Происхождение око за око зуб за зуб. Что значит око за око, зуб за зуб? И как это соотносится с пожеланием Христа: Не противься злому

Русский язык богат, выразителен и всеобъемлющ. Вся полнота духовных и душевных переживаний народа отражена в нем. Немалую роль в жизни русского люда всегда занимала вера, поэтому и неудивительно, что значительное количество современных крылатых выражений и пословиц возникло на основе Библии.

«В поте лица»

Это слова Бога, которые Он произнес во время изгнания первых людей Адама и Евы из Рая:

«Проклята земля за тебя… терния и волчцы (сорняки) произрастит тебе… В поте лица твоего будешь есть хлеб твой». (Быт. 3,19)

«Вернуться на круги своя»

Взято из книги мудреца Екклезиаста:

«Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится…,и возвращается ветер на круги свои». (Еккл. 1:6)

«Власть предержащие»

В своем послании к римским христианам апостол Павел говорит о гражданских обязанностях христианина.

«Всякая душа да будет покорна власть предержащим, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». (Рим. 13:1)

«Волк в овечьей шкуре»

В Евангелии от Матфея, Иисус Христос так называет лжепророков, которые проповедуют ложное учение о спасении:

«Берегитесь же лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри есть волки хищные: по плодам их узнаете их». (Мф. 7:15-16).

«Не оставить камня на камне»

Это пророческие слова Иисуса Христа о предстоящем разрушении Иерусалима, которые сбылись через 70 лет.

«Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истин­но говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено». (Мф. 24: 2)

«Книга за семью печатями»

Образ недоступного за семью печатями взят из пророческой книги Нового Завета «Откровение святого Иоанна Богослова»:

«И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, ... запечатанную семью печатями. ... И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее». (Откр. 5:1-3)

«Око за око, зуб за зуб»

Фраза встречается еще в Ветхом Завете. Данный закон, устанавливал степень ответственности за преступление. Виновному, не должно было быть установлено наказание больше содеянного. Этим законом также ограничивалась распространенная в древние времена кровная месть, когда за преступление одного человека мстили всему роду, зачастую смертью. Данный закон предназначался судьям, поэтому тот смысл, который мы вкладываем в эти слова сегодня искажен. В Новом Завете Иисус Христос повторяет эти слова, отменяя этот закон и дает новое наставление вместо него.

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». (Мф.5: 38-39).

«Хранить, как зеницу ока»

Это слова 16 псалма:

«Сохрани меня, Господи, как зеницу ока» . (Пс. 16: 8).

«Бог дал, Бог и взял»

Слова праведного Иова, веру которого Господь проверял, посылая ему всякие жизненные испытания. Когда Иов узнал, что погибли его дети, то упав на землю произнес:

«Господь дал, господь отнял» . (Иов. 1: 21).

«Не рой другому яму, сам в нее попадешь»

Также имеет библейское происхождение, это цитата из книги Притч Соломовых:

«Кто роет яму другому, тот сам в нее упадет» . (Притч. 26: 27).

Отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.

Талион в истории права

Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление - уравнять наказание с причиненным ущербом.

До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право , видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние , был в праве совершить такое же преступление с женой виновного.

С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни , перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы .

Идея возмездия (без строгого проведения талиона) и в настоящее время служит исходным началом, к которому только приводят другие цели и задачи наказания.

Талион в религиозных и философских учениях

Принцип талиона в иудаизме

В иудейских законах роль принципа талиона весьма велика. Ветхий Завет содержит одну из древнийших известных формулировок этого принципа - фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27), повторённая также в Левите (19:18).

Принцип талиона в христианстве

Данный принцип справедливости, еще до пришествия Иисуса Христа, в ветхозаветном обществе, способствует формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики». Если быть точнее, в его первоначальной отрицательной формуле: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С пришествием Иисуса Христа и обретением Нового Завета, стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: "поступай с другим так, как хочешь, что бы поступали с тобой". Христианин призван останавливать зло на себе.

На христианскую интерпретацию принципа талиона оказала огромное влияние цитата из книги Левит (19:18, см. выше) во время Нагорной проповеди Иисуса Христа. В той части проповеди, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей «подставлять другую щеку», когда они сталкиваются с насилием:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

Матфий, 5:38-39

Данная форумлировка утверждает, что необходимо прощать врагов и тех, кто вредит христианину. Эта поговорка Иисуса часто толкуется как критика Ветхого Завета, и зачастую воспринимается как указание на то, что принцип «око за око» поощряет чрезмерную мстительность, а не пытается ограничить её.

Принцип талиона в исламе

Данный принцип весьма развит в Шариате , по которому воровство карается отрезанием руки, за изнасилование преступнику предлагается жениться на жертве и т. п.

