Профессии врачей список и что они лечат. Какие бывают врачи и врачебные специальности

Какие бывают врачи? Помимо всем знакомого терапевта существует большое количество узкопрофильных специалистов.

Аллерголог - специалист по лечению аллергии. К нему направляют при аутоиммунных заболеваниях, аллергических проявлениях, часто «подхватываемых» простудах и инфекциях.

Анестезиолог - специалист, который разбирается в средствах и методах обеспечения анестезии при острых болевых синдромах, шоковых состояниях, травмах, хирургических вмешательствах.

Андролог - специалист, лечащий заболевания половой сферы у мужчин. К таким заболеваниям можно отнести простатит, уретрит, мочекаменную болезнь, заболевания мочевого пузыря, почек. Также в компетенцию андролога входят и венерические заболевания, и все половые инфекции.

Венеролог . Задача врача - венеролога диагностировать и назначать лечение для болезней, передающимся половым путем. По российской терминологии к венерическим относятся мужские и женские заболевания, которыми можно заразиться только при половом акте.

Врач лечебной физкультуры (ЛФК) обеспечивает квалифицированную медицинскую помощь методом лечебной физкультуры на этапах восстановительного лечения и реабилитации.

Гастроэнтеролог - врач, лечащий нарушения работы желудочно-кишечного тракта. К нему обращаются с болями в животе, проблемами с пищеварением и стулом, с любыми неполадками, связанными с питанием и диетами, с лишним весом в том числе. На диетах также специализируется врач диетолог .

Гепатолог - врач, занимающийся диагностикой и лечением болезней печени. Задача гепатолога верно поставить диагноз, что осложняется наличием большого количества заболеваний, имеющих схожие симптомы.

Геронтолог - врач, изучающий различные (биологические, социальные и психологические) аспекты процесса старения человека, причины старения и средства омоложения - борьбы со старением.

Гинеколог - «женский» врач, который поможет при заболеваниях, характерных только женскому организму (болезни женских половых органов, нарушение цикла) и при заболеваниях женской репродуктивной системы (недостаток гормонов, бесплодие, контрацепция, беременность). В роддоме обитают акушеры-гинекологи, которые принимают роды.

Дерматолог и дерматовенеролог - специалисты по кожным и венерологическим проблемам. К ним - с хроническими заболеваниями кожи, изменившимися родинками, любой сыпью, зудом, изменениями цвета и структуры кожи, в общем, со всем, чем вас беспокоит поверхность вашего тела. Отдельно выделяют врачей дермато-косметологов.

Диетолог - задача диетолога определить индивидуальный рацион для каждого пациента, направленный на помощь лечения определенных болезней и борьбу с проблемами со здоровьем.

Иммунолог - специалист, который занимается иммунной системой. Зачастую врач совмещает специализацию аллерголог-иммунолог.

Кардиолог - врач, который занимается сердцем и сосудами. Его стоит посетить при болях в груди, одышке, учащенном или замедленном сердцебиении, головных болях при перепадах температур, ощущении нехватки воздуха.

Косметолог - занимается как профилактикой, так и лечением кожных заболеваний. Некоторые врачи-косметологи, кроме того, совершают различные косметические процедуры на специальном оборудовании. При необходимости врач-косметолог назначает пациенту не только курс препаратов, но и специальную диету питания.

Логопед - диагностика речевого развития, профилактика и коррекция звукопроизношения, общего недоразвития речи, нарушений письма и чтения, нормализация темпа и ритма речи, устранения расстройств голоса.

Маммолог - специалист по заболеваниям молочных желез, к нему обращаются при болях в груди, а также при любых обнаруженных уплотнениях, новообразованиях, выделениях из сосков и так далее.

Мануальный терапевт - специалист занимающийся лечением различных заболеваний опорно-двигательного аппарата с помощью физиотерапевтических процедур, расслабляющего массажа и приемов ручного воздействия.

Невропатолог, невролог - специалист по заболеваниям нервной системы, от головных болей до лечения неврозов, болевого синдрома нервного происхождения, воспалений различных нервов и прочих «нервных» патологий.

Нарколог - это врач-специалист, занимающийся выявлением, лечением и профилактикой алкогольной, табачной и наркотической зависимостей. В компетенцию врача-нарколога входит разработка методов предупреждения болезни и ее своевременного выявления, изучение этиологии, патогенеза и проявлений болезни, а также лечение наркомании, токсикомании, алкоголизма, никотинизма и т.д.

Неонатолог лечит новорожденных, их организм отличается не только от взрослого, но и от организма детей постарше. Детьми старшего возраста занимается педиатр.

Нефролог - врач, специализирующийся на лечении болезней почек. Очень часто ео функции выполняет уролог при отсутствии необходимости в штатном нефрологе.

Нейрохирург - врач, специализирующийся на распознавании, предупреждении и лечении хирургическими методами заболеваний периферической и центральной нервной систем.

Онколог - врач, занимающийся диагностикой различных новообразований и лечением раковых образований.

Ортопед - врач, специализирующийся на лечении нарушений осанки, походки, изменений формы стопы, последствий различных травм. Задача ортопеда - верно поставить диагноз заболевания, связанного с опорно-двигательной системой организма, назначить лечение и наблюдать за его течением, корректируя в случае необходимости.

Оториноларинголог - его еще называют «ухо-горло-нос» или ЛОР. Врач, в задачи которого входит постановка диагноза и лечение по проблемам горла, ушей и носа. Чаще всего врач этой специальности работает в поликлиниках, так как в его обязанности входит назначение и проведение обследований и лечение.

Офтальмолог (окулист) - врач, занимающийся органами зрения, изучает строение, работу и болезни глаза, методы лечения и профилактики глазных болезней.

Педиатр - детский врач. Педиатр лечит всех детей, кроме новорожденных, в возрасте до 18 лет.

Пластический хирург . Задача пластического хирурга помочь людям, страдающим из-за каких-то врожденных дефектов внешности, а также скрасить последствия полученных травм. Пластические хирурги также помогают изменить внешность, если такое вмешательство необходимо и сможет улучшить качество жизни пациенту.

