problems. Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Mediko-sotsial"nye i psikhologicheskie aspekty bezopasnosti promyshlennykh aglomeratsii» . Yekaterinburg, UrFU Publ., 2016. pp. 28-33. (In Russian)
13. Oleinik O.I. Method of increasing the motivation of patients with early forms of periodontal inflammatory diseases to conduct therapeutic and preventive measures. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologii . 2013. № 1. Available at: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2013-1/4351.pdf (accessed 15 June 2016).
14. Savina E.A., Bulkina, N.V., Lomakina D.O., Olevskaya O.A. Psychotherapeutic techniques during treatment and preventive measures in the framework of deontological conduct general practitioner dentist. Saratovskii nauchno-meditsinskii zhurnal . 2011. Vol. 7. №3. pp. 683-689. (In Russian)
15. Terekhova T.N. Formation of health-space in preschool educational institution with the help of dental projects. Stomatologicheskii zhurnal . 2012. №1. pp.22-26. (In Russian)
16. Tsepov L.M. Working dentist to form the patient"s responsibility for their health. Stomatologiia detskogo vozrasta i profilaktika . №1. 2009. pp.3-6. (In Russian)
17. Whitmore. J. Coaching high efficiency. Moscow, Mezhdunarodnaia akademiia korporativnogo upravleniia i biznesa Publ., 2005. 168 p. (In Russian)
18. Miller W.R. Motivational interviewing with problem drinkers. W.R. Miller. Behavior Psychotherapy. 1983. Vol. 1. P. 147-172.
19. Soolari A. Compliance und ihre Bedeutung bei der erfolgreichen Behanndlung einer fortgeschrittenen Parodontitis. Literaturiibersicht und Fallarstellung. J. Qunntessenz. 2002. Vol. 53, № 12. S. 1321-1328.
20. Wilsson T.G., Hale S., Temple R. The results of efforts to improve compliance periodontal treatment in a private practice. J. Periodontol. 1993. Vol. 64. P. 311-314.