Ичкерия

В реалиях Российской Федерации была предпринята попытка применить этот принцип на практике в Чеченской Республики Ичкерия . Когда в России был принят новый уголовный кодекс , в этой республике, не подчинявшейся тогда российскому законодательству, был принят свой УК , положения которого были скопированы с Уголовного кодекса Судана.

Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом, И. И. Киселёв в интервью «Российской газете » отмечал следующее по поводу попытки законодательного закрепления принципа талиона в самопровозглашенной Чеченской Республике Ичкерия :

Отдельная тема - законы Чеченской Республики Ичкерия. Остановлюсь лишь на одном из них, но принципиально важном - Уголовном кодексе, который утвержден указом Масхадова в августе 1996 года. В подавляющем числе своих положений кодекс противоречит даже объявленной Конституции Ичкерии. По этому документу в качестве наказания применяется смертная казнь путем отсечения головы, забивания камнями либо таким же путем, каким преступник лишил жизни свою жертву. Другое варварское наказание - бичевание. Наряду с этим кодексом также предусмотрен принцип «воздаяния равным», или известный доправовой вандализм «око за око, зуб за зуб». Перечень частей тела и тех ранений, за которые назначается наказание в виде воздаяния равным, в кодексе тоже детально прописан. К примеру, у виновного выкалывается зрячий глаз, если он выбил глаз жертве, отсекается рука у осужденного, если у потерпевшего отрезана рука в суставе, и т. д. Правом на варварское наказание наделяется прежде всего жертва преступления, но затем оно переходит к близким родственникам. Действовавший кодекс Ичкерии юридически закрепил и право на существование обычаев кровной мести.

Принцип талиона в сатанизме

Принцип талиона, или «закон воздаяния», играет существенную роль в сатанизме , основные принципы которого были сформулированы Антоном Шандором ЛаВеем . Восстановление Lex talionis входит в состав так называемого «Пентагонального ревизионизма» - официальной социально-политической программы Церкви Сатаны .

Furies from Hell are diving down!
“Lex Talionis” is their cry!

Напрямую с принципом талиона (представая в некотором роде его менее буквальным вариантом) в сатанинском мировоззрении связан принцип активного противостояния врагам: «…если человек ударит тебя по одной щеке, СОКРУШИ его в другую! порази весь бок его, ибо самосохранение - высший закон!» («Сатанинская библия », 1969).

Принцип талиона и криминологические теории

Теряя свое значение на практике, талион сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им.

На проведении идеи талиона построены философские теории наказания Канта и Гегеля , которые легли в основу классической школы уголовного права . Кант исходил из положения, что нравственный императив предполагает возмездие преступнику в равном объеме: убийство должно караться смертью . Так как последовательное проведение талиона далеко не всегда возможно, то Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, например, отдачу вора в работы, назначение кастрации за изнасилование .

См. также

Литература

  • Апресян Р.Г. Талион: его восприятие и видоизменения в христианстве и исламе «Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур.» Отв. ред. М.Т.Степанянц. М.: Вост. лит-ра, 2004. С. 221–229

“Я лично прошел все стадии колебаний и сомнений и в одну ночь (в 7-м классе), буквально в одну ночь, пришел к окончательному и бесповоротному решению: отметаю звериную психологию Ветхого Завета, но всецело приемлю христианство и Православие. Словно гора свалилась с плеч! С этим жил, с этим и кончаю лета живота своего”. Так писал о своем религиозном выборе человек, которого трудно заподозрить в мягкотелости и пацифизме – генерал А. И. Деникин. Он прошел несколько войн, включая гражданскую, был диктатором на огромной территории, не останавливался перед жесткими мерами по наведению порядка – и считал Ветхий Завет чрезмерно жестоким. Почему?

Вопрос о жестокости Ветхого Завета не нов, как и почти все в этом мире. Уже среди первых христиан были такие, кто утверждал: христианский Бог Любви не может иметь ничего общего с жестоким, мстительным и капризным “богом”, каким рисует его Ветхий Завет. И возможно, этот “бог“ на самом деле вообще не кто иной, как сатана. Наиболее последовательно излагал эти взгляды богослов по имени Маркион.

Спрашивает Александр
Отвечает Виталий Колесник, 13.08.2011


Александр пишет: "Доброго времени суток. Разъясните пожалуйста: в ВЗ сказано око за око, зуб за зуб, о чём это? А в НЗ Господь наш Иисус Христос говорит: Не противься злому. Как это объяснить людям? Они говорят, что здесь какие-то противоречия"

Здравствуйте, Александр!