Проктолог - врач, который специализируется на заболеваниях кишечника. Его также часто называют «мужским» врачом, т.к. помимо прочего он занимается леченим простатита у мужчин.

Психотерапевт - является специалистом в области заболеваний психогенного происхождения, он умеет их выявлять, лечить и предупреждать их возникновение. Психотерапевтической деятельностью может заниматься лицо, имеющее высшее образование по этой специальности, и оно не обязательно должно быть медицинским.

Пульмонолог - специалист, который занимается болезнями органов дыхания (лечит бронхита, астму, пневмонию, туберкулез).

Реаниматолог - занимается поддержанием и восстановлением жизненно важных функций организма при угрожающих жизни заболеваниях (занимающийся реанимацией, изучивший реаниматологию). Часто реаниматолог выполняет работу анестезиолога и наоборот.

Ревматолог - специалист по лечению заболеваний воспалительного и дистрофического характера, при которых поражаются соединительные ткани и суставы.

Рефлексотерапевт . Задача врача-рефлексотерапевта заключается в лечении и профилактике различных заболеваний с помощью активизации определенных биологически активных точек, сконцентрированных на человеческом теле по некоему принципу (так называемым - меридианам).

Сексолог - специалист, осуществляющий психологическую помощь, путем проведения семейных или индивидуальных консультаций по вопросам сексуальных взаимоотношений и подготовки к половой жизни. Основными задачами его работы являются - коррекция полового поведения, лечение сексуальных нарушений и психологическая помощь в проблемах взаимоотношения полов.

Специалист по клеточным технологиям - это врач, который владеет научными методиками по выделению стволовых клеток из организма, их выращиванию и вживлению. Эти методики используются для восстановления функций поврежденных органов и их омоложения.

Стоматолог - врач, занимающийся изучением и лечением зубов, нормы и патологии развития, изучает методы профилактики различных заболеваний полости рта, челюсти. и пограничных областей лица и шеи.

Сурдолог - врач дефектолог, занимающийся глухотой или нарушениями слуха. Диагностикой заболеваний, лечением нарушений слуха, а также подбором слуховых аппаратов и их настройкой.

Терапевт - специалист первой помощи, который диагностирует заболевание и направляет на дальнейшее обследование к узкопрофильным специалистам.

Травматолог - врач, к которому следует обращаться при любых травмах: порезах, повреждениях, переломах и др. Ортопед-травматолог лечит опорно-двигательный аппарат, травматолог-реаниматолог занимается реабилитацией после травм.

Трихолог - лечит заболевания волос и кожи головы. Трихология изучает волосы и волосистую часть кожи головы, строение, фазы роста нормальных (неизмененных) волос.

Уролог и уролог-андролог - его часто называют «мужской врач», однако это не совсем верно. Уролог - специалист по проблемам с мочеполовой системой, а вот андролог занимается расстройствами половых функций у мужчин, гормональными дисфункцями мужской репродуктивной сферы, заболеваниями, передающимися половым путем.

Флеболог - врач, который лечит заболевания вен, в частности, варикозное расширение вен и тромбофлебит.

Фонопед (фониатр) - врач-дефектолог, занимающийсядиагностикой и лечением нарушений голоса. Фониатр ставит диагноз и проводит лечение, а фонопед «ставит» голос, помогает с помощью специальных упражнений развить нервномышечный аппарат гортани и освоить правильное дыхание.

Фтизиатр - специалист по лечению туберкулеза легких. Очень часто отдельного кабинета фтизиатра нет, поэтому следует обращаться к пульмонологу.

Хирург - занимается лечением различных заболеваний, требующих физического оперативного вмешательства.

Эндокринолог - специалист по гормонам, обмене веществ. Поможет в случае нарушениях работы щитовидки, иных желез, надпочечников, яичников, гипофиза и гипоталамуса, гормональном бесплодии. По вопросам женских гормонов чаще встречается гинеколог-эндокринолог.

Пациентам назначают лечение, в котором они не нуждаются

Весна - коварное время: обманчивое тепло, общая усталость, авитаминоз обостряют хронические болезни и добавляют новые. Мочеполовая система - в числе самых уязвимых, от неудобств в этой деликатной сфере страдают мужчины и женщины. Попросила рассказать об урологических проблемах главного врача строящейся в Московской области Ильинской больницы, канд. мед. наук Алексея ЖИВОВА – разговор получился настолько всеохватным, что поневоле задумаешься: кто нас лечит, как и почему так дорого во всех смыслах нам обходится наше здоровье. Читайте и размышляйте.

Алексей Викторович, для начала о том, что волнует наших дорогих мужчин - о простатите. Недавно мы писали о нем () - и, судя по откликам: беда-беда. Но как бы ни была распространена эта напасть, многие из тех, кто с нею столкнулся, отмечают: врачи любят нагнать страха, при любых симптомах ставят именно этот диагноз и предрекают чуть ли не рак. Почему?

- Хронический простатит, по меткому выражению одного из известнейших американских урологов Эдвина Меерса , - мусорная корзина клинического невежества. Под этот диагноз попадает масса того, что на самом деле простатитом не является. Ставят его, потому что не в силах полноценно обследовать пациента. Не хватает знаний, навыков, нет специального оборудования и т.д. У мужчины, который жалуется на боли в промежности или плохое мочеиспускание, может быть масса других вещей, необязательно простатит.

- Насколько реально распространена проблема?

Простатитом болеют, по разным данным, от 5 до 40 процентов мужчин. Это заболевание не угрожает жизни, никогда не перерастает в рак. Да, оно вызывает дискомфорт, но для жизни не опасно. Если нет боли, мочишься нормально, можно и не лечиться.

- И все же если поставили диагноз рак простаты, можно вылечиться?

Если рак поставлен на ранней стадии и опухоль не вышла за пределы предстательной железы, пациента можно либо прооперировать, либо провести ему лучевую терапию. Если опухоль вышла за пределы предстательной железы, проросла в соседние органы - это неизлечимо, но с этим можно довольно долго жить даже при наличии метастазов - при условии, что будет проводиться гормональная терапия. Рак простаты часто протекает достаточно доброкачественно и развивается медленно. Бывают такие благоприятные формы этого заболевания, за которыми врачи наблюдают, а лечение назначают лишь тогда, когда болезнь начинает прогрессировать.

Анна СЕМЕНОВИЧ, как и многие другие звёзды шоу-бизнеса, рекламировала смертельно опасные для мужчин средства. Кадр: Youtube.com

К вопросу о мужском здоровье - что вы думаете о средствах для укрепления потенции, которые рекламируют по ТВ? Они не опасны? Действуют?

Начнем с того, что реклама лекарств у нас запрещена, и то, о чем говорят с экрана, к медицине не имеет никакого отношения. То, что предлагается, - это клинически не исследованные БАДы, эффективность и безопасность которых никем не установлена. Вы принимаете их на свой страх и риск. И хорошо, если ничего не произойдет. Бывало не раз, что для повышения эффективности в эти средства добавляли медицинские препараты, никому об этом не сообщив. Некоторые средства для лечения импотенции, та же виагра, может вызвать резкое снижение давления. И если при сердечном приступе вместе с виагрой принять, например, нитроглицерин, можно умереть.

С БАДами все очень непросто. Законодательная база их распространения и применения несовершенна, многие вопросы не урегулированы. Все, что рекламируется, - чистая коммерция. Один из моих пациентов купил прибор «для лечения всех урологических заболеваний». Он полгода этот прибор к себе прилаживал, пока рак не вырос за пределы мочевого пузыря и было поздно что-либо делать. То есть обманом человека отвлекли от эффективного лечения и убили. Есть БАДы, которые содержат вредные вещества, но никто об этом не говорит.

- Как вы относитесь к манипуляциям по увеличению мужского полового органа?

Не существует ни одной доказанной методики, которая может увеличить половой орган с высокой гарантией ожидаемого результата. Поэтому все мировые Ассоциации урологов рекомендуют воздержаться от подобных манипуляций. Вред от них может превысить пользу и ожидаемый эффект.

Михаил ЕФРЕМОВ вовсе не злоупотребляет - он лечится пивом...

Лечимся пивом

Спрошу о дамах. Проблема, которая не обошла стороной ни одну женщину, - цистит. Реально ли «полечиться травками, и все пройдет»?

Острый цистит через три-четыре дня может пройти без лечения. Но на это лучше не полагаться и обратиться к врачу. Не обязательно к урологу - терапевт справится с острым неосложненным циститом. Лечить его надо не травками, а антибиотиками, это уменьшит риск рецидива. Не лечиться совсем опасно, потому что, если инфекция мочевых путей приобретет хроническое течение и попадет в почки, может развиться почечная недостаточность.

- Недержание мочи - как с этим жить?

С этим не надо жить - эта неприятность излечима хирургическим путем. Стрессовое недержание мочи у женщин после 40 лет - очень распространенная проблема. Существуют квоты на высокотехнологичную помощь в рамках ОМС. И они такие операции оплачивают.


...а ШУРЕ из-за рака удалили яичко

- Камни в почках - когда их трогать не стоит, а когда нужно удалять?

Если камень вызывает нарушение оттока мочи из почки - нужна операция. Во всех остальных случаях можно его не трогать. Но у камней есть нехорошее свойство - они растут и вызывают инфекцию. Поэтому камни размером более сантиметра лучше удалить. Но опять же необязательно.

- Есть народный рецепт от камней - две бутылки теплого пива в день. Что скажете?

Чем больше человек пьет, тем выше вероятность того, что маленькие камни выйдут с мочой. Можно пить пиво, воду, чай с молоком или есть арбузы – не принципиально. Но ориентироваться надо не на выпитую воду, а на выделенную. Примерный суточный диурез в норме - полтора литра. Чтобы выделить полтора литра с мочой, надо выпить два. Любителям шоколада, кофе, куриного мяса, печени - продуктов, которые могут повышать концентрацию в моче мочевой кислоты, солей оксалатов и т.д., эту норму стоит увеличить.

Экстренно против ЗППП

- Поговорим о заболеваниях, передающихся половым путем, - сейчас все лечится?

За исключением ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С, все лечится довольно быстро и эффективно. Гонорея, хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз, сифилис... Если есть симптомы: выделения, дискомфорт при мочеиспускании или известна информация, что партнер чем-то болеет, нужно обратиться к врачу и пройти курс лечения антибиотиками. Никаких других методов не существует. Местное лечение, когда мужчинам в мочеиспускательный канал, а женщинам во влагалище вводят какие-то жидкости или мази - это жульничество, которое может вызвать осложнения.

Кроме того, существует экстренная профилактика ЗППП. Если случился подозрительный половой акт без презерватива, рекомендую в течение шести-двенадцати часов после контакта обратиться к врачу, который введет определенные лекарства. Процентов на 70 можно так себя обезопасить. Но это касается только бактериальных инфекций. К сожалению, против вируса иммунодефицита человека или гепатита никаких способов предохраниться, кроме презерватива, не существует.

Рис. Васи ЛОЖКИНА

Мужчинам и не только

В каком возрасте на что обратить внимание

  • От 18 до 30 лет - рак яичка. Юноши и молодые мужчины должны приучиться исследовать свою мошонку - ощупать свои яички. Если там есть уплотнение - болезненное или безболезненное, надо обязательно идти к урологу.
  • После 40 лет начинает увеличиваться предстательная железа - практически у всех мужчин развивается аденома простаты. Процесс неизбежный, для жизни неопасный, хотя мешает нормально мочиться.
  • В 50 лет, а у лиц с наследственной предрасположенностью в 45 , повышается риск заболеть раком предстательной железы. Надо обязательно сдать анализ на простато-специфический антиген - ПСА. Если показатель меньше 1,0 нг/мл, можно в следующий раз сдать этот анализ через два года. Если больше - надо делать ежегодно. Если этот показатель выше возрастной нормы - идти к урологу и выяснять, что происходит.
  • После 50 - 60 лет необходимо ежегодно делать ультразвуковое исследование почек, чтобы не пропустить рак, - это касается и мужчин, и женщин. На ранних стадиях большинство раков излечимы. УЗИ позволяет поймать его в самом начале.
  • Ну, и, конечно, всегда стоит помнить о здоровом образе жизни: не курить, не злоупотреблять спиртным, нормально питаться, не иметь слишком большой лишний вес. Привычные рекомендации, но они работают.