Дело в том, что принцип "око за око, зуб за зуб" был дан Израилю на то время как гражданский закон: "Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать" (). Другими словами, это не значило, что если человеку выбили око, или зуб, то он должен был тут же выбить в ответ обидчику око или зуб. Если имел место факт членовредительства, то потерпевший имел право обратиться в соответствующие судебно-исполнительные органы того времени и призвать обидчика к ответу. И если, после рассмотрения дела, оказывалось, что обвиняемый виноват, и не примирился с потерпевшим, тогда ему делали такое же повреждение на теле.
Согласитесь, что в принципе, это было довольно таки справедливо.

Если мы посмотрим на данные Израилю в древности законы в целом, то можно заметить, что эти постановления были намного гуманней тех законов, которые существовали (и существуют) в других странах. Например, о воровстве Израилю было дано следующее повеление: "Если кто отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое" (). Для Бога более ценен человек, а не вещи, вор должен был только вернуть вдвое больше украденного и все. В странах же, где действуют законы шариата, до сих пор воровство карается отсечением руки.

В Нагорной проповеди Иисус сказал: "Вы слышали , что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (). Кстати, есть созвучный этому тексту принцип, который имеет ту же суть, но звучит для нас более понятно: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (). Заметьте так же, что в своей Нагорной проповеди Иисус подчеркивал, что это "сказано древним" (см. , 27, 33), и после того, как Иисус говорил что именно было сказано древним, следует фраза "а Я говорю вам". Фактически, Иисус, своей Божественной властью, отменяет то, что было дано древним на определенное время, и дает новую заповедь, дает более глубокое понимание Божьего Закона, основанного на принципах любви. Просто, порой грешные, эгоистичные люди не способны принять свет Божественной истины в полноте, и потому Бог выводит свой народ во свет постепенно, шаг за шагом.
И каждому из нас, следует еще задуматься над тем, что по закону, за убийство Божьего Сына, всех нас ожидала смерть, но Бог Отец простил нас, и сейчас Он предлагает принять Жертву Сына, принять Спасение, которое Христос совершил ради нас.

С уважением,
Виталий

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Не так давно мое внимание привлекло расследование одного из израильских телеканалов в отношении возможности приобретения арабскими жителями Израиля квартиры в строящемся новом проекте центра страны. Поводом послужила жалоба представителя нац. меньшинства мусульманского вероисповедания о, якобы, отказе продать последнему единицу жилья рядом с евреями.

«Расследование» было неутешительным для нашей либеральной общественности. Под видом потенциального покупателя тележурналист допытывался у представителя отдела продаж, может ли тот быть уверен, что его соседями не окажется арабская семья. На что «представитель» уверенно заявляла, что волноваться не стоит, поскольку «двоюродным братьям» здесь не продают.
Негодующая общественность потребовала немедленного ответа и послала официальный запрос в строительную компанию, после чего из руководства поступил заикающе-размытый ответ, о том, что, мол, «представитель» была неправильно понята и покупка доступна любому, кто принесет деньги.

А ведь оправдываться не надо. И продавать не надо по одной простой причине: В Палестинской автономии (ПА) арабу грозит смертная казнь за продажу недвижимости еврею. «Око за Око»-закон из Пятикнижия Моисея. Читали? Нет? Читали, но забыли? В любом случае очень рекомендую пройтись.

Я думаю не требует особого доказательства тот факт, что, если бы закон о запрете продажи земли евреям не свирепствовал в ПА, значительная часть Восточного Иерусалима и Хевронa с арабским населением были бы уже давно выкуплены и заселены израильтянами. То же касается и земель Иудеи и Самарии.

Как можно добиться отмены людоедского закона? Введя собственный закон о запрете продажи арабам-мусульманам недвижимости в еврейских населенных пунктах. И тогда, естественно, возмутится весь либеральный запад. Ну что ж мы отменим дискриминационный закон, но пусть и ПА отменит свой. И тогда посмотрим у кого воли и любви больше в освоении земли Израиля.

Впрочем, это из области фантастики. Никогда преступные главари Хамаса, Фатха или мучеников еще какой-нибудь Аль-Хрени, простите за выражение, не пойдут на разрешение евреям скупать «мусульманскую», как они считают, недвижимость. Поэтому наиболее простой вариант отмены дискриминирующего евреев закона распустить «законодателей». Не надо силком держать власть Абу Мазена или «преемника», который придет за ним. Хаос сам сметет и законодателей и оппозицию, как это было в Ливии, Сирии, Йемене. Ну а нет «автономии», нет и закона. Поможем, страдающим от распрей между Хамасом и Фатхом, бедным «палестинцам» найти приют в благословенной Европе, предварительно выкупив дома и участки, обеспечив тем самым благополучный переезд.