Ситуация с медицинским образованием в России сегодня катастрофически плохая

История с хроническим простатитом как нельзя лучше отражает ситуацию в российской медицине, - считает Алексей Викторович Живов. - Сразу всплывают финансовые, организационные, образовательные и правовые проблемы. Все вместе это приводит к тому, что нередко пациентам ставится неверный диагноз и назначается лечение, в котором они не нуждаются.

Ни для кого не секрет, что работа врача у нас - далеко не высокооплачиваемая, как во всем мире. И именно это толкает врачей искать дополнительные заработки. Средняя зарплата врача в России - 15 - 20 тысяч рублей. Какой у него интерес бесплатно кого-то лечить? Пациенту приходится «благодарить» доктора - тогда тому интересно работать. Низкими зарплатами государство стимулирует коррупцию. Но прежде чем врача сажать в тюрьму за взятку, ему нужно дать нормальную зарплату.

На материальную составляющую наслаивается царящий в российском здравоохранении правовой вакуум. Если врач совершит ошибку либо будет заниматься обманом, то до тех пор, пока это дело не квалифицируют как уголовное, ответственность за него будет нести лечебно-профилактическое учреждение. А вот если бы он отвечал за пациента сам, то трижды подумал бы, надо ли кого-то пытаться ввести в заблуждение или торопиться с постановкой диагноза.

- В какой момент надо включить мозги и сказать: «Я пойду к другому врачу»?

Возьмите себе за правило: если предстоит серьезная процедура, надо по всем возможным каналам навести справки о враче, к которому обращаетесь. Кроме того, в медицине всегда важно получить второе мнение - во всем мире это очень уважаемая традиция.

- Государственные и частные клиники - есть разница, куда обращаться?

К сожалению, количество нуждающихся в качественном лечении пациентов значительно превосходит количество врачей, которые могут эту помощь оказать. Это касается и государственных, и частных клиник. У нас банальная нехватка квалифицированных медицинских кадров. В лучшем случае, только половина, а то и всего тридцать процентов врачей могут поставить диагноз и назначить правильную схему лечения.

Если не врать друг другу, нужно прямо сказать: ситуация с медицинским образованием в России сегодня катастрофически плохая. Большинство учебников не соответствует международным стандартам, нет достаточного количества информации на русском языке. Но знание английского не является обязательным требованием для наших студентов. У нас замечательная история, традиции российской и советской медицины, но времена-то меняются.

Еще такой момент. Я уролог - это хирургическая специальность. Для того чтобы стать урологом, люди во всем мире учатся минимум четыре, максимум шесть лет после медицинского института. У нас же почему-то решили, что урологом можно стать за два года. Но даже если образование будет очень насыщенным, за два года подготовить узкого хирургического специалиста нереально.

То же касается и терапевтов. В США специалистов по семейной медицине после окончания вуза обучают еще четыре года. А у нас вчерашних студентов, которые не разбираются ни в чем, выбрасывают в поликлинику. В итоге пациенты не могут решить там никаких вопросов.

Заканчивая, медицинский ВУЗ, пройдя интернатуру, можно стать терапевтом или педиатром. А вот чтобы стать специалистом узкого профиля необходимо пройти специализацию. Итак, внесем уточнение, чем конкретно занимается тот или иной врач, к кому стоит обратиться при определенных проблемах.

ТЕРАПЕВТ - специалист широкого профиля, в принципе занимается диагностикой и лечением заболеваний всех внутренних органов. В случае необходимости направляет к узким специалистам.

ПЕДИАТР - тоже, что терапевт, но касаемо детских болезней.

НЕОНАТОЛОГ или микропедиатр. Имеет такое название, потому что занимается исключительно детьми периода новорожденности, то есть всего до 1месяца жизни. Неонатологи работают преимущественно в родильных домах, но один такой специалист может работать и в городской детской поликлинике.

ХИРУРГ - специалист, которого тоже знает большинство населения. Занимается этот врач диагностикой и преимущественно оперативным лечением хирургической патологии.

ОРТОПЕД - врач, занимающийся проблемами костей, суставов, позвоночника. Часто может выступать в одном лице с хирургом.

ТРАВМАТОЛОГ - лечит травмы костей, суставов, позвоночника, чаще всего это, конечно же, переломы, вывихи или просто ушибы.

НЕВРОЛОГ - довольно частая специализация. Невролог (невропатолог) занимается патологией нервной системы, лечит ВСД, ДЦП, последствия родовых или черепно-мозговых травм, последствия инфекций, затрагивающих нервную систему (энцефалиты, менингиты, полиомиелит) и многое другое.

Стоит обратить внимание, что конкретно при травме, например, головы к неврологу обращаться не стоит. Потребуется консультация НЕЙРОХИРУРГА. А вот при постановке им, например, диагноза сотрясения головного мозга, лечится уже можно и у невролога. Кроме того, нейрохирург оперирует при болезнях нервной системы, опухолях головного мозга и т.д.

ОКУЛИСТ или ОФТАЛЬМОЛОГ решает все проблемы со зрением и болезнями глаз.

ЛОР - врач или ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГ занимается всеми болезнями уха, горла, носа. А вот если нарушен слух, то оториноларинголог направит к СУРДОЛОГУ.

СУРДОЛОГ - врач, проводящий диагностику нарушений слуха (аудиограмму), лечение снижения слуха и подбор слуховых аппаратов.

НЕФРОЛОГ - занимается диагностикой и лечением заболеваний почек и мочевыводящих путей, требующих консервативного лечения (пиелонефриты, гломерулонефриты, инфекции мочевыводящих путей - это все по его профилю).

УРОЛОГ - специалист в чем-то схожий с нефрологом, но часто решающий проблемы почек и мочевыводящих путей оперативным способом, например, если это врожденная аномалия, гидронефроз и т. д.

КАРДИОЛОГ - специалист, врачующий все сердечные дела, это гипертония, инфаркты, различные аритмии, у детей - врожденные пороки сердца.

РЕВМАТОЛОГ - врач по ревматоидным заболеваниям. Если ревматизм ушел в прошлое, то ревматоидные, системные заболевания соединительной ткани, васкулиты получают все большую распространенность. Это ревматоидные артриты, красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит и др. Лечением их занимается ревматолог. Если у взрослых пациентов ревматолог выделен в отдельную специализацию, то в детском возрасте такими проблемами может заниматься врач кардиолог.

ГАСТРОЭНТЕРОЛОГ - специалист по всем заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

АЛЛЕРГОЛОГ - специалист, занимающийся лечением аллергической патологии, включая бронхиальную астму, обструктивные бронхиты, аллергодерматиты, риниты, синуситы и т.д.

ДЕРМАТОЛОГ - врач по кожным заболеваниям.

ВЕНЕРОЛОГ - врач по венерическим заболеваниям, или инфекциям, передающимся половым путем. Часто венеролог и дерматолог объединены в одном лице.

ГИНЕКОЛОГ - врач, занимающийся решением проблем женского здоровья. Обычно гинеколог выступает в одном лице с акушером, специалистом по ведению беременности и родов.

АНДРОЛОГ - врач, занимающийся проблемами мужского здоровья.

Самая большая когорта врачей терапевтов, на втором месте по численности - педиатры. А вот на третьем месте прочно обосновались СТОМАТОЛОГИ .
Нюанс: существуют стоматологи и зубные врачи.
СТОМАТОЛОГ - специалист с высшим медицинским образованием.
ЗУБНОЙ ВРАЧ имеет среднее специальное медицинское образование.

Из узких специалистов преобладают хирурги и неврологи, за ними следуют окулисты, оториноларингологи и кардиологи. Но если взрослых кардиологов достаточно много в силу распространенности сердечно-сосудистых заболеваний, то детские кардиологи не так уж многочисленны.
Порой одно и тоже заболевание можно лечить у разных специалистов или наблюдаться параллельно. Так вегето-сосудистая дистония лечится как у невролога, так и кардиолога, аллергический ринит у ЛОР-врача или аллерголога, а аллергодерматит у аллерголога или дерматолога на ваш выбор.

В небольших городах и населенных пунктах обходятся небольшим количеством врачей узкого профиля. А в мегаполисах можно столкнуться с совсем узкой направленностью специалиста. Так довольно «экзотическими« врачами, например, являются:

КАМБУСТИОЛОГ - специалист по лечению ожоговых больных.
ГЕРОНТОЛОГ - врач, занимающийся здоровьем людей старческого возраста.

И даже хирурги могут оперировать конкретно на том или ином органе и соответственно делятся на кардихирургов, ангиохирургов, проктологов, торокальных хирургов и т.д.

Гематологические анализаторы или анализаторы крови – это приборы, которые ведут подсчет лейкоцитов, эритроцитов и тромбоцитов автоматически используя принцип Култера, а так же измеряют концентрацию гемоглобина колориметрическим методом. Остальные параметры получаются расчетным методом автоматически. Каждый гематологический анализатор, в зависимости от конструкции, рассчитан на свою собственную реагентную систему.


Тема: «Доктора бывают разные»
Цели : помочь учащимся выяснить, какие бывают врачи. Что лечит каждый из них. Повторить, какие бывают болезни, симптомы и правила приема лекарства. Развивать речь, мышление, внимание. Учить анализировать и синтезировать материал для поиска ответов на вопросы и задания учителя. Воспитывать уважение к людям помогающим в сложных ситуациях.
Тип урока-занятия: комбинированный
Средства обучения : мультимедийная презентация «Доктора бывают разные», портрет А.П. Чехова, слова А.П. Чехова, карточки для индивидуальной работы, оформление на доске.

I.Организационный момент

Мы с товарищем вдвоем,
Замечательно живем.
II. Мобилизующий этап. Определение темы урока

1. Логическое упражнение:
– Сегодня в семье наших друзей неудачный день. У Сережи, Нади, папы заболело горло, зуб, появились боли в животе. У Сережи заболело горло. У папы не болит живот. Определите, какие болезни начались у каждого члена семьи?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, указав, людей, которые помогут пережить этот неудачный день.
-Я думаю, что тема урока – «Доктора», потому что только эти люди помогут избавиться от недугов.

III. Постановка цели урока.
- Зная тему и используя опорные слова, поставьте цель урока:
повторить …
узнать, какие …
познакомиться с деятельностью.
- Итак, цель нашего урока: повторить название болезней и лекарств; узнать, какие бывают врачи; узнать что они лечат.

IV.
Повторение изученного.
Повторение изученного материала начинается с пословиц, связанных с темой урока.
… – дороже богатства.
… – лечись, а … – берегись.
(Здоровье дороже богатства. Здоровье нельзя купить даже за самые большие деньги Болен – лечись, а здоров – берегись. Это значит, что если ты заболел, то должен лечиться, а если ты здоров, то надо беречь свое здоровье..)
– А как надо беречь здоровье? – задает учитель следующий вопрос.
(Чтобы сберечь здоровье, надо соблюдать режим дня, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться.)
– Если люди не закаляются, не занимаются спортом, плохо питаются, не соблюдают режим дня, то со временем могут заболеть.
- Что нужно использовать для лечения? (лекарства).
- Что нужно помнить при приеме лекарств.
Правила приема лекарств
- не принимай никакие лекарства самостоятельно;
- лекарства прописывает только врач;
- все лекарства должны храниться в специально отведенном месте – аптечке, которая должна закрываться;
- проверяйте срок годности лекарства;
- читайте описание, инструкции
-Какие бывают болезни?
- Сейчас я раздам вам карточки, а вы прочитайте записанные на них названия болезней. На карточке есть полоски. Напишите признаки заболеваний каждой обозначенной на карточке болезни.
- Обратите внимание, что у некоторых болезней бывают одинаковые признаки.
Учащиеся работают в парах. Составленные детьми карточки выглядели следующим образом:
Простудные заболевания: Грипп:
- насморк и кашель - боли в мышцах
-болит горло - высокая температура
- поднимается температура - вялость, слабость,
- краснеют и слезятся глаза желание лечь
- сильная головная боль
- кашель и насморк
Боли в животе:
- подташнивание
- болезненные ощущения в животе
- отказ от пищи
– Назовите признаки простудных заболеваний.
– Скажите, как человек должен вести себя, чтобы не болеть простудными заболеваниями, гриппом, избежать боли в животе?