Впрочем, статья не об этом. А о той самой заповеди «Око за Око, Зуб за Зуб»

В статье «Кома Христианства» я уже писал, что не одна из синайских заповедей, бывших некогда столпом христианства не исполняется. Это же относится и к «Око за Око». Ни Европа, ни Америка не должны были допускать строительство мечетей на своей территории пока в Саудовской Аравии, где находится краеугольный камень мусульманской цивилизации и куда совершают хадж миллионы страждущих исмаилитов, не разрешат строить церкви.

На самом деле не только церкви с синагогами строить там запрещено, но и за ввоз Библии, как мы знаем, грозит тюремным сроком. «Око за око, зуб за зуб» говорите? Нет. Это как будто вам выбили все зубы, чтобы вы шмякали там что-то невразумительное за ценности демократии, пока зеленое чудовище с аппетитом, белыми, здоровыми и крепкими зубами медленно и верно пожирает вашу цивилизацию. Да в придачу выкололи то самое «око», что бы не видели и не догадывались добрые европейцы, как медленно и верно их переваривают в утробе, под воздействием псевдолиберальных и «мирноисламских» пищеварительных соков.

Как работает закон «Око за око» показывают последние успехи еврейского государства по борьбе с террором, когда, количество терактов и жертв намного уступают европейским показателям. Это и снос домов террористов, и лишение гражданства, недавно подписанное главой МВД Арье Дери в отношении израильского араба-убийцы Раеда Ахмада. Конечно, это еще не «зуб за зуб», но уже где-то удар под дых и потенциальные террористы тысячу раз подумают, а стоит ли ставить под вопрос благоденствующее существование себя и своей семьи.

Мне вполне разумно могут возразить, что заповедь «Око за окоб зуб за зуб» уже давно не воспринимается буквально и была интерпретирована мудрецами Талмуда в том духе, что, если тебе выбили зуб, необязательно выбивать зуб обидчику. Можно получить денежный выкуп и разойтись с миром.

Кстати, сознательно или нет, используя такое же толкование, действуют и сегодняшние либералы. После терактов в Америке или Европе, часто, Саудовская Аравия и Катар жертвуют миллионы долларов напрямую или через подставные фонды с целью умиротворение ситуации. Взявшие деньги начинают петь песни о мирном характере Ислама, не забывая при этом подчеркнуть о необходимости вести «бескомпромиссную войну с террором». А между тем количество мечетей и экстремистски настроенных проповедников на деньги тех же саудитов только растет. Но либералы, не успокаиваются и снова пытаются при помощи тех же денег откупиться от террора: дадим шекели/евро/доллары на школы, мечети, исламские университеты, да тому же Арафату, как это решили Рабин с Пересом, и все уладится. Да как-то не улаживается.

Я где-то понимаю мудрецов Талмуда, вынужденных в течении многих веков творить в изгнании. Представим себе ситуацию, что зверствующий антисемит, скажем во времена Богдана Хмельницкого, подошел к еврею и со злостью выбил тому зуб. Допустим наш еврей решил действовать буквально заповеди. Собрал друзей и братьев (а это необходимо, ибо злодей хорошо вооружен), поймал антисемита и выбил тому зуб. Что последует дальше? Наиболее вероятно, погром, который уничтожит не только зубы, но и как минимум половину населения местечка. Разумнее подать жалобу гетману или шляхтичу, смотря кто главенствует, с просьбой заставить юдофоба возместить ущерб.

В общем то подход рациональный, но в долгосрочной перспективе, на мой взгляд, проблемы не решает. И история тому подтверждение. Заплативший деньги антисемит затаит злобу и при первой возможности поднимет бучу, так или иначе спровоцировав новый погром.

А уж тем более сейчас, когда вот уж как более 70 лет еврейский народ вышел из изгнания и вернулся на свою землю, негоже и недолжно следовать галутным толкованиям прямых заповедей Торы. Основываясь на череде чудес, начиная с процесса голосования в ООН о создании еврейского государства, анализируя события Шестидневной Войны, а также множество других эпизодов современной израильской истории, я бы не стал отрицать вероятности помощи Небес в процессе становления Израиля.


А если это так, то более, чем логично предположить, что для процветания и успешного развития еврейского народа на Святой земле наши действия должны соответствовать тем заповедям, которыми напутствовал устами Всевышнего Моисей двенадцать израильских колен перед переходом реки Иордан. К слову, это все описано в разделе Торы под названием Дварим, который мы читаем сейчас, перед наступлением праздника Рош-ха-Шана.

P.S. А в конце вопрос на засыпку. Если бы все-таки закон «Око за Око» имплементировался в полную силу, какой пропорциональный ответ должен быть на тот факт, что евреи, фактически, не могут под страхом смерти проживать на территории ПА и Иордании, где подавляющее большинство населения составляют палестинские арабы?