V. Изучение нового материала

Обратите внимание, что у некоторых болезней бывают одинаковые признаки.
- Как же быть в этом случае. Ведь при ангине нельзя пить таблетки, которые прописывают при гриппе. Кто нам поможет?
Наташа заболела
У Наташи кашель,
И головка горяча.
Мама вызвала Наташе
Утром детского врача.
- Расскажите, что стряслось? –
Задал врач простой вопрос.
Шепчет девочка несмело:
- Я мороженное съела,
Оттого и заболела.
- Горло красное на вид, -
Вынес доктор свой вердикт:
(решение, заключение)
- Чай с малиновым вареньем –
Вот прекрасное леченье.
И побольше витаминов –
Свежих ягод, мандаринов.
- Что случилось с Наташей?
- Кого вызвала мама?
- Почему мама вызвала врача, а не продавца, парикмахера?
- Врач лечит нас, когда мы болеем. Он, как волшебник, может вылечить любой недуг у детей и взрослым: ведь он знает все лекарства и у него есть множество инструментов, помогающих ему в его интересной и ответственной работе. Но чтобы стать врачом, нужно много знать, ведь от этих знаний зависит жизнь человека. Кроме того врач должен быть добрым, он должен любить и жалеть своих пациентов.
- Какой доктор поможет девочке вылечиться? (педиатр)
- Ребята, а взрослые болеют? Кто вылечит взрослых? (терапевт)
- Терапевт и педиатр – это врачи, которые лечат легкие болезни. Терапевты лечат взрослых. А педиатры детей.
- А если этот врач столкнется со сложной болезнью, что он будет делать?
- Правильно, посоветует обратиться к врачу-специалисту. Это доктора, которые лечат какую-то одну болезнь, но уже знают они про нее все на свете.
- А кого вы из врачей-специалистов знаете или к кому ходили на прием?
- Правильно, ребята. Это врач-окулист, врач-хирург, врач-отоларинголог или ЛОР, врач-стоматолог и т.д.
- Что лечат эти врачи? (Врач-окулист (офтальмолог) занимается лечением зрения. Ребенка перед поступлением в школу или детский сад обязательно показывают глазному врачу. С помощью специальных таблиц врач устанавливает, нет ли у ребенка дефектов зрения. Офтальмологи лечат болезни глаз, проводят операции под микроскопом. Если надо вживляют искусственный хрусталик. Врачи-офтальмологи совершают поистине чудо – ослепший человек вновь видит. Врач-хирург – самая героическая из врачебных профессий. В переводе с греческого «хирургия» означает рукодействие. Хирург в больнице, как на войне должен быть готов к любым неожиданностям, он обладает глубокими знаниями, огромной выдержкой, «золотыми» руками. По многу часов хирург стоит у операционного стола, ему помогает бригада врачей и медицинских сестер – опреационная бригада. Смелость, настойчивость, точность – важные свойства хирурга. ЛОР лечит наши уши, горло и нос, стоматолог лечит наши зубы, десны).
- А теперь ответьте мне:
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет врач!
- Кто из врачей поможет?
- А кто из врачей дает следующие рекомендации?
Зубы чистим пастой мятной,
Ароматной и приятной.
Щеткой действуем умело.
Зубы станут очень белы!
Случается, что на дороге или на производстве произошла авария, пострадали люди; или человеку стало плохо на улице, дома, на работе. Как нужно поступить в этих случаях?
- Во всех этих случаях мы вызываем «Скорую помощь».
- Кто знает, по какому номеру?
- Чтобы врач всегда везде успевал (ведь больной долго ждать не может), его возят на специальной машине, которая называется «Скорая помощь». Машина скорой помощи – это специальная машина для быстрой и безопасной перевозки пострадавших или заболевших людей. На крыше такой машины установлен специальный мигающий фонарь – маячок, который дает знать другим водителям, что надо освободить путь Врач должен мгновенно оценить обстановку, быстро поставить диагноз, действовать срочно. Если необходимо, то оказав первую помощь, доставить больного в больницу.
– Объясните, как вы понимаете, что такое больница. (На доске вывешивается карточка со словом.)
- Действительно, больница – это медицинское учреждение, в котором люди лечатся в течение определенного времени (недели, месяца и т.д.), не выходя из него до полного выздоровления.
– А какое еще медицинское учреждение вы знаете, в котором люди лечатся?
(Поликлиника.)
Карточка со словом поликлиника прикрепляется на доску.
– В чем разница между больницей и поликлиникой?
- Поликлиника – это медицинское учреждение с врачами разных специальностей для приходящих больных, где устанавливается диагноз и способ лечения заболевания. Врачи поликлиники оказывают помощь и на дому.
«Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения чистоты души и чистоты помыслов» говорил врач и писатель А.П. Чехов.
- Где мы еще встречались с фамилией этого человека? Антон Павлович Чехов был не только гениальным писателем, но и хорошим профессиональным врачом.
Физминутка

VI. Закрепление изученного.
- Подскажите, какие врачи работают в больницах, поликлиниках?
терапевт – заболевания уха, горла, носа;
педиатр – заболевание глаз;
стоматолог – выполняет операции
окулист – заболевание зубов;
отоларинголог – лечит взрослых.
хирург - лечит детей
- Соедините стрелками название врачей и функции, которые они выполняют.
- Хочу добавить, что у врачей, работающих в поликлинике, больнице есть помощники – медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, своевременно дают больным лекарства, водят их на процедуры. Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают сестрам ухаживать за больными.
- А кто поможет Рыжику? (песик с перевязанной лапкой)
- Правильно есть доктора, которые лечат и собак. Это ветеринары.

VII.
Итог урока - В поликлинике ремонт все таблички с дверей сняли. Помогите правильно повесить таблички с названиями кабинетов, поясните свое решение.
Здоровье … . (нужно беречь)
Можно заболеть, если … . (человек не бережет здоровье)
При заболевании … . (надо обратиться к врачу)
Врачи бывают разные … (педиатр, терапевт, ЛОР, окулист, хирург, стоматолог)
Помогают врачам лечить больных … (медицинские сестры, санитарки)
– Восстановите запись так, чтобы мы могли обобщить весь материал, изученный на уроке.
– Молодцы! Вы хорошо усвоили материал.

VIII.Рефлексия
– Когда мы заболеваем, то идем к врачу, который выписывает рецепт для получения лекарства. На рецепте врач обязательно поставит печать. На рецептах (у каждого ученика на столе), которые лежат перед вами тоже есть печати. Прочитайте, что выписано на рецепте. Если вам было интересно, комфортно на уроке, эта печать должна быть красного цвета. Если что-то не понравилось – синего, а если вам было неинтересно и ничего полезного вы не узнали, печать должна быть черного цвета.


Полный текст материала Конспект + презентация урока валеологии "Доктора бывают разные", 3 кл. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Цель :формировать у учащихся, воспитанников знание о профессии "врач",дать представление о некотрых врачебных специальностях (окулист, стоматолог,хирург, педиатр).

Воспитание потребности расти здоровым,вести здоровый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему:

«Добрый доктор Айболит от болезней защитит».

2 класс

Цель : формировать у воспитанников знание о профессии «врач»; дать представление о некоторых врачебных специальностях (окулист, стоматолог, хирург, педиатр), о работе школьного врача и медицинского кабинета в школе. Рассказать, какие есть лечебные заведения. Повторить, какие бывают болезни, симптомы и правила приема лекарств.

Задачи :

Образовательные : учить анализировать и синтезировать материал для поиска ответов на вопросы и задания педагога.

Коррекционно-развивающие: развивать речь, мышление, внимание воспитанников.

Воспитательные : воспитывать уважение к людям, помогающим в сложных ситуациях; воспитывать потребность расти здоровым, вести ЗОЖ.

Тип занятия : комбинированный

Средства обучения : мультимедийная презентация, портрет А.П. Чехова, слова А.П. Чехова, карточки для индивидуальной работы, оформление на доске.

Ход занятия

I.Организационный момент

В нашем классе небольшом

Дружно мы всегда живём!

Дети повторяют слова и движения за педагогом. Далее пожимают друг другу руки и улыбаются друг другу. И тихонько занимают свои места.

II. Мобилизующий этап. Определение темы занятия.

1. Логическое упражнение:

– Сегодня в семье наших друзей неудачный день. У Сережи, Нади, папы заболело горло, зуб, появились боли в животе. У Сережи заболело горло. У папы не болит живот. Определите, какие болезни начались у каждого члена семьи? (у папы заболел зуб, у Нади – живот, у Серёжи - горло).

2. Определение темы занятия.

Сформулируйте тему сегодняшнего занятия, указав, людей, которые помогут пережить этот неудачный день.

Я думаю, что тема занятия – «Доктора», потому что только эти люди помогут избавиться от недугов. Слайд №1

III. Постановка цели занятия.

Зная тему и используя опорные слова, поставьте цель занятия:

повторить …

узнать, какие …

познакомиться с деятельностью…

Итак, цель нашего занятия: повторить название болезней и лекарств; узнать, какие бывают врачи; узнать что они лечат. Слайд №2

IV. Повторение изученного.

Повторение изученного материала начинается с пословиц, связанных с темой занятия.

… – дороже богатства.

… – лечись, а … – берегись. Слайд №3

(Здоровье дороже богатства. Здоровье нельзя купить даже за самые большие деньги. Болен – лечись, а здоров – берегись.

Это значит, что если ты заболел, то должен лечиться, а если ты здоров, то надо беречь свое здоровье).

– А как надо беречь здоровье? – задаёт педагог следующий вопрос.

(Чтобы сберечь здоровье, надо соблюдать режим дня, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться.)

– Если люди не закаляются, не занимаются спортом, плохо питаются, не соблюдают режим дня, то со временем могут заболеть.

Что нужно использовать для лечения? (лекарства).

Что нужно помнить при приеме лекарств?

Правила приема лекарств Слайд №4

Не принимай никакие лекарства самостоятельно;

Лекарства прописывает только врач;

Все лекарства должны храниться в специально отведенном месте – аптечке, которая должна закрываться;

Проверяйте срок годности лекарства;

Читайте описание, инструкции

Какие бывают болезни?

Сейчас я раздам вам карточки, а вы прочитайте записанные на них названия болезней. Также раздаю полоски бумаги, на которых написаны признаки болезней. Соотнесите признаки заболеваний с болезнями.

Обратите внимание, что у некоторых болезней бывают одинаковые признаки.

Учащиеся работают в парах.

Составленные детьми карточки выглядят следующим образом:

Простудные заболевания : Грипп:

Насморк и кашель - боли в мышцах

Болит горло - высокая температура

Поднимается температура - вялость, слабость,

Краснеют и слезятся глаза - желание лечь

Сильная головная боль - кашель и насморк

Боли в животе:

Подташнивание

Болезненные ощущения в животе

Отказ от пищи

– Назовите признаки простудных заболеваний.

– Скажите, как человек должен вести себя, чтобы не болеть простудными заболеваниями, гриппом, избежать боли в животе?

V. Изучение нового материала

Обратите внимание, что у некоторых болезней бывают одинаковые признаки.

Как же быть в этом случае. Ведь при ангине нельзя пить таблетки, которые прописывают при гриппе. Кто нам поможет? (Врач, он лечит нас, когда мы болеем).

А почему именно врач может нам, и детям и взрослым, помочь?

Он, как волшебник, может вылечить любой недуг у детей и взрослых: ведь он знает все лекарства и у него есть множество инструментов, помогающих ему в его интересной и ответственной работе. Но чтобы стать врачом, нужно много знать, ведь от этих знаний зависит жизнь человека. Кроме того, врач должен быть добрым, он должен любить и жалеть своих пациентов.

Какой доктор поможет вылечиться детям? (педиатр) Слайд №5

Ребята, а взрослые болеют? Кто знает, как называют врача, который лечит взрослых? (терапевт) Слайд №6

Терапевт и педиатр – это врачи, которые лечат легкие болезни.

Терапевты лечат взрослых. А педиатры детей.

А если этот врач столкнется со сложной болезнью, что он будет делать?

Правильно, посоветует обратиться к врачу-специалисту. Это доктора, которые лечат какую-то одну болезнь, но уже знают они про неё все на свете.

А кого вы из врачей-специалистов знаете или к кому ходили на прием?

Правильно, ребята. Это врач-окулист , врач-хирург , врач-отоларинголог или ЛОР , врач-стоматолог и т.д.

Что лечат эти врачи? (Врач-окулист (офтальмолог) слайд №7 занимается лечением зрения. Ребенка перед поступлением в школу или детский сад обязательно показывают этому врачу. С помощью специальных таблиц врач устанавливает, нет ли у ребенка дефектов зрения. Офтальмологи лечат болезни глаз, проводят операции под микроскопом. Если необходимо, то вживляют искусственный хрусталик. Врачи-офтальмологи совершают поистине чудо – ослепший человек вновь видит.

Врач-хирург – самая героическая из врачебных профессий. Слайд №8.

В переводе с греческого «хирургия» означает рукодействие. Хирург в больнице, как на войне должен быть готов к любым неожиданностям, он обладает глубокими знаниями, огромной выдержкой, «золотыми» руками. По многу часов хирург стоит у операционного стола, ему помогает бригада врачей и медицинских сестер – операционная бригада. Смелость, настойчивость, точность – важные свойства хирурга.

А теперь ответьте мне:

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь –

Ведь тебе поможет врач!

Кто из врачей поможет? (ЛОР)

ЛОР лечит наши уши, горло и нос Слайд № 9

Зубы чистим пастой мятной,

Ароматной и приятной.

Щеткой действуем умело.

Зубы станут очень белы! (стоматолог) Слайд №10

Верно, молодцы, стоматолог лечит наши зубы, десны.

Случается, что на дороге или на производстве произошла авария, пострадали люди или человеку стало плохо на улице, дома, на работе. Как нужно поступить в этих случаях?

Во всех этих случаях мы вызываем «Скорую помощь».

Кто знает, по какому номеру? (03)

Чтобы врач всегда везде успевал (ведь больной долго ждать не может), его возят на специальной машине, которая называется «Скорая помощь». Слайд №11

Машина скорой помощи – это специальная машина для быстрой и безопасной перевозки пострадавших или заболевших людей. На крыше такой машины установлен специальный мигающий фонарь – маячок, который дает знать другим водителям, что надо освободить путь. Врач должен мгновенно оценить обстановку, быстро поставить диагноз, действовать срочно. Если необходимо, то, оказав первую медицинскую помощь, доставить больного в больницу.

– Объясните, как вы понимаете, что такое больница . (На доске вывешивается карточка со словом.)

Действительно, больница – это медицинское учреждение, в котором люди лечатся в течение определенного времени (недели, месяца и т.д.), не выходя из него до полного выздоровления.

– А какое еще медицинское учреждение вы знаете, в котором люди лечатся?

(Поликлиника.)

(Карточка со словом поликлиника прикрепляется на доску).

– В чем разница между больницей и поликлиникой?

Поликлиника – это медицинское учреждение с врачами разных специальностей для приходящих больных, где устанавливается диагноз и способ лечения заболевания. Врачи поликлиники оказывают помощь и на дому.

«Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов» говорил врач и писатель А.П. Чехов. Слайд №12

Возможно, вы слышали фамилию этого замечательного человека? Антон Павлович Чехов был не только гениальным писателем, но и хорошим профессиональным врачом.

Физминутка

VI. Закрепление изученного.

Подскажите, какие врачи работают в больницах, поликлиниках?

терапевт - лечит взрослых.

педиатр – заболевание глаз;

стоматолог – выполняет операции

окулист – заболевание зубов;

отоларинголог (ЛОР) – заболевания уха, горла, носа;

хирург - лечит детей

Соедините стрелками название врачей и функции, которые они выполняют.

Хочу добавить, что у врачей, работающих в поликлинике, больнице есть помощники – медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, своевременно дают больным лекарства, водят их на процедуры. Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают сестрам ухаживать за больными.

А кто поможет Рыжику? (песик с перевязанной лапкой) Слайд №13

Правильно есть доктора, которые лечат и собак и других животных. Это ветеринары . А кто знает имя самого известного сказочного врача – ветеринара? (Доктор Айболит)

Слайд №14.

Верно, молодцы, это доктор Айболит - персонаж сказки К.И. Чуковского.

VII. Итог занятия.

– Восстановите запись так, чтобы мы могли обобщить весь материал, изученный на занятии.

Слайд №15 (обобщение)

Здоровье … . (нужно беречь)

Можно заболеть, если … (человек не бережет здоровье)

При заболевании … . (надо обратиться к врачу)

Врачи бывают разные … (педиатр, терапевт, ЛОР, окулист, хирург, стоматолог)

Помогают врачам лечить больных … (медицинские сестры, санитарки)

– Молодцы! Вы хорошо усвоили материал на сегодняшнем нашем занятии.

VIII. Рефлексия

– Когда мы заболеваем, то идем к врачу, который выписывает рецепт для получения лекарства. На рецепте врач обязательно поставит печать. На рецептах (у каждого ученика на столе) , которые лежат перед вами тоже есть печати. Прочитайте, что выписано на рецепте. Если вам было интересно, комфортно на уроке, эта печать должна быть красного цвета. Если что-то не понравилось – синего, а если вам было неинтересно и ничего полезного вы не узнали, печать должна быть черного цвета.

Дети читают и раскрашивают печати на рецептах.

Слайд №